Содержание
Молитва и моление
Видео (кликните для воспроизведения). |
ответа по темам:
|
|||||||
Вопрос 329 | |||||||
Вопрос 329: Деян.1:14 – «Все они единодушно пребывали в молитве и молении». Чем отличаются молитвы от молений? Ответ: Моление – это, как правило, храмовое служение, состоит из ряда молитв и возгласов священника, к которым присоединяется вся церковь. Молением называется усиленное умоление, желание склонить на свою сторону Господа. 3Цар.8:30 – «Услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля, когда они будут молиться на месте сем; услышь на месте обитания Твоего, на небесах, услышь и помилуй» Пс.6:10 – «услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою». 1Тим.2:1 – «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков», 1Тим.5:5 – «Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь»; Евр.5:7 – «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение». Молитва и моление. Нужно приходить к службам до звона, чтобы звон заставал вас уже в храме. Почему так? Потому что в это время Матерь Божия входит в храм. Это я читал где-то прежде. Потом читал про киевского отца Паисия. Это был подвижник-монах юродствовавший. Однажды он пришел к вечерне, когда отзвонили. В храме нет никого. Пономарь, оправив все, вышел из храма. Остался он один. Вдруг он слышит шелест, как будто кто идет. Он посмотрел и видит Величественную Жену высокого роста в сопровождении св. апостола Петра и еще кого-то. Она оглянула храм и произнесла такие слова: «К вечерне отзвонили, а монахов нет». Затем обратилась к отцу Паисию, благословила его, осенив широким крестным знамением, и пошла из храма, поднимаясь в то же время от земли. Отец Паисий вышел за Ней из храма, провожая ее взглядом. Она поднималась все выше и выше, пока не исчезла совсем из глаз отца Паисия. На вопрос о молитве: «Как молиться Иисусовой молитвой, как за сердцем следить?» Старец ответил таким наставлением: «Простодушно взывай ко Господу; за простоту Господь пошлет сердечную молитву; взывай и взывай к Нему, и пошлет тебе». Во всякое время, что бы вы ни делали: сидите ли, идете ли, работаете ли, читайте с сердцем: «Господи, помилуй!» Когда будут скорби и вы будете не в силах перенести их, тогда от всего сердца обратитесь к Господу, Матери Божией, Святителю Николаю, святому, имя которого носите, и скорбь облегчится. При разных неудачах говори: «Господи, верю, что терплю должное и получаю то, что я заслужил. Но Ты, Господи, по милосердию Твоему, прости и помилуй меня», — и так повторяй, пока не почувствуешь мир в душе. Казалось бы, нам в молитве довольно один раз сказать: «Господи, помилуй», а мы говорим и три, и двенадцать, и сорок раз. Это за тех страдальцев, которые даже не могут вымолвить: «Господи, помилуй». Вот Церковь за них и молится. Как найдет на тебя раздражение, тверди только: «Господи, помилуй». Молитвой всякая скверна очищается. Молись, чтобы Господь воцарился в сердце твоем, тогда преисполнится оно великим ликованием и радостью, и никакая печаль не в силах будет потревожить его. Как скажешь: «Вси святии, молите Бога о мне!» — так все святые воскликнут на небе: «Господи, помилуй!» — и будет тебе приобретение. Врага и приносящие искушения злые мысли отгоняйте молитвою: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную». Молитва эта может совершаться при всех занятиях. Положение Иова — закон для каждого человека. Пока богат, знатен, в благополучии. Бог не откликается. Когда человек на гноище, всеми отверженный, тогда является Бог и Сам беседует с человеком, а человек только слушает и взывает: «Господи, помилуй!» Хорошее житейское общение можно иметь и с неверующими, только молитвенного общения с ними нельзя иметь, и споров о религии нельзя заводить, чтобы имя Божие в споре не оскорблялось. Сила молитвы не в многословии, а в искренности молитвенного вздоха. Если кому-то удастся сделать что-либо доброе или подать милостыню, то надо говеть: «Твоим благословением, Господи, совершил я это!». Бывает, что когда стоим на молитве, встречается дело благотворения, недопускающее промедления. В таком случае надо предпочесть дело любви. Ибо любовь больше молитвы, так как молитва есть добродетель частная, а любовь объемлет все добродетели. Да не обольщает нас горделивое усердие, побуждая прежде времени искать того, что придет в свое время. Начало молитвы состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом их появлении, средина же в том, чтобы ум заключался в словах, которые говорим или помышляем; а совершенство молитвы есть восхищение ко Господу. Каждое дело необходимо начинать с призывания в помощь имени Божия, ибо занятия, освященные молитвою, будут благотворны для нашего душевного спасения. Ты, верно, понимаешь, что хотя мы и должны молиться друг за друга, но не должны приписывать молитве своей чудодейственную силу, не должны думать, что просимое мной всегда Господом исполнится. Это мнение исходит от гордости и ведет в прелесть. Во время молитвы неполезно стремиться к высоким чувствованиям. Надо только в