Содержание
Архимандрит Ипполит
С октября 1991 до 17 декабря 2002 года послушание наместника Рыльского Свято-Николаевского монастыря нес архимандрит Ипполит (Халин). Его называли афонским старцем, за духовным советом к нему, в обитель маленького провинциального русского городка, приезжали со всех концов России. Он был утешителем и помощником всем, кто испытывал скорби и страдал от тяжелых физических и душевных недугов. Отец Ипполит привел к вере множество людей, для тех, кто искал духовной жизни, он был мудрым и терпеливым наставником. Его духовные чада пополнили ряды священства и монашества, в которых так нуждалась возрождающаяся от безумия атеизма Россия.
В Глинской пустыни Сергий становится духовным чадом знаменитого старца схиархимандрита Андроника (Лукаша), на которого, как говорят, батюшка был похож характером. Старца Андроника называли «печальником душ человеческих». Про него писали, что смирение и кротость безраздельно царили у него в душе, что был он послушлив и любвеобилен. Эти-то качества своего старца, видимо, и взял в пример к подражанию послушник Сергий, они-то потом и проявились особо в период общественного служения старца Ипполита. В книге «Глинская пустынь и ее старцы» есть небольшой рассказ о том, как отец Андроник своей молитвой исцелил от крупозного воспаления легких послушника Сергия Халина.
В этой обители Сергий жил в одной келье с молодым послушником Иваном Масловым, который впоследствии стал известным старцем и богословом схиархимандритом Иоанном. Очень больным и слабым был Ваня Маслов, и его друг Сергий Халин ухаживал за ним, как медбрат, делал ему примочки, ставил компрессы.
В 1966 году из Псково-Печерской обители иеромонаха Ипполита посылают на Афон, в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, в котором к тому времени оскудевала монашеская жизнь, и оставалось всего около десяти насельников. Он попал в число первых пяти монахов, которых отправили туда после того, как безбожное советское государство разрешило Русской Православной Церкви посылать на Афон монахов из Советского Союза. Схиархимандрит Илий, который приехал на Святую Гору через десять лет после приезда батюшки Ипполита, рассказывал: «Они, эти пять монахов, просто спасли положение, потому что русских насельников там оставалось мало, и монастырь уже мог перейти к грекам. Но сначала к ним отнеслись с недоверием, если не сказать, враждебно и называли их там «красными попами».
В 1984 году батюшка сильно заболел и поехал лечиться в Россию. Так он здесь и остался. Некоторое время служил в сельских храмах Курской епархии, затем по благословению архиепископа Иувеналия (Тарасова) возглавил братию возрождающегося Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря. На плечи уже немолодого и не отличавшегося крепким здоровьем монаха легла тяжелая ноша – восстановление и обустройство старинной обители, сплочение и воспитание братии, организация хозяйственной деятельности, окормление множества паломников. Отец Ипполит непрестанно молился о вверенной ему братии, о паломниках, о всех, кто прибегал к его помощи. Он создал на Рыльской земле несколько скитов, в которых поселились небольшие монашеские общины. Женский скит в Большегнеушево со временем получил статус монастыря в честь иконы Божией Матери «Казанской». При его содействии в Северной Осетии открылся Аланский Свято-Успенский мужской монастырь.
Тяжелые молитвенные труды и заботы о восстановлении обители подорвали здоровье отца Ипполита. В последние годы своей жизни он тяжело болел, 17 декабря 2002 года Господь призвал к Себе Своего верного воина и труженика на ниве духовной. Похороны состоялись в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, к которому сам отец Ипполит постоянно обращался в молитвах и своих чад благословлял молиться во всех нуждах, скорбях и печалях. Множество народа провожало батюшку в последний земной путь. Его похоронили возле алтаря им восстановленного Николаевского храма — главного собора обители. На могиле отца Ипполита, где установлен бронзовый крест на гранитном постаменте, горит неугасимая лампада, всегда лежат свежие цветы. Православные не забывает своего утешителя и любящего батюшку, помолиться на его могиле постоянно приезжают паломники из разных городов России, Украины, Ближнего и Дальнего Зарубежья.
На территории дворцово-паркового ансамбля «Марьино» установлен и освящен памятник архимандриту Ипполиту работы народного художника России, скульптора В.М. Клыкова. Но главный памятник подвижнику воздвигнут народной благодарностью и любовью.
