Содержание
- 1 ВАСИЛИЙ НОВЫЙ
- 2 Молитва василий новый
- 3 Молитвы блаженному Василию, Христа ради юродивому
- 4 Православные молитвы ☦
- 5 7 сильных молитв Святителю Василию Великому
- 6 Преподобный Василий Новый
- 7 Молитвы блаженному Василию, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу
- 8 Преподобному Василию Новому, исповеднику Константинопольскому
- 9 Василий Новый, исповедник
- 10 Православный календарь 8 апреля. Преподобный Василий Новый.
ВАСИЛИЙ НОВЫЙ
Память В. Н. отмечена в нек-рых греч. стишных синаксарях под 18 нояб. (напр., ГИМ. Син. греч. 354, 1295 г.; Paris. gr. 1578, XV-XVI вв.), но не внесена в печатные календари.
Житие Василия Нового написано его учеником Григорием, к-рого мн. исследователи считают мирянином, имевшим поместье близ фракийского г. Редест ( Kazhdan . P. 270), хотя из текста жития скорее следует, что этими землями владел господин Григория. В ряде списков жития Григорий прямо назван «мнихом». Существует также мнение, что вопреки рукописной традиции, приписывающей Григорию Житие Василия Нового, он не является автором этого произведения ( Новаковић . С. 42).
В житии отражены события общественной и политической жизни Византии 1-й пол. Х в. (восстание Константина Дуки в 913, смерть Христофора Лакапина, вторжение венгров на Балканы, нападение рус. флота на К-поль в 941).
Житие Василия Нового
(BHG, N 263) было создано во 2-й пол. Х в. в К-поле; оно известно в различных редакциях, из к-рых наибольшее значение для слав. традиции имеют следующие: 1) редакция, отраженная в списке Ath. Dionys. 187, 1328 г.; 2) пространная редакция, основным представителем к-рой является рукопись ГИМ. Син. греч. 249, XVI в. (эти 2 редакции образуют 1-ю текстологическую семью по классификации Х. Ангелиди); 3) редакция, представленная списком Ath. Iver. 478, XIII в. (3-я семья по Х. Ангелиди).
Житие было дважды переведено на церковнослав. язык. Древнейший перевод был выполнен, по всей вероятности в кон. XI в. на Руси. Греч. оригинал этого перевода принадлежал к несохранившейся древнейшей редакции, текст к-рой наиболее близок к тексту 1-й редакции, представленной в рукописи Ath. Dionys. 187. 2-й перевод жития был выполнен не позднее ХIV в. у юж. славян. Греч. оригинал 2-го слав. перевода относится к редакции, отраженной в списке Ath. Iver. 478, где сокращены житийные эпизоды, а основное содержание составляют 2 больших видения: Хождение Феодоры по мытарствам и Видение Страшного Суда.
Несмотря на то что текст древнейшего перевода Жития Василия Нового известен всего в неск. списках (древнейший из них — РГБ. Егор. № 162, кон. XV в.), о его распространении на Руси свидетельствуют извлечения из него и переработки, представленные в древнерус. традиции: напр., рассказ ПВЛ о походе кн. Игоря на К-поль (941). Небольшой отрывок из эсхатологической части древнейшего перевода жития был включен в состав Мерила Праведного (заголовок: « ») и уже присутствует в его старейшем списке 2-й пол. XIV в. (РГБ. Троиц. № 15. Л. 53-55 об).
Особую рукописную традицию имели рассказы из жития, вошедшие в состав Пролога. Краткая версия содержится в древнерус. списках 1-й редакции нестишного Пролога под 26 марта. Источником проложной статьи послужил древнейший перевод Жития Василия Нового. Во 2-й редакции нестишного Пролога это же житие помещено под 22 нояб., причем его перенесение под др. дату не сопровождалось редактированием текста. Под 30 дек. во 2-й редакции появляется краткое Житие прп. Феодоры Цареградской, отсутствующее в 1-й редакции нестишного Пролога (его текст также зависит от древнейшего перевода Жития Василия Нового).
В рус. списках стишного Пролога под 26 марта содержится более пространное повествование о В. Н. В его основе лежит краткое житие нестишного Пролога, дополненное новыми эпизодами из полного текста Жития Василия Нового по древнейшему слав. переводу. В южнослав. редакциях стишного Пролога память В. Н. и текст отсутствуют, за исключением особой серб. редакции, в к-рой под 18 нояб. указывается только память преподобного. Появление этой памяти, вероятно, связано с процессом распространения 2-го (южнослав.) перевода Жития Василия Нового, к-рый известен в большом количестве списков как южнослав., так и рус. происхождения (один из ранних рус. списков — РГАДА. Ф. 201. № 16, 1-й четв. XV в.).
