Молитва пересвета перед боем

Полное описание: Молитва пересвета перед боем - для наших любимых читателей.

Поединок Пересвета с Челубеем

Со стороны несметной вражьей рати
Спешит на поединок перед боем,
На русских изрыгнув поток проклятий,
Как демон, беспощадный мрачный воин.

Копьё огромное в ручищах наготове.
Глумливым смехом утро оглашая,
Он жаждал только золота и крови
Под визг ордынцев алчного Мамая.

Летел над полем ор его гортанный.
И, над Творцом болванов возвеличив,
Своим бездушным мерзким истуканам
Сулил для жертвы славную добычу.

То был из секты воинов «бон-г-по»
Наёмник, Челубей Тамир-Мурза.
Да, с ним тягаться будет нелегко!
Налиты кровью волчие глаза.

Непобедимым был в трехстах сраженьях
Татарский воин-злобный «Голиаф».
Взирая на противников с презреньем,
Считал, что кто сильнее, тот и прав.

На поединки эти перед боем,
Для устрашения противника морально,
Орда его возила за собою.
Смысл поединка был тогда сакральным.

Но Пересвет наш — опытный вояка.
Пока хулил наёмник русских грязно,
Он понял, где зарыта тут собака,
Внимательным его обмерив глазом.

За счёт копья враг был неуязвимым.
Его копьё на локтя два длиннее.
Будь ты хоть храбрецОм неустрашимым,
Но шанса нет достать до Челубея.

И план созрел у воина-монаха :
Приблизиться он сможет к басурману,
Кольчугу сняв защитную без страха,
Приняв пробитую копьём сквозную рану.

От авангарда русских отделился
Соперник в странном чёрном облаченьи.
С таким врагом он отродясь не бился.
Застыл язычник, глядя с изумленьем.

Не знал поганый в злобе и надменьи,
Что русский поединщик перед битвой
Был, как щитом покрыт благословеньем,
А облачён лишь в схиму и молитву.

В крестах его монашеская схима…
И тут чутьём звериным ощутил он
Грядущей смерти вкус неуловимый.
И страх внезапный пробежал по жилам.

И развернулись на конях друг к другу.
И, копья вскинув, понеслись навстречу.
Один в непрерываемую муку.
Другой к блаженству, жизни в Боге вечной.

И, предвкушая лёгкую награду,
Орда взревела тысячами глоток,
Покрыв до горизонта воздух смрадом.
Дохнула едким запахом и потом.

Глаза горят на озверелых лицах.
Рты призывают демонов в подмогу…
Всем сердцем стали русские молиться,
Всё упованье возложив на Бога.

Но не успели толком, что такое,
Ни русские понять, ни басурмане –
Как Пересвет верхом вернулся с боя.
И рухнул «Голиаф» смертельно ранен.

Тут охватил златоордынцев ужас –
Смерть поединщика недобрая примета.
А вороньё над полем хищно кружит.
Нет, не видать сегодня им победы.

А, что же Пересвет? Вернувшись с поля,
Упал на руки брата Ослябяти…
Окончен тела путь в земной юдоли.
А душу ангел взял в свои объятья…

Молитва перед боем

Вечное Синее Небо,
Дай мне удачи в судьбе!
Дай мне вина! Дай мне хлеба!
Дай мне победы в борьбе!

Тёмное ты теперь, в тучах…
Знаешь ты всё про меня.
Дай твоих сил мне могучих!
Меч дай! И дай мне коня!

Я поскачу на край света.
Там в бой с драконом вступлю.
Все мои мысли – об этом!
Может, себя я сгублю…

Страшный дракон-повелитель
Солнце с луной проглотил.
В чёрную спрятал обитель
Правду. Добро запретил.

Нет ни покоя, ни места
Мне с той поры, как злодей
Наше пожёг королевство —
Много домов и людей.

Я прочитаю молитву.
Друга-коня обниму.
И на смертельную битву
Меч-кладенец подниму.

Покуда стоит Россия

С детства каждому известна картина: поединок Пересвета с Челубеем. Однако, художник Васнецов несколько неверно изобразил воинов. Пересвет сражался не в доспехах. Почему? Вот об этом и речь ниже.