Богослужения и требы
Видео (кликните для воспроизведения). |
Богослужения совершаются ежедневно
6.00 | ||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
3-й и 6-й часы. Божественная Литургия | ||||||||||||||||||||||||||||
9-й час. Вечерня. Утреня. 1-й час. Повечерие. Вечерние молитвы | ||||||||||||||||||||||||||||
В ВОСКРЕСЕНЬЕ: | ||||||||||||||||||||||||||||
Утренние молитвы. Полунощница | ||||||||||||||||||||||||||||
Молебен с водоосвящением и чтением акафиста свт. Николаю Чудотворцу или прп. Иоанну Рыльскому (попеременно) | ||||||||||||||||||||||||||||
3-й и 6-й часы. Божественная Литургия | ||||||||||||||||||||||||||||
В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ: | ||||||||||||||||||||||||||||
Утренние молитвы. Полунощница. Каноны или акафист | ||||||||||||||||||||||||||||
Заказать требы можно по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или по телефону +7 910 213-80-02 или 8(47152)2-31-31 (в рабочие дни с 9:00 до 17:00, в выходные и праздники с 11:00 до 17:00). Перечислить средства можно: · через Яндекс Деньги на счет 410013168212694; · банковской картой на карту Сбербанка с номером: 4276 3300 1342 8339 (Валерий Иванович Т.); · почтовым переводом на адрес монастыря на имя игумена Романа (Архипов Ростислав Геннадиевич); · на счет монастыря с указанием в примечании вида поминовения, сроков и имен поминаемых ( банковские реквизиты монастыря ). Молитвы Иоанну РыльскомуК святому Иоанну молятся: — о даровании здоровья и исцелении, Молитва перваяО, преподобне и Богоносне отче наш Иоанне, зрителю неизреченныя славы в Небеснем Царствии и помощниче благодатный всем к тебе притекающим, не остави места сего, на немже труды и подвиги о Христе подъял еси и землю слезами твоими оросил еси! Да пребудет обитель твоя, в нейже благоволи Бог святым твоим мощем почивати, незыблема от ухищрений врагов видимых и невидимых. Укрепи в доброделании чада твоя, ихже во обитель твою собрал еси, яко да познают звание свое и последуют стопам твоим. Страну нашу в мире соблюди, православным людем во бранех на сопротивныя споборствуй. Посети с высоты Небесныя всех, верно к тебе притекающих и просящих твоего крепкаго заступления: в мори плавающих управи, житейскаго моря волнение утиши, церковныя раздоры укроти, мир всему миру у Господа испроси, болящих уврачуй спасительным посещением, скорбных утеши благодатию, всем буди вся, якоже был еси в земнем житии твоем. Сотвори о нас к Богу молитву, дана бо ти есть благодать молитися за ны, яко да сподобимся твоим ходатайством улучити вечное блаженство купно с тобою и всеми святыми во Христе Иисусе, Господе нашем, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Молитва втораяЗемная звездо чудесная, облиставшая пределы града Средца, предивный постниче и угодниче Божий, отче Иоанне, преподобных радование, Церкве Болгарския украшение, крепкий адаманте веры Православныя и живый свещниче, всю землю Болгарскую светом правды Божия осиявый! Ты еси скорый помощник с верою и любовию к тебе притекающим и великий предстатель пред Господем о всех нас. Приими, преблаженне, наша моления и умоли Христа Бога нашего, да вси тобою наставляемии людие словенстии пребывают союзом братския любве связуеми, в мире и благочестии, и да избавит их Господь и вся грады и страны христианския от враг видимых и невидимых и от нашествия иноплеменник, от недуга и глада, и всякия скорби, наипаче же от искушений врага темнаго. Предстоящим же зде и молящимся пред пречистым твоим образом испроси, преподобне, у Господа Бога нашего вся, иже ко спасению своему они просят, да вси с тобою прославляем Всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Молитва третьяО, великий и предивный чудотворче, преподобне Иоанне, приими моление наше и не отвратися от нас, к твоему заступлению прибегающих: никогдаже бо отвращался еси от приходивших к тебе с печальми своими во дни земнаго твоего жития; вемы же, коликая знамения милосердия являл еси и по преставлении твоем людем православным! Услыши и нас ныне, велиими скорбьми обдержимых, нашедшими на ны в лукавыя дни сия, егда диавол чрез пагубныя козни своя тщится попрати Церковь Святую, лишити же нас спасения вечнаго и благ временныя жизни! Испроси нам у Господа Иисуса Христа прощения грехов, а наипаче греха непослушания Матери нашей Церкви! Даруй нам сокрушение сердца, во еже со умилением неуклонно приступати ко святому Таинству Покаяния, яко да не во осуждение и погибель будет нам причащение Тела и Крове Христовых, но во здравие и спасение. Отжени от нас дух братоненавидения, даруй нам дух любве и мира к братскому единению всех людей твоих! Соеди всех нас любовию ко Христу и Его Церкве Православней, яко да соблюдающе спасительную волю Его, истинная чада Божия будем! Буди нам путевождь во вся дни наша, яко да присно в благодати Духа Святаго суще в чистоте веру содержим и волю Господню до самыя смерти сотворим! В час же кончины нашея явися нам представити души наша к престолу Божественнаго Судии и рещи Ему: «Се аз и дети моя», яко да твоим заступлением вечных мук избавльшеся, неизреченное блаженство Небеснаго Царствия Христова наследим купно с тобою и всеми святыми во веки веков. Молитва старцу ипполиту рыльскомуР ыльский Свято-Николаевский мужской монастырь расположен в 125 километрах от Курска в окрестностях города Рыльска. Его строения размещаются на высоком холме в поймах рек Рыло и Волынки. Эта местность издавна была избрана людьми для поселения, краеведы и археологи, проводившие раскопки на территории обители, обнаружили остатки захоронений славян-северян, относящиеся приблизительно к эпохе начала Киевской Руси. Точная дата основания монастыря неизвестна, его возраст принято отсчитывать от первого упоминания в письменных источниках в 1505 году. Одна из причин отсутствия точной датировки в том, что не сохранились старинные монастырские документы. В 1614 году настоятель Рыльского монастыря игумен Феодосий, взяв с собой «прежних государей и великих князей жалованные грамоты» для переписи по причине их ветхости, поехал в Москву. Но по дороге был ограблен и убит разбойниками, грамоты бесследно исчезли. В 1820 году духовное училище становится четырехклассным и размещается в реконструированном архимандритском корпусе вплоть до 1876 года, когда его переместили в Рыльск. 1824 год вошел в историю посещением обители императором Александром I, проезжавшим из Севска в Таганрог. В 1906 году в Рыльске открывается викарная кафедра Курской епархии, на нее назначают Преосвященного Иоасафа, резиденция которого размещалась в Свято-Николаевском монастыре. Затем в разные годы на Рыльской кафедре служили и окормляли народ Божий священномученики Иоанн (Пашин), епископ Рыльский, Никодим (Кононов), епископ Белгородский, Павлин (Крошечкин), архиепископ Могилевский. Были установлены два крестных хода из обители с чудотворной иконой святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, которая была явлена в середине XIV века в селе Асмолово Рыльского уезда. Первый крестный ход совершался 29 августа, в день празднования Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа до села Асмолово, второй — 2 сентября в память дня коронации императора Николая II в Рыльск.
