Содержание
Календарь событий
«Кто может защититься от огня хотя бы половинкой финика, пускай сделает это. А кто не найдет и этого, то хотя бы добрым словом» («Сахих» Аль-Бухари)
Проповедь имама
Ислам против террора
«Хикмәт» — областная духовная культурно-просветительская газета
«Хикмәт» — областная духовная культурно-просветительская газета
Выстаивание ночи
«И читай его ночью, пробудившись ото сна, в дополнение к тому, что предписано тебе. Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место» (17:79).
Доводится, как однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сидел в мечети и вошёл юноша. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) уважительно встретил его и усадил рядом с собой выше Абу Бакра. Затем, извиняясь, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обратился к Абу Бакру: «Я усадил его выше тебя, ибо нет никого в мире кто благословил бы меня больше него. Ежедневно, утром и вечером он повторяет: «О, Аллах! Благослови господина нашего Мухаммада количеством благословений всех благословивших его. Благослови господина нашего Мухаммада количеством благословений всех не благословивших его. Благослови Мухаммада так, как Ты любишь чтоб, благословляли его. Благослови Мухаммада как Ты велел благословлять его». Поэтому я усадил его выше тебя». Из книги «Сливки проповедников».
«И ночь выстаивай с ним . » . встань среди ночи и исполни тахаджуд, ибо тахаджуд исполняется именно, пробуждаясь ото сна. Смысл аята в выстаивании ночи и исполнении молитвы. Намаз-тахаджуд был предписан Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и его умме в начале ислама, ибо Всевышний Аллах сказал: «О, завернувшийся! Выстаивай ночь . ». Сура «Завернувшийся», 1-2 аяты. Затем снизошло облегчение, эта обязанность была отменена для уммы пятикратной молитвой, но осталась желательной, ибо Всевышний Аллах сказал: «И читайте что легко вам из Кур’ана». Сура «Завернувшийся», 20 аят. Эта обязанность сохранила свою силу для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) по словам Всевышнего Аллаха: «. дополнительно для тебя . » . прибавление для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), как дополнительное предписание к другим велениям, установленным Всевышним Аллахом. Позднее, сказано, что это поклонение не только для уммы, но и для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) отменено как обязанность и является дополнительным, желательным поклонением для Него, ибо Всевышний Аллах изрёк «. для тебя . », а не «. на тебе . ». Из тафсира «Хазин».
Смысл в том, что степень Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) выше степени его уммы и эта обязанность — привилегия для него для увеличения его воздаяния, но не для искупления грехов, ибо Пророку прощены все грехи. Из книги «Шихаб».
В чём смысл дополнительного поклонения для мусульман и Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)?
Суть в дополнительном поклонении, искупающем прегрешения простых мусульман, а так как Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) уже прощены все грехи, это для него является увеличением воздаяния и возвышением его степени. Из тафсира «Шейх Зада».
Абдулла бин Аббас (да будет доволен ими Всевышний Аллах) сказал: «Было велено и предписано Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), но не умме Его, выстаивать ночь». Аль-Багави говорит о том, что это веление отменено и для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Из книги «Шихаб».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Да смилуется Всевышний Аллах над человеком, который поднявшись среди ночи с постели помолиться, разбудит супругу свою, но, если она не проснётся, побрызгает ей воду на лицо. Да смилуется Всевышний Аллах над женщиной, которая поднявшись среди ночи с постели помолиться, разбудит мужа своего для молитвы, но, если он не проснётся, побрызгает его лицо водой». Приводят Ахмад в своём «Муснад», 2/250 и Абу Дауд в своём «Сунан», 1308 хадис.
От Аиши (да будет доволен ею Всевышний Аллах) приводятся слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Три дела для меня фарз, а для вас сунна -витр, сивак и выстаивание ночи». Упоминается автором «Кладези трудолюбцев» 19540 хадис и Ибн Аль-Джаузи в «Мотивах».
