Только молитвой и постом

Полное описание: Только молитвой и постом - для наших любимых читателей.

Только молитвой и постом

От одного из греческих священников слышал комментарий на слова Спасителя «Сей род ничем, только молитвою и постом», что в первоначальном греческом тексте были слова «верою и молитвою». Прошу Вас ответить, насколько правомочно это утверждение. Если возможно – прокомментировать с греческого и еврейского текстов. Заранее благодарен.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Слова Спасителя молитвою и постом (Мф.17:21) приводит также евангелист Марк (9:29). Ни в одном древнем греческом манускрипте слова верою и молитвою не встречаются. В некоторых рукописях Евангелия от Матфея отсутствует 21-й стих целиком. Однако в тех рукописях, в которых этот стих имеется, там написано именно так, как в Славянской и Русской Библии. Подтверждается это и толкованием святителя Иоанна Златоуста (ок. 347-407). Он пользовался древним греческим текстом, а не русским. В Беседе 57-й на евангелиста Матфея читаем: «Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом (ст.21), присовокупляет Он. Здесь Он разумеет вообще демонов, а не одних только лунатиков. Видишь ли, как и апостолам говорит уже о посте? Не говори мне о редких случаях, что некоторые и без поста изгоняли бесов. Хотя и рассказывают про некоторых, что они и без поста изгоняли бесов, однако быть не может, чтобы человек, живущий среди утех, избавился от такого недуга: нет, страждущий таким недугом имеет особенную нужду в посте».

Слова Иисуса Христа, которые приводит евангелист Марк: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк.9:29), имеются в древнейших греческих манускриптах: Александрийском (4 в.), Ефремовском (ок. 5 в.), Вашингтонском (кон. 4 — нач. 5 вв.), Кодексе Безы (кон. 4 – нач. 5 в.).

О сличении русского и еврейского текстов речи быть не может, потому что Евангелие от Матфея на еврейском языке до нас не дошло, а Евангелие от Марка написано на греческом.

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 17:21

Свт. Иоанн Златоуст

Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом

Беседы на Евангелие от Матфея.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом

Как велика сила поста и молитвы! Не мудрено: во время поста душа становится господствующею над похотями тела, вообще подчиняет его себе, а чрез плоть действует весьма часто диавол; постник побеждает, следовательно, и плоть и диавола – значит, тогда он близок к Богу по нравственному своему состоянию и всего легче может делать силы Божии. Если к этому еще присоединяется молитва, которая низводит к нам благословение и помощь неба, тогда человек действительно может повелевать не только вещественною природою, но и падшими духами. Чем победил диавола Сам Господь? Постом и молитвою.

Дневник. Том I. 1856.

Отчего и постом? Оттого, что во плоти нашей, вкусившей некогда убийственного плода преслушания, гнездится этот древний змий-человекоубийца, а плоть усиливается над духом нашим чрез невоздержание ее; пост же ослабляет ее, а вместе с нею – и диавола. Чрез чрево сильно действует диавол на людей, потому что и душа наша во внутренностях (дух прав обнови во утробе моей (Пс. 50,12)), – и что желудок (живот) в физическом отношении, то сердце (душа) – в духовном; как живот, поколику он есть причина жизни физической, находится в самой средине нашего телесного естества, так и соответствующее ему духовное жизненное начало – тоже в средине, откуда оно простирает свои действия на голову и на все другие части тела. Два – два: едино противу единому. Как же должна быть важна заповедь о постах! Когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься (Мф. 9,15). Видите, Сам Господь признал нужным для нашего спасения пост!

Дневник. Том III. 1859-1860.

Блж. Иероним Стридонский

Сей же род изгоняется только молитвою и постом

Когда Он учит, каким образом может быть изгоняем злейший демон, он наставляет всех к жизни.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

сей же род изгоняется только молитвою и постом

См. Толкование на Мф. 17:19

Евфимий Зигабен

сей же род не исходит, токмо молитвою и постом

Род всех демонов изгоняется не иначе как молитвою и постом не только исцеляющего, но и страждущего, и даже больше – страждущего. Молитва весьма страшна демону; а более сильной и могущественной делает ее пост, не позволяя ни пресыщению ослаблять телесную крепость, ни происходящим из него парам повреждать мозг и омрачать ум. И когда тело обладает силою, и ум действует, не развлекаясь, тогда восходит молитва сильнее огня и страшнее всего. Поэтому пост и молитву должно всегда соединять.

