Проповедь пост и молитва

Полное описание: Проповедь пост и молитва - для наших любимых читателей.

О посте и молитве

Прослушать проповедь онлайн на сайте.
Для Вашего удобства беседа разделена на отдельные дорожки.

Проповедь «О посте и молитве»

Пост и молитва — два крыла, с помощью которых христианин может взлететь на небо, отрешившись от всего греховного. В этой проповеди иеромонах Николай, опираясь на творения святых отцов, рассказывается о том, как правильно молиться и поститься православному христианину.

  • В чем различие между постом и диетой.
  • Чем отличается пост телесный от поста духовного.
  • Как достойно подготовить себя к посту.
  • Для чего нужна молитва и какие виды молитв существуют.
  • Как правильно приготовиться к молитве – беседе с Богом.
  • Как приучить душу к частому обращению к Богу.
  • Как вести себя после молитвы.
  • Признаки умной и сердечной молитвы.
  • Что дает нам постоянное повторение молитвы Иисусовой.
  • Какие блага получает человек от действия молитвы.
  • О молитвенном восхождении сердца к Богу или как молиться от души.

Беседа изобилует примерами из Священного Писания, высказываниями святителей: Иоанна Златоуста, Иоанна Лестничика, Серафима Саровского, Феофана Затворника, Дмитрия Ростовского и др., подтверждающими величайшую пользу для души человека поста и молитвы.

О посте

Пост — это не только воздержание от пития и еды, предписываемое благоразумием и медицинскими показаниями для укрепления телесного здоровья. Это есть высшая степень воздержания, предписываемая нам Церковью.

В каждое из четырех времен года Святая Церковь установила периоды поста для общего покаяния и прощения.

Многодневные посты установлены в честь:

Иисуса Христа — Рождественский и Великий;

Божией Матери — Успенский,

восшествия Святого Духа на апостолов — Петров пост.

Кроме того, есть посты однодневные: Крещенский сочельник — навечерие Богоявления,

Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня, а также среда и пятница как дни предательства и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа.

Церковью нами заповедано два вида поста: телесный и духовный.

Телесный пост

Умеренность в принятии постной пищи и пития, направленная на ослабление страстных движений плоти.

Пост — это выражение Богопочитания истинными сынами Церкви. Строгое соблюдение правил поста дарует здоровье и долголетие постящимся. За нарушение постов — гнев Божий и великие бедствия.

  • Польза телесного поста:
  • Пост показывает, что для здоровья человека более полезна не изысканная, но простая пища и питие в умеренных количествах.
  • Пост обнаруживает господствующие в человеке страсти и пороки.
  • Пост делает нас способными к молитве и размышлениями о Боге. «Кто постится, тот добрым духом молится», — говорил Иоанн Златоуст.
  • Пост есть сильное средство приготовления ко всем великим и спасительным делам.

Как подготовить себя к телесному посту?

К посту надо приготовлять себя постепенно, понемногу уменьшать количество употребляемой пищи и довести до того, сколько требует строгость поста в эти дни.

Духовный пост

Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, как душа наша соединяется с телом.

В посте телесном на первом плане — воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном — воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки.

Пусть постится ум, удерживаясь от пустых и греховных мыслей, пусть постится сердце, удерживаясь от греховных чувствований, постится язык от постыдных речей и злословий. «Ибо что пользы, если мы от птиц и рыб воздерживаемся, а братьев наших угрызаем и съедаем, — отмечал св. Иоанн Златоуст.

Настоящий пост — соединение поста телесного и духовного.

О молитве

Молитва — умная и сердечная беседа христианина с Богом.

Обычно различают три вида молитвы: прошение, славословие и благодарение.

Дело молитвы – самое важное дело в жизни христианина. Молитва – жизнь духа.

Приближая душу к Богу, молитва просвещает ее, врачует ее немощи, наполняет ее духовной радостью. А также укрепляет во здравии телесном, исцеляет в болезни, низводит благословение Божие на все дела и житейские занятия человека.

Главное, чтобы любая молитва была проникнута истинным благочестием, благоговением и любовью к Богу.

Как приобрести и воспитать в себе дух молитвенный?

В молитвах святых отцов содержится великая молитвенная сила. Кто со всем вниманием проникает в них, тот непременно зарядится молитвенной силой.

Как приготовиться к спасительной молитве?

Святитель Дмитрий Ростовский учит: «Молитва есть мое обращение к Богу. Молиться значит предстоять Богу своим умом и взирать на Него неуклонной мыслью, и с Ним беседовать с благоговением, страхом и упованием. Итак, если хочешь молиться, собери все мысли свои и, отложив все внешние житейские проблемы, и представь свой ум Богу и взирай на Него».

Для этого важно:

  • Очистить свою совесть от всех нечистых и грешных мыслей.
  • Собраться и сосредоточить все свои мысли на Боге.
  • Устранить всякую вражду на ближнего, зависть и злость.

