Содержание
Чем отличается кондак от икоса и что такое акафист?
Словом кондак (греч. κόντάκιον) сперва называли свертки пергамента с записями церковных песнопений; потом – краткую церковную песнь, заключающую в себе похвалу Господу Богу, Матери Божией или святому. Иногда кондак передает главное содержание церковного праздника. Название его связано с событием в жизни святого Романа Сладкопевца. Он был родом из Сирии, служил диаконом в Бейруте.
При императоре Анастасии I (491–518) прибыл в Константинополь, где со временем стал служить псаломщиком в кафедральном соборе Святой Софии. Сначала он ничем не выдавался. Отсутствие успехов его очень огорчало. Он горячо молился Пресвятой Богородице. Однажды после такой молитвы он увидел во сне Пресвятую Богородицу, Которая вручила ему свиток и велела его проглотить. Проснувшись и почувствовав вдохновение, он спел свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».
Икос (греч. oikos – дом) более пространно передает содержание кондака. Кондак намечает тему, а икос ее развивает. Икос, в отличие от кондака, содержит особый припев (рефрен) и хайретизмы (от греч. радуйся) – приветствия «Радуйся», воспевающие того, кому посвящен акафист.
Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Разница между ними та, что кондак короче, а икос пространнее: кондак – тема, а икос – развитие её. Посему икос всегда читается после кондака, и никогда не читается один.
Сходны эти песнопения и по внешнему виду: они написаны одним размером, большею частью оканчиваются одними и теми же словами и поются на один глас. Относительно размера, изложения и гласа кондак и икос не служат образцом для других песнопений последования.
Акафист (греч. akathistos, от греческого а – отрицательная частица и kathizo – сажусь, гимн, при пении которого не сидят, «неседальная песнь») – особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых.
Акафисты состоят из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: 13 кондаков и 12 икосов (“кондак” – краткая хвалебная песнь; “икос” – пространная песнь).
Икосы заканчиваются восклицанием “радуйся” а кондаки – “Аллилуйя” (на еврейском – “хвалите Бога”).
При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом аллилуия.
Первый из известных акафистов – акафист Пресвятой Богородице – написан в царствование императора Ираклия или, точнее, к 626 г., т.е. освобождению Константинополя от нашествия персов.
Что такое ирмос ?
Что такое ирмос ?
ИрмОс – первая поэтическая строфа песни канона, вступительный стих, являющийся смысловой связкой между библейской песнью и тропарями, музыкальная связка и образец для последующих тропарей канона данной песни. Ирмосы собраны в богослужебной книге «Ирмологий».
Ирмосы напоминают верующим ветхозаветные времена и события из истории нашего спасения и постепенно приближают мысль нашу к событию Рождества Христова.
Тропари же канона посвящены новозаветным событиям и представляют собою ряд стихов или песнопений во славу Господа и Божией Матери, а также в честь празднуемого события, или же святого, прославляемого в этот день.
«Ирмос , как показывает самое название его, положение во главе тропарей и обычное содержание, служит связью между библейскими песнями, не имеющими отношения к празднуемому событию, и тропарями, посвященными исключительно последнему. Достигает этого ирмос тем, что он открывает аналогию между воспеваемым в библейской песни событием и празднуемым, перифразирует песнь сообразно с этим, т. е. воспевает известную память приспособительно к содержанию библейской песни, по возможности ее словами. Вместе с тем он служит образцом и по напеву, и по ритмическому строению для тропарей: в тропаре должно быть столько же строф и такой же длины и столько же музыкальных строк, как в ирмосе». (проф. Михаил Скабалланович)
В молитвах что такое икос и кондак
Спрашивает: Екатерина, Казань
Икос и кондак — церковные песнопения, содержащие прославление святого или празднуемого события. Икосы вместе с кондаками составляют акафист. Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Разница между ними та, что кондак короче, а икос пространнее: кондак — тема, а икос — развитие её. Икос всегда читается после кондака, и никогда не читается один.
Чтение акафиста начинается обычным началом, состоящим из молитв: «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троица», «Отче наш», Господи помилуй и «Приидите поклонимся». Эти молитвы есть в молитвослове, в молитвах утренних. Далее читается акафист. Последний 13-й кондак читают трижды, а затем повторяют первый икос. После прочтения акафиста, читают молитву. Стоит заметить, что ее можно читать и отдельно.
После окончания акафиста читается: Достойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога Нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй (трижды).