Житие Василия Нового как лит. памятник совмещает в себе традиц. повествование о жизни святого с апокрифическими видениями (в к-рых наиболее полно и ярко представлена тема «малой» и «большой» эсхатологии). Композиционно житие состоит из 2 частей; в 1-й части описаны посмертные мытарства души прп. старицы Феодоры, служившей В. Н. Когда мон. Григорий пожелал узнать о ее загробной участи, то она, по молитве В. Н., явилась Григорию во сне и рассказала ему о своей посмертной судьбе. Видение обрамлено описанием отдельных эпизодов из жизни В. Н.
Во 2-й части жития повествуется о видении Страшного Суда, явленном Григорию. Прельстившись идеей богоизбранности иудейского народа, он поведал свои сомнения духовному отцу и услышал в ответ гневную инвективу против иудеев, не принявших Сына, посланного Отцом, и распявших Его: «Отвержены от Бога и сами они, и Закон их». На просьбу послать ему знамение для утверждения в вере, Григорий получает видение, к-рое можно сравнить с «Откровением Иоанна Богослова» по значимости поднятых в нем эсхатологических тем и экспрессии явленных образов конца света.
Эта часть жития оказала влияние как на нарративные источники (рассказ в ПВЛ о греч. философе и о запоне, на к-рой было изображено «Судище Господне»; многочисленные обращения к теме Страшного Суда в рус. церковно-учительных сборниках; проповеди прп. Авраамия Смоленского), так и на иконографию Страшного Суда.
Используя художественный прием удвоения, зеркального отражения основного мотива — видения загробной жизни, автор жития показывает, что благодаря своей праведности Григорий и др. ученик В. Н.- Иоанн — получают возможность утвердиться в истинности христианского вероучения относительно посмертной судьбы человека.
Первоначально популярность Жития Василия Нового с его описанием загробных мучений, ожидающих некрещеных, была связана с процессом христианизации Руси (ср. рассказ в ПВЛ о впечатлении, произведенном запоной с изображением Страшного Суда на кн. Владимира). Оно оказало влияние на иконографическую программу последующих композиций «Страшного Суда», конкретизировало его живописные детали и сцены, обозначило смысловые акценты.
Распространение возникшей в XIV в. в Болгарии 2-й редакции жития в южнослав. среде, по мнению И. Тарнанидиса, связано с влиянием идей исихазма ( Tarnanidis . Р. 155). В кон. XV в. ожидание конца света в связи с истечением 7000 лет от сотворения мира (1492) усилило эсхатологические настроения древнерус. книжников и соответственно интерес к Житию Василия Нового, содержащего описание Страшного Суда.
Со 2-й пол. XVII в. Житие Василия Нового с его развитой и чрезвычайно выразительной эсхатологией обретает второе рождение у старообрядцев в связи с ожиданием близкого конца света и пришествия Антихриста. От XVII-XIX вв. дошли сотни списков памятника (2-й редакции перевода), в т. ч. много лицевых. Житие переписывалось как целиком, так и отдельно видения Григория и прп. Феодоры. Они входили в состав многочисленных Сборников и Цветников (напр., только в Музейском собрании ГИМ, начавшем формироваться с посл. четв. XIX в., насчитывается значительное число одних только полных списков: № 17, 28, 31, 36, 48, 74, 142, 144, 155, 172, 173, 179, 258, 317, 320, 345, 350, 354, 362, 370, 373 и т. д.). С кон. XVIII в. житие неоднократно издавалось старообрядческими типографиями (см.: Вознесенский . С. 90), выдержав до рубежа 1-го и 2-го десятилетий XIX в. не менее 6 изданий: первое вышло ок. 1795 г. в типографии Ф. Карташева в Клинцах (на титуле — Почаев, 1794).
В кон. XVII в. на основании древнейшего перевода Жития Василия Нового свт. Димитрий Ростовский составил его сокращенную редакцию и издал ее в 3-м т. «Книги житий святых» (Киев, 1700). Сокращения коснулись в основном эсхатологической части памятника, что связано с чрезвычайной популярностью именно этих сюжетов в старообрядческой среде. Редакция Димитрия Ростовского послужила источником для переработки Жития Василия Нового, сделанной Софронием, еп. Врачанским (ок. 1805).
