Содержание
История возникновения молитвенных правил и следование им
По существующему сейчас церковному обычаю православные христиане каждый день вычитывают утреннее и вечернее молитвенные правила (специально составленный сборник молитв) и обращаются с молитвой к Богу в течение дня.
Эти правила появились не сразу: большинство молитв было написано разными православными святыми, жившими в разных странах и в разное время, первые сборники молитв появились на Руси только в XVI—XVII веке, а современное молитвенное правило сформировалось всего двести лет назад.
«На сон грядущим»
Вечернее правило, которое включает в себя небольшие молитвы – тропари, семь молитв авторства разных святых – от Макария Великого до Иоанна Дамаскина, молитвы к Иисусу Христу, к Святому Духу, к Богородице, к Честному Кресту, ко Ангелу Хранителю и ежедневное исповедание грехов.
Вечернее правило действительно довольно большое, и для неофита часто создает трудности — вечером все уже обычно устали, хочется отдохнуть, хочется лечь в кровать и забыть о трудностях дня, а тут – на тебе! – приходится вставать и читать молитвы. Возникает резонный вопрос: а зачем нужно читать вечерние молитвы?
Гигиена души
Причин на это много: во-первых, ежедневная молитва к Богу, общение с Ним – это исполнение заповеди Христа, которую Он назвал самой важной вопрошающему фарисею: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим», – об этом говорит Евангелие от Матфея.
Во-вторых, вечерние молитвы служат своеобразной гигиеной человеческой души, часто отходящей от Господа в течение дня, недаром референом звучат покаянные молитвы с просьбой к Богу о прощении прегрешений, как бы счищающие с души налипшую за день грязь.
Часто опытные христиане не просто читают покаянные молитвы, автоматически повторяя их раз за разом, но ежедневно записывают свои грехи и исповедуют их перед Богом, чтобы осознать их и более целенаправленно с ними бороться.
В третьих, в вечерней молитве, так же как и в утренней, можно обратиться к Богу с просьбой и открыть Ему свои печали и горести, облегчив тем самым душу перед сном, ведь сказано в Писании: «Просите и будет вам дано».
Господь, конечно, знает о наших нуждах и печалях, но просьбы, особенно настойчивые, повторяющиеся изо дня в день, могут оказать должное действие. Однако обращаясь к Богу с просьбой, в конце молитвы всегда надо добавлять: «Пусть будет по слову Твоему, Господи!», таким образом покоряясь Его воле, так как только Он один знает, что будет лучше.
Защита от бед и внезапной смерти
Есть ещё одна причина, по которой вечерняя молитва не менее важна, чем молитва утренняя, которая как бы освящает день христианина – это длинная, темная, пугающая ночь.
Именно ночью часто случаются неотвратимые несчастья – инфаркты, инсульты, пожары, землетрясения или нападение врагов. Это особенно хорошо христиане чувствовали раньше, когда жили в деревнях и не было электричества; современный же человек часто ложно считает себя более защищенным: он укрыт за стенами городских квартир, и в руке у него телефон – на все случаи жизни.
Однако уверенность в собственной неуязвимости быстро исчезает, когда приходит несчастье, а экстренные службы вдруг становятся недоступными, телефонные линии – перегруженными, и не на кого более уповать, кроме как на Бога.
Кроме этого, каждый христианин опасается «наглой смерти» – то есть боится умереть неожиданно, во сне, без покаяния и последнего причастия. Если для атеиста такая смерть кажется лучшей, безболезненной, то православный знает — за все свои неисповеданные и нераскаянные грехи ему придется ответить перед Христом. Именно поэтому каждый вечер мы становимся на молитву и искренне просим Господа простить грехи и очистить душу покаянием.
Об этом каждый день напоминает молитва Святого Иоанна Дамаскина, включенная в правило: «Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит, – сокрушается святой и вопрошает Бога. – Неужели мне одр сей гроб будет, или ещё окаянную мою душу просветиши днём?»
Вечерняя молитва освящает молящегося и призывает к нему милость и помощь Божью с тем, чтобы злые духи отошли от него, и сон его был крепок, глубок и спокоен.
Как читать вечернее правило
Обычно советуют начать с нескольких молитв (по силам), и каждые десять дней прибавлять по одной – тогда душа сама, естественным образом привыкнет к ежевечернему общению с Богом. Молиться следует в тишине, оставив на время все дела, отрешившись от них и обратив всего себя к Богу.
Живший в XIX веке прозорливец Феофан Затворник советовал молиться не спеша, читать правила нараспев, вникать во всякое молитвенное слово, стараясь при этом возбудить в себе ответное чувство.
Чтобы не торопиться на молитве, святитель советовал установить для молитвы определённое время – пятнадцать минут, полчаса или час, и заканчивать молиться именно тогда, когда вышел срок, а не когда вы торопливо прочитали все молитвы в правиле.
Он же указывал, что не стоит читать молитвы непрерывно, монотонно, а следует прерывать их своей личной молитвой, то и дело обращаясь к Богу своими словами, либо поклонами. К поклонам он советовал прибегать и в том случае, если разум вдруг начнёт отвлекаться на дела, либо появится на сердце какое-нибудь нехорошее желание.