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

сей же род изгоняется только молитвою и постом

(Мк. 9:29). Некоторые экзегеты, ссылаясь на то, что 21 стиха нет в некоторых рукописях и переводах, признают этот стих позднейшей вставкой или заимствованием из Мк. 9:29. “Сей род” — относится, конечно, к демонам.

«Изгоняется только молитвой и постом,” т.е. только истинно верующий делается способным, при помощи молитвы, изгонять демонов.

Толковая Библия.

Троицкие листки

сей же род изгоняется только молитвою и постом

Только молитвой и постом

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Сей род не исходит, токмо молитвою и постом, слышали мы сейчас возлюбленные о Господе братья и сестры благовествование великого Бога и Господа нашего Иисуса Христа в эту. Уже четвертую неделю Великого поста, когда вместе с псалмопевцем Давидом «колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елея ради».

И чтобы утвердить нас еще и еще раз на нашем жизненном пути, на нашем подвиге Великого поста Господь еще и еще раз возвращает нас к этому деланию, говоря о том, что бесовский род из нас, из наших родных и близких, за которых мы молимся душей, сердцем, умом, и всем своим существом исходит только молитвой и постом, которым мы иногда пренебрегаем, не придаем ему должное значение, забывая великую истину, которую нам провозгласили святые отцы: «тот, кто хранит пост, того хранит Бог». И еще: «кто себя всего Богу отдает, того Бог никогда и никому не отдаст».

Читайте так же:  Молитва на избавление от несчастной любви

И Господь, в самом начале Великого поста через Свое Божественное Евангелие сказал: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное воздаст тебе явно». Воздаст тебе явно за подвиг твой, маленький подвиг святого Великого поста.

«Сей род не исходит, токмо молитвою и постом» — святые отцы назвали молитву всеобъемлющей добродетелью. Когда мы с вами читаем Священное Писание Бог беседует с нами, когда мы молимся – мы беседуем с Богом. Для этого не надо никаких условий, потому что молитва – это возношение ума к Богу. Спрашивается, что нужно, чтобы вознести свой ум к Богу? Ничего, кроме любви к Богу. Потому что, если ты любишь. – ты будешь помнить, ты будешь беседовать, ты будешь обращаться, ты будешь благодарить, ты будешь каяться, ты будешь надеяться, у тебя будет идти собеседование, если ты на самом деле любишь.

На самом деле памятуешь о том, кто дал нам жизнь, жизнь физическую и жизнь духовную. Потому что это великая милость Божия и это надо помнить, не от нас, что мы с вами верующие православные люди – это Бог взял нас за руку и вытащил нас из греховного болота и мы за это Бога благодарить должны день и ночь.

Кто- то родился в православной семье, и это тоже не их заслуга. И благодарность Богу, что у них такие родители. Кто-то услышал от друзей, кто-то от родных и близких. Но если бы Господь не поставил нас в такие условия, не оградил нас благодатью вовремя, не было бы человека, совета, подсказки, книги, Евангелия, доброго совета – болтались бы где-нибудь на путях этого мира греховного. Это бесконечный повод благодарения Бога за святую православную веру.

Иоанн Лествичник, память которого мы совершаем, и эта память совпала с днем памяти святых 40 мучеников Севастийских, нам говорит: бей христианин супостатов, духов злобы именем Иисусовым. Ибо не найдешь оружия сильнее ни на небе, ни на земле. Лествичник новоначального учит – заключай ум в слова молитвы. По своей младенченвенности и ум будет удаляться удаляться от слов молитвы , то есть молимся одно, а думаем другое, а подразумеваем третье. Такое часто в нашей жизни бывает.

Мы читаем вечерние молитвы и тут же думаем, как я устала, а что надо сделать утром, а что я сейчас не доела, а я голодная или нет, побыстрее бы лечь, а чего будет одновременно человек умудряется, вернее не человек, а бесы не дают сосредоточиться на словах молитвы. Улетает куда-то ум и Лествичник говорит – да, действительно, бывает так у новоначальных, но ты возвращай его обратно и заключай опять ум в слова молитвы. И по недолгому времени, — говорит он, — обретешь успех. Даже это огромная работа – вернуть ум и заключить его в слова Священного Писания. То, что ты читаешь, то что ты говоришь, только об этом и думай.