Со 2-й четв. XVII в. широко распространились (преимущественно в старообрядческой среде) лицевые списки полного текста Жития Василия Нового (обычно в виде отдельной книги), так и видений Григория и прп. Феодоры (в составе сборников). Количество миниатюр в них исчисляется десятками и иногда превышает сотню: напр., ГИМ. Музейск. № 48 (40-е гг. XVII в.) содержит 162 миниатюры; № 345 (70-е гг. XVII в.) — 164; № 317 (посл. четв. XVII в.) — 75; РГБ. Ф. 178. М. 4110 (посл. четв. XVII в.) — 134; ГИМ. Музейск. № 188 (сер. XVIII в., видение Григория) — 49; № 37 (то же, 50-60-е гг. XVIII в.) — 154; № 142 (70-е гг. XVIII в.) — 168; № 36 (70-80-е гг. XVIII в.) — 181 и др.). С XVIII в. отдельные сюжеты и композиции, иллюстрирующие житие, получают распространение в старообрядческом лубке (настенные листы), как рукописном, так и печатном. Иконография циклов миниатюр к житию и отдельных сюжетов остается практически неизученной.
Молитва василий новый
Православные молитвы на все случаи жизни
Избрав для себя жизнь подвижника, Василий Новый проживал вдали от мирской суеты. Однажды, охранники императора встретили бродягу странного вида и арестовали. Пытаясь выяснить откуда он родом и куда дорогу держит, царские вельможи не узнали истину и бросили отшельнтка в тюрьму.
Трижды, несчастный подвергался смертельным пыткам. Несколько дней его истязали, отдавали на растерзание дикому животному, хотели утопить. Святой оставался чудесным образом в живых. Вызовы, брошенные ему, он выносил смиренно, с достоинством. После удивительного спасения, Василий прибыл в Константинополь. И первого, кого он повстречал, был неизлечимо больной мужчина. Господь исцелил беднягу через блаженного. В знак благодарности семья спасенного, дала Василию кров над головой. Люди, нуждающиеся в духовной поддержке, находили утешение в беседах с ним. Он имел дар провидения, помогал нищим и обездоленным. Грешников наставлял на путь истинный, исцелял немощных, предвидел будущее. После кончины своей прислужницы, преподобный отец Василий, молился за грешную ее душу и она смогла пройти все мытарства и приобрела покой в Царстве Небесном. Божий угодник показывал ученикам, какой силой обладает искренняя молитва к Господу.
Молитвы при горячке и лихорадке
Слушать аудио-молитву онлайнАпостолу Петру У апостола Петра Спаситель исцелил тещу “лежащу и огнем жигому” Молитва первая О верховнии Апостоле: Петре, веры.
Молитвы блаженному Василию, Христа ради юродивому
Молитва первая
О великий угодниче Христов, истинный друже и верный рабе Всетворца Господа Бога, преблаженне Василие! Услыши ны многогрешныя, ныне вопиющыя к тебе и призывающыя имя твое святое: помилуй ны припадающыя днесь к раце мощей твоих: приими малое наше и недостойное сие моление, умилосердися над убожеством нашим, и молитвами твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго, и сподоби ны течение жизни сея невредимо от видимых и невидимых враг безгрешно прейти, и христианскую кончину непостыдну, мирну, безмятежну, и Небеснаго Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О блаженная душе, о премудрости исполненный разуме: возсия бо нам светонезаходимое солнце веселия, просвещая Российское царство: от бесов уязвленных исцелитель, паче же и самих бесов прогонитель, слепым прозрение, хромым хождение, сляченным исправление, болящим всем исцеление и здравие: от бед и скорбей избавление, печальным утешение.
Молитва третья
О угодниче Христов, преблаженне Василие! Услыши ны, многогрешныя, ныне вопиющия к тебе: помилуй ны, раб Божиих (имена), и умилосердися над убожеством нашим! и молитвами твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго, и сподоби ны течение жизни сея невредимо, от видимых и невидимых враг, и безгрешно прейти, и христианскую кончину непостыдну, мирну, безмятежну, и Небеснаго Царствия наследие получити, со всеми святыми, во веки веков.
