Содержание
Икона Дмитрия Донского
Прославление великого благоверного князя Московского Дмитрия Донского в лике святых стала возможной благодаря его огромным заслугам перед Отечеством и Церковью. Своим личным благочестивым примером Димитрий Донской показал, как во благо и спасение ближних, приносится жертва во имя Христа. И как сам Господь помогает в богоугодных делах.
Димитрий Донской был воспитанником святителя Алексия Московского, уже в юном возрасте проявил себя талантливым государственным правителем. Ратовал за единство русских территорий, потому звали его собирателем русских земель. Святой Димитрий был освободителем Руси от монгольского ига. На свою решающую историческую Куликовскую битву благоверный князь Димитрий получил благословение у великого святого Сергия Радонежского. Преподобный Сергий дал благоверному воину Димитрию в помощники своих монахов-схимников Алексея и Александра. Куликовская битва была доблестно выиграна великим князем Димитрием. История русского воинства ещё не знала такой победы. Рядом с Куликовым полем течёт река Дон, поэтому и победителя битвы Димитрия стали называть Димитрий Донской.
Значение иконы «Благоверный князь Димитрий Донской»
На иконе Дмитрия Донского часто изображают на фоне храмов и держащим на руке храм. Значение этого фона говорит о том, что святой князь Димитрий прилагал значительные усилия для получения свободы от Константинополя для Русской Православной Церкви. При его правлении было построено множество храмов и монастырей. Они являются действенной духовной защитой границ Отечества от внешних врагов и в настоящее время.
По просьбе великого князя Димитрия в храмах постоянно служились панихиды в память о погибших воинах. Благоверный князь Димитрий стал учредителем новых традиций в истории церковного устава. Это поминальная Димитриевская суббота и ещё одно чудо — событие, связанное с обретением мощей прославленного святого воина Александра Невского.
Мощи Александра Невского хранятся в Успенском Владимирском соборе, и в ночь перед битвой князя Димитрия с монголами, служители храма увидели, как из алтаря вышли два старца, одетые в облачения митрополитов. Они подошли к гробнице Александра Невского и сказали: «Восстань Александре, будь скор на помощь правнуку своему, великому князю Димитрию, одолеваему сущу от иноплеменников». Князь Александр Невский восстал и видение исчезло.
В чём помогает икона Дмитрия Донского
Историки отмечают высокоморальные качества великого князя Димитрия, его почитание Бога и сила духа стали непоколебимой стеной для внешних врагов.
Данный образ помогает проявить силу воли и бесстрашие
Молитвенное обращение к иконе святого Дмитрия Донского помогает:
- разрешить и устранить проблемы, связанные с политическими вопросами;
- решить дела государственного устроения;
- в урегулировании военных конфликтов.
Икона святого Дмитрия будет полезна для людей, занимающих посты управления самого высокого государственного значения, дипломатов, политиков. В жизни князь Димитрий, несмотря на статус полководца и суровое военное время, проявлял великодушие, милосердие и хорошее отношение к подчинённым.
Перед иконой Дмитрия Донского молятся не только о масштабных глобальных вопросах. Его просят о помощи в создании крепкой христианской семьи. Личная супружеская жизнь святого Димитрия была примером для подражания. Своим детям он завещал глубокое почитание их матери. Ещё икона Дмитрия Донского помогает в наше неспокойное время в защите дома от нежелательного вторжения.
День почитания святого благоверного князя Димитрия Донского отмечается 1 июня
Молитва иконе
О, святый угодниче Божий, праведне Димитрие! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.
Православные молитвы ☦
3 сильных молитвы Димитрию Донскому
Оглавление:
Молитва благоверному князю Димитрию Донскому от болезней
«О святый угодниче Божий, праведне Димитрие! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.»
Молитва благоверному князю Димитрию Донскому от врагов
Молитва ко святому благоверному князю Димитрию Донскому о помощи
«Восхваляя, величаем тя, святе благоверне великий княже Димитрие! Благодарение приносим триединому Богу Отцу, Сыну и Святому Духу, в Троице единосущней славимому и исповедуемому, яко на небеси и на земли.
