Как влияет молитва на мозг человека

Полное описание: Как влияет молитва на мозг человека - для наших любимых читателей.

Украинский ученый экспериментально доказал, что молитва может исцелять

Киев, 15 февраля 2017 г.

Ученый решил проверить силу молитвы экспериментальным путем. Опыты продолжались 15 лет. Об этом сообщает сайт Союза Православных Журналистов со ссылкой УНИАН.

Как сообщается, ученый брал венозную и капиллярную кровь у добровольцев, делал ее анализ. А потом просил исследуемого или кого-то из близких читать молитву в течение 10-15 минут, мысленно или вслух. После этого снова делали анализ венозной и капиллярной крови. И она отличалась!

Исследователь, кандидат медицинских наук, автор 166 патентов и 15 лицензий Михаил Лазорик еще со студенческих лет занимался исследованием лейкоцитов – это клетки крови, которые защищают нас от проникновения болезнетворных микробов. Ученый решил исследовать влияние молитвы на кровь человека.

«Я сам вырос в верующей семье. Силу молитвы никогда не ставил под сомнение, ведь вера – бездоказательна. Однако, как ученый, я должен был доказать это в конкретных исследованиях. Известно, что после молитвы и церковных песнопений человек чувствует умиротворение, духовное облегчение. А что же происходит на физическом уровне? в частности, с нашей главной жидкостью – кровью? Вот это я и начал изучать», – рассказывает ученый.

Люди, которые согласились принять участие в эксперименте, были разного пола, уровня образования, социального статуса, профессий, болели различными болезнями (был и атеросклероз, и гепатит В, и ревматизм). Перед опытом брали капиллярную и венозную кровь, проводили ее анализ. Затем исследуемый (или его знакомый) читал молитвы минут 15-20 – это «Отче наш», «Верую», «Царю Небесный», псалом 50, к святым, к небесных покровителям.

После этого снова делали анализ венозной и капиллярной крови и определяли количественные и морфо-функциональные свойства ее клеток. «Кровь становилась другой на клеточном уровне! Помню, что наш первый исследуемый болел остеомиелитом (гнойное воспаление костей бедра после тяжелой аварии). В аварии погиб его брат, а от боли в костях человек очень мучился.

Молитву читал не он сам, а специально приглашенный. Когда сравнили показатели крови до и после молитвы, оказалось, что уровень одного из показателей фагоцитоза был в 6 раз ниже, чем до эксперимента! Этот первый случай лишь подтвердил, что мы на правильном пути», – отмечает Михаил Лазорик.

Все дальнейшие эксперименты показали то же: после молитвы уровень инфекции в организме падал. Особенно, когда речь шла об острой фазе заболевания. После молитв зафиксировали изменение показателей воспаления – они стали ниже. В каждом опыте были обнаружены статистически достоверные изменения величин отдельных показателей клеток крови, что свидетельствует о том, что молитвы являются реальным фактором, который вызывает изменение количества и морфофункциональных свойств клеток крови.

Это, в свою очередь, является доказательством того, что молитва действительно влияет на организм на клеточном и субклеточном уровне. «Молитва – это не просто слова. Это колебания определенной частоты. Давно доказано, что молитва меняет структуру воды. Ведь феномен освященной воды на Крещение – это не миф, а научный факт.

Человек почти на 80% состоит из воды. Поэтому, действуя на самую основную жидкость нашего организма, молитва меняет его на клеточном уровне даже в том случае, когда вы читаете ее про себя. А когда она произносится вами или слышится, звуковые упорядоченные колебания дополнительно действуют на организм человека и вызывают изменение показателей крови, уменьшают воспалительные процессы, оказывают целебное действие», – объяснил Михаил Лазорик.

Ученые пытаются понять, почему помогают молитвы

Источник: Комсомольская правда

О чем чаще всего просят немощные у Бога, когда ставят свечи перед образами? Пожить подольше. И оказалось, что Всевышний откликается. Даже смертельно больные, если искренно молятся и веруют, могут отложить свою смерть до какой-то определенной, важной для них даты. Это доказали исследования доктора Донна Юнга из университета Огайо.

Ученый обратился к базе данных по смертности в своем штате, проанализировал медицинские карты 300 тысяч человек, скончавшихся от рака в период между 1989 и 2000 годами. За основу Юнг взял три особые даты — Рождество, День Благодарения и день рождения пациента — и стал смотреть, не уменьшалось ли количество смертей в это время. Результат, конечно, был не ошеломительный, но впечатляющий: почти 4000 умирающим — это более одного процента — каким-то необъяснимым образом удавалось откладывать смерть до следующего дня сразу после празднеств. Значит, у смерти все-таки бывают выходные.

«Отче наш» против вредных бактерий.

Действие молитв на организм человека ученые стали изучать недавно. Раньше бормотание попов считали чепухой. Но первые же научные данные удивили даже закоренелых атеистов.

Исследования проводились в Герцогском университете в Дареме (штат Северная Каролина, США) и местном госпитале. Ученые пригласили нескольких монахов, сестер и священников различных конфессий помолиться за 700 пациентов, страдающих различными сердечными недугами. В течение нескольких дней врачи делали заметки о состоянии этих больных, а когда эксперимент завершился, все данные передали экспертам. И вскоре профессор Митчелл Крушофф сообщил результаты: у 500 пациентов благодаря молитвам темпы выздоровления увеличились примерно на 93 процента.