Православные молитвы ☦
7 сильных молитв Святителю Василию Великому
Оглавление:
Молитва Василия Великого от ночного осквернения
«Многомилостиве, нетленне, нескверне, безгрешне Господи, очисти мя, непотребнаго раба Твоего, от всякия скверны плотския и душевныя, и от невнимания и уныния моего прибывшую ми нечистоту, со иными всеми беззаконии моими, и яви мя нескверна, Владыко, за благость Христа Твоего, и освяти мя нашествием Пресвятаго Твоего Духа: яко да возбнув от мглы нечистых привидений диавольских и всякия скверны, сподоблюся чистою совестию отверсти скверная моя и нечистая уста, и воспевати всесвятое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»
Молитва Василию Великому об успехе в делах
Молитва Василия Великого на изгнание бесов
Молитва Василию Великому о здравии
От трудноизлечимых заболеваний, о помощи в жизни, об укреплении веры.
Молитва святому Василию Великому от наветов вражиих
Об избавлении от бед и напастей.
Молитва Василию Великому о заступлении и помощи
«О великий и преславный святителю Христов, всея вселенския Церкве учителю богомудрый, Православия твердый исповедниче и поборниче, всеблаженне отче Василие! Призри от высот небесных на нас, смиренно к тебе припадающих, и умоли Господа Вседержителя, Егоже верный на земли служитель был еси, да дарует нам веры правыя твердое и неизменное сохранение, Церкви Святей послушание, жития нашего исправление, и во всех нуждах, скорбех и искушениих скорое поможение, терпение же и укрепление. Подаждь нам твое святое благословение, да оным осеняемии, сие новое лето и во вся дни богоугодно в мире и покаянии поживем и во Царствии Небеснем сподобимся купно с тобою и со всеми святыми Живоначальную Троицу воспевати и славити, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.»
Краткая молитва святителю Василию Великому
«О великий и пресвятый святителю, отче Василие! Призри от высот небесных на нас, раб Божиих (имена), и умоли Господа, Егоже верный на земли служитель был еси, да дарует нам веры правыя твердое и неизменное сохранение, Церкви Святей послушание, жития нашего исправление и во всех нуждах, скорбех и искушениях скорое поможение, терпение же и укрепление. Подаждь нам твое святое благословение, да оным осеняемии во вся дни богоугодно в мире и покаянии поживем и во Царствии Небеснем сподобимся купно с тобою и со всеми святыми Живоначальную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, воспевати и славити во веки веков. Аминь.»
Преподобный Василий Новый
В молодости оставил мир и подвизался в пустынном месте. Однажды его, обросшего, в худом рубище, увидели проезжавшие мимо придворные византийского императора и, приняв за лазутчика, схватили подвижника и привезли в царствующий град Константинополь, где он был подвергнут допросу. На вопрос, кто он, святой отвечал только, что он пришелец и странник на земле. Преподобного подвергли тяжким пыткам, которые он терпел молча, не желая рассказывать о своей подвижнический жизни. Снимавший допрос патриций, ничего не добившись, повелел ввергнуть его в темницу. На следующий день посланные за блаженным Василием нашли его стоящим в ожидании их вне темницы, хотя двери ее оставались запертыми. Приписывая это волхвованию и волшебству, а не силе Божией, патриций продолжал истязать святого. Однажды в гневе он воскликнул: «Нечестивейший из людей, доколе ты будешь таиться от нас? Скажешь ли ты мне, кто ты и откуда?» Святой сказал на это: «Нечестивейшими подобает называть тех, кто, подобно тебе, творит втайне содомские грехи». От такого во всеуслышание обличения патриций смутился и, испытывая великий стыд, вознамерился погубить святого.
Преподобного вешали вниз головой, выпускали на него огромного голодного льва, хотели утопить в море, но Бог, хранящий святых Своих, не попустил св. Василию погибнуть. Сохраненный силой Божией невредимым, святой поселился в городе у одного исцеленного им бедняка, по имени Иоанн. По прошествии немногого времени к преподобному Василию начали приходить люди: одни — ища душевной пользы, другие же приносили к нему недужных, чтобы он исцелил их. Имея дар прозрения, святой провидел тайные дела всех приходящих к нему и, обличая наедине грешников, многих наставил к покаянию. Слава о богоугодной жизни и дивных делах его привлекала к блаженному и многих из духовных лиц: иереи, иноки и святители нередко посещали его и получали помощь душе и телу. Тогда и пришел к блаженному мирянин Григорий, пожелавший служить святому и, вскоре сделался его учеником. Он был весьма угоден св. Василию, так как проводил свою жизнь в девстве, целомудрии и постничестве.
Григорий прислуживал святому, поучаясь от его богомудрых бесед.
