Содержание
Новиков о молитве
Значительным явлением в церковной жизни наших дней стали публикации из книжной серии «Путь умного делания» [1], привлекшие пристальное внимание всех, кто неравнодушен к исихастской тематике, кто всерьез интересуется вопросами молитвенной жизни и аскетической духовной практики. Авторская книжная серия Николая Михайловича Новикова состоит из ряда самостоятельных, но внутренне связанных между собой единым тематическим стержнем изданий. Это прежде всего обширная четырехтомная монография «Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий» (к настоящему времени вышло в свет три тома, четвертый готовится к изданию). В серию вошли также отдельные выпуски: книга
«О молитве Иисусовой и Божественной благодати» (2000) и одноименная брошюра (1999), книги «Подвиг в миру» (2006), «Меч воина» (2009, 2013), «О молитве Иисусовой. Аскетический трактат» (2011), аудиозапись цикла бесед «Начало молитвы» (2013).
Книга «О молитве Иисусовой и Божественной благодати» была переведена на английский язык и легла в основу американского издания «Two Elders on The Jesus Prayer» (2007). Можно упомянуть еще об одной зарубежной публикации, которая знакомит англоязычного читателя с материалами серии: Frederica Mathewes-Green. The Jesus Prayer (USA, 2009).
В цикле передач по радио «Радонеж», посвященных серии «Путь умного делания», четырехтомник Н. М. Новикова был назван «исчерпывающей современной антологией на тему молитвы». Однако в данном случае термин «антология» отнюдь не точное определение жанра. «Иисусова молитва. Опыт двух тысячелетий» – это фундаментальный исследовательский труд, представляющий собой солидную монографию. Задачи, которые ставит перед собой автор, намного серьезнее, нежели общее ознакомление читателей со святоотеческим наследием и обзор соответствующей литературы. Это исследование значительно глубже и шире прочих современных публикаций, посвященных молитве, по преимуществу состоящих из более или менее объемных подборок отеческих цитат.
Одна из самых примечательных особенностей книг Н. М. Новикова в том, что они не утомляют читателя общими, отвлеченными рассуждениями о молитве, но, с одной стороны, ведут вглубь, к ключевым вопросам духовной жизни, с другой стороны – в них можно найти важнейшие детали молитвенной практики, их разъяснение и скрупулезный анализ. А это как раз тот материал, который так сложно разыскать в доступных письменных источниках в силу давней исихастской традиции – устной передачи опытного знания. Впечатляет и широта авторского кругозора: в библиографическом списке указано около полутора тысяч литературных источников, использованных в работе над серией.
Значительность этого проекта нельзя недооценить. Притом что в центре внимания автора всегда остается молитвенный подвиг, книги не ограничиваются только историей и методикой молитвенной практики – содержание их отличается многосторонностью. Здесь затрагиваются самые разные аспекты церковной и общественной жизни и вместе с тем тончайшие вопросы внутренней жизни христианина.
Автор намеренно расширяет тематический круг, выходя за пределы аскетической литературы. Трезвый, рассудительный взгляд на окружающий мир необходим нам, чтобы правильно оценивать состояние той среды, в которой современный человек призван сражаться за свое спасение. Это касается и мирянина, и инока, неизбежно находящихся под влиянием общественно-исторических процессов, присущих их времени, а потому обязанных разумно строить свои отношения с внешним миром, дабы успешно созидать свою внутреннюю духовную жизнь.
Здесь автор подвергается определенному риску. Обращение к вопросам внешней жизни и к острым проблемам современности таит в себе угрозу уклониться в сторону от чисто духовной проблематики, поддаться влиянию идей, далеких от традиционных духовных ценностей. Надо отметить, что в данном случае эта опасность успешно преодолена, благодаря сосредоточенности автора на Священном Предании Церкви и всецелой преданности святоотеческой Традиции. Отсюда то превалирующее значение, которое придается в книгах серии «Путь умного делания» верности духовно-культурному наследию предков и укорененности в предании отцов Церкви.
И вместе с тем примечательно, что, занимаясь исследованием древнейших традиций аскетической науки, автор не отрывается от реалий современной жизни, не забывает о своей главной задаче – дать нам, сегодняшним христианам, опору для конкретных практических шагов, вводящих в таинство молитвенного приближения к Богу. Что может быть важнее для нас?! Особенно если учесть, что путь умного делания признается святыми отцами необходимым средством для полного очищения души от греховных страстей, достижения богопознания и восхождения к христианскому совершенству – к евангельскому идеалу обожения.
