Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V
Зотик (животворящий, греч.) – имя нескольких святых. Из них: 1) 3. уверовал во Христа при виде страданий св. великомученика Георгия, за что и был вместе с другими уверовавшими обезглавлен в Никодимии в 303 году (память 18 апреля); 2) 3. пострадал в царствование Максимиана (IV в.) во Фракии (память 22 авг.); 3) 3. пострадал при Ликиние (IV в.) в г. Томах, в Скифии (память 13 сент.); 4) 3. пострадал при Декие (III в.) на острове Крите (память 23 дек.; 5) Зотик Сиропитатель, из знатной римской фамилии, был пресвитером в Царьграде при Константине Великом; он устроил здесь больницы и странноприимницы, в которых сам прислуживал больным и бедным; за обличение арианской ереси при имп. Констанцие был привязан к диким коням и, влачимый ими, скончался (память его 30 декабря).
ЗОТИК СИРОПИТАТЕЛЬ
[греч. Ζωτικὸς ὁ ᾿Ορφανοτρόφος] (cер. IV в., К-поль), сщмч. (пам. 30 дек.; пам. греч. 31 дек., 8 янв.), пресв. к-польский. Наиболее раннее упоминание о З. C. относится к 472 или к 469 г. (ODB. Vol. 3. P. 1537): это распоряжение визант. имп. Льва I относительно привилегий богоугодным заведениям К-поля, в т. ч. приютам, первый из к-рых основал З. С. (CJ. I 3, 34). Агиографические источники, повествующие о З. С., относятся к более позднему периоду: анонимное Мученичество (BHG, N 2479), в заглавии к-рого З. назван не «орфанотрофом», а «птохотрофом», т. е. попечителем бедных, сохранилось лишь в рукописи XI в.; «Похвальное слово» Константина Акрополита (BHG, N 2480) также дошло в единственной рукописи XIV в. (Ambros. H. 81. Suppl. Fol. 1-11). По мнению издателя, «Похвальное слово» восходит к утраченному Житию XI в., дополняя его в посвященной посмертным чудесам части оригинальными сведениями о жизни средневизант. К-поля ( Miller. 1994. P. 339-340, 345). В Элладской Православной Церкви З. С. почитается как преподобный.
Память З. С. в К-поле отмечалась 31 дек. в ц. св. апостолов Петра и Павла в Орфанотрофии (возведена имп. Юстином II в 571-572 ( Theoph. Chron. Т. 1. P. 244; Bury J. B. The Imperial Administrative System in the 9th Century. L., 1911. P. 103-104)). Также известно, что в районе холма Элеонес существовала церковь, посвященная З. С., память мученика там отмечалась 8 янв. ( Janin. Églises et monastères. P. 578-579).
Гимнография
Память З. С. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 168, 190) 30, 31 дек. и 8 янв. без богослужебного последования. В различных редакциях Студийского устава З. С. не упоминается. В одной из ранних редакций Иерусалимского устава — Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. ( Lossky. Typicon. P. 183), 30 дек. отмечается память З. С., мц. Анисии и прп. Мелании Римляныни, память к-рой переносится на предыдущее число с 31 дек.- дня отдания праздника Рождества Христова. Согласно первопечатным греч. (Венеция, 1545) и рус. (М., 1610) Типиконам, служба З. С. совершается на повечерии; в московском издании указан кондак З. С. 2-го гласа на подобен «Твердыя» Согласно слав. изданиям богослужебных книг, включая и современные, служба З. С. также поется 30 дек. на повечерии (в совр. греч. богослужебных книгах память З. С. не отмечается).
Последование З. С., содержащееся в совр. слав. Минее, включает: канон З. С. (греч. оригинал известен по рукописям; см.: Ταμεῖον. Σ. 139) с именем автора (Георгия) в богородичнах плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, без акростиха, ирмос: ῎ [ σωμεν τῷ Κυρίῳ̇ ( ), нач.: ῎Ανωθεν ἐλλαμφθῆναι ( ) и седален. В Минее (МП) помещен тот же кондак З. С., что и в первопечатном московском Типиконе.
