Содержание
Еврейские молитвы
Молитвы еврейского народа
Обязательные молитвы не были представлены в библейском иудаизме. В случае если кто-либо из героев Писания обращался к Всевышнему, то делал это он своими словами. Первые еврейские молитвы со стандартными текстами появились только в эпоху Второго Храма.
В чем их сила
Иудеи считают, что сила молитвы настолько велика, что с ее помощью можно совершить любое чудо. Верующие евреи считают, что искреннее молитвенное песнопение достигает небес и существенно влияет на решение Высших Сил.
Обряды иудаизма очень специфичны. Они охватывают все жизненные сферы верующего. К примеру, иудейская вера предписывает любое действие сопровождать славословием бога Яхве.
Сила любой еврейской молитвы заключается в том, что она позволяет приблизиться к Творцу. Молитвенное обращение к Всевышнему позволяет открыть ворота к Небесной Сокровищнице. Если человеку, что-то уже предначертано судьбой и он может достичь поставленной цели своими силами, то этого он все равно не получит, пока не помолится.
Очень важно глубоко понимать слова молитвы, ведь она является логическим завершением любого жизненного действия. Чтобы молитва была эффективной, следует постоянно самосовершенствоваться. Изучая Тору, человек постигает мудрость Творца, а, следовательно, постоянно осуществляет движение вверх, преодолевая ступень за ступенью.
Отличие молитвы на иврите от православной
В православных молитвах подчеркивается важность веры человека. Когда вера присутствует в душе, то можно рассчитывать на прощение грехов, а значит получить надежду на Вечную Жизнь после смерти на Небесах. В иудейских молитвах подчеркивается, что служение Богу посредством определенных действий важнее самой веры. То есть вера не должна проявляться только в молитвенных словах, она должна быть подтверждена конкретными поступками в реальной жизни.
Обращаясь в православных христианских молитвах к Богу, человек связывает его с Иисусом Христом, который при жизни был человеком. Иудейская молитва полностью отрицает возможность увидеть Бога в человеческом обличье. Поэтому все молитвенные обращения направлены к невидимой силе, которая управляет миром.
Еще одно отличие еврейской молитвы заключается в том, что верующий посредством молитвы устанавливает диалог с Богом. Молитвенное обращение нельзя считать монологом согласно иудейским понятиям. При этом каждый иудей понимает, что Бог абсолютно свят и неимоверно возвышен над всем живущим. Господь управляет миром во всех его проявлениях, а человек — это всего лишь слабое и невежественное существо, созданное Творцом. И, несмотря на это, с помощью молитвы устанавливается личный контакт с Богом. Слова от верующего направляются к Богу в виде молитвенных фраз и мыслей, ответом же Всевышнего является все то, что происходит после молитвы с человеком.
Как правильно читать еврейскую молитву
По законам иудаизма, молитва — это обязанность каждого человека. Верующий должен молится независимо от того имеется ли у него возможность пойти в синагогу. Но при этом следует понимать, что общественная молитва отличается большей силой. Причем очень важно, чтобы во время молитвы имелся миньян, что означает присутствие в молитвенном месте десяти взрослых мужчин еврейской национальности.
В процессе моления верующие не только слушают хазана, который является ведущим, но и молятся сами. Важно обязательно прислушиваться к хазану, которым произносятся начало и конец конкретной молитвы. Важно помнить, что существуют молитвенные отрывки, которые может произносить только хазан. Часть молитв должны произносится верующими мысленно, в то время, как хазан проговаривает их вслух.
Во время еврейской молитвы мужчины и женщины находятся в разных помещениях. Как правило, в синагоге имеется специальное отделение для женщин. Оно может быть в виде балкона или галереи. Некоторые еврейские молитвы читаются стоя. Неопытным верующим необходимо ориентироваться на раввина или на поведение большинства верующих во время молитвы.
Современный перевод Сидура на русском языке
Сборник Еврейских молитв называется Сидур. Доступный и понятный толкователь еврейских молитв, который получил название «Врата молитвы», был создан в 1992 году.
Концепция Сидура заключалась в следующем:
- В понятном переводе на русский язык. Ставилась цель не передать точно смысл ивритского текста, а сделать его легко читаемым, что облегчило бы понимание.
- В книге присутствует много подробных подзаголовков, которые помогают ориентироваться в молитве, также благодаря этому сформировано подробное оглавление.
