Содержание
Ответы на вопросы
Церковная молитва – общая молитва всех прихожан
Духовная жизнь христианина не исчерпывается индивидуальной домашней молитвой. Для того, чтобы не только называться христианином, но и быть им на деле, необходимо регулярно участвовать в общей, то есть церковной молитве. Объединяясь в общей молитве, христиане образуют Церковь, и только в Церкви нам дается спасение.
Значение и смысл церковной молитвы
Иисус Христос говорил: «там, где двое или трое во имя Мое, там Я среди них». В храме перед Богом стоят не просто несколько человек, но вся Церковь в ее духовном единстве. Христос постоянно присутствует в жизни Церкви, и знаком Его присутствия являются церковные таинства, совершать которые может только священник. Участие в таинствах — важнейшая часть духовной жизни христианина.
Совместная общая молитва людей в храме
В храме во время богослужений верующие совершают общую молитву. В совместной молитве все молятся о каждом и каждый – обо всех: когда отвлекся один, другие продолжают молиться, и молитва не ослабевает. Поэтому совместная молитва важнее (и сильнее) частной.
Богослужение совершает священник, ему помогает диакон. В храме слова молитв от имени всех собравшихся произносят или поют чтецы и певцы. Остальные молящиеся должны внимательно слушать то, что читается и поется. Чтобы лучше понимать слова, можно следить за богослужением с текстом в руках. Можно при этом подпевать хору, лишь бы пение не мешало другим молящимся.
Богослужения суточного круга, кроме Литургии, могут совершаться верующими без священника, так называемым мирянским чином. Для этого не нужен храм, а достаточно часовни.
Богослужебные молитвы
Существует огромное множество богослужебных молитв — тропарей, кондаков, стихир. Некоторые из них читают только священники во время богослужений: светильничные молитвы, евхаристическая молитва, молитва Ефрема Сирина, молитвы для совершения таинств и треб. Такие молитвы называются иерейскими или священническими, и содержатся они в богослужебных книгах (Октоихе, Минее, Триоди, Часослове).
Некоторые молитвы собравшиеся на службе прихожане поют вместе со священниками и церковным хором, и мирянам необходимо знать их наизусть:
- Символ Веры («Верую…»), молитву «Отче наш…» и причастный стих «Тело Христово приимите, источника безсмерного вкусите» — на Божественной Литургии;
- песнь «Воскресение Христово видевше…» — на воскресном всенощном бдении;
- возглас «Воистину воскресе!» в ответ на возглас священника «Христос воскресе!» — на пасхальной службе.
Молитва идущих в храм
Верующие освящают молитвой каждое свое действие. Тем более без нее не может обойтись такое важное дело, как путь в храм. Какие же молитвы читают, когда идут в церковь? Существует специальная молитва идущего в храм, и ее нужно про себя или тихим шепотом произносить по дороге. Если не помните ее наизусть, можно читать «Отче наш» или Иисусову молитву.
Входя в церковь, нужно трижды перекреститься и сделать поясной поклон.
Богослужение в православной церкви: устав, значение и порядок
Фото: Фотобанк Лори
Поскольку в повседневной жизни человека постоянно отвлекают суетные мысли и заботы, совершенно необходимо участвовать на богослужениях в храме. Только там возможно отвлечься от обыденности и посвятить свои мысли Богу. В этом и есть главное значение богослужения.
Православное богослужение составляют песнопения, молитвы, чтение отрывков из Священного Писания и священнодействия, порядок (чин) которых установлен Церковью.
Книга, в которой записан устав православных богослужений, называется Типикон.
Порядок и устав церковного богослужения сформировался очень давно. Ему обучают в семинариях будущих священников, диаконов, чтецов и регентов хора. Однако любой верующий должен иметь хотя бы общее представление о богослужебном уставе, для того чтобы понимать происходящее на службе.
Каждый момент времени одновременно является частью суток, частью недели и частью года. По этому же принципу богослужения современной православной Церкви делятся на три «круга»:
- Суточный круг: каждому часу в сутках соответствует какое-то событие из жизни Иисуса Христа
- Седмичный, или недельный круг: каждый день недели посвящен воспоминаниям о каком-либо событии Священной Истории
- Годовой круг: каждый день года связан с воспоминаниями о каком-то событии из жизни Иисуса Христа, апостолов и святых.
