Содержание
- 1 Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя о мытаре и фарисее
- 2 Закон Божий
- 3 Поучение в неделю о мытаре и фарисее. О молитве и покаянии
- 4 Неделя о мытаре и фарисее
- 5 Поучение в неделю о мытаре и фарисее. О молитве и покаянии
- 6 Молитва мытаря
- 7 Притча о мытаре и фарисее, или Урок покаянной молитвы и смирения
Толкование Евангелия на каждый день года.
Неделя о мытаре и фарисее
Сказал Господь такую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Два человека вошли в храм помолиться. Один фарисей, а другой мытарь. Два человека, два грешника с одной только разницей, что фарисей не видел себя грешником, а мытарь глубоко сознавал и переживал это. Фарисей стал на видном месте, посередине храма или перед самым алтарем, он – достойная личность в обществе и в Церкви, а мытарь, не смея пройти вперед, стал у самого порога, как сказано в Евангелии, вдали.
Гордость фарисея и уверенность его в собственной праведности были таковы, что он искал первого места не только в глазах людей, но и перед Богом, и занимал лучшее место не только за обедами и собраниями, но и за молитвой. Одного этого достаточно, чтобы понять, какой страшной неправедностью поражен фарисей и как ослепил его грех. Грех ослепляет. «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1, 8). Предел нечестия заключается в том, что мы, будучи лживыми, как свидетельствует слово Божие, считаем себя праведными, а «Пришедшего в мир грешныя спасти» представляем лживым (Сравн.1 Ин. 5, 10).
Обратим внимание на то, что о фарисее сказано: он молился сам в себе: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди». Святитель Феофан Затворник говорит, что наружно в Церкви все молятся истинными словами, теми, которые поются и читаются за богослужением, и все эти слова исполнены покаяния. Но Богу важнее, как молится каждый из нас сам в себе. Бог слушает более внимательно то, что сердце говорит, а не уста, то, что человек думает и чувствует во время молитвы. Язык может обманывать, но сердце не обманывает, оно показывает человека таким, каков он есть. Блаженный Максим Христа ради юродивый говорит: «Знай, что ни Бог не может тебя обмануть, ни ты Его». «Всяк крестится, да не всяк молится». Фарисей тот, кто «бородой Авраам, а делами – Хам».
Грешный человек пришел в храм, чтобы бесчестить других людей и похвалиться своими добрыми делами. Он не грабитель, не обидчик, не прелюбодей, как другие. Мало того! Он постится два раза в неделю и десятую часть из всего, что имеет, отдает на Церковь и нищим. Запомним, братья и сестры, с самого начала нашего пути к Великому Посту: пост и молитва, и добрые наши дела, оказывается, могут не приближать нас к Богу, а наоборот, удалять от Бога и от людей. Пост и молитва, и милостыня существуют для того, чтобы мы научились смирению и любви к Богу и человеку. Фарисей постился и давал милостыню, но он презирал и ненавидел других, надмевался и превозносился перед Богом. И вообще, зачем ему было в храм приходить, если Бог отправляет его домой ни с чем! Господь показывает ложное благочестие – то фарисейство, которое неистребимо в человечестве и живо до сих пор среди христиан. Оно – как высокое, до времени зеленое дерево, не имеющее плода и гнилое внутри.
Наше чувство греха, говорят святые отцы, зависит от нашей близости к Богу. Чувство греха – мера знания душою Бога. Святой Иоанн Предтеча, величайший из рожденных женами, исполняется страха при приближении Христа: «Я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» (Мк. 1, 7). Когда пророк Исаия оказался в Божием присутствии в видении Господа, сидящего на Престоле, он осознал свою греховность: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами. – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6, 5). Когда апостолу Петру открылась в чудесной ловле рыб сила Божия, он припал к ногам Христа, умоляя: «Отойди от меня, Господи, ибо я человек грешный».