— Я не знаю, отчего это происходит, — признается профессор. — Но могу предположить, что на работу сердца благотворно влияет концентрация на божественных словах как священников, так и самих больных. Ведь человек, за которого молятся или который молится сам, полностью сосредоточен на общении со Всевышним, и, вероятно, это приводит к нормализации многих процессов в организме, которые нам предстоит еще изучить.

Позже выяснилось, что молитва убивает зловредные бактерии не только в человеческом организме, но и в воде. Петербургский инженер-электрофизик из лаборатории медико-биологических технологий «НИИ промышленной и морской медицины» Ангелина Малаховская, член Союза «Православные ученые России», уже десять лет изучает свойства, казалось бы, ненаучных явлений: силу крестного знамения, слова Божьего и целебные свойства святой воды. Вот что она рассказывает:

— Я проверила действие молитвы «Отче наш» и православного крестного знамения на патогенные бактерии. Для исследования были взяты пробы вод из различных водоемов: колодцев, рек, озер, в которых содержались кишечная палочка и золотистый стафилококк. Оказалось, что если прочесть молитву «Отче наш» и осенить культуру крестным знамением, то количество вредных бактерий уменьшается почти в сто раз.

Будьте как дети — и спасетесь.

Но настоящее открытие, доказывающее силу молитвы, сделал руководитель лаборатории нейро- и психофизиологии Санкт-Петербургского психоневрологического научно-исследовательского института им. В. М. Бехтерева, профессор Валерий Слезин.

— Многим психиатрам и неврологам известен труднообъяснимый с рациональной точки зрения феномен, когда после молитвы облегчаются душевные расстройства, а больные, считавшиеся неизлечимыми, порою выздоравливают, — рассказывает доктор Слезин. — Еще великий русский психиатр Владимир Бехтерев говорил про своих пациентов: «Этот пусть принимает лекарства, а вот этому лучше пойти к священнику». Что же именно происходит с мозгом во время молитвы, показали эксперименты.

Читайте так же:  Молитва Савва освященный

Мы пригласили православных священников и семинаристов, и попросили их усердно молиться. Пока обследуемые шептали свои молитвы, мы снимали с них электроэнцефалограмму, чтобы при помощи прибора отследить процессы, происходящие в мозгу. И, к своему удивлению, зарегистрировали феномен.

До сих пор было принято выделять три основные фазы работающего мозга: быстрый сон, медленный сон и бодрствование. Каждой из этих фаз свойственен свой ритм биотоков. А как выяснилось в ходе эксперимента, во время молитвы ритм биотоков головного мозга замедляется настолько, что становится возможным говорить о существовании четвертого состояния сознания — «молитвенного бодрствования». В этом состоянии мозг фактически выключается: прекращается активная мыслительная деятельность, и мне кажется — хотя пока я не могу этого доказать, — что сознание начинает существовать вне тела.

— На электроэнцефалографе, — продолжает ученый, — феномен выглядит следующим образом. В моменты бодрствования кора головного мозга взрослого человека генерирует альфа- и бета-ритмы биотоков с частотой от 8 до 30 герц. Когда же наши обследуемые погружались в молитву, то происходило замедление ритма биотоков до частоты всего лишь 3 герц. Эти медленные ритмы носят название «дельта-ритмов» и наблюдаются только у младенцев до 2 — 3 месяцев.

У некоторых обследуемых энцефалограф показывал полное отсутствие альфа- и бета-ритмов, только дельта-ритмы. С точки зрения нейрофизиологии молящиеся люди как бы впадают в детство. Наверное, недаром в Евангелии сказано: будьте как дети и спасетесь.

— Мы считаем, что во время молитвы разрушаются патологические связи между нейронами мозга, потому что человек перестает думать о болезни, — говорит доктор Слезин. — Порой это приводит к полному выздоровлению смертельно больных людей. Науке известны случаи излечения онкологии, но они требуют более тщательного изучения. Только верить и молиться надо по-настоящему, истово, от сердца, иначе лечебного эффекта не будет.

ПОПРОБУЙ

Молитва на всякую немощь

Владыко Вседержителю, врачу душ и телес, смиряяй и возносяй, наказуяй и паки исцеляяй; брата нашего (имярек) немощетвующа посети милостию Твоею, простри мышцу Твою, исполнену исцеления и врачбы, и исцели его, возставляй от одра и немощи, запрети духу немощи, остави от него всяку язву, всяку болезнь, всяку рану, всяку огневицу и трясавицу. И аще есть в нем согрешение или беззаконие, ослаби, остави, прости, Твоего ради человеколюбия.

МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА

Врач-психотерапевт Георгий Погодин: Все недуги — от страхов

— Известный исследователь Ален Бомбар доказал: человек, оказавшийся после кораблекрушения в море, умирает не от того, что нечего есть или пить, не от шторма, а от страха. Бомбар проделал над собой эксперимент: целый месяц прожил в океане на плотике без воды и пищи — и выжил благодаря тому, что поборол страх. По этой же причине, по статистике, верующие — среди больных раком в неоперабельной стадии — живут на пять лет дольше атеистов. Молитвой они снимают страхи, ощущают, что мир бренен, временен, понимают истинные ценности, успокаиваются наконец и тем самым повышают свой иммунитет.

СОВЕТЫ ДОКТОРА

Кандидат медицинских наук Игорь Брагин: Божественное пение даже психа успокоит

— Мои коллеги как у нас, так и за рубежом опытным путем установили, что произнесение молитв помогает людям с повышенным кровяным давлением и диабетикам: за несколько минут снижается уровень холестерина в крови и нормализуются обменные процессы. Молиться особенно полезно тем и за тех, кто временами впадает в глубокую депрессию и страдает маниакально-депрессивным психозом. Вообще чем тяжелее заболевание, тем чаще человек обращается за помощью к Богу. Так, например, ученые теологической семинарии Пасадены и Калифорнийского университета опросили более 400 пациентов, больных шизофренией, тяжелыми формами депрессии и некоторыми другими психическими недугами. И обнаружили, что 80 процентов опрошенных ударялись в религию, чтобы справиться с отчаянием, приступами агрессивности или плаксивости.

Влияние молитвы на психологическое состояние человека.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблемы связанные с духовностью человека отражаются на его психическом и физическом здоровье.Врач и святой исповедник, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) говорил: “Душа человеческая по природе христианка, и если не питается она пищей духовной, то наступает тяжелое хроническое голодание этой несчастной души. И как человек голодающий, не имеющий пищи, становится раздражительным, так и эти люди, голодающие духовно, раздражаются: легко брызжут слезы из глаз их. И нет им покоя, и не могут забыться они ни в каких раз духовной, а они этой пищи не дают им”.

По данным моего исследования, основанного на опыте практического консультирования за последние семь лет, растёт число тех, кто обратился за помощью и большинство из обратившихся находились в депрессивном состоянии.

Сегодня молитвы широко используются в христианской психологии, при лечении заболеваний различного происхождения, в практике психотерапии. Но, несмотря на достаточную изученность данной темы и активное применение молитв в жизни человека, научных данных о влиянии молитвы на психологическое состояние человека ещё очень мало.

Молитвенное состояние положительно влияет на психологическое состояние человека и сознание,что и подтверждают отечественные психологи- Шеховцова Л.Ф., 2009 г., Василюк Ф.Е 2008 г., а так же священнослужители, которые имеют многолетний практический церковный опыт помощи людям, зависимым от наркотиков, алкоголя, азартных игр, компьютера. Это, например, Священник Алексий Мороз,2008 г. Так или иначе, миллионы людей в современной России вовлечены в православные и другие христианские практики и мировоззрение. По моему мнению, исследование механизмов влияние таких практик на психологическое состояние человека может открыть новые пути на интеграцию различных представлений о сознании и оказать существенную поддержку всем специалистам, профессионально работающим в области консультирования, психотерапии, целительства и т. д.

Мой опыт практической консультационной работы, анализ специальной литературы, беседы со священниками показали мне необходимость поиска эффективных и безопасных методик, которые позволили бы помогать человеку в кризисных и тяжелых психологических состояниях, поднимать его дух, гармонизировать общее состояние организма. Рекомендуя человеку молитву в одних случаях как психотерапевтическую технику, в других как сильное просветляющее и исцеляющее средство я наблюдала на протяжении последних семи лет положительную динамику и изменения в лучшую сторону у обратившихся за консультацией, а так же у их родственников и знакомых.

Высокая активность на экранах ТВ коммерческих фильмов и шоу, культивирующих насилие, агрессию не является положительным примером для подражания у подрастающего поколения, что также отражается на стиле мышления, низком духовном развитии и соответствующем образе жизни. Потеря духовных ценностей и ориентиров за последнее время, переориентации населения, в основном, на материальные ценности не создаёт условий для здорового и полноценного образа жизни. Эти социально-психологические факторы приводят к дисгармоничному душевному состоянию, что отрицательно сказывается и на организме человека в целом, его здоровье.

Читайте так же:  Молитвы от цыган

Преподобный Серафим Вырицкий написал с надеждой на будущее духовное возрождение России в 1939 году стихотворение:

«Пройдёт гроза над Русскою землею,
Народу русскому Господь грехи простит,
И крест святой Божественной красою,
На храмах Божиих вновь ярко заблестит.

И звон колоколов всю нашу Русь Святую,
От сна греховного к спасенью пробудит,
Открыты будут вновь обители святые,
И вера в Бога всех соединит».

