Любовь к молитве непрестанно усиливает нашу любовь к Богу.
Под предлогом немощи не оставляй молитвы, даже на один какой день, пока есть в тебе дыхание.
Филипп, митрополит Филадельфийский
Не находит времени молится только тот, кто не хочет молиться.
Иннокентий митрополит Московский
В течение дня везде, при каждом деле молись краткими молитвами.
Схиигумен Савва Псково-Печерский
Не хотеть молиться – значит не хотеть быть с Богом.
Расположение к молитве часто возникает во время самой молитвы.
Тот умеет хорошо жить, кто умеет хорошо молиться.
Есть чистая молитва и есть созерцание, когда душа приступит тайну, тогда излишни чувства и их деятельность, ибо душа соделывает подобно Божеству и озаряется лучами высшего света.
Стой терпеливо и молись крепко, отревая приражения житейских попечений и всяких помыслов; ибо они возмущают и тревожат тебя, чтоб расстроить твое молитвенное стремление.
Подвизайся ум свой во время молитвы соделывать глухим и немым; и будешь тогда иметь возможность молиться. Как должно.
Св. Нил Синайский
Достоин всякого порицания тот, кто, любя истинную молитву, гневается или злопамятствует: ибо он похож на того, кто желает остро смотреть, а между тем запорашивает свои глаза.
Св. Нил Синайский
Посвящай начатки дня твоего Господу; ибо кому прежде отдашь их, того они и будут.
Если не получил еще ты дара молитвы или псалмопения, то проси неотступно и получишь.
Душа, любящая Господа, постоянно памятует о Любимом. Она хранит эту любовь в сердце, уме и на устах.
Телесная молитва – совершаемая человеком при собственном усилии. Духовная – движимая благодатию и приходит с плачем невещественным.
Св. Игнатий Брянчанинов
Не скорби, не получая тотчас от Бога того, о чем просишь. Он хочет доставить тебе большее благодеяние тем самым, что заставляет тебя с терпением долее предстоять Ему в молитве. Ибо что выше, как простирать беседу к Богу и объяту быть общением с Ним.
Не желай видеть чувственно Ангелов, или силы, или Христа, чтоб с ума не сойти, приняв волка за пастыря и поклонившись врагам – демонам.
Св. Нил Синайский
Молитва есть дыхание духовного человека. Как дыханием телесный человек привлекает окружающий воздух и вдыхает из него жизненность и силу – так молитвою душа отверзает себя везде присутствующему Духу Божию и приемлет от Него жизнь духовную.
Иннокентий митрополит Московский
Без молитвы духовная жизнь наша и алчет, и жаждет, и умирает.
Молись Богу так, как бы ты видел Его, потому что Он точно видит тебя
Учитесь молиться, принуждайте себя к молитве: сначала будет трудно, а потом, чем более будете принуждать себя, тем легче будет, но сначала всегда нужно принуждать себя.
Для мысленного пения или молитвы не нужно назначать известное место или время: на всяком месте, во всякое время можно петь мысленно. По торжищу ли ходишь, путешествуешь ли где или проводишь время в сообществе друзей, – везде можешь возбудить душу свою, можешь и молча взывать к Богу.
Не ищи высших даров Божиих, пока, живя, молишься Ему о помощи, да придет и спасет тебя от греха. Божие само собою приходит, когда будет уготовано место нескверное и чистое.
Не бросай молитвы, когда враг нагоняет на тебя бесчувствие; кто понуждает себя в молитве при сухости души – тот выше молящегося со слезами.
Схиигумен Савва Псково-Печерский
Ты сам не слышишь своей молитвы; как же хочешь, чтобы Бог услышал твою молитву?
Св. Иоанн Златоуст
Большая часть людей, когда поют псалмы и молитвы делают, устами только произносят псалмы и молитвы. А ум их ведет беседы с бесами.
Если же не связаны с молитвой смиренномудрие, любовь, простота и благодать, не порождаются ею, то это не молитва, а личина молитвы.
Бог дарует больше, чем мы просим. Мытарь просил – отпущение. А получил оправдание. Разбойник просил Господа помянуть его в Царствии, но первый наследовал рай.
Св. Иоанн Лествичник
Или вы думаете, что Бог будет внимать молитве, которой вы сами не внимаете?
Св. Филарет митрополит Московский
В своей частной молитве можно класть земные поклоны и в воскресенье – жены святые, встретив Господа воскресшего, поклонились Ему до земли.
Надо молиться Богу, идя к духовнику с вопросом, и просить Бога, чтобы вложил нужную мысль духовнику.
Св. Феофан Затворник
Молитва совершенная бывает лишь вместе со всеми добродетелями.
