Содержание
Азан и икама
Азан – это объявление о наступлении времени намаза, призыв на молитву.
Камат – это объявление о том, что начинается чтение фарз намаза.
Азан и камат – сунна-муаккада для джама’ата мужчин, во время намаза или каза (восполняемой по какой-либо причине пропущенной молитвы) в пути и дома. В Судный День муэдзины (люди, возглашающие азан) будут отличаться от всех, они будут видны всем. Все вещи, до которых дошёл голос муэдзина, в Судный День будут свидетельствовать об этом.
Оглашение азана стало шариатским решением в первом году по хиджре. Абу Давуд рассказал хадис: «Когда Пророк (ﷺ) поселился в Медине, мусульмане испытывали определенные неудобства, не зная времени наступления намаза. Пророк (ﷺ) долго думал, как бы собрать людей на намаз. Один предложил вывесить знамя, но Пророк (ﷺ) не принял этот вариант. Другие предложили дуть в большую трубу, но и это Пророк (ﷺ) отверг, так как это будет уподобление иудеям. Отверг также и колокол, так как он уподобит их христианам. Абдуллах сын Зайда видел, как Пророку (ﷺ) неспокойно, размышляя над этим вопросом. В ту ночь ему приснился сон, как проходит мимо него человек с зурной в руке. Абдуллах спросил: «Не продашь ли эту зурну?» «Зачем тебе зурна?» – спросил человек. «Я буду извещать людей о наступлении времени намаза», – ответил Абдуллах. Тогда человек сказал, что научит его более лучшему методу оповещения, и подсказал оглашение азана: «Аллаху акбар…» (по тексту азана). Утром Абдуллах рассказал сон Пророку (ﷺ) , и он сказал, что это и есть истина. Тут же он послал Абдуллаха к Билалу, чтобы тот огласил азан, ибо у того голос был громче, чем у Абдуллаха. Когда Билал огласил азан, пришел Умар ибн Хатаб и сказал Пророку (ﷺ) : «Клянусь Господом, пославшим тебя, я тоже видел во сне этот азан». Пророк Мухаммад (ﷺ) воздал хвалу Аллаху».
Шуруты (основные условия) азана
1. Азан должен произноситься на арабском языке.
2. Наступление времени намаза.
От Малика ибн Хувайриса радыяллаху анху приводится, что Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям сказал: «Совершайте намаз так, как видите меня совершающим его, поэтому, когда наступает время намаза, пусть один из вас произнесет азан, затем старший из вас становится имамом» (Бухари).
Икамат
- По мазхабу имама Абу Ханифы, икамат читается как азан, поэтому он имеет 17 фраз;
- Желательно икамат читать, не растягивая слова;
- Желательно огласившему азан прочитать и икамат.
Для женщины же произнесение как азана, так и икамата является макрухом тахриман (полностью запретным действием).
Слова азана
الله اكبر х 4 раза
اشهد ان لا اله الا الله х 2 раза
اشهد ان محمد رسول الله х 2 раза
حي على الصلاة х 2 раза
حي على الفلاح х 2 раза
الله اكبر х 2 раза
لا اله الا الله х 1 раз
Аллаху Акбар, Аллаху Акбар!
(Аллах Велик, Аллах Велик!)
Аллаху Акбар, Аллаху Акбар!
(Аллах Велик, Аллах Велик!)
Ашхаду алля иляха илляллах!
(Свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха!)
Ашхаду алля иляха илляллах!
(Свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха!)
Ашхаду анна Мухаммада-р-расулюллах!
(Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха!)
Ашхаду анна Мухаммада-р-расулюллах!
(Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха!)
Хайя `аля-с-солях, хайя `аляс-с-солях!
(Спешите к молитве, спешите к молитве!)
Хайя `аляль-фалях, хайя `аляль-фалях!
(Спешите к успеху, спешите к успеху!)
Аллаху Акбар, Аллаху Акбар!
(Аллах Велик, Аллах Велик!)
Ля иляха илляллах!
(Нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха!)
В азане для времени утреннего намаза (фаджр) после «Хайя `аляль-фалях» произносится:
«الصلاة خير من النوم»
«Ас-соляту хайру мин ан-наум», то есть: «Молитва лучше, чем сон».
Азан следует произносить медленно и размеренно, делая паузы между предложениями, за исключением такбиров — они произносятся слитно.
