Молитва в последний путь читать

Полное описание: Молитва в последний путь читать - для наших любимых читателей.

Молитва в последний путь читать

В своей известной книге «Переход» П. Калиновский пишет: «…Жизнь человека на земле — это только начало, только подготовка к тому, что ждет нас всех после смерти тела. Начатое здесь будет продолжаться там; [за порогом смерти нас] …ждут …ответственность и возмездие за сделанное во время земной жизни. Об этом говорят все великие религии. [Поэтому] …очень важно перейти порог в состоянии беззлобности, умиротворенности и покоя, не унося с собой ни одного темного пятна на своей совести.

Христианство всегда знало это, поэтому и советовало каждому перед смертью исповедаться и причаститься. Состояние личности в момент смерти важнее всей предыдущей жизни человека.

Об этом говорит и евангельское повествование от Луки (см.: Лк. 23, 32–33, 39–43) о разбойниках. Вот оно: Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Жизнь разбойника была плохой, но раскаяние в последние часы перед смертью обещает хорошее начало будущего существования » [1]

Православная Церковь напутствует своих чад в загробную жизнь Таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения. Родственники тяжелобольного обязаны позаботиться о том, чтобы во все протяжение болезни член Церкви не оставался лишенным этих христианских Таинств. Если болезнь продолжительна, нужно попросить священника из ближайшего храма посещать больного для регулярного совершения над ним Таинств. Когда же конец жизни человека видимо приближается, нужно срочно позвать священника для напутствия умирающего в жизнь вечную.

У одра умирающего священник заботится о том, чтобы у него не осталось на совести какого-либо забытого или неисповеданного греха или злобы к кому-либо из близких. Поэтому, если умирающий находится в сознании, священник задает ему соответствующие вопросы для исповеди в такой форме, чтобы ответ мог быть односложным. Конечно, такая исповедь в форме вопросов не может быть полной и всеобъемлющей: она должна быть заключительной, последней, которой предшествовало бы подробное и полное очищение совести больного в те дни, когда он был еще способен на тщательную исповедь. И об этом также должны были позаботиться родственники умирающего.

После совершения Таинства Покаяния священник приобщает умирающего запасными Святыми Дарами, которые он приносит в специальной дароносице. Церковные каноны, заботясь о доброй христианской кончине человека и соединении его со Христом Спасителем, в предсмертные часы дозволяют причащать умирающих даже после принятия лекарств и вкушения пищи [2], а женщин — и в период месячного или родильного очищения (чего не дозволяется совершать над лицами, не находящимися в смертельной опасности).

Однако правила запрещают причащать Святых Таин людей, впавших в беспамятство или безумие, до их выздоровления, кроме смертных случаев [3]. В исключительных случаях можно приобщать и беснуемых, при условии, если они в бесновании не богохульствуют [4].

Как во время болезни, так и пред самой кончиною, над христианином целесообразно совершать Таинство Елеосвящения, предавая в руце Божии жизнь болящего. Болен ли кто из вас,— пишет апостол,— пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5, 14–15). По верованию Православной Церкви, Елеосвящение — это Таинство, в котором при помазании освященным елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. В этом Таинстве христианину прощаются те грехи, о которых он забыл или которых по неведению и невниманию не считает за грех. Вот что пишет о Таинстве Соборования Московский святитель Филарет: «Из слов Апос­тола (Болен ли кто из вас… и т. д. — Иак. 5, 14–15) видно, что Таинство Елеопомазания имеет двоякий плод: 1) отпущение грехов, и 2) выздоровление болящего: и воздвигнет его Господь. Таким образом, на точном основании Священного Писания Православная Церковь учит, что Елеопомазание может быть совершаемо как над приближающимся к смерти для испрошения ему прощения грехов, так и над всяким больным для испрошения ему прощения грехов и выздоровления от болезни » [5].

Канон на исход души

Молчат уста умирающего, но Церковь от его лица изображает всю немощь грешника, готового покинуть мир, и поручает его Пречистой Деве, помощь Которой призывается в молитвах. Может быть, умирающий уже не слышит молитвословий, но, как при крещении младенца отсутствие у него сознания не умаляет благодатного действия Таинства, так и затухание сознания не препятствует спасению отходящей души по вере и молитве близких, собравшихся у его смертного одра.

