Сунна после пятничной молитвы

Полное описание: Сунна после пятничной молитвы - для наших любимых читателей.

Сколько ракаатов следует совершать после пятничной коллективной молитвы?

В.: После совершенияобязательной коллективной пятничной молитвы, люди встают и совершаютразное количество дополнительных желательным молитв. Какое количестворакаатов следует совершать в этих молитвах?

Из всего вышеприведенного, становится ясно,-а Аллаху известно лучше – что здесь с одной стороны выбор между 2 и 4ракаатами, а с другой необходимо различать место совершения молитвы;дома или в мечети.

Внимание: Из вопроса можно понять, что этумолитву совершают коллективно, если так, то это противоречит СуннеПророка, да благословит его Аллах и приветствует. Лучшим вдополнительным молитвах, является совершение их единолично, но еслииногда совершать их совместно, в коллективе, то нет проблемы. Этотмомент мы поясняли в вопросе под номером: 38606.
А Аллаху об этом ведомо лучше.

О молитве сунна до пятничной молитвы

О молитве сунна до пятничной молитвы

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выходилиз дома в день Джума (Пятницу) и взбирался на минбар. Затем муаззинпроизносил Азан, и после этого Пророк (да благословит его Аллах иприветствует) начинал свою хутбу. Если бы существовала молитва Сунна,которую следует совершать до Пятничной молитвы, то Пророк (даблагословит его Аллах и приветствует) сказал бы об этом и делал бы этосам. Во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) небыло ничего кроме азана перед хутбой.
Поэтому большинство имамов согласны с тем, что нет сунны, которуюследовало бы совершать перед Пятничной молитвой, так в обратном случаедолжно было существовать сообщение о словах или действиях Пророка (даблагословит его Аллах и приветствует), но ничего подобного не былопередано. Это было мазхабом имама Малика, Шафи и большинства из егосподвижников, и хорошо известным мнением мазхаба Ахмада.

Аль Ираки сказал:
«Я не видел ничего указывающего на то, что эти три имама рекомендовали совершать молитву сунну до этого (Джума)»

Мухаддис Альбани сказал:
«По этой причине, так называемая сунна не упомянута в Китаб аль Уммимама Шафи, или в книге аль Масаиль имама Ахмада, или в трудах другихранних имамов. Поэтому я говорю: «Те кто совершают эту молитву неследуют за Посланником Аллаха или за имамами; напротив они подражаютпоздним ученым, которые подобны им в том, что они также имитаторы(ранних ученых), а не муджтахиды (ученые которые выносят собственныерешения). Удивительно видеть имитатора имитирующий другого имитатора»(Гауль аль Мубин, 60,374)

Более того, между первым и вторым призывом к молитве должно бытьдостаточно времени для того чтобы люди успели подготовиться к молитве,но не время для того чтобы совершить два раката, как это делается внекоторых странах и мечетях.
В отношении совершения совместного дуа за имамом, после молитвы,Шейх ибн Усеймин ответил на этот вопрос для аль Фатава, стр. 368:
«Это является нововведением, о котором нет сообщения от Пророка(да благословит его Аллах и приветствует) или от его сподвижников.Людям предписано поминать Аллаха после молитвы, в соответствии сучением Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) иэто следует делать громко, как передано в хадисе Бухари от Ибн Аббаса(да будет доволен им Аллах): «Люди повышали свои голоса в зикре(поминании Аллаха) после совершения предписанной молитвы, во временаПророка (да благословит его Аллах и приветствует)»

Относительно совершения молитвы после Джума, ибн аль Каййум сказал в аль Заад (1:440)

Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) завершалДжума, то он заходил в свой дом и совершал два раката Сунны и онприказывал в последствии совершать четыре раката. Наш шейх Абул Аббасибн Теймия сказал: если он молился в мечети, то совершал 4 раката, еслиже дома то 2 раката. Я говорю что об этом сказано во многих хадисах.Абу Дауд передал в Сунане (1130) от ибн Умара, что когда он молился вмечети, то совершал четыре, и когда он молился дома, то молился два.

В отношении проведения рука по лицу после дуа, то об этом несказано ни в одном из достоверных хадисов; напротив некоторые ученыеутверждали что это бидат (См. Муджам аль Юида, стр 227)

Не совершайте этого бидата и не участвуйте в том. Мы советуем быть с людьми следующие сунне.

Достоинства пятничного дня и как следует его встречать

Самым лучшим днём для мусульман является пятница. Этот день занимает в жизни правоверного мусульманина почётное место. Пятница, в честь которой в Священном Коране названа целая сура, является не только днём поклонения, но и праздничным днём мусульман. Пятница – это день единения и общения верующих. А пятничная проповедь – это своеобразный обмен знаниями. Но, к сожалению, многие из наших братьев пропускают пятничный намаз, считая, что это всего лишь сунна, а некоторые же и вовсе, зная, что это фарз, всё равно беспечны к своим обязанностям.

