Содержание
Что читать о молитве:
В православной аскетической традиции истинная молитва это прямое общение с Богом, а важнейший способ достижения такой молитвы — обращение ума и сердца к Нему с помощью медитативной техники повторения короткой формулы. Чаще всего этой формулой служат слова Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Такая молитва может называться умное делание, созерцание, исихия, сердечная или умная молитва, молитва Иисусова. Подвижники, которые посвящали ей всю жизнь, достигали высоких плодов: полного отрешения от всего земного, обожения, ясного осознания Бога и видения божественного света. Молиться может каждый христианин, и даже призван к этому апостолом Павлом (Непрестанно молитесь, 1Фес.5,17). Как это делать – можно узнать из нашей подборки. 7 авторов делятся с читателями опытом молитвы, и хотя этот опыт может быть описан по-разному, смысл у него один – преображение внутреннего человека.
1. Тайна Царствия Божия или забытый путь истинного богопознания
Кто автор: иеромонах Сергий (Ситиков)
Когда написано: середина ХХ века
Для кого написано: для духовных друзей и искателей красоты
Жанр: личные размышления
Возможно, лучшее из написанного о молитве в наше время. Читается легко, благодаря простому и одновременно возвышенному и поэтическому языку. Автор размышляет об истории христианства, о восточном монашестве, об отсутствии духовных наставников в наши дни, о трезвении и возрождении души. Не удивляйтесь, если увидите где-нибудь другое имя автора книги – ранние издания надписывались именем протоиерея Иоанна Журавского, но это, судя по всему, неверно.
Систематично изложил в простейшей форме с бесподобной ясностью благословенный Поэт «умного делания» — Богомудрый еп. Игнатий Брянчанинов. У него это учение, эта — «наука из наук» и «художество из художеств» изложено в системе — ясно, просто и доступно для всякого, желающего усвоить это делание. У меня было иное намерение. Мной руководило скромное желание, сердечное желание: дать читающему не систему светлых мыслей Отцов о Дивном Боге, а пропеть о Нем песнь и дать почувствовать сердцем Этого бесконечно близкого и живого Бога. У меня было тайное желание этой песней возбудить в читающем сердечное, живое чувство к Богу — Спасителю нашему.
2. О молитве Иисусовой
Кто автор: святитель Игнатий Брянчанинов
Когда написано: XIX век
Для кого написано: для монахов и духовных детей
Жанр: практическое руководство в вопросах и ответах
В короткой беседе собрано все, что нужно знать про молитву. Автор не только говорит от своего лица, но и приводит множество цитат разных святых отцов. Св. Игнатий написал еще одну беседу, более практическую – О упражнении молитвою Иисусовою . Эти два сочинения можно использовать как учебник.
В упражнении молитвою Иисусовою есть свое начало, своя постепенность свой конец бесконечный. Необходимо начинать упражнение с начала, а не с середины и не с конца. Начинают с середины те новоначальные, которые, прочитав в Отеческих писаниях наставление для упражнения в молитве Иисусовой, данное Отцам безмолвникам, то есть, монахам, уже весьма преуспевшим в монашеском подвиге, необдуманно принимают это наставление в руководство своей деятельности. Начинают с середины те, которые, без всякаго предварительнаго приготовления, усиливаются взойти умом в сердечный храм, и оттуда возсылать молитву. С конца начинают те, которые ищут немедленно раскрыть в себе благодатную сладость молитвы и прочия благодатныя действия ея. Должно начинать с начала, то есть, совершать молитву со вниманием и благоговением, с целию покаяния, заботясь единственно о том, чтоб эти три качества постоянно соприсутствовали молитве.
3. Два собеседования аввы Исаака Скитского о молитве
Кто автор: преподобный Иоанн Кассиан Римлянин
Когда написано: V век
Для кого написано: для епископа и монахов в Марселе
Жанр: беседа со старцем, аскетическое поучение
Здесь можно найти общее введение в то, что такое молитва по мнению древних святых отцов. В первом собеседовании старец Исаак из египетской пустыни Скит говорит о молитве вообще, а во втором переходит к объяснению того, что такое непрестанная и совершенная молитва. В этих собеседованиях много полезных советов и наблюдений. Иоанн Кассиан провел в Египте несколько лет и сам беседовал с монахами-отшельниками. Позднее он основал рядом с Марселем монастырь, и «Собеседования» легли в основу аскетических правил для галльского монашества.
