Содержание
Шаббат от А до Я
а) Уйдите с работы в пятницу достаточно рано, чтоб вам хватило времени для подготовки к Шаббату дома.
б) Сделайте домашнюю уборку в честь Царицы Суббты.
в) Приготовьте субботние блюда заранее. Установите блех, чтоб сохранить еду для субботних трапез горячей.
г) Накройте субботний стол самой красивой скатертью, что у вас есть, и поставьте на него: свечи и подсвечники; две халы, положенные на поднос и накрытые салфеткой; бокал и вино для Кидуша.
д) Искупайтесь или примите душ, а также оденьтесь по-праздничному.
е) Зажгите субботние свечи за 18 минут до захода солнца. Кликните здесь, чтобы выяснить точное время зажигания свечей в вашем городе.
ж) С этого момента и до окончания Шаббата (пункт ц) воздержитесь от любой “работы”, запрещенной Законами Шаббата.
з) Прочитайте вечернюю субботнюю молитву (желательно, в синагоге), включая песнь “Леха Доди” – “Пойдем, мой друг, навстречу невесте, давай вместе встретим Шаббат!”
и) Соберитесь всей семьей и с гостями вокруг стола и спойте приветственный гимн “Шалом Алейхем” (Мир Вам) в честь ангелов Шаббата, а затем, в честь еврейской женщины – хозяйки дома, песнь “Эйшет Хаиль”, сложенную царем Соломоном (Мишлей (Притчи), 31).
к) Наполните бокал кошерным вином или виноградным соком и прочитайте молитву Кидуш, провозглашающую святость Шаббата.
л) Подойдите к кухонной раковине и совершите ритуальное омовение рук перед тем, как есть хлеб: наполните большую кружку водой и полейте на каждую руку три раза, затем произнесите соответствующее благословение.
м) Вернитесь к столу, произнесите благословение над халой, отрежьте кусок, обмакните его в соль, откусите и съешьте и передайте куски халы всем присутствующим.
н) Начните субботнюю трапезу. Традиционное меню в пятницу вечером включает в себя гефелте-фиш (фаршированная рыба) или другие виды рыбы, куриный бульон, курица или мясо с гарниром и десерт.
о) Между блюдами спойте традиционные субботние песни (змирот) и обсудите содержание недельной главы Торы и все, что с ней связанно.
п) После трапезы прочитайте “Благословение после еды”.
р) Если еще не слишком поздно, используйте это время для общения с семьей и друзьями, изучения Торы и чтения еврейских книг.
с) Лягте спать и насладитесь уникальным субботним отдыхом.
т) Утром придите пешком в синагогу на утреннюю службу и чтение Торы (а если повезет, то и на Кидуш после службы).
у) Вернитесь домой и садитесь за субботний стол. Дневная трапеза имеет ту же, в общем-то, структуру, что и вечерняя – Кидуш (дневная версия), ритуальное омовение рук, благословение над двумя халами, изысканная еда. Традиционные блюда дневной субботней трапезы включает в себя салат из яиц с луком и легендарный субботний чолнт 1.
ф) Не забудьте песни, воодушевляющие беседы и дискуссии, а также “Благословение после еды”.
х) Послеполуденный сон в Шаббат восхитителен. Выделите также время для изучения Торы и чтения книг.
ц) Ближе к вечеру прочтите послеполуденную молитву. После нее в течении времени между праздниками Песах и Рош-Ашана принято изучать трактат “Пиркей Авот”.
ч) Устройте легкую третью трапезу, сопровождаемую пением змирот и нигуним.
ш) Примерно через час после захода солнца, с наступлением темноты, Шаббат завершается. Кликните здесь, чтобы выяснить точное время окончания Шаббата в вашем городе. Прочитайте вечернюю молитву.
щ) Наступает время Авдалы, ритуала “отделения” уходящей Субботы от наступающих будней, выполняемого с наполненным выше краев бокалом вина, душистыми специями и плетеной свечкой.
з) Еще одна трапеза – Мелавэ-Малка (“Прощание с Царицей”): легкое угощение, песни о пророке Элияу и истории о праведниках.
ю) Снова вернитесь в рабочую неделю, оживленные отдыхом и духовной энергией Шаббата.
Расписание молитв
Порядок утренней молитвы почти одинаков на протяжении всех дней недели, кроме тех дней, когда читают Тору – то есть понедельников, четвергов и дней начала месяца, а также суббот, праздников, постов.
Во время чтения Торы габаям синагоги можно передать имена больных, для которых заказывается молитва о выздоровлении («Ми шеберех»), а также можно заказать молитвы для успеха в делах или на день поминовения.
