Молитва освящения воды

Полное описание: Молитва освящения воды - для наших любимых читателей.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Водосвятный молебен

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 49 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Часто мы можем услышать такое понятие как молебен. Что это такое? Молебен – это особый вид богослужения, во время которого обращаются с просьбами к Господу, Богородице и святым о послании благодати и милости за получение благ. А что такое водосвятный молебен в церкви?

Это праздник, во время которого происходит освящение воды. Основным большом праздником принято считать Крещение, но бывают и малые водосвятные молебны. Именно поэтому освященную воду взять в храме можно в любое время. Эти молебны Вы можете заказать и самостоятельно с именами Ваших близких.

Во время такой молитвы священнослужитель будет просить о здоровье для тех, о ком молится. Если Вы присутствовали на ней, то по окончанию Вы сможете набрать воды домой.

Чаще всего такие молебени заказывают по таким случаям как:

  • Путешествия
  • Болезни
  • Для вразумления заблудшего

Зачастую заказывают молебен святому, имя которого Вы носите. Рекомендуют делать это в день именин. Если Вы делаете это в другой день, то желательно знать, какой святой будет наилучшим помощником в любой мирской проблеме и ситуации.

Водосвятный молебен последование

В храмах подобные молебни проводят после литургии по нуждам и просьбам верующих. Во время их проведения в основном проводят малое освящение воды. Текст водосвятной молебни никогда не меняется.

Ритуал происходит определенным образом:

  • На середину церкви выносят стол и покрывают его. Затем ставят чашу с водой и кладут Евангелие и Крест. Перед чашей стоят зажженные свечи.
  • После возгласа священнослужителя произносится псалом 142-й.
  • После поют: Бог Господь и тропари. Во время этого иерей производит крестообразно кадит воду.
  • За прочтением псалма 50-го, тропарей и ектении, производят каждение храма или дома, в котором это происходит.
  • После этого читается прокимен и читается Апостол (Евр. 2, 14-18).
  • Затем проводится чтение Евангелие (Ин. 5, 2-4).
  • За этим произносят ектению:

Миром Господу помолимся , в которой возносятся прошения об освящении воды. В основном при этом происходит каждение воды. После чего священник произносит молитву об освящении воды.

Бывает, что читают и особенную молитву:

Даше необходима помощь

Даше, которая в свои 5 лет не разговаривает, не умеет жевать, ходить, сидеть без поддержки, врачи вынуждены отменить все возможные курсы, оставив только лечебную физкультуру.

В 3 месяца Даша попала в реанимацию, тогда у неё диагностировали синдром Штурге-Вебера. Проявляется он в виде пятна на лице, которое называют «поцелуем ангела». За романтичным названием скрываются двигательные и зрительные нарушения, умственная отсталость, дефицит внимания.
Девочка 12 часов в день проводит в коляске, но обычная коляска не обеспечивает должной поддержки, поэтому семья хотела бы приобрести специальную кресло-коляску Кимба Нео за 199 990 руб.

Если вы хотите, чтобы девочке с такой непростой судьбой было комфортнее жить, вы можете:

Оформить перевод на карту Сбербанка 5336 6900 8575 8219 Юлия С. (сотрудник фонда)
-Воспользоваться сервисами Сбербанка:
— в приложении для Android написать в поиске «БФ ПОМОЩЬ» или ИНН 7810718515
— в iOS зайти на сайт Сбербанка через браузер
Перевод с пометкой «Даша»

Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди ныне к молящим Тя рабом Твоим, Владыко, и поели Духа Твоего Святаго и освяти воду сию: и даждь пиющим от нея и приемлющим и кропящимся ею рабом Твоим пременение страстен, оставление грехов, болезнем исцеление, и освобождение от всякого зла, и утверждение же и освящение домом и очищение всякая скверны, и навета диавольскаго отгнание: яко благословися и прославися пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь .

  • Затем священник берет Крест. Распятие он направляет к себе. Затем делает крестообразное движение поверх воды его нижней частью. После происходит погружение всего Креста в воду. В это же время поются тропари: Спаси, Господи, люди Твоя… (трижды) и Твоих даров… .
  • После этого иерей целует Крест, который вынули из воды, и кропит всех присутствующих и церковь.
  • Все по очереди прикладываются к кресту, а священник кропит каждого.
  • По завершению процессии те, кто заказал молебен, могут набрать воды.

