Ступени молитвы ведут нас

Полное описание: Ступени молитвы ведут нас - для наших любимых читателей.

Христианский форум

[ —>Новые сообщения · —>Участники · —>Правила форума · —>Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1

Форум » Музыка » Все о музыке » слова на песни (группы Русавуки)
Видео (кликните для воспроизведения).

слова на песни

vika Дата: Пятница, 10.05.2013, 19:04 | Сообщение # 1

Репутация: 1025

1. Жизни река бежит
Жизни река бежит,
В вечность она ведёт.
Кто грех свой победит,
В вечную жизнь войдёт.
||:Нужно Иисуса искать,
Нужно Его найти,
Вечную благодать
Верою обрести.:|| 2 раза
Вера — нелегкий путь,
Узок он и тернист.
Главное — не свернуть,
Главное — прямо ввысь.
||:Вера — нелегкий наш путь,
Но нет путей иных,
Чтобы к Христу прильнуть
В царстве его святых.:|| 2 раза
Верю, Господь Иисус,
Верю, Ты мой Творец.
Верю, отрёшь слезу,
Дашь славы мне венец.
||:Верю, что день тот придёт,
Примешь меня, Иисус,
Верю, Ты мой Господь,
Верю, не постыжусь.:|| 2 раза

2. О добрый мой пастырь
Ступени молитвы ведут нас к любви,
По ним мы должны восходить.
Не раз и не два а до боли в ногах,
Чтоб там все заботы сложить.
Припев:
О добрый мой Пастырь единственный друг,
В молитве меня укрепи.
С Тобою успешен для вечености труд,
Который Ты сам мне вручил.
Бывает что ноги устало щимят,
Все силы утратил в пути.
Но крепость и духа Господь может дать,
И снова отрадно в пути.
Без связи с Христом я душой упаду,
Молитва то сила моя.
И верю я твердо, что скоро приду,
В Господни святые края.
Припев 2 раза

3. Я до Тебе всім серцем (укр.)

4. Мессия
В город, украдкой скрываясь от взглядов пристальных горожан
Шел прокаженный, закутавшись плотно, в сердце теплился план
Кто-то сказал на прошлой неделе в город пришел Иисус
Он называет себя Миссией, гонит болезни прочь
Опасность грозит, если люди узнают, будет камнями побит
Древний закон ему запрещает в город проказу вносить
Но жить во рву среди прокаженных больше не в силах нести
Единственный шанс получить исцеленье Иисуса Миссию найти
||:О Мессия! О Мессия!
О Мессия, помоги!:|| 2 раза
Вот, наконец, впереди оживленье, шум многолюдной толпы
Последний рывок, пропустите к Иисусу, мне нужно Иисуса найти
Сброшен халат, протянуты руки, слышится сдавленный крик
Если Ты можешь, святой Мессия, Ты можешь меня исцелить
||:О Мессия! О Мессия!
О Мессия, помоги!:|| 2 раза
Вздрогнули люди, увидев проказу, сделав три шага назад
Тянутся руки к острым каменьям, люди не могут прощать
Только Иисус шаг вперед и с любовью нежно коснулся лица
Пусть тебя сын твой увидит здоровым, Я исцеляю тебя
О Мессия! О Мессия!
О Мессия, Ты помог!
О Мессия! О Мессия!
Ты Мессия, Ты мой Бог!

5. Ти не похитна скеля (укр.)
Ти непохитна скеля в морі зла,
Де відпочину від штормів життєвих я
Ти мій притулок серед горя і тривог,
Надія, радість, пісня Ти, мій Бог.
Без Тебе в світі я не проживу,
Ти віру дай мені велику і живу,
Мені без Тебе, як в пустелі без води.
Усі мої джерела, Господи, в Тобі.
Без Тебе так душа моя болить,
Без Тебе пісня в серці не бринить,
Без Тебе ні надії, ні життя,
Ні віри у щасливе майбуття.

6. Всё случается в жизни
Все случается в жизни не погода и мгла
Налетает беда уроганом кромещным
И судьбою твоей управляет тогда
||:Верный парус надежды.:|| 2 раза
||:Иисус надежда Ты моей судьбы
Иисус Ты радость и покой души
Иисус, о Иисус, Иисус.:|| 2 раза
Ты по свету бродил, ты вернулся домой
И в родимом краю ты желанный как прежде
Вел тебя сквозь тоску, сквозь разлуку и мглу
||:Верный парус надежды:|| 2 раза

