Рош ашана молитвы

Полное описание: Рош ашана молитвы - для наших любимых читателей.

Краткий путеводитель по Рош-Ашана

В день Рош-Ашана – еврейский Новый год (1-2 Тишрей, в 2020 году выпадает на 19-20 сентября) – провозглашается царство Б-га над всем миром. В этот день был создан прародитель человечества – Адам. И в тот же день он нарушил данный ему Б-гом запрет и был осужден на изгнание из Эдена. Это был первый Рош-Ашана, и тогда свершился первый суд над человеком. С тех пор ежегодно в этот день творит Всевышний суд над человечеством, предопределяя, что должно случиться с людьми и народами в наступающем году.

В канун первого дня Рош-Ашана принято зажигать праздничные свечи до захода солнца (а если первый день выпадает на Шаббат, как в 2020 году, то это — обязанность). При этом произносят следующие благословения:

Борух Ато Адой-ной Элой-эйну Мэлэх Оойлом Ашер Кидэшону Бэмицвойсов Вэцивону Лэадлик Нэйр Шэль (Шаббос Вэшэль) Йойм Азикоройн.

Борух Ато Адой-ной Элой-эйну Мэлэх Оойлом Шээхэйону Вэкиймону Вэигиону Лизман Азэ.

После молитвы «Маарив» вечером в Рош-Ашана (то есть вечером 18 сентября в 2020 году) принято приветствовать друг друга: «Лешана това тикатев ветехатем» (женщине говорят: «Лешана това тикатви ветехатми»), что означает «Да будешь ты записан на добрый год, и запись эта да будет скреплена печатью!»

В Рош-Ашана Всевышний судит весь мир и определяет судьбу каждого человека на следующий год. Как говорит Талмуд (Мишна, трактат «Рош-Ашана», 1:2), в этот день все без исключения люди проходят пред Творцом, «словно овцы перед пастухом, когда тот пересчитывает свое стадо». Поступки каждого человека тщательно анализируются, и ему выносится соответствующий приговор.

Поэтому Рош-Ашана — это не праздник в обычном смысле слова. Вкусные блюда и нарядные одежды выражают не веселье, а надежду на милосердие Б-га, который любит и жалеет Своих детей и желает их оправдания на суде. Вместе с тем Рош-Ашана отличается особой атмосферой серьезности и тревоги. Поэтому в эти дни не следует развлекаться, гулять, не рекомендуется спать днем, и даже ночью желательно спать меньше обычного. Принято воздерживаться от супружеской близости в обе ночи Рош-Ашана. Надо как можно больше времени уделить молитве, изучению Торы и чтению псалмов. В Рош-Ашана не курят, хотя это и не запрещено законом.

Важнейшая заповедь этого праздника – слушать, как трубят в шофар, что символизирует коронацию Всевышнего как Владыки вселенной. Кроме того, голос шофара, похожий на плач ребенка, символизирует исходящий из глубины сердца крик нашей души, обращенный к небесному Отцу.

До того, как протрубят в шофар, не едят и не пьют (если это не повредит здоровью). Слушать звуки шофара принято стоя.

Перед тем, как трубить в шофар, тот, кому оказана эта честь, произносит два благословения: «. повелевший нам слушать звук шофара» и Шеэхеяну. Эти благословения он произносит за всех, кто его слышит, а присутствующие отвечают на них: «Амен!» Согласно обычаю, около трубящего в шофар стоит другой человек и молча указывает ему по сидуру или по махзору, какой вид звуков должен прозвучать. Между произнесением благословений и до последней серии трубных звуков во время повторения хазаном молитвы Мусаф запрещено говорить что-либо, не относящееся к молитве или к исполнению заповеди о шофаре. Во второй день Рош-Ашана трубящему в шофар следует надеть новый костюм или рубашку, чтобы можно было произнести Шеэхеяну. Но и если такой возможности нет, он все равно произносит это благословение.

В Рош-Ашана принято приводить детей в синагогу слушать шофар и приучать их вести себя соответствующим этому моменту образом. Совсем маленьких детей матери должны держать возле себя, так как, в принципе, женщины освобождены от исполнения заповеди слушать шофар, и если ребенок помешает матери сосредоточиться, это не будет считаться нарушением заповеди. Во время молитвы Мусаф трубят сто раз, не больше. Тот, кто уже прослушал, как трубят в шофар, или трубил сам, имеет право в течение дня трубить для тех, кто еще не исполнил эту заповедь. Желательно, чтобы благословение перед этим произнес один из слушателей.

Если первый день Рош-Ашана выпадает на Шаббат, то в шофар трубят только во второй день.