Богослужебные сутки начинаются вечером, поэтому вечерняя служба (вечерня) считается первой службой следующего дня. В течение суток служатся также утреня, 1-й, 3-й, 6-й (и иногда 9-й) часы и Божественная Литургия. Вечером накануне праздничных и воскресных дней вечерня, утреня и 1-й час объединяются в одну торжественную службу – всенощное бдение.
Литургия и таинство Евхаристии
Важнейшее общественное богослужение суток – это Литургия. Только на Литургии совершается главное таинство православной Церкви – Евхаристия, или Причащение. Во время Евхаристии действием благодати Святого Духа хлеб и вино незримо превращаются в Тело и Кровь Христовы. Верующие, вкушая их, причащаются, то есть соединяются с Господом Иисусом Христом ради оставления грехов и вечной жизни.
В последовании Литургии можно выделить три этапа:
- проскомидия: священник готовит Святые Дары – хлеб и вино – к освящению;
- литургия оглашенных: поются псалмы, читается Священное Писание, поминаются по записками живые и усопшие родные и близкие молящихся;
- литургия верных: освящаются Святые Дары, совершается таинство Евхаристии, причащаются верующие (сначала священнослужители, затем – прихожане).
Значение Евхаристии в православной церкви очень велико. Участвуя в этом таинстве, верующие реально, а не символически, становятся носителями божественного Естества.
Евхаристическая молитва
Ключевым моментом литургии является чтение евхаристической молитвы (анафоры) над Святыми Дарами на проскомидии.
В современной Церкви анафору читает священник тайно, в алтаре, и только некоторые возгласы слышны молящимся в храме.
Начинается евхаристическая молитва словами «Станем добре!», и в этот момент в храме зажигают свет, а по окончании молитвы свет гасят.
Каждение в храме
Каждение – символическое окуривание ароматным дымом с помощью кадила (сосуд с горящими углями) в определенные моменты службы.
Во время малого каждения священник или диакон находятся на амвоне и кадят алтарь, иконы и собравшихся людей. Люди в ответ на каждение кланяются.
Во время полного каждения священнослужители обходят с кадилом весь храм. Молящимся следует отойти от стен ближе к середине храма, чтобы освободить место. Когда священнослужители с кадилом проходят мимо вас, слегка повернитесь и поклонитесь. Однако поворачиваться к алтарю спиной не надо.
Когда совершаются крестное знамение, земной и поясной поклоны
Во время молитв в храме нужно креститься и совершать поклоны в соответствии с церковным Уставом:
Крестное знамение без поклона:
- в начале чтения Священного Писания (Апостола, Евангелия, Ветхого Завета)
- на отпусте в конце службы, когда священник возглашает «Христос, истинный Бог наш. »
- на вечерней службе в начале Шестопсалмия на словах «Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение» (три раза) и посередине, на слове «Аллилуия» (три раза)
- на Литургии во время пения Символа веры
Крестное знамение с поясным поклоном (три раза):
- при входе в храм и при выходе из него
- при чтении «Приидите, поклонимся. »
- при чтении «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя»
- при чтении «Святый Боже, святый крепкий, святый безсмертный. »
- при возгласе священника «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. »
- на словах «Буди имя Господне благословенно отныне и до века»
- на словах «Сподоби, Господи, в сей день (вечер) без греха сохранитися нам»
- на литии после первых двух прошений ектении
Крестное знамение с поясным поклоном (один раз):
- на словах «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»
- на литии во время ектении после всех прошений, кроме первых двух
- во время ектений на остальных службах на словах «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи»
- во время любой молитвы, когда звучат слова «поклонимся», «припадем», «помолимся»
- на Литургии на словах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих Тебе приносяще»
- после «Честнейшую херувим. » перед «Именем Господним благослови, отче. » (низкий поясной поклон)
- на утрене после чтения Евангелия
- на вечерне и утрене после окончания каждой стихиры
- на утрене на каноне на каждом припеве и словах «Слава Отцу и Сыну и Святому духу», «и ныне и присно и вовеки веков, аминь»
- на молебне с акафистом в начале каждого кондака и икоса
На Литургии в воскресенье и в период с Пасхи до Пятидесятницы, когда не совершаются земные поклоны, делается крестное знамение с поясным поклоном:
- после песнопения «Тебе поем»
- после «Достойно есть»
- при возгласе «Святая святым»
- при возгласе «И сподоби нас, Владыко, неосужденно. » перед пением «Отче наш»
- при выносе священником Святых даров на словах «Со страхом Божиим и верою приступите»
- затем на словах «Всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь»
Поясной поклон без крестного знамения:
- на возгласе священника «Мир всем. »
Земной Великий поклон
Для земного поклона становятся на колени и касаются пола руками и головой.