Пятница – лучший из всех дней после дня стояния на Арафате. Совершение греховного в пятницу является пренебрежением к этому священному дню, к милости Всевышнего в этот день. Поэтому в нём многократно увеличивается не только воздаяние за добрые деяния, но и наказание за грехи.

В пятницу Всемогущий Аллах сотворил нашего праотца Адама (мир ему), в нём же Он переселил его на Землю, и умер Адам (мир ему) в пятницу. В течение пятницы существует особый промежуток времени, когда Всевышний Аллах принимает наши мольбы. Но Аллах скрыл его, чтобы мусульмане всю пятницу усердно занимались поклонением Ему, ибо богослужение в этот день высоко ценится.

Ночь на пятницу – лучшая после ночи рождения благородного Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и ночи могущества и предопределения – Лайлат аль-кадр.

Всевышний Аллах в Священном Коране говорит (смысл): «О вы, которые уверовали! Когда прозвучит призыв к молитве в пятницу, то поспешите к поминанию Аллаха (к проповеди и намазу), оставив торговые дела» (сура «аль-Джуму’а», аят 9).

В благородном хадисе также говорится: «Суббота дарована иудеям, воскресенье – христианам, а пятница – мусульманам. В этот день мусульманам ниспосылается обилие, всяческие блага, всё доброе».

Читайте так же:  Молитва за новопреставленную душу

Верующие, которые устремляются в мечети для совершения пятничных молитв, слушая проповедь и совершая после неё намаз, очищаются от накопившихся за неделю в их сердцах грехов. Именно поэтому это поклонение является ритуалом еженедельного духовного очищения для верующих. Об этом Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) говорил следующее:

«Тот, кто, сделав полное омовение, надев чистую одежду и умастив себя благовониями, не спеша направится в мечеть и, не проронив ни единого слова, выслушает проповедь имама и совершит за этим пятничный намаз, вернётся домой очистившимся от всех грехов, совершённых им с прошлой пятницы» (Абу Дауд).

Доказательства обязательности пятничного намаза

Обязательность пятничной проповеди и намаза утверждена Священным Кораном, Сунной и единым мнением исламских учёных. Отрицание этого является куфром.

Как произнесение проповеди перед пятничным намазом является фарзом, также фарзом аль-айн для тех, кто в состоянии, является совершение двух ракаатов пятничного намаза.

В Коране сказано: «О вы, которые уверовали! Когда вас зовут на молитву в пятницу, проявляйте рвение в поминании Аллаха, оставив торговые дела» (сура «аль-Джуму’а», аят 9).

Также есть множество хадисов, указывающих на обязательность пятничного намаза. Вот некоторые из них:

В достоверном хадисе, приводимом от Тарика ибн Шихаба (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Совершение совместной пятничной молитвы является обязанностью для каждого мусульманина, за исключением четверых: раба, женщины, ребёнка и больного» («Сунану Аби Давуда», № 901).

Пропускать пятничную молитву без уважительной, по нормам Ислама, причины запрещено! Ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто оставит подряд три пятничные молитвы без причины, будет записан среди лицемеров!» («Мусаннафу ибн аби Шайба», № 5579).

«Совершение пятничного намаза в джамаате является обязанностью каждого мусульманина. Свободными считаются лишь невольники, женщины, дети и больные» (Абу Дауд, Байхаки).

«Если вы не перестанете оставлять пятничный намаз, Аллах запечатает ваши сердца так, что вы навеки останетесь в беспечности» (Муслим, Рияд ас-Салихин).

По вышеприведённым доводам, а также по единогласному решению мусульманских богословов понятно, что пятничная молитва является прямым предписанием Всевышнего, которое мы не имеем права игнорировать.

Тем, на кого возложен пятничный намаз, запрещено (харам) заниматься торговлей или другим делом после того, как прозвучит призыв (азан) для пятничной молитвы, и до её окончания.

Получение разрешения для отлучки на пятничный намаз

Совершение пятничного намаза является повелением Всевышнего Аллаха, то есть обязанностью (фарзом) для каждого совершеннолетнего и дееспособного мусульманина. Выполнение этого фарза является как правом, так и обязанностью каждого верующего. Поэтому, на какой бы работе ни находился верующий, он имеет полное право требовать разрешения для исполнения возложенной на него обязанности. В свою очередь работодатель, имеющий в своём подчинении работников-мусульман, должен помнить о такой необходимости, как выделение им в пятницу необходимого времени, достаточного хотя бы для совершения пятничного намаза. Это является исполнением религиозного долга, а также способствует распространению и укреплению братских уз между верующими.