В первый день Рош-Ашана (а если он выпадает на субботу, то во второй) после полудня и до наступления вечера принято совершать обряд Ташлих, суть которого в прочтении молитв, взывающих к «тринадцати категориям Милосердия» и в символическом «вытряхивании» грехов. Обряд проводится около воды, согласно Каббале символизирующей милосердие, желательно возле водоема, где водится рыба, символизирующая плодовитость, жизненную силу, а также «Вечноглядящее Око».

Второй день Рош-Ашана отличается от вторых дней других праздников тем, что он во всех отношениях считается равным первому дню (в отличие от остальных «вторых дней» он установлен не из-за сомнения в точной дате). Более того, в Талмуде сказано, что оба дня Рош-Ашана – это «один длинный день». Поэтому существует сомнение, надо ли перед наступлением второго дня Рош-Ашана произносить благословение Шеэхеяну. Чтобы избавиться от этого сомнения, принято специально создавать какой-либо повод, чтобы произнести его. Так, женщина, которая зажигает свечи, должна надеть новое платье или положить на стол перед собой плод нового урожая. Тем самым она создает повод для произнесения Шеэхеяну, и это благословение будет относиться также к зажиганию свечей. Однако если такой повод нет возможности создать, Шеэхеяну все равно произносят. Новый плод, над которым произнесли это благословение, съедают сразу после кидуша, перед омовением рук для трапезы.

Во второй день Рош-Ашана свечи зажигают с наступлением ночи, после появления звезд, перед самым кидушем.

«Рош-Ашана» дословно означает «голова года». Это, в частности, намекает на то, что так же, как функции всего тела зависят от головы, от поведения человека в Рош-Ашана зависит, каким будет для него наступающий год.

Читайте так же:  Как правильно резать курбан для чтения молитв дум украины

Готовимся к Рош а-Шана

Готовимся к Рош а-Шана

Что же есть Рош а-Шана, как не День рождения Мироздания? Этот праздник имеет несколько названий, каждое из которых связано с одним из его важных аспектов:

  • Рош а-Шана , то есть голова года, ведь этот день благословляет весь будущий год
  • Йом а-Дин и Йом а-Зикарон , то есть День Суда и День Памяти о Суде, поскольку в этот день начинается судебный процесс над мирозданием
  • Йом Труа , то есть «День Трубления», поскольку одной из главнейших обязанностей каждого еврея в этот день является услышать живой звук трубления в шофар

Подготовка к нему происходит накануне – в месяц Элул.

Кроме символа нашего раскаяния, этот звук символизирует ежегодное воцарение Вс-вышнего над мирозданием.

Подготовка

Последний месяц уходящего года носит название Элул. Именно он готовит нас к Рош а-Шана, как звучит одно из названий Нового года. Но, все дни, начиная с первого дня этого месяца и вплоть до Симхат Тора, объединены в одно целое применительно к Суду над миром. Вначале, нам дают возможность для исправления!

Целый месяц, исключая шаббаты и последний день уходящего года, воздух оглашают трубные звуки шофара. Они проникают сквозь стены, пронзают скорлупу, которой покрылись наши ороговевшие сердца. Они зовут нас вернуться, так как Отец зовет своих детей.

Мы проводим работу над ошибками, совершенными в течение уходящего года. Но мало одних хороших мыслей и намерений. Вспомнив о своих ошибках, требуется также и их исправление делом! Обидел – попроси прощения. Украл – верни сторицей… Именно доброе дело изменяет нас и мир к лучшему. Даже если обиженный уже покинул этот мир – следует собрав свидетелей попросить прощения у него на могиле, ведь это важно не только ему – любое дурное дело наносит рану и душе того, кто его совершает.

Что нужно сделать перед наступающим праздником?

1. Купите гранат, яблоки, мед.

2. Купите новый плод (т.е. тот, который вы еще не пробовали в этом сезоне), чтобы произнести на него благословение «шегехейону» во вторую ночь Рош а-Шана).

3. Поскольку во время праздника запрещено прикреплять свечи к подсвечникам, на которых они горят, то лучше использовать готовые подсвечники из фольги (в народе их называют «чайными свечами» или «таблетками»).

4. Перед началом праздника приготовьте пламя, от которого можно будет зажечь свечи второй ночи праздника (лучше всего — т.н. «суточную» свечу, свечу, горящую 24 часа) (а в некоторые годы и субботнюю свечу).

5. Раз в семь лет, накануне Рош а-Шана, в связи с наступлением субботнего года шмита, необходимо подписать специальный документ – прозболь, дающий возможность вести в течение всего года рабочую деятельность. В следующий раз такая необходимость возникнет в 2021 году.

