Содержание
78. «Кидуш» и субботние трапезы
«Кидуш» и субботние трапезы
1. «Помни день субботний, чтобы освятить его» (Шмот, 20:8) — это заповедь о том, что мы обязаны совершать определенные церемонии перед началом субботы и на ее исходе. Церемонии эти — «Кидуш» и «Гавдала». Мудрецы постановили, что и «Кидуш», и «Гавдалу» следует совершать над бокалом вина.
2. Весьма желательно иметь для «Кидуша» старое выдержанное вино. Если вино достать невозможно, «Кидуш» произносят над хлебом. Тогда нетилат ядаим для трапезы совершают не после, а перед «Кидушем» (так как его прочтение не является перерывом между нетилат ядаим и началом трапезы), вместо благословения над вином произносят «Благословен. выращивающий хлеб из земли», а фазу после окончания «Кидуша» разрезают хлеб и начинают его есть.
3. «Кидуш» при наступлении субботы или праздника принято совершать стоя, днем в субботу или праздник — сидя (однако слегка приподнимаясь при произнесении благословения над вином).
4. Согласно принципу «Во множестве народа — великолепие царя» один человек может совершать «Кидуш» для многих. Однако, чтобы для того, кто слушает «Кидуш», это было засчитано как его совершение, необходимо прослушать его от начала до конца, не пропуская ни одного слова, и ответить «амен» на оба благословения. Слова «Благословен Он, и благословенно имя Его» говорить не следует.
Есть обычай, слушая «Кидуш», повторять про себя слово в слово то, что произносит совершающий его.
5. Заповедь о «Кидуше» и «Гавдале» в равной степени относится и к мужчинам, и к женщинам.
6. Бокал для совершения «Кидуша» должен быть целым, без щербинок и трещин, чистым и вмещать по крайней мере 86 мл. Перед тем, как приступить к «Кидушу», бокал следует вымыть снаружи и изнутри или, по крайней мере, тщательно протереть салфеткой.
7. Бокал должен быть наполнен вином до краев. Если кто-то прежде, чем совершить «Кидуш», отпил из бокала — он сделал вино непригодным. Чтобы исправить это, надо добавить в бокал вина.
8. Принято брать бокал правой рукой, передать его в левую и опустить на ладонь правой руки, четыре пальца которой слегка согнуты, а большой — лежит вровень с ладонью. Бокал приподымают над столом на 20-25 см.
9. Хлеб должен быть накрыт чистой белой салфеткой или полотенцем — безразлично, совершают ли «Кидуш» над хлебом или над вином. Это символизирует ман — чудесный хлеб, которым Всевышний питал евреев после того, как вывел их из Египта: когда ман появлялся по утрам вокруг лагеря, он был покрыт росой.
10. Закончив чтение текста «Кидуша», тот, кто совершает его, садится и отпивает вино из бокала — желательно, большую его часть. Похвально, если он дает попробовать вино из бокала «Кидуша» всем присутствующим.
11. Перед совершением «Кидуша» как вечером, так и днем запрещено что-либо есть и пить (даже воду).
12. Если нет вина, дневной «Кидуш» желательно совершить над каким-нибудь другим напитком, но не над хлебом. Однако не рекомендуется брать для этого крепкие алкогольные напитки, чтобы можно было выпить большую часть бокала не останавливаясь, как полагается.
13. Как вечерний «Кидуш», так и дневной должны быть совершены только там, где будет проходить трапеза. Человек не исполняет свой долг в отношении «Кидуша» не только тогда, когда совершает его не в том доме, в котором собирается есть, но даже в том случае, если, начав читать «Кидуш», намеревается уйти в другое место.
Приступать к еде надо сразу же после «Кидуша» — иначе его совершение также не засчитывается как исполнение заповеди. Если сразу после «Кидуша» не собираются есть полную трапезу, достаточно слегка закусить сладкими мучными изделиями и выпить не менее 86 мл вина, чтобы затем произнести «Тройное благословение»: «За пищу и средства к существованию, за виноградную лозу и плод виноградной лозы». Так разрешено поступить даже перед «Мусафом», если чувствуют сильный голод, мешающий молиться. (Только не следует есть больше 57 г мучных изделий — в отличие от фруктов, количество которых Галаха не ограничивает.)
14. Согласно Кабале, приступать к вечернему «Кидушу» надо по истечении 7-го часа от астрономического полудня (обычного, не солнечного, часа). Сезонные изменения времени восхода и заката солнца не учитывают и не совершают «Кидуш» до истечения 7-го часа от среднего времени полудня (между его крайними точками — летней и зимней).
15. В трех субботних трапезах обязаны участвовать и мужчины, и женщины. Одну из трапез устраивают ночью, после наступления субботы, а две — днем, после молитв «Шахарит», «Мусаф» и «Минхи». Галаха придает чрезвычайно большое значение третьей субботней трапезе.