Из-за близости ко Христу апостол Павел мог называть себя первым из грешников. Эти слова повторяет святой Иоанн Златоуст и вся Церковь до скончания века, и каждый из нас, когда мы приступаем к таинству причащения Тела и Крови Христовых. Горе нам, если мы повторяем их одними устами.
Мы живем в мире, где все меньше чувство греха. Можно подумать, в »безгрешном обществе», у которого одна забота – чтобы был «безопасный грех». Современного человека уже не тревожит грех, его беспокоят последствия греха: болезни, катастрофы, войны, внутренняя пустота и отчаяние. Пока мы будем тратить все силы на то, чтобы победить последствия греха, пряча грех, пока мы не принесем его Богу в смиренном покаянии, последствия греха будут делать нашу жизнь все более несчастной.
Самое важное, что происходит сегодня в мире, это то, что люди теряют чувство греха. Например, древний грех прелюбодеяния воспринимается сейчас большинством – как выражение любви и свободы, и потому это вовсе не грех, а добродетель. Древний грех мужеложства – просто как иной стиль жизни. И если это не добродетель, то, по крайней мере, это уже как бы не безнравственно. Просто это – другое.
И еще две очевидных и существенных закономерности. Чем больше в мире греха, тем меньше грех ощущается как грех. И пока человек не начнет чувствовать, что грех – это грех, и что такое грех, он будет видеть других большими грешниками, чем он сам, он будет фарисеем.
И, наконец, самое главное, что мы должны запомнить сегодня навеки. Как бы ни был велик грех, есть нечто большее греха, это – Божия благодать. Божия благодать всегда больше греха, и потому апостол Павел говорит: «Верно слово и всякого приятия достойно, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, от которых я первый».
Кажется, безумие мира уже достигло предела. Но святые отцы говорят, что мы не видим тысячной доли зла, которое в мире, и точно так же тысячной доли любви Бога к миру. Мы знаем, что никогда зло не одолеет до конца любовь. Никогда! Что никогда грех не будет сильнее милосердия. Более того, мы знаем: чем больше неистовствует зло – пусть зверь уже кажется сорвавшимся с цепи – тем более Дух Божий ведет нас. Там, где зло наглеет, там становится очевидным для верных присутствие Духа. «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Рим. 5, 20).
Никогда, может быть, еще не была явлена сила Христова Его Церкви так, как сегодня. И призываются войти в эту славу, как никогда, грешники кающиеся, ибо, как никогда, приблизилось Царство Небесное.
Закон Божий
Предостерегая всех нас, чтобы мы не гордились, не хвалились, считая себя праведными и лучше других, но чтобы со смирением, видя свои грехи, сокрушались о них, никого не осуждая, потому что только смиренный человек возвышается душою к Богу, – Иисус Христос сказал следующую притчу.
Два человека вошли в храм помолиться. Один был фарисей, а другой мытарь.
Фарисей, став впереди, молился так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, беспутные, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю. Жертвую десятую часть из всего, что приобретаю».
Мытарь же стоял вдали. Он не смел даже поднять глаз своих к небу, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже, будь милостив ко мне грешнику!»
Иисус Христос сказал: «говорю вам, что мытарь пошел более оправданным в дом свой, нежели фарисей. Потому что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».
ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Луки ( Лк.18:9–14 ).
Поучение в неделю о мытаре и фарисее.
О молитве и покаянии
Мытарь и фарисей |
В ныне чтенном Евангелии изображена молитва мытаря, привлекшая к нему милость Божию. Молитва эта состояла из следующих немногих слов: Боже, милостив буди мне грешнику (Лк., 18:13). Достойно внимания и то, что такая краткая молитва услышана Богом, и то, что она произносилась в храме во время общественного Богослужения, во время чтения и пения псалмов и других молитвословий. Молитва эта одобряется Евангелием, выставляется в образец молитвы: благочестивое рассмотрение ее делается нашим священным долгом.