6. Накануне Рош а-Шана произнесите «атарат недарим» (формулу освобождения от обетов), чтобы войти в новый год не отягощенным невыполненными обещаниями (речь идет об обещаниях данных случайно и неумышленно; намеренно не сдержанное слово остается нарушением). Существует также обычай писать «ПаН» («пидьен нефеш» — «Искупление души») – записку с просьбой о благословении на новый год. Записку можно передать раввину в синагоге с тем, чтобы она была оставлена у Стены плача или на могиле одного из праведников.

А еще желательно попросить прощения у всех людей, которых вы обидели в течение прошлого года. Только просить прощения надо искренне.

Рош а-Шана

В последний день месяца Элул мир замирает в трепете. Грядет Суд.

1-го и 2-го числа Вс-шний начинает судебный процесс над мирозданием, решая судьбы каждого человека в частности и всего рода людского в общем. Один поступок может решить судьбу мира. Эти дни наполнены символизмом. Поэтому любой шаг важен.

Обычаи Рош а-Шана

В канун Рош а-Шана принято совершать обряд освобождения от обетов. Дословно он называется «разрешением обетов». Обет – это взятое на себя обязательство выполнять какое-либо действие. Даже просто произнесённая фраза может рассматриваться обетом. Именно поэтому при любых указаниях на будущее следует произносить фразу «бли недер» — «без обещания», чтобы не попасть под обязательства. В любом случае, обет можно приостановить и отменить. Он отменяется двумя способами «разрешением обета», когда человек в присутствии суда из трёх или десяти человек заявляет, что он не в состоянии выполнять взятые когда-то на себя обязательства. Другим процессом приостановления действия обета является «нарушением обета», когда взятый на себя женщиной обет может быть приостановлен в течение светового дня её отцом или супругом в зависимости от её семейного положения.

Помимо главы Матот, где подробно описывается процесс отмены обетов, в трактате Недарим приводится высказывание, чтобы каждый еврей заранее отменил все свои будущие обеты, которые он произнесёт в течение года. Именно на этом высказывании базируется известная молитва, с которой начинается праздник Йом Кипур – молитва Коль Нидрей.

Перед двумя важнейшими праздниками — Рош а-Шана и Йом-Кипуром, когда каждому еврею нужно обдумывать тщательно свои поступки, было введено положение, чтобы каждый освободился от возможно взятых на себя в течение уходящего года каких-либо невыполнимых или случайно произнесённых обещаний. Для этого в последний день уходящего года после утренней молитвы каждый еврей в присутствии трёх или десяти собравшихся евреев произносит специальный текст освобождения от обетов.

Как это происходит? Для процедуры требуется присутствие минимум 3 человек, которые имеют право освободить от данных обетов каждого, кто пожелает (так как три еврея — это уже бейт-дин, правомочный еврейский суд), но лучше, проводить эту церемонию в миньяне (10 человек). При этом все они сидят (судьи!) и лишь тот, кого освобождают от обетов, стоит (как стоят перед судьями). Освобождаемый читает текст (он приводится в сидурах и махзоре – сборнике молитв на Рош а-Шана), а остальные (т.е. судьи) ему отвечают. Тому, кто затрудняется прочесть текст на иврите, разрешается прочесть его на любом понятном ему языке.

Ѓатарат недарим можно делать в течение всего дня – кануна Рош а-Шана – а в самом крайнем случае это можно сделать и позже, до Йом‑Кипура. Хотя, лучше до такой крайности не доводить

Читайте так же:  Начало праздничной молитвы курбан байрам

В канун первого дня Рош а-Шана принято зажигать праздничные свечи до захода солнца. При этом произносят следующие благословения:

«Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать праздничные свечи!» и «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, за то. что Ты дал нам жизнь, и поддерживал нас, и дал нам дожить до этого времени!»

Которое звучит как:

Борух Ато Адой-ной Элой-эйну Мэлэх Оойлом Ашер Кидэшону Бэмицвойсов Вэцивону Лэадлик Нэйр Шэль Йойм Азикоройн. Борух Ато Адой-ной Элой-эйну Мэлэх Оойлом Шээхэйону Вэкиймону Вэигиону Лизман Азэ.

Ташлих

Существует традиция днем в Рош а-Шана, спускаться к какому-либо водоему – реке, озеру, морю (туда, где живет рыба, хоть к аквариуму, но приятнее все-таки к морю) и стряхивать края одежды, как бы сбрасывая грехи в воду. Этот обычай подтверждается словами пророка Нехемии: «Вытряхнул я полы свои и сказал: «Так вытряхнет Б‑г каждого». Тем самым, как бы показываем всем, что избавляемся от груза и тяжести всех своих грехов и дурных поступков. Эта церемония «облегчения совести» называется «ташлих», что значит «ты сбросишь», а позаимствовано название из предсказаний пророка Михи: «И ты сбросишь все наши грехи на дно самого глубокого моря».