Саму молитву надо совершать во имя Господа Иисуса Христа, с верой и надеждой на получение просимого, с глубоким смирением и искренностью. Предметом молитв наших должно быть все богоугодное, святое, полезное нам и ближним.

Как достигнуть успеха в молитве?

Богомыслие, творение всего во славу Божию и частые воззвания к Богу — суть самые действенные орудия умной и сердечной молитвы, средства к стяжению молитвенного духа.

О молитве Иисусовой

Она звучит так: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

Преподобный Серафим Саровский заповедал новоначальным непрестанно творить Иисусову молитву. “При молитве — поучал блаженный старец, — внимай себе, т.е. собирай ум и соединяй его с душею».

О пользе молитвы, идущей из глубины сердца

Святитель Иоанн Златоуст подчеркивал: «…слова могут изливаться и без мысли, — но из глубины сердца, с великим усердием и ревностию, из самых оснований души. Такие молитвы имеют великую силу и крепость, не рассеиваются и не колеблются, хотя бы диавол нападал с великого дерзостью… Такая молитва укрощает все страсти, смиряет гнев, изгоняет зависть, подавляет похоть, ослабляет любовь к вещам житейским, доставляет душе великое спокойствие, восходит на самое небо».

Романовское благочиние Балашовской епархии

сайт Романовского благочиния Балашовской епархии

Пост и молитва-крылья души

Дорогие друзья, братья и сестры, подготавливая нас к празднику Рождества Христова, Церковь предлагает нам особый тренинг, работу над собой, в виде поста, который в древние времена назывался Филипповым или малой Четыредесятницей, сейчас же он называется постом Рождественским. В православных семьях заканчиваются скоромные продукты, и на их место в холодильнике располагаются недавно достанные из погреба консервации, а также фрукты и овощи. Рождественское говенье, не особо строго, потому как в нем разрешается вкушение рыбы в субботние и воскресные дни вплоть до 2 января по н.ст, а со второго января наступают дни особо строгие. И мне хотелось бы поделиться с вами не только своим опытом, но и опытом святых людей и богословов церкви.

Читайте так же:  Молитва от пупочной грыжи у взрослого

Поэтому, дорогие мои, наступает время, когда нам надлежит вспомнить тех, кого мы обидели. Ведь в каждом нас окружаещем Христос, постараться вспомнить свои грехи и осознать последствия их порчи, взмолить Бога, о пощаде за те злодеяния, которые мы сотворили, и покаявшись, причастившись Святых Христовых Таин, для исцеления своей души, взяться разгребать свои захламленные корзиночки (сердца), вверенные нам Спасителем, от накопившегося мусора, и начнать наполнять их душистыми цветами и ягодами (добрыми делами), дабы пост принес важную пользу нашим душам, а свет Христов освятил наш жизненный путь.

Всем Бог в помощь. Благословение Господне на Вас!

Павел Денисов,

священник, благочинный Романовского округа.

Проповеди

Возлюбленные о Господе братия!

В послании к Евреям св. апостол Павел говорит верующим: »Наставляйте друг друга . ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца« ( Евр. 3:13–14 ). » Παρακαλειτε εαυτους « – значит в данном месте: убеждайте друг друга в необходимости сохранить верность Христу, призывайте друг друга неотступно следовать за Ним, просите друг друга не ослабевать в трудах и подвигах ради исполнения Его святых заповедей, – ибо только таким путем возможно для нас действительно облечься »в Господа нашего Иисуса Христа» ( Рим. 13:14 ).

Будучи ныне приглашен взойти на эту кафедру, и я почитаю своим долгом исполнить это апостольское увещание и обращаюсь к вам с наставлением о святом воздержании, как чрезвычайно важном способе возгревать наше усердие в подвиге последования Христу.

Почему я избрал эту тему для моего слова к вам? – Этому есть две главные причины. Одна заключается в том, что для спасительной жизни по духу воздержание столь же необходимо, как и любовь, милосердие и вера ( Гал. 5:22–23 ). Вторая состоит в том, что мы уже вступили или готовимся вступить в период внутренней подготовки к празднику Св. Пасхи, которая, согласно древнейшей церковной традиции, требует от нас поста, усиленной молитвы, духовного очищения и вообще разумного воздержания от всего, что может уводить в сторону от пути следования за Христом.

Событие славного Воскресения Христова открыло нам вход в вечное Его царство ( 2Пет. 1:11 ). Слово Божие говорит нам, что «как в Адаме все умирают, так во Христе все Оживут. Христос воскрес из мертвых, Первенец из умерших» ( 1Кор. 15:22, 20 ). Но, конечно, невозможно вступить в это царство, не воскреснув духовно, не совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового – по образу Создавшего его ( Кол. 3:9–10 ).

Именно поэтому в самом акте нашего духовного рождения – в таинстве святого крещения – неразрывно сочетаются две вещи: благодатный дар новой жизни во Христе и обещание доброй совести Христу, за нас умершему и воскресшему. «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим. 6:3–4 ).