Церковь, имевшая попечение о каждом православном с момента его рождения, не может оставить его и в этот последний страшный час. В лице духовника умирающего она спешит к его одру и прежде всего прилагает старание о том, чтобы у умирающего не осталось на совести какого-либо неисповеданного греха, в особенности злобы к кому-либо из братий. А затем духовник от лица человека, с душою разлучающегося и не могущего глаголати, глаголет «Канон молебный ко Господу Богу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице, Матери Господней». Уста умирающего молчат и язык не глаголет, но сердце вещает: Огнь бо сокрушения внутрь возгорается и гласы немолчными призывают прежде всего Матерь Господню [6]. Канон на исход души преисполнен этими вещаниями от сердца умирающего, который хорошо сознает, что «нощь смертная постиже (его) неготова, мрачна же и безлунна, препущающи неприготовлена к долгому оному пути страшному» [7]. По 6-й песни канона — кондак Великого канона, побуждающий душу умирающего воспрянуть, пока еще не поздно, как разбойник благоразумный в последний момент воздохнуть о своих грехах и воззвать ко Господу, да пощадит Христос Бог: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши, конец приближается, и нужда ти молвити: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, Иже везде сый и вся исполняяй» [8].

Читайте так же:  Домашняя молитва по усопшему до 40 дней

За кондаком следует и икос того же Великого канона, утешающий трепещущую душу тем, что «Христова врачебница всем открыта», всем дана возможность очищать душу свою исповеданием грехов своих и Таинством Покаяния [9], что и сам диавол, видя эту «врачебницу… пострадав уязвися», и в сознании своего бессилия признается: «убивает мя Вифлеемлянин, Иже везде сый и вся исполняяй» [10].

Все последование заканчивается молитвою от иерея, глаголемой на исход души, о разрешении ее от всяких уз, освобождения от всякой клятвы, о прощении грехов и упокоении в обителях святых.

Чин на разлучение души от тела

Кроме «Канона на исход души» в Большом Требнике и в «Иерейском молитвослове» есть другой умилительный канон, творение Андрея Критского, который входит в «Чин, бываемый на разрешение души от тела, внегда человек долго страждет». Большие страдания умирающего побуждают усилить молитву: душа долго страждущего молитвенно ищет помощи у всей Церкви небесной и земной, призывает «ангельстии собори, и человецы вси христолюбцы» [11], «всех благочестиво в житии поживших», призывает «вси земнии концы совоздохнуть и соплакать». В особенности обращается она к добрым друзьям и знакомым, к возлюбленным братиям, просит их в «память еже к ним дружбы» молить Христа о ней, просит всех их явить благоутробие, оказать милосердие к ней, злосчастной и окаянной, ибо она верит в силу молитвы Церкви: «Если бы вси единем гласом провещали бысте к Владыце, тьмы избавили мя бысте».

Оба канона на исход души в случае отсутствия священника могут (и должны) быть прочитаны у одра умирающего мирянином, разумеется, с соответствующей заменой возгласов и опущением молитвы, предназначенных для чтения только от иерея. И кроме положенных в богослужебных книгах канонов близким умирающего должно молиться об отходящем брате.

По книгам:

1. Калиновский П. Переход. Последняя болезнь, смерть и после. М., 1991. С. 169–176;

2. Со святыми упокой: О церковном поминовении усопших: Сборник / Сост. мон. Иулиания (Самсонова). Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2007.

[1] Калиновский П. Переход. Последняя болезнь, смерть и после. М., 1991. С. 37–38.

[2] Кормчая книга. Ч. II; Номоканона пункт 166.

[3] Служебник. Известие учительное о подаянии и приятии Божественных Таин.

[4] Правило 3-е Тимофея, архиеп. Александрийского (Кормчая книга. Ч. I).

[5] Филарет, митр. Московский и Коломенский. Собрание мнений и отзывов по учебным и церковно-государственным вопросам: В 5 т. Т. V. Ч. 2. СПб., 1888. С. 558.