Обычно ташлих делают в первый день праздника, но если он приходится на субботу, то церемонию проводят во второй день.

Лешана това тикатев ветехатем!

После молитвы «Маарив» вечером в Рош а-Шана (то есть вечером 14 сентября в 2015 году) принято приветствовать друг друга: «Лешана това тикатев ветехатем» (женщине говорят: «Лешана това тикатви ветехатми»), что означает «Да будешь ты записан на добрый год, и запись эта да будет скреплена печатью!»

Во время первой (вечерней) трапезы Рош а-Шана соблюдают ряд обычаев, символизирующих желание удостоиться доброго нового года.

После благословения над хлебом первый ломоть халы обмакивают не в соль, как обычно, а в мед. Затем берут дольку сладкого яблока, окунают ее в мед, произносят благословение «. творящий плод дерева», а затем говорят: «Да будет воля Твоя на то, чтобы новый год был добрым и сладким!»

Так поступают даже тогда, когда на столе есть фрукты, которыми славится земля Израиля (например, финики, гранаты), хотя обычно в таком случае именно над ними, а не над яблоком, следовало бы произнести благословение.

Кроме того, во время трапезы многие едят: баранью голову – в память о ягненке, принесенном в жертву вместо Ицхака, или голову рыбы – чтобы в наступающем году «быть головой, а не хвостом»; гранат – «чтобы заслуг наших стало много, как зернышек в гранате»; блюда из моркови, свеклы и других овощей , названия которых на идиш, иврите или арамейском ассоциируются с добрыми пожеланиями. Едят рыбу – чтобы мы «множились как рыбы в море».

Благословение произносят только над яблоком в меду.

Творческая еврейская мысль не стоит на месте и, например, франкоязычные евреи ставят на стол бананы (по-французски «С Новым Годом» звучит как «бон анэ») и авокадо, чье название созвучно с французским произношением слова «адвокат» (наверное, не надо объяснять, как важно иметь хорошего защитника в День Суда). Бананы можно поставить и потому, что это созвучно с ивритским «ше-ибане Бейт ѓа-Микдаш» («Да будет отстроен Храм!»). А особо креативные евреи ставят на стол напиток-колу, так как это слово созвучно призыву «Шма колейну!» («Услышь наш голос!» – главному лейтмотиву праздника, когда мы взываем к Вс-вышнему с просьбой услышать нас и принять наше раскаяние). В общем, ставить на стол можно многое, главное знать языки и уметь это знание применять.

В некоторых общинах, каждому блюду сопутствует соответствующее произносимое вслух пожелание. Чтобы не столкнуться с дурными приметами в Рош а-Шана , в первую трапезу праздника не едят кислое, горькое, острое, а также не едят орехи (гиматрия – числовое значение – букв этого слова равна гиматрии слова хет (грех).

Рош аШана — Обычаи еврейского нового года

Поделись и спроси мнение друзей!
Общение МАТЬ УЧЕНИЯ!

Ткият Шофар на Рош аШана — заповедь трубных звуков

Основной заповедью, предписываемой нам на новый еврейский год, является заповедь «ткият шофар», то есть трубление в рог. Звуки рога, должны призвать нас к пониманию и ощущению всевластности и всесущности Б-га в нашем мире, что и является основным смыслом этого дня.

Обычаи на еврейский новый год

  • Ташлих (выбрасывание грехов)

В первый день Рош аШана (или же во второй день, если первый пришёлся на субботу — по ашкеназской традиции) все идут к водному источнику и произносят над ним молитву Ташлих (что буквально обозначает — ты выбросишь), которая является просьбой выкинуть грехи в «морскую пучину». Некоторые также отряхивают полы своей одежды, как символ стряхивания своих грехов.

  • Бодрствование днём
Видео (кликните для воспроизведения).

Некоторые специально не спят днём на Рош аШана, так как в Иерусалимском Талмуде написано, что тот, кто спит на Рош аШана, просыпает свое счастье.

  • Поедание симаним

В вечерней трапезе на праздник Рош аШана принято есть «симаним». Имеются в виду различные кушанья, чьи названия связаны с нашими молитвами и пожеланиями на новый год. Основные симаним это: яблоко в мёде, голова рыбы, морковь и т. д. Эти кушанья принято есть вечером первого дня Рош аШана. Некоторые едят их во второй день праздника.

Молитвы на Рош аШана

На еврейский новый год принято много молиться. Из-за этого молитвы Шахарит (утренняя) и Мусаф (дополнительная) очень длинны, праздничны и включают в себя пиютим. Как уже было сказано выше, основной посыл этих молитв и пиютим — это «хамлахат Ашем», то есть призыв к пониманию и ощущению Б-жьей всевластности и всесущности и понимание того, что мы стоим перед Ним в этот час суда. Все молитвы в этот день произносятся из молитвенника.