Почему мытарь не избрал для излияния сердца своего пред Богом какого-либо величественного и умилительного псалма, но обратился к столь краткой молитве, и повторял ее одну во время всего Богослужения? Отвечаем, заимствуя ответ у святых Отцов [1] . Когда прозябнет в душе истинное покаяние, когда явится в ней смирение и сокрушение духа по причине открывшейся очам ее греховности: тогда многословие делается для нее несвойственным, невозможным. Сосредоточась в себе, устремив все внимание на бедственное положение свое, она начинает вопиять к Богу какою-либо кратчайшею молитвою.
Обширно зрелище греховности, когда оно подается человеку Богом: неизобразимо оно красноречием и многословием; точнее, изображает его воздыхание и стенание души, облекаясь в кратчайшие и простейшие слова. Тот, кто желает раскрыть в себе глубокое чувство покаяния, употребляет в орудие к достижению такого состояния краткую молитву, произнося ее со всевозможным вниманием и благоговением. Оставление многих слов, хотя и святых, способствует уму вполне освободиться от развлечения, и всею силою своею устремиться к самовоззрению. «В молитве твоей не позволяй себе многословить, – сказал святый Иоанн Лествичник, – чтоб ум твой не уклонился к рассматриванию слов. Одно слово мытаря умилостивило Бога, и одно верное изречение спасло разбойника. Многословие в молитве часто приводит ум в рассеянность и мечтательность, а малословию обычно собирать его» [2] .
В течение всей святой Четыредесятницы при всех богослужениях часто повторяется во всеуслышание присутствующих в храме молитва: Боже! очисти мя грешнаго. Для чего это столь частое повторение одной и той же молитвы? Для того, чтоб мы приучились часто повторять ее. С тою же целию повторяется часто и другая краткая молитва: Господи, помилуй.
Доставим нашей молитве два свойства: внимание и покаяние. Ими, как двумя крылами, да возлетит она на небо, да предстанет пред лице Божие, да исходатайствует нам помилование. Эти два свойства имела молитва блаженного мытаря. Проникнутый сознанием своей греховности, он не находил в делах своих никакой надежды на получение спасения, видел эту надежду в едином милосердии Бога, призывающего всех грешников к покаянию, и дарующего спасение за одно покаяние. Как грешник, не имеющий никакого собственного добра, мытарь занял в храме последнее место; как грешник, недостойный неба, он не дерзал возводить очей к небу. Он устремил их к земле, и, ударяя покаянием в сердце, из глубины сердца, от всей души произносил молитву, соединенную с исповеданием: Боже, милостив буди мне грешнику.
Молитва была так действительна и сильна, что грешник вышел из храма Божия оправданным. Засвидетельствовал это сердцеведец Господь, Спаситель человеков, – и сбылось над покаявшимся грешником проречение Пророка: Созиждет Господь Сиона душу человеческую, разрушенную падением, и явится в славе Своей. Призре на молитву смиренных, и не уничижи моления их. Да напишется сие в род ин, да напишется это в уведание всего человечества, да напишется во уведание всего племени и потомства христианского! И люди, зиждемии покаянием и внимательною молитвою, ощутив свое обновление Божественною благодатию, восхвалят Господа (Пс., 101:17–19), благоволившего восприять человечество, и спасти человеков дивным смотрением Своим и дивным учением Своим. Аминь.
Неделя о мытаре и фарисее
Неделя о мытаре и фарисее — это первое из четырёх воскресений, с которого начинается подготовка к Великому посту. Впереди неделя о блудном сыне, неделя Мясопустная, неделя Сыропустная (Масленица). Именно в неделю о мытаре и фарисее в Богослужении начинается использование Постной Триоди. Также эта неделя посвящена известной евангельской притче о мытаре и фарисее.
Подготавливая нас духовно к Великому посту, церковные песнопения, прежде всего, обращают мысли молящихся к смиренномудрию, без которого ни одно, даже самое благое по виду дело, не может быть воистину Богоугодным. Так, Триодь Постная начинается с воспоминания хорошо известной Евангельской притчи «О мытаре и фарисее», когда смиренный грешник и мытарь выходит из храма более оправданным, чем гордый и самодовольный фарисейский праведник. Ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1-е Петр. 5, 5).