Говоришь: «Помилуй мя Боже, по велицей милости Твоей» — вот и думай о помиловании. Говоришь – «благослови душе моя Господа» — ни о чем другом в этот момент не думай. Ушла куда-то мысль – опять можешь повторить эту фразу. Опять, следующую, когда будешь читать, сосредоточь свое внимание на слова молитвы. Ибо нам святые отцы говорят: душа молитвы – внимание, там, где нет внимания, там нет души, там нет жизни. Душа молитвы – внимание. А жизнь души, дыхание души – молитва. Не будет молитвы, не будет этой связи с Богом – мы просто обыкновенные существа – поели, поработали, поспали и дальше все тоже самое. Только молящийся человек, призывающий имя Божие, как сын, относящийся, любящий отца или мать – только такой настоящий сын.

Любовь человека к Богу, она обнаруживается молитвой, памятованием о Боге. Никаких обстоятельств. Никаких условий для этого абсолютно не надо. И однажды святитель Феофан Затворник Вышинский приводит такой пример из жизни как можно всю дорогу и всю жизнь и всегда памятовать о Боге. Для этого надо иметь только любовь. Он говорит: вот посмотри, юноша полюбил девушку, он работает – думает о ней, он в университете уроки учит – думает о ней, он ест- думает о ней, одевается – думает о ней, по дороге идет – думает о ней, ничего не мешает ему думать о ней, потому что он уязвился человеческой любовью. И Феофан Затворник говорит – вот из этого примера возьми себе, что вот также человек может, если любит Бога, всегда и везде думать о Нем, во всяком случае не забывать.

Освободилась минута – Господи, помилуй! Господи, благослови! Семью, родных, близких Боже вразуми! Господи, благодарю! Господи, помоги! Господи, не оставь! Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго! Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго! — как ручеек должна журчать эта молитва, потому что она открывает, и епископ Игнатий (Брянчанинов) нам говорит: молитва открывает нам Бога.

Вот это и есть возможность увидеть, соединиться, почувствовать Царствие Божие пришедшее в силе, которое внутри нас есть. Господь так и сказал – «Царствие Божие внутри вас есть». Потому что там, где Царь, то есть Бог, там и Царство. У нас все что угодно, только не это. Компьютер, новости, смс, ммс, переписки, если бы столько времени в день уделяли. Сколько мы говорим по телефону, читаем смс, отправляем их, сидим в новостях, смотрим по телевизору, у нас давным бы давно уже выросли крылья. Если бы мы столько молились, сколько общаемся с этим внешним миром, а почему, потому что мы его любим. Вот он, перед нами, его видно. Вот смс, вот новости, вот компьютер –все можно потрогать руками, все видно. А Бог – где он? Где-то рядом, где-то здесь, но все так сложно, да к этому себя надо напрягать, да к этому себя надо тянуть, помня: «Царствие Божие нудится и нужницы восхищают его», то есть те, кто употребляет усилие.

И вот сегодня память святых мучеников Севастийских, вы их знаете прекрасно житие, но будем еще и помнить потрясающие слова из канона, который читается, как они во время мучений стояли в Севастийском озере по груди в ледяной воде, а на берегу топилась баня, что как только отрекаешься, сразу окажешься в тепле, как они ободряли друг друга. Запомните эти слова на всю жизнь: «Братия, люта зима, но сладок рай!»

Читайте так же:  Как правильно произносить молитву

Да, тяжелая жизнь, да горькая жизнь, мучительная жизнь с испытаниями, скорбями и прочее, и прочее, но сладок рай. Этой мыслью должен руководствоваться христианин. Схиархимандрит Христофор, духовник Тульской Епархии, милостию Божией мы с ним были знакомы, и я запомнил то, что он мне говорил: «жизнь не место отдыха, а место подвига». И сегодня мученики Севастийские это свидетельствуют, Краткое время ради Бога все претерпели, а теперь в Небесных обителях золотыми сияющими венцами, которые на иконе мы с вами можем видеть и лицезреть. Преодолели эту зиму и наследовали сладость рая.

Через любовь к Богу, через молитву, через сохранение всеобъемлющего всецелого поста, который не только в одном воздержании от пищи, а в воздержании всех чувств глаз, слуха, зрения.

Кто-то сказал, самое главное Великим постом не ешьте людей. Кто-то тщательно выискивает, есть ли содержание молочной сыворотки или яичного порошка в батоне нарезном за 22 рубля, но если мы с вами бы с такой тщательностью исследовали свои слова, свои мысли, свои поступки как они – по Евангелию или нет? Или как я еще услышал одно потрясающее выражение, которое не слышал за эти 50 лет и такого образа мыслей. После лекций во «Вдохновении» учительница пришла в свой класс, рассказывала детям о делании добра, о делании заповедей Христовых и вот по результатам общения с детьми, приходит к ней один ученик и говорит: Мария Ивановна, вы знаете у нас случай такой был – Сережка захотел шоколада, и купил 8 штук и с нами, друзьями, поделился, с Володькой и с Сашкой. Себе взял четыре, а нам дал по две. И Володька ему говорит, наслушавшись Основ православной культуры: ты поступил, взяв себе четыре шоколадки, а дав друзьям по две, не по-храмски.

