Осипов о молитве и посте

Полное описание: Осипов о молитве и посте - для наших любимых читателей.

Осипов о молитве и посте

» жмите сюда, если нет «прокрутки» в этом окне

Профессор теологии
Алексей Ильич Осипов

Интервью «Российской газете» (2015 г.)

Для чего человеку нужна Пасха?

— Почему мы празднуем Пасху? Я имею в виду, саму этимологию слова. Ведь оно не русское.

— Само слово «Пасха», по-еврейски песах, — означает переход. 3400 лет тому назад совершился выход еврейского народа из состояния рабства Египту и перешёл к свободной независимой жизни — совершился своего рода переход от смерти к жизни — воскресение его национальной жизни.

Церковь это древнее событие, как и многое другое из истории Ветхого Завета, рассматривает в качестве прообраза того перехода от смерти греха к жизни вечной, который осуществил Христос всему человечеству Своей крестной смертью и Воскресением. Потому празднование Воскресения Христова называется также Пасхой.

— Я думаю, сейчас нет смысла углубляться в догматику. Это тема отдельного большого разговора, тем более, что всем желающим доступны ваши лекции и, знаю, многие смотрят православный телеканал «Союз», где ваши выступления регулярно показывают. Сейчас же накануне Пасхи многих интересует следующее.

Пасха — главный праздник в году. Многие понимают, что к нему нужно готовиться, но вот полностью соблюдать пост люди зачастую не в состоянии. И это, знаю такие примеры, приводит некоторых к унынию, а то и к раздражительности на себя или на церковь, которая установила столь неудобоносимую ношу. Согласитесь, в наше интенсивное время сложно сесть на хлеб и воду и при этом сохранять высокую работоспособность. Может наша церковь слишком консервативна и пора ввести послабления для обычных верующих?

— Пост — это время, когда нужно насколько возможно воздерживаться от всяческих излишеств, касающихся как тела, так и души. Или лучше сказать — от всяческих греховных деяний: от объедения, от пьянства, лжи, от гнева, пустого провождения времени и т.п. Должно хотя бы в это время немного собраться, задуматься о своей жизни, больше времени посвятить молитве, чтению Евангелия и святоотеческих творений, посещению богослужений. А в отношении поста….

— Да, некоторые мои знакомые, маловерующие или вовсе неверующие спрашивают, для чего соблюдать пост? Что он даёт?

— Неверующим людям скажите: для здоровья! Пусть пойдут к врачам и спросят, как правильно питаться и вести себя, чтобы быть здоровым. И они, уверен, скажут, что, во-первых, очень вредно объедаться, напиваться, много спать, вести беспорядочный образ жизни, раздражаться, злобиться и т.п. Они также скажут, что периодические воздержания требований господина-желудка и отказ от жирной, калорийной пищи очень полезны не только для здоровья физического, но и психического, и для нервной системы.

Русский святой Тихон Воронежский (18 в.) говорил:

«Воздержно ешь, мало пей и здоров будешь».

Вот тот минимум, который уже показывает любому человеку ту пользу, которую он может получить от поста.

Если же говорить о верующих, то у Церкви нет безусловных требований в отношении поста. Пост — дело, хотя и очень желательное, но добровольное. Людям больным, слабым, трудящимся на тяжёлых работах, детям, беременным женщинам Церковь рекомендует ослабление физического поста по согласованию со священником. Но верующие понимают, что пост — это время воздержания не только потребностей тела. Он установлен Церковью ради того, чтобы помочь человеку молиться, бороться с дурными мыслями, желаниями, словами, делами, которые расстраивают душу.

— С распадом СССР многие обратились к Богу. Но всеобщий ренессанс церкви продлился недолго. С приходом так называемых, «тучных» двухтысячных, многие стали хорошо зарабатывать. При этом стали больше летать на курорты, но меньше ходить в храмы. Не кажется ли вам, что мы стали наступать на те же грабли, что и Запад. Сытому человеку Бог не нужен. Вы согласны?

