Содержание
Молитва Святому епифанию
Святителям Епифанию, епископу Кипрскому и Герману, Патриарху Константинопольскому (тропарь и кондак)
Б о́же оте́ц на́ших, / творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости, / не отста́ви ми́лость Твою́ от нас, / но моли́твами их // в ми́ре упра́ви живо́т наш.
С вященнонача́льник чу́дную дво́ицу восхва́лим, ве́рнии, по до́лгу, / с Ге́рманом Боже́ственнаго Епифа́ния: / си́и бо попали́ша безбо́жных язы́ки, / догма́ты прему́дрейшия возло́жше всем, // правосла́вно пою́щим при́сно благоче́стия вели́кое та́инство.
Новости
-
24 Октябрь 2019
Обновления на сайте
В раздел МОЛИТВОСЛОВ добавлено:
08 05 Час первый для домашнего (келейного) чтения.
08 06 Час третий для домашнего (келейного) чтения.
08 07 Час шестой для домашнего (келейного) чтения.
08 08 Час девятый для домашнего (келейного) чтения.
08 09 Чин Изобразительных (Обедницы) для домашнего (келейного) чтения.
Обновление на сайте
В раздел МОЛИТВОСЛОВ добавлен
Объявления
-
08 Июль 2014
Внимание!
Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.
ПОИСК ПО САЙТУ
Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.
Епифанов день 25 мая: народные приметы, традиции, молитвы
25 мая в народном календаре День Епифана или, как еще называют этот день, рябиновка. мы предлагаем вам узнать, почему 25 мая называют Епифанов день, в честь кого он назван, а также приметы и традиции этого дня.
Епифанов день 25 мая — в честь кого он назван
В народный календарь Епифанов день пришел с календаря церковного, православного, где эта дата посвящена Епифанию Кипрскому, одному из ранних Отцов Церкви, который прославился значительными обличениями ересей. Согласно церковному преданию Епифаний сотворил чудо воскрешения сына одного из язычников.
Святой Епифаний – это тот святой, о котором русские православные люди узнали раньше, чем о других святых; его труды были переведены ещё в XI–XII веках на русский язык. 25 мая, в день погребения в Саламине, cвятому Епифанию Кипрскому молятся об избавлении от ересей.
- Епифаний был уроженцем Палестины, родился около 315 года
- Знал пять языков: греческий, еврейский, сирский, коптский, немного латинский
- С ранних лет определилось его аскетическое призвание. Посетил египетские пустыни и обители
- По возвращении он основал близ своего родного города, Элевтерополя, монастырь, которым и управлял долгие годы.
- В 367 году его выбрали епископом Констанции (древнего Саламина), на Кипре, где он прославился, как подвижник и чудотворец.
Народные традиции 25 мая
25 мая, в Епифанов день, крестьяне молились святому Епифану, прося защиты от пожаров.
Главной причиной пожара на Руси считалась Божья кара – наказание за нарушение правил (например, работа во время летних праздников: 2 августа на Илью Пророка, 9 августа на Пантелеймона и т. д.) и морально-этических норм.
Чтобы защитить свой дом от пожара, наши предки:
- развешивали в избе веточки вербы,
- держали свечу, взятую в церкви в Великий четверг,
- хранили головню от дома, сгоревшего после попадания молнии.
Также причинами пожара могли стать неуважительное отношение к огню, который воспринимался нашими предками как живое существо, разорение гнезда аиста, обида, нанесенная огненному змею (нечистый дух, воплощение стихии огня), и т. д.
Подчас пожар запрещалось тушить – человек должен был держать ответ за свои проступки. Во время тушения пожара его не столько заливали водой, сколько пытались локализовать, чтобы он не распространялся на другие постройки. С этой целью в огонь бросали пасхальное яйцо или ветки вербы, обходили загоревшийся дом с иконой «Неопалимая купина» или становились лицом к огню, держа в руках образ Николы Угодника.
Народные приметы на Епифанов день 25 мая
Приметы о кувшинке
В народе считалось, что именно 25 мая, на Епифана, на прудах и озерах появляются первые цветы белых кувшинок. Беле кувшинки наши предки называли одолень-травой. Но несмотря на то, что они красивы, в дом их приносить нельзя, поскольку это грозило гибелью всего домашнего скота.
Кувшинки или Одолень-трава известна в народе тем, что способна излечить многие болезни и даже избавить от нечистой силы. Собирать ее можно было только в определенные часы, заткнув уши и обратившись к ней предварительно с ласковыми словами. Поговорив таким образом, следовало внезапно протянуть руку и сорвать цветок. Отрезать цветок чем-то острым — серпом или ножом — было запрещено: считалось, что тогда стебель начнет истекать кровью, потому что в кувшинки превращались русалки. Срезать цветок кувшинки означало убить русалку, и виновного будут преследовать тяжелые сны, а могут и утащить на дно русалки.
Одолень-траву непременно брали с собой в путешествия. Над ней в ночь накануне путешествия надо было произнести такой заговор:
«Еду я во чистом поле, а во чистом поле растет одолень- трава. Одолень-трава! Не я тебя поливал, не я тебя породил; породила тебя мать сыра земля, поливали тебя девки-простоволоски, бабы-самокрутки. Одолень-трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, скверного не мыслили, отгони ты чародея, ябедника. Одолень-трава! Одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные, пеньки и колоды! Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца во всем пути и во всей дороженьке».
