Содержание
Молитва братца Иоанна чурикова
От вина вся беда! В вине человек губит веру и разум, стыд и совесть, силу и здоровье, свое благополучие и свое спасение!
Пьянство — всех пороков мать от рождения; оно самое плодовитое.
Поэтому с ним нужно бороться. Но без слова Божия, нельзя с ним бороться, не будет успеха.
И поэтому нет более лучшего врачевства, как слово Господа Иисуса Христа.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа Аминь.
Господи Иисусе Христе, Вседержителю неба и земли. Ты вездесущий и все исполняющий и о грехах наших все знающий, прости прегрешения наша и исцели немощи наша Имени Твоего ради помилуй нас.
Господи, предстоим перед Тобой как мытарь или разбойник, и не смею открывать очей своих, и нет мне оправданий никаких перед Тобой.
Господи, согрешили мы более всякого человека, мы прогневали Тебя паче блудного сына.
Господи, чем мы не грешны перед Тобой: заповеди Твои нарушили, тело наше, а храм Твой, — мы его осквернили; одежду, которую Ты даровал нам, — мы ее запятнали; время, которое Ты дал, — мы прожили со врагами в весели суетном; глаза, которые Ты нам сотворил, — мы их ослепили; жену или мужа, которых нам дал, — мы их лишились.
Владыко Господи, чем мы не грешны перед Тобой, не можем припомнить мыслями своими, аки морской песок грехов наших.
Господи, мы достойны всякого наказания, но накажи нас не гневом Твоим.
Господи, помяни, Ты сам сказал: не ради праведника пришел, но ради грешника.
Господи, помяни, Ты сам сказал: приходящего ко Мне не изгоню, и просящему не откажу. Не откажи нам, Господи, в милости и щедроте Твоея, не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дать славу ради проповеди Твоего Евангелия и исцели просящих, болящих рабов Твоих.
Господи, помилуй нас, Ты помиловал разбойника – помилуй и нас. Пришедшая к Тебе блудница с покоянием и не лишена помилования. Пришедший к Тебе мытарь – и не лишен оправдания.
Господи, оправдай нас, недостойных раб Твоих, Господи, уврачуй нас от болезни как душевной, так и телесной.
Господи, Ты сам научил молиться за больных друг за друга. Ради слов Твоих исцели братию мою не ради нас, но ради слова Твоего, и молитва веры исцели болящего.
Господи, или врачи воскресят некоторых, — вдова пролечила все имение, а Ты исцелил ее от кровотечения.
Господи, Ты исцелил расслабленного 38 лет, Ты исцелил сухорукого, Господи, Ты воскресил сына умершего вдовы Наинской.
Господи, Господи! Ты исцелил Петрову тещу. Ты исцелил жену, скорченную 18 лет. Господи, Ты воскресил Лазаря, от которого уже смердило.
Господи, воскреси и нас, смердящих пред Тобою, Господи, не отвращай Твое лицо от нас, избави нас от недуга, болезни.
Господи, окажи нам милость Твою не ради нас, но ради славы Твоея, и будем прославлять имя Твое до века пред людьми.
Тогда не возрадуется противник Твой, который также привлекает больных, слепых, хромых, преподает чашу мерзости, и хочет очистить рвотным.
Господи, очисти нас заповедною чашею Своею, кровью, которой Ты сказал: пейте Мою Кровь во оставление грехов.
Господи, Ты верен в словах своих. Ты сказал: Я пришел во Имя Отца Моего и Вы не приняли Меня, а придет иной во имя свое – примите.
Господи, пришел противник Твой во имя своего учения, а для исцеления – отрезать руки, ноги; достойны мы наказания Твоего по грехам нашим и за неверие наше к словам учения Твоего.
Господи, пошли нам ВЕРУ ЖИВУЮ, — верить учению Твоему.
Господи, Ты велел нам молиться друг за друга, а мы ослепили глаза свои, окаменели сердца наши, да не видим глазами и не уразумеем сердцем, и не обратимся, чтобы Ты исцелил нас.