Ибо то, чем бывает занята душа наша до молитвы, обязательно приходит на память и во время ее. Поэтому до начала молитвы мы должны держать себя в таком состоянии, в каком желаем находиться в продолжение ее. Ибо ум во время молитвы получает настроение, сообразное с предыдущим состоянием; представляющийся его очам образ прежних наших действий, слов или чувств произведет то, что мы, и приступив к молитве, по свойству предварительного расположения, или будем гневаться, или унывать, или возбуждать в себе прежние вожделения и наклонности, или станем с безрассудностью (что и сказать стыдно) забавляться каким–нибудь смешным изречением или происшествием, или устремимся к прежней рассеянности.
Святой Макарий Великий — отшельник в египетской пустыне Скит. Фреска: Спас на Ильине, Великий Новгород, XIV в.
4. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу
Кто автор: неизвестен
Когда написано: третья четверть XIX века
Для кого написано: для всех, кто хочет молиться
Жанр: художественный рассказ от первого лица, личный опыт молитвы
В этих популярных рассказах хорошо показано, что творить молитву может каждый в каких бы обстоятельствах он ни находился, а Бог ему в этом поможет. Книга способна увлечь и вдохновить – даже далекий от православной традиции Дж. Сэлинджер написал про нее свою повесть Фрэнни и Зуи. Учтите, что изначально были опубликованы только первые четыре рассказа – остальные добавлены позже. Важно читать рассказы вместе с теми фрагментами, которые выкинула цензура — там часто самое главное.
Много слышал очень хороших проповедей о молитве. Но все они были наставления о молитве вообще; что есть молитва; как необходимо молиться; какие плоды молитвы; а о том, как преуспеть в молитве, никто не говорил. Была проповедь о молитве духом и о непрестанной молитве; но как дойти до такой молитвы, не было указано. Так слушание проповедей и не привело меня к желаемому. И так, по выслушании всех сих проповедей, не получив понятия, как непрестанно молиться, я уже не стал слушать публичных проповеданий, а решился при помощи Божией искать опытного и сведущего собеседника, который бы растолковал мне о непрестанной молитве по неотступному влечению моему к сему познанию.
5. Слово огласительное 56 о вере, и к тем, которые говорят, что живущему в мире невозможно достигнуть совершенства в добродетелях
Кто автор: святой Симеон Новый Богослов
Когда написано: начало X века
Для кого написано: для монахов
Жанр: автобиографический рассказ о мистическом опыте, духовные наставления
Симеон Новый Богослов в своих сочинениях рассказывает о личном опыте соединения с Богом в молитве. Иногда его откровенность шокирует и оставляет в недоумении. Симеон задает себе и читателю очень высокую планку в молитве, покаянии, соблюдении заповедей, – но также и обещает недостижимые с чьей-нибудь точки зрения духовные дары – видение Христа еще в этой жизни, осознание своего единения и пребывания с Ним. Параллельно с сочинениями самого Симеона нужно читать книгу-комментарий архиепископа Василия Кривошеина об учении этого святого.
Однажды, как он стоял таким образом на молитве и говорил умом паче нежели устами: Боже, милостив буди мне грешному, – внезапно низошло на него свыше божественное осияние пресветлое и исполнило все то место. Тогда забыл уже юноша сей что находится в комнате и под кровлею, потому что во все стороны виделся ему один свет, не знал даже, попирает ли он землю ногами своими; ни о чем мирском не имел он уж попечения, и не приходило тогда на мысль ему ничто из того, что обыкновенно бывает на уме у тех, которые носят плоть человеческую; но был весь срастворен с невещественным оным светом и ему казалось, что и сам он стал светом; забыл он тогда весь мир и исполнился слез и радости неизреченной.
6. Житие и деятельность иже во святых отца нашего Григория Синаита
Кто автор: святой Каллист, патриарх Константинопольский
Когда написано: XIV век
Для кого написано: для желающих обучиться умной молитве на примерах святых
Жанр: житие, похвальная речь
Преподобный Григорий Синаит возродил в Византии в XIII веке древние исихастские практики. Он много путешествовал и оставил после себя целый сонм учеников-исихастов, которые распространили учение Григория о молитве и среди славянского мира – на Руси последователем исихазма вскоре стал преподобный Нил Сорский. Один из ближайших учеников Григория Каллист, возведенный в патриархи Константинопольские, написал житие своего духовного учителя, в котором рассказано в том числе, как Григорий совершал делание молитвы. Кроме самого жития можно читать также наставления о молитве Григория и Каллиста в пятом томе сборника Добротолюбие.