Приметы о рябине
Еще одним оберегом была рябина, которая обладала силой защищать от несчастий и бед, недаром ее всегда сажали в палисадниках перед домом. Она защищала от сглаза. Ветка рябины помогала найти путь к дому из леса. Девушки в красных сарафанах в этот день приходили к рябине и просили ее уберечь дома от пожаров, поскольку считалось, что если в этот день утро «в красном кафтане» (ясная заря), то летом будет много пожаров.
Существует легенда, что в рябину обратилась женщина, у ног которой погиб её любимый муж. Злые люди всячески хотели разлучить семейную пару, но ни с помощью власти, ни с помощью золота и оружия, и даже ни с помощью смерти не смогли этого добиться. Прекрасной была жизнь влюбленных, прекрасной стала и смерть. Женщина превратилась в рябину на могиле супруга. Плоды дерева стали красными как кровь, пролитая во имя великой любви.
25 мая, на Епифанов день, срывали рябиновую веточку, несли её домой, ставили в вазу – чем дольше простит и не завянет, тем дольше будет сопутствовать удача домочадцам.
Приметы о погоде 25 мая
С днем Епифана в народе связано множество примет, по которым люди примечали погоду:
- Ясное солнце на рассвете — лето будет сухое и жаркое.
- Если на Епифана зацветает рябина — к жаркому лету.
- Если на прудах на Епифана появились листья кувшинки — заморозков больше не будет.
- Если на Епифана утро теплое и солнечное — жди сухого лета.
- На Епифана ночь напролет кричат коростели.
- Пришел Епифан с талыми водами.
- В сухую погоду насекомых у акации не бывает; то же самое происходит и со смородиной, донником и жимолостью.
- Желтые листки акации раскрываются и выделяют много нектара — к дождю.
Молитва святому Епифанию Кипрскому
Святителю Епифану Кипрскому молятся об укреплении веры и избавлении от ереси.
Тропарь святителям Епифанию, епископу Кипрскому и Герману, патриарху Константинопольскому
глас 4
Боже отец наших,
творяй присно с нами по Твоей кротости
не отстави милость Твою от нас,
но молитвами их
в мире управи живот наш.
Перевод:
Боже отцов наших, всегда поступающий с нами по Твоей кротости, не удали милости Твоей от нас, но по их мольбам мирно жизнью нашей управляй.
Кондак святителям Епифанию, епископу Кипрскому и Герману, патриарху Константинопольскому
глас 4
Священноначальник чудную двоицу восхвалим,
вернии, по долгу,
с Германом Божественнаго Епифания:
сии бо попалиша безбожных языки,
догматы премудрейшая возложше всем,
православно поющим присно благочестия великое таинство.
Перевод:
Прославим удивительных двоих иерархов, верующие, по достоинству, святого Епифания с Германом, ибо они заградили уста безбожников, изложив мудрейшие догматы всем православно воспевающим всегда великое таинство благочестия.
25 мая или 12 по юлианскому летоисчислению Русская православная церковь почитает светлую память святителя Епифания, епископа Кипрского. В России 25 мая Рябиновка (Епифанов день), память Епифания Кипрского также именовали Одолень травою. Древние славяне 25 мая чтили рябину. К ней принято было обращаться как к живому человеку и просить оградить себя и всю семью от напастей, излечить болезни и уберечь жилище от пожара.
О праведном житии святителя Епифания
Святитель Епифаний родился и вырос в бедной еврейской семье, промышлявшей земледелием. По природе своей был кротким и честным, воспитан в соответствии с ветхозаветными иудейскими канонами. В юности святитель Епифаний повстречал святого Лукиана, поведавший о пришествии на землю Спасителя рода человеческого, Господа Иисуса Христа. Лукиан повлиял на мировоззрение отрока и святой Епифаний изъявил желание принять таинство крещения и исповедовать веру христианскую.
Вскоре Епифаний принял монашеский постриг и стал жить в монастыре. Жизнь Епифания проходила в строгом посте и молитвах. За благочестие Господь наделил его чудесными дарованиями.
Однажды в монастырь пришли путники, испытывающие сильную жажду. При себе путники имели лишь фляги с вином. Когда же Епифаний прикоснулся к флягам и произнес молитву, свершилось чудесное превращение вина в воду. После этого Епифания монастырская братия стала еще больше уважать.
Однако Епифаний, не желая создавать из себя кумира, принял решение уйти из монастыря в пустыню. Однако многие монахи хотели, чтобы святой Епифаний стал их духовным учителем и наставником и селились рядом. Когда же число учеников Епифания достигло пятидесяти, иноки возвели в пустыне мужской монастырь.
Чудеса, творимые святым Епифанием
Вся жизнь Епифания происходила в свершениях им различных чудес, о которых вспоминают 25 мая Рябиновка (Епифанов день), память Епифания Кипрского когда отмечают. Силой молитвы святитель извлек из безжизненной почвы водный источник, рядом вскопал огород. Дикие звери пытались съесть овощи с огорода, но Епифаний силой слова и молитвы повелел им убираться прочь. Они так и поступили и впредь не появлялись.
Однажды к монастырю пришли крестьяне и поведали Епифанию об огромном льве-людоеде, нападающем на них. Лев, встретившись взглядом со святым Епифанием, в тот же миг испустил дух.
Также 25 мая в Епифанов день памяти Епифания Кипрского вспоминают о том, как святитель своими молитвами исцелял больных, воскрешал усопших, обращал в христианскую веру многих язычников.