По рукописям известны и др. песнопения З. С.: канон, предположительно составленный гимнографом Феофаном, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, без акростиха, ирмос: ῎ [ σωμεν τῷ Κυρίῳ̇ ( ), нач.: Ζήσας ἄριστον βίον (Прожив доблестнейшую жизнь) (Ταμεῖον. Σ. 138-139); анонимный канон, посвященный попразднству Рождества Христова и З. С., плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ῎ [ σωμεν τῷ Κυρίῳ̇ ( ), нач.: Νῦν πεπλήρωται πάντα (Ныне исполняются всяческие) (ib >Амфилохий. Кондакарий. С. 96 (отд. паг.)).
О, преславный священномучениче Зотике и скорый помощниче христианом в болезнех! Верую от всея души и помышления, яко дадеся тебе от Господа дар болящия врачевати и расслабленныя укрепляти. Сего ради к тебе, яко благодатному врачу болезней, аз немощный прибегаю и, твой досточтимый образ с благоговением лобызая, молюся: твоим предстательством у Царя Небеснаго испроси мне болящему исцеление от удручающия мя болезни, аще бо и недостоин есмь тебе, благостнейшаго отца и приснаго заступника моего, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна твоего заступления чрез мое обращение от злых дел к благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струпы души и тела моего, даруй ми здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако, тихое и безмолвное житие пожив во всяком благочестии и чистоте, сподоблюся со всеми святыми славити Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Боже отец наших, творяй присно с нами по Твоей кротости, не остави милости Твоея от нас, но молитвами их в мире управи живот наш.
КОНДАК, ГЛАС 2
За любовь Христову, преподобне, нищия возлюбив, и сих удоволил еси, и Небесное богатство ныне восприял еси, Зотике пребогате. Сего ради вси тя почитаем, совершающе память твою.
Святой священно мученик Феоген был епископом в городе Парии. Взятый при Ликинии во Фригии воинами, он был принуждаем трибуном Заликинтием к военной службе; но, по причине сопротивления, повешен на четырех столбах и подвергнуть жестокому биений палками.
Житие святого Сильвестра, папы Римского
Январь 14th 2011 · Рубрика: Святители
Память 2/15 января
Святой Сильвестр родился в Риме. Он был воспитан в святой вере и учился у пресвитера Квирина, как наукам, так и доброй нравственности. Достигши совершеннолетия, он стал великим страннолюбцем и, из любви к Богу и ближним вводил в свой дом странников и, омыв им ноги, угощал их, доставляя им полное успокоение.
Святой Василий Великий
Январь 13th 2011 · Рубрика: Святители
Святитель Василий Великий Эммануил Тзане Мпуниалис, иерей 1683. Венеция (?). 1683 г. Собрание Музея икон. Венеция.
Великий угодник Божий и Богомудрый учитель Церкви Василий родился от благородных и благочестивых родителей в Каппадокийском городе Кесарии, около 330 года, в царствование императора Константина Великого.
Память 13 января (31 декабря по церковному календарю).
Как добрые плоды раждаются на добром дереве, так и святая отрасль прозябает от святого корня. Это мы видим на примере преподобной Мелании, которая произошла от благочестивых христианских родителей. Отец и дед ее были в числе высших сенаторов.
Священномученик Зотик Сиропитатель, Константинопольский Константинополь. 985 г. Миниатюра Минология Василия II. Ватиканская библиотека. Рим
Память святого Зотика вспоминается 30 декабря / 12 января
Священномученик Зотик происходит из знатного и славного рода и родился в городе Риме.
Преподобная Феодора Цареградская
Январь 11th 2011 · Рубрика: Преподобные
Память: 30 декабря / 12 января
Преподобная Феодора была родом гречанка, имела большое богатство и жила сначала в христианском супружестве. По смерти мужа, она, по заповеди Господней, «взяла крест свой» и приняла монашеский чин, чтобы следовать за Христом (Мрк.8:34; Мф.16:24). Это было в царствования Романа 1 при жизни преподобного Василия Нового 2 , который проживал в доме Феодоры, в нарочито для него устроенной моленной келлии и под руководством которого она проводила благочестивую жизнь. Дожив так до старости, она преставилась месяца декабря в тридцатый день.