О, Господи, вспомни о бедных душах наших, близких к отчаянью.
Даруй нам милости Твоей. Голодных накорми, нагих одень, сирот приюти, детей воспитай, печальных утешь и удержи их от греха и близких к падению.
Дай нам отраду видеть милость Твою.
Исцели не ради нас, грешных, но ради славы Твоей, и будем прославлять Имя Твое до века.
Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас.
Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас.
Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас.
Молитва братца Иоанна чурикова
От вина вся беда! В вине человек губит веру и разум, стыд и совесть, силу и здоровье, свое благополучие и свое спасение!
Пьянство — всех пороков мать от рождения; оно самое плодовитое.
Поэтому с ним нужно бороться. Но без слова Божия, нельзя с ним бороться, не будет успеха.
И поэтому нет более лучшего врачевства, как слово Господа Иисуса Христа.
На сегодняшний день Общество Духовных Христиан Трезвенников Братца Иоанна Чурикова является крупнейшей общиной на Северо-Западе России, трезвые общества присутствуют в таких городах как Вологда, Сямжа, Рыбинск, Череповец, Суздаль, Выборг, Боровичи, а так же Краснодар, Воронеж, Сердобск, Житомир, Харьков, Обруч, Минск и в Литве.
С чего все начиналось:
В конце 19-го, начале 20-го веков не было, пожалуй, ни одного петербуржца (ленинградца), не слышавшего ничего о Братце Иоанне. Полемика о его личности развернулась на страницах крупных и мелких печатных изданий. Тысячи людей через него пришли ко Христу.
В 1894 году состоялась первая регистрация Общества народных трезвенников под руководством Иоанна Алексеевича Чурикова. Основной задачей Общества стало прововедь Слова Божьего и отрезвление народа..
Основу общины составляли пьяницы которые, потом стали людьми, вновь обрели семьи, работу, здоровье, — благодаря трудам и молитвам Братца Иоанна.
Иван Алексеевич Чуриков, будучи «странником во Христе», отвечал вопрошавшим «брат, как тебя зовут?»: — ты меня уже назвал – брат. Строгое слово брат превратилось, со временем, в ласковое «Братец» и стало нарицательным. В возрасте 31 года Братец дает обет посвятить свою жизнь Богу, накладывает на себя железные вериги (скрыто под рубашку) и уходит странствовать. В Петербурге среди бедноты и падших людей (пьяниц, воров, падших женщин и т.д.) проповедует Слово Божие, призывает их покаяться и изменить образ жизни.
Братец Иоанн писал: » Я вел и теперь веду неустанную борьбу с пьянством, с блудом, с матерным словом в народе и с другими пороками. При помощи Божией Мною образовано теперь многотысячное Трезвое Братство, но никаких уставов, писанных для него, никаких записей трезвенников мы не ведем, никаких взносов от них не требуем.
У нас правило: вступающий в наше Трезвое Братство должен дать обет навсегда бросить пить водку, и не на срок только, а в знак этого, вместо всяких членских билетов от Меня получает кусочек сахара, — этим новоначальному Я говорю, что и его жизнь будет сладкой, когда он бросит пьянство.»
Община трезвенников росла, укреплялась (количество трезвенников, последователей Братца Иоанна насчитывало в Петербурге около 70 тыс. человек), в ней находили себе место представители всех сословий: это в первую очередь рабочие, ремесленный люд, а также купечество и интеллигенция.
Со стороны власть имущих, как светских, так и духовных – отношение к деятельности Братца Иоанна было не однозначным. Понимания и поддержки очень мало, а угроз, запрещений, ссылок и гонений хватало.
И все-таки благодарность и любовь отрезвленных людей вдохновляли и помогали делать Божье дело.
Когда наступили годы революционной смуты, гражданской войны, трезвенники объединились в сельскохозяйственную Коммуну и этот совместный труд помог преодолеть голод, разруху, неустройство. Но в планах Советской власти была пятилетка безбожия, поэтому год 1929 стал последним, когда Братец был со своей общиной.