Читайте так же:  Молитва песняры мулявин

Вечером перед Рош аШана — Слихот (извинения) и Атарат Недарим (освобождение от обетов)

Вечер перед Рош аШана является последним вечером уходящего года. В этот день принято усиленно произносить слихот, давать подаяние и цдаку (заповеди, которые способны изменить предначёртанное, если оно является плохим) и вообще делать «тшуву», то есть анализировать весь прошедший год и каяться в своих грехах и проступках.

Также, перед Рош аШана принято проводить церемонии отпущения обетов, когда каждый просит об этом трех людей, собранных вместе, которые являются его судом, уполномоченным освободить его от данных обетов.

В книгах написано, что пост с начала рассвета и до дневных часов в день перед Рош аШана может помочь отменить плохой приговор на будущий год. Пост в иудаизме является сильным средством и в источниках написано, что человек стирает треть своих прегрешений этим постом, ещё одну треть во время десяти дней между Рош а Шана и Йом Кипуром и последнюю треть в сам Судный День.

Публикуется с разрешения проекта «Хидабрут на русском»

Обряд Ташлих

Ташлих — это специальный обряд, в который входит молитва и просьба о прощении грехов. Слово ташлих означает «брось», и такое название обряд получил благодаря произносимому в нем отрывку из книги пророка Михи «и брось в пучины морские все наши преступления!».

Ташлих устраивают в первый день Рош а-Шана после полудня, после Минхи (если этот день не выпал на Шаббат). Принято идти к водоему, лучше всего — такому, где водится рыба, так как мы просим, чтобы наши грехи «канули в морскую пучину». Если первый день Рош а-Шана выпадает на Шаббат, то Ташлих откладывается на второй день Рош а-Шана.

Приходя в день Суда Рош аШана к водоему и читая там молитвы о прощении прегрешений, мы выказываем свою надежду на то, что Всевышний очистит нас от наших грехов.

Есть еще два объяснения обряда Ташлих, и проведения его именно в Рош аШана. Первое из них связано с Акедат Ицхак — когда Авраам шел с Ицхаком к горе Мория, чтобы вознести его в жертву, сатан пытался помешать ему, превратившись в бурный водный поток на его пути. Преданность Авраама и Ицхака Б-гу проявилась в том, что они вошли в воду, и продолжили путь, не обращая внимания на преграду. Когда мы приходим просить к водоему, мы намекаем на эту заслугу праотцов, и показываем свое намерение стараться подражать им в их праведных поступках.

Второе объяснение связано с аспектом коронования Царя мира в Рош аШана. В древности возведение царя на царство происходило возле водоема, например, реки или родника. Провозглашая Всевышнего царем в день Рош аШана около водоема, мы признаем Его царскую власть над нами — и нашу зависимость от Его царского милосердия.

Главные части текста Ташлих — два отрывка из Пророков и Писаний, «Кто подобен Тебе, Б-г» (Миха, 7:18-20) и «Из теснин» (Теилим 118:5-9). Согласно учению каббалы, эти отрывки соответствуют двум случаям, когда Моше рабейну молил Всевышнего о прощении для еврейского народа, упоминая Тринадцать качеств милосердия Творца. Каждый из этих отрывков параллелен, в первом случае, — всем тринадцати атрибутам, а во втором — девяти из тринадцати атрибутов милосердия Всевышнего.

После прочтения двух этих отрывков, читают 33 и 130 псалмы Давида. В большинстве махзоров после этого приведены дополнительные личные молитвы-просьбы, чтение которых необязательно.

Если в Рош аШана в пределах разрешенного расстояния нет водоема, или в случае других помех (например, плохой погоды), можно исполнить обряд Ташлих и позже, в течение Десяти Дней Раскаяния, или даже до Ошана Раба.

Краткое руководство к празднику Рош а-Шана

Поделись и спроси мнение друзей!
Общение МАТЬ УЧЕНИЯ!

СУДЬЯ РАВИНСКОГО СУДА КРОУН ХАЙТС, НЬЮ ЙОРК
HORAV YOSEF YESHAYA BRAUN.

ПЕРЕВОД: ЦИПОРА ШУФОТИНСКАЯ

Основные законы и обычаи, приведенные ниже, были взяты из нескольких источников. Основными источниками являются: Шулхан Арух Альтер Ребе, Киур Шулхан Арух, Сихи и Маамары Рабеим, Сефер Минhагим ХаБаД и т.д. Целью данного краткого конспекта является проинформировать вас о некоторых актуальных законах, а не обязать человека их выполнять в полном объеме.