- В книге уделено большое внимание раскрытию смысла молитв и их место в истории еврейской культуры.
- В предоставлении специальных указаний, которые облегчат участие верующего в службе в синагоге. В книге используется специальная графика, которая указывает на то, в каком месте молитвы следует производить определенные действия.
Молитвы в Сидуре с переводом на русский язык поделены на следующие разделы:
- Утренняя молитва;
- Молитва Благословения;
- Молитвы Минха и Маарив;
- Молитвы вечера Субботы;
- Молитвы утра Субботы;
- Молитвы Минха и завершение Субботы;
- Молитвы Рош ходеш;
- Молитвы Шалош регалим. Песах, Шавуот, Суккот;
- Молитвы дней благодарности. Ханука, Пурим, День Независимости, День освобождения Иерусалима.
Еврейские молитвы на все случаи жизни
Верующие, исповедующие иудаизм, очень трепетно относятся к молитве. Поэтому используют молитвенное обращение во всевозможных жизненных ситуациях.
Иудеи считают, что обращаться к Богу можно по самым разным поводам, в частности:
- При рождении ребенка;
- При уходе из жизни человека;
- Во время проведения обряда обрезания;
- Перед едой;
- Сразу после пробуждения и перед сном;
- Во время празднования свадьбы;
- В собственный день рождения;
- При стихийных бедствиях;
- При раздорах в семье.
В иудаизме считается, что молитва за себя — это обязательная необходимость для каждого верующего. Если человек не просит себе у Бога здоровья, благополучия и спокойствия, то это значит, что у него недостаток веры. Просить Господа за себя — это естественно. Ведь все перечисленные вещи необходимы для жизни человеку. А поскольку истинный верующий должен считать себя полностью зависимым от Всевышнего, то это значит, что он должен просить его о благах для себя.
Но при этом считается, что неправильно молится только за себя, в молитву нужно обязательно включать просьбы, которые касаются нужд других людей. Большинство еврейских обращений составлено таким образом, что в них обязательно упоминается весь еврейский народ прямым или косвенным способом.
На удачу
Чтобы привлечь в свою жизнь удачу и избавиться от грехов следует трижды в день произносить сильную молитву.
В переводе на русский язык она звучит следующим образом:
«Творец, Бог, Всемогущий, Превечный, Владыка Небесных воинств ты с нами. Ты являешься оплотом надежным нашим. Бог Яакова. Сэла.
Творец, Бог, Всемогущий, Превечный, Владыка Небесных воинств, я считаю себя счастливым человеком, уповающим на Тебя.
Творец, Бог, Всемогущий, Превечный, Владыка Небесных воинств, прошу Тебя о спасении! Царственный Господь обязательно ответит нам в тот самый день, когда мы искренне к нему будем взывать».
Другая действенная молитва на удачу на иврите звучит следующим образом:
На русском языке молитва звучит следующим образом:
О здоровье
Самой сильной еврейской молитвой о здоровье считается молитва «Мешеберах». В Талмуде сказано, что если у кого-то в доме есть больной, то он должен пойти к мудрецу и обратиться к нему с просьбой, чтобы служитель Торы попросил Бога о выздоровлении близкого. Именно поэтому молитва «Мешербах» читается в синагоге по всем еврейским праздникам, а также по понедельникам, четвергам и субботам.
Сила молитвы о здоровье объясняется следующим:
- Она читается в миньяне от имени всей еврейской общины, поэтому она обязательно будет услышана Богом;
- Габай всегда когда читает эту молитву находится рядом со свитком Торы, который является священным предметом еврейского народа;
- Человек, который заказывает молитву, дает обещание пожертвовать деньги на благотворительность и добрые дела.
В субботу слова молитвы звучат следующим образом:
Шахарит
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Молитва Шахарит — ежедневная утренняя молитва («шахар» — на иврите «рассвет»), одна из трех обязательных еврейских молитв, наряду с послеполуденной Минхой и вечерней Маарив. Молитва Шахарит была установлена праотцом Авраамом, служение которого соответствовало качеству Б-жественного милосердия. Не случайно и введенная им молитва произносится утром, когда мы только начинаем свой день и еще не подвергаемся суду за свои поступки. Во времена Храма утром, как и днем до захода солнца, приносилась ежедневная жертва «тамид». После разрушения Храма, по решению еврейских мудрецов, обязательные молитвы утром и днем заменили советующие храмовые жертвоприношения.