Достоинства дня джум’а и его порядок

День джум’а – это еженедельный обряд коллективного поклонения верующих. Совершить в этот день гусль (полное купание тела) и отправиться в мечеть является великим достоинством. Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) и следующие по его стопам великие люди уммы считали пятничный гусль благим деянием и всегда призывали к этому и других. Относительно него существует множество хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение), вот некоторые из них:

«Пусть тот из вас, кто желает пойти на пятничный намаз, совершит гусль» (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, ан-Насаи).

«Даже если вы не осквернены, вам следует совершать по пятницам гусль и мыть голову».

«Совершать по пятницам гусль является личным долгом каждого мусульманина» (Бухари, Муслим).

Облачение в чистые одежды и умащение благовониями

Наша религия является религией чистоты. Мусульманин должен стараться всегда и везде быть чистым, и ещё большее внимание он должен уделять своей чистоте и опрятности по пятницам. Он также должен стараться одевать на пятничный намаз свою самую чистую и самую красивую одежду. Об этом Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил следующее:

«Каждый мусульманин с наступлением пятницы должен почистить зубы, совершит гусль, облачиться в чистую одежду и, если есть, умастить себя благовониями».

«Каждому из вас, помимо своей рабочей и повседневной одежды, следует иметь чистую одежду, предназначенную для пятничной проповеди» (Абу Дауд, Ибн Маджа).

Отправление на пятничный намаз заранее и пешком

После совершения гусля, умащения благовониями и облачения в чистые одежды не менее поощряемым действием в пятничный день является отправление в мечеть пешком. Об этом существует множество хадисов Досточтимого Пророка (мир ему и благословение), вот некоторые из них:

«В пятничный день перед воротами каждой мечети встаёт ангел и начинает в порядке очереди записывать в книгу деяний имена тех, кто пришёл в этот день в мечеть. Когда в мечети появляется имам и начинает свою проповедь, ангелы закрывают свои книги и отправляются слушать хутбу. Таким образом, те, кто пришёл в мечеть в ранние часы, получают награду, равную верблюду. Пришедшие позже – награду, равную курице, ещё позже – яйцу» (Абу Дауд, Ибн- Маджа).

«Тот, кто в ранние пятничные часы, совершив гусль, отправится пешком в мечеть и, не проронив ни слова, прослушает пятничную проповедь и совершит намаз, получит за каждый сделанный им по пути в мечеть шаг награду, равную награде за год поста и молитв» (Абу Дауд, Тирмизи, ан-Насаи).

Применение мисвака

Чистка зубов мисваком перед каждым второстепенным и обязательным намазом является весьма поощряемым в нашей религии действием. Особенно это поощряемо при совершении коллективных и пятничных намазов. В хадисах о необходимости чистки зубов Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) говорит следующее:

«Намаз, который совершается с применением сивака, превосходнее любого другого в семьдесят раз» (Ахмад, Хаким).

«Чистите зубы, используя мисвак, так как это причина чистоты рта и довольства Господа» (Ахмад).

Читайте так же:  Заупокойная молитва вдовицы за супруга

«Если бы я не боялся обременить свою умму, я бы приказал вам чистить зубы перед каждым намазом» (Ахмад).

Внимательность при хутбе

Следует молча слушать пятничную хутбу и не разговаривать во время её чтения. Об этом в хадисах Досточтимого Пророка (мир ему и благословение) говорится следующее:

«Если во время пятничной хутбы ты скажешь соседу: «Замолчи», ты и сам считаешься заговорившим» (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, ан-Насаи).

«Если во время пятничной хутбы ты скажешь соседу: «Замолчи», ты и сам считаешься заговорившим», а разговор во время хутбы лишает благ самого дня джум’а» (Ахмад).

«Если пришедший на пятничный намаз сможет избежать трёх вещей, он очистится от грехов до следующей пятницы, это – создание неудобств для других, разговоры и поучение других словами типа: «Замолчи» (Ахмад).

Час принятия всех молитв

В пятничный день есть такой час, в который принимаются все молитвы, и который называется часом принятия всех молитв. Существуют различные мнения относительно того, на какое время пятницы приходится этот час. Наиболее достоверным является то, что это время начинается с началом хутбы имама и продолжается до завершения пятничного намаза. О том, что искренне совершённые в это время молитвы будут непременно услышаны, в хадисах Досточтимого Пророка (мир ему и благословение) говорится следующее:

«В пятницу есть час, в который принимаются все молитвы, ни одна из которых не отвергается Всевышним Аллахом» (Бухари, Муслим).

«С момента, когда имам взошёл на минбар и до завершения намаза принимаются все молитвы и взывания взывающих» (Муслим).

Достоинства пятницы и пятничного намаза

Пятница – лучший и священный день недели и праздник для мусульман. Всевышний Аллах в священном Коране говорит (смысл): «О вы, которые уверовали! Когда прозвучит призыв к молитве в пятницу, то поспе­шите к поминанию Аллаха (к проповеди и намазу), оставив торговые дела, – так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (сура «Аль-Джуму’а», аят 9). В благородном хадисе также говорится: «Суббота дарована иудеям, воскресенье – христианам, а пятница – мусульманам. В этот день мусульманам ниспосылается обилие, всяческие блага, всё доброе».