Отметим еще одно из несомненных достоинств книг серии «Путь умного делания» – общедоступную форму изложения. Учитывая тематику, надо признать: достичь этого очень непросто. И не случайно среди основных задач автора, которые он сам перед собой ставит, выделяется следующая: «подать материал таким образом, чтобы пользу могли получить люди самой различной меры опытности». Результат налицо, и в этом могут убедиться читатели – в своих книгах Н. М. Новикову удается сложнейшие богословские и аскетические темы раскрыть в самой доступной и ясной форме. Нужно ли пояснять, что подобные задачи не решаются без помощи свыше. Здесь, надо полагать, сказывается личный молитвенный опыт автора. Будем надеяться, что к общей молитве за успешное осуществление этого столь актуального и, без преувеличения скажем, уникального проекта присоединится и благодарный читатель.
Новиков о молитве
Заметим, что копии наших книг можно найти и на других сайтах, однако
стоит учесть, что все они являются копиями пиратскими, то есть
изготовлены нелегально с нарушением законодательства об авторском
праве. Любое неправедное дело не бывает богоугодным, а пользуясь
услугами правонарушителей, мы в некоторой мере приобщаемся к их
деяниям. Надеемся, что желающие познакомиться с нашими книгами
отдадут предпочтение авторскому сайту и воспользуются официальным
первоисточником.
Проект серии «Путь умного делания» и состоявшиеся в рамках проекта
публикации были одобрены схимитрополитами Питиримом (Нечаевым)
и Ювеналием (Тарасовым), архимандритом Иоанном (Крестьянкиным),
схиархимандритом Илием (Ноздриным), архимандритами Кириллом
(Павловым) и Даниилом (Ворониным), протоиереем Георгием Бреевым
и другими уважаемыми пастырями.
Более подробные сведения о проекте и об изданиях, вошедших в серию
«Путь умного делания», можно найти на нашем сайте в рецензии
«Приближение к таинству», а также в материалах «Искусство молитвы»
и «Единственный путь».
Приобрести печатные издания наших книг можно в интернет-магазинах:
«Синопсисъ» www.knigipochtoi.ru | 8 800 511 79 72, +7 926 308 32 01;
«Храм книги» www.hramknigi.ru | +7 (495) 532-98-92, +7 (925) 532-98-92;
«Отчий дом» www.otdom.ru | +7 (800) 775-39-10, +7 926 926-04-27;
«Данилов монастырь» www.danilovbook.ru | +7 (495) 952-80-59.
Книжная серия Н. М. Новикова – это значительное явление в церковной жизни наших дней, привлекшее пристальное внимание всех, кто серьезно интересуется исихазмом, вопросами молитвенной жизни и аскетической духовной практики.
В цикле передач по радио «Радонеж», посвященных проекту «Путь умного делания», обширная четырехтомная монография «Молитва Иисусова.
Опыт двух тысячелетий» признана исчерпывающим современным исследованием в области молитвы. Добавим, что этот фундаментальный труд значительно глубже и шире всех прочих публикаций нашего времени по этой тематике.
О молитве Иисусовой. Аскетический трактат
Содержание
Слово к читателю
Дорогие братья и сестры!
Вам предстоит знакомство с книгой, открывающей далекие горизонты труднейшего пути – пути молитвенного подвига. Эта скромная по объему, но предельно насыщенная напряженной духовной мыслью работа поможет многим жаждущим встать на этот спасительный путь, выстоять в тяжелой духовной битве.
Ценность этой книги состоит в том, что автор раскрывает свой личный незаурядный опыт, через который оживает перед нами древнейшая православная традиция, уже две тысячи лет возводящая людей от земли к Небу. Мне довелось за свою жизнь многое прочитать на эту тему и я должен отметить, что в данной работе мы встречаем некоторые весьма важные аспекты молитвенной практики, на которые указывается впервые.
Путь внутреннего делания открыт и для монаха, и для мирянина, открыт для любого сердца, искренне устремленного к Богу. Особо важным становится изучение молитвенного пути в наше время, когда человек все крепче прирастает к земле, все менее способен к горним порывам.
Нет сомнений, что эта книга, с такой любовью написанная истинным подвижником, проникнутая столь горячим сочувствием к иноческому подвигу, а после утраты рукописи с пониманием и тщанием восстановленная его последователями, послужит целебной духовной пищей для всех алчущих Истины. Да почиет благословение Божие на сем труде.