Далее трезвую Коммуну «Братца Иоанна Чурикова» преобразовали в сов.хоз. и большинство трезвенников ушло в «подполье». Общество существовало не официально. Но самое главное – существовало; в лихолетья атеизма трезвенники не утратили веру в Бога, продолжали под страхом тюрьмы и ссылки собираться на домашние беседы и смогли передать идею Святой Трезвости следующим поколениям.
В 1989 Общество духовных христиан – трезвенников Братца Иоанна Чурикова зарегистрировано официально. Основная деятельность, которую ведет общество, как и раньше — проповедь Слова Братца Иоанна и отрезвление народа. Дом, построенный трезвенниками в 1906 году в поселке Вырица Ленинградской области, возвращен обществу, где сейчас проводятся Беседы и отрезвляется народ.
Трезвенная деятельность Братца Иоанна Чурикова
СЛОВО ИГУМЕНА АРСЕНИЯ О БРАТЦЕ ЧУРИКОВЕ
Епископы и священники—отцы наши духовные. Чрез них, совершителей тайн Божиих и руководителей в духовной жизни, Дух Святой усовершает христиан, устрояет Церковь Христову, “доколе все, говорит ап. Павел, придет в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения; но истинною любовью все возвращались в Того, Который есть глава, Христос” (Ефес. 4гл. 11-16 ст.)
Так я верую и так исповедую и по вере жить стараюсь.
Так только веровать и так исповедовать учу и всех, приходящих ко мне. Учу, чтобы и жили они, как веруют, чтобы не пьянствовали, не развратничали, к храму Божию и молитве, и к учению в слове Божьем были усердны, к пастырям почтительны, послушны, со всеми миролюбивы, в делах честны, исполнительны, к слабым снисходительны и наставительны.
Грешный раб Господа нашего Иисусу Христа, и ваш Братец Иоанн Чуриков.
Март 1911 год.
Плотникова В.В.
(Исторические материалы
любезно предоставлены
старостой церкви
Блиновым
Владимиром Евдокимовичем).
В блокнот трезвеннику:
…слова Христовы приносят нам пользу только тогда, когда мы рассуждаем и беседуем о них… Я не говорю, что молиться не нужно. Нет, молиться нужно, но если мы только молимся, но не поучаемся словами пророков и словами Христа, то мало пользы…
Братец Иоанн Чуриков
Открытие из-под спуда моченого овса на долине 21 апреля 1924 года.
Придите все братья и сестры,
Взгляните на мир золотой,
Где люди в трудах и молитвах
Находят в коммуне покой.
Работая с Братцем до ночи,
Долг исполняли святой.
И чудо совсем совершилось:
Зарыт он был в яме простой.
Так братия все рассуждали,
Не зная, что будет с овсом,
Зарыли овес на сомненье:
Найдем ли мы корм потом?
Но Братец, как Ангел нас уверял:
Овес хоронили, как Лазаря мы,
Будьте покойны, овес воскреснет.
К весне все силосы откроете вы.
С молитвой и верой в Братца идею
Время полгода прошло.
Чудо святое с овсом совершилось,
Братьев сомненье ушло.
Братец с коммуной на болоте,
Лом и лопата в руках.
Братец сказал без сомненья:
Вера не слово, а будет в делах.
Вот подошел он к силосу,
Братец пример показал.
Первую доску сам отодвинул
И слово Христово сказал:
«Лазарь воскресни из гроба,
Дай исцеленье скоту!»
Земля задрожала под ломом
И заступ пошел в глубину.
Запах овса ароматный.
Он нам, как манна дана,
На пользу скоту и коммуне
Бог сотворил чудеса.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Идея же Братца свершилась.
Один для коммуны отец:
Дает он в трудах облегченье,
И кормит он скот и овец.
