Молитва это труд души

Полное описание: Молитва это труд души - для наших любимых читателей.

Молитва — это труд

На вопросы, посвященные молитве — этому сокровенному для каждого христианина деланию, без которого невозможна духовная жизнь, отвечает Епископ Покровский и Николаевский Пахомий.

— С чего начинать и как совершать Иисусову молитву? В одних книгах пишут, что ее надо совершать, а в других — что не каждому это разрешено делать без наставления духовника.

— Конечно, желательно иметь духовника, с которым Вы могли бы посоветоваться и доверить ему свои помыслы. Но отсутствие такого батюшки не является причиной того, что не надо творить молитву. Это не может быть препятствием для ее совершения.

Иисусову молитву обязательно надо читать. В этом делании я посоветовал бы начинать с самого простого — в течение дня, в те минуты, когда ум ничем не занят, необходимо читать: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». А дальше нужно, посоветовавшись со священником, добавить к молитвенному правилу чтение Иисусовой молитвы. Нужно сделать это правило постоянным: утром или вечером. И таким образом потихоньку навыкать к Иисусовой молитве. Но однозначно молиться можно, нужно, и не надо этого бояться.

— Объясните, пожалуйста, сколько раз можно просить Господа о чем-то, если все равно не получаешь просимого? Ведь сказано «просите, и дано будет вам». Я прошу, а мне не дается, значит, это не угодно Богу, и давить на Него нельзя. Но есть много примеров, когда просимое все же исполняется. Где же здесь грань? Как не настаивать на своем, но все же упросить Господа?

— Конечно, в Евангелии говорится просите, и дастся вам (Мф. 7, 7). Но там же есть замечательный критерий подобных прошений, который предлагает нам Сам Господь Иисус Христос. Как Вы помните, когда Спаситель совершал молитву в Гефсиманском саду, Он говорил: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22, 42). Это образ молитвы, который оставлен нам Господом, мы должны использовать и в своей жизни ежечасно, ежеминутно. Когда мы что-либо просим у Него, то верим, что Господь может нам послать просимое. Но мы должны помнить и о том, что воля Божия благая и совершенная, и Господь лучше знает, что нам необходимо. Поэтому лучше всего молиться так: «Господи, спаси меня. Господи, помоги мне. Господи, да будет не моя воля, но Твоя». В таком случае, если Господь пошлет нам просимое — слава Богу. Не пошлет — вдвойне слава Богу, значит, это нам не нужно.

— Когда читаю молитвенное правило, то понимаю, что все знаю наизусть. А закрываю книгу и тут же сбиваюсь. Если молюсь где-то в дороге без книги, то обязательно перепутаю молитвы из утреннего и вечернего правил. Я разбирал молитвы и текст знаю. В чем же дело? Ведь в других вопросах потерей памяти я не страдаю, а здесь как заклинило.

— Это частое и распространенное искушение. Бывает так, что даже священнослужители, много лет служащие в храме, порой забывают ектению или какой-то возглас. В этих случаях есть хорошее руководство к действию — всегда под рукой иметь молитвослов, служебник, которые помогут нам не забыться. Конечно, если произошла какая-то ошибка, тем более, когда это келейное молитвенное правило, страшного в этом ничего нет. Но если человек путает утренние с вечерними молитвами, то лучше таким искушениям не поддаваться и читать по молитвослову. А закончив молитвенное правило, если душа требует и жаждет еще помолиться — можно сделать несколько поклонов, сказать несколько слов от сердца. Одним словом, не смущаться и не думать, что раз не получается что-то запомнить, то это какие-то проблемы с головой и памятью. Нужно просто понять, что пока еще не пришло время совершать молитвенное правило наизусть. Время придет, вы сами это почувствуете и увидите.

— Можно ли на молитве вместо «меня» говорить «нас», имея в ввиду своих близких, за которых я молюсь?

— Конечно можно. И не только имея в виду близких родственников, но и дальних или чужих людей. Нужно помнить, что на нас лежит обязанность молиться не только за себя, но и за весь мир.

— Если при чтении молитв или акафистов находит сокрушение сердца, и я начинаю молиться своими словами, надо ли прерывать себя и возвращаться к тексту? Или можно выговориться, а потом читать дальше? Не грех ли это, если так случается часто?