Это было краткое описание всего того, что происходит и как происходит процесс полностью. Те, кто желает узнать полностью, могут ознакомится с текстом последования водосвятного молебна из видео в конце статьи.

Водосвятный молебен святителю Спиридону Тримифунтскому

Молитвы, которые обращают к этому Святому, помогут Вам:

  • Улучшить материальное состояние
  • Достичь успехов в делах
  • Привлечь денежное благосостояние

Часто рекомендуют заказывать молебни именно этому Святому, если у Вас не получается решить какие-то вопросы, связанные с этими сферами. Главное – это искренняя молитва и Ваше прошение будет услышано.

Нет разницы к Господу, Богородице или какому другому Святому Вы обращаете свою молитву и прошение – основное в этом деле – молитва от чистого сердца, искренность и чистота мыслей. Ведь только с помощью твердой веры мы сможем донести нашу просьбу до небес. Только искренняя вера может творить чудеса, которые порой так нам необходимы!

Читайте так же:  Молитвы в скорби или недуге

Да хранит Вас Господь!

В этом видео вы узнаете текст последование водосвятного молебна:

Молитва освящения воды

Мирской чин освящения воды

Мирским чином воду освящают только тогда, когда по‑другому святой воды не добыть. Для освящения воды нужна чистая вода (самая чистая, которая может найтись в данных обстоятельствах) и чистая емкость – таз или миска. В крайнем случае, подойдет кувшин с широким горлышком.

Если возможно, надо зажечь три свечи и поставить их по краям сосуда с освящаемой водой. Перед освящением необходимо прочесть молитву предначинательную, «Царю Небесный», «Пресвятая Троице» и «Отче наш». После каждой молитвы воду трехкратно перекрестить.

Молитва предначинательная

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́луй нас. Ами́нь. Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Затем читается молитва на освящение воды.

Молитва на освящение воды

Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди к молящимся рабом Твоим, Владыко: посли Дух Твой Святый и освяти воду сию, и даждь ей благодать избавления и благословение Иорданово: сотвори ю источник нетления, освящения дар, грехом разрешение, недугов исцеление, бесом погибель, противным силам неприступну, Ангельския крепости исполнену: яко да вси почерпающии ю и приемлющии от нея имеют на очищение души и тела, на исцеление вредом, в изменение страстем, во оставление грехов, в отгнание всякаго зла, на окропление и освящение домов и на всяку пользу подобну. И елика аще что в домех, или на месте правоверно живущих сия вода окропит, да отымется всяка нечистота, да избавит от всякаго вреда, ниже тамо да водворяется дух губительный, ниже воздух вредящий, да отбежит всякое мечтание и навет крыющагося врага, а аще нечто есть, еже, или здравию живущих завидит, или покою, окроплением сия воды да отразится. Яко да благословися и прославися пречестное и великолепное имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Прочесть 3 раза. Аминь.

Молитва на освящение воды

«Домашняя» святая вода
Вода освящается добавлением в обычную воду буквально капли святой воды, принесенной из храма. В этом случае, как мы с вами уже говорили, простой воде передается энергоинформационная матрица воды освященной.
В лаборатории доктора технических наук профессора Павла Госькова поставили интересный эксперимент. Святую воду доливали в сосуды разной емкости, наполненные обычной водопроводной водой. И хотя соотношение было 10 граммов святой воды на 60 литров водопроводной, следующий анализ показал, что простая вода целиком превращалась в святую — по своей структуре и биологическим свойствам.

Налейте в сосуд очищенной воды и читайте над ней следующую молитву:

Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди к молящимся рабом Твоим, Владыко: посли Дух Твой Святый и освяти воду сию, и даждь ей благодать избавления и благословение Иорданово: сотвори ю источник нетления, освящения дар, грехом разрешение, недугов исцеление, бесом погибель, противным силам неприступну, Ангельския крепости исполнену: яко да вси почерпающии ю и приемлющии от нея имеют на очищение души и тела, на исцеление вредом, в изменение страстем, во оставление грехов, в отгнание всякаго зла, на окропление и освящение домов и на всяку пользу подобну. И елика аще что в домех, или на месте правоверно живущих сия вода окропит, да отымется всяка нечистота, да избавит от всякаго вреда, ниже тамо да водворяется дух губительный, ниже воздух вредящий, да отбежит всякое мечтание и навет крыющагося врага, а аще нечто есть, еже, или здравию живущих завидит, или покою, окроплением сия воды да отразится. Яко да благословися и прославися пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Очень хорошо после прочтения молитвы включить аудиокассету с колокольным звоном и дать воде послушать благовест – в этом случае структура воды гармонизируется дополнительно.