Пятница начинается с заходом солнца в четверг и продолжается до его захода в пятничный день, то есть священными являются пятничный день и ночь накануне.

Согласно хадису Пророка (мир ему и благословение), пятница является более благим днём, чем даже праздничные дни (праздник жертвоприношений – Ид аль-Адха, и праздник окончания поста – Ид аль-Фитр), а также день Ашура. Пятница – лучший из всех дней после дня стояния на Арафате. Совершение греховного в пятницу является пренебрежением к этому священному дню, к милости Всевышнего в этот день. Поэтому в нём многократно увеличивается не только воздаяние за добрые деяния, но и наказание за грехи.

В пятницу Всемогущий Аллах сотворил нашего праотца Адама, в пятницу Он переселил его на Землю, и умер Адам в пятницу. В течение этого дня существует особый промежуток времени, когда Всевышний Аллах принимает наши мольбы. Но Аллах утаил его, чтобы мусульмане всю пятницу усердно занимались поклонением Ему, ибо богослужение в этот день высоко ценится.

Ночь на пятницу – лучшая после ночи рождения благородного Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и ночи могущества и предопределения – Ляйлят аль-Кадр. В пятничную ночь Всевышний Аллах освобождает от огня Ада шестьсот тысяч человек. Верующий, который умрёт в эту ночь, получит вознаграждение шахида, павшего на пути Аллаха, и будет защищён от могильных мук.

Ангелы называют пятницу днём обилия, потому что Всевышний Аллах в этот день одаривает Своих рабов безграничными милостями и благами. Этот день следует посвятить деяниям для вечной жизни, не занимаясь мирскими делами, кроме крайне необходимого. Конец Света также наступит в пятницу. А обитатели Рая будут наслаждаться высшим наслаждением – будут лицезреть особым зрением Всевышнего Аллаха – тоже по пятницам.

Начиная со времени предзакатного намаза в четверг, желательно готовиться к пятнице. В это время принимается и мольба. В ночь на пятницу и днём желательно благословлять Пророка (мир ему и благословение) не менее 300 раз. В хадисе сказано: «Самым ценным днём недели является пятница, в этот день многократно благословляйте меня, ибо ваши благословения доходят до меня».

В пятницу желательно (сунна) соблюдать пост (выразив соответствующее намерение накануне вечером). Но нельзя соблюдать пост только в пятницу, следует поститься в четверг и пятницу или в пятницу и субботу. Также желательно раздавать добровольные пожертвования (садака), постараться обрадовать близ­ких, посещать родственников, особенно родителей, навещать больных, посещать могилы близких, готовить для себя и гостей вкусную пищу.

С рассвета следует совершить полное ритуальное купа­ние, постричь волосы и ногти, надушиться благовониями и надеть чистую (луч­ше новую) парадную одежду, т. е. заняться личной гигиеной. Рекомендуется принять участие в собраниях, где учёные-богословы рассказывают о нашей религии.

Для дееспособных, свободных и достигших по­ловой зрелости мужчин является обязатель­ным (фарз) участвовать в коллективной пятничной молитве, если они прожи­вают в населённом пункте, где совершают эту пятничную молитву. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Выполнение пятничного намаза – обязательство для каждого мукалляфа (совершеннолетнего и умственно полноценного мусульманина, если он не имеет уважительной причины, позволяющей не участвовать в пятничном намазе)».

Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы пятничный намаз считался действительным, в нём должно участвовать не менее сорока человек, владеющих правильным чтением суры «Аль-Фатиха» и других молитв. Также его нужно завершить до конца времени обеденного намаза. В каждом населённом пункте он выполняется кол­лективно в одной соборной мечети во время полуденного намаза. То есть вместо четырёх ракаатов полуденного намаза выполняются только два ракаата. Если соборная мечеть перепол­няется и не вмещает всех прихожан, то только тогда допускается совершение пятничного намаза в другой мечети. Однако в некоторых случаях (например, если пятничный намаз совершают и в другой мечети данного населённого пункта, или не набирается сорок человек, владеющих правильным чтением, или когда в этом сомневаются) после пятничного намаза совершают и обычный четырёхракаатный полуденный намаз.

Читайте так же:  Молитва об усопшем отце на русском языке

Тем, на кого возложен пятничный намаз, запрещено (харам) заниматься торговлей или другим делом после того, как прозвучит призыв (азан) для пятничной молитвы, и до её окончания.

На пятничную молитву лучше отправиться порань­ше. Согласно хадису, тот, кто отправится на пятничную мо­литву в течение первого часа дня, получит воздаяние как за раздачу в виде милостыни верблюда, кто отправится во втором часу дня – как за быка, в третьем – как за барана, в четвёр­том – как за курицу и в пятом часу – как за яйцо.