Стоит рассмотреть подробнее влияние молитвы на психологическое состояние человека из моей практики, на примере(имена,фамилии и грод изменёны):

За помощью в феврале 2010 года в состоянии крайнего отчаяния обратилась
Анна: её муж Г. находился третий день в реанимации в очень тяжёлом состоянии после неудачной попытки суицида (решил повеситься). Г. 38 лет, страдал от алкогольной зависимости, последнее время находился в депрессивном состоянии из-за проблем на работе и больших долгов. После беседы с его женой мною было принято решение непрерывно молиться за жизнь и здоровье Петра Г. f а так же самой Зинаиде Г. в течение всей ночи, её соседке Антонине К., которая порекомендовала обратиться ко мне за помощью. Спустя трое суток Анна., соседка Г. и Анна. позвонила мне и сообщила, что Пётр благополучно миновал кризис и переведён из реанимации в общее отделение больницы. Через некоторое время Г. выписался из больницы. Я считаю, что в данном случае молитва дала Надежду родственникам, утроив психические и духовные силы, укрепив веру в выздоровление Г. Что, наверное, и сыграло свою положительную роль, повлияв на выход из кризисного состояния самого Г. Я могу предположить, что коллективная молитва с обращением к Богу с просьбой за другого человека помогает ему справиться в стрессовых и тяжелых жизненных ситуациях, быстрее выздороветь и вернуться к полноценной жизни.

Есть и другие примеры благоприятного влияние молитвы на психологическое солстояние человека и членов его семьи.Так же имеет большое значение когда сам консултант,психолг или целитель молиться за клиентов.

Всё сказанное позволяет сделать вывод, что используя молитву как:

— психотерапевтическую технику можно добиваться эффективного улучшения психологического состояния;

— средство, просветляющее и укрепляющее духовную сферу человека, с помощью которого можно достичь более глубоких изменений в сознании человека. А также трансформации, которая и приводит к исцелению и изменению ситуации вокруг.

У большинства обратившихся за помощью, практиковавших молитву, по моим исследованиям, наблюдается более стойкий и положительный результат в улучшении и психологического состояния, чем у тех кто не практиковал молитву.

Процесс исследования и опыт моей практической консультационной практики доказал, что молитва как психотерапевтическая техника является эффективным и приносящим позитивные результаты методом в работе с определённой категорией людей и положительно влияет на психологическое состояние. Так же исследование молитвы в аспекте её положительного влияния на духовную сферу человека доказало её исцеляющее действие. Таким образом, можно сказать, что практика моления вводит человека в особое состояние, в котором он выходит на связь с Богом. Более того, такое состояние является так же необходимым для человека, как, например, сон. Вполне возможно, что умиротворенное состояние души необходимо нам потому, что наша душа в этот момент общается с Богом.

Всё сказанное выше, позволяет сделать вывод о том, что при соблюдении рекомендаций правильного моления, молитва оказывает положительное влияние на психофизиологическое состояние человека. Правильная молитвенная практика :

1.Способствует трансформации ряда психологических и соматических проблем (тревога, депрессия и т.д). А также патологических зависимостей: алкоголизма, игромании, наркомании;

2. Ориентирует человека на гармонизацию, изменяя ситуацию вокруг;
3. Призывает к внутреннему движению. Человек понимая скрытый смысл молитв, приходит к духовному очищению, а значит происходит и его личностное развитие;
4. Способствует оздоровлению человека, увеличивает его энергетический потенциал;

5.Провильная методика моления позволяет увеличить продолжительность человеческой жизни;

6.У человека развивается способность сопереживания;

7.Уменьшается воздействие психологического стресса, а значит возрастают защитные фукции организма.

Закончить хочу стихотворением:

«Больную исцели мне душу!»-
С мольбою прихожу я в Храм
Ответы Отче ясно слышу:
«Прости грехи своим врагам.

Без веры жить нельзя на свете
Молитва в горе бережёт,
Вы все мои большие дети,
Любовь вас к ближнему спасёт.

Во всём есть Божье провиденье,
И совесть лучший из судей,
Снисходит с Выше откровенье —
Да будет мир среди людей.

Нельзя ожесточаться сердцем,-
У каждого свой крест земной
Любви откройте настежь дверцу
Путь к Богу- ваш удел мирской».

Свята Божественная сила,
В душе покой и благодать
Молитва душу воскресила,

Как влияет молитва на мозг человека

Существование божественных сил — это вопрос веры. Тем не менее нейрофизиологические последствия религиозных убеждений — это наблюдаемый и измеряемый научный факт. Давайте рассмотрим некоторые из этих эффектов, доказанные последними исследованиями.

Влияние молитвы на состояние человека научно доказано

Не важно, кто вы — глубоко верующий, сдержанный агностик или убежденный атеист, — ваш мозг в равной степени подвержен влиянию религии.

Религиозные убеждения могут увеличить продолжительность жизни и помочь справиться с болезнью.

Исследователи в области «нейротеологии», нейробиологии религиозных убеждений, сделали несколько удивительных открытий, которые неизбежно изменят наши представления о духовной жизни.

Например, некоторые ученые полагают, что религиозный опыт активирует те же области мозга, что и секс и наркотики.

В других исследованиях говорится, что повреждение определенной области мозга может вызвать ощущение, как будто в пустой комнате кроме вас находится кто-то еще. Это предположение может привести к интересным выводам о том, какая взаимосвязь существует между здоровьем и религией.

Если религиозный опыт имеет нейробиологическую природу, можно ли воссоздать его искусственно? Если божественный опыт предопределен биологически, можно ли с помощью правильных научных данных создать иллюзию бога?

Видео (кликните для воспроизведения).