Для оглашающего азан желательно
- Чтобы муэдзин был свободным (не рабом) и совершеннолетним;
- Быть доверенным, справедливым, ибо он следит за временем намазов. Также оглашать на возвышенности;
- Знающим времена намазов и его суннаты;
- Иметь громкий и красивый голос;
- Быть в омовении;
- Вставлять в уши указательные пальцы – это помогает повышению голоса;
- Поворачиваться вправо и влево при чтении обеих «хайя ‘ала»;
- Обходить минарет вокруг, если с одного места голос не доходит;
- Азан оглашается протяжно, икамат, напротив, быстро;
- Не разговаривать при азане, даже отвечая на приветствие;
При оглашении азана порицательно
- Оглашать азан женщине;
- Оглашать азан фасику, так как его слова в религии не принимаются;
- Не имея омовения;
- Сидящему;
- Придавать в произношении азана мелодии, которые могут привести к искажению смысла, так-же прибавлять или не произносить звуки;
- Разговаривать во время азана, ибо это поминание (зикр) Всевышнего, возвышающее Его;
- Неисполнение всего сунната в азане, порицательно. Если азан огласит тот, кому порицательно это делать, то желательно призвать заново;
Как вести себя, когда мы слышим азан
При первых звуках азана следует оставить все дела для того, чтобы ответить на азан, даже если мы были заняты чтением Корана и поминанием Аллаха (зикром). Однако ученые привели примеры занятий, во время которых можно не отвечать на азан: это присутствие на уроке или хутбе, совершение намаза, половой акт, нахождение в туалете, еда.
Как нужно отвечать на азан?
Слышащий азан повторяет его слова за муаззином, но на слова: «Хаййя `аля-с-солях», — и: «Хайя `аляль-фалях», — нужно отвечать: «Ля хауля ва ля куввата илля биллях» («Нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха»). Во время азана на утренний намаз на слова муаззина: «Ас-соляту хайру мин ан-наум», — следует ответить: «Садакта ва барирт» («Ты сказал правду и поступил хорошо»).
После азана желательно произнести салават и дуа, которое передается от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха:
اللهم رب هذه الدعوة التامة والصلاة القائمة آت محمداً الوسيلة و الفضيلة وابعثه مقاماً محموداً الذي وعدته
«Аллахумма робба хазихи-д-да‘вати-т-таммати вас-солятиль-каима, ати Мухаммаданиль-василята валь-фадыля, ваб‘асху макаман махмуданиллязи ва‘аттах, варзукна шафа‘атаху яумаль-кыяма. Иннака ля тухлифуль-ми‘ад».
Перевод: «О Аллах, Господь этого совершенного призыва (Ислама) и предстоящей молитвы! Дай Пророку Мухаммаду «аль-василя» (высочайшую степень в Раю) и превосходство. Предоставь ему обещанное высокое положение и даруй нам его заступничество в День Суда. Поистине, Ты не нарушаешь обещания!».
Икамат
Икамат – это формула оповещения собравшихся в мечети о начале намаза. Азан же – как мы сказали – оповещает людей округи о наступлении времени намаза. Таким образом, мы понимаем, что между азаном и икаматом может быть промежуток времени, иногда достаточно большой. Обычно периоды между азаном и икаматом фиксированы и известны прихожанам конкретной мечети (иногда даже в мечети бывает объявление с указанием времени между азаном и икаматом).
Некоторую информацию, касающуюся икамата, мы уже привели в разделе «Азан».
Слова икамата
الله اكبر х 4 раза
اشهد ان لا اله الا الله х 2 раза
اشهد ان محمد رسول الله х 2 раза
حي على الصلاة х 2 раза
حي على الفلاح х 2 раза
قد قَامت الصلة х 2 раза
الله اكبر х 2 раза
لا اله الا الله х 1 раз
Аллаху Акбар, Аллаху Акбар!
(Аллах Велик, Аллах Велик!)
Аллаху Акбар, Аллаху Акбар!
(Аллах Велик, Аллах Велик!)
Ашхаду алля иляха илляллах!
(Свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха!)
Ашхаду алля иляха илляллах!
(Свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха!)
Ашхаду анна Мухаммада-р-расулюллах!
(Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха!)
Ашхаду анна Мухаммада-р-расулюллах!
(Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха!)
Хайя `аля-солях, хайя `аляс-солях!
(Спешите к молитве, спешите к молитве!)
Хайя `аляль-фалях, хайя `аляль-фалях!
(Спешите к успеху, спешите к успеху!)
Код комати-с-соляту, код комати-с-солях!
(Начинается молитва, начинается молитва!)
Аллаху Акбар, Аллаху Акбар!