Приняв крещение, человек еще не становится достойным вечной жизни. Правда, в нем восстанавливается расположение души к добру, желание жить для Христа. Богословы называют это изменение человека к лучшему первоначальным оправданием. Но праведность, полученная в крещении, может быть и утрачена человеком. Слишком велик соблазн плотской жизни – по стихиям мира, а не по Христу ( Кол. 2:8 ). И тот, кто внимателен к себе, кто проверяет свои мысли и поступки, подвергая их на суд слова Божия и своей совести, тот часто, к прискорбию своему, видит, как далек он от христианского идеала святости и чистоты. «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас», – говорит св. апостол и евангелист Иоанн Богослов ( 1Ин. 1:8 ).

Конечно, в крещении мы освобождаемся от всякой греховной скверны и получаем благодатную помощь для дальнейшей добродетельной и угодной Богу жизни. Но «если нужно получить царствие,– говорит св. Иоанн Златоуст, – то недостаточно освободиться от греха, но еще нужно много упражняться и в добродетелях» (На посл, к Ефес. Бес. 16:1). – «Для сохранения чистоты нам не достаточно только креститься и уверовать: но, если мы желаем приобрести совершенную светлость, то должны вести достойную того жизнь. А это Бог предоставил нам самим» (На Иоан. Бес. 10:3).

«Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим« ( Ин. 14:23 ). Изъясняя это место, известный русский подвижник XIX века епископ Феофан Затворник писал: «Исполнивший все заповеди, благоукрашает свою душу всякими добродетелями и делает сердце свое храмом, достойным быть обителью Господа. Он (Господь) и вселяется в него тогда. Он в нем бывает с минуты святого крещения и еще преискреннее приобщается с ним во святом причастии. Но, помогая ему в жизни святой, все еще не всецело успокаивается в нем, потому что, пока не водворятся в душе все добродетели чрез исполнение заповедей,– в ней все еще остаются следы страстей, – неприятный Господу запах греха. Он и не успокаивается в нем, как бы не доверяя ему и еще только изготовляя Себе покойную в нем обитель. Когда же душа освятится добродетелями, тогда уже Он благонадежно входит в нее, как в дом и обитает спокойно, нетревожимый неприятными Ему движениями греха и страстей» (Письма к одному лицу в Петербурге. СПб., 1881, с. 26–27).

Православная Церковь с древнейших времен приготовляет верующих к достойному празднованию Св. Пасхи посредством продолжительного сорокадневного поста, называемого Великим. Самая продолжительность его имеет целью напомнить о том духовном подвиге и борении, в котором пребывал в пустыне искушаемый от диавола Господь наш Иисус Христос ( Мф. 4:2 ). Строгое воздержание в пище имеет целью то же укрепление духовных сил и достижение внутренней сосредоточенности, которой достиг Он – наш Подвигоположник – Своим полным воздержанием от пищи.

По учению Православной Церкви пост есть Божественное установление ( Мф.6:18, 9:15 ), соблюдавшееся святыми апостолами ( 2Кор. 6:5 ) и завещанное Церкви посредством апостольского предания (см. Апостольские Постановления, 5:13: «Да сохраняется у вас пост четыредесятницы, содержащий воспоминание о жительстве и законоположении Господнем»).

Цель поста заключается в создании такого внутреннего настроения души, при котором человек, смиряя себя пред Богом и признавая свою греховность и недостоинство, в то же время делает усилие пресечь свою греховную волю, отрешиться от греховных навыков и решительно пойти навстречу милующей и спасающей благодати Божией.

Читайте так же:  Молитва на звонок

О целях и значении поста в жизни православного христианина ярко говорят песнопения, исполняемые в дни подготовки к Великому посту и отчасти в дни самого поста.

Еще за три недели до начала св. четыредесятницы поется умилительная молитва: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче! Утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен. Но яко Щедр очисти благоутробною Твоею милостию».

Евангельские чтения о мытаре и фарисее, о блудном сыне – предостерегают верующего от ложного понимания поста и указывают ему путь к посту истинному и полезному для души. Перед самым наступлением четыредесятницы, в так называемое Прощенное воскресенье, совершается трогательный обряд, во время которого верующие испрашивают друг у друга прощение взаимных обид, помня слова Господа: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» ( Мф. 6:14 ).

Видео (кликните для воспроизведения).

В самые дни поста Церковь напоминает постящимся о том, что истинный пост есть не простое воздержание от пищи, но «злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, отлучение похотей» (Стихира на стих, в понедельник вечера 1-й седмицы) и «от всякия вещественныя страсти отчуждение» (Стихира на стих, во вторник вечера 1-й седм.).

Но с особенной силой раскрывается сущность поста в трогательной, много раз в день повторяемой молитве св. Ефрема Сирина, где Церковь испрашивает, как дары милости Божией, следующие плоды покаянного настроения и воздержания:

«Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми рабу Твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Возлюбленные о Господе братия!

