Содержание
Молитвы пророку Илии
Тропарь, глас 1 *
Во пло́ти А́нгел,/ проро́ков основа́ние,/ вторы́й Предте́ча прише́ствия Христо́ва, Илия́ сла́вный,/ свы́ше посла́вый Елиссе́еви благода́ть/ неду́ги отгоня́ти/ и прокаже́нныя очища́ти,// те́мже и почита́ющим его́ то́чит исцеле́ния.
Перевод: Во плоти Ангел, пророков основание, второй Предтеча пришествия Христова, Илия славный, свыше пославший Елисею благодать недуги отгонять и прокаженных очищать, потому и почитающим его источает исцеления.
Кондак, глас 2 *
Проро́че и прови́дче вели́ких дел Бо́га на́шего,/ Илие́ великоимени́те,/ веща́нием твои́м уста́вивый водото́чныя о́блаки,// моли́ о нас еди́наго Человеколю́бца.
Перевод: Пророк и провидец великих дел Бога нашего, Илия, чье имя славно! Словом своим удержавший изливающие дождь облака, моли о нас Единого Человеколюбца.
Молитва 1-я *
Молитва 2-я
О, святы́й проро́че Бо́жий Илие́, моли́ о нас Человеколю́бца Бо́га, да пода́ст нам, раба́м Бо́жиим (имена), дух покая́ния и сокруше́ния о гресе́х на́ших, и всеси́льною Свое́ю благода́тию да помо́жет нам пути́ нече́стия оста́вити, преспева́ти же во вся́ком де́ле бла́зе, и в борьбе́ со страстьми́ и похотьми́ на́шими да укрепи́т нас; да всади́т в сердца́ на́ша дух смире́ния и кро́тости, дух братолю́бия и незло́бия, дух терпе́ния и целому́дрия, дух ре́вности ко сла́ве Бо́жией и о спасе́нии свое́м и бли́жних до́брое попече́ние. Отврати́ от нас предста́тельством твои́м пра́ведный гнев Бо́жий, да та́ко в ми́ре и благоче́стии пожи́вше в сем ве́це, сподо́бимся прича́стия ве́чных благ во Ца́рствии Го́спода и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, Ему́же подоба́ет честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 3-я, во время бездождия *
Личное прошение о помощи в голоде
Во пло́ти а́нгел, проро́ков основа́ние, вторы́й предте́че прише́ствия Христо́ва Илие́ сла́вный, от А́нгела пи́щу прие́мый и Саре́птскую вдови́цу во вре́мя гла́да препита́вый, сам и нам, почита́ющим тя, благопоспе́шный пита́тель бу́ди. Ами́нь.
Краткое житие
День памяти 20 июля/2 августа
Один из наиболее почитаемых пророков как в ветхозаветном Израиле, так и в христианские времена. Ревновал о чистоте веры в Единого Бога, боролся с идолопоклонством среди еврейского народа. По его молитвам Израиль сперва был оставлен без дождя для покаяния, а спустя три голодных года, после того, как иудеи раскаялись а своем отступлении от истинной веры, небо вновь произвело тучи и дождь на посевы. На Руси почитается как небесный помощник земледельцев. За праведную жизнь не претерпел смерти но, как и прав. Енох, был взят Господом на небо в теле. Согласно пророчествам, вместе с Енохом пророк Илия должен вновь прийти на землю и обличить антихриста. Св. прор. Илие молятся о покровении христиан последних времен от обольщения антихриста, о заступлении в гонениях, во времена голода и повальных болезней, в бедности и других житейских затруднениях.
Святой пророк Елисей — житие
Святой пророк Елисей — житие
Святой пророк Елисей (9 век до Рождества Христова) был учеником пророка Илии. Илия получил повеление от Бога помазать Елисея вместо себя в пророка. Узнав волю Божию, Елисей тотчас все оставил и последовал за Илиею, и служил ему, поучаясь у него ведению тайн Божиих.