Восхваляя, ублажаем Пресвятую Богородицу, и паче всего Сына Ея, Господа нашего Иисуса Христа, Подвигоположника и вечно царствующего военноначальника и Победоносца над всеми врагами видимыми и невидимыми, яко издревле изволившему воздвигнути нам от народа русскаго дивно просвященнаго верой Христовою великаго угодника Божиего, славнаго князя Донского Димитрия, зело великаго защитника веры православной и все Святой Руси. Иже велий оный князь Димитрий, бысть нам совершенный образ, како подобает всем сердцем любити Отечество Российское и охраняти Царство Божие на земле, хранить веру Православную и заветы великих святых своих предков. Но паче всего показа нам Господь самоотверженную любовь твою, яже к Богу Спасу Христу и ближним, какая явлена тобою, святый княже Димитрие, на поле брани Куликова побоища, слава коей битвы возсияла в земле Русской, юже славне просвятил державный сродник твой святый великий равноапостольный князь Владимир, ибо оный державный просветитель благовременно, промыслительно и богомудренно изволил крестити славянский народ в веру Божию православную.
Не остави нас и ныне, великий и славный княже Донской Димитрие, услыши нас вскоре и помоги сохранити в благочестивой вере Христовой Землю Русскую, научи нас в заповедях Господних ходити и самоотверженною Божиею любовию ближних своих любити. Огради нас мощными молитвами своими от нашествия иноплеменников и пленения иноземных супостат, от их гибельных ересей и расколов, от разорения земли Русской, от глада и греховной нечистоты.
Молим тя, избранниче Божий, благоверный княже Димитрие, ибо ты в животе земнаго бытия явился еси миротворцем мудрейшим и собирателем разрозненных и враждующих князей Отечества земли Славянской. На всякое время и час являл свое попечительство и ревность о Божией доброй славе единодержавия Святой Руси. Попекися и ныне о людях Божиих, живущих в землях славянских и пошли им свою небесную помощь и разум Божий созидающий, сплочающий и умножающий Царство Божие в православной стране российской. Всех же разрушителей Отечества Православнаго и всех губителей и растлителей народа русскаго христианскаго низложи, да твоим праведным ратоборством враги Христовые скоротечно приимут позор и погибель на славянской земле. И аще Богу вся невозможная возможно, силою Креста Господня и помощию Богородицы, изгони из Отечества нашего поганых и коварных врагов.
Молим тя, святый богоносный княже Димитрие, испроси у Господа Отца Светов и Бога Сына Иисуса Христа, просвещающего весь мир Духом Святым, да снидет на нас свыше Дух Истины, дарующий прозрение российскому народу во тьме и сени смертней лежащему, да возсияет Слава Божия в сынах российских, да приидет полнота познания православной веры и любовь Божия, да совершит нас Христовым совершенством: благочестию навыкнути, страх Божий внутрь сердца стяжати, веру святую и благородство имети, почтения к родителям не оставляти, родителям Божией мудростию обладати, в страхе Божием своих чад сохраняти, воином же в вере православной стояти и Отечество свое охраняти.
Подвизающимся на пути Христовом испроси дух ревности богомудренной, не токмо об Отечестве земном, но и о небесном Отечестве ревновати. Молитвами своими, княже Димитрие, наполни сердца малодушных храбростию в ратоборствах с врагами видимыми и невидимыми. Укрепи блюстителей благочестивых и стражей земли Русской, испроси им от Бога имети орлиную зоркость на все козни вражии, всегда хранити верность друг ко другу и нелицеприятие.
Благословлял ли Сергий Радонежский Дмитрия Донского?
Дмитрий Володихин о Куликовской битве
Битва на поле Куликовом — одно из ключевых событий русской истории. Оно вошло в учебники, монографии, в живопись и литературу. И почти всегда историю о великом походе князя Дмитрия Ивановича на Дон сопровождает рассказ про то, как московский правитель получил благословение у Сергия Радонежского. Этот краткий, но величественный сюжет знаком миллионам людей. Его любят, его держат около сердца, о нем вспоминают с теплой улыбкой.