Здесь (на Афоне), много потрудившись и занявшись, вместе со своими учениками, трудами и работами, он старательно воздвиг келии для обитания. Себе же потом, в небольшом отсюда расстоянии, построил исихастирий, для беседы с одним только Богом, положив, как говорит божественный Давид, в сердце своем восхождения к Богу, создавшему в отдельности сердца наши, и умилостивляя Бога деланием. …
На вопрос мой и соучеников он говорил: «совершающий в духе восхождение к Богу как бы в некотором зеркале созерцает всю тварь световидною, аще в теле, аще кроме тела, не вем, как говорит великий Апостол (2 Кор. 12, 2) пока какое-нибудь препятствие, возникшее в это время, не заставит прийти в себя». Однако я совершенно просто и безыскусственно обращался к нему с вопросами, всякий раз как видел, что он выходит из своей кельи с радостным лицом, как бы улыбаясь и весело смотря на меня. Конечно, все вы, кои его духа, знаете, что он с очень глубокою, от всей души любовью и расположением воспитывал, как самых желанных, и первых из своих духовных чад, и последних: подобным образом и меня, бывшего последним, этот знаменитый муж согревал, как вполне родного сына, оказывая мне самое искреннее благоволение и любовь.
7. Слово на дивное и равноангельное житие преподобного и богоносного отца нашего Петра, на святой горе Афонской подвизавшегося
Кто автор: Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский
Когда написано: XIV век
Для кого написано: для монашеского круга, для единомышленников и оппонентов
Жанр: проповедь, философская антропология, похвальная речь
Григорий Палама в этой хвалебной речи рассказывает о жизни афонского подвижника Петра. Будучи богословом и теоретиком исихазма, Григорий приводит Петра в пример, как святого преуспевшего в молитве, и описывает, что происходит во время исихастской молитвы с умом человека, достигшего совершенства, и какие плоды такая молитва приносит.
Как правильно молиться дома, какие молитвы слышит бог
В моменты отчаяния и житейских невзгод человек вспоминает о боге. Многие люди уверовали в помощь Иисуса, когда с мольбой обращались в нужде. Но всегда ли слышит нас Господь? Как правильно молиться, меня научила бабушка. Она рассказала, почему не все молитвы доходят до небес, и почему многие остаются без ответа. Я с вами поделюсь этим знаниями, которые окажут бесценную помощь в любой ситуации.
Важность молитвы
Никто из нас не застрахован от житейских бурь и невзгод, болезней и стихийных бедствий. Бабушка всегда мне говорила, что мы под богом ходим. Многие люди этого не понимают и проводят жизнь в полной беспечности, не соблюдая заповеди божьи. Но вот приходит беда, и человек не знает, откуда ждать помощь. А помощь всегда рядом, ведь Иисус Христос является спасителем каждого верующего в него.
Неуверенность в завтрашнем дне угнетает человеческое сердце. Вдруг я потеряю работу, вдруг со мой случится несчастье — от этих мыслей можно просто впасть в нескончаемую депрессию. Но выход есть, и он дан самим богом: искренняя молитва с верой в сердце. Иисус всегда выслушает, ни за что не осудит, поддержит в трудную минуту.
Многие люди обрели уверенность в жизни, благодаря вере и молитве.
Бабушка мне с детства говорила, что молитва — это не набор непонятных слов на старинном русском языке, а разговор с богом. Не обязательно читать древние молитвы, если сердце просит общения с создателем. Бог понимает все наши слова, он видит сердца и чувствует наши мысли. Искренность и правда — вот ключ к успеху в любой молитве. Даже если вы читаете трудный текст из Молитвослова, все равно в сердце должна присутствовать вера и любовь к богу.
Есть люди, которые ищут в молитвах корысть. Они думают так: я буду читать молитвы, а ты (бог) мне помогай за это. Они думают, что на них повалятся земные блага только за то, что соизволили взять в руки Молитвослов. Но богу не нужны одолжения, и он не будет вознаграждать за корыстные мотивы. Нужно быть честным и искренним, не пытаться обмануть создателя жизни. Вымолить почести, богатство и славу у бога нельзя.
Также невозможно угодить богу посещением святых мест или популярных у верующих храмов. Без веры в сердце посещение святынь ничего не даст. Искренне верующий человек и без святых мест будет услышан богом.
