Как-то Господь молился в одном месте, и когда Он закончил молитву, ученик сказал Ему: «Господи! научи нас молиться». И Господь дал Своим ученикам молитву, которая является образцом молитвы для каждого христианина.
Он сказал им: «Когда молитесь, говорите:
Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое.
Да приидет Царствие Твое.
Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь.
И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.
И не введи нас во искушение.
Но избави нас от лукавого.
Яко Твое есть Царство, и сила, и слава Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Неотступность в молитве
Иисус Христос учит нас называть Бога своим Отцом. Он говорит, что Бог заботится о нас как о Своих детях, если мы обращаемся к Нему. Он учит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Если даже вы, будучи злыми, даете детям вашим те блага, которые они у вас просят, то тем более Отец Небесный даст Святого Духа просящим у Него» (см.: Лк 11, 1–13).
Желая показать ученикам, что следует всегда молиться и не унывать, Господь рассказал им такую притчу: «В одном городе был судья, который не боялся Бога и не стыдился людей. В том же городе жила вдова, которая постоянно ходила к нему и просила защитить ее от обидчиков. Долгое время судья отказывал ей, но наконец сказал себе: “Пусть я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но так как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне”» (см.: Лк 18, 1–8).
Господь спросил: «Слышите, что сказал несправедливый судья? Так неужели Бог не защитит людей, которые неотступно взывают к Нему!»
Притча о мытаре и фарисее
Бог внимает молитве смиренной, а не самолюбивой и гордой. Некоторым людям, которые гордились своим благочестием и с презрением относились к другим, Господь рассказал такую притчу:
«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: “Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, грешники, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю”. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но только повторял: “Боже! будь милостив ко мне грешнику!” Говорю вам, что этот человек ушел домой более оправданным перед Богом, чем первый. Потому что каждый, возвышающий себя, будет унижен, а унижающий себя возвысится» (см.: Лк 18, 9–14).
Можайское благочиние
Притча о молитве перед едой и маленькой девочке
В доме одних богатых людей перестали молиться перед едой. Однажды к ним в гости пришел священник. Стол накрыли очень изысканно, достали самые лучшие яства и подали лучшее питье. Семья села за стол. Все смотрели на священника и думали, что теперь он помолится перед едой. Но священник сказал:
— Отец семейства должен молиться за столом, ведь он первый молитвенник в семье. Наступило неприятное молчание, потому что в этой семье никто не молился. Отец откашлялся и сказал: «Знаете, дорогой отче, мы не молимся, потому что в молитве перед едой всегда повторяется одно и то же. Молитвы по привычке — это пустая болтовня. Эти повторения каждый день, каждый год, поэтому мы больше не молимся.
Священник удивленно посмотрел на всех, но тут семилетняя девочка сказала: — Папа, неужели мне не нужно больше каждое утро приходить к тебе и говорить «доброе утро»?
Как-то в океане случился страшный ураган. Страшные волны кружили огромные корабли как перышки. Множество судов исчезли в том страшном водовороте.
Одно путешествующее судно было разрушено во время шторма, и только двое мужчин смогли спастись и доплыть до маленького, пустынного и необитаемого острова.
Эти два оставшихся в живых, не зная, что еще сделать, решили, что у них нет другого выхода, как молиться Богу и просить его о спасении.
Однако, чтобы узнать, чья молитва будет более сильной, они решили поделить остров пополам и каждому остаться на своей территории.
Конечно же, сначала они молились о еде. Наутро один из путешественников невдалеке заметил фруктовое дерево и смог полакомиться вкусными плодами. А территория другого осталась бесплодной.
Прошло несколько дней. Первый очень болезненно переносил свое одиночество и долго молился о спутнице жизни. Вскоре вблизи их острова о скалы разбилось одно судно. Оставшейся в живых оказалась женщина, которая с трудом доплыла до того места, где поселился путешественник. Мужчина был несказанно рад такой встрече и благодарил Бога за сбывшиеся надежды.
В свою очередь, на противоположной стороне острова все было как прежде: ни еды, ни женщины.
Первый, так как он уже не был один, вскоре начал просить у Бога дом, одежду и разнообразную еду. На следующий день, как по волшебству, всё это было ему дано.
