Содержание
Евангелическо-Лютеранский приход Благовещения (СЕЛЦ)
«Ecce ancilla Domini. Fiat mihi secundum verbum tuum» (Lc 1,38)
Простой способ молиться (Мартин Лютер о молитве)
1. Когда сердце охладевает
Я вам расскажу, как только смогу, о том, что я сам делаю, когда молюсь. Пусть наш дорогой Господь даст вам и всем сделать это лучше, чем я! Аминь.
Во-первых, когда я чувствую, что охладеваю и становлюсь безрадостным в молитве, поскольку другие заботы или мысли мешают мне (потому что плоть и дьявол всегда мешают и препятствуют молитве), я беру мою маленький Псалтырь, спешу в свою комнату или, если есть день и час для этого, в церковь, где община собирается, и, как позволит время, я говорю себе спокойно и слово за словом Десять Заповедей, Символ веры, и, если у меня есть время, некоторые слова Христа или Апостола Павла, или некоторые псалмы, как и ребенок может делать.
Это хорошее дело — позволить молитве быть первым деянием с утра и последним в ночное время. Охраняйте себя осторожно от ложных, вводящих в заблуждение идей, которые вам говорят: «Подожди некоторое время. Я помолюсь через час; сначала я должен сделать свои дела в том или ином месте». Такие мысли отдаляют вас от молитвы, обращая к другим вопросам, которые так задержат и привлекут внимание, что ни одной молитвы не будет в этот день.
Вполне возможно, что у вас есть некоторые заботы, которые порой лучше, чем молитва, особенно в чрезвычайных ситуациях. Существует поговорка, приписываемая Св. Иерониму, что всё, что верующий делает, — это молитва, и существует пословица: «Работающий добросовестно молится дважды». Это можно сказать, потому что верующий боится и почитает Бога своей работой и помнит заповедь — не вредить никому или не пытаться украсть, обмануть, или смошенничать.
Такие мысли и такая вера, несомненно, превращают его работу в молитву и жертву хвалы. Тем не менее, мы должны быть осторожны, чтобы не нарушить привычку истинной молитвы и вообразить себе прочие труды, которые важнее молитвы, хотя, в конце концов, это совсем не так. Таким образом, в итоге мы стали бы слабыми и ленивыми, безразличными и прохладными к молитве.
2. Обращая взор к небу
Когда ваше сердце разогрето цитатами из Десяти Заповедей, словами Христа и т.д., и у вас есть намерение к молитве, преклоните колени и станьте, сложив руки, и обратите взор к небу, начинайте говорить или думать так кратко, как можете:
«O Небесный Отче, милостивый Боже, я бедный грешник, недостойный. Я не заслуживаю того, чтобы поднять глаза и руки к Тебе или даже молиться. Но так как Ты велел нам всем молиться, и Ты обещал услышать нас, и через Твоего драгоценного Сына Иисуса Христа Ты научил нас, как и о чем нужно молиться, то я прихожу к Тебе в послушании Твоему Слову, веря в Твое милосердное обещание. Я молюсь во имя Господа моего Иисуса Христа, вместе со всеми Твоими святыми и со всеми христианами на земле, как он учил нас: Отче наш, сущий на небесах» и т.д., всей молитвой, слово в слово. Затем повторяйте одну часть за другой «да святится имя Твое», «да придёт царство Твое» и т.д., размышляя и молясь об их значении в своей жизни.
3. Своими словами
Вы также должны знать, что я не хочу, чтобы вы цитировали все мои слова в вашей молитве. Это стало бы ничем иным, но простой болтовней и лепетом, читать слово в слово из книги, во что превратились розарии по четкам как у мирян, так и в молитвах священников и монахов.
Скорее я хочу, чтобы ваше сердце было возбуждено и руководствовалось мыслями, которые следует охватить в молитве Господней. Эти размышления могут быть выражены, если ваше сердце хорошо разогрето и склонно к молитве, в самых разных формах и с большим или меньшим количеством слов. Я не связываю себя такими словами или слогами, но говорю мои молитвы одним образом сегодня, завтра другим, в зависимости от моего настроения и чувств. Однако, я остаюсь так близко, как только могу, к одной и той же мысли и основной идее.
Но иногда может случиться так, что я могу заблудиться среди столь многих идей в одном прошении, что я отказываюсь от других шести прошений. Если такое изобилие хороших мыслей приходит к нам, мы должны пропускать другие прошения, чтобы оставить место для таких мыслей, слушать в тишине и ни при каких обстоятельствах не мешать им. Святой Дух сам проповедует здесь и одно слово Его проповеди гораздо лучше, чем тысяча наших молитв. Много раз я узнавал больше из одной молитвы, чем я мог бы извлечь из многочисленных чтений и размышлений.