Здрава-Мир

Мир здоровья и медицины!

Святая вода

При освящении храма и всех предметов, применяющихся в богослужении, а также жилых домов и хозяйственных построек, любого бытового предмета и орудия труда используется святая вода. Почему именно в ней находим мы очищающую, животворящую силу? Святой Кирилл Иерусалимский так говорит об этом: «Начало мира — вода, и начало Евангелия — Иордан. От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился верху воды и повелел из тьмы воссиять свету.

От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, «с того времени», то есть со времени Крещения, Иисус начал проповедовать и говорить: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное (Мф., 4:17). Крещением Своим Иисус Христос «потопил в водах Иордана грехи всего мира», освятил водное естество».
Даже в естественном своем состоянии — как дар Божий — вода обладает некоторыми целительными свойствами. Так, например, иссеченный Моисеем из скалы источник струил, конечно, не простую воду, но воду особую. Не простой была вода в Источнике Самаряныни, выкопанном праотцем Иаковом и освященном беседою возле него Спасителя. Не простая вода, по верованию христиан с древнейших времен и доныне, в реке Иордан, освященной Телом крестившегося в сих водах Господа нашего Иисуса Христа.

Читайте так же:  Молитва 26 сентября

ПРИМЕРЫ ИСЦЕЛЕНИЙ СВЯТОЙ ВОДОЙ И ВОДОЙ ОТ СВЯТЫХ ИСТОЧНИКОВ

• Священник московской Успенской, на Крутицах, церкви Феодор Воздвиженский в письме от 20 июня 1903 г. сообщил о следующем чудесном исцелении мещанки Марии в 1872 г.
Состоящая в замужестве за купцом города Шацка Тамбовской губернии Юдиным Мария впала в непонятную болезнь. Потеряв способность говорить, она стала проявлять признаки умопомешательства, доходившего до бешенства: она билась в припадках, плясала, ломала все, что ей попадало под руку, и в то же время быстро худела, и в течение полугода высохла, как щепка. Все усилия докторов облегчить ее болезнь оказались тщетными. В таком состоянии ее отправили в дом родителей, в город Темников (Тамбовской губернии).
По совету знакомых мать ее и брат А. О. Данилов повезли ее в Саров, на могилу о. Серафима. Но больная вела себя настолько буйно, что не была даже допущена до причащения Св. Тайн. Тогда брат повел ее на источник о. Серафима. И здесь совершилось чудо: после того, как искупали ее, женщина, до того времени буйствовавшая, стихла. На следующий день, когда ударили в колокол к поздней литургии, у больной потекли из глаз слезы, и она, полгода не говорившая, вдруг заговорила, и с той поры до сих пор здравствует (Летоп. № 18).

• В годы советской власти был в нашей стране знаменитейший хирург Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Многие православные люди знают, что Валентин Феликсович был не только хирургом, но еще и архиепископом Симферопольским и Крымским и звали его архиепископ Лука. Во время хирургических операций Владыко Лука зажигал в операционной свечу у иконы, рисовал на теле больного йодом крест, а все разрезы протирал не перекисью водорода, как положено, а святой водой. И ни разу после операции у больных не было инфекционных осложнений!

• Известный монах-врачеватель Неофит (Калчев) издал «Простонародный лечебник», в котором описал различные методы лечения, в том числе и водолечение. Этот лечебник был удостоен царской грамоты и одобрения святейшего монарха.