У каждой церкви есть свои обычаи. Разнообразными способами выражают они благоговение пред величием Божиим и возбуждают в душе молящихся чувства и настроения, приличные христианину. И в дни, предшествующие светлому празднику Воскресения Христова, различным образом совершается подготовка к достойной его встрече. Но за этим многообразием форм скрывается одно и то же – для всех нас общее, святое и обязательное. Это – желание проверить нашу верность своему Господу, испытать свою совесть, вспомнить: не нарушили ли мы в чем-либо обетов, данных при святом крещении. Это – решимость отказаться от греховных пристрастий, от злых и порочных дел, от всякой вражды и неприязни. Это – смиренная мольба о прощении наших падений и о новом очищении душ наших от всякой греховной скверны, удаляющей от Бога. Это – просьба о помощи в нашем повседневном служении Христу, в исполнении Его заповедей, в борьбе с грехом. Это – наконец, смиренное предание себя милосердию Божию в надежде на то, что «Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас» ( 2Кор. 4:14 ), если только не пребудем беспечными в исполнении Его воли.

Пусть же эти святые чувства, желания, стремления и надежды наполняют сердца наши в наступающие предпасхальные недели и дни. Пусть возгорится в нас огонь Божественной любви к нашему Искупителю, друг ко другу и ко всем. Пусть оставленный нашим Спасителем мир приносит свои драгоценные плоды в нашей личной, семейной и общественной жизни, в наших церквах, во всем христианском братстве и во всем мире.

Бог же, богатый милостью ( Еф. 2:4 ), да освятит нас ( 1Сол. 5:23 ), да поможет нам пребыть пред Ним неоскверненными и непорочными ( 2Пет. 3:14 ), соединенными в любви ( Кол. 2:2 ). И мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдет сердца и промышления наши во Христе Иисусе ( Фил. 4:7 ) Господе нашем.

Кто кому помогает?

То, что пост помогает молиться, произносится почти как общее место. И тому, кто не постится, теоретически ясно, что на полный желудок приятнее перед телевизором лечь, а не поклоны класть. И ложится он поэтому, уже совершенно практически, перед телевизором с приятным чувством сытой тяжести, довольный обладанием теоретических знаний.

Нужно, однако, испытать на себе, как именно неядение или сухоядение помогает молиться. Нужно испытать, как поднимается наконец откуда-то из сердца слеза и выкатывается, принося утешение. Испытать и запомнить нужно, как мешает этому зарождению и появлению слез тяжесть объедения или послевкусие лакомства.

Теоретическое знание и не греет, и сдувается, как пыль. Человек, голым умом помнящий о том, что Христос больных исцелял, в случае болезни способен тут же побежать к «бабке». Нужен опыт, тот самый, о котором Пушкин сказал: «Сын ошибок трудных».

Один мой знакомый священник в день памяти 40 мучеников Севастийских утром ледяной душ принимал, чтоб ломоту в костях ощутить. И это для того, чтобы затем, рассказывая в проповеди о том, как они на льду замерзали, выбирать выражения менее восторженные, но более прочувствованные.

Молитва должна быть «молитвой веры» (Иак. 5: 15), и пост помогает молиться потому, что помогает верить в Бога Истинного. Совсем без поста, всегда без поста человек приближается к такому состоянию, о котором апостол сказал: «Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» (Флп. 3: 19).

Кто кланяется хоть бы и ложному богу, сознает себя ниже того, кому кланяется. Филарет Московский восклицает: «Как же низок должен быть человек, для которого бог – чрево!»

Человек тогда и распознать свое рабство не может, поскольку целиком в него погружен. Мы, люди, в полном составе работаем чреву, этому лукавому и ближайшему господину, как называет его Лествичник. Но узнать свое рабство и потеснить идола в правах – уже немало. Чрево может быть «богом» с маленькой буквы, а двум господам служить нельзя. Нужно исполнять заповедь: «Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4: 10).

Так что поклонение Богу «в духе и истине» (Ин. 4: 24) с логической неумолимостью предполагает хоть какое-то упражнение в посте, хоть по временам.

А молитва помогает посту? Еще бы! Без молитвы пост вообще не нужен. Бес не ест, не спит, но и не молится, не поклоняется Господу неба и земли. Неровен час, постящийся, но не молящийся человек вместо очищения души и тела добьется лишь умножения злобы и углубления лукавства. Углубит такой человек состояние падения и еще больше запутается вместо того, чтобы выйти на свободу.

Пост, таким образом, молитве помогает, а молитва пост оправдывает.

Если они вместе – пост и молитва, то они, сплетаясь, будут поддерживать друг друга постоянно. Молясь, к примеру, человек не так остро чувствует остроту воздержания. Горение молящегося духа заставляет забыть о телесных нуждах. Так и люди, уходившие за Иисусом в пустые места, готовы были часами и днями сидеть у Его ног, обо всем забыв. Телесные нужды меркли вблизи Христа. Так и Мария не помогала Марфе греметь кастрюлями, и целые толпы, замерев, слушали Его. Но когда Он умокал, телесная нужда заявляла о себе. Почему и Христос говорит: «Жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть. Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге» (Мк. 8: 2–3).