Все братья с постом и молитвой,
Прославили Бога Творца,
У Братца просили прощенья,
Как дети, ласкали отца.
(В статье использованы материалы АГМИР ф.2 оп.17/80 д.363 л.11,11об.)
Памяти сестрицы Анны.
“Я был не один, со мной были Девы, от которых вы духовно родились. ”
Дорогой Братец Иоанн
Молитва братца Иоанна чурикова
От вина вся беда! В вине человек губит веру и разум, стыд и совесть, силу и здоровье, свое благополучие и свое спасение!
Пьянство — всех пороков мать от рождения; оно самое плодовитое.
Поэтому с ним нужно бороться. Но без слова Божия, нельзя с ним бороться, не будет успеха.
И поэтому нет более лучшего врачевства, как слово Господа Иисуса Христа.
Союз с Богом
Чтобы избавиться от порока пьянства, наркомании, блуда, азартных игр, болезней необходимо примирится с Богом. Раскаяться и покаяться в своих грехах. Слезно с Верой попросить Бога помочь избавиться от всех пороков. И Бог не откажет.
Пьянство и наркоманию ничем не вылечишь: ни штыком, ни мечом, ни копьем, ни колдунами, ни кодированием, а только лишь СЛОВОМ ХРИСТА, БРАТЦА ИОАННА!
По ВЕРЕ люди отрезвляются!
Для принятия Святой Трезвости необходимо написать записку по образцу. Многие из нас первый раз писавшие эту записку особо не верили, что это поможет. Но в этой записке великая сила. Написав ее каждый изменил свою горькую жизнь на новую Трезвую и счастливую.
Образец:
Господи Дорогой Братец Иоанн, благослови меня во Имя Христа вовеки не пить вина и ничего спиртного, не употреблять ничего одурманивающего, не курить табака, не блудить, не сквернословить. Прости мне грехи мои от юности до дня нынешнего, совершенные по незнанию. Избавь и исцели меня, Господи, от порока пьянства и всех других пороков, пошли мир в семью и успех в работе.
Сохрани меня и мою семью в трезвой Христовой вере. (Имя обратившегося к Богу). Аминь!
Записка пишется в двух экземплярах. Один после чтения молитвы сжигается дома перед образом Братца Иоанна. Второй отсылается по адресу: 188040, Ленинградская обл., пос. Вырица, Павловский проспект, Д. 1. (вложить конверт с обратным адресом).
Принявшим Святую Трезвость Бог помогает бороться со своими грехами и посылает исцеления и благости. Трезвенник же обязан не нарушать данной Богу клятвы.
Никакие пожертвования, свечки, поклоны и прочие ритуалы Богу не нужны. Богу нужно исполнение его заповедей! Никакие пожертвования Трезвой Церковью не принимаются, ибо там, где «хоть копейка» — Бога нет! «Даром получили, даром несите !»
Братец Иоанн говорил: » Я вел и теперь веду неустанную борьбу с пьянством, с блудом, с матерным словом в народе и с другими пороками. При помощи Божией Мною образовано теперь многотысячное Трезвое Братсво, но никаких уставов, писанных для него, никаких записей трезвенников мы не ведем, никаких взносов от них не требуем.
У нас правило: вступающий в наше Трезвое Братсво должен дать обет навсегда бросить пить водку, и не на срок только, а взнак этого, вместо всяких членских билетов от Меня получает кусочек сахара, — этим новоначальному Я говорю, что и его жизнь будет сладкой, когда он бросит пьянство.»
Молитва братца Иоанна чурикова
На проповедях Чурикова всегда было многолюдно, «обычно по воскресеньям посетители собирались у дома Чурикова с семи-восьми утра и до четырех часов дня ждали начала бесед. Зал вмещал около 500 человек. Желающих собиралось в отдельные дни до 2000 человек»[12].