Надо ли говорить, что у второго человека все еще ничего не было.
В это время первый путешественник начал молился о судне, на котором он и его спутница смогли бы покинуть остров. И на следующий день прекрасное и быстроходное судно стояло в заливе его части острова.
В спешке стали они загружаться на корабль, забрали всё, что было из еды и утвари. Вдруг первый увидел своего компаньона по несчастью, который попросил разрешения войти на корабль и уплыть вместе с ними. Но первый не собирался его спасать и решил оставить на острове, так как считал его не достойным, чтобы получить благословения Бога, потому что на свои просьбы он так и не получил ответа, в отличие от него.
Но когда он уже отплывал, то услышал откуда – то сверху громкий голос: — «Почему ты не берешь с собой своего друга?» — «Его молитвы остались без вашего внимания и он ничего не заслуживает».
— «Вы глубоко заблуждаетесь!» упрекнул его голос. «У твоего друга была только одна молитва и я на нее ответил. Иначе ты ничего бы не получил».
— «Скажите мне, что он просил и за что я должен быть ему чем-то должен?» И голос ответил: «Он просил только об одном, чтобы на все ваши молитвы ответили».
Мы все должны знать, что наши благословения не плоды одних только наших молитв, но и просьб других людей о нас.
Притчи и поучения о молитве
Молитва Господня
Как-то Господь молился в одном месте, и когда Он закончил молитву, ученик сказал Ему: «Господи! научи нас молиться». И Господь дал Своим ученикам молитву, которая является образцом молитвы для каждого христианина.
Он сказал им: «Когда молитесь, говорите:
Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое.
Да приидет Царствие Твое.
Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь.
И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.
И не введи нас во искушение.
Но избави нас от лукавого.
Яко Твое есть Царство, и сила, и слава Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Неотступность в молитве
Иисус Христос учит нас называть Бога своим Отцом. Он говорит, что Бог заботится о нас как о Своих детях, если мы обращаемся к Нему. Он учит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Если даже вы, будучи злыми, даете детям вашим те блага, которые они у вас просят, то тем более Отец Небесный даст Святого Духа просящим у Него» (см.: Лк 11, 1–13).
Желая показать ученикам, что следует всегда молиться и не унывать, Господь рассказал им такую притчу: «В одном городе был судья, который не боялся Бога и не стыдился людей. В том же городе жила вдова, которая постоянно ходила к нему и просила защитить ее от обидчиков. Долгое время судья отказывал ей, но наконец сказал себе: “Пусть я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но так как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне”» (см.: Лк 18, 1–8).
Господь спросил: «Слышите, что сказал несправедливый судья? Так неужели Бог не защитит людей, которые неотступно взывают к Нему!»
Притча о мытаре и фарисее
Бог внимает молитве смиренной, а не самолюбивой и гордой. Некоторым людям, которые гордились своим благочестием и с презрением относились к другим, Господь рассказал такую притчу:
«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: “Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, грешники, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю”. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но только повторял: “Боже! будь милостив ко мне грешнику!” Говорю вам, что этот человек ушел домой более оправданным перед Богом, чем первый. Потому что каждый, возвышающий себя, будет унижен, а унижающий себя возвысится» (см.: Лк 18, 9–14).
Притчи православные
При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). Каждый участник Сообщества может добавлять найденные им интересные Притчи.
О молитве
Один горожанин спросил у Мастера:
— Я возношу хвалу Господу каждый день. Мой сосед делает то же самое, но на него нисходит благодать регулярно, мне же не удалось достичь этого состояния ещё ни разу. В чем тут дело?
— Сколько раз в день ты читаешь молитву? — Ровно 10 раз: пять утром и пять вечером. — А сколько раз твой сосед возносит хвалу Господу? — Я не знаю, Мастер. — Узнай, и потом возвращайся ко мне.
Через некоторое время горожанин возвратился к Мастеру и сказал ему:
— Я в течение всего дня наблюдал за соседом, и оказалось, что он произносит молитву 144 раза — дюжину дюжин раз. — Вот видишь. Ты прикладываешь слишком мало усилий. Как же ты можешь ожидать того же результата, что у твоего соседа?