Молитвенное правило
В Свято-Троицком кафедральном соборе г. Покровска (Энгельса) состоялась первая в этом году беседа Епископа Покровского и Николаевского Пахомия с прихожанами. Некоторые вопросы и ответы, прозвучавшие на ней, представляем вашему вниманию.
— Молитва — это свободное обращение души человека к Богу. Как соотнести эту свободу с обязанностью читать правило даже тогда, когда делать этого явно не хочется?
— Свобода — это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он себе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело. В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям. Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила. Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве. Когда же мы чувствуем, что не хотим молиться, это банальное искушение, а не проявление свободы.
Правило поддерживает человека в духовно развитом состоянии, оно не должно зависеть от сиюминутного настроения. Если человек оставляет молитвенное правило, он очень быстро приходит в расслабление.
Кроме того, следует помнить, что когда человек общается с Богом, между ними всегда стремится встать враг нашего спасения. И не позволять ему это сделать не является ограничением свободы личности.
— Может ли человек сам, без благословения начать читать каноны, акафисты в добавление к молитвенному правилу?
— Конечно, может. Но если он не просто прочитал молитву по стремлению сердца, а увеличивает тем самым свое постоянное молитвенное правило, лучше спросить благословение у духовника. Священник взглядом со стороны оценит его состояние правильно: на пользу ли будет ему подобное увеличение. Если христианин регулярно исповедуется, следит за своей внутренней жизнью, подобное изменение в его правиле, так или иначе, отразится на его духовной жизни.
Но это возможно, когда у человека есть духовник. Если духовника нет, и он сам решил что-то добавить к своему правилу, все-таки лучше посоветоваться на очередной исповеди.
— Что еще, кроме утренних и вечерних молитв, может входить в молитвенное правило мирянина?
— В правило мирянина могут входить достаточно разнообразные молитвы и чинопоследования. Это различные каноны, акафисты, чтение Священного Писания или Псалтири, поклоны, Иисусова молитва. Кроме того, в правило должно входить краткое или более подробное поминовение о здравии и упокоении близких. В монастырской практике существует обычай включать в правило чтение святоотеческой литературы. Но прежде чем добавить что-то к своему молитвенному правилу, нужно хорошо подумать, посоветоваться со священником, оценить свои силы. Ведь правило читается независимо от настроения, усталости, других сердечных движений. А если человек пообещал что-то Богу, это нужно обязательно выполнять. Святые отцы говорят: пусть правило будет небольшим, но постоянным. При этом молиться нужно от всего сердца.
— Прочитала перевод некоторых молитв на русский язык. Оказывается, раньше я вкладывала в них совершенно иной смысл. Нужно ли стремиться к единому пониманию, читать переводы или можно понимать молитвы так, как подсказывает сердце?
— Молитвы следует понимать так, как они написаны. Можно провести аналогию с обычной литературой. Мы читаем произведение, понимаем его по-своему. Но всегда интересно узнать, какой смысл в это произведение вкладывал сам автор. Так же и текст молитвы. В каждую из них автор вложил особый смысл. Ведь мы же не заговор читаем, а обращаемся к Богу с определенным прошением или славословием. Можно вспомнить слова апостола Павла о том, что лучше пять слов сказать на понятном наречии, чем тысячу на непонятном (см.: 1 Кор. 14, 19). К тому же авторами большинства православных молитвословий являются святые подвижники, прославленные Церковью.
— Можно ли женщине дома читать молитвенное правило с непокрытой головой?
— Я думаю, что женщине лучше совершать молитвенное правило в платке. Это воспитывает в ней смирение и показывает ее послушание Церкви. Ведь из Священного Писания мы узнаем, что жена покрывает голову не для окружающих, а для Ангелов (см.: 1 Кор. 11, 10). Это вопрос личного благочестия. Конечно, Богу все равно, в платке или без него вы встаете на молитву, но это важно для вас.
— Можно ли читать правило сидя?
— Апостол Павел пишет: Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор. 6, 12). Устал или болеешь — можно сесть в Церкви, при чтении домашнего правила. Но следует понимать, чем при этом руководствуешься: болью, которая мешает молиться, или ленью. Если альтернативой чтению молитвы сидя является ее полное отсутствие, конечно, лучше читать сидя. Если человек тяжело болен, можно даже и лежа. Но если он просто устал или его борет лень, нужно побороть себя и встать. Во время богослужений Устав регламентирует, когда можно стоять или сидеть. К примеру, чтение Евангелия, акафисты мы слушаем стоя, а во время чтения кафизм, седальнов, поучений садимся.
— В какой момент времени нужно читать утреннее и вечернее правило? Кто это регулирует?
— Об этом четко и ясно написано в любом православном молитвослове: «Востав от сна, прежде всякого другого дела стань благоговейно перед Всевидящим Богом и, совершая крестное знамение, произнеси…». Кроме того, сам смысл молитв говорит нам о том, что утренние молитвы читаются в самом начале дня, когда ум человека не занят еще никакими мыслями. А вечерние молитвы следует читать на сон грядущим, после всяких дел. В этих молитвах сон сравнивается со смертью, постель — со смертным одром. И странно, поговорив о смерти, пойти смотреть телевизор или общаться с родственниками.
Любое молитвенное правило строится на опыте Церкви, к которому мы должны прислушиваться. Эти правила не нарушают человеческой свободы, а помогают получить максимальную духовную пользу. Конечно, из любого правила могут быть исключения, основанные на каких-то непредвиденных обстоятельствах.