4. Заповеди как молитва
Если у меня есть время и возможность пройти через всю Господню молитву, я делаю то же самое с Десятью заповедями. Я беру одну часть за другой и освобождаю себя как можно больше от разных отвлечений, чтобы помолиться. Я каждую заповедь разделяю на четыре части, тем самым плету венец из четырех нитей. То есть, я думаю о каждой заповеди, так, во-первых, как наставление, чем она на самом деле предназначена быть, и думаю над тем, что Господь Бог требует от меня так настоятельно. Во-вторых, я обращаю ее в благодарение; в-третьих, в исповедь, в-четвертых, в молитву. Я делаю так в мыслях или словах, подобных этим:
«Я Господь, Бог твой» и т.д. «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» и т.п. Здесь я искренне считаю, что Бог ожидает от меня доверия и учит меня доверять Ему чистосердечно во всех вещах, и что это и есть Его самое искреннее желание быть моим Богом. Я должен думать о Нем таким образом в случае риска потерять вечное спасение. Мое сердце не должно опираться на что-либо другое или доверять какой-либо другой вещи, будь то богатство, престиж, мудрости, могущество, благочестие или что-либо еще.
Во-вторых, я благодарю за Его бесконечное сострадание, с которым Он пришел ко мне так по-отечески, и за то, что Он непрошеный, незваный и незаслуженный мною, предложил быть моим Богом, чтобы заботиться обо мне, и быть моим успокоением, защитником, помощью и силой, каждый раз, когда это мне необходимо. Мы, бедные и смертные, нашли столько богов, и нам придется искать их снова, если Он не позволит нам слышать Его, не станет откровенно говорить к нам на нашем собственном языке, что Он намерен быть нашим Богом. Как мы могли бы когда-либо вознести вечное благодарение Ему, чтобы его было достаточного?
Третье. Я исповедуюсь и признаю мой великий грех и неблагодарность за то, что столь нечестиво презирал такие возвышенные учения и такой драгоценный дар на протяжении всей моей жизни, и за то, что ужасно возбудил Его гнев бесчисленными деяниями идолопоклонства. Я раскаиваюсь в них и прошу о Его благодати.
В-четвёртых, я молюсь и говорю: «Боже мой и Господи, помоги мне Твоей благодатью, чтобы узнавать и понимать Твои заповеди более полно каждый день и жить ими в чистосердечной уверенности. Сохрани мое сердце, чтобы я никогда больше не становился забывчивым и неблагодарным, чтобы никогда я не искал других богов или иного утешения на земле или в любом творении, но прилепляться истинно и только к Тебе, мой единственный Бог. Аминь, дорогой Господь Бог и Отец. Аминь».
Потом, если время и склонность моя позволяет, Вторую заповедь также в четыре нити и т.д.
Эти десять заповедей рассмотрены с четырех сторон, а именно, как обучающий текст, песенник, книга покаянная и молитвенник. Они предназначены для оказания помощи сердцу, чтобы ему прийти в себя и возрастать усердно в молитве.
Будьте осторожны, однако, не берите на себя всё это или еще больше, чтобы не утомиться в духе. Кроме того, хорошая молитва не должна быть длительной или растянутой, но частой и горячей. Достаточно рассмотреть один раздел или половину раздела, который воспламенит пожар в сердце. Это Дух дарует нам. Дух постоянно будет наставлять нас Словом Божьим, когда наше сердце очищено и освобождено от мыслей и забот.
Ничто не может быть сказано здесь достаточно о той части веры и Священного Писания [в молитве], потому что не будет конца тому, что можно было бы сказать. На практике можно брать Десять Заповедей на один день, а псалом или главу из Священного Писания на следующий день, и использовать их в качестве кремня и стали, чтобы разжечь пламя в сердце.
Евангелическо-Лютеранский приход Благовещения (СЕЛЦ)
«Ecce ancilla Domini. Fiat mihi secundum verbum tuum» (Lc 1,38)
Молитва по четкам
Краткая история
Дорогие братья и сестры, В истории взаимоотношений человека с Творцом всегда существовало время для молитвы — общения с Богом. Сам термин религия происходит от латинского слова re-ligare (связывать).