«Фарисеями» (от евр. «фаруш» — особенные, отделенные) являлись последователи одной из иудейских сект, появившихся во II и III в. до Р. Х. Свое наименование фарисеи получили оттого, что старались отличиться особенною ревностью к закону. С течением времени в качестве дополнений и разъяснений к закону образовалось множество древних преданий, которые относились преимущественно к его внешней, обрядовой стороне. Придавая всем отеческим преданиям и обычаям Божественную важность наравне с законом Моисея, фарисеи составили из себя особый класс или общину и стали чуждаться общения с остальным народом, который относился к ним с глубоким уважением, как к строгим ревнителям закона. Но под внешнею праведностью и обрядовою ревностию фарисеев скрывалось самое возмутительное лицемерие, самое холодное бездушие и самые безнравственные деяния, что и находило себе достойное обличение в речах Исуса Христа [1].
«Мытарями» назывались лица, назначаемые римлянами для сбора податей с иудеев. Они обыкновенно брали на откуп собирание этих пошлин и употребляли всевозможные меры, чтобы извлечь для себя наибольшие выгоды. Как корыстолюбивые и наглые агенты языческой державы, мытари считались в народе предателями и изменниками своей страны и Господа Бога. Говорить с ними почиталось грехом, общаться с ними — осквернением, хотя и среди них были добрые и богобоязненные люди [2].
«Сказал (Господь) также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны и уничижали других, следующую притчу: Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Милостив будь ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел в дом свой оправданным более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 9–14).
Притча о мытаре и фарисее. Балканы
Толкование св. Иоанна Златоуста («Златоуст», сл. 1-е):
П ріиди1те ќбw брaтіе, послyшайте хrт0ва глaса, да бодрёйши бyдемъ на послушaніе. сію2 бо при1тчу сп7съ речE нaшегw рaди сп7сeніz: не сни1де бо прaведны
Д вA, речE, кHнника, мытaрь и3 фарисeй: и3 впрzжE фарисeй двA кwнS, да пости1гнетъ в8 вёчную жи1знь, є3ди1нъ к0нь добродётельныи, п0стъ и3 млcтынz: ґ другjи к0нь, г0рдость, и3 величaніе, и3 њсуждeніе. и3 запS г0рдость добродётели, и3 разби1сz к0ннаz колесни1ца, и3 поги1бе самомни1мый всaдникъ. никт0же бо, речE, њ себЁ пріeмлетъ чcть, но звaнныи t бGа. речE бо апcлъ: не хвали1сz на вётвіи седS, не ты2 бо к0рень н0сиши, но к0рень тебE.
В прzжE же и3 мытaрь двA кwнS, є3ди1нъ ѕлaz дёла, лихои1мство, нечистотY, несhтство: ґ другjи к0нь, смирeніе, неtчazніе, и3 спасE всaдника смирeннаz надeжда, є3ди1нэмъ бо сл0вомъ њбрёте њправдaніе, речE: б9е њчи1сти мz грёшнаго. д0брэ речE прbркъ. бли1зъ гDь всёмъ с®цемъ призывaющихъ є3го2 и4стинною.
Тропарь, глас 6.
А нгельския силы на гробе Твоем, стрегущия омертвиша. И стояше Мария при гробе, ищущи пречистаго Тела Твоего. Испроверже ада не искушься от Него. Срете Деву, даруяи живот, воскрес из мертвых, Господи слава Тебе.
Кондак, глас 2.
М ытаря иногда щедре оправда Спасе благии, очисти возопивша, и мене окаяннаго презрев безмерная прегрешения спаси, Долготерпеливе, иже Един сыи Благопременитель.