От Умара бин Аль-Хаттаба (да будет доволен им Всевышний Аллах) приводится как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Исполнившего молитву среди ночи должным образом, облагодетельствует Аллах девятью дарами, пятью в мирской жизни и четырьмя в грядущей. Пять даров в мирской жизни: защита Аллахом от бед, появление на лице следов поклонения, любовь сердец праведников и всех людей, Аллах вознаградит его мудростью на языке и в знаниях, то есть одарит его религиозным знанием. Четыре дара в грядущей жизни: воскрешение из могилы с сияющим лицом, облегчение суда, преодоление Сирата подобно стремительной молнии, преподнесение книги деяний его в День Суда в правую руку». Из книги «Сад учёных».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В ночь моего вознесения завещал мне мой Господь пять вещей: «Не привязывай сердце своё к жизни мирской, ибо сотворена она не для тебя. Обрати любовь свою ко Мне, ибо все вы вернётесь ко Мне. Усердствуй в достижении Рая. Не полагайся на людей — не владеющих ничем. Неизменно исполняй тахаджуд. Воистину, благоприятствуй в выстаивании ночи». Из книги «Путь ислама».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто, пробудившись ото сна, скажет: «Нет бога кроме Аллаха, Единого, нет у Него сотоварища, Ему власть и Ему хвала и Он над каждой вещью властен. Свят Аллах и хвала Ему и нет Бога, кроме Аллаха и Аллах Велик. Нет силы и мощи кроме как у Великого, Могущественного Аллаха. Боже! Прости меня, и родителей моих, всех верующих мужчин и женщин», того простит Аллах». Из книги «Сливки проповедников.
Эту историю поведал Ибрахим бин Адхам
У меня остановились гости и я понял, что они святые из абдаль (так именуются суфии, ведущие аскетический образ жизни) и я обратился к ним:
— Поделитесь со мной заветами дабы я боялся Всевышнего Аллаха как вы.
— Мы оставляем тебе семь заветов: первый — пустослову не обрести чистоты души; второй — чревоугоднику не обрести мудрости, третий — словоохотливому с людьми не испытать сладости поклонения; четвёртый — влюблённого в мирскую жизнь не ждёт хороший конец; пятый – у невежды сердце умирает; шестой — сближающемуся с несправедливым не достичь совершенства веры, седьмой — жаждущему довольства людей не обрести довольства Всевышнего Аллаха».
Из книги «Толкование сорока хадисов».
От Абу Умамы приводится хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Выстаивайте ночь в молитвах, ибо это деяние из деяний праведников, пророков и святых до вас». Приводит Тирмизи в своём «Сунан», 3549 хадис.
Рассказывается, что семейство Дауда (мир ему) выстаивало ночь в молитвах. Это говорит о том, что вам должно следовать этому в большей степени, ибо вы — лучшая умма. Оставление молитвы по ночам — поступок не истинных праведников.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Буду я заступаться за умму свою, пока мой Господь не обратится ко мне: «Доволен ли ты о, Мухаммад?». И я отвечу: «О, Господь Мой! Я доволен!». Приводится в «Побуждении и предостережении» 4/446 и упомянуто, что этот хадис приводится Базаром и Табарани.
Умар бин Абдульазиз, несмотря на своё звание халифа, был очень аскетичен. Однажды его рабыня обратилась к нему:
— О, правитель правоверных! Воистину, я видела удивительный сон.
— Я видела, как будто День суда наступил и воскресли люди, были установлены Весы, и протянут Сират над Адом. Первым привели Абдульмалика бин Марвана и велели ему: «Перейди через него». Не успел он ступить и двух шагов, как провалился в Ад. Затем привели его сына Валида бин Абдульмалика и велели ему: «Переходи!». Но не успев даже ступить на него, он отправился за своим отцом в Ад. То же самое случилось со всеми остальными халифами. После привели тебя о, правитель правоверных!
Только она произнесла эти слова, как Умар возопил и забился как рыба в сети. Он бился головой о земьлю и о стены, а рабыня кричала ему:
— Клянусь Аллахом! Я видела тебя в Раю. Ты перешёл Сират невредимым.
Но он уже не слышал её слов. Когда он наконец утих, люди увидели, что он умер.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Завязывает Сатана на чубе одного из вас, когда тот спит три узла. Проснувшись, человек произносит имя Всевышнего Аллаха — развязывается один узел. Совершает омовение — развязывается второй узел. Молится — развязывается третий узел и обретает он бодрость, но если он этого не сделает, то Сатана мочится ему в уши».
Имам Газзали (да смилуется над ним Аллах) сказал: «В начале ночи возгласит глашатай из-под престола: «Встаньте богобоязненные, которые выстаивают ночи до утра». Затем в середине ночи возгласит глашатай: «Встаньте поклоняющиеся». Встанут они и будут молиться сколько пожелает Аллах. После возгласит глашатай: «Встаньте молящие о прощении». Встанут они и будут просить прощения. На рассвете возгласит глашатай: «Встаньте нерадивые». Встанут они как покойники встают из могил».