Св. Феофан Затворник
Действие на душу продолжительной, но невнимательной молитвы подобно действию обильного дождя на железную крышу, с которой сбегает вся вода, в каком бы количестве она ни пролилась, не производя на крышу никакого действия.
Слова молитвы произноси очень неспешно, даже протяжно.
Св. Игнатий Брянчанинов
Молится нужно в мире и спокойствии, вникая в молитву, отсекать злые помыслы и устремлять ум к Богу.
Идя дорогой, молись Богу умом.
Св. Антоний Великий
Хорошо приучаться к молитве Иисусовой на церковных службах. Присутствуя на них, к чему бесплодно и душевредно скитаться мыслями повсюду? А этого невозможно избежать, если ум не будет привязан к чему-либо. Займись молитвой Иисусовой, она удержит ум от скитания, ты сделаешься гораздо сосредоточеннее, глубже, гораздо лучше будешь внимать чтению и песнопениям церковным – вместе, неприметным образом и постепенно, обучишься умной молитве.
Св. Игнатий Брянчанинов
Молитва веры есть духовный магнит, привлекающий благодатную и чудодейственную силу.
Св. Филарет митрополит Московский
Если хочешь, чтобы молитва твоя долетела к Богу, то дай ей два крыла: пост и милостыню.
За дверьми остаются (не доходят до Бога, не бывают услышаны Им) те молитвы, которые, возносясь к Богу, не имеют в себе любви, потому что одна любовь отверзает двери молитве.
Если молишься Богу о чем-либо и Он медлит услышать тебя, не скорби об этом. Ты не умнее Бога.
Долго пребывая в молитве и не видя плода, не говори: ничего не приобрел, потому что само пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше сего, – прилепляться к Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним?
Романовское благочиние Балашовской епархии
сайт Романовского благочиния Балашовской епархии
Пост и молитва-крылья души
Дорогие друзья, братья и сестры, подготавливая нас к празднику Рождества Христова, Церковь предлагает нам особый тренинг, работу над собой, в виде поста, который в древние времена назывался Филипповым или малой Четыредесятницей, сейчас же он называется постом Рождественским. В православных семьях заканчиваются скоромные продукты, и на их место в холодильнике располагаются недавно достанные из погреба консервации, а также фрукты и овощи. Рождественское говенье, не особо строго, потому как в нем разрешается вкушение рыбы в субботние и воскресные дни вплоть до 2 января по н.ст, а со второго января наступают дни особо строгие. И мне хотелось бы поделиться с вами не только своим опытом, но и опытом святых людей и богословов церкви.
Поэтому, дорогие мои, наступает время, когда нам надлежит вспомнить тех, кого мы обидели. Ведь в каждом нас окружаещем Христос, постараться вспомнить свои грехи и осознать последствия их порчи, взмолить Бога, о пощаде за те злодеяния, которые мы сотворили, и покаявшись, причастившись Святых Христовых Таин, для исцеления своей души, взяться разгребать свои захламленные корзиночки (сердца), вверенные нам Спасителем, от накопившегося мусора, и начнать наполнять их душистыми цветами и ягодами (добрыми делами), дабы пост принес важную пользу нашим душам, а свет Христов освятил наш жизненный путь.
Всем Бог в помощь. Благословение Господне на Вас!
Павел Денисов,
священник, благочинный Романовского округа.
Романовское благочиние Балашовской епархии
сайт Романовского благочиния Балашовской епархии
ПОСТ И МОЛИТВА — КРЫЛЬЯ ДУШИ
Дорогие друзья, братья и сестры, подготавливая нас к празднику Рождества Христова, Церковь предлагает нам особый тренинг, работу над собой, в виде поста, который в древние времена назывался Филипповым или малой Четыредесятницей, сейчас же он называется постом Рождественским. В православных семьях заканчиваются скоромные продукты, и на их место в холодильнике располагаются консервация из погреба, а также фрукты и овощи. Рождественское говенье, не особо строго, потому как в нем разрешается вкушение рыбы в субботние и воскресные дни вплоть до 2 января по н.ст, а со второго января наступают дни особо строгие. И мне хотелось бы поделиться с вами не только своим опытом, но и опытом святых людей и богословов церкви.
Поэтому, дорогие мои, наступает время, когда нам надлежит вспомнить тех, кого мы обидели. Ведь в каждом нас окружаещем Христос, постараться вспомнить свои грехи и осознать последствия их порчи, взмолить Бога, о пощаде за те злодеяния, которые мы сотворили, и покаявшись, причастившись Святых Христовых Таин, для исцеления своей души, взяться разгребать свои захламленные корзиночки (сердца), вверенные нам Спасителем, от накопившегося мусора, и начнать наполнять их душистыми цветами и ягодами (добрыми делами), дабы пост принес важную пользу нашим душам, а свет Христов освятил наш жизненный путь.