Ряду святых во сне было одно и тоже видение. Господь возвестил им о том, что желает видеть святого Епифана епископом Кипрским. Тот поначалу отказывался, но услышав о видениях, покорно принял волю Господа.
Как-то во время трапезы в окно влетела ворона и принялась каркать. Один из клириков диакон Карин, испытывавший к святителю Епифанию неприязнь, решил поднять на смех святителя и предложил ему перевести, что пытается сказать ворона. Святитель на эту дерзость сказал, что ворона возвещает о том, что Карину не суждено более быть диаконом. После этих слов Карина обуяла болезнь и на следующий день он скончался.
Свершались и иные чудеса. Так, двое бандитов решили пошутить на шедшим им навстречу Епифанием. Один из них притворился мертвым, а другой стал просить Епифания накрыть тело чем-нибудь из его одежды. Епифаний помолился за душу якобы усопшего и накрыл тело своим плащом. Когда же бандит снял плащ, то обнаружил, что Господь наказал товарища и умертвил его за святотатство и лживость.
Во времена правления царицы Евдоксии святитель Епифаний был вызван к ней, дабы участвовать в суде над Иоанном Златоустом. Евдоксия ненавидела Златоуста и решила обманом и при помощи святителя Епифания избавиться от своего обличителя. Епифаний, услышав от царицы предъявляемые обвинения к святому Иоанну, осознал, что это клевета и отказался от участия в суде.
Не ведая о том, что Епифаний отказывается его судить, Иоанн Златоуст отправил записку. В записке Златоуст написал, что он слышал о том, что Епифаний предложил царице изгнать Златоуста. За это не видать больше Епифанию его престола. Епифаний по прочтении записки, написал ответ, что и ему не суждено добраться до места ссылки.
Обоюдное пророчество сбылось. Златоуст умер в пути в ссылку. Епифаний преставился на корабле во время возвращения домой из Константинополя.
Мощи святителя Епифания были погребены у его родного монастыря. Множество больных, обращаясь в молитвах к святителю, нашли свое исцеление. И сегодня 25 мая Рябиновка (Епифанов день), память Епифания Кипрского также ассоциируется с молитвами об исцелении.
Народные традиции 25 мая (Рябиновка, Епифанов день)
День памяти Епифания Кипрского 25 мая в старину была известна тем, что православные люди обращались за помощью к одному из самых почитаемых деревьев, — рябине и просили у нее защиты от пожаров, а также уберечь свою семью от дурного сглаза и иных напастей.
На Епифанов день также принято было срывать кувшинки в строго определенные часы и с произнесением особым заговоров, ибо цветки кувшинки считались обернувшимися после смерти русалками.
Существовало поверье, согласно которому цветы кувшинки обладали не только целительными свойствами, но и являлись прекрасными оберегами от злобы и наговоров. Перед дальней дорогой читали специальный заговор, чтобы дорога была в радость и обязательно возвратиться домой. Кувшинки в дом вносить возбранялось, ибо существовало поверье, что мертвая русалка передушит весь домашний скот и птицу.
Народные приметы 25 мая
Наблюдали за природой и атмосферными явлениями. Так, если 25 мая Рябиновка (Епифанов день), память Епифания Кипрского стояла вся в цвету, то эта примета говорила о богатом урожае льна. Если солнце на закате становилось багровым, значит лесные пожары обязательно придут.
День ангела на 25 мая Рябиновка (Епифанов день), память Епифания Кипрского у Германа, Ивана, Петра, Федора.
Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Молитва Святому епифанию
В раздел МОЛИТВОСЛОВ добавлено:
08 05 Час первый для домашнего (келейного) чтения.
08 06 Час третий для домашнего (келейного) чтения.
08 07 Час шестой для домашнего (келейного) чтения.
08 08 Час девятый для домашнего (келейного) чтения.
08 09 Чин Изобразительных (Обедницы) для домашнего (келейного) чтения.
Обновление на сайте
В раздел МОЛИТВОСЛОВ добавлен
Объявления
-
08 Июль 2014
Внимание!
Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.
ПОИСК ПО САЙТУ
Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.
Житие святого отца нашего Епифания, архиепископа Кипрского
Родиной святого Епифания, Еврея по происхождению, была Финикия 1 : на берегу реки Елевферы, текущей с Ливанских гор в Финикийское море 2 , в трех поприщах 3 от горда Никеи, находилось селение Висандук; здесь и жили, занимаясь земледелием, родители святого Епифания; кроме сына у них была еще, меньшая его по возрасту, дочь Каллитропия. Когда мальчику было десять лет, отец его умер, оставив жене тяжелую заботу о воспитании детей: у осиротевшей семьи только что хватало на прокормление, а дети, между тем, были еще малы. Мать вынуждена была кормить их трудами своих рук. Так прошло несколько лет. Случилось, что у вдовицы оказался осёл очень упрямый и буйный. И вот однажды мать сказала Епифанию:
— Сын мой, возьми осла, отведи его в город на рынок, продай там и купи нам пищи.
— Ты знаешь, — отвечал Епифаний матери, — что осел буйный, и когда на торгу покупатели заметят это, то станут меня бить.
— Иди, сын мой, Бог же отцов наших да укротит осла, — сказала ему мать.
Тогда отрок, повинуясь приказанию матери, повел осла для продажи в город. Здесь первым его покупателем явился тоже еврей. Узнав в продавце своего единоплеменника, он сказал ему:
— Сын мой, мы с тобой веруем в одного любящего правду Бога, и нам не следует обижать друг друга, чтобы не прогневать Бога нашего и потом не сетовать друг на друга. Итак, оценим осла справедливо.