Молитвослов
Как правильно молиться дома? Для этого нужно купить Молитвослов в церковной лавке. Он должен стать настольной книгой верующего, желающего обрести божью помощь и благодать. Когда человек зажигает церковную свечу перед образами и возжигает ладан, он должен наполниться благоговением перед богом. Открывая Молитвослов, нужно избавиться от суетных мыслей и направить все свое внимание к богу. Через молитвенное слово вы вступаете с ним в контакт, начинаете вести беседу.
Какие молитвы содержатся в Молитвослове? В книге находятся молитвы, которые охватывают широкий круг жизненных сфер:
- помогают против враждующих;
- оберегают от опасностей и бед;
- исцеляют и защищают от болезней;
- защищают от лукавого и нечисти.
С помощью Молитвослова человек будет полностью огражден от превратностей судьбы, защищен от происков лукавого и атакующих врагов.
Можно ли молиться своими словами, и как молиться дома без Молитвослова? Если у вас нет Молитвослова, можно выучить наизусть Отче наш и читать ее в молитвенном обращении. Можно включить запись молитвы, где она произносится священником 40 раз подряд. Но самая лучшая молитва — это молитва сердца. Именно ее и слышит Господь.
Вера и молитва открывают небеса. Вера без молитвы бесполезна, как и молитва без веры.
Важно понимать, что Молитвослов — не собрание магических заговоров на все случаи жизни. Держать в руках Молитвослов еще не значит получить ответ на все просьбы. В церкви магией не занимаются, а очищают душу от скверны. Многие болезни происходят от нераскаянных грехов и недостойного поведения. Поэтому беря святую книгу в руки, помните о своей грешной природе и не требуйте от бога послушания вам.
Время для молитвы
Как правильно читать молитву дома, в какое время? Раньше наши предки каждое утро начинали с молитвы, просили благословения божьего на грядущий день. В современное время люди даже не думают подойти к образам и просто коротко попросить благословения у бога. Они вечно куда-то спешат и опаздывают, а утром так хочется подольше поваляться в постели. Но если вы хотите иметь защиту от неприятностей на целый день, найдите несколько минут для молитвы.
С чего начать молитвенное утро? Прежде всего, следует осенить себя крестом и сказать: «Боже, милостив буди мне грешному!». Затем следуют обязательные молитвы:
Следует ли читать весь свод утренних молитв из Молитвослова? Отцы церкви учат, что лучше прочитать две молитвы со вниманием. чем весь свод без должного почтения. Не нужно скороговоркой проговаривать святые тексты, это пустая трата времени.
Перед молитвой и после нее нужно осенить себя крестным знамением и поклониться в пояс.
Обязательной является и молитва на сон грядущим, так как защищает нас от соблазнов лукавого. Во сне человек полностью беззащитен и не может контролировать свои помыслы. Этим пользуется враг человечества и насылает непотребные сновидения либо кошмары. Защитная молитва перед сном избавит от атаки лукавого. Однако перед ночной молитвой следует проанализировать прошедший день:
- найти грехи и покаяться перед богом;
- отметить, были ли мысли о духовном в течение дня;
- простить недоброжелателей от души;
- поблагодарить бога за прожитый день.
Благодарность богу за всё — важное молитвенное правило. Мы живем и дышим, благодаря создателю жизни. Сколько людей в этом мире обездолены или покалечены, поэтому выразить благодарность за свое благополучие — непременное условие в молитвенном правиле. Однако благодаря бога, не следует забывать о его заповеди любви к ближнему. Если мы в сердце враждуем на кого-то, бог просто нас не услышит.
Вражда между людьми оставляет молитву без ответа.
Иисус учил, что приступать к молитве нужно после прощения ближним их прегрешений перед вами. Как вы прощаете другим их огрехи, так и вам простится. Но если вы враждуете в сердце своем на ближнего и негодуете, то бог не услышит вас и ваших молитвенных воззваний.
О чем можно просить в молитве?
Иисус Христос говорил нам искать прежде всего Царствия небесного и правды его. Если мы помышляем о земном, то отпадаем от духовного. Суетные просьбы о незначительных земных благах не будут приняты во внимание. Но если человек стремится к духовному и ищет духовной благодати, то бог восполнит и все его земные нужды.
Часто люди не знают, как молиться, чтобы бог услышал и помог. Они ищут земных благ, а о небесном не помышляют. Люди могут просить машину, удачу в лотерее или любовь какого-то человека. Но бог не внемлет подобным просьбам. Так же бог не внемлет грешникам, которые никогда не посещали исповеди. Если человеку не в чем исповедаться, значит, он закоренелый грешник.