Ответ на этот вопрос прочитали 553 посетителей
Вопросы принимаются в новом разделе сайта →
- Святоотеческие записки (11)
- Иоанн Златоуст (3)
- Святитель Филарет, митрополит Московский (2)
- Игнатий Брянчанинов (2)
- Иоанн Богослов (1)
- Серафим Саровский (1)
- Феофан Затворник (1)
- Молитвослов (8)
- молитва Оптинских старцев (1)
- Символ Веры (1)
- молитвы о ненавидящих и обидящих нас (1)
- молитва о спасении Церкви Православной (1)
- молитва против антихриста (1)
- молитва перед началом всякого дела (1)
- молитва о прекращении ссоры (1)
- Мир прекрасен! (7)
- Цветы (3)
- Храмы и монастыри (3)
- Жития Святых (4)
- История (4)
- Библия (3)
- Иконопись (1)
- Андрей Кураев (1)
Тропарь (от греч. τροπάριον — тон, лад, мелодия, или трофей) — краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой (святые).
Тропарь — одно из древнейших церковных песнопений, с которого христианская гимнография начала свое развитие.
Тропарь праздника раскрывает его сущность и воспевает его. Тропарь, посвященный святому, раскрывает особенности подвига святого, прославляет его житие и святость.
Тропарь — песнопение, не взятое из Священного Писания, следовательно — не псалом, ни библейская песнь.
Кондак — небольшое песнопение (в одну-две строфы), в параллель тропарю раскрывающее сущность праздника. Кондак, воспевая то же событие или то же священное лицо, дополняет, развивает основную тему тропаря.
Икос — церковное песнопение, содержащее прославление святого или празднуемого события. Икосы вместе с кондаками составляют акафист.
Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Разница между ними та, что кондак короче, а икос пространнее: кондак — тема, а икос — развитие её. Посему икос всегда читается после кондака, и никогда не читается один.
Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю
Людей, которые регулярно посещают церковные службы, умиляют услышанные песни. Конечно, можно просто подпевать, не вдаваясь в последовательность мелодических оборотов и слов, но прихожанин, стремящийся вникнуть в суть библейских истин, непременно поинтересуется, что такое кондак и икос.
Кондак в переводе из греческого языка означает небольшую песню, воспевающую Господа, Матерь Божию или одного из святых. Вначале кондаком называли кусочек пергаментной бумаги, содержащий запись церковных песнопений. Сегодня – это благодарность верующих, переведенная в звуки.
Но не сразу кондак из нот превратился в хвалебную оду. Некогда святой Роман Сладкопевец служил дьяконом, затем псаломщиком в соборе. Все попытки улучшить положение оставались без внимания. Однажды, усердно молясь о помощи, он обратился к Пресвятой Богородице. Ночью она пришла к нему во сне, принесла свиток и велела его проглотить.
Проснувшись утром, Роман почувствовал прилив сил и невероятное желание передать свое настроение посредством звуков. Так возник знаменитый кондак, рассказывающий о Рождестве Христовом. Важное событие, которое сочетает молитву и мелодические обороты, подтверждает свою значимость в жизни людей, пришедших к Господу Богу.
Кондак в древности был намного объемнее по количеству слов. 20–30 строф, взаимосвязанных между собой, постепенно приводили к главной теме. Первые буквы строк выстраивались в акростих, подчеркивая главную мысль всего кондака. Это было поэтическое произведение, самостоятельное и цельное.
Сейчас кондак – это одна строфа, являющаяся частью канона. Он исполняется на литургии и во время вечерней службы. За ним следует икос (в переводе с греческого языка – «дом»). Это одновременное песнопение и прославление святого или важного церковного события. Кондак и икос – составляющие акафиста.
Кондак и икос одинаковы по содержанию и по типу изложения. Кондак задает тему церковного праздника, а икос ее развивает. Поэтому кондак значительно короче. Икос не является самостоятельным стихом и следует после кондака. Они очень взаимосвязаны и располагаются после шестой песни канона.
Слова, входящие в состав определенной молитвы, расставлены по определенному порядку. Они имеют свою определенную последовательность, при изменении которой теряется чудодейственная сила. Все священное писание изложено великими людьми. Ничего добавлять или сокращать не надо. Читая слово в слово, вы сохраняете смысл, заложенный дар.
Существуют самостоятельные кондаки, не входящие в состав акафиста. Они посвящены знаменательным событиям: Рождеству Христову, Сретению Господнему, Светлому Воскресению. Это настоящая поэма, рассказывающая о конкретном празднике. Содержание последовательное и расширенное.
Если вы не знаете определенные слова, произносимые во время церковной службы, – это не страшно. Для прихожанина, стремящегося соединиться с Божьими правилами, обязательно наступит время, когда сложное станет простым. Важнее всего быть честным по отношению к самому себе: что хочешь понять, каким путем следует идти, каков будет заключительный этап. Главное не останавливаться на достигнутом уровне и, проповедуя Божье слово, с удовольствием делиться о том, что такое кондак и икос.