Желательно во время этой трапезы есть хлеб -хотя бы немного, всего 57 г (кабейца), поэтому не следует есть досыта во время второй утренней трапезы. Хлеб можно заменить мучными изделиями, прежде, чем есть которые, произносят благословение «Творящий различные виды пищи», а потом — «Тройное благословение». В самом крайнем случае (например, когда «Шахарит» заканчивают поздно) в качестве третьей трапезы можно есть фрукты. Однако не следует отменять третью трапезу вообще, поскольку, согласно Кабале, ее время — это время особого благоволения свыше. Один из мудрецов Мишны даже говорит по этому поводу: «Пусть мой удел будет таким же, как у тех, кто ест третью субботнюю трапезу!».
16. В субботу и в праздники благословение «Выращивающий хлеб из земли» произносят над двумя халами («двойной хлеб»). Произнося это благословение, берут в руки обе халы, но разрезают сначала только одну: согласно обычаю, вечером — левую, днем — правую. Принято также, чтобы вечером халы лежали одна возле другой, а днем — чтобы правая частично лежала на левой.
Перед произнесением благословения помечают (не надрезая!) на хале ножом то место, где будут резать (ср. выше, 44:2).
В субботу благословение над «двойным хлебом» произносят каждый раз, приступая к еде. Делается это в память о том, что в честь субботы Всевышний давал нашим предкам в пустыне порцию мана вдвое большую, чем в будни. Так намекает на это Тора: «И благословил Г-сподь день седьмой» (Брейшит, 2:3) — благословение означает приумножение, изобилие, и в мане это проявилось самым наглядным образом.
17. Не обязательно каждому из участвующих в трапезе иметь «двойной хлеб» — достаточно, чтобы хозяин произнес благословение над двумя халами.
Есть обычай, согласно которому каждый из сидящих за столом, получив свой кусок хлеба, шепотом также произносит благословение «Выращивающий хлеб из земли».
18. Запрещено поститься в субботу даже короткое время с соответствующим намерением. Но даже и без него запрещено что-либо есть до полудня.
19. В субботу надо воздерживаться от выражения скорби, переживаний, забот и т. п. А вместо этого лучше молиться Тому, Кто является источником милосердия и сострадания.
20. Галаха рекомендует есть в субботу больше сладостей и фруктов, а также вдыхать ароматы. Во-первых, благодаря этому произносят больше благословений (что компенсирует их меньшее число, чем в будни, в субботних молитвах), во-вторых, это способствует созданию праздничного субботнего настроения.
21. Еще одно из наслаждений субботы — сон днем. Однако галаха запрещает спать днем с намерением отдохнуть перед предстоящей после субботы работой.
22. Тора говорит: «А день седьмой да будет вам свят — днем полного покоя, посвященного Г-споду» (Шмот, 35:2). Значит, физический покой — сравнительно малозначащий аспект субботнего отдыха. Всевышний освободил нас от работы в субботу для того, чтобы мы позаботились о потребностях своей души. Поэтому во время субботних трапез принято петь особые субботние песни (змирот), написанные величайшими еврейскими поэтами и мудрецами, а в промежутках между сменой блюд беседуют на темы Торы — чаще всего о том разделе Торы, который читают в синагоге в эту субботу. После отдыха днем остальное время посвящают изучению Торы. Сказали наши мудрецы: «Субботы и праздники даны Израилю только для того, чтобы в эти дни заниматься Торой». Работая всю неделю, многие не имеют достаточно времени и сил, чтобы учить Тору как следует. Поэтому именно они — более, чем те, кто все свое время отдает изучению Торы, — в субботы и праздники обязаны заниматься Торой.
Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!
«Встреча субботы»
После зажигания субботних свечей идут мужчины в синагогу на молитвы «Минха», «Встреча субботы» (Кабалат шабат) и «Маарив».
Есть обычай перед «Минхой» прочитывать Шир гаширим, Песнь песней. Об этой книге Танаха сказал раби Акива[1]: «Все книги Танаха – святы, но эта — Святая Святых». Согласно традиционному толкованию, эта книга выражает союз между женихом – Вс-вышним и невестой – Израилем.
После Шир гаширим читают 107-ю главу Тегилим, выражающую благодарность Вс-вышнему, Который спасает нас от всевозможных несчастий: «Увидят все это чистые сердцем – и возрадуются, а все нечестивое закроет свой рот. Кто мудр – будет помнить все это и размышлять о доброте Г-спода».
«Единственный души моей, Отец милосердный» – это короткая поэма из четырех строф, первые буквы которых образуют имя Вс-вышнего. Своим настроением она вводит нас в атмосферу субботы, в которой мы молимся «Минху».
