Содержание
- 1 Православный Церковный календарь
- 2 Преподобный Аристо ́ клий (Амвросиев) , старец Московский
- 3 Православные старцы XX века
- 4 Редкие Богослужебные тексты
- 5 прп. иеросхимонах Аристоклий (Амвросиев) старец Московский
- 6 Русская Православная Церковь
- 7 Преподобный Аристоклий, старец Афонский и Московский чудотворец
- 8 Приложение II
Православный Церковный календарь
Календарь на год ►
О календаре
Богослужения
Посты
Библейские чтения
Праздники
Календарь
венчаний
Дни особого поминовения усопших 2019
Дни поминовения новопреставленных
Подписка
Преподобный Аристо ́ клий (Амвросиев) , старец Московский
Дни памяти
6 сентября (переходящая) – Собор Московских святых
Житие
Старец Аристоклий (в миру – Алексей Алексеевич Амвросиев) родился в 1846 году в Оренбурге, в благочестивой крестьянской семье. В раннем детстве Алексей потерял отца.
В десятилетнем возрасте после тяжёлой болезни у мальчика отнялись ноги. Мать Алексея Матрона слёзно молила святителя Николая Чудотворца об исцелении сына, дав обет посвятить сына Богу, а самой, по достижении сыном иноческого возраста, уйти в монастырь.
В день празднования святителя Николая 6 декабря Алексей чудесно исцелился. Когда сыну исполнилось семнадцать лет, Матрона удалилась в монастырь.
В 1876 году, сразу после смерти жены, Алексей Амвросиев отправился на Святую Гору Афон и поступил в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. 11 марта 1880 г. он был пострижен в мантию с именем Аристоклий, в честь кипрского священномученика Аристоклия Саламинского.
2 декабря 1884 года монах Аристоклий был рукоположен во иеродиакона, а 12 декабря того же года – во иеромонаха. 12 февраля 1886 года иеромонах Аристоклий пострижен в схиму без перемены имени.
В 1887 году отец Аристоклий привозил в Москву масличную ветвь с места усечения св. вмч. Пантелеимона Целителя. С 1891 по 1894 настоятель подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. В те годы подворье размещалось в небольшой городской усадьбе на Большой Полянке – ее в сентябре 1879 года подарила монастырю известная благотворительница Акилина Алексеевна Смирнова.
Несколько лет отец Аристоклий возглавлял подворье и был настоятелем часовни святого великомученика и целителя Пантелеимона. Старец обладал даром исцеления и прозорливости и принимал ежедневно сотни людей, нуждающихся в помощи. Многочисленные пожертвования верующих старец раздавал страждущим, оплачивал обучение детей из бедных семей.
Стараниями отца Аристоклия с 1888 года на подворье начал издаваться журнал «Душеполезный собеседник», который рассказывал о жизни русских монахов на Святой Горе, знакомил с жизнеописаниями афонских подвижников, с письмами старцев к своим духовным чадам. Благодаря изданию журнала русские монастыри на Афоне стали пополняться новыми послушниками, на щедрые пожертвования россиян восстанавливались пострадавшие от пожаров монастырские постройки, возводились новые храмы.
В 1894 году после ложного доноса старцу пришлось покинуть Москву и вернуться на Афон.
В 1909 году собор духовников Свято-Пантелеимонова монастыря вновь назначил старца Аристоклия настоятелем Афонского подворья, и с 29 ноября 1909 года старец пребывает в Москве. По возвращению старца тысячи людей вновь стали приходить на подворье.
С 1909 по 1918 гг. на подворье были построены два трехэтажных здания. В одном из них разместилась библиотека. Другое было отдано под богоугодные заведения, а на третьем этаже в одной из угловых комнат батюшка устроил домовую церковь в честь особо почитаемой и любимой им иконы Божией Матери «Скоропослушница». Храм был освящен уже после смерти старца – 30 сентября 1918 года чин освящения совершил святейший патриарх Московский и всея Руси Тихон.
24 августа/6 сентября 1918 старец почил о Господе.
Отпевали иеросхимонаха Аристоклия три московских владыки: епископ Арсений, епископ Трифон (Туркестанов) и епископ Иоасаф, настоятель Богоявленского монастыря, исполнявший в то время обязанности митрополита Московского.
Первоначально старец Аристоклий был похоронен в мраморном склепе усыпальницы подворья. Однако после революции все монастырские владения подлежали национализации, а домовые церкви – ликвидации. На подворье начались обыски, аресты, конфискации. В январе 1919 года был арестован настоятель Пантелеимоновой часовни иеромонах Макарий. Поэтому духовные чада старца приняли решение о его перезахоронении, и в 1923 году иеросхимонах Аристоклий был перезахоронен на Даниловском кладбище Москвы.
В 2001 году Синодальная комиссия по канонизации святых Русской Православной Церкви, изучив поступившие материалы, сделала заключение, что препятствий для прославления старца иеросхимонаха Аристоклия в лике преподобных как местночтимого московского святого нет.
Летом 2004 на Даниловском кладбище были обретены святые мощи старца.
6 сентября 2004 года старец Аристоклий был прославлен в лике местночтимых святых Москвы и Московской епархии. На Божественной литургии, совершенной святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Успенском соборе Кремля в сослужении митрополита Калужского и Боровского Климента, архиепископов Истринского Арсения, Владимирского Евлогия, Орехово-Зуевского Алексия, епископа Дмитровского Александра, московский старец был причислен к лику преподобных.