Службы утром в субботу и праздники идут по такому расписанию:
10.00. – утренние благословения, чтение «Шма» и «Амида»;
11.00. – чтение Торы. Каждую неделю и праздники читается новая глава и в конце – отрывок из книги «Пророков».
Порядок чтения содержится в Хумаше или специальных брошюрах, выпускаемых еженедельно. В будни «поднимаются к Торе» только три человека: Коэн, прямой потомок первосвященника Аарона; леви, прямой потомок колена Леви; и третий – исраэли. В субботу к Торе вызывается семь человек: Коэн, леви и пять обычных евреев. В конце снова читается последний отрывок («мафтир»), потом произносится «гафтара». К Торе вызывают по еврейскому имени и имени отца. Вызываемый произносит благословения до и после чтения Торы.
Тора делится на недельные главы, и весь свиток прочитывается в течение года. В Торе описана история человечества со времени создания мира, рассказывается о Адаме и Еве, Ное, Аврааме, Ицхаке и Яакове, Моисее, исходе из Египта и приходе еврейского народа на землю обетованную. В Торе перечислены заповеди, данные Всевышним, которые были переданы Моисеем еврейскому народу на горе Синай.
После завершения чтения поднимают свиток Торы, чтобы он был виден всем, скручивают, связывают, облачают в особые «одежды», надевают корону и возвращают свиток в «Арон Кодеш».
После чтения Торы и перед молитвой «мусаф» раввин синагоги выступает перед присутствующими. Основная тема выступления – недельная глава, затрагиваются также актуальные вопросы. После окончания молитвы начинаются мероприятия для детей. Детей учат отвечать «амен», читать псалмы и отдельные отрывки Торы.
Молитва «Изкор» читается каждый праздник. Всю информацию о датах и точном времени можно получить у администрации синагоги или в «Бейт Хабад». Во время молитвы «Мусаф» в праздники происходит церемония «благословения коэнов», когда коэны благословляют всех молящихся.
Шахарит
Читается в утреннее время. Для мужчин талит и тфилин обязательны.
Если вы решите посетить молитву, вам всегда помогут сориентироваться и подскажут, как правильно вести себя в синагоге. Если инициатива не будет проявлена – это не знак отчуждения, не стесняйтесь обратиться сами.
Минха
Молитву Минха в нашей синагоге молятся на закате.
Маарив
Молитва Маарив читается с выходом первых звезд.
Поскольку время восхода и заката солнца меняется в течение года, точное время начала молитв Минха и Маарив вы можете узнать на главной странице нашего сайта (позже появится отедельная страница с календарной таблицей времени зажигания свечей). Свечи зажигают за 18 минут до заката. Перерыв между двумя молитвами составляет от 25 (зимой) до 50 (летом) минут.
Чтение свитка ТОРЫ
Читается в понедельник, четверг, субботу. В буднии дни к ТОРЕ вызываются 3 человека, в субботы -7 человек.
Во время чтения свитка можно произнести молитвы за здоровье больных, за удачу живых, в память об умерших, а также произнести благословение Богу за спасение от опасности. Также во время чтения Торы девочкам нарекают еврейское имя.
Молитвы в субботы и праздники
Субботние и праздничные молитвы, начинаются через 18 минут после зажигания шабатных или праздничных свечей.
Шахарит в 10:00 в субботу.
Зажигание субботних свечей
Субботние свечи принято зажигать за 18 минут до захода солнца. Можно и раньше при условии, что они будут гореть во время первой субботней трапезы.
Расписание молитв
ПРАВИЛА
Порядок утренней молитвы почти одинаков на протяжении всех дней недели, кроме тех дней, когда читают Тору – то есть понедельников, четвергов и дней начала месяца, а также суббот, праздников, постов.
Во время чтения Торы габаям синагоги можно передать имена больных, для которых заказывается молитва о выздоровлении («Ми шеберех»), а также можно заказать молитвы для успеха в делах или на день поминовения.
Службы утром в субботу и праздники идут по такому расписанию:
10.00. – утренние благословения, чтение «Шма» и «Амида»;
11.00. – чтение Торы. Каждую неделю и праздники читается новая глава и в конце – отрывок из книги «Пророков».
Порядок чтения содержится в Хумаше или специальных брошюрах, выпускаемых еженедельно. В будни «поднимаются к Торе» только три человека: Коэн, прямой потомок первосвященника Аарона; леви, прямой потомок колена Леви; и третий – исраэли. В субботу к Торе вызывается семь человек: Коэн, леви и пять обычных евреев. В конце снова читается последний отрывок («мафтир»), потом произносится «гафтара». К Торе вызывают по еврейскому имени и имени отца. Вызываемый произносит благословения до и после чтения Торы.