— Да, согласен. Связь между телом и душой, внешним комфортом и уровнем духовной жизни — самая непосредственная. Характер внешней жизни человека очень влияет на его внутреннее, духовное состояние. Можно только позавидовать апостолу Павлу , который сказал о себе:

«Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всём, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке» (Филип. 4:12).

Но таковых всегда было не много.

— Так что же делать? Все же не могут быть святыми. Если человек трудится на заводе или в офисе, куда он уйдёт? Ему семью кормить надо…

— Не о святости будем говорить, а о том, чтобы быть христианами не только по имени. Для этого не обязательно уходить в пустыни или непроходимые леса, как это делали исключительные люди. Многие ли, например, могут поднять сто килограмм, а тренированные атлеты спокойно это делают. Но это не значит, что всем нужно поднимать такие тяжести. Для нас, простых людей, важно делать то, что в наших силах. То есть надо хотя бы в чём-то проявить власть над своими пристрастиями, хотя бы над своим желудком, о котором преподобный Иоанн Лествичник с юмором написал слово:

«О любезном для всех и лукавом владыке чреве».

— А для чего это нужно обычному человеку? Возьмём стреднестатистического нынешнего молодого человека, менеджера или мерчендайзера. Он сидит в офисе, работает, вечером приходит домой, растит детей, никого не грабит, не убивает, просто живёт, как нормальный человек, радуется жизни…

— Ну, тогда надо задать вопрос: а для чего вообще человек живёт? Чтобы есть, умереть и раствориться в бездушном океане смерти? А вдруг есть Бог, есть вечная жизнь и потребуется ответ перед открывшимся голосом совести и Богом? Разумному человеку прежде всех вопросов нужно ответственно, аргументировано ответить на этот вопрос. Тогда он сможет понять и зачем нужно Православие. А вопрос: зачем мне Православие, когда я и так порядочный человек , свидетельствует о полном незнании человека. Христианство говорит, что вся эта внешняя хорошесть часто скрывает нечто очень нехорошее. Я-то хороший, но пусть попробует кто сказать мне, что я нехороший, задеть моё самолюбие, или обругать меня вместо того, чтобы похвалить. Тогда он узнает, какой я хороший. Или когда у моего друга появилась машина лучшая, чем у меня — увидите, как я весь позеленел от зависти.

Читайте так же:  Венец безбрачия как снять молитва

Так вот, христианство открывает человеку его внутреннее состояние и утверждает, что именно оно определяет его достоинство, а не поведенческая сторона и тем более не комфорт аскариды. Если я верю в Бога и бессмертие души, то, наверное, постараюсь сделать себя, душу свою чище, а не просто внешнюю жизнь. Достоевский очень точно выразил эту мысль:

«Только с верой в свое бессмертие человек постигает всю разумную цель свою на земле».

— Неверующие люди, с которыми приходится общаться в обоснование своего нежелания держать пост, праздновать Пасху зачастую на вооружение берут аргументы из Православия. Говорят, смотрите у вас первым в рай вошёл разбойник, который всю жизнь грабил и убивал и никаких постов не соблюдал. Так откуда же вам и нам знать, что кому полезно и кто спасётся — тот, кто принял монашеский постриг или кто ничего не принял, а просто живёт обычной жизнью?

— Православие говорит о нормах правильной жизни и предлагает примеры святой жизни и предупреждает и от жизни по страстям. Об отдельных людях оно говорит очень редко. Поэтому, действительно, мы не знаем, кто там после смерти окажется перед Богом выше: подвижник или обычный мирянин.

— Так значит всё-таки пост не для всех?

— Пост — это одна из необходимых тренировок для спортсменов духа. А человек уже сам выбирает, что он может и хочет.

— И всё-таки, возвращаясь к главному вопросу, что человеку даёт Пасха?