Епифаний на это отвечал:
— Не желал бы продать тебе этого осла, так как он еще необучен, а кроме того упрям и буен; только из-за голода и не имея на что купить пищи, моя мать решила его продать. Но вот я слышу от тебя, что грешно причинять зло ближнему ради приобретения, и боюсь, как бы не покарал меня Бог.
Изумленной рассудительностью и добронравием отрока, Еврей дал ему три пенязя 4 со словами:
— Сын мой, возьми это, купи матери хлеба и возвратись с ослом в свой дом, и если осёл укротится, то держите его при себе; в противном же случае выгоньте его, чтобы он не убил кого-нибудь.
Епифаний направился домой и на пути около своего селения встретил христианина Клеовия, пожелавшего купить осла. Но честный отрок отказывался его продать. Во время их беседы осёл заупрямился и начал с фырчаньем брыкаться, а, затем, сбросивши с себя Епифания, побежал с дороги. Упавший отрок так разбился, что не мот встать и лежал, горько плача: у него сильно болело ушибленное бедро. Клеовий, подошедши к нему, ощупал бедро и перекрестил его трижды. Тотчас же Епифаний выздоровел и встал. Затем, Клеовий обратился к ослу и сказал:
— Именем Господа нашего, распятого Иисуса Христа, повелеваю тебе остановиться, и за то, что ты хотел убить своего господина, сам не сойдешь с этого места.
Тотчас осел упал и издох. Удивленной происшедшим, отрок спросил Клеовия:
— Кто такой, отче, распятой Иисус Христос, что Его именем совершаются такие чудеса?
— Сын Божий, Которого распяли Иудеи, – отвечал Клеовий.
Епифаний побоялся открыть ему свое еврейское происхождение и отправился домой с думою о Христе распятом и с желанием веровать в Него. Пришедши к своей матери, он рассказал ей о всем случившемся. Между тем последняя, не имея чем питаться с детьми, продала свою ниву, а Епифанию велела идти в город учиться какому-либо ремеслу, чтобы впоследствии он мог кормить и себя и ее с сестрою. При самом отправлении Епифания в город, пришел из города в Висандуку богатый еврейский законоучитель Трифон, хорошо знавший его родителей и владевший некоторыми имениями в их селе. Узнавши, что Епифаниева матерь овдовела, и, видя ее в нищете, он сказал ей:
— Дай мне твоего сына, — я усыновлю его; и если ты согласна, то пусть отселе он почитается моим сыном, а ты и дочь твоя питайтесь от моего дома.
Вдова с величайшей радостью отдала своего сына на воспитание неожиданному благодетелю. И жил Епифаний как сын в Трифоновом доме, будучи обучаем еврейским книгам. Быстрая восприимчивость и редкостная сообразительность добронравного воспитанника сделали его любимцем воспитателя. Трифон хотел даже выдать за него замуж свою единственную дочь. Но по Божьей воле она умерла. Вскоре умерли и ее родители, а также и мать Епифания. Оставшись единственным наследником всего Трифонова имения, Епифаний взял к себе на воспитание сестру Каллитропию, внушая ей добрые заветы своего названного отца и учителя.
Однажды Епифаний отправился в родное село посмотреть оставшееся ему после Трифона имение. По Божьему промышлению ему встретился на пути монах Лукиан, писавший книги и продававший их для пропитания себя и нищих. Как раз во время встречи Епифания с иноком за ноги Лукиана ухватился нищий со словами:
— Смилуйся надо мной, человек Божий: вот уже три дня я не ел хлеба, и теперь не знаю чем подкрепиться.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Блаженной Лукиан, не имея в руках ничего, снял с себя одежду и отдал ее нищему, говоря:
— Пойди в город, продай эту одежду и купи себе хлеба.
Видевший это Епифаний удивлялся такому милосердию встречного монаха и, придя как бы в восторженное состояние, заметил сияющую белую одежду, сходящую на инока и покрывающую его. В ужасе он быстро слез с коня и, упавши на колена пред иноком, сказал, кланяясь ему:
— Молю тебя, скажи мне, кто ты?
— Ты сперва поведай мне, какой ты веры, и потом я расскажу тебе о себе, – отвечал Лукиан.
Тогда его собеседник — прозорливой старец, заметивши на встречном Еврее действие спасительной благодати Божией, обратился к нему с следующими словами:
— Как ты, будучи евреем, спрашиваешь меня — христианина: кто я? Ибо очень мало общего между евреями и христианами. Вот ты узнал, что я — христианин, и тебе не следует более продолжать речь со мною.
— А что, отче, препятствует мне быть христианином? — спросил Епифаний и получил от Христова последователя такой ответ:
— То одно препятствует, что не хочешь, так как всякое доброе дело предваряет изволение. Если бы ты действительно желал, то был бы христианином.
Умилили эти слова Епифания: оставив первоначальное намерение посетить свою землю в родном селе, он вернулся в городской дом, предварительно умоливши пойти с ним и своего собеседника. Приведя его к себе, он показал ему всё свое достояние.
— Вот мое имущество, отче, — говорил хозяин гостю, — хочу быть христианином и принять иночество, но имею юную сестру, что ты о ней мне скажешь?