Именно поэтому, пожалуй, основным стержнем любой религиозной культуры (и христианство тут не исключение), является именно молитва, связывающая нас с нашим Небесным Отцом. И это не зря, ведь чем чаще человек обращается к своему Создателю, тем лучше понимает Его волю и свое личное предназначение.
Но в нашей современности, полной искушений и ежедневных забот очень трудно найти время для личной молитвы. В отличие от старых времен, когда жизнь была неспешной, а день был четко распланирован — утренняя молитва, работа в поле, вечерняя молитва и отдых; сегодня, твердого, неменяющегося расписания не может позволить себе никто.
Но, даже в те, относительно спокойные времена, духовно богатые личности понимали необходимость упорядочения молитвы, дабы происходила она последовательно и четко.
Ведь если не определить для себя время для молитвы и их количество, то разум молящегося будет постоянно находиться в тревожном состоянии от назойливых вопросов — а не пора ли молитву закончить? Все ли я сказал? Достаточно ли? …
Чтобы молитва верующего протекала в относительном спокойствии, и были изобретены различными религиозными течениями — четки.
К сожалению, традиция использовать четки для молитвы в средние века на западе была преимущественно монашеской прерогативой. Возможно, это и послужило фактором того, что данная традиция прервалась у отдельных христиан ставших на путь протестантской реформы и выступивших против монашеского института католической церкви. Однако, скоре всего, проблема исчезновения традиции молитвы по четкам из обихода протестантских церквей вызвана тем, что на западе эта форма молитвы сохранилась лишь в виде так называемой «Богородичной молитвы» (Розария).
Естественно, для тех протестантов, что отказались в своей молитвенной практике от почитания святых, молитва к Богоматери не могла восприниматься чем-то истинно христианским. На эту мысль наводит и сама Богородица, которая в тексте Евангелия от Луки учит нас прямой молитве к Небесному отцу: И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем…(Лука 1.46-47).
Однако Мартин Лютер понимал необходимость культа святых для церкви и особенно важность личности Пресвятой Девы Марии. В молитвеннике от 1522 года Лютер пишет: «Наша молитва должна включать в себя Матерь Божию. «Радуйся Мария» говорит нам, что Бога следует прославить словами: «Радуйся Мария, благодатная, Господь с Тобой! Благословенна Ты среди женщин и благословен плод чрева Твоего Иисус Христос. Аминь!» А в своем толковании на «Magnificat» Лютер вообще указал каким должно быть почитание Богоматери:(см. Песнь Богородицы; Лк 1,46 и далее): «Как мы должны говорить с Ней? Посмотри на слова, они научат тебя сказать: О Ты, благословенная Дева и Матерь Божия, как ты была незаметна и недооценена, и все же Бог благосклонно призрел на Тебя с такой необыкновенной благодатью и сотворил в Тебе великие вещи. Ведь Ты не была достойна ни одной из них, и превыше Твоих заслуг есть в Тебе богатая, переполняющая Божия благодать. О, блаженна Ты; благословенна Ты от того часа и навеки, Ты, Которая нашла такого Бога.
Кроме того, в одном из своих вероисповедных документов, в Апологии АИ Меланхтона арт. XXII «О взывании к святым», лютеранская церковь демонстрирует нам свою однозначно одобрительную позицию отношения к древней церковной практике почитания святых:
«Наше Вероисповедание одобряет почитание святых. Ибо здесь следует одобрить тройное почитание [три разновидности почитания]. Первое — это благодарение. Мы должны благодарить Бога за то, что Он явил нам примеры милосердия, что Он показал Свое желание спасти людей, что Он дал учителей и иные дары Церкви. И эти величайшие дары должны усиливаться и приумножаться, кроме того, должны прославляться сами святые, которые верно использовали эти плоды, так же, как Христос славит верных управителей [деловых людей] (см. Мат.25:21,23).
Второе служение — это укрепление нашей веры. Когда мы видим отрекшегося, но прощенного Петра — это также поддерживает и укрепляет нашу веру в то, что “стала преизобиловать благодать [над грехом]” (Рим.5:20).
Третья разновидность почитания — это подражание — прежде всего в вере, а затем и в других добродетелях, которым каждый должен подражать, соответственно своему призванию. Этих трех разновидностей почитания святых наши оппоненты не требуют.
Они говорят только о молитвенном взывании, которое, хотя и не несет в себе никакой угрозы [никакого вреда], тем не менее, вовсе не является необходимым. Кроме этого, мы допускаем, что Ангелы молятся за нас. Ибо на этот счет имеется свидетельство в Книге Захарии (1:12), где молится Ангел: “Господи… Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься?”