И вот в позднесоветское время появляется гипотеза: всё это выдумка, «церковная легенда». Что, в сущности, означает «поповские бредни». Да-да, именно так. Слов подобных не произносят и не пишут, но они подразумеваются. Форма, в которой была выражена идея гипотезы, — чисто научная, но суть ее, глубинная суть, очень далека от науки. Хотелось бы напомнить одно обстоятельство. Сильнейший сторонник подобного взгляда Владимир Кучкин опубликовал статью «О роли Сергия Радонежского в подготовке Куликовской битвы» на страницах сборника «Вопросы научного атеизма» (1988).
С тех пор к чисто научной, на первый взгляд, полемике всегда и неизменно примешивается глухой подтекст, связанный с верой и безбожием.
Поездка в лесную обитель
Троице-Сергиева лавра. Э. Лисснер. 1907
Критический взгляд
Преподобный Сергий Радонежский
благословляет князя Дмитрия на битву. Миниатюра из «Жития Сергия
Радонежского» (XVII в., РГБ)
Критика критики
Куликовская битва.
Миниатюра из «Жития Сергия Радонежского» (XVII в., РГБ)
Взгляд с другой стороны
После сражения.
Миниатюра из «Жития
Сергия Радонежского» (XVII в., РГБ)
***
Остается подвести итоги. Скорее всего, благословение в 1380 году было Дмитрием Ивановичем от Сергия так или иначе получено. Подробно об этом повествует одно лишь «Сказание о Мамаевом побоище», но более краткие рассказы есть в «Житии» Сергия и в одной из летописей. А это в сумме дает солидную опору для подобного вывода. Скорее всего, бывший боярин Александр Пересвет, послушником ли, схимником ли, действительно бился с Челубеем и пал с оружием в руках.
А значит, по сию пору история Куликовской битвы нерасторжимо связана с историей Троице-Сергиевой обители.
Покровитель отцовства. Пять фактов о Дмитрии Донском
25 октября – день рождения святого Дмитрия Донского – может стать в России Днем отца. Великий князь неслучайно выбран в качестве покровителя отцовства: его брак с княгиней Евдокией считается примером крепости отношений, у них родилось 12 детей, а сам он был не только примером для своих сыновей, но и защитником Московского княжества и всех русских земель. Тем не менее, мало ли героев в отечественной истории? Чтобы понять феноменальность примера Донского, обратимся к некоторым фактам из его биографии.
Короткое детство
За сухой строчкой «воспитание получал под строгим присмотром отца», на самом деле, скрывается совсем небольшой отрезок времени как раз в том возрасте, когда обычные мальчишки играют в игрушки и бегают по двору со своими сверстниками… Когда маленькому Дмитрию не было еще трех лет, отец его Иван Красный (названный так то ли из-за своей красоты, то ли из-за рождения, пришедшегося на Красную горку) остался единственным представителем династии московских князей, семья из Звенигорода переехала в Москву, а мальчик стал наследником великокняжеского престола.
С трех-четырех лет он уже постигал боевые искусства, а также науку мудрого правления. Умирая от чумы, отец завещал опекать сына, ставшего полноправным главой Московского княжества, митрополиту Алексию, а примерно через год молодой правитель уже отправился в Орду за ярлыком на великое княжение.
Ивану Красному на момент смерти было 33 года, а его старшему сыну Дмитрию, детство которого окончательно и бесповоротно завершилось в этот день, было 9 лет.
Брак по расчету и по любви
Надо понимать, что представитель великокняжеского рода не мог жениться просто на понравившейся женщине. Во-первых, она должна была быть равной ему по положению, а во-вторых, женитьба – это во многом способ решить ряд политических вопросов. Выбрать в жены дочь суздальского князя Евдокию рекомендовал Дмитрию Сергий Радонежский. Суздаль не был опасен Москве, но это было выгодное укрепление Московского княжества с нижегородской стороны.
Князь не видел своей невесты до венчания и, надо думать, 16-летний юноша переживал: впереди вся жизнь вместе, придется ли ему по нраву молодая жена.