Александр Пересвет и Андрей Ослябя – земляки. По одним данным они брянские бояре, по другим данным – Родион (в миру) Андрей (в монашестве) Ослябя был родом из города Любутска, находящегося всё в том же Брянском княжестве. Оба рода – и Пересвета, и Осляби – княжеские. Воспитание молодых княжичей, да и вообще воспитание мальчиков на Руси было не таким как сейчас. С молоком матери внушалось: муж (мужик – это не воин, уменьшительный суффикс «ик» указывает на несколько уничижительное значение) – так вот, муж – это воин Царя Небесного. А смерть — всего лишь рождение в Жизнь Вечную. Потому смерти не боялись.

Александр Пересвет и Андрей Ослябя уже были известными, прославленными воинами. Они были не молоды. У Осляби был сын Иаков, который вместе с отцом сражался в Куликовской битве. Оба – Александр и Андрей – радонежские иноки; незадолго до сражения сам игумен Сергий постриг их в схиму и сказал, что даёт ми, воинам, вместо тленного оружия – нетленное.

Витал миф, что татары владеют мистической силой и победить их в честном бою невозможно. Сейчас в интернете можно найти даже такие версии: Челубей или Темир-мурза (печенег) – принадлежал к древнейшей буддистской секте воинов – «бон-по», был в самой высокой степени посвящения. Так это или нет, но Темир-мурза – известнейший в то время поединщик. Из 300 боёв не проиграл ни одного. Знал ли он какие-то мистические тайны или нет, но мирским, земным он не пренебрегал однозначно: копьё у него было на целый метр длиннее. Так что обычно противник просто не мог нанести ему удар.

Читайте так же:  Молитва морозова за род

Молитва Пересвета перед поединком
худ. П. Рыженко

Перед боем Андрею Осляби было дано видение: в Куликовской битве погибнет его сын Иаков и его друг – инок Александр. Вероятно и сам Пересвет знал свою кончину. Перед битвой он долго молился в часовне Дмитрия Солунского и ушёл , оставив там свой яблоневый посох. Перед боем он простился со всеми и у всех попросил прощения. Все воины молились о Пересвете, поминая царя Давида, вступившего в поединок с Голиафом.

После молитвы Александр снял доспехи и оставил на себе только схиму – нетленное оружие.

На поединок
худ. П. Рыженко

Друзья говорили, что у Александра был свой расчёт. Кроме торжества веры, кое являла собою схима, у Александра

тоже был земной расчёт. Как потом скажет А.В.Суворов: «Удивил – победил». Увидев перед собою богатыря без доспехов, Челубей дрогнул духом. Если он действительно был монах, то он не мог не понимать, что значит выход поединщика в одежде схимника. Кроме того, когда воин был в доспехах, удар получался такой силы, что выбивал всадника из седла. Когда же копьё пробивает лишь мягкие ткани человеческого тела, есть шанс остаться в седле. На это у Пересвета и была надежда. В одной из летописей говорится кратко: поединщики ударили друг друга одновременно и скончались. Однако из-за разности в длине копий одновременного удара быть не могло. Летописец всего происходящего не видел. Предание же рассказывает то, что видели очевидцы. Александр Пересвет метнул своё копьё. Удар был смертельным. И вышиб одетого в доспехи Челубея.

В те секунды, пока копьё Александра летело, более длинное копьё Темир-мурзы пронзило тело русского монаха. Копья вонзились фактически одновременно. Но Александр остался в седле. Его руки сжимали по-прежнему поводья. Конь поскакал к нашим рядам. Знавшие о расчёте Александра, русские воины расступились, образовав коридор и, пропустив коня, вновь сомкнулись. Татары так и не увидели, как снимали с коня бездыханное тело инока. В татарских рядах началась паника: в смятении переспрашивали друг друга: неужто русский поединщик жив? Такого прежде не случалось. Русские воины не замедлили воспользоваться этой деморализацией. В то время у татар бытовало поверье: кто победит в поединке – на стороне того Бог. Татары вообще относились к вере уважительно. Это был указ самого Чингиз-хана: уважать все религии. Отсюда веротерпимость татар к покорённым народам: нарушать Великую Ясу Чингиз-хана никто не смел.

С самого начала боя монголы были деморализованы.