В канун Рош Ашана до полудня нужно сделать тарас недарим (аннулирование обетов). Согласно закону, это следует сделать перед 3 мужчинами. Традиция, однако, такова, что это принято делать перед миньяном. Тот, кто не понимает текст на иврите, должен произнести его на том языке, который он понимает. Женщины не выполняют тарас недарим. Нет такой традиции, чтобы жены назначали своих мужей своими посланниками для аннулирования клятв от их имени. Они полагаются в большей степени на произнесения отказа от клятв в молитве Коль Нидрей. Принято, что тот, кто отказывается от обетов, делает это стоя.

Следует написать пан Ребе от своего имени, а также от имени своей семьи. Если это возможно, то хорошо посещать могилу праведника в канун праздника. Перед посещением могилы не едят, но пить разрешено.

При необходимости, следует постирать одежду, подстричься, подстричь ногти, принять душ, после — мужчины окунаются в микву. Затем надеть праздничную одежду, дабы подчеркнуть, что мы верим, что Вс-вышний вынесет нам оправдательный приговор.

В Рош Ашана едят круглые халы. Приготовьте яблоки, мед, гранаты, рыбу, голову барана (или другого животного, например, ягненка или рыбы), а также «новый фрукт» для Йом Това. Любой сезонный фрукт (тот, который растет лишь раз или два в году) и который вы еще не ели в этом сезоне, считается новым. Не следует использовать уксус при приготовлении блюд на праздник.

Следует принять решения уделить больше внимания определенным аспектам соблюдения праздника. Заранее нужно просмотреть праздничные молитвы, чтобы ознакомиться с нусахом (порядком) и значением слов.

Примерно за час до Минхи до наступления Рош Ашана, используйте каждое доступное мгновение дня и ночи, чтобы произносить Теилим. Избегайте праздных разговоров, сократите дополнительное время сна, и увеличьте сосредоточенность в молитве. Потратьте дополнительное время для Минхи и прочтите молитву с особой кавоной, произнося слова из глубины сердца и души.

Читайте так же:  Молитвы на покрову чтобы выйти замуж

Наши Рабеим не забывали поговорить со своими женами в эрев Рош Ашана, близко ко времени начала праздника. В своих сихах Ребе указывает каждому мужу принять такую практику.

В Йом Тов запрещено зажигать новый огонь, поэтому стоит позаботится о том, чтобы огонь зажгли до наступления праздника. Те, кто используют Шабатние таймеры, должны не забыть поставить их заранее.

Зажигаем праздничные свечи до того, как скажем благословение, так же как в эрев Шабат. Произносим «леадлик нер шель йом азикарон» и «шеихияну». Если вы по ошибке сказали «леадлик нер шель шабос кодеш» вместо нужного благословения, то следует сразу же исправиться и сказать «шель йом азикарон». Если уже прошло несколько секунд перед тем, как вы поняли, что сказали не то благословение, то следует повторить все благословение сначала. Это можно сделать пока горят свечи. Если вы по ошибке сказали «леадлик нер шель йом тов», то вы выполнили обязанность зажжения свечей.

Если вы привыкли курить во время Йом Това, то следует воздержаться от курения на протяжении всего Рош Ашана, даже не на людях. Также следует повлиять на окружающих, чтобы они не курили.

Произнесите Теилим перед Мааривом. Сразу перед Мааривом община поет авину малкейну. Традиционно, наши Раббеим молились этот Маарив дольше обычного. На каком-то уровне эта традиция относится и ко всем хасидам.

Не забудьте многочисленные вставки в Амиде. Мы желаем друг другу «ле шана това тикатев ветехатейм» — говорим это на иврите.

Во время кидуша произносим благословение «боре при агефен»; «мекадеш исроэль вэ йом азикарон» и «шеихияну». Стоит отметить, что если гранат, который традиционно едят в начале трапезы, является «новым фруктом» для вас, то нужно помнить об этом во время произнесения «шеихияну».

Если женщина делает кидуш самостоятельно, она не должна повторять благословение «шеихияну», которое произнесла раньше, во время зажжения свечей. Халу нужно окунать в мед. Так поступают начиная с Рош Ашана и до Гошана Раба (включительно). После того, как съели халу, берут кусочек сладкого яблока, окунают в мед и произносят «борэ при аэц» и «ехи рацон милфанеха ше техадейш алейну шана това у мэтука» – затем съедают яблоко. Если вы произнесли «борэ при аэц» на яблоко и не думали в этот момент о гранате, который уже лежал на столе, то благословение «при аэц» произносить еще раз не нужно. Однако, если гранат не лежал на столе (и вы о нем не думали), то нужно будет еще раз сказать «борэ при аэц», когда вы позже будете есть гранат.