— Грехом это назвать, конечно, нельзя. Но я бы все-таки такому человеку советовал бы постараться не отвлекаться. Хотя святые отцы (например, преподобный Исаак Сирский) говорят, что во время молитвы, когда на нас снизошло озарение, когда Божия благодать коснулась сердца и хочется выговориться, не надо эти чувства удерживать в себе. Но здесь нужно помнить и об одном искушении, которое может случиться с нами. Если мы будем слишком сильно себе доверять, то эти чувства будут все чаще и чаще появляться, при этом мы будем откладывать молитвенное правило и предаваться каким-то долгим выговариваниям своих чувств и переживаний… Здесь очень важно найти золотую середину. Коснулась Божия благодать сердца — остановитесь, помолчите, произнесите пару слов, если чувство такое прошло — продолжайте молиться. Но на посторонние помыслы, даже благие, лучше внимания во время молитвы не обращать.

— Мне кажется, что моя молитва невнимательная и поверхностная. И чем дальше, тем труднее читать правило. Слова приедаются, и уже не вникаешь в них. Как оживить восприятие молитвы?

— Настоящая молитва — это подвиг, труд, добродетель, которая требует от человека больших усилий. Практика показывает, чем больше человек живет церковной жизнью, тем сложнее ему порой приходится. Наступают искушения, враг отвлекает человека, ум рассеивается, появляются какие-то дела, обстоятельства, которые начинают нас отвлекать. Иногда, по благословению батюшки, можно отложить в сторону чтение каких-нибудь канонов или акафистов, к которым привык человек. Можно чередовать — Великим постом читать Псалтирь, а в обычное время те же акафисты или каноны. А вечерние и утренние молитвы мы читаем постоянно и стараемся их не оставлять никогда. Но если правило совсем «приелось», то по благословению можно чем-то его разбавить. Однако необходимо помнить — постоянство рождает в душе человека и веру, и надежду, и другие добродетели.

Читайте так же:  Молитва чтоб деньги велись

— Какой символический смысл в сложении рук на груди перед Причастием? В какой момент их надо сложить и когда стоит опустить?

— Этот вопрос из разряда, почему мы накладываем на себя крестное знамение? Это очень древняя, глубокая традиция. Человек, складывающий на груди руки, изображает крест. Это некое молитвенное предстояние. Таким образом, верующий показывает свое благоговение, свое сердечное сокрушение. Складывают их обычно в тот момент, когда начинается чтение молитвы перед Причастием. Человек слушает молитву и, причастившись Святых Христовых Таин, по пути к запивочному столику опускает руки.

— В некоторых храмах прихожане совместно читают Псалтирь, поминая после кафизм других читающих и их родственников. Но вдруг среди них есть люди, живущие в тяжких грехах. Могут ли эти грехи перейти на молящегося?

— Никогда не надо бояться за кого-либо молиться. Действительно, есть такое мнение: «А вдруг я буду молиться за грешника, и на меня его грехи перейдут?» Нет, молитва — это исполнение заповеди, которую нам дал Сам Господь. Мы должны молиться не только за себя, но и за всех близких, знаемых или незнаемых. Однако молитва тоже бывает разная. Если человек просит вас: «Помолись обо мне», это не значит, что вы должны весь день воздевать руки к Небу и молиться только за этого человека. Как говорил старец Паисий Святогорец, настоящая молитва — это когда человек сердцем болезнует за ближнего. Бывает, ребенок у мамы заболел, и у нее так сердце за него болит, что она просто готова забрать у него эту болезнь на себя. Но это ни в коем случае не должно быть поводом для того, чтобы не молиться. Тем более, когда речь идет о Псалтири, когда мы читаем ее все вместе в храме.

— В Типиконе написано, что соборование проходит раз в год. Если физические болезни уходят, а духовные остаются, можно пособороваться еще раз?

— Что касается соборования, то о нем в Типиконе не написано ничего. Это миф. Соборование — это Таинство, которое установлено нашей Церковью. Есть традиция Церкви, которая дает нам возможность чаще или реже собороваться. Но делать это однозначно надо. В храме последнее десятилетие соборуют, как правило, постом. Вы знаете, что это Таинство дано нам для исцеления наших физических недугов. И еще один аспект этого Таинства — это исцеление наших забытых, не исповеданных грехов. Если возникло у вас такое желание — пособоруйтесь. Но нельзя превращать это в механическое действо: десять раз за пост пособороваться, для того чтобы благодати больше снизошло и больше грехов «смылось».

— Что нужно говорить и сколько раз кланяться, когда проходишь мимо храма?

— Традиция православной жизни приписывает нам осенять себя крестным знамением. Либо трижды перекреститься и поклониться, либо, если нет времени, один раз. Но делать это нужно обязательно, не стесняясь окружающих. Так мы свидетельствуем перед ними о своей вере.

