Подготовка к молитве

Полное описание: Подготовка к молитве - для наших любимых читателей.

Подготовка к молитве

Отрывок для чтения: Лука 11.

Погружение в молитву – задача непростая. Это признавали даже апостолы Христовы, о чем мы можем судить из нашего чтения Евангелия от Луки 11, стих 1: «Когда Он (Иисус)… молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться». Можно не сомневаться, что основам молитвы их учили и их родители, и раввины в синагогах, но было что-то другое, и они не могли этого не видеть, в молитве Иисуса. Иисус не оставил их просьбу без ответа, и в результате дал им образец молитвы, которая общеизвестна, как молитва «Отче наш». Она, фактически, состоит из ряда указателей, используемых в помощь при молитве.

Как готовиться к молитве?

Первое, что необходимо при молитве, – вера. Писание говорит: «А без веры угодить Богу невозможно». Поэтому нам необходима вера, что Бог слышит нас и обязательно ответит на молитву, если она находится в соответствии с Его волей. Второе – изучение слова Божьего и размышление над ним. «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тимофею 2:15). Брат Джон Томас в книге «Надежда Израилева» говорит: «Слово Божие – великий инструмент святости и очищения. Оно переделывает человеческий разум и ослабляет привязанность его к вещам земным. Слово погружает человека в моральную атмосферу Бога».

Слово Божие – слово живое: оно высвечивает для нас Его замыслы и пути.

Ряд других важных моментов

Молитва предоставляет нам доступ к Отцу, и Иисус есть мост или лестница, благодаря которой мы достигаем нашего Творца. В Евангелии от Иоанна 1:51 Иисус говорит Нафанаилу: «Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Библия указывает, что этот стих имеет свою параллель в Бытие 23:12, где Иаков видит во сне лестницу, по которой восходят и нисходят Ангелы. Сравнение между этими двумя стихами открывает нам, что Иисус переделывает оригинал так, что именно к Нему, как по лестнице или мосту, восходят и нисходят Ангелы. Павел в своем Послании евреям говорит, что Ангелы «суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (1:14). А это те, которые, согласно Галатам 3:29, являются наследниками обетований.

Итак, Иисус, как связующее звено – лестница или мост – стоит между человеком и Богом. Термин, используемый в Писаниях на этот счет – Посредник или Ходатай. Его именем и Его жертвой мы можем приблизиться к Великому и Вечному Богу. Читая слово Божие и позволяя ему воздействовать на нас, мы тем самым подготавливаем себя к молитве.

Наше положение перед Богом

Оно проиллюстрировано у Исаии 59:1,2: «Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо [Его] от вас, чтобы не слышать». Какая неприглядная ситуация! Но Бог пришел людям на помощь, что показывает стих 16: «И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника; и помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его». И заступник этот – никто иной как Господь Иисус Христос.

Имея привилегию молиться, просто глупо не воспользоваться ею, как говорит Писание: «Непрестанно молитесь», «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением». Другими словами, мы никогда не должны прекращать молиться. Итак, осознавая наше положение перед Богом, давайте посмотрим на ряд моментов, которые должны присутствовать в наших молитвах.

Вот ряд выражений, взятых из посланий Павла, Петра и Иоанна, касающихся молитвы: «Всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания перед Богом…», «За всё благодарите Бога…», «Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах…», имея уверенность, что Он слышит нас.

Ряд разновидностей молитв

Молитва мгновенная

Этот вид молитвы вызывает тяжелая или, наоборот, радостная ситуация. Именно в отчаянных ситуациях наша молитва является наиболее искренней, именно здесь проявляется настоящее рвение в обращении к Отцу. Пример подобное ситуации мы встречаем у Неемии 2:1-4: «Я сильно испугался… И сказал мне царь: чего же ты желаешь? Я помолился Богу небесному». Даже будучи мгновенной, эта молитва выросла из прежнего размышления и изучения слова Божьего, что явно видно из стихов 4-11 предыдущей главы: «Услышав эти слова, я сел, и заплакал, и печален был несколько дней, и постился». Здесь еще только подготовка к молитве, и даже стих продолжает: «И молился пред Богом небесным».

Конечно, мы должны обращаться к Богу, как это делал Неемия, день и ночь, и поэтому, когда для нас настанет критический момент, ведущий к появлению мгновенной молитвы, Бог обязательно услышит нас и придет нам на помощь. Здесь приходят на память прекрасные слова царя Иосафата: «Боже наш! …мы не знаем, что делать, но к Тебе очи наши!» (2 Паралипоменон 20:12). Соломон в притчах советует: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (3:5,6). Мы должны, отсюда, размышлять не только о том, что мы не можем сделать, но также и о том, что мы действительно можем сделать. Когда Ангел явился в тюрьме Петру, оковы упали с его рук, и он получил повеление надеть свою одежду и обувь. Петр не мог самостоятельно избавиться от оков, но он мог сам облачиться в одежду и надеть обувь.

Молитва запланированная

Для этой молитвы мы заранее выбираем определенное место. Иисус говорит: «Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему…» (Матфей 6:6). Господь рекомендует место, где вам никто бы не помешал для ежедневной постоянной молитвы. Даниил, как нам сообщается, молился три раза в день. Это отлично дисциплинирует. Иисус, наш великий образец, уходил молиться в отдаленные места, вставал для этого рано утром, а иногда проводил в молитве и целые ночи.