[6] См.: Канон на исход души. Песнь 6, тропарь 1.

[7] Ср.: Канон на исход души. Песнь 7, тропарь 1.

[8] Кондак по 6-й песни канона, творение прп. Андрея Критского.

[9] Ср. с увещанием пред исповедью: «Пришел еси во врачебницу».

[10] Канон на исход души. По 6-й песни икос.

[11] Здесь далее цитаты из «Канона на разлучение души…»..

Как проводить в последний путь по православному обычаю?

Или почему хоронят головой на Восток и едят коливо?

В суете дней мы редко задумываемся о смерти. Но обязательно приходит время, когда родной человек уходит в Вечность. Зачастую именно в этот момент мы совсем не знаем, как правильно с ним проститься и помочь его душе обрести покой в ином мире. Поэтому разобраться в том, что такое смерть и как нужно провожать умершего в последний путь по православному обычаю, нам поможет статья Анны Войтко в газете «На пенсии», подготовленная при помощи Одесской епархии Украинской православной церкви.

Душу поддержат молитва и покаяние

Отпевание заочно не совершают

Тело усопшего омывают чистой водой, одевают в чистые одежды и кладут в гроб. Если перед смертью на человеке не было на­тельного креста, его обязательно нужно на­деть. И гроб, и сами останки предваритель­но кропят святой водой. Почившего покры­вают белым покрывалом — саваном, на лоб кладут венчик — бумажную ленту с изобра­жением Спасителя, Божией Матера и Иоанна Предтечи. В руки покойного кладут крест и небольшую икону. До отпевания над телом усопшего принято непрерывно читать Псалтырь и совершать панихиды. Псалтырь может читать любой хри­стианин, обладающий необходимыми навыка­ми. Но приличнее пригласить для исполнения этого обряда человека, имеющего церковное благословение. Перед выносом усопшего из дома его род­ственники могут пригласить священника, который совершит панихиду и, возглавив похороны, проводит останки до храма, где и должно быть совершено отпевание. От­певание и погребение обычно совершаются включается самый день кончины. Отпева­ние должно совершаться в храме. Так на­зываемое «заочное отпевание» разрешает­ся лишь как исключение. Им является от­сутствие в местности храма, невозмож­ность найти останки умершего и тому по­добное. В остальных случаях родственники почившего, если они не хотят прегрешать перед ним, должны совершить отпевание по обычаю Церкви.

Куда ставят крест?

По христианским традициям совершенно неуместна при погребении музыка. На кладбище при прощании с покойным нуж­но целовать икону, лежащую в гробу, и венчик на челе. При этом надо мысленно или вслух испросить прощения за все обиды, которые он получил от вас при жизни, и простить за то, в чем был виновен он сам. В могилу усопшего обычно опускают голо­вой на Восток — в ожидании наступления Вто­рого пришествия Христова, а также в знак того, что умерший идет от Запада — заката жизни к Востоку — вечности. В напоминание о том, что вход в Царство Небесное был открыт крест­ными страданиями Спасителя, над могильным холмиком ставится восьми конечный шест — символ спасения. Крест может быть сделан из любого материала! Но обязательно правиль­ной формы. Крест ставится у ног усопшего распятием к его лицу, чтобы при воскресении, восстав от гроба, он мог взирать на знамение победы Христа над дьяволом. Так же располагают и надгробные памятники с высеченны­ми на них крестами.

Читайте так же:  Какие молитвы читать когда человек умер

Пусть земля. не будет пухом

Наш народ, приняв Православие, все же до конца не изжил языческие обычаи. В XX веке, когда прервалась нить церковного предания, языческие суеверия стали повсе­местно распространенными. Наиболее зримо язычество проявляется именно в обрядах по­гребения. Назовем некоторые обычаи и веро­вания, которые православные христиане не должны исполнять и принимать во внимание:

  • завешивать зеркала в доме, где есть покойник;
  • класть в гроб деньги, вещи и продук­ты; считать, что ближайшим родственни­кам умершего нельзя нести гроб;
  • верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно умрет;
  • считать, что нельзя смотреть из окна на похоронную процессию, а не то умрешь;
  • на поминках ставить «для усопшего» рюмку водки и хлеб;
  • сохранять эту «поминальную рюмку» до сорокового дня;
  • лить водку на могильный холм;
  • произносить: «Да будет тебе земля пу­хом»;
  • рассыпать по могиле хлебные крошки;
  • верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком.