смысл вникать произносимых слов, внимательно молиться, и тогда, со временем, Господь даст и озарение духовное, и умиление сердечное. Лучше прочитать не все молитвенное правило, по недостатку времени, но со вниманием. Страшные слова сказаны в Священном Писании: Проклят всяк, творяй дело Господне с небрежением (Иер. 48, 10). Частой молитвой истребляется пленение греховным и суетным мечтанием, а нерадение о ней, вкрадывающееся мало-помалу, есть мать забывчивости. С мужеством исправляй то, что требует исправления. Только от чистоты может приноситься истинная молитва к Богу. Всячески старайся понуждать себя в молитве, чтобы Господь даровал тебе простосердечие и незлобие и избавил от противоположных страстей. Если богопротивный помысел приблизится к твоему сердцу, то молитва твоя да не будет о разнообразных предметах, но извлекай слезный меч против того, кто нападает на тебя. Положись в молитвенном подвиге твоем вполне на Бога, без Которого невозможно ни малейшее преуспеяние. Каждый шаг к успеху в этом подвиге есть дар Божий. Учитель молитвы — Бог; истинная молитва — дар Божий. Святой Иоанн Лествичник признает значительным преуспеянием в молитве, если ум будет пребывать в словах ее. Молитва молящегося постоянно и усердно, при заключении ума в слова молитвы, из чувства покаяния и плача, непременно осенится Божественной благодатью. Тогда. вся душа повлечется к Богу непостижимой духовной силой, увлекая с собою и тело. Диавол с демонами, после того, как через преслушание сделал человека изгнанником из рая, отлученным от Бога, получил доступ мысленно колебать разумную силу всякого человека и днем и ночью, иного сильно, иного не очень, а иного слишком сильно. И не иначе можно оградиться от этого, как непрестанной памятью о Боге, которая, запечатлевшись в сердце силою Креста, утвердит ум в непоколебимости. К этому ведут все труды мысленного подвига, которым должен подвизаться на поприще веры каждый христианин, и если не так у него идет дело, то напрасно он подвизается. Ради этого подвига предпринимаются и все разнообразные духовные упражнения каждым христианином, ищущим Бога путем произвольных лишений, чтобы преклонить благоутробие Всеблагого Бога, и Он снова даровал подвижнику прежнее достоинство, и чтобы Христос запечатлелся в уме его, как говорит апостол: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! (Гал. 4, 19). Страсти — те же скорби, и Господь не отделил их, но сказал: призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня (Пс. 49, 15). И потому в отношении всякой страсти ничего нет полезнее, как призывать имя Божие. Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову, ибо страсти, как сказано, суть демоны и уходят от призывания этого имени. Молитвы утренниеНачалоВостав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси: Во и́мя Отцá, и Сы́на, и Святáго Ду́ха. Ами́нь. Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным: Молитва мытаря(Евангелие от Луки, глава 18, стих 13) Бóже, ми́лостив бу́ди мне грéшному. (Поклон) Молитва предначинательнаяГóсподи Иису́се Христé, Сы́не Бóжий, моли́тв рáди Пречи́стыя Твоея́ Мáтере и всех святы́х, поми́луй нас. Ами́нь. Слáва Тебé, Бóже наш, слáва Тебé. Молитва Святому ДухуЦарю́ Небéсный, Утéшителю, Ду́ше и́стины, И́же вездé сый и вся исполня́яй, Сокрóвище благи́х и жи́зни Подáтелю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия сквéрны, и спаси́, Блáже, ду́ши нáша [1] . ТрисвятоеСвяты́й Бóже, Святы́й Крéпкий, Святы́й Безсмéртный, поми́луй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.) Слáва Отцу́ и Сы́ну и Святóму Ду́ху, и ны́не и при́сно и во вéки векóв. Ами́нь. Молитва ко Пресвятой ТроицеПресвятáя Трóице, поми́луй нас; Гóсподи, очи́сти грехи́ нáша; Влады́ко, прости́ беззакóния нáша; Святы́й, посети́ и исцели́ нéмощи нáша, и́мене Твоегó рáди. Го́споди поми́луй (трижды). Молитва ГосподняÓтче наш, И́же еси́ на небесéх! Да святи́тся и́мя Твоé, да прии́дет Цáрствие Твоé, да бу́дет вóля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный дáждь нам днесь; и остáви нам дóлги нáша, я́коже и мы оставля́ем должникóм нáшим; и не введи́ нас во искушéние, но избáви нас от лукáваго. Тропари ТроичныеВостáвше от сна, припáдаем Ти, Блáже, и áнгельскую песнь вопиéм Ти, Си́льне: Свят, Свят, Свят еси́, Бóже, Богорóдицею поми́луй нас. Слава: От одрá и сна воздви́гл мя еси́, Гóсподи, ум мой просвети́ и сéрдце, и устнé мои́ отвéрзи, во éже пéти Тя, Святáя Трóице: Свят, Свят, Свят еси́, Бóже, Богорóдицею поми́луй нас. И ныне: Внезáпно Судия́ прии́дет, и коегóждо дея́ния обнажáтся, но стрáхом зовéм [3] в полу́нощи: Свят, Свят, Свят еси́, Бóже, Богорóдицею поми́луй нас. Гóсподи поми́луй (12 раз). [1] От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается тропарь: «Христóс воскрéсе из мéртвых, смéртию смерть попрáв, и су́щим во гробéх живóт даровáв» (Трижды). От Вознесения до Троицы начинаем молитвы со «Святы́й Бóже. », опуская «Слáва Тебé, Бóже наш, слáва Тебé» и «Царю́ Небéсный́». Это замечание относится и к молитвам на сон грядущим.