Одна из проблем, которая возрастает с годами, – сосредоточенность на молитве, невозможность сосредоточиться, подчас, просто выводит из себя. Но здесь, как утешает Павел, «Сам Дух ходатайствует за нас» (Римлянам 8:26,27). Чтение Библии также способствует сосредоточенности, ибо оно учит, как нужно говорит с Богом. «Дух подкрепляет (нас) в немощах наших», как телесных, так и умственных, потому что мы не всегда знаем, как молиться. Иногда мы попадаем в такую ситуацию, от которой просим в молитве избавить нас. Всегда ли верна эта просьба? Мы должны спросить себя: «А должен ли я просить об этом?» А, может быть, Бог испытывает нашу веру и степень доверия к Нему? Все эти вопросы могут возникать и, наверное, должны возникать в нашей голове во время молитвы. Лучшее, что мы можем сделать, – это предоставить решение нашей проблемы Богу, как сделал это Господь Иисус. Его слова в Гефсиманском саду нам всем хорошо известны: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». Насколько же благодарными мы должны быть Ему за подобный подход, ибо, благодаря ему, Он был послушен вплоть до смерти на кресте.

Читайте так же:  Заговоры и молитвы на деньги и удачу в новолуние

Павел пишет, что «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными… потому что Он ходатайствует за святых по [воле] Божией». Молитва может быть внутренним плачем невыразимой тоски, ибо подчас очень трудно высказать то, как мы действительно себя чувствуем.

«Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа». Иисус знает духовно настроенных мужчин и женщин, и «Он ходатайствует за святых», ибо их молитвы находятся в согласии с волей Отца. Молитвы не оцениваются по их красноречию, но оцениваются по их степени честности, прямоты и смирения. Насколько благодарны мы должны быть Господу Иисусу за то, что, благодаря Ему имеем привилегию доступа к Отцу. Молитва есть наша «дорога жизни». Без нее мы погибнем. Сегодня мы вспоминаем, что Бог не пожалел Своего единственного Сына, и Сын Его был готов пожертвовать Собой, дабы быть послушным воле Отца до самой смерти. Обратимся же сейчас с благодарностью в молитве к хлебу и вину, как символам великой работы нашего Первосвященника и Посредника Господа нашего Иисуса Христа.

Подготовка к молитве

Наш мир – двойственный. В нём есть Добро и Зло. Поэтому каждое явление имеет две стороны: положительную и отрицательную.

Оказывается и молитва может вместо пользы принести вред.

Если мы молимся с неверным мотивом , то результат нашей молитвы может быть отрицательным.

Есть несколько условий, которые необходимо соблюдать, чтобы наша молитва принесла пользу миру.

  1. Вера. Безусловная и безоговорочная вера в Бога и вера в то, что мы своей молитвой способны изменить ситуацию в России и мире.
  2. Любовь. Осуществление молитвы из точки наивысшей безусловной Любви к ближнему, родине, планете, всему творению.
  3. Благоговение. Благоговение перед Богом, Высшим миром.
  4. Бескорыстие. Понимание того, что Бог может Сам распорядиться той энергией, которую мы Ему даём во время молитвы, по своему усмотрению. Жертвование энергии безусловно.
  5. Смирение. Понимание того, что мы находимся в ладонях у Бога. И мы готовы подчиниться любой воле Бога, какова бы она ни была.
  6. Детское состояние сознания. Мы дети, сидящие на берегу океана Божественной Мудрости и пытающиеся понять эту Мудрость детским пытливым умом.
  7. Покаяние. Понимание того, что мы много раз ошибались. Признание своих грехов и раскаяние в них. Покаяние наполовину облегчает наше бремя. Ещё до молитвы мы освобождаемся от лишней поклажи.
  8. Мотив. Если мы молимся не за себя, а за других, за страну, за мир, за счастье всех живых существ, то это будет верный мотив.

Если мы сможем выполнить эти условия, то мы сможем достичь молитвенного состояния сознания, при котором возникает восходящий поток энергии от нас к Богу и нисходящий поток более тонкой энергии от Бога в наше существо. В этом состоянии нам становиться доступна Благодать Господня.

Разумеется, достижение молитвенного состояния сознания требует приложения каждодневных усили й на протяжении многих лет. Точно также как спортсмены ежедневно тренируются, чтобы добиться результата на Олимпиаде, точно также и в молитве требуется постоянная тренировка и усердие.

Начать можно с 15 минут молитв в день, постепенно увеличивая время до часа и более.

Для эффективной молитвенной практики необходимо соблюдать ещё физические условия.

1) Место для молитвы. Желательно иметь постоянное место для молитвы перед Алтарём. На Алтаре необходимо иметь лики святых, цветы, иконы, свечи, кристаллы… Всё что способно возвысить ваше сознание и создать Божественный настрой.

Помещение должно быть прибрано и проветрено.

2) Подготовка физического тела. Не употреблять в пищу мясо. Не употреблять алкоголь, никотин, наркотики. Не молится на сытый желудок, а спустя два часа после еды или натощак.