Когда же Богу угодно было взять раба Своего Илию в вихре на огненной колеснице на небо и переселить его в рай, то Илия спросил у Елисея, какого дара он желает от Бога, который бы он, Илия, испросил ему молитвой своей. Елисей не просил себе чего-либо земного, временного, ибо для него, оставившего все ради Бога и нищего духом, почитавшего все за ничто, не требовалось ничего на земле, но он попросил себе благодати Духа Святого, удвоенной по сравнению с почивавшей на святом Илии. И сказал Илия: «Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет».
Когда они шли и дорогой разговаривали, вдруг явились колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: «Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!» И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части. И поднял милоть (верхнюю одежду) Илии, упавшую с него, и стал на берегу Иордана, и ударил милотью по воде, и сказал: «Где Господь, Бог Илии, — Он Самый?» И вода расступилась туда и сюда, и перешел Елисей.
После этого он отправился в город Иерихон, и жители обратились к нему: «Вот, положение этого города хорошо, как и сам ты видишь; но вода нехороша, земля бесплодна». И сказал Елисей: «Дайте мне новую чашу и положите туда соли». И дали ему. И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: «Так говорит
Господь: Я сделал воду сию здоровой, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия». И вода стала здоровой по слову Елисея, которое он сказал.
Святой пророк Елисей совершил много чудес. Своей молитвой он исцелял болезни, а однажды воскресил умершего мальчика.
Во время голода один благочестивый человек пожертвовал пророку немного хлеба. И сказал Елисей: отдай людям, пусть едят. И сказал слуга его: что тут я дам ста человекам? И сказал он: отдай людям, пусть едят, ибо так говорит Господь: «насытятся и останется». Он подал им, и они насытились, и еще осталось по слову Господню.
Однажды сирийский царь захотел пленить пророка Елисея и послал за ним воинов. Поутру служитель человека Божия встал и вышел; и вот войско вокруг города. И слуга испугался, но Елисей сказал ему: «Не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними». И молился Елисей, и говорил: «Господи! Открой ему глаза, чтобы он увидел». И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея. Елисей пленил своих врагов, но не покарал, а, угостив, отпустил их. И не ходили более те полчища сирийские в землю Израилеву.
И много раз своими молитвами и пророческими указаниями святой пророк Елисей спасал израильский народ от врагов.
Исполненный духа Илии, Елисей во дни свои не трепетал перед царем, и никто не превозмог его; ничто не одолело его, и по успении пророчествовало тело его. И при жизни совершал он чудеса, и по смерти дивны были дела его.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Святой пророк Илия
День памяти- 2 августа.
О ЧЕМ МОЛЯТСЯ СВЯТОМУ ПРОРОКУ ИЛИИ
Издревле пророка Илию считали хорошим помощником в сельском хозяйстве и, по его чудесам еще при жизни, молились о даровании дождя во время засухи, или, наоборот, ясную погоду при проливных ливнях. Считается, что святой пророк Илия может помочь в различных делах, в исцелении от болезней, в налаживании мира в семье и конечно же, в укреплении веры.
Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.
ЖИТИЕ И ЧУДЕСА СВЯТОГО ПРОРОКА ИЛИИ
Пророк Илия родился в Израиле в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Когда родился Илия, отцу его Соваку было видение, что благообразные мужи беседовали с младенцем, пеленали огнем и питали пламенем огненным. С юных лет он поселился в пустыне и жил в строгом подвиге поста и молитвы. Прежде всего Илия молил Бога, дабы обратил Он грешников к покаянию.
Призван на пророческое служение в царствование царя Ахава-идолопоклонника (874-853), который поклонялся Ваалу (солнцу) и заставлял народ еврейский делать то же.
«Принесем жертвы, и если огонь с неба сойдет на жертвенник Ваала, значит, он истинный Бог, а если нет, то идол» (см. 3Цар.18:21-24).