— Что нужно говорить, когда прикладываешься к мощам? Просить или благодарить Господа, святого за молитвенную помощь?

— Есть три ступенечки молитвы: первая — «дай, Господи», вторая — «прости, Господи», третья — «Слава Тебе, Боже». В жизни нужно использовать все три прошения, но стремиться нужно, конечно, к третьему.

Молитва это труд души

Для прихожан Свято-Владимирского храма Кореновска и храма ветхозаветного пророка Исаии поселка Новоберезанского стала традицией совместная работа на общее благо. Горожане с удовольствием едут в поселок Новоберезанский, отвлекаясь от повседневных забот. Врачи и менеджеры, военные и домохозяйки, школьники и пенсионеры становятся равными за общим трудом – уборкой территории храма, уходом за сельскохозяйственными культурами и прочими работами.

Вот и в минувшее воскресенье, 20 октября, пользуясь теплой солнечной погодой, более двух десятков прихожан Свято-Владимирского храма в очередной раз высадились трудовым десантом в поселке Новоберезанском. По благословению настоятеля храма игумена Трифона мужчины взялись за наведение порядка на территории храма пророка Исаии, а женская часть трудового десанта занялась уборкой яблок.

Пока основная часть прихожан работала на уборке территории и сборе яблок, женщины постарше трудились на кухне. После трудов принято всем вместе потрапезничать за общим столом.

Трудовой день закончился молебном в храме пророка Исаии. По окончании богослужения участники молебна приложились ко кресту и дружно отправились в трапезную.

41. О молитве

В молитве будьте постоянны, говорит святой апостол Павел. Почему нужно быть постоянным в молитве? Потому что молитва — это путь к Богу. Без молитвы невозможно приблизиться к Богу, невозможно общение с Богом, связь с Ним. Тот, кто не молится, далек от Бога, а значит, далек от спасения, ибо спасение как раз и заключается в соединении с Богом. «Бог есть единый источник всех истинных благ, — говорит святитель Игнатий Брянчанинов, — молитва есть мать и глава всех добродетелей, как средство и состояние общения человека с Богом. Она заимствует добродетели из источника благ — Бога, усвояет их тому человеку, который молитвой старается пребывать в общении с Богом. Путь к Богу — молитва. Измерение совершаемого пути — различные молитвенные состояния, в которые постепенно входит молящийся правильно и постоянно. Научись молиться Богу правильно. Научившись молиться правильно, молись постоянно, — и удобно наследуешь спасение». Итак, чтобы быть с Богом, чтобы спастись, нужно научиться молиться правильно. Что же означает — молиться правильно?

Во-первых, это означает молиться со вниманием. Внимание есть душа молитвы. Без внимания молитва мертва, как тело без души. Святые отцы учат, что, когда мы молимся, мы должны заключать ум в слова молитвы — чтобы он понимал то, что произносят уста. Ум человека имеет сильную склонность рассеиваться и по природе похож на бродягу, скитающегося по улицам, распутьям и подворотням мира сего. Поэтому мысли наши во время молитвы часто отвлекаются, перескакивают с одного предмета на другой, бывают заняты чем угодно, только не молитвой. Задача состоит в том, чтобы вернуть наш ум, этого бродягу, домой, то есть в себя, в свою душу, и заставить его заниматься тем, чем он должен в это время заниматься, — внимать словам молитвы. Требуется, чтобы из бродяги ум стал мудрым и рачительным хозяином в доме человеческой души.

Читайте так же:  Елена дивеевская молитва

Для достижения этой цели необходимо постоянное внимание, многие усилия и труды. Если человек над этим трудится, то молитва его мало-помалу становится внимательной, то есть ум начинает участвовать в молитве, заключаясь в ее слова. А по мере того, как начинает участвовать ум, начинает в ней участвовать и сердце человека. И это есть признак молитвенного роста и начало качественно иной ступени молитвы. Тогда исполняется следующее важное правило преподобного Никодима Святогорца: «Не словом только надо молиться, но и умом, и не умом только, но и сердцем, да ясно видит и понимает ум, что произносится словом, и сердце да чувствует, что помышляет при сем ум. Все это и есть настоящая молитва, и если нет в молитве твоей чего-либо из сего, то она есть или несовершенная молитва, или совсем не молитва». Итак, первое правило состоит в том, чтобы научиться молиться внимательно.