В это время скончалась преподобная Феодора Цареградская (память 30 декабря/13 января), которая прислуживала преподобному Василию. Григорий возымел сильное желание узнать загробную участь почившей и просил святого подвижника поведать ему о душе ее, веруя, что угоднику Божию все открыто. По молитвам преподобного старица Феодора явилась Григорию и поведала ему о своей кончине и о том, как после кончины душу ее водили по мытарствам, как ей помогла сила молитв преподобного Василия избавиться от посягательства воздушных бесов, и что теперь она пребывает в небесных обителях в неизреченной радости.
Также, по молитве святого Василия Нового Григорий сподобился видения Страшного суда Божия и потом явления Самого Господа, повелевавшего записать. «Знаю, — говорил Господь, — что тебе невозможно, если не дам тебе благодати Моей, которая, вселившись в сердце твоем, воспламенит его Божественною любовию ко Мне и подаст силу и память, чтобы подробно описать все виденное тобою на пользу Моим Церквам, языкам и племенам, коих Я всех призываю ко спасению и вечной жизни… Не допускайте тени сомнения в правдивости сего откровения. Помните, где хочет Бог, там побеждается чин естества. Помните каждое слово Сына Божия: Иже (кто) не имет веры, осужден будет… (Мк. 16,16)».
Приблизилось время кончины преподобного Василия. Время отшествия блаженный провидел и предсказал о ней возлюбленному ученику своему Григорию. Преподобный Василий скончался около 944 года в возрасте ста десяти лет. Св. Церковь называет его Новым, отличая от других подвижников, носивших то же имя и живших до него.
Молитвы блаженному Василию, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу
Тропарь, глас 8 *
Житие́ твое́, Васи́лие, нело́жное, и чистота́ нескве́pна,/ Хpиста́ pа́ди те́ло твое́ изнуpи́л еси́ посто́м и бде́нием,/ и мpа́зом и теплото́ю со́лнечную,/ и слото́ю, и дожде́вным о́блаком,/ и пpосвети́ся лице́ твое́, я́ко со́лнце,/ и ны́не пpихо́дят к тебе́ Росси́йстии наpо́ди и вси́ лю́дие,/ пpославля́юще свято́е твое́ успе́ние./ Тем Хpиста́ Бо́га моли́,/ да изба́вит ны от ва́pваpскаго плене́ния и междоусо́бныя бpа́ни,// и миp ми́pови пода́ст, и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод: Житие твое, Василий, истинное, и чистота неоскверненная, Христа ради тело твое изнурил ты постом и бдением, и морозом, и солнечной жарой, и ненастьем, и дождем, и просветилось лицо твое, как солнце, и сейчас приходят к тебе Российские народы и все люди, прославляя святое твое успение. Потому Христа Бога моли, да избавит нас от языческого пленения и междоусобной войны, и мир подаст миру, и душам нашим великую милость.
Кондак, глас 4 *
Ду́хом Бо́жиим води́м, преблаже́нне Васи́лие,/ отря́сл еси́ мирски́й мяте́ж,/ и жития́ треволне́ния возгнуша́лся еси́,/ и совле́кся одея́ний тле́нных, и обле́кся в ри́зу безстра́стия,/ убежа́л еси́ ловле́ния льсти́ваго мироде́ржца,/ и был еси́ стра́нен во твое́м язы́це,/ и, па́че земна́го бога́тства избра́в бога́тство Небе́сное,/ увя́злся еси́ венце́м терпе́ния./ И ны́не, преблаже́нне Васи́лие, моли́ Христа́ Бо́га/ о творя́щих святу́ю па́мять твою́, да зове́м ти:// ра́дуйся, преблаже́нне Васи́лие.
Перевод: Духом Божиим руководим, преблаженный Василий, отверг ты мирскую суету и пренебрег житейскими бурями, и снял с себя тленные одежды и облачился в одежду бесстрастия, избежал ты сетей льстивого миродержца (диавола) и был чужим для своего народа ( Пс.68:9 ), и вместо земного богатства избрав богатство Небесное, увенчался ты венцом терпения. И сейчас, преблаженный Василий, моли Христа Бога о празднующих святую память твою, да взываем к тебе: «Радуйся, преблаженный Василий».