Сначала сделали жертвенник Ваалу, набросали дров, закололи быка, а жрецы Вааловы стали молиться своему идолу: «Ваал, Ваал, пошли нам с неба огонь». Но ответа никакого не было, и огонь с неба на Ваалов жертвенник не сошел. Вечером Илия сделал свой жертвенник, положил дрова, полил их прежде водою и стал молиться Богу. И вдруг с неба упал огонь и попалил не только дрова и жертву, но и воду и камни жертвенника. Видя это, народ в страхе упал на землю и восклицал: «Воистину Господь есть Бог!» (3 Цар. 18:39). Пророк Илия приказал схватить жрецов Ваала и умертвить их у потока Киссова.
Пророк Илия после совершенного чуда ожидал обращения Израиля к Богу, но восстановления истинной веры не случилось. Да и Иезавель, жена Ахава, убежденная язычница, разгневалась на пророка за уничтожение жрецов и слабовольный царь, покаявшийся было от грозного знамения, стал на сторону жены.
Пророк Илия вынужден был бежать на юг Иудеи. Господь утешил святого видением Ангела, который укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь через пустыню. Илия бежит к священной горе Синай, где когда-то Моисей получил свои знаменитые законы. 40 дней и 40 ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Ему представились беспомощными все его усилия по искоренению нечестия:
«Довольно уже, Господи, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Цар. 19:4).
Илия в отчаянии говорит Богу о крахе своей миссии и «неудавшейся» истории Израиля:
«Сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» (3 Цар. 19:10).
Господь особым видением снова призвал его быть более милосердным. В чувственных образах – буре, землетрясении и огне ему был открыт смысл его пророческого служения. Для контраста с этими видениями Господь явился ему в веянии тихого ветра, давая понять, что сердца грешников смягчаются и обращаются к покаянию более действием милосердия Божия. В этом же видении Господь открыл пророку, что не один он почитает Истинного Бога: есть еще 7000 человек в Израиле, которые не преклонили колена перед Ваалом. Он должен вернуться в страну и избрать себе преемника в лице Елисея, который и завершит начатую им борьбу за веру.
По повелению Божию пророк Илия снова пошел в Израиль, чтобы посвятить на пророческое служение Елисея.
Еще дважды приходил святой пророк Илия ко двору израильских царей. Первый раз – чтобы обличить Ахава в незаконном убийстве Навуфея и присвоении его виноградника (3 Цар.21). Услышав обличение пророка, Ахав раскаялся и смирился, и за это Бог смягчил Свой гнев. Во второй раз – чтобы обличить нового царя Охозию, сына Ахава и Иезавели за то, что тот в болезни обратился не к Истинному Богу, а к Аккаронскому идолу. Святой пророк предсказал Охозии смертельный исход его болезни за такое неверие, и вскоре слово пророка сбылось (4 Цар.1).
За свою пламенную духовную ревность о славе Божией пророк Илия был взят живым на Небо в огненной колеснице:
«вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4 Цар.2:11).
Его ученик Елисей был свидетелем этого восхождения и вместе с упавшей из колесницы милотью (верхней одеждой) святого Илии получил пророческий дар вдвое больший, чем имел пророк Илия.
Затем в Преображении Господнем он явился вместе с пророком Моисеем и предстал пред Иисусом Христом, беседуя с ним на горе Фавор. Два самых авторитетных человека Ветхого Завета олицетворяют собой Закон и Пророки – два первых и важнейших раздела Священного Писания.
В библейской традиции Илия – один из двух ветхозаветных святых, не увидевших смерти на земле, но удостоенных рая еще до прихода Иисуса Христа. Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24). Поэтому на некоторых иконах Воскресения можно видеть Илию и Еноха у ворот рая, встречающих древних праведников, выводимых Христом через взломанные ворота ада.
По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть.
Митрополит Иларион (Алфеев) о пророке Илии:
ВЕЛИЧАНИЕ
Велича́ем тя, святы́й сла́вный проро́че Бо́жий Илие́, и чтим, е́же на Небеса́ на колесни́це о́гненней, пресла́вное восхожде́ние твое́.