— По телеканалу «Союз» транслируют утреннее и вечернее молитвенное правило. Можно ли молиться подобным образом?
— Когда у человека нет сил, когда он болен, то можно, конечно, помолиться и так. Но если позволяет здоровье — лучше молиться самому. Ведь одно дело, когда мы слушаем, как кто-то молится, и повторяем за ним, а другое дело, когда мы молимся сами. Мы спокойно можем поразмыслить над тем или иным отрывком, перечитать его. Но в качестве альтернативы, когда в жизни человека вообще отсутствует молитва, вполне возможно воспользоваться и этим способом.
— Часто во время молитвы рассеивается внимание. Стоит ли возвращаться к тому моменту, где ты «потерял» мысль?
— Стоит в первую очередь бороться с невниманием. Утром рассеяние во время молитвы связано, прежде всего, с тем, что человек торопится на работу. Поэтому стоит понять, сколько времени у нас уходит на прочтение всего правила. Я бы посоветовал читать правило так, как это совершается в храме: с определенным ритмом и интонацией голоса. А лучше по возможности, если мы никому не мешаем дома, читать молитвы вслух.
Когда речь идет о храмовой молитве, которая произносится не вслух, а про себя, есть тоже хороший способ для сосредоточения: нужно не смотреть по сторонам, а закрыв глаза, попытаться сосредоточиться.
— Как лучше читать Евангелие — на церковнославянском или на русском языках?
— Если время позволяет — читайте и на церковнославянском, и на русском языках. Если нет — то какое-то время хорошо было бы почитать сначала на церковнославянском. Это поможет вам разобраться в службе и понять то, что произносит священник или диакон. А затем регулярно читайте Евангелие на русском языке — так вы более глубоко и внимательно вникните в смысл передаваемого текста.
— Что важнее — дочитать правило дома или прийти вовремя на службу?
— Пойти на службу. Если человек собрался в храм, то на первом месте должна быть общественная молитва. Хотя отцы сравнивали общественную и домашнюю молитву с двумя крылами птицы. Как птица не может лететь с одним крылом, так и человек. Если он не будет молиться дома, а станет только ходить в храм, то, скорее всего, молитва не пойдет у него и в храме. Ведь у него нет опыта личного богообщения. Если человек молится только дома, но в храм не ходит, значит, у него нет понимания того, что такое Церковь. А без Церкви нет спасения.
— Чем мирянин может при необходимости заменить службу дома?
— Сегодня издается большое количество богослужебной литературы, различных молитвословов. Если мирянин не может присутствовать на службе, он может по каноннику прочитать и утреннюю, и вечернюю службы, и обедницу.
— В дни, когда служба длится всю ночь и христиане не спят, нужно ли читать вечерние и утренние молитвы?
— Мы не привязываем утреннее и вечернее правило к определенному времени. Однако было бы неправильно вечерние молитвы читать утром, а утренние — вечером. Мы не должны фарисейски относиться к правилу и читать его во что бы то ни стало, игнорируя смысл молитвословий. Если вы не собираетесь спать, зачем испрашивать благословение Божие на сон? Можно заменить утреннее или вечернее правило иными молитвами или чтением Евангелия.
Личное молитвенное правило в литургической практике Русской православной церкви
XXI Сретенские чтения, секция Священного писания и литургики. 21 февраля 2015
Тема личного молитвенного правила касается повседневной молитвенной жизни членов церкви, которая тесно связана с практикой общецерковной молитвы.
Возникновение личного молитвенного правила связано с воплощением слов апостола о непрестанной молитве ( 1Фес 5:17 ) и стремлением устроить также и личную молитву христиан «благообразно и по чину» ( 1Кор 14:40 ).
Однако до настоящего времени тема личного молитвенного правила, а также история происхождения и становления его чинопоследований, не были исследованы церковными учеными – историками и литургистами, и до сих пор остаются неясными.
О формировании понятия личного молитвенного правила как последования утренних и вечерних молитв, представленного в молитвословах, из литературы было известно 4 ключевых момента общего характера без исследований и ссылок:
- происхождение последований связано с именем Франциска Скорины и изданной им в 1522 г. «Малой подорожной книжки»;
- последования утренних и вечерних молитв представляют собой сокращенные повечерие и полунощницу с дополнительными молитвами;
- дополнительные молитвы начинают появляться в славянских рукописях с XVI века, а в XVII веке уже весьма распространены;
- молитвословы получили широкое распространение в Русской церкви с XVIII в.
Обращение к «Малой подорожной книжке» (экземпляр РГБ) показало, что издание Франциска Скорины не включает последований молитвенного правила, часослов, входящий в нее, представляет собой часослов для частного совершения богослужений суточного круга, что было для русской церкви традиционной практикой, и это подтверждается источниками XVI века («Книга, называемая «Домострой» протопопа Сильвестра, рукописный сборник XVI в. Троице-Сергиевой Лавры); более ранние источники XI века свидетельствуют о ежедневном совершении утрени и вечерни как нормы молитвенной жизни для мирян.
По свидетельству свт. Афанасия (Сахарова) на Руси была широко распространена традиция самостоятельного совершения мирянами богослужебных последований.