Тело должно быть чистым. Одежда должна быть опрятной и чистой, белая или светлых тонов.

Не смотреть телевизор. Не слушать некачественную музыку.

3) Условия. Желательно побеспокоиться о том, чтобы во время молитвы была тишина. Хорошо молится всей семьёй. Если по каким-то причинам не удаётся молиться семьёй, то договориться с домашними, чтобы были выключены телевизоры, радио, музыка на время молитвы. Выключить сотовые телефоны. В крупном городе идеально подходит для молитвы ночное время, когда суета отходит и наступает тишина, или время перед рассветом.

4) Гармонизация и настрой. За 20-30 минут до молитвы необходимо прийти в гармоничное, равновесное состояние сознания. Необходимо найти свои методы гармонизации: прослушивание спокойной музыки, просмотр фильмов-медитаций и т. п.

«Ваша молитвенная практика должна иметь устремлённость. Если вы молитесь без должного устремления, то вы напрасно тратите время. И если вас во время того, как вы молитесь или медитируете, посещают мысли о том, какую большую работу вы совершаете для человечества, то ваша молитва становится бессмысленной. Во время молитвы вы должны полностью оставить своё человеческое сознание. Как вы можете разговаривать с Богом, если вы не поднялись до той высоты в своём сознании, когда Бог будет способен вас услышать? Если вы разговариваете между собой, то вы заботитесь о том, чтобы подойти поближе, и человек, к которому вы обращаетесь, мог вас услышать. Почему же во время разговора с Богом вы не заботитесь о том, чтобы Бог вас услышал?»

«Бог разговаривает с вами на языке сердца, и Он разговаривает с вами в вашем сердце. Поэтому во время вашей молитвы ничто не должно отвлекать вашего внимания. Вы должны быть полностью сосредоточены на вашем сердце, на ощущениях в своём сердце.»

«Вам даже не обязательно произносить при этом слова молитвы. Вы просто объединяете своё сознание с сознанием Бога. Вы поднимаете своё сознание до уровня вашего Высшего Я. И вы – в Боге. Весь смысл молитвенной практики – в возвышении вашего сознания. Если ваши губы и ваш язык произносят слова молитвы, а ваш ум в это время блуждает по окрестностям, наблюдая, чем занимаются другие люди, то лучше вам оставить молитву. Вы занимаетесь бессмысленным делом. Молитва – это общение с Богом, а не упражнение для языка.»

Глава 30 Подготовка к утренней молитве

Подготовка к утренней молитве

Ловите утренние часы, часы новой, обновленной сном жизни».

Если за начало сна считать 10–11 часов вечера, то концом его будет 6–7 часов утра.

В тех случаях, когда отдыхают днем (1–1,5 часа), время вставания может быть и ранее.

Если поинтересоваться биографиями знаменитых людей науки, техники, литературы, и т. д. то можно удостовериться, что многие из них вставали очень рано. Их большие достижения и обусловлены в значительной мере тем, что правильным распределением времени они сохраняли свое здоровье и использовали для труда наиболее ценную в этом отношении часть дня — раннее утро.

Читайте так же:  Сильная молитва от злого начальства

Так, Франклин говорил: «Рано ложиться и рано вставать — залог счастья и здоровья».

Можно думать, что раннее вставание низводит на человека благословение Божие.

Утренние часы, проведенные в одиночестве, имеют для человека совершенно особую ценность. Об этом так свидетельствует о. Иоанн С:

«Внутренний человек из-под суеты света, из-под мрака плоти своей, не связанной искушениями лукавого, выглядывает свободнее утром, по пробуждении, как рыба, выбрасывающаяся иногда на поверхность воды.

Все остальное время он покрыт почти непроницаемой тьмою; на его очах лежит болезненная повязка, скрывающая от него истинный порядок вещей духовных и чувственных.

Ловите же утренние часы, это — часы как бы новой, обновленной временным сном жизни. Они указывают нам отчасти на то состояние, когда мы встанем обновленные в общее утро невечернего дня воскресения или когда разрешимся от этого смертного тела».

Итак, начиная каждый из наших дней, подумаем прежде всего о том, чтобы привести в порядок наше духовное одеяние. Позаботимся вместе с тем, чтобы у нас было для этого время и чтобы никто и ничто не помешало нам в этом ответственном и важном для нас деле.

Для этого желательно обеспечить себе одиночество утром.

Не надеясь на свою бдительность, лучше всего поставить будильник.

Звонит будильник… Побеждая вредную склонность лежать в постели проснувшись, надо тотчас же немедленно подняться и не закрываться более одеялом, сбрасывая лень, косность и остатки сонливости.

Ведь это же может быть последний день нашей жизни на земле — и его как последний нужно безупречно и бодренно провести перед очами Господа. Надо сейчас же оградить себя крестным знамением, поцеловать нательный крест, и вознести хвалу Богу — за дарование еще одного дня жизни.

Митрополит Филарет Московский советует, вставая с постели, прочесть тотчас же несколько кратких молитв для освящения дня. Например:

«Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»,

«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение»,

«Дне сего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим»,

«Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю Твою» и т. п.

Такими молитвами мы сразу же отгоняем того лукавого духа, который всегда стережет наше пробуждение.