13-летняя Евдокия мужу своему полюбилась. Как и он ей. Князь, «с Богом все творящий и за Него борющийся», наверняка, не только в своей государственной деятельности, но и в доме предпочитал конфликту договоренности. Миролюбие он унаследовал от отца, прозванного за дипломатичный подход «Кротким», тому же учили Дмитрия наставники – митрополит Московский Алексий и игумен Сергий Радонежский.
За 22 года совместной жизни в благочестивом семействе родилось 8 сыновей (двое умерли в раннем возрасте) и 4 дочери.
Мужественность, спокойствие, нежность…
Был Дмитрий силен и крепок. Всю жизнь ему приходилось воевать – то с Литвой, то с Ордой… Множество раз приходилось ему вступать в кровавые схватки. Казалось бы, все это должно было наложить отпечаток на его характер, сделать князя суровым и жестким. Но с мужественностью его прекрасно сочеталась заботливая нежность по отношению к близким.
Сказание сохранило момент расставания супругов перед страшной и славной Куликовской битвой. Княгиня в слезах не могла произнести ни слова. Князь при народе сдерживал слезы, но видно было, что сердце его было переполнено горечью. Утешая Евдокию, он произнес на прощание: «Жена, если Бог за нас, то кто против нас!»
В тот момент супруги не знали, суждено ли увидеться еще. Немало им пришлось пережить до этого часа, немало испытаний ждало впереди. Но со дня их венчания и до последнего земного их разговора, что бы ни происходило, муж старался вселить в жену спокойствие и уверенность.
Старший сын
Сложно сейчас сказать, как еще, кроме как собственным примером, воспитывал великий князь своих детей. Основная обязанность по воспитанию все-таки лежала на княжне, пока супруг сражался с врагами и решал вопросы государственной важности. Детей своих Дмитрий любил, но при этом не жалел излишне. У него просто не было такой возможности…
Через два года после русской победы над татаро-монголами на Куликовом поле хан Тохтамыш разгромил Москву, и вновь Донскому нужно было ехать за ярлыком на великое княжение. Хан был озлоблен и жесток, и можно предположить, что просто не выпустил бы одержавшего победу над Мамаем князя от себя живым.
Тяжелым было это решение для родителей, но пора и наследнику брать на себя ответственность за княжество. В Орду отправился старший сын – 12-летний Василий.
Юноша несколько лет прожил в плену у ордынцев, затем ему удалось сбежать. Надо думать, нелегкими были эти годы для великого князя: мало того что после многолетних его усилий татары все равно творят свою волю на русской земле, так еще и старший сын, надежда и продолжатель дела отца, у них в заложниках… Когда Василий наконец вернулся домой, уже недолго оставалось до часа, когда ему пришлось принять из ослабевших рук умирающего отца бразды правления…
Завещание
Князь Дмитрий скончался от тяжелой болезни через несколько дней после рождения своего младшего сына. Ему не было еще и 39 лет…
Перед смертью он завещал своей супруге быть теперь за отца и мать, укреплять и наставлять детей. Детям же строго наказал сохранять между собой мир и любовь и уважать мать: «А который сын мой не станет слушаться своей матери, на том не будем моего благословения».
Летописцы запечатлели для потомков княжескую чету: «двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Дмитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнем Божественного Духа распалялись и слезами покаяния очищались».
За 22 года совсем не простой и совсем не гладкой совместной жизни Дмитрий и Евдокия, правда, наверное, стали единым целым. И в те 18 лет, на которые жена пережила мужа, их дети не могли не чувствовать незримого присутствия отца.
Дмитрий I Иванович (1350— 1389) – русский полководец, великий князь Московский и Владимирский. Объединял русские земли вокруг Москвы. Противостоял Золотой Орде. За победу над татарами в Куликовской битве на реке Дон был назван Донским. Причислен к лику святых.
Молитва димитрию донскому
Святой благоверный князь Дмитрий Донской
Память 19 мая с.с.
Молитва благоверному князю Дмитрию Донскому.