Что касается святых, мы согласны с тем, что, точно так же, как, будучи живыми, они молятся за вселенскую Церковь вообще, на Небесах они молятся за вселенскую Церковь вообще, хотя никаких свидетельств о молитве мертвых в Писаниях не содержится, кроме видения, описанного во Второй Книге Маккавейской (15:14)».
Отказ от опыта христианской жизни, который можно было бы почерпнуть из жизни святых, привел радикалов реформации к отказу и от молитвенной практики, содержащей в себе повторение молитв. Если спросить у последователей этих позднейших течений почему в их жизни отсутствует молитва по четкам, то можно услышать вполне распространенный ответ: «а зачем? Сказал раз, и достаточно, Бог-то ведь не глухой, Ему повторять не надо».
Этот ответ звучит разумно. Однако он вытекает из ошибочного убеждения, что молитва нужна только Богу. Но в том-то и дело, что молитва прежде всего нужна не Ему, а нам. А если это так, тогда чем больше мы молимся, чем чаще обращаемся к Господу, нашему Небесному Отцу, тем лучше!
И потому мне искренне жаль, что подобная практика использования молитвы по четкам была утеряна последователями Реформы, так как упорядочить четками можно не только молитвы к святым, но и молитвы созданные на основе Библейских текстов или взятых из Библии в уже готовой форме. Подобная практика, на мой взгляд, не могла бы принести ничего кроме пользы, учитывая, что с помощью четок можно настроить свое сознание на молитву везде — в очереди, на работе, во время послеобеденного перерыва, и даже в транспортной суете.
Именно поэтому я, как пастор, хотел бы призвать нас к восстановлению этой древней и красивой христианской традиции молитвы по четкам, и использовать их для чтения той молитвы, что была дана нам от Самого Господа — молитвы «Отче наш».
Какие четки использовать для молитвы?
Для молитвы по четкам мы можем использовать уже готовые четки, которые можно купить в любом киоске церковных принадлежностей.
Это могут быть традиционные «православные четки» использующиеся для чтения «Иисусовой молитвы» или так называемые «западные» четки католического Розария.
Впрочем, можно изготовить четки и самим, для этого вполне подойдет прочная нитка (или леска) и старые бусы.
На картинке можно увидеть как православные четки (сверху), так и «западный» розарий (снизу).
Количество десятков, а соответственно количество молитв на «православных» четках может быть различным, а в «западном» Розарии фиксировано — 5.
Для нашей с вами молитвы лучше всего подойдет православный вариант состоящий из трех десятков. Хотя можно вполне ограничиться и западным вариантом из пяти десятков. Но в этом случае, два десятка будут лишними, на них молитва читаться не будет.
«Молитва Посвящения»
Здесь вы найдете готовую брошуру в которой содержится описание молитвенного правила по четкам практикуемого в нашем приходе «Благовещения»
Это правило разработано мной на основе Библейских текстов и ее основу составляет самая главная молитва Библии, Молитва Господня — «Отче наш».
Евангелист Лука в одиннадцатой главе своего Евангелия повествует о том, что на просьбу учеников научить их молиться Иисус дал им именно эту молитву. Оттого она и носит название Господней. Значимость и сила этой молитвы заключается уже в том, что она дана нам самим Господом. Она содержит в себе все самое важное из того, что христианин должен сказать своему Богу. В ней есть и прославление Божьего Величия (да святится Имя Твое), и форма личного покаяния (прости нам долги наши), и чаяние самого необходимого — Божьего Милосердия («хлеб насущный» и избавление от зла).
Лучше этой молитвы нет для того, чтобы посвятить свою жизнь Тому, Кто отдал свою жизнь и Кровь за нас с вами.
Перед тем, как приступить к молитве, нужно сначала скачать молитвенное правило. Для этого нажмите соответствующую ссылку ниже.
Для того, чтобы распечатать скачанный материал, достаточно в «Microsoft Word» выбрать «печать» (не «быстрая печать») и в функции «включить» выбрать, вместо «все страницы диапазона», вначале — «нечетные страницы диапазона», затем перевернуть в принтере распечатанный лист, подсунув его вновь в лоток для печати, и в функции — «включить», на этот раз выбрать «четные страницы диапазона».
После того, как брошура будет распечатана, ее небходимо согнуть «по спирали» двумя параллельными сгибами сложив в одном направлении так, чтобы поверхности вошли друг в друга.
Все, пользуйтесь, молитесь, и да благословит вас Бог.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Ну а мне не остается ничего другого, как только дать вам напоследок несколько советов из молитвенной практики.