За патриаршим богослужением было оглашено «Определение о канонизации в лике местночтимых святых преподобного Аристоклия (Амвросиева), старца Московского (1846–1918)».
13 ноября 2004 года святые мощи преподобного Аристоклия были перенесены крестным ходом из Свято-Данилова монастыря на Афонское подворье Москвы.
Сейчас мощи преподобного пребывают в храме святого великомученика Никиты на Афонском подворье Москвы.
Молитвы
Тропарь преподобному Аристоклию (Амвросиеву), глас 4
Процве́л еси́ я́ко фи́никс на святе́й горе́ Афо́нстей/ и я́ко ке́др на земли́ ру́сстей умно́жился еси́,/ Ду́ха Свята́го стяжа́в чистото́ю богоуго́днаго жития́/ и ми́р Христо́в воцари́ся в душе́ твое́й,/ преподо́бне о́тче Аристоклие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Расцвел ты как пальма на святой горе Афонской и как кедр на земле русской ты возвеличился, ты стяжал Духа Святого чистотой Богоугодной жизни и мир Христов воцарился в душе твоей, преподобный отче Аристоклий, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Православные старцы XX века
Только из сообщений “Душеполезного Собеседника” духовные дети старца могли узнать о жизни духовного отца. В выпусках журнала сообщалось, что отца Аристоклия избрали казначеем и духовником монастыря, а в 1909 году имя иеросхимонаха Аристоклия (к тому времени принявшего схиму) стояло первым в списке кандидатов в наместники настоятеля монастыря.
Пятнадцать лет духовные чада старца посылали письма в Синод и на Афон, в которых умоляли вернуть им любимого пастыря. Наконец собор духовников Свято-Пантелеимонова монастыря вновь назначил старца Аристоклия настоятелем подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве.
В семидесятилетнем возрасте старцу предстояло вернуться в Россию. К тому времени он страдал от многочисленных болезней и нуждался в преданном ему помощнике.
В последние годы своего пребывания в обители он сблизился с послушником Ипатием Ставровым. По просьбе старца Аристоклия послушника Ипатия постригли в монахи с именем Исаия, рукоположили и благословили помогать старцу в Москве. Отец Исаия (будущий знаменитый старец Исаия) стал не только келейником старца, но и секретарем, незаменимым помощником во всех делах подворья.
После отъезда старца в 1894 на Афон приход уменьшился, и казна опустела, не на что было ремонтировать здания.
По возвращению старца тысячи людей вновь стали приходить в часовню. С 1909 по 1918 на подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря выросли два трехэтажных здания: одно для книг, в другом же разместились монастырские службы и богоугодные заведения, а на третьем этаже в одной из угловых комнат батюшка устроил домовую церковь в честь особо почитаемой и любимой им иконы Божией Матери “Скоропослушницы”.
Земная жизнь старца закончилась 26 августа / 8 сентября 1918 года, в день Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Отпевали иеросхимонаха Аристоклия три московских владыки: епископ Арсений, епископ Трифон (Туркестанов) и епископ Иоасаф, настоятель Богоявленского монастыря, исполнявший в то время обязанности митрополита Московского.
Первоначально старец Аристоклий был похоронен в мраморном склепе усыпальницы подворья. Однако после революции все монастырские владения подлежали национализации, а домовые церкви – ликвидации. На подворье начались обыски, аресты, конфискации. В январе 1919 года был арестован настоятель Пантелеимоновой часовни иеромонах Макарий, а в 1921 году – иеромонах Феофан. Поэтому духовные чада старца в 1922 году приняли решение о его перезахоронении. Хоронили тихо, чтобы не привлекать внимания властей. Монахи вынесли гроб с нетленным телом иеросхимонаха Аристоклия из усыпальницы, погрузили на телегу и повезли на Даниловское кладбище. Очевидцы рассказывали, что голуби, которых старец при жизни любил кормить, слетелись со всех сторон и, кружась, образовали в небе живой крест. До самой могилы живой голубиный крест сопровождал старца.
Следует отметить, что незадолго до смерти иеросхимонаха Аристоклия, одна из духовных его дочерей А.П. Солнцева, проживающая в Духовском переулке, рядом с Даниловским кладбищем, пригласила старца в гости. Старец ласково ответил на приглашение: “Чадо мое возлюбленное, скоро, скоро я к тебе приду. Приду навсегда”. Вскоре батюшка умер, так и не побывав у нее в гостях, женщина недоумевала. А через четыре года после смерти старца (в 1922 году) женщина, случайно встретив похоронную процессию недалеко от своего дома, узнав, что хоронят старца Аристоклия, вспомнила о пророчестве духовного отца.
Из воспоминаний Матушки Варвары (Цветковой): “По молитвам афонского старца Божия Аристоклия в Пантелеймоновой часовне на Никольской совершалось много чудес, исцелений больных и несчастных одержимых. Батюшка принимал на Большой Полянке в Афонском подворье, бесконечных посетителей, жаждавших его духовных советов и руководства. Батюшка всегда утешал нас, молился и говорил, что будет. Однажды, когда и брат, и отец находились на Лубянке, и не было никакой надежды на то, что выйдут они оттуда живыми, и мне было невыносимо тяжело, батюшка вдруг весело сказал:
– А вы уедете в другие страны, и открыто.