Протоиерей Георгий Бреев, духовник города Москвы, настоятель храмов иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно и Рождества Богородицы в Крылатском
От издателей
Перед вами работа, написанная в конце 50-х годов архиепископом Антонием (Голынским-Михайловским) – монахом-подвижником, опытно прошедшим путь молитвенного подвига. То было время, когда в нашей стране царил абсолютный дефицит духовной литературы и подобные тексты были редкостью даже в «самиздате». Но думается, что и сегодня, при всей доступности аскетических писаний, этот труд может быть полезен тем, кто движим стремлением приобщиться к молитвенному опыту отцов Православной Церкви. В книге, на основе личного опыта, представлена святоотеческая традиция умного делания. Здесь обобщенно излагается учение отцов-аскетов об Иисусовой молитве, о действии благодати Божьей.
К сожалению, оригинал рукописи утрачен и текст дошел до нас в списках со значительными искажениями, с многочисленными произвольными вставками. Эти обстоятельства не позволяли опубликовать материал в том виде, в котором он сохранился. Потребовалась серьезная редакторская работа по реконструкции текста, при этом по возможности сохранялись особенности авторского стиля.
Сведения о судьбе автора весьма ограничены и противоречивы, скудные документальные свидетельства не позволяют в полноте восстановить биографию владыки Антония (†1976). Однако это никак не умаляет значения данного труда, так же как труд иконописца или зодчего не обесценивается оттого, что остается безымянным, ибо плоды деяний, совершаемых во славу Божью, являются общецерковным достоянием.
Предисловие
«Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» ( Мф. 26,39 ).
Две выраженные здесь мысли – «Господи, помилуй мя» и «Буди, Господи, воля Твоя святая» – составляют сущность молитвы Иисусовой. Прежде всего, нужно знать, что молитва Иисусова есть действенная суть покаяния, указанная Христом Господом. Она научает делателя отсекать желания своей воли, любить Бога более твари, искренне смиряться, истинно познавать себя, никак на себя не надеяться, приписывать все доброе не себе, а Богу и за все воздавать Ему славу.
Молитва Иисусова приближает к Богу, а примирение с Богом порождает истинную любовь к ближнему. Молитва соединяет душу с женихом ее – Господом и становится беседой между Господом и душой. Великое дело Иисусовой молитвы начинается со словесного труда в деятельный период и простирается до периода созерцательного, возводя человека к истинно духовной целомудренной жизни, а достойнейшие, «те, которые не осквернились с женами» ( Откр. 14,4 ), достигшие устроения истинного духовного девства, сподобляются наивысшей добродетели – молитвы зрительной.
Молитва, по мере действия в ней слова, ума, сердца и Духа Божьего, имеет соответствующие наименования. Она бывает словесной, умной деятельной, умно-сердечной деятельной. Эти три вида молитвы доступны человеку в период его ветхой деятельности, то есть до всецелой преданности его в волю Божью. Последующие два вида молитвы обретаются подвижником лишь по очищении сердца от страстей и греха и именуются умно-сердечной самодвижной, движимой Духом Святым, и умно-сердечной чистой, или непарительной. Последняя есть истинно созерцательная молитва, доводящая все добродетели, будучи всем им матерью, до совершенства духовного целомудрия. Самые достойные через эту молитву приводятся к соединению души с Небесным Женихом в единый дух. Человек тогда обретает высший дар – молитву зрительную. Тогда, соединившись с Господом, он зрит, уразумевая, великие тайны Божьи и премудрость Его, прославляет всем своим духовным существом Святую Троицу, стяжав в сердце Бога.
На пути к Богу молитва бывает неотложным духовным оружием ума, так как брань ведется с духами тьмы, действующими через страсти, с самими страстями, с плотью и миром, которые, принадлежа земле, к земле и влекут. Молитва – меч духовный – все эти полчища зла посекает, приводя в полное бездействие, обнажает бессилие злобы перед могуществом Божьим, дает уразуметь немощь человеческую в борьбе со злом и изменяет само естество человеческое. Молитва неуязвимо ведет очищающийся ум, немощный сам по себе, но подкрепляемый Богом, и душу сквозь все смертоносные искушения, славя Бога – Всемогущего Творца.
Молитва Иисусова
Аудио
– Во время бесед священнослужители наставляют нас читать Иисусову молитву, но ни разу не сказали об ее содержании.
– «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Восемь слов.