Касательно благословения, которое говорят на десерт (если на десерт фрукты), Ребе оставлял немного яблок на конец трапезы. Таким образом, человек думает в начале трапезы, когда говорит «при аэц» на яблоко, что это благословение также включает и те фрукты, которые будут на десерт.

Есть, пить и радоваться является заповедью в Рош Ашана. Традиционно едят рыбу (символ благословения на большое потомство). Не едят все виды орехов и горькую пищу в Рош Ашана. Традиционно едят гранат (много зерен символизируют большое количество заслуг), голову барана, как напоминание о жертвоприношении Ицхака. Если нет возможности положить голову барана, то используют голову ягненка или, обычно, голову рыбы (символ того, что мы хотим «быть в голове, а не в хвосте» в наступающем году).

Во время Биркат амазон добавляют «яале ве яво», «арахаман гу янхилейну» в Йом Тов, также «арахаман гу ехадеш». Говорят Осе шалом, а не гашалом.

Следует проснуться пораньше. Перед началом Шахарит, община поет Авину Малкейну. Во время произнесения Авину Малкейну, постарайтесь произнести «ро’а гезар» (злые аспекты приговора) на одном дыхание. В момент открытия Арон Акодеш, произнесите «Ашем Кель рахум…» трижды, после этого «Рибоно шель олам».

Перед тем, как протрубит шофар, каждый человек должен подготовить себя духовно, эмоционально и ментально, и должен иметь намерение выполнить свои обязательства в следующем году. Также он должен подготовить себя к службе Вс-вышнему на протяжении всего года. Не говорите, пока не протрубят все 100 звуков.

Запрещено без нужды трубить в шофар.

Хотя в Рош Ашана есть заповедь устраивать трапезу, не стоит обильно наедаться, чтобы избежать легкомысленного поведения и сохранить страх перед Вс-вышним на протяжении всего дня. Кроме того, Ребе Раяц предупреждал, чтобы человек сократил количество потребления пищи и напитков.

В Рош Ашана традиционно устраивают пышную трапезу с мясом, и в этот день нельзя обойтись без мяса, человек покупает его в честь Йом Това.

Традиционно воздерживаются ото сна в течение дня. Бездельничанье приравнивается ко сну.

Во время Минхи произносят Авину Малкейну. Идут к водоему, в котором обитают живые рыбы, после Минхи – до захода солнца – чтобы произнести Ташлих. Многие галахические авторитеты предупреждают, что женщинам не следует делать Ташлих там, где собираются мужчины.

Запрещено в первый день Рош Ашана готовить еду на второй день до наступления ночи.

Во второй вечер свечи зажигают от огня. Произносят два благословения «леадлик нер шель йом азикарон» и «шеихияну». Во время произнесения «шеихияну», нужно либо надеть новую одежду, либо смотреть на «новый фрукт», который съедят сразу после кидуша.Даже если нет ни новой одежды, ни нового фрукта, то благословение «шеихияну» все равно говорят.

Во время кидуша произносят то же благословение, что и в первый день, вместе с «шеихияну». При произнесении «шеихияну» смотрят на «новый фрукт». Сразу после кидуша, но до того, как помыть руки на хлеб, нужно съесть этот фрукт. Не забудьте сказать благословение на фрукт. Нужно съесть достаточно, чтобы произнести благословение после еды (но не на вино).

Молитва Шахарит такая же, как и в первый день. Мусаф, кидуш, трапеза, Биркат Амазон такие же, как и в первый праздничный день. Традицией является проводить последние моменты Рош Ашана и первые моменты Моцей Рош Ашана за изучением Хасидута.

Рош аШана: день сотворения человека, день суда и праздник.

Поделись и спроси мнение друзей!
Общение МАТЬ УЧЕНИЯ!

Читайте так же:  Молитва перед жертвоприношением в курбан байрам

Приближается праздник Рош аШана, который в этом году мы будем праздновать с 29 сентября по 1 октября. В это время Творец создал мир, который Он судит в день его рождения! Но мы относимся к Рош аШана как к праздничным дням, когда нужно радоваться и веселиться, как сказано в Теилим: «Служите Г-споду в боязни и веселитесь, содрогаясь от страха».

«Вкусные трапезы, праздничная сервировка стола и нарядные одежды выражают не радость, а надежду на милосердие Вс-вышнего, Который любит и жалеет Своих детей и желает их оправдания на суде. Вместе с тем Рош аШана отличается особой атмосферой серьезности и некоторой тревоги. Поэтому в дни праздника не следует развлекаться или гулять, не рекомендуется спать днем (если нет в этом действительной необходимости) и даже ночью желательно спать меньше обычного» (Кицур Шульхан Арух 123:7). В Иерусалимском Талмуде сказано: «Тот, кто спит в Рош аШана, – проспит свою удачу». Рама (Раби Меир бар Тодрос Алеви Абулафия), в своих комментариях на Талмуд сказал: «Есть обычай не спать в Рош аШана, и это правильный обычай».