(Аллах Велик, Аллах Велик!)
Ля иляха илляллах!»
(Нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха!)
Икамат, в отличие от азана, желательно произносить быстро, не растягивая гласные.
Нежелательно (макрух танзихан) произносить икамат тому, кто пропустил пятничный намаз (джума) и совершает вместо него намаз зухр.
Также желательно отвечать на икамат: отвечают на него так же, как на азан, только после слов «Код комати-с-соляту код комати-с-солях» желательно произнести: «Акамахаллаху ва адамаха» («Пусть Аллах сделает так, чтобы намаз совершался постоянно!»).
После икамата следует незамедлительно приступить к совершению обязательного намаза, не делая между икаматом и намазом длинной паузы.
Нужно ли давать азан и икама когда молишься один?
от К Исламу Окт 24, 2010
Вот некоторый материал для ответа на заданный вопрос:
От ‘Укбы ибну ‘Амира, который слышал что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
يَعْجَبُ رَبُّكَ عَزَّ وَجَلَّ مِنْ رَاعِى غَنَمٍ فِى رَأْسِ الشَّظِيَّةِ لِلْجَبَلِ يُؤَذِّنُ بِالصَّلاَةِ وَيُصَلِّى فَيَقُولُ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ انْظُرُوا إِلَى عَبْدِى هَذَا يُؤَذِّنُ وَيُقِيمُ يَخَافُ شَيْئاً قَدْ غَفَرْتُ لَهُ وَأَدْخَلْتُهُ الْجَنَّةَ
«Удивляется Твой Господь, Велик Он и Возвышен, пастуху овец на верхушке горы, который совершает азан, и затем совершает молитву, и Всевышний Аллах говорит: «Смотрите на Моего раба этого! Он дает азан, затем говорит икамат, ничего не боясь, и будет прощено ему, и зайдет он в Рай!»» Приводят этот хадис имам Ахмад, 17478, где шейх Шу’айб аль-Арнаут назвал его сахих, так же абу Дауд, 421 и другие. Шейх аль-Альбани подтвердил его достоверность.
Сказал ибну аль-Мунзир в «аль-Аусат» (3/60):
«Любимее мне когда дается азан и икамат тем, кто молиться в одиночку, и дозволено ему сказать икамат без азана, и даже если он совершит молитву без азана и икамата, то не нужно ему повторять ее. А я предпочел азан и икамат для того, кто молится один, следуя хадису от абу Са’ий аль-Худрий, так как я полагаю, что азан не был вменен только для джама’ата, чтобы они собрались, а так же кроме этого другого. Ибо посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал Малику абну аль-Хуайрису и сыну его дяди, совершить азан, и не было с ними джама’ата для их азана и икамата».
От ‘АбдуЛлах ибну Рабий’а, передается:
أَنَّهُ كَانَ مَعَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي سَفَرٍ فَسَمِعَ صَوْتَ رَجُلٍ يُؤَذِّنُ فَقَالَ مِثْلَ قَوْلِهِ ثُمَّ قَالَ إِنَّ هَذَا لَرَاعِي غَنَمٍ أَوْ عَازِبٌ عَنْ أَهْلِهِ فَنَظَرُوا فَإِذَا هُوَ رَاعِي غَنَمٍ
«Что он был вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в пути, и слышал голос человека, который совершал азан и повторял то, что говорил муаззин, затем сказал: «Поистине это пастух овец, или тот, кто отдалился от своего племени (своей семьи)». И мы посмотрели, и это оказался пастух». Приводят хадис имамы ан-Насаи, 664, 665, абу Дауд, 641. Достоверность его подтвердил шейх аль-Альбани.
От Малика ибну аль-Хуайриса, да будет доволен им Аллах, который рассказал о том, что к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришли двое и сказали, что хотят отправиться в путь. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им:
إِذَا أَنْتُمَا خَرَجْتُمَا، فَأَذِّنَا، ثُمَّ أَقِيمَا وَلْيَؤُمَّكُمَا أَكْبَرُكُمَا
«Если вы выйдите в путь, то совершите азан, затем скажите икамат, затем пусть встанет имамом старший из вас». Приводит хадис имам аль-Бухари, 630.
Сказал абу ‘Иса ат-Тирмизи, да смилуется над ним Аллах: «Поступали в соответствии с этим большинство ученых. Они выбрали азан в пути, сказали некоторые, что достаточно икамата, т.к. азан для тех, кто хочет собрать людей. Однако первое мнение более правильно, и так сказали Ахмад и Исхак».