— Чадо, — отвечал христианин, — ты можешь быть действительно христианином, имея и земное богатство и сестру. И то и другое не противоречат святой христианской вере. Иночество же ты не можешь принять. Прежде всего прими вместе с сестрой святое крещение. Потом выдай замуж ее с достаточным приданым за христианина. Затем, раздай оставшееся у тебя нищим. И тогда можешь быть истинным иноком.
— Всё это, отче, — говорил Епифаний — по заповеди твоей исполню на самом деле; только не медли с причислением нас к обществу христиан.
— Об этом следует, — сказал Лукиан, — известить епископа: без него нельзя совершить таинство крещения. Итак я пойду к нему. Ты же пребудь в неизменном намерении и усердии ко Христу Богу нашему. А возвращусь к тебе я скоро.
Лукиан пошел к местному епископу. Епифаний же, пришедши в комнату к сестре, сказал ей:
— Хочу быть христианином и облечься в иноческий чин.
— Чего ты хочешь, — ответила брату сестра, — того и я, и что ты сделаешь, то и я сделаю.
Услыхав о желании Епифания креститься, епископ сильно обрадовался и сказал доброму вестнику:
— Иди, научи юношу и сестру его святой вере и наставь в законе Христовом. Когда же придет воскресной день и мы войдем в церковь, тогда приведи их к милосердному человеколюбцу Богу, чтобы нам присоединить их к Нему святым крещением.
При возвращении Лукиана к Епифанию, последний и сестра его поклонились до земли старцу, прося его со слезами:
— Молим тебя, отче, сделай нас скорее христианами.
— Веруйте, братия, что Претворивший некогда воду в вино, силен претворить ныне вино в воду (Иоан.2:1-11).
Святитель Епифаний Кипрский — житие
Святитель Епифаний Кипрский — житие
Епифаний родился в Финикии (конец 4 века), на берегу Средиземного моря, в семье бедного еврея-земледельца. Воспитанный в ветхом иудейском законе, он твердо веровал в Единого Истинного Бога, от природы же был добрым и честным. Но, не зная о Христе, Епифаний не мог быть причастником Небесного Царства. Тогда милостивый Господь послал к нему святого Лукиана, который благовествовал Епифанию о пришествии на землю Спасителя, Господа Иисуса Христа. Епифаний очень обрадовался и тоже захотел стать христианином. Лукиан разъяснил ему истины веры, и через несколько дней Епифаний крестился, а затем постригся в монахи.
Он вел строгую подвижническую жизнь, воздерживаясь от всякого излишества, и непрестанно молился. При этом он был смирен, и Господь наделил его великими дарованиями. Однажды в монастырь, где жил Епифаний, пришли умиравшие от жажды путники, а воды в это время в обители не было. У путников же было с собою вино. Епифаний, прикоснувшись к сосуду, помолился, и вино превратилось в воду. После этого все стали особенно уважать Епифания, а он, не желая славы от людей, тайно ушел из обители и стал жить в пустыне. Постепенно около него собралось до 50 человек иноков, и образовался новый монастырь.
Епифаний совершил очень много чудес. Он молитвой извел из земли источник воды и устроил при нем огород. Когда же дикие звери стали поедать овощи на огороде, он запретил им, и звери его послушались. По просьбе окрестных жителей Епифаний умертвил страшного льва-людоеда. Лишь только лев взглянул на святого, как тотчас издох. Не раз Епифаний молитвой изгонял бесов и воскрешал мертвых. Слово его было так сильно, что многих заблуждающихся он обратил от неверия к истинной христианской вере.
Наконец Бог призвал преподобного на святительское служение. Епифаний надеялся всю жизнь пробыть простым иноком, но Господь открыл некоторым святым, что Ему угодно сделать Епифания епископом Кипрским. Тут уже он не мог спорить и со смирением принял волю Божию.
Однажды во время трапезы, на которой присутствовали все клирики, в окно влетел ворон и стал каркать. Тогда некий недостойный диакон Карин, не любивший святителя Епифания, желая посмеяться над ним, прервал боговдохновенную беседу святого и сказал: «Если ты премудр, то скажи мне, о чем каркает этот ворон. И если скажешь, то обладай всем моим имением».
На это Епифаний ответил: «Знаю, что говорит ворон: он говорит, что отныне ты не будешь диаконствовать». И тотчас на Карина напал ужас и какая-то болезнь, и на следующий день он умер.
Как-то раз двое жуликов решили посмеяться над святым таким образом. Увидев его, идущего по дороге, один из них притворился мертвым, а другой стал просить Епифания: «Отче, пожалей усопшего и покрой какой-нибудь одеждой его нагое тело».
Святитель помолился, снял с себя плащ и, покрыв им мертвеца, пошел своей дорогой. Тогда живой жулик сказал своему товарищу: «Вставай, приятель». Но оказалось, что тот действительно умер. Так Бог наказал его за ложь и кощунство.
Незадолго до кончины святителя его вызвала в Константинополь царица Евдоксия. Она очень не любила святителя Иоанна Златоуста, бывшего тогда патриархом, и хотела обманом заставить прославленного чудотворца Епифания осудить этого великого угодника Божия. Но, поговорив с царицей, Епифаний понял, что она клевещет на святого, и не стал осуждать его. Иоанн же, не зная об этом, думал, что Епифаний все еще находится в заблуждении, и написал ему: «Брат Епифаний, я слышал, что ты дал совет на мое изгнание; знай же, что ты более не увидишь своего престола».