Шесть глав Тегилим открывают «Встречу субботы» – по числу рабочих дней недели. Первая из них — «Пойдем, воспоем Г-спода», а последняя – «Псалом Давида», который читают стоя. После этого мы поем гимн «Выйди, возлюбленный мой, навстречу невесте», который сочинил раби Шломо Алькабец[2], один из величайших мудрецов-кабалистов. Последний куплет, «Приди же с миром», мы произносим стоя, повернувшись лицом ко входу в синагогу (обычно – на запад), словно ожидая входа невесты – царицы-субботы.
«Встреча субботы» заканчивается еще двумя главами из Тегилим: 92-й («Хвалебная песнь в честь субботнего дня») и 93-й («Воцарился Г-сподь, облачился в величие»), после которых говорят «Кадиш ятом» (те, кто находятся в 11-месячном трауре по умершим родственникам, или те, у кого в этот день годовщина смерти близкого человека).
При переходе от «Встречи субботы» к молитве «Маарив» те, кто молятся по сефардскому «сидуру» (нусах сфарад), говорят отрывки из книги Зогар, описывающие святость субботы. Те же, кто молятся по ашкеназскому «сидуру» (нусах ашкеназ), повторяют здесь 2-ю главу из трактата Мишны Шабат, которая посвящена зажиганию субботних светильников, а после этого те, кто обязаны говорить «Кадиш», произносят «Кадиш дерабанан». Затем традиционным субботним напевом хазан открывает «Маарив».
«Шма» субботнего «Маарива» отличается от будничного окончанием второго благословения после самого «Шма»: вместо слов «охраняющий народ Свой, Израиль, вечно» мы говорим, встав: «. раскидывающий Свой мирный шатер над нами, и над всем Израилем, народом Своим, и над Иерусалимом». Те, кто молятся по сефардскому «сидуру», добавляют здесь цитаты из Торы: «И пусть соблюдают субботу сыны Израиля. », чтобы ярче выявить характер дня (а в Рош-Гашана, Йом-Ки-пур и праздники здесь говорят другие цитаты, соответствующие дню).
После того, как хазан скажет «Хаци-кадиш», молятся субботнюю «Амиду», состоящую на этот раз всего из семи благословений: первые три и последние три – как обычно, а среднее – особое благословение, связанное по содержанию с субботой. Это благословение в каждой из субботних молитв («Маарив», «Шаха-рит», «Мусаф» и «Минха») – разное. В «Маариве» оно говорит, главным образом, о том, что суббота – память о сотворении мира Вс-вышним. Заканчивается оно – так же, как и в остальных молитвах субботы, -словами «Благословен Ты, Г-сподь, освящающий субботу!»
После «Амиды» все – и обшина, и хазан – громко произносят, стоя, отрывок из Торы: «И завершены были небо и земля. » Тем самым мы свидетельствуем о том, что Вс-вышний сотворил мир в течение шести дней. По закону Торы, свидетель в суде должен заявлять о том, что он знает, стоя и громким голосом, -вот и мы произносим свое свидетельство так же.
Затем хазан произносит краткое благословение, упоминающее о праотцах мира, и община хором читает молитву «Защита отцов», концентрирующую в себе содержание семи благословений «Амиды», уже произнесенных шепотом. Это – замена повторения хазаном «Амиды» вслух. Этот обычай возник в древности, когда синагоги находились за городом, и опоздавшие к началу молитвы и потому задержавшиеся в синагоге дольше других, могли подвергнуться опасности во время возвращения домой. Поэтому мудрецы учредили молитву «Защита отцов» для того, чтобы в то время, когда община читает ее, опоздавшие имели возможность закончить «Амиду» и покинуть синагогу вместе со всеми. И хотя условия сейчас изменились, мы продолжаем до сих пор исполнять установленное мудрецами.
После «Полного кадиша», который произносит хазан, все читают еще 23-ю главу из ТеГилим, «Кадиш ятом» и слышат призыв хазана: «Благословите Г-спода благословенного!» На эти слова отвечают: «Благословен Г-сподь благословенный!» и заканчивают «Маарив» чтением «Алейну». После последнего «Кадиш ятом» принято еще петь гимны «Владыка Вселенной» или «Да возвеличится Б-г». Эти гимны находятся в начале «сидура» – среди первых молитв дня.
Есть общины, в которых принято после «Маарива» совершать в синагоге «Кидуш» над бокалом вина -чтобы напомнить еще раз о святости дня, а также для того, чтобы дать возможность тем, кто почему-либо не может совершить «Кидуш» над вином, исполнить свой долг, прослушав его в синагоге.
«МИР ВАМ, АНГЕЛЫ-СЛУЖИТЕЛИ!»
Древний еврейский обычай – на субботу и праздники приглашать гостей, которые сидят у субботнего стола вместе с хозяевами – словно одна семья.