Я просто оторопела:
– Да ведь нет никакой возможности!
Из воспоминаний монахини Евфимии:
-У мамаши моей очень болела рука уже несколько лет. И каких только лекарств мы ни испробовали, и к каким докторам ни обращались, но боль не унималась. Я говорю раз: “Поедем к старцу, он поможет”.
Поехали утром. Старец был не совсем здоров и находился в келье. Он с такой любовью принял нас! А сам как-то все улыбался, сидел он не на своем месте, а как бы кого дожидаясь. Благословил нас и стал разговаривать. Взял руку, стал ее тереть. Я сняла с нее кофту, он все продолжал тереть руку, а сам улыбался, точно для нас у него было нечто утешительное, и он не мог от удовольствия не улыбаться. Потом оставил матушкину руку, дал просфорочку, помазал маслом и так, радуясь, отпустил. С тех пор болей не было. Думаю, мой старец и радовался, зная, что за его молитвы Господь исцелил мою мамашу.
А как батюшка утешал меня своими беседами! Бывало, скажет: “Ах, чадо мое возлюбленное, если бы ты знала, как хочется мне спасти вас! Все бы претерпел ради вас, пусть Господь вас спасет! Только бы вас к Нему привести! Только бы вы спаслись, нет у меня большей заботы, как только привести вас ко Господу, и нет серьезнее дела на земле, как спасение души. ” Батюшка всегда радовался, когда видел усердие наше, детей духовных, друг ко другу или к другим. У него была необычайная благодарность за малейшее участие со стороны другого. Удивительно он любил детей. И всегда – всегда его окружали дети, были такие приверженные к нему, что никак не хотели уходить от своего батюшки.
Бывало, старец идет из кельи двором, а уж народ его ожидает, он всех благословит, затем ему подадут ящик небольшой с кормом для голубей, и батюшка с молитвой им насыплет и благословит. И так каждое утро, а голуби – где только не усядутся, дожидаясь его. Потом старец входил черным ходом, и дети его уже ждали вместе со старшими, с парадного же впускались только взрослые. Сперва он принимал всех с детьми, а потом шел в большую комнату, всю заставленную иконами, наподобие часовни, для общего благословения. Батюшка изнемогал от народа, бывали дни, когда он принимал не одну тысячу человек.
Старец Исаия был очевидцем воскрешения по молитвам старца Аристоклия мертвой девочки, об этом он сам рассказал после смерти старца Аристоклия старцу Даниилу из Донского монастыря. Однажды к старцу Аристоклию пришла женщина, неся на руках мертвую девочку. Она рассказала, что приехали они из Рязани, так как были наслышаны о чудесах старца. Она везла ему свою больную доченьку в надежде, что батюшка исцелит ее. Но в дороге девочка скончалась. И теперь мать умоляла старца оживить дитя. Она не сомневалась в силе молитвенного предстательства старца пред Господом и с верою ждала от батюшки чуда. И чудо свершилось: по молитвам старца Аристоклия девочка ожила и исцелилась от болезни. Мать прижимала к себе ожившую дочку и не могла найти слов благодарности, а лишь повторяла: “Дай Бог вам здоровья, батюшка, дай Бог вам здоровья!”
Господи, молитвами старца Аристоклия, спаси нас!
Редкие Богослужебные тексты
здесь выкладываются редкие Богослужебные тексты, переводы Богослужебных текстов на церковно-славянский язык. Пока еще не все они утверждены Боголсужебной комиссией. Публикуем только службы, тропари, кодаки и акафисты.
прп. Аристоклий Афонский, старец Московский. Служба
Служба
преподобному отцу нашему
Аристоклию
старцу Афонскому
и чудотворцу Московскому
На малой вечерни
На Господи воззвах: стихиры на 4, глас 2.
Мира земнаго красоту отринув,* славу, яже едино от Бога, взыскуя,* стопы направил еси ко святей горе Афонстей* и милостию Богородицы Владычицы* достигл еси сего пристанища спасения,* в радости славя Бога Благодетеля,* хотящим всем спастися и в разум истины приити.
Песнею церковною прославляюще в радовании,* восхвалим, верные людие,* преблаженнаго старца Афонскаго* и чудотворца Московскаго Аристоклия,* Божия избранника и возлюбленнаго чада Богородицы,* той бо имея дерзновение ко Господу,* молится о спасении душ наших.
В поте трудов твоих удручил еси* плоть ветхаго человека в себе,* душу же укрепил еси в подвизех веры и любве,* якоже древния отцы в делех благочестия, преподобне Аристоклие,* моли Христа Бога* спастися душам нашим.
Слава, глас 6:
Егда достигл еси меру возраста духовнаго,* послаша тя старцы обители Афонския,* во град первопрестольный Москву* да подымеши труды устроения подвория и утвердиши веру православных людей,* многия обдержимых напастьми.
И ныне, Богородичен, глас тойже:
Богородице, Ты еси Лоза истинная, возрастившая нам плод живота, Тебе молимся, молися, Владычице, со святыми апостолы, помиловати души наша.