Оглавление
Кто установил Утреннюю молитву? [↑]
Три ежедневные молитвы — Шахарит, Минха и Маарив (или Арвит) — были установлены нашими праотцами Авраамом, Ицхаком и Яаковом. Авраам ввел в практику утреннюю молитву Шахарит (как сказано: «И поднялся Авраам рано утром к месту, где он стоял перед Г-сподом» (Берешит, 19: 27), Ицхак — послеполуденную Минху, а Яаков — вечернюю Маарив. Каждая из этих молитв отражает особое качество, которое внес в мир каждый из праотцев.
Авраам наиболее полно воплотил качество Хесед — Милосердие (или Доброта). В личности и служении Ицхака превалирующими чертами были Гвура (Мужественность) и Дин (строгое соблюдение закона). Яаков же соединил в себе качества Авраама и Ицхака и стал воплощением понятия Тиферет — Великолепие или Истина.
Молитва, введенная Авраамом, не случайно произносится утром. В это время Б-жественное милосердие проявляется в мире наиболее сильно — Вс-вышний, несмотря на наши грехи, посылает нам новый день и дает возможность начать его «с чистого листа». Над нами еще не производится суд за поступки, которые мы совершим за день.
Подробнее об аспектах молитвы Шахарит, связанных с праотцом Авраамом и особенностями его служения Б-гу см. здесь.
Начало нового дня в еврейском миропонимании [↑]
Согласно еврейской традиции, новый день необходимо начать с благодарности Вс-вышнему. Пробуждаясь, мы говорим молитву «Модэ ани» (благодарность за то, что Б-г дал нам возможность проснуться — «вернул нам душу»). Затем, омыв руки от ночной нечистоты, мы произносим различные благословения: благословение на изучение Торы — важнейшей заповеди, которую мы должны выполнять каждый день; так называемые утренние благословения — благодарность Вс-вышнему, дающего нам все необходимое для того, чтобы начать новый день.
Мужчинам заповедано носить одежду с кистями — цицит, он же «малый талит» (талит катан), которая напоминает о необходимости выполнять заповеди Торы. Его надевают утром, произнося соответствующее благословение. А непосредственно перед молитвой Шахарит женатые мужчины (у сефардов также мальчики начиная с возраста бар-мицвы) закутываются в талит, он же «большой талит» (талит гадоль) — молитвенное покрывало с такими же кистями. Мужчины и мальчики, начиная с возраста бар-мицвы, в будние дни также накладывают ручной и головной тфилин — коробочки с помещенными в них отрывками из Торы, в которых говорится о нашем признании Б-жественного царства и о единстве Б-га. В тфилин принято молиться утреннюю молитву — Шахарит.
Перед Шахарит запрещено начинать дневные дела, а также есть и пить (кроме воды, чая и кофе без молока), общаться с товарищами (см. Кицур Шульхан Арух, гл.8).
Структура молитвы Шахарит [↑]
В начале Утренней молитвы произносят отрывки из Торы, посвященные порядку Храмовой службы. Они призваны напомнить, что сегодня, когда Храм разрушен, молитва заменяет нам важнейшую часть служения — жертвоприношения. Затем произносят псалмы и другие тексты, прославляющие Вс-вышнего (раздел «Псукей де-зимра» — «Стихи восхваления»), и переходят к главным частям Утренней молитвы.
Главные части Шахарит — это молитвы «Шма, Исраэль» («Слушай, Израиль») и «Амида» («Стояние»). Молитва «Шма» состоит из трех частей — отрывков из Пятикнижия — и окружающих их благословений. В ее тексте заключены основные принципы иудаизма: Единство Г-спода, любовь к Нему; награда за соблюдение заповедей и возмездие за их нарушение; напоминание о заповедях посредством обязанности носить на одежде кисти — «цицит» и память об Исходе из Египта.
Молитва «Амида» (в будни она называется «Шмонэ эсрэ») начинается с прославления Вс-вышнего, затем следуют мольбы об удовлетворении жизненных нужд и духовных потребностей человека и всего народа, и завершается молитва выражением благодарности Б-гу. Молящиеся сначала читают Амиду про себя, затем ведущий — хазан (кантор) — произносит ее от имени всей общины.