Всем Бог в помощь. Благословение Господне на Вас!
Павел Денисов,
священник, благочинный Романовского округа.
Протоиерей Александр Реморов: «Поменьше говорить, побольше молиться»
Для чего нужен пост, что он дает?
Цель поста — спасение души. Пост и молитва — как два крыла, на которых можно возлететь в Царствие Небесное. Если одно крыло подбито, то никак не полетишь. Чтобы достичь хотя бы начала духовного возрождения, надо немного попоститься. Пост — это воздержание. Оно положено Господом еще в раю, когда он сказал Адаму, что все можешь делать, но не ешь плодов с этого дерева. Пост полезен для всех, через него немного лучше начинаешь узнавать себя — могу я что-то сделать или нет? Вот, например, кто курит, воздержитесь от курения. Это же простейшая вещь. А вдруг я не могу сделать простейшей вещи?
Вы помните свой первый пост?
Нет, не помню. Я с детства воспитывался в религиозной семье. Помню лишь, что это всегда было время особенное. Капуста и картошка… Картошка печеная — у нас была печка, которая топилась дровами. Печеная картошка — вкусно!
Видео (кликните для воспроизведения).
Сколько процентов православных постятся?
Статистику не ведем. Вот наступил пост, надо поститься, и я могу это сделать, а могу и не делать. И меня никто, кроме моей совести, не проконтролирует.
(Звонок в редакцию «КП»): Я питаюсь плотно и с мясом. Когда пропускаю прием пищи, у меня развивается слабость, начинаю плохо работать… Однажды, решив попоститься, я заметила, что стала раздражительной и злой. Мне не нужно поститься?
Пост — не диета. Его можно сравнить с путешествием. Допустим, я — турист, собираюсь покорить горную вершину. Я хочу посмотреть на мир с горы — там другое небо, облака… В течение этого путешествия я сознательно ограничиваю себя в тех условиях, в которых привык жить. Только так я смогу достичь вершины и посмотреть на ту красоту. Я не буду спать на мягкой перине, питаться буду так, как питаются путешественники, возможно, мне придется перенести дождь, холод, зной… Но я все хочу претерпеть, чтобы достичь цели. И вот здесь точно так же. Можно же ограничить себя в количестве пищи: допустим, я за раз съедаю полкурицы, а тут съем четверть. Раз у вас не получается ограничить себя в роде пищи, то ограничьте себя в количестве, но старайтесь четко себя держать — больше этого не ем.
А почему мы становимся злее? Это — вражье искушение. Мы же утончаем свою плоть и дух, поэтому видим те вещи, которые раньше не видели, — пятнышки и грязь на себе.
В темной комнате вроде все нормально, а включи свет — там паутина по углам и грязь. Так вот надо убрать паутину и грязь. Но надо и молиться, самостоятельно пройти пост — не удастся, надо просить Господа, чтобы он помог это сделать.
Как себя вести в пост совсем старым людям, беременным или больным — у кого нарушено пищеварение?
Поститься нужно настолько, насколько вам позволяет ваше здоровье и врачи. Настолько, насколько вы можете. Поститься же можно и в другом: поменьше смотреть телевизор, поменьше читать фантастику, приключения, детективы, а читать жития святых. Сделать доброе дело соседке, которой 90 лет, а присмотреть за ней некому… Тогда добрые дела будут вашим постом. Они же не требуют ограничения в пище.
Те, кто хочет приобщиться к посту, но не могут выполнять его полностью, когда им лучше это делать и ходить в церковь?
Первая седьмица (неделя. — И.К.) Великого поста — одна из самых главных. В это время читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. В этом каноне много примеров из Священного Писания — что нужно делать, а что не нужно. И если у вас нет такой возможности, то нужно еще походить в храм в последнюю седьмицу — Страстную. Было бы хорошо еще и в четвертую седьмицу, которая называется Крестопоклонной, попоститься. А для души надо читать во время поста Новый Завет. И стараться поменьше обижаться, осуждать и, как говорится, отгребаться от злых дел. Надо еще воздерживаться от языка — поменьше говорить, побольше молиться. Если вы не молились никогда, можно это делать утром и вечером, главное, чтобы это была — ваша личная молитва. А традиционно — в субботу вечером и в воскресенье утром нужно быть в храме. Это — обязательно для православного.
Вот Василий Великий, он жил в четвертом веке, говорит: «Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбления, прости ему долги. Не в судах и сварах поститесь…».
Если обычный человек просто будет произносить какую-нибудь одну молитву, но искренне, это зачтется?