Совет молящемуся:
На что требуется обратить внимание во время чтения молитвы?
Прежде всего на способ молитвы. Молясь, мы не должны повторять молитву монотонно и скоро (как бы стремясь исполнить некое предписание, обузу). Чем так, лучше вообще не молиться!
Чтение молитвы должно протекать плавно и спокойно, молитва должна как бы вытекать из нас естественным образом. Для того чтобы этого добиться, нужно отвлечься от беспокоящих нас мыслей, очистив наше сознание. Пусть все, что нас тревожит, выйдет из наших уст в виде молитвы. Может вначале покажется немного сложновато этого добиться, однако если ввести молитву по четкам в нашу ежедневную молитвенную практику, мы быстро научимся достигать состояния молитвенного покоя.
А такой покой очень важен. На востоке есть интересная притча: один монах, дабы показать своему ученику важность общения с Богом, поставил на столе два сосуда. Один был полон до краев, а другой пуст.
Налей, сказал он ученику, в пустой сосуд воды. Ученик взял ведро, и с легкостью исполнил просьбу. Теперь налей сюда, сказал монах — указав на полный сосуд. Но я не могу, — ответил ученик.
Почему? — спросил его учитель.
Потому что он и так переполнен, все прольется — сказал ученик. Вот видишь, ответил монах, когда наше сердце полно, Богу трудно говорить с нами, так как ни одно из Его слов не может больше вместиться там.
Именно поэтому для любой молитвы, прежде всего, необходимо состояние покоя, когда мысли о повседневных заботах более не отвлекают нас. Достичь его, кстати и помогает ежедневная молитвенная практика по четкам.
Ежели мы будем подходить к молитве в таком правильном ключе, отдавая все, что нас беспокоит Небесному Отцу в виде молитвы, и посвящая нас самих и нашу жизнь в Его любящие руки, мы однажды обязательно услышим в нашем сердце Его Голос.
Лютер о молитве
Общество лютеран (часто называемое протестантством) составляют народы, исповедующие христианскую веру в том виде, как установлено это на Западе в XVI веке под главным влиянием Мартина Лютера. Сравнительно с учением Православной Церкви, лютеранство заблуждается в следующих пунктах своего вероучения:
- о Св. Писании, как единственном источнике и единственном правиле веры;
- о состоянии человека по падении и об оправдании его верою, без добрых дел;
- о Церкви, как невидимом обществе святых, что повлекло за собою отрицание иерархии;
- о таинствах и
- об отношении между Церковью земною и небесною.
Кроме того, имеют также отличительные особенности лютеранское
1. Главным исходным пунктом протестантских заблуждений послужило то, что протестанты отвергли всякий авторитет церковный в деле веры — авторитет Предания, учителей Церкви, Соборов [1]. Отвергая значение в делах веры всякого вообще предания, лютеранство единственным источником и правилом веры признало Св. Писание. Читать и толковать Св. Писание в лютеранстве, в противоположность римско-католическому запрещению читать Библию мирянам, разрешается каждому по его уразумению и личному воззрению, не подчиняясь никакому стороннему внешнему руководству и авторитету. Каждый христианин непосредственно озаряется и освящается Духом Святым, умудряющим его в уразумении истины Христовой и открывающим ему эту истину. Единственным руководительным принципом при изъяснении Св. Писания должно служить само же Священное Писание: сопоставление одних мест с другими, объяснение неясных мест ясными и т.п.
5. Так как человек оправдывается только верою в Искупителя, через которую он входит в непосредственное общение с Ним, и если для оправдания человека ничего не нужно, кроме внутренней личной уверенности в своем спасении, то, само собою понятно, для него не могут иметь никакого значения предстательства и ходатайства прославленных на небе святых и после его смерти молитвы за него оставшихся в живых его собратий. Посему лютеране считают совершенно неуместным почитание и призывание святых, почитание их мощей и изображений — икон [5] и молитвы за умерших [6].
6. Что касается нравоучения, то, отрицая вообще значение добрых дел в спасении, лютеране особенно восстают против всяких внешних подвигов благочестия: странствований к святым местам, соблюдения постов, аскетических подвигов самоотречения, безбрачия. Протестанты отвергли их не только как бесполезные, но как излишние и вредные, так как будто ими заменяются для людей внутреннее нравственное настроение и дается повод к тщеславию и лицемерию. Отвергая высшие нравственные подвиги самообуздания и самоотречения и ограничивая всю нравственность общими обыденными обязательствами и требованиями, лютеране нравственную жизнь христиан приводят к одному невысокому нравственному уровню.