Так же существует предание о подвиге Осляби. Дмитрий Донской был ранен. Инок Ослябя подхватил раненого князя и отвёл в безопасное место, чтобы князю перевязали рану. Сам же немедленно переоделся в доспехи князя и возглавил бой, пока Дмитрий не мог командовать сражением. Эта подмена была недолгой, в ходе боя её никто не заметил. Если бы не этот подвиг Осляби, русские были бы в унынии, а боевой дух татар, естественно, окреп. Но ничего подобного не случилось. Князь Дмитрий после перевязки вернулся к командованию войсками. О судьбе Осляби достоверно неизвестно. По одной версии он погиб в бою. По другой – был жив, ещё потрудился во славу Отечества, как дипломат, и был похоронен рядом со своим боевым другом Александром Пересветом позже.

Историки говорят, что значение Куликовской битвы было велико. Дело не только в военной победе. Куликовская битва объединила Русь. Ушли воевать – москвичи, ростовцы, суздальцы… и так далее. А вернулись они с поля боя единым неделимым русским народом.

Восемь дней русские хоронили своих товарищей. Тела убитых героев забрали с собою. С поля боя князь Дмитрий поехал не в Москву, а в Радонеж. Игумен Сергий встретил его словами: «Радуйся, господин князь великий, и веселись твоё христолюбивое войско». По убиенным сотоварищам отслужили Великую Панихиду. С той поры и стала служиться Дмитриевская поминальная суббота. Из года в год, «покуда стоит Россия», — как предсказано.

К сожалению, не все из наших современников правильно понимают смысл этого дня. Большинство из нас поминают умерших родственников. И только. Но в этот великий день поминают не только умерших родителей, бабушек, дедушек – но всех, кто отстоял Россию, кто в разные времена «положил живот» за Веру и Отечество. Этот день исполнен не столько поминальной скорби, сколько преисполнен благодарности. Мы благодарим всех павших на полях боёв за их подвиг.

При захоронении воинов Дмитрий Донской сказал: «Да будет вечная память всем вам, братья и друзья, православные христиане, пострадавшие за православную веру и за всё христианство, между Доном и Мечей. Это место суждено вам Богом! Простите меня и благословите и в этом веке и в будущем и помолитесь за нас, ибо вы увенчаны нетленными венцами от Христа Бога».

О судьбе мощей Пересвета и Осляби так же точно не известно. Одни утверждают, что мощи были уничтожены в 1920г. По другой версии мощи иноков, как и было предсказано, никогда не будут найдены.
Не раз становилось горько, когда искала в интернете материал об иноках- воинах. Пишут о том, что церковь «примазалась» к победе на Куликовом поле. Схимников Пересвета и Ослябю называют «язычниками». А о другом воине – Сергии, Радонежском игумене, сражавшимся оружием нетленным, молитвой – некоторые не вспоминают и вовсе. Бог всем судья. А нашим павшим героям – вечная память и слава.

Читайте так же:  У Бога все живы молитва

Похоронены иноки в Москве в Симоновом монастыре. Сергий Радонежский благословил своего племянника Фёдора основать монастырь на Москве и сам срубил там первую церковь – Рождества Богородицы.

Другие герои Куликовской битвы, имена которых мы несправедливо забыли: Григорий Капустин, Семён Мелик, Игнатий Крень, Фома Тынин, Пётр Горский, Карп Олексин, Петруша Чуриков.

«Сказание о Мамаевом побоище» рассказывает ещё об одном герое битвы – разбойнике благоразумном: Фома Кацибей, разбойник, которому однако же князь доверил охрану. Ночью Фома видел виденье: как на облаке явились два юноши и посекли татар небесными мечами». Фома рассказал о видении князю. Князь попросил до времени ничего не рассказывать. Сам же стал усердно молиться Борису и Глебу. Разбойник же Фома после того видения совершенно уверовал в Господа, стал целомудрен и благоразумен и ничем не запятнал своей чести.

Всех имён нам теперь уже не узнать и не найти. Однако же, приходя в храм в Дмитриевскую субботу, помяните, вспомните о них, проливших кровь за Отечество.