В будние дни и только в миньяне (группе из десяти взрослых мужчин в возрасте бар-мицва и старше) после Амиды произносят Таханун — особые молитвы о прощении грехов. В понедельник и четверг — дни, когда в мире наиболее сильно проявляется качество суда и особенно необходимо раскаяние — перед Тахануном говорят исповедь в грехах Видуй.
После этого в понедельник и четверг, а также в Рош-Ходеш, в посты, в Субботу и в праздничные дни читают Тору. В будние дни и обычные Субботы читают недельную главу Пятикнижия, приходящуюся на данную неделю.
После чтения Торы читают: «Ашрей» («Счастливы пребывающие в Храме Твоем»), псалом «Ла-Менацеах» («Руководителю хора… Ответит тебе Г-сподь в час беды»; этот псалом не читают в праздничные и полупраздничные дни) и «У-ва ле-Цийон» («И придет в Сион Избавитель»), включающий утверждение святости Вс-вышнего, произносимое всей общиной — «Кдуша ле-сидра» (в широком смысле так называется и весь этот раздел утренней молитвы).
После этого переходят к «Алейну лешабеах» («На нас возложено прославлять Господина всего мира…»), затем к псалмам, которые пели левиты на ступенях Храма (существовал специальный псалом на каждый день недели), и отрывку о порядке воскурений в Храме.
Между различными частями молитвы читают кадиши — прославления общиной святости Вс-вышнего:
— после «Порядка жертвоприношений»— Кадиш де-рабанан (т.н. «Раввинский кадиш», произносимый после чтения отрывков из Устной Торы);
— перед Псукей де-зимра — Кадиш ятом («Кадиш сироты», или «Поминальный кадиш», который читают скорбящие);
— после Псукей де-зимра — Хаци-кадиш («Полу-кадиш»), и после него Барху — призыв хазана к общине благословить Вс-вышнего;
— после Тахануна — Хаци-кадиш;
— после «У-ва ле-Цийон» — Кадиш шалем («Полный кадиш»);
— после Алейну лешабеах, а также после псалма левитов на данный день недели — Кадиш ятом;
— после «Порядка воскурений» — Кадиш де-рабанан.
Текст молитвы Шахарит см. на сайте
Время чтения Шахарит [↑]
Утреннюю молитву лучше всего начинать как можно раньше — как только кончается ночь и начинается утро.
Как определить это время?
Согласно мнению еврейских мудрецов, молитву Шма — а ее читают до утренней Амиды — разрешено молиться тогда, когда рассвело настолько, что при свете дня можно увидеть не слишком близкого знакомого с расстояния четырех ама (двух метров) и узнать его (Кицур шульхан арух, 17:1, 10:2). Время же для чтения Амиды — появление первых лучей солнца (Там же, 18:1).
Чтобы установить самую позднюю временную границу молитвы Шахарит, необходимо произвести определенные расчеты. Для них пользуются понятием временного часа. Продолжительность этой единицы не постоянна, она зависит от географической широты и от времени года. Чтобы ее узнать, нужно разделить длину светового дня (от восхода до захода солнца, по другому мнению — от зари до выхода звезд) на двенадцать. (Например, если световой день длится 18 часов, то временной час будет равен полутора часам!)
Видео (кликните для воспроизведения). |
Исходя из этого, «Шма, Исраэль» нужно прочитать до конца третьего временного часа, а Амиду — до конца четвертого.
Все эти моменты времени обычно указываются в еврейских календарях. Начало и конец чтения Шма соответственно имеют названия — «зман крият Шма» и «соф зман крият Шма», а начало и конец чтения Амиды — «зман тфила» и «соф зман тфила» («тфила» на иврите «молитва», и так часто называется и главная еврейская молитва дня — Амида).
Подготовка к молитве Шахарит
1. Всевышний обращается к нам устами Своего пророка: «Приготовься к встрече с Б-гом твоим, Израиль!» (Амос, 4:12). Это означает, что молитва требует особой подготовки: человек должен настроить себя соответственно.
Лучше всего перед молитвой уделить некоторое время изучению хасидских книг, или, по крайней мере, облачившись в талит и возложив тфилин, подумать о том, что учил ранее. Если же нет времени даже для этого, надо мысленно высказать пожелание, чтобы Всевышний услышал нашу молитву так, как если бы она была проникнута всеми теми идеями, о которых говорится в книгах Кабалы.
Еврей, готовящийся к молитве, должен быть одет в чистую, опрятную одежду, скрывающую все его тело. Поверх ермолки неженатый надевает шляпу, женатый — прикрывает голову краем «большого талита». Принято, чтобы женатые мужчины подпоясывались также специальным пояском, который на языке идиш называется гартл.