Молитва 1-я *
О, вели́кий уго́дниче Христо́в, и́стинный дру́же и ве́рный ра́бе Всетворца́ Го́спода Бо́га, переблаже́нне Васи́лие! Услы́ши ны, многогре́шныя, ны́не вопию́щия к Тебе́ и призыва́ющия имя́ Твое́ свято́е, поми́луй ны, припа́дающия Днесь к пречи́стому о́бразу Твоему́, приими́ ма́лое на́ше и недосто́йное сие́ моле́ние, умилосе́рдися над убо́жеством на́шим, и моли́твами Твои́ми исцели́ всяк неду́г и боле́знь души́ и те́ла на́шего гре́шнаго, и сподо́би ны тече́ние жи́зни сея́ невреди́мо от ви́димых и неви́димых враго́в безгре́шно прейти́, и христиа́нскую кончи́ну, непосты́дну, ми́рну, безмяте́жну, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дие получи́ти со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 2-я *
Личное прошение
О, преблаже́нне Васи́лие! Услы́ши мя, многогре́шнаго (имя), ны́не вопию́щаго к тебе́ и призыва́ющаго и́мя твое́ свято́е, умилосе́рдися на́до мно́ю, и моли́твами твои́ми пода́ждь (содержание прошения) и Небе́снаго Ца́рствия насле́дие со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Краткое житие
День памяти 2/15 августа
Жил в Москве во времена Иоанна Грозного. Предсказал пожары в Москве и Новгороде, проповедовал милосердие и добрые нравы, не боялся обличать даже жестокого царя. От мощей впоследствии произошло множество чудес и исцелений. Св. Василию Блаженному молятся о даровании смирения и терпения в гонении и насмешках, о добром нраве властей и правителей, о сохранении от пожара, об исцелении от различных недугов.
Преподобному Василию Новому, исповеднику Константинопольскому
Преподобному Василию Новому, исповеднику Константинопольскому
Видео (кликните для воспроизведения). |
Святому возносят молитвы для избавления от лихорадки и хронических заболеваний дыхательных путей.
День памяти 26 марта/8 апреля
С юных лет преподобный Василий, живший в X в. в Византии, пребывал вдали от людей и проводил дни и ночи в молитве. Случайно обнаружив исповедника, придворные доставили его к патрицию Самону. После обличения грехов патриция святой был предан жестоким пыткам, однако мучения не причинили вреда его телу. Более ста лет прожил исповедник, творя чудеса и исцеления, прорицая и наставляя жителей Константинополя.
Похожие главы из других книг
Будничная утреня по Василию Великому
Будничная утреня по Василию Великому Что касается чина ежедневных служб в разных церквах IV–V в., то краткие указания на него даются и в вышеприведенных свидетельствах, и эти указания по большей частью совпадают с подробными, хотя тоже неполными данными о чине
Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому
Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому (По славянскому переводу, часть I. Слово 110)Приклоните ко мне слух, братья возлюбленные, поведаю вам прекраснейшую повесть. Ибо прекрасно хранить тайну цареву, тайны же Божии открывати славно (Тов.12:7). Поскольку
Посланіе къ клиру и народу константинопольскому
Посланіе къ клиру и народу константинопольскому Возлюбленнымъ и вожделеннейшимъ братіямъ, пресвитерамъ, діаконамъ и народу константинопольскому епископъ Кириллъ и соборъ, сошедшійся въ Александріи изъ египетскаго округа, желаетъ о Господе всякаго блага.Поздно и съ
Послание Епископу и исповеднику Аделфию, против ариан
Послание Епископу и исповеднику Аделфию, против ариан Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великаго, Архиепископа Александрийскаго. Часть третья. / Издание второе исправленное и дополненное. — М.: Издание Спасо–Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. — С.