Что такое икос?
В качестве примера предлагаем первый икос из Акафиста Пресвятой Богородицы – родоначальника жанра акафиста:
Ангел предстатель с небесе послан бысть рещи Богородице: радуйся, и со безплотным гласом воплощаема Тя зря, Господи, ужасашеся и стояше, зовый к Ней таковая: Радуйся, Еюже рaдocть возсияет; радуйся, Еюже клятва изчезнет. Радуйся, падшаго Адама воззвание; радуйся, слез Евиных избавление. Радуйся, высото неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино неудобозримая и ангельскима очима. Радуйся, яко еси Царево седалище; радуйся, яко носиши Носящаго вся. Радуйся, Звездо, являющая Солнце; радуйся, утробо Божественнаго воплощения. Радуйся, Еюже обновляется тварь; радуйся, Еюже покланяемся Творцу. Радуйся, Невесто Неневестная.
На заставке Ковчег с частью Пояса Пресвятой Богородицы
Что такое акафист, кондак и тропарь — когда их читают, для чего нужны
В последнее время распространяются группы, в которых совершается молитва по соглашению. Чаще всего читают акафисты. Что это такое, когда их читают? Подробные пояснения в данной статье.
Когда нужно читать Акафист
Никаких церковных указаний на то, когда необходимо обращаться к акафистам — нет. Каждый верующий волен читать их по желанию собственной души. Обычно читают по одному в неделю, можно и ежедневно — если хватает духовных сил. Как правило, прибегают к такой форме молитвы, когда хотят вымолить что-то серьезное:
- во время болезней;
- при желании найти жениха или зачать ребенка;
- когда жена хочет, чтобы муж бросил пить;
- о прекращении войн;
- просят и о бытовых нуждах.
Что такое чтение акафистов по соглашению? Это очень просто — люди договариваются читать одинаковый текст в одно и то же время. Так получается, что находясь в разных местах, они одновременно возносят свои прошения к Господу. Эффект от такого чтения будет намного сильней, чем от одиночного.
Другие виды церковной поэзии
- Кондак — хвалебное пение, оно является кратким
- Тропарь — еще один вид церковного стиха, в нем в сжатой форме излагается суть праздника, или восхваляется святой (если тропарь святому). Каждый великий праздник (Пасха, Рождество, Богоявление и т.д.) имеют собственный тропарь.
- Икос — тоже относится к хвалебным гимнам, но более пространным, т.е. продолжительным.
Когда читаются акафисты в храме
Только по каноническим правилам подобное служение не допускается сразу после Литургии, потому что является сокращенным вариантом вечерней службы. Поэтому не следует настаивать на своем, если священник назначает другое время. Молебны могут служиться не только в храме — можно пригласить батюшку в дом, на мероприятие, на поле (чтобы освятить будущий урожай). Служить его разрешается только духовному лицу, а вот акафисты читаются мирянами свободно.
- Водосвятный молебен что это такое
- Роман Сладкопевец — молитва, икона, тропарь — найдете здесь
- Колокольный звон для очищения дома, души и тела — https://bogolub.info/kolokolnyj-zvon-dlya-ochishheniya-doma-dushi-i-tela/
Строение акафиста
Этот вид молитв представляет неизменную форму. Она содержит 25 песен (13 кондаков и 12 икосов), которые чередуются друг с другом. Самый первый акафист написан около 626 г. Строго говоря, только он официально входит в богослужебный устав. Посвящен Богородице и до сих пор имеет широкое хождение среди верующих.
Икосы, или строфы, делятся на более короткие стихи, которые содержат по 12 приветственных обращений со слова «Радуйся!» В целом гимн можно разделить на 2 части: в первой ведется повествование о неких событиях (из жизни святого или история праздника). Далее более сложная часть — догматическая, которая задевает темы спасения, Боговоплощения. Услышать его в храме можно один раз в году, в великопостный период. В церковном расписании он называется «Похвала Богородице».
Жанр развивался довольно медленно, поскольку довольно сложен. Например, известный Акафист Иисусу Сладчайшему относят к 13 в., на славянском он появился лишь в 14 в. Авторство приписывается афонским монахам. Сегодня можно выбрать из огромного числа, в зависимости от своей духовной нужды.
Словарь православных гимнографических терминов
Гимнография (от греч. hymno — торжественная песнь и graphein — писание) — раздел литургики, изучающий богослужебные песнопения. Основными понятиями православной гимнографии являются формы богослужебных песнопений: Антифоны, Ипакои, Тропарь, Кондак, Акафист, Стихира, Канон, Ирмос, Катавасия, Акростих, Седален, Светилен, Прокимен, Аллилуарий, Причастен, Полиелей, Непорочны; а также три типа метрических (и мелодических) форм: Самоподобен, Самогласен, Подобен.