7. Иерусалим
Небесный город — сколько света и тепла!
Строитель и Художник — Сам Творец.
||:Иерусалим! Обитель счастья и добра,
Где нуждам и слезам придёт конец.:|| 2 раза
Припев:
Иерусалим! Иерусалим!
Отечество мое лишь там,
Лишь в нем найду покой.
Иерусалим! Иерусалим!
Смелее взор и тверже шаг —
Мы к Вечности идем.
Иерусалим! Какая радость будет там,
Когда мы встретимся лицом к лицу
С Царем Салима, Кто приготовил место нам
И всех людей зовет: «Приди к Отцу».
К Иерусалиму мы идем чрез скорбь и мрак,
Но солнце правды светит на пути,
К Иерусалиму! Зачем же унываешь ты?
Ведь Сам Христос с тобой и цель ясна.
Припев 2 раза

9. Со мной ли Он?
Со мной ли Он, когда в сердце стон,
Когда горе сжимает грудь?
Когда ряд забот с каждым днем растет
И так труден жизненный путь?
Припев:
||:О да, всегда Христос со мной,
Он тронут моей нуждой!:|| 2 раза
Со мной ли Он, когда омрачен
Путь мой тучей скорбей и бед?
Когда ясный день скрыла ночи тень,
Подаст ли Он помощь и свет?
Со мной ли Он, когда путь пройден
И «прощайте» скажу друзьям?
Сердце кончит труд, вечность отзовут,
Будет Он ли со мною и там?
Припев: 3 раза

10. Для тебя о человек
Для тебя, о человек, Бог создал небо и поля,
Для тебя цветут сады и плод дает земля,
Для тебя моря и горы, все живое – для тебя,
Для тебя на небе солнце и луна.
Припев:
Что отдал ты Ему за эту красоту?
Что отдал ты за эти чудеса?
Подумай, человек, ведь твой недолгий век.
Отдай Ему себя! Отдай Христу себя!
Для тебя звучит мелодия в далекой вышине,
Для тебя роса на травах на заре,
Для тебя моря и горы, все живое – для тебя,
Для тебя все это создала Его рука.
Припев 2 раза

11. Дорога трудная
Дорога трудная, порой тернистая,
Слеза невольная затмила даль,
||:Но вот заря взошла, и вера чистая
Прогнала прочь тоску и всю печаль. | 2 раза
Познал я Господа, и все сомнения
Рукою мощною Он устранил.
||:Грехи все прежние предал забвению
И кровью чистою Он их омыл.:|| 2 раза
Слова друзей порой звучат изменчиво,
Мирские радости несут лишь тьму.
||:Я как дитя за Ним иду доверчиво,
И путь свой полностью вручил Ему.:|| 2 раза
На сердце стало так легко и радостно,
Идти за Ним вперед мне так легко.
||:Душа наполнена надеждой сладостной,
И цель заветная недалеко.:|| 2 раза

12. Если мир лишит тебя
Если мир лишит тебя золота и серебра
И покинет, обобравши дочиста.
Пред людьми не падай ниц,
Помни: Бог питает птиц.
Свое бремя положи у ног Христа.
Припев:
Положи и оставь.
Свое бремя положи у ног Христа.
Если верою живем,
Бог заботится о всем.
Свое бремя положи у ног Христа.
Если сердцем страждешь ты,
В прах рассыпались мечты,
И земная увядает красота.
Не помогут стон и плач,
Иисус Христо- твой Врач,
Свое бремя положи у ног Христа.
Окружен ли ты враждой.
Все закрыто пред тобой,
Помни: Бог открыл тебе небес врата.
Он услышит и поймет,
Сохранит среди невзгод,
Свое бремя положи у ног Христа.

13. Всё в этом мире оставляет след
Все в этом мире оставляет след
И хоть прожитым дням возврата нет
А на висках твоих следы видны
Нежданной краски ранней седины
След оставляет солнце и вода
Оставит след и радость, и беда
И пенье птиц, и майские цветы
Подумай, друг мой, что оставишь ты
Оставил Бог следы Своих перстов
Им сотворенный звездный сонм миров
И наш прекрасный чудный шар земной
А что, мой друг, оставим мы с тобой
Оставим грех, несчетных кладбищ след
Болезни, войны, голод, сотни бед
А человек оставил навсегда
Следы распятия на руках Христа
Наш долг оставить на земле следы
Следы любви, участия, доброты
Вперед шагая по следам Христа
Тропинкой узкой с тяжестью креста
||:К отчизне вечной этот путь ведет
Следы всех слез страданий Бог отрет
И в славе той ничто и никогда
Там не оставит горького следа.:|| 2 раза

14. Дни как звук отшумят
Дни, как звук, отшумят и исчезнут вдали.
В синем небе летят над землей журавли.
||:В журавлином пути быстрый бег твоих лет.
И оставишь ли ты,
И оставишь ли ты на земле добрый след.:|| 3 раза
Как пройти этот путь, чтобы что-то отдать,
Людям счастье вернуть, веру не потерять.
||:Пусть же юность твоя ярким светом горит
И крупицы добра,
И крупицы добра людям щедро дарит.:|| 2 раза
Дни, как звук, отшумят и исчезнут вдали.
В синем небе летят над землей журавли.
В журавлином пути быстрый бег твоих лет.
И оставишь ли ты,
И оставишь ли ты на земле добрый след.
||:Пусть же юность твоя ярким светом горит
И крупицы добра,
И крупицы добра людям щедро дарит.:|| 2 раза

Rusavuk — Stupeni molitvy текст песни

  • Тексты песен
  • Rusavuk
  • Stupeni molitvy

О добрый мой пастырь
Ступени молитвы ведут нас к любви,
По ним мы должны восходить.
Не раз и не два а до боли в ногах,
Чтоб там все заботы сложить.