Во многих общинах ведется, что отец благословляет детей, возлагая им на головы руки. В одних общинах отец делает это только раз в году, в канун Йом-Ки-пура, в других – каждую субботу.
Итак, все собравшиеся начинают петь «Мир вам, ангелы-служители!» Этот гимн состоит из четырех куплетов, каждый из которых повторяют три раза. Источник его – упоминание Талмуда о том, что каждого еврея, возвращающегося после наступления субботы из синагоги, сопровождают два ангела – один добрый, а другой злой. Если они видят, что в доме все приготовлено в честь царицы-субботы, добрый ангел желает: «Дай Б-г, чтобы и в следующую субботу было так же!» – и злой ангел вынужден ответить «амен». Однако если в еврейском доме не чувствуется святости субботы, желает злой ангел: «Дай Б-г, чтобы и в следующую субботу было так же!», а добрый ангел против своей воли отвечает «амен».
После этого гимна глава семьи произносит молитву, начинающуюся словами: «Владыка всех миров, Г-сподь всех душ, Г-сподь мира. » Эта прекрасная молитва во многих «силурах» помещена сразу после гимна «Мир вам. » А затем все члены семьи прочитывают 31-ю главу из книги Мишлей: «Кто найдет совершенство-жену. », прославляющую женщину, хозяйку дома. Эта глава построена как акростих – все стихи ее начинаются с букв еврейского алфавита, и воспитательное значение ее трудно переоценить. Это – благодарность и чествование матери семьи, которая тяжело трудится в течение всей недели (и особенно – в канун субботы), чтобы приготовить дом для встречи царицы-субботы.
«КИДУШ»
Наши мудрецы так комментируют слова Торы «Помни о дне субботнем, чтобы освящать его»: «Вспоминай его над бокалом вина». Исполняя эту заповедь, мы отмечаем начало субботы «Кидушем», а окончание ее -«Гавдалой».
Вечерний «Кидуш» следует произносить над бокалом вина или виноградного сока. Только в том случае, если нет никакой возможности достать кашерное вино или если человеку по медицинским соображениям не следует пить вина, «Кидуш» можно совершить и над двумя субботними халами.
По крайней мере в начале «Кидуша» – когда говорят: «И были завершены. » – все должны встать, ибо эти слова являются свидетельством того, что Вс-вышний сотворил мир, и как всякое свидетельство их надо произносить стоя. У многих принято стоять во время всего «Кидуша», у других – сесть после этих первых слов. Затем глава семьи произносит еще одно благословение – о святости субботнего дня.
Все остальные члены семьи исполняют свой долг «Кидуша» тем, что внимательно слушают слова того, кто совершает «Кидуш», и отвечают «амен» после благословений. Затем совершающий «Кидуш» угощает всех, давая попробовать вина из своего бокала. В некоторых семьях для того, чтобы приучить детей к исполнению заповедей, дают им совершить «Кидуш» над вином.
«Кидуш» содержит в себе два важнейших момента: суббота – это «память о сотворении мира» и «память об исходе из Египта». «Кидуш» также содержит в себе благодарность Вс-вышнему за то, что Он избрал нас из всех прочих народов, поручив нам хранение субботы, означающей универсальную суть сотворения мира. Память же об исходе из Египта – это краеугольный камень нашей национальной сущности, «ибо нас Ты избрал и нас Ты освятил из всех народов, и святую субботу Свою по любви и благосклонности дал Ты нам в наследие. »
ВЕЧЕРНЯЯ ТРАПЕЗА
На субботний стол кладут две халы и накрывают их специальной салфеткой. Эти две халы – лехем мишнэ. Они призваны напоминать нам о том, что в честь субботы Вс-вышний давал нашим предкам в пустыне двойную порцию мана – два омера на душу.
Почему мы накрываем субботние халы? Этому есть два объяснения: первое – потому что ман был словно упакован в два слоя небесной росы, сверху и снизу -так же и мы кладем халы на скатерть и накрываем их сверху салфеткой. Второе объяснение связано с тем, что говорилось выше о благословениях «Негенин»: сначала благословение следует произносить над хлебом, а уж потом – над вином (потому что в стихе Торы, перечисляющем дары Страны Израиля, виноград стоит после пшеницы). Однако поскольку до совершения «Кидуша» нельзя ничего есть, мы вынуждены сначала произнести благословение над вином. А чтобы не унижать достоинство хлеба, мы накрываем его салфеткой — словно его вообще нет на столе.
Лехем мишнэ должен быть на столе во всех трех субботних трапезах, и здесь следует подчеркнуть, что устраивая в субботу по меньшей мере три трапезы, мы тем самым воздаем честь субботе: первый раз — вечером, после наступления субботы, второй – после «Шахарит» и третий – под вечер. Намек на это содержится в 16-й главе книги Шмот, где говорится о даровании мана. и подготовке к субботе: «Ешьте его сегодня, ибо сегодня – суббота в честь Б-га, сегодня вы не найдете ман в поле». Троекратное повторение слова «сегодня» после того, как сказано «ешьте» – это намек на то, что во время субботы надо устраивать три трапезы.