Если замедлим с подъемом и молитвой, то огорченный ангел хранитель отходит от нас и приступает лукавый, чтобы тотчас же внушить нам целый ряд суетных, праздных или маловерных мыслей — например: о необходимости дополнительного сна для сбережения здоровья тела; приводит воспоминание какой-либо неприятности или беспокойства из жизни предыдущего дня.

Не надо слушать его, но быстро одеваться, непрестанно творя про себя или шепотом Иисусову или какие-либо другие молитвы. Этим мы достигаем сразу многого.

1) Имя Господне есть небесный огонь, как бы искры от Самого Божества, и произнесение его сразу приобщает душу к Богу, роднит с Ним, возгревает к Нему любовь и привлекает Его благодать.

2) Душа сразу же как бы бросается в Божии руки, способные защитить ее от всяких наветов лукавого духа.

3) Душа сразу начинает строить тот душевный покой, на основе которого ей придется воздвигать духовную постройку грядущего дня.

После омовения физического перед утренней молитвой, которая должна предшествовать всем обычным делам, в порядок приводится тот уголок, где находятся иконы, зажигаются (или оправляются горящие) лампады. Все — и внешнее и внутреннее — должно быть подготовлено к приходу и пребыванию Высокого Гостя — Господа Святого Духа.

Чем ранее начинается утренняя молитва христианина — тем лучше. Святой преподобный Нил Сорский говорил, что «на небе всегда рано утром служба Божия у святых идет».

Как подготовиться к молитве

Как мы можем искренне призывать имя Господа, если наше собственное сердце – эта черная яма, в глубине которой ничего не видно, только смрад идет из нее от постоянной злобы и плотских вожделений, будто от разлагающегося трупа. Молиться надо искренне; между тем наша молитва совершается где-то вне души и ума, а сердце пребывает в своей жестокости и дикости как неукротимый зверь.

Что нам делать? Как принудить себя к молитве? Вначале надо поблагодарить Бога, что Он еще не отвернулся от нас, что если бы не Его благодать, мы даже не вспомнили бы о молитве. Затем, перед молитвой надо принести покаяние; самое главное – найти свой «любимый» грех, ту страсть, с которой нам больнее всего расстаться; осудить себя за эту страсть, мысленно отринуть ее, вырвать из души, как вырывают гнилой зуб, призвать силу гнева – то, что святые отцы называют раздражительной силой, решить с этих пор бороться с ней; показать эту страсть самому себе в ее самом низком и позорном виде, довести до своего сознания, что эта страсть как змея пьет кровь нашей души, делает нас бессильными и отравленными, что от борьбы с этой страстью зависит наша жизнь и смерть. Если человек примет такое решение, то уже молитва его перестанет быть поверхностной и пустой как шелуха; его душа начнет откликаться на слова молитвы вначале еще глухо, со стоном, как бы шепотом, как говорит очнувшийся от беспамятства больной.

Далее, надо исповедоваться в текучих, повседневных грехах, которые мы совершаем каждый день, от которых душа забрызгана грязью, как одежда у человека, идущего в непогоду по слякоти и лужам. Надо покаяться во всей своей жизни, особенно в гордыне, лжи и лености, которые привели нашу душу в такое мрачное бесчувственное состояние, когда мы не можем молиться. Затем надо исповедоваться Богу в неведомых грехах, которые мы по своей беспечности и нерадению непрестанно творим, когда само неведение становится не оправданием, а осуждением нашего легкомыслия или волевого желания – не знать правды. Надо говорить: «Бог — все, а я – ничто», стараясь довести эту мысль до своего сознания и сердца. Нужно помнить, что сегодняшний день может стать последним днем нашей жизни. Необходимо испросить у Бога благословение на молитву, обратиться к Пресвятой Богородице и архангелу Салафаилу помочь в молитве и затем приступить к молитве, помня, что стоим перед Лицом Божьим, от Которого не скрыто ни одно движение нашего сердца.

Внешняя обстановка и подготовка для молитвы

Свече нельзя гореть на ветре и дожде, так нельзя затеплиться молитве при приливе впечатлений совне.
Прп. Никодим Святогорец

Как пишет епископ Вениамин (Милов): «Богоугодность молитв зависит от создания в себе человеком, путем особой подготовки, соответствующего настроения. «Прежде нежели начнешь молиться, — учит Иисус, Сын Сирахов, — приготовь себя, и не будь, как человек, искушающий Бога» (Сир. 18, 23). Подготовка людей к молитве составляет семя, из которого развивается само молитвенное настроение».

Поэтому прежде всего для личной молитвы очень важно уединение и окружающая тишина. При этих условиях наиболее легко могут быть достигнуты сосредоточенность в молитве и полнота отданности ей и ума и сердца. Поэтому утреннюю молитву лучше всего совершать, пока в доме все еще спят.

Читайте так же:  Бабушкины молитвы и обереги

К молитве должны быть подготовлены душа, разум и тело. Хорошо, когда душа спокойна, разум свободен от впечатлений и тело бодро и не в изнеможении.
Невозможна также теплая молитва при обремененном желудке.