Назад к списку

Как проводить умершего в последний путь?

Как подготовиться к отпеванию близкого человека? О чем не забыть, провожая его в последний путь?

Рассказывает протоиерей Федор Бородин.

Если вы готовитесь прийти на отпевание близкого вам человека, родственника или друга, ушедшего с мир иной, собираетесь проводить его по-христиански, тогда вам нужно приготовиться — сделать несколько вещей.

Первое. Вам нужно понять, что чин отпевания — это молитвенное прощание Церкви с человеком. И ваша молитва, если вы любите ушедшего, очень для него важна. Даже если вы раньше не пробовали молиться, не умеете этого делать, для вас это что-то новое, пожалуйста, пока вы будете стоять в храме, особенно первые 40 дней после ухода человека, произносите хотя бы самую простую молитву: «Господи, упокой душу усопшего раба Твоего (или рабы Твоей) такой-то». Вы почувствуете некое тихое облечение. Почувствуете, что ему стало легче, и вам станет легче в вашей скорби.

Господь так создал Церковь, что наши молитвы друг за друга, и за живых, и за усопших, помогают нам. И ваш труд, ваше ходатайство об ушедшем человеке могут очень ему помочь. Господь часто готов простить человеку какие-то его грехи, в которых он даже, может быть, не успел раскаяться, если семена любви, которые этот человек посеял во время своей земной жизни, всходят ростками благодарности, молитвы, скорби за него. Но скорби не тупиковой, мрачной, а скорби о состоянии его души. Если человек жил так, что вам хочется за него молиться, это значит, что есть надежда на его прощение. Поэтому молитесь, особенно первые 40 дней.

Второе, что вы должны знать: чин отпевания заканчивается прощением или прощанием, что очень близко одно к другому. По уставу каждый человек подходит к гробу умершего или умершей, делает земной поклон, крестится, целует лоб усопшего. Это символ того, что подходя, мы просим прощения за то, в чем мы перед этим человеком виноваты. Может быть, это нужно прежде всего нам. Очень важно, чтобы мы все человеку простили. В нашей власти, чтобы Господь его не наказывал за очень многое.

В Евангелии от Иоанна есть эпизод, когда Господь говорит с женщиной, взятой в прелюбодеянии. «Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин 8:3–11) Господь прощение людей поставил в очень тесную связь со Своим прощением человека. Если мы вспомним год за годом, месяц за месяцем, может быть, даже еще плотнее, всю нашу совместную жизнь с этим человеком и найдем в себе силы простить даже то, в чем он был, очевидно и точно, перед нами неправ, а мы были пострадавшей стороной, есть надежда, что Господь ему эти грехи отпустит. И этому человеку станет намного легче. Потом когда то, когда мы будем точно так же лежать, Господь простит нас.

Третье, что очень важно сделать: понять, что ничто в жизни не происходит случайно. Если смерть близкого любимого родного человека пришла в нашу жизнь, это промысл Божий, это всегда звоночек оттуда, всегда напоминание о том, что это и наш путь тоже, когда-то мы обязательно будем так лежать. Дай Бог, чтобы нас тоже отпевали, чтобы у нас тоже были такие христианские проводы в Вечную Жизнь.
Из милости

Смотря на лежащего человека, надо вспоминать о краткости своей жизни, думать: «А с чем я пойду к Господу? Исповедал ли я свои грехи? Жил ли я церковной жизнью, или я пришел в храм, мне здесь ничего непонятно, и я здесь чужой, и церковь для меня чужая?». Этот урок надо извлекать и реализовывать. Надо начинать ходить в храм.

Дома можно читать Псалтирь по усопшему. Вы будете чувствовать, повторюсь, что вам легче, что ему, ушедшему, легче.