Молитва пророку елисею о чем молятся
Блгв. кн. Мстислав Храбрый, во св. Крещении Георгий, Новгородский
День памяти: 14 июня
ПРЕПОДОБНЫЙ МЕФОДИЙ, ИГУМЕН ПЕШНОШСКИЙ
Преподобный Мефодий, игумен Пешношский (XIV) был основателем Пешношского монастыря. В юности он пришел к преподобному Сергию Радонежскому и провел несколько лет под его руководством, затем, по благословению преподобного Сергия, удалился в пустынное место и за рекою Яхромой в лесу поставил келлию. Вскоре в эту глухую и болотистую местность к нему явилось несколько учеников, желавших подражать его жизни. Преподобный Сергий посетил его и дал совет построить обитель и храм. Преподобный Мефодий сам трудился при построении храма и келлии, «пеш» нося деревья через речку, которую с тех пор стали называть Пешноша.
С 1391 года преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря. По временам он удалялся за две версты от монастыря и здесь подвизался в молитве, сюда же для духовных бесед к нему приходил преподобный Сергий, почему эта местность и получила название «Беседа».
Преподобный Мефодий был погребен (+ 1392) в основанной им обители. В 1732 году над его мощами была сооружена церковь во имя преподобных Сергия Радонежского и Мефодия Пешношского. Начало местного празднования относят к концу XVII — началу XVIII века.
Дни памяти: Июнь 4, Июнь 14
ПРЕПОДОБНЫЙ ЕЛИСЕЙ СУМСКИЙ, СОЛОВЕЦКИЙ
Подвизался в Соловецкой обители. Жизнь его неизвестна, но известно одно предсмертное обстоятельство, обнаружившее великое благочестие старца.
Когда преподобный, вместе с другими братьями, ловил рыбу в 60 верстах от монастыря, ему предрекли близкую кончину. Святой положился на волю Божию, но сильно скорбел, что не пострижен в великий ангельский образ (схиму). Братия решили везти больного старца в Суму, где было монастырское подворье. Диавол, желая погубить святого, воздвиг на пути множество опасностей, но по ходатайству преподобного Зосимы Соловецкого (+ 1478 г.; память 17/30 апреля) они благополучно добрались до места. К великому ужасу братии преподобный Елисей скончался. После усердной молитвы к преподобному Зосиме, мертвый ожил и был пострижен в схиму. Причастившись Святых Тайн, он опять почил о Господе.
Спустя более столетия гроб преподобного Елисея обнаружился на поверхности земли, и Господь прославил Своего угодника чудесами исцелений.
Святой пророк Божий Илия
И действительно, по молитве пророка небо заключилось, наступила засуха и голод по всей земле. Народ страдал от нестерпимого зноя и голода. Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии, горевшего желанием обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию. Сохраняя пророка Илию от рук Иезавели, Господь во время бедствия послал его в сокровенное место в пустыне у потока Хораф. Из потока пророк утолял свою жажду, а хищным воронам Господь повелел приносить пищу пророку, внушая ему тем самым жалость к страждущему народу.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Когда, через год, поток Хораф высох, Господь послал пророка Илию в Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая страдала вместе с детьми в ожидании голодной смерти. По просьбе пророка она приготовила ему опреснок из последней горсти муки и остатка масла. Тогда по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы на протяжении всего голода. За два года пребывания в её доме, силою своей молитвы великий пророк сотворил ещё одно чудо – воскресил умершего сына этой вдовы.
Царь Ахав осознал свое заблуждение и оплакал грехи, но жена его Иезавель грозила убить пророка Божия. Пророк Илия бежал в царство Иудейское и, скорбя о бессилии искоренить идолопоклонство, просил у Бога себе смерти. Но ему предстал Ангел Господень, укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. Сорок дней и ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь после грозной бури, землетрясения и пламени Господь явился ему «в тихом ветре» и открыл скорбевшему пророку, что Он сохранил семь тысяч верных рабов, не поклонившихся Ваалу. Господь повелел пророку Илии помазать на пророческое служение Елисея, своего наследника.