— Если уж мысль изречённая есть ложь, то тем более невыразимо переживание. Если верующий в период поста хотя бы несколько потрудился над собой, воздерживался и в пище, и в поступках, и в мыслях и словах, каялся в нарушениях заповедей Евангелия, исповедовался и причащался, то непременно увидит, почувствует, что такое Пасха Христова. Если же ни в чём не было воздержания, не было понуждения себя к молитве и правильной жизни, то, скорее всего, такой человек ничего и не почувствует. И никакой Пасхи, кроме телячьей радости от хорошего застолья, он не получит. Ничего Пасха ему не даст.

Осипов о молитве и посте

» жмите сюда, если нет «прокрутки» в этом окне

Профессор теологии
Алексей Ильич Осипов

о « молитве правильной »

Непосредственно с темой монашества связанно учение Святителя о молитве, или об умном делании, о первостепенном значении которого в монашестве, он писал: « Без истинного умного делания монашество есть тело без души» .

Говоря, что « молитва есть высшее упражнение для ума… Молитва есть глава, источник, мать всех добродетелей » , Святитель раскрывает те условия, при соблюдении которых только она является таковой. В противном случае, предупреждал он, она оказывается, по меньшей мере, бесплодной, а может привести и к впадению в глубокую прелесть: переживанию ложных сладостных состояний, виде́ний, прозрений и т.п. Некоторые из этих условий молитвы, принимаемой Богом, достаточно известны: прощение ближних, отсутствие вражды к кому-либо, милосердие и др. Но многие находятся вне поля зрения большинства верующих. Поэтому услышать голос такого Учителя о правильной молитве — большое благо. За два года до своей кончины он писал: «В настоящее время — существенная нужда в правильной молитве, а её-то и не знают! Не знают, что она должна быть орудием и выражением покаяния, (а) ищут наслаждения и восторгов, льстят себе, и орудием, данным во спасение, убивают свои души. Существенно нужно правильное понимание молитвы в наше время! Она — существенный, единственный руководитель в наше время ко спасению. Наставников нет !» . Поэтому « научись молиться Богу правильно. Научившись молиться правильно, молись постоянно — и удобно наследуешь спасение » .

Прежде всего, святитель Игнатий указывает на виды молитвы. Самая простая из них — устная, или гласная молитва, которая произносится вслух или шёпотом. Но « устное и гласное моление тогда плодоносно, когда оно сопряжено со вниманием, что встречается очень редко: потому что вниманию научаемся преимущественно при упражнении молитвой Иисусовой (Предисловие схимонаха Василия)» .

Помимо устной молитвы он говорит ещё о трех ее видах. « От молитвы гласной многой, — говорит священноинок [ Дорофей, автор “Цветника”. — А.О. ], — истекает молитва умная, а от умной молитвы является молитва сердечная. Произносить молитву Иисусову должно не громким голосом, но тихо вслух себе одному ». « Молитва называется умной, когда произносится умом с глубоким вниманием при сочувствии сердца; сердечной, когда произносится соединёнными умом и сердцем, причём ум как бы нисходит в сердце и из глубины сердца воссылает молитву; душевной, когда совершается от всей души, с участием самого тела, когда совершается из всего существа » .

Читайте так же:  Осетинские тосты молитвы на русском

Представим наиболее важные положения учения Святителя о молитве.

Молитва внешняя и внутренняя

« Не только в процессе дыхания, но и во всех движениях тела должно наблюдать спокойствие, тихость и скромность. Всё это очень спо­собствует к удержанию ума от рассеянности ».

« Кто молится устами , — передаёт святитель Игнатий слова очень почитаемого им подвижника священноинока Дорофея, — а о душе небрежёт и сердца не хранит, такой человек молится воздуху, а не Богу, и всуе трудится, потому что Бог внимает уму и усердию, а не многоречию ”.

«… одна внешняя молитва недостаточна. Бог внимает уму, а потому те монахи, которые не соединяют внешней молитвы со внутренней, не суть монахи (преподобный Серафим Саровский)».

« Всякая молитва , — сказал тот же великий Отец [ св. Исаак Сирин — А.О. ], — при которой не утрудится тело, а сердце не придёт в сокрушение, признаётся недозревшим плодом, потому что такая молитва — без души ». Он же сказал: « Молитвы памятозлобивых — посевы на камне » (ср.: Мф. 6. 14–15).