Можно и нужно раздавать милостыню и делать дела милосердия в память об усопшем. Вообще, милостыня покрывает множество грехов. Дерзновение любящего сердца, именно дерзновение, может превосходить правосудие Божие, потому что Бог любит больше быть милосердным, чем справедливым.

Поэтому, если вы покажете Богу, что вы так любите усопшего, что готовы творить добро по принципу: пусть правая рука твоя не знает, что делает левая — для Бога, для души, для себя, не напоказ, то Господь может очень многое простить этому человеку. Возьмите его вещи, раздайте их нищим. Найдите возможность дать милостыню, накормить голодного человека. Найдите какую-нибудь пожилую соседку, которая еле сводит концы с концами, купите ей лекарств, помогите ей что-то сделать по дому.

Читайте так же:  Молитва о смертельно больном человеке

Или поддержите многодетную семью, или дом малютки, или детский дом. Найдите какую-нибудь такую возможность и скажите Господу: «Господи, я делаю это в память о моем друге или моем брате, моем отце. Прими это, пожалуйста, как бы Ты принял от него». Господь примет. Для вашей души это будет очень много и очень полезно, и для усопшего это будет очень хорошо.

Потом, когда вы будете вспоминать этого человека — и на поминках, и в разговоре с друзьями, даже, если он делал что-то некрасивое, плохое и грешное, не говорите об этом, не осуждайте его, простите это ему. Вспоминайте хорошее. Если хорошего мало, то останавливайте разговор, лучше молитесь за него.

МОЛИТВА ОБ УПОКОЕНИИ ДУШИ БЛИЖНЕГО.

В чём находить утешение близким

Преподобный Макарий напоминал о том, что излишняя скорбь неугодна Богу. Старец советовал близким находить утешение в поминовении усопших, в молитве за них, в милостыне, творимой в их память: «Пишешь, что совершили в сороковой день поминовение по папеньке твоём, и что вам горько было. Жаль мне его, жаль и вас за ваше малодушие. Молитва об усопших доставляет им пользу, и оставшимся утешение, что они здесь имеют средства там ему благодетельствовать. А излишняя скорбь неугодна Богу: будто противоречим Его о нас промыслу и распоряжению. Не похвалю я за это твою маменьку, а мою сестрицу; я уже писал ей, что эта скорбь от себялюбия происходит. Вот за это спаси Господи, что она хорошо поминает его и милостыню подаёт, и крестьян утешает, – все это она туда ему пересылает».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!
Ольга Рожнёва

Символ Веры

В последний путь. Православное поминовение усопших

Умер кто-то из близких. Рано или поздно мы все сталкиваемся с таинственным явлением смерти. И всякий порядочный человек, в меру своих сил и возможностей, старается отдать усопшему последний долг, достойно проводить его в путь всея земли. Мы заботимся об изготовлении гроба, организации похорон, устройстве поминальной трапезы.

Только вот порой не отдаем себе отчета, что самому усопшему ни гроб, ни поминки не требуются. Нагим человек выходит из материнской утробы, нагим возвращается во чрево земли. И только одно ему от пас нужно, и нужно чрезвычайно. Это молитва.

Как помочь ближнему на смертном одре

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка )

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении — только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию — первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Наша помощь усопшему

Умер кто-то из близких. Рано или поздно мы все сталкиваемся с таинственным явлением смерти. И всякий порядочный человек, в меру своих сил и возможностей, старается отдать усопшему последний долг, достойно проводить его в путь всея земли. Мы заботимся об изготовлении гроба, организации похорон, устройстве поминальной трапезы.

Только вот порой не отдаем себе отчета, что самому усопшему ни гроб, ни поминки не требуются. Нагим человек выходит из материнской утробы, нагим возвращается во чрево земли. И только одно ему от пас нужно, и нужно чрезвычайно. Это молитва.

Видео (кликните для воспроизведения).

После смерти тела душа или наследует вечное блаженство, или отходит на вечную муку. Это зависит от того, как была прожито земная краткая жизнь. Но немало зависит и от молитвы за умершего.

Есть в Житиях Святых рассказ о преподобном Макарии Великом, который молился за всех, ушедших в мир иной. Однажды в пустыне он увидел череп, который силой Божией поведал Макарию о том, что даже самые лютые грешники по его молитвам получают некоторые облегчения от страданий.