2. Согласно Кабале, лучший способ устранить все препятствия, мешающие тому, чтобы молитва была благосклонно принята Творцом, — это дать немного денег бедному или опустить их в копилку для пожертвований (купат цдака). Таков внутренний смысл слов: «Сотворив справедливость, увижу я лик Твой» (Теилим, 17:15). Кроме того, совершение заповеди о благотворительности (цдака) придает молитве совершенно особую возвышенность.
3. Великий каббалист раби Ицхак Луриа-Ашкенази говорил, что перед началом молитвы следует произнести: «Вот, я принимаю на себя исполнение заповеди «люби ближнего своего, как самого себя»». Учение хасидизма разъясняет, что от единства всех евреев на Земле зависит единство всех сотворенных миров — если, не дай Б-г, нет первого, нет и второго. Заповедь любить каждого еврея — надежное средство для сплочения всего народа Израиля.
4. Перед началом молитвы необходимо позаботиться об удовлетворении естественных потребностей, чтобы ничто не мешало должным образом сосредоточиться на молитве. Кроме того, молитва человека, сдерживающего естественную надобность, отвратительна Всевышнему. Человек, молившийся в таком состоянии, обязан позже повторить свою молитву.
5. Перед молитвой надлежит совершить омовение рук — нетилат ядаим — даже если незадолго до этого мыли руки, и они физически совершенно чисты. Это важно настолько, что тому, кто находится в дороге и не имеет воды, мудрецы предписали идти за ней вперед до 8000 локтей (ок. 4 км), а если источник воды остался позади, — возвращаться до 2000 локтей (ок. 1 км).
Если же нет никакой возможности достать воду для нетилат ядаим, а время молитвы истекает, можно в крайнем случае вытереть руки о камень, дерево и т. п. и начать молиться.
6. Перед молитвой «Шахарит» чрезвычайно желательно окунуться в воды миквэ, которые, согласно Торе, обладают способностью очищать человека от ритуальной нечистоты и освящать его. Когда существовал Храм, каждый коен, приступая к исполнению своих обязанностей в Храме, совершал омовение в миквэ. Так поступаем и мы, готовясь к молитве, которая в наше время служит заменой служению в Храме. Кроме того, согласно Каббале, это чрезвычайно способствует тому, чтобы молитва беспрепятственно достигла Всевышнего и была благосклонно Им принята.
7. Сказано в книге Теилим (69:17): «А я — молитва моя Тебе, Г-сподь, в час Твоего благоволения». Наши мудрецы объясняют, что «час благоволения», о котором говорит здесь царь Давид, написавший книгу Теилим, — это время, когда молится «миньян». В это время молитвы беспрепятственно достигают престола Всевышнего, и Он принимает их благосклонно. Всевышний говорит устами пророка: «В час благоволения Я отвечаю тебе» (Йешаяу, 49:8). Всевышний никогда не отвергает молитву, прочитанную в «миньяне», — даже если в «миньяне» участвуют евреи, нарушающие законы Торы.
8. Молитва в «миньяне» настолько важна, что мудрецы Торы обязали того, кто находится в дороге и желает остановиться на ночлег, идти вперед до 8000 локтей (ок. 4 км), если точно известно, что там ему удастся помолиться в «миньяне», а если такое место осталось позади — возвращаться до 2000 локтей (ок. 1 км) — если он может добраться туда засветло. Если же еврей живет в городе или деревне и на расстоянии до 1 км от его дома имеется «миньян», он обязан идти туда трижды в день для молитв «Шахарит», «Минха» и «Маарив».
9. Предпочтительно молиться в синагоге или бейт амидраше («доме учения», где целый день изучают Тору). Там все освящено Шхиной (Б-жественным присутствием). Даже если в данный момент в синагоге или бейт амидраше нет «миньяна», лучше молиться там в одиночку, нежели совершать молитву дома. Если есть выбор, в какую из синагог пойти, более похвально пойти в ту, которая находится дальше, так как в этом случае даже ходьба является угодным Б-гу делом, за которое Он награждает.