[2] Когда написано «Слáва:», «И ны́не:», надо читать полностью: «Слáва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху», «И ны́не и при́сно и во вéки векóв. Ами́нь». [3] В церковнославянском языке нет звука ё, а поэтому надо читать «зовéм», а не «зовём», «твоé», а не «твоё», «моé», а не «моё», и т. д. Молитва ко Пресвятой ТроицеОт сна востáв, благодарю́ Тя, Святáя Трóице, я́ко мнóгия рáди Твоея́ блáгости и долготерпéния не прогнéвался еси́ на мя, лени́ваго и грéшнаго, нижé погуби́л мя еси́ со беззакóньми мои́ми; но человеколю́бствовал еси́ обы́чно и в нечáянии лежáщаго воздви́гл мя еси́, во éже у́треневати и славослóвити держáву Твою́. И ны́не просвети́ мои́ óчи мы́сленныя, отвéрзи моя́ устá поучáтися словесéм Твои́м, и разумéти зáповеди Твоя́, и твори́ти вóлю Твою́, и пéти Тя во исповéдании сердéчнем, и воспевáти всесвятоé и́мя Твоé, Отцá и Сы́на и Святáго Ду́ха, ны́не и при́сно и во вéки векóв. Ами́нь. Прииди́те, поклони́мся Царéви нáшему Бо́гу. (Поклон) Прииди́те, поклони́мся и припадéм Христу́, Царéви нáшему Бóгу. (Поклон) Прииди́те, поклони́мся и припадéм Самому́ Христу́, Царéви и Бóгу нáшему. (Поклон) Псалом 50Символ веры1 Вéрую во еди́наго Бóга Отцá, Вседержи́теля, 2 Творцá нéбу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. 3 И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. Нас рáди человéк и нáшего рáди спасéния сшéдшаго с небéс и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Дéвы, и вочеловéчшася. 4 Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пилáте, и страдáвша, и погребéнна. 5 И воскрéсшаго в трéтий день по Писáнием. 6 И возшéдшаго на небесá, и седя́ща одесну́ю Отцá. 7 И пáки гряду́щаго со слáвою суди́ти живы́м и мéртвым, Егóже Цáрствию не бу́дет концá. 8 И в Ду́ха Святáго, Гóспода, Животворя́щаго, И́же от Отцá исходя́щаго, И́же со Отцéм и Сы́ном спокланя́ема и сслáвима, глагóлавшаго прорóки. 9 Во еди́ну Святу́ю Собóрную и Апóстольскую Цéрковь. 10 Исповéдую еди́но крещéние во оставлéние грехóв. 11 Чáю воскресéния мéртвых, 12 и жи́зни бу́дущаго вéка. Ами́нь. Молитва 1-я, святого Макария ВеликогоБóже, очи́сти мя грéшнаго, я́ко николи́же сотвори́х благóе пред Тобою; но избáви мя от лукáваго, и да бу́дет во мне вóля Твоя́, да неосуждéнно отвéрзу устá моя́ недостóйная и восхвалю́ и́мя Твоé святóе, Отцá и Сы́на и Святáго Ду́ха, ны́не и при́сно и во вéки векóв. Ами́нь. Молитва 2-я, того же святогоОт сна востáв, полу́нощную песнь приношу́ Ти, Спáсе, и припáдая вопию́ Ти: не даждь ми усну́ти во грехо́вней смéрти, но ущéдри мя, распны́йся во́лею, и лежáщаго мя в лéности ускори́в возстáви, и спаси́ мя в предстоя́нии и моли́тве, и по сне нощнéм возсия́й ми день безгрéшен, Христé Бóже, и спаси́ мя. Молитва 3-я, того же святогоК Тебé, Влады́ко Человеколю́бче, от сна востáв прибегáю, и на делá Твоя́ подвизáюся милосéрдием Твои́м, и молю́ся Тебé: помози́ ми на вся́кое врéмя, во вся́кой вéщи, и избáви мя от вся́кия мирски́я злы́я вéщи и диáвольскаго поспешéния, и спаси́ мя, и введи́ в Цáрство Твоé вéчное. Ты бо еси́ мой Сотвори́тель и вся́кому блáгу Промы́сленник и Подáтель, о Тебé же все уповáние моé, и Тебé слáву возсылáю, ны́не и при́сно и во вéки векóв. Ами́нь. Молитва 4-я, того же святогоГóсподи, И́же мнóгою Твоéю блáгостию и вели́кими щедрóтами Твои́ми дал еси́ мне, рабу́ Твоéму, мимошéдшее врéмя но́щи сея́ без напáсти прейти́ от вся́каго злá проти́вна; Ты Сам, Влады́ко, вся́ческих Твóрче, сподóби мя и́стинным Твои́м свéтом и просвещéнным сéрдцем твори́ти вóлю Твою́, ны́не и при́сно и во вéки векóв. Ами́нь. Молитва 5-я, святого Василия ВеликогоГóсподи Вседержи́телю, Бóже сил и вся́кия плóти, в вы́шних живы́й и на смирéнныя призирáяй, сердцá же и утрóбы испыту́яй и сокровéнная человéков я́ве предвéдый, Безначáльный и Присноу́щный Свéте, у Негó же несть пременéние, или́ преложéния осенéние; Сам, Безсмéртный Царю́, приими́ молéния нáша, я́же в настоя́щее врéмя, на мнóжество Твои́х щедрóт дерзáюще, от сквéрных к Тебé устéн твори́м, и остáви нам прегрешéния нáша, я́же дéлом, и слóвом, и