Тора делится на недельные главы, и весь свиток прочитывается в течение года. В Торе описана история человечества со времени создания мира, рассказывается о Адаме и Еве, Ное, Аврааме, Ицхаке и Яакове, Моисее, исходе из Египта и приходе еврейского народа на землю обетованную. В Торе перечислены заповеди, данные Всевышним, которые были переданы Моисеем еврейскому народу на горе Синай.
После завершения чтения поднимают свиток Торы, чтобы он был виден всем, скручивают, связывают, облачают в особые «одежды», надевают корону и возвращают свиток в «Арон Кодеш».
После чтения Торы и перед молитвой «мусаф» раввин синагоги выступает перед присутствующими. Основная тема выступления – недельная глава, затрагиваются также актуальные вопросы. После окончания молитвы начинаются мероприятия для детей. Детей учат отвечать «амен», читать псалмы и отдельные отрывки Торы.
Молитва «Изкор» читается каждый праздник. Всю информацию о датах и точном времени можно получить у администрации синагоги или в «Бейт Хабад». Во время молитвы «Мусаф» в праздники происходит церемония «благословения коэнов», когда коэны благословляют всех молящихся.
Шахарит
Читается в утреннее время. Для мужчин талит и тфилин обязательны.
Если вы решите посетить молитву, вам всегда помогут сориентироваться и подскажут, как правильно вести себя в синагоге. Если инициатива не будет проявлена – это не знак отчуждения, не стесняйтесь обратиться сами.
Минха
Молитву Минха в нашей синагоге молятся на закате.
Маарив
Молитва Маарив читается с выходом первых звезд.
Поскольку время восхода и заката солнца меняется в течение года, точное время начала молитв Минха и Маарив вы можете узнать на главной странице нашего сайта (позже появится отедельная страница с календарной таблицей времени зажигания свечей). Свечи зажигают за 18 минут до заката. Перерыв между двумя молитвами составляет от 25 (зимой) до 50 (летом) минут.
Чтение свитка ТОРЫ
Читается в понедельник, четверг, субботу. В буднии дни к ТОРЕ вызываются 3 человека, в субботы -7 человек.
Во время чтения свитка можно произнести молитвы за здоровье больных, за удачу живых, в память об умерших, а также произнести благословение Богу за спасение от опасности. Также во время чтения Торы девочкам нарекают еврейское имя.
Молитвы в субботы и праздники
Субботние и праздничные молитвы, начинаются через 18 минут после зажигания шабатных или праздничных свечей.
Шахарит в 10:00 в субботу.
Зажигание субботних свечей
Субботние свечи принято зажигать за 18 минут до захода солнца. Можно и раньше при условии, что они будут гореть во время первой субботней трапезы.
Расписание молитв
* Время зажигания свечей уточняйте в Центральной Синагоге на ул. Краснознаменная, д. 78 или по телефону +7 (978) 577-0-577
ПРАВИЛА
Порядок утренней молитвы почти одинаков на протяжении всех дней недели, кроме тех дней, когда читают Тору – то есть понедельников, четвергов и дней начала месяца, а также суббот, праздников, постов.
Во время чтения Торы габаям синагоги можно передать имена больных, для которых заказывается молитва о выздоровлении («Ми шеберех»), а также можно заказать молитвы для успеха в делах или на день поминовения.
Службы утром в субботу и праздники идут по такому расписанию:
10.00. – утренние благословения, чтение «Шма» и «Амида»;
11.00. – чтение Торы. Каждую неделю и праздники читается новая глава и в конце – отрывок из книги «Пророков».
Порядок чтения содержится в Хумаше или специальных брошюрах, выпускаемых еженедельно. В будни «поднимаются к Торе» только три человека: Коэн, прямой потомок первосвященника Аарона; леви, прямой потомок колена Леви; и третий – исраэли. В субботу к Торе вызывается семь человек: Коэн, леви и пять обычных евреев. В конце снова читается последний отрывок («мафтир»), потом произносится «гафтара». К Торе вызывают по еврейскому имени и имени отца. Вызываемый произносит благословения до и после чтения Торы.
Тора делится на недельные главы, и весь свиток прочитывается в течение года. В Торе описана история человечества со времени создания мира, рассказывается о Адаме и Еве, Ное, Аврааме, Ицхаке и Яакове, Моисее, исходе из Египта и приходе еврейского народа на землю обетованную. В Торе перечислены заповеди, данные Всевышним, которые были переданы Моисеем еврейскому народу на горе Синай.