• Крестьянка София Андреевна Конышева 45 лет, Тамбовской губернии, Темниковского уезда, Черминской волости, дер. Патрикеевой. Замужем с 18 лет, имеет шестерых детей, живет при муже. Пришла в Саров с сыном Василием и 24 июля 1903 г рассказала следующее.
Лет через семь после замужества начались у нее припадки какой-то непонятной болезни: то рука заболит или другое что, а в последние семь лет обнаружилось явное беснование. Припадки с того времени сделались ужасными: голову ее пригибало к ногам, а туловище выпячивало вверх, она кричала, билась, и невозможно было ее удержать. Эти припадки всегда бывали с нею по праздникам — в церкви ли она, дома ли во время совершения церковной службы. И здесь, в Сарове, когда вели ее к мощам преподобного, она так сильно вырывалась, что двое рослых городовых и третий помогавший мужчина, также молодой и сильный, с великим трудом подвели ее к раке и приложили к св. мощам. После этого она сейчас же успокоилась и уже сама приложилась к святым мощам.
Потом повели ее на источник; несколько женщин тоже насильно подвели ее под струю, а затем она сама охотно подходила и обливалась водою источника. Сегодня, 24 июля, она причастилась Св. Христовых Тайн совершенно спокойно и признает себя исцеленною заступлением преподобного о. Серафима. (Летоп. № 47).

• Крестьянка села Подольхова Подольшинской волости Корочанского уезда Курской губернии Пелагия Егоровна Шарова, 53 лет, рассказала, что она была бесноватою и опухшею 38 лет. Проживая в Сарове два месяца, купалась в источнике и стала чувствовать облегчение. 20 июля у нее был особенно сильный приступ беснования, и после того она получила совершенное исцеление (Летоп. № 82).

СУЩНОСТЬ ВОДООСВЯЩЕНИЯ

Отсюда уже само собой объясняется, что значит и какую имеет силу освящение воды, совершаемое Церковью. Это значит возвращение водной стихии первобытной чистоты и святости. Низведение па нее, силою молитв и Слова Божия, благословения Господня и благодати Пресвятого и Животворящего Духа; дарование ей силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею. Вот причина, почему в воде, освященной тайнодействием Церкви, открываются дивные свойства, которых не видим в водах обыкновенных».

ОСВЯЩЕНИЕ ВОДЫ

Существует два способа освящения воды:

1) в любом храме православным священником.
2) в любом доме православным человеком.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вначале поговорим об освящении воды в православном храме.
Существуют малое и великое водоосвящение. Малая агиасма (по греческой терминологии) — это вода, освящаемая прикосновением к Честному Кресту при совершении чинопоследования водосвятного молебна. «Причастием воды сия и окроплением Твое благословение нам низпосли скверну страстей омывающее. »,— молится священник и просит: «Ей, молимся, посети нашу, Блаже, немощь и исцели наша недуги душевныя же и телесныя милостию Твоею. » (т. е. просит об исцелении наряду с освящением воды). И далее: «И сподоби нас исполнитися освящения Твоего воды сия причащением: и да будет нам, Господи, в здравие души и тела».
Малое водоосвящение подобно великому, совершаемому в навечерие и в самый день Богоявления; подобно, но не является сокращением последнего.

Читайте так же:  Субботняя молитва в синагоге

Великая агиасма освящается, кроме троекратного погружения в нее Честного Креста, еще крестным знамением, благословением — в ней, внутри ее совершаемым, и более сильными и сложными молитвами и песнопениями. «Сам убо, человеколюбче. Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово. ».

Как следует из молитвы на освящение Великой агиасмы, благодать и энергия Божия здесь имеют весьма великую степень воплощенности. Божия энергия здесь глубоко нисходит в самое естество воды, и последняя высоко подъемлется на небо, высоко внедряется в лазурную твердь или еще — в ангельскую крепость. По верованию Церкви, мы имеем в агиасме не простую воду духовной значимости, но новое духовно-телесное бытие, взаимосвязанность неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное. Вот почему Великая агиасма, по канонам церковным, рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения. В тех случаях, когда по соделанным грехам на члена церкви накладываются епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови, делают оговорку: «Точию агиасму да пиет».