Для совершения пятничного намаза сунной является занять место в первом ряду. Пятничный коллективный намаз способствует объединению и единству мусуль­ман, укреплению уз братства и дружбы между ними. Он также служит искуплением за грехи мусульманина, совершённые им в течение недели.

Календарь событий

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к своему сподвижнику: «О, Абу Зарр! Не откладывай дела свои на завтра — у тебя только сегодняшний день и нет у тебя ничего после него. Если у тебя будет завтра, будь таким каким был сегодня. Если у тебя не будет завтра, ты не будешь сожалеть о том, что упустил сегодня».

О, Аллах! Благослови Мухаммада и семейство Мухаммада!

Проповедь имама

Ислам против террора

«Хикмәт» — областная духовная культурно-просветительская газета

Нормативность совершения зикра предписанной молитвы после исполнения сунны

Ответ:
После хвалы Аллаху, Благодетелю, Одаривающему, а так же благословения и приветствия Господину нашему Мухаммаду, истину вещавшему.
Учёные мазхабов приверженцев сунны и общины едины во мнении о желательности зикра после пятикратной предписанной молитвы. Приводится множество достоверных хадисов с различными вариантами зикров, которые может произносить молящийся после исполнения молитвы. Утренняя молитва имеет здесь особое значение, потому что наилучшее время для зикра днём — это время после утренней молитвы.

Но мнения учёных относительно времени чтения этих зикров разнятся. Далее вашему вниманию представлены разъяснения.

Большинство учёных — ханафитов считает, что эти зикры надо читать после сунны. Имеются в виду те сунны, читаемые после основных предписанных молитв таких как обеденная, вечерняя и ночная молитвы. И непосредственно после основной молитвы зикр читается в том случае, если после неё нет сунны, как в утренней и предзакатной молитве.

Учёные утверждают, что лучше всего после фарда сразу исполнять сунну с небольшим по времени интервалом между ними достаточным для произнесения : » О, Аллах! Ты — Мир! От Тебя мир исходит, и к Тебе возвращается. Свят Ты и велик о, Обладатель величия и почёта!». Затем приступать к исполнению сунны. Это следует из того, что исполнение сунны важнее исполнения зикра и не разделяет фард и сунну. В этом утверждении они опираются на достоверный хадис, который приводится Муслимом, Абу Даудом, Тирмизи, Ибн Маджа и Дарими от матери правоверных Аиши (да будет доволен ею Аллах) : «Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) сидел между фардом и сунной столько сколько достаточно чтобы произнести : » О, Аллах! Ты — Мир! От Тебя мир исходит и к Тебе возвращается. Свят Ты и велик о, Обладатель величия и почёта!» Но не более того». Слова Аиши не свидетельство произнесения Пророком (да благословит Его Аллах и приветствует) именно этой молитвы, а скорее о том, что Он сидел немного чтобы произнести эту или другую молитву.

Здесь необходимо разъяснить следующие моменты:

1. Некоторые учёные — ханафиты допускают совершения зикра сразу после фарда перед сунной. Как «Солнце имамов» Халавани сказал : «Не предосудительно делать зикр между фардом и сунной».

2. У ханафитов считается желательным делать зикр после сунны если молящийся намерен исполнить сунну в мечети. Если же он намерен отправиться домой чтобы исполнить сунну, то в этом случае он читает зикр сразу после фарда, а потом уходит и это не будет нежелательным.

3. Есть указания на необходимость чтения зикра непосредственно сразу после фарда не откладывая их на время после сунны, как после вечерней молитвы. Об этом доводит Абдуррахман бин Гунайм (да будет доволен им Аллах) от Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует) : «Кто скажет прежде чем уйти и сложить ноги после вечерней и утренней молитвы : «Нет бога кроме Аллаха, Единого, нет у Него сотоварища, у Него власть и Ему хвала. Он дарует жизнь и забирает её и Он над каждой вещью властен!» — десять раз, то за каждое из них Аллах запишет ему десять воздаяний, сотрёт десять прегрешений и поднимет ему десять степеней. Станет это ему защитой от всех неприятностей, защитой от проклятого Сатаны и не погубит его никакой из грехов, кроме ширка. Никто не сможет свершить деяния благостнее кроме того, кто скажет лучше чем он». Приводится Ахмадом, и Мунзири в «Побуждения и предостережения», и Хайсами в «Сборник дополнений».

От Амара бин Шабиб Ассабаи передаётся как Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал : «Кто скажет : «Нет бога кроме Аллаха, Единого, нет у Него сотоварища, у Него власть и Ему хвала. Он дарует жизнь и забирает её и Он над каждой вещью властен!» — десять раз сразу после вечерней молитвы, ниспошлёт тому Аллах ангелов — хранителей, которые будут оберегать его от Сатаны до утра, запишет ему Аллах десять непременных воздаяний и простит десять смертных грехов, и сравнимо это с наградой за освобождение десяти верующих рабов». Приводится Тирмизи, и упоминает его Байхаки в «Ответвления веры», и Мунзири в «Побуждения и предостережения».