Речь братца Иоанна была понятна для простого народа, лишена сложных богословских размышлений, он говорил о пьянстве, драках в семье, изменах. Проповедь Чурикова строилась по принятому у беседников порядку. Это были размышления на отрывки из Священного Писания, которые читались за богослужением в храмах в этот день. Беседы Чурикова происходили в форме диалога, и периодически прерывалась возгласами присутствующих.
Желающие отказаться от пьянства давали обеты на всю жизнь, а не зароки на месяц, год, три и т.д., как это было в других обществах трезвости. Желающий вести трезвую жизнь давал обет никогда не употреблять спиртных напитков. Курящий давал обет не курить табак. В молитве такой человек приносил покаяние за грехи и испрашивал благословения Божьего на трезвую жизнь. В знак отказа от алкоголя и в качестве символа новой сладкой жизни Чуриков давал три кусочка сахара[13].
Беседы продолжались регулярно до 1905 г., когда братца Иоанна вызвал к себе Санкт-Петербургский митрополит Антоний (Вадковский) и сообщил ему о жалобах духовенства. Можно предположить, что жалобы были вызваны необычностью обстановки, в которой происходили беседы братца Иоанна: непривычна и непонятна была форма диалога со слушателями, могло смущать место собраний (не храм, а нанятое помещение). Митрополит Антоний запрещает проводить личные приемы. Тогда Чуриков стал принимать записки с просьбами помолиться[14]. Такие приемы проводились по понедельникам с 7 утра до 14 часов в течение 24 лет, вплоть до его ареста в 1929 г.
Многие люди, исцеленные от зависимостей и болезней по молитвам Чурикова, питали к нему благодарность, в том числе в гипертрофированных формах, почитая его за святого. Это вызывало недовольство властей. Чуриков хранил у себя костыли исцеленных людей в знак того, что Господь исцеляет по молитвам и вере. Братец Иоанн также давал пузырек с маслом в помощь при исцелении от болезней. Сам он никогда не обращался к врачам и трезвенников также к врачам не отправлял. Чуриков считал, что если человек не выздоравливает, то это происходит от недостатка веры. Против всех болезней у братца Иоанна было два средства — молитва и пост. Для него был только один врач — Господь. Надо отметить, что исцеленные люди были благодарны не только на словах, но и на деле. Ивану Алексеевичу жертвовали довольно значительные суммы.
Чуриков был аскетом, в свое время носил вериги. Его личные духовные качества, в том числе смирение и целомудрие, аскетичная жизнь помогали ему в проповеди, в молитве об исцелениях. Личный пример был важной составляющей его служения. Чуриков был активным противником всяких развлечений, «гульбищ», в том числе театров, считая, что это развращает народ. Об этом он часто говорил на своих беседах. В январе 1916 г. он устроил сожжение граммофонов и пластинок, о чем тут же написал «Петербургский листок». После этого ему солдаты с фронта прислали письмо, в котором сетовали, что им на фронте бывает скучно, а трезвенники жгут граммофоны. Солдаты просили прислать им эти граммофоны, чтобы повеселиться. Братец Иоанн в ответ отправил на фронт посылку с Евангелиями, сопроводив наставлением: «Читайте Евангелие, и вам не будет скучно»[15].
В первые годы активного служения И. Чурикова вокруг него начал складываться круг единомышленников, которых он приводил на исповедь и причастие в Спасо-Колтовскую церковь, куда ходил и сам. «Вот таким советом я, Чуриков, убеждал пьяниц и порочных покаяться: и представлял оных в Спасо-Колтовскую церковь в распоряжения о. Василия для принятия Святых тайн и во оставление дурных привычек»[16].
Движение трезвенников было многочисленным и разнородным, последователи братца Иоанна не были братством или общиной. Наряду с трезвенниками в Петербурге, были последователи братца Иоанна в других губерниях и городах Российской империи. Самые известные проповедники были в Москве: Григорьев и Колосков. Иван Алексеевич не признавал их своими учениками, так как они непродолжительное время ходили на беседы Ивана Алексеевича с народом, «сняли фасон по наружности, и, назвавшись “братцами”, отошли в Москву»[17]. Были последователи и в других губерниях, не очень много, но они были.