Припев:
О добрый мой Пастырь единственный друг,
В молитве меня укрепи.
С Тобою успешен для вечености труд,
Который Ты сам мне вручил.

Бывает что ноги устало щимят,
Все силы утратил в пути.
Но крепость и духа Господь может дать,
И снова отрадно в пути.

Без связи с Христом я душой упаду,
Молитва то сила моя.
И верю я твердо, что скоро приду,
В Господни святые края.
Припев 2 раза
Другие тексты песен «Rusavuk»

«Молитва, произнесенная без внимания, это ноль»

О слезах на молитве, Причастии и внимании

Архимандрит Софиан (Богиу; 1912–2002) был одним из самых почитаемых румынских духовников. Знаменитый иконописец, он писал Божественные образа не только на холсте, но и восстанавливал, возрождал образ Божий в душах людей, покрытых мраком суеты и задетых червем греха. Предлагаем читателям ответы архимандрита Софиана на вопросы, касающиеся молитвы и молитвенного делания.

Архимандрит Софиан (Богиу)

— Расскажите нам о слезах на молитве. Могут ли на молитве приходить слезы от диавола?

— Очень обильные! От диавола, но и от естества тоже. Сильная боль, которая случается у нас в повседневной жизни, утоляется плачем, слезами. Есть еще разряд слез истерических. Есть, однако, и слезы радости о земном успехе. И еще есть слезы духовные, которые труднее всего вызываются у нас, — это слезы раскаяния. Они очень благоугодны Богу, когда мы сожалеем о каких-нибудь наших делах, совершённых в жизни, когда каемся всем сердцем; это слезы нашей покаянной молитвы. Эти слезы угодны Богу. Прочие слезы, человеческие, как-то снимают с души тяготу, приносят сиюминутную пользу, но не помогают в молитве.

— Что такое молитва без слов? А молитва пламенная, о которой говорит святой Иоанн Кассиан? [1]

— Молитва пламенная, молитва без слов — это сердечная молитва, о которой мы упоминали ранее, когда сердце наше молится, и молится без слов, днем и ночью; когда благодать Божия действует на нас в такой мере, что все внутреннее наше пылает огнем, подобным благодатному огню, сходящему в Иерусалиме. Вы знаете, что есть такой священный огонь, который сходит в Иерусалиме на Пасху. Этот огонь, пока он не коснулся вещества, пока не стал пламенем свечи, не обжигает. Ты можешь держать его в руках, можешь обдать им свое лицо, он не обожжет тебя. И все же он — свет, он — пламя. Огонь неопалимой купины на Синае не обжигал купину — тамошний куст. Примерно таков и этот огонь в сердце, о котором говорит святой Иоанн Кассиан. Огонь, который не обжигает, но пылает и освещает, как освещает Бог наш человеческий ум и сердце, когда мы жаждем чего-либо Божественного.

— Может ли молитва заменить Святое Причастие, как в случае с некоторыми отшельниками?

— Она не может заменить Святого Причастия! У Святого Причастия своя роль, а роль молитвы — призвать это Святое Тело Ииусово, Святое Причастие. Преподобная Мария Египетская одними молитвами, без Святого Причастия около 47 лет подвизалась в Иорданской пустыне и достигла того, что на локоть возносилась от земли, когда молилась, не будучи причащенной. И все же она нуждалась в Святом Причастии.

Святой Зосима, приходивший к ней в пустыню, запечатлел и подтвердил эту честь святой, молитвой достигшей такой степени — вознесения тела. Материя ее плоти стала такой легкой, что молитвой поднималась над землей. Однако святая во что бы то ни стало нуждалась в Святом Причастии, и оно появилось, будучи принесено преподобным Зосимой, и явилось увенчанием ее жизни. Когда святой Зосима во второй раз пришел со Святым Причастием, он уже не застал ее в живых. Она получила свою порцию святости в последнем Причастии, принятом после 47 лет отшельнической жизни.

Так что у молитвы есть свой смысл, а Святое Причастие — это увенчание этого смысла.

— Почему обязательно нужен духовник, когда занимаются сердечной молитвой?