Далее, непременным условием истинной молитвы является смирение молящегося. Без смирения общение с Богом невозможно. Преподобный Макарий Оптинский говорил, что хотя молитва и великое оружие, но без смирения это оружие не действует. К молитве нужно приступать с сознанием своего недостоинства перед Богом. «Как мрачный грешник предстанет лицу великого Бога своего? — пишет святитель Игнатий, — разве покрывшись с головы до ног одеянием покаяния. Без этой одежды ему, пораженному от главы до ног смрадной язвой греха, естественнее, праведнее быть во тьме, в огне ада, нежели пред всесвятым Богом… итак, будем удостаивать себя ада, чтобы Бог удостоил нас неба».

К молитве также следует приступать со страхом Божиим. Страх Божий — естественное состояние человека, предстоящего перед лицом бесконечного, непостижимого Бога. Господь непостижим и неисчерпаем, и сколько бы кто ни приближался к Нему, никогда невозможно до конца постичь Его. Даже высшие Ангельские силы, несмотря на близость к Богу, никогда не достигают Его вполне, но всегда в страхе и трепете предстоят перед неисчерпаемой тайной Божества. Бесконечная тайна Бога естественно рождает тот священный трепет, который в Библии и у святых отцов называется страхом Божиим. «Страшен Бог в великом сонме святых, — говорит царь и псалмопевец Давид, — страшен Он для всех окружающих Его», то есть для Херувимов и Серафимов. Итак, нужно приступать к Богу со смирением и страхом Божиим.

Следующее важное правило: если кто хочет, чтобы Богу была угодна его молитва, он должен не иметь ни на кого зла, простить всех своих обидчиков. Молитвы злопамятного не принимаются Богом. Быть злопамятным и молиться, говорит святой Исаак Сирский, значит сеять пшеницу в море и ждать жатвы. Чтобы молитва была услышана, непременно нужно не иметь в сердце злобы и неприязни ни к кому, даже к врагам. Авва Зенон дает следующий совет: «Кто хочет, чтобы Бог услышал молитву его, тот, когда станет на совершение ее, — прежде всякой другой молитвы, даже прежде молитвы о душе своей, да принесет молитву о врагах своих, и ради этого Бог услышит всякую молитву его».

Итак, мы кратко рассмотрели, что означает молиться правильно. Однако одного умения правильно молиться еще недостаточно для стяжания истинной молитвы. Чтобы ее стяжать, требуется еще одно условие — постоянство. В молитве мы должны быть постоянными, — не ослабевать и не прекращать ее даже в тех случаях, когда молиться не хочется, или плохо получается, или мы не ощущаем от молитвы никакой пользы. Не напрасно сказано в Писании, что Бог дает молитву молящемуся, то есть тому, кто подъял молитвенный труд и несет его со всяким терпением и постоянством. Также и святые отцы говорят, что молитва есть дело, требующее от христианина понуждения в течение всей его жизни. Дар совершенной молитвы не в нашей власти, — дать его или нет, зависит только от Бога. В нашей же власти — постоянство и правильное совершение молитвы, — это наша часть дела. И если мы свою часть дела сделаем, то, без сомнения, Бог в свое время сделает Свою часть — даст нам совершенную молитву.

Видео (кликните для воспроизведения).

Постоянство и терпение в молитве необходимы еще и потому, что враг нашего спасения, диавол, очень не любит, когда мы молимся. Он знает, что молитва приносит великую пользу как самому молящемуся, так и другим людям — тем, о которых она совершается. Преподобный Серафим Саровский говорил: если будешь молиться за людей, много добра сделаешь им. И вот враг, зная это, всеми способами пытается отвратить нас от молитвы. Например, он рассеивает во время молитвы внимание, принося с этой целью в ум молящегося разные мысли, иногда очень правильные и интересные, так что человек начинает обращать на них внимание и в результате теряет молитву. Или он напоминает о каких-то якобы важных делах, которые нам срочно нужно сделать, — чтобы мы поколебались, начали волноваться и оторвались от молитвы. Или же нас начинают беспокоить наши домашние, или кто-нибудь позвонит по телефону, или враг просто нагоняет сонливость, так что человек начинает засыпать стоя и в итоге бывает вынужден прекратить молитву.