К этой же категории относятся зикры, читаемые после пятничной молитвы и об этом упоминала мать правоверных Аиша (да будет доволен её Аллах) в хадисе Посланника Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) : «Кто прочтёт после пятничной молитвы «Ихляс», «Фаляк», и «Нас» семь раз, того Аллах, велик Он и могуч, убережёт от напастей до следующей пятницы». Приводит Ибн Сунни в своей книге и Навави в «Зикры».

Большинство учёных — шафиитов, маликитов и ханбалитов считают что следует читать зикры сразу после фарда, перед сунной, потому что время сунны истекает когда истекает время фарда. А зикр надо читать сразу после фарда, потому что он следует за ним, а не за его временем. В этом они опираются на буквальный смысл хадисов где говорится что зикры читаются по окончании молитвы. К таковым относится хадис приведённый Муслимом от Саубана (да будет доволен им Аллах) : «Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) завершая свою молитву ,троекратно просил прощения у Аллаха, затем говорил : » О, Аллах! Ты — Мир! От Тебя мир исходит и к Тебе возвращается. Свят Ты и велик о, Обладатель величия и почёта!» Здесь слово «завершал» они разъясняют как «совершал приветствие, выходя из молитвы». Так же другой хадис, переданный от Кагб бин Уджра (да будет доволен им Аллах) гласит : «Не понесёт убыток произнёсший «завершающие» по окончании каждой предписанной молитвы — тридцать три тасбиха, тридцать три тахмида, тридцать четыре такбира». Приводится Муслимом. «Завершающие» — является прилагательным сокрытого существительного, то есть «завершающие слова». «Завершать» — здесь означает сделать сразу после чего — то.

Читайте так же:  Молитвы за умершего до 40 дней

И как упомянул Ибн Хаджар Аль-Хайтами один из виднейших учёных — шафиитов в книге «Дар нуждающемуся» : «Воздаяние за зикр, совершённый после сунны, не будет упущенным, но будет не полноценным. Разделять фард и сунну — это сунна». Приводит Муслим от Муавия бин Аби Суфьян (да будет доволен им Аллах) : «Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) велел нам разделять молитвы либо разговором, либо выходом».

Как было сказано выше, учёные — ханафиты также говорят о разделении между молитвами произнесением : » О, Аллах! Ты — Мир! От Тебя мир исходит и к Тебе возвращается. Свят Ты и велик о, Обладатель величия и почёта!» Дабы ни у кого не возникало сомнения в том, что вторая молитва — это продолжение первой.

Желательные зикры, по мнению большинства учёных — ханафитов, согласно вышеприведённым хадисам, необходимо прочитывать после сунны, которую следует выполнять сразу после фарда с коротким, перерывом между ними. Зикры не следуют за фардом, а выполняются по его окончанию, чем и является сунна.

Учёные — шафииты, маликиты и ханбалиты говорят что зикры надо прочитывать сразу после фарда как это было разъяснено выше и согласно упомянутым аргументам. По их мнению, зикры относятся к самой молитве — фард, а не к её времени, тогда как сунну можно исполнить в любое время пока не прошло время фарда.

Исходя из этих разъяснений, становится понятно, что чтение зикров после фарда — второстепенное поклонение, не являющееся основой из основ Ислама и не столь важное, чтобы слепо придерживаться только одного мнения и тем более вызывать раздоры среди мусульман упрёками в том, что они этого мнения не придерживаются, так как единство мусульман по шариату намного важнее этих второстепенных вопросов.

Мусульманину, который боится Всевышнего Аллаха и радеет за единство уммы, необходимо чтить традиции, сложившиеся в местности, в которой он проживает. Если обыватели ханафиты, то ему следует совершать зикр, следуя их традициям, если же они последователи других суннитских мазхабов, то совершать зикр так, как делают это они. У каждого мазхаба свои аргументы, а шариат Ислама тем и отличается, что уважает традиции, не противоречащие шариату.

Шейх Абу Захра сказал : «Несомненно, уважение к традициям, не противоречащим шариату — это благо, какое ни в коем случае не должен упускать факих, а более того, применять это». На это же указывает другой учёный Карафи приводит множество доводов на необходимость уважения сложившихся традиций как в поклонениях так и во взаимоотношениях. Одно из них аят, где говорится об искуплении за клятву : «И искупление клятвы — это или накормить десять бедняков тем, чем кормите вы семейства свои или же одеть их». Сура «Трапеза», аят 89. Здесь возлагается право выбора еды на самого нарушителя в соответствии с традициями в пище той местности где он проживает.