О святый угодниче Божий, праведне Димитрие! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 3
Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская, языки побеждающа. Якоже на Доне Мамаеву низложил еси гордыню, на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия, тако, княже Димитрие, Христу Богу молися, даровати нам велию милость.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Кондак, глас 2
Подвиги твоими, святе Димитрие, страну нашу Бог сохрани, Давый тебе непобедимую. И ныне, предстателю крепкий, соблюдай молитвами святыми град твой Москву невредим от всех навет вражиих.
Значение имени Дмитрий
1 июня Церковь совершает память благоверного князя Дмитрия Донского
Имя Дмитрий
По своему происхождению имя Дмитрий древнегреческое. «Δημήτριος» значит «посвященный богине плодородия Деметре», или «имеющий отношение к Деметре, Матери Земле». В силу происхождения имя Дмитрий получило самое широкое распространение, причем во многих языках оно имеет даже женский вариант: Дмитрия. Мы встречаем мужское имя Дмитрио у испанцев, португальцев, итальянцев, каталонцев и корсиканцев, Думитру – у румын и молдаван, Дёмётера – у венгров, и традиционное имя Дмитрий – у русских, поляков, чехов, болгар, сербов, украинцев, белорусов. В Греции, где особо почитается великомученик Дмитрий Солунский, имя Дмитрий наиболее популярно. Каждого четвертого мужчину в стране зовут Дмитрий.
В России пик популярности имени Дмитрий пришелся на 1982 год. Тогда по стране на каждые 10 тысяч новорожденных мальчиков 400 были названы Дмитриями. За последние тридцать лет интерес к этому имени стабильно высокий. Несмотря на меняющуюся моду, родители в нашей стране по-прежнему и с удовольствием называют сыновей Дмитриями, Димами, Митями. Поэтому имя Дмитрий в рейтинге популярности не опускается ниже четвертого пункта.
Впрочем, это не удивительно, ведь имя Дмитрий в России на протяжении многих столетий было княжеским, царским, ассоциировалось с могучей человеческой силой и воинской славой.
Одной из ярчайших фигур русской истории по сей день остается победитель войска Мамая, благоверный князь Дмитрий Иванович, прозванный Донским. Его память Русская Православная Церковь совершает 1 июня (19 мая по ст.стилю).
Дмитрий Донской
Он получил московский княжеский престол, когда ему едва исполнилось девять лет. За тридцать лет своего правления (умер 1 июня, или 19 мая ст.ст, 1389 года) фактически исполнил миссию «первого русского царя», стремящегося в своей политике к объединению и образованию Московского царства.
Его воспитывал умнейший человек своего времени московский митрополит Алексей, а духовным наставником был преподобный Сергий Радонежский. Еще будучи малолетним юношей, он ездил в Орду за великокняжеским ярлыком. Там он соприкоснулся с миром лжи, смуты, распрей и раздоров. Но несмотря на это не утратил ни терпения, ни смирения, возрос в мужестве, мудрости и милосердии.
Первый свой поход Дмитрий предпринял в тринадцать лет, когда оружием ему пришлось доказать свои претензии на власть. Его соперником был суздальский князь, желавший помешать Дмитрию венчаться на великое княжество. Но увидев многочисленные войска князя Дмитрия Ивановича, суздальский князь отступил. В 1366 году, упрочивая свое положение, великий князь Дмитрий венчался на дочери своего бывшего соперника, суздальской княжне Евдокии. В браке, который был освящен необыкновенной любовью обоих супругов к Богу, как пишет житие, родилось двенадцать детей.
Все годы своего правления Дмитрию Ивановичу приходилось отстаивать свое право на власть и бороться за нее, отражая то нападения литовских войск с Запада, то татарской орды с Востока. Он был мудрым дипломатом, а когда требовалось – отважным воином.
В 1378 году он разбил огромное войско Мамая на реке Воже. Эта битва стала репетицией перед еще более колоссальным сражением, которое произошло спустя два года между реками Непрядвой и Доном.