Через несколько недель горожанин опять пришел к Мастеру:
— Я возношу хвалу Господу каждый день, по 144 раза. Мой сосед делает то же самое. Но на него по-прежнему нисходит благодать, а на меня по-прежнему — нет. Что я делаю не так? В чем тут дело? — Твой сосед не считает, сколько раз это делаешь ты.
Подборка православных притч для взыскующего мудрости
По мнению святителя Василия Великого слово “Притча” происходит от слова “притечь” – “прийти” и обозначает короткий поучительный рассказ, путевое изречение, которое […]
По мнению святителя Василия Великого слово “Притча” происходит от слова “притечь” – “прийти” и обозначает короткий поучительный рассказ, путевое изречение, которое служит указателем пути, руководствует человека на путях жизни, давая ему средства к благополучному течению по этим путям.
Представляем вниманию наших читателей отраду мудрецов – подборку христианских притч, которые помогут им понять свою веру и правильно выстроить свою духовную жизнь:
1. Послушник и старец
Однажды старый монах и молодой послушник возвращались в свою обитель. Путь их пересекала река, которая из-за дождей очень сильно разлилась. На берегу стояла молодая женщина, которой также нужно было перебраться на противоположный берег, но она не могла обойтись без посторонней помощи.
Обет строго-настрого запрещал монахам прикасаться к женщинам, и послушник демонстративно от нее отвернулся. Старец же подошел к женщине, взял ее на руки и перенес через реку.
Весь оставшийся путь спутники хранили молчание, но у самой обители юный послушник, осуждая, обратился к своему опытному собрату: “Как ты мог прикоснуться к женщине!? Ты же давал обет! Неужели после этого ты сможешь спокойно войти во врата нашего монастыря?”
Старец на это ответил: “Странно, перенеся женщину я оставил её там же, у ручья, а ты несёшь её с собой до сих пор – в сердце и помыслах”.
2. Ум или сердце?
Один старец спросил у другого:
– Как по-твоему, брат, чему лучше следовать, разуму или сердцу?
– Сердцу, – отвечает тот.
– А на каком основании?
– На том простом основании, что сердце указывает нам наш долг, а разум предоставляет поводы отлынивать от его исполнения.
3. Страсти
Однажды к одному святому старцу пришли двое юношей и спросили: «Скажи нам, отец, как правильно бороться с худыми наклонностями и искоренять плохие привычки?».
На это пустынник сказал одному из юношей: «Вырви вот этот росток». Кустик был крохотный, и юноша вырвал его легко, одной рукой.
После этого старец опять сказал: «Друг мой, вырви теперь вот это деревце». Юноша и это сделал, но уже с трудом и усилием: куст был значительно выше и крепче первого.
Тогда старец сказал в третий раз: «Теперь же попробуй вырвать вот это дерево». Юноша обнял его ствол и попытался исполнить повеление, но напрасно. Он позвал брата, и они вдвоём старались хотя бы раскачать дерево, но тщетно. Дерево глубоко вросло в землю.
Тогда старец сказал братьям: «Дети мои, злые наклонности и привычки похожи вот на эти деревья. Если они ещё не глубоко укоренились в нашем сердце, то одной твёрдой воли достаточно, чтобы истребить их. Но если они окрепли и пустили корни, то почти невозможно сладить с ними. Искореняйте дурное в себе, пока оно не развилось в нечто большее».
4. Разные ученики
У одного старца был ученик, который отличался послушанием и при этом был хорошим писцом. Старец любил его за послушание. У старца было также одиннадцать других учеников, и они стали скорбеть о том, что старец любит писца больше их.
Услыхав их ропот, другие старцы стали укорять авву. Тогда он повёл их к кельям своих учеников.
– Брат! Подойди скорее сюда! Ты мне нужен, – повторял авва, стучась по очереди в каждую из дверей.
Но никто из учеников не спешил ему открывать: кто-то в этот момент пел псалмы и не хотел прерываться, другой плёл верёвки и боялся из-за поспешности испортить своё рукоделие.
Наконец, очередь дошла до писца. Авва лишь тихонько постучался в дверь и назвал его имя. В тот же миг дверь распахнулась, и на пороге появился монах с пером в руке.
Видео (кликните для воспроизведения).
– Скажите, отцы, где вы видите других моих учеников? – спросил авва.