Святой Епифаний на это ответил: «Страстотерпче Иоанне, будучи обидим, побеждай, но и ты не доедешь до того места, в которое тебя изгонят».
И сбылось пророчество обоих. Святитель Иоанн Златоуст преставился по дороге в ссылку, а святитель Епифаний Кипрский скончался на корабле, во время плавания из Константинополя на Кипр. Мощи святого погребли в церкви, и у гроба его многие больные получили исцеление, так что все видевшие эти чудеса прославили Единого в Троице Бога, дивного во святых. Аминь.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
V ВѢКЪ
Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)
Творенія
Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)
На восемьдесятъ ересей Панарій, или Ковчегъ.
Посланіе, въ девяносто вторый годъ отъ начала царствованія Діоклитіана, въ двенадцатый царствованія Валентиніана и Валента, и въ осмый Граціана, къ Епифанію палестинскому, элевѳерополиту, бывшему отцу монастыря въ округѣ Элевѳерополя, а нынѣ епископу города Констанціи въ епархіи Кипрской, писанное Акакіемъ и Павломъ, пресвитерами-архимандритами, то есть отцами монастырей въ Халкидѣ и Веріи, чтó въ Килисиріи, о томъ, чтобы написалъ онъ обо всѣхъ ересяхъ, какъ такъ и многіе другіе совѣтуютъ, и, такъ сказать, понуждаютъ его приступить къ сему.
Г осподину нашему, по всему досточестнѣйшему и благоговѣйнѣйшему отцу Епифанію епископу, пресвитеръ Акакій и пресвитеръ Павелъ, архимандриты, желаютъ о Господѣ радоваться.
Источникъ: Творенія святаго Епифанія Кипрскаго. Часть первая: На восемьдесятъ ересей Панарій, или Ковчегъ. — М.: Типографія В. Готье, 1863. — С. 1-3. (Творенія святыхъ отцевъ въ русскомъ переводѣ, издаваемыя при Московской Духовной Академіи, Томъ 42.)
Святителя Епифания, епископа Кипрскаго.
Тропа́рь, гла́с 4:
Бо́же оте́ц на́ших, творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости, не отста́ви ми́лость Твою́ от на́с, но моли́твами и́х в ми́ре упра́ви живо́т на́ш.
Кано́н свята́го Епифа́ния, творе́ние Иоа́нна мона́ха, гла́с 1.
Пе́снь 1.
Ирмос: Твоя́ победи́тельная десни́ца боголе́пно в кре́пости просла́вися: та́ бо, Безсме́ртне, я́ко всемогу́щая, проти́вныя сотре́, изра́ильтяном пу́ть глубины́ новосоде́лавшая.
Во уго́днем ве́рою пожи́в зако́не писа́ний, Влады́чний подъя́л еси́ яре́м, украси́вся же, пребога́те, свети́льник показа́лся еси́, земны́я просвеща́я концы́.
Жела́нием Боже́ственнаго зако́на объя́т бы́в и непра́веднаго разсуди́в пра́ведное, о́тче Епифа́ние, обра́зно прия́л еси́ спаси́тельную ве́ру Тро́ическую, я́коже от Боже́ственнаго проразуме́ния.
Цели́тель пло́ти же и души́, богови́ден бы́сть тебе́ челове́к, подъяре́мником твои́м стра́стное уби́л е́сть стремле́ние, и исцели́ души́ неве́рное мудрова́ние.
Богородичен: Ве́сь о́браз мо́й прие́м, и́же во о́бразе Бо́жии пе́рвее зри́мый, ве́сь обнови́л е́сть, во Твою́ утро́бу боголе́пно все́лься, Чи́стая. Те́мже Богоро́дицу ве́рою Тя́ вси́ сла́вим.
Пе́снь 3.
Ирмос: Еди́не Ве́дый челове́ческаго существа́ не́мощь и ми́лостивно в не́ вообра́жся, препоя́ши мя́ с высоты́ си́лою, е́же вопи́ти Тебе́, Святы́й: одушевле́нный хра́ме неизрече́нныя сла́вы Твоея́, Человеколю́бче.
Черну́ оде́жду ви́дев пода́вшаго, проси́вшу ми́лости, теле́сныма очи́ма, све́тлою же ри́зою оде́яна разу́мно узре́в, Боже́ственною благода́тию просвети́лся еси́ к ве́ре непоро́чней.
Слы́шав глаго́лы благочести́выя, ве́щи возгнуша́лся еси́ у́бо, и житие́ возжела́в невеще́ственно, я́ко и кро́ви соприча́стну твое́й и ра́зума прича́стну прии́м сестру́, яви́стася супру́га блаже́нная.
Ме́ртвых помышле́ний отврати́вся, преблаже́нне Епифа́ние, возжела́л еси́ живо́му служи́ти Бо́гу и к Боже́ственному хра́му ве́рно прите́кл еси́, прие́м о́браз све́тлый, пребога́те, ме́ртвых твои́х явля́я отпаде́ние.
Богородичен: Святы́х Свята́го Христа́ свя́то породила́ еси́, Святы́ни свято́е селе́ние, во святы́х почива́ющаго, Ему́же вопие́м: Свята́ Це́ркви одушевле́нная пречи́стыя сла́вы Твоея́, Человеколю́бче.
Седа́лен, гла́с 8.