Преподобный Сергий Радонежский благословил иконой Божией Матери объединенные войска под командованием князя Дмитрия отправиться в поход против Орды. 8 сентября (21 сентября) 1380 года в устье реки Непрядвы на Куликовом поле русские полки нанесли войску Мамая сокрушительный удар. Как говорит житие, князь сражался в латах простого воина, а на его коне, в великокняжеских доспехах командовал войском боярин Михаил Бренко. В жестокой битве, после которой татары с позором бежали, побросав свои обозы, боярин Михаил Бренко был убит, а князь Дмитрий Иванович тяжело раненен. После битвы его нашли войны-костромичи. Князя Дмитрия и икону после победы у Дона стали называть Донскими. С тех пор Донской иконе Божией Матери молились каждый раз, когда стране грозила опасность.
Из ста пятидесяти тысяч воинов домой вернулось всего сорок тысяч. Очевидно было, что битва, сокрушившая татар, нанесла колоссальный урон русскому воинству и ослабила Москву. Появились разногласия между князем и боярами. Это сыграло на руку хану Тохтамышу, который в 1382 году разорил и сжег Москву.
После этого князю Дмитрию приходилось еще не раз браться за оружие, отражая нападения то одного, то другого соседа. Однако даже на этом фоне он проявлял себя как истинный христианин. Был милостив и богобоязненен, был благочестивым и ревностным христианином, строил монастыри и храмы (Успенский Стромынский монастырь, Николо-Угрешский и Голутвинский монастыри под Москвой, Рождества Богородицы на Куликовом поле) и всегда прибегал к духовной помощи и поддержке своего наставника преподобного Сергия Радонежского.
Кончина князя Дмитрия Донского 1 июня 1389 года стала для многих личным горем, так любили этого справедливого, мудрого и доброго князя. На смертном одре он обратился к своим ближним и боярам со словами: «Бог мира да будет с вами!»
Великий князь был погребен в Архангельском соборе московского Кремля рядом с гробницами отца, деда и прадеда. На отпевании о князе молился и плакал преподобный Сергий Радонежский.
Благоверный князь Дмитрий Донской был причислен к лику святых 600 лет спустя после своей кончины, в год тысячелетия Крещения Руси, в мае 1988 года. День памяти святого князя Дмитрия Донского Русская Православная Церковь отмечает 1 июня (19 мая по ст.стилю).
Дмитрий Солунский
Святой Дмитрий Солунский широко почитается христианами всего мира, а с момента крещения Руси – и у нас в стране. Многие из русских князей были названы в честь Великомученика Дмитрия. Среди них и благоверный князь Дмитрий Донской. Икону любимого святого, своего небесного покровителя, главную святыню Дмитривского собора, великий князь перенес из Владимира в Москву накануне Куликовской битвы.
Дмитрий Солунский родился в конце III века семье вельможи, состоявшего в должности проконсула Рима в Фессалониках. Семья тайно исповедовала христианство. Тайно же, в домовой церкви, Дмитрий был крещен. С детства воспитывался в христианском благочестии и страхе Божием. Когда в 305 году отец его скончался, император Галерий Максимиан, вступивший незадолго до этого на престол, повелел сыну проконсула занять должность отца. Юноша, который только достиг совершеннолетия, был вызван в Рим. Убедившись в образованности и мужественности, административных способностях Дмитрия, император рассчитывал, что талантливый юноша сумеет грамотно управлять провинций от лица Рима, и станет не только защищать город от нападения варваров (прежде всего славян), но и истреблять христиан. Однако в последнем император жестоко ошибся. Вернувшись из Рима, Дмитрий тут же открыто объявил себя христианином и начал проповедь. Вопреки повелению императора «казнить каждого, кто призывает имя Христа», Дмитрий боролся с язычеством и идолопоклонниками, многих обращал в христианство. Он стал «вторым апостолом Павлом», как пишет о нем составитель его жития Метофраст, потому что община верующих в городе при нем стала стремительно расти.
Когда император узнал о своей ошибке, его гневу не было предела. Возвращаясь из похода, бывшего в Причерноморье, он повел войска через Фессалоники, чтобы расправиться с проконсулом-христианином. Святой Дмитрий, узнав, что император приближается к городу, велел слуге раздать все свое богатство нищим со словами: «Раздадим богатство земное и будем искать себе богатства небесного».