Сказал шейх аль-Альбани, да помилует его Аллах, в «Тамамуль-минна», (1/144): «Это проявление религии, как азан, не конкретизируется только джама’атом, однако на каждом молящемся азан и икамат. Но если же молящийся будет в джама’ате, то достаточно для него азана и икамата муаззина».
Шейх ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, на вопрос: «Иногда я совершаю фард-молитву в одиночку, т.к. мечети нет по близости от меня, является ли для меня обязательным совершить азан и икамат, или же дозволено совершить молитву без азана и без икамата?»
Ответил: «Сунной является совершение азана и икамата. А что касается уаджиба, то в этом есть разногласия среди ученых. Однако лучше и более ближе (к правильному пониманию) – это совершение и азана и икамата учитывая всеобщность доводов. Так же обязанностью является для тебя совершать молитву в джама’ате, если есть возможность. Если ты нашел джама’ат или слышал призыв к молитве в мечеть, то уаджиб ответить муаззину, и посетить мечеть вместе с джама’атом. Если же ты не слышал, и нет мечети в близи от тебя, то Сунной является тебе дать азан и икамат». См. «Маджму’уль-фатауа ли шейх ибн Баз, 10/238).
Так же приводится высказывание о порицаемости оставления азана и икамата.
Сказал имам аш-Шафи’и, да смилуется над ним Аллах: «Если же оставил мусульманин и азан и икамат будучи один, или в джама’ате, то это порицаемо (макрух), однако не нужно ему повторять молитву, если он совершил ее без азана и икамата». См. книгу «аль-Умм» аш-Шафи’и, глава: «Азан и икамат для объединения молитв».
Так же шейх Фаузан, да хранит его Аллах, в «Мулаххас аль-фикхия», говорил: «Азан и икамат являются обязанностью, которую если выполняет один, другие выполнять не обязаны (فرض الكفاية), и нет греха на этих остальных».
Молитва азан и икамат
Just me.
Группа: Модераторы
Сообщений: 3,296
Регистрация: 05.02.2006
Из: Москва
Пользователь №: 1,083
Азан-это призыв людей к выполнению обязательной молитвы,целью которго является извещения о ее наступлении. Он произносится сразу с наступлением соответствующего времени.
Азан является символом свободы веры и объединения всех мусульман. Поскольку намаз-это спасение людей, следовательно, азан-это призыв к спасению,укрепляющий в мусульманахверу в Единобожие,веру в Пророка Мухаммада(да благословит его Аллах и приветствует) и веру в истинность ниспосланного нам Корана.
История возникновения азана
Видео (кликните для воспроизведения). |
Слоава азана (произносятся медленно и растянуто):
Аллаху акбар (4 раза)-(Аллах превыше всего.)
Ашаду алля иляхе илля ллах (2 раза) — (Я свидетельствую,что нет Бога, кроме Аллаха.)
Ашаду анна мухаммадаррасулюллах (2 раза)- (Я свидетельствую,что Мухаммад-посланник Аллаха.)
Хаййа аля ссалях (2 раза)- (Спешите на молитву.)
Хаййа аляль фалях (2 раза)- (спешите к спасению.)
Аллаху акбар (2 раза)
Ля иляхе илля ллах- (Нет божества, кроме Аллаха.)
Во время призыва на утреннюю молитву,после слов «хаййя аляль фалях», дважды произносится «ассаляту хайрумминаннавм»- (Молитва лучше сна.)
Икамат-это призыв, осуществляемый непосредственно перед выполнением фарда (обязательная часть молитвы). В икамате используются те же слова,что и при азане, но после слов «хаййя аляль фалях следует произнести «кад кааматис-саляту кад кааматиссаллях»- (Молитва начинается.)
В отличие от азана, икамат читается быстрее,но все же четко и ясно.
Материал взят из книги имам-хатыба Московской Соборной мечети, Мустафы Кютюкчю.
«Любовь — это два одиночества, которые приветствуют друг друга, соприкасаются и защищают друг друга»
АЗАН И ИКАМАТ ПО МАЗХАБУ ИМАМА АБУ ХАНИФЫ
АЗАН И ИКАМАТ ПО МАЗХАБУ ИМАМА АБУ ХАНИФЫ
Слово «азан» переводится с арабского, как «оповещение». По Шариату это слово имеет определенное назначение.
Всевышний установил сроки для всех намазов, а азан – это оповещение о наступлении времени намаза.