Земные поклоны совершаются:
- во время поста при входе в храм и перед выходом из него (три раза)
- во время поста на утрене во время Песни пресвятой Богородице по окончании припева «Честнейшую херувим. »
- Великим постом во время чтения молитвы Ефрема Сирина (на каждой фразе)
- Великим постом на великом повечерии на каждом чтении стиха «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных»
- Великим постом на вечерне при пении «Богородице, Дево, радуйся. » (три раза)
- на Литургии в будний день (не в праздник): после песнопения «Тебе поем», после «Достойно есть», при возгласе «Святая святым», при возгласе «И сподоби нас, Владыко, неосужденно. » перед пением «Отче наш», при выносе священником Святых даров на словах «Со страхом Божиим и верою приступите», затем на словах «Всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь»
По воскресеньям и в период с Пасхи до Пятидесятницы земные поклоны заменяются поясными.
Как правильно молиться в церкви перед иконой
В храм нужно прийти за некоторое время до начала службы, чтобы приложиться к иконе дня или чудотворным иконам.
Икона дня — это изображение святого или события Священной истории, память о котором отмечается в этот день. Икона дня лежит посередине храма на аналое (небольшом наклонном столике). Если в этот день нет праздника и не вспоминается какой-либо святой, то иконой дня является икона святого или праздника, в честь которого освящен храм.
Перед иконой нужно дважды перекреститься с поясным поклоном.
При этом про себя произносят молитву:
- у иконы Христа — Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»
- перед ликом Богородицы — «Пресвятая Богородице, спаси нас»
- у образа святого — «Святый угодниче Божий (или: святая угоднице Божия) (имя), моли Бога о нас»
После этого нужно приложиться губами к определенному месту иконы:
- у Христа целуют благословляющую руку, ноги или край одежды
- у Богородицы и святых — руку или одежду
- на иконе Нерукотворного Спаса или главы Иоанна Крестителя — волосы
Церковнославянский язык — значение и роль
Богослужение в Русской, Сербской и Болгарской православных церквях ведется на церковнославянском языке. На русском языке могут читаться только отрывки из Священного Писания. Церковнославянский язык на слух воспринимается не всегда легко, поэтому на службы с собой можно брать распечатку текста с переводом.
Часто спрашивают: можно ли молиться по-русски и почему не переводят богослужение на русский язык?
По-русски молиться можно, в русском, как и в любом национальном языке, нет ничего скверного или недостойного молитвы. Однако в настоящее время полный перевод богослужения на русский невозможен: нормы и стилистика современного русского литературного языка постоянно меняются, язык очень быстро устаревает. К тому же, в русском языке попросту нет многих слов, которые используются в молитвенной поэзии.
Ответы на вопросы
Время чтения православных молитв в церкви и дома
Во всем, что касается молитвы и благочестивой жизни, примером для нас могут служить Господь Иисус Христос, апостолы и святые. В Евангелии написано, что Христос молился в уединении по несколько часов и даже в течение целой ночи. Апостол Павел призывал молиться непрестанно, то есть всё время. Есть ли ограничения для продолжительности молитвы?
Где можно молиться Богу?
Обращаться с молитвой к Богу можно почти везде:
- в храме
- дома
- там, где принимают пищу
- на работе
- и даже в пути
Дома читают домашние молитвы (утренние, вечерние, до или после вкушения пищи). По благословению священника, утренние молитвы можно читать по пути на работу. В офисе можно помолиться перед началом и по завершении рабочего дня.
Во время богослужений в храме верующие сообща совершают общественную (иначе – церковную) молитву.