Потом он вошёл в келью, взял тетрадь и увидел, что ученик только что начал выводить новую букву, но побежал открывать учителю, даже не докончив её.
Тогда старцы сказали:
– Справедливо ты любишь его, авва. И мы его все любим, и Бог его любит.
5. Осуждение
Одна семейная пара переехала в новую квартиру. Утром жена выглянула в окошко и, увидев соседку, развешивающую выстиранное бельё, говорит мужу:
– Посмотри, какое у неё белье грязное, наверное, она не умеет стирать”.
Так происходило всякий раз, когда соседка развешивала белье, жена удивлялась тому, какое оно грязное. Однажды, проснувшись и глянув в окно, она воскликнула:
– Сегодня белье чистое! …Наконец-то соседка научилась стирать.
– Да нет, – сказал муж, – просто я сегодня встал пораньше и вымыл твое стекло…
6. Уметь радоваться
У одной женщины было два сына. Старший продавал зонтики. Младший красил ткани. Когда светило солнце, у старшего сына никто не покупал зонтики, а когда шёл дождь, у младшего сына не сохли ткани. От этого женщина очень скорбела, и жизнь её стала печальной.
Однажды она встретила мудрого человека, и он дал ей совет. С тех пор, когда светило солнце, она радовалась за младшего сына, который успешно сушил свои ткани, а когда шёл дождь, она радовалась за старшего, у которого все покупали зонтики. И жизнь наладилась.
7. Рай и ад
Один Монах очень хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад, молился Богу, чтобы наилучшим образом понять это и долго размышлял.
Однажды, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснился сон, будто он попал в Ад.
Осмотрелся монах кругом и видит: сидят люди перед котлами с едой. Все изможденные и голодные. У каждого в руках ложка с длиннющей ручкой. Каждый человек них легко черпает из котла, а в рот ложкой попасть не может – длина рукояти больше длины руки.
Внезапно картина меняется и монах оказывается в Раю. И там всё то же самое – люди с ложками на длинных ручках сидят возле котлов с похлёбкой, но их лица при этом лучатся счастьем!
Присмотрелся монах и понял почему: райские жители кормили друг друга…
В одной семье жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта.
Сын и его жена очень раздражались видом немощи престарелого родителя и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке… Оттуда старик печально смотрел на красиво накрытый богатый стол, и глаза его становились влажными.
Однажды он так распереживался, что он не смог удержать блюдечко с едой, оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать престарелого отца семейства, а он молча сносил оскорбления, горько вздыхая.
Позже жена уговорила мужа купить отцу дешёвую деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё.
Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошел их четырёхлетний сын с деревянной колодой в руках.
– Что ты хочешь сделать? – спросил отец.
– Деревянное корытце, – ответил малыш. Из него вы будете кушать, когда я вырасту!
Ответ ребёнка так поразил отца с матерью, что они упали на колени перед престарелым отцом и повинились за своё непочтение.
9. Горшки
Монах пришёл как-то к своему наставнику и говорит:
– Отче, сколько раз хожу я к тебе, каюсь в грехах, сколько раз ты наставлял меня советами, но я не могу исправиться. Какая мне польза приходить к тебе, если после наших бесед я снова впадаю во грехи свои?
– Сын мой, возьми два глиняных горшка – один с мёдом, а другой пустой.
Ученик так и сделал.
– А теперь, – сказал учитель, – перелей несколько раз мёд из одного горшка в другой.
Ученик снова послушался…
– Теперь, сынок, посмотри на пустой горшок и понюхай его.
Ученик посмотрел, понюхал и говорит:
– Отче, пустой горшок пахнет мёдом, и там, на донышке осталось немного густого мёда.
– Вот так, – сказал учитель, – и мои наставления оседают в твоей душе. Если ты ради Христа усвоишь в жизни хоть часть добродетели, то Господь, по милости своей восполнит их недостаток и спасёт твою душу для жизни в раю. Ибо и земная хозяйка не сыплет перец в горшок, который пахнет мёдом. Так и Бог не отринет тебя, если сохранишь в душе хоть начала праведности!
10. Трудные моменты
Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним – Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну – от его ног, другую – от ног Господа.
Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни…
Тогда он сильно опечалился и стал роптать на Господа:
– Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?