Преподобная Феодора Кесарийская
Январь 11th 2011 · Рубрика: Преподобные
Память: 30 декабря / 12 января
Преподобная Феодора подвизалась в Кесарийской обители святой Анны; жила она в царствования Льва Исаврянина и сына его Константина Копронима 1 и происходила из знатного и славного рода; отец ее, по имени Феофил, имел высокое звания патриция, мать ее называлась Феодорою. Эта последняя, будучи в продолжения многих лет неплодною, сокрушалась и прилежно молилась Богу, особенно же она обращалась с слезной мольбой к Пресвятой Богородице и получила дар, уподобивший ее праведной Анне, матери Богородицы: неплодство Феодоры разрешилось, она зачала и родила дочь.
Святой мученик Филетер
Январь 11th 2011 · Рубрика: Мученики
Память: 30 декабря / 12 января
Однажды когда Диоклитиан прибыл в Никомидию, ему было сообщено об одном христианине. Царь тотчас же послал за ним, приказав привести его к себе, и при виде его пришел в изумление: святой был высок ростом и весьма красив. Потому Диоклитиан назвал его богом, а не человеком. И сказал ему царь:
Святая мученица Анисия Солунская
Январь 11th 2011 · Рубрика: Мученики
Память 30 декабря / 12 января
В царствование нечестивого императора Максимиана жила в славном городе Солуни одна отроковица, по имени Анисия, дочь богатых христианских родителей, воспитывавших ее в страхе Божием, так что добродетелями она возрастала скорее, нежели летами, ибо родители вскармливали ее более истинами веры и благочестия, нежели молоком.
Преподобный Лаврентий Черниговский (Видео)
Январь 11th 2011 · Рубрика: Преподобные
Память 29 декабря/ 11 января.
Схиархимандрит Лаврентий (в миру Лука Евсеевич Проскура) родился в 1868 году в селе Карыльское Кролевецкого уезда Черниговской губернии. Отец и мать были глубоко религиозные люди и детей воспитывали в вере в Бога.
Зотик сиропитатель константинопольский молитва
Январь 12th 2011 —
Священномученик Зотик Сиропитатель, Константинопольский Константинополь. 985 г. Миниатюра Минология Василия II. Ватиканская библиотека. Рим
Память святого Зотика вспоминается 30 декабря / 12 января
Священномученик Зотик происходит из знатного и славного рода и родился в городе Риме.
Отличаясь незаурядным умом, он был приглашен Константином Великим последовать за ним в Новый Рим, в Константинополь, что и случилось в 330 году. Когда сей благочестивый государь перенес столицу империи из Рима в Константинополь, то блаженный Зотик, вместе с другими приближенными царя, переселился в сей город и здесь был почтен магистрианским саном.
Но вскоре, отвергшись мирской чести и суеты, он принял священство. Как Авраам свою кущу, так святой Зотик свой дом открыл для принятия и питания нищих; принимал в странноприимницу лишенных крова, странников и болящих, был истинным отцом для вдовиц, немощных и сирых.
В то время усилилась в городе болезнь — проказа, которая всегда свирепствовала на Востоке. Чтобы прекратить распространения болезни, издан был приказ бросать в море всякого прокаженного. Милосердный Зотик, распаляясь божественною любовью, отправился к царю и сказал ему:
— О, царь! дай мне, рабу твоему, как можно больше золота, чтобы я мог купить тебе драгоценных жемчугов, блестящих камней для утвари твоей, так как я очень опытен в этих делах.
Царь, любя Зотика, повелел исполнить его просьбу, и сей боголюбезный служитель добра, взяв золото, вышел из царского дворца с веселием и радостью. Для золота он нашел наилучшее употребление: у воинов, которым было поручено епархом брать прокаженных и бросать их в море, святой Зотик посредством золота выкупал несчастных и брал их на свое попечение. Около Константинополя, на противоположном берегу Босфора, на одной горе он построил больницы для прокаженных и там их успокаивал. Так он на прокаженных и больных истратил всё золото, данное ему великим Константином.