Чтобы помолиться в храме в одиночестве, нужно прийти вне богослужения, приобрести и поставить свечи. Зажигать не обязательно: служители зажгут их перед началом службы. Затем нужно приложиться к иконе дня или праздника — она лежит на аналое (специальном наклонном столике) посередине храма, — а также к святыням, которые могут находиться в храме: чтимым иконам, мощам святых. После этого можно найти место, чтобы прочитать про себя (шепотом) любую молитву, которую вы знаете наизусть, или помолиться своими словами.
Сколько раз в день нужно молиться православным?
Молитва — это время, посвященное Богу. Такое время должно находиться каждый день.
Православному человеку необходимо читать ежедневные молитвы дома
- утром,
- вечером,
- перед трапезой и после,
- перед началом и после завершения какого-либо дела (например, работы или учёбы)
- для того, чтобы сначала испросить у Бога благословения, а в конце — поблагодарить Его.
Кроме этого, важно еженедельно посещать Литургию в храме для совершения церковной молитвы и принятия Святого Причастия. При необходимости, в случае особых нужд или жизненных обстоятельств можно обращаться с частной молитвой (дома перед иконами или в храме между богослужениями) к святым или небесным силам, чтобы они заступились за молящегося перед Господом.
Время чтения православных молитв в церкви и дома
В древних монастырях в сутки совершалось девять продолжительных богослужений, а между ними монахи в одиночестве читали псалмы или произносили Иисусову молитву. Особенно благодатным временем для уединенной молитвы считалась ночь.
Современные миряне утром дома совершают утреннее молитвенное правило, вечером, по возвращении домой – вечернее правило. Если человек немощен или имеет мало времени, то вместо утреннего и вечернего правил он может в течение дня читать краткое правило преподобного Серафима Саровского.
Продолжительность утренних и вечерних молитв желательно обговорить со священником, у которого прихожанин исповедуется постоянно.
В субботу вечером и накануне церковных праздников следует посещать всенощное бдение в храме, а утром по воскресеньям и в праздники — Литургию.
Во время Великого поста молиться в храм ходят чаще: в первые четыре дня стараются не пропускать вечерние службы — на них совершается Великое повечерие с Каноном Андрея Критского. Также нужно постараться посетить как можно больше богослужений на Страстной седмице, предшествующей празднику Пасхи. На Светлой седмице Литургия совершается ежедневно, и верующие стремятся побывать на ней, чтобы причаститься Светлых Христовых Таин не только в воскресенье, но и в будний день.
Время утренней молитвы
Утренние молитвы читаются дома, сразу по пробуждении. Проснувшись, нужно встать перед иконами и начать читать молитвы наизусть или по молитвослову.
Время вечерней молитвы
Вечерние молитвы читаются дома в конце дня или перед сном. Вечернее правило не рекомендуется откладывать на позднее время, поскольку, чем позже – тем сильнее усталость и сложнее сосредоточиться.
Перед самым сном, уже лежа в постели, произносят: «В руце Твои, Господи Боже мой, предаю дух мой, Ты мя спаси, Ты же мя помилуй и вечный живот даруй ми».
Молитва в течение всего дня
Православной церковью не установлено строгое время для совершения молитв. Нужно стремиться к тому, чтобы молиться постоянно. Это, прежде всего, значит постоянно помнить о Боге и время от времени, по возможности, обращаться к Нему в течение дня с короткими молитвами (например, Иисусова молитва «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» или краткая благодарственная молитва «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!»).
Непрерывная молитва
Можно читать краткие молитвы непрерывно в течение всего дня, повторяя одну и ту же молитву подряд много раз и считая число повторений по четкам. Обычно так читается Иисусова молитва. Однако для такой молитвы нужно обязательно брать благословение священника, и количество повторений строго регламентируется.
Для непрерывной молитвы существует множество ограничений, ее нельзя читать бесконтрольно.
Преподобный Амвросий Оптинский велел своим духовным чадам читать Иисусову молитву только вслух, потому что чтение про себя может вызывать сильные эмоциональные ощущения и приводить к впадению в прелесть. Прелесть означает самообман, вплоть до умственного помешательства.
Какой продолжительности должна быть молитва?
Фото: фотобанк Лори
Длительность молитв не регулируется правилами.
- Важнее всего сосредоточенность на молитве, а не ее продолжительность или количество молитв.
- Молиться нужно не спеша, вдумываясь в каждое слово.