— Духовник нужен, потому что эта молитва, творимая непрестанно, произносимая очень часто, вводит ее делателя в особые состояния. Например, появляется тепло вот здесь, напротив сердца, чуть выше этого сердца плотяного. Это признак. И кто молится, но не знает, в чем смысл этой молитвы, тот может возгордиться. Чего только не возомнит человек о себе! А духовник может подсказать ему, что это состояние разгорячения — естественное состояние. Пусть он будет спокоен и молится дальше. То есть на этом пути молитвы у молящегося могут возникнуть новые проблемы, с которыми он не знаком, не знает, как их решать, а духовник, имеющий опыт делания этой молитвы, может точно ответить ему на его проблемы.

— Какую роль в обучении сердечной молитве играет молитва, творимая устами?

— Устами ты можешь читать и акафисты, и каноны, а можешь произносить и эту краткую молитву, о которой я упомянул. Однако когда ты произносишь молитву устами, ум твой частенько блуждает где-то далеко, как я уже говорил. И поэтому хорошо будет, чтобы мы были более сосредоточенными, делали над собой усилие. Если нам это не удается с первого раза, мы можем повторить молитву. Будем повторять ее, будем каяться в этом блуждании ума. Будем молить Бога, чтобы Он помог нам собрать наш ум в себе самих, какую бы молитву мы ни совершали, будь то псалмы (псалмы очень красивы, очень сильны), Канон молебный ко Пресвятой Богородице, Канон Ангелу хранителю, Канон покаянный или другие церковные каноны Матери Божией.

Если бы наш ум сосредотачивался на каждом слове молитвы, польза для нас была бы огромной. Но поскольку ум наш блуждает, то мы, помолившись, остаемся теми же людьми, что были и раньше, до того как помолились. В нас ничего не происходит.

Посмотрите, у нас в храме возносятся молитвы, совершается Святая Литургия — это величайшее моление из всех молений Церкви, произносится слово о молитве или еще о чем-нибудь. Но после того как закончится служба и сказано будет слово, в церкви поднимается шум и каждый говорит о чем-то совершенно ином, нежели говорилось на проповеди! Это доказательство того, что в уме и сердце слушавших не осталось почти ничего! Потому что они постоянно отвлекались, все время были рассеянны! И поэтому необходимо в наших молитвах, произносимых вслух, или втайне, или шепотом, сосредотачиваться на каждом слове.

Если нам не удается быть внимательными, повторим молитву сначала. Один раз, два, три, четыре раза, потому что молитва, произнесенная без внимания, это ноль. На нее не бывает ответа со стороны Бога, потому что мы делаем это одними устами, а сердцем далеко отстоим от Него, как говорит Спаситель Христос [2] .

Итак, молитва должна быть сосредоточенной, произносится ли она вслух или совершается втайне! Ведь в книге слова молитвы составлены таким образом, чтобы вести нас к самим себе, к тому центру, где Бог сокрыт в нас. Спаситель говорит нам: Царство Божие внутри вас [3] . А святой апостол Павел говорит: вы храмы Духа Святого [4] . В нас живет Дух Святой [5] . Царство Божие в нас, здесь, благодаря молитвам и всем воззваниям, которые мы обращаем к Богу, Пресвятой Богородице и святым. А если ум наш пребывает в другом месте, эти советы и побуждения не возвращаются к нам, они повисают в воздухе. Мы совершенно не пользуемся ими. Это как если бы мы смотрели на витрину: она уставлена всяческим добром, но между нами и витриной стоит стекло. Мы не можем взять это в руки. Так и такие наши молитвы отделены от нас этой невнимательностью, как стеклом, которое встает между нами и нашей молитвой.

Об этом препятствии я скажу вам вот что: да не будет его!

VI. Высшие ступени молитвы

VI. Высшие ступени молитвы

Человек, начинающий молитвенную жизнь, должен опасаться поспешности при переходе к высшим формам молитвы. Органическое и здоровое раскрытие в нас духовных сил должно совершаться с постепенностью. Тот, кто пренебрегает этим из-за нетерпения, может стать жертвой гордыни и болезненных состояний. Поэтому высшие ступени молитвы должны стоять перед нами как желанная цель, к которой может привести нас только Сам Господь. На них Он раскрывается в глубинах нашего духа, мы же можем лишь готовить вспаханную почву для Его священного посева.

Тем не менее и на начальных путях к нам приходят как бы отблески совершенной молитвы. Иногда помимо нашей воли она загорается в сердце, принося весть из обетованной земли Духа.

Здесь мы в самых кратких чертах коснемся трех форм высшей молитвы: безмолвной, непрестанной и Иисусовой, еще и еще раз напоминая, что это — лишь указание на будущее, которое зависит от благодатных даров и нашей готовности принять их.