После вечернего «Кидуша» омывают руки: глава семьи – первым, а самый младший в семье – последним.
Глава семьи снимает салфетку с хал, делает отметку ножом на хале, где потом он разрежет ее, кладет обе руки на халы и громко произносит благословение «Выращивающий хлеб из земли». Затем он разрезает халу там, где сделал отметку, обмакивает отрезанный ломоть в соль и ест. Потом он разрезает халу дальше и раздает ломти всем членам семьи, которые не должны произносить благословение над хлебом -прослушав это благословение из уст главы семьи и ответив «амен», они уже исполнили свой долг произнесения благословения.
По мере возможности, субботняя трапеза должна состоять из вкусной, разнообразной и обильной пищи. Желательно есть рыбу и мясо – чтобы исполнить завет «и назовешь ты субботу блаженством». Мудрецы наши придают огромное значение качеству субботней трапезы и говорят, что в Рош-Гашана на небесах определяют, сколько денег получит еврей в течение следующего года на свое пропитание – но в эту сумму не входят расходы на трапезы суббот и праздников и расходы на оплату обучения детей Торе. «Если он увеличивает эти расходы – ему прибавляют»! Расходы эти -на субботние и праздничные трапезы и на воспитание детей – сверх «бюджета».
Кроме материальной пищи, в субботу мы должны заботиться о пище духовной, состоящей из двух видов: песни и слова. В «сидурах» и специальных сборниках субботних песнопений вы находите лучшее, что создала еврейская поэзия о субботе, – согласно традициям, стилю и мелодиям разных общин. А между блюдами, подаваемыми на стол, произносят диврей Тора, «слова Торы» – обычно на тему той главы Торы, которую читают в синагоге в эту субботу. Очень важно, чтобы и дети привыкали принимать участие в этом -чтобы готовились заранее и произносили за столом то, что приготовили.
После трапезы мы поем 126-ю главу Тегилим («Песнь ступеней»): «Когда возвращал Г-сподь из плена. » Затем мы читаем «Биркат гамазон». Если за столом не меньше трех мужчин старше 13 лет, они обязаны совершить «зимун» (см. выше стр. 105). В субботу в третье благословение «Биркат гамазон» вставляют отрывок «Да будет угодно Тебе. », а в конце – «Он, милосердный, даст нам в наследие нескончаемый день, исполненный покоя и отдохновения для жизни вечной».
[1] Раби Акива – один из величайших мудрецов всех поколений, танай, жил в I – II вв. Лишь в возрасте 40 лет приступил к изучению Торы под руководством раби Элиэзера бен Горканоса и раби Йегошуа бен Хананьи. Благодаря своей прилежности сумел охватить все дисциплины Торы: и мидраш, и Галаху, и Ага-ду. Основоположник особой системы толкования Торы, согласно которой всё в тексте Письменной Торы – даже короны над буквами – является основой для выведения закона. Любимый и уважаемый своими современниками, он много сделал для блага всего народа Израиля. Поддержал восстание Бар-Кохбы, веря в его мессианское предназначение. В дни преследований Адриана раби Акива самоотверженно продолжал распространять знание Торы, за что был казнен римлянами.
[2] Раби Шломо Алькабец – кабалист и поэт (XV в.). Жил в Салониках, затем поселился в Цфате в то же время, когда там жил раби Йосеф Каро. Источник гимна «Выйди, возлюбленный мой. » содержится в трактате Шабат (стр. 119) Вавилонского Талмуда: «Раби Ханина. говорил: Идемте, выйдем навстречу царице субботе! Раби Янай. говорил: Приди, невеста, приди, невеста!» Кабалисты Цфата выходил встречать субботу за город, говоря: «Идемте навстречу субботе!»
Видео (кликните для воспроизведения). |
Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!
Кидуш
Праздник — это отдых души и тела. В праздник человек уходит от непосильных будничных трудов, в этот день куда-то исчезают все его проблемы и заботы, ну, по крайней мере, откладываются на время, и человек, забывая обо всем на свете, просто радуется жизни всеми фибрами души.
Но не зря же говорят, что у еврея всё «не как у людей», для него это не просто отдых от будничных забот, праздник — это святость, кдуша, время приближения к истинным ценностям мира и к его Создателю.
Еврейские праздники
У евреев их значительно больше, чем у других народов. Кроме множества ежегодных праздников, есть еще праздник, который проходит каждую неделю – это шабат. Все праздничные дни либо определены заповедями Торы, либо установлены мудрецами, поэтому для еврея являются законом.