«Отче наш» — молитва Господня же, один раз я ее прочитаю или сто раз… Когда мы произносим божественные слова, то они несут в себе благодать Божию. С кем я общаюсь, от того и набираюсь. Если я общаюсь с матерными словами, говорю такое, что человеку становится плохо, то мне тоже от этого плохо становится.
(Звонок в «КП»): У меня многие подруги стали придерживаться поста и своих маленьких детей тоже заставляют поститься. Насколько это оправдано для детского организма?
До 7 лет обычно детки не постятся. Если он живет в православной семье, какое-то ограничение, конечно, есть. Обычно для детей во вторую и третью, а также пятую и шестую седьмицы Великого поста разрешается есть рыбу. Пост — не самоцель, это средство для достижения цели. Надо, чтобы и дети были здоровые, и мамы веселые, чтобы пост проходил в радости, а не печали и унынии. А то попадет ребенок в больницу с истощением, а на батюшку все свалят. Придите к священнику и посоветуйтесь с ним, что можно вашей крошке кушать, а что нет.
Предписано ли строгое половое воздержание во время поста?
Апостол Павел пишет так: «Воздержание в супружеских отношениях — это вопрос, который решают сами супруги по согласию, ради молитвы, на время». Конечно, незыблемыми для православных остаются среда, пятница, воскресный день и страстная седмица.
Каковы самые серьезные нарушения во время поста? Несоблюдение традиций в Страстную пятницу?
Осуждение. Самый страшный грех Великого поста — осуждение. Никого, совсем никого не осуждать! Нужно всегда отличать человека согрешившего от его греха — грех осудить можно, а человека осуждать нельзя. Ведь он точно такой же, как и я, — из того же теста сделан.
Вы, когда находитесь в храме, замечаете какие-то современные особенности в лицах людей?
В Великий пост лица людей становятся другие. Раньше в городе был один храм, и он был полный. Сейчас в городе больше 30 храмов, и они тоже полные… Где-то в 1988 году мы все снимали на видеокамеру, которую подарили Японии (епархии РПЦ в Японии. — И.К.). И вот недавно я достал старые пленки и посмотрел. Сначала не понял, в чем разница с современными съемками, а потом увидел — на том видео были в храме только пожилые люди. А сейчас — средний и молодой возраст, пожилых немного совсем.
(Звонок в «КП»): Я несколько раз приходила в храм, который находится возле цирка. И там все время уборщицы моют полы и не пускают к иконам, которые огорожены веревками. Получается, уборщицы главные в храме?
Мы приходим в храм к Богу, а не ко мне на кухню. А те люди, которые трудятся в храме, иногда думают, что мы приходим к ним на кухню. Бывает такое. Вы уж нас простите. Мы все, наверное, порождение одного советского общества. То, что у нас не хватает порой любви друг к другу — наверное, это и есть основная цель наступившего поста. Дай Бог, чтобы мы стали лучше любить друг друга.
Мне кажется, что церковь сейчас осуществила поворот к некоторым послаблениям?
Ни в коем случае, все — как всегда…
Но вроде бы патриарх Кирилл в своих выступлениях говорит, что церковь должна быть более ближе к народу…
Стать немножко понятней народу. А это — разные вещи. Вот католическая церковь как раз хочет сделаться ближе, поступается какими-то своими постулатами.
…и послаблений в посту никаких не может быть?
Устав, по которому мы сейчас живем, — монастырский. Он довольно-таки строгий. Мы стараемся людей максимально к нему приблизить, чтобы они его выполняли настолько, насколько могут. Может, послабления и будут мирским людям. А то, что я говорил, — можно есть немного мяса, — так это не послабление, я ж сказал, что надо ограничивать себя, съедать меньше. Это тоже воздержание, пусть такое маленькое, младенческое, но все же — воздержание. Для православных же христиан — строгое ограничение, без разговоров. Но я сейчас имею в виду не православных христиан, а всех жителей города, которые ходят в храм время от времени.
Храм свт. Спиридона Тримифунтского г. Покровска (Энгельса)
О храме и приходе
Сбор средств на строительство храма
Построим храм вместе!
Ваше посильное пожертвование поможет построить храм!
Рубрики
с 2015 года
«Пост и молитва — два крыла постящегося» — настоятель храма дал наставления перед Великим постом.
Великий пост — это время не только особого воздержания и молитвы. Это время острой борьбы со многими недостатками, которые мы все каждодневно замечаем в себе. Мы всякий раз, вступая на путь поста, пытаемся измениться, истребить в себе страсти и грехи. Но как сложно в этом преуспеть, знают все православные христиане.
Как провести Великий пост, который заповедан нам Самим Господом, достойно? Как научиться не унывать, если что-то не получается и почему порой именно в пути к Светлому Христову Воскресению нас одолевают больше всего различные искушения? Об этом мы поговорили с настоятелем храма иеромонахом Спиридоном (Савиным).