Между тем сей благочестивый царь умер и на царский престол вступил сын его, Констанций, который не подражал благочестью отца: он впал в Ариеву ересь и преследовал православных. Святому Зотику также суждено было претерпеть страдания от него. По наговору от злобных людей, которые рассказали ему, как Зотик брал у отца его золото для покупки драгоценных камней, — царь призвал Зотика и спросил его:
— Приготовил ли ты жемчуги и другие драгоценные камни для утвари нашей, на покупку которых ты взял у державного отца нашего столько золота?
— Приготовь, царь, корабль, и я покажу тебе такое богатство, какого раньше ты не имел. Потом переправившись, вместе с царем, на другой берег Босфора, он повел его к больницам и, показывая прокаженных и больных, сказал:
— Вот, царь, прекрасные камни и блестящий жемчуг, которые я добыл для спасения твоего с немалым трудом и дорогою ценою.
Царь разгневался на святого и повелел привязать его к диким мулам и гнать их через поля и дороги. Влекомый мулами по камням, преподобный испытывал тяжкие мучения: все члены его были растерзаны острыми камнями; когда же затем мулы быстро совлекли его с горы, самые кости его сокрушились, и он предал душу свою в руки Господа. А на том месте, где он скончался, истек источник чистой и сладкой воды, и этою водою исцелялись всякие болезни в прославления угодника Божия, во славу и честь единого в Троице Бога, всеми славимого и поклоняемого во веки. Аминь.
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Молитва Зотику Сиропитателю
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 49 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Согласно немногочисленным источникам из жития Зотика Сиропитателя, он происходил из знатной семьи и был приближенной вельможей к царю Константину. Можно сказать, что был любимчиком императора.
Чем прославился великомученик Зотик Сиропитатель
Когда столицу перенесли из Рима в Константинополь, там поселился и святой. Он отказался от мирской жизни, стал священником и посвятил себя молитвам и милосердным делам. Помогал лишенным крова, странникам, больным и нищим. Его дом стал прибежищем для сирот и вдов. Поэтому его стали звать Сиропитатель.
В те времена разразилась эпидемия проказы. Больных людей необходимо было изолировать. Император издал приказ бросать прокаженных в море. Милосердный Зотик не мог наблюдать гибель невинных людей и обманом получил у императора деньги якобы на приобретение жемчуга и драгоценных камней для царского венца. Однако истратил их на выкуп у стражников больных проказой и строительство больницы на берегу Босфора.
Император Константин Великий умер и его трон занял сын Констанций, который мало беспокоился о спасении души, а больше о деньгах. На Сиропитателя донесли, что он истратил деньги не по назначению. Констанций хотел получить драгоценности, а когда увидел больницы для прокаженных, рассердился и велел привязать виновного к диким мулам, они стали его тащить по камням.
Не выдержав страшных мук, он умер. Мулы заговорили человеческим голосом и стали стыдить Констанция. Чувствуя свою вину, император велел похоронить умершего с почестями. На месте, где скончался Святой, появился источник с родниковой и чистой водой, в котором многие получили исцеление.
День памяти Святого Зотика — 12 января.
Молитвы святому Зотику
Верующие молятся иконе святого в самой разной нужде, и чаще всего:
об исцелении от проказы;
о сострадании к нищим, сиротам и беззащитным;
о помощи в бедности и нужде.
Текст молитвы Зотику Сиропитателю такой:
О, преславный священномучениче Зотике и скорый помощниче христианом в болезнех! Верую от всея души и помышления, яко дадеся тебе от Господа дар болящия врачевати и расслабленныя укрепляти. Сего ради к тебе, яко благодатному врачу болезней, аз немощный прибегаю и, твой досточтимый образ с благоговением лобызая, молюся: твоим предстательством у Царя Небеснаго испроси мне болящему исцеление от удручающия мя болезни, аще бо и недостоин есмь тебе, благостнейшаго отца и приснаго заступника моего, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна твоего заступления чрез мое обращение от злых дел к благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струпы души и тела моего, даруй ми здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако, тихое и безмолвное житие пожив во всяком благочестии и чистоте, сподоблюся со всеми святыми славити Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Боже отец наших, творяй присно с нами по Твоей кротости, не остави милости Твоея от нас, но молитвами их в мире управи живот наш.