После исповеди могут исполниться самые заветные желания.
Также нельзя вымолить у бога то, что причинит другим людям горе и беду. Бог никогда не ответит на подобные взывания, потому что он не нарушает свои законы. А закон нам дан один: да любите друг друга.
Каким иконам нужно молиться дома? У православного верующего должен быть домашний иконостас, но не у всех он есть. Поэтому для домашней молитвы можно приобрести в церкви иконы Спасителя и Богородицы. Этого будет для начала достаточно. Если у вас есть покровительствующий святой, нужно приобрести и его икону. Иконы должны стоять в чистом светлом месте комнаты.
Молитва по соглашению
Что это за молитва, и для чего она нужна? Это молитва в церкви? Чтение молитв по соглашению предполагает договор нескольких людей читать определенные молитвы в определенное время. Например, верующие соглашаются молиться за исцеление кого-либо или за успех в начинании. Они не обязательно должны собираться в одном помещении, и даже могут жить в разных городах — это не имеет значения. Важно определить цель молитвы и произносить ее в одно и то же время.
Вот текст молитвы соглашения святого Иоанна Кронштадтского:
По его свидетельству, данная молитва совершала чудеса. Люди получали исцеление от болезней, укреплялись духом в трудных условиях, обретали утраченную веру.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Сколько раз в день нужно читать совместное молитвенное прошение? Иоанн Кронштадтский с другими молитвенниками читали 4 раза в день вплоть до момента получения просимого.
Помните, что молитва не ритуальное действие, и не ожидайте мгновенного исполнения желаемого.
Однако для проведения молитвы по соглашению нужно получить благословение батюшки. Не забывайте об этом правиле.
Советы
Итак, приступая к молитве, важно помнить следующее:
- наденьте нательный крестик и платок (для женщин);
- перед началом молитвы нужно простить все прегрешения ближних против вас;
- приступать к чтению молитвы нужно в спокойном расположении духа, без суеты и спешки;
- нужно твердо верить, что бог слышит молитву верующего;
- перед чтением молитвы следует трижды осенить себя крестным знамением и поклониться в пояс;
- молитву нужно произносить перед образами;
- не просите о славе и богатстве, бог это не услышит;
- после прочтения молитв необходимо воздать благодарение и хвалу богу и осенить себя крестом.
Если у вас есть святая вода, нужно отпить несколько глоточков, чтобы освятить и свои внутренности.
Сколько раз нужно произнести молитвенную просьбу, чтобы получить ответ? Иногда на это уходит много времени, а иногда ответ поступает моментально. Всё зависит от воли бога и ваших усилий.
Если на ваши молитвенные воззвания нет ответа, значит, вы просите что-то вредное для себя. Всегда полагайтесь на Господа, ведь ему виднее, что является для вас полезным или вредным. Не впадайте в гнев или раздражение по поводу неисполненной просьбы, это уводит от веры и направляет на греховный путь. Возможно, через 10 лет вы поймете, почему бог так и не ответил на вашу мольбу, и поблагодарите его от всего сердца за это!
Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро «Карта дня»!
Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.
Практические советы о молитве
Практические советы о том, как правильно молиться.
И еще небольшое объявление
Дорогие! Я хочу сказать, что всем благодарен за добрые слова, за терпимое отношение, за знаки любви, которые вы мне и моей семье иногда оказываете.
У меня же самого бывает очень мало времени на общение с вами. Кто-то грустно сидит на скамейке в храме, пока я занят, кто-то ждет моего ответа на письмо, на СМС-ку… Хочется всех обнять, ко всем прийти в гости, со всеми усесться за добрый стол и пообщаться… Но ловишь себя на мысли, что это невозможно. И как ни пытаюсь, не получается.
Последнее время я много думал: как отблагодарить вас? И мне пришла вот какая идея. Я с радостью возьму на себя послушание молиться за вас и ваших близких весь Великий пост. Как говорится, и мне полезно, и вам приятно
Итак, вы можете написать имена ваших близких (пожалуйста, только самых дорогих людей, потому что писем может быть много) и прислать мне по известному адресу: [email protected]
Я из этих имен составлю списки, которые распечатаю. Один список будет в храме, и я буду поминать его за каждым богослужением во время Великого по ста, другой список будет храниться дома, и я ежедневно буду поминать его на вечерней молитве.
Списки будут о здравии и о упокоении, поэтому прошу писать и ваших живых, и ваших усопших.