7. Отвергая внешние выражения благочестия в жизни, протестанты, вместе с тем, стараются, сколько возможно, упростить всякую внешность — обрядность в богослужении. Отвергнув большую часть церковных украшений, служб и обрядов, они оставили в своих храмах только изображение распятия, некоторые иконы, удержали пение и музыку при богослужении, колокольный звон, некоторые церковные процессии и вместо древних, оставленных ими, молитв и гимнов составили свои новые.
КАК МОЛИЛСЯ МАРТИН ЛЮТЕР
Во времена Мартина Лютера молитва была значительной частью повседневной жизни людей. Но люди, как правило, заучивали молитвы. Например, молитва святого Розария не предполагала долгих размышлений. Молитвы монотонно декламировались снова и снова. Считалось, что чем чаще повторяется молитва, тем больше Божественной помощи получает человек, но это не помогало, потому что сердце оставалось пустым. Существовала большая опасность в том, что молитва могла стать лишь внешней формой поклонения, делом угождения Богу. Вскоре Лютер осознал, какое большое значение имеет личная и общественная молитва в жизни человека. И как следствие, в 1522 году он написал свой первый молитвенный буклет, который был опубликован во многих изданиях и стал одним наиболее широко распространяемых сочинений в то время. В этой брошюре содержатся не только примеры молитв, в ней также разъяснены смысл и значение Десяти Заповедей, Вечери Господней и других важных библейских постановлений.
Для своего хорошего старого друга Питера Бескендорфа, который переживал очень сложную жизненную ситуацию, Мартин Лютер написал специальную брошюру. Брошюра под названием «Как просто молиться» все еще очень актуальна и сегодня . Он начинает свои советы с рассказов о личном опыте: «Дорогой Питер, — пишет он, — я расскажу тебе, что я делаю сам, когда молюсь. Пусть наш Господь поможет тебе и всем другим людям молиться лучше, чем умею я!» А затем следовал первый очень важный совет:
«Хорошо, если молитва будет делом начала и окончания дня. Охотно борись с теми ложными, иллюзорными мыслями, которые говорят тебе: “Подожди немного. Помолись через час, сначала сходи в одно место, а потом сделай еще кое-что”. Такие мысли уводят твое внимание от молитвы к делам, которые крепко держат твое внимание и с головой захлестывают тебя, после них для молитвы уже не остается сил».
Вопрос: как мы должны молиться? Совет Мартина Лютера не просто призывает следовать за ходом своих мыслей. Во время молитвы нужно зачитывать стихи из Священного Писания, которые обращают наше внимание к Богу, к примеру тексты о Вечере Господней (см. Мф. 6:9-13) или Десять Заповедей (см. Исход 20:2-17). Реформатор призывает уделять время размышлению над отдельными стихами или отрывками из Библии, тщательно обдумывая слова, чтобы понять их смысл. А потом, описывая свой собственный опыт, Лютер советует не сразу говорить, а сначала послушать, «потому что Святой Дух Сам проповедует».
После этого реформатор всегда старался задать четыре ключевые вопроса:
1. Что этот библейский текст говорит о Боге? С помощью этого вопроса Лютер ищет ответы относительно богословского учения, основополагающих принципов веры, он размышляет о том, что этот стих говорит о природе и воле Бога. Чему Бог учит здесь и сейчас?
2. Следующий вопрос, который задает Лютер, звучит так: за что можно поблагодарить Бога? Какой подарок Бог подарил мне сегодня? Реформатор старается уделить много времени именно этому вопросу, потому что небеса открыты для тех, кто благодарен.
3. Далее следует вопрос, касающийся самоанализа: за что нужно попросить прощения? Как часто я забываю поблагодарить Бога за Его дары? Молитва также означает открытость человека к Божьему исправлению. На этом этапе важно признать свои недостатки и получить прощение за вину и согрешения.
4. На последнем из четырех основных этапов молитвы Лютер говорит о просьбе. О чем я могу попросить? Это как раз тот этап, когда мы говорим с Богом обо всем, что волнует
| Реформация, которая изменила мир
наше сердце. Например, рассказываем о своих желаниях или просим Бога вмешаться в конкретную ситуацию.
Для Лютера, эти четыре вопроса служили хорошим инструментом молитвы. Таким образом, устанавливается диалог: человек слушает, а Бог отвечает. Поэтому все, что беспокоит человека, и все, к чему он стремится, можно рассказать Богу в молитве. Так молитва становится не монологом, а настоящим диалогом, разговором с Богом. Те, кто молится, надеются на ответ. Такова истинная вера в действии.