«Богословский подход к науке о богослужении, то есть стремление построить литургическое богословие и систематизировать богословские идеи нашего богослужения, обращают внимание, главным образом, на внутреннее содержание богослужебного материала. А так как он содержится преимущественно в богослужебных песнопениях или в гимнографии, то изучение этой последней представляет для литургиста особый интерес. Это изучение должно совершаться, конечно, в исторической перспективе, почему история песнопений, их развитие и прекращение тех или иных форм их, равно как и история песнопевцев, стоит в центре нашего внимания».
Аллилуиарий (греч. άλληλουιαριον от аллилуйя») — стихи псалмов, произносимые и воспеваемые на литургии после чтения Апостола в сопровождении пения «аллилуйя».
«Считаясь священнее Апостола, Евангелие должно иметь пред собою и превосходнейшее подготовление. Если на утрене таким подготовлением к нему служит прокимен, то на литургии, где последний предшествует Апостолу, Евангелие должно иметь пред собою что-нибудь более исключительное. Таким и является положенная пред литургийным Евангелием песнь аллилуиа. По Апокалипсису, это будет небесная песнь вечности.
Антифо́ны (от греч. άντί и φονέω, звук, голос, что означает пение попеременно, чередуясь, или пение на два хора, букв. «противо-гласник») — древнее понятие литургической практики, отражающее способ песенного исполнения тех или иных псалмов или гимнов, когда они поются попеременно постишно двумя хорами.
Кроме этого значения, как способа пения, слово антифон используется в литургике и для обозначения отдельных песнопений или частей песенного материала.
Главные случаи употребления этого термина:
1. Антифоны Псалтири
2. Антифоны изобразительные или вседневные
3. Степенные антифоны
4. Праздничные антифоны.
Акафист — (греч. akathistos, от греческого а — отрицательная частица и kathizo — сажусь, гимн, при пении которого не сидят, «неседальная песнь») — особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых.
Акафисты состоят из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: 13 кондаков и 12 икосов («кондак» — краткая хвалебная песнь; «икос» — пространная песнь).
Икосы заканчиваются восклицанием «радуйся» а кондаки — «Аллилуйя» (на еврейском — «хвалите Бога»). При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом аллилуия. Первый из известных акафистов – акафист Пресвятой Богородице – написан в царствование императора Ираклия в 626 году.
Акростих (греч. aκρος — крайний, στaχος — стих, слав. краестрочие, краегранесие) — богослужебное песнопение, начальные буквы которого складываются в слова.
«Акростих или «краегранесие», «краестрочие» представляет собою характерную отличительную особенность нашей гимнографии, в частности, творчества канонов.
Акростих заимствован из нехристианской поэзии и очень древнего происхождения. Это — чисто внешнее, техническое украшение канона, или иной гимнографической поэмы. Он обычно, при сочетании начальных букв только ирмосов или только тропарей, или и ирмосов и тропарей вместе, дает какую-либо фразу, относящуюся к тому же празднуемому событию, или же очень часто, что особливо ценно, открывает имя автора канона.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Не имея никакого богослужебного употребления и никак не выделяясь заметным образом для слуха молящихся, он, тем не менее, важен, как свидетельство о времени написания или же о самом поэте. Ясно, что «краегранесия» заметны и доступны только в греческом оригинале песнопений».
Глас — мотив (лад) в музыке Православной Церкви. Гласы делятся на 4 главных (прямых, или высоких) и 4 побочных (косвенных, или низких); вместе они образуют осмогласие — систему восьми гласов.
Большинство песнопений (из октоиха) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Каждую субботу вечером, на воскресной всенощной происходит поочерёдная смена одного из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз (см. богослужебные круги).
Икос (в переводе с греч. – дом) — церковное песнопение, содержащее прославление святого или празднуемого события. Икосы вместе с кондаками составляют акафист.
Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Разница между ними та, что кондак короче, а икос пространнее: кондак — тема, а икос — развитие её. Посему икос всегда читается после кондака, и никогда не читается один.
Сходны эти песнопения и по внешнему виду: они написаны одним размером, большею частью оканчиваются одними и теми же словами и поются на один глас. Относительно размера, изложения и гласа кондак и икос не служат образцом для других песнопений последования.
Из составителей кондаков и икосов особенно известен Роман Сладкопевец, живший в V веке.
Ипакои (от греч. глагола ύπακούω — прислушиваться, отвечать, откликаться, быть послушным) — песнопение в виде припева или подпевания, которое слушают стоя, посвященное Воскресению Христову или событиям праздников.
Одно из древнейших церковных песнопений и один из древнейших гимнографических терминов в истории христианства.