Поэтому завещал Лукман сыну своему: «О, сын мой! Не спи в час, когда кричит петух на рассвете».
Шейх Мухиддин бин Аль-Араби (да освятится могила его) сказал: «Выстаивай ночью столько, чтоб не быть из числа нерадивых, а это минимум десять аятов», то есть в намазе.
Передается от Абдуллы бин Амра бин Аль-Аса что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Прочитавший в ночной молитве (тахаджуд) десять аятов, не будет записан нерадивым. Прочитавший в молитве сто аятов, будет записан подвижником. Прочитавший тысячу аятов будет записан обладателем многочисленного воздаяния подобно пожертвовавшему семьдесят тысяч динаров». Из книги «Сливки проповедников». Приводит Абу Дауд, 1198 хадис.
Приводится, что однажды Муса (мир ему) проходил мимо человека, исполнявшего молитву со смирением и набожностью. Муса сказал: «О, Господь мой! Как прекрасна молитва его!». Всевышний Аллах ответил ему: «О, Муса! Даже ежедневное исполнение тысячи ракаатов, освобождение тысячи рабов, чтение тысячи погребальных молитв, совершение тысячи паломничеств и участие в тысячи битвах не поможет ему до тех пор, пока не выплатит он закята с имущества своего».
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Любовь к мирской жизни — причина всех ошибок». Приводит Аль-Байхаки в «Ответвлениях веры» с хорошим иснадом до Хасан Аль-Басри.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Оберегающий молитву всегда и везде, пройдёт через Сират подобно стремительной молнии — одним из самых первых, предстанет в День суда луноликим и получит за каждый день награду тысячи мучеников».
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Два ракаата утренней молитвы лучше этого мира и всего, что в нём». Приводит Муслим в своём сборнике в «Молитве путников», раздел 14, хадис 96 и Тирмизи в своём «Сунан», хадис 416.
Краткое слово о ночной молитве (Къиям аль-лейль)
от К Исламу Дек 22, 2009
Что такое къияму-ллейль?
Любая молитва, которая совершается ночью, относится к къияму-ллейль, как бы ее не называли.
Шейх ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури писал: “Знай, что и тарауих, и къияму Рамадан (выстаивание ночных молитв в Рамадане), и Къияму-ллейль (ночная молитва), и тахаджуд – это все название одной и той же молитвы”. См. “Мир’атуль-мафатих” 2/224.
В какое время совершается къияму-ллейль?
Время ночных молитв — это период после ночной (‘иша) и утренней (фаджр) молитвами.
‘Аиша рассказывала: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал ночные молитвы в одиннадцать рака’атов в период после завершения ночной молитвы и до наступления утренней”. Муслим 736.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, Аллах подкрепил вас еще одной молитвой, и это – Уитр! Так совершайте же его между ночной и утреней молитвами!» Ахмад 6/397, ат-Тахауи 1/250. Хадис достоверный См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 108.
Однако наилучшее время для ночных молитв – это последняя треть ночи, как сообщил об этом посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказавший: «Пусть тот, кто опасается, что не сможет проснуться в конце ночи, совершит Уитр в начале ее, а кто желает совершить Уитр в конце ночи, пусть так и сделает, ибо, поистине, молитва в конце ночи имеет свидетелей, и это лучше!» Муслим 755.
Как следует совершать къияму-ллейль?
Ночная молитва совершается по-разному, в зависимости от того, что будет совершать человек и сколько рак’атов. Если уитр, то у него есть несколько видов совершения, как например если делать его в три рак’ата, то делать без таслима (салама) после двух рак’атов и без сидения во втором рак’ате на ташаххуде, а делать все три рак’ата разом с одним ташаххудом и саламом в конце. ‘Аиша рассказывала: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершая три рак’ата уитра не садился во втором рак’ате для чтения ташахуда, а делал это только в третьем рак’ате, и потом делал приветствие (таслим)”. Малик 466, ан-Насаи 3/234, аль-Байхакъи 3/31. Хадис достоверный.
Однако лучше всего делать любую ночную молитву по два рак’ата, разделяя их таслимом. Ибн ‘Умар рассказывал: “Однажды один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: “О посланник Аллаха, как совершать ночную молитву?” На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Ночная молитва совершается попарно, попарно. А если кто-нибудь из вас станет опасаться наступления рассвета, пусть совершит один рак’ат, что сделает общее количество совершенных им молитв нечетным». аль-Бухари 990, Муслим 849.