Похожие главы из других книг

1.12 Высшие слои мироздания

1.12 Высшие слои мироздания «Талмид хахам» – «Ученик мудрого» – так называется ученик, который хочет учиться напрямую у Создателя. Чему же можно учиться у Творца? Единственное свойство Творца – наслаждать свои творения. Если человек желает приобрести такое свойство,

§ 73. Высшие жертвоприношения: ашвамедха и пурушамедха

§ 73. Высшие жертвоприношения: ашвамедха и пурушамедха Наиважнейший и самый знаменитый ведийский ритуал — «жертвоприношение коня», ашвамедха. Жертва эта могла исходить лишь от царя-победителя, который таким образом получал титул «Владыки мира». Впрочем, жертвенная

Высшие боги и культурные герои

Высшие боги и культурные герои Обобщающая сводка Гребнера может рассматриваться как последняя авторитетная и достоверная сводка данных о верховных богах юго-востока Австралии. К началу нынешнего века эти племена утратили свои культурные традиции, или даже исчезли

7. Высшие Знания

7. Высшие Знания Высшие Знания устраняют эту проблему, поскольку включают в себя как «чувственные», так и «сверхчувственные» знания. Высшие Знания дают понимание сущности Мироздания, раскрывают многомерность Вселенной, место в ней человечества в целом и каждого

IX ВЫСШИЕ УРОВНИ ЯСНОВИДЕНИЯ

IX ВЫСШИЕ УРОВНИ ЯСНОВИДЕНИЯ Приходилось ли вам задумываться над тем фактом, что нам, чтобы видеть все существующее вокруг нас, необходимо, чтобы лучи света, падая на предметы и существа, сделали их для нас видимыми? Кое-кто называет солнце «лампа вселенной», желая выразить

Три Высшие Практики

Три Высшие Практики В соответствии с тремя видами практики (этикой, сосредоточением и мудростью) буддийские тексты подразделяются по темам на дисциплину, диалоги Будды и метафизику. Если практикующий способен по-настоящему взяться за освоение трех видов практики на

Глава 2. Высшие ступени веры христианской

Глава 2. Высшие ступени веры христианской Все возможно верующему. Мк. 9, 23 Как и у всякой добродетели, у веры есть много степеней развития: «В них открывается правда Божия от веры в веру», — пишет апостол Павел (Рим. 1, 17).На известной ступени духовной жизни и стяжания Святого

Глава третья ВОСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ВЫСШИЕ СТУПЕНИ БЫТИЯ

Высшие свойства души

Высшие свойства души Поистине дивными, чудесными свойствами обладает человеческая душа, и это все она получила от Бога.Главное и основное свойство ее — это ее духовность. И эта духовность есть высшее достижение человеческой души. Ибо дух человека имеет свое начало в Духе

Высшие Сфирот

Высшие Сфирот Все имена Б-га, так восхищавшие людей средневековья, представляют собой на самом деле описания, служащие для объяснения Б-жественного. В терминах Каббалы они рассматриваются как качества Б-га (сфирот) и перечисляются в иерархическом порядке, начиная с Его

Высшие силы

Высшие боги

Высшие боги Предположительно, у славян так и не сложился единый, более-менее цельный пантеон. Славянские боги не связаны родственными узами. Не выработан сколько-нибудь развитой набор сюжетов о взаимоотношениях богов между собой и людьми — то, что составляет основу

ДОКУМЕНТ 18 ВЫСШИЕ ТРОИЧНЫЕ ЛИЧНОСТИ

ДОКУМЕНТ 18 ВЫСШИЕ ТРОИЧНЫЕ ЛИЧНОСТИ Все Высшие Троичные Личности созданы для несения особой службы. Они создаются божественной Троицей для выполнения некоторых специфических функций, демонстрируя совершенство метода и предельную преданность. Существует семь

2. ВЫСШИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ

2. ВЫСШИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ Сами по себе Семь Высших Управляющих Энергией неспособны воспроизводиться, однако совместно, объединяясь с Семью Главными Духами, они создают другие, подобные себе существа. Таково происхождение Высших Энергетических Центров большой

Высшие и низшие клирики

Высшие и низшие клирики Иерархическое священство — богоустановленный институт. От начала Церковь знает три степени иерархического служения: епископскую, пресвитерскую и диаконскую.Епископы — преемники апостолов, имеющие чрез чреду рукоположении благодатную связь с

954. Высшие женские курсы

954. Высшие женские курсы Зачем это надо вам перебираться в С.-Петербург? — Уж не слушать ли высшие курсы для красавиц. Это глупость из глупостей нашего времени. Если да; то решили ль вы, на кой вам ляд эти курсы. — Эти курсы из красавиц делают, что называется, ни рыба, ни мясо,

Иисусова молитва для мирян

Из наследия Оптинских старцев

«Чтобы всегда иметь память о Боге, для этого и молитва Иисусова».