Канон Богородицы, глас 4
И канон преподобнаго Аристоклия, глас 8.
прп. иеросхимонах Аристоклий (Амвросиев) старец Московский
Аристоклий (Амвросиев), Афонский (1846 — 1918), иеросхимонах, Московский чудотворец, преподобный, местночтимый святой Московской епархии.
Память 24 августа и в Соборе Московских святых.
В миру Амвросиев Алексей Алексеевич, родился в 1846 году в Оренбурге в семье мещан.
В 1876 г. овдовел и в том же году прибыл на Афон и поступил в Пантелеимоновский русский монастырь под духовное руководство схиархим. Макария (Сушкина) и старца-духовника иеросхим. Иеронима (Соломенцева).
11 марта 1880 г. пострижен в мантию с именем в честь сщмч. Аристоклия Саламинского.
2 декабря 1884 г. рукоположен во иеродиакона, 12 декабря — во иеромонаха.
12 февраля 1886 г. пострижен в схиму с тем же именем.
Трудился в иконной мастерской.
В 1887 г. направлен в Москву для исполнения послушания доверенного Пантелеимонова монастыря на Афонском подворье (ул. Б. Полянка, д. 38).
В 1891-1894 гг. настоятель Пантелеимоновской часовни на Никольской улице. В часовню на молебны Божией Матери и вмч. Пантелеимону стекалось множество людей со всей России. По благословению, данному ранее свт. Филаретом (Дроздовым), иеросхим. Аристоклий приезжал с афонскими святынями в дома больных и служил молебны, после чего происходили чудесные исцеления. О. Аристоклий способствовал развитию книгоиздательской деятельности подворья, рассылке православной литературы, совершал богослужения в Богоявленском, Златоустовом, Алексиевском и Чудовом монастырях, храмах Успения Божией Матери в Казачьей слободе, св. Григория Неокесарийского и др.; принимал участие в жизни Казанского Головинского жен. монастыря Московского уезда. Среди наиболее значимых пожертвований на Пантелеимонов мон-рь, собранных за 1-ю пол. 1890-х гг., следует отметить колокол в 818 пудов, доставленный в афонскую обитель 31 мая 1894 г.
В 1895 г. иеросхим. Аристоклий вернулся на Афон и 20 декабря на большом соборе в Пантелеимоновом монастыре был избран одним из казначеев. 15 апреля следующего года был отправлен в Москву в составе депутации от монастыря для поздравления имп. Николая II с коронацией и для проведения ревизии Пантелеимоновской часовни, после чего вернулся на Афон. В нач. 1900-х гг. старец был назначен одним из духовников братии, выполнял также послушания, связанные с приемом именитых гостей обители. В феврале 1896-го, мае 1905-го и мае 1909 г. назначался кандидатом при выборах наместника игуменам Андрею, Нифонту и Мисаилу, но избран не был.
29 ноября 1909 г. вновь был назначен настоятелем Московской Пантелеимоновской часовни и заведующим Московским Афонским подворьем. В 1912 г. начал строительство нового комплекса зданий подворья на участке, соседствовавшем с усадьбой на Полянке, который был ранее приобретен для Пантелеимонова монастыря тульским купцом И. И. Сушкиным, братом схиархим. Макария. Комплекс включал в себя главное каменное трехэтажное здание (д. 3 по 1-му Петропавловскому пер.), в полуподвале которого разместились трапезная и братские кельи, на 1-м этаже — книжная лавка и Николаевский приют, на 2-м этаже — кельи, на 3-м — кельи и домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», а также трехэтажное здание, служившее складом для книг, издаваемых монастырем, и др. хозяйственные постройки.
Главным в деятельности иеросхим. Аристоклия в этот период стало старчество. Несмотря на тяжелый недуг (бо́льшую часть жизни он страдал водянкой и болезнью ног), преподобный духовно окормлял множество людей, иногда принимая в день более тысячи чел. Особо почитали старца свт. Тихон (Беллавин) и еп. Трифон (Туркестанов). Иеросхим. Аристоклий прославился дарами прозорливости (предвидел Октябрьскую революцию 1917 г. и Великую Отечественную войну), исцеления, изгнания бесов. В тяжелое революционное время по молитвам старца люди спасались от голодной смерти, выходили из тюрьмы, избегали расстрела. Благодаря ему многие неверующие обратились к Богу.
Иеросхим. Аристоклий скончался 6 сентября 1918 года в Москве, был погребен в усыпальнице, устроенной под храмом в подвале главного дома Афонского подворья; старца отпевали еп. Трифон, еп. Арсений (Жадановский) и Можайский архиеп. Иоасаф (Каллистов), викарий Московской епархии.
В ноябре 1922 г. домовый храм Афонского подворья и усыпальница были ликвидированы, на подворье разместилось общежитие студентов Горной академии. В 1923 г. духовные дети старца Аристоклия и братия перезахоронили его останки на Даниловском кладбище, близ Никольской часовни, как предсказал старец; по свидетельству очевидцев, тело его было нетленно.
Летом 2004 г. на Даниловском кладбище были обретены мощи старца Аристоклия.