XX век стал одной из самых тяжелых страниц в истории монастыря. В 1925 году богоборческая власть закрыла древний духовный центр курского края. Его помещения заняли красноармейцы. С 1941 года долгих 692 дня в Рыльске господствовал немецкий «новый порядок», обитель стала укрепленным рубежом, где разместили множество пулеметных и огневых точек. 30 августа 1943 года, когда Рыльск освободили войска Центрального фронта, немцы спешно бежали из монастыря, не причинив ему существенного вреда. Примечательно, что во время военных действий ни один снаряд, ни одна бомба не разорвались на территории древнего монастыря, который, уцелев в страшной войне, был разрушен во время правления атеистов-богоборцев. Здесь в разное время размещались МТС, дорстрой, лесхоз, «Раймежколхозстрой», и в результате их хозяйственной деятельности здания совсем обветшали и разрушились. В 1978 году комиссия, обследовавшая памятник культуры и архитектуры, отметила, что во всех строениях полностью отсутствовали полы, дверные и оконные блоки. Кровля на всех зданиях прохудилась, кирпичная кладка сильно разрушена. Крестовоздвиженский храм, переоборудованный в камнедробильный цех, стоял с выбитой стеной. Невозможно было обнаружить ограду внутреннего двора и ворота, многие жилые и хозяйственные постройки полностью уничтожены. Величественная колокольня обезображена, стояла с разбитым фасадом и без креста, Святые врата заложены кирпичом, примыкающие к ним здания без крыш и полуразрушены. Монастырь еще более двадцати лет будет ждать, когда в нем опять затеплятся лампады и будет возноситься молитва за «всех и за вся». 17 июня 1991 года монастырь был передан Русской Православной Церкви, и по благословению Иувеналия (Тарасова), архиепископа Курского и Белгородского в разрушенную обитель приехали первые насельники. Игумен Иоасаф (Шибаев) и два монаха поселились в одной из полуразрушенных келий. В октябре в Рыльский монастырь был назначен наместником архимандрит Ипполит (Халин). 16 октября 1991 года на первом этаже Николаевского храма, в Георгиевской церкви, начались богослужения. Впоследствии этот храм освятили в честь иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной. В 1998 году началось восстановление Николаевского храма, большую помощь в котором оказали работники Курской АЭС. На второй этаж поднялась лестница, новую крышу и купола покрыли медью. Помещение было оштукатурено внутри, а 12 ноября 1998 года на куполе был установлен новый крест. С декабря 1999 года здесь стали совершать богослужения. В этом же году началось восстановление монастырской ограды, установлены арочные въездные врата в западной ее части, произведен капитальный ремонт братского и игуменского корпусов. В течение последующих лет на территории монастыря построены трапезная с кухней, новая баня, пекарня, гаражи, погреба, сельскохозяйственные помещения. Монастырь создал подсобное хозяйство. На подворье появились козы, коровы и лошади, пчелы. При Свято-Николаевском мужском монастыре на территории Рыльского района были организованы пять скитов. В 2000 году началось возведение нового гостиничного корпуса. Восстановительные работы, нелегкие в наше время, тяготы и заботы подорвали здоровье отца Ипполита. Батюшка скончался после тяжелой болезни 17 декабря 2002 года, его похороны состоялись 19декабря, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, которого очень почитал отец Ипполит при жизни. Множество народа приехало проводить доброго пастыря в последний земной путь. На его могиле рядом с Николаевским храмом установлен бронзовый крест, всегда горит лампада, лежат цветы. Весной 2003 года наместником монастыря был назначен игумен Моисей (Матюхин), при котором был росписан нижний Знаменский храм. В феврале 2005 года братию монастыря возглавил игумен Панкратий (Заикин), выпускник Курской духовной семинарии, до этого бывший насельником Рождества Пресвятой Богородицы Коренной пустыни. При отце Панкратии продолжилось возрождение обители. В августе 2005 года монастырь посетила делегация священнослужителей и прихожан Русской Православной Церкви Заграницей, потомков русских эмигрантов. Ее возглавил архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион. Гости с интересом ознакомились с жизнью обители, с ходом восстановительных работ. Престольный праздник 19 декабря 2005 года прошел особенно торжественно, к этой дате был приурочен 500-летний юбилей древнего монастыря, так как первое письменное упоминание о нем относится к 1505 году. Божественную литургию возглавил архиепископ Курский и Рыльский Герман (Моралин), после чего состоялся крестный ход. Гостями монастыря стали в тот день руководители Курской области и Рыльского района. В недавно отремонтированной трапезной были накрыты столы для гостей и паломников. В районном Доме культуры состоялся праздничный вечер, после которого были награждены меценаты монастыря. В декабре 2006 года по ходатайству архиепископа Курского и Рыльского Германа Священный Синод Болгарской Православной Церкви передал монастырю частицу мощей преподобного Иоанна Рыльского. Святой особенно почитаем в Рыльске. По мнению некоторых историков, его десница была привезена болгарскими монахами в древности в город и хранилась в храме прп. Иоанна, построенном на горе, получившей название в честь этого святого. Рыляне издревле считают преподобного покровителем своего города. Игумен Панкратий во время паломничества в болгарский Рильский Рождества Пресвятой Богородицы монастырь получил ковчежец с частицей мощей преподобного Иоанна из рук настоятеля монастыря епископа Евлогия. Святыню торжественно встречали духовенство и верующие Рыльска. От горы Иоанна Рыльского ее пронесли крестным ходом в монастырь. В 2007 году началось восстановление Крестовоздвиженского и Троицкого храмов обители, на них установлены купола, медная кровля, фасад зданий приобрел свой первозданный вид. В 2008 году закончены работы по газификации монастыря. В 2009 году открыта гостиница для паломников. В течение 2011-2012 годов продолжались восстановительные работы в обители, приведены в надлежащий вид колокольня и трапезная. В настоящее время благоустраивается территория монастыря, восстанавливается западная часть ограды. Адрес: Курская обл., Рыльский р-н, с. Пригородняя Слободка, ул. Мирная, д. 2 Афонский монах и возобновитель Рыльского монастыря на Курщине. К 90-летию со дня рождения архим. Ипполита (Халина)18 апреля 2018 года исполняется 90 лет со дня рождения архимандрита Ипполита (Халина; 1928 – 2002) – бывшего афонского монаха и настоятеля Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря. Его могилка в Рыльском монастыре Курской епархии ныне стала местом паломничества многих верующих людей из разных регионов страны и из-за рубежа. Надежда Шелепова прислала в редакцию портала «Русский Афон» свои воспоминания об о. Ипполите, которые мы публикуем по просьбе автора. Вехи жизни Архимандрит Ипполит родился в многодетной сельской семье под Курском в 1928 году. Его монашеская жизнь началась в Глинской пустыни, в которой жили великие старцы. Один из них, отец Андроник (Лукаш), предсказал послушнику старческое служение. Монашеский постриг произошел в 1959 году в Псково-Печерском монастыре. В 1966 году отец Ипполит, в числе пяти монахов этой обители, был направлен на Афон в помощь вымирающему Свято-Пантелеимонову монастырю и вернулся через семнадцать лет. Это была первая поддержка русского монастыря после нескольких десятилетий разрыва связей России со столицей монашества. Батюшка нес послушание казначея, эконома, представлял Свято-Пантелеимонов монастырь в Священном Киноте Афона. Отец Ипполит рассказывал мне, что жил в келье тогда еще не прославленного старца Силуана, молился ему и получал помощь. Иеромонах Ипполит на Афоне, конец 1960-х годов Афонский период жизни старца. Справа налево: о.Ипполит, о. Досифей (Сороченков), схиархимандрит Илиан (Сорокин), о. Авель (Македонов)
Афонский период жизни старца. Представительство в Священном Киноте. Антипросоп о. Ипполит сидит третий справа Из афонских монахов особо близким отцу Ипполиту был Арсений Пещерник, сотаинник Иосифа Исихаста. Батюшка говорил, что они исповедовались друг другу. Преп. Паисий писал «Дело монаха – стать сосудом Святаго Духа. Он должен сделать своё сердце чутким. Всё делание монаха есть любовь, в свой путь он должен выходить из любви к Богу, которая заключает в себе и любовь к ближнему. Монах размышляет о несчастье человечества, его сердце уязвляется болью, и он непрестанно сердечно молится о мире. Так монах милует мир молитвой». Все эти устремления и цели, о которых говорил старец Паисий, отец Ипполит воплотил на родине по возвращении. Когда в 1990-е годы началось возрождение духовной жизни в России, русские насельники с Афона, промыслом Божиим, стали возвращаться на родину и восстанавливать обители. Сомолитвенник отца Ипполита, бывший игумен Свято-Пантелеимонова монастыря архимандрит Авель (Македонов), возродил Иоанно-Богословский монастырь под Рязанью. Архимандрит Иероним (Шурыгин) стал наместником Алатырского Свято-Троицкого монастыря в Чувашии. Схиигумен Илий (Ноздрин) восстанавливал