Оглашение азана стало шариатским решением в первом году по хиджре. Абу Давуд рассказал хадис:
«Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поселился в Медине, мусульмане испытывали определенные неудобства, не зная времени наступления намаза. Пророк долго думал, как бы собрать людей на намаз. Один предложил вывесить знамя, но Пророк не принял этот вариант. Другие предложили дуть в большую трубу, но и это Пророк отверг, так как это будет уподобление иудеям. Отверг также и колокол, так как он уподобит их христианам. Абдуллах сын Зайда видел, как Пророку неспокойно, размышляя над этим вопросом. В ту ночь ему приснился сон, как проходит мимо него человек с зурной в руке. Абдуллах спросил: «Не продашь ли эту зурну?» «Зачем тебе зурна?» – спросил человек. «Я буду извещать людей о наступлении времени намаза», – ответил Абдуллах. Тогда человек сказал, что научит его более лучшему методу оповещения, и подсказал оглашение азана: «Аллаху акбар…» (по тексту азана). Утром Абдуллах рассказал сон Пророку, и он сказал, что это и есть истина. Тут же он послал Абдуллаха к Билалу, чтобы тот огласил азан, ибо у того голос был громче, чем у Абдуллаха. Когда Билал огласил азан, пришел Умар ибн Хатаб и сказал Пророку : «Клянусь Господом, пославшим тебя, я тоже видел во сне этот азан». Пророк Мухаммад воздал хвалу Аллаху».
Азан – это призыв, в текст которого вошли слова вероубеждения мусульман. Он напоминает людям о наступлении времени намаза и призывает к поклонению Аллаху I. В азане утверждается Единственность Сущего Аллаха вместе с Пречистостью и Совершенством Его. Также свидетельствуется, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) – есть Посланник Аллаха. Напоминается, что намаз – это спасение.
О достоинстве азана приводятся хадисы. Абу Хурайра передал, что Пророк говорил:
» Если бы люди знали о достоинстве оглашения азана и нахождении в первом ряду, то они и жеребьевкой стали бы бороться за это «.
Ибну Умар передал от Пророка:
» Грехи оглашающего азан (муэдзина) смываются до завершения оглашения, и все живое, и неживое, услышавшее азан, просит о смывании его грехов «.
ОГЛАШЕНИЕ АЗАНА И ИКАМАТА
Оглашение азана и икамата является суннатом-муаккад (для мужчин) при наступлении срока молитвы для каждого обязательного намаза, намаза-джума или для возмещаемого намаза, будь-то коллективный или индивидуальный намаз, в пути или дома.
Для женщины не предписано оглашать азан, так как их голос не принято слушать посторонним мужчинам.
Для других намазов (праздничные, затмения луны или солнца) азан и икамат не являются суннатом.
Если нужно возместить несколько намазов, и человек возмещает их подряд, то для первого намаза прочитает азан, затем икамат, а для остальных можно повторить все то же самое, но лучше перед каждым намазом ограничиться чтением икамата.
1. Наступление времени намаза.
2. Оглашение на арабском языке (исключение делается тому, кто не знает арабского языка).
3. Оглашение по порядку и сразу.
4. Оглашающий азан должен быть сознательным.
5. Оглашающий азан должен быть мусульманином.
6. Оглашает азан только мужчина. Азан, оглашаемый женщинами, мужчинам не предписан. Если коллектив только из женщин, то они прочтут икамат.
Подлежащий купанию или омовению может призвать к намазу, но это порицательно (макрух).
ПОРЯДОК ОГЛАШЕНИЯ АЗАНА И ИКАМАТА
Азан имеет 15 слов:»Аллагьу акбар читается четыре раза, ашгьаду алла илагьа иллаллагь – два раза, ашгьаду анна Мухаммада ррасулуллагь – два раза, хIайя гIала ссалагь – два раза, хIайя гIалаль фалахI – два раза, Аллагьу акбар – два раза, ла илагьа иллаллагь – один раз.»
В икамате читается все так же, как и в азане, только после обеих:»ХIайя гIала» дважды читается «Къад къамати ссалагь».
Также алимы были едины в том, что при утреннем азане после обеих «ХIайя гIала» добавляется фраза: «Ассалату хайру мминаннавм», т.е. намаз полезнее сна.
ДЛЯ ОГЛАШАЮЩЕГО АЗАН ЖЕЛАТЕЛЬНО:
1. Чтобы муэдзин был свободным (не рабом) и совершеннолетним.
2. Быть доверенным, справедливым, ибо он следит за временем намазов. Также оглашать на возвышенности.
3. Знающим времена намазов и его суннаты.