И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси, Богодухновенне, в видения восход: сего ради слово истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче Зотике, моли Христа Бога спастися душам нашим.
За любовь Христову, преподобне, нищия возлюбив, и сих удоволил еси, и Небесное богатство ныне восприял еси, Зотике пребогате. Сего ради вси тя почитаем, совершающе память твою.
Величаем тя, священномучениче Зотике, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
Священномученик Зотик, сиропитатель, знатный и богатый римлянин, находился на службе у святого Константина Великого (306–337). Когда царь перенес столицу из Рима в Константинополь, туда же переселился и Зотик. Вскоре, однако, отвергшись мирских почестей, он принял священный сан, стал призирать в своем доме и кормить нищих и странников. Потом, получив деньги от святого Константина, устроил больницу, странноприимный дом, где принимал прокаженных, выкупая их у воинов, которым было приказано топить больных в море. Когда на престол вступил сын святого царя Константина, Констанций (337–361), последователь арианской ереси, на святого было донесено, что он получил от покойного императора большие деньги. Допрошенный об этом, святой Зотик показал императору устроенные им больницу и странноприимный дом. Констанций разгневался, так как считал, что на полученные от его отца деньги святой Зотик приобрел драгоценности, и хотел получить их обратно. Он приказал привязать святого Зотика к диким мулам, которые влачили святого по камням. Все тело его было растерзано, и святой мученик предал душу Богу. На месте его смерти забил источник чистой воды, от которой многие получали исцеление.
О, преславный священномучениче Зотике и скорый помощниче христианом в болезнех! Верую от всея души и помышления, яко дадеся тебе от Господа дар болящия врачевати и расслабленныя укрепляти. Сего ради к тебе, яко благодатному врачу болезней, аз немощный прибегаю и, твой досточтимый образ с благоговением лобызая, молюся: твоим предстательством у Царя Небеснаго испроси мне болящему исцеление от удручающия мя болезни, аще бо и недостоин есмь тебе, благостнейшаго отца и приснаго заступника моего, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна твоего заступления чрез мое обращение от злых дел к благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струпы души и тела моего, даруй ми здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако, тихое и безмолвное житие пожив во всяком благочестии и чистоте, сподоблюся со всеми святыми славити Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Главной заботой христиан издревле были сироты, вдовы, нищие и больные, не имущие собственных средств пропитания. К лику святых благодетелей, прославившихся призрением сирот, принадлежит и преподобный Зотик Сиропитатель (IV в.), любимец императора Константина Великого, который пришел из Рима в Константинополь и, отвергнув мирскую честь и суету, принял пресвитерство и служил меньшей братии Христовой. Святитель Зотик открыл в своем доме странноприимницу для бездомных, больных, странников и нищих, был истинным отцом для вдовиц, немощных и сирых. Прокаженных тогда бросали в море, но милосердный Зотик выкупал их и селил за городом, где устроил больницы, и врачевал своими молитвами, ибо Господь оделил его даром исцеления. Столь щедрый и любвеобильный к другим, преподобный был необычайно строг к себе — постом и воздержанием побеждал свои страсти, сторонился мирской жизни, молитвами возвышая свою душу. Императору Констанцию, зараженному арианством, благочестие преподобного Зотика было не по душе. Узнав, что все средства, полученные от Константина Великого, преподобный тратил на нищих, больных и прокаженных, он велел предать его жестокой смерти.
Житие святого Зотика Сиропитателя
Житие святого Зотика Сиропитателя
Зотик был приближенным равноапостольного царя Константина. Но, отвергшись мирской суеты, он принял священство и всего себя посвятил молитве и делам милосердия. Зотик сделал свой дом прибежищем странников и больных, согревал не имеющих одежды, кормил голодающих, для немощных, сирот и вдовиц был отцом и заступником. Потому его, питателя сирот, и прозвали Сиропитателем.