По -хамски как все поступают мы все с вами знаем, а ребенок почувствовал и понял где эта нравственность за воротами, где эта мирская правда, все мне, мне и мне, а это тебе, ну все вроде поровну, 10 процентов тебе, 90 – мне, по-братски.

Видео (кликните для воспроизведения).

«Ты Серега поступил не по-храмски». И у нас всегда должна быть эта мысль мы по-храмски поступаем или по-хамски? И вот когда памятование о Боге будет, вот тогда и мысли с начала, и слова, и поступки – они будут Божьими. А самая главная мысль: Вся наша жизнь и весь наш мир – это мир падший, и мы к этой падшести добавляем свои падшести, своего греха, своей грязи и мы думаем что-то идеальное найти в мире. Чтобы нас ничего не трогало, не беспокоило, все у нас было упаковано, — нигде и никогда такого не будет.

Что-нибудь почти всегда придется терпеть. Но терпеть надо со смыслом. «Достойное по грехам моим приемлю» — кто это? – разбойник с правой стороны. Куда он за это пошел? – на небо. С левой стороны – «если ты Бог, спаси Себя и нас», все тут устрой нам. Куда он пошел? – пошел вниз. Вот мы часто отвечаем, как разбойник безумный. Господи, я же верующая христианка, ну почему у меня такой крест? Не нужен он мне, этот крест, он мне не нравится. Устрой, если ты Бог, я же молюсь день и ночь, все устрой. А Он тебе устроил, уже тебе устроил, дал тебе святую веру, дал тебе Самого Себя.

Как однажды Господь явился одному смиреннейшему и боголюбивейшему отцу- подвижнику и говорит: «Проси у Меня все, что хочешь». И он тогда говорит: «Господи, дай мне Себя Самого». Ничего не надо было ему кроме Бога. И кто-то из святых сказал, если бы мы в своей жизни ничего бы не имели, кроме Бога, с Богом бы мы уже имели все. А мы – дай, дай, дай, дай! А не дает – ой, все плохо, Бог не слышит, ой, я грешница, жизнь так и не наладилась. Наладилась давным-давно. То, что у тебя есть святыня веры – это самое большое богатство. А то, что нет столько здоровья, столько денег, столько понимания среди родных и близких, еще чего-то там. Человек до бесконечности может перечислять чего у него нет.

Знаете, какая самая большая причина несчастья? Это постоянный поиск счастья. Счастье – это жизнь с Богом. Все остальное – как Бог даст. Потому что наша жизнь после грехопадения в этом грешном, пропитанном грехом мире не место отдыха, а место подвига. И пусть сегодняшний день, день памяти святых мучеников Севастийских научит нас этой великой истине, дарует нам силы с радостью, с верой, с упованием, с надеждой мужественно и благодарственно нести свой крест, помогать другим нести его.

Потому что есть три креста: крест разбойника безумного, крест разбойника благоразумного, который понес свой крест и принял свой крест «достойно по делам своим приемлю», а был еще крест Христа Спасителя, который пострадал за других, поэтому у нас должен быть не только наш крест, но и крест еще и Христов, когда мы будем помогать как Симон Киринейский нести другим их жизненный крест. И пусть память и молитвы и заступничество, и благодать памяти святых 40 мучеников Севастийских покрывает всех нас на нашем жизненном пути, благословляет нашу жизнь, дарует нам укрепление в вере, надежде и в любви. И будем помнить непреложную истину Господню, что сей род не исходит, токмо молитвой и постом. И укрепи нас всех, милосердный Господи в великом делании поста и молитвы и всегдашнем благодарении Тебе. Аминь!
архимандрит Мелхиседек

Вторник 2-й седмицы Великого поста

О молитве

Сей же род изгоняется только молитвою и постом.
Мф. 17, 21

Воздержание должно иметь высшие цели, поэтому оно и поддерживается молитвой. Но и молитва поддерживается трезвостью ума, легкостью и чистотой сознания, которые дает нам воздержание. «С постом всегда должна быть соединена молитва», – говорит святитель Иоанн Златоуст. Они словно связаны друг с другом – молитва и пост. Внешние ограничения как бы освобождают душу, она хочет говорить, она ищет духовного делания. Постом молитвенное настроение, желание молиться чаще и явственнее побуждают нас к беседе с Богом. Обратите внимание на людей, стоящих на службе. В периоды постов в храмах заметно больше молящихся. На вечерние Богослужения иные заходят по дороге домой, как бы мимоходом. Хочется хоть четверть часа побыть в храме.