– Может быть, сказать о том, как правильно ее читать, ведь это должно быть связано и с внутренним состоянием человека.
Главное условие – молиться внимательно. Вниманием ум должен быть привязан к словам молитвы, а сердце должно сочувствовать уму – такова примерная формула.
Видео (кликните для воспроизведения). |
– Почему выбраны именно книги аввы Дорофея и Николая Новикова?
– «Душеполезные поучения»– это букварь аскетической жизни. Христианин не может жить без аскетики, опыта воздержания. На мой взгляд, это самая простая, понятная и побуждающая к духовной жизни книга по работе над собой, по исправлению и преображению своей души. Но аскетика – это лишь расчищение поля от сорняков, а молитва – это всевание тех добрых зерен, которые должны принести добрый плод. Молитва именуется матерью всех добродетелей. Когда человек начинает потихонечку – и в покаянном труде, и в молитвенном усердии – возделывать свое сердце, оно начинает постепенно приносить свои плоды.
У книжной полки. Николай Новиков. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. В 4-х томах. Том 1
Аудио
В писаниях святителя Феофана Затворника, как и в частной его переписке, повсеместно встречаются такие мысли: «У кого нет умной внутренней молитвы, у того и никакой нет. Она обязательна и для мирских людей. Без умной молитвы никому нельзя обойтись. Новоначальные должны помнить, что молитва безумного и сердечного обращения к Богу — не молитва. В сердце — жизнь, там и жить надобно. Не думайте, что это дело совершенных. Нет. Это дело всех, начинающих искать Господа. Сердечная молитва никогда не преждевременна. Она — начало дела. Се закон не одних отшельников, а всех христиан. Все степени молитвы Божие суть дело. У Бога же все равны. » Эти слова святителя Феофана можно вынести в эпиграф книги, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она выпущена в свет Издательским проектом «Путь умного делания» и называется – «Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий».
По словам автора, «умная молитва — ровесница человека, ее происхождение святые отцы связывают со временем пребывания человека в раю: «по неложному свидетельству богомудрого преподобного и богоносного отца нашего Нила, постника Синайского, еще в раю Самим Богом дана первозданному человеку умная божественная молитва, приличествующая совершенным». В самом деле, иначе и быть не могло, ведь Адам до грехопадения пребывал в прямом богообщении, иначе говоря, в созерцательном состоянии, которое и есть высшая форма умно-сердечной молитвы. Умная и сердечная молитва заповедана человеку и в Ветхом, и в Новом Завете. Спаситель, отвечая на самый важный для человеческого существа вопрос: что же делать, чтобы наследовать жизнь вечную, указывает на исполнение заповеди о любви к Богу как на необходимое условие для спасения в вечности, условие, на котором утверждается весь закон и пророки».
Как отмечает автор, «очевидно, что исполнения этой, наивысшей из всех заповедей, требующей любви всем сердцем и всем умом, невозможно достичь иначе, как посредством умно-сердечной молитвы, с помощью «которой молящийся отделяется от всей твари, весь, всем существом своим, устремляется к Богу». Именно посредством такой молитвы «ум, сердце, душа, тело, доселе рассеченные грехом» могут, связуемые под действием благодати «воедино о Господе», восстановить свою целостность. Вне этого единства всецелая любовь к Богу и самоотверженная любовь к ближнему, заповеданная тем же наивысшим законом, остаются недосягаемы, так как Божий завет подразумевает отнюдь не нашу душевную, пристрастную любовь, которая свойственна всякому человеку в его ветхом состоянии. Устами евангелистов Господь заповедал нам любовь духовную».
В предисловии книги, ее рецензент, игумен Петр (Пиголь) напоминает читателям, что «цель христианской жизни состоит в стяжании благодати Святого Духа, и более всего этому содействует, по слову прп. Серафима Саровского, — молитва. Жизнь христианской души должна быть сосредоточена в молитвенном делании. Расположенность к молитве, чувство потребности в ней отражают степень духовного роста христианина. Молитвой управляется течение мысли христианина, молитва звучит в биении его сердца и наполняет его дыхание. Посредством непрестанной молитвы соблюдается, как поучает прп. Григорий Синаит, «величайшая родовая заповедь о памяти Божией», за нарушение которой «люди погибли», но исполнением которой «могут спастись».