– Сын мой! Я очень люблю тебя и никогда не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Но это потому, что тогда Я нёс тебя на руках…
Притчи и поучения о молитве
Молитва Господня
Как-то Господь молился в одном месте, и когда Он закончил молитву, ученик сказал Ему: «Господи! научи нас молиться». И Господь дал Своим ученикам молитву, которая является образцом молитвы для каждого христианина.
Он сказал им: «Когда молитесь, говорите:
Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое.
Да приидет Царствие Твое.
Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь.
И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.
И не введи нас во искушение.
Но избави нас от лукавого.
Яко Твое есть Царство, и сила, и слава Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Неотступность в молитве
Иисус Христос учит нас называть Бога своим Отцом. Он говорит, что Бог заботится о нас как о Своих детях, если мы обращаемся к Нему. Он учит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Если даже вы, будучи злыми, даете детям вашим те блага, которые они у вас просят, то тем более Отец Небесный даст Святого Духа просящим у Него» (см.: Лк 11, 1–13).
Желая показать ученикам, что следует всегда молиться и не унывать, Господь рассказал им такую притчу: «В одном городе был судья, который не боялся Бога и не стыдился людей. В том же городе жила вдова, которая постоянно ходила к нему и просила защитить ее от обидчиков. Долгое время судья отказывал ей, но наконец сказал себе: “Пусть я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но так как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне”» (см.: Лк 18, 1–8).
Господь спросил: «Слышите, что сказал несправедливый судья? Так неужели Бог не защитит людей, которые неотступно взывают к Нему!»
Притча о мытаре и фарисее
Бог внимает молитве смиренной, а не самолюбивой и гордой. Некоторым людям, которые гордились своим благочестием и с презрением относились к другим, Господь рассказал такую притчу:
«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: “Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, грешники, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю”. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но только повторял: “Боже! будь милостив ко мне грешнику!” Говорю вам, что этот человек ушел домой более оправданным перед Богом, чем первый. Потому что каждый, возвышающий себя, будет унижен, а унижающий себя возвысится» (см.: Лк 18, 9–14).
Рыбак перевозил на лодке одного человека. Пассажир торопил рыбака: — Быстрее, опаздываю на работу! И тут он увидел, что на одном весле написано «молись», а на другом — «трудись». — Зачем это? — спросил он. — Для памяти, — ответил рыбак. — Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться. — Ну, трудиться, понятно, всем надо, а молиться, — человек махнул рукой, — это не обязательно. Никому это не нужно, зачем терять время на молитву. — Не нужно? — переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись», а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте. Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперед. Отсюда понятно: чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, надо крепко держать в руках два весла: молиться и трудиться.
В одном городе приключилась засуха. Лето было в разгаре, и городской священник созвал всех утром в храм молиться о дожде. Пришел весь город, и весь город смеялся над одним ребенком — ребенок пришел с зонтиком. Каждый смеялся и говорил: — Дурачок, зачем ты притащил зонтик? Потеряешь, дождя-то нет. А я думал, что если вы помолитесь, то дождь пойдет, — ответил ребенок.
Преподобный Амвросий Оптинский любил рассказывать такую притчу: — Ехал один мужик по базару. Вокруг толпы народа, говор, шум, толчея. А он по сторонам не смотрит, только потихоньку подгоняет свою лошадку: «Но-но! Но-но!» Так помаленьку и проехал через всю базарную площадь. Так и ты делай: что бы ни говорили помыслы, а ты все свое дело знай — молись и двигайся вперед.
Жил-был один человек. Однажды он собирался пойти поработать в винограднике и сказал своей жене: — Завтра рано утром я пойду в виноградник. — Если Богу угодно, пойдешь, — ответила женщина. — Угодно Богу или не угодно, — ответил он, — а я все равно пойду! Наутро, еще затемно, он вышел из дома инаправился к своему винограднику. Но по дороге хлынул такой ливень, что ему пришлось спешно вернуться домой. Когда человек постучал в дверь, еще не рассвело. — Кто там? — спросила жена. — Если Богу угодно, — отозвался он, — то это я, твой муж.