« Количество молитвы определяется для каждого образом жизни его и количеством сил душевных и телесных ».

В одном из писем святитель Игнатий говорит об одном из важнейших условий, при наличии которого лишь молитва принимается Богом. « Сегодня , — пишет он, — я прочитал то изречение Великого Сисоя, которое мне всегда особенно нравилось, всегда было мне особенно по сердцу. Некоторый инок сказал ему: «Я нахожусь в непрестанном памятовании Бога». Преподобный Сисой отвечал ему: «Это не велико; велико будет то, когда ты сочтёшь себя хуже всей твари». «Высокое занятие , — продолжает Святитель, — непрестанное памятование Бога! Но это высота очень опасная, когда лестница к ней не основана на прочном камне смирения ». « Для правильности молитвы надобно, чтобы она приносилась из сердца, наполненного нищеты духа, из сердца сокрушённого и смиренного ».

« Душа молитвы — внимание. Как тело без души мертво, так и молитва без внимания — мертва. Без внимания произносимая молитва обращается в пустословие, и молящийся так сопричисляется к приемлющим имя Божье всуе» (Притч. 30: 9).

«Должно… совершать молитву со вниманием и благоговением с целью покаяния, заботясь единственно о том, чтобы эти три качества постоянно соприсутствовали молитве».

«Достоинство молитвы состоит единственно в качестве, а не в количестве… Качество истинной молитвы состоит в том, когда ум во время молитвы находится во внимании, а сердце сочувствует уму».

«Особенно способствует сохранению внимания во время молитвы весьма неспешное произнесение слов молитвы».

«…внимательная устная молитва сама собой переходит в умную и сердечную». «Без внимания молитва — не молитва. Она мертва! Она — бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога пустословие»!

Искание наслаждения в молитве

« Не ищи в молитве наслаждений: они отнюдь не свойственны грешнику. Желание грешника ощутить наслаждение есть уже самообольщение. Ищи, чтобы ожило твоё мёртвое, окаменевшее сердце, чтобы оно раскрылось для ощущения греховности своей, своего падения, своего ничтожества, чтобы оно увидело их, созналось в них с самоотвержением. Тогда явится в тебе истинный плод молитвы: истинное покаяние ». « Приноси Богу молитвы тихие и смиренные, а не пылкие и пламенные. Огонь нечистый — слепое, вещественное разгорячение крови — воспрещено приносить пред всесвятого Бога ».

Видео (кликните для воспроизведения).

Истинное наслаждение — в правильной молитве

Как часто упрекают христианство в том, что оно, призывая человека к ви́дению повреждённости человеческой природы и своей греховности, к покаянию, к плачу о грехах, борьбе со страстями и проч., делает жизнь унылой и несчастной. Но такие упрёки проистекают из полного непонимания того, что причиной всех наших бед являются именно страсти: эгоизм, зависть, гордость, алчность, упрямство, пьянство и прочие, им же несть числа. Они отравляют личную и семейную жизнь человека, приносят неисчислимые беды. И без борьбы с ними, покаяния и молитвы ничего доброго ожидать в жизни невозможно. Это самый основной закон человеческой жизни!

И, напротив, в человеке, живущем по Евангелию, по мере очищения от страстей открывается реальное действие благодати Божьей, особая духовная радость – истинное человеческое счастье. О нём прекрасно сказал переживший его апостол Павел : « не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2. 9) . История Церкви подтверждает это с огромной силой.