После завершения чтения поднимают свиток Торы, чтобы он был виден всем, скручивают, связывают, облачают в особые «одежды», надевают корону и возвращают свиток в «Арон Кодеш».
После чтения Торы и перед молитвой «мусаф» раввин синагоги выступает перед присутствующими. Основная тема выступления – недельная глава, затрагиваются также актуальные вопросы. После окончания молитвы начинаются мероприятия для детей. Детей учат отвечать «амен», читать псалмы и отдельные отрывки Торы.
Молитва «Изкор» читается каждый праздник. Всю информацию о датах и точном времени можно получить у администрации синагоги или в «Бейт Хабад». Во время молитвы «Мусаф» в праздники происходит церемония «благословения коэнов», когда коэны благословляют всех молящихся.
ШАХАРИТ
Читается в утреннее время. Для мужчин талит и тфилин обязательны.
Если вы решите посетить молитву, вам всегда помогут сориентироваться и подскажут, как правильно вести себя в синагоге. Если инициатива не будет проявлена — это не знак отчуждения, не стесняйтесь обратиться сами.
МИНХА
Молитву Минха в нашей синагоге молятся на закате.
МААРИВ
Молитва Маарив читается с выходом первых звезд.
Поскольку время восхода и заката солнца меняется в течение года, точное время начала молитв Минха и Маарив вы можете узнать на главной странице нашего сайта (позже появится отдельная страница с календарной таблицей времени зажигания свечей). Свечи зажигают за 18 минут до заката. Перерыв между двумя молитвами составляет от 25 (зимой) до 50 (летом) минут.
ЧТЕНИЕ СВИТКА ТОРЫ
Читается в понедельник, четверг, субботу. В буднии дни к ТОРЕ вызываются 3 человека, в субботы -7 человек.
Во время чтения свитка можно произнести молитвы за здоровье больных, за удачу живых, в память об умерших, а также произнести благословение Богу за спасение от опасности. Также во время чтения Торы девочкам нарекают еврейское имя.
МОЛИТВЫ В СУББОТЫ И ПРАЗДНИКИ
Субботние и праздничные молитвы, начинаются через 18 минут после зажигания шабатных или праздничных свечей.
Шахарит в 10:00 в субботу.
ЗАЖИГАНИЕ СУББОТНИХ СВЕЧЕЙ
Субботние свечи принято зажигать за 18 минут до захода солнца. Можно и раньше при условии, что они будут гореть во время первой субботней трапезы.
Помни день субботний…
1. Память о сотворении мира
Всевышний заповедал евреям соблюдать субботу, чтобы уподобиться Ему: точно так же Он шесть дней творил мир, а в седьмой день отдыхал. Суббота – это знак объединения Всевышнего и еврейского народа.
2. Память о выходе из Египта
Соблюдение субботы является также знаком памяти о великом чуде, которое Всевышний совершил ради еврейского народа – о выходе из Египта. Цель освобождения евреев из физического египетского рабства – сделать евреев рабами Всевышнего, сознательно соблюдающими Его заповеди, в том числе субботу. Суббота делает еврея свободным от материальных забот и дает ему возможность почувствовать отдых и свободу, которые он получил, уйдя из Египта.
3. Дополнительная душа
С началом субботы еврей получает от Всевышнего дополнительную душу, а после окончания субботы дополнительная душа покидает еврея. Суббота – это день, предназначенный для заботы о душе: изучение Торы, молитвы, исполнение субботних заповедей, а телесные удовольствия в субботу предназначены для того, чтобы не ущемлять в правах также и тело.
4. Уважительное отношение к субботе
Уважительное отношение к субботе проявляется в том, что в честь нее мы надеваем лучшую одежду, накрываем стол белой скатертью. Необходимо позаботиться о том, чтобы субботняя одежда была выстирана заранее. Уважение к субботе проявляется также в зажигании субботних свечей и в праздничных трапезах.
5. Субботние удовольствия
В субботу на стол подаются лучшие блюда и вина. В этот день необходимо отвлечься от забот, как будто их не существует вовсе.
6. Субботние свечи
Видео (кликните для воспроизведения). |
Замужние женщины перед субботой зажигают не менее двух свечей (одна соответствует заповеди «соблюдать», а другая – «отмечать» субботу), девочки и девушки – одну. После зажигания закрывают глаза руками и произносят благословение: «…который освятил нас своими заповедями и повелел зажигать свечи в честь святой субботы». Зажигание свечей знаменует собой начало субботы, с этого момента вступают в силу все субботние законы. Любавичский Ребе призвал возобновить в наше время старый обычай, в соответствии с которым девочки, начиная с трех лет, тоже зажигают одну свечу в честь субботы и произносят благословение. Желательно, чтобы девочки зажигали свечи первыми, а мать – после них. Перед зажиганием свечей опускают монетку в копилку для благотворительности.