Мартин Лютер обращает внимание, что Бог назвал молитву неотъемлемой частью веры. Сам Бог повелел нам молиться, более того, Он обещал отвечать на наши молитвы. Кроме того, через Своего Сына Иисуса Христа Он дал нам в пример молитву «Отче наш», чтобы мы знали, как нужно молиться. Те, кто верит этим обещаниям, не будут разочарованы.
На самом деле, молитва похожа на общение между двумя людьми, которые очень ценят друг друга. Ты не просто болтаешь, ты уделяешь время слушанию. И чем лучше вы знаете друг друга, тем более интенсивный разговор складывается между вами. Лютер сделал молитву приоритетом своей жизни. Чем занятее он был, тем больше он молился, потому что хотел чувствовать связь с Богом и вовлечь Его во все свои дела. Лютер часто говорил о молитве, вот несколько цитат, которые приписывают ему: «У меня сегодня много дел, поэтому мне нужно много молиться». «У меня столько дел, что я должен провести первые три часа в молитве, чтобы быть в состоянии сделать все остальное». «Работа христианина – это молитва».
КАК МЫ МОЖЕМ МОЛИТЬСЯ
Представьте, что вы член замечательной семьи. Ваша семья большая, помимо вас в нее входят родители, брат, сестра, ваша супруга/супруг (если вы замужем или женаты), добавьте к этому двоюродных братьев и сестер, детей, а также бабушек и дедушек. Все вы живете в одном доме. Но. вы никогда не общаетесь друг с другом. Вам не о чем разговаривать, вы просто сидите, уткнувшись в свои смартфоны. Кухня – это единственное место, где вы можете ненадолго пересечься друг с другом, а потом каждый снова идет заниматься своими делами. Можно ли это считать замечательной семьей? Конечно же, нет.
Сегодня мы знаем, что для счастья и успеха в семье, Церкви, получения хорошего образования или успешной работы жизненно необходима эффективная коммуникация. Многие программы магистратуры и аспирантуры, семинары и тренинги посвящены искусству коммуникации. Действительно, чем лучше мы общаемся друг с другом, тем лучше мы узнаем друг друга. У двух людей, которые любят друг друга, кажется, никогда не иссякнут темы для разговоров, и потому они все лучше узнают друг друга. То же самое в наших отношениях с Иисусом. Как Он может разговаривать с нами, если мы не прислушиваемся к Нему? И как мы можем рассчитывать, что знаем Его, если не разговариваем с Ним? В конце концов, вы же не можете утверждать, что лично знакомы с отличным спортсменом, только потому, что видели его пару раз по телевизору! Понятие «знать человека» включает в себя нечто большее. Оно предполагает, что вы общаетесь и уважаете друг друга. Не так важно, как это происходит: посредством социальных сетей или лицом к лицу.
Если мы обратимся к Библии, то убедимся, как много значила молитва для героев этой книги. Они привыкли делиться своими радостями и стремлениями, тяготами и заботами, и даже гневом с Богом в молитве. Книга Псалмов содержит много примеров личной молитвы, написанных Давидом и другими авторами. Эта Книга призывает уделять время размышлениям над Словом Божьим и молитвой. Для авторов Священного Писания, как и для реформатора Лютера, молитва была дверью, посредством которой они входили в присутствие Иисуса. Это можно сравнить с замечательным духовным союзом.
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
Начинать день без разговора с Создателем, а потом ожидать от Него силы, чтобы выполнить свои дела – это недопустимая ошибка. Елена Уайт пишет: «Если Спаситель людей,
| Реформация, которая изменила мир
Сын Божий, чувствовал потребность в молитве, то насколько же мы немощные, грешные, смертные существа должны чувствовать необходимость в постоянной горячей молитве» («Путь ко Христу», с. 93). Молитва – это единственный путь, который показывает, Кто является центром нашей жизни. Благодаря молитве мы признаем власть Бога и можем просить только во имя Иисуса! О, какое чудесное Имя! Что за Друга мы имеем в Иисусе! «Он – прежде всего, и все лишь с Ним в единении существует» (Кол. 1:17; перевод М. П. Кулакова). Иисус – это центр жизни. Иисус – это Евангелие. Все через Него пришло в мир.