Преподобный писал о разных ступенях молитвы:

«Молитва Иисусова разделяется на три, даже на четыре ступени. Первая ступень – молитва устная; когда ум часто отбегает и человеку надо употреблять большое усилие, чтобы собрать свои рассеянные мысли. Это молитва трудовая, но она дает человеку покаянное настроение.

Вторая ступень – молитва умно-сердечная, когда ум и сердце, разум и чувства заодно; тогда молитва совершается беспрерывно, чем бы человек ни занимался: ел, пил, отдыхал – молитва всё совершается.

Третья ступень – это уже молитва творческая, которая способна передвигать горы одним словом. Тогда такую молитву имел, например, преподобный пустынник Марк Фраческий.

Наконец, четвертая ступень – это такая высокая молитва, которую имеют только ангелы и которая дается разве одному человеку на всё человечество».

Видео (кликните для воспроизведения).

Для лучшего понимания того, какие дары посылает Господь молитвенникам и какая молитва соответствует уровню духовного возрастания молящегося, преподобный Варсонофий пояснял подробно:

«Первый от Господа дар в молитве – внимание, то есть когда ум может держаться в словах молитвы, не развлекаясь помыслами. Но при такой внимательной, неразвлекательной молитве сердце еще молчит. В этом-то и дело, что у нас чувства и мысли разъединены, нет согласия в них. Таким образом, первая молитва, первый дар есть молитва неразвлекаемая.

Вторая молитва, второй дар – это внутренняя молитва, то есть когда чувства и мысли в согласии направлены к Богу. До сих пор всякая схватка со страстию оканчивалась победой страсти над человеком, а с этих пор, когда молятся ум и сердце вместе, то есть чувства и мысли в Боге, страсти уже побеждены. Побеждены, но не уничтожены, они могут ожить при нерадении, здесь страсти подобны покойникам, лежащим в гробах, и молитвенник, чуть страсть зашевелится, бьет и побеждает.

Третий дар есть молитва духовная. Про эту молитву я ничего не могу сказать. Здесь в человеке нет уже ничего земного. Правда, человек еще живет на земле, по земле ходит, сидит, пьет, ест, а умом, мыслями он весь в Боге, на небесах. Некоторым даже открывались служения ангельских чинов. Эта молитва – молитва видения. Достигшие этой молитвы видят духовные предметы, например состояние души человека, так, как мы видим чувственные предметы, – как будто на картине. Они смотрят уже очами духа, у них смотрит уже дух».

Как правильно творить Иисусову молитву

«Молитву Иисусову проходи, как творишь, и приидет время, когда самое дело и милосердие Божие просветит и вразумит вашу душу, как и кого вопросить, и послётся, что ищешь и желаешь».

Старцы советовали произносить Иисусову молитву как можно чаще, но не искать при этом каких-то особых приятных чувств, духовных утешений и наслаждений.

Преподобный Амвросий объяснял:

«Устную молитву как бы кто ни проходил, не было примеров, чтобы впадал в прелесть вражескую. А умную и сердечную молитву проходящие неправильно нередко впадают в прелесть вражескую. И потому, прежде всего, должно держаться крепче устной молитвы, а потом умной, со смирением, а затем уже, кому удобно и кому благоволит Господь, переходить к сердечной, по указанию святых отцев, опытом прошедших всё это».

На вопрос, как достигнуть сердечной молитвы и что означает «опускать ум в сердце», преподобный Анатолий (Зерцалов) отвечал, предостерегая:

«Сердечного места отыскивать не должно: когда возрастет молитва, она сама отыщет оное. Наше старание – заключать ум в слова: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную”».

Во время Иисусовой молитвы часто находит буря помыслов, которые всевает враг.

Преподобный Иларион учил не противоречить вражьим помыслам, так как это под силу только опытным молитвенникам, а просто продолжать молиться в простоте сердечной, уповая на милость Божию:

«А если когда против желания ум пленится, тогда продолжать молитву, а не противоречить – противоречить не твоей еще меры».

Оптинские старцы предупреждали о необходимости смирения при молитве. Как-то духовное чадо отца Амвросия пожаловалась ему на то, что при произнесении Иисусовой молитвы она запинается на словах «Помилуй мя, грешную». Старец отвечал:

«Пишешь ты, что в молитве Иисусовой есть у тебя какое-то запинание на словах “Помилуй мя, грешную”; это показывает, что прежде эта молитва совершалась тобою без должного смирения, без которого неприятна Богу и молитва наша. Поэтому принудь себя ударять на слово “грешную” с должным понятием».

Преподобный Варсонофий напоминал о том, что идущий путем Иисусовой молитвы может претерпевать скорби, которые, однако, нужно принимать без ропота:

«Путь молитвы Иисусовой есть путь кратчайший, самый удобный. Но не ропщи, ибо всякий идущий этим путем испытывает скорби».