Правда о схватке Пересвета и Челубея

То, что не написано в житиях

Недавно на собеседовании у Святейшего Патриарха я обратил внимание на картину, висящую в его приемной. Это был подлинник картины Павла Рыженко «Победа Пересвета». На полотне изображена знаменитая схватка непобедимого татаро-монгольского богатыря Челубея и нашего Александра Пересвета — монаха, который по особому благословению преподобного Сергия Радонежского вышел со своим собратом Андреем Ослябей на бой на Куликовом поле.

Великая мудрость и прозорливость замечательного русского святого, преподобного Сергия, проявилась в самой сути этой схватки. Это была битва сил света и сил тьмы. И это вовсе не образное выражение, а самое существо событий, произошедших 8 сентября 1380 года.

Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю. В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: все-таки это тибетская национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам. Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духов¬ные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей.

Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырем — это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии — Бон-по. В результате он достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы.

Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.

На известной картине В. М. Васнецова оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинный смысл происходившего. Павел Рыженко написал этот сюжет вернее: Пересвет на схватку вышел без доспехов — в облачении русского монаха великой схимы и с копьем в руке. Поэтому он и сам получил тяжелую рану от Челубея. Но «бессмертного» он убил. Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть. Нарушился привычный ход вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира.

И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», у которых есть свой Бог, сила которого неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов, и воины этого Бога — непобедимы.

Молитва пересвета перед боем

Воины Духа земли русской. Пересвет

Авилов Михаил Иванович (1882-1954) Поединок Пересвета и Челубея

Видео (кликните для воспроизведения).

Если воин и государь-полководец Александр Невский завершил свою жизнь в монашеской схиме (он почил в Фёдоровском монастыре города Городца под Нижним Новгородом), то другой, не менее значимый в истории Отечества воин-монах – Александр Пересвет – вступил в свой последний бой уже будучи иноком. Как странно и причудливо прорисовывает Промысел Божий узоры людских судеб, предначертанных к великому подвигу ради Отечества!

Павел Рыженко. Молитва Пересвета

Из летописей известно, что знатные мужи Пересвет и Ослябя до поступления в монастырь успели достичь больших высот в ратном деле. А когда на Русь надвинулась чёрная туча полчищ Мамая, и святой князь Димитрий Донской начал собирать воинство для решающей битвы, преподобный Сергий Радонежский не только благословил Димитрия на схватку с ордынцами, но и отрядил в его войско богатырей Пересвета и Ослябю. Одно это, по свидетельству современников, ощутимо подняло дух русского воинства: обоих в народе знали, уважали и чтили.

Читайте так же:  Молитва 40 дней после смерти человека в православии

Кондрашов С.Н. «За Русь Святую. Пересвет и Ослябя». 2012

Но Пересвету предстояло нечто большее. Именно он принял вызов на смертный бой от непобедимого ордынского богатыря Челубея перед началом сражения. Челубей был не только выдающимся воином. В орде ему приписывали магическую несокрушимость и даже бессмертие. На него смотрели как на полубога. Челубей и внешне выглядел мощнее Пересвета. Казалось, исход поединка был предрешен.

Какая неведомая Высшая Сила подсказала русскому герою, как победить мощного врага? Ведь Пересвет сделал, наверное, то, что до него не делал никто. Неожиданно для всех, вопреки логике и здравому смыслу, он сбросил с себя доспехи и в одной рубахе на лихом коне бросился в атаку. Копьё Челубея было существенно длиннее русский копий. Зная это, Пересвет позволил противнику пронзить себя насквозь, чтобы, приблизившись к нему вплотную, поразить в сердце «бессмертного» ордынского богатыря. Оба испустили дух.

Дмитрий Донской (на коне), Пересвет и Челубей (убиты) на Куликовом поле. Гравюра. 19 век. Автор неизвесте, возможно, Борис Артемьевич Чориков (1802–1866)

Но, по преданию, Челубей сразу рухнул на землю, а Пересвету хватило сил, чтобы вернуться в строй. Там, с молитвой ко Господу, он и умер.

Павел Рыженко. Победа Пересвета. 2005

Сила этого беспримерного мужества оказало столь мощное воздействие на русских ратников, что после кровопролитной сечи враг впервые понес столь масштабное поражение. Да, вскоре хан Тохтамыш сумел отомстить дерзким русским за Куликовское поражение. Он осадил и сжег Москву. Но победный духовный импульс, рожденный на Куликовом поле, уже крепко поселился в сердцах народа и знати. Святой Руси предстоял еще долгий путь к окончательному освобождению от ордынского ярма, и он отнюдь не был усеян розами. На этом пути случались победы и поражения, измены и подвиги, спады и подъемы. Тем не менее, именно Куликово поле по праву считается исторической отправной вехой, с которой, после долгих веков уныния и раздоров, началось трудное восхождение Русского мира к новым историческим высотам. Это невозможно оспорить.