В то время в Константинополе усилилась неизлечимая, очень тяжелая и заразная болезнь проказа. По существовавшим тогда обычаям прокаженных бросали в море, чтобы они не заразили здоровых. Но сердце милосердного Зотика болело от жалости к невинным страдальцам, и он попросил у царя Константина денег якобы на покупку жемчуга и драгоценных камней. А на самом деле на деньги, полученные от царя, он построил больницу для прокаженных и там их утешал и покоил.
Тем временем царь Константин переселился в Небесные обители, и воцарился его сын Констанций. Он не был благочестивым человеком и мало заботился о спасении души, поэтому он пожалел о деньгах, истраченных Зотиком на добро, и потребовал их обратно. Когда же святой показал ему больницу для прокаженных, Констанций разгневался и повелел привязать его к диким мулам и гнать этих мулов через поля. Претерпевши таким образом страдания за Христа, святой Зотик предал свою душу Богу. А на месте, где он скончался, появился источник чистой и целебной воды.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Религия России
Адвокат получил от Натальи копию письма (находится в материалах делах), которое было отправлено ею в Следственный комитет, в письме Наталья открытым текстом называет дело Каклюгина заказным и фальсифицированным, и перечисляет фамилии и должности исполнителей, — об этом рассказал в ППАЦ отец Николая Владимир Каклюгин.
Больше всего людей, вшивших в себя микросхемы, проживает в Швеции. Для того чтобы справиться с потоком желающих стать киборгами, в стране устраивают специальные «вечеринки», во время которых людям вживляют чипы. В России пока нет очереди из ценителей таких технологий. Услуги по вживлению чипа предлагают тату- и пирсинг-салоны, однако клиентов с такими просьбами приходит немного.
В субботу, 19 октября текущего года Патриарх Константинопольский Варфоломей и Архиепископ Афинский Иероним служили соборную архиерейскую Литургию, в сопровождении нескольких епископов и клириков, в древнем храме Спаса Нерукотворного в Салониках. Во время этой службы Архиепископ Афинский, являющийся председателем Священного Синода в Греции (поскольку у Элладской Церкви нет Предстоятеля, потому что Константинополь никогда не признавал ее, как автокефальную), практически признал так называемую «православную церковь Украины» .
В статье, опубликованной в Египетском журнале внутренней медицины (Egyptian Journal of Internal Medicine) в 2016 году, заявлялось, что «тайные, принудительные и незаконные эксперименты на людях» могут проводиться в Латинской Америке, где малоимущие граждане обычно набираются для медицинских испытаний. Статья под названием «Секрет неврологического бума: проводятся ли в Латинской Америке тайные эксперименты над людьми?», была написана доктором Дэвидом Салинасом Флоресом, профессором медицины Главного национального университета .
25 октября
Однако «Известия» утверждают, что в украденной базе есть информация на 11500 граждан, которые брали кредит в Сбербанке, чьи данные выставили на днях на продажу в сети. Журналисты издания провели собственное расследование, проверив тестовый перечень .
Христианский православный мир совершает ныне торжественное поклонение Животворящему Кресту Господню. Во время всенощного Богослужения вы созерцали с душевным умилением пятикратное воздвижение его с пением часто повторяемой покаянной молитвы Господи, помилуй по мере ниспускания креста настоятелем к земле и потом постепенного его возвышения до прямого положения священнодействующего.
17 июля 2001 года Определением Священного Синода Русской Православной Церкви было вынесено постановление о прославлении протоиерея Николая в лике святых. С этого момента вся полнота Небесной и земной Церкви начинает возносить молитву к угоднику Божию Николаю Искровскому, моля его о предстательстве ко Спасу нашему Иисусу Христу.
Тропари и кондак священномученику ясно показывают заслуги святого перед Богом и Церковью. Страдания, незлобивая мученическая смерть в годину огненных искушений Русской Церкви являют яркое свидетельство исповеднической жизни святого. Его труды и факт исповедничества вполне сравнимы с несением Креста Господом нашим Иисусом Христом, его путь к Царствию Небесному поистине есть шествие тесными вратами. Кто бы мог подумать, что в затерянной глуши — селе Искровка — воссияет Небесный Свет человеком. Но как в капле морской воды чувствуется вкус, запах и энергия морской пучины, так и в подвижиничестве угодника Божия священномученика Николая обильно проявилась благодать Отца Небесного.