Молитвенным словом человек взывает к Сыну Божию, в молитве припадает к неиссякаемому Источнику всяческой силы и всеобъемлющей милости, дающему и питающему тварную жизнь. Обновленный через молитву Божией благодатью, человек получает способность видеть свое падение, остро осознавать свою ограниченность и ничтожность, неизбежную вне Божественного содействия, начинает сокрушаться, понимая подлинный смысл слов Спасителя: Без Мене не можете творити ничесоже. Смирение порождает покаянную скорбь и тем подвигает человека от всего сердца вымаливать прощение у своего Отца. Так через живительное молитвенное делание уготовляется спасение души. Две тысячи лет шли этим путем наши отцы и праотцы, обретая святость. Свой драгоценный опыт они завещали нам».
Как отмечает игумен Петр, «богатейшее наследие предшествующих поколений благодатное учение о молитве, — как святыня, хранится во множестве древних книг. Суть и принципы этого учения неизменны, но святые отцы излагали свои наставления на языке, понятном и доступном прежде всего их современникам. Поэтому так важно изучать опыт подвижников, живших незадолго до нас, а значит, близких нам по своему менталитету и психологии. Обращение к аскетической литературе — долг всякого христианина. Живость и действенность молитвы, как говорит один из святых XX века, «зависит не только от чистоты сердца, но и от научения и просвещения». Духовный рост сопряжен с изучением духовной науки, в то время как религиозное невежество обращает нас всего лишь в «исполнителей обрядов», уделом которых «остается разъединение» и для которых недостижима молитвенная связь ни между собой, ни с небом».
Возможность ознакомиться в контексте святоотеческого учения со сложнейшей темой и постичь самое существо дела и помогут нам книги, выходящие в серии «Путь умного делания». Композиционная особенность этого издания, по словам игумена Петра, позволяет читателю, мысленно преодолевая временные и территориальные границы, погружаться в мир святоотеческих творений, сопоставляя и осмысляя наставления подвижников разных эпох. Читатель при этом оказывается в некоем надвременном пространстве, где царит дух жизни равноангельной, жизни молитвенной. Это та область, где возможна реальная встреча писавшего и читающего, а стало быть — достижимо истинное единение через молитву во Христе.
В этой и других книгах издательского проекта «Путь умного делания» рассматриваются такие вопросы, как учение исихазма о внутреннем подвиге свяшеннобезмолвия, закономерности духовного развития, принципы руководства святоотеческими писаниями. Особое значение придается проблеме перехода от словесной молитвы к умно-сердечной, а также методам управления вниманием и соединения ума с сердцем. Обсуждаются искусство трезвения и внутренней брани, приемы художественной молитвы и многие другие актуальные темы, имеющие отношение к молитвенной жизни. Человеку, неравнодушному к этой теме, интересующемуся умным деланием, искусством возвышенным, утонченным и сложным, понадобились бы годы, чтобы отыскать весь тот, иногда трудно доступный, материал, который собран здесь под одной обложкой. А надо сказать, что здесь представлен обширный обзор писаний святых отцов, пастырей и подвижников различных эпох, вплоть до нашего времени, собраны наставления, размышления и практические советы опытных делателей молитвы.
Кроме того, в этой книге публикуется аскетический трактат «О молитве Иисусовой», знакомящий читателей с практикой стяжания умной и сердечной молитвы. Текст был составлен на основе келейных записей, которые велись в 1950-е годы подвижником, известным под именем архиепископа Антония Голынского. По словам протоиерея Георгия Бреева, эта работа открывает «далекие горизонты труднейшего пути внутреннего восхождения к Богу. Скромный по объему, но предельно насыщенный напряженной духовной мыслью трактат поможет многим взыскующим спасения приобщиться к благодатному деланию, поможет устоять в духовной битве. Путь внутреннего делания открыт как для монаха, так и для мирянина, открыт для любого сердца, искренне взыскующего Бога. Особенно важным становится изучение молитвенного пути в наше время, когда окружающая жизнь все агрессивнее навязывает антидуховные ценности и человек все крепче прирастает к земле, все менее устремлен к горнему. Нет сомнений, что записи истинного молитвенника, проникнутые горячим сочувствием к иноческому подвигу, записи, со тщанием и пониманием воссозданные после утраты рукописи, послужат целебной духовной пищей для всех алчущих Истины».