Об опасности «выпрашивания» духовных даров и молитвы высокой степени

Преподобный Лев писал, что, не очистив сердца, не победивши страстей, нельзя сохранить духовное богатство без вреда для себя:

«Вы, вкусивши по милосердию Божию сладость и утешение от молитвы, теперь не обретая сего в себе, смущаетесь, унываете, считаете себя виновницей сей потери, и ваше нерадение – это истинная правда. Но я нахожу здесь и Промысл Божий, отъявший от вас сие утешение. Не победивши страстей и не очистивши сердца своего, можно ли сохранить это богатство без вреда! И не дастся вам оно к пользе вашей, дабы не впали в прелесть».

Преподобный Варсонофий также предостерегал об опасности «выпрашивания» даров и молитвы высокой степени:

«Молиться о даровании молитвы внимательной можно, но молиться о даровании высоких молитвенных состояний, я полагаю, погрешительно. Это надо всецело предоставить Богу. Некоторые выпрашивают себе молитву высокой степени; Господь давал им по безграничному Своему милосердию, но им самим она не была впрок…»

Старец Макарий написал статью «Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву», где он предупреждал, что Иисусову молитву нужно читать просто и главным должно быть чувство покаяния, а не искание высоких духовных даров.

Преподобный Макарий учил:

«Помните: дар молитвы, а не собственность твоя; надобно сей дар заслуживать не одною молитвою, но и прочими благими делами: смиренномудрием, простотою, терпением, простодушием, а без сих добродетелей хотя, мнится, кто якобы стяжал молитву, но прельщается: не молитва это, но маска молитвы».

Глава 6. Ступени в молитве

Глава 6. Ступени в молитве

Сын Мой, отдай сердце твое Мне.

Как пишет схиархимандрит Софроний:

«Молитва может быть бесконечно разнообразною и по форме, и по своему достоинству».

В основном же св. отцы различают три ступени в качестве молитвы — устную, ума и сердечную, между которыми есть, конечно, много промежуточных положений.

Восхождение по этим ступеням зависит от очищения сердца, от перерождения «внешнего» и «душевного» человека во «внутреннего» и «духовного» человека, от стяжания Святого Духа Божия, от возрастания любви к Богу и от развития в душе христианских добродетелей.

Первая ступень у новоначальных в этом молитвенном труде христиан является молитва устная, когда христианин, говоря слова молитвы, не может еще справиться с рассеянностью мысли.

Однако молящемуся не надо впадать в уныние от трудности борьбы с посторонними помыслами во время молитвы. Старец о. Алексий М. не велел своим духовным детям смущаться от этого и говорил, что помыслы не от молящегося, а от его врага — лукавого, и надо лишь не сочувствовать им, а стараться усиливать внимание к произнесенным устами словам и молиться не спеша, с возможной собранностью.

Самое важное для преодоления рассеянности — это сознание, что надо как можно глубже понять и почувствовать те слова молитвы, которые сейчас произносишь, надо приучить себя не переходить к следующим словам и мыслям молитвы, пока не будет сознания, что только что произнесенные слова глубоко поняты, осознаны.

Старец Силуан предупреждает:

«Кто молится Господу, а думает о другом, то такой молитвы не послушает Господь».

Эти помыслы старец предлагает преодолевать усердием. Он говорит:

«Кто молится по привычке, у того нет перемены в молитве, а кто усердно молится, у того много перемен в молитве: бывает борьба с врагом, борьба с самим собою, со страстями, борьба с людьми, и во всем надо быть мужественным».

Не надо бояться, что не будет «вычитано все правило». Если мало времени или силы, то лучше сократить это правило наполовину, до одной трети или даже более, но лишь произносить слова молитвы с полнотой их восприятия.

Тогда христианин достигает второй ступени — молитвы ума, когда разум обладает уже способностью к сосредоточенности и вполне улавливает смысл произносимых молитвословий, а сердце постепенно начинает переживать слова молитвы.

Третьей ступенью является молитва сердечная, или духовная, — когда не только ум принимает участие в молитве, но и сердце глубоко переживает те чувства, которые соответствуют вложенным в молитву мыслям. Размышление о Боге захватывает душу, молитва творится с умилением, ничем не прерывается, христианин ни о чем и ни о ком не думает и никого не ощущает, кроме слушающего его Бога.

Как пишет прп. Никифор:

«Когда ум соединится с сердцем, то исполняется неизреченной сладости и веселия. Тогда видится ему, как воистину «Царство Небесное внутри нас есть»».