Святитель Игнатий пишет: « Радость и веселие свойственны душе, ощутившей оживление, ощутившей избавление из плена, в котором держали её грех и падшие духи, ощутившей осенение Божественной благодати, ощутившей, что действием этой благодати она представлена лицу Божью, возведена в непорочное и блаженное служение Богу. Ра­дость и веселие так сильны, что Святой Дух приглашает ощутившего их к воскликновению. Как не воскликнуть от радости освободившемуся, ожившему, окрылившемуся, вознёсшемуся с земли на небо ?». И о своей настоятельской жизни в Троице-Сергиевой пустыне: « Здесь я увидел врагов, дышащих непримиримою злобою и жаждою погибели моей; здесь милосердый Господь сподобил меня познать не­выразимые словом радость и мир души; здесь сподобил Он меня вкусить духовную любовь и сладость в то время, как я встречал врага моего, искавшего головы моей,—и соделалось лицо этого врага в глазах моих, как бы лицом светлого Ангела ».

Читайте так же:  Вечерние правила молитва

Замечательны и разнообразны слова Святителя о той радости, которую испытывает верующий в разных молитвенных состояниях своей души, когда живёт действительно по-христиански:

— в покаянии . « В слезах таинственно живёт утешение, и в плаче — радость». «Утешение, радость, наслаждение, подаяние [ других ] даров суть последствия примирения» души с Богом » ;

— в скорбях . « Апостол заповедует при молитве благодарение. Таким благодарением вводится в душу чудное спокойствие, вводится радость, несмотря на то, что отовсюду окружают скорби » ;

— в любви евангельской . « Георгий, затворник Задонского монастыря, муж, достигший христианского совершен­ства, так говорит: «Хочу сказать несколько слов о сущности любви. Это — самый тончайший огонь, превосходящий всякий ум и легчайший всякого ума. Действия этого огня быстры и чу́дны, они священны и изливаются на душу от Святого, Вездесущего Духа. Этот огонь лишь коснётся сердца, всякое помышление и чувство беспокойные мгновенно перелагаются в тишину, в смирение, в радость, в сладость, превосходящую всё » ;

— во внутреннем состоянии своей души и в отношении к ближним . « Плоды истинной молитвы: святой мир души, соединён­ный с тихой, молчаливой радостью, чуждой мечтательности, самомнения и разгорячённых порывов и движений, любовь к ближ­ним, не разлучающая для любви добрых от злых, достойных от недостойных, но ходатайствующая обо всех перед Богом » ;

в — святости . Святые переживают «несказанное наслаждение тела радостью духовною» .

«Говорит преподобный авва Исаия Отшельник в поучении: Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12. 29). Огнём растопляется воск и иссушается тина скверных нечистот: так и тайным поучением иссушаются скверные помыслы, и истребляются из души страсти, просвещается ум, уясняется и утончается мысль, изливается радость в сердце» .

« Божьи святые чудодействовали, воскрешали мёртвых, пред­возвещали будущее, упоены были духовною сладостью, и вместе, смирялись, трепетали, видя с недоумением, удивлением, страхом, что Бог благоволил ущедрить персть, — персти, брению вверил Святого Духа Своего. О ужас! нападает от зрения этих таинств молчание на ум зрящий; объемлет сердце несказанная радость » .

— Значит, молиться за усопших — это тоже, чтобы Господь избавил их от страстей?

— Да, именно. Ведь там к страстям как сродному себе прилипают «друзья»-мучители. Прп. Антоний Великий писал: «когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом — по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога — по несходству с Ним… а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Такова реальность жизни и земной, и загробной.
— То есть мы молимся, чтобы человек увидел свои грехи?
— Да, это необходимое условие освобождения и исцеления человека.

— Но ведь тогда никакой радости не будет… а радость — это же один из «плодов Духа»…
— «Через тернии — к звездам». Никто, наверное, так не радуется, как спасенный от смертельной болезни, тяжелого плена, тюрьмы. Также и первым условием получения той радости, о которой Апостол писал: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его, — является познание своих духовных болезней, зла страстей. Ясно же, не увидев болезни, лечиться не будешь. Святитель Игнатий писал: «первое духовное видение есть видение своих согрешений, доселе прикрывавшихся забвением и неведением», а не радость благодатных переживаний. Потому не увидевшие своей греховности, неспособности своими силами исцелиться и стремящиеся сразу к любви и радости впадают в прелесть, погибают.
Это первое видение, сопряженное с покаянием, является основанием правильной (т.е. праведной) жизни и необходимым условием возвращения человека в радость Божественной жизни. Как пророк Давид молился: Возврати мне радость спасения Твоего (Пс. 50: 14). Законная радость (в отличие от беззаконной, прелестной) приобретается по мере исцеления от страстей через покаяние и подвиг правильной молитвы, о действии которой св. Исаак Сирин писал: «молитва есть радость, воссылающая благодарение».