Отец Спиридон, мы знаем, что Спаситель освятил пост Своим примером, когда постился 40 дней в пустыне (см.Мф.4:1-2). Как определить грань подражания Христу и рассчитать свои силы правильно ?
Знай себя и будет с тебя, говорил прп. Амвросий Оптинский. Каждый знает, какова мера его душевных и физических сил. Нужно помнить, что пост не должен умножить болезни и немощи. Работа у всех разная и это тоже влияет на меру поста. Одно дело — ты водитель автобуса и ты крутишь баранку, а ещё ответственен за жизнь пассажиров, и поэтому поддерживать силы ты просто обязан. А вот курить при этом брось, да к тому же убери матерную брань из лексикона. Другое дело — ты за себя отвечаешь или работа малоподвижная. В общем, если есть сомнения, попроси совета у священника на приходе или духовника.
Великий пост разделен на Четыредесятницу и Страстную седмицу — почему?
Пост, приготовляющий нас к Воскресению Христову, называется Великим не только из-за его духовной значимости, но и по причине продолжительности – 48 дней. Он последовательно соединяет два поста: Четыредесятницу (длится 40 дней и заканчивается в пятницу 6-й седмицы) и пост Страстной седмицы . В Церкви Четыредесятница установлена в воспоминание 40-дневного поста Господа нашего Спасителя (Мф.4:2; Лк.4:2). Иисус Христос, освятив пост личным примеров, повелел поститься и Своим ученикам. В 69 правиле святых Апостолов говорится следующее: «Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую Четыредесятницу пред Пасхою , или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен»
Пост Страстной седмицы является как бы продолжением воздержания во время святой Четыредесятницы . Хотя Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим не принадлежат Страстной седмице , они являются как бы вратами к искупительным Страданиям Иисуса Христа. Пост в эти дни также соблюдается, но ослаблен, так как они праздничные: в Лазареву субботу разрешается икра, а в Вербное воскресение – икра и рыба.
Пост Страстной седмицы установлен по заповеди Спасителя: придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни (Лк.5:35). В «Апостольских постановлениях» говорится: «Он Сам заповедал нам поститься в эти шесть дней по причине нечестия и беззакония иудеев, повелев сетовать о них и плакать о погибели их; ибо и Сам проливал слезы о них, не узнавших времени посещения своего» (Кн. 5.15).
Пост — не только отказ от каких то продуктов питания. В чем может еще выражаться пост для обычного человека, мирянина?
Пост и молитва — два спутника, два крыла всякого хотящего пройти Великий пост до конца и встретить Пасху. Если нет молитвы, значит мы на диете только. Отсутствует воздержание — тоже неверно. Все святые постились. Ведь мы хотим победить родоначальника всякого зла, человекоубийцу искони, диавола (см. Ин.8:44). Господь нам говорит, что сей же род изгоняется только молитвой и постом (Мф.17:21). В эти дни важно также следить за своей речью, не пустословить. Да всё тоже самое — уклонись от зла и сотвори благо (Пс.33:14).И в тоже время нужно постараться обойтись без крайностей.
Во время поста мы должны отказаться от различных увеселений. Но как быть, если тебя пригласили в театр или кино? Допустимо ли сходить на серьезный, классический спектакль или философский фильм, не комедийного жанра? И можно ли смотреть телевизор?
«Все мне позволительно, но не все полезно», — говорит апостол Павел в своем послании (1Кор.6:12). Выбор всегда за человеком. Осуждает совесть — не ходи. Считаешь, что прав — иди. Но помни, что о неполезности ты предупрежден. Пост время покаяния, а не развлечения. “Зомбоящик” разучает человека мыслить, если уже не разучил. Все серьезные новости до тебя и так дойдут, через сарафанное радио, сорока на хвосте принесет. Питать себя иллюзиями, что ты в центре событий, не полезно, и даже вредно.
Батюшка, скажите, если в семье не соблюдают пост — допустимо ли постится ребенку при его собственном желании? Некоторые воспитанники нашей воскресной школы задумались, как им поститься. Ведь они должны проявить и послушание родителям.
Вообще приготовить что-то постное не так уж и трудно. У нас всё для этого есть. Мы же не в пустыне. Хорошо, если в семье есть всеобщее понимание и согласие. Очень хорошо, если есть постящиеся родители и дети берут с них пример. Вот если дети хотят, а родители против, то здесь сложнее, хотя что трудного приготовить постное, главное, чтоб вкусно и питательно! Мне приходилось самому видеть семьи, где родители своим пренебрежением к посту и молитве отбили вообще всякую любовь к этому. Ну или заглушили ростки веры. И напротив, где видится любовь и понимание, там и плоды совсем другие, достойные, потому нужно ребенку не отказать. Но при этом акцент не забыть сделать на отказе от бесполезных бродилок по интернету и тому подобное.