ВОДООСВЯЩЕНИЕ (ЦЕРКОВНЫЕ УСТАВНЫЕ УКАЗАНИЯ)

Великое освящение воды проводят дважды в году: накануне Богоявления (5 янв.ст.ст./ 18 янв. н. ст.) и вдень Богоявления (6 янв. ст. ст. / 19 янв. н. ст.). Накануне Богоявления совершается оно в притворе храма, а в день Богоявления — на реке или колодце. Накануне Богоявления Великое освящение совершается по установлению, а в день Богоявления — по обычаю.

Малое освящение воды (Малая агиасма) — так называется вода малого водосвятия, освящаемая прикосновением к Честному Кресту, при совершении чинопоследования водосвятного молебна: «Причастием воды сия и окроплением Твое благословение нам низпосли, скверну страстей омывающее. — молится священник и далее просит: — Ей, молимся, посети нашу, Блаже, немощь и исцели наша недуги душевным же и телесный милостию Твоею. И сподоби нас исполнитися освящения Твоего воды сия причащением: и да будет нам, Господи, во здравие души и тела».

Если нет возможности освятить воду в храме или возникла экстренная необходимость в святой воде (приступ болезни у ребенка и т. п.), можно освятить воду дома. Такая вода обладает такими же целебными свойствами, что и вода, освященная в храме. Исключение составляет Богоявленская вода — она самая сильная.

Как же освятить воду в домашних условиях?

Для этого нужно наполнить 3-литровую емкость обычной водой, а затем прочитать Предначертательные молитвы. Завершают чтение этих молитв специальной молитвой на освящение воды. Перед этим трижды перекрестите воду в банке и медленно, от всей души прочтите молитву.

Молитва на освящение воды*

Боже великойменитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди к молящимся рабом Твоим, Владыко: поели Дух Твой Свитый и освяти воду сию, и даждь ей благодать избавления и благословение Иорданова: сотвори ю источник нетления, освящения дар, грехом разрешение, недугов исцеление, бесом погибель, противным силам неприступну, Ангельския крепости исполнену: яко да вси почерпающий ю и приемлющий от нея имеют на очищение души и тела, на исцеление вредом, в изменение страстем, во оставление грехов, в отгнание всякаго зла, на окропление и освящение домов и на всяку пользу подобну. И елика аще что в домех, или на месте правоверно живущих сия вода окропит, да отымется всяка нечистота, да избавит от всякаго вреда, ниже тамо да водворяется дух губительный, ниже воздух вредящий, да отбежит всякое мечтание и навет крыющагося врага, а аще нечто есть, еже, или здравию живущих завидит, или покою, окроплением сия воды да отразится. Яко да благословися и прославися пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
После того как мы рассмотрели качества, свойства и способы освящения воды, поговорим о том, как ее применять при лечении болезней.

* Молитва на освящение воды взята из древней рукописной службы, описанной в книге «Молитвенный щит православного христианина» (издана по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II).

СОВЕТЫ БОЛЯЩИМ

• Каждый верующий человек имеет дома святую воду. Это или Богоявленская святая вода, или святая вода малого освящения. Первую, в отличие от второй, следует пить только натощак. В случае болезни можно сделать исключение и принимать Богоявленскую воду по мере необходимости. Так же можно поступить и при внезапно наступившем болезненном состоянии. Богоявленская вода обладает огромной целительной силой. Известно много случаев, когда буквально несколько капель этой святыни, влитые в рот больному, находящемуся без сознания, приводили его в чувство и изменяли ход болезни. Следует помнить, что целебные свойства святой воды целиком вызваны действием Божией Благодати, и тем ощутимее оказывают помощь, чем сильнее наша вера.
• Перед тем как выпить святую воду, обязательно прочтите специальную молитву на ее употребление (это усилит действие воды).

Молитва на принятие святой воды и просфоры*

Господи Боже Мой, да будет дар Твой свитый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистый Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

• Чтобы усилить действие святой воды, можно в одну емкость сливать воду со многих водосвятных молебнов к иконам Божьей Матери и различным святым.

Читайте так же:  Молитва незамужней на покров ПреСвятой Богородицы

• Святую воду обычно рекомендуется пить натощак утром или вечером перед сном, но если болезнь очень серьезная, то ее можно пить в неограниченных количествах независимо от приема пищи.