Оптину пустынь. Отец Ипполит принадлежит к этому славному поколению «бывших афонских» монахов, участвовавших в возрождении России, однако его духовный опыт уникален. Рыльский Свято-Николаевский монастырь В 1991 году архимандрит Ипполит был назначен настоятелем Свято-Николаевскогомонастыря Курской епархии, лежавшего в руинах (г. Рыльск). Как только была восстановлена одна из монастырских церквей, обитель понесла вместе с настоятелем особый крест. Батюшка имел редкий дар любви Христовой. Господь направлял к нему в монастырь тех Своих чад, которые находились в крайне тягостном положении: освободившиеся заключенные, наркоманы, алкоголики, обездоленные, окаменевшие от горя, отчаявшиеся, надломленные, опустившиеся на дно люди. В обитель стекались скорбь и тяжкие страдания возрождающейся России. Батюшка постоянно принимал народ: монастырь был похож на большой странноприимный дом. Впервые приехавшую женщину, явно страдающую алкоголизмом, батюшка встретил, как евангельский отец блудного сына. Она упала ему в ноги, он гладил ее по голове, стал бережно поднимать, обращаясь ласково по имени: «…Ты приехала домой, ни шагу из монастыря без моего благословения». Приезжали колдуны и практикующие экстрасенсы, настоятель оставлял их в монастыре на покаяние. Батюшка всем сочувствовал: «Кто-то сам пал, кто-то за грехи рода страдал, кто-то в сети попал, а когда очнулись – опомнились». Молитвенная сила отца Ипполита предполагала духовное напряжение самого человека. Людям нужно было время и место укрыться в крепости, держащей вражий натиск, исцелиться, укрепиться в вере, подготовиться к новой жизни. В Свято-Николаевском монастыре остро ощущалась реальность не просто духовной брани, а ожесточенной и упорной битвы. Батюшка так и говорил, что здесь сила на силу идет. На войне как на войне: главнокомандующий, его штаб, бойцы-новобранцы, мощная техника, раненые, искалеченные, дезертиры, полевая кухня, труженики тыла. И, как полагается на Руси, – Силы Небесные в помощь! Под непрерывным обстрелом старец проводил невероятные операции. Он подхватывал летящих в бездну, вырывал из вражьего плена гибнущие души, исцелял, возвращал их к жизни, силой молитвы менял душевный строй человека. Монастырь был духовной лечебницей.
Молебен о недужных За всем этим морем страданий батюшка видел главного врага — сатану, мучающего стадо Христово. Он использовал одно из мощных средств защиты, данное Церкви, молебны о недужных. Батюшка называл их «вычитами», советовал их всем, от всех немощей: «Все сейчас духовно больны». На молебнах было видно, кто стоит за грехами, и с кем мы ведем борьбу. Отец Ипполит обладал редким даром – молитвой изгонять нечистую силу, воздействие его молитв было сильнейшим. Батюшка утверждал, что для духовной борьбы также важно, чтобы в монастырях непременно читалась Неусыпаемая Псалтирь. «Идет священная война» — говорил старец. В обитель приезжало множество паломников. Помню, батюшка был в отъезде, нам разрешили спать на полу, на коврах, матрасах, была почти полная церковь. В полночь – просящий голос: «Братья и сестры, приехал «Икарус» из Белгорода, люди просятся переночевать, подвиньтесь, кто может». Утром мы, дополненные только что подъехавшими паломниками, – в ожидании старца, готовые обрушить на него груз своих тягот. Кроме наплыва мирского люда, батюшка получал письма по несколько десятков в день и откликался на них молитвой. Сейчас опубликована часть из них, и становится ясно: отец Ипполит был погружен в самую бездну народной скорби. Порой люди, которых батюшка оставлял пожить в обители, были не способны к работе, тогда они получали благословение кормить птичек, стеречь стог, а при этом постепенно улучшалось их духовное состояние. Было создано несколько скитов, которые отец Ипполит считал филиалами Свято-Николаевской обители. По его благословению на новых местах основывались монастыри. Его любил православный народ Кавказа. О духовной связи отца Ипполита и народа Алании снят фильм «Старец». Отец Ипполит в полном смысле подражал Христу, Который ел и пил с грешниками: трапезная была единая для монахов, послушников, трудников и паломников. Он говорил: «Здесь вы любовь кушаете, а не картошечку». Действительно, в монастырский быт было вложено много заботы и трудов. Трапезная оставалась открытой для всех с утра до позднего вечера. Монастырь помогал людям, которые влачили в то время полунищенское существование. Такая щедрость не от излишеств – это была жертва. Деньги на восстановление собирали по крупицам, с мира по нитке; в провинции 1990-х