Все богослужения Великого поста совершаются тихо, медленно, с глубоким благоговением. Очень много и коленопреклоненных молитв. А если здоровье не позволяет — как быть?
Знаю одну женщину. Она в храм приходить начала во время Великого поста. «Так вот там все же на колени встают», — так она говорила. А у нее колени больные — если на них встанет, то потом уже не встанет. И возраст не маленький. Говорю, ничего страшного, не вставайте. Она: «А что про меня скажут, а что подумают — вот ведь и бабушки на коленях, а я моложе их». У человека сформировалось свое “Я”, которое считает себя авторитетом в духовных вопросах, в его заложниках она и оказалась. Например, свт. Филарет, отвечая на вопрос, можно ли сидеть если ноги болят, сказал, что лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах!
Батюшка, Пасха каждый год в разные дни, соответственно Великий пост начинается по-разному. Почему?
Давайте познакомимся с Пасхалией. Это система расчета, позволяющая по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин, определить даты празднования Пасхи и переходящих церковных праздников для любого заданного года (отсюда и название — пасхалия). На основании особых вычислений составляется календарь праздников. Русская Православная Церковь для вычисления даты празднования Пасхи и переходящих праздников пользуется традиционным юлианским календарем, созданным еще при Юлии Цезаре в 45 г. до н.э. Нередко этот календарь называют «старым стилем». Западные христиане пользуются григорианским календарем, введенным в 1582 г. римским папой Григорием XIII. Он обычно именуется «новым стилем».
Вследствие неидентичности правил пасхалии разных религий, дни празднования Пасхи у них не совпадают. Согласно правилам Первого Вселенского собора (325 г. в Никеи) празднование православной Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование православной Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи. Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах от 22 марта до 25 апреля старого стиля или от 4 апреля до 8 мая нового стиля.
Великий пост подобен ступеням лествицы, ведущей нас к Воскресению Христову. Пройти по этим ступеням очень сложно. Кто-то порой впадает в уныние, понимая, что мало достиг в борьбе со своими грехами и страстями. А порой говорят: «Плавали — знаем!» и сворачивают с пути. Как научится не падать духом и не опускать руки?
Я знаю людей, которые свернули с этого пути, но опыт они получили. Говорят об этом только хорошее — душа просто летала, как выражались они. А как не падать духом и не опускать руки, так это ж просто! Будь с Церковью — это же корабль, на нём тебе найдётся место! Живи её жизнью, ты же говоришь, что любишь Бога и знаешь Его. Напомню, не обманывайтесь — кому Церковь не мать, тому Бог не Отец. Плавать, конечно, можно и на лодке и на бревне, но только труднее это и шансов меньше.
Прп. Иоанн Лествичник в своем труде «Лествица» объясняет нам и прямо таки разжевывает все стороны восхождения по духовной лестнице.
Отец Спиридон, дайте наставление, как правильно провести дни Великого поста. Особенно тем, кто недавно в Церкви.
Ничего нового я не скажу — вкусите и видите, яко благ Господь (Пс.33:9). Начните пост, начните посещать службы, читайте духовную литературу, спрашивайте, если что непонятно. Исповедуйте грехи, Господь ждет этого. А когда начнете ощущать, что с души спадают греховные оковы, что она обновляется, расцветает, тогда не забудьте поблагодарить Бога, Его пречистую Матерь и всех святых, за то, что своим предстоянием пред Ним они вымаливают нам время на покаяние, способствуя всячески обрести благодать и спасение.
Два крыла Великого поста
Представляем вашему вниманию отрывок из книги бесед архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна (Попова), руководителя миссионерского отдела Русской Православной Церкви, «Любовь долготерпит». В издание вошли беседы архиепископа Иоанна — руководителя миссионерского отдела Московского патриархата, правящего архиерея Белгородской епархии, — которые на протяжении нескольких лет он вместе с журналистом Марией Городовой вёл в рамках рубрики журнала «Крестьянка», отвечая на вопросы читателей.
– Владыка, давайте сегодня поговорим о том, что такое пост. У меня к вам сразу несколько вопросов, часто встречающихся в нашей почте: «Обязательно ли поститься? Как соблюдать пост беременным женщинам, кормящим матерям, больным? И вообще, зачем нам нужен пост?»