4. Иметь громкий и красивый голос.
5. Быть в омовении.
6. Вставлять в уши указательные пальцы – это помогает повышению голоса.
7. Поворачиваться вправо и влево при чтении обеих «ХIаййя гIала».
8. Обходить минарет вокруг, если с одного места голос не доходит.
9. Азан оглашается протяжно, икамат, напротив, быстро.
10. Не разговаривать при азане, даже отвечая на приветствие.
ПРИ ОГЛАШЕНИИ АЗАНА ПОРИЦАТЕЛЬНО:
1. Оглашать азан женщине.
2. Оглашать азан фасику, так как его слова в религии не принимаются.
3. Не имея омовения.
4. Сидящему.
5. Придавать в произношении азана мелодии, которые могут привести к искажению смысла, также прибавлять или не произносить звуки.
6. Разговаривать во время азана, ибо это поминание (зикр) Всевышнего, возвышающее Его.
7. Неисполнение всего сунната в азане, порицательно.
Если азан огласит тот, кому порицательно это делать, то желательно призвать заново.
Каждый, услышавший призыв на намаз, должен прервать свое занятие, даже чтение и изучение Корана или других наук. Нужно ответить муэдзину, повторив за ним все его слова, кроме обеих «ХIаййя гIала». Вместо них необходимо сказать: «Ла хIавла вала къуввата илли биллагь».
В мазхабе имама Абу Ханифы есть алимы, которые говорят, что отвечать на азан необходимо, но есть и те, которые говорят, что это желательно. Ответить на азан должны подлежащие купанию и женщины в период критических дней. Отвечать тоже желательно после каждого слова. Если отвечающий услышал весь азан или его отрывок, то необходимо ответить на весь азан в порядке его оглашения.
При ответе на утренний азан после слов: «Ассалату хайру мминаннавм» отвечающий скажет: «Садакъта ва барирта».
Не ответить муэдзину может человек, находящийся в намазе, читающий хутбу, находящийся в туалете и исполняющий супружеский долг.
Если ответили одному муэдзину, то тут же отвечать другому не является суннатом.
ПОСЛЕ ОГЛАШЕНИЯ АЗАНА ЖЕЛАТЕЛЬНО:
1. Прочитать салават Пророку (да благословит его Аллах и приветствует).
2. Прочитать ду’а: «Аллагьумма рабба гьазигьи дагIавати ттамати ва ссалятиль къаимати ати МухIаммаданиль василята валь фазилята вабгIасгьу макъамам махIмуданиллязи вагIадтагьу иннака ла тухлифуль мигIад, ва салляллагьу гIаля саййидина МухIаммадин ва гIаля алигьи ва ссахI бигьи ва саллям».
3. Если отвечают на вечерний азан, то добавляют: «Алллагьумма гьаза икъбалу ляйлика ва идбару нагьарика ва асвату дугIатика ва хIузуру ссаляватика фагъфир ли».
4. Между азаном и икаматом желательно прочитать ду’а.
5. Желательно выдержать время между азаном и икаматом, дабы постоянствующие в коллективном намазе могли собраться, сохраняя желательное время намаза.
1. По мазхабу имама Абу Ханифы, икамат читается как азан, поэтому он имеет 17 фраз.
2. Желательно икамат читать, не растягивая слова.
3. Желательно огласившему азан прочитать и икамат.
4. Желательно отвечать и на икамат. После слов муэдзина: «Къад къамати ссалат» необходимо ответить: «Акъамагьаллагьу ва адамагьа».
1. Впервые после азана стали читать салават во времена Салахуддина Аюби в 781 году по хиджре. Чтение салавата вслух не является ни сунной, ни отвергаемым действием, так как в нем есть напоминание.
2. Для всех возмещаемых намазов предписано чтение икамата.
3. Муэдзину порицается выходить из мечети до совершения намаза. Это решение общее для всех.
4. За оглашение азана муэдзин может взять плату.
Азан и все, что с ним связано
1) Азан – это призыв к намазу. Является сунной произносить азан для пятикратного намаза, а также для пятничной молитвы.
2) Азан произносится только мужчинами. Азан, сделанный женщиной, недействителен.
3) Произнося азан, муэдзин должен быть обращен в сторону киблы.
4) Азан следует давать и для восполняющего (каза) намаза. Если молящийся совершает сразу несколько каза-намазов, он должен произнести азан для первого каза-намаза, после чего у него есть выбор: либо произносить азан и для остальных каза-намазов, либо ограничиться только произнесением икамата.