Несколько мыслей в дополнение к этой акции:
1. Имена принимаются в течение недели до 21 часа 26 февраля, то есть вечера Прощеного воскресенья. В 21 час я перестаю принимать записки и занимаюсь их распечатыванием и оформлением в свой синодик. Простите, пожалуйста, но потом мне подшиванием отдельных записок заниматься будет сложно.
2. Благодарить меня не надо! Мне было бы удобней, если бы вы написали просто записку с именами: о здравии и о упокоении.
3. Не пишите имена в комментарии к этой записи! Пишите их в почту, которую я дал чуть выше.
4. Свой список имен может прислать любой человек. Подписываться под письмом необязательно. Единственная просьба, чтобы это был верующий человек и его список имен не был насмешкой, издевательством, именами, взятыми, смеха ради, из головы. Нам часто приходится банить таких насмешников, которые пишут гадости на сайт. Если кто-то дерзнет так поступить, гнев Божий падет на головы кощунников.
А чтобы продолжить тему молитвы, я предложу вам интересную главу из книги «О молитве», вышедшей ровно 10 лет назад. Написана эта глава моей женой Елизаветой Пархоменко.
Скоро я размещу на сайте всю нашу книгу, а пока – глава…
Беседа о том, как научиться молиться правильно Некоторые практические советы
Один пожилой священник рассказывал о том, как когда-то в юности получил важный совет, которому успешно следовал всю свою жизнь. Он обратился к опытному священнику с просьбой дать совет, как правильно молиться. Молодой человек ожидал, что тот прочитает ему краткую лекцию о молитве, даст конкретные указания на этот счет. Священник же ответил несколькими словами, он сказал: «Просто разговаривай с Богом». И тот священник, которому был дан этот совет, говорил, что всю жизнь, начиная молиться, он вспоминал этот предельно простой совет, и всю жизнь это помогало ему и вдохновляло его на молитву. Этот предельно простой совет хорошо и нам тоже всегда помнить. Если каждая наша молитва будет беседой с Богом, пусть не сразу полноценной, но искренней, то, безусловно, мы сможем достичь в деле молитвы больших высот. Мы знаем примеры многих святых, которые, едва обратившись к Богу, уходили в безлюдные места и всю оставшуюся жизнь взывали к Господу. В минуты радости они благодарили и славили Творца, в минуты отчаяния взывали о помощи. Когда наваливалась усталость – просили сил и усердия, когда случались беды – умоляли подать терпения и смирения, во время бесовских нападений просили защиты. Так вся их жизнь проходила в постоянном общении с Господом, и они достигали высот святости.
Однако Предание Церкви хранит множество советов касательно молитвы. За две тысячи лет существования Церкви, множество святых прошли сложный и опасный путь молитвы. И нам незачем начинать с нуля. Гораздо разумнее будет прислушаться к голосу Церкви и идти по пути молитвы не на ощупь, путем проб и ошибок, которые могут стоить нам психического здоровья или даже гибели души, а по дороге, проторенной великим множеством святых. Наверное, особенно важен этот опыт для нас, людей, живущих в миру, нагруженных множеством обязанностей и не имеющих возможности день и ночь без устали взывать к Богу. Да и зачем пытаться найти тропу в глухом, опасном лесу, когда множество лучших проводников предлагает нам в помощь свой опыт, свои знания. Попытаемся привести здесь основные рекомендации, которые помогут нам успешно продвигаться в деле молитвы.
Святые подвижники настоятельно советуют нам молиться умом. На определенном этапе нашего духовного роста ум под действием благодати соединится с чувствами. Тогда чувства будут участвовать в молитве во всей полноте. Они займут положенное им, правильное место в человеческом естестве и будут под надзором духа восходить к Богу. Это будет молитва преображенными чувствами, и в ней не будет и тени того надрыва и напряжения, которые так свойственны нашей страстной душе.
Если чувства рождаются сами, мы, конечно, не должны их гнать совсем. Но должны внимательно следить, чтобы не возникало состояния эмоциональной напряженности. Для этого необходимо стараться, как уже говорилось, все чувства переживать умом. Эта рекомендация кому-то может показаться не вполне понятной. Но существуют и более конкретные указания, как избежать опасности оказаться во власти чувственной молитвы. Вот они.
Во-первых, не должно быть напряжено тело. Оно и не должно быть расслаблено, конечно. Нужно держать его в спокойном, собранном состоянии. И молитва не должна отражаться ни в теле, ни на лице. То есть, недопустимы никакие заламывания рук или страстное прижимание их к груди и т.п. То же касается состояния лица: мышцы не должны никак участвовать в молитве, лицо должно быть совершенно спокойно, а не напряжено.