- Количество молитв должно соответствовать тому времени, которое мы можем им уделить.
Господь говорил «Милости хочу, а не жертвы» (Мф.9:13), поэтому при недостатке времени или сильной усталости допустимо сократить молитвенное правило, чтобы прочитать его сосредоточенно.
Ответы на вопросы
Фото: Фотобанк Лори
Человек — существо духовное и телесное одновременно, поэтому и в молитве участвуют и дух, и тело.
Молитва тела — это позы и движения, которыми сопровождается чтение текста молитвы:
- молитвенная поза
- коленопреклонение
- воздевание рук
- поклоны
- крестное знамение
В православии существует устав, как это правильно делать и в какие моменты.
Важность участия тела в молитве
Для правильности молитвы важна поза, в которой молятся. Не потому, что Бог накажет за неточность, а потому, что положение тела влияет на состояние души, определяет эмоциональный настрой.
Расслабленная поза ведет к душевной расслабленности, рассеянности. Молитва без участия тела неполна, недостаточно интенсивна. Тело, находящееся в покое, отвлекает внимание молящегося от молитвы, провоцирует желание размяться и подвигаться.
Труд в молитве
Молитва не бывает без труда для тела. Заставляя тело прилагать усилия (стоять, кланяться, становиться на колени), христианин обуздывает свою плоть и не дает свободы страстям.
Святые Отцы считали трудную молитву, утомляющую тело, первой ступенью к истинной молитве.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Без телесного утомления невозможно восхождение к Богу!
Молитву православные сопровождают крестным знамением и поклонами.
Положение лежа ниц практикуется только один раз в году — во время чтения молитв на вечерне Пятидесятницы.
Как читать дома молитвы — стоя или сидя?
В Русской Православной церкви молитвы как в храме, так и дома принято читать стоя. Если стоять трудно (например, при сильной усталости или болезни), то допускается молитва сидя. Даже если вы лежите дома и не можете подняться с постели и сесть, это не препятствие для молитвы
Главное условие совершения молитвы – это благоговение и сосредоточенность.
Молитва стоя
Во время молитвы нужно помнить, что стоишь перед Богом. В этой ситуации неуместно легкомыслие. Стоять на молитве нужно
- прямо,
- благоговейно,
- не переминаясь с ноги на ногу,
- не делая суетливых движений.
Во время богослужения в храме в некоторые моменты разрешается сидеть. Это возможно во время чтения кафизм (отрывков из Псалтири) и паремий (отрывков из Ветхого Завета) на вечернем богослужении.
На Литургии сидеть не принято, но для людей, которые физически не могут долго стоять, делается исключение.
Однако, на богослужении всем необходимо стоять во время
- чтения Евангелия
- в промежутке между пением Символа веры и «Отче наш»
- во время возгласов священника «Благословенно царство. »
Молитва на коленях дома
Коленопреклоненная молитва совершается дома, по особому усердию верующего. Она выражает особое смирение и почтение.
На коленях дома можно молиться в любое время,
кроме воскресенья и периода от Пасхи до Пятидесятницы.
Нельзя становиться на колени и в день после Святого Причастия
— вкусивший Тело Христово человек освящен, он не должен совершать знаков покаяния и тем самым унижать принятые им Святые Дары.
Коленопреклонения на литургии в православии
В православном храме продолжительные коленопреклонения во время богослужения совершаются только
- в праздник Пятидесятницы,
- на великой вечерне, которая служится сразу после Литургии.
В это время священник читает несколько длинных молитв и сам, вместе со всем народом, стоит на коленях.
В остальное время на церковных службах могут совершаться земные поклоны.
Коленопреклонений на Литургии не полагается В православных храмах в Белоруссии, Украине и Литве под влиянием католической церкви возникла местная традиция совершать коленопреклоненные молитвы. По сути это земные поклоны, для совершения которых верующие становятся на колени.
Поклоны во время молитвы. Что значит земной и поясной поклон в православии?
Во время молитв принято совершать земные и поясные поклоны. Это знак благоговения перед Богом.
Обычно поклон совершается после крестного знамения при произнесении особо значительных, важных слов молитвы.
В молитвослове всегда указывается, когда нужно делать поклон.
Как правильно совершать земной поклон?