Читайте так же:  Молитва которую дал Иисус

Но есть и другая зависимость. Преподобный Макарий Египетский говорит: «Воздерживающийся без молитвы, как устоит без ее помощи?» Действительно, постящийся без молитвы обязательно впадает в раздражительность. В семьях, где не все члены расположены к духовной жизни, именно постом случаются ссоры и недовольства. У отца Александра Ельчанинова есть запись: «Пост усиливает дух в человеке. В посте человек выходит навстречу Ангелам и бесам». Постом утончается грань между видимым и невидимым, между телесным и духовным мирами. Человек становится более доступен духовному влиянию. Но духовный мир – это не только ангелы и души святых. Это еще и демоны. Поэтому так необходима постом частая исповедь, Причастие, молитва.

Смысл поста в очищении тела и в очищении сердца. А это возможно только тогда, когда пост соединен с покаянием и молитвой.

Священник Сергий Николаев,
«Время веселое поста»

Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом; по действию же, она есть утверждение мира, примирение с Богом, матерь и вместе дщерь слез, умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, сокрушение браней, дело Ангелов, пища всех бесплотных, будущее веселие, бесконечное делание, источник добродетелей, виновница дарований, невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, секира отчаянию, указание надежды, уничтожение печали, богатство монахов, сокровище безмолвников, укрощение гнева, зеркало духовного возрастания, познание преуспеяния, обнаружение душевного устроения, предвозвестница будущего воздаяния, знамение славы. Молитва истинно молящемуся есть суд, судилище и престол Судии прежде Страшного Суда.

Восстанем и услышим, что сия священная царица добродетелей высоким гласом к нам взывает и говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возмите иго Мое на себя и найдете покой душам вашим и исцеление язвам вашим; ибо иго Мое благо, и исцеляет великие согрешения» (Мф. 11, 28).

Мы, которые грядем предстать Царю и Богу, беседовать с Ним, не неготовые должны исходить в путь сей, чтобы Он издалеча узрев нас, не имеющих оружия и одеяния, которые должны иметь предстоящие царю, не повелел Своим рабам и служителям связать нас, и далече от лица Своего отринуть, а прошения наши разодрать, и бросить нам в лице.

Когда идешь предстать пред Господом, да будет вся риза души твоей соткана из нитей, вернее же сказать, из залога непамятозлобия. Если не так, то не получишь от молитвы никакой пользы.

Вся ткань молитвы твоей да будет немногосложна; ибо мытарь и блудный сын одним словом умилостивили Бога.

Преподобный Иоанн Лествичник

«Как преклонить на милость Господа? – спрашивает святитель Иоанн Златоуст и отвечает. – Вот как! Водрузим молитву в сердце своем, и к ней приложим смирение и кротость».

Особенно ценна для Бога молитва, исходящая от чистого сердца. Бог хочет именно нашего сердца. «Сын Мой! Отдай сердце твое Мне», – взывает Он к человеку (Притч. 23, 26). «Молитва скороуслышана есть та, – пишет святитель Иоанн Златоуст, – которая из благого сердца исходит».

Глава добродетелей – молитва, их основание – пост. Если будем сеять семена молитвы, не истончив плоти, то вместо правды принесем плод греха… Если же тело будет истончено постом, а душа не возделывается молитвой, чтением, смиренномудрием, тогда пост делается родителем многочисленных плевел – душевных страстей: высокоумия, тщеславия, презрения. Будучи занят общественными обязанностями, а если ты инок, то послушаниями, и не имея возможности уделять на молитву столько времени, сколько бы ты хотел, не смущайся этим… Ничто так не способствует к преуспеянию в молитве, как совесть, удовлетворенная Богоугодной деятельностью.

Милосердие к ближним и смирение пред ними, в совокупности с чистотой сердца… составляют основание и силу молитвы.

Желающий заняться подвигом молитвы! Прежде нежели приступить к этому подвигу, постарайся простить всякому… причинившему тебе какое бы то ни было зло.

Первое приготовление (к молитве) состоит в отвержении памятозлобия и осуждения ближних.

Намереваясь принести Богу молитву, отвергни все помышления и попечения земные.