Этот же закон гласит, что необходимо отделять праздники от будней так же, как Творец, в свое время, отделил Свет от Тьмы. Поэтому любой праздник и любая праздничная трапеза начинаются с особого ритуала, который называется кидуш (освящение) — благодарственная молитва за дарование шаббата и праздников.
Вино и виноградная лоза
Вино и виноград у евреев есть символ познания Творца, Его щедрости и отдачи людям, а также символ Святой Земли, которую Он дал своему народу.
Когда Всевышний спустил Адама на землю,и определил ему семь видов растений, среди них был и виноград. Ноах первым использовал его для виноделия, а во время жертвоприношений в Храме обязательно использовалось вино. Поэтому у евреев принято особо выделять виноградное вино и отличать его от других напитков. Перед его употреблением читается особое благословение на плод виноградной лозы, и это неотъемлемая часть шабатней и праздничной трапезы.
Кидуш в шабат и праздники
Кидуш читают над полным бокалом виноградного вина, или сока перед вечерней и утренней трапезой. Бокал, как правило, серебряный, обязательно целый, без изъянов. Он должен быть чистым, и, прежде, чем наполнить вином, его моют либо протирают салфеткой снаружи и изнутри. В случае отсутствия виноградного вина кидуш разрешено читать над другими напитками — тогда произносится общее благословение. Можно читать над хлебом, в этом случае читают благословение на хлеб.
Но вино, в любом случае, предпочтительней. Талмуд говорит— вино на Кидуш большая заслуга. В нем приведен случай, когда известный учитель, рав Уна, чтобы купить вино на шабат заложил пояс (Мегила 27).
Кидуш произносят перед трапезой. Порядок такой: в начале делают кидуш, затем омовение рук, читают благословение на халу и приступают к трапезе. Если при этом присутствует несколько человек, то один из них читает молитву, остальные произносят «амэн» после каждого благословения. Вечером, при наступлении шабата или праздника кидуш совершают стоя.
Текст кидуша состоит из трёх частей — выдержки из главы Берешит 1:31, 2:1-3 благословения на вино, благословения наступающего дня. В кидуше, читаемом на праздники, произносятся только вторая и третья части. Эти тексты говорят о Сотворении мира и выходе из Египта — то есть, о рождении человечества и еврейского народа.
Святое и будничное
«Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от не священного и нечистое от чистого» (Ваикра 10-8.9). Такова заповедь. И так же устроен мир — все в нем сотворено попарно и в каждой паре всё противостоит друг другу. А если бы было иначе, мы бы просто не смогли в этом мире ориентироваться — невозможно, например, почувствовать радость, не ощутив горечи, выбрать добро, не познав зла, да и свет, в конечном итоге, мы способны увидеть только из тьмы. Так и материальная реальность: дана нам, чтобы из неё мы вышли в реальность истинную, духовную, ощутив внутреннюю составляющую всех законов, заповедей и традиций нашего народа.
Кидуш в пятницу вечером
«Помни день субботний, чтобы освятить его» (Шмот 20:8) — это заповедь о том, что мы обязаны совершать определенные церемонии перед началом субботы и на ее исходе. Церемонии эти — «Кидуш» и «Aвдала». Мудрецы постановили, что и «Кидуш», и «Aвдалу» следует совершать над бокалом вина.
Весьма желательно иметь для «Кидуша» старое выдержанное вино. Если вино достать невозможно, «Кидуш» произносят над хлебом. Тогда омывание рук для трапезы совершают не после, а перед «Кидушем» (так как его прочтение не является перерывом между омыванием и началом трапезы), вместо благословения над вином произносят «Благословен… выращивающий хлеб из земли», а сразу после окончания «Кидуша» разрезают хлеб и начинают его есть..
Один человек может совершать «Кидуш» для многих. Однако, чтобы для того, кто слушает «Кидуш», это было засчитано как его совершение, необходимо прослушать его от начала до конца, не пропуская ни одного слова, и ответить «амен» на оба благословения. Слова «Благословен Он, и благословенно имя Его» говорить не следует.
Принято брать бокал правой рукой, передать его в левую и опустить на ладонь правой руки, четыре пальца которой слегка согнуты, а большой — лежит вровень с ладонью. Бокал приподымают над столом на 20-25 см.
Хлеб должен быть накрыт чистой белой салфеткой или полотенцем — безразлично, совершают ли «Кидуш» над хлебом или над вином. Это символизирует ман — чудесный хлеб, которым Всевышний питал евреев после того, как вывел их из Египта: когда ман появлялся по утрам вокруг лагеря, он был покрыт росой.
Закончив чтение текста «Кидуша», тот, кто совершает его, садится и отпивает вино из бокала — желательно, большую его часть. Похвально, если он дает попробовать вино из бокала «Кидуша» всем присутствующим.