Земной поклон — это поклон, во время которого верующий становится на колени, касается пола лбом и сразу поднимается.
В православной церкви земные поклоны нужно совершать, прикладываясь к святыням (иконам, мощам, священным реликвиям):
- два земных поклона до прикладывания и
- один земной поклон после прикладывания.
В некоторые дни церковь отменяет земные поклоны, поскольку они не соответствуют смыслу почитаемого события. В этих случаях земные поклоны заменяются поясными.
Это воскресные и полиелейные дни, и особо строго запрещаются земные поклоны в период с Пасхи до Дня Святого Духа (понедельник после праздника Пятидесятницы).
Во время воскресной Литургии в православии земные поклоны, по правилу Василия Великого, делаться не должны. Иногда это правило нарушается, и на возгласе хора «Един Свят, Един Господь Иисус Христос. » совершается один поклон.
Как правильно совершать поясной поклон?
Поясной поклон — это поклон в пояс, когда верующий стремится дотянуться рукой до пола, не сгибая колени.
- Обычно делается сразу после крестного знамения
- Поясной поклон обязательно совершается перед входом в храм.
Молитвенные жесты
Главный молитвенный жест в православии, как и во всем христианстве, — это крестное знамение.
Кроме него, в церковном богослужении священники пользуются жестом благословения.
О крестном знамении в православии: сила, значение и суть
В Церкви с апостольских времен принято осенять себя крестным знамением, или, как еще говорят, креститься.
Крестное знамение — это напоминание о Кресте, на котором был распят Господь Иисус Христос. Налагая на себя такой символический крест, мы призываем благодать Святого Духа.
Церковь учит, что крестное знамение оберегает христианина, потому что сила Креста Христова побеждает всякое зло.
Как совершать крестное знамение?
Крестное знамение совершается неторопливо и всегда правой рукой.
Сначала складывают пальцы:
- большой, указательный и средний пальцы складываются вместе,
- безымянный и мизинец остаются согнутыми.
Сложенными таким образом пальцами нужно коснуться
- сначала лба, освящая свои мысли,
- затем живота — во освящение сердца и чувств,
- затем правого плеча
- и, наконец, левого плеча — во освящение телесного здоровья и поступков.
После этого должен следовать наклон головы или поклон.
Нельзя кланяться, не закончив крестного знамения.
Перстосложения: двоеперстие и троеперстие в православии
Для крестного знамения в современном православии используется троеперстие.
Для этого жеста
- большой, указательный и средний пальцы правой руки складывают вместе,
- мизинец и безымянный прижимают к ладони.
Сложенные три перста символизируют Святую Троицу — Отца, Сына и Святого Духа, безымянный и мизинец напоминают о двойной природе Господа нашего Иисуса Христа – божественной и человеческой.
В древности пользовались двоеперстием: крестное знамение совершали вытянутыми указательным и средним пальцем, в то время как большой, безымянный и мизинец были сложены вместе.
Указательный и средний пальцы символизировали две природы Христа, большой, безымянный и мизинец — три Лица Святой Троицы.
После реформ патриарха Никона в православии стало использоваться троеперстие. Из-за этого произошел старообрядческий раскол. Только в XIX веке Церковь вновь разрешила креститься двоеперстием и использовать другие элементы старого обряда, и некоторые старообрядцы смогли воссоединиться с Церковью. Их общины называются единоверческими.
Именословное перстосложение
Существует еще один молитвенный жест — именословное перстосложение.
Оно используется священником для благословения верующих во время службы и вне ее.
Именословное перстосложение означает инициалы имени Господа нашего Иисуса Христа ICXC:
- указательный палец вытянут,
- средний слегка согнут, образуя букву С,
- большой и безымянный пальцы скрещены буквой Х,
- мизинец также согнут в виде буквы С.
Как должно молиться в церкви
Православные христиане приняли от Святых Отец и исполняют во всем мире следующие обычаи:
1. Войдя в храм и осеняя себя крестным знамением, творят три малых поклона, произнося:
«Создавый мя, Господи, помилуй».
«Боже, милостив буди мне грешному».
«Без числа согреших, Господи, прости мя».
2. Затем, поклонившись направо и налево, стоят на месте и слушают псалмы и молитвы, читаемые в церкви, но не говорят про себя иных, собственных молитв, и не читают их по книжкам отдельно от церковного пения, ибо таких осуждает св. апостол Павел, как удаляющихся от церковного собрания (Евр. 10. 25).