Молитву должно совершать с верою, основать ее должно на незлобии.

Перед молитвой покади в сердце твоем фимиам страха Божия и святого благоговения… постарайся умилостивить Судию смирением.

Враг… старается поколебать самое основание молитвенного подвига – незлобие и кротость.

Приготовлением к молитве служат: непресыщенное чрево, отсечение попечений мечом веры, прощение от искренности сердца всех обид, благодарение Богу за все скорбные случаи жизни, удаление от себя рассеянности и мечтательности, благоговейный страх. Наружное благоговейное предстояние на молитве весьма нужно и весьма полезно для всякого подвизающегося подвигом молитвы, особенно для новоначального, в котором расположение души наиболее сообразуется с положением тела.

Ничто так не способствует молитве, как послушание, умерщвляющее нас для мира и для самих себя.

Сознание своей греховности, сознание своей немощи, своего ничтожества – необходимое условие для того, чтобы молитва была милостиво принята и услышана Богом. Для правильности молитвы надо, чтобы она произносилась из сердца, исполненного нищеты духа, из сердца сокрушенного и смиренного. Стой на молитве твоей, как бы ты стоял пред Самим Богом.

Только молитвой и постом

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Сей род не исходит иначе, только молитвой и постом.» В сегодняшнем Евангелии мы слышали как Господь говорит нам о том, что в жизни бывают люди, которые до такой степени открывают свое сердце для вселения в него зла, что их жизнь становится злом. Помышления их только о грехе, и они всю свою волю, все свои чувства, расположения отдают противнику Божиему, т.е. дьяволу, и становятся одержимыми, бесноватыми. Дьявол реальным образом, через своих слуг — духов тьмы, — живет в человеке.

Вот о таком человеке сегодня мы слышали. Это евангельское повествование идет сразу за повествованием о Преображении Господнем. Когда на Фаворе были ученики Христовы, они видели Его во славе, видели эту побеждающую красоту вечности, видели это сияние преображенного человека, то, чем мы были когда-то, чем мы могли бы быть и то, чем мы может быть будем по воскресении. Это все было открыто святым апостолам. Но когда они сходили с этой Фаворской горы, где видели этот нетварный свет, где видели прикровенное бытие будущего века, то видят в долине то зло, ту бездну греха, в которую сошел Христос. Сошел, чтобы раз и навсегда это мировое зло, человеческие грехи и страсти исправить, искоренить, дать новый образ жизни, показать то, к чему призван человек.

Читайте так же:  Что значит молитва в жизни человека

Сошел, чтобы примирить небо и землю, Бога и человека через Свою жертвенную смерть. И вот подходит к Господу человек и говорит: Господи, исцели отрока моего, потому что он в новолуния беснуется. Я просил Твоих учеников, но они не смогли этого сделать». Вот так, с укором порой обращается каждый человек ко Господу: я просил, но ничего не получилось. И этот отец просил в надежде на то, что он достоин принять это исцеление. Как это противоположно вере сотника, который говорит Господу: «я недостоин чтоб Ты вошел под кров мой, но скажи только слово и исцелеет отрок мой.» И Господь говорит ему: Я такой веры и в Израиле не нашел». А этот человек говорит, что просил учеников, но они ничего не могли сделать. И это лишний раз показывает нам, почему наша молитва бывает не услышана. Почему порой на душе, когда мы выходим из храма, или когда мы прочитали утренние или вечерние молитвы, у нас какая-то бесчувственность, мы не имеем мира, радости. И наоборот, иногда мы выходим из храма или от молитвы и в душе у нас тишина, мир и реальное ощущение, что Господь рядом с нами, что Он готов слышать, помогать нам, что Он видит всю нашу жизнь. И какие бы ни были у нас обстоятельства, но это делает нашу жизнь твердой, осознанной, наполненной благодатью Духа Святаго.

Наша молитва бывает услышана только тогда, когда мы в скромности думаем о самих себе что наша духовная жизнь еще только начинается, что мы только пытаемся идти этим путем. Поэтому никогда, ни при каких обстоятельствах не нужно себя мерить ни с кем. Не надо думать о том, кто хуже нас, в чем мы в духовной жизни продвинулись больше других. Надо, наоборот, взирать на тех людей, которые добрее, скромнее, сострадательнее, молитвеннее нас. Вот с таких людей и надо брать пример. Как мудрая пчела берет с одного цветка, с другого и так приносит нектар в свой улей, в свою сокровищницу и потом питаема им бывает целый год. Вот так и мы должны глядеть на то лучшее, что есть у других и брать пример с них. Святые отцы говорят нам, что если мы не молимся Богу как последние грешники, наша молитва не бывает услышана. Надо стараться в эту меру последнего грешника придти.