Алексей Осипов: «Посты – совершенно необходимы»

По словам известного богослова, причиной процесса отторжения постов является все большее порабощение человека плотью

Почему идет процесс отторжения постов? Причина очевидна — это все большее порабощение современных людей плотью. Но еще в предпотопное время Бог произнес страшные слова: «Не может Дух Мой пребывать в этих человеках, потому что они плоть» (Быт. 6:3). Речь идет о тех, у кого плотские чувства, вожделения и стремление к наслаждениям полностью подавили всё духовное. Сейчас в бывших христианских народах идет активный процесс общего духовного ослабления и возвращения язычества, которое, как раз, и характеризуется, прежде всего, культом плоти.

В свое время протестантизм полностью отменил все посты. При этом Лютер подвел под это новшество в христианской религии «богословскую» базу. Он заявил не больше и не меньше, как следующее: «Душа никоим образом не участвует в сладострастных деяниях плоти и нисколько ими не оскверняется». Замечательно, не правда ли? Это было сказано в XVI веке. Но теперь мы видим, как далеко зашли процессы деградации не только в протестантизме, который полностью отменил посты, но уже и в католицизме, из которого протестантизм вышел. В настоящее время в католической церкви постных дней в году фактически только два — это так называемая «пепельная среда» (у католиков Великий пост начинается в среду, а не в понедельник) и страстная пятница. Но и этот пост не тот, который сохраняет Православие.

Читайте так же:  Правдина молитва на привлечение клиентов

Я как-то был в Словакии и посетил католическую семинарию. На мой вопрос о том, какие существуют посты для семинаристов, ректор, как мне показалось, стесняясь, ответил: «Наши семинаристы тоже постятся: в «пепельную среду» и страстную пятницу они едят один раз в день и без мяса». Странно было слышать такое о посте от взрослого человека. Но, оказывается, это не досадная случайность, не единичное исключение. Это — нравственное учение католической церкви, это ее реальная духовная жизнь, которая доходит до абсурда: в католичестве перед причастием — один час поста! Создается впечатление, что человек там рассматривается уже как какое-то жвачное животное, для которого не пожевать целый час — настоящий подвиг.

Расскажу историю из личного опыта. Однажды делегация нашей Церкви и католической ужинаем в ресторане. Вино, разговоры, шутки, смех. Меня толкает одна дама, католичка, и спрашивает, пойдем ли мы в костел на их мессу? Я ее спрашиваю: «Вы что же, и причащаться будете?» Она говорит: «Да, конечно». Я ей: «Знаете, что с Вами надо сделать?» Она: «Что?» «Сжечь Вас надо», — отвечаю. Она смеется и объясняет мне, что папа разрешил поститься перед причастием всего один час. Поэтому, пока дойдем до костела, да будет совершаться месса, то как раз час и пройдет.

В западном христианстве в настоящее время посты полностью упразднены. Это — яркое свидетельство окончательного плотского порабощения духа нашего западного соседа. Отсюда закономерно проистекает масса всевозможных бед, о которых пишет святитель Игнатий: «Не соблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище не может сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его плотское состояние…». В этой связи уместна русская пословица: «Серединочка сыта — кончики играют». И играют уже откровенно: узаконение содомизма и прочих форм разврата, прелюбодеяния, блуда и проч. Посмотрите, какая пропаганда безнравственности идет по телевидению! Совершенно утрачено понимание необходимости власти ума над плотью. Но борьба с постами несет в себе большую опасность для человека и общества в целом.