После горы Хорив служение святого Илии продолжалось еще несколько лет. Посланный Богом, он пошел в Дамаск помазать Азаила на царство в Сирии, а Ииуя – в Израиле. По воле Божией Илия нашел Елисея у селения Авел-Мехолы и помазал его в пророки.
За свою пламенную ревность о славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице. Пророк Елисей стал свидетелем восхождения пророка Илии на небо и получил вместе с его упавшей милотью дар пророческого духа вдвое больший, чем имел пророк Илия.
Со дня огненного вознесения на Небо пророка Илии его почитание в Православной Церкви никогда не прерывалось. По преданию Церкви, пророк Илия явится предтечею Христа. Иисус, сын Сирахов и пророк Малахия говорят что «он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их» перед днём Господа (Мал. 4, 5) чтобы «утишить гнев, прежде нежели обратится он в ярость» Божию (Сир. 48, 10). Поэтому израилитяне и пророка Иоанна Предтечу и Самого Иисуса Христа принимали за Илию. Однако, во время Преображения Господня пророк Илия беседовал со Спасителем на горе Фавор (См. Мф. 17, 3; Мк. 9, 4; Лк. 9, 30). По изъяснению Господа, святой Иоанн Предтеча и был Илией (См. Мф. 11, 13-14; Мф. 17, 11-13), но в духовном смысле, предъидя Христу «в духе и силе» Илии (Лк. 1, 17). Церковь считает пророчество Малахии духовно исполнившимся в Иоанне, но ожидает пришествия пророка Илии в теле в последние времена, когда ему надлежит проповедовать и принять телесную смерть перед Страшным Вторым Пришествием Христа.
Почитание великого пророка распространено не только среди православных, но и всех инославных христиан, иудеев и мусульман. Велико почитание Илии среди греков, от которых и Русская Православная Церковь с самого своего начала свято чтит пророка Илию. Так, по принятии святого крещения святая равноапостольная княгиня Ольга построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты. Первая церковь построенная в Киеве ещё при князе Игоре была во имя пророка Илии, а с тех пор Ильинские храмы освящались во множестве во всех частях Руси. В Восточной Европе библейское повествование о восхождении пророка в небо на огненной колеснице послужило основой для народного представления о пророке Илии разъезжающем по небу на колеснице во время грозы. Пророку Илии молятся о даровании дождя во время засухи.
В Библии дано описание внешности Илии Фествитянина: «человек тот весь в волосах, и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим» (4 Цар. 1, 8). В иконописи его отличают длинные ниспадающие волосы («Власы долги, по плеча»), густые усы с бородой, перепоясанный кожаным ремнем хитон. Иконописная традиция изображает пророка Илию сидящим в пустыне, где ворон приносит ему пропитание, а также возносящимся на колеснице с огненными колесами, которая окружена со всех сторон пламенем и запряжена четырьмя крылатыми конями. Поясное фронтальное изображение пророка изначально являлось исключительно новгородским обычаем, и известно с конца XIV века.
Величание
Пособствуй Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость во учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и бескорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко властем и усердное исполнение своих обязанностей, да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.