Нет ничего удивительного в том, что молитва требует от нас терпения и постоянства. Ведь всякое доброе дело всегда делается не легко и не быстро, но с трудом и напряжением сил. Если молитва приносит людям много добра, то, конечно, и трудов для ее совершения нужно затратить много. Это на первый взгляд только кажется, что молиться легко — ну что там, читай да читай себе, это ведь не землю пахать и не мешки таскать. Однако ошибаются те, кто так говорит. Настоящая молитва — это всегда напряженный труд. «Молиться за людей — кровь проливать», — говорил преподобный Силуан Афонский. То есть истинно молиться так же нелегко, как нелегко проливать кровь.

Читайте так же:  Сильная молитва забеременеть

Следует сказать еще и вот о чем. Нередко в молитве мы что-то просим у Бога, но Он нас слушает далеко не сразу или вообще не слушает. Почему так происходит? Причины могут быть разные. Часто Бог не слушает нас просто потому, что нам не полезно то, чего мы просим. Бог есть небесный Отец и поступает здесь так же, как обычные земные родители. Дети ведь без конца что-нибудь выпрашивают у своих родителей, однако те далеко не всегда исполняют их просьбы, потому что далеко не всегда это полезно детям. Например, маленький сын просит, чтобы отец купил ему акваланг, однако тот не исполняет его просьбу, так как видит, что сын к этому еще не готов и на воде с ним может что-нибудь случиться. Точно так же поступает и Господь — не дает нам того, чего просим, если видит, что это может нам повредить.

А иногда бывает и так: мы просим как будто бы и полезного, но Бог все равно нас не слушает, ибо видит некоторые другие причины, по которым исполнение наших прошений может принести нам вред. Одной из самых частых таких причин является наличие в человеке гордости или предрасположенности к ней. Например, кто-то молится об избавлении от какой-нибудь страсти — зависти, раздражительности, неприязни, жадности и тому подобного. В этом случае Господь и хотел бы исполнить нашу просьбу, однако не исполняет ее, потому что гордому человеку это непременно принесет вред. Гордость есть самая тонкая и опасная страсть человеческой души, и если Бог видит, что исполнение наших прошений способствует развитию этой смертельной болезни, то Он не слушает нас. Ведь из двух зол выбирают меньшее, и часто оказывается, что человеку лучше подвергнуться различным, пусть и скверным грехам, чем, подобно бесам, сорваться в бездну сатанинской гордыни.

Об этом много сказали и написали святые отцы. Вот слова старца Паисия Афонского: «Человек может желать духовного преуспеяния, может просить Бога дать ему любовь, молитву, послушание и все добродетели. Но мы должны твердо знать, это должно хорошо отложиться у нас в голове, что, как бы мы ни трудились, Бог никогда нам ничего этого не даст, если мы прежде не смиримся».

То же самое говорит преподобный Анатолий Оптинский: «Смиримся, и Господь покроет, и будем святы. А пока не смиримся и не умилостивим Бога, — хоть лоб об пол поклонами разбей, страсти не умалятся». Итак, если в нас есть гордость, Бог не слушает наших молитв.

Еще Господь не слушает нас в тех случаях, когда это не согласно с непостижимыми путями Его Промысла. В таких случаях Бог не слушает даже и молитвы великих святых. «В противность определению Божию, — говорит святитель Игнатий, — просил великий Моисей Боговидец, чтобы даровано ему было войти в землю Обетованную, и не был услышан; молился святой Давид, усиливая молитву постом, пеплом и слезами, о сохранении жизни заболевшему сыну его; но не был услышан. И ты, когда прошение твое не будет исполнено Богом, покорись благоговейно воле Всесвятого Бога, Который по недоведомым причинам оставил твое прошение неисполненным».

Не следует также забывать, что молитва сама по себе имеет великую ценность, независимо от того, слушает Бог наши прошения или нет. Ценность молитвы — в приближении к Богу, предстоянии перед Ним, общении с Ним — разве может что-нибудь сравниться с этим? Ведь общение с Богом или, лучше сказать, Сам Господь — бесконечно выше каких бы то ни было земных благ, которые мы бы думали от Него получить. И кстати, часто еще и по этой причине Господь не исполняет наших прошений. Ибо, как говорит святитель Игнатий, «милосердый Бог, не исполняя прошения, оставляет просителя при его молитве, чтобы он не потерял ее, не оставил это высшее благо, когда получит просимое благо, гораздо меньшее». Человек, например, молится, чтобы Господь избавил его от какой-нибудь внутренней или внешней проблемы, но Господь видит, что если человек от нее избавится, то перестанет молиться, как молился раньше, и потому не дает избавления. Или дает не сразу, а по прошествии времени, иногда продолжительного.