Поэтому св. отцы и рекомендуют есть всегда не досыта, но «оставлять место Духу Святому Божию».
Поэтому более всего организм подготовлен для утренней молитвы, которая может и должна быть более длительной по сравнению с другими молитвенными правилами дня.

Так как мы стоим в молитве пред Царем царей и Владыкою Вселенной, то и во внешнем нашем одеянии не должно быть никакой небрежности: обычная скромная одежда христианина должна быть в порядке и быть чистой, лицо и руки умыты. Древние христиане специально мыли перед молитвой руки.
До начала молитвы надо несколько времени постоять молча, чтобы собрать свои мысли, вспомнить, перед Кем ты стоишь, и постараться почувствовать все неизмеримое величие, могущество, благость и красоту того Духа, внимание Которого мы хотим привлечь на себя через несколько мгновений.
Окружающая обстановка может помочь нам в собранности мыслей и чувств.
Большие, хорошо написанные иконы помогают нашему ощущению близости Господа и святых. Во время молитвы перед иконами хорошо зажигать лампады: они озаряют иконы и как бы восполняют недостаток нашего внутреннего горения.

Чтобы обеспечить себе успех молитвенного подвига, многие св. отцы рекомендуют христианам начать свои молитвы со специального обращения к Богу о помощи для достижения достойной молитвы. Так, прп. Исаак Сириянин дает для этого случая следующую молитву: «Ты, Господи Иисусе, Боже мой, призирающий на тварь Свою, Ты, Которому ясны страсти мои и немощь естества нашего и сила противника нашего, Ты Сам укрой меня от злобы его, потому что сила его могущественна… Сохрани меня от мятежа помыслов и от потопа страстей и сделай меня достойным сей святой службы, чтобы мне страстями своими не растлить ее сладости и не оказаться перед Тобою бесстыдным и дерзким».

В первые века во время молитвы христиане поднимали руки — знак усиленной просьбы.

Поднимать руки во время молитвы рекомендует и апостол Павел, который пишет Тимофею: «Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тим. 2, 8). Впоследствии этот обычай вышел из употребления при общих молитвах и сохранился у православных лишь в молитве священнослужителей.

Но когда христианин молится один и хочет особенно сердечно помолиться, он может усилить свою молитву поднятием рук.

Из тех же соображений молитва, особенно у молодых и здоровых, должна сопровождаться поклонами земными и поясными и стоянием на коленях.

«Молитва неразлучна с поклонами. Поклоны — след внутренней молитвы», — говорит еп. Феофан Затворник. «Поклоны смиряют гордость», — добавляет о. Иоанн С. У поклонов есть и та хорошая особенность, что их качество не понижается от нашей рассеянности и посторонних мыслей, как это имеет место для самой молитвы. Однако количество поклонов должно быть соразмерено с силами и состоянием здоровья. Для вполне здоровых возможно, что после молитвы будет чувствоваться некоторая физическая усталость. Некоторые святые отцы говорят даже, что молитва еще не закончена, если несколько не утруждено тело. Один из подвижников для достижения достойной молитвы имел обыкновение «разогревать свое тело и дух частыми поклонами».

Однако и здесь надо проявлять рассудительность. Еп. Феофан Затворник пишет: «На молитве, когда почувствуешь усталость, то лучше отдохни».

Видео (кликните для воспроизведения).

Следует указать, что в тех случаях, когда молитва идет от сердца, если душа стоит перед Господом и человек всем существом переживает единение с Ним и молитвенные мысли текут невозмутимо, как ручеек, насыщая и умиляя душу, то движения тела могут мешать и рассеивать: в этих случаях поклоны могут быть излишни.

Как в поклонах, так и во всем, что связано с молитвой, должна проявляться неторопливость, внимательность и усердие. Перед каждым поклоном, как и в начале каждой молитвы, следует сделать неторопливое, широкое и точно выполненное крестное знамение, которое является сильнейшим оружием против лукавого, рассеивающего наши мысли при молитве.

Про значение и силу крестного знамения так пишет о. Иоанн С: «Непостижимо, как Сам Христос соединяется со знамением крестным и дает ему чудесную силу прогонять страсти, демонов и успокаивать возмущенную душу. В крестном знамении Господь Иисус Христос как Живой и Животворящий, всегда с нами и всегда действует различными силами ко спасению нашему, верою в Него, нашего Бога и Спасителя».

При этом следует следить за тем, чтобы крестное знамение совершалось до поклона: крестным знамением мы как бы ставим перед собою изображение креста и затем творим поклон распятому на нем Господу. Если же крестное знамение творится вместе с поклоном, то мы будем как бы бросать крест на землю (хотя бы и не сознательно).

Все новоначальные должны безусловно практиковать устную — гласную молитву. Молитва про себя, или «умная», как называют ее св. отцы, — это молитва совершенных, и у новоначальных может допускаться лишь при нужде — в присутствии других.
Когда мы слышим слова молитвы, это помогает нам лучше улавливать их смысл, легче сосредоточиться.
Когда христианин молится один, он должен стараться вкладывать в слова соответствующие чувства. Пусть это будет носить отпечаток даже некоторой искусственности, пусть сами чувства будут еще спать, но здесь мы опять-таки от внешнего можем приближаться к внутреннему.
Бог не осудит нас за одно только внешнее проявление чувства: Он знает наше бессилие по отношению к внутреннему и оценит наше усердие, хотя бы во внешнем. Мы поистине здесь отдаем нашу «лепту вдовы», отдаем Богу то, что имеем, т. е. то, что еще в нашей власти, — наше усердие.