Перед императором святой Дмитрий также объявил себя христианином, открыто обличал язычество, за что был отправлен в тюрьму дожидаться казни.
Император любил тешить себя гладиаторскими боями. Особенно его восхищала сила и красота германца Лия, который легко расправлялся с соперниками-христианами, сбрасывая их на копья. К святому Дмитрию в тюрьму пришел его ученик, юноша-христианин Нестор, который просил святого Дмитрия молиться о нем и благословить сразиться с гладиатором Лием.
На арене Нестор не просто одолел гладиатора, но передал его смерти, сбросив на копья. Император вознегодовал и немедленно казнил Нестора. А узнав, что его наставником был святой Дмитрий, отправил к последнему убийц. Утром 8 ноября (26 октября по ст.стилю) 306 года воины закололи копьями безоружного Дмитрия.
Его слуга Лупп собрал кровь святого полотенцем, а императорский перстень, снявши с руки святого, омочил в крови мученика. Впоследствии от этих вещей совершалось немало чудес и исцелений.
По приказанию императора тело святого Дмитрия было брошено на растерзание диким зверям, но христианам удалось спрятать тело святого и тайно похоронить.
Много лет спустя Император Константин повелел воздвигнуть над могилой святого Дмитрия храм. А еще через сто лет, при строительство уже новой церкви, мощи святого Дмитрия Солунского были обретены нетленными и помещены в раку. В VII веке мощи неожиданно стали источать миро. С тех пор в церковной традиции принято именовать Великомученика Дмитрия Солунского Мироточивым.
Дмитриевская суббота
Дмитриевская суббота – это день (накануне 8 ноября, когда совершается память св. Дмитрия Солунского) всеобщего поминовения «от века преставльшихся православных христиан» и прежде всего воинов. В народном календаре Дмитриевская суббота считалась последней в году и главной родительской субботой. Считается, что поминать погибших воинов в этот день стало принято благодаря князю Дмитрию Донскому, обратившемуся к преподобному Сергию Радонежскому с просьбой служить впредь панихиды по погибшим на Куликовом поле воинам. Впрочем, прямых документальных доказательств тому нет, если не считать сюжета о княжеской просьбе в «Сказании о Мамаевом побоище». Это «Сказание» находится в составе Никоновской летописи, датированной серединой XVI века. Однако в уставных новгородских книгах уже в XV веке мы встречаем дмитриевскую субботу, как день всеобщего поминовения воинов, что косвенно подтверждает теорию об установлении такого ее значения еще во времена благоверного князя Дмитрия Донского. Как бы то ни было, поминовение усопших воинов в дмитриевскую субботу было как минимум народной традицией.
Однако к концу XIX века мнение о связи дмитриевской субботы с Куликовской битвой стало широкого распространено. И 22 августа 1903 года император Николай II издал указ, установивший совершать в воинских частях панихиды по усопшим войнам «за веру, царя и отечество на поле брани живот свой положившим».
Тропарь благоверного князя Димитрия
Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская,/ языки побеждающа./ Якоже на Дону Мамаеву низложил еси гордыню,/ на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия,/ тако, княже Димитрие,/ Христу Богу молися,// даровати нам велию милость.
Кондак благоверного князя Димитрия
Подвиги твоими, святе Димитрие,/ страну нашу Бог сохрани,/ давый тебе силу непобедимую./ И ныне, предстателю крепкий,/ соблюдай молитвами святыми/ град твой Москву невредим// от всех навет вражиих.
Молитва димитрию донскому
Святой благоверный князь Дмитрий Донской
Память 19 мая с.с.
Молитва благоверному князю Дмитрию Донскому.
О святый угодниче Божий, праведне Димитрие! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 3
Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская, языки побеждающа. Якоже на Доне Мамаеву низложил еси гордыню, на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия, тако, княже Димитрие, Христу Богу молися, даровати нам велию милость.
Кондак, глас 2
Подвиги твоими, святе Димитрие, страну нашу Бог сохрани, Давый тебе непобедимую. И ныне, предстателю крепкий, соблюдай молитвами святыми град твой Москву невредим от всех навет вражиих.