На протяжении всего Евангельского повествования часто можно встретить противопоставление между мытарями и фарисеями. Так, фарисеи постоянно укоряли Господа за то, что Он «ест и пьет с мытарями и грешниками», ибо считали подобные дела вовсе недостойными для вождя народа и пророка. По своему высокоумию они смотрели на себя как наизбранных от всех прочих людей и были уверенны, что Царство долгожданного Мессии принадлежит только им, исключительно по праву рождения от «семени Авраамова». На суетность этого ложного их мудрования указывал еще Иоанн Креститель в самом начале проповеди покаяния и Нового Завета:
«Увидев же Иоанн многих фарисеев и садукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же плод достойный покаяния. И не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (т. е. обратить язычников); уже и секира при корене дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3, 7–10).
Благодаря таким убеждениям, фарисеи не видели для себя нужды точно заботиться и о внутренней стороне Закона. Внешнюю же они соблюдали очень тщательно, ибо это делало их праведными в глазах простого народа и позволяло занимать выгодные и доходные должности. Невиданные доселе чудеса и всеобщая любовь вызывали у них черную зависть к Христу Спасителю, они постоянно укоряли Его и не могли спокойно слушать истины Евангельского учения. Господь также неоднократно указывал на их лукавство и лицемерие, незадолго до крестных Своих страданий Он говорил с ними особенно открыто и убедительно, о чем подробно можно прочитать у св. евангелиста Матфея:
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете (Мф. 23, 13).
Видео (кликните для воспроизведения). |
«Мало того, — говорит Господь, — что вы сами не веруете и порочны, но отклоняете и других от веры в Меня и своим примером губите. Народ обычно подражает начальникам, особенно когда видит их склонными ко злу. Посему всякий наставник и учитель должен наблюдать, какая от него польза. Горе ему, если он своей жизнью препятствует другим преуспевать в добре» [3].
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение (Мф. 23, 14).
«Называет фарисеев лицемерами, так как они показывали благочестие, а между тем не делали ничего соответственного благочестию; напротив, совершая продолжительные молитвы, они в то же время поедают домы вдов. Они были обманщики, которые издевались над простецами и обирали их. Тягчайшее осуждение они примут за то, что поедают домы вдовиц, которых, напротив, следовало бы поддерживать и помогать в их бедности. Или иначе: они примут тягчайшее осуждение за то, что они творят зло, поедают имущество вдовиц под предлогом доброго дела — молитвы; наибольшего осуждения достоин именно тот, кто под видом добра обманывает» [4].
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас (Мф. 23, 15).
«Не только иудеев развращаете вы, но и тех, кто от идолослужения обращается к иудейской вере, — так называемых прозелитов. Вы стараетесь кого-нибудь обратить к иудейскому образу жизни и обрезанию, а когда кто станет иудеем, он гибнет, заражаясь вашей порочностью. Сын геенны — это человек, достойный сожжения в геенне, имеющий с геенной какое-то духовное сродство» [5].
«Господь называет фарисеев «слепыми» за то, что они не хотят учить тому, чему должно; предпочитая второстепенное, оставляют наиболее главное. Порицает их, как «безумных», потому что они, пренебрегая важнейшим в законе, старались о точности в мелочах, не упуская даже пожертвовать десятину от растения тмина. «Слепыми вождями» зовет их, так как они, хвалясь ученостью и знанием всего, для всех были бесполезны, даже губили людей, повергая в ров неверия. Ибо они, по словам Господа, «оцеживали комара», то есть замечали малые погрешности, и в то же время «поглощали верблюда», то есть упускали из виду великие преступления» [6].