7. Время зажигания свечей
Свечи зажигают за 18-22 минуты до захода солнца (в Иерусалиме — 40 минут до захода солнца). Точное время для конкретного города можно найти в местном еврейском календаре или интернет-сайте. Если свечи не были зажжены до захода солнца, то в этот раз зажигать их уже нельзя.
8. Встреча субботы
Так называется молитва, которую произносят с началом субботы до вечерней субботней молитвы. Она состоит из шести глав «Теилим» – по числу будних дней недели, гимна «Леха доди» и последней, седьмой, главы «Теилим» – в честь субботы.
9. Одно благословение вместо семи
В вечерней субботней молитве после молитвы «18 благословений» (которая в субботу состоит из семи благословений), шалиах цибур, то есть ведущий молитву, произносит благословение, которое в сжатом виде содержит все семь благословений:
1) Хранящий праотцов словом своим… = благословение «Хранящий Авраама»
2) …оживляющий мертвых речью своей… = благословение «Оживляющий мертвых»
3) …Б-г святой, которому нет подобного… = благословение «Б-г святой»
4) …дающий народу своему святую субботу… = благословение «Освящающий субботу»
5) …Ему будем служить… = благословение «Служение»
6) …и благодарить Его Имя… = благословение «Благодарим»
7) …господина мира = благословение «Мир».
10. Субботние молитвы
У каждой из субботних молитв «18 благословений» среднее (четвертое) благословение отличается от остальных. В вечерней молитве оно посвящено первой субботе после сотворения мира. В утренней – субботе после дарования Торы. В дневной молитве – субботнему отдыху и праотцам. Кроме того, в утренней молитве прибавляются различные дополнительные отрывки и чтение недельной главы Торы между утренней и дополнительной молитвами. Во время дневной молитвы читают отрывок из следующей недельной главы.
11. Кидуш
Это особая молитва над бокалом вина, открывающая вечернюю и утреннюю субботние трапезы, а также сам порядок действий. Вечерний кидуш – это отдельная молитва, а главное содержание дневного кидуша – это благословение на вино.
12. Три трапезы
В субботу каждый обязан устроить три трапезы, которые соответствуют трем праотцам нашего народа – Аврааму, Ицхаку и Яакову. Первая трапеза устраивается в субботу вечером, вторая – наутро, третья – после полудня, между дневной и вечерней молитвами.
13. Двойной хлеб
Начиная субботние и праздничные трапезы, произносят благословение над двумя целыми хлебами, а затем один из них разрезают и едят. Два хлеба – это память о мане, которым евреи питались во время странствий по пустыне. В субботу с небес не спускался ман, поскольку собирать его в субботу запрещено, и поэтому в пятницу евреи получали двойную порцию, о которой нам и напоминают два хлеба.
14. Субботняя вставка в благословение после трапезы
В благословение после трапезы после отрывка «Отстраивающий Иерусалим» добавляется вставка, в которой говорится о святости субботы.
15. Отделение субботы от будней (авдала)
Содержание этой молитвы – восхваление Всевышнего за то, что Он отделил субботу от будней. Она произносится на исходе субботы над бокалом вина, благовониями и свечами. Начиная с захода солнца и до произнесения авдалы нельзя есть. В вечерней молитве на исходе субботы также есть авдала в иной формулировке. После ее произнесения можно начинать совершать будничные работы, но одной ее недостаточно, обязательно нужна авдала над бокалом вина. Тот, кто забыл произнести авдалу в вечерней молитве, должен сказать «Благословен отделяющий субботу от будней» и после этого может совершать будничные работы.
16. «Творящий светила огненные»
Это благословение произносится в авдале над свечами в память о первом огне, который появился на исходе первой субботы, когда Адам взял в руки два кремня и ударил их один об другой. Это благословение произносится и в авдале на исходе Йом Кипура (над суточной свечой, которую зажгли до наступления праздника).
17. «Сотворивший благовония»
Это благословение произносится в авдале над благовониями. Наши мудрецы постановили, что на исходе субботы нужно нюхать благовония, чтобы поддержать свою душу, которая скорбит об окончании субботы и об уходе «дополнительной души», которой Всевышний наделяет нас в субботу.
18. Если исход субботы приходится на начало праздника
В этом случае субботняя авдала совмещается с праздничным кидушем в следующем порядке: праздничный кидуш, «Творящий светила огненные», «Отделяющий субботу от будней», «Который . дал нам дожить до этого времени».