Молитвенное делание имеет много ступеней, на которые восходит молящийся по мере духовного роста. Ступени эти сильно отличаются друг от друга. На первой ступени человек просто произносит слова молитвы, стараясь сосредоточить на них внимание. Многие думают, что этого достаточно, что это и есть молитва. Однако святые отцы учат нас, что это не так. Например, святитель Феофан Затворник говорит об Иисусовой молитве, что внимательное произнесение ее слов не есть еще сама молитва, но только средство, приводящее к ней, как бы первая ступень, откуда начинается путь к молитве. Если человек пойдет по этому пути, то со временем, взойдя на качественно другую ступень, он придет и к самой молитве. Но и эта ступень — не последняя, есть и другие ступени, выше ее. Есть, например, состояние молитвенного созерцания, когда человеку открываются неизреченные тайны Божии. «Иное дело — молитвенное услаждение, — говорит святой Исаак Сирский, — а иное — молитвенное созерцание. Последнее в такой мере выше первого, в какой совершенный человек выше несовершенного отрока». А преподобный Варсонофий Оптинский говорит об Иисусовой молитве, что на высших ступенях она достигает такой силы, что может даже горы переставлять.

Итак, подведем краткий итог всему сказанному. Молитва — это путь человека к Богу, и она имеет много ступеней, которыми этот путь измеряется. Мы, христиане, призваны к восхождению на ступени истинной совершенной молитвы. Святые отцы называют молитву матерью всех добродетелей и учат нас молиться правильно и постоянно. Преподобный Феолипт Филадельфийский говорит о молитве следующее: «Если во всяком труде твоем будешь иметь неотлучную матерь всего доброго — молитву, то она не воздремлет, пока не покажет тебе брачного чертога и не введет внутрь». Потрудимся же, братия и сестры, в молитвенном делании, приложим усилия к тому, чтобы молиться правильно, понудим себя молиться постоянно, понесем все эти труды с терпением, чтобы и нам в свое время войти в небесный брачный чертог, в грядущее Царство Христа. Аминь.

Читайте так же:  От Свекрови молитвы

Что главное в молитвенном правиле?

Отвечают пастыри

Полноценную духовную жизнь христианина невозможно представить без ежедневного молитвенного правила. А каким оно должно быть? Насколько длинным или кратким и из каких молитв состоять? Как сделать так, чтобы ежедневная молитва не стала формальной? На что обратить особое внимание, каких ошибок избегать? И что в молитвенном правиле самое главное?

Правило для человека, но не наоборот

– В молитвенном правиле есть три важных составляющих: мера, постоянство и качество.

1. Мера. В любом деле человека красит мера – и в трудах земных, и в трудах духовных. Найти средний, царский путь очень важно. Это залог успеха. В молитвенном правиле данный закон важен и актуален. Требуется понуждение себя на молитву – с одной стороны, и удержание от ревности не по разуму – с другой. Нельзя лениться, но опасно и переусердствовать. На мой взгляд, лучше в молитве что-то недоделать, пусть останется желание помолиться на другой день. Перебор чаще всего вызывает отторжение и протест. Отцы говорят: малому правилу цены нет. И здесь очевидно нужна помощь духовника, опытного и рассудительного практика-делателя. Но его совет предполагает меру свободы и личного выбора вопрошающего.

Не набирайте большого правила. Пусть оно будет такое, чтобы его человек мог исполнять всю жизнь. Помните: правило для человека, но не наоборот. Найденная правильная мера держит человека в духовном тонусе, но при этом сохраняется радость в сердце и желание молитвы. Учитывайте многие факторы: возраст, состояние здоровья, семейное положение, загруженность на работе и проч. Плодом правильного молитвенного труда является глубокое смирение и внутренний мир.

2. Постоянство. В молитве будьте постоянны. Это завет апостола Павла. Успех в любом деле зависит от нашего усердия и постоянства. Но не только. Действительно, под лежачий камень вода не течет. Но следует помнить, что мы лишь соработники у Бога. «Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а всё Бог возращающий» (1 Кор. 3: 7). Важно, чтобы наши труды благословил Бог. Святые отцы говорят о синергии – о нашем постоянном труде в молитве и благодатной помощи свыше. В этом залог успеха. Остановки в молитвенном подвиге быть не может. Молитвенный труд напоминает катание на двухколесном велосипеде или плавание на лодке против течения: только непрестанные усилие и труд обеспечивают движение вперед. В молитве те же законы: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17). За постоянство в молитвенном труде сухость сердца и душевная скука со временем сменятся бодростью духа и желанием молитвы. Это признак преуспеяния и благодатной помощи свыше.