Следует признать тот факт, что даже краткое общение с братцем Иоанном смогло вдохновить Д. Григорьева и И. Колоскова на проповедь Евангелия народу, погибающему от пьянства. Отрезвлять народ у них получалось достаточно успешно. Хотя точное количество людей, исцеленных от алкогольной зависимости, неизвестно, но можно предположить, что счет шел на сотни, поскольку епархиальные власти проявляли беспокойство. Московских трезвенников арестовали и потом судили, они получили тюремный срок 1,5 года. После суда, в октябре 1910 г., их отлучили от причастия под надуманным предлогом, что возмутило общественность. Д. Григорьева и И. Колоскова обвиняли в «хлыстовстве», в свальном грехе. Позже выяснилось, что это была клевета, но обвинения так и не сняли. Впоследствии, в 1920-е годы И. Колосков ушел к евангельским христианам.
Последователей Иоанна Чурикова из движения трезвенников можно условно разделить на две группы по степени церковности.
Первая группа состояла из церковных православных людей, которые Чурикова считали своим духовным отцом, учителем. Они относились к нему с уважением, любовью и почитанием, чтили братца Иоанна как молитвенника, как целителя, получившего от Бога особый дар избавлять от алкогольного недуга. Ходили в храмы, с разной периодичностью причащались.
Вторая группа чуриковцев состояла из «неумеренных» трезвенников, которые считали И. Чурикова мессией, воплотившимся Христом, что он творит чудеса, которые человек делать не может, если не будет в нем Бог (Ин. 3:2).
Тот факт, что по молитвам братца исцелялись люди без врачей, духовно нетрезвенные последователи Чурикова воспринимали как еще один аргумент в пользу того, что он — божественная личность. Его сравнивали с Иисусом Христом, поскольку и Спаситель к врачам не отправлял. Такие трезвенники писали провоцирующие письма в церковные инстанции. Одно из таких писем, адресованное митрополиту Владимиру (Богоявленскому), опубликовано в журнале «Миссионерское обозрение», цитата: «Дорогой братец Иоанн словами сказал, что он Христос, смотрите беседу дорогого братца Иоанна за 1910 г. 24 октября №26»[18]. Следует особо отметить, что И. Чуриков никогда не говорил, и в этой беседе, в частности, что он Христос.
Другой пример ложного противопоставления Чурикова церкви. Один трезвенник писал противосектантскому миссионеру Боголюбову: «Ты истинно духовный мертвец. Ты не любишь Бога, как видно из дел твоих: ты не любишь братца, показавшего нам живое Евангелие и неисчерпаемое чудес море , а вы бьете его. Народ бежит из церкви, чтобы не заразиться от вас…»[19]. На сегодняшний день последователи Ивана Алексеевича, которые обожествляют его личность, окончательно превратились в сектантское течение.
Молитва братца Иоанна чурикова
История трезвеннического движения в России
Историки трезвеннического движения подразделяют его на этапы: первый возник в конце 1850-х годов, потом был этап Льва Толстого, третьему, в начале ХХ века, удалось почти отрезвить Россию, но пришедшие к власти большевики, декларативно агитировавшие против алкоголя, решили строить «светлое будущее», спаивая народ и расстреляв всех участников четвёртого этапа противодействия алкомафии.
Иван Алексеевич Чуриков с малых лет трудился в лавке у своего дяди, купца. Рано, с четырнадцати лет, завёл своё дело: «скупал и перепродавал волов, лошадей, овец, рыбу, фрукты, овощи, котлы для отопления и пр. – писал исследователь жизни Чурикова и его современник Иван Михайлович Трегубов. – У него была своя лавка и харчевня со спиртными напитками и Библией, которую он читал в промежутках между торговлей». И пришёл к выводу, что между куплей и продажей рождается грех, и это сильно мучило его как религиозного человека. «Когда, бывало, продашь лошадь с норовом или каким другим недостатком землепашцу, а тот начнёт ею пахать и она плохо пашет, – вспоминал Иван Алексеевич Чуриков, – то сердце моё тук-тук-тук, и мне было больно, потому что у такого землепашца от плохой пахоты детишки без хлеба».