19. Проводы царицы (мелавэ малка)
Так называется трапеза, устраиваемая на исходе субботы в ее честь. Она также называется трапезой царя Давида.
20. 39 главных работ
Это виды работы, необходимые для постройки Скинии Завета. Сразу после приказа Всевышнего строить Скинию следует приказ о соблюдении субботы: «…Но субботы Мои соблюдайте…» Из этого наши мудрецы делают вывод, что соблюдение субботы заключается в запрете на совершение этих работ. Есть также производные от них виды работ, запрещенные в субботу.
21. «Отложенное в сторону» ( мукцэ)
Так называются предметы, которые запрещено использовать и даже двигать в субботу. Есть несколько видов мукцэ:
- предметы, предназначенные для запрещенных в субботу работ (спички, карандаши, дрель и т.д.);
- предметы, не имеющие никакого применения (камни, животные, сырая картошка и т.д.);
- дорогостоящие предметы, которые берегут (антикварные вещи, предметы искусства и т.д.);
- предметы, предназначенные для выполнения заповеди (например, четыре вида растений в Суккот);
- предмет, на котором лежит любой из перечисленных видов мукцэ.
22. 4 вида территорий в субботу
Синагога и молитва
Молитва и благословение
Тора – это послание Всевышнего человеку и народу. Молитва же (на иврите тфила – תפלה ) – это обращение человека к Всевышнему. Традиция уточняет: настоящая молитва – это разговор человека с Б-гом. Каждый знает: что в разговоре с человеком значение имеют как произносимые слова, так и выражение лица, мимика, жесты и т. д., потому что без них остается мало доверия к словам – даже самым красивым и убедительным.
Традиционное убранство синагогиЦифрами обозначены: 1 — бима, 2 — нер-тамид, 3 — арон hа-кодеш, 4 — парохет
Вопросы для повторения
Что такое молитва в еврейской традиции?
Что такое благословение? С каких слов оно начинается?
Какие две части присутствуют почти во всех молитвах?
Что такое молитва «Шма»? Когда ее произносят?
Что вы знаете из традиции о словах этой молитвы»?
Сколько благословений в молитве «Шмонэ-Эсре»? Почему она так называется?
Какие другие благословения вы знаете?
Когда говорят «амен»?
На каком языке нужно молиться?
Что такое кипа? Ее ношение – заповедь или обычай?
Вопросы для повторения
Что такое общественная молитва?
Что для нее необходимо?
Обязательно ли читать общественную молитву в синагоге?
Какие ежедневные общественные молитвы вы знаете?
Вопросы для повторения
Какие особенности общественной молитвы вы знаете?
Любой ли человек может выполнять особые функции?
Вопросы для повторения
Какие предметы есть в любой синагоге?
Какие требования предъявляются к внутреннему убранству синагоги?
Чтение Торы
Вопросы для повторения
Когда читают Тору в синагоге?
Читают ли ее по печатному тексту?
Как происходит чтение?
В каком порядке вызывают молящихся к чтению Торы?
Кто такие магбиаh и голел?
Что такое hафтара?
Личные молитвы
Ряд молитв человек читает сам или в кругу семьи. Например:
Биркат hа-мазон ( ברכת המזון ) – молитва после еды;
Кидуш ( קידוש ) – специальное благословение в субботу и праздники (читается перед праздничной трапезой вечером и утром);
Тфилат hа-дерех ( תפילת הדרך ) – «Дорожная молитва» (ее читают, отправляясь в дорогу, когда покидают свой город.
Чтение Шма ночью ( קריאת שמע על המיטה ) – молитва перед сном.
Большинство благословений относятся к личным молитвам.
Вопросы для повторения
Какие личные молитвы вы знаете?
Вопросы для повторения
Что такое сидур и махзор?
Что такое нусах?
Какие нусахим вы знаете?
Суббота, праздники, будни 24. Встреча субботы
Встреча субботы («Кабалат шабат»)
1. Молитвы субботнего дня открывает «Кабалат шабат», состоящая из глав «Теилим», поэмы ״לכה דודי״, которую сочинил рабби Шломо Алкавец из Цфата, и других молитв.
2. После того как сказали в конце поэмы «לכה דודי» слова «באי כלה» (или с того момента, когда начали ״מזמור שיר ליום השבת״), уже нельзя совершать запрещенные в субботу действия, даже если солнце еще не зашло и это является ״תוספת שבת״ — «добавлением к субботе» (см. выше глава 16-я, закон 18).
Как было сказано выше, женщинам нельзя совершать запрещенные в субботу действия с того момента, как они зажгли свечи.