Согласно Каббале, приступать к вечернему «Кидушу» надо по истечении 7-го часа от астрономического полудня (обычного, не солнечного, часа). Сезонные изменения времени восхода и заката солнца не учитывают и не совершают «Кидуш» до истечения 7-го часа от среднего времени полудня (между его крайними точками — летней и зимней).
Псалом Давида. Господь — пастырь мой; ни в чем не будет у меня недостатка. На роскошных лугах даст мне отдохнуть, будет приводить меня к спокойным водам. Душу мою успокоит Он; поведет меня прямыми путями ради имени своего. Даже если буду я проходить ущельем в могильной тьме — не устрашусь зла, ибо Ты со мною; наставление Твое и поддержка твоя утешат меня. Накроешь Ты предо мною стол на виду у врагов моих, умастишь мою голову елеем; полной будет чаша моя. Пусть лишь добро и любовь сопровождают меня во все дни жизни моей, и буду находится я в Храме Господа долгие годы.
Эта трапеза — в честь «священного яблоневого сада».
Приготовьтесь к трапезе в честь истинной веры, чтобы доставить радость святому владыке; приготовьте трапезу в честь владыки! На трапезе этой откроются нас сфира («малхут»), именуемая «священным яблоневым садом», сфирот («хесед», «гвура», «тиферет», «нецах», «од», «йесод»), называемые «малым ликом», и сфира («кетер»), именуемая «вневременной святостью» — все вместе.
Берут бокал в правую руку, после этого передают его в левую руку и ставят на ладонь правой. Все пальцы должны охватывать бокал. «Кидуш» говорят стоя. Говоря «и завершены были. » смотрят на пламя свечей. Во время благословения над вином и следующего за ним благословения смотрят на бокал.
День шестой. И завершены были небо и земля со всем воинством их. И закончил Бог на седьмой день труд свой, которым занимался, и в седьмой день не совершал Он никакой из тех работ, которыми был занят, и благословил Бог день седьмой, и освятил его, ибо в этот (день) не совершал Он никакой из работ своих, которыми занимался (прежде) и которые (намеревался) совершить (после того).
Внемлите, господа мои!
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, сотворивший плод виноградной лозы.
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, освятивший нас своими заповедями, и благоволивший к нам, и давший нам в наследие по любви и благосклонности, святую субботу свою в память о сотворении мира, первый из святых праздников, напоминающий о выходе из Египта, ибо нас избрал Ты и нас освятил среди всех народов, и святую субботу свою по любви и благосклонности дал нам в наследие. Благословен Ты, Господь, освящающий субботу!
После этого благословения садятся и отпивают из бокала чуть больше половины «ревиит», т.е. не менее 43 миллилитров.
Молитва кидуш по русски текст
Перед Вами электронная версия брошюры «Впусти субботу в свой дом», практическое руководство по проведению субботы. Zip-файл >>
Подробнее об издании этой книги и возможности ее приобретения – здесь.
Обычаи и законы Во многих общинах принято, чтобы отец благословлял детей словами, которыми праотец Яаков благословил своих внуков Эфраима и Менаше. Отец возлагает обе руки на голову каждого ребенка и произносит:
* Йесимха Э-ло-ѓим ке-Эфраим ве-хе-Менаше! — «Да уподобит тебя Г-сподь Эфраиму и Менаше!» — если благословляет сына — или
Йесимех Э-ло-ѓим ке-Сара, Ривка, Рахель ве-Леа! — «Да уподобит тебя Г-сподь Саре, Ривке, Рахели и Лее!» — если благословляет дочь.
* После этого отец произносит: «Благословит тебя Г-сподь и охранит тебя, и будет благосклонен к тебе Г-сподь и помилует тебя. Да будет благоволить тебе Г-сподь и пошлет тебе мир!»
* В некоторых общинах принято, чтобы мать также произносила родительское благословение.
Обычаи и законы Заповедь Торы — освящать Субботу ритуалом Кидуш («Освящение»), как сказано: «Помни день субботний, чтобы освящать его» («Шмот», 20:8).
Форма освящения установлена мудрецами; они установили, что Кидуш следует произносить над кашерным вином (предпочтительно красным) или виноградным соком. Можно заменить вино или сок хлебом. В этом случае перед чтением Кидуша нужно омыть руки, а вместо благословения над вином произносят благословение над хлебом.
Когда Кидуш делают над вином, хлеб, лежащий на столе, должен быть прикрыт салфеткой.
Хозяин дома или один из гостей произносит Кидуш для всех присутствующих и от их имени (впрочем, каждый может совершить этот ритуал для себя). После каждого из благословений присутствующие отвечают «Амен!» («Истинно!», «Верно!»).
Если мужчина по той или иной причине не может произнести Кидуш, это должна сделать женщина.
Во многих семьях принято, что и мальчики до бар-мицвы говорят Кидуш, таким образом их приучают к исполнению заповеди.