Ибн ‘Умара, передавшего этот хадис, спросили: “А что значит «попарно, попарно»?” Он ответил: “Совершать приветствие (таслим) после каждых двух рак‘атов”. Муслим 849.
Имам ан-Науауи сказал: “Желательно совершать приветствие (таслим) после каждых двух рак’атов, поскольку подобное совершение молитвы было распространено пророком (мир ему и благословение Аллаха), и он сам велел так поступать, сказав: «Ночная молитва совершается попарно, попарно»”. См. “Шарх Сахих Муслим” 5/432.
Каково количество рак’атов къияму-ллейль?
Относительно количеств рака’атов ночной молитвы среди ученых есть разногласия, однако наилучшим мнением является то, что ночная молитва не имеет определенного числа рак’атов, которые нельзя превышать или уменьшать! Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не совершайте молитву уитр в три рак’ата, уподобляя ее вечерней молитве. Однако совершайте уитр в пять, в семь, девять, одиннадцать или большее число рак’атов!» аль-Байхакъи 4594, Ибн Хиббан 2729, аль-Хаким 1/403. Имам ад-Даракъутни и имам аль-Байхакъи сказали, что все передатчики этого хадиса надежные. А имам Ибн Наср аль-Маруази, хафиз аль-‘Иракъи и шейх Ибн аль-Къайим сказали, что этот хадис достоверный. Также этот хадис назвал достоверным и известный исследователь Мухаммад Субхи Халлякъ. См. “Китаб аль-уитр” 54, “И’лямуль-мууаккъи’ин” 2/373, “аль-Бадр аль-мунир” 4/302, “Тахкыкъ Найлюль-аутар” 5/123.
Этого мнения, что ночная молитва не имеет ограничений, придерживались многие саляфы, включая и сподвижников, а некоторые имамы вообще передали единогласное мнение относительно этого вопроса:
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Единогласны ученые в том, что нет никаких ограничений и конкретизаций в ночной молитве, и что это добровольная молитва. И тот, кто желает, пусть затягивает стояние (чтением) и уменьшает число рак’атов, а кто желает, пусть увеличивает число земных и поясных поклонов!” См. “аль-Истизкар” 5/244.
Къады ‘Ийяд сказал: “Нет разногласия среди ученых, что у ночной молитвы нет ограничений, которое нельзя превышать или же уменьшать. Ночная молитва из числа таких благодеяний, которое если увеличиваешь, увеличивается награда. А что касается разногласия, то оно было именно в том, как совершал ночную молитву пророк (мир ему и благословение Аллаха) и что он выбрал для себя”. См. “Шарх Сахих Муслим” 6/19.
Хафиз аль-‘Иракъи сказал: “Сошлись все ученые на том, что у ночной молитвы нет ограничения!” См. “Тарх ат-тасриб” 3/50.
Каково достоинство совершения къияму-ллейль?
Сообщается от ‘Абдуллаха ибн Саляма, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О люди, распространяйте салам, кормите едой, молитесь по ночам, когда люди спят, и вы войдете с миром в Рай!» ат-Тирмизи 1855, Ибн Маджах 1334. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 569.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вам следует совершать къияму-ллейль! Поистине, это является обычаем праведников, живших до вас, приближением к Аллаху, удержанием от греха и искуплением прегрешений!» Ахмад, аль-Хаким, аль-Байхакъи. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 4079.
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да помилует Аллах человека, который поднимается ночью, совершает молитву и будит свою жену, а если она отказывается вставать, брызгает ей в лицо водой. И да помилует Аллах женщину, которая поднимается ночью, совершает молитву и будит своего мужа, а если он отказывается вставать, брызгает ей в лицо водой» Абу Дауд. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 3494.
ВОПРОС-ОТВЕТ
время ночной молитвы
Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа «А это бид’а?» или «Можно ли?» не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом http://www.translit.ru/
PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
время ночной молитвы
Re: время ночной молитвы
Ва алейкум ссалям ва рахматуЛлахи ва баракатух.
Время ночного намаза (аль-‘иша)
Видео (кликните для воспроизведения). |
Когда ангел Джибриль (мир ему) обучал временам молитв пророка (мир ему и благословение Аллаха), он сказал ему: « Совершай ночную (‘иша) молитву, когда исчезнет вечерняя заря» . Ан-Насаи, ат-Тирмизи. Хадис достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 250.