Ниже мы рассмотрим некоторые из этих вопросов. У исследователей пока нет всех ответов. Но фрагменты головоломки уже можно собрать воедино и сформировать подтвержденную наукой теологическую картину мира, которая во многом отличается от того, что написано в священных книгах.

Разные религии — разные эффекты

Доктор Эндрю Ньюберг — профессор нейробиологии и директор Института интегративного здоровья Института Маркуса при Университете Томаса Джефферсона и больнице в Вилланова, штат Пенсильвания. Он объясняет, что религиозные практики по-разному влияют на мозг.

Разные религии активируют разные зоны мозга.

Читайте так же:  Мученица Варвара молитва

Подпись: Фронтальная часть мозга (обозначена красным) более активна во время медитации. Снимок: Доктор Эндрю Ньюберг

Доктор Ньюберг, автор книги по нейротеологии, опирается на многочисленные исследования, чтобы показать, как медитации буддистских монахов и молитвы католических монахинь увеличивают активность лобных долей мозга.

Эти области связаны с повышенной сосредоточенностью и вниманием, навыками планирования, умением оценивать вероятность будущих событий и способностью выстраивать сложную аргументацию.

Кроме того, и молитва, и медитация связаны с пониженной активностью в теменных долях, которые отвечают за ориентацию во времени и пространстве.

У молящихся монахинь замечена повышенная активность в области субтеменной коре — эта зона отвечает за обработку языка. Это связано с тем, что в молитве используются слова, а не методы визуализации, как это происходит во время медитации.

Другие религиозные практики могут оказывать противоположное воздействие на одни и те же области мозга. Например, одно из последних исследований, проведенное совместно с доктором Ньюбергом, показывает, что ревностная исламская молитва, в основе которой лежит фундаментальная концепция «подчинения себя Богу», снижает активность в префронтальной коре и связанных с ней лобных долях, а также активность в теменных долях.

Считается, что префронтальная кора отвечает за исполнительный контроль, или преднамеренное поведение, а также за принятие решений. Таким образом, исследователи пришли к выводу: было бы логично, если бы практика, направленная на отказ от контроля, приводила к снижению активности в этой области мозга.

Религия похожа на «секс, наркотики и рок-н-ролл»

Недавнее исследование, опубликованное в Medical News Today, показало, что религия активирует одни и те же пути обработки информации в мозге, что и секс, наркотики и развлечения.

У благочестивых верующих испытуемых обнаружена повышенную активность в прилежащем ядре. Снимок: доктор Джефф Андерсон

Исследователи во главе с доктором Джеффом Андерсоном из Медицинской школы Университета штата Юта в Солт-Лейк-Сити исследовали мозг 19 молодых мормонов с помощью функционального МРТ-сканера.

Их спросили, насколько они религиозны. У тех, кто утверждал, что испытывает сильные религиозные чувства, была обнаружена повышенная активность в обоих зонах прилежащего ядра, а также лобных долях и вентромедиальных префронтальных кортикальных областях.

Эти области связаны с удовольствием и вознаграждением. Они активны, когда мы занимаемся сексом, слушаем музыку, играем, употребляем наркотики. Участники эксперимента также, по их словам, ощущали тепло и умиротворение.

«Когда мы просили участников исследования думать о спасителе и о вечной жизни в окружении родных, мы наблюдали, как их мозг и тело реагирует на эти мысли физически, как запускается механизм физического вознаграждения», — рассказывает Майкл Фергюсон, под руководством которого проходило это исследование.

Эти результаты подтверждают выводы более ранних исследований, в которых было установлено, что вовлечение в духовную практику повышает уровень эндорфинов и серотонина, нейротрансмиттера счастья.

Эндорфины — это молекулы, вызывающие эйфорию. Их название происходит от фразы «эндогенный морфин». Таким образом, нейрофизиологические эффекты религии добавляют совершенно новый уровень смысла выражению «религия — это опиум народа».

Внетелесный опыт вызван телом

Последние достижения в области нейровизуализации помогают нам понять, как наш мозг «создает» духовный или мистический опыт. Что вызывает ощущение присутствия в комнате кого-то еще? Как мозг заставляет нас думать, что мы вышли за пределы своего тела или попали в другое измерение?

«В последние несколько лет, — говорит доктор Андерсон, — технологии обработки изображений мозга развились настолько, что позволили нам ближе подойти к ответам на вопросы, которые стоят перед нами уже тысячи лет».

Джеймс Джордано, профессор из Медицинского центра Джорджтаунского университета в Вашингтоне, округ Колумбия, согласен с доктором Андерсоном: «Вполне вероятно, что мы сможем понять, как человек входит в „состояние экстаза“, и определить, какие именно области мозга участвуют в этом процессе».

«При изменении активности в префронтальной коре или верхней теменной коре, то есть в верхней части теменной доли, меняется наше восприятие границ собственного тела», — объясняет профессор Джордано в интервью Medium.

У него есть основания так думать. Исследование ветеранов Вьетнама показало, солдаты с ранениями дорсолатеральной префронтальной коры головного мозга чаще других рассказывают о своих мистических переживаниях.