Однако не нужно думать, что Православная Церковь является какой-то законнической организацией, и установленные ею посты требуют от верующего безусловного и неукоснительного их соблюдения вне зависимости от каких-либо обстоятельств. Приведу пример. Великим постом по уставу нельзя есть даже рыбу. Но Патриарх Алексий I учащимся духовных школ в связи с их большой нагрузкой разрешил есть рыбу в определенные дни. И это не явилось нарушением православных норм жизни, поскольку было вызвано объективными обстоятельствами. Подобные же ослабления распространяются на людей, занятых тяжелой физической работой, больных, старых и т.д. Наша Церковь всегда призывает учитывать состояние человека, его здоровье, условия жизни, быта, работы.

Я против того либерализма, который видим на Западе. И считаю посты совершенно необходимыми. В то же время, в некоторых случаях нужно вводить разумные послабления, например, во время Петрова поста, который может продолжаться до шести недель. Отдельным лицам такие послабления могут давать духовники. Но вопрос о каких-либо изменениях устава о постах может решаться только высшей церковной властью.

Алексей Ильич Осипов, доктор богословия, профессор Московской Духовной академии, специально для «Русской народной линии»

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Комментарии 27

В данном случае прав,но подозрительно, что принимал участие в двусторонних диалогах, проводимых Русской Православной Церковью с Дохалкидонскими церквами, Ватиканом, католической организацией «Пакс Кристи Интернационалис», лютеранскими церквами ФРГ, ГДР, Финляндии, Национальным Советом церквей США, Всемирным союзом реформатских церквей, Англиканской церковью, Епископальной церковью в США и др. Был участником ряда Ассамблей Всемирного Совета Церквей, Конференции Европейских Церквей, Христианской Мирной Конференции, многих всемирных, международных, региональных и иных церковных и общественных конференций и ассамблей как внутри страны, так и за рубежом.

Как-то не согласуется с его отношением к ереси экуменизма.

Вести диалог и разделять взгляды, различные понятия.

Тем более Осипов основывает свои выводы на святоотеческих наставлениях никогда не разделял экуменические взгляды.

А говорить — не значит жениться

Всё равно подозрительно.Не дымовая ли это завеса? К чему бы это такая активная деятельность в этой сфере?

А не расстрелять ли Осипова, чтоб не мутил?

Алексей Ильич Осипов

Профессор Московской Православной Духовной Академии

Как лучше молиться: своими словами или пользоваться молитвословом?

Вопрос: «Тем, кто первый раз обращается к Богу, лучше молиться своими словами или пользоваться молитвословом?»

Отвечает профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов:

– Я полагаю, что человеку, который только начинает – лучше молиться своими словами. Для него канонические молитвы, которые находятся в наших молитвословах, во многом еще будут не понятны. Не понятны – даже по языку, а уж тем более – по своему содержанию. Поэтому, лучше свои просьбы выражать своими словами. Молитва должна отличаться искренностью, а не стандартностью. Как только такой человек начнет читать молитвы, то может возникнуть ощущение формы, а не содержания. И это очень опасно, потому что таким образом можно дискредитировать молитву. Это, кстати, одна из больших опасностей (которая присутствует не только у начинающих, но и у тех, которые чуть ли не всю жизнь провели в церкви) – когда молитву начинают воспринимать как некую стандартную форму, предписанную церковью и данной в молитвословах. Тогда молитва фактически исчезает, так как не остается искреннего и разумного обращения к Богу. Это опасно.

Читайте так же:  Молитва к паисию великому

Ведущий:
– А для человека воцерковленного, который уже много лет выполняет утреннее и вечернее молитвенные правила и, может быть, даже уже знает их наизусть – насколько полезнее обращение к Богу каноническими молитвами, которые указаны в молитвослове, или всё же – своими словами?

Алексей Ильич Осипов:
– Я полагаю, что для человека, который уже многое знает и для которого канонические молитвы вполне понятны – эти канонические молитвы имеют большое значение, потому что они научают, как нужно молиться. А это очень важно, потому что иногда создается впечатление, что многие просто не знают, как молиться.