Ведь на самом деле это не только день сотворения мира и день радости, но и день Высшего суда. Небесный Суд творится над всем человечеством: как над евреями, так и над неевреями. Поэтому и неевреям также нужно молиться в этот день, потому что именно в Рош аШана определяется для всего человечества приговор на следующий год. В этот день в синагогах трубят в шофар, призывая к раскаянию и утверждая Б-жественную власть над творениями в новом году.

В Кицур Шульхан Арух 122:8 сказано: «Любавический Ребе р. Йосеф-Ицхак говорил, что двенадцать дней, начинающиеся 18-го элуля (день рождения раби Исраэля Баал-Шем-Това и раби Шнеура-Залмана, основателя Хабад), соответствуют двенадцати месяцам уходящего года, а потому эти дни наилучшее время для тшувы: 18-го элуля надо проанализировать свое поведение в прошлом месяце тишрей, 19-го элуля хешван и т. д. вплоть до кануна Рош-Гашана. 29-го элуля следует подвести итог своему поведению в месяце элүль и принять решение, как исправить то, что нуждается в исправлении».

Рош аШана – это день переосмысления нашей жизни и поступков за год, покаяния и надежды на будущее.

С этого дня начинаются «Дни трепета», десять дней наших молитв и раскаяния, продолжающиеся до Йом Кипура — «Дня примирения». В начале этого периода Б-г строго оценивает поступки всех людей, но затем милосердно дает людям еще один шанс исправиться. В эти дни решается, каким будет следующий год для каждого человека. Кого-то ждет удача и почет, а кого-то горе и болезни (не дай Б-г). В молитве «Унтанэ токеф», которую мы читаем в канун Рош аШана сказано: « Кто будет жить, а кто умрёт, кто в свое время, а кто безвременно, кто в воде, а кто в огне, кто убитым мечом, а кто диким зверем, кто от голода, а кто от жажды. Но тшува, молитва и цдака смягчают суровый приговор!». Мы должны быть уверены, что Вс-вышний проявит к нам Свою доброту и не оставит нас милосердием Своим в наступающем году,

В это время перед Б-гом открыты три книги. В первой записаны имена праведников, чьи добрые дела перевешивают злые. Вторая книга содержит имена грешников, кто чаще совершал недобрые поступки. А в третьей книге, которая посередине, записаны имена большинства людей. Они не праведники, но и не грешники. Чаши их весов с добрыми и злыми поступками находятся в равновесии. Именно у этих людей есть шанс исправить свою участь искренним покаянием.

Существуют традиции, относящиеся к кануну Рош аШана.

В канун Рош аШана надо поститься и как можно больше времени уделять изучению Торы и Теилим. Принято давать как можно больше цдаки, посещать места праведников и дарить нуждающимся продукты для праздничной трапезы. Тому, кто провинился перед другим человеком, нужно попросить у него прощения. Также принято после «Шахарит» накануне Рош аШана расторгать данные в течение года обеты «гатарат недарим», чтобы предстать перед судом Вс-вышнего очищенными от тяжкого греха забытых и неисполненных обетов. В крайнем случае, если не будет возможности, это можно сделать позже, но только до Йом-Кипура.

В день Рош аШана совершают «Ташлих» (избавление то грехов уходящего года) на берегу какого-либо водоема, читая молитвы и вытряхивая в воду крошки из карманов, как бы скармливая свои грехи рыбам.

Наступление праздника открывает трубление в шофар.

Как сказал Рамбам: «Несмотря на то, что трубление в шофар в Рош аШана — повеление Торы, не подлежащее обсуждению, оно словно зовет: «Проснитесь, спящие! Пробудитесь ото сна! Проверьте свои поступки и вернитесь ко Вс-вышнему! Вспомните Творца вашего — вы, забывшие истину в суетности времен, проводящие годы свои в ничтожных и пустых занятиях, которые не в силах принести вам ни пользы, ни помощи! Вглядитесь в глубину ваших души исправьте поступки свои, оставив дурной путь и дурные мысли!».

Эти слова следует вспомнитъ каждому перед трублением в шофар и совершить тшуву от всего сердца. В Шульхан Арух сказано, что Рош аШана — это «голова года», намекая на то, что как все функции всего тела зависят от головы, так от поведения человека в Рош аШана зависит, каким будет для него наступающий год.

Будьте здоровы и благословенны!

Видео (кликните для воспроизведения).

Ктива вэхатима това! («Доброй записи в Книгу жизни и утверждения ее печатью!»)

Рош ашана молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here