Если большинство евреев (молящихся в одной синагоге, например) уже приняло запрещения субботы в качестве добавления к ней (תוספת שבת), то они распространяются и на то меньшинство, которое еще не приняло их, даже если солнце еще не зашло.
Субботняя вечерняя молитва
3. После «Кабалат шабат» произносят вечернюю молитву: читают «Шма Исраэль» с его благословениями, и вместо будничной молитвы шмоне эсре, читают субботнюю, состоящую из семи благословений.
4. Благословение ״השכיבנו״ в субботней вечерней молитве завершается словами
״הפורש סכת שלום עלינו ועל כל עמו ישיהאל ועל ירושלים״,
а не ״שומר עמו ישראל לעד״ как в будни. Тот, кто произнес будничный вариант брахи, и вспомнил об этом посредине или тотчас после окончания (״תוך כדי דיבור״), возвращается и говорит ״הפורש סכת שלום וכר״.
Как уже объяснялось, термин ״תוך כדי דיבור״ подразумевает под собой время, достаточное, чтобы сказать минимальную фразу из трех слов ״שלום עליך רבי״.
Если молящийся вспомнил об ошибке после того как прошло это время, ему не следует возвращаться и он продолжает молиться по установленному порядку.
5. Все субботние молитвы (вечерняя, утренняя, мусаф и минха) содержат по семь брахот. Три первые (восславления) и три последние (благодарения) — те же самые, что и в будничной шмоне эсре (см. выше глава 7-я), а между ними — срединная браха, в которой говорится о субботе и содержатся соответствующие этому святому дню просьбы. Текст этой брахи изменяется»в каждой из субботних молитв.
6. Если молящийся, ошибившись, продолжает молитву шмоне эсре, как в будни, т.е. после трех первых брахот говорит ״אתה חונן״, он должен закончить произносимую браху, а потом начать субботнюю, соответствующую данной молитве срединную браху, не возвращаясь к самому началу молитвы.
Как должен поступить тот, кто ошибся в молитве мусаф — будет разъяснено в главе 18-й, закон 14.
7. Закончив эту молитву из семи благословений, читают, стоя и вслух, отрывок из Торы בראשית ב׳, א׳־ג׳) ״ויכלו השמים והארץ וכו׳״). Желательно прочесть этот отрывок вместе со всеми молящимися, или хотя бы вдвоем.
После того как все молящиеся закончили ״ויכלו״, шлиах цибур произносит браху «наподобие семи» — ״מעין שבע״, в которой содержатся вкратце все семь благословений субботней молитвы. Это благословение говорят только при молитве в постоянном миньяне.
Нельзя разговаривать, когда произносят ״ויכלו וכוי״ и браху ״מעץ שבע״ («наподобие семи»).
8. Вернувшись домой после вечерней молитвы, прежде всего говорят нараспев ״שלום עליכם מלאכי השרת וכר״, а затем ״אשת חיל״ (главу ל״א из «Притчей царя Соломона»). Все это приведено в сидурах, там же есть и другие отрывки, которые можно добавить перед кидушем.
У многих принято благословлять в субботу вечером детей. Сыну говорят:״ישימף אליקים ?אפרים וכמנחה״ а дочери:״ישימף אלקים כשיךה רבקה רחל ולאה״
Затем произносят благословение коаним:
״יברכף ה׳ וישמרף. יאר ה׳ פניי אליף ויחנך. ישא ה׳ פניי אליף וישם לף שאם״
«Кидуш»
9. Сразу после этого произносят кидуш. Текст его приведен в сидуре.
10. Мицва Торы — освятить субботу словами кидуша, как сказано
(״ — ״זכור את יום השבת לקלעו״:(שמות כ׳, ח׳Помни субботний день, чтобы освятить его», то есть надо напомнить словами кидуша о его святости.
Мудрецы постановили говорить кидуш над вином.
Женщины обязаны соблюдать все мицвот субботы, в том числе и кидуш.
11. Стакан для вина, над которым говорят кидуш, должен содержать минимум «ревиит» вина (по Хазон Иш — 150 см3, а по мнению раввина Хаим Наэ — 86 см3); он должен быть целым, без изъяна. Его наполняют вином до краев (до кидуша нельзя отпивать от вина в стакане; если же кто-то отпил от него, надо дополнить вином из бутылки).
Перед тем как делать кидуш, стакан тщательно моют водой, внутри и снаружи.
12. Когда в субботней трапезе участвуют несколько человек, то хозяин дома или один из участников трапезы произносит кидуш громко, имея в виду, что делает это для всех присутствующих, и остальные слушают его внимательно и отвечают «амен» в конце благословений кидуша.