Отец Иоанн Крестьянин в одной из проповедей сказал, что сейчас люди в храм Божий не входят, а вваливаются. Надо обязательно помнить свои первые дни когда мы пришли в храм Божий, как мы тихо, кротко, смиренно переступили порог. Мы не смотрели тогда, кто и как молится, кто во что одет, кто где стоит, какое у него поведение и все прочее. Была у нас в мыслях только душа и Бог. А потом мы стали об этом забывать. Эти первые дни нашего прихода в церковь надо помнить, помнить нашу скромность и смирение, которые поначалу были у каждого. А потом стали все как бы свои, дом Божий стал простым домом для некоторых. Поэтому вот этот страх Божий, которой начало всякой премудрости, надо всегда помнить и о потере его переживать. Такая неблагоговейная, некая наглая жизнь между людьми предосудительна, тем более когда мы перед Богом ведем себя без страха и разсуждения.

И сегодня нам Евангелие показывает, что человек этот, у которого сын был бесноватый, именно и был такого гордостного устроения. Он думал что все ему обязаны, все должны обращать на него внимание, благодетельствовать ему и прочее. А в нашей жизни такого не бывает. Нам нужно настраиваться на служение и помнить слова Господа, что Он пришел не для того, чтобы Ему послужили, но чтобы послужить. Тот человек, который думает найти в жизни радость, мир, покой и счастье из-за того, что ему люди будут служить, он этого никогда не найдет. Потому что даже если его окружат с головы до ног любящие друзья, которые будут ему в рот смотреть из-за того, что он является раздаятелем тех или иных материальных благ, все равно все это будет до поры до времени, пока в этом человеке есть какая-то нужда. А когда эта нужда вдруг исчезнет, если материальное положение вдруг поменяется или со здоровьем что-то случится, то куда разлетятся все те люди, которые рукоплескали перед этим человеком. И остается тогда человек один, если он в этом полагал весь смысл своей жизни. А к этому сейчас многие стремятся, хотят иметь больше денег, больше друзей, домработниц, рабов, но радости от этого нет.

Господь говорит, что пришел в этот мир не чтобы Ему послужили, но чтобы послужить. И вот когда человек настраивается именно на такой лад, когда он занимает ту или иную должность, это не есть какое-то великое дело, это есть бремя тяжкое и неудобоносимое. Что такое большая должность? Если честно ее исполнять, это значит, что человек всем должен, должен заботиться о всех. Но эта забота бывает благодарной, приносящей радость, потому что человек по мере своих сил и возможностей служит другим, пусть он даже и не получает благодарности от людей, а это бывает в наше время сплошь и рядом. Поскольку мы люди верующие и православные, значит мы всякое малое дело и внимание, оказанное нам, не должны воспринимать как должное, не должны думать что мы это заслужили и что человек обязан был нам это сделать. Никто нам ничего не должен, всем должны только мы. Апостол Павел говорит нам: «не оставайтесь должными никому ничем кроме взаимной любви». Вот какой долг лежит на христианах. Когда человек именно таким образом живет, то только в этом и может найти радость и место в своей жизни.

Читайте так же:  Молитвы на рассорку

Надо еще просить и вымаливать милость Божию, чтобы Господь открыл свою волю о нас. Каждого из нас Господь призвал к вечности, каждому из нас дал ум, дал руки, ноги, здоровье не для того, чтобы мы только сами этим пользовались. Если нам это дано, то мы все это должны приумножить, молиться и просить у Господа чтобы Он открыл, в чем мы можем послужить своим ближним, чем можем послужить Богу и Церкви Божией.

Невеликое дело, если каждый из нас отстал от больших грехов, привычек и пристрастий. Господь нам через псалмопевца Давида говорит: «уклонись от зла и сотвори благо». Надо помнить притчу о безумном слуге, который сокрыл талант господина своего. То, что мы имеем в своей жизни, это и есть наш талант, который мы должны приумножить, должны что-то сделать ради неба, ради вечной жизни. У каждого свои таланты: кто-то может писать, кто-то ухаживать за больными людьми, кто-то может служить в защиту Церкви, кто-то может послужить охраной Церкви, исполняя свой воинский долг, заботясь о тех людях, которые стоят за его спиной. Сейчас у нас в России действительно страшные времена в том смысле, что лукавый без конца борется за то, чтобы Святую Православную веру затоптать, чтобы нас сделать не Божиими людьми, а людьми, которые будут думать только о своем чреве, о тряпках, о деньгах. Этот образ жизни нам навязывается изо дня в день через телевизор. Вот с этим и нужно бороться.