Перед нами книга, которая дает возможность приобщиться к сокровищнице святоотеческой мысли. Здесь мы находим тщательно, по крупицам собранное, глубоко осмысленное и обстоятельно излаженное учение об умно-сердечном молитвенном делании. Достоинства этой работы вполне оценит тот, кто уже утвердился на пути молитвенной жизни и стремится к дальнейшему продвижению вглубь. Но в то же время неоценимую помощь получит и тот, кто лишь приступает к молитвенной практике. Одна из примечательных особенностей книги в том, что она дает возможность видеть развитие святоотеческой мысли в ретроспективе и, наряду с учением древних отцов, знакомит с современным взглядом на тот же предмет как наших соотечественников, так и самых ярких представителей греческой традиции.
Новиков о молитве
Замечательные книги Н.М.Новикова об Иисусовой молитве на его сайте nnproekt.ru/index.html :
«Меч воина» — читать и скачать можно тут: nnproekt.ru/pages/books_4_1_4.html
«МОЛИТВА ИИСУСОВА
Опыт двух тысячелетий» (тома 1-й и 3-й): nnproekt.ru/pages/books_2_3_6.html (особенно хорош третий том, с подробным изложением практики молитвы, в т.ч., верной локализации удерживания внимания при ней)
«О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ
Аскетический
трактат» : nnproekt.ru/pages/books_5_3_6.html
также на сайте есть и другие книги, статьи nnproekt.ru/pages/text_0_2.html и аудиозаписи.
. .
Кандидат богословия игумен Петр (Пиголь) о серии книг «Путь умного делания»:
«Значительным явлением в церковной жизни наших дней стали публикации из книжной серии «Путь умного делания», привлекшие пристальное внимание всех, кто неравнодушен к исихастской тематике, кто всерьез интересуется вопросами молитвенной жизни и аскетической духовной практики. Авторская книжная серия Николая Михайловича Новикова состоит из ряда самостоятельных, но внутренне связанных между собой единым тематическим стержнем изданий. Это прежде всего обширная четырехтомная монография «Молитва Иисусова: Опыт двух тысячелетий» (к настоящему времени вышло в свет три тома, четвертый готовится к изданию). В серию вошли также отдельные выпуски: книга «О молитве Иисусовой и Божественной благодати» (2000) и одноименная брошюра (1999), книги «Подвиг в миру» (2006) и «Меч воина» (2009), сюда же следует отнести изданное на английском языке в США эссе «Two Elders on The Jesus Prayer» (2007). Проект серии, разработку которого Н. М. Новиков начал в 1997 году по благословению архимандрита Кирилла (Павлова), предусматривает дальнейшие выпуски, среди них книги: «Традиция», «Дух воина», «Сети», «Мистика иконы» и другие.
В цикле передач по радио «Радонеж», посвященных серии «Путь умного делания», четырехтомник Н. М. Новикова был назван «исчерпывающей современной антологией на тему молитвы». Однако в данном случае термин «антология» отнюдь не точное определение жанра. «Иисусова молитва. Опыт двух тысячелетий» – это фундаментальный исследовательский труд, представляющий собой солидную монографию. Задачи, которые ставит перед собой автор, намного серьезнее, нежели общее ознакомление читателей со святоотеческим наследием и обзор соответствующей литературы. Это исследование значительно глубже и шире прочих современных публикаций, посвященных молитве, по преимуществу состоящих из более или менее объемных подборок отеческих цитат.
Одна из самых примечательных особенностей книг Н. М. Новикова в том, что они не утомляют читателя общими, отвлеченными рассуждениями о молитве, но, с одной стороны, ведут вглубь, к ключевым вопросам духовной жизни, с другой стороны – здесь можно найти важнейшие детали молитвенной практики, их разъяснение и скрупулезный анализ. А это как раз тот материал, который так сложно найти в доступных письменных источниках в силу давней исихастской традиции – устной передачи опытного знания. Впечатляет и широта авторского кругозора: на сегодняшний день в библиографическом списке указано около полутора тысяч литературных источников, использованных в работе над серией.
Значительность этого проекта нельзя недооценить. Притом что в центре внимания автора всегда остается молитвенный подвиг, книги не ограничиваются только историей и методикой молитвенной практики – содержание их отличается многосторонностью. Здесь затрагиваются самые разные аспекты церковной и общественной жизни и, вместе с тем, тончайшие вопросы внутренней жизни христианина.
Автор намеренно расширяет тематический круг, выходя за пределы аскетической литературы. Трезвый, рассудительный взгляд на окружающий мир необходим нам, чтобы правильно оценивать состояние той среды, в которой современный человек призван сражаться за свое спасение. Это касается и мирянина, и инока, неизбежно находящихся под влиянием общественно-исторических процессов, присущих их времени, а потому обязанных разумно строить свои отношения с внешним миром, дабы успешно созидать свою внутреннюю духовную жизнь.