Первейшей и непреложной обязанностью всякого верующего является организация отпевания своего усопшего сродника. Экономить можно на чем угодно, но только не на отпевании! Оно должно совершаться на третий день смерти, не раньше (при этом день кончины — первый, даже если человек умер за несколько минут до полуночи); лучше, если оно произойдет в храме или на кладбище. В крайнем случае можно отпеть заочно.

Во чтобы то ни стало нужно предать усопшего земле. Кремация — чуждый Православию обычай, заимствованный от восточных культур. Даже если усопший завещал кремировать себя, нарушить эту волю не грешно.

В девятый и сороковой день после смерти нужно заказывать в храме панихиды — моления о прощении грехов усопшего. Особенно важен сороковой день, в который совершается частный суд Божий над душой, определяется ее участь до Второго Пришествия Христа.

Заупокойная молитва будет действеннее, если в памятные дни кто-либо из родственников почившего причастится Святых Христовых Тайн.

Панихиды нужно совершать и в дальнейшем, в дни рождения, смерти, именины покойного. Подавать записки в алтарь и ставить свечи о упокоении можно каждый день.

На кладбище нельзя оскорблять память почившего пьянством, лить водку на могильный холм. Лучше затеплить свечу, помолиться, прибрать могилу. Дома, на поминках, русские люди вкушают особую пищу — кутью (рис с медом или изюмом), блины, кисель. В постный день и пища должна быть постной.

Хорошо заказывать в храме долгосрочные поминовения — на сорок дней (сорокоуст), полгода или год. В монастырях принимаются вечные (пока стоит обитель) поминовения усопших.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Читайте так же:  Поминальная молитва православная

Можно ли отпевать иноверцев?

Этот вопрос неоднократно поднимался и в прошлом, и в наши дни. Обратим внимание на то, что спрашивается не о том, можно ли вообще молится об умерших иноверцах, а можно ли их отпевать и служить по ним панихиды. Необходимо различать эти два вопроса: просто молитвы за умерших инославных христиан и совершении над ними православного чина. Частная, келейная молитва об инославном усопшем не запрещается — можно поминать его дома, у гроба прочесть псалмы. Но чин отпевания и панихиды составлены с уверенностью, что умерший и отпеваемый есть верный член Православной Церкви.

Охраняя чистоту своего Православного учения и всего богоустановленного порядка жизни, Церковь искони запрещала епископам, клирикам и мирянам вступление в молитвенное общение не только в храме, но и на дому со всеми еретиками, раскольниками и отлученными от церковного общения. Строгость, с какой Церковь оберегала своих чад от опасности заражения какой-либо ересью, простиралась до того, что священнослужителям было возбранено совершать молитву или срященнодействие даже только в присутствии еретиков. В основе этих канонических постановлений лежит вечное слово Христово: «аще и Церковь не послушает (брат твой), буди тебе, якоже язычник и мытарь» (Мф. 17,18).

Будучи вне Церкви при жизни, еретики и раскольники еще дальше отстоят от нее после смерти, ибо тогда для них закрывается сама возможность покаяния и обращения к свету истины.

Вполне естественно поэтому, что Церковь не может приносить за них умилостивляющей бескровной жертвы и никакой молитвы вообще: последняя явно возбраняется апостольским словом (1 Иоан. 5, 16). Следуя апостольским и отеческим заветам, Церковь молится только о упокоении православных христиан, в вере и покаянии скончавшихся — как живых членов Тела Христова. Сюда могут относиться и те, кто прежде были в числе отпадших, но потом раскаялись и соединились с Церковью.

Сорокоуст о упокоении

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

Верная во всем духу древней Вселенской Церкви, наша Русская Православная Церковь не только воспрещала отпевать инославных — римо-католиков, протестантов, армян и т.п., но даже совершать по ним панихиды. По чувству христианского милосердия она стала допускать в отношении к ним одно снисхождение — если умрет иноверец «христианского исповедания», и для погребения его не будет священника или пастора того исповедания, к коему принадлежит умерший, то православному священнику разрешается, облачившись в фелонь, проводить тело усопшего до кладбища и пением Трисвятого сопроводить опускание гроба в могилу. Внесение тела усопшего иноверца в православный храм не допускается.