Один человек, уцелевший после кораблекрушения, был заброшен волной на маленький необитаемый остров. Он единственный остался в живых и теперь беспрерывно молился о том, чтобы Бог спас его. Каждый день он всматривался в горизонт в поисках приближающегося на помощь судна. Вымотавшись окончательно, человек решил построить небольшой шалаш из плавающих бревен, чтобы защититься от дождя и диких зверей. Но однажды, вернувшись домой после похода в поисках пищи, он нашел свой шалаш окутанным пламенем: гарь поднималась столбом к небу. Самым ужасным оказалось то, что все его запасы были потеряны и он остался вовсе ни с чем. Теперь человек не мог сдержать своего отчаяния и гнева. — Боже, как ты мог так поступить со мной? — рыдая, кричал он. Рано утром на следующий день его разбудил гудок корабля, приближающегося к берегу. Корабль пришел, чтобы спасти его. — Но как вы узнали, что я здесь? — спросил человек матросов. — Мы увидели твой дымовой сигнал, — ответили они. Помни, человек: если в следующий раз твой маленький шалаш сгорит дотла, это может быть дымовой сигнал, посланный Богом для твоего спасения.
Возвращались как-то старый и молодой монахи в свою обитель. Путь их пересекала река, которая из-за дождей сильно разлилась. На берегу стояла женщина, которой также нужно было перебраться на противоположный берег, но она не могла обойтись без посторонней помощи. Обет строго-настрого запрещал монахам прикасаться к женщинам. Молодой монах, заметив женщину, демонстративно отвернулся, а старый подошел к ней, взял на руки и перенес ее через речку. Весь оставшийся путь монахи хранили молчание, но у самой обители молодой монах не выдержал: — Как ты мог прикоснуться к женщине?! Ты же давал обет! На что старый ответил: — Я перенес ее и оставил на берегу реки, а ты до сих пор ее несешь.
Увидел как-то один священник во сне юношу-рыбака. У юноши была золотая удочка с серебряной леской — и вдруг он вытащил из пучины на берег немолодую, почтенного вида женщину. «Что за странный сон мне приснился?» — удивился священник. Посмотрел он наутро в окно и заметил неподалеку от церковной стены того самого юношу из своего сна. Только теперь молодой человек стоял на коленях и прилежно молился. Призвал его священник к себе и стал расспрашивать: кто такой, откуда да что тут делает? — Несколько дней назад умерла моя матушка и была похоронена возле церкви, — ответил юноша. — И я дал себе обет ежедневно сорок дней подряд читать за ее душу на могиле молитву «Отче наш» и 50-й псалом. Поэтому я прихожу сюда каждый день…. И догадался тогда священник, что увидел во сне душу матери этого юноши, которая спаслась его молитвами. Золотая удочка в руках ее сына — это Господня молитва «Отче наш», а серебряная леска — 50-й псалом «Помилуй мя, Боже…», которые избавили мать праведного юноши от посмертных мук.
Некий человек желал удалиться в пустыню, но ему не позволяла родная мать. Он же не оставлял своего намерения и говорил, что хочет спасти душу свою. Мать долго отговаривала сына, но будучи не в силах удержать его, наконец, отпустила. Сделавшись монахом, он стал, к несчастью, проводить жизнь свою в беспечности. Вскоре мать его умерла. Чрез некоторое время и он впал в сильную болезнь, и, во сне был восхищен на суд, где встретил мать свою вместе с прочими судимыми. Когда она увидала его, то изумилась и сказала:
— Как же так, сын мой! И ты вместе со мной в этом месте! Не ты ли говорил: «Хочу спасти душу свою?»
Смущенный такими словами, он стоял с поникшей головой и не знал, что отвечать матери. И вдруг слышит голос:
— Верните его в келью. Я посылал вас за другим монахом, который носит то же имя, но живет в другой пустыни.
Когда кончилось видение, монах пришел в себя и рассказал обо всем братии. Вскоре брат исцелился телом и душой, покаявшись в том, что прежде проводил жизнь в беспечности, и стал вести жизнь поистине подвижническую. Тем, кто дивился такой его перемене, он отвечал:
— Если я не мог снести упрека от матери своей, то как смогу стоять в день судный перед Отцом Небесным?
Один инок, сознававший себя великим грешником, постоянно пребывал в покаянной молитве. Раз, когда он заснул, является ему Господь Иисус Христос и говорит:
— Что тебе нужно и о чем ты плачешь так?