Посланіе къ клиру и народу константинопольскому
Посланіе къ клиру и народу константинопольскому Возлюбленнымъ и вожделеннейшимъ братіямъ, пресвитерамъ, діаконамъ и народу константинопольскому епископъ Кириллъ и соборъ, сошедшійся въ Александріи изъ египетскаго округа, желаетъ о Господе всякаго блага.Поздно и съ
Молитва святителю Луке, исповеднику, Архиепископу Крымскому
Молитва святителю Луке, исповеднику, Архиепископу Крымскому О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов! Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чадо отца молилм тя
Что противопоставить новому Содому
Блаженному Василию, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу
Блаженному Василию, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу 2 (15) августаО, великий угодниче Христов, преблаженне Василие!Припадающе к раце мощей твоих с любовию, с верою лобызаем честный твой образ, чающе от него силою Божиею получити исцеление душ и телес наших,
Святителю Василию Великому
Святителю Василию Великому 1 (14) январяО, великий во иерарсех, вселенныя учителю богомудрый, преблаженне отче Василие!Велия подвиги и труды твоя, яже во славу святыя Церкве совершил еси: ты исповедник твердый и светильник веры Христовы на земли был еси, светом Боговедения
К новому символизму
К новому символизму Рассматривая эстетические представления расколоучителей, я уже отмечал, что они остро ощутили наметившийся в их время кризис средневекового символического мышления и пытались, часто внесознатель–но, помешать этому процессу. Указывалось также, что
Книга к исповеднику Донату о смертях гонителей
Книга к исповеднику Донату о смертях гонителей Lucii Caecilii liber ad Donatum confessorem. De mortibus
ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ХРИСТОЛЮБИВОМУ ВЛАДЫКЕ ВАСИЛИЮ [15]
ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ХРИСТОЛЮБИВОМУ ВЛАДЫКЕ ВАСИЛИЮ [15] Мы в духовном вертограде Соберем цветы художеств, Всемудрейшему владыке Увенчать главу честную. Ей, царю непобедимый, Око мира, свет вселенский, Всех владык хвала и слава, Всех царей краса и диво! Вся ромейская
Исповеднику
Исповеднику (священно— и преподобноисповеднику)Тропарь, гл. 8 Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, архиереев Богодухновенное удобрение, (имя) премудро, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная. Моли Христа Бога спастися
Исповеднику
Исповеднику Тропарь, глас 8Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, архиереев Богодухновенное удобрение, (имя) премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная. Моли Христа Бога спастися душам нашим.(Перевод: Православия
Преподобному Василию-исповеднику
Преподобному Василию-исповеднику Святому Василию-исповеднику возносят молитвы при болях и вздутии живота, а также для избавления от тяжелой одышки. День памяти 28 февраля/13 марта Преподобный Василий жил в VIII в. во времена правления императора-иконоборца Льва Исавра.
Святителю Тарасию, патриарху Константинопольскому
Святителю Тарасию, патриарху Константинопольскому Святому Тарасию молятся об избавлении от лихорадки, общего ослабления здоровья и плохого самочувствия. День памяти 25 февраля/9 марта Святой Тарасий жил в VIII–IX вв. в Константинополе. Святитель происходил из знатной
Василий Новый, исповедник
Преподобный Василий Новый — византийский святой, живший в Х веке.
В юности он ушел в монахи и жил отшельником в Малой Азии. В пустыне его обнаружили солдаты императора и приняли за чужеземного лазутчика. Святого привезли в Константинополь и подвергли пыткам, чтобы заставить признаться в преступлении, однако Василий на все обвинения отвечал молчанием. Тогда его бросили в море. Праведника спасли дельфины, которые выбросили его на своих спинах на сушу.
После этого Василий прожил очень долго. Он получил от Бога дар ясновидения (прозорливости), за советом к нему обращались знатные люди.
У Василия были любимые духовные чада — монах Григорий и монахиня Феодора. Феодора внезапно скончалась, и Григорий захотел узнать о ее посмертной участи — вошла ли она в Царствие Небесное. Тогда по молитве старца Василия душа Григория отправилась в рай и там встретилась с душой Феодоры, которая рассказала о том, что происходит с христианином, когда он умирает: после смерти он проходит воздушные мытарства — испытания, в результате которых либо он попадает на небо, либо бесы утаскивают его в ад.
Также по молитве преподобного Василия Бог показал Григорию Страшный суд.
Когда старец скончался, Григорий составил его житие.
Интересные факты о Василии Новом
В XII-XIII веке мощи преподобного Василия находились в городе Хрисополе на азиатском берегу пролива Босфор, неподалеку от Константинополя. Об этом написал русский паломник Антоний Новгородец.
Православный календарь 8 апреля. Преподобный Василий Новый.
Миниатюра из Жития Василия Нового. 50-60-е гг. XVIII в.
Преподобный Василий Новый родился в восемьсот тридцатом году, в Византийской империи. Он ещё в молодости оставил мир и вёл жизнь отшельника. Однажды мимо хижины Василия проезжали придворные императора. Они с подозрением отнеслись к пустыннику, схватили его и привели в город. Чиновник Самон строго допрашивал Василия и даже пытал его. На все вопросы об имени и роде занятий подвижник отвечал, что он — лишь странник на земле. Тогда Самон отдал Василия на растерзание голодному льву. Но зверь не тронул его, и мирно улёгся у ног. Самон приказал утопить Василия, но два дельфина подхватили его и вынесли к Константинополю. По молитве подвижника там исцелился один горожанин. В благодарность он приютил Василия. Вскоре к праведнику за советом и наставлением потянулись местные жители. Господь даровал своему подвижнику возможность прозревать судьбы людей. Однажды ученик Василия, Григорий, был в дороге. Он нашёл на постоялом дворе дорогой пояс, который обронила дочь хозяина. Григорий подобрал находку и решил позже продать её, а деньги раздать нищим. Но Василий явился ученику во сне и укорил его, что тот скрыл чужую вещь. Он сказал, что благая цель не оправдывает такого поступка и велел вернуть пояс.