3. Качество. Лучше меньше, да лучше. Об этом следует помнить всякому, кто приступает к молитвенном труду. Качество молитвы определяют два признака: внимание для ума и глубокое покаяние сердца.

Внимание преподобный Иоанн Лествичник называет душой молитвы. Он советует всякому заключать ум в слова молитвы. Вначале это у всех плохо получается, но отступать и сдаваться нельзя. Приложим труд, и Бог обязательно поможет, пошлет нам со временем ангела-хранителя нашей молитвы.

Будь на молитве как младенец незлобивый – прощай обидчиков и молись за обижающих тебя

Покаяние в сердце и глубокое смирение – это подлинный жертвенник, с которого Бог принимает наши духовные жертвы, среди которых главная – молитва. А еще будь на молитве как дитя лепечущее и младенец незлобивый – прощай обидчиков и молись за обижающих тебя. Помни о своем неоплатном долге перед Богом, тогда легче простишь людей. Важно стяжать внутренний плач сердца о своих грехах – важный признак подлинного покаяния.

Понятно, что выполнение данных условий возможно при небольшом молитвенном правиле. Всё подлинно качественное обычно представляет собой штучный товар. В музыке от детей требуют «чистенько» сыграть простую гамму, при изучении иностранного языка – правильно построить фразу, от начинающего водителя – не сбить при парковке флажки. Опыт придет со временем, и тогда можно будет добавлять объем труда. А мы будем со смирением исполнять наше небольшое молитвенное правило – ежедневно и постоянно, следя за качеством нашей молитвы, помня, что не наши труды определяют успех, но всесильная помощь Божия, а с ней нам возможно всё и в этой жизни, и в будущей.

Нельзя научиться молиться, игнорируя правило

– Наша жизнь так устроена, что всякое содержание тесно связано с формой. Бессмертная душа присутствует в смертном теле, Святые Дары хранятся в дарохранительнице, благовонное миро – в сосуде, а для молитвенных воздыханий внешней формой является правило. Как у реки есть русло, по которому вода легко течет вперед, так и молитвенное правило – это русло, по которому течет наше молитвенное обращение к Богу.

Когда человек хочет просто молиться без каких-либо правил, то обычно такая молитва быстро заканчивается, после нескольких сердечных вздохов душа оскудевает, не знает, что произнести, потому что мы не можем сами собой обрести молитвенное настроение.

Молитвенное правило организует душу, настраивает ее на молитву. Утренние и вечерние молитвы, правило перед Причащением, различные молитвословия – все эти молитвы составлены святыми людьми, в них вложены те мысли и чувства, которые должны быть у любого молящегося. Поэтому нельзя научиться молиться, игнорируя правило.

В молитвенном правиле важно постоянство. Если правило не имеет регулярного исполнения, то оно перестает быть правилом. Это будет своего рода духовное хобби по выходным, когда от нечего делать берешь в руки молитвослов: ну-ка, что там такое? Правило – это как выход солдата на пост, на часы: не важно, какое у тебя самочувствие или настроение, ты все равно становишься на молитву. И происходит чудо – на правило ты можешь встать унылым, вялым, внутренне убитым, а выходишь после правила бодрым и крепким, внутренне возродившимся. Потому что молитва дает силы душе.

Молитвенное правило – только средство, а цель – Божия благодать, которую молящийся должен стяжать

Но смысл правила не в самой по себе вычитке текстов, а в том, чтобы обрести живое предстояние пред Богом, стяжать молитвенное настроение, дух общения с Господом. Молитвенное правило – только средство, а цель – Божия благодать, которую молящийся должен стяжать.

Читайте так же:  Молитва от приворота жены

Представим, что кто-то пытается найти клад. Кирка и лопата – лишь средства к этому, они ценны настолько, насколько способствуют обретению клада. Поэтому смешно гордиться своим правилом, будто от этого ты уже стал святым. Преподобный Силуан Афонский рассказывал про подвижника, который говорил, что непременно должен спастись, так как выполняет каждый день такое-то количество поклонов, но в день смерти он разорвал на себе одежду. Ему открылось, что поклоны сами по себе его не могут спасти. Нас спасают не наши поклоны или молитвы, спасает Бог, с Которым мы жаждем общения посредством наших молений.

Молитвенное правило каждый раз надо совершать с тем чувством, что Господь присутствует рядом, Он видит, как мы обращаемся к Нему, это наше личное обращение к Богу. Молитвенное правило, выполняемое усердно, внимательно и с покаянием, отверзает сердце для Божией благодати, а благодать восполнит любую нужду. И может быть, от того, с каким чувством и вниманием мы исполняем правило, зависит наша вечная участь.