До какого времени длится ночной намаз
Что же касается того, до какого времени длится намаз ‘иша, то в этом есть разногласие. Одни ученые сказали, что время намаза ‘иша длится до времени наступления утренней молитвы, а другие сказали, что время этой молитвы только до середины ночи. Что касается тех, кто говорил, что время этой молитвы длится до середины ночи, то они опирались на прямой текст хадиса пророка (мир ему и благословение Аллаха), указывающий на это: «Время намаза ‘иша до середины ночи!» Муслим 612.
Что же касается ученых, которые считали, что время ночной молитвы длится до утренней, то они опирались на хадис: «Сон не является халатностью, халатность допускают те, кто затягивает совершение молитвы до наступления следующей молитвы!» Муслим 681.
Таким образом, из этого хадиса понимается, что время каждой молитвы длится до наступления следующей.
Однако ученые, придерживающиеся противоположного мнения, возразили на это доказательство и сказали, что это обобщенный хадис, а хадис: «Время молитвы ‘иша до середины ночи» является конкретизирующим! Более того, они опровергли это мнение тем, что сами сторонники того мнения, что ночная молитва длится до утренней, были единогласны в том, что время утреней молитвы не длится до наступления обеденной. А если брать в доказательство этот же хадис, то по аналогии из него можно понять, что время утренней молитвы длится до наступления обеденной.
Таким образом, мнение тех, кто считает, что время ночной молитвы длится до середины ночи, является правильным. И оно также подтверждается мнением сподвижников. Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб написал Абу Мусе аль-Аш’ари (да будет доволен ими Аллах): “Совершай намаз ‘иша в первую треть ночи, а если ты ее затянешь, то до середины ночи, и не будь из числа проявляющих халатность! ” Малик 1/96, Ибн Абу Шайба 1/330, ат-Тахауи 1/94. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
Что касается ночи, то она начинается с заката солнца и длится до наступления времени утренней молитвы. См. «Шархуль-мумти’» 2/110.
О желательности откладывания ночного намаза
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) задержал молитву ‘иша до тех пор, пока не прошла значительная часть ночи. Затем он вышел, совершил намаз и сказал: «Это – подлинное время этой молитвы, если бы только я не боялся обременить моих последователей» ”. Муслим 219.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: « Если бы это не было обременительным для моей общины, то я повелел бы им откладывать совершение молитвы ‘иша до первой трети ночи или до середины ночи» . Ат-Тирмизи 167, Ибн Маджах 691. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани.
Однако, если откладывание намаза ‘иша приведет к уменьшению численности молящихся в групповой молитве, то лучше совершить ее в начале времени. Джабир рассказывал: “Иногда пророк (мир ему и благословение Аллаха) торопился с ночной молитвой, а иногда медлил с ней. Когда он видел, что народ уже собрался, то совершал молитву пораньше. Когда же люди запаздывали, он откладывал намаз” . Аль-Бухари 568, Муслим 1/233.
Совершение ночного намаза (‘иша) в начале его времени в джама‘ате лучше, чем совершение этой молитвы одному, но в первую треть ночи.
Дополнительная ночная молитва
Урок двадцатый
Хвала Аллаху, Который приготовил сады Фирдауса для Своих верующих рабов! И сообщил им о благих деяниях, которые приведут их к этим садам, чтобы они не занимали себя другими делами! И облегчил им пути, ведущие в эти прекрасные сады, чтобы они покорно шли по ним! Благословение и приветствие лучшему из пророков и посланников — Мухаммаду, который выстаивал ночную молитву так долго, что трескались его пятки!
Поистине, этот месяц является месяцем поста и ночных молитв – поклонения дня и поклонения ночи. Верующий поклоняется и ночью, подчиняясь повелению Аллаха, который сказал нашему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует):
يَا أَيُّهَا الْمُزَّمِّلُ، قُمِ اللَّيْلَ إِلَّا قَلِيلًا، نِصْفَهُ أَوِ انْقُصْ مِنْهُ قَلِيلًان أَوْ زِدْ عَلَيْهِ وَرَتِّلِ الْقُرْآنَ تَرْتِيلًا.
О закутавшийся! Простаивай ночь без малого, половину ночи или чуть меньше того, или чуть больше того, и читай Коран размеренным чтением (Аль-Муззаммиль, 1-4).