Старец Силуан утверждает:

«Кто послушлив и во всем воздержан — в пище, в слове, в движениях, — тому Сам Господь дает молитву, и она легко совершается в сердце. Если молитва наша угодна Господу, то Дух Божий свидетельствует в душе; он приятный и тихий, а раньше я не знал, принял ли Господь молитву или нет, и по чему можно узнать… Кто молится в душе, для того душа — храм Божий».

«Близость же сердца к Богу в молитве свидетельствуется сладостью Божьего присутствия в душе», — говорит о. Иоанн С. Поэтому он советует: «Молясь, всемерно старайся о том, чтобы чувствовать сердцем истину или силу слов молитвы, питаясь ими как нетленною пищею; напояй ими, как росою, сердце свое, согревайся, как благостным огнем».

Как пишет архиепископ Иоанн:

«Сердце — вне пространства и времени. Соединение его с Господом не зависит ни от каких условий этого мира. Лишь от внутреннего состояния веры, правды, чистоты и смирения человеческого зависит радость соединения человека с Богом (в молитве)».

По словам св. Григория Паламы, молитвой достигается «возвращение ума к себе и восхождение его к Богу… Когда кто пребудет в этой собранности ума и в таком простирании его к Богу, тогда, сильным самопринуждением утесняя быстротечность своих мыслей, мысленно приближается он к Богу, встречает неизреченное, вкушает будущего века и духовным чувством познает, сколь благ Господь».

Как пишет схиархимандрит Софроний:

«Через истинную молитву совершается наше вхождение в Божественное бытие силою Духа Святого.

Чистая молитва влечет ум внутрь сердца и воедино собирает всего человека, даже и тело и ум. Плач умиления при молитве есть верный показатель того, что ум соединился с сердцем и что настоящая молитва нашла свое первое место, первую ступень восхождения к Богу.

Ум, погружаясь в сердце, отходит от образов мира, и душа, всеми силами устремленная к Богу, во внутренней молитве, при свете, восходящем от Бога, видит себя совершенно особым образом.

Видит она при этом не внешние явления и условия жизни, а себя самое обнаженною в своем естестве и раскрытою в своей глубине. При всей безвидности, простоте и «стянутости» этого созерцания, направленного к истокам жизни, к Богу, в нем открываются пределы, между которыми движется бытие всего тварного духовного мира, и душа, оторвавшись от бесконечной множественности и раздробленности явлений мира, ничего не видя, всей силой обратившись к Богу, в Боге видит весь мир и созерцает свое единство с Ним, молясь за него. В сердечной молитве чувство личного Бога очищает молитву от воображения и отвлеченных рассуждений, переводя все в некий невидимый центр живого внутреннего общения. Сосредоточиваясь вовнутрь, молитва перестает быть «взыванием в пространство» и ум становится весь внимание и слух.

Ради достижения чистой молитвы христианин-подвижник оставляет все прочее как бы позади себя…

Призывая имя Божие: Отче, Господи и др., старец Силуан пребывал в таком состоянии, которого «нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 4), но кто сам испытывал присутствие Живого Бога, тот поймет… Молящийся часто ум просвещается от Господа».

И если обычное состояние человеческого ума, заполненного потоком суетливых мыслей, не есть истинное бытие, то часто молящийся ум, по словам схиархимандрита Софрония, «есть самое бытие в его действительности, не укладывающееся в узкие рамки отвлеченных понятий». Лишь в такой молитве чрезвычайно глубоко и опытное познание человеческой свободы.

Как говорилось выше, одним из признаков третьей ступени — сердечной духовной молитвы — есть «умиление». Преподобный Серафим Саровский так раскрывает его сущность:

«Умиление есть благочестивое чувство, соединяющее в себе печаль о грехах с тихим и кротким утешением».

Отсюда и слезы в моменты умиления являются вместе и горькими (от скорби о грехах), и сладкими от тайного утешения кающегося благодатью Духа Святого.

Умиление при молитве имеет и другие благодатные последствия. Как пишет еп. Игнатий (Брянчанинов):

«Если кто при молитве своей сподобляется умиления, которое рождается от внимательной молитвы, тот опытно знает, что именно в драгоценные минуты умиления являются в нем помыслы смиренномудрия, преподающие ощущение смирения.

Особенно совершается это тогда, когда умиление сопровождается слезами… когда молящийся ощутит обильно присутствие Божие, присутствие Само-Жизни, Жизни необъятной и непостижимой: тогда его собственная жизнь представляется ему мельчайшей каплей, сравниваемой с беспредельным океаном».

Как говорит старец Парфений Киевский:

«Истинную молитву стяжать неизреченно трудно. Для стяжания ее великий потребен подвиг умственный и телесный. Не раз душа за подвиг сей приблизится ко вратам смертным. Молитва истинная есть та, которая совершается духом и вросла в душу, и ничто не изменит ее».

Ступени молитвы ведут нас
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Молитва на следующий день

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here