«Поэтому, когда умерла его дочь двух лет, а жена его, заболев душевно, была помещена в астраханскую больницу, то он поспешил раздать всё своё имение, – писал И. М. Трегубов о том, что Чуриков буквально воспринял слова из Евангелия, – и отправился в Петербург к Иоанну Кронштадтскому с просьбой помолиться о выздоровлении своей жены. Это было в июне 1894 года. Жена не выздоровела, и он остался в Петербурге, гневаясь на Иоанна Кронштадтского за то, что не исцелил её».
– Я ещё не знал тогда, – признавался Иван Алексеевич Трегубову, – к чему меня готовил Бог.
А готовил его Господь к проповеднической стезе. Чуриков надел на себя вериги весом двадцать два фунта и не снимал их ни днём, ни ночью, говоря, что умерщвляет свою плоть и думает только о спасении своей души и душ других пьяниц. У него открылся дар исцелять болезни, прежде всего алкоголизм. Многие выпивохи, слушая его речи, вопреки своему желанию, не могли пить и исцелялись от пристрастия к вину.
В Петербурге он поселился на Петроградской стороне, недалеко от Спасо-Котловского храма, где проповедовал с 1900 года по 1911 год. Об одной такой проповеди рассказал Н.
Абрамов в газете «Петроградский листок» 4 июля 1916 года: «Прочтя то или другое место из свящ. Писания, он спрашивает: «Подходит ли к нам это писание? Оправдываем ли мы его своею жизнью? Похожи ли мы в жизни на пророков, Апостолов и св. отцов? Воплощаем ли Евангельские истины? Или проводим в жизнь сатанинскую ненависть и злобу?» Чуриков чутко следит за настроением слушателей. Когда он замечает, что его слова действуют, он вдруг прерывает свою проповедь и запевает псалом или молитву. Трёхтысячная толпа народа поёт сильно и удивительно стройно. Нередко слушатели во время проповеди со слезами каются, просят молитв «братца». Одни громко восклицают: «Прости, дорогой братец! Это я так поступаю. Помолись за меня, я больше не буду так жить. » Другие выкрикивают: «Спасибо, дорогой братец. Это ты вывел нас из пьяного омута. Ты нас спас от развратной жизни, вытащил из грязного болота и вывел на дорогу трезвой жизни…» Сам Чуриков постоянно останавливает своих ревностных восхвалителей: «Что вы меня восхваляете? Вас исцелил Господь по вере вашей, а я только напомнил вам о Христе и о Его учении. Исполните заповеди Господни и вас Христос не оставит милостию».
Не всем нравилась деятельность Чурикова. Обозлил он прежде всего виноторговцев, подорвав им бизнес: если петербуржцы и дальше сотнями и тысячами будут бросать пить, то так и до полного разорения можно дойти. И Чурикова обвинили в сектантстве, чему способствовали и ревностные его поклонники. Впрочем, их можно понять: если человек по молитвам Чурикова исцелялся от болезни (а зафиксированы сотни случаев исцеления, и не только от пьянства), то его благодарность приобретала гипертрофированные формы. Почитание Чурикова как пророка вызвало недовольство церковных властей.
– За что же на меня роптать? – спросил Иван Алексеевич в беседе с митрополитом Антонием (Вадковским), – я посылаю людей в церковь за исцелением к Св. Тайнам.
– Да, правда, – отвечал владыка Антоний, – вы посылаете людей в церковь за отрезвлением к Св. Тайнам и Св. Тайны исцеляют их от пьянства и болезней, но народ приписывает вам славу, поэтому советую вам прекратить личные приёмы.