Однако внимание к внешним, зачастую острым проблемам современности таит в себе известную угрозу отклониться от истинно традиционных духовных ценностей. Надо отметить, что в данном случае эта опасность успешно преодолена, благодаря сосредоточенности автора на Священном Предании Церкви и всецелой преданности святоотеческой Традиции. Отсюда то превалирующее значение, которое придается в книгах серии «Путь умного делания» верности духовно-культурному наследию предков и укорененности в предании отцов Церкви.
И тем не менее, занимаясь исследованием древнейших традиций аскетической науки, автор не отрывается от реалий современной жизни, не забывает о своей главной задаче – дать нам, сегодняшним христианам, опору для конкретных практических шагов, вводящих в таинство молитвенного приближения к Богу. Что может быть важнее для нас?! Особенно если учесть, что путь умного делания признается святыми отцами необходимым средством для полного очищения души от греховных страстей, достижения богопознания и восхождения к христианскому совершенству.
Отметим еще одно из несомненных достоинств книг серии «Путь умного делания» – общедоступную форму изложения. Учитывая тематику, надо признать: достичь этого очень непросто. И не случайно среди основных задач автора, которые он сам перед собой ставит, выделяется следующая: «подать материал таким образом, чтобы пользу могли получить люди самой различной меры опытности». Результат налицо, и в этом могут убедиться читатели – в своих книгах Н. М. Новикову удается сложнейшие богословские и аскетические темы раскрыть в самой доступной и ясной форме. Нужно ли пояснять, что подобные задачи не решаются без помощи Свыше. Здесь, надо полагать, сказывается личный молитвенный опыт автора. Будем надеяться, что к общей молитве за успешное осуществление этого столь актуального и, без преувеличения скажем, уникального проекта присоединится и благодарный читатель.»
………………………………
Описание: Дорогие братья и сестры!
Перед нами серия книг, которая дает возможность приобщиться к сокровищнице святоотеческой мысли. Здесь мы находим тщательно, по крупицам собранное, глубоко осмысленное и обстоятельно изложенное учение об умно-сердечном молитвенном делании. Достоинства этой работы вполне оценит тот, кто уже утвердился на пути молитвенной жизни и стремится к дальнейшему продвижению вглубь. Но, в то же время, неоценимую помощь получит и тот, кто лишь приступает к молитвенной практике.
Одна из примечательных особенностей данных книг в том, что они дают возможность видеть развитие святоотеческой мысли в ретроспективе и, наряду с учением древних отцов, знакомит с современным взглядом на тот же предмет как наших соотечественников, так и самых ярких представителей греческой традиции.
Человеку, неравнодушному к этой теме, интересующемуся умным деланием, искусством возвышенным, утонченным и сложным, понадобились бы годы, чтобы отыскать весь тот, иногда трудно доступный, материал, который собран здесь под одной обложкой. При этом книги не ограничены молитвенной тематикой как таковой, взгляд на проблему много шире. Читателю дается опора для понимания сущности духовной жизни в целом. Автор-составитель книг вводит в круг важнейших вопросов, от которых зависит не только степень преуспеяния в молитвенном делании, но и наше спасение вообще.
Да почиет благословение Божие на сем труде.
Протоиерей Георгий Бреев, духовник московского духовенства, настоятель храмов иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне и Рождества Богородицы в Крылатском. .
«Наши публикации и аудиобеседы обращены к людям, ищущим духовного совершенствования, а наша цель – привлечь внимание к святоотеческой традиции, познакомить с основами аскетического учения Православной Церкви, дать представление о принципах и методах исихастской практики.
Исихазм, как наиболее возвышенный вид подвижнической жизни, как самый прямой путь к достижению христианского совершенства, к стяжанию обожения Святым Духом, от начала воцерковления Руси стал стержневым направлением духовного подвига наших предков. И хотя в древней отечественной традиции мы не встречаем термина исихазм, само это понятие неразрывно связано с русской аскезой, только бытовало оно в иных лексических формах: это, прежде всего, подвиг священнобезмолвия, это умное, или внутреннее, делание, это трезвение, или умно-сердечная молитва.