Аллах Всевышний похвалил обитателей Рая за следующие качества:
كَانُوا قَلِيلًا مِّنَ اللَّيْلِ مَا يَهْجَعُونَ وَ بِالْأَسْحَارِ هُمْ يَسْتَغْفِرُونَ
Они спали лишь малую часть ночи,а перед рассветом они молили о прощении (Аз-Зарийат, 17-18).
Он также сказал:
أَمَّنْ هُوَ قَانِتٌ آنَاءَ اللَّيْلِ سَاجِدًا وَ قَائِمًا يَحْذَرُ الْآخِرَةَ وَيَرْجُو رَحْمَةَ رَبِّهِ
Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа, равен неверующему? (Аз-Зумар, 9).
Аллах Всевышний описал ночную молитву следующими словами:
إِنَّ نَاشِئَةَ اللَّيْلِ هِيَ أَشَدُّ وَطْئًا وَأَقْوَمُ قِيلًا
Воистину, молитвы после пробуждения среди ночи тяжелее и яснее по изложению (Аль-Муззаммиль, 6).
Ибн Касир (да помилует его Аллах) в тафсире (комментарии) этого аята сказал: «Это по причине того, что ночью можно лучше сосредоточиться на чтении аятов и их осмыслении, чем днём. Потому что день — шумное время суток, время скопления людей для повседневных нужд, для заработка или по другим причинам».
Ночная молитва — это поклонение, связывающее человека с Всевышним Аллахом. Оно делает человека способным преодолеть соблазны этого мира. Делает его способным бороться со своим нафсом (своими страстями). Когда вокруг полный покой и спокойствие, глаза закрываются, а тело требует отдыха. Когда все остальные спят, молящийся по ночам оставляет свою мягкую и тёплую постель. Он, проявляя терпение, преодолевая свою усталость, проводит часть ночи в поклонении Аллаху. Именно поэтому дополнительная ночная молитва является самым верным показателем искренности верующего и огромной отличительной чертой, которую Аллах Всевышний похвалил во многих местах Корана.
Ночная молитва — это сунна муаккада[1], к которой Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) побуждал словами: «Лучшая молитва после обязательных молитв — это ночная молитва»[2].
Ночная молитва, совершённая в Рамадан, имеет свои достоинства и преимущества над ночной молитвой, совершённой в другое время. Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Тому, кто во время Рамадана будет молиться по ночам с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи»[3].
Мусульманину следует стараться присутствовать на молитве таравих[4] для того, чтобы добиться награды за нее. Ему не нужно уходить до тех пор, пока имам не закончит таравих и витр[5], чтобы достичь награды, равной совершению молитвы в течение всей ночи.
Женщинам разрешается посещение мечетей для совершения молитвы таравих, если для них нет искушения в этом, или они сами не становятся искушением для мужчин. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не запрещайте рабыням Аллаха посещать мечети Аллаха!»[6]
Но женщине стоит приходить в мечеть покрытой, не показывая те части тела, которые Господь приказал ей закрывать. Ей нельзя при этом пользоваться духами, прихорашиваться и громко разговаривать.
Несмотря на великую награду, обещанную тому, кто совершит таравих вместе с имамом, есть люди, которые относятся к этому небрежно. Есть те, которые не представляют себе ужасы Дня воскресения, того дня, когда люди выйдут толпами, чтобы им показали их деяния. Они не вспоминают о мраке и одиноком страхе, который будут испытывать в могиле. Тогда как ночная молитва станет для человека светом, рассевающим мрак могилы. Не говоря уже о прощении грехов и прегрешений человеку, совершающему ночную молитву и о наградах и воздаянии, которые приготовил ему Аллах.
Некоторые люди целый день бегают по своим делам, по улицам, магазинам или спортзалам, но ленятся совершить эту непродолжительную молитву, которая занимает немного времени.
Я бы хотел сделать несколько замечаний моим уважаемым единоверцам относительно ночной молитвы таравих, совершаемой в месяц Рамадан.
1) Является сунной продлевать ночную молитву, и посему не стоит тебе сетовать на это и выражать досаду. Перебори себя и помни, что ты находишься в поклонении Аллаху. Остерегайся после молитвы переброситься с теми, кто молился рядом, словами: «Что-то долговато мы читали и подустали». Твои деяния могут стать тщетными по причине такой досады и недовольства. Иногда можно услышать, что кто-то даже говорит: «Такой-то имам чуть ли не до утра продлевает молитву». Хотя ныне молитва таравих не длится больше полутора часов! Ты с лёгкостью можешь вспомнить, что порой, чтобы решить своё какое-нибудь мирское дело, тебе приходится долгое время ожидать, но ты не проявляешь никакой досады.