Молитва преподобному Василию Новому
О священная главо, преподобие отче, преблаженне авво Василие! Не забуде убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуде посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю:
не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу: ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребывавши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражьих и всякия прелеси бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя в истину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да не возбрано прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и небеснаго царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его духом, ныне и присно и во веки веков.
Также молятся св. праведному Артемию Веркольскому (см. «Об исцелении от грыжи», с. 656).
Об исцелении от грыжи
Св. праведному Артемию Веркольскому Молитва первая
Святый угодниче Божий, Артемий праведный хранителю присный святыя обители, твоим именем украшенныя, и всея северныя страны пред Богом заступниче! Призри милостивно на усердную молитву нас грешных, и твоим благомощным предстательством прощение согрешений наших у Господа испроси, преспеяние же в вере и благочестии, и от козней диавольских ограждений исходатайствуй нам. Наипаче же моли Господа, да во здравии и непременяемем благополучие сохранить православный народ наш, да подаст же и всем людем, державе нашей мир, тишину и нелицемерное послушание, да сподобит всех нас по христианстей кончине небесное царствие получити, идеже вси праведнии купно с тобою славят Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.
Вторая
От болей в пояснице
Дата добавления: 2016-11-19 ; просмотров: 188 | Нарушение авторских прав
ВАСИЛИЙ НОВЫЙ
св. преподобный Василий Новый |
Василий Новый, Константинопольский (+ ок. 944), преподобный.
В молодости оставил мир и подвизался в пустынном месте. Однажды его, обросшего, в рубище, увидели проезжавшие мимо придворные византийского императора и были встревожены его странным видом. Заподозрив неладное, они схватили подвижника и привели в город, где патриций Самой учинил ему допрос. На вопрос, кто он, Святой отвечал только, что он пришелец и странник на земле. Преподобного подвергли тяжким пыткам, но он терпел молча, не желая рассказывать о своей подвижнической жизни. Самон, потеряв терпение, спросил святого Василия: «Нечестивец, долго ли ты будешь скрывать, кто ты и откуда?» На это святой прозорливец ответил: «Нечестивыми следует называть тех, кто подобно тебе проводит жизнь во всякой нечистоте». После публичного обличения Самон в гневе велел повесить святого вниз головой со связанными за спиной руками и ногами. Пытка была настолько жестокой, что очевидцы ее стали роптать на Самона. Когда после трехдневного истязания святого подвижника сняли, он оказался жив и невредим. Это чудо Самон приписал волшебству и отдал святого Василия на растерзание голодному льву. Однако лев не тронул святого и мирно улегся у его ног.
Самон в бессилии приказал утопить блаженного Василия в море, но два дельфина подхватили святого и вынесли на берег в предместье Константинополя, Евдоме. Преподобный вошел в город, где около Золотых ворот встретил больного человека по имени Иоанн, страдавшего лихорадкой. Святой Василий исцелил больного Именем Спасителя и по просьбе Иоанна остался жить у него.
К блаженному приходили и многочисленные верующие за советами и наставлениями, а также получить по его святым молитвам исцеление от болезней. Преподобный Василий, обладавший даром прозрения, обличал грешников, обращая их на путь покаяния, предсказывал грядущие события. Среди посещавших святого был Григорий, который стал его учеником и впоследствии написал подробное житие своего учителя. Однажды в гостинице Григорий нашел дорогой пояс, оброненный дочерью хозяина. Он утаил его с тем, чтобы продать, а деньги раздать нищим. Однако по пути домой вместе с другими вещами он потерял и пояс. Во сне он получил вразумление от святого Василия, показавшего ему разбитый горшок со словами: «Если кто украдет даже такую негодную вещь, будет наказан вчетверо. Ты утаил чужой пояс и будешь осужден как вор. Ты должен возвратить найденное».
Когда скончалась прислуживавшая преподобному Василию святая Феодора, Григорий очень хотел узнать о ее загробной жизни и часто просил святого подвижника открыть ему это. По молитвам блаженного Григорий увидел во сне старицу Феодору, которая рассказала ему, как душа ее проходила мытарства после смерти и как ей помогла сила молитв блаженного Василия.
Скончался около 944 года в возрасте ста десяти лет.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Церковь называет его Новым, отличая от других подвижников, носивших то же имя и живших до него.
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.