5 доводов обязательности пятничной молитвы согласно Корану и Сунне

Печально, что среди мусульман присутствует пренебрежительное отношение к пятничной молитве. Истоки данного явления кроются в откровенном невежестве в религиозных вопросах. Обязательность джума-намаза утверждена Священным Кораном, Сунной и единым мнением исламских учёных. Тот, кто отрицает это, впадает в неверие (куфр) – да сохранит нас Всевышний от него!

Обязательным (фарз) является прочтение проповеди (хутба) перед пятничным намазом, также фарзом аль-айн для тех, кто в состоянии, является совершение двух ракаатов пятничного намаза.

1. В Коране сказано: «О вы, которые уверовали! Когда возглашают азан (призыв) на пятничную молитву, то устремляйтесь поминать Аллаха усердно, оставив торговлю. Ведь то, что велено вам, лучше для вас, если вы знаете! Завершив молитву, разойдитесь по земле, отстаивая свои интересы и ища милости Аллаха, и часто поминайте Аллаха своим сердцем и словами. Может быть, вы преуспеете в этой и будущей жизни!» (смысл 9-10 аятов сура «аль-Джуму’а», тафсир «аль-Мунтахаб»).

2. В достоверном хадисе, приводимом от Тарика ибн Шихаба (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Божий ﷺ изрёк: «Совершение совместной пятничной молитвы является обязанностью для каждого мусульманина, за исключением четверых: раба, женщины, ребёнка и больного» (Абу Давуд).

3. «Совершение пятничного намаза в джамаате является обязанностью каждого мусульманина. Свободными считаются лишь невольники, женщины, дети и больные», – говорится в другом хадисе (Абу Давуд, аль-Байхаки).

4. Пропускать пятничную молитву без уважительной, по нормам Ислама, причины запрещено! Ибо Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Кто оставит три пятничные молитвы без причины, будет записан среди лицемеров!» (ат-Табарани).

5. Посланник Всевышнего ﷺ также предостерёг: «Если вы не перестанете оставлять пятничный намаз, Аллах запечатает ваши сердца так, что вы навеки останетесь в беспечности» (имам Муслим).

По вышеприведённым доводам, а также согласно единогласному решению мусульманских богословов следует, что пятничная молитва является прямым предписанием Бога, которое мы не имеем права игнорировать.

Тем, на кого возложен пятничный намаз, запрещено (харам) заниматься торговлей или другим делом после того, как прозвучит призыв (азан) для пятничной молитвы, и до её окончания пятничного богослужения.

Читайте так же:  Заупокойная молитва евреев

Да озарит Всевышний сердца верующих, наполнит их стремлением к исполнению Его повелений, одним из которых является пятничная молитва.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Какое есть доказательство тому, что мы совершаем первые 4 ракаата сунны джума-намаза?

Как то раз один человек сказал мне, что до пятничной молитвы не совершается никакой сунны, что этому нет доказательства, и что это является бидатом (нововведением). У меня вопрос: «Какое доказательство есть тому, что мы совершаем первые четыре ракаата пятничной молитвы?»

Ответ

Согласно ханафитскому и шафиитскому мазхабу, а так же согласно одному из мнений в мазхабе ханбалитского толка, перед предписанной частью пятничной молитвы совершается четыре ракаата сунны. И хотя в маликитском мазхабе, до предписанной части пятничной молитвы и нет сунны, но допускается совершение нафиль намазов.

Те, кто придерживается мнения, что существует сунна, которая совершается до пятничной молитвы, указывают на то, что пятничная молитва совершается вместо полуденной молитвы. По этой причине пятничная молитва совершается точно также как и полуденная молитва, кроме тех особенностей, которые утверждены определенными доказательствами шариата, таких как двойной призыв к молитве, чтение хутбы, совершение двух ракаатов, вместо четырех.

Хотя имам аль-Бухари, в своем сборнике хадисов, приводит раздел под названием «Совершение сунны до и после пятничной молитвы», он ограничивается тем, что приводит хадис, касающийся лишь сунны, совершаемой после пятничной молитвы, но не приводит хадис, касающийся сунны, совершаемой до пятничной молитвы. Вместо этого имам аль-Бухари указывает на сунну, совершаемую до и после полуденной молитвы.

Суть этого состоит в том, что имам аль-Бухари проводит аналогию, пятничной молитвы с полуденной молитвой. То есть, до и после пятничной молитвы так же существует сунна, подобно сунне, совершаемой до и после полуденной молитвы [1] .

Имам ан-Науауи, в своем разъяснении под названием «аль-Минхадж», который он написал к сборнику хадисов имама Муслима, сказал:

«Совершение сунны, которая совершается до полуденной молитвы, до пятничной молитвы так же является сунной».