У Игнатия Брянчанинова мы встречаем слова, которые, на первый взгляд, поражают. Он говорит о том, что многие не знают, как молиться. А молитва нужна правильная, потому что только правильная молитва приучает человека к действительной молитве, и только правильная молитва дает соответствующие плоды. Он всё время подчеркивает слово «правильная». На первый взгляд кажется удивительным – что такое «правильная» и что такое «неправильная» молитва.

Так вот молитвословие, которое мы находим в наших богослужебных книгах, как раз является примером того, как нужно молиться. Например: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою…» Посмотрите, какое тут благоговение, какое выражение своего, выражаясь светским языком, почтения, уважения. Или молитва «Отче наш», которой научил нас Сам Господь и в которой перечисляется всё, что нужно. А что нужно? Человек через эту молитву научается, как обращаться к Богу, о чем можно молиться Богу. Или возьмите молитву Макария Великого: «Боже, очисти мя грешнаго…» Вы слышите, о чем речь-то идет? Очисти… А от чего меня очистить? А дальше вообще что-то невероятное: «…яко николиже сотворих благое пред Тобою…» Человек разумный просто ахнет: «Как? Я ничего доброго не сделал?» И кто это говорит? Великий Макарий!

Так что эти молитвословия научают, как молиться. Научают, как себя нужно чувствовать, чтобы молитва действительно дошла до Бога.

Осипов о молитве и посте

Молитва – как связь – это духовное содержание любой религии. И есть неверная молитва, которая м. привести к самым печальным последствиям.

Особое внимание отцы уделяют молитве Иисусовой, т.к.утренние и вечерние молитвы совершаются только в свое время, а молиться надо весь день.

Надо упражняться в молитве, понуждать себя к ней (как спортсмены упражняются) – и с начала, а не с середины и не с конца.

С середины – начинают те, кто принимают руководства отцов без подготовки, хотят взойти умом в сердечный храм, и оттуда воссылать молитву. С конца – те, кто хотят немедленно раскрыть благодатные действия молитвы, ее благодатные дары, переживания и сладости (Кстати, этим наполнена книга «Откровенные рассказы странника…»).

Этапы молитвы: 1) Устная молитва – языком или шепотом.

2) Следующая ступень – эта молитва м.стать умственной молитвой – как мысль.

3) Следующий этап – соединение ума с сердцем – когда в ответ на покаянную молитву начинает откликаться сердце, и происходит неизъяснимый акт, который дается Богом – акт соединения ума с сердцем. Это происходит не по воле человеческой, а только по воле Божией. Тогда молитва становится непрестанной – что бы человек ни делал.

4) Есть и более высокая ступень молитвы – которая совершается в полном молчании ума и всех сил души, в полном мире души. Дух молится в человеке. Иногда это называется созерцательной молитвой. Исаак Сирин писал о таком молчании – «молчание суть тайна будущего века, а слова суть орудия этого мира».

Поэтому молитву надо начинать не с конца и не с середины, а с начала.

Начало молитвы – это три главных компонента молитвы — Внимание и благоговение с целью покаяния.

Где нет внимания, нет молитвы, там молитва провалилась. И можно какие угодно всенощные отстаивать – проку никакого не будет.

Монах Меркурий, «В горах Кавказа» — непрестанность молитвы отнюдь не означает ее благодатность, поскольку главное здесь – это дары молитвы. И Петр Дамаскин – что итогом правильной молитвы д. быть «видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской».

И можно всю жизнь совершать службы, присутствовать за службами – и так и не помолиться. Гигантское время проводят верующие за службами – и представьте, все впустую. А самомнение какое начинает расти! Кажется, в храме, на богослужении – а на самом деле – мыльные пузыри.

Распяли Христа как раз те, кто провел всю жизнь в храме – и вне сомнений – ни разу не помолились.

Видео (кликните для воспроизведения).

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Осипов о молитве и посте
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here