6 сентября 2004 года старец Аристоклий был прославлен в лике местночтимых святых Москвы и Московской епархии. На Божественной литургии, совершенной патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Успенском соборе Кремля в сослужении митр. Калужского и Боровского Климента, архиепископов Истринского Арсения, Владимирского Евлогия, Орехово-Зуевского Алексия, еп. Дмитровского Александра, московский старец был причислен к лику преподобных. За патриаршим богослужением было оглашено «Определение о канонизации в лике местночтимых святых преподобного Аристоклия (Амвросиева), старца Московского (1846-1918)».
13 ноября 2004 года святые мощи прп. Аристоклия были перенесены крестным ходом из Свято-Данилова монастыря в храм вмч. Никиты на Афонском подворье Москвы.
Тропарь, глас 4-й
Процвел еси яко финикс на святей горе Афонстей/ и яко кедр на земли русстей умножился еси,/ Духа Святаго стяжав чистотою богоугоднаго жития/ и мир Христов воцарися в душе твоей,/ преподобне отче Аристоклие,/ моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Очередное заседание Священного Синода прошло в Даниловом монастыре в Москве
Епископ Воскресенский Дионисий назначен управляющим делами Московской Патриархии
Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви
Святейший Патриарх Кирилл: Сама история нашей страны является чудом Божиим
26-27 октября состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Донскую митрополию
Архив
Преподобный Аристоклий, старец Афонский и Московский чудотворец
Видео (кликните для воспроизведения). |
6 сентября в Москве и Московской епархии отмечается день памяти местночтимого святого — преподобного Аристоклия Афонского (1846-1918).
Старец Аристоклий (в миру — Алексей Алексеевич Амвросиев) родился в Оренбурге в благочестивой крестьянской семье. В раннем детстве Алексей потерял отца.
В десятилетнем возрасте после тяжёлой болезни у мальчика отнялись ноги. Мать Алексея Матрона слёзно молила святителя Николая Чудотворца об исцелении сына, дав обет посвятить сына Богу, а самой, по достижении сыном иноческого возраста, уйти в монастырь.
В день празднования святителя Николая 6 декабря Алексей чудесно исцелился. Когда сыну исполнилось семнадцать лет, Матрона удалилась в монастырь.
В 1876 году, сразу после смерти жены, Алексей Амвросиев отправился на Святую Гору Афон и поступил в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. 11 марта 1880 он был пострижен в мантию с именем Аристоклий, в честь кипрского священномученика Аристоклия Саламинского.
2 декабря 1884 года монах Аристоклий был рукоположен во иеродиакона, а 12 декабря того же года — во иеромонаха. 12 февраля 1886 года иеромонах Аристоклий пострижен в схиму без перемены имени.
В 1887 году отец Аристоклий привозил в Москву масличную ветвь с места усечения св. вмч. Пантелеимона Целителя. С 1891 по 1894 настоятель подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря. В те годы подворье размещалось в небольшой городской усадьбе на Большой Полянке — ее в сентябре 1879 года подарила монастырю известная благотворительница Акилина Алексеевна Смирнова.
Несколько лет отец Аристоклий возглавлял подворье и был настоятелем часовни святого великомученика и целителя Пантелеимона. Старец обладал даром исцеления и прозорливости и принимал ежедневно сотни людей, нуждающихся в помощи. Многочисленные пожертвования верующих старец раздавал страждущим, оплачивал обучение детей из бедных семей.
Стараниями отца Аристоклия с 1888 года на подворье начал издаваться журнал «Душеполезный Собеседник», который рассказывал о жизни русских монахов на Святой Горе, знакомил с жизнеописаниями афонских подвижников, с письмами старцев к своим духовным чадам. Благодаря изданию журнала русские монастыри на Афоне стали пополняться новыми послушниками, на щедрые пожертвования россиян восстанавливались пострадавшие от пожаров монастырские постройки, возводились новые храмы.
В 1894 году после ложного доноса старцу пришлось покинуть Москву и вернуться на Афон.
В 1909 году собор духовников Свято-Пантелеимонова монастыря вновь назначил старца Аристоклия настоятелем Афонского подворья, и с 29 ноября 1909 года старец пребывает в Москве. По возвращению старца тысячи людей вновь стали приходить на подворье.
С 1909 по 1918 на подворье были построены два трехэтажных здания. В одном из них разместилась библиотека. Другое было отдано под богоугодные заведения, а на третьем этаже, в одной из угловых комнат, батюшка устроил домовую церковь в честь особо почитаемой и любимой им иконы Божией Матери «Скоропослушница». Храм был освящен уже после смерти старца — 30 сентября 1918 года чин освящения совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон.
24 августа/6 сентября 1918 старец почил о Господе.
Отпевали иеросхимонаха Аристоклия три московских владыки: епископ Арсений, епископ Трифон (Туркестанов) и епископ Иоасаф, настоятель Богоявленского монастыря, исполнявший в то время обязанности митрополита Московского.
Первоначально старец Аристоклий был похоронен в мраморном склепе усыпальницы подворья. Однако после революции все монастырские владения подлежали национализации, а домовые церкви — ликвидации. На подворье начались обыски, аресты, конфискации. В январе 1919 года был арестован настоятель Пантелеимоновой часовни иеромонах Макарий. Поэтому духовные чада старца приняли решение о его перезахоронении, и в 1923 году иеросхимонах Аристоклий был перезахоронен на Даниловском кладбище Москвы.