мы́слию, вéдением, или невéдением согрешéнная нáми; и очи́сти ны от вся́кия сквéрны плóти и ду́ха. И дáруй нам бóдренным сéрдцем и трéзвенною мы́слию всю́ настоя́щаго жития́ нощь прейти́, ожидáющим пришéствия свéтлаго и явлéннаго дне Единорóднаго Твоегó Сы́на, Гóспода и Бóга и Спáса нáшего Иису́са Христá, в óньже со слáвою Судия́ всех прии́дет, кому́ждо отдáти по дéлом его; да не пáдше и облени́вшеся, но бóдрствующе и воздви́жени в дéлание обря́щемся готóви, в рáдость и Божéственный чертóг слáвы Егó совни́дем, идéже прáзднующих глас непрестáнный, и неизречéнная слáдость зря́щих Твоегó лицá добрóту неизречéнную. Ты бо еси́ и́стинный Свет, просвещáяй и освящáяй вся́ческая, и Тя поéт вся тварь во вéки векóв. Ами́нь. Молитва 6-я, того же святогоТя благослови́м, вы́шний Бóже и Гóсподи ми́лости, творя́щаго при́сно с нáми вели́кая же и неизслéдованная, слáвная же и ужáсная, и́хже несть числá, подáвшаго нам сон во упокоéние нéмощи нáшея, и ослаблéние трудóв многотру́дныя плóти. Благодари́м Тя, я́ко не погуби́л еси́ нас со беззакóньми нáшими, но человеколю́бствовал еси́ обы́чно, и в нечáянии лежáщия ны воздви́гл еси́, во éже славослóвити держáву Твою́. Тéмже мóлим безмéрную Твою́ блáгость, просвети́ нáша мы́сли, очесá, и ум наш от тя́жкаго сна лéности возстáви: отвéрзи нáша устá, и испóлни я Твоегó хвалéния, я́ко да возмóжем непоколéблемо пéти же и исповéдатися Тебé, во всех, и от всех слáвимому Бóгу, Безначáльному Отцу́ со Единорóдным Твои́м Сы́ном и Всесвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во вéки векóв. Ами́нь. Молитва 7-я, ко Пресвятой БогородицеМолитва 8-я, Господу нашему Иисусу ХристуМногоми́лостиве и Всеми́лостиве Бóже мой, Гóсподи Иису́се Христé, мнóгия рáди любвé сшел и воплоти́лся еси́, я́ко да спасéши всех. И пáки, Спáсе, спаси́ мя по благодáти, молю́ Тя; áще бо от дел спасéши мя, несть се благодáть и дар, но долг пáче. Ей, мнóгий в щедрóтах и неизречéнный в ми́лости! Вéруяй бо в Мя, рекл еси́, о Христé мой, жив бу́дет и не у́зрит смéрти во вéки. Áще у́бо вéра, я́же в Тя, спасáет отчáянныя, се вéрую, спаси́ мя, я́ко Бог мой еси́ Ты и Создáтель. Вéра же вмéсто дел да вмени́тся мне, Бóже мой, не обря́щеши бо дел отню́д оправдáющих мя. Но та вéра моя́ да довлéет вмéсто всех, та да отвещáет, та да оправди́т мя, та да покáжет мя причáстника слáвы Твоея́ вéчныя. Да не у́бо похи́тит мя сатанá, и похвáлится, Слóве, éже оттóргнути мя от Твоея́ руки́ и огрáды; но или́ хощу́, спаси́ мя, или́ не хощу́, Христé Спáсе мой, предвари́ скóро, скóро, погибóх: Ты бо еси́ Бог мой от чрéва мáтере моея́. Сподóби мя, Гóсподи, ны́не возлюби́ти Тя, я́коже возлюби́х иногдá той сáмый грех; и пáки порабóтати Тебé без лéности тóщно, я́коже порабóтах прéжде сатанé льсти́вому. Наипáче же порабóтаю Тебé, Гóсподу и Бóгу моему́ Иису́су Христу́, во вся дни животá моегó, ны́не и при́сно и во вéки векóв, ами́нь. Молитва 9-я, к Ангелу ХранителюСвяты́й Áнгеле, предстоя́й окая́нной моéй души́ и стрáстной моéй жи́зни, не остáви менé грéшнаго, нижé отступи́ от менé за невоздержáние моé. Не даждь мéста лукáвому дéмону обладáти мнóю, наси́льством смéртнаго сегó телесé; укрепи́ бéдствующую и худу́ю мою́ ру́ку и настáви мя на путь спасéния. Ей, святы́й Áнгеле Бóжий, храни́телю и покрови́телю окая́нныя моея́ души́ и тéла, вся мне прости́, ели́кими тя оскорби́х во вся дни животá моегó, и áще что согреши́х в прешéдшую нощь сию́, покры́й мя в настоя́щий день, и сохрани́ мя от вся́каго искушéния проти́внаго, да ни в кóем гресé прогнéваю Бóга, и моли́ся за мя ко Гóсподу, да утверди́т мя в стрáсе Своéм, и достóйна покáжет мя раба Своея́ блáгости. Ами́нь. Молитва 10-я, ко Пресвятой БогородицеПресвятáя Влады́чице моя́ Богорóдице, святы́ми Твои́ми и всеси́льными мольбáми отжени́ от менé смирéннаго и окая́ннаго рабá Твоегó уны́ние, забвéние, неразу́мие, нерадéние, и вся сквéрная, лукáвая и ху́льная помышлéния от окая́ннаго моегó сéрдца и от помрачéннаго умá моегó; и погаси́ плáмень страстéй мои́х, я́ко нищ есмь и окая́нен. И избáви мя от мнóгих и лю́тых