Один из величайших мудрецов Мишны, рабби Йеошуа бен Леви, говорил: «Всегда нужно стараться пораньше прийти в синагогу, чтобы быть в числе первых десяти. Даже если еще сто человек придут после тебя, ты получишь такую же награду, как все они вместе взятые». Мудрецы наши указывают, что тот, кто вовремя приходит молиться в синагогу, остается там до конца молитвы и ведет себя там соответственно святости места, удостаивается долголетия.
10. Желательно молиться всегда в одной и той же синагоге или бейт амидраше и иметь постоянное место в этой синагоге. Однако не следует молиться около человека, известного своим дурным поведением
11. Тот, кто вынужден часто молиться дома, должен тоже избрать себе постоянное место для молитвы, где его никто не будет отвлекать. 11. Тора предписывает спешить исполнять заповеди: «И научимся мы стремиться к познанию Г-спода» (Ошеа, 6:3). Поэтому в синагогу следует идти быстро — даже в субботу, когда вообще-то ходить следует размеренно. Тем не менее, перед самым входом в синагогу или бейт амидраш надо умерить шаг и войти туда неспеша, испытывая благоговейный трепет пред Тем, Чья Шхина обитает там.
12. В тех местах, где живут одни евреи, лучше всего идти в синагогу, облачившись в талит и возложив тфилин. Однако в окружении неевреев или если по дороге в синагогу нельзя избежать грязных мест, облачаются в талит и возлагают тфилин при входе в синагогу, а потом входят в молитвенный зал.
13. Если серьезные причины не позволяют человеку молиться в «миньяне», лучше всего собрать «миньян» у себя дома. Если же и это не удается сделать, следует молиться в то же самое время, когда в синагоге молится «миньян».
14. В каждом месте, где живут евреи, они обязаны построить синагогу или бейт амидраш и приобрести нужные книги — сидуры, Танах, Талмуд и т. д. Ради этой цели они имеют право обязать друг друга принимать участие в расходах. Там, где «миньян» собирать трудно, руководство общины имеет право заставлять евреев приходить в синагогу под угрозой штрафа — даже тех, кто весь день посвящает изучению Торы, так как есть время, отведенное для изучения Торы, и есть время, отведенное для молитвы, и одно не должно мешать другому.
Утреннее пробуждение: «Модэ ани»
Молитва: מודה אני
Текст: מודה אני לפניך מלך חי וקים, שהחזרת בי נשמתי בחמלה. רבה אמונתך.
Транскрипция: Мэйдэ ани лефонэхо мэлэх хай вэкайом, шээхэзарто би нишмоси бэхэмло. Рабо эмуносэхо.
Перевод: «Благодарю я Тебя Владыка живой и сущий за то, что по благосердию Своему, Ты возвратил мне душу; велика моя вера в Тебя».
«Кицур Шулхан Арух»
«Всегда представляю себе, что Г-сподь — предо мною» (Теилим 16:8). Эти слова — краеугольный камень еврейского мировоззрения. Когда человек чувствует, что за ним наблюдают, он более внимательно следит за своим поведением. Особенно когда он стоит перед королем: тут уж он следит за каждым своим словом, за каждым жестом. Тем более — когда он сознает, что постоянно находится пред лицом Короля всех королей, Всевышнего, Которому ведомы не только все дела и слова человека, но даже все его мысли! Так говорит Всевышний устами Своего пророка (Ирмеяу 23:24): «Возможно ли, что спрячется человек в укрытии, а Я не увижу его. Ведь и небеса, и землю Я наполняю».
Еврей обязан воспитывать в себе ощущение того, что Всевышний пристально наблюдает за всеми его поступками, словами и мыслями. Если же, несмотря на все усилия, ему не удается пробудить в своем сердце благоговейный трепет перед величием и всеведением Всевышнего, ему надлежит как следует проанализировать свое поведение, выявить, в чем он провинился пред Всевышним, и раскаяться.
Наши грехи как бы возводят между нами и Б-гом непроницаемую стену, которая препятствует проникновению в наши сердца Божественного; разрушить эту стену можно только искренним раскаянием.
Едва проснувшись утром, еврей сразу же вспоминает о Всевышнем и проникается благодарностью к Нему за то, что каждое утро Он возвращает его к жизни и дает ему новые силы для служения. Поэтому сразу же после пробуждения, сев на постели и обняв свое туловище обеими руками (так, что правая лежит на левой) и немного склонив голову вперед, еврей произносит эту благодарственную молитву.