— Глубоко я пал, Господи! – со слезами отвечал инок.
— Так встань, — сказал ему Господь.
— Не могу, — сказал инок, — если только Сам не поднимешь меня.
И Господь простер руку, поднял его и снова спросил:
— Что плачешь и что скорбишь?
— Как же мне не плакать и не скорбеть, — отвечал монах, — когда я столько согрешил пред Тобой, Господи!
— Не скорби, — сказал Спаситель и положил руку Свою иноку на сердце, — ради тебя пролил Я кровь Мою и явлю человеколюбие Мое всякой душе кающейся.
После сего инок проснулся, почувствовал в сердце несказанную радость и понял, что Бог простил его.
Человек некоторый взял в аренду землю и посадил арбузы. Когда они стали созревать, человек этот, справедливо опасаясь, что плодами его трудов могут воспользоваться другие, стал сторожить бахчу каждую ночь.
И вот в одну ночь видит, как воры ходят по его бахче и рвут спелые арбузы. В гневе он схватился за ружье и поднес его к плечу, вдруг слышит голос: «Не стреляй! Посмотри, что у тебя в ружье». Испугался человек, посмотрел вокруг – никого. Тем временем воры продолжали свое дело. Решив, что ему послышалось, он снова взял ружье наизготовку, и снова слышит: «Посмотри, что у тебя в ружье!» Еще пуще того удивился человек, еще раз осмотрелся внимательно и опять никого не увидел. А воры совершенно обнаглели и вконец разозлили человека и решил он стрелять во что бы то ни стало. Крепко прижал он приклад к плечу, прицелился… И в третий раз услышал он те же слова, и все тело его пронизало как будто током.
Тогда понял человек, что это неспроста и стал проверять ружье. Оказалось, оно забито камнями. Понял человек, что чудом избежал смерти и, не обращая более никакого внимания на воров, проплакал всю ночь, думая о своих грехах и милости Божией к нему.
Разбойник решил ограбить монастырь. Вечером в сумерках подошел к воротам, и его увидела со стены монахиня.
— Ох! – встревожилась она и стала звонить в колокола. – Сестры, сюда, скорее! Мы какого-то отца оставили за воротами, он стоит там и войти не может!
Все сбежались. Открыли ворота. Встречают его со свечами, с почетом. Растерялся разбойник и не знал, что ему делать. «Я пришел сотворить зло, а меня добром встречают», — недоумевал он. И так он был потрясен этим, что тотчас покаялся.
Такая сила у помысла благого, что он и ум ближнего преображает.
Волчица завела обычай навещать одного отшельника, и редко она ошибалась и не попадала к трапезе, всегда ожидая у входа в пещеру, пока пустынник вынесет ей что-нибудь из еды. Она съедала предложенное, лизала его руки и уходила, исполнив долг свой и получив утешение.
Случилось однажды, что святой отлучился, провожая брата, и возвратился только к ночи. Волчица пришла к обычному часу и, поняв, что келья пуста, вошла в пещеру. В пещере висела корзинка из пальмовых ветвей с пятью хлебами. Из этих хлебов один волчица достала и съела, и, совершив преступление, ушла.
Вернувшись, пустынник увидел, что корзинка повреждена и недостает одного хлеба. По оставшимся крохам, он легко угадал виновного. Справедливость подозрения подтвердилась тем, что в следующие дни волчица не приходила по обычаю своему, очевидно, осознавая дерзновенный свой поступок и не решаясь идти к тому, кому она нанесла оскорбление.
Видео (кликните для воспроизведения).
Прерванное знакомство очень огорчало пустынника. Через семь дней она возвратилась и села по обычаю перед пещерою. И такова была глубина ее раскаяния, что волчица не осмелилась подойти так близко, как подходила прежде, но сидела вдали, опустив глаза в землю по причине глубокого стыда, чем ясно выражала, что просит прощения. Пустынник, умилившись и сжалившись над нею, подозвал ее подойти ближе и, ласково погладив печальную по голове, угостил удвоенным количеством хлеба. Получив прощение, волчица развеселилась и снова начала исполнять принятую ею на себя обязанность — посещать пустынножителя.