3. Поклоны малые и великие должно творить не по своему произволению, а по установлению св. апостолов и св. отец. Именно: при чтении Трисвятого («Святый Боже»), «Приидите, поклонимся» и троекратного «аллилуиа» трижды осенить себя крестным знамением, совершая малые поклоны; так же и при чтении «Сподоби , Господи», а равно и в начале великого славословия («Слава в вышних Богу») и после слов священника: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше». После каждого возгласа священника, а также при чтении чтецом «Честнейшую Херувим» осенять себя крестным знамением и творить малый поклон.
Во дни будничные творить земные поклоны на литургии:
а) при начале пения «Достойно и праведно»;
б) когда оканчивается молитва «Тебе поем»;
в) в конце молитвы «Достойно есть» или Задостойника;
г) в начале молитвы «Отче наш»;
д) при изнесении св. Даров для причастия
е) и при словах «Всегда, ныне и присно».
Hа утрени или всенощной, когда возглашается: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим».
Во дни воскресные, а также от дня св. Пасхи до вечера дня св. Троицы, а равно от дня Рождества Христова по день Крещения, также в день Преображения и Воздвижения святые апостолы воспретили вовсе преклонять колена и творить земные поклоны, как о том свидетельствует св. Василий Великий в послании к блаженному Амфилохию. То же самое утвердили и Вселенские соборы I и VI; ибо воскресные и прочие Господские праздники содержат воспоминание о нашем примирении с Богом, по слову Апостола: «Уже неси раб, но сын« (Гал. 4, 7); cынам же не подобает рабское поклонение творити.
4. Православным христианам не свойственно стоять на коленях, поднявши голову, но при словах священника: «Паки и паки, преклонше колена» и проч. повергаться ниц на землю; обычай же становиться на колени по собственному произволению, складывать руки и бить себя в грудь воспринят от западных еретиков, а в Православной Церкви недопускается. Православные христиане, согласно Уставу церковному, в положенное время творят земные поклоны, повергаясь ниц и снова становясь на ноги.
5. Когда в церкви осеняют народ крестом или Евангелием, образом или Чашей, то все крестятся, преклоняя главу, а когда осеняют свечами или благословляют рукой, или кадят к предстоящим, то православным христианам не должно креститься, а только наклонить голову; лишь в Светлую седмицу Пасхи, когда кадит священник с Kрестом в руке, то все крестятся и говорят: «Воистину воскресе». Так должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и в священном сане.
6. Принимая благословение священника или епископа, христиане целуют его десницу, но не крестятся перед этим. Не должно целовать у духовных лиц левую руку, ибо сие свойственно только иудеям, но правую, через которую передается благословение.
7. Крестное же знамение, по учению cвятых oтец, должно совершать так: сложив троеперстно правую руку, возлагать ее на лоб, на чрево, на правое плечо и на левое, и потом уже, положив на себя крест, наклоняться; o тех же, которые знаменуют себя всей пятерней или кланяются, не окончив еще креста, или машут рукой по воздуху или по груди своей, сказано в Златоусте: «Тому неистовому маханию беси радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое истово с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.
Молитвы читаемые на службе в церкви
Входи в святой храм с духовной радостью. Помни, что Сам Спаситель обещал тебя утешить в скорби: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Евангелие от Матфея, глава 11, стих 28).
Всегда входи сюда со смирением и кротостью, чтобы и из храма выйти оправданным, как вышел смиренный евангельский мытарь.
Когда входишь в храм и видишь святые иконы, думай о том, что Сам Господь и все святые смотрят на тебя; будь в это время особенно благоговеен и имей страх Божий.
Войдя в святой храм, сотвори три поясных, а в пост три земных поклона, молясь: «Создавый мя, Господи, помилуй», «Боже, милостив буди мне грешному», «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».
Затем, поклонившись направо и налево пришедшим раньше тебя, стой на месте и внимательно слушай псалмы и молитвы, читаемые в храме, но не говори про себя иных, не читай их по книжкам отдельно от церковного пения, ибо таких осуждает апостол Павел как удаляющихся от церковного собрания. Хорошо, если в храме есть место, где ты привык стоять. Проходи к нему тихо и скромно, а проходя мимо царских врат, остановись и благоговейно перекрестись и поклонись. Если же такого места пока нет, не смущайся. Не мешая другим, встань на свободное место так, чтобы было слышно пение и чтение.