– Однажды, как сказано, в день субботний, Христос вместе со Своими учениками проходил «засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот ученики Твои делают то, чего не должно делать в субботу». (Мф. 12. 1–2). Они хотели уличить Христа в нарушении богоданной Заповеди о том, что в субботу нельзя совершать никакой работы, в том числе и приготовление пищи. А Христос на это ответил: «Суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2. 27). Не человек существует для исполнения Закона, а Закон дан Богом человеку для его совершенствования.
В Евангелии много эпизодов, когда Христос обличал фарисейское, рабское следование Закону, называя фарисеев лицемерами и даже «гробами окрашенными», подчеркивая этим, что главное – не слепое следование форме, а обращение к Богу, живая связь с Ним. Так вот, пост – это не диета, цель которой изменение определенных физических качеств человека. И не свод каких-то кулинарных, пищевых, физиологических ограничений человека. Это вообще ни в коем случае не совокупность каких-то жестких, непонятных предписаний, которые превосходят всякие человеческие возможности. Пост – не обряд и не форма. Пост – это средство стяжания любви к Богу, к людям, к природе. Человек постится для того, чтобы заново ощутить любовь Божью, для того, чтобы почувствовать, что этот мир состоит не только из наших желаний, вожделений, животных инстинктов, нет. У Фейербаха была такая фраза: «Человек есть то, что он ест». Так вот, пост доказывает, что человек много больше, что он существо духовное, что он способен преодолеть те желания, страсти, инстинкты, которые часто владеют им.
И пост для того и возник, чтобы восстановить эту правду о человеке. Правду о том, что человек – высшее творение Создателя, соединяющее в себе не только физический мир, но и духовный. И это восстановление истинной, духовной природы человека происходит путем преодоления им своих физических потребностей.
Мы уже не раз говорили с вами о том, что грех стал той пропастью, которая отделила человека от Бога, и цель поста – восстановление тех утраченных связей, которые были между Богом и человеком, восстановление той Божественной любви, которая была изначально открыта человеку.
– Спасительная сила поста давно известна человечеству. Люди постились во время испытаний, для того, чтобы испросить исцеление или прощения своей вины, для того, чтобы оплакать всенародное несчастье, вымолить прекращение какого-либо бедствия. Пост совершался перед тем, как приступить к какому-либо важному делу, для того, чтобы испросить необходимую для этого благодать.
– Ветхий Завет изобилует примерами того, как спасали посты. Например, сорокадневный пост спас город Ниневию, который был за свои грехи обречен на гнев Божий и уничтожение. В «Книге пророка Ионы» рассказывается, как Господь послал в город Иону пророка с тем, чтобы тот призвал жителей покаяться. Они услышали Иону, объявили пост, покаялись, и город был спасен – Господь принял их жертву.
Христос Сам преподал нам пример, когда Он «сорок дней и сорок ночей» постился в пустыне перед тем, как выйти к людям на проповедь.
Что касается вопросов «Обязательно ли поститься?», то тут изначально неверный взгляд на проблему. Пост – это призыв Бога к человеку и добровольный ответ человека – но ни в коем случае не насилие. Так как пост – это дело духовное, то перед тем, как приступить к нему, надо взять на него благословение. Вот это надо сделать обязательно, потому что есть большая разница между тем, когда делаешь что-то от себя, по своему решению, или же совершаешь это же действие по послушанию.
Посты нельзя рассматривать как некие отрезки времени, не связанные с Евангельскими событиями. Центром всех наших усилий, поступков в посту является Сам Христос, поэтому пост нельзя рассматривать отдельно от событий Его жизни, изложенной в Священном Писании. Поэтому весь ход церковных богослужений во время постов направлен на погружение верующего в события спасительной истории человечества.
– И все же как вы держать эти долгие семь недель больному или беременной? Можно ли оставлять в рационе постящегося больного мясо или творог? Есть ли тут какие-то послабления?
– Знаете, когда разговор о посте идет в плоскости гастрономической, когда люди начинают высчитывать, какие скоромные компоненты входят в постную пищу (например, молоко и яйца в хлебе и т.д.), то они при этом рассуждают о букве, но теряют Дух. Видеть суть поста в этом неверно. И вообще, рассуждение о том, что входит в тот или иной рацион, – это вопрос кулинарии или диеты, но не поста.
Пост – это средство для достижения высшего блага, блага любви, поэтому он предписывает снисходительно относиться и к больным, и к беременным, и к кормящим. Пост устанавливается для того, чтобы каждый мог в меру своего духовного и физического состояния отдать Богу то, что он может. Если человек чувствует, что он не может чего-то выполнить, то он должен взять благословение на то, чтобы, например, вкушать скоромное, но тогда он должен ограничить себя в чем-то другом, например не смотреть развлекательных программ и т.д. «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст» (Мф. 15. 11) – эти Евангельские слова были сказаны Христом, когда фарисеи в очередной раз пытались изобличить Его. И дальше Христос поясняет своим ученикам: «Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека… «(Мф. 15. 17–20).