Эти части мозга отвечают за осознание себя по отношению к другим объектам в мире и за ощущение целостности тела, поэтому люди, пережившие мистический опыт, так часто сообщают о опыте «выхода из тела и расширении границ собственного Я».

«Можно сказать, что во время переживания мистического опыта меняется активность левой и правой височной доли, которая находится в нижней средней части коры мозга», — продолжает профессор Джордано.

По мнению доктора Ньюберга, во время молитвы снижается активность не только височных, но и теменных долей.

Можно ли «вызвать» Бога?

С помощью новейших достижений нейрофизиологии можно очень точно отследить неврологическую природу религиозного опыта. Означает ли это, что, чисто теоретически, мы можем «вызвать» у человека религиозные чувства?

Снижение активности теменных долей во время медитации показано желтым. Снимок: доктор Эндрю Ньюберг

Это не просто теоретический вопрос. В 1990-х годах доктор Майкл Персингер, глава кафедры нейробиологии Лаврентийского университета в Онтарио, Канада, разработал так называемый «Шлем Бога».

Это устройство имитирует религиозные переживания, стимулируя височно-теменной узел с помощью магнитных полей.

В экспериментах доктора Персингера около 20 религиозных людей (всего 1% всех участников), надев этот шлем, сообщали о присутствии в комнате Бога. Тем не менее, 80% почувствовали чье-то присутствие, но отказывались называть это «Богом».

«Я подозреваю, что большинство людей назвали бы „Богом“ это странное ощущение, однако они неохотно используют этого слово в лабораторных условиях», — делится доктор Персингер своим мнением об экспериментах.

Образ Бога как чего-то недостижимого, независимого, сверхчеловеческого, можно было бы оспорить, если бы оборудование и эксперимент смогли бы воссоздать эффект присутствия.

Доктор Майкл Персингер

Мы спросили доктора Ньюберга, что он думает о таких попытках «вызвать» религиозный опыт. «Мы должны быть осторожны в рассуждениях о том, насколько похожи эти переживания», — предупредил он.

Тем не менее, он считает, что люди исторически искали способы вызвать религиозные переживания. В качестве таких способов рассматривали медитацию, молитву, различные вещества. Все эти вещи могут вызывать психоделические переживания, которые «воспринимаются как более „естественные“ и реальные, но духовные переживания».

По словам доктора Ньюберга, какой бы метод мы ни использовали, галлюциногены или шлем, «чем больше мы знаем о том, как эти методы работают и как они влияют на мозг, тем лучше мы понимает, как усилить эти эффекты».

Будущее нейротеологии и религии

Тем временем, ученые продолжать упорно работать, чтобы понять, что происходит с мозгом верующего человека. «Несмотря на то, что сфера научного интереса [нейротеологии] выросла, пока наши знания довольно поверхностны», — говорит доктор Ньюберг.

Читайте так же:  Молитвы перед просфорой

Он рассказал нам о направлении, в котором, он надеется, эта область будет развиваться: «Нейротеология может изучать, как религия и духовность влияют на физическое и психическое здоровье с точки зрения убеждений и практик».

Кроме того, нейротеология может «помочь в разработке терапевтических подходов при лечении людей с различными расстройствами, в частности неврологическими и психическими».

Надеемся, что нейронаука также предоставит нам ответы на важные «гносеологические вопросы о природе реальности», о сознании и духовности, которыми люди задаются уже тысячи лет.

Однако до тех пор, пока мы не получим такие ответы, религия никуда не уйдет.По мнению доктора Ньюберга, строение нашего мозга не позволит избавиться от религии, поскольку она удовлетворяет естественные потребности нашего мозга.

«Я считаю, религия и духовность никуда от нас не уйдут, пока наш мозг не претерпит фундаментальные изменения», — отметил доктор Эндрю Ньюберг

Критерии ложной и правильной молитвы. Часть 2

Разъясняют пастыри

Христианская жизнь немыслима без молитвы. И, пожалуй, это одно из самых трудных духовных деланий. Так как правильно молиться? Как избежать ловушек прелестных духовных состояний? Каких настроений не должно быть при молитве? И как не впасть в формализм, бездумное вычитывание правила? За разъяснениями мы обратились к пастырям.

Какова духовная жизнь, такова и молитва

– В духовной жизни всё достаточно конкретно: если молитва будет неправильной, то вместо общения с Богом мы окажемся в сетях диавола. Истинная или ложная молитва – это вопрос жизни и смерти. Поэтому ошибаться в этом нельзя.

Прямо скажу, что в своем представлении о молитве я во многом стараюсь опираться на учение святителя Игнатия (Брянчанинова). И прежде всего, отвечу о ложной молитве. Она имеет два ярких признака – мнение молящегося о себе и мечтательность.

Мнение о себе – что это такое? Это внутреннее ощущение себя лучше всех остальных. Такой человек считает себя святым, духовно преуспевшим, находящимся к Богу ближе других, в его молитве живо его «я». Такая молитва, по подобию молитвы гордого фарисея из притчи, становится претензией на свою элитарность, особые права перед Богом. Это свербящая внутри мысль, что я-то уж выше других, вон сколько я много молюсь и веду себя не то что другие. Такая молитва все равно как если встать перед своим отражением в зеркале и пытаться молиться. Язык произносит имя Божия, но в сердце перед тобою ты сам. В сердце «я», и от этого «я» произносятся все молитвы.