«Шулхан Арух» Алтер Ребе
Когда человек проснулся, ему следует сразу же вспомнить о том, в присутствии Кого он позволяет себе лежать, — в присутствии Короля королей, как сказано: «Вся земля полна славы Его» (Йешаяу 6:3). Это поможет человеку преодолеть свою лень и немедленно встать с постели. Постоянно осознавать присутствие Всевышнего — одно из основных требований Торы, в следовании которому — добродетель праведников, как сказано: «Постоянно помню о присутствии Г-спода» (Теилим 16:8). Ибо, пребывая в одиночестве, человек ведет себя иначе, чем в кругу домочадцев. И когда вспоминает человек, что находится в присутствии не земного владыки, а самого Всевышнего, великого Короля, Который видит все его поступки, как сказано: «Может ли человек спрятаться от Меня? Ведь Я присутствую везде — на небе и на земле» (Ирмияу 23:24), — наполнится душа человека страхом и смирением, и постоянно будет пребывать он в трепете пред Всевышним.
Сидур Алтер Ребе:
Следует приучить себя произносить немедленно после пробуждения «Модэ ани», еще до омовения рук. Эта молитва поможет человеку вспомнить о Всевышнем, в присутствии Которого он находится, и встать без промедления. Ее разрешено произносить до омовения рук, так как в тексте ее не содержится ни одного из Имен Всевышнего, упоминание которых — так же, как произнесение вслух текстов Торы, — запрещено человеку, не омывшему рук. Принято произносить эти слова, положив ладонь на ладонь и склонив голову.
Комментирует рабби Нисан Миндел:
Первое, в чем мы убеждаемся, когда пробуждаемся утром от сна, это то, что мы проснулись и мы живы. Когда ложились спать накануне вечером, мы были утомлены, и изнурены, «мертвецки устали»; просыпаемся же мы освеженные телом и душой, как будто мы вновь родились. Конечно же, мы должны за это благодарить Б-га.
Наши мудрецы говорят, что каждую ночь, когда мы ложимся спать, наша душа возвращается в ее небесное жилище и дает отчет о добрых и недобрых делах, совершенных за день душою совместно с телом. Поэтому в молитве на сон грядущий мы говорим: «В Твои руки я поручаю мою душу; Ты выкупил меня, о Б-же, Б-г истины!» Поручать, или отдавать в заклад, это нечто такое, что должник передает кредитору в обеспечение долга; обычно кредитор не возвращает заклад, пока должник не вернет заем. Но Б-г очень милостив, и хотя мы каждый день задалживаем ему, Он возвращает нам каждое утро нашу душу.
Больше того, Наши мудрецы говорят: когда кто-либо дает заклад, хотя бы это была новая вещь, она стареет и портится к моменту ее возвращения. Б-г же возвращает нам наш «залог» новым и в безупречном состоянии, хотя он был уже в «употреблении», как написано: «Они новы каждое утро; велика моя вера в Тебя». Как же мы должны быть благодарны Б-гу.
Между прочим, тот факт, что мы ложимся спать «мертвецки усталыми» и просыпаемся освеженными, вернувшись из мира дремы, где мы находились в бессознательном состоянии, что несколько подобно «воскрешению из мертвых», укрепляет наше убеждение в грядущее «воскрешение из мертвых» (תחית המתים), и это придает дальнейший смысл словам «велика наша вера в Тебя», ибо мы абсолютно верим Б-гу не только в том, что Он вернет нам нашу душу утром, но также и в том, что Он вернет нашу душу в наше тело в «конце дней», когда все умершие праведники встанут от их «сна».
Эту молитву произносят сразу же после пробуждения от сна, еще до того как мы моем наши руки, ибо собственное имя Б-жье в ней не упоминается; Б-г подразумевается только словом «Король».
Здесь приводится подробный разбор этой молитвы с точки зрения хасидизма и каббалы.
Молитва для женщин
Когда известный израильский актер Ури Зоар делал свои первые шаги в направлении еврейской религии, то, по его признанию, самым странным для него был акт молитвы.
«Я стоял перед стенкой и чувствовал, что говорю как бы ни с кем. Мне было непонятно, для чего это все. Зачем делать вид, что ты находишь какой-то смысл в произнесении высокопарных слов, обращенных к штукатурке?»
. И это на самом деле непросто — найти со Всевышним некий общий язык, некую волну взаимопонимания. Есть в этом элемент стихийного чувства, есть элемент тренировки и навыка. Все это со временем приходит. Конечно же, и Ури Зоар в конце концов ощутил сладость и проникновенность молитвы, слова наполнились неким смыслом, мысль заработала в нужном направлении.