Но́г твои́х обу́щи, я́коже Моисе́й, во святе́м ме́сте отложи́в, Боже́ственным та́йнам научи́лся еси́ духо́вным и, воздержа́ния боле́зньми умертви́в те́ло твое́, пресла́вных чуде́с тва́рь испо́лнил еси́. Те́мже и Богодохнове́ннаго Писа́ния неизрече́нная все́м благоразсуди́л еси́, богоно́се о́тче на́ш, святи́телю Епифа́ние, моли́ Христа́ Бо́га согреше́ний оставле́ние дарова́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.
Пе́снь 4.
Ирмос: Го́ру Тя́, благода́тию Бо́жиею приосене́нную, прозорли́выма Авваку́м усмотри́в очи́ма, из Тебе́ изы́ти Изра́илеву провозглаша́ше Свято́му, во спасе́ние на́ше и обновле́ние.
Моли́твенник, я́коже ра́б, присту́пль ко креще́нию, сыноположи́лся еси́ и́м и насле́дник и́стинен Бо́жий, Епифа́ние, и Христу́ снасле́дник бы́л еси́, боголе́пно Тому́ пожи́в.
Зри́т твое́ многоукра́шено лице́ и неизрече́нною Па́стырь сла́вою и венце́м благоле́пным сла́вную главу́ твою́ па́че естества́ венча́ну, сла́вне, чи́стаго твоего́ се́рдца о́бразы.
Бы́л еси́ прия́телище Боже́ственныя благода́ти, преподо́бне, и расточи́л еси́ му́дре бога́тство вре́менное Христу́, и, име́нием небе́сным обога́щся, некра́домое сокры́л еси́, я́коже разу́мный судия́, Епифа́ние.
Юных отве́ргл еси́ в ю́ности мудрова́ние, укре́пль же ся ста́рческими от му́дрых и разу́мных, стра́хом, блаже́нне, боже́ственным, поуче́нием слове́с духо́вных рачи́тель прему́дрости бы́л еси́.
Богородичен: Святы́х Свята́я Богоро́дице Всепе́тая, ча́яние язы́ков и спасе́ние ве́рных, из Тебе́ возсия́ Изба́витель, и Жизнода́вец, и Госпо́дь, Его́же моли́ спасти́ся рабо́м Твои́м.
Пе́снь 5.
Ирмос: Просвети́вый сия́нием прише́ствия Твоего́, Христе́, и освети́вый кресто́м Твои́м ми́ра концы́, сердца́ просвети́ све́том Твоего́ богоразу́мия правосла́вно пою́щих Тя́.
Преподо́бно твое́ чре́во хле́бом и водо́ю утесни́л еси́, я́ко ва́риво име́в со́ль, и стра́сти удержа́л еси́ пло́ти, во пло́ти житию́ безпло́тных подо́бяся.
Уще́дрил еси́ та́ющих в жа́жди зно́я и зно́й премени́л еси́, боголе́пно зна́мения начина́я, я́ко служи́тель изря́ден, твоему́ подо́бяся Влады́це, вино́ в во́ду преложи́л еси́, блаже́нне.
Избе́гл еси́ тщи́я челове́к сла́вы и в пусты́ню, я́коже тво́й Влады́ка, всели́лся еси́, искуше́нии, му́дре, Влады́чними к боре́нию неви́димых неможе́ние твое́ укрепля́я.
Богородичен: Сло́во Боже́ственное сло́вом во утро́бе вмести́ла еси́ па́че сло́ва, Богоро́дице, Того́ у́бо моли́ от безслове́сных дея́ний и сласте́й смертоно́сных свободи́ти рабы́ Твоя́.
Пе́снь 6.
Ирмос: Обы́де на́с после́дняя бе́здна, не́сть избавля́яй, вмени́хомся, я́ко о́вцы заколе́ния, спаси́ лю́ди Твоя́, Бо́же на́ш, Ты́ бо кре́пость немощству́ющих и исправле́ние.
Бесо́встии тя́ подо́бницы окружи́вше, ага́рянстии вну́чата, Влады́це же подо́бяся твоему́, супроти́вящагося возблагоде́тельствовал еси́ и све́тло показа́л еси́, о́тче, друго́е о́ко.
Соде́тель тво́й, в тебе́ почи́вый, Ду́ха тя́ орга́н и бо́га, я́коже Моисе́я, фарао́ну показа́, ара́вским жили́щем: вои́стинну бо яви́лся еси́, о́бразу Сего́ подо́бяся.
Сотрясе́ ассири́йскаго царя́, ду́х гоня́щаго, бы́сть же ве́стник твое́й, о́тче, доброде́тели и Боже́ственныя благода́ти, и́бо того́ ве́сть сла́вити Бо́г сла́вящия.
Богородичен: Веселя́тся о Тебе́, Де́во Пречи́стая, ро́да на́шего пра́отцы, Еде́м восприе́мше Тобо́ю, его́же преступле́нием погуби́ша: Ты́ бо Чиста́ и пре́жде рождества́, и по рождестве́ еси́.
Конда́к, гла́с 4.
Священнонача́льник чу́дную дво́ицу восхва́лим, ве́рнии, по до́лгу, с Ге́рманом боже́ственнаго Епифа́ния: си́и бо попали́ша безбо́жных язы́ки, догма́ты прему́дрейшия возло́жше все́м, правосла́вно пою́щим при́сно благоче́стия вели́кое та́инство.