годов это было непростым делом. Удивительно благодатной была атмосфера монастыря. Развалины, неустроенность, а ощущение, что «Христос посреди нас». Весь этот скорбящий люд перевязывал друг другу раны. Известно, что, где преизобилует благодать, там усиливаются козни дьявола. Был случай: одна трудница не выдержала вражьего давления и решила покончить жизнь самоубийством на мосту близ монастыря. Уже приготовилась броситься в воду, как ее кто-то окликнул; оглянулась и увидела знакомого трудника, бывшего тоже в тягостном состоянии. Он отрезвил ее вопросом: «Почему ты Ему не веришь?» – и силой увел с этого места. Другой паломник, приехав в обитель, сходу стал спрашивать у трудницы: «Где здесь можно повеситься?» Получил проясняющий ответ: «А вы у старца спросите, как он благословит, так и сделайте». Своими духовными очами батюшка видел все, что происходит в монастыре. Заповеданные нам страннолюбие и жертвенность были особыми дарами отца Ипполита и создаваемой им обители. Духовный облик подвижника Батюшка имел дар утешения. Он переплавлял горечь жизни в дух надежды и воодушевления. Его слова были кратки, но в них чувствовалась убедительная правда, вдруг прояснялась ситуация, намечался выход, снимался гнет безысходности – и возникала радость. Архимандрит Кирилл (Павлов) говорил, что отец Ипполит – самый добрый батюшка. Помню, как в трапезной после обеда трудница подошла к нему, упала в ноги; было видно, что он – ее последняя надежда. Во всем батюшкином облике появилось сострадание: в выражении лица, в том, как он помогал ей подняться, как что-то говорил утешительное от сердца к сердцу. Конечно, пройдя афонскую школу, отец Ипполит хотел создать Николаевскую обитель в духе святогорских традиций. Но, как он говорил, получилось «немного тюрьмы, немного больницы, немного монастыря». Батюшке предлагали очистить монастырь от посторонних, но куда же он мог отправить стадо, порученное ему Богом, все были его паствой. Он говорил, что если разогнать этот падший люд, «наступит крах». Наплыв народа воспринимался старцем как крест, он смирялся перед обстоятельствами жизни, в которых видел Божию волю. Батюшка утверждал, что настоящим настоятелем является не он, а Николай Чудотворец, который присылает в монастырь людей, он же и управляет обителью: Владыка сам разберется». Когда батюшку спрашивали о глобальном, о судьбах России, он говорил о двух направлениях будущего. Весь мир идёт к концу, но в этом неизбежном ходе открыта и противоположная тенденция, созидательная, в которой «все только начинается». Батюшка очень любил свою распятую Отчизну, с радостью благословлял и малые дела во имя ее возрождения. На Афоне он остро чувствовал свою неотделимость от родины. Батюшка вспоминал, что там тосковал по России, выйдя на берег моря, печально смотрел в ее сторону, молился, плакал и пел русские песни. Иногда в речи он использовал простонародные слова («нехай», «подмогни», «дюже», «ходить в церкву»), знал наизусть много стихов, любил добрую шутку. Когда ему жаловались, что «не выдержу и умру», отвечал по-афонски: «Торжественно похороним». Так шутил отец Паисий Святогорец. Кончина Никто не хотел верить, что отец Ипполит так быстро нас покинет, хотя он задолго предупреждал и прощался с чадами. Несмотря на болезни, выглядел вполне жизнеспособным. Последние две недели жизни для него были мучительны: случился инсульт, паралич, он впал в кому. В его келье мироточила и кровоточила икона Спаса Нерукотворного. Когда к умирающему подошел верный собрат монах и разрыдался, батюшка приподнял руку в благословении. Даже в таком тяжелом состоянии он откликнулся на скорбь. Хоронили отца Ипполита в Николин день. Господь утешал собравшихся: накануне похорон вокруг луны сияла кольцевая радуга, в сам день погребения радуга окружала солнце, а на 9-й день после поминальной панихиды замироточил деревянный надгробный крест батюшки. Об архимандрите Ипполите издано несколько книг: «Самый добрый батюшка на земле», «Звезда утренняя», «Послушник в стране Святителя Николая», «Аланский крест», «Крылья любви», «Когда открывается вечность». Собран большой материал воспоминаний, свидетельств о чудесной помощи старца. Важно напоминать о трудах и подвигах, которые подъемлют дерзновенные монахи, чтобы приблизиться к Богу; нам в помощь и назидание: отец Ипполит – «маяк на скале». Надежда Шелепова Статья предоставлена редакции портала «Русский Афон» автором, публикуется по ее просьбе Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники. Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов. |