Кидуш произносят там, где накрыт стол для субботней трапезы.
Кубок для вина, над которым говорят Кидуш, должен быть цельным, без щербинок и трещин, вмещающим не менее 100 граммов. Для этого можно использовать любой сосуд, отвечающий этим требованиям, но предпочтительнее иметь специальный, предназначенный именно для Суббот и праздников, называемый на иврите гавия, а на идиш — бехер.
Мудрецы о Субботе Сказано в Торе: «Помни день субботний, чтобы освящать его» («Шмот», 20:8) — это заповедь о Кидуше, освящении [трапезы], и Ѓавдале, отделении [Субботы от будней] над бокалом вина. (Талмуд, трактат «Псахим», 106).
Текст Кидуша не только восхваляет Субботу, но и говорит о ее связи с Сотворением мира и исходом из Египта, то есть с рождением всего человечества и еврейского народа.
Свидетельские показания приносятся из уважения к суду стоя. Так и мы стоим во время Кидуша, ведь он — наше свидетельство о Сотворении мира и Исходе.
Хлеб считается основой любой трапезы; каким бы обильным ни было застолье, если к столу не подан хлеб, по-настоящему насытиться не удастся, считают мудрецы. Во время же Кидуша мы произносим первое благословение не над хлебом, лежащим на столе, а над вином. Чтобы не «унижать» этим достоинство хлеба, мы покрываем его на время Кидуша специальной праздничной салфеткой, и он оказывается между скатертью и салфеткой, как некогда ман — небесный хлеб — выпадал рано утром в пустыне на слой росы и покрывал его еще один ее слой.
Почему для Кидуша выбирают красное вино? Его наливают в серебряный бокал — красный напиток в белый сосуд. В Кабале красный цвет символизирует интравертные, «жесткие» проявления Всевышнего: могущество, суровость, справедливость, — а белый цвет служит символом «мягких», экстравертных проявлений: милости, щедрости и любви. Так, совершая Кидуш, мы ограничиваем строгость милосердием.
Совершающему Кидуш обещано долголетие («Пиркей-де-раби Элиэзер»).
* Перед тем, как наполнить кубок, его ополаскивают.
* Кубок должен быть наполнен до краев, так, чтобы несколько капель вина перелились через край.
* Вечерний Кидуш принято совершать стоя, дневной — сидя, однако слегка приподнимаясь при произнесении благословения над вином.
* Согласно обычаю каббалистов (и таков обычай Хабада), кубок берут правой рукой, потом передают его в левую и ставят на ладонь правой руки, охватывая пальцами со всех сторон. Однако есть и иная традиция, по которой его держат произвольно, но непременно правой рукой.
Говоря «И завершены были. », следует посмотреть на пламя свечей. При произнесении благословения над вином и следующего за ним благословения смотрят на кубок.
* В некоторых общинах принято провозглашать перед произнесением благословения над вином: «Саври, маранан!» — «Господа, прощу внимания!», и есть общины, в которых на этот призыв присутствующие отвечают: «Ле-хаим!»
День шестой. И завершены были небо и земля, и все воинство их. И завершил Бог в день cедьмой работу Свою, которой занимался; и покоился в день cедьмой от всей работы Своей, которой занимался. И благословил Бог день cедьмой, и освятил его, ибо это был день покоя от всей работы при Сотворении мира.
Господа, прошу внимания!
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, сотворивший плод виноградной лозы!
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями, и благоволивший нам, и давший нам в наследие, по любви и благосклонности, святую Субботу Свою в память о Сотворении мира, — первый из святых праздников, напоминающий о выходе из Египта. Ибо нас избрал Ты, и нас освятил среди всех народов, и святую Субботу Свою по любви и благосклонности дал нам в наследие. Благословен Ты, Господь, освящающий Субботу!
Все отвечают «Амен!» и выпивают вино.
Йом ѓа-шиши. Ва-йехулу ѓа-шамайим ве- ѓаа-арец, ве-холь цваам. Ва-йехаль Элоѓим ба-йом ѓа-швии млахто, ашер аса; ва-йишбот ба-йом ѓа-швии ми-коль млахто, ашер аса. Ва-йеварех Элоѓим эт йом ѓа-швии, ва-йекадеш ото, ки во шават ми-коль млахто, ашер бара Элоѓим лаасот.
Барух Ата, Адонай, Элоѓейну, Мелех ѓа-олам, борэ при ѓа-гафен!
Видео (кликните для воспроизведения). |
Барух Ата, Адонай, Элоѓейну, Мелех ѓа-олам, ашер кидшану бе-мицвотав, ве-раца вану, ве-Шабат кодшо бе-аѓава у-ве-рацон ѓинхилану зикарон ле-маасэ в-рейшит, — тхила ль-микраэй-код
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.