Читайте так же:  Молитвы для привлечения клиентов в салон красоты

Вот как. Ослабеют, потому что «неевшие». Но ослабеют только «в дороге». Близ Христа не ослабеют – благодать не даст. Так близость к Богу и общение с Богом (а молитва это и есть общение с Богом) и оправдывает пост, и облегчает прохождение поста.

Слава Тебе, Господи!

Что же милостыня? Она ведь в Евангелии поминается в ряду поста и молитвы как одна из добродетелей, творимых в тайне. Отец, сказано, видящий тайное, воздаст за эти труды и подвиги явно.

Милостыня тоже нужна. Она тоже крепко связана с постом и молитвой. Отношения между ними таковы, что милостыня помогает молитве, а пост помогает милостыне. Поясню кратко.

Доброе дело рождает дерзновение. «Ты отдал серебро, а приобрел дерзновение перед Всемогущим Богом», – говорит Златоуст. То есть ты, через руки нищих, дал Самому Христу помощь. Теперь проси у Христа, чего ты хочешь. Он выслушает тебя. Это касается не только денег, поскольку милостыня шире подаяния.

Например, ты посетил больного в больнице. Купил лекарств, потратил день, посидел у кровати. Ты у Христа был! Теперь проси, молись! И сам почувствуешь, сколько радости и силы принесет тебе молитва, совершаемая после дел милосердия. Так милостыня разогревает и усиливает молитву веры.

А пост учит обходиться малым. По крайней мере, обходиться меньшим учит пост. Раз было что-то, а теперь стало «меньше», то должен появиться и «остаток». Остаток отдай ближнему. Так пост поможет милостыне!

В древности был обычай: строго постившийся человек откладывал цену дневного пропитания. Со временем эти деньги накапливались, и из них можно было удобно творить милость, от себя, по сути, уже ничего не отнимая.

Вообще человек тем охотнее думает о других, помогает другим, чем меньше он «зациклен» на себе. Пост как раз призван смирить себя, поменьше о себе думать и на себя тратить – денег, времени, мыслей. Значит, излишек, избыток можно отдавать. Эгоист не хочет ни поститься, ни милосердовать.

Мы обнаружили тройную связь поста, молитвы и милостыни. Мы соединили эти добродетели вместе, как пальцы при троеперстии, чтобы освятиться знамением Креста. Мы пропели им похвалу, чтобы с их помощью прославить Святую Троицу – Отца и Сына и Святого Духа – и укрепиться в вере, надежде и любви!

Скажем еще в завершение, что человеку предстоит всю жизнь учиться любить Бога, миловать ближних и исправлять себя. Для этого нужен человеку союз молитвы, милостыни и поста.

Человеку крайне необходимо правильно выстроить отношение к Господу Богу, к ближнему и к себе самому. Отношения эти звучат так: Богу – молитва, ближнему – милость, к себе – благоразумная строгость. И здесь мы никуда не уйдем от необходимых, как воздух, словом Божиим возвещенных триединых – молитвы, милостыни, поста.

Пусть будут они неразлучны, потому что сказано: «И нитка, втрое скрученная, нескоро порвется» (Еккл. 4: 12).

Христианский пост: цели, преимущества и ответы от Бога

Мы склонны думать о посте в негативном ключе. Это можно понять. Пост представляет собой некоторую форму воздержания. Он предполагает воздержание от пищи, питья или какого-либо другого Божьего дара. Возможно, многие из нас не так уж и часто постятся потому, что мы думаем о посте в основном как о том, чего мы лишаемся, а не о том, что приобретаем.

Но христианское понимание поста не предполагает только лишь лишений. Это не просто воздержание от чего-либо. На самом деле целью христианского поста является приобретение, а не лишение. Наше воздержание всегда приводит нас к еще более величественному концу и цели — возможному приобретению, но не потере. Христианский пост — это либо воздержание ради достижения определённой христианской цели, либо же его нельзя назвать поистине христианским.

В речи Иисуса не было место пустым домыслам, будет ли Его Церковь поститься или нет: «Также, когда поститесь…» Иисус не сказал: «Если будете поститься…» (См. Матф. 6:16-17 ). Он пообещал: «…и тогда будут поститься» (См. Матф. 9:15 ). Итак, ранняя Церковь постилась ( Деяния 9:9; 13:2; 14:23 ), и уже два тысячелетия как христиане постятся. И когда мы постимся с христианским понимаем этого действия, в конечном счёте мы приобретаем, а не теряем. Но для того, чтобы пост стал праздником для нашего духа, нам необходимо ещё раз обозначить его цели и преимущества.

Цель (христианского) поста

Сегодня очень модно стало поститься, а это значит, что христианам необходимо быть очень осторожными, чтобы учиться у Иисуса, а не стать жертвами массовой культуры. Всего поколение тому назад растущее число людей заявляли, что пост вредит здоровью. Сейчас же всё изменилось. На сегодняшний день всё большее число диетологов становится на защиту поста, говоря о благотворном влиянии на здоровье при его правильном соблюдении ( «Прославление дисциплины» , с. 48). Но каково же различие между «модным» и христианским постом?