Во-вторых, молимся ли мы вслух или про себя, надо стараться произносить слова ровно и спокойно, с минимальным интонационным выражением. Вспомним древнерусское богослужебное чтение на одной ноте и медленное, однообразное знаменное пение. Все это должно было помочь молящемуся войти в правильный, душевно трезвенный, строй молитвы.
И, наконец, важно следить, чтобы в нашем сознании во время молитвы не возникало никаких образов. Нельзя представлять себе Бога, святых, и вообще ничего. Это бывает особенно трудно выполнимо для одаренных в этой области людей, к примеру, художников. Однако образы, которые рождаются в нашем сознании, не отражают достоверно Божественную реальность, а чаще всего и искажают ее. Кроме того, они могут вызвать неправильный отклик в наших чувствах, которые очень трудно сохранять в состоянии относительного бесстрастия.
В молитве чрезвычайно важно быть в той же мере рассудительными и практичными, в какой и ревностными . Особенно актуально это правило для мирского человека. Суета и множество повседневных обязанностей так и жаждут погасить первоначальное рвение христианина, переключить его внимание с предметов вечных на временные и преходящие. Бесчисленные развлечения, которые предлагает мир, так и манят при первых же сложностях отказаться от молитвы и отдать им все свое свободное время. Не то у монахов, весь строй жизни которых помогает снова и снова приниматься за дело молитвы, если оно было на какое-то время оставлено. Мирскому же человеку при неудаче гораздо сложнее не забросить молитву совсем, поэтому ему особенно важна в деле молитвы рассудительность.
В жизни мы можем пустить на самотек второстепенные дела, выполнение которых не так уж обязательно для нас. Но если необходимо добиться результата, то придется постоянно трудиться, независимо от того, есть в данный момент настроение, или его нет. Так, если хозяйка хочет чтобы в ее квартире был порядок, она должна постоянно его поддерживать. Если же она будет заниматься уборкой только когда захочется, то лишь иногда в квартире будет чистота, обычно же грязь и беспорядок. И в целом пользы квартире от такой уборки по вдохновению будет мало.
Итак, чтобы наша молитва не осталась бесплодной, а навела порядок в душе, распланируем заранее день и выделим определенное врем я для молитвы. В православной аскетике установленный заранее распорядок молитвы называется молитвенным правилом. Молитвенное правило имели и исполняли даже великие подвижники. Потому что правило организует, не дает расслабиться и облениться, с одной стороны, с другой же, словами свт. Феофана Затворника, позволяет «ревность держать в своей мере».
Чтобы не отвлекаться и не поглядывать все время на часы, удобно завести на определенное время будильник. И в эти минуты постараться отключиться от всего постороннего и предельно внимательно произносить слова молитвы. Но об этом – в следующей беседе.
Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою.
Молитва вечерняя
Какую молитву прочитать, чтобы все было хорошо
Человек не может видеть Бога своими глазами, но верующий имеет возможность общаться с ним духовно через молитву. Молитва, пропущенная через душу – могущественная сила, связывающая Всевышнего и человека. В молитве мы благодарим и прославляем Бога, просим благословения на добрые деяния и обращаемся к нему с просьбами о помощи, о жизненных ориентирах, спасении и поддержке в горе. Мы молимся ему о своем здоровье и благополучии, и просим у него всего хорошего для своих родных и близких. Душевный разговор с Богом может происходить в любой форме. Церковь не воспрещает обращаться к Всевышнему простыми словами, идущими из души. Но все же молитвы, которые написаны святыми, несут в себе особую, намоленную веками энергетику.
Православная церковь учит нас, что с молитвами можно обращаться и к Пресвятой Богородице, и к святым апостолам, и к святому, имя которого мы носим, и к другим святым, прося у них молитвенного заступничества перед Богом. Среди множества известных молитв есть те, которые прошли испытание временем, и к которым верующие обращаются за помощью, когда нуждаются в простом человеческом счастье. Молитвы с просьбой обо всем хорошем, о сопутствии удачи и о счастье на каждый день собраны в Молитвеннике о благополучии.
Молитва к Господу за все хорошее
Эту молитву читают тогда, когда нуждаются в общем благополучии, счастье, здоровье, успехе в ежедневных делах и начинаниях. Она учит ценить данное Всевышним, полагаться на волю Божью и верить в его силу. Обращаются с ней к Господу Богу перед сном. Читают молитву перед святыми образами и зажженными церковными свечами.