Молитва 2-я (Во время бездождия)
О, великий и преславный пророче Божий Илие, ревности ради твоея по славе Господа Бога Вседержителя не терпевый зрети идолослужения и нечестия сынов Израилевых, обличавый законопреступнаго царя Ахава, и в наказание тех трилетний глад на землю Израилеву молитвою твоею от Господа испросивый, да, отвергше мерзкия идолы и отступльше от неправд и беззаконий, обратятся ко Единому Истинному Богу и исполнению святых Его заповедей, вдовицу Сарептскую в гладе пречудно препитавый и сына ея умерша молитвою твоею воскресивый, по прошествии же пронареченнаго времени глада, собранный на гору Кармильскую народ израильский в богоотступстве и нечестии укоривый, таже огнь молитвою на жертву твою с небес испросивый, и чудом сим Израиля ко Господу обративый, студныя же пророки Вааловы посрамивый и умертвивый, по сих же молитвою паки небо разрешивый и обильный дождь на землю испросивый, и люди Израилевы возвеселивый! К тебе, предивный угодниче Божий, усердно прибегаем, грешнии и смиреннии, томими бездождием и зноем; исповедуем, яко недостойни есмы милости и благодеяний Божиих, достойни же паче лютых прещений гнева Его, скорби же и нужды, и всяких зол и болезней.
Не бо ходихом в страсе Божии и в путех заповедей Его, но в похотех развращенных сердец наших, и всякий вид греха безчисленно сотворихом; беззакония наша превзыдоша главу нашу, и несмы достойни явитися пред лице Божие и зрети на небо.
Святому пророку Захарии и Елизавете (о даровании чада)
Тропарь: Священства одеждою обложен, премудре, по Закону Божию всесожжения приятна священнолепно приносил еси, Захарие, и был еси светильник и зритель тайных, знамения в тебе благодати нося явственно, всемудре. И мечем убиен был в храме Божии, Христов пророче, с Предтечею моли спастися душам нашим.
Иной тропарь: Праведных твоих Захарии и Елизаветы, Господи, память празднующе, теми молим Тя: спаси души наша.
Кондак: Пророк днесь и священник Вышняго, Захария предложи, Предтече родитель, трапезу своея памяти, верныя питая, питие бо правды всем растворив, сего ради скончавается, яко Божественный таинник Божия благодати.
Молитва: О святии угодницы Божии, пророче Захарие и праведная Елисавето! Подвигом добрым подвизавшеся на земли, восприяли есте на небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающи на святый ваш образ, радуемся о преславнем скончании жительства вашего и чтим святую память вашу. Вы же, предстоя Престолу Божию, приимите моления наша и ко Всемилостивому Богу принесите, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякого зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством вашим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единого во святых Своих славимаго Бога, отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно во веки веков.
Аминь.
Святой пророк Елисей
Святой пророк Елисей |
Пророк Елисей [1] , чье имя означает «Бог есть спасение», был сыном богатого земледельца из Авел-Мехолы в долине р. Иордан. Однажды, когда он пахал двенадцатью парами быков, подошел пророк Илия (20 июля) и бросил ему свою милоть [2] . Это означало, что пророк принимает Елисея в ученики и обещает передать ему пророческий дар. Елисей заколол пару волов и, используя их упряжь, совершил всесожжение Господу. Отказавшись от всего имущества и не попрощавшись с родными, он пошел за Илией и стал его преданным учеником.
Когда Илия завершил служение, Елисей получил разрешение пророка следовать за ним до самого места его вознесения на Небо. Елисей попросил даровать ему двойную силу пророчеств. Когда показалась огненная колесница, Илия в вихре поднялся в ней на небо, сбросив на землю свою милоть. Елисей поднял ее и подошел к берегу Иордана. Он ударил милотью по воде, призывая Бога Илии, – и воды разошлись в разные стороны, позволив ему посуху перейти реку. Тогда все пророки, видевшие это, поклонились ему до земли, говоря: «Дух Илии почил на Елисее!»
В течение приблизительно пятидесяти лет (850–800 до Р. Х.) Елисей совершал пророческое служение в Самарийской стране в правление сменявших друг друга царей Иорама, Ииуя, Иохаза и Иоса. Он неустанно наставлял израильтян: царей, власть имущих и простой народ – оставить чужих богов, Ваала и Астарту, и вернуться к поклонению истинному Богу.
Некоторые пророки наставляли словами и видениями, другие – страданиями и потрясениями. Елисей, как и его учитель, свидетельствовал об истинности своего предсказания с помощью чудес. Почивавший на нем Дух Божий был силой, которая ниспровергала законы природы, чтобы свидетельствовать о благодати, дарованной верующим в истинного Бога, и чтобы в образах возвестить о Спасителе.