Широта православной христианской любви, во имя которой иные призывают допустить церковную молитву за умерших христиан любого исповедания, не может простираться до пренебрежения православным учением веры, сокровище которой хранит в течение веков наша Церковь. Иначе сотрется всякая грань, отделяющая Единую Истинную Церковь от тех, кто оторван от благодатного союза с нею.

Из сказанного ясно, что тем более воспрещается всякая церковная молитва за усопших мусульман, буддистов, иудеев и других иноверцев, не признающих Господа Иисуса Христа.

Проводы души в Мир иной на 40день.

6. Благодарственная молитва. Ведущий.
Я от всего сердца приношу свою благодарность и Любовь нашему Отцу Небесному, Господу Иисусу Христу, Всем Владыками, Архангелам, Ангелам, Святым Небесного Света, которые помогают мне и всем людям планеты Земля. Низкий ВАМ поклон, Возлюбленные, за любовь Вашу к нам, людям и всей планете. Пусть Свет Любви Вашей осветит наше сознание и направит нас к Свету, Миру, Добру, Взаимопониманию и Любви. Во Имя Отца, Сына, Святого Духа и Божественной Матери. Аминь. Во Имя Отца, Сына, Святого Духа и Божественной Матери. Аминь. Бог Отец, Бог Солнце, Бог Святой Дух. Аминь. ( Читать эту молитву горячо, сердечно, вдумчиво один раз).

Повторяют все. Да взойдёт Заря Любви над всей планетой Земля и над каждым живым существом! С Богом! С Богом! С Богом! 3 раза.

7. Ведущий. А сейчас я прочитаю молитву. Она читается перед захоронением тела в землю, и мы все оставим тело ровно на час.

Молитва перед захоронением тела в землю

Во Имя Господа Отца Всевышнего, во Имя Господа Иисуса Христа, мы просим Ангелов Исцеления забрать Божественную энергию из каждой клетки, каждого сустава, каждого сосуда и всей костной системы физического тела, в котором жила душа (имя), и направить всю освобождённую энергию душе (имя), которая на протяжении многих лет давала жизнь этому телу.

Господь Милосердный! Мы просим прощения, если физическое тело и разум умершей (его) (имя) совершили ошибки и грехи. Прости её (его), Господь! Прости её (его), Господь! Прости её (его), Господь!

Мы знаем, что душа твоя (имя) сейчас здесь и ты всё сама видишь и слышишь. У тебя (имя) есть время проститься со своим физическим телом. Оно более тебе не пригодится, а ты живая, и мы всегда будет вспоминать тебя с любовью и добром. Царства тебе Небесного! Царства тебе Небесного! Царства тебе Небесного! Счастливого пути к Отцу Всевышнему!

Во Имя Отца, Сына, Святого Духа и Божественной Матери. Аминь. Во Имя Отца, Сына, Святого Духа и Божественной Матери. Аминь. Бог Отец, Бог Солнце, Бог Святой Дух. Аминь.

Подворье Патриарха Московского и всея Руси храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровском

Московская епархия (г.Москва), Никольское благочиние

Читайте так же:  Молитва максиму Блаженному

Новости

Объявления

  • План паломничеств на Святую Землю, организуемых Паломнической службой Московской Патриархии
  • 17 Сентябрь 2019
  • Просьба о помощи
  • 01 Июнь 2018

Все объявления

МОЛИТВЫ ОБ УСОПШИХ

Молитва преподобного Льва Оптинского о родителе, умершем без покаяния

Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего (матери моей), аще возможно есть, помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя.

Моление о том, чтобы Бог даровал нам усердие к молитве за усопших и принял бы ее

Молитва Ангелу хранителю

Святый Ангеле хранителю, данный усопшему (-шей) рабу Божию (рабе Божией) (имярек)! Не преставай охраняти душу его (ея) от злых страшных оных бесов; буди ей пестуном и утешителем и тамо, в оном невидимом мире духов; приими ю под криле своя и преведи ю невозбранно чрез врата воздушных истязателей; предстани ходатаем и молитвенником за ню у Бога, — моли Его Преблагаго, да не низведена будет в место мрака, но да вчинит ю, идеже пребывает Свет невечерний.