13. После этого говоривший кидуш, отпивает ״מלא לוגמיו״ — большую часть «ревиит» вина в стакане, то есть по крайней мере 75 см3 по Хазон Иш или 43 см3 по мнению раввина Хаим Наэ. Надо выпить это количество без перерыва. Если процесс питья был прерван на время большее, чем ״כדי אכילת פרס״, то надо прочесть кидуш заново.
Если вместо того, кто говорил кидуш, большая часть «ревиит» вина была выпита одним или несколькими из слушавших кидуш, то мицва кидуша считается исполненной при условии, что это количество вина было выпито за время ״תוך כדי אכילת פרס״ (см. таблицу в конце главы 15-й).
14. Стол покрывают скатертью, на нее кладут хлеб (халы), который сверху покрывают еще одной скатертью. Одна из причин того, что хлеб в субботу покрывают, заключается в следующем: «.лехем мишне» — две халы, которые кладут на субботний стол, являются напоминанием о манне (מן), которой удостоились евреи в пустыне, а она была окутана росой сверху и снизу.
15. Если нет вина, произносят кидуш на хлеб. При этом омывают руки перед кидушем, и вместо брахи ״בורא פרי הגפן״ говорят ״המוציא לחם מן האח״ (остальной текст кидуша не меняется). Произнося кидуш, кладут руки на хлеб до окончания молитвы.
16. Если кидуш был произнесен на вино, то браха ״בורא פרי הגפן״, сказанная в кидуше, относится также и к вину, которое будут пить во время трапезы, и нет надобности произносить на него отдельную браху.
После вина, выпитого в кидуше, не говорят браху; благословение после трапезы — биркат амазон — относится также и к нему.
17. Сразу после кидуша следует начать трапезу в том же месте, где он был произнесен. Если же трапеза была начата в другом месте, необходимо заново прочесть кидуш. Омывают руки, говорят браху ״על נטילת ידים״, вытирают их и совершают благословения ״המוציא״ на две халы, в память о манне, спускавшейся в пустыне с неба в пятницу в двойном количестве — на пятницу и на субботу.
18. Произнося ״המוציא״, держат обе халы в руках. У многих принято класть халы одна на другую во время брахи. После нее разрезают в вечерней трапезе нижнюю халу, которую кладут ближе, чем верхнюю, в соответствии с правилом, что не медлят с исполнением мицвот — ״אין מעבירים על המצות״, и поэтому нужно разрезать ближайшую халу.
Халы не надрезают, пока не произнесена браха המוציא, но принято отмечать на хале ножом место, с которого собираются отрезать. Нельзя разговаривать с начала омовения рук и пока не проглочен первый кусочек хлеба, как разъяснено выше, глава 11-я, закон 9.
19. Когда в трапезе участвуют несколько человек, то хозяин или кто-либо из присутствующих может громко благословить на хлеб браху המוציא для всех, и присутствующие отвечают на нее «амен». Никто из присутствующих не вправе начать есть хлеб раньше благословившего, за исключением того случая, когда перед каждым из сотрапезников находится по две халы.
Как отмечено выше, принято, чтобы один из присутствующих произносил браху для всех в соответствии со сказанным: «Во множестве народа — великолепие царя».
Субботняя трапеза
20. «Назови Субботу усладой»(״וקראת לשבת ענג״) — мицва услаждать субботу особенно вкусными яствами и напитками. В честь субботы приготовляют по возможности больше мяса, рыбы, вина и других блюд, которые доставляют особое удовольствие.
21. В биркат амазон добавляют молитву ״רצה והחליצנו״, как написано в сидуре. Как поступить в случае, если забыли сказать ״רצה והחליצנו״, указано в законе 9, глава 12-я. Если в трапезе участвовало трое или больше взрослых евреев, и перед биркат амазон произнесен совместно зимун, то желательно прочесть благословение после трапезы над стаканом с вином. Тот, кто говорит зимун, держит в руках во время биркат амазон бокал вина, и затем благословляет ״בורא פרי הגפן״ и выпивает вино — см. выше глава 12-я, закон 10.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Субботние трапезы вносят много ценного в формирование еврейской семьи, в укрепление ее духовного начала и в процесс приобщения детей к духовным ценностям. Во время субботней трапезы поют זמירות — «змирот» — песнопения в честь субботы, помещенные в сндуре; обсуждают недельную главу Торы (פרשת השבוע — «napашат ашавуа») и различные вопросы Торы, которые пробуждают любовь к ней и обогащают познание ее законов и преданий мудрецов. Таким образом, субботние трапезы могут превращаться в источник света для всех дней недели.
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.