Когда Господь давал нам пример образцовой покаянной молитвы мытаря, Он упомянул про ее подробности — ударение себя в грудь как признак раскаяния. Очевидно, мы можем считаться с этим указанием Самого Господа, когда будем творить покаянное молитвословие. По словам Господа, мытарь стоял при этом с низко опущенной головой — «не смел даже поднять глаза на небо» (Лк. 18, 13).

Сила голоса должна соответствовать характеру молитвы: славословия должны быть произнесены достаточно громко и радостно; просьба — смиренно и скромно, а покаяние — с чувством сокрушения, как бы стыдясь грязи греха и безобразия наших духовных одеяний, которые мы открываем в этот момент перед очами Господа. Конечно, все эти внешние проявления чувств должны быть далеки от экзальтации или экстаза и быть скромными и умеренными.

Благоговению в молитве учил своих духовных детей старец о. Алексий М. Он заповедывал: «На молитве непрестанно чувствовать себя перед лицом Божиим, отдавать Ему всего себя — и тело, и душу, видеть и чувствовать только Его Одного».

Читайте так же:  Молитва человек в коме

Он требовал от своих духовных детей на молитве стоять собранно и телесно и духовно — стоять прямо, не поворачивая головы в сторону, ничем не отвлекаясь от великого таинства молитвы.

О том же пишет в своем дневнике и архиеп. Арсений (Чудовской): «Ты молишься лениво, невнимательно, рассеянно и даже с внешним неприличием, например облокотясь, передвигая ногами и т. п. Спроси себя: зачем ты так молишься? Неужели, так молясь, мнишь даже получить что-либо от щедродательного Владыки? Знай же: не пользу, а вред себе ты приносишь такою молитвою, ибо, стоя перед Тем, Которому ангелы служат со страхом и трепетом, ты обнаруживаешь неуважение, дерзость, обман, нечистоту, презорство, оскорбляешь величие Божие, а через это, конечно, навлекаешь на себя осуждение и гнев Божий. Бойся такой молитвы и исправляйся!»

Так же учит и еп. Феофан Затворник, который пишет: «На молитве хорошо стоять в струнку, не распуская лениво и беспечно членов и держа всех их в некотором напряжении».

В некоторых случаях жизни, может быть, придется молиться при других, скрывая от них молитву. В этих случаях можно молиться и сидя, может быть, положив перед собою какую-нибудь книгу, чтобы не привлекать на себя внимание.
Следует упомянуть, что по указанию Оптинского старца Варсонофия молитвенные правила при нужде можно выполнять и в пути; для этого, конечно, надо знать их на память.
При болезни и слабости можно молиться и сидя, и даже лежа в постели. Господь не будет взыскивать, если все это делается по необходимости: важно — лишь бы молитва шла от сердца.

Святитель Филарет Московский говорил, что «лучше думать о Боге сидя, чем о ногах стоя».

Даже тогда, когда внешняя обстановка, окружающая христианина, совсем не будет соответствовать молитве, все же христианину нужно молиться.
Старец о. Алексий М. так учил одну свою духовную дочь: «Нам нужно с вами учиться молиться, когда рядом играет граммофон, танцуют и кругом будет, как на шумной улице».

Как пишет про молитву святитель Тихон Задонский: «Мы можем к Богу приступать с прошением нашим в церкви, в доме, в собрании, на пути, на деле (на работе), на ложе, ходя и сидя, трудясь и почивая, и во всякое время. Ибо везде и всегда можем ум и сердце к Нему возводить и прошение сердца Ему предлагать… И к Богу не ногами, но сердцем приступать».

Вместе с тем надо помнить, что никогда нельзя пренебрегать служением ближним, хотя бы это служение и затрудняло и рассеивало молитву. Об этом так пишет еп. Герман: «Сравнительно спокойная жизнь, хотя бы и с добрым молитвенным настроением, все-таки ниже беспокойной с плохим молитвенным настроением».

Подготовка к молитве

Молитва — один из видов духовной практики.

Сила правильной молитвы огромна!

Это, наверное, самое главное чему нам стоит научиться, к чему надо устремляться.

И тогда она способна будет изменить всю нашу жизнь и нашу судьбу, всех окружающих нас людей и направить любую ситуацию по Божественному пути развития.

Фильм «Немая молитва» (притчи)

Добавить комментарий Отменить ответ

Кормишин Алексей Вячеславович

Врач-невролог, остеопат, кинезиолог (обо мне).

Запись на прием: через директ Инстаграмм. Отвечаю всем, но не сразу. Пишите ФИО, номер телефона и в чем нужна помощь.

Глава 2. Внешняя обстановка и подготовка для молитвы

Глава 2. Внешняя обстановка и подготовка для молитвы

Свече нельзя гореть на ветре и дожде, так нельзя затеплиться молитве при приливе впечатлений совне.