История церкви небольшого отдаленного села Искровка тесно переплетается с судьбою последнего императора России Николая ІІ, его личным участием в устроении храма.
В начале XX столетия к царю обратились люди с просьбой о выделении земли под строительство церкви. На месте они не смогли решить этого вопроса, так как пан Виктор, которому принадлежала земля, запросил за нее большую плату. Император не только удовлетворил прошение людей, но и поинтересовался, есть ли средства на строительство, есть ли проект? И когда узнал, что всего необходимого пока нет, пожелал принять личное участие. За свой счет он отправлял кирпич на станцию Рядовая, что была ближайшей к Искровке, оплачивал перевозку материалов и работу строителей.
30 сентября
Преподобный Зотик родился в Риме. Происходил он из в знатного и славного рода, с молодости изучал он премудрость мирскую и духовную, за что первый христианский император, Константин Великий (царствовал с 306–387 гг. ) приблизил его к себе. Через некоторое время государь перенес столицу империи из Рима в Константинополь, и Зотик тоже переселился туда, где получил магистрианскй сан.
Однако вскоре святой решил оставить мирскую честь и суету — он принял священство. Преподобный ежедневно принимал людей, лишенных крова, а также странников и болящих, был покровителем для вдов, стариков и сирот. В это время в тех краях случилась эпидемия проказы, которая всегда свирепствовала на Востоке, и чтобы прекратить распространения инфекции, был издан приказ бросать в море всякого прокаженного.
Милосердный Зотик, у которого сердце болело за этих людей, отправился к царю и сказал ему:
– О, царь! Дай мне, рабу твоему, как можно больше золота, чтобы я мог купить тебе драгоценных жемчугов, блестящих камней для утвари твоей, так как я очень опытен в этих делах.
Царь очень любил Зотика и повелел исполнить его просьбу. Преподобный, взяв золото, решил употребить его по-другому: он стал у воинов, которым было поручено бросать прокаженных в море, с помощью этого золота выкупать несчастных и брать их на свое попечение. На противоположном берегу Босфора, что рядом с Константинополем, на одной из гор святой построил больницы для прокаженных.
Так он истратил все данное ему Константином золото на прокаженных и. А в это время благочестивый царь умер и на царский престол взошел его сын, которого звали Констанций (царствовал с 337–361 гг.), который не подражал благочестью отца: он впал в Ариеву1 ересь и преследовал православных. Святой Зотик также пострадал от него. Злые люди рассказали Констанцию о том, что Зотик получил от Константина много золота для покупки драгоценных камней. Тогда царь призвал Зотика и спросил его:
– Приготовил ли ты жемчуги и другие драгоценные камни для утвари нашей, на покупку которых ты взял у державного отца нашего столько золота?
На это святой ответил:
– Приготовь, царь, корабль, и я покажу тебе такое богатство, какого раньше ты не имел.
Затем они вместе переправились на другой берег Босфора, и Зотик повел царя к больницам и, показывая прокаженных и больных, сказал:
– Вот, царь, прекрасные камни и блестящий жемчуг, которые я добыл для спасения твоего с немалым трудом и дорогою ценою.
Разъяренный царь после таких слов святого приказал привязать его к диким мулам и гнать их не разбирая дороги. Преподобный Зотик испытывал тяжкие мучения, потому что все его члены были растерзаны острыми камнями, лежавшими на дороге. А когда же мулы начали быстро совлекать святого с горы, все кости его сокрушились, и он предал душу свою в руки Господа.
На том месте, где скончался преподобный, через некоторое время истек источник, полный чистой и сладкой воды. Этой водой исцелялись всякие болезни и немощи людей, славящих угодника Божия и единого в Троице Бога, всеми славимого и поклоняемого во веки веков.
Видео (кликните для воспроизведения).
1 По учению Ария, Сын Божий Логос (Христос) — творение Бога, следовательно, не единосущен ему, т.е. в сравнении с Богом-Отцом является существом низшего порядка.