Пророк с помощью соли обезвредил плохую воду в источнике недалеко от Иерихона, умножил запас масла одной бедной вдовы, позволив ей тем самым расплатиться с долгами, превратил горькую похлебку во вкусный суп, чтобы накормить сынов пророческих. Умножив двадцать ячменных хлебов, он накормил более ста человек.
Каждый раз, когда человек Божий проходил через селение Сонам, его принимала в свой дом одна благочестивая женщина. Случилось так, что ее сын, чье рождение было вымолено Елисеем, умер. Она поспешила к пророку на гору Кармил, умоляя прийти к умершему. Придя, Елисей нашел ребенка лежащим на кровати. И хотя чудо могло бы совершиться по одной его молитве, он лег на ребенка, приложил свои уста к его устам, свои глаза к его глазам, свои ладони к его ладоням и вдохнул в него дыхание жизни. В этом действии было прообразовано воплощение Господа нашего Иисуса Христа, который спустился с Неба, чтобы стать подобным человеку, умерщвленному грехом, и вдохнуть в него Дух вечной жизни. Потом пророк посоветовал этой сонамитянке удалиться на время из Израильского царства в землю филистимлян, чтобы таким образом избежать семилетнего голода.
В другой раз один из сынов пророческих, работая на берегу Иордана, уронил лезвие топора в реку. Помолившись, Елисей взял кусок дерева и бросил его в воду, заставив топор всплыть на поверхность. Так он прообразовал силу Креста, возводящего падшую человеческую природу.
Просвещенный благодатью Божией, Елисей имел всепроникающий взор и благодаря этому сообщал царям израильским и их союзникам о намерениях ассирийского владыки. Каждый раз, когда противник хотел поставить засаду израильтянам, он находил их уже на месте готовыми к битве. Когда Самария была осаждена сирийцами и страдала от голода, человек Божий предсказал царю, готовому произнести богохульство, скорое освобождение города. На следующий день все узнали, что враг, испуганный неким видением, свернул лагерь и бежал, оставив все свои запасы и награбленное.
Пророк Елисей проповедовал не только среди израильтян, но и среди язычников. Он исцелил от проказы сирийского военачальника Неемана, повелев ему искупаться в Иордане, прообразуя тем самым спасение язычников через святое крещение.
Елисей предсказал убийство дамасского царя Венадада II его приближенным Азаилом, которому возвестил, что он вскоре захватит власть.
Иногда благодать Божия действовала через него, чтобы наказать грех. После того как пророк проклял дерзких детей, издевавшихся над ним, из леса вышли две медведицы и растерзали сорок два ребенка. Однажды слуга Елисея Гиезий захотел взять у Неемана подарки, которые тот послал пророку в знак благодарности и от которых Елисей отказался. Гиезий спрятал дары в своем доме и солгал учителю, но не смог избежать его всепроникающего взгляда – и был поражен проказой.
Благодаря прекрасным деяниям, совершенным Богом через Его пророка, Израильское царство почти полностью избавилось от поклонения Ваалу. Однако евреи, повинные в разделении царства, все же нуждались в постоянном Божественном участии, чтобы отвратиться от идолов и греха и вернуться к поклонению истинному Богу.
Святой пророк Елисей умер в глубокой старости. Перед смертью он предсказал победу над сирийцами царю Израиля, пришедшему в дом пророка оплакать его кончину. В том же году, во время нападения моавитян, в могилу Елисея было брошено тело одного мертвеца – человек вернулся к жизни и встал на ноги. Поэтому мудрый Сирах прославляет пророка Елисея, говоря: И по успении его пророчествовало тело его. И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти дивны были дела его (Сир 49, 14–15). Могила великого пророка была очень почитаема евреями. Юлиан Отступник (362) приказал осквернить ее, но частицы мощей Елисея были сохранены и перенесены в Александрию и Константинополь в храм его имени.