Яко свяще́нных добро́ту и сла́ву правосла́вных, дво́ицу святу́ю почти́м досто́йно: си́и бо яви́шася на́м столпи́ утвержде́ния на враги́ неви́димыя и ви́димыя всегда́, ве́ры же столпи́ непрекло́ннии и Це́ркве украше́ние красно́. Его́же нося́щи, пра́во исправля́ет, у́мно вопию́щи: возвесели́ся во мне́ ду́х мо́й вои́стинну, оде́жду мою́, я́коже пре́жде, восприе́мши, ю́же еретицы́ растерза́ша, не пою́ще благоче́стия вели́кое та́инство.
Пе́снь 7.
Ирмос: Тебе́, у́мную, Богоро́дице, пе́щь разсмотря́ем, ве́рнии, я́коже бо о́троки спасе́ три́ Превозноси́мый, ми́р обнови́, во чре́ве Твое́м всеце́л, хва́льный отце́в Бо́г и препросла́влен.
От Боже́ственныя десни́цы прие́м чуде́с да́р, прося́щим у тебе́ ту́не, о́тче, исцеле́ния все́м разда́л еси́, я́коже Влады́ка тебе́ повеле́, хва́льный отце́в Бо́г и препросла́влен.
Па́дает, на ногу́ твое́ю валя́яся, ассири́йский ца́рь, стыде́тися бо доброде́тели ве́сть и сопоста́т. Вся́каго же покаря́ет Еди́ный, во святы́х почива́я, хва́льный отце́в Бо́г и препросла́влен.
Сло́во молчи́т, исправле́ния твоя́ и чуде́с мно́жество ника́коже возмо́же сказа́ти, всеблаже́нне: песка́ бо премину́ет, е́же Христо́с тебе́ дарова́, хва́льный отце́в Бо́г и препросла́влен.
Тро́ичен: Трисве́тлая Еди́нице, неоску́дный безме́рныя бе́здны Све́те, назира́еши Твоя́ певцы́: превозноси́мый Безнача́льный Отче, и Сы́не Собезнача́льный, и Ду́ше Соприсносу́щный, хва́льный отце́в Бо́г и препросла́влен.
Богородичен: Ты́, Исто́чник жи́зни ро́ждши, умерщвле́нна мя́ лю́те бесо́вскими наведе́нии, Чи́стая Всенепоро́чная, оживи́ моли́твами Твои́ми, Твоему́ Сы́ну воспева́юща: хва́льный отце́в Бо́г и препросла́влен.
Пе́снь 8.
Ирмос: В пещи́ о́троцы Изра́илевы, я́коже в горни́ле, добро́тою благоче́стия чисте́е зла́та блеща́хуся, глаго́люще: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода, по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Ты́ сло́вом обличи́л еси́ му́дре ересе́й пре́лесть и сия́нием благоче́стия отгна́л еси́ ту́ю, вопия́, Епифа́ние: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода, по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
На престо́л возне́сся высо́к, над страстьми́ бо ца́рствовал еси́, пло́ть же удержа́в, ты́ упа́сл еси́ Христо́во ста́до, зовы́й: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода, по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Да лику́ет вся́ко мы́сленное и слове́сное существо́ в па́мять святи́теля и уго́дника Христо́ва, ве́рно зову́щее: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода, по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Богоуго́дно ты́ богосло́вив, я́ко основа́ние уче́ний все́м богосло́вие оста́вил еси́ твое́, и́мже, о́тче, пое́м: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода, по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Богородичен: Ра́дуйся, престо́ле сла́вный Бо́жий, ра́дуйся, ве́рных стено́, Еюже све́т су́щим во тме́ возсия́, Христо́с. И, Тя́ блажа́ще, вопие́м: вся́ дела́, Де́ву благослови́те и славосло́вите пречи́стое Ея́ Рождество́.
Пе́снь 9.
Ирмос: Образ чи́стаго рождества́ Твоего́ огнепали́мая купина́ показа́ неопа́льная; и ны́не на на́с напа́стей свире́пеющую угаси́ти, мо́лимся, пе́щь, да Тя́, Богоро́дице, непреста́нно велича́ем.
Преде́л де́тели житие́ твое́ и виде́ния Боже́ственнаго, о́тче, словеса́ твоя́ богому́дрым вои́стинну лю́дем оста́вися, Епифа́ние блаже́нне сла́вне. Те́мже тя́ по достоя́нию, восхваля́юще, велича́ем.
Неве́сте Христо́ве предста́, Це́ркви, сла́вне Епифа́ние, и ути́ши я́же на ню́ воздви́женую, моли́твами твои́ми, свире́пую бу́рю, я́ко име́я дерзнове́ние ко Влады́це и Человеколю́бцу.
Тро́ичен: Царю́ царе́й, Свята́я Единонача́льная Тро́ице, все́ми влады́чествующая, пою́щим Тя́ согреше́ний проще́ние и жития́ всего́ устрое́ние неотъе́млемо пода́ждь Епифа́ния моли́твами.
Богородичен: О, па́че ума́ чуде́с Твои́х! Бо́жие бо Сло́во, пло́ть бы́вшее, еди́на родила́ еси́ на́м па́че естества́, Ма́ти Де́во, вся́ческая Боже́ственною во́лею я́ве содержа́ща, Его́же о все́х умоли́.
Свети́лен.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Прииди́те, ве́рнии, почти́м боже́ственное и всесвяще́нное иера́рхов совокупле́ние, в пе́ниих пе́сненных боже́ственнаго Епифа́ния и Ге́рмана, разори́вшия ересе́й омраче́ние и благоче́стия заре́ю просве́щшия всю́ тва́рь.
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.