«Сыне Божий, Господи Иисусе Христе. Греховное все от меня отними, а всего хорошего понемножку прибавь. Краюшку хлеба в дорожку подай, да помоги душу свою сберечь. Не надо мне довольства многого, до времен лучших дожить бы. Святой наградой мне вера будет, да знать, что не казнена буду. Пусть не бывает все хорошо, помощь мне твоя нужна очень. И пусть душа вскоре получит то, чего истинно мне не хватает. И пусть воля твоя будет. Аминь!»
Православная молитва о благополучии
Молитва призвана помогать в тяжелые жизненные периоды, когда неудачи собираются в черную полосу и накатывают беду за бедой. Читают ее утром, вечером, и в тяжкие для души моменты.
«Помилуй мя Господи, Сыне Божий: душа моя зле беснуется. Господи, помози ми. Даждь ми, да насыщуся и аз, яко пес от крупиц, падающих от трапезы рабов Твоих. Аминь.
Помилуй мя, Господи, Сыне Божий, Сыне Давидов по плоти, якоже помиловал еси хананею: душа моя зле беснуется гневом, яростию, похотию злою и прочими пагубными страстьми. Господи! Помози мне, вопию Тебе, не на земли ходящему, но одесную Отца на небесех селящему. Ей, Господи! Даждь мне сердце верою и любовию последовати Твоему смирению, благости, кротости и долготерпению, да и в вечном Твоем Царствии сподоблюся причащатися трапезы рабов Твоих, их же избрал еси. Аминь!»
Молитва Николаю Чудотворцу о благополучии в пути
Путешественники, отправляющиеся в дальний путь, просят счастливой дороги у Святого Николая. Чтобы не заблудиться и не потеряться в поездке, чтобы встретить на пути добрых людей и получить помощь в случае проблем, перед дорогой читают молитву:
«О святителю Христов Николае! Услыши нас, грешных рабов Божьих (имена), молящихся тебе, и моли о нас, недостойных, Содетеля нашего и Владыку, милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делам нашим, но по своей благости воздаст нам. Избави нас, угодниче Христов, от зол, находящих на нас, и укроти волны, страстей и бед, возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховной и в тине страстей наших. Моли, святителю Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велико милость, ныне и присно, и во веки веков. Аминь!»
Если предстоит опасная дорога, риск для здоровья и жизни, читают тропарь Николаю Чудотворцу:
«Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим».
Короткая молитва Архангелу Михаилу на каждый день
Молитвы к Архангелу Михаилу считаются защитными. Молитвенные «обереги» используют, чтобы облегчить повседневную жизнь, предотвратить беду и болезнь, уберечься от ограблений и нападений. К святому можно обращаться перед свершением любого важного дела.
«Святый Архангеле Божий Михаиле, отжени от меня молниеносным мечем твоим духа лукавого, искушающаго мя. О великий Архистратиже Божий Михаиле — победитель демонов! Победи и сокруши всех врагов моих видимых и невидимых, и умоли Господа Вседержителя, да спасет и сохранит меня Господь от скорбей и от всякия болезни, от смертоносныя язвы и напрасныя смерти, ныне и присно и во веки веков. Аминь!»
Сильная молитва-покаяние к святым о помощи во всех делах
Молитва требует несложной подготовки и духовного очищения. Слова молитвы необходимо выучить наизусть, а перед самой молитвой положено на три дня исключить из своего рациона молочные и мясные продукты. Читают молитву на четвертый день перед походом в церковь. По дороге в храм запрещено с кем-либо разговаривать. Перед тем, как зайти в церковь, крестятся и читают молитву второй раз. В церкви расставляют семь свечей к иконам святых и читают молитву. Последний раз святые слова молитвы произносятся уже дома:
«Угодники святые Божии, покровители мои небесные! О защите и помощи молю вас. Обо мне грешной, рабе Божьей (имя), помолитесь у Бога нашего Иисуса Христа. Грехов прощение для меня вымолите да жизни благодатной и доли счастливой вымолите. И по молитвам вашим пусть чаяния мои сбудутся. Пусть научит меня смирению, да любовь дарует, избавит от скорбей, болезней да искушений земных. Пусть достойно я земным путем пойду, с делами земными с успехом справляясь и Царствия небесного сподобляясь. Аминь!»
Видео (кликните для воспроизведения). |
Поста придерживаются и на четвертый день, иначе молитва не будет иметь достаточной силы действия.
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.