воспоминáний и предприя́тий и от всех дéйств злых свободи́ мя. Я́ко благословéна еси́ от всех родóв, и слáвится пречестнóе и́мя Твоé во вéки векóв. Ами́нь. Молитвенное призывание святого, имя которого носишьМоли́ Бóга о мне, святы́й угóдниче Бóжий (имя), я́ко аз усéрдно к тебé прибегáю, скóрому помóщнику и моли́твеннику о душé моéй. Песнь Пресвятой БогородицеБогорóдице Дéво, рáдуйся, Благодáтная Мари́е, Госпóдь с Тобóю; благословéна Ты в женáх и благословéн плод чрéва Твоегó, я́ко Спáса родилá еси́ душ нáших. Тропарь Кресту и молитва за ОтечествоСпаси́, Гóсподи, лю́ди Твоя́, и благослови́ достояние Твоé, побéды правослáвным христиáном на сопроти́вныя дáруя, и Твоé сохраняя Крестóм Твои́м жи́тельство. Молитва о ЖивыхСпаси́, Гóсподи, и поми́луй отцá моего́ духо́внаго (имя), роди́телей мои́х (имена), срóдников (имена), начáльников, настáвников, благодéтелей (имена их) и всех правослáвных христиáн. Молитва о усопшихУпокóй, Гóсподи, ду́ши усóпших раб Твои́х: роди́телей мои́х, срóдников, благодéтелей (имена их), и всех правослáвных христиáн, и прости́ им вся согрешéния вóльная и невóльная, и дáруй им Цáрствие Небéсное. Окончание молитвДостóйно есть я́ко вои́стинну блажи́ти Тя Богорóдицу, Присноблажéнную и Пренепорóчную и Мáтерь Бóга нáшего. Честнéйшую Херуви́м и славнéйшую без сравнéния Серафи́м, без истлéния Бóга Слóва рóждшую, су́щую Богорóдицу Тя величáем [1] . Гóсподи поми́луй (трижды). Гóсподи Иису́се Христé, Сы́не Бóжий, моли́тв рáди Пречи́стыя Твоея́ Мáтере, преподóбных и богонóсных отéц нáших и всех святы́х поми́луй нас. Ами́нь. [1] В дни двунадесятых праздников до их отдания вместо этой молитвы читаются особые задостойники. Это замечание относится и к молитвам на сон грядущим. Молитва и молениетом 5, стр. 637tc «Молитва» Первая форма молитвы, посмеем так выразиться, первая ступень в молитве – прошение, когда что-то выпрашиваем. Спрашивают, чем же отличается молитва от моления. Апостол Павел перечисляет эти явления через запятую. 1Тим.2:1 – “Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков”. 1Тим.5:5 – “Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь”. Есть библейское понятие, и есть то, какое постоянно употребляется в нашем сегодняшнем понимании. По Библии молитва и моление – одно и тоже, только моление больше склоняется на умоление, попыткой склонить на свою сторону того, кому это предназначено. Но смысл всё же такой, что моление – это протяженное богослужение, где и славословия и прошения. А молитва – это краткое прошение или отдельное славословие. Молитва “Отче наш”. Молитва “Царю небесный”. Эти молитвы никогда не называются молением. У нас есть моление утреннее и вечернее и в каждом написано: молитва первая, молитва вторая. Молитва разделяется на три рода. Первая, самая простейшая, первоначальная, которой могут и умеют молиться все и не учась. Началась война, взяли человека, и под первой бомбежкой он кричит: “мама”, или “Господи, помилуй”. Это просительная: “дай!”, “пощади”, “избавь” от чего-то. Этому много не надо учить. Если что-то с нами случится, то любой безбожник начинает свечки ставить, бежит в церковь, заказывает молебны. Он не знает, как это выразить, но знает, что надо у Кого-то, Кто сильнее его, от Кого-то он зависит, начинает просить. Мы везде и всегда всё просим. Фил.4:6 – “Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом”. Мы всю жизнь с протянутой рукой: ходим по начальникам, везде мы всё просим. И поэтому эта молитва нам особенно сильно запоминается, и мы “набили руку” в такой молитве, мы непрерывно просим: Дай! Дай! Дай! Все стали господами “дай!” Но нужно переходить на вторую ступень. Вторая ступень повыше. 