5) Является сунной быть в состоянии малого омовения во время произнесения азана. Однако разрешается произносить азан и без малого омовения.
6) Не разрешается произносить азан для намаза до наступления начала времени данного намаза.
7) Если азан произносится до наступления времени намаза, такой азан не будет действителен. В этом случае азан следует повторить.
8) Азан должен произноситься громким голосом с паузами после фраз.
Алла́ху акьбар
Перевод: «Аллах велик»
(произносится 4 раза)
أَشْهَدُ أَنْ لَّآ إِلٰهَ إلَّا اللهُ
Ащхаду алля́ иля́ха иллялла́х
Перевод: «Свидетельствую: никто не достоин поклонения, кроме Аллаха»
(произносится дважды)
أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَّسُولُ اللهِ
Ащхаду анна Мухаммадар-расу́люлла́х
Перевод: «Свидетельствую: Мухаммад – посланник Аллаха»
(произносится дважды)
حَيَّ عَلَى الصَّلٰوةِ
Хайя ‘аляс-саля́х
Перевод: «Спешите на молитву!»
(произносится дважды)
حَيَّ عَلَى الفَلَاحِ
Хайя ‘аляль-фаля́х
Перевод: «Спешите к спасению!»
(произносится дважды)
Алла́ху акьбар
Перевод: «Аллах велик»
(произносится дважды)
لَآ إِلٰهَ إلَّا اللهُ
Ля́ иля́ха иллялла́х
Перевод: «Нет бога, кроме Аллаха»
Как произносить азан
Далее представлен способ произнесения азана, соответствующий сунне.
Муэдзину следует очиститься от обоих видов нечистоты: и от малой, и от большой. Ему следует забраться на возвышенное или высокое место за границами мечети и обратиться в сторону киблы.
(Обратите внимание: азан не следует давать внутри мечети)
Обратившись в сторону киблы, муэдзин вкладывает указательные пальцы обеих рук в ушные отверстия. Далее он произносит азан громким голосом (без крика).
Произнося слова «хайя ‘аляс-саля́х», муэдзин поворачивается лицом направо так, что его грудь и ноги по-прежнему обращены в сторону киблы.
Произнося слова «хайя ‘аляль-фаля́х», он обращает свое лицо налево аналогичным образом.
Во время азана, произносимого для фаджр-намаза, после слов «хайя ‘аляль-фаля́х» необходимо произнести дважды следующую фразу:
الصَّلٰوةُ خَيْرٌ مِّنَ النَّوْمِ
Ас-саля́ту хайрум-минан-наум
Перевод: «Намаз лучше сна»
После двукратного произнесения «Алла́ху акьбар» муэдзин должен сделать паузу, достаточную для того, чтобы слышащие азан успели ответить (о том, как отвечать на него, будет рассказано далее).
Помимо данной паузы, после «Алла́ху акьбар» муэдзину следует делать однократные паузы после каждой фразы, чтобы слышащие азан успели ответить.
Икамат аналогичен азану, но отличается от него следующим:
1) Икамат произносится внутри мечети, в то время как азан – за ее пределами.
2) Икамат произносится вполголоса, а азан – громко.
3) Во время икамата пальцы не вкладываются в уши, как в случае с азаном.
4) Икамат произносится быстро, в то время как азан – медленно.
5) Фраза «Ас-саля́ту хайрум-минан-наум» не произносится во время икамата.
6) Во время икамата для пятикратного намаза после «хайя ‘аляль-фаля́х» дважды произносится фраза:
قَدْ قَامَتِ الصَّلٰوةُ
Код ко́матис-саля́х
Перевод: «Намаз начался»
7) Во время икамата лицо не поворачивают направо и налево как в азане.
8) Икамат произносится, когда коллективный (джамаат) намаз должен начаться.
Правила азана и икамата
1) Для путника (мусафира) произнесение азана, когда он исполняет свой намаз, – мустахаб (предпочтительно).
2) Азан и икамат в мечети достаточны для всех людей этой местности. Поэтому, если азан и икамат уже были произнесены в мечети, произнесение азана и икамата дома будет являться мустахабом.
3) Является макрух (порицаемым и запрещенным) произносить азан и икамат в мечети, где совместный намаз совершается ежедневно с азаном и икаматом. Однако в мечети, где нет зафиксированного порядка по имаму и муэдзину, азан и икамат читаются каждой группой или человеком, исполняющими намаз в этой мечети.
4) Женщине читать азан и икамат – макрух (запрещено).