Притча о мытаре и фарисее. XIV в. Сербия, монастырь Грачаница
Таким образом, вся внешняя праведность фарисеев оказывалась подобной «украшенному гробу», который с виду был богато убран, внутри же полон мертвых костей. Гордые фарисеи, поистине мертвые душою, не внимали призывам к покаянию, так как Господь, обличая их, желал их обращения, но только исполнялись все большей ненавистью к Нему Самому. В конце Своей проповеди Он уже ясно говорит им о том, что они добровольно лишают себя вышней благодати, тогда как мытари и грешники обретают ее:
«А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: «сын! пойди сегодня работай в винограднике моем». Но он сказал в ответ: «не хочу»; а после, раскаявшись, пошел. И, подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: «иду, государь», и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Исус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же и видев это не раскаялись после, чтобы поверить ему» (Мф. 21, 28–32).
«Господь приводит здесь два рода людей, из которых одни сначала дали обещание, — таковы были иудеи, говорившие некогда: «все, что сказал Бог, сделаем и будем послушны», а другие — люди, первоначально не покорявшиеся, каковы блудницы и мытари, равно и язычники; все эти люди сначала не слушались воли Божией, а в конце концов покаялись и послушались. Заметь здесь премудрость Христа: Он не сказал фарисеям сначала: «мытари и грешники лучше всех вас», нет, Он сперва уловил их. Они сами признали, что из двух сыновей более покорный тот, который на деле исполнил волю отца. Когда же они признали это, Господь прибавил: пришел Иоанн путем праведности, то есть жил безупречно; вы не можете сказать, что его жизнь в чем-нибудь была предосудительна. Однако же в то время как блудницы послушали его, вы —нет; потому они и предваряют вас, то есть вперед входят в Царство Божие. Постарайтесь же и вы, уверовав, войти хотя бы после них. Если же не уверуете, то и вовсе не войдете. И ныне многие дают обет Богу и Отцу стать иноками или священниками, но после обета не хранят усердия, а другие не давали обета об иноческой или иерейской жизни, но проводят жизнь, как иноки или иереи; так что послушными чадами оказываются они, так как исполняют волю Отца, хотя и ничего не обещали» [7].
Притча о мытаре и фарисее. Мозаика из Равенны, часовня архиепископа. Около 480 года
Прaвда же ќбо высокоyміемъ низпaдаетъ, грёхъ же смирeніем8 потреблsетсz. речE бо дв7дъ д¦омъ с™hмъ, ћкw не њправди1тсz преd тоб0ю всsкъ живhи. И# пaки речE: смири1хсz и3 спасе мz . («Златоуст», сл. 1-е).
[1]. Пояснение к «Толкованию» Бл. Феофилакта на Евангелие от Матфея.
[2]. Пояснение к «Толкованию» Бл. Феофилакта на Евангелие от Матфея.
[3]. Бл. Феофилакт Болгарский, Толкование на Евангелие от Матфея.
[4]. Бл. Феофилакт Болгарский, Толкование на Евангелие от Матфея.
[5]. Бл. Феофилакт Болгарский, Толкование на Евангелие от Матфея.
[6]. Бл. Феофилакт Болгарский, Толкование на Евангелие от Матфея.
[7]. Бл. Феофилакт Болгарский, Толкование на Евангелие от Матфея.
Поучение в неделю о мытаре и фарисее.
О молитве и покаянии
Мытарь и фарисей |
Почему мытарь не избрал для излияния сердца своего пред Богом какого-либо величественного и умилительного псалма, но обратился к столь краткой молитве, и повторял ее одну во время всего Богослужения? Отвечаем, заимствуя ответ у святых Отцов [1] . Когда прозябнет в душе истинное покаяние, когда явится в ней смирение и сокрушение духа по причине открывшейся очам ее греховности: тогда многословие делается для нее несвойственным, невозможным. Сосредоточась в себе, устремив все внимание на бедственное положение свое, она начинает вопиять к Богу какою-либо кратчайшею молитвою.