1Фесс.5:18 – “За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе”. Это уже потруднее. Первая ступень, когда мы просим, мы ошибаемся постоянно, ибо мыслим без прогляда вперед. Мф.20:22 – “Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем”. Писание неоднократно укоряет словами Бога, что не знаем, чего просить. Рим.8:26 – “Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными”. Когда посмотришь на первую ступеньку, то кажется, что мы ее уж протерли, как пороги дома своего. Но в действительности мы эту первую ступень всё еще так и не осилили. Нужно научиться, о чем молиться, согласно воли Божией, согласно Священного Писания. Молиться надо учиться. Лк.11:1 – “Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих”. Ученики Христа родились в теократическом государстве, но и они об этом просили Христа. Это очень трудный урок. Самое трудное, как говорила наша мать, это молиться и с дитятей водиться. Это о том, что дети маленькие болеют, температурят, за ними нужен постоянный уход, часто у тебя и недосыпанье. Это очень трудно, когда нужно не только кормить, но и воспитывать. Они еще и непослушны будут, а он самый близкий тебе человек; и мать из себя выходит, отец теряет терпение. Самое трудное, чтобы осилить эту первую часть молитвы. Если молитва на первой ступеньке осилится, значит дальше пойдет лучше. Кроме того, на третьей, где уже одно славословие, ты уже готов пожертвовать своими амбициями и претензиями. На каждой ступеньке присутствует условие обещания. Человек просит чего-то и начинает обещать. “Господи. Вот я заблудился в пургу. И если только спасусь, то бороду брить не буду. Мясо есть не буду”. И вдруг Бог за безбородый подбородок его куда-то выводит к мельнице и он вышел. Обещание Бог воспринимает с большой поправкой, с большим процентом натяжки. Обещать-то мы обещаем, но когда беда уже отхлынет, тогда опять за старое, да и трудно удержаться от старого, привычного. А он всё время молился, до того хотелось видеть свет, потому что от рождения не наслаждался этим светом. Постоял он, постоял и говорит: “Только с Богом”. Он обнял меня. Поцеловал и сказал: “Молодец. Великое искушение ты пережил”. Смог ли бы он исцелить, это уже вопрос другой, но дано же было человеку так смело сказать. На землю сошел Сын Божий, Который взял на Себя грехи мира и умер за наши грехи по Писанию, на Голгофском кресте. Научи нас оправданиям Твоим. 3Ездр.12:38 – “И научи этому мудрых из народа твоего, которых сердца признаешь способными принять и хранить сии тайны”. На всю Библию только 17 раз человек прямо обращается со словом “Научи” к Богу, чтобы понять, чего просил Давид, чьи слова мы постоянно повторяем на молитвах, читая Псалтирь, не помешает все эти слова хотя бы раз в жизни прочитать. Вот они: Пс.24:4 – “Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим”. Пс.24:5 – “Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день”. Пс.26:11 – “Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих”. Пс.89:12 – “Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое”. Пс.118:12 – “Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим”. Пс.118:26 – “Объявил я пути мои, и Ты услышал меня; научи меня уставам Твоим”. Пс.118:64 – “Милости Твоей, Господи, полна земля; научи меня уставам Твоим”. Пс.118:66 – “Доброму разумению и ведению научи меня, ибо заповедям Твоим я верую”. Пс.118:68 – “Благ и благодетелен Ты, ; научи меня уставам Твоим”. Пс.118:108 – “Благоволи же, Господи, принять добровольную жертву уст моих, и судам Твоим научи меня”. Пс.118:124 – “Сотвори с рабом Твоим по милости Твоей, и уставам Твоим научи меня”. Пс.118:135 – “Осияй раба Твоего светом лица Твоего и научи меня уставам Твоим”. Пс.142:10 – “Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды”. И на третьей ступени славим Тебя за непостижимое и дивное, что было со мною. Почему в нашей семье меня Ты избрал, а не старшего брата моего? Именно меня; и почему в этой деревне никто больше не уверовал? И до сего дня понять не могу. Почему? И не могу сказать, что я Тебе буду более предан, чем другие люди. Но это чудо совершилось 27.9.1962 года. Слава Тебе! В будущем славословие будет преобладать над просьбами и над благодарностью; то есть церковь усиленно подталкивает нас молитвами к высшей ступени, чтобы мы забывая заднее, то есть прошедшее, простирались вперед. Фил.3:14 – “Стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе”. Иов.34:32 – “А чего я не знаю, Ты научи меня; и если я сделал беззаконие, больше не буду”. Мы можем молиться своими молитвами, как молился Давид. Господи. Смотри, какая была суровая отечественная война, какой грозный противник насел на нас, и правители растерялись; какими жертвами заплатил народ за бездарных руководителей. Почти все деревни и города вдовыми остались. За одного немца по 6 человек заплатили, так бездарно и безумно воевали. “Ты наказал всех, кто приветствовал революцию, и через эту войну Ты звал людей к покаянию. О, Господи, прости нас, да не будет, чтобы мы хлопали в ладоши этим безбожным правителям”. Это означает научиться молиться. Перенос событий из древности на сегодняшнее время, вспоминая тогдашнее. Говорить то, что сегодня есть при нас, чтобы не повторить тех ошибок. Кто не учится на прошлом, тот рискует повторить те же проступки. Молитва “Отче наш” напоминает, что Он есть наш общий Отец Небесный. И далее почти вся молитва состоит из первой ступеньки – просительные слова. Просительная молитва была у нас в прошлом, есть и в настоящем. И будьте уверены, никуда не денется и в будущем. Это форма молитвы занимает все три временные формы. Пока дитё лежит поперек лавки, то одна забота. Но когда начнет подрастать, то какие твои молитвы, мать, должны быть? Если ты до зачатия, до рождения не молилась, то подожди, выжмет молитвеный стон из тебя Господь. Когда ученики поклонились, а иные усомнились, то сомневающиеся остались уже со своими мыслями. Иак.1:6 – “Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой”. Рим.14:23 – “А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех”. Бывает такой скорости ветер при торнадо, что вода разлагается на кислород и водород, и от удара молнии возгорается океан. Так и в душе, когда большое сомнение, то там возгорание всегда в разложении, и погибает душа в огне. Мрк.16:15 – “И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари”. I. Молитва и молитвословиеI. Молитва и молитвословие У каждого человека бывают мгновения, когда его существо невольно устремляется ввысь в молитвенном порыве. Трагические переломы жизни, трепет души, охваченной творческим подъемом или соприкоснувшейся с красотой, — все это может пробудить ту силу, которая поднимает нас к Богу в мольбе, благодарении, радости. Но здесь мы будем говорить главным образом о молитве систематической, которая входит в жизнь как постоянная ее спутница и вдохновительница. Похожие главы из других книгГлава 8. Молитва Любое ощущение – это молитваГлава 8. Молитва Любое ощущение – это молитва Вопрос: Если наша молитва не влияет на решения Творца, то выходит, мы сами не влияем на ход событий? Или все же каким-то образом влияем?Ответ: Любое ощущение человека, даже такое, которое он сам не ощущает, которое проскакивает ЦЕРКОВНАЯ МОЛИТВА ИЛИ МОЛИТВА В ЦЕРКВИЦЕРКОВНАЯ МОЛИТВА ИЛИ МОЛИТВА В ЦЕРКВИ В церкви хорошо молитесь и не замечаете, как служба идет. Се добре! Если можете, бывайте сколько можно чаще в церкви. Она — Дом Божий истинный. хоть сложена из кирпичей с известью. Сердце чует, что оно в Доме Отца, и сладко ему… Для МОЛИТВА БОЛЯЩЕГО МОЛИТВА БОЛЯЩЕГО (СОСТАВЛЕНА ПРЕПОДОБНЫМ ГАВРИИЛОМ СЕДМИЕЗЕРСКИМ)МОЛИТВА БОЛЯЩЕГО МОЛИТВА БОЛЯЩЕГО (СОСТАВЛЕНА ПРЕПОДОБНЫМ ГАВРИИЛОМ СЕДМИЕЗЕРСКИМ) Пресвятая Богородице Дево, жива сущая и по смерти спасающая присно наследие Твое, услыши воздыхание души моей, призывающей Тебя на помощь!Сниди с небесе, прииди и коснися ума и сердца 1. Молитвословие1. Молитвословие Первоначальной и необходимой формой молитвы является молитвословие. Так называют чтение «правила», состоящего из утренних и вечерних молитв, которые произносятся ежедневно. Этот ритм необходим, ибо в противном случае душа легко выпадает из молитвенной Что такое умная молитва, сердечная молитва?Что такое умная молитва, сердечная молитва? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряВ аскетической литературе встречается деление молитвы на виды: устная, умственная и сердечная. Относится это деление, главным образом, к молитве Иисусовой. 