Молитва ко Пресвятой Богородице

Пресвятая Владычице Богородице! К Тебе прибегаем, Заступнице нашей: Ты бо скорая еси помощница, наша ходатаица у Бога неусыпающая! Наипаче же молим Тя в час сей: помози новопреставленному(-ной) рабу Твоему (рабе Твоей) (имя) прейти страшный и неведомый оный путь; молим Тя, Владычице мира, силою Твоею отжени от движимой страхом души его (ея) страшныя силы темных духов, да смятутся и посрамятся пред Тобою; свободи ю от истязания воздушных мытарей, разори советы их и низложи их, яко зломыслящих врагов. Буди ей, о Всемилостивая Госпоже Богородице, заступницею и защитницею от воздушного князя тьмы, мучителя и страшных путей стоятеля; молим Тя, Пресвятая Богородице, ризою Твоею честною защити ю, да тако безбоязненно и невозбранно прейдет от земли на небо. Молим Тя, Заступнице наша, заступи за раба Твоего (рабу Твою) Матерним Твоим у Господа дерзновением; молим Тя, Помоще наша, помози ему (ей), имущему (-щей) судитися еще прежде онаго Страшнаго судилища, помози убо оправдатися пред Богом, яко Творцем неба и земли, и умоли Единороднаго Сына Твоего, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да упокоит усопшаго(-ую) в недрах Авраама с праведными и всеми святыми. Аминь.

Молитва за всех в вере скончавшихся православных христиан

Молитва первая

Молитва вторая

Молитва третья

Молитва за всякого усопшего

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троицу и Троицу в Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва за благодетелей, особенно руководивших к добродетели

Молитва за пастырей Православной Церкви

Молитва за наставников и воспитателей

Боже разума, Боже чудес, живый, приснотекущий Источниче премудрости! Молю Тя, помяни во Царствии Твоем души усопших раб Твоих, наставников моих (имена), яко просвещавших мой ум и вселявших в сердце мое дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и правды, истины и добродетели. Молю Тя, Владыко, милостив буди о гресех их; ослаби, прости и отпусти им вся согрешения, елика сотворили в житии сем, словом, делом, помышлением, ведением и неведением. Воздаждь им, света Подателю, милостию Твоею, щедротами Твоими за вся попечения их о нашем духовном преуспеянии; яви им милость благоутробия Твоего за благая их поучения, за благопотребные их советы и вразумления, яже посеяваху и насаждаху во умах и сердцах наших, яко благия семена; воздаждь им за вся благая небесными и вечными Твоими благами, да узрят в Тебе, Боже, лицем к лицу вечную Истину и да озаряются и наслаждаются трисиятельным Светом Ея в безконечные веки во Царствии Твоем. Аминь.

Молитва за обидевших и ненавидевших нас

Молитва за скончавшихся вне своего Отечества, за безродных и убогих

Молитва о скончавшихся в состоянии душевного заболевания

Молитва о упокоении скончавшихся после тяжкой и продолжительной болезни

Моление о упокоении православных воинов, за веру и Отечество на брани убиенных

Молитва за усопших внезапною (скоропостижною) смертию

Молитва первая

Молитва вторая

О мертворожденных младенцах

Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей. За веру и слезы мои, ради милосердия Твоего, Господи, не лиши их света Твоего Божественного!

Молитва вдовца за супругу

Молитва детей за родителей

Молитва родителей за детей

Молитва вдовицы за супруга

Молитва по исходе души из тела

Молитва старицы Антонии

Видео (кликните для воспроизведения).

Помяни, Господи, души усопших рабов Твоих, новопреставленных в сей день, в сей час, в сей миг от сего мiра отшедших в надежде воскресения: в огне сгоревших, в воде утопших, в пути замерзших, от глада, без Покаяния и Причастия умерших, и за Православную веру живот свой положивших, сирот и нищих…

Молитва в последний путь читать
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here