• После приема святой воды нужно помолиться об исцелении от болезни тому святому, которому Господь дал дар исцелять тот или иной недуг. Если вы не знаете причину своей болезни, то после приема святой воды прочтите общую молитву о здравии к Господу
• Пить воду за один прием нужно в три глотка (60-100 мл). Дети должны пить воду тоже в три глотка, стой лишь разницей, что количество ее для них значения не имеет (от 10 мл и больше). Воды для приема нужно наливать столько, чтобы выпить ее за один раз.

*Обычно святую воду употребляют вместе с просфорой, приобретенной в храме. Но с этой молитвой ее можно пить и без просфоры. Целительная сила святой воды при этом не уменьшится.

• Если ночью не даст спать бессонница или мучают плохие сны, нужно перед сном пить святую воду в течение как минимум 9 дней.
• При головных или иных болях нужно прикладывать к больному месту компресс, смоченный святой водой.
• При любых заболеваниях нужно принимать внутрь святую воду как минимум два раза в день, следуя вышеописанным правилам.
• Независимо от того, каким методом лечения вы будете пользоваться, обязательно сочетайте врачевание с приемом святой воды.

Молитва освящения воды

Чин великого освящения воды.

Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах. » выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды.

Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии (тоже после заамвонной молитвы).

Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения оглашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист).

В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV—V вв. совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах (так называемое «Хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма (См.: Определение Московского Собора 1667г.).

Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу».

Св. Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? – От Апостольского предания, по преемству в тайне» (91-е правило).

Во второй половине V века Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1667 г. постановил совершать двукратное водоосвящение — в Навечерие и в самый праздник Богоявления и осудил патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение.

Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паримии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектении и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня.

На практике чин водоосвящения совершается следующим образом. После заамвонной молитвы (в конце литургии) или просительной ектении: «Исполним вечернюю молитву» (в конце вечерни) настоятель в полном облачении (как во время совершения литургии), а прочие священники только в епитрахили, поручах и фелони выходят через царские врата к священной купели в притвор или на источник.

Впереди идут священосцы со свечами, за ними следуют певцы с пением тропарей Глас Господень, диаконы с кадилами, священники и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе (обычно Крест полагается на воздухе).

На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и тремя свечами. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды (окрест стола трижды), а если вода освящается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ.

По окончании пения тропарей диакон возглашает: Премудрость, и читаются три паремии (из книги пророка Исаии), в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения.

Читайте так же:  Молитвы к празднику усекновения главы Иоанна предтечи

Затем поется прокимен Господь просвещение мое, читаются Апостол и Евангелие. В Апостольском чтении (Кор., зач. 143-е) говорится о таинственном крещении иудеев в Моисея среди облака и моря, о духовной их пище в пустыне и питии от духовного камня, который был Христос. В Евангелии (Мк., зач. 2-е) повествуется о Крещении Господа.

После чтения Священного Писания диакон произносит великую ектению с особыми прошениями. В них содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу.

Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: Господи Иисусе Христе (без возгласа). По завершении ектении священник (настоятель) громко читает освятительную молитву: Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя и прочее. В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». В середине молитвы священник трижды восклицает: Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию и при этом каждый раз благословляет воду рукой, но персты в воду не погружает, как это бывает в таинстве Крещения. По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо (низводя в воду и возводя), и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями тропарь (трижды): Во Иордане крещающуся Тебе, Господи.

После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм. После окропления положено петь стихиру на Слава, и ныне: Воспоим, вернии.

Великая Агиасма

Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой – великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. На ектении великого освящения воды Церковь молится:

«О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…»

«О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов. и на всяку пользу изрядну (сильную). ».

В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни.

Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.

Видео (кликните для воспроизведения).

В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. Церковь в богослужебном Уставе (см.: Типикон, 6 января) дает на этот счет ясное и определенное наставление и разъяснение: те, которые отлучают себя от святой воды ради преждевременного вкушения пищи, «не добре творят». «Не вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших; очищени же от сих пием без сомнения сию святую воду» (См.: Типикон, 6 января, 1-е «зри». Но в Русской Церкви в народе сложилось такое отношение к Богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую Святыню, т.е. подобно антидору, просфоре и т.д. И этот благочестивый обычай ни в коем случае нельзя искоренять в народе, потому что это может повести к ослаблению благоговения к этой Святыне).

Молитва освящения воды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here