Во-вторых, мечтательность. Если в молитве мы гуляем умом туда и сюда, то значит, мы и не с Богом, мы телом в храме, а душой где угодно, в супермаркете или спортзале, решаем в уме какие-то земные дела, спорим с друзьями или мстим обидчикам. Воображение – вещь коварная. Даже когда мы отказываемся от откровенно греховных образов, то в молитве могут проскальзывать образы чего-то святого, и это тоже ошибка, воображение создает картинку святого, которой мы начинаем молиться, эта картинка заслоняет от нас Бога и мир духовный.

Поэтому признаки правильной молитвы: смирение, покаяние, внимание к словам молитвы, отсутствие мечтаний.

Правильная молитва не может появиться у того, кто привык везде продавливать себя вперед

Чтобы молитва стала правильной, надо вообще упорядочивать свою духовную жизнь. Если ты живешь как попало, то вряд ли твоя молитва станет чистой. Молитва неразрывна в целом от духовной жизни. Правильная молитва не может появиться у того, кто привык везде продавливать себя вперед. Гордый и несмиренный в поведении оказывается таким же и в молитве перед Богом. Равнодушный к ближним теплохладен в молитве. Молитва жестокого суха и безжизненна, молитва блудливого расхищается нечистыми образами. Если ты кому-то нахамил, то это непременно скажется на твоей молитве. В общем, чем наполняем мы свой внутренний мир, как ведем себя в своей повседневной жизни, всё это проявится в нашей молитве.

Молитва бывает правильной, когда ты молишься о себе как о погибшем. Вот если представить, что ты выпал за борт корабля, оказался в морской пучине и помощи нет, то как при этом будешь молиться? – От всего сердца, всеми силами своей души взывать к Богу о себе как погибающем. В такой молитве не будет и тени мнения о себе, никакой мечтательности. Эта молитва будет голосом сердца, взыванием о спасении.

Подлинная молитва – это искренний голос души, видящей свое падение и всеми силами жаждущей обрести милость Божию. Это предстояние пред Богом как пред Отцом, Который тебя видит, слышит и любит. Молитва – как таинство, она понимается не рассудочно, а по мере самого участия в ней. И только по мере опыта мы начинаем чувствовать, чем истина отличается от лжи и как правильная молитва отличается от неправильной.

Главное – всецелое устремление к Богу со смирением

Молитва с понуждением себя даже более угодна Богу, чем «самодвижущаяся»

– Святые отцы четко обозначили критерии правильной и чистой молитвы. Во-первых, это внимание к словам молитвы. Это, если можно так сказать, необходимый и обязательный минимум. Но всякий, кто пробовал молиться внимательно, скажет, что это совсем не просто. Внимание постоянно отвлекается на помыслы и размышления, порой самые «важные» и «возвышенные». Святые отцы однозначно говорят, что во время молитвы нужно решительно все эти помыслы отвергать, стремиться умом и сердцем быть причастным смыслу произносимого. Не важно, сложные слова произносятся или простые. Главное – всецелое устремление к Богу со смирением. В этом суть молитвы, так что она даже может быть и вовсе без слов, в едином сокрушенном чувстве. Особенно возрастает значение внимания, когда молитва «не идет», потому что внимание в молитве – это то малое, что зависит от нашего произволения. Многие святые отцы говорят, что такая молитва (с понуждением себя) даже более угодна Богу, чем «самодвижущаяся», потому как в такой «трудовой» молитве человек понуждает себя к добру.

О важности внимания напоминает и преподобный Иоанн Лествичник, когда говорит, что «молитва есть не иное что, как отчуждение мира видимого и невидимого». То есть, молясь Богу, человек не должен отвлекаться ни на видимые предметы, ни на мысли, образы и чувствования, возникающие в душе. Это важно. Потому что единственное чувство, которое единодушно советуют искать в молитве святые отцы, – это покаяние. Именно покаянием входит в нашу жизнь благодать Божия и именно в покаянии присутствует сокрушение и смирение сердца, которое «отверзает двери» милосердию Божию.

Читайте так же:  Молитва перед лечением зуба

Далее святые отцы единодушны в том, что чистая молитва требует устранения от житейских дел и попечений, что скорее престало монахам, но и нам неплохо об этом знать, потому что уединенная молитва, например в тишине ночной, по единодушному мнению святых отцов, особенно благотворна.

И, наконец, самое главное. Господь обращается к тем, кто молится Ему, но при этом не меняется, не прилагает усилия, чтобы жить по-христиански, со словами: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6: 46). То есть обязательным условием чистой молитвы должно быть деятельное послушание Христу и Его Церкви, приобретение навыка жизни по заповедям. И уж точно обязательным для всех условием доброй молитвы можно считать борьбу со страстями. При этом совершенно не важно, в какой «стадии» пленения или падения ты находишься. Бесстрастных – единицы. Большинство из нас люди страстные в той или иной степени, и вот сознательное очищение страстной природы души, борьба, противостояние с молитвой греховным страстям – это обязательное условие для правильной и чистой молитвы.