عن علي قال كان رسول الله يصلي قبل الجمعة أربعا وبعدها أربعا

Передается от Али (да будет доволен им Аллах):

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) до и после пятничной молитвы совершал четыре ракаата сунны» [2]

Хафиз Зайнуддин аль-Ираки дал хорошую оценку данному хадису, определив цепь его передатчиков как «джаййид» (хороший) [3]

Наряду с этим существует достоверный риуаят, указывающий, что ученый-сахаба Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах), который никогда не разлучался с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), до и после пятничной молитвы совершал четыре ракаата молитвы.

عن قتادة أن بن مسعود كان يصلي قبل الجمعة أربع ركعات وبعدها أربع ركعات

От Катады (да будет доволен им Аллах) передается следующее:

«Абдуллах ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах), до и после пятничной молитвы, совершал четыре ракаата сунны» [4]

Ибн Хаджар Аскалани оценил этот риуаят, как «сахих». А имам Абдурраззак в своей работе «аль-мусаннаф» приводит риуаят о том, что Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) требовал, чтобы до и после пятничной молитвы совершались четыре ракаата сунны. Это действие Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) основывалось на его знании хадиса, касательно совершения Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сунны до и после пятничной молитвы. Ясно, что такое требование сподвижника, который все время был рядом с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), не могло основываться на его личном иджтихаде. Мнения Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) так же придерживались такие табигины, как Ибн Мубарак, Суфйан ас-Саури [5]

عن نَافِعٍ قال كان بن عُمَرَ يُطِيلُ الصَّلَاةَ قبل الْجُمُعَةِ وَيُصَلِّي بَعْدَهَا رَكْعَتَيْنِ في بَيْتِهِ وَيُحَدِّثُ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم كان يَفْعَلُ ذلك

Передается , что Нафи’а сказал:

«Обычно Абдуллах ибн Омар (да доволен будет им Аллах), до пятничной молитвы, долго совершал намаз. А после пятничной молитвы, придя домой, он совершал два ракаата молитвы. И он говорил: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) делал так же» [6]

Имам ан-Науауи, в своем труде, под названием «аль-Хуласа», этот хадис, переданный имамом Абу Даудом, определил как «достоверный», отвечающий требованиям имама аль-Бухари [7]

Из этого риуаята нам видно, что до и после пятничной молитвы совершается сунна.

В риуаяте имама аль-Бухари Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Между двумя азанами (азаном и икаматом) есть молитва (сунна)» [8]

В другом сахих хадисе сказано следующее:

«Перед каждым фард намазом существуют два ракаата молитвы» [9]

Ибн Хаджар, в качестве веского доказательства сунны, совершаемой до пятничной молитвы, приводит этот хадис [10]

Если так, то, вероятно, будет неправильным называть действия человека, совершающего четыре ракаата сунны, согласно ханафитскому и шафиитскому мазхабам, или же два ракаата сунны, согласно другим мазхабам, бид’атом.

Видео (кликните для воспроизведения).

[1] Бадруддин Абу Мухаммад Махмуд ибн Ахмад ал-‘айни, ‘умдатул-Каари шарху Сахихил-Бухари, 5-том, 126-бет. «Дарул-фикр» Бейрут,2005 г.
[2] Сулейман ибн Ахмад ибн Айюб Абул-Касым ат-Табарани, ал-Му’жамул-аусат, 2-том, 172-бет. «Даарул-харамайн» , Каир. 1415 г.х.
[3] Зайнуддин Абул-фадл Абдур-рахим ибн ал-Хусайни ал-Ираки, Торхут-тасриб фи шархит-такрииб, 3-том, 36-бет. «Дарул-кутубил-илмия» Бейрут,2000 г.
[4] Абу Бакр Абдур-Раззак ибн Хумам ас-Сан’ани, Мусаннафу Абдир-Раззак, 3-том, стр. 247. «Аль-Мактабуль-ислами», Байрут,1403 г. по хиджре.
[5] Мухаммад ибн Иса Абу Иса ат-Тирмизи, Сунанут-Тирмизи, 2-том, стр. 401. «Даруль- ихйаит-турасиль-араби» , Бейрут.
[6] Мухаммад ибн Иса Абу Иса ат-Тирмизи, Сунанут-Тирмизи, 1-том, стр. 294. «Даруль-ихиаайт-турасиль-араби», Бейрут.
[7] Абу Закария Мухиддин ан-Науауий, «Хулаасатул-ахкаам фи мухимматис-сунан уа кауаа’идиль-Ислам», 2-том, стр. 811. «Муссисатур-рисала», Байрут,1997 г.
[8] «Сахихуль-Бухари». 1-том, стр. 225. «Дару Ибни Касир», Байрут,1987 г.
[9] Мухаммад ибн Хиббан ибн Мухаммад, «Сахих ибн Хиббан», 6-том, стр. 208. «Мууссатур-рисала», Байрут,1992 г.
[10] Ибн Хаджар Аскалани, Фатхуль-Баари, 3-том, стр. 351.

Сунна после пятничной молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here