«Происходя от глагола υπακούω, прислушиваться, иногда — отвечать, откликаться, это слово (кроме литургического языка употребляется только в Новом Завете в значении «послушание») в качестве литургического термина имеет значение «припев».
Катавасия (греч. καταβασία — схождение, от глагола сходить, спускаться) — название ирмоса, который поется в окончании песни канона (после каждой, либо после 3-й, 6-й, 8-й, 9-й).
Само название происходит от предписания Устава, где сказано, что для пения катавасии певцам двух хоров (клиросов) надо спуститься со своих мест и сойтись в середине храма.
Канон (греч. κανών, «правило, мерило, норма») — форма церковной молитвенной поэзии, вид церковной поэмы-гимна сложной конструкции; состоит из 9 песен, 1-я строфа каждой называется ирмосом, остальные (4 — 6) — тропарями. Пришел на смену кондаку в VIII веке . Канон сопоставляет ветхозаветные образы и пророчества с соответствующими событиями Нового Завета…
Кондак (греч. κόντάκιον от κοντός — палочка, на которую наматывался свиток пергамента) — небольшое песнопение (в одну-две строфы), в параллель тропарю раскрывающее сущность праздника.
В каноне помещается после 6-й песни и сопровождается икосом.
Древние кондаки — многострофные (ок. 20-30) поэмы. Строфы объединялись единым рефреном и единым метрическим сложением. Первая строфа являлась вступлением, последняя — обобщением назидательного характера. Строфы читал канонарх, рефрен пел народ.
Основоположником кондаков является Роман Сладкопевец (556г.), непревзойденный автор большинства кондаков.
Непорочны (греч. «Αμωμος) — понятие православной гимнографии, обозначающее важный для богослужения 118-й псалом по его словам «Блаженны непорочные в путь, ходящие в законе Господни. «.
Полиелей (греч. πολυέλεοσ – многая милость, «многомилостивое» в древнерусских Уставах) — торжественное песнопение утрени, составленное из псалмов 134-го («Хвалите имя Господне») и 135-го («Исповедайтеся Госповеди»).
Название восходит к частому повторению слов «Яко во век милость Его» в 135 псалме.
Прокимен (греч. προκείμενος — «предлагаемый вперед») – стих из псалмов, который чтец или диакон возглашает перед чтением Священного Писания – Апостола, Евангелия или паримий, — а хор вторит ему.
В великие Господские праздники и в воскресенья Великого поста исполняются прокимны, состоящие не из одного, а из трех стихов, называемые великими.
«Прокимен — προκείμενος, предлежащий, т. е, стих псалма, предшествующий чтению из Свящ. Писания Ветхого или Нового Заветов и подобранный для этой цели с соответствующим к чтению содержанием, например, в память апостолов.
Псалтирь (от греч. псалтирион, ψαλτήριον — название струнного музыкального инструмента) — книга, входящая в состав Библии, которая состоит из 150 песней или псалмов.
В Православной Церкви Псалтирь более всех других священных книг употребляется при богослужении.
Светилен (греч. φωταγωγικόν) — богослужебное песнопение, исполняемое в окончании утрени, после 9-й песни канона.
«Исполняемое по чину «Бог Господь» песнопение «Свят Господь» служит подготовлением к светильну, который занимает здесь, по 9-й песни канона, такое же положение, какое занимает по 3-й песни седален, а по 6-й кондак.
Если кондак превосходит торжественностью седален, то самое место светильна в заключении канона, после такой песни, как 9 песнь, заставляет ждать от него еще большей торжественности.
Светилен, действительно, занимает исключительное положение на богослужении. Это нигде более не повторяющаяся песнь утрени. Как показывает самое название его (светилен, φωταγωγικόν), он воспевает Бога как свет и Подателя света; так, светильны постной утрени все наполнены понятием свет.
Седален (греч. κάφισμα от глагола сидеть) — богослужебное песнопение, во время которого допускается сидеть.
«Седален, как показывает само наименование, есть песнопение, приуроченное для сидения верующих во время его исполнения. И действительно, в монастырях, при уставном исполнении богослужения, когда оно затягивается на несколько часов, отдых после долгого стояния необходим. Поэтому седальны и являются такими моментами отдыха братии и молящихся.
Исключением, правда, являются особые седальны, на которых «не седим, за еже кадити священнику св. алтарь, но стояще поем я». Это те седальны, которые поются на утрени Великого Пятка между чтениями 12 страстных Евангелий.
Стихира (греч. στιχηρά — «многостишие») — богослужебное песнопение, написанное стихотворным размером.
«Современный церковный устав знает несколько видов стихир, различая их по месту, занимаемому ими в круге суточного богослужения. Это:
1. Стихиры на «Господи воззвах»,
2. Литийные стихиры,
3. Стихиры на стиховне,
4. Стихиры на «Хвалитех».