Кадр из мультфильма Пересвет и Ослябя

Каждому из нас стоило бы хотя бы однажды выделить несколько минут своего драгоценного времени, чтобы душою погрузиться в то тревожное и славное время. Ведь Димитрий Донской, Пересвет и Ослябя нам не чужие. Это наши предки, дух коих наверняка теплится в наших остывающих сердцах. Этот дух настойчиво требует возрождения, он никогда не смирится с любой формой порабощения и растления Отечества. Победная духовная эстафета от самодержца к полководцу, от монаха-воина к суворовскому чудо-богатырю нескончаемой линией тянется сквозь века нашей истории. И для нас уже не секрет, что понятия «монах» и «воин» — отнюдь не антиподы, что это не более, чем две стороны одной медали, два взаимосвязанных образа служения людям и Богу.

Вот и сегодня, когда временно поник наш народный дух под гнетом либеральных псевдоценностей, когда чужеродная «культура греха» добирается «до самых до окраин», великаны прошлого, словно встают из своих гробниц, взывая к тем сокровенным и вечным струнам, которые найдутся в каждой честной русской душе. Может быть, необязательно и не каждому предстоит подставлять свою грудь вражескому копью, как это сделал Александр Пересвет. Но перед каждым – и это совершенно точно! – однажды встаёт выбор: с кем ты, на чьей стороне ты ведешь свой незримый бой? Какой след ты оставишь в истории своей Родины.

Арсений Замостьянов,

Александр Нотин

Павел Рыженко — «Победа Пересвета»

Продвигайте свою статью, чтобы ее увидели тысячи читателей Конта.

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49
  • Золотое промо
  • 1 час промо-показов 5 ЗР
  • 2 часa промо-показов 10 ЗР
  • 3 часa промо-показов 15 ЗР
  • 4 часa промо-показов 20 ЗР

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

То, что я делаю — является альтернативой Великому Авангардному Искусству. Я пытаюсь своей живописью оказать робкое сопротивление господину Шагалу, Эндрю Уорхолу, Каземиру Малевичу с его Бессмертным Квадратом, мечтаю, чтобы все мы вспомнили о том, что Россия породила не только творения Академика Кулика, что в ней пел не один лишь Киркоров, но и Шаляпин; творил великий Пушкин, написал свои концерты Рахманинов.

Мы великий народ, и лишь на краткое время забыли об этом. А каково наше будущее, зависит только от того, кого мы выберем в свои духовные и культурные лидеры. Напомню себе и всем, что Рим пал после того, как восприял чуждую ему варварскую культуру. В какую сторону плыть могучему броненосцу с гордым названием Русь? За нас ответ не даст никто.

Пересвет победил Челубея. Но почему он победил лучшего поединщика во всей Азии, которому, как святому, до сих пор молятся в Тибете? На этот вопрос можно дать множество ответов, но самый правильный, по-моему, таков. Он, Пересвет, схимонах Александр, вживе еще в Лавре отпетый преподобным Сергием, ехал на поле Куликово мертвым для всего, кроме любви. Он любил, этот гигант-младенец. Он был послушен своему авве Сергию, который едва достигал плеча своего чада. Он не замечал трудностей месячного похода — он ждал. Ждал своего мига и дождался. Увидеть бы хоть издали этот миг торжества! Нет, не тот, что изображен на картине, а реальный. Духовный.

Читайте так же:  Молитва после азана

Может быть, зритель увидит в моей картине то, что я не смог передать на холсте, и тогда цель труда моего будет достигнута.

Художник Павел Рыженко.

«Пересвет и Челубей пронзили друг друга копьями. В соответствии с этой версией, копьё мастера конных поединков Челубея было на метр длиннее обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побеждённым и выпадал из седла. Александр Пересвет пошёл вопреки логике поединка — сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой Схиме (монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды). Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Получив смертельную рану, он продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до строя и только там умер.»