Ключевым различием является христианская цель. Мы можем назвать ее Духовной целью. Заглавная буква Д подразумевает Духа Святого. Не просто духовная в противоположность материальной цели, но Духовная в противоположность естественной. Для христиан существенным и первоначальным аспектом поста является наличие христианской цели. Будь то искренняя молитва об укреплении ( Ездра 8:23 ; Иоиль 2:12 ; Деяния 13:3 ), поиск Божьего водительства (Книга Судей 20:26 ; Деяния 14:23 ) или избавления и защиты Божьей ( 2 Паралипоменон 20:3-4 ; Ездра 8:21-23 ), смирение себя перед Ним ( 3 Царств 21:27-29 ; Псалом 34:13 ), выражение раскаяния ( 1 Царств 7:6 ; Иона 3:5-8 ) или печали ( 1 Царств 31:13 ; 2 Царств 1:11-12 ) или же обеспокоенность Божьим делом ( Неемия 1:3-4 ; Даниила 9:3), преодоление искушений и посвящение себя Ему ( Матфея 4:1-11 ) или лучше всего — выражение любви и преданности Ему ( Луки 2:37 ), говоря нашим постом: «Я так Тебя люблю, я хочу больше Тебя, Бог.»

Без духовной цели пост не является христианским. Это просто голодовка.

Преимущества (христианского) поста

Сегодня диетологи подчёркивают, что христиане могут поститься по диетологическим соображениям или из-за различных благотворных воздействий поста на организм человека. Соблюдение диеты — это не то, что делает пост христианским. Напротив, какой Духовный плод мы можем получить от Бога в ответ на целенаправленный христианский пост? Как Бог вознаграждает нас за пост с верой?

Читайте так же:  Молитва на взаимную любовь женщины

Иисус в очень знаменательном месте ясно заявил, что Бог вознаграждает за христианский пост. В Нагорной проповеди Иисус призывает нас поститься втайне, а не напоказ, пообещав, что «…Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Матфея 6:18 ). Бог вознаграждает за посты. Но как?

Прежде всего, важное уточнение. Пост, за который Бог вознаграждает — это не заявление о нашей силе воли, а выражение нашей опустошенности и желание наполниться Им. Христианский пост не исходит из наших собственных сил, но из сердца, в котором Сам Бог производит работу ( Филиппийцам 2:12-13 ), и силы, которой Он наделяет ( 1 Петра 4:11 ).

Осознавая то, что речь идёт не о нашей собственной силе или силе воли, как же Он вознаграждает посредством Его безвозмездной и безграничной благодати, когда мы постимся перед Ним, а не перед людьми?

1. Ответы на искренние молитвы

Первый и самый быстрый ответ на то, за что мы постимся — это наша награда. Какую конкретную цель поста мы рассмотрели с вами выше? Пост служит своего рода помощником молитвы. Пост наряду с молитвой сопровождается конкретными просьбами к Богу о чем-либо посредством доступа, который мы имеем во Христе ( Римлянам 5: 2 ; Ефесянам 2:18; 3:12 ), и выражает необычайную искренность. Благодаря посту, который выступает в роли помощника молитвы, происходит особенное ходатайствование перед Богом, что усиливает молитву и отделяет ее от повседневной.

Пост — это своего рода особая мера в жизни по вере. Обычная жизнь не предполагает постов. Обычная жизнь — это постоянная молитва и наслаждение Дарителем через Его дары еды и питья. Пост — это особый режим для особой молитвы и демонстрации Дарителю того, что мы наслаждаемся Им более, нежели Его дарами.

2. Жажда Самого Бога

Впоследствии это приводит к конечной награде за христианский пост и «самой лучшей» цели, о которой мы с вами говорили выше: жажда Самого Бога. Божье неизменное принятие нас и радость в Господе важнее, нежели Его водительство на этой земле, защита, избавление и обеспечение.

Господь сотворил нас нуждающимися в еде и питие, чтобы научить нас о Себе. В этом мире есть много всего съедобного и годного для питья, чтобы мы могли лучше вкусить Его благость, когда наши рты наполнены, и удостовериться в том, что Он лучше, нежели еда и питие, когда наши желудки пусты. Пост является напоминанием того, что Сам Бог является Великим Праздником для нашей души: «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко» ( Исаия 55:1 ).

Бог в Иисусе Христе наполняет нас больше, нежели самая лучшая еда, и утоляет жажду лучше, нежели самая чистая вода, обилие молока и наилучшее вино. В Нем наши души «вкушают благо» и мы «наслаждаемся туком» ( Исаия 55:2 ). Он — Тот, Кто говорит: «… жаждущему дам даром от источника воды живой» ( Откровение 21:6 ). Мы — те, кто вкусили и увидели, как благ Господь ( Псалом 33:9 ). Присоединитесь к Нему в Духе, говоря: «…Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» ( Откровение 22:17 ).