5) Азан и икамат читаются только для намазов категории «фард ‘айн» (пятикратного и пятничного намаза).
Для тех, кто слышит азан, ответить на него – мустахаб, т. е. им следует тихо повторять фразы, произносимые муэдзином. Они отвечают во время пауз, совершаемых муэдзином после каждой фразы. Однако после фраз «хайя ‘аляс-саля́х» и «хайя ‘аляль-фаля́х» следует говорить:
لَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إِلَّا بِاللهِ
Ля́ хауля ва ля́ куввата илля́ билля́х
Перевод: «Нет мощи и силы, кроме как посредством Аллаха»
Во время фаджр-азана после фразы «ас-саля́ту хайрум-минан-наум» слушателям следует сказать:
Садакта ва барарта
По окончании азана слушатели произносят салават и следующую мольбу:
اللّٰهُمَّ رَبَّ هٰذِهِ الدَّعْوَةِ التَّآمَّةِ، وَالصَّلٰوةِ الْقَآئِمَةِ، اٰتِ مُحَمَّدًا الْوَسِيلَةَ وَالْفَضِيلَةَ وَالدَّرَجَةَ الرَّفِيعَةَ، وَابْعَثْهُ مَقَامًا مَّحْمُودًا الَّذِي وَعَدْتَّهُ، وَارْزُقْنَا شَفَاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيٰمَةِ، إِنَّكَ لَا تُخْلِفُ الْمِيعَادَ
Алла́хумма рабба ха́зихид-да’ватит-та́ммати, вас-саля́тиль ка́-имати, а́ти Мухаммаданиль-васи́лята валь-фады́лята вад-дараджатар-рафи́’ата, ваб’асху мака́мам-махму́даниллязи́ ва ‘аттаху́, варзукна́ щафа́’атаху́ яумаль-кыя́мати, иннакя ля́ тухлифуль-ми́’а́д.
Перевод: «О, Аллах, Господь этого совершенного призыва и начинающейся молитвы! Благослови Мухаммада предельной близостью к Тебе, даруй ему совершенство и вознеси его до обещанного Тобою высокого положения! И даруй нам его заступничество в Судный День. Поистине, Ты не нарушаешь обещанного».
7) Ответить на икамат – тоже мустахаб. Ответы на икамат такие же, как и на азан, а после фразы «код ко́матис-саля́х» нужно сказать следующее:
أَقَامَهَا اللهُ وَأَدَامَهَا
Ако́махалла́ху ва ада́маха́
Перевод: «Да установит Аллах молитву и сделает ее постоянной!»
8) Не нужно отвечать на азан во время следующих действий:
а. совершение намаза;
б. прослушивание хутбы (пятничной, брачной и т. д.);
в. во время месячных и послеродового кровотечения;
д. при интимной близости.
9) Второй азан на пятничный намаз должен быть дан внутри мечети перед минбаром.
10) Азан муэдзином должен исполняться стоя. Если азан был дан сидя, его следует повторить. Но если азан был произнесен сидя для своего собственного намаза (не для совместного намаза), нет необходимости его повторять, хотя без надобности сидя азан читать не следует.
11) Является мустахабом закрыть ушные отверстия пальцами во время исполнения азана.
12) Произносить азан, будучи в состоянии большой нечистоты, является строго порицаемым (макрух-тахрим). Повторение такого азана – мустахаб.
13) Произносить икамат, будучи в состоянии большой или малой нечистоты, – макрух-тахрим. Но, в отличие от азана, повторение икамата не является мустахабом.
14) Сунной является произнесение фраз азана и икамата в последовательности. Если в порядке фраз азана или икамата совершена ошибка, такую ошибку следует исправить посредством повторения в правильном порядке фразы, произнесенной не в том месте.
15) Если во время исполнения азана муэдзин по какой-либо причине не может закончить его (например, по причине болезни), повторение всего азана заново будет сунной-муаккада.
16) Если нарушается малое омовение человека, произносящего азан или икамат, будет лучше завершить азан или икамат, и уже после этого совершить омовение.
17) Произнесение икамата – право того, кто произнес азан. Но он может дать согласие на произнесение икамата другим человеком.
18) Муэдзину следует закончить икамат в том же месте, где он начал его. Ему не следует передвигаться с места на место во время произнесения икамата.
19) Если после произнесения икамата имам совершает сунны фаджр, тогда время, которое занимает их совершение, не будет считаться существенным. Следовательно, икамат повторять не нужно.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: «Книга намаза» («Китаб-ус-салят») Меджлиса алимов (ЮАР)
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.