Молитвы Александру (Пересвету) и Андрею (Ослябе)

Тропарь Александру (Пересвету) и Андрею (Ослябе) Радонежским


глас 1

Воини Христолюбивии, страдальцы послушания прехвальнии,
Александре дивный Пересвете и Андрее Ослябей именуемый,
Сергия игумена благодатные наследницы,
Куликовской брани ратницы духовнии.
Вы бо змия агарянскаго победисте,
но и нас своим заступлением не остависте.
Телами в храме Рождества Богородицы почиваете,
душею в превышнем селении пребываете.
Молите за весь род русский православный,
преподобнии сродницы наши.

Кондак Александру (Пересвету) и Андрею (Ослябе), Радонежским

На поле Куликовом агарян победисте и венцами славы увенчастеся преподобномученицы Александре и Андрее, молите Христа Бога и нам врага рода человеческого побеждати, Православие хранити и душам нашим велию милость.

Виктор Васнецов, «Пересвет и Ослябя»

День памяти отмечается 7 сентября, а также на Неделе Всех Святых, в земле Российской просиявших (2-е воскресенье после Святой Троицы), в день Всех Московских святых (воскресенье перед 8 сентября), Всех Тульских святых (22 сентября), Всех Брянских святых (3 октября), Всех Радонежских святых (6 июля) и 24 августа.

Служба прпп. Александру Пересвету и Андрею Ослябе Радонежским >>
Текст службы утвержден решением Священного Синода от 28 декабря 2018 года (журнал № 126).

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Поминовение православных воинов, погибших на поле брани (11 сентября 1969 г.)

Мы привыкли в нашей жизни, что о всякой нужде, по поводу всякого случая мы обращаемся к Богу за Его помощью. И на каждый наш зов, на каждый крик тоски, страдания, страха мы ожидаем, что Господь вступится за нас, защитит, утешит; и мы знаем, что Он делает это постоянно и что предельную Свою заботу о нас Он явил, став Человеком и умерев за нас и ради нас.

Но иногда бывает в жизни нашего мира, что Бог обращается за помощью к человеку; и это бывает постоянно, но часто еле заметно, или вовсе остается нами незамеченным. Постоянно Бог обращается к каждому из нас, прося, моля, уговаривая быть в этом мире, который Он так возлюбил, что жизнь за него положил, быть Его живым присутствием, быть Его живой заботой, зрячей, добродействующей, внимательной. Он нам говорит: что бы мы ни сделали доброго для какого бы то ни было человека — мы для Него сделали, призывая этим нас быть как бы на Его месте.

А порой Он некоторых людей зовет к более личному служению Ему. В Ветхом Завете мы читаем о пророках: пророк Амос говорит, что пророк — это человек, с которым Бог делится мыслями Своими; но и не только мыслями, но и Своим делом. Помните пророка Исаию, который в видении созерцал Господа озирающегося и говорящего: Кого послать Мне? — и пророк встал и сказал: Меня, Господи!.

Но вот, среди пророков, среди людей, которые Богу послужили сердцем неразделенным, всей большой силой души, есть один, память которого мы совершаем сегодня и которого Христос назвал величайшим среди рожденных на земле.

И действительно, когда вдумаешься в его судьбу, кажется, нет судьбы более величественной и более трагичной. Вся судьба его была в том как бы, чтобы не быть, для того, чтобы в сознании и в видении людей возрос Единственный, Который есть: Господь.

Вспомните первое, что говорится о нем в Евангелии от Марка: Он глас, вопиющий в пустыне… Он только голос, он настолько уже неотличим от своего служения, что он стал только Божиим голосом, только благовестником; словно его, как человека плоти и крови, человека, который может тосковать, и страдать, и молиться, и искать, и стоять, в конечном итоге, перед грядущей смертью, — словно этого человека нет. Он и его призвание — одно и то же; он — голос Господень, звучащий, гремящий среди пустыни людской; той пустыни, где души пусты — потому что вокруг Иоанна были люди, а пустыня от этого оставалась неизменной.