48. Его молитва есть моя молитва48. Его молитва есть моя молитва Я испытываю глубокую печаль при виде тех людей, которые хотели бы молиться, в которых обитает тайная тоска по молитве, но которые оставляют свои усилия, потеряв надежду на успех. Эта тоска по молитве, тем не менее, сохраняется у них в течение Первая молитва: молитва всей ЦерквиПервая молитва: молитва всей Церкви Затем предстоятель обращается к народу: «Помолимся». По этому призыву всё собрание замирает и пребывает в молчании. Не должно быть в храме больше никакой суеты, всем надо сосредоточиться.Из этого можно извлечь один общий урок. Молитва подвижника и молитва общиныМолитва подвижника и молитва общины Каким образом соотносится частная молитва подвижника с молитвой общины?Какое значение имеет молитва общины для молитвы подвижника-затворника?С одной стороны, были подвижники и в древности и в более поздние времена, в частности – гг) Воспитание чрез молитвословиегг) Воспитание чрез молитвословие Судя по такому происхождению и значению молитвы, ей должно быть непрестанною, ибо непрестанно должно иметь дух благочестия и притом не мертвый, а живой. Потому предписывается: непрестанно молитеся (1 Сол. 5:16), всякою молитвою и молением ГЛАВА 36 Городская квартира — Самодействующая молитва остановилась — Буря хульных помыслов — Возобновление блудной брани — Главная беда — вынужденное празднословие — В горы — новым путем — Болезнь — Возвращение в город — И снова в пустынь — Кот выжил — Самодействующая молитва возобновиласьГЛАВА 36 Городская квартира — Самодействующая молитва остановилась — Буря хульных помыслов — Возобновление блудной брани — Главная беда — вынужденное празднословие — В горы — новым путем — Болезнь — Возвращение в город — И снова в пустынь — Кот выжил — 10. Как летом совершать ночное молитвословие?10. Как летом совершать ночное молитвословие? И от Пасхи до ноябрьских Кален, такое же как сказано держится количество псалмов, исключая того, что чтения в Кодексе, по причине кратких ночей, отставляются, и вместо трех чтений бывает одно из Ветхого Завета, с кратким после Молитва при бракосочетании (молитва христианских супругов)Молитва при бракосочетании (молитва христианских супругов) Господи Боже наш, во спасительном Твоем смотрении, сподобивый в Кане галилейстей честный показати брак Твоим пришествием, Сам ныне рабы Твоя (имена) яже благоволил еси сочетатися друг другу в мире и единомыслии Молитва во время засухи (молитва Каллиста, Патриарха Константинопольского)Молитва во время засухи (молитва Каллиста, Патриарха Константинопольского) Владыко Господи Боже наш, послушавый Илию Фесвитянина ревности ради к Тебе, и во время посылаемому земли дождю удержатися повелевуй, таже паки молитвою его дождь плодоносный ей даровавый: Сам, ГЛАВА 36 Городская квартира — Самодействующая молитва остановилась — Буря хульных помыслов — Возобновление блудной брани — Главная беда — вынужденное празднословие — В горы — новым путем — Болезнь — Возвращение в город — И снова в пустынь — Кот выжил — Самодействующая молитва возобновиласьМолитва преподобных старцев и отцев Оптиной пустыни (молитва на каждый день)Молитва преподобных старцев и отцев Оптиной пустыни (молитва на каждый день) Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что даст мне сей день. Господи, дай мне вполне предаться воле Твоей. Господи, на всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы 746. При продолжении опасного недуга — о мужественном перенесении болезни. Конец постничества. Три вида молитвы: молитва деемая человеком, молитва находящая от Бога и молитвенный экстаз или восхищение746. При продолжении опасного недуга — о мужественном перенесении болезни. Конец постничества. Три вида молитвы: молитва деемая человеком, молитва находящая от Бога и молитвенный экстаз или восхищение За все благодарите Бога; и за нездоровье благодарите. Мне со стороны Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники. Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов. |