В древности под именем τά στιχηρά то есть βιβλία подразумевались учительные книги Ветхого Завета, написанные стихотворным размером; иногда так назывались ветхозаветные песни. Вероятно, что отдельные стихи этих песен и были первоначальных обликом стихир».
Тропарь (от греч. τροπάριον — тон, лад, мелодия, или трофей) — краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой (святые).
Тропарь — одно из древнейших церковных песнопений, с которого христианская гимнография начала свое развитие.
Так же называются отдельные, содержащие законченную мысль, молитвенные воззвания, из которых состоит канон, и, в некоторых случаях, другие краткие молитвословия.
Икос Пресвятой Богородице
Икос — церковное песнопение, восхваляющее и прославляющее чествуемого святого и церковное событие. Икос образует составную часть утреннего канона, в котором помещается после 6-й песни (непосредственно вслед за кондаком. Автором первых икосов был, согласно церковному преданию, св. Роман Сладкопевец.
Икосом также называется один из типов строф в акафисте. Икос, в отличие от кондака (другой вид строф в акафисте) содержит блок хайретизмов и особый рефрен. Икосы и кондаки в пределах акафиста чередуются. Первоначально икосами назывались все 24 песни акафиста. В греческих подлинниках икосы и кондаки написаны одним и тем же стихотворным размером.
Тексты икосов из Акафиста Пресвятой Богородице
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Ангел предстатель с небесе послан бысть рещи Богородице: радуйся, и со безплотным гласом воплощаема Тя зря, Господи, ужасашеся и стояше, зовый к Ней таковая: Радуйся, Еюже рaдocть возсияет; радуйся, Еюже клятва изчезнет. Радуйся, падшаго Адама воззвание; радуйся, слез Евиных избавление. Радуйся, высото неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино неудобозримая и ангельскима очима. Радуйся, яко еси Царево седалище; радуйся, яко носиши Носящаго вся. Радуйся, Звездо, являющая Солнце; радуйся, утробо Божественнаго воплощения. Радуйся, Еюже обновляется тварь; радуйся, Еюже покланяемся Творцу. Радуйся, Невесто Неневестная.
Видящи Святая Себе в чистоте, глаголет Гавриилу дерзостно: преславное твоего гласа неудобоприятельно души Моей является: безсеменнаго бо зачатия рождество како глаголеши, зовый: Аллилуиа.
Разум недоразумеваемый разумети Дева ищущи, возопи к служащему: из боку чисту, Сыну како есть родитися мощно, рцы Ми? К Нейже он рече со страхом, обаче зовый сице: Радуйся, совета неизреченнаго Таиннице; радуйся, молчания просящих веро. Радуйся, чудес Христовых начало; радуйся, велений Его главизно. Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог; радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на небо. Радуйся, Ангелов многословущее чудо; радуйся, бесов многоплачевное поражение. Радуйся, Свет неизреченно родившая; радуйся, еже како, ни единаго же научившая. Радуйся, премудрых превосходящая разум; радуйся, верных озаряющая смыслы. Радуйся, Невесто Неневестная.
Сила Вышняго осени тогда к зачатию Браконеискусную, и благоплодная Тоя ложесна, яко село показа сладкое, всем хотящим жати спасение, всегда пети сице: Аллилуиа.
Имущи Богоприятную Дева утробу, востече ко Елисавети: младенец же оноя абие познав Сея целование, радовашеся, и играньми яко песньми вопияше к Богородице: Радуйся, отрасли неувядаемыя розго; радуйся, Плода безсмертнаго стяжание. Радуйся, Делателя делающая Человеколюбца; радуйся, Садителя жизни нашея рождшая. Радуйся, ниво, растящая гобзование щедрот; радуйся, трапезо, носящая обилие очищения. Радуйся, яко рай пищный процветаеши; радуйся, яко пристанище душам готовиши. Радуйся, приятное молитвы кадило; радуйся, всего мира очищение. Радуйся, Божие к смертным благоволение; радуйся, смертных к Богу дерзновение. Радуйся, Невесто Неневестная.
Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, целомудренный Иосиф смятеся, к Тебе зря небрачней, и бракоокрадованную помышляя, Непорочная; уведев же Твое зачатие от Духа Свята, рече: Аллилуиа.