«Вечный Бог воплотился в Иисусе Христе. Через Него все сотворено, через Него отрылся характер Бога, совершилось спасение человечества, и мир осужден. Будучи вовеки истинным Богом, Он стал истинным человеком Иисусом Христом. Он был зачат Святым Духом и рожден девой Марией. Он жил и переносил искушения как человек, однако явил Собой совершенный пример праведности и любви Божьей. Своими чудесами Он явил силу Божию и засвидетельствовал о том, что Он обещанный Богом Мессия. Он пострадал и добровольно умер на кресте за наши грехи и вместо нас. Он был воскрешен из мертвых и вознесся на небо для служения в небесном святилище от нашего имени. Он придет опять во славе для окончательного избавления своего народа и восстановления всего сущего прежде» (Ис. 53:4-6; Дан. 9:25-27; Лк. 1:35; Ин. 1:1-3, 14; 5:22; 10:30; 14:1-3, 9, 13; Рим. 6:23; 1 Кор. 15:3, 4; 2 Кор. 3:18; 5:17-19; Флп. 2:5-11; Кол. 1:15-19; Евр. 2:9-18; 8:1, 2).
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
(Молодежные руководители, если вы считаете, что вопросов слишком много, и вы не успеете обсудить все за отведенное время, выберите те из них, которые будут наиболее полезны вашей группе).
1. Как вам, будучи адвентистом седьмого дня, удается поддерживать баланс между законом и верой?
2. Мартин Лютер навсегда изменил христианство, когда начал протестантскую Реформацию в Европе. Обсудите, что вы можете изменить в вашей общине, чтобы она активнее распространяла весть о спасении во Христе окружающим людям?
3. Признаете ли вы молитву-литургию или, по вашему мнению, молитва должна всегда быть спонтанной, «от сердца»?
4. Как вы думаете, могут ли молитвы изменить намерения Бога о человеке?
Вопрос, адресованный лично к каждому:
1. Как вы думаете, к чему призвана молитва: изменить нас, наше отношение, поведение и т. д. или изменить мир и то, что нас окружает?
Божье обетование для вас:
«И смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их. Ныне очи Мои будут отверсты и уши Мои внимательны к молитве на месте сем» (2 Пар. 7:14, 15).
Господь фактически говорит: «Я хочу исцелить и простить тебя, но приходится ждать, чтобы ты смирил себя и молился».
500 лет победе и поражению Мартина Лютера
Реформация и Модерн
Религия – в первую очередь мировоззрение, и вызов протестантизма – мировоззренческий вызов
Если обратиться к доктринам Реформации, то ни о каком «прогрессе» там речи не идет
Стоит заметить, что такое понимание протестантизма связано, прежде всего, с глубоко клишированным восприятием самой европейской истории как однолинейного «прогресса», где на смену «темному Средневековью» вдруг приходят «светлые» тенденции Нового времени (Модерна), все без исключения «освободительные» и «рациональные» – Ренессанс, Гуманизм, Реформация и, наконец, само Просвещение. Реформация в этой схеме воспринимается не как самостоятельное явление, а просто как определенная стадия или аспект общего «прогрессивного» движения вперед, как будто Лютер и прочие отцы-основатели протестантизма были вполне солидарны с этим «прогрессом», и по своим взглядам они уж точно ближе к будущим французским революционерам, чем к испанским инквизиторам. Но если обратиться к реальным доктринам и текстам самих основоположников Реформации, то ни о каком «прогрессе» или «революции» там речи не идет. Обличительный пафос первых протестантов касался исключительно богословских вопросов, и сам раскол Римско-католической церкви в XVI веке был сугубо религиозным конфликтом, на который наслоились другие конфликты – социальные, политические, геополитические, экономические, – обеспечившие ему столь масштабную эскалацию, а самому Лютеру – фактическую победу.
Лютер не понимал, что такое Церковь
Реформация и свобода
Господь доверяет Своим ученикам право участия в спасении других людей
Если никакого Священного Предания нет, то каждый сам себе Вселенский Собор
Реформация и Разум
Писание и Предание – два источника одной веры
Спасение «только верой» закономерно отрицает не только свободу воли, но и разум
От победы к поражению
Видео (кликните для воспроизведения). |
Потому что если между мной и Писанием нет никаких безусловных авторитетов, которые могли бы объяснять мне Писание, то единственным авторитетом оказываюсь я сам, и я сам решаю, что там написано и как это понимать. Перефразируя героя «Бесов» Шигалева, исхожу из абсолютной несвободы – прихожу к абсолютному произволу. И в этом смысле в долгосрочной перспективе Лютер, конечно, проиграл: стоило восставать против папской апостасии, чтобы породить еще большую апостасию?
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.