Прп. Никодим Святогорец

Как пишет епископ Вениамин (Милов):

«Богоугодность молитв зависит от создания в себе человеком, путем особой подготовки, соответствующего настроения. «Прежде нежели начнешь молиться, — учит Иисус, Сын Сирахов, — приготовь себя, и не будь, как человек, искушающий Бога» (Сир. 18, 23).

Подготовка людей к молитве составляет семя, из которого развивается само молитвенное настроение».

Поэтому прежде всего для личной молитвы очень важно уединение и окружающая тишина. При этих условиях наиболее легко могут быть достигнуты сосредоточенность в молитве и полнота отданности ей и ума и сердца. Поэтому утреннюю молитву лучше всего совершать, пока в доме все еще спят.

К молитве должны быть подготовлены душа, разум и тело. Хорошо, когда душа спокойна, разум свободен от впечатлений и тело бодро и не в изнеможении.

Невозможна также теплая молитва при обремененном желудке.

Поэтому св. отцы и рекомендуют есть всегда не досыта, но «оставлять место Духу Святому Божию».

Поэтому более всего организм подготовлен для утренней молитвы, которая может и должна быть более длительной по сравнению с другими молитвенными правилами дня.

Так как мы стоим в молитве пред Царем царей и Владыкою Вселенной, то и во внешнем нашем одеянии не должно быть никакой небрежности: обычная скромная одежда христианина должна быть в порядке и быть чистой, лицо и руки умыты. Древние христиане специально мыли перед молитвой руки.

До начала молитвы надо несколько времени постоять молча, чтобы собрать свои мысли, вспомнить, перед Кем ты стоишь, и постараться почувствовать все неизмеримое величие, могущество, благость и красоту того Духа, внимание Которого мы хотим привлечь на себя через несколько мгновений.

Окружающая обстановка может помочь нам в собранности мыслей и чувств.

Большие, хорошо написанные иконы помогают нашему ощущению близости Господа и святых. Во время молитвы перед иконами хорошо зажигать лампады: они озаряют иконы и как бы восполняют недостаток нашего внутреннего горения.

Чтобы обеспечить себе успех молитвенного подвига, многие св. отцы рекомендуют христианам начать свои молитвы со специального обращения к Богу о помощи для достижения достойной молитвы. Так, прп. Исаак Сириянин дает для этого случая следующую молитву:

«Ты, Господи Иисусе, Боже мой, призирающий на тварь Свою, Ты, Которому ясны страсти мои и немощь естества нашего и сила противника нашего, Ты Сам укрой меня от злобы его, потому что сила его могущественна… Сохрани меня от мятежа помыслов и от потопа страстей и сделай меня достойным сей святой службы, чтобы мне страстями своими не растлить ее сладости и не оказаться перед Тобою бесстыдным и дерзким».

В первые века во время молитвы христиане поднимали руки — знак усиленной просьбы.

Поднимать руки во время молитвы рекомендует и апостол Павел, который пишет Тимофею: «Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тим. 2, 8). Впоследствии этот обычай вышел из употребления при общих молитвах и сохранился у православных лишь в молитве священнослужителей.

Но когда христианин молится один и хочет особенно сердечно помолиться, он может усилить свою молитву поднятием рук.

Из тех же соображений молитва, особенно у молодых и здоровых, должна сопровождаться поклонами земными и поясными и стоянием на коленях.

«Молитва неразлучна с поклонами. Поклоны — след внутренней молитвы», — говорит еп. Феофан Затворник. «Поклоны смиряют гордость», — добавляет о. Иоанн С. У поклонов есть и та хорошая особенность, что их качество не понижается от нашей рассеянности и посторонних мыслей, как это имеет место для самой молитвы. Однако количество поклонов должно быть соразмерено с силами и состоянием здоровья. Для вполне здоровых возможно, что после молитвы будет чувствоваться некоторая физическая усталость. Некоторые святые отцы говорят даже, что молитва еще не закончена, если несколько не утруждено тело. Один из подвижников для достижения достойной молитвы имел обыкновение «разогревать свое тело и дух частыми поклонами».

Читайте так же:  Молитва три старца

Однако и здесь надо проявлять рассудительность. Еп. Феофан Затворник пишет:

«На молитве, когда почувствуешь усталость, то лучше отдохни».

Следует указать, что в тех случаях, когда молитва идет от сердца, если душа стоит перед Господом и человек всем существом переживает единение с Ним и молитвенные мысли текут невозмутимо, как ручеек, насыщая и умиляя душу, то движения тела могут мешать и рассеивать: в этих случаях поклоны могут быть излишни.

Как в поклонах, так и во всем, что связано с молитвой, должна проявляться неторопливость, внимательность и усердие. Перед каждым поклоном, как и в начале каждой молитвы, следует сделать неторопливое, широкое и точно выполненное крестное знамение, которое является сильнейшим оружием против лукавого, рассеивающего наши мысли при молитве.

Про значение и силу крестного знамения так пишет о. Иоанн С:

«Непостижимо, как Сам Христос соединяется со знамением крестным и дает ему чудесную силу прогонять страсти, демонов и успокаивать возмущенную душу. В крестном знамении Господь Иисус Христос как Живой и Животворящий, всегда с нами и всегда действует различными силами ко спасению нашему, верою в Него, нашего Бога и Спасителя».