Слышаша пастырие Ангелов поющих плотское Христово пришествие, и текше яко к Пастырю видят Сего яко агнца непорочна, во чреве Мариине упасшася, Юже поюще реша: Радуйся, Агнца и Пастыря Мати; радуйся, дворе словесных овец. Радуйся, невидимых врагов мучение; радуйся, райских дверей отверзение. Радуйся, яко небесная срадуются земным; радуйся, яко земная сликовствуют небесным. Радуйся, апостолов немолчная уста; радуйся, страстотерпцев непобедимая дерзосте. Радуйся, твердое веры утверждение; радуйся, светлое благодати познание. Радуйся, Еюже обнажися ад; радуйся, Еюже облекохомся славою. Радуйся, Невесто Неневестная.
Боготечную звезду узревше волсви, тоя последоваша зари, и яко светильник держаще ю, тою испытаху крепкаго Царя, и достигше Непостижимаго, возрадовашася, Ему вопиюще: Аллилуиа.
Видеша отроцы халдейстии на руку Девичу Создавшаго руками человеки, и Владыку разумевающе Его, аще и рабий прият зрак, потщашася дарми послужити Ему, и возопити Благословенней: Радуйся, Звезды незаходимыя Мати; радуйся, заре таинственнаго дне. Радуйся, прелести пещь угасившая; радуйся, Троицы таинники просвещающая. Радуйся, мучителя безчеловечнаго изметающая от начальства; радуйся, Господа Человеколюбца показавшая Христа. Радуйся, варварскаго избавляющая служения; радуйся, тимения изымающая дел. Радуйся, огня поклонение угасившая; радуйся, пламене страстей изменяющая. Радуйся, верных наставнице целомудрия; радуйся, всех родов веселие. Радуйся, Невесто Неневестная.
Проповедницы богоноснии, бывше волсви, возвратишася в Вавилон, скончавше Твое пророчество, и проповедавше Тя Христа всем, оставиша Ирода яко буесловна, не ведуща пети: Аллилуиа.
Возсиявый во Египте просвещение истины, отгнал еси лжи тьму: идоли бо его, Спасе, не терпяще Твоея крепости, падоша, сих же избавльшиися вопияху к Богородице: Радуйся, исправление человеков; радуйся, низпадение бесов. Радуйся, прелести державу поправшая; радуйся, идольскую лесть обличившая. Радуйся, море, потопившее фараона мысленнаго; радуйся, каменю, напоивший жаждущия жизни. Радуйся, огненный столпе, наставляяй сущия во тьме; радуйся, покрове миру, ширший облака. Радуйся, пище, манны приемнице; радуйся, сладости святыя служительнице. Радуйся, земле обетования; радуйся, из неяже течет мед и млеко. Радуйся, Невесто Неневестная.
Хотящу Симеону от нынешняго века преставитися прелестнаго, вдался еси яко младенец тому, но познался еси ему и Бог совершенный. Темже удивися Твоей неизреченней премудрости, зовый: Аллилуиа.
Новую показа тварь, явлься Зиждитель нам от Него бывшим, из безсеменныя прозяб утробы, и сохранив Ю, якоже бе, нетленну, да чудо видяще, воспоем Ю, вопиюще: Радуйся, цвете нетления; радуйся, венче воздержания. Радуйся, воскресения образ облистающая; радуйся, ангельское житие являющая. Радуйся, древо светлоплодовитое, от негоже питаются вернии; радуйся, древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози. Радуйся, во чреве носящая Избавителя плененным; радуйся, рождшая Наставника заблудшим. Радуйся, Судии праведнаго умоление; радуйся, многих согрешений прощение. Радуйся, одеждо нагих дерзновения; радуйся, любы, всякое желание побеждающая. Радуйся, Невесто Неневестная.
Странное рождество видевше, устранимся мира, ум на небеса преложше: сего бо ради высокий Бог на земли явися смиренный человек, хотяй привлещи к высоте Тому вопиющия: Аллилуиа.
Весь бе в нижних и вышних никакоже отступи неописанное Слово: снизхождение бо Божественное, не прехождение же местное бысть, и рождество от Девы Богоприятныя, слышащия сия: Радуйся, Бога невместимаго вместилище; радуйся, честнаго таинства двери. Радуйся, неверных сумнительное слышание; радуйся, верных известная похвало. Радуйся, колеснице пресвятая Сущаго на Херувимех; радуйся, селение преславное Сущаго на Серафимех. Радуйся, противная в тожде собравшая; радуйся, девство и рождество сочетавшая. Радуйся, Еюже разрешися преступление; радуйся, Еюже отверзеся рай. Радуйся, ключу Царствия Христова; радуйся, надеждо благ вечных. Радуйся, Невесто Неневестная.
Всякое естество ангельское удивися великому Твоего вочеловечения делу; неприступнаго бо яко Бога, зряще всем приступнаго Человека, нам убо спребывающа, слышаща же от всех: Аллилуиа.
Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя видим о Тебе, Богородице, недоумевают бо глаголати, еже како и Дева пребываеши, и родити возмогла еси. Мы же, таинству дивящеся, верно вопием: Радуйся, премудрости Божия приятелище, радуйся, промышления Его сокровище. Радуйся, любомудрыя немудрыя являющая; радуйся, хитрословесныя безсловесныя обличающая. Радуйся, яко обуяша лютии взыскателе; радуйся, яко увядоша баснотворцы. Радуйся, афинейская плетения растерзающая; радуйся, рыбарския мрежи исполняющая. Радуйся, из глубины неведения извлачающая; радуйся, многи в разуме просвещающая. Радуйся, кораблю хотящих спастися; радуйся, пристанище житейских плаваний. Радуйся, Невесто Неневестная.
Спасти хотя мир, Иже всех Украситель, к сему самообетован прииде, и Пастырь сый, яко Бог, нас ради явися по нам человек: подобным бо подобное призвав, яко Бог слышит: Аллилуиа.
Стена еси девам, Богородице Дево, и всем к Тебе прибегающим: ибо небесе и земли Творец устрои Тя, Пречистая, вселься во утробе Твоей, и вся приглашати Тебе научи: Радуйся, столпе девства; радуйся, дверь спасения. Радуйся, начальнице мысленнаго наздания; радуйся, подательнице Божественныя благости. Радуйся, Ты бо обновила еси зачатыя студно; радуйся, Ты бо наказала еси окраденныя умом. Радуйся, тлителя смыслов упраждняющая; радуйся, Сеятеля чистоты рождшая. Радуйся, чертоже безсеменнаго уневещения; радуйся, верных Господеви сочетавшая. Радуйся, добрая младопитательнице девам; радуйся, невестокрасительнице душ святых. Радуйся, Невесто Неневестная.
Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих: равночисленныя бо песка песни аще приносим Ти, Царю Святый, ничтоже совершаем достойно, яже дал еси нам, Тебе вопиющим: Аллилуиа.
Светоприемную свещу, сущим во тьме явльшуюся, зрим Святую Деву, невещественный бо вжигающи огнь, наставляет к разуму Божественному вся, зарею ум просвещающая, званием же почитаемая, сими: Радуйся, луче умнаго Солнца; радуйся, светило незаходимаго Света. Радуйся, молние, души просвещающая; радуйся, яко гром враги устрашающая. Радуйся, яко многосветлое возсияваеши просвещение; радуйся, яко многотекущую источаеши реку. Радуйся, купели живописующая образ; радуйся, греховную отъемлющая скверну. Радуйся, бане, омывающая совесть; радуйся, чаше, черплющая рaдocть. Радуйся, обоняние Христова благоухания; радуйся, животе тайнаго веселия. Радуйся, Невесто Неневестная.
Благодать дати восхотев, долгов древних, всех долгов Решитель человеком, прииде Собою ко отшедшим Того благодати, и раздрав рукописание, слышит от всех сице: Аллилуиа.
Поюще Твое Рождество, хвалим Тя вси, яко одушевленный храм, Богородице: во Твоей бо вселився утробе содержай вся рукою Господь, освяти, прослави и научи вопити Тебе всех: Радуйся, селение Бога и Слова; радуйся, святая святых большая. Радуйся, ковчеже, позлащенный Духом; радуйся, сокровище живота неистощимое. Радуйся, честный венче людей благочестивых; радуйся, честная похвало иереев благоговейных. Радуйся, церкве непоколебимый столпе; радуйся, Царствия нерушимая стено. Радуйся, Еюже воздвижутся победы; радуйся, Еюже низпадают врази. Радуйся, тела моего врачевание; радуйся, души моея спасение. Радуйся, Невесто Неневестная.
О, Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех, и будущия изми муки, о Тебе вопиющих: Аллилуиа, aллилуиа, aллилуиа.
(Kондак читается трижды)
Ангел предстатель с небесе послан бысть рещи Богородице: радуйся, и со безплотным гласом воплощаема Тя зря, Господи, ужасашеся и стояше, зовый к Ней таковая: Радуйся, Еюже рaдocть возсияет; радуйся, Еюже клятва изчезнет. Радуйся, падшаго Адама воззвание; радуйся, слез Евиных избавление. Радуйся, высото неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино неудобозримая и ангельскима очима. Радуйся, яко еси Царево седалище; радуйся, яко носиши Носящаго вся. Радуйся, Звездо, являющая Солнце; радуйся, утробо Божественнаго воплощения. Радуйся, Еюже обновляется тварь; радуйся, Еюже покланяемся Творцу. Радуйся, Невесто Неневестная.
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Видео (кликните для воспроизведения). |
О, Пресвятая Дево Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию души нашея, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирая на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренныя моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных. Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.