В древней Руси православные хорошо знали не только как должно совершать свое келейное домашнее правило, но знали и то, что за отсутствием иерея каждый мирянин может совершать все церковные службы за исключением таинств. Тогда знали, как при этом должен действовать грамотный мирянин. Знали и неграмотные, что и как они могут совершать за каждую службу [Афанасий (Сахаров), 197].
Не только священнослужители, но и миряне старались узнавать все, что касается молитвы, старались вникать в Устав Церковный, и поэтому знали, а многие и хорошо знали, Устав и подробности служб и последований, дорожили ими, любили их, берегли их, тщательно следили за их точным исполнением [Там же, 229–230].
Сравнительный анализ состава последований утреннего и вечернего правила показал, что ряд элементов были заимствованы из состава повечерия и полунощницы (в том числе Обычное начало, 50-й псалом, Символ веры и ряд песнопений), но в основную часть последования личного молитвенного правила, а именно, 11 утренних и 10 вечерних молитв, имеющих особые надписания и авторство, вошли только две молитвы из состава полунощницы, а именно 5-я и 6-я молитвы свт. Василия Великого — в утренние молитвы.
Что касается остальных молитв, то было найдено подтверждение того, что они начинают появляться в рукописях XVI в. Рукопись РГАДА Син. тип. (ф. 381). 220, включает в себя Часослов, который содержит не только последования обычных суточных служб, но и утренние и вечерние молитвы для келейного чтения. В составе этих молитв нами были определены три молитвы, которые вошли в молитвословы и сохранились в них до нынешнего времени.
Проведенное исследование позволило проследить процесс расхождения ежедневной личной молитвы с общецерковным богослужением и сделать вывод о том, что личное молитвенное правило как последование утренних и вечерних молитв, представленных в молитвословах, сформировалось из двух частей. Первая часть представляет собой остатки повечерия и полунощницы – богослужений суточного круга, которые исполнялись келейно. Вторая часть включает в себя молитвы, которые возникли как дополнение к келейному монашескому правилу (полунощнице и повечерию). Это дополнение со временем «оторвалось» от повечерия и полунощницы, захватив из них часть, и послужило основой для самостоятельного последования, которое заменило собою всё богослужение суточного круга, некогда включавшее в себя утреню, вечерню, часы, изобразительные, повечерие и полунощницу. Именно к утреннему и вечернему правилу сводится в настоящее время «суточный круг» богослужения в обиходе православного верующего, члена Русской православной церкви.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Анализ самих молитв последования показал, что они индивидуалистичны по своему содержанию, которое ограничивается просительно-покаянной тематикой; темы хвалы и благодарения, а также ходатайства о нуждах церкви и мира остаются не выявленными, что также отличает правило от общественного богослужения.
Вечерние и утренние молитвы… изложены так, — пишет свт. Афанасий (Сахаров), — что почти все являются молитвою одного молящегося о нем самом… По правилам Святой Церкви и домашняя молитва каждого в отдельности не может быть только молитвою о самом себе. Поэтому в дополнение к вечерним и утренним молитвам Псалтирь дает еще помянник [Афанасий (Сахаров), 195–196].
По мнению свт. Афанасия, именно помянники придают этим чинопоследованиям церковный характер. Однако, П. Брэдшоу, который является «ведущим исследователем в области ежедневной молитвы в раннем христианстве» [Frøyshov, 123], наиболее характерной чертой ежедневного христианского богослужения в первые века считает «молитву (и особенно ходатайство) о нуждах церкви и мира. «Это может представляться слишком очевидным, — пишет он, — чтобы заслуживать упоминания, но именно этот элемент суточных богослужений неуклонно сокращается вплоть до полного исчезновения» [Bradshaw, 151] (пер. автора. — М. В.).
В последованиях утренних и вечерних молитв не предполагается лекционарных чтений из Священного писания. В текстах отсутствует новозаветный материал, есть лишь немного цитат из Ветхого завета. На конференции «Часослов и службы суточного круга» свящ. Михаил Желтов заявил, что «с точки зрения содержания современные вечернее и утреннее правила из Молитвослова поражают почти полным отсутствием библейского элемента (только Пс 50 в утреннем правиле), тогда как Часослов состоит в основном из псалмов» [Сопова, Желтов]. Для многих молитвослов не просто не предусматривает чтение Евангелия, но заменяет его: «Молитвослов — это самая читаемая православная книга. Как священник знаю, что большинство прихожан читают молитвословы чаще, чем Евангелие», — свидетельствует игумен Евфимий (Моисеев), заместитель председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви [Евфимий (Моисеев)].
В ХХ в. уклад церковной жизни конца XIX – начала XX вв., в том числе в области молитвенного делания, стал восприниматься как образец, «прошедший проверку церковной жизнью», не требующий размышлений и рассуждений и не представляющий собой область ответственности самих членов церкви. Последования утреннего и вечернего правила по молитвослову в настоящее время рассматриваются, в основном, как общепринятая норма христианской жизни. Однако исследование показывает, что принятое ныне правило сформировалось как устойчивое последование не ранее XVIII в., его очевидные недостатки как по характеру, так и по содержанию не позволяют считать его определяющим, формообразующим для молитвенного делания христианина.