В 2001 году Синодальная комиссия по канонизации святых Русской Православной Церкви, изучив поступившие материалы, сделала заключение, что препятствий для прославления старца иеросхимонаха Аристоклия в лике преподобных как местночтимого московского святого нет.
Летом 2004 на Даниловском кладбище были обретены святые мощи старца.
6 сентября 2004 года старец Аристоклий был прославлен в лике местночтимых святых Москвы и Московской епархии. На Божественной литургии, совершенной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в Успенском соборе Кремля в сослужении митрополита Калужского и Боровского Климента, архиепископов Истринского Арсения, Владимирского Евлогия, Орехово-Зуевского Алексия, епископа Дмитровского Александра, московский старец был причислен к лику преподобных.
За Патриаршим богослужением было оглашено «Определение о канонизации в лике местночтимых святых преподобного Аристоклия (Амвросиева), старца Московского (1846-1918)».
13 ноября 2004 года святые мощи преподобного Аристоклия были перенесены крестным ходом из Свято-Данилова монастыря на Афонское подворье Москвы.
Сейчас мощи преподобного пребывают в храме святого великомученика Никиты на Афонском подворье Москвы.
«Определение о канонизации в лике местночтимых святых преподобного Аристоклия (Амвросиева), старца Московского (1846-1918)»:
В поисках смысла жизни человек многократно обращается к Милосердному Господу с мольбой вразумить его и помочь избежать зла, неудержимо переполняющего суетный мир. Но лишь немногим избранным Господом Богом и истинно Его любящим выпадает труд и счастье возлюбить весь страдающий мир как своего ближнего и как себя самого. Направляемый Промыслом Божиим и сознающий свое предназначение, человек свободно и без понуждения уходит в монастырь ради спасения своей души, а вместе с тем для того, чтобы с теплой молитвою и живою верою в Господа Бога просить Его заступничества за всех страждущих.
С этими чувствами будущий старец Аристоклий прибыл на Святую Гору Афон и поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь. Это было время духовного подъема и расцвета русского монашества на Афоне. Пройдя нелегкий послушнический искус под руководством знаменитых афонских старцев игумена Макария (Сушкова) и иеросхимонаха Иеронима (Соломенцева), он принял великий ангельский образ.
Неразрывны узы духовного родства между Святой Афонской Горой и Православной Россией. Войдя в меру возраста духовного, иеросхимонах Аристоклий собором старцев направляется из Удела Божией Матери в Первопрестольный град Москву в качестве настоятеля Афонского подворья, где и воспринял подвиг старчества. Тысячи людей, жаждущих духовного совета, из разных уголков России, самого разнообразного общественного положения, начиная с крестьянина или мещанина и кончая столичным чиновником, устремлялись к старцу, желая видеть живой образ святости, получить ответ на вопрос о том, как спастись.
После блаженной кончины иеросхимонаха Аристоклия, последовавшей в 1918 году, в трудные годы революции, войн и гонений, на его могилу на Даниловском кладбище в большом количестве стекались люди, надеясь на молитвенную помощь угодника Божия в решении различных вопросов и житейских обстоятельств.
И в наше время многие верующие приходили на почитаемую могилу. Нельзя не растрогаться при виде этой веры, надежды, любви и сокрушения. На могиле старца, как и при его жизни, совершались различные чудеса и исцеления.
Синодальная комиссия по канонизации святых, рассмотрев подвижническую жизнь и подвиг благочестия иеросхимонаха Аристоклия, не нашла препятствий к прославлению его в лике местночтимых святых.
1. Причислить к лику преподобных для местного церковного почитания в городе Москве и Московской епархии иеросхимонаха Аристоклия, старца Московского.
2. Честные останки преподобного Аристоклия, старца Московского, отныне именовать святыми мощами и воздавать им должное поклонение.
3. Память преподобного Аристоклия, старца Московского, совершать в день его представления — 24 августа ст.ст./6 сентября н.ст.
4. Службу новопрославленному преподобному Аристоклию, старцу Московскому, составить особую, а до времени составления таковой отправлять общую по чину преподобного.
5. Писать новопрославленному преподобному Аристоклию, старцу Московскому, икону для поклонения, согласно Определению VII Вселенского Собора.
6. Напечатать Житие преподобного Аристоклия, старца Московского, для назидания в благочестии чад церковных.
7. Настоящее Определение Наше довести до сведения клириков и верующих православных приходов и обителей города Москвы и Московской епархии.
+Алексий, Патриарх Московский и всея Руси
Приложение II
Целебная помощь по молитвам преподобного Аристоклия Афонского[185]
Преподобный Аристоклий Афонский
Отец Аристоклий (в миру — Алексей Алексеевич Амвросиев) родился в 1846 году. Овдовев, он в 1876 году уехал на Афон и поступил в Русский Свято–Пантелеимонов монастырь. В марте 1880 года послушника Алексия постригли в монахи с именем Аристоклий. 12 декабря 1884 года его рукоположили в сан иеромонаха, а спустя два года он принял схиму.
В 1887 году иеросхимонах Аристоклий вернулся в Москву и занимался строительством Афонского подворья. Это здание на Большой Полянке сохранилось до сих пор. Заботами подвижника в нем устроили домовую церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Рядом находилась келья батюшки. Там он ежедневно принимал сотни посетителей и духовных чад.