2) Не оставляй в своей молитве никакой доли для шайтана. Он может толкать тебя к мыслям и поступкам, приводящим к показухе и желанию быть восхвалённым. Шайтан всячески пытается удержать тебя от благих деяний. Но если ты, осилив свой нафс, начнёшь совершать благой поступок, он примчится к тебе для того, чтобы сделать недействительным твоё деяние по причине показухи или тщеславия.
3) Тебе не стоит повышать свой голос, когда имам взывает к Аллаху в мольбах. Следи также за тем, чтобы твой плач во время молитвы не переходил в громкие рыдания. Ведь для нас примером для подражания служит посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), от которого, когда он плакал, исходил звук, схожий с шипением кипящего котла[7]. Этого нам достаточно. Тебе нужно следовать лучшему руководству.
4) На протирание лица ладонями после дуа во время совершения молитвы витр нет ясных доказательств из Корана и Сунны.
5) Не ешь много еды перед молитвой таравих, чтобы ты мог молиться спокойно, не чувствуя неудобств от переедания.
6) На тебе есть одно из прав твоих детей – их воспитание, также на тебе обязанность призыва к одобряемому. Приводи их с собой на групповые молитвы и на таравих, ставь их рядом с собой в ряду молящихся. Приучай их с раннего возраста к поклонению.
7) Перед тем, как отправиться в мечеть, старайся чисто и опрятно одеться и использовать благовония (мужчинам), подчиняясь следующим словам Аллаха:
يَا بَنِي آدَمَ خُذُوا زِينَتَكُمْ عِندَ كُلِّ مَسْجِدٍ
О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети (Аль-А’раф, 31).
8) Береги свой язык от разговоров об имаме. Берегись злословить по отношению к нему или высмеивать его. Если у тебя есть свой взгляд на вещи, своё видение положения, то поделись с ним этим. Делай ему наставление, ведь религия – это наставление.
9) Отдались в этот месяц от частых встреч с людьми. Освободи своё время для дел загробной жизни. Не походи после молитвы таравих на освободившуюся птицу. После совершения дневного поста и ночной молитвы береги себя от всего, что вызывает гнев Аллаха: смотреть на запрещённое шариатом, слушать музыку, злословить, сплетничать, высмеивать людей, сквернословить, пустословить, смотреть на чужих женщин и совершать другие запретные дела.
Я призываю мусульманок покрываться и быть стыдливыми. И пусть мусульманка знает, что молитва, совершённая дома, лучше для неё, чем молитва, совершённая в мечети. Умм Хумейд жена Абу Хумейда ас-Саъидий (да будет доволен ими обоими Аллах) передала, что однажды она пришла к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сказала: «О посланник Аллаха! Я люблю совершать намаз вместе с тобой!» На что он ответил: «Я знаю, что ты любишь совершать намаз вместе со мной. Однако совершение намаза во внутренней части твоего дома лучше для тебя, чем совершение намаза в твоей прихожей. А совершение намаза в твоей прихожей лучше для тебя, чем совершение намаза во дворе твоего дома. А совершение намаза во дворе твоего дома лучше для тебя, чем совершение намаза в мечети твоего племени. А совершение намаза в мечети твоего племени лучше для тебя, чем совершение намаза в моей мечети»[8].
Абдуллах ибн Масъуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Женщина не сможет приблизиться к Аллаху большим деянием, чем пребывание у себя дома».
Если ты пришла в мечеть, то береги свою религию. Смотри за своими детьми, чтобы они не тревожили молящихся людей. Используй своё нахождение среди молящихся женщин для призыва к Аллаху. Используя это драгоценное время, обучай правилам омовения или молитвы тех, кто не знаком с ними. Тебе нужно выйти из мечети сразу же после завершения молитвы для того, чтобы не смешиваться с мужчинами. Остерегайся прийти ради повиновения Аллаха, но вернуться к себе домой с грехами и прегрешениями.
О Аллах, прими наш пост и наши молитвы! О Аллах, содействуй нам в подчинении Тебе и отдали нас от запретного! О Аллах, исправь наше положение и положение всех мусульман! Господь наш, прими от нас, поистине, Ты – Слышащий, Знающий! Прости грехи нам, нашим родителям и всем мусульманам! Да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, его семью и всех его сподвижников!