Важнейшее исследование для дальнейшего осмысления богослужений суточного круга — работа Пола Бредшоу, в заключение которой он писал:
Фундаментальным для понимания ежедневной молитвы является то, что ее цель — нерушимое единение с Богом, а выбор определенного времени (как и формы, и места. — Прим. автора. — М. В.) молитвы — это только средство, ведущее к цели. Это приводит к мысли, что нет особого нормативного образца христианской ежедневной молитвы, но что время и частота такой молитвы могут изменяться в соответствии с духовными потребностями христиан, и определяться культурными и пастырскими соображениями. Определенные часы (как и формы. — Прим. автора. — М. В.) молитвы — это не столько обязательство, возложенное на нас, сколько водительство и помощь в практике непрерывной молитвы; и если они не выполняют этой функции, то есть серьезные основания поставить под вопрос их дальнейшее использование [Bradshaw, 151] (пер. автора. — М. В.).
Вопрос ежедневной молитвы православного христианина, особенно в соотнесении с ежедневной молитвой церкви, требует дальнейшего исследования и осмысления не только пастырского, но и богословского, исторического и литургического, оставаясь актуальным для современной практики личного благочестия.
Утренние и вечерние молитвы история
Многие мои друзья – прихожане нашего храма — не имеют сил по вечерам читать вечерние молитвы. А с утра, собирая детей в сад и школу, а себя – на работу не успевают читать и утреннее правило. При этом, посещая воскресные службы, каются на исповеди, что не успевают молится.
А многие миряне, читая ежедневное правило долгие годы, впоследствии перестают это делать. Ведь за словами привычных молитв они уже не чувствуют собственно молитвы. Они ищут какие-либо другие способы молиться, чтобы уйти от привычного однообразия. В условиях вечной занятости и современного ритма жизни проблема приобрела для многих людей неразрешимый характер.
Но вот своим опытом вечерних молитв со мной поделилась прихожанка нашего храма – Любовь.
Пока у нее не было детей, Люба читала исправно молитвы утром и вечером, еще успевала читать каноны, а иногда – акафисты.
Теперь у Любы трое детей разного возраста. Она работает полный день, вечером, сама уставшая и голодная, должна всех накормить, доделать с детьми школьные задания, приготовить всем еду «на завтра», привести в порядок дом и одежду…
Однажды на исповеди Люба призналась, что часто стала пропускать и вечерние, и утренние молитвы. Ее духовник попросил принести на следующую исповедь молитвослов. Что Люба и сделала. Отец Александр карандашиком пометил несколько молитв, которые он посоветовал читать обязательно. Остальные – по силам.
Сил у Любы давно уже не было. Поэтому она стала читать только те, что отметил священник. Так прошло еще три года.
Вот что теперь рассказала мне многодетная мама:
— Мое вечернее правило сегодня сокращено на две трети по сравнению с тем, что я читала до появления детей. Теперь мне читать его гораздо легче. Зная, что оно совсем коротенькое, я стараюсь его читать неспеша, осознавая каждое слово. На молитву встаю я после того, как уложу спать младшего ребенка. Старшие читают «правило» со мной. Иногда я так устаю, что, уложив младшенького, засыпаю сама, не успев помолиться.
В такие ночи я уже как бы и не сплю. В моей голове продолжают жить своей жизнью все дневные попечения: и недоученные уроки детей, и ремонт в квартире, и рабочие отчеты. Я встаю разбитая, как бы и не ложившись.
Но если, все-таки, даже задремав, я заставляю себя сползти с кровати, в буквальном смысле этого слова, дотянутся до молитвенника и начать читать благословленные мне молитвы, как силы откуда-то прибавляются. А помолившись, я уже сплю совершенно без забот и встаю отдохнувшей.
Так же и с утренними молитвами.
Эту историю я рассказываю всем замученным современной жизнью мамам и папам, которые считают, что утреннее и вечернее правило — это удел лишь людей, необременённых заботами, или монахов.
Об утренних и вечерних молитвах
Важной книгой в жизни православного христианина является молитвослов. В начале его помещены утренние и вечерние молитвы, которые христианин должен неукоснительно читать ежедневно.
В утренних молитвах православный человек выражает свою радость, обращаясь к Богу сразу же, «восстаете от сна». Одновременно он осознает свое падшее состояние и просит: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» (Пс. 50), исповедует православную веру, читая Символ веры. Он просит благословения на предстоящие в течение дня труды, взывает к Богу об укреплении веры, «да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнути мя от Твоея руки и ограды»; обращается к Ангелу Хранителю с молитвой о покровении: «Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертного сего телесе». В последней молитве, обращенной к Пречистой Деве, испрашивается отгнание различных скорбных состояний и далее: «И от всех действ злых свободы мя».
В вечерних молитвах верующий человек обращается к Богу с молитвой: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». Он просит Бога о помощи побороть «враги плотския и безплот- ныя» и молит: «всю сатанину детель отмени от мене». «Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи». К Ангелу Хранителю взывает христианин: «от всякого лукавствия противного ми врага избави мя». Предстоящий сон является напоминанием и размышлением о неминуемой смерти: «Неужели мне одр сей гроб будет?» Благодаря Бога за прошедший день, мы испрашиваем мирный сон в предстоящую ночь, исповедуем свои грехи и молимся «о расточении злых духов»: «избави мя настоящего обстояния бесовского».