В 1891–1894 годах преподобный Аристоклий служил настоятелем Афонской Свято–Пантелеимоновой часовни. Потом он снова нес послушание на Горе Афон. А с 1909 по 1918 год, вплоть до самой кончины, жил в Москве и по–прежнему являлся настоятелем Афонской часовни.
Преподобный Аристоклий был неутомимым тружеником на ниве духовного окормления православного люда. До последних дней земной жизни он всегда старался помочь убогим, немощным и обездоленным. Опытный старец стяжал дары прозорливости, исцеления и чудотворения. Его жертвенная евангельская любовь притягивала души самых закоренелых грешников. От него исходила удивительная благодать. Светом Христовой истины она озаряла сердца тех, кто потерял смысл жизни. После первой же встречи и беседы со старцем богомольцы не теряли с ним связи.
Приведем свидетельство современников. По совету местных врачей одна молодая женщина приехала в Москву со своим слепорожденным сыном. Больного показали лучшим специалистам. Они сделали снимки и назначили день операции. Но чрезвычайно взволнованная мать никак не решалась окончательно довериться врачам.
И вот, по Промыслу Божию, проходя мимо часовни, женщина увидела множество народа. Узнав от людей о благодатном старце, она была глубоко потрясена. И вдруг какая–то особая вера и надежда загорелась в ее скорбящем сердце. На следующий же день она пришла к батюшке вместе с сыном.
Народ подходил к старцу по очереди, но он почему–то все время пристально смотрел на вошедшую женщину с ребенком на руках. Когда подошла ее очередь, священник помазал елеем мальчику оба глаза, а матери — чело. Потом спросил: «У тебя муж–то кто?» И тотчас, не дожидаясь ответа, произнес: «Сам сатана!»
Женщина стояла, не шелохнувшись. Затем она со слезами рассказала старцу о своем бесноватом супруге, о слепорожденном сыне и о том, что привезла его в Москву для операции. Муж согласен на операцию, а она — колеблется.
Выслушав несчастную мать, батюшка благословил ее и предрек: «Мой совет тебе такой: операцию не делать, а все дни, которые ты здесь, в Москве, пробудешь, приходи сюда в часовню с мальчиком на молебен. А на будущий год опять приезжай с сыном ко мне… А потом ты ко мне приедешь с мужем».
Услышав это, женщина возразила: «Батюшка, я и подумать не смею, чтобы муж со мной приехал к вам!» «Да–да, — повторил прозорливец, — а потом с мужем и сыном ко мне приедешь». И еще раз благословив ее и мальчика, отпустил их. Женщина последовала этому совету.
На следующий год, по предсказанию старца, она пришла к нему вместе с сыном. И внешне, и внутренне женщина очень изменилась. Слова отца Аристоклия исполнились буквально. Как и прежде, накануне церковных праздников муж приходил в бешенство и избивал жену так, что тело от побоев синело. «А мне, — говорила она, — совсем не было больно». В Москву муж ее не отпускал. Она приехала тайно. Что с ней будет по возвращении, женщина даже не представляла.
Проведя в городе много недель, она ежедневно стояла в часовне на молебне, и батюшка крестообразно помазывал глаза мальчика святым маслом. При последнем помазании он благословил ребенка так: «Господь знает, кому что нужно».
И по молитвам старца свершилось чудо. Женщина приехала и с мужем, и с прозревшим сыном! Отца ребенка вели к преподобному несколько мужчин. Несмотря на их усилия, он дергался, высоко подпрыгивал, кричал и падал на пол. Наконец, он упал и лежал, как мертвый, а затем начал сильно кашлять, испуская пену и мокроту. Батюшка обильно окропил страждущего святой водой, помазал освященным елеем и благословил. Мужчина долго не приходил в чувство. Когда он опомнился, то вскочил, с воплем бросился чудотворцу в ноги и зарыдал.
А женщина с радостью поведала о чудесном прозрении сына: «Рано утром я, как всегда, читала акафист Божией Матери “Скоропослушнице” и акафист великомученику и целителю Пантелеймону. Вдруг слышу: “Мама, мама, подойди ко мне скорее!” Думаю, что случилось, почему он меня так рано зовет? Бегу к сыну, и что же — мальчик сидит на кроватке, а глазки–то открыты. Он смотрит на меня и говорит: “Мама, я тебя вижу, мам, я вижу тебя!” Я зарыдала. Прибежал отец. Это произошло в воскресенье. И вот мы приехали к вам».
Когда в больнице ребенку сделали повторный снимок его уже открытых небесно–голубых глаз, изумлению врачей не было предела. На снимке проявились кресты от помазания глаз елеем! Какое удивительное знамение Божие: сверхъестественное по природе и тем не менее зафиксированное специалистами. Оно ясно свидетельствует о богоугодной жизни преподобного. Его молитвами Господь исцеляет даже тяжелые врожденные недуги, вызванные отягощенной наследственностью или неблагоприятными факторами внутриутробного развития.
Святой Аристоклий блаженно скончался 24 августа/6 сентября 1918 года в своей келье на Полянке. Обратив молитвенный взор на любимый образ «Скоропослушницы», он трижды истово перекрестился и мирно отдал свою душу в руки Божии. Тело праведника погребли у храма «Скоропослушницы». Однако в 1923 году, чтобы уберечь могилу от поругания, гроб перенесли на Даниловское кладбище.