Отдайте свои желудочные боли Иисусу

Когда мы постимся, боль в желудке и кишечнике напоминает нам о том, что Иисус — наша истинная пища, а не обычный ежедневный хлеб и о том, что Иисус — наше истинное питие, а не обычный напиток. Христиане будут продолжать поститься, как пообещал Иисус, потому что мы, будучи людьми веры, знаем, что вера в Него предполагает приближение к Богу с целью утоления голода и жажды наших душ ( Ин. 6:35 ), и самым лучшим напоминанием об этом может послужить временное воздержание от другой пищи и пития.

Великой (и порой скрытой) наградой за пост является Сам Бог. «…открой уста твои…», — говорит Господь, когда мы воздерживаемся от еды, — «…и Я наполню их» ( Псалом 80:11 ). Бог вознаграждает за христианский пост, потому что пост настраивает нас на исполнение главной цели Бога во Вселенной: прославить Себя в нашей жажде, наслаждении и удовлетворении Им. Господь вознаграждает нас не только ответами на то, за что мы брали пост, но и тем, кем Он сам является, будучи нашим желанием, радостью и удовлетворением.

И когда мы говорим о христианском посте, речь идет не о том, что мы теряем, а о Том, Кого мы больше всего желаем.

Жизнь во Христе согласно учению святителя Григория Паламы

Отцы Церкви охарактеризовали пост как средство молитвы, говоря: «Первое вещество молитвы есть голод». Моисей, держа многодневный пост, увидел на горе Бога лицом к Лицу и разговаривал с Ним, подобно тому, как обычный человек разговаривает со своим другом. Постясь, пророк Илия увидел Бога в веянии тихого ветра, а также удостоился того, чтобы вознестись над землёй, ясно прообразуй тем самым Вознесение Господа Иисуса Христа от земли на Небо. Сам Христос, постясь в пустыне, победил общего искусителя, разрушил его направленную против людей силу и сокрушил его злое владычество, освободив человека.

Видите ли, каковы дарования поста? Видите ли, приятия сколь великих благ удостаивается посредством поста человек? Даже противоположные воздержанию страсти, то есть ненасытность и развращённость, ясно показывают пользу, которую пост приносит человеку. Наслаждение – это причина не только греха, но и нечестия. И наоборот, пост и воздержание помогают не только в добродетели, но и в богопочитании, которое должно быть постоянно рядом с постом и воздержанием. Когда человек насыщается сверх меры, это мешает его душе печаловаться по Богу о своих грехах и находиться в умилении, которое помогает твёрдому покаянию, необходимому для спасения. Ведь без сокрушенного сердца невозможно покаяться по-настоящему. Сокрушает же сердце и заставляет скорбеть о своих грехах ограничение себя в пище и сне, а также очищение чувств.

Богач, о котором повествует Христос в Евангелии, говорил себе так: «У тебя много добра, ешь, пей, веселись» ( Лк. 12:16–21 ). Этими словами он соделал себя не только достойным вечного наказания, но и недостойным даже сей земной жизни. Давайте же, братья, говорить себе противоположные слова: «Будем воздерживаться и поститься, бодрствовать и быть собранными, смиряться и злострадать ради нашего спасения».

Постясь и молясь, давайте уберём из нашей души всё злое, что мы имеем против кого-то. Давайте без остатка отдадим себя любви. Постараемся как можно лучше понять друг друга. Воодушевимся любовью и благоделанием, говоря друг о друге доброе. Будем размышлять только о добром пред Богом и людьми. Тогда наш пост будет безукоризнен и достоин похвалы пред Богом, а наши прошения Ему во время поста станут Ему благоприятны.

Читайте так же:  Молитва перед выбором

Диавол зачастую всеми силами пытается сделать наш пост бесполезным, внушая нам быть эгоистичными, пытаясь сделать нас подобными евангельскому фарисею, который, хотя и постился, и молился, оказался без Божественной помощи. Давайте же будем молиться и поститься с сокрушенным сердцем, зная о том, что всякий гордец нечист и Господь его не принимает. Давайте признавать за собой долг перед Господом за Его многие и великие благодеяния. Тогда наш пост станет по-настоящему чистым и богоугодным. Если мы будем держать именно такой пост: духовный и телесный – и при этом молиться, то в нас погаснет пламя плотской похоти, гнев приручится подобно льву, и мы сможем наступать на всю силу вражию.

Пост дарует очень многое. Любая иная добродетель, например молитва, кротость или целомудрие, украшает либо душу, либо тело. Пост же и воздержание укрощает восстания телесные. Он угашает бешенство гнева и похоти, делает мысль чистой и безоблачной, поскольку очищает её от испарений, которые происходят от множества пищи, и от тяжести, которую она вызывает. Постом и воздержанием смиряется внешний человек, тогда как одновременно обновляется человек внутренний. Где-то сказано: «Толстое брюхо не рождает тонкого ума». Когда живот посредством поста и воздержания, становится тонким, то ум тоже не может не утончиться. Пост и воздержание – двойная ограда, и тот, кто живёт в посте и воздержании, наслаждается обильным миром. Итак, устремляясь к этим добродетелям, будем избегать чревоугодия, возлюбим воздержание и облобызаем наступившие постные дни. Пост делает слух тела чутким по отношению к душе, он очищает мысли. И тогда человек с любовью поспешает к Богу. Апостол Павел говорит о себе, что в голоде и жажде, в посте он провёл много времени.