Молитва димитрию донскому
В ели́ка обре́те в беда́х тя побо́рника земля́ Ру́сская,/ язы́ки побежда́юща./ Я́коже на Дону́ Мама́еву низложи́л еси́ горды́ню,/ на по́двиг сей прия́в благослове́ние преподо́бнаго Се́ргия,/ та́ко, кня́же Дими́трие,/ Христу́ Бо́гу моли́ся,// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.
П о́двиги твои́ми, свя́те Дими́трие,/ страну́ на́шу Бог сохрани́,/ да́вый тебе́ си́лу непобеди́мую./ И ны́не, предста́телю кре́пкий,/ соблюда́й моли́твами святы́ми/ град твой Москву́ невреди́м // от всех наве́т вра́жиих.
О святы́й благове́рный вели́кий кня́же Дими́трие! А́ще и не мно́зи бы́ша дни́е земна́го жития́ твоего́, оба́че вели́к жре́бий прия́л еси́ от Соде́теля всех Го́спода, е́же просла́витися в земли́ Росси́йстей и блаже́нство ве́чное на Небесе́х получи́ти. Услы́ши нас, моли́твенниче те́плый, предста́телю наш пред Го́сподем неусы́пный! Во дни ми́ра и в годи́ну нестрое́ний не оста́ви нас попече́нием твои́м, научи́ ны поко́рны бы́ти Боже́ственному Промышле́нию, вся в житии́ на́шем ко бла́гу направля́ющему, оте́чество на́ше моли́твами твои́ми от наше́ствий вра́жиих, раздо́ров и нестрое́ний защити́ и укрепи́ те́плым твои́м предста́тельством. О свя́тче Бо́жий! Моли́, ку́пно со свято́ю супру́жницею и сподви́жницею твое́ю благове́рною княги́нею Евдоки́ею, да зна́менается на нас свет лица́ Бо́жия, и, тем наставля́еми, дости́гнем Ца́рства Пра́вды Христо́вы, несконча́емаго и ве́чнаго. Ами́нь.
О святы́й уго́дниче Бо́жий, пра́ведне Дими́трие! По́двигом до́брым подвиза́вся на земли́, восприя́л еси́ на Небесе́х вене́ц пра́вды, его́же угото́вал есть Госпо́дь всем лю́бящим Его́. Те́мже взира́юще на святы́й твой о́браз, ра́дуемся о пресла́внем сконча́нии жи́тельства твоего́ и чтим святу́ю па́мять твою́. Ты же, предстоя́ Престо́лу Бо́жию, приими́ моле́ния на́ша и ко Всеми́лостивому Бо́гу принеси́, о е́же прости́ти нам вся́кое прегреше́ние и помощи́ нам ста́ти проти́ву ко́знем диа́вольским, да изба́вльшеся от ско́рбей, боле́зней, бед и напа́стей и вся́каго зла, благоче́стно и пра́ведно поживе́м в ны́нешнем ве́це и сподо́бимся предста́тельством твои́м, а́ще и недосто́йни есмы́, ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Еди́наго во святы́х Свои́х сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
В елича́ем тя, / святы́й благове́рный вели́кий кня́же Дими́трие, / и чтим святу́ю па́мять твою́, / ты бо мо́лиши о нас // Христа́ Бо́га на́шего.
Новости
-
29 Октябрь 2019
Обновление на сайте
В раздел МОЛИТВОСЛОВ добавлен
08 10 Чин Вечерни для домашнего (келейного) чтения.
Обновления на сайте
В раздел МОЛИТВОСЛОВ добавлено:
08 05 Час первый для домашнего (келейного) чтения.
08 06 Час третий для домашнего (келейного) чтения.
08 07 Час шестой для домашнего (келейного) чтения.
08 08 Час девятый для домашнего (келейного) чтения.
08 09 Чин Изобразительных (Обедницы) для домашнего (келейного) чтения.
Объявления
-
08 Июль 2014
Внимание!
Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.
ПОИСК ПО САЙТУ
Видео (кликните для воспроизведения). |
Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.