Молитва Задержания
Это молитвенное правило было составлено старцем Пансофием Афонским в 1848 году, дабы удерживать силой Божией диавола в его действиях. Также эти молитвы читают для избавления от всякой людской злобы, зависти и подлости. Это молитвословие рекомендовано подвижникам благочестия для ежедневного чтения. Какого-то особого благословения на это не требуется.
Молитвы задержания
Глас 2
Глас 2
Дополнительные молитвы и Богословское обоснование Молитв задержания читайте под катом
Псалом 90
Молитва Честному Кресту Господню
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, (осеняем себя) и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. (осеняем себя)
(берем нательный крест пальцами) О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь. (лобызаем нательный крестик)
Молитва Супротив антихриста
Избави мя, Господи, от обольщения богомерзкого и злохитрого антихриста, близгрядущего, и укрой меня от сетей его в сокровенной пустыне Твоего спасения. Даждь ми, Господи, крепость и мужество твердаго исповедания Имени Твоего святого, да не отступлю страха ради дьявольского, да не отрекусь от Тебя, Спасителя и Искупителя моего, от Святой Твоей Церкви. Но даждь мне, Господи, день и ночь плач и слезы о грехах моих, и пощади мя, Господи, в час Страшного Суда Твоего. Аминь.
6 и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей и защищу город сей. 7 И вот тебе знамение от Господа, что Господь исполнит слово, которое Он изрек. 8 Вот, я возвращу назад на десять ступеней солнечную тень, которая прошла по ступеням Ахазовым. И возвратилось солнце на десять ступеней по ступеням, по которым оно сходило. (Ис. 38; 8)
11. Молитва ко всем святым земли Российской:
И Вы, вси святии земли Российской, развейте силою молитв своих обо мне все бесовские чары, все диавольские замыслы и козни — досадить мне и погубить меня и достояние мое.
была бы более понятна, если бы возносилась за всю землю Российскую и о проживающих на ней коренных народах, в этом случае она приобрела бы соборный характер, но так как молитвенное правило все-таки келейное, то молитва написана от первого лица.
12. Так же и молитва к архистратигу Михаилу имеет личный характер. По церковной традиции Архангелу Михаилу молятся с просьбой о защите от диавола, которого он низвергнул с небес за отступление от Бога и гордость, а так же с просьбой о помощи и покровительстве от земных врагов, стихийных бедствий, войны и напрасной смерти. В православной иконографии Архангел Михаил пишется в воинских доспехах с мечом или копьем в руках (см. православные иконы Архангела Михаила: 1, 2, 3)
13. В молитве к Владычице нашей Богородице пред молитвенником предстает образ Матери Божией «Нерушимая стена». Сей образ в Православной Церкви возник неслучайно, в основании его лежат молитвенные слова Канона к Богородице (песнь 9): «Пристанище и предстательство к Тебе прибегающих буди, Дево, и стена нерушимая, прибежище же и покров и веселие». Богословская правда этого образа запечатлена так же и на иконе, именуемой «Нерушимая стена». (см. икону МБ «Нерушимая стена»). Перед этой иконой молятся об избавлении от всяких напастей, веруя, что Матерь Божия заступиться за каждого, кто исповедует Ее Сына Иисуса Христа, в каких бы тяжких обстоятельствах он не оказался.
14. Возглас к Богу «Господи, как Ты хочешь, и как знаешь — помилуй!», взят старцем Пансофием из Патерика (см. стр. 236). Только вручив свою жизнь и свою волю в руки Премудрости Божией и возможно так восклицать. Именно поэтому старец подкрепляет слова древнего подвижника своим смиренным молитвенным воздыханием: «Но да будет тако! Да будет тако! Да будет тако!«
Видео (кликните для воспроизведения). |
15. В заключение идут общеизвестные церковные молитвы, употребляемые не только для келейного моления, но и в богослужениях:
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.