Конечно, есть и высшие степени молитвы, и «умное делание», и видение «нетварного света», но это больше относится к жизни и деланию монашескому. А нам надлежит очищать себя с Божией помощью от страстей, стараться жить по заповедям Христовым и молиться внимательно с сокрушением, в простоте сердца. И Господь нас не оставит.

Молитва должна вызывать покаянные чувства

– Здоровая молитва всегда вызывает покаянные чувства. Хорошая молитва трогает те струны души, которые отвечают за смирение. После правильной молитвы человек, еще полчаса-час назад желавший отомстить обидчику, уже готов его крепко обнять. Но это упрощенное понимание сути молитвы. Молитва – не магия. Это настройка сердца для принятия благодати от Бога. Необходимо настроиться на нужную волну. Когда человек просто губами бубнит слова, то он этой волны никогда не поймает. Тут нужно подключить ум. По моим наблюдениям, когда мы молимся, у нас словно две «дорожки»: речевая и умная. И обе мы должны заполнить молитвой, в противном случае ум улетит в неизведанные дали.

Ложная молитва – это сфера гордыни, разжение крови, при которых можно впасть в прелесть от своих псевдоподвигов. Настоящая молитва – это когда мы одновременно ощущаем себя в присутствии Бога и переходим в состояние покаяния, в котором нам открывается глубина нашего падения. Но это ощущение ничего не имеет общего с безысходностью. Правильное чувство от молитвы усиливает жажду Бога, а в Нем – Любовь, Которая обезболивает и заглушает все земные заботы и переживания. Но такие моменты крайне редки. Потому что мы каждый раз теряем нужную волну, на которой нас ждут.

Молиться как мытарь, а не как фарисей

– О двух видах молитвы Господь говорит нам в Евангелии от Луки, зачало 89, которое мы читаем в Неделю о мытаре и фарисее (см.: Лк. 18: 10–14). Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей гордился и тщеславился тем, что он якобы лучше других людей, услаждался своим мнимым превосходством. Молился он так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие человецы – хищники, неправедные, прелюбодеи – или как сей мытарь. Пощусь дважды в неделю и даю десятую часть всего, что имею». А мытарь видел свои многие грехи, стыдился их, сознавал себя недостойным и, не смея воззреть на небо, ударял себя в грудь и повторял: «Боже! Милостив буди мне, грешному» И Господь говорит нам: «Яко сниде сей оправдан в дом свой паче онаго: яко всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется».

Вот молитва фарисея, как и любого человека, который ищет в молитве услаждения своей греховной природы, гордясь своей мнимой святостью, тщеславием, превозношением над людьми, и есть ложная, не угодная Богу. А молитва мытаря, как и любого человека, который смиряется перед Богом и людьми, осознаёт свое недостоинство, – молитва правильная, благодатная. Преподобный Петр Дамаскин говорит: «Первым признаком начинающегося здравия души является все большее видение своих грехов».

Чистой и духовной молитвы человек сподобляется, пройдя многое и многое смирение, приобретя нищету духовную и упование на Господа, чистое сердце и чистую совесть, через послушание и отсечение своей греховной воли, пройдя через многие скорби в терпении, совершив многие труды, очищая душу покаянием и исповедью и причащаясь Пречистого Тела и Честной Крови Господа нашего Иисуса Христа и стяжевая благодать Святого Духа всеми средствами, которые в изобилии нам подает бесконечно милостивый и любящий Господь.

Помнить о том, зачем мы молимся

– Как понять, правильно человек молится или нет? Обратимся к святым отцам. Так, преподобный Амвросий Оптинский довольно жестко отчитывает свое духовное чадо за превозношение в духовной жизни и, как следствие, в молитве. Святой дает четко понять, что никакого превозношения, пусть даже на первый взгляд вполне оправданного, не должно быть в жизни христианина.

Нужно помнить: молитва необязательно дает душевную теплоту, порой так желанную людьми. Не стоит гнаться за физическим, явственным ощущением благодати во время или после молитвы. Ведь и Сам Господь во время молитвы к Отцу в Гефсиманском саду и на кресте не испытывал утешения. Но это вовсе не значит, что пуста и неверна была Его молитва.

Молиться: «Господи! Накажи его» – ни в коем случае нельзя!

Никакая злоба или обида не может проявляться в молитве, никакой даже «праведный гнев» не имеет источника в Божественном Промысле о человеке. Поэтому молиться: «Господи! Накажи его» – ни в коем случае нельзя. Как и просить сделать «так-то и так-то». Бог не волшебная палочка, Он вправе не делать так, как мы хотим.

Во время молитвы необходимо сторониться крайностей: с одной стороны, профанации и бездумного чтения правил, с другой – экзальтированного обращения ко Христу без должного почтения и любви.

Видео (кликните для воспроизведения).

И самым главным критерием все же является цель молитвы. Каждый, кто встает перед образом Божиим, должен четко понимать, зачем он это делает. Нужно помнить, перед Кем мы стоим и с Кем мы разговариваем. Если об этом помнить, многих искушений можно будет избежать.

Как влияет молитва на мозг человека
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here