В феврале 2016 года у близкой знакомой, Светланы, дочь попала в тяжелую ситуацию. Когда она ехала ночью по Садовому кольцу, то на дорогу выскочил в неположенном месте молодой человек. Расстояние оказалось слишком маленьким, чтобы успеть затормозить, и девушка сбила его. Как водитель девушка была признана невиновной, но легче ей от этого не было. С тяжелейшими множественными переломами, в состоянии комы пострадавшего доставили в больницу имени Склифосовского. Врачи сказали, что вероятность на выздоровление невелика: из комы редко кто выходит. Светлана в слезах обратилась к близким людям. Было решено в тот же день всем в одно время читать акафист великомученику Пантелеимону, затем каждый день читали акафист Божией Матери «Взыскание погибших». Светлана с дочерью исповедовались и причастились; конечно же, служили молебен об исцелении пострадавшего. И после этого свершилось чудо: больной пришел в себя, а на следующий день уже был переведен в другую больницу в связи со значительным облегчением его состояния.

Казалось бы, исполнены были просто какие-то молитвенные правила, но совершилось чудо. Поэтому молитвенное правило, которое с благословения духовника творится вместе, ради восполнения какой-то нужды, имеет огромное значение, а кому-то в буквальном смысле спасает жизнь.

Молитва должна подкрепляться доброй христианской жизнью

– Первый вопрос, который возникает, когда заходит речь о молитвенном правиле, – это то, насколько оно должно быть длинным и из чего состоять. Но это, как мне кажется, вопрос хоть и первый, но не главный. И, тем не менее, без его разрешения мы к главному не подойдем. Итак, оставим пока в стороне монастырский устав, потому что там вопрос о составе и продолжительности правила решен, и поговорим о мирянах, тем более что люди сами задают этот вопрос довольно часто, а именно: какие молитвы должны входить в повседневное правило? И вот здесь иногда приходится сталкиваться с парадоксальной ситуацией, когда люди и то малое, что надобно исполнять, – не исполняют как должно, но ищут еще какого-то «сверхправила» или «особых молитв». Это подобно тому, как если бы кто-то, небрежно и поспешно, косо и криво справив фундамент, спешит построить на нем как можно более высокий дом и, вместо того чтобы позаботиться о надежности основания, простирает свой ум к построению новых и новых этажей. Понятно, чем такое строительство может окончиться.

Самое же простое и, вот не побоюсь сказать, достаточное для доброй, благочестивой жизни правило – это внимательное, со смирением чтение утренних и вечерних молитв. Если есть возможность – ежедневное чтение главы из Евангелия и из Апостола. Опять же если есть такая возможность и силы – чтение кафизмы или больше из Псалтири. Непременно добавим сюда молитвы перед едой и после еды, перед работой и – благодарственные, по завершении рабочего дня. А остальное можно добавлять по совету с духовником, и выбор здесь воистину безграничен.

И вот теперь мы приступаем действительно к главному. Любая молитва, во-первых, должна быть подкреплена нашей повседневной доброй христианской жизнью, то есть внимательным к себе отношением в исполнении заповедей Христовых. Иначе на нашу молитву Господь отвечает нам такими словами: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6: 46). Итак, главное условие исполнения всякого молитвенного правила есть «постоянство в доброделании», как говорит апостол Павел (Рим. 2: 7).

Главное в молитвенном правиле – сердечное сокрушение и всецелое предание себя в руки Божии

Но и это еще не всё. Потому что, как бы мы ни старались быть внимательными и ревностными в исполнении Христовых заповедей, мы исполняем в лучшем случае то простейшее, что должны исполнить, а зачастую, при внимательном к себе отношении, вынуждены будем признать, что и малой толики должного не исполняем. И понимание этого пусть приводит нас не в уныние, а к смиренному осознанию своей неключимости. И вот это действительно главное во всяком молитвенном правиле: сердечное сокрушение, внимание в молитве и всецелое предание себя в руки Божии.

Видео (кликните для воспроизведения).

Будем всем сердцем, всей душой, всем помышлением с любовью устремляться к Господу на всякое время и во всякий час, с глубоким осознанием своей немощи – и тогда любое, пусть даже самое простое и небольшое молитвенное правило, несомненно, милостью Божией принесет нам духовную пользу.

Молитва это труд души
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here