Абдуль-Малик аль-Касим
“40 уроков тем, кто застал Рамадан”
Переведено сайтом «Почему Ислам?»
www.whyislam.to
- [1] Сунна муаккада (закреплённая или утвердительная сунна) – это то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выполнял постоянно и пропускал очень редко (прим. пер.).
- [2] «Сахих» Муслима (1163).
- [3] «Сахих» Бухари (2009) и «Сахих» Муслим (759).
- [4] Дополнительная молитва, совершаемая в течение месяца Рамадан после ночной молитвы (прим. пер.).
- [5] Заключительная молитва, совершаемая после дополнительной ночной молитвы (прим. пер.).
- [6] «Сахих» Бухари (900).
- [7] Как об этом сказано в хадисе, переданном в «Муснаде» Ахмада (4/25,26), «Сунане» Абу Дауда (904) и «Сунане» Насаи (3/13).
- [8] «Муснад» Ахмада (6/371).
Слабый хадис о выстаивании молитвы в ночь на праздник
Дата публикации : 05-08-2019
Вопрос
Достоверен ли хадис, в котором говорится о проведении в молитве ночи на праздничный день?
Это хадис передал Ибн Маджа (№ 1782) от Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В тот день, когда будут умирать сердца, не умрет сердце того, кто, ожидая награды Аллаха, станет выстаивать в молитве ночи на два праздничных дня».
Это слабый хадис; он не является достоверным хадисом от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Ан-Науауи, да помилует его Аллах, сказал: «Это слабый хадис, мы привели его в передаче от Абу Умамы, и в передаче от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Обе версии хадиса слабые»[1].
Аль-‘Иракы, комментируя цепочки передатчиков хадисов, приведенных в «Ихъя ‘улуми-д-дин» сказал: «Цепочка передатчиков этого хадиса слабая».
Ибн Хаджар сказал: «Это гариб[2] хадис с неясной цепочкой передатчиков»[3].
Аль-Альбани упомянул этот хадис в «Даи‘иф Сунан Ибн Маджа» как вымышленный.
Также этот хадис был упомянут им в «Сильсиляту-ль-ахадиси-д-да‘ифа» (№ 521): «Очень слабый».
Хадис, который передал ат-Табарани от ‘Убады ибн ас-Самита, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сердце того, кто оживил ночь на (Праздник) Разговения и ночь на (Праздник) Жертвоприношения, не умрет в тот День, когда умрут сердца».
Этот хадис также слабый.
Аль-Хайсами упомянул его в «Маджма‘у-у-зауаид»: «Этот хадис передал ат-Табарани в „аль-Кабир“ в „аль-Аусат“. Среди передатчиков этого хадиса ‘Умар ибн Харун аль-Бальхи, большая часть передаваемых им хадисов слабые. Его хвалили Ибн Махди и другие, но большая группа ученых считала его слабым».
Аль-Альбани в «Сильсиляту-ль-ахадиси-д-да‘ифа» (№ 520) сказал: «Вымышленный (хадис)».
«Наши сподвижники сказали, что желательно оживлять ночь на дни двух праздников ночной молитвой и иными видами поклонения, и в качестве доказательства приводили хадис Абу Умамы, от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: „Сердце того, кто оживил ночь на (Праздник) Разговения и ночь на (Праздник) Жертвоприношения, не умрет в тот День, когда умрут сердца“. А в передаче аш-Шафи‘и и Ибн Маджи: „В тот день, когда будут умирать сердца, не умрет сердце того, кто, ожидая награды Аллаха, станет выстаивать ночи на два праздничных дня“, который они привели от сподвижника Абу ад-Дарды. Также подобные слова передаются и от Абу Умамы (от него самого), и от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как было сказано. Все эти цепочки слабые»[4].
Шейх Ибн Теймия сказал:
«Хадисы, в которых упоминается ночь на праздник являются ложью на Пророка, да благословит его Аллах и приветствует».
Видео (кликните для воспроизведения). |
Это не означает, что выстаивать ночь /кыйам/ на праздник в молитве нежелательно. Выстаивание ночи в молитве верно в любую ночь, поэтому ученые придерживаются единого мнения о желательности выстаивания ночи на праздник в молитве. Как об этом сказано в «Энциклопедии по фикху» (Т. 2. С. 235). Имеется в виду, что хадис, в котором говорится о достоинстве выстаивания праздничной ночи в молитве, является слабым.
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.