При этом следует следить за тем, чтобы крестное знамение совершалось до поклона: крестным знамением мы как бы ставим перед собою изображение креста и затем творим поклон распятому на нем Господу. Если же крестное знамение творится вместе с поклоном, то мы будем как бы бросать крест на землю (хотя бы и не сознательно).

Все новоначальные должны безусловно практиковать устную — гласную молитву. Молитва про себя, или «умная», как называют ее св. отцы, — это молитва совершенных, и у новоначальных может допускаться лишь при нужде — в присутствии других.

Когда мы слышим слова молитвы, это помогает нам лучше улавливать их смысл, легче сосредоточиться.

Когда христианин молится один, он должен стараться вкладывать в слова соответствующие чувства. Пусть это будет носить отпечаток даже некоторой искусственности, пусть сами чувства будут еще спать, но здесь мы опять-таки от внешнего можем приближаться к внутреннему.

Бог не осудит нас за одно только внешнее проявление чувства: Он знает наше бессилие по отношению к внутреннему и оценит наше усердие, хотя бы во внешнем. Мы поистине здесь отдаем нашу «лепту вдовы», отдаем Богу то, что имеем, т. е. то, что еще в нашей власти, — наше усердие.

Когда Господь давал нам пример образцовой покаянной молитвы мытаря, Он упомянул про ее подробности — ударение себя в грудь как признак раскаяния. Очевидно, мы можем считаться с этим указанием Самого Господа, когда будем творить покаянное молитвословие. По словам Господа, мытарь стоял при этом с низко опущенной головой — «не смел даже поднять глаза на небо» (Лк. 18, 13).

Сила голоса должна соответствовать характеру молитвы: славословия должны быть произнесены достаточно громко и радостно; просьба — смиренно и скромно, а покаяние — с чувством сокрушения, как бы стыдясь грязи греха и безобразия наших духовных одеяний, которые мы открываем в этот момент перед очами Господа. Конечно, все эти внешние проявления чувств должны быть далеки от экзальтации или экстаза и быть скромными и умеренными.

Благоговению в молитве учил своих духовных детей старец о. Алексий М. Он заповедывал:

«На молитве непрестанно чувствовать себя перед лицом Божиим, отдавать Ему всего себя — и тело, и душу, видеть и чувствовать только Его Одного».

Он требовал от своих духовных детей на молитве стоять собранно и телесно и духовно — стоять прямо, не поворачивая головы в сторону, ничем не отвлекаясь от великого таинства молитвы.

О том же пишет в своем дневнике и архиеп. Арсений (Чудовской):

«Ты молишься лениво, невнимательно, рассеянно и даже с внешним неприличием, например облокотясь, передвигая ногами и т. п. Спроси себя: зачем ты так молишься? Неужели, так молясь, мнишь даже получить что-либо от щедродательного Владыки? Знай же: не пользу, а вред себе ты приносишь такою молитвою, ибо, стоя перед Тем, Которому ангелы служат со страхом и трепетом, ты обнаруживаешь неуважение, дерзость, обман, нечистоту, презорство, оскорбляешь величие Божие, а через это, конечно, навлекаешь на себя осуждение и гнев Божий. Бойся такой молитвы и исправляйся!»

Так же учит и еп. Феофан Затворник, который пишет:

«На молитве хорошо стоять в струнку, не распуская лениво и беспечно членов и держа всех их в некотором напряжении».

В некоторых случаях жизни, может быть, придется молиться при других, скрывая от них молитву. В этих случаях можно молиться и сидя, может быть, положив перед собою какую-нибудь книгу, чтобы не привлекать на себя внимание.

Следует упомянуть, что по указанию Оптинского старца Варсонофия молитвенные правила при нужде можно выполнять и в пути; для этого, конечно, надо знать их на память.

При болезни и слабости можно молиться и сидя, и даже лежа в постели. Господь не будет взыскивать, если все это делается по необходимости: важно — лишь бы молитва шла от сердца.

Святитель Филарет Московский говорил, что «лучше думать о Боге сидя, чем о ногах стоя».

Даже тогда, когда внешняя обстановка, окружающая христианина, совсем не будет соответствовать молитве, все же христианину нужно молиться.

Старец о. Алексий М. так учил одну свою духовную дочь:

«Нам нужно с вами учиться молиться, когда рядом играет граммофон, танцуют и кругом будет, как на шумной улице».

Как пишет про молитву святитель Тихон Задонский:

«Мы можем к Богу приступать с прошением нашим в церкви, в доме, в собрании, на пути, на деле (на работе), на ложе, ходя и сидя, трудясь и почивая, и во всякое время.

Ибо везде и всегда можем ум и сердце к Нему возводить и прошение сердца Ему предлагать… И к Богу не ногами, но сердцем приступать».

Вместе с тем надо помнить, что никогда нельзя пренебрегать служением ближним, хотя бы это служение и затрудняло и рассеивало молитву. Об этом так пишет еп. Герман:

Видео (кликните для воспроизведения).

«Сравнительно спокойная жизнь, хотя бы и с добрым молитвенным настроением, все-таки ниже беспокойной с плохим молитвенным настроением».

Подготовка к молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here