Особо отметим то, что содержание наших книг и бесед имеет разные планы. С одной стороны, они рассчитаны на самый широкий круг христиан, готовят начинающих к овладению навыком словесной молитвы и переходу к молитве умной. С другой – здесь же найдут для себя полезный материал те, кто уже имеет опыт умно-сердечного делания и устремлен к стяжанию начальной исихии, те, кого интересуют особенности подходов к соединению ума с сердцем и использование художественных приемов. Надеюсь, публикуемые нами материалы смогут помочь углубленности в молитвенную жизнь, помогут предупредить угрозу вражеских нападений, подскажут, как уберечься от преткновений на этом пути. ..»
.
«Книжная серия Н. М. Новикова – это значительное явление в церковной жизни наших дней, привлекшее пристальное внимание всех, кто серьезно интересуется исихазмом, вопросами молитвенной жизни и аскетической духовной практики.
В цикле передач по радио «Радонеж», посвященных проекту «Путь умного делания», обширная четырехтомная монография «Молитва Иисусова.
опыт двух тысячелетий» признана исчерпывающим современным исследованием в области молитвы. Добавим, что этот фундаментальный труд значительно глубже и шире всех прочих публикаций нашего времени по этой тематике.»
Игумен Петр (Пиголь)
.
Новиков — Молитва Иисусова — том 3 — ПУД
Видео (кликните для воспроизведения). |
Николай Новиков — Путь умного делания — 3 — Молитва Иисусова — Опыт двух тысячелетий — Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней
Николай Новиков — Путь умного делания — 3 — Молитва Иисусова — Опыт двух тысячелетий — Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней — Содержание
- Первое благо
- Изгнание диавола
- Свобода от насилия
- Стрелы врага
- Преодоление раскола
- Триединство сил
- Пресечение зла
- Центр жизни
- История болезни
- Неуязвимость бесстрастия
- Три периода
- Деятельная жизнь
- Древо созерцания
- Молитва в двух мирах
- Христос обожает мя
- Аз рех: бози есте
- Тайновидцы истины
- Ступени и степени
- Пределы молитвы
- Мы молимся не сами
- Сокровищница богословия
- Содержание
- Вне храма угасает дух
- На каменном основании
- Тяжела десница Его
- Покаянный труд
- Избави мя от кровей
- Разум истины
- Помяни мя, Господи
- Огнь закона
- Аскеза
- Жертва живая
- Третьего не дано
- Отступи от земли
- Странничество духа
- Сердечный затвор
- Болезнь к смерти
- Барьер самости
- Не верь плоти своей
- Ангельское бдение
- Безмолвное житие
- Возрастание в молитве
- От слова к мысли
- Нет другого имени под небом
- Учение Откровения
- Только Духом Святым Прп. Симеон Новый Богослов
- Посильная жертва
- Царь Давид молился лучше
- Глаголы Духа
- Из глубины воззвах
- Прп. Иосиф Волоцкий
- Огненное ограждение
- Наша азбука
- Язык должен потрудиться
- Привитие навыка
- Неисчерпаемые слова
- На устах и в сердце
- Свт. Игнатий Кавказский
- Овладение умом
- Буква убивает
- Дух животворит
- Высокий путь
- Молитва частая станет чистою Прав. Алексий Московский
- Таинство слова Прот. Георгий Бреев
- Ангелы не молятся о себе Иеромон. Порфирий Афинский
- Припадай умно к Богу Архим. Харалампий Дионисиатский
- Остров молитвы Иеросхим. Иероним Эгинский
- Тень Варлаама
- Три образа молитвы
- Молитва умно-сердечная
- Молитва мечтательная
- Законный порядок
- Лествица на небо
- Ум и сердце
- Путь к сердцу
- Богословие Духа
- Управление вниманием
- Художники молитвы
- Место сердечное
- Начальная исихия
- Не подобает праздну стояти
- Низвержение в чресла
- Отеческие запреты
- Предел, егоже не прейдут
- Держись преданий древнеотеческих
- Не торопись языком твоим
- Да не внидете в напасть
- Взыскуя священного трезвения
- Едино же есть на потребу
- Предочистительное действо Прп. Василий Поляномерульский
- Плен прелестебоязни Свт. Игнатий Кавказский
- Хождение пред Богом Свт. Феофан Затворник
- Углубляясь в сердце Прав. Иоанн Кронштадтский
- Умное ремесло Схимон. Иосиф Исихаст
Николай Новиков — Путь умного делания — 3- Молитва Иисусова — Опыт двух тысячелетий — Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.