Обширно зрелище греховности, когда оно подается человеку Богом: неизобразимо оно красноречием и многословием; точнее, изображает его воздыхание и стенание души, облекаясь в кратчайшие и простейшие слова. Тот, кто желает раскрыть в себе глубокое чувство покаяния, употребляет в орудие к достижению такого состояния краткую молитву, произнося ее со всевозможным вниманием и благоговением. Оставление многих слов, хотя и святых, способствует уму вполне освободиться от развлечения, и всею силою своею устремиться к самовоззрению. «В молитве твоей не позволяй себе многословить, – сказал святый Иоанн Лествичник, – чтоб ум твой не уклонился к рассматриванию слов. Одно слово мытаря умилостивило Бога, и одно верное изречение спасло разбойника. Многословие в молитве часто приводит ум в рассеянность и мечтательность, а малословию обычно собирать его» [2] .
В течение всей святой Четыредесятницы при всех богослужениях часто повторяется во всеуслышание присутствующих в храме молитва: Боже! очисти мя грешнаго. Для чего это столь частое повторение одной и той же молитвы? Для того, чтоб мы приучились часто повторять ее. С тою же целию повторяется часто и другая краткая молитва: Господи, помилуй.
Доставим нашей молитве два свойства: внимание и покаяние. Ими, как двумя крылами, да возлетит она на небо, да предстанет пред лице Божие, да исходатайствует нам помилование. Эти два свойства имела молитва блаженного мытаря. Проникнутый сознанием своей греховности, он не находил в делах своих никакой надежды на получение спасения, видел эту надежду в едином милосердии Бога, призывающего всех грешников к покаянию, и дарующего спасение за одно покаяние. Как грешник, не имеющий никакого собственного добра, мытарь занял в храме последнее место; как грешник, недостойный неба, он не дерзал возводить очей к небу. Он устремил их к земле, и, ударяя покаянием в сердце, из глубины сердца, от всей души произносил молитву, соединенную с исповеданием: Боже, милостив буди мне грешнику.
Молитва была так действительна и сильна, что грешник вышел из храма Божия оправданным. Засвидетельствовал это сердцеведец Господь, Спаситель человеков, – и сбылось над покаявшимся грешником проречение Пророка: Созиждет Господь Сиона душу человеческую, разрушенную падением, и явится в славе Своей. Призре на молитву смиренных, и не уничижи моления их. Да напишется сие в род ин, да напишется это в уведание всего человечества, да напишется во уведание всего племени и потомства христианского! И люди, зиждемии покаянием и внимательною молитвою, ощутив свое обновление Божественною благодатию, восхвалят Господа (Пс., 101:17–19), благоволившего восприять человечество, и спасти человеков дивным смотрением Своим и дивным учением Своим. Аминь.
Молитва мытаря
Многие верующие, да и те, кто знает Библию знают о молитве мытаря. Это исповедь сборщика дани Христу, после которой он должен быть прощен. Именно тогда появилась форма покаяния – молитва. Простота и глубина текста стали основанием для ее распространения среди христиан.
Появление в христианстве молитвы
Мольба считается речью к Господу Богу. Следует узнать притчу, чтобы понять смысл и появление молитвы мытаря. Фарисей (праведник) и мытарь (сборщик податей, можно сказать, что грешник) пришли на молитву. Второго все не любили из-за выбранного призвания – он собирал дань для армии, для завоевателей-римлян. Первый же казался безгрешным. Но именно текст молитвы мытаря отличался от слов фарисея.
Фарисей молился сам в себе Богу о том, что он не такой грешный как остальные. Сквозь тишину слышно восхваление себя как человека и как деятеля. Мытарь же приходит в храм со смирением и покаянием. Он не может поднять голову и посмотреть в глаза иконам. Он тихо просит у Господа прощение и милости. Просил прощение он искренне, душой не кривил. Молитва налогосборщика была проста, но исполнена глубокого смысла. Она способна облегчить вашу душу.
Когда читается молитва мытаря?
Молитва мытаря произносится в следующих случаях:
- при входе в чужой дом;
- в сложных ситуациях;
- при панике и страхе;
- при входе в храм, на паперти.
Если девушка или женщина молится Богу, то следует менять окончания на женские. Молитве мытаря на русском языке обучают детей и тех, кто только прошел обряд крещения.