В святой храм всегда приходи заранее, чтобы успеть до начала богослужения поставить свечи, заказать поминовение, приложиться к иконам. Если все же опаздываешь, будь осторожен, чтобы не помешать молитве других. Входя в храм во время чтения шестопсалмия, Евангелия или после Херувимской на литургии (когда совершается преосуществление Святых Даров), постой у входных дверей до окончания этих важнейших частей службы.
Благоговейно относись к церковной свече: это символ нашего молитвенного горения пред Господом, Его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божиими. Свечи зажигают одну от другой, горящей, и, оплавив низ ее, ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо. Если в день большого праздника служитель угасит твою свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайся духом: твоя жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом.
Во время службы старайся не ходить по храму даже для того, чтобы поставить свечи. Прикладываться к иконам тоже следует перед началом богослужения и после него или в установленное время — например, на всенощной за елеопомазанием. Некоторые моменты службы, как уже говорилось, требуют особого сосредоточения: чтение Евангелия, песнь Богородицы и великое славословие на всенощной; молитва «Единородный Сыне. » и вся литургия, начиная от «Иже Херувимы. ».
В храме молчаливым поклоном поздоровайся со знакомыми, даже с особо близкими не здоровайся за руку и ни о чем не спрашивай — будь истинно скромным. Не любопытствуй и не всматривайся в окружающих тебя, а молись с искренним чувством, вникая в порядок и содержание служб.
В православном храме во время богослужения принято стоять. Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий (чтений из Ветхого и Нового Завета на великой вечерне в великие праздники и дни памяти особо чтимых святых). В остальное время разрешается сесть и отдохнуть только в случаях нездоровья. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».
В храме молись как участвующий в богослужении, а не присутствующий только, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от твоего сердца; внимательно следи за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь.
Если приходишь с детьми, следи, чтобы они вели себя скромно и не шумели бы, приучай их к молитве. Если детям требуется уйти, скажи, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам выведи их.
Никогда не позволяй ребенку есть в святом храме, кроме тех случаев, когда священники раздают благословенный хлеб.
Если малое дитя расплачется в храме, сразу же выведи или вынеси его.
Не осуждай невольных ошибок служащих или присутствующих в храме — полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, что во время богослужения кто-то на ваших глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайся, никого не одергивай (если, конечно, не совершается явное хулиганство и кощунство). Постарайся не обращать внимания, а если по немощи не справишься с искушением, лучше отойди тихо в другое место.
Когда идешь в храм Божий, еще дома приготовь деньги на свечи, просфоры и церковные сборы: неудобно менять их при покупке свечей, ибо это мешает как богослужению, так и молящимся. Также приготовь деньги для милостыни.
До конца богослужения никогда без крайней необходимости не уходи из храма, ибо это грех перед Богом. Если же это случится, покайся на исповеди.
По старым нашим обычаям, мужчины должны становиться в правой части храма, а женщины в левой. К Причастию и елеопомазанию также проходят отдельно — сначала мужчины, а затем женщины. Прохода от главных дверей к царским вратам никто не должен занимать.
Женщины должны входить в храм скромно одетыми, в платье или юбке, с покрытой головой и желательно вообще без косметики. Во всяком случае, недопустимо причащаться Святых Таин и прикладываться к святыням с накрашенными губами.
В некоторых храмах сложились свои «благочестивые» традиции, предписывающие, например, передавать свечу только через правое плечо, складывать руки «лодочкой» при словах священника «Мир всем», «Благословение Господне. » и тому подобное. Будем помнить, что данные правила как не упомянутые в церковном Уставе не важны в православной жизни. Поэтому не стоит расстраиваться, выслушивая поучения бабушек. Смиренно принимая их упреки, говори: «Простите», и сам не старайся «просвещать» их. В Церкви для этого есть священнослужители.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Главное — это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы. Если мы будем входить в храм Божий с благоговением, если, стоя в церкви, будем думать, что находимся на небесах, то Господь исполнит все прошения наши.
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.