Таков вкратце смысл утренних и вечерних молитв, ежедневно творимых христианином. Авторами-составителями утренних и вечерних молитв являются известные в истории православные подвижники и богословы: преподобный Макарий Великий, святитель Василий Великий, святой Аитиох, святитель Иоанн Златоуст, преподобный Петр Студит, преподобный Иоанн Дамаскин. Первоначально молитвы были написаны на греческом языке, а затем, в свое время, переведены на церковнославянский. На этом священном языке русский человек из поколения в поколение постоянно беседует с Богом.
Памятуя слова Христа Спасителя, «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20), по крайней мере раз в день мы должны совершить совместную молитву всей семьей, когда один читает, а все остальные молятся. Семья в православном понимании — это домашняя Церковь. В ней начинается воспитание будущего поколения, закладываются основы духовной жизни подрастающих детей. То, что они получат в семье, они пронесут затем через всю свою последующую жизнь. [1]
Молитва есть общение человека с Богом, его духовная пища. Предположим, что с сегодняшнего дня верующий человек перестал молиться. Изменений в своей жизни он не заметил: по-прежнему жизнь идет своим чередом, полна своих хлопот и забот и требует от человека все больше сил и суеты. Но если мы посмотрим на этот факт с расстояния десятков лет, то есть нескольких поколений, то будут видны явные изменения.
Попробуем сравнить жизнь русского человека сто лет назад и сейчас, в наше время. В те времена жизнь и быт семьи, состоявшей из верующих людей, были построены на молитве. Все вместе молились, вместе трудились, вместе ходили в храм, соблюдали церковные традиции. Жизнь в семье созидалась на вере в Бога, на любви к Церкви, почитании духовенства, уважении к старшим. При этом не было острой «проблемы поколений», «проблемы отцов и детей».
В результате активной атеистической пропаганды, различных социальных изменений и других факторов современный человек перестал молиться, утратил веру в Бога. Весь смысл бытия у нас сосредоточился на «земном царстве», на обеспечении материальной жизни, а в результате материальные ценности, заземленные идеалы, лишенные духовного содержания, потерпели фиаско. Человеческая личность и в целом все общество, как и его ячейка — семья, стали вырождаться.
В наших храмах мы видим соборную молитву, когда во время богослужения все собравшиеся верующие молятся вместе. Имеет место в обществе и индивидуальная молитва, когда, например, человек в трудных обстоятельствах вспоминает о Боге и обращается к Нему. Наиболее же пострадала у нас семейная молитва. Между тем, семья и молитва — явления, которые тесно переплетены между собой: «заболела» семья — прекратилась молитва в ней; прекратилась молитва — «заболела» семья.
Сейчас в нашем обществе говорят о необходимости возрождения духовности. При этом нужно помнить, что понятие духовности достаточно конкретное. Ее нужно возрождать в каждом человеке и в каждой семье. Современное общество можно сравнивать со стеной, сложенной из мягких, рассыпающихся кирпичей. До тех пор пока у нас не будет возрождена здоровая христианская семья, общество будет болеть. Семья должна строиться на молитве — постоянной и каждодневной. Когда в семье будет единство в молитве, тогда будет единство и во всем остальном. Между тем, наше нынешнее состояние таково, что очевидные некогда вещи теперь нужно доказывать.
В связи с утратой традиций ежедневная молитва современному секуляризованному сознанию представляется долгой, нудной и скучной, не говоря уже о постоянной нехватке времени. Любят при этом ссылаться на то, что не были приучены к этому в детстве, не заложено с самого начала. Таким образом, библейский пример согрешивших Адама и Евы, ссылавшихся перед Богом друг на друга или на созданного Им змия (Быт. 3, 12—13), оказался очень живуч и в наши дни.
Между тем, «Царствие Божие силою нудится» (Мф. 11, 12), то есть требуются определенные и постоянные усилия, труды, подвиги, молитвы, добродетели. Иными словами, как ежедневно мы в своей жизни едим и пьем по нескольку раз в день, точно так же нуждается в духовной пище и наша бессмертная душа. Игнорирование этого закона — эксперимент с заведомо негативными последствиями, которые мы сейчас наблюдаем в нашем обществе.
Возрождение духовности обязывает нас возвратиться к нашим традиционным православным истокам, сделать их составной частью нашей повседневной жизни. Первый шаг в этом направлении — обращение к Богу с молитвой в начале и конце дня. Реальная возможность для этого имеется: православные молитвенники сейчас издаются немалыми тиражами и доступны для приобретения всем желающим. Вспомним также, что еще некоторое время назад верующие должны были переписывать молитвы от руки, а некоторые священники благословляли своих духовных детей заучивать их наизусть, потому что книгу или тетрадь могли изъять.
Однако для того, чтобы обрести опору в жизни, одной домашней молитвы недостаточно. Вдумываясь в слова читаемых нами молитв, мы все больше понимаем, что нас отделяет от Бога множество наших грехов, прошлых и настоящих. Они лишают душевного мира и покоя; что-то в нас как бы мешает нам думать и действовать так, как нам бы хотелось «по правде Божией». Для того чтобы снять с себя это греховное бремя, очиститься и получить благодатную помощь от Бога, следует регулярно приступать к исповеди, к таинству покаяния, которое Православная Церковь установила по слову Господа нашего Иисуса Христа.
Архимандрит Макарий (Веретенников). Заметки о православной вере. Санкт-Петербург 2011. Стр. 8 – 16.