Для тебя, брат, пост не длится бесконечно. Ты воздерживаешься от пищи и воды лишь до захода солнца 2 . Так разве пост в определённые Церковью дни не под силу почти каждому человеку – в меру его собственных сил? Или же ты жалеешь свою плоть и избегаешь поста, полагая, что он приводит к истощению? Нет, на самом деле пост приводит к противоположному результату. Насыщение, по природе своей, вызывает боль в суставах, много иных заболеваний происходят от невоздержанного питания, человек, злоупотребляющий пищей, чувствует себя очень плохо. А вот пост, напротив, родитель здоровья. Чревоугодник же разрушает своё тело, делая его слабым и болезненным.

В невоздержании участвуют все чувства. Давайте же будем поститься всеми чувствами. Если ты постишься, воздерживаясь от скоромных яств, то будь внимателен и к помыслам, появляющимся в глубине твоей души, к любопытству и недоброжелательству. Пусть твой слух будет закрыт для осуждений других людей и разного рода злошептаний. Ведь иначе злоба, которую ты избегаешь, ограничивая воздержанием одно чувство, может проникнуть тебе в душу через чувство другое. Мы состоим из души и тела. Истинный пост тот, в котором участвуют все чувства, который очищает и исцеляет всего человека. Исцеление души постом, братия, поистине человеколюбивое дело. Потому-то отцы Церкви и побуждают нас к посту в эти священные дни.

Во время поста на постящихся нападают злобные видимые и невидимые звери. Откровенно нападает желание пищи и телесного наслаждения. Тайно нападают тщеславие, гордыня и лицемерие. Пост и невоздержание находятся по отношению друг к другу в таком же положении, как жизнь и смерть. Пост есть заповедь жизни, и эта заповедь была дана ещё первому человеку. Бог заповедал Адаму поститься в раю, для того чтобы сохранить жизнь и Божественную благодать, данную ему от Бога. Диавол, желая вытолкнуть Адама и Еву из жизни и сделать их чуждыми Божественной благодати, лукавым образом нашёптывает совет не воздерживаться. Бог не создал смерти, Он не получает удовольствия от того, что гибнут люди. Итак, кто хочет обрести жизнь и благодать от Бога? Пусть такой человек избегает смертоносного невоздержания и прибегает к боготворящему посту и воздержанию, чтобы вновь, радуясь, вернуться в рай.

Сорок дней постясь на горе, святой пророк Моисей воспарил на высоты боговидения и принял от Бога скрижали богочестия. И в это самое время еврейский народ, пируя и напиваясь под горой, ниспав в нечестие, сотворил идола-тельца по образу египетского бога Аписа. И если бы Моисей не оказался ходатаем к Богу за свой народ, то Бог нисколько не пожалел бы его соплеменников. Поэтому, если мы тоже нуждаемся в милости Божией, то не будем напиваться и отяжелять себя пресыщением, поскольку за этим последует блуд и нечестие. И боговидец Илия тоже предварительно очищал себя постом.

Давайте же убоимся того, что и мы, предавшись чревоугодию, отпадём от благословения Божия. Давайте предадим себя истинному посту. Господь наш Иисус Христос восприяв плоть, став ради нас Человеком и постясь, явил нам способ, которым одерживается победа над диаволом. Так он победил искусителя, который всяческими способами воздвигался против него. Своим ученикам Господь так сказал о бесе немом и глухом: «Сей род не исходит иначе, кроме как молитвой и постом» ( Мф. 17:21 ). Не будем же увлекаться ненасыщаемостью чрева и наслаждением гортани. Будем отставлять от себя пищу, ещё не наевшись. Пусть человек питается тем, что у него есть, согласно со своей немощью, не прибавляя к необходимому излишества. Пусть человек довольствуется пищей, уклоняясь от наслаждения, довольствуется соразмерностью, уклоняясь от невоздержания и злоупотреблений. Цель, ради которой среди христиан был установлен пост – очищение души.

Если у тебя есть возможность, то отдавай избыток своей пищи для утешения малоимущим. Ведь ныне ты питаешь себя с воздержанием, не откладывай же избытки на завтра. Насыти того, кто голоден. Присовокупи к посту усиленную молитву. Святые больше всех остальных добродетелей упражнялись в молитве и посте. Когда все члены нашего тела злострадают в посте, они в один голос воззовут ко Господу в молитве. И справедливым образом эта молитва станет благоприятна пред Богом, Который по справедливости воздаст тому, кто по собственному произволению предаёт себя труду поста.

Видео (кликните для воспроизведения).

Церковный устав в постные дни предписывает не только воздержание от скоромной пищи, но и вкушение постной не ранее определённого часа

Проповедь пост и молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here