Итак, что же это за направление? То есть куда нам следует направить свою мысль?
Начнем с того, что существуют два вида молитвы — «неофициальная», «от души» (что-то вроде спонтанного восклицания: «Г-споди, помоги мне! Только Ты можешь мне помочь! Я верю в Тебя! Я хочу почувствовать Твою помощь!» и молитва, кодифицированная в еврейском сборнике молитв, отобранных, выверенных, разработанных мужами Великого Собрания во времена II Храма.
До того общественная молитва была весьма коротка и содержала самые базисные утверждения и просьбы. Произносилось «Шма, Исраэль!», выражалась просьба о благодатном годе, о дождях, о хорошем здоровье, о роженицах, о кормящих матерях.
Особенно важной и интимной молитвой было обращение первосвященника ко Всевышнему в Йом-Кипур. Но и оно было довольно коротким по времени, дабы не подумал народ, что первосвященник никак не выходит наружу, так как погиб в Святой Святых, ибо такой риск существовал и был весьма велик.
Что же касается еврейских женщин, то им в принципе не нужно искать официальных путей обращения ко Всевышнему — ведь это означало бы связать себя обязательствами времени, места, а у женщины своего личного времени практически нет, она все время находится на «службе», заботится неустанно о своих ближних, и в этом ее заслуга.
Очень помогает в такой ситуации книга Псалмов, которая также является сборником обращений к Б-гу, однако для ее чтения не нужно особых часов и приготовлений. Можно прерваться в середине, отвлечься на насущные дела. Важно лишь проговаривать бережно и осторожно Имена Всевышнего, там упомянутые, и не прерываться посреди фразы.
Очень ярким способом самовыражения может стать запись нескольких пунктов — приятных, хороших событий, удач, фиксация чего-то радующего, и такая записка к Б-гу занимает всего пять минут, а результат удивительный: ты почувствуешь, что поблагодарила Творца за доставленную тебе радость (вкусный завтрак, дети успели на развозку, хватило денег оплатить счета, погода выдалась хорошая, небо мирное). Вот и повод поговорить со Всевышним! Не обязательно каждый раз ждать, пока что-то случится и тебе срочно понадобится Его вмешательство и помощь. Всевышний любит и ждет, чтобы мы обращались к Нему по разным поводам. Но благодарность бескорыстнее, чем просьба, поэтому начинать лучше с нее.
Кстати, так выстроена и «официальная» молитва в сидуре: сначала изъявления благодарности, затем превознесение величия Б-га, затем наши просьбы к Нему.
Если у женщины есть время и желание, то она может помолиться по сидуру. Конечно, вариант ее молитвы будет сокращенным. Главными пунктами такой молитвы станут «Шма» и «Шмона-Эсре», в то время как произнесение «Биркот а-Шахар» является само собой разумеющимся и принято всеми религиозными женщинами. До «Биркот а-Шахар», как правило, не едят. Это — минимум женской молитвы. Поверьте, это не мало!
Утро еврейской женщины, конечно же, начинается с «Моде ани», а вечер завершается произнесением «Шма», которая включена в порядок молитв перед сном.
Особая заслуга заключается в том, чтобы поощрять маленьких детей к произнесению фрагментов молитвы. Эти фрагменты должны соответствовать возрасту ребенка, но это уже — тема для отдельной статьи.
K IF A .kz
сидур онлайн для начинающих
Воспитание — процесс устранения личных недостатков
у своих детей.
Шахарит (утренняя молитва)
Шахарит — это утренняя составная молитва
Сначала прочитайте молитву Утренние благословения (откроется в новом окне) и возвращайтесь обратно на эту страницу.
Затем прочитайте молитву Адон олам (откроется в новом окне)
Если хотите прочитать что-то из Торы, то сначала произнесите молитву Благословение на Тору (откроется в новом окне)
Далее, читается молитва Ашрэй (откроется в новом окне)
После чего идёт молитва Шма Исраэль (откроется в новом окне)
Затем сразу читается молитва Шмонэ Эсрэ (откроется в новом окне)
После чего идут две завершающие молитвы Алэну лешабэах (откроется в новом окне)
Иврит для начинающих t.me/kifakz
Видео (кликните для воспроизведения). |
© КИФА, 2010-2018
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.