Пост – это свидетельство готовности человека всего себя пожертвовать Богу. Но только помни, что твоя жертва к тебе же и возвращается: насколько ты отдал из любви к Богу, настолько к тебе и вернется. И потом очень важно, как ты это делаешь, для кого? «Так, когда поститесь, не будьте унылы как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися», – учил Христос. Надо явиться постящимся «не пред людьми, но пред Отцом твоим, который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6. 16–18).
– Часто люди не постятся, оправдывая себя тем, что пост истощает.
– Это заблуждение. Пост не забирает силы, он их придает. Потому что когда человек, имея перед собой ясную цель соединение со Христом, в подражание Ему постится, когда он участвует в богослужениях, он эти силы получает. Пост без участия в богослужениях теряет смысл. Если сравнить человека с сосудом, то когда мы посредством поста что-то вычищаем в себе, убираем, то сосуд становится на время пустым, человеку становится полегче, но жизнь не терпит пустоты, и все, от чего мы желали избавиться, может вернуться назад. Но если мы участвуем в богослужениях, в Таинствах, то мы наполняемся благодатью Христовой, и она дает нам силы и обновление.
– Владыка, еще один вопрос. Наша читательница из М., верующая, пишет, что ее муж не желает придерживаться поста в плане воздержания от супружеских отношений и что это часто приводит к конфликтам. Что тут можно посоветовать?
– Мы, священники, в своей практике часто сталкиваемся с такими жалобами. Более того, давно замечено, что во время постов часто вдруг у неверующих мужей или жен появляется какая-то особая сексуальная агрессивность. Это порождает в семье непонимание, конфликты и даже может привести к разрушению семьи. Что тут можно посоветовать? Во-первых, и мы уже об этом говорили, надо вспомнить слова апостола Павла о том, что «неверующий муж освящается женою верующею» (1 Кор. 7.14). Во-вторых, мне кажется уместным здесь вспомнить высказывание Василия Великого о том, что Закон не должен быть палкой в руках слепого, который размахивает ею направо и налево и бьет всех… Нельзя ни в коем случае обострять отношения, быть непримиримой. Пост нельзя навязывать. Пост ни в коем случае не должен довлеть над человеком и не должен быть прессом. Обратите внимание, мы неслучайно говорим не об изменении человека под воздействием поста, а о преображении. Это разные вещи. Для преображения должен быть свободный выбор самого человека, тут нельзя заставить. И раз уж мы говорим о том, что суть поста – стяжание любви, то единственно возможный совет нашей читательнице – проявить терпимость, терпение, понимание и снисхождение к близкому человеку.
Для нее в этой ситуации пост будет заключаться в том, чтобы она сама не провоцировала мужа и ограничивала себя. Думаю, можно говорить о том, что женщина в такой ситуации должна проявить жертвенность ради целостности семьи.
Общий совет дать невозможно, надо понимать главное: там, где Закон начинает довлеть над жизнью, там, где жизнь начинает уничтожаться, там уже нет Христа, потому что Он и есть жизнь.
– Владыка, для человека невоцерковленного, пост – это трудно, с чего можно начать этот путь, путь к Богу?
– Да, пост – это трудно, и трудности эти чаще всего не внешние, а внутренние. Я бы даже сравнил пост с гражданской войной, которая происходит в человеке, когда каждый раз решается, с кем ты? Со Христом или нет. Есть масса искушений, которые подстерегают вставшего на этот путь, они тянут его за собой вниз. Но у поста есть два крыла: молитва и милосердие, добрые дела. Без них пост слепой обряд, мертвая форма. Они возносят человека к Господу и дают ему силы. Откройте в молитвослове молитву Ефрема Сирина…
– Это ту самую, которая поразила молодого Пушкина, которую он незадолго до смерти изложил в стихах и о которой сказал: «Во дни печальные Великого поста, Все чаще мне приходит на уста. И падшего крепит неведомою силой…»
Видео (кликните для воспроизведения).
– Да, эту. Молитву которая читается на всех, кроме субботы и воскресенья, богослужениях Великого поста. Вчитайтесь в нее, она небольшая, в ней нет ничего чрезвычайного, непонятного, незнакомого. Сначала в молитве изложено то, от чего бы человек хотел освободиться, затем в ней перечислено то, чего он хочет достичь, – те духовные дары, о которых человек просит у Бога. И кончается молитва призывом: «Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего…» Все очень просто, почти обыденно, предельно знакомо. Вот с этой молитвы, написанной сирианским монахом Маар-Афремом в IV веке, и начните свой Великий пост.