[1] Об этом см.: Каледа Глеб, прот. Домашняя Церковь., 1997 (2-е изд. — 1998)
Игумен Лука (Степанов). Утренние и вечерние молитвы
№6 (855)
Игумен Лука (Степанов): – Приветствую, дорогие друзья, мы сегодня в обществе Глеба Кондракова и Екатерины Павловой за нашим чаепитием хотим уделить внимание одной очень важной теме – утреннему и вечернему правилу.
Глеб Кондраков: – Что каждый для себя считает правилом? Гигиены?
И.Л.: – Правило гигиены – это, наверное, правило общее, хотя наверняка найдутся телезрители, которые спросят: а как быть с монахами, которые добродетелью считают не мыться? Но я скажу, что это не те, кто живет в городах или даже в селах. Это те, кто живет в крайнем затворе. Они почти не едят и поэтому почти, может быть, и не нуждаются в омовениях и бане, как это было, например, с египетскими пустынниками, которые даже омовение считали делом достаточно вольным и доступным для новоначальных, а для совершенных уже не имеющим необходимости, притом, что никакого зловония с собой они не носили, а напротив, изумляли всех светлостью лика своего и вообще какой-то окружающей чистотой.
Но это таинственные сверхъестественные моменты, поэтому в общем порядке, что в монастырях, что в миру, что в семьях, что у одиноких людей порядки гигиены никак не противоречат благочестию.
Екатерина Павлова: – Батюшка, что касается духовной стороны: утреннее правило должно включать в себя какие-то молитвы?
И.Л.: – Вопрос, что называется, риторический. Вас-то чему учат в Свято-Тихоновском институте? Учат вас молиться по утрам, есть у вас какая-то общая молитва, вы же там живете в общежитии? Вам предлагают всем вместе, проснувшись, у какой-то часовенки постоять, соредоточиться?
Е.П.: – Мы редко молимся вместе, потому что к разному времени ходим на занятия, а вечером у нас есть соборная молитва в часовне со священником.
И.Л.: – Вот это здорово. Когда многие собираются на общую молитву, это неплохо. Ну а дома ты сам – царь, своя рука владыка, и молитва… Почему сейчас вслед за телесной гигиеной мы переходим к духовной? Вопрос наличия у человека души. Наличие тела ни у кого не вызывает сомнений, и поскольку оно тленное, тварное, то нуждается в попечении для его здоровья, для его чистоплотности. А с душой? Если она есть, то, разумеется, ее тоже надо чистить, как зубы.
Г.К.: – Душевная гигиена, введем такое понятие.
И.Л.: – Совершенно справедливо, иначе, как в зубах остаются остатки пищи, так в душе оседают остатки скверных впечатлений, суетных попечений, каких-то обид, и молитва, которая поставляет душу пред Богом, дает возможность, как в компьютере, что-то сохранить, что-то в помойное ведро выбросить, в чем-то испросить у Бога прощения, но, прежде всего, за весь день поблагодарить Господа. Это достаточно естественная потребность, можно сказать, физиологическая.
Е.П.: – Почему важно молиться именно с утра? Почему не в обед? Откуда такая традиция?
И.Л.: – В обед тоже полезно молиться, но перед едой, после еды. Конечно, вы знаете, что в монашеской практике весь суточный круг разделен на молитвенные правила. 1-й час это 6, 3-й час это 9, 6-й час – 12, 9-й час – это 15 часов, вечерня после 9-го часа, повечерие ближе ко сну, ночью полунощница, с утра – утреня и Божественная литургия. Весь день призваны мы помнить о Господе. Но именно потому, что утро – время очень важное для определения своего дневного устроения. Мы всегда, просыпаясь, отходя от некоего образа небытия, начинаем жизнь, начинаем день на белый лист, и очень важно, каким стилем ты сразу начнешь там разрисовывать. Если перед тобой листочек, а ты сидишь на лекции, тебе мало интересной, и уже по нервному навыку студенческому начинаешь рисовать. Если ты начал записывать лекцию, то ты и будешь записывать лекцию, а если начал рисовать уродов, то этими уродами и закончишь и останется у тебя от лекции впечатление – твои закорючки, которые ты там выкручивал.
Поэтому молитва, первая мысль дневная, как и последняя мысль вечерняя, очень важна. Я еще когда начал воцерковляться, это чувствовал, и поэтому особенно яркие тропари, краткие молитвенные последования, которые ложатся на сердце, присвоил для первой мысли по пробуждении. И, думаю, это не то чтобы всегдашний ключ к проведению дня. Конечно, иногда яркие впечатления дня, не всегда хорошие, смахивают светлое упование на Господа, обращение к Богу, покаянное чувство. Например, Великим постом мы первые четыре дня по вечерам читаем в четыре четверти канон покаянный преподобного Андрея Критского, кондак «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши, конец приближается и имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй». Вот сколько бесценных духовных мыслей содержится в этом духовном тропаре! Спишь ты – давай восставай: жизнь коротка, надо многое успеть, суд тебя не минует, а Господь Иисус Христос, везде и все наполняющий, смотрит на тебя, и пред Его очами светлейшими тысячи солнц, ты начинаешь свое существование нового дня не в темном углу вселенной, а прямо перед Его очами. Это отрезвляет сразу.