Почему это беснование стало так властно действовать в людях, почему они стали так подвержены духам злобы? Господь открывает нам этот секрет. Господь не просто показывает что-то внешнее, совершает чудо или исцеление, Он всегда указывает на глубину, на первопричину того или иного поступка. Если было исцеление, то Он говорит, что и в Израиле не нашел такой веры. А видя беснующегося отрока, Он говорит: «о род неверный и развращенный». Вот две причины, по которым сейчас люди становятся бесноватыми – за неверие и развращение нравов и жизни. Не верят сейчас ничему кроме собственного кулака, кроме собственных денег; или лжемудрствуют: верят во что угодно, только не в двухтысячелетний опыт христианства в мире и в тысячелетний опыт Православия на Руси. Хватаются с удовольствием за какую-то чушь, потому что это что-то новенькое, удобное для нашей жизни, можно и свечечку поставить и в чужой карман залезть, можно и с духами разговаривать и в то же время быть милосердным и сострадательным человеком, заботиться о людях и безумствовать перед небом, признавая что и там истина, и у мусульман истина, и у протестантов, и у буддистов.

Забывают люди, что один Творец неба и земли – Святая Живоначальная Троица. Нам указывается именно на эту причину неверия, от которой да избавит нас Господь. Есть такая беда – потеря ревности о Боге. А апостол Павел говорит: «духа не угашайте, пророчество не уничижайте, всегда радуйтесь, зa все благодарите, непрестанно молитесь.» Дух укрепляется истинной, детской верой. Мы с вами должны забыть все свои суетные мысли, пожелания, планы и стать перед иконами в храме или дома. Господь говорит нам, что когда мы хотим помолиться, то нужно войти в клеть свою, т.е. в свое собственное сердце и помолчать мыслями своими, помолиться в душе искренне, представляя что ты молиться перед Богом, который все видит, знает, любит тебя и является в одно и то же время и любящим Отцом и строгим Судией. Нужно хоть несколько минут в день посвящать внимательной молитве. Можно читать хотя бы 12 раз «Богородице, Дево радуйся», 50 молитв Иисусовых на коленях перед иконой, тогда дух будет укрепляться и молитва не останется неуслышанной перед Богом. Вот к этому надо себя принуждать, чтобы вера в нас возрастала.

Господь говорит что сей род, т.е. бесовский, не исходит из человека иначе, только молитвой и постом. Вот два оружия, два весла у одной лодки, гребя которыми можно достигнуть Царствия Божия. А без поста, без молитвы все наши труды бессмысленны. Есть такая русская пословица: сытое брюхо к молитве глухо. Поэтому в меру своих сил и возможностей будем стараться исполнять то, что заповедуется Святой Церковью. В среду и пятницу нужно поститься, другие посты тоже нужно соблюдать. Молиться нужно не только внешним образом, потому что это дело не великое. Дни, которые даны нам благодатью Божией, должны стать дням возрастания в духовной жизни. А в духе человек возрастает тогда, когда он возрастает в молитве, потому что она является совокупностью всех плодов духовной жизни. Здесь и труд, и смирение, и любовь к Богу, и любовь к ближнему. Вот почему лукавый так ненавидит молитву.
Помоги нам всем, Господи, в эти святые дни Успенского поста бороться с нечистыми духами плотской страсти, блудной и нечистой жизни и пожеланиями, с этим миром и растлением, которое в нем живет своими чистыми мыслями, сердечной и сокрушенной молитвой.

Видео (кликните для воспроизведения).

Господь говорит, что если мы будем иметь веру с зерно горчичное и скажем горе сей сдвинуться, будет по слову нашему. Какие же горы мы должны двигать? Не те внешние горы, потому что нет у нас такой веры. Но нам Господь дает власть и силу двигать горами каменных человеческих сердец наших родных и близких. Многие приходят и говорят, что услышал Господь молитву их, муж через 15 лет покрестился, через 20 лет стал пить меньше, а через 18 лет мы с ним повенчались. Так вот в нашей жизни может быть реальное чудо, и не все столько ждут и терпят, все еще впереди. Господь милосердный и любящий Отец даст нам когда-нибудь веру сдвинуть эти каменные сердца и привести их к Богу, к вечности и к блаженной жизни. Аминь.

Только молитвой и постом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here