Чудотворения по молитвам старца продолжаются и ныне. Он помогает многим людям, в том числе автору этих строк и его близким. К почившему старцу верующие обращаются, как к живому человеку.
Известен такой случай из жизни москвички по имени Татьяна. В августе 1999 года у ее дочери произошли преждевременные роды. Срок беременности составлял пять с половиной месяцев. Недоношенная, с сильными отеками девочка весила всего 900 грамм. Четыре месяца врачи боролись за ее жизнь, а бабушка горячо молилась старцу Аристоклию. Татьяна неоднократно посещала его могилу на Даниловском кладбище и заказывала панихиды. Домой она уходила умиротворенная, уповая на заступничество праведника.
Спустя четыре месяца младенца выписали из больницы с улучшением состояния. Но через две недели опять госпитализировали с диагнозом двустороннего воспаления легких. И без того ослабленный организм не мог сопротивляться болезни. Ребенок около месяца пролежал в коме, и врачи не оставляли никаких шансов на благополучный исход.
Однако вера и надежда не покинули Татьяну. Она взывала к угоднику Божию, и ее мольба была услышана. Малышка (в крещении Тамара), вопреки всем человеческим прогнозам, полностью выздоровела. Сейчас девочке более пяти лет, и, слава Богу, она не отстает в развитии от сверстников.
В 2004 году состоялось обретение нетленных мощей святого. А 24 августа/6 сентября в Успенском соборе Кремля Святейший Патриарх Алексий II зачитал «Определение о канонизации в лике местночтимых святых преподобного Аристоклия Афонского, старца Московского». В этот день Церковь и совершает память праведника. С 13 ноября 2004 года его святые мощи пребывают на Афонском подворье города Москвы.
Будем же сердечно обращаться к великому угоднику Божию, памятуя дивное апостольское изречение: «Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16).
В 2007 году, через два года после выхода в свет первого тиража данной книги, одна православная женщина (назовем ее Светлана) рассказала автору этих строк поразительную историю. Расставшись с гражданским мужем, Светлана познакомилась с женатым мужчиной. Их первенец Ваня родился вне брака. Максим фактически жил на две семьи, не в силах решиться на окончательный выбор. Оба были далеки от Церкви и думали, что такое положение вполне допустимо. Однако в отношениях нарастали нервозность, напряжение…
Светлана пошла за советом к прозорливой инокине Анне из Московского Зачатьевского монастыря. Старица предупредила: «Ну, как ты не поймешь: он ведь женат. Если разобьешь его семью, может родиться больной ребенок». А про Ванечку матушка сказала, что заболеет «свинкой» 186 .
186 Кстати, именно эта детская инфекция в будущем чревата мужским бесплодием. Вот какая беда могла постичь мальчика.
Вернувшись домой, Светлана рыдала и молилась: «Господи, не наказывай ребенка за мои грехи! Если можно, позволь мне самой “расплатиться” за них». И буквально через месяц мать слегла с тяжелой формой «свинки». А потом пошли осложнения, и левое ухо перестало слышать.
Все же в 2000 году Светлана и Максим повенчались. По усердным молитвам многих православных людей болезнь обошла стороной их второго сына. Но, увы, супруг не сохранил чистоту венчанного брака. Вот после этого и сбылось предсказание старицы Анны.
Третий сын Светланы и Максима родился с синдромом Дауна и врожденным пороком сердца. Кардиохирурги настаивали на срочной операции. Мать очень переживала, много молилась, неустанно ухаживала за новорожденным. Однажды в храме она приобрела первое издание книги «Гены и семь смертных грехов», рассчитывая найти ответы на свои вопросы. Книга подтвердила опасения: дети могут страдать за грехи родителей, но подарила и надежду.
Особенно Светлану тронуло житие преподобного Аристоклия Афонского, который исцелил слепорожденного мальчика. «Если святой уврачевал врожденную слепоту, — решила мать, — то он поможет и моему сыну». Надеясь на это, мать поехала к его мощам на Афонское подворье. Она дала обет сорок дней и сорок ночей читать молитву угоднику Божию, акафист Божией Матери Скоропослушнице, перед образом которой любил молиться преподобный, и молитву целителю Пантелеймону. Кроме того, в разных монастырях Светлана заказала сорокоусты и чтение неусыпаемой псалтири о здравии.
По прошествии положенных дней Светлане была явлена милость Божия: ей удалось поговорить о своей беде с очень опытным духовником. Батюшка предрек, что сейчас операция на сердце не будет успешной. Он обещал усердно молиться о младенце в течение года. Отцу и матери малыша он посоветовал регулярно причащать его, горячо просить о нем, откладывать срок операции, а самим жить более духовно (каяться, участвовать в церковных Таинствах, подавать записки на молебны и т. д.).
Спустя год по благословению этого священника Светлана согласилась на операцию. Вопреки печальным прогнозам, все обошлось. Мать убеждена, что произошло настоящее чудо: ребенок выжил и теперь избавлен от порока сердца. Светлана не сомневается, что это милость Божия благодаря молитвам тех, кого она просила.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Воистину, «по вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29)!
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.