Е.П.: – Батюшка, что касается утреннего и вечернего правил, есть ли какие-то общие правила для всех христиан?
И.Л.: – Конечно, церковным устройством уже вычленены определенные молитвы, не более 20 утренних и вечерних, которые и призваны все христиане ежедневно использовать для этого настроя. Один опытный духовник называет утреннее и вечернее правило «пирсом на берегу моря». Море волнуется, и волны то и дело накатывают на берег, – но чтобы они не смыли прибрежные постройки, пирсы (их еще называют волнорезы) выполняют свою миссию утихомиривания этих волн.
И днем, и ночью подвергаемся мы нападкам собственных страстей, а утреннее и вечернее правило имеет эту заградительную, защитительную функцию. И если реально осознавать, что в тебе есть бессмертная душа и ты о ней должен заботиться, то представлять, какой она себя чувствует до молитвы и после молитвы, насколько она находится в опасности при состоянии забвения о Боге, можно тогда, когда твой взгляд все-таки внутрь направлен. Поэтому мы не можем принуждать людей, которые еще не знают, что такое попечение о своей душе, к утреннему и вечернему правилу, поскольку оно затруднительно. Потому что с утра чего хочется?
Г.К.: – Физическая нагрузка.
И.Л.: – Пробежка, обтирание, земные поклоны. В общем-то, хорошо. Великие подвижники, святые, такие, как Феофан Затворник, в затворе делали зарядку. Движение, необходимое для правильного функционирования, очень даже допускается.
Г.К.: – Получается, это не для души как раз, а для тела?
И.Л.: – Никто и не противопоставляет душу и тело, в Православии вообще нет такого отношения, как в античности, что тело принадлежит к мерзкому и всегда стремящемуся к хаосу материальному бытию, а душа, «эйдос», к каким-то совершенным идеям, которые несравненно выше всего.
Нет, мы к телу не относимся как к мерзкой плоти, мы только сознаем, что в теле живут страсти, и поэтому поддерживать здоровье тела нам нужно для нашего христианского служения, чтоб не нам служили, а мы могли служить. Поэтому попечение о здоровье нужно… Когда христианин желает другому здоровья, тот говорит: «Не надо мне здоровья желать, пожелайте лучше вечного спасения», он по-своему прав; но только он не прав в том, что, если он не хочет здоровье свое беречь (а здоровье – это дар Божий), то оно очень скоро расстроится, он будет лежачим, и все родные и близкие будут вынуждены вокруг него бегать (кто с судном, кто с кислородной подушкой, чтобы как-то поддержать его существование), а он будет говорить: «Ах, не помогайте мне, дайте мне спокойно умереть».
Е.П.: – Батюшка, вот вы сказали, что канон молитвенного правила непреложен для всех христиан. Но с какого возраста? Или человек взрослый начал воцерковляться, он частично может что-то не понимать? Или у него тяжелая работа, у него не хватает сил. Какие послабления могут быть?
И.Л.: – Могут быть послабления, и лучше маленькое правило вычитывать постоянно, чем брать на себя много и то и дело обременять совесть свою неисполнением взятого правила. Правило есть правило. Правило – это то, что ты не опускаешь, это то, что достаточно жестко исполняется изо дня в день, поэтому оно и называется правило. И лучше взять подсокращенное.
Я даже опубликовал список молитв утренних и вечерних, которые сам святитель Феофан советует, и этот список покороче, чем утренние и вечерние молитвы. Но просто молитва – это не истязание. Бывает, что вечером не хочется, а хочется спать. Но это все легко преодолевается. И доказательство этому то, что вот подвернется глянцевый журнал, когда ты уже хочешь спать, начинаешь читать и можешь еще два часа просидеть, хотя от молитв уже отказался по причине утомления.
А так-то молитва – это же не мука. И надо к ней вкус-то потихонечку вырабатывать. А это как раз возможно по закону творчества: от трудного к легкому, от легкого к привычному, от привычного к прекрасному. Тогда молитва будет и вечерняя, и утренняя ожидаема тобою как праздник. Некоторые даже то акафист, то канон прибавят.
Почему я все-таки не сторонник рекомендовать его сокращение? Потому что надо все-таки вырабатывать вкус к тому совсем небольшому правилу, это 15 минут. Надо освоить молитвенный труд, сделать его для себя желанным.
Сейчас есть еще один хороший способ преодолеть вечернюю лень и вычитать правило. Друзья, появилось такое чудо света, называется перископ, это одна из возможностей общения в интернете. Есть такая группа Вконтакте «Батюшка онлайн», очень популярная. Так вот, перископ дает теперь возможность священнику, находясь в своей келье, выйти в эфир, все его видят, а он никого не видит. По будним дням теперь в 22.30 по московскому времени в этом перископе в группе «Батюшка онлайн» я выхожу в эфир, и называется передача «Тихие ответы на сон грядущий».
Видео (кликните для воспроизведения). |
Я стараюсь ее таким образом построить, чтобы либо до нее, либо после нее у человека появилось желание читать вечернее правило. Я сейчас придумал, что буду заканчивать в 23 часа вечернее общение наше благословением на вечернюю молитву «Благословен Бог наш всегда, ныне, и присно, и вовеки веков». Вам останется сказать «аминь» и начать вечерние молитвы.
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.