Читайте так же:  Молитва феодосия черниговского

И дальше. Сам Господь говорит о нем в Евангелии, что он — Друг Жениха. Друг, который так сильно, так крепко любит жениха и невесту, что он способен, забыв себя, служить их любви, и служить тем, чтобы никогда не оказаться лишним, никогда не быть там и тогда, когда он не нужен. Он — друг, который способен защитить любовь жениха и невесты и остаться вне, хранителем тайны этой любви. Тут тоже великая тайна человека, который способен как бы не стать для того, чтобы что-то большее, нежели он, было.

И дальше говорит он о себе по отношению к Господу: Мне надо умаляться, сходить на нет, для того чтобы Он возрос… Надо, чтобы обо мне забыли, а помнили только о Нем, чтобы мои ученики от меня отвернулись и ушли, как Андрей и Иоанн на берегу Иордана, и последовали неразделенным сердцем за Ним только: я живу лишь для того, чтобы меня не стало!.

И последнее — страшный образ Иоанна, когда он уже был в темнице, когда вокруг него суживалось кольцо смерти, когда у него уже не было выхода, когда эта колоссально великая душа заколебалась… Шла на него смерть, кончалась жизнь, в которой у него не было ничего своего: в прошлом был только подвиг отречения от себя, а впереди — мрак.

И в тот момент, когда заколебался в нем дух, послал он учеников спросить у Христа: Ты ли Тот, Которого мы ожидали?. Если Тот — то стоило в юных летах заживо умереть; если Тот — то стоило умаляться из года в год, чтобы его забыли и только образ Грядущего возрастал в глазах людей; если Тот — тогда стоило и теперь умирать уже последним умиранием, потому что все, для чего он жил, исполнено и совершено.

Но вдруг Он не Тот?. Тогда потеряно все, погублена юность, погублена зрелых лет величайшая сила, все погублено, все бессмысленно. И еще страшнее, что случилось это, поскольку Бог будто обманул: Бог, призвавший его в пустыню; Бог, отведший его от людей; Бог, вдохновивший его к подвигу самоумирания. Неужели Бог обманул, и жизнь прошла, и возврата нет?.

И вот, послав учеников ко Христу с вопросом: Ты ли Тот? — он не получает ответа прямого, утешающего; Христос не отвечает ему: Да, Я Тот, иди с миром!. Он только дает пророку ответ другого пророка о том, что слепые прозревают, что хромые ходят, что мертвые воскресают, что нищие благовествуют. Он дает ответ из Исаии, но Своих слов не прибавляет — ничего, кроме одного грозного предупреждения: Блажен тот, кто не соблазнится о Мне; пойдите, скажите Иоанну…

И этот ответ достиг Иоанна в предсмертном его ожидании: верь до конца; верь, не требуя ни знамений, ни свидетельств, ни доказательств; верь, потому что слышал ты внутри, в глубинах души твоей глас Господень, повелевающий творить дело пророка… Другие каким-то образом могут опереться на Господа в их порой величайшем подвиге; Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелел ему быть Предтечей и для того явить предельную веру, уверенность в вещах невидимых.

И вот почему дух захватывает, когда мы думаем о нем, и вот почему, когда мы думаем о подвиге, которому предела нет, мы вспоминаем Иоанна. Вот почему из тех, которые родились среди людей рождением естественным и возносились чудесно благодатью, он из всех самый великий.

Сегодня мы празднуем день усекновения его главы. Празднуем… Слово «праздновать» мы привыкли понимать как «радость», но оно значит «оставаться без дела». И без дела можно остаться потому, что захлестнет душу радость и уже не до обычных дел, а может случиться, что руки опустились от горя и ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии?

И в этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, Церковь призывает нас молиться, о тех, которые тоже в ужасе, и трепете, и недоумении, а иногда в отчаянии умирали: умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью человека. После того как вы приложитесь ко кресту, мы помолимся о всех тех, кто на поле брани жизнь положил, чтобы другие жили; склонились к земле, чтобы воспрянул другой. Вспомним тех, кто не только в наше время, а из тысячелетия в тысячелетие погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, — вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел до конца через всю трагедию жертвы умирания и смерти без единого слова утешения, а только по властному повелению Божию: «Верь до конца, и будь верен до конца!» Аминь.

Видео (кликните для воспроизведения).

РЫЖЕНКО Павел Викторович (1970-2014) «Победа Пересвета». 2005 г.

Молитва пересвета перед боем
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here