Текст молитвы мытаря
Ты создал меня, Господи, Ты и помилуй меня,
Невозможно сосчитать мои грехи, но помилуй меня, Господи, и прости меня, грешника.
Притча о мытаре и фарисее, или Урок покаянной молитвы и смирения
Мытарь и фарисей — два героя евангельской притчи. Один пришел в храм поблагодарить Бога за то, что он не такой, как все грешники, а второй — смиренно просить о помиловании. Кого же оправдал Господь? Чему нас учит эта история? Какую ценность имеет краткая молитва? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.
Христос рассказывает поучительную притчу о том, как в храм помолиться зашло два человека: мытарь и фарисей. Первый из них был сборщиком податей для Римской империи.
Иудеи ненавидели мытарей, так как они не только собирали налоги, но часто и обирали людей, зарабатывали на жизнь нечестным путем. Фарисеи же были ревнителями закона, людьми весьма праведными и благочестивыми. Они строго блюли все предписания, постились, молились, читали Тору, толковали Писание.
Мытарь и фарисей пришли в храм с разными настроями:
Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику! (Лк. 18:11-13)
Мытарь и фарисей: смирение и гордость
Каждый из них обратился к Богу, но какова цена их молитвы?
Благодарение и гордость
Фарисей обратился к Богу со словами благодарности. Но за что он благодарит Господа? За то, что дал ему жизнь? За возможность славить Бога? За здоровье? За людей, изменивших его жизнь? Нет, фарисей благодарит Господа за свое превосходство над другими, за то, что он такой праведный. Да, действительно, он соблюдает заповеди, иногда делает даже сверх написанного. Но какой толк в соблюдении буквы закона, если вместо смирения в твоем сердце поселилась гордыня, а вместо любви к людям — ненависть к ним?
Милость Божья — последняя надежда
Совсем иначе выглядела молитва мытаря. Он действительно был грешником, и от тяжести своих проступков ему было трудно даже поднять глаза к небу. Поэтому он, в раскаянии бил себя в грудь и кратко молился: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!». Эту молитву мытаря православные каждый день вспоминают в утреннем правиле.
Мытарь и фарисей. Грешник и благочестивый. Молитва покаянная и «благодарственная». Господь же смотрит в сердце каждого человека. И внутри грешного мытаря Он видит глубокое раскаяние и потенциал к изменению, а в сердце фарисея — самолюбование и гордыню.
Вот поэтому Христос презираемого сборщика налогов оправдывает, а уважаемого ревнителя закона — нет.
Цена краткой молитвы
Отдельного внимания заслуживает молитва мытаря. В ней всего шесть слов: грешник взывает к Богу с просьбой о покаянии. Он не использует красивых словесных формул, стилистических фигур. Зато его молитва — это внутренний крик о покаянии.
Что интересно, с краткими молитвами к Богу обращались и другие евангельские герои в критических ситуациях, когда времени оставалось мало и ничто не отвлекало от обращения к Богу:
- Апостол Петр, когда шел по воде и стал тонуть, возопил ко Христу: «Господи! спаси меня».
- Прокаженный с сердечным воплем упал на колени перед Спасителем и взмолился: Господи! Если хочешь, можешь меня очистить.
- Благоразумный разбойник на кресте в последний момент обратился: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!».
И каждому из этих евангельских героев — Петру, мытарю, прокаженному и разбойнику — Христос ответил, невзирая на их грехи. Бог видел сердца этих людей, а они очищались покаянием. Фарисей же был не таким. Он считал себя чистым и не видел за собой грехов, в которых надо было покаяться.
Так в Евангелии выглядят мытарь и фарисей. А как в глазах Господа выглядим мы?
Предлагаем вам дополнительно посмотреть комментарий священника Константина Пархоменко, главного редактора сайта «Азбука веры», на эту притчу:
Видео (кликните для воспроизведения). |
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.