– Владыко, а как же мне поступать с приходящими ко мне и просящими у меня молитв? – спросил Чуриков и получил ответ:
– Принимайте их по записочкам.
Новая форма общения Чурикова со страждущими не убавила числа приходящих к нему. Сергей Юрьевич Пала-модов свой рассказ иллюстрировал фотографиями, на них запечатлены длинные очереди к дому Чурикова (за день он принимал до полутора тысяч человек!). Дождавшийся своей очереди проситель протягивал в щель двери записочку, Иван Алексеевич молился за просителя и давал письменный же ответ. В книге «Имя моё грешное помяните», изданной тщанием православного общества трезвости Братца Иоанна Чурикова в 2011 году, приведены факсимиле некоторых из них: «Дорогой Братец Иван. Помолись Господу Богу за меня грешнаго раба Владимира. Хотел бы я избавиться от пияни и от болезни под ложечкой и грудь и глазами», «Дорогой Братец! Помолитесь обо мне о том, чтоб мне Господь помог в ученье, как я худ по ученью, а притом и болен».
К нему приходили не только за исцелением, но и за советом, как жить: на вопрос «Помолись, Дорогой Братец, у мужа стремление жить в деревне, а я здесь хочу жить» он отвечал: «Бог не учил разделяться: куда иголка – туда и нитка». «Помолись, Братец Дорогой, чтобы мне вина не пить». – «Вот вам сахар, не как святыня, а как переход от горькой жизни к сладкой. Выпейте с чаем». «Помолись, Дорогой Братец, чтобы мне вина не пить, и я без дела». – «Ради обета трезвой жизни Господь пошлёт вам работы не переработать, только не цените свой труд». «Братец дорогой, прости нас, мы с мужем ругаемся и нет у нас согласия. Помолись, дорогой, чтобы нам не погибнуть». – «Исполните желание мужа и всё будет по-вашему». «Дорогой Братец, помолись Богу, чтобы не пить водку и никаких охмеляющих напитков. Дорогой Братец, благословите меня, я хочу снять портерную лавку». – «Я против того, чтобы людей делать сумасшедших, найди честный труд».
После революции, казалось, чуриковцы найдут общий язык с властями, провозгласившими, что «владыкой мира будет труд». До революции чуриковцы жили колонией. В 1918 году организовали сельскохозяйственную коммуну. Выделили им пятьсот десятин болотистой и лесистой земли, триста из которых они осушили, сделав угодья плодородными. В протоколе допроса Чурикова от 20 апреля 1929 года в графе «Род занятий (последнее место службы и должность)» Иван Алексеевич написал: «Руководитель коммуны моего имени». Было под его началом 250 человек – большое сельскохозяйственное предприятие. Но уже наступали времена, когда в стране должен был остаться только один вождь – Сталин. И Чурикова арестовали. Умер он в тюрьме. А его коммуну, объявив лжекоммуной (вероятно, потому, что трезвые крестьяне-чуриковцы жили зажиточно, а не бедствуя, как другие коммунары), переименовали сначала в «Трезвый путь», потом заменив «крамольное» слово «трезвый» на «новый», а затем назвав «Красный семеновод».
А дело Чурикова – отрезвление народа – продолжало жить. В обвинительном заключении по следственному делу № 2507 в 1931 году отмечается: «Ленинградская община «Чуриковцев», постепенно углубляя и расширяя организационную деятельность, с конца 1930 г. перешла на нелегальное существование, усиливая организацию малочисленных частных «бесед» на частных квартирах трезвенников». В подполье чуриковцы были до 1989 года, когда официально зарегистрировали религиозную общину. Сегодня действуют четыре общины. Одну из них возглавляет Владимир Николаевич Глинский. В этой общине состоит и Сергей Юрьевич Паламодов. В 1999 году в Архиве музея истории религии он обнаружил связки записок (Иван Алексеевич принимал просителей и в 1920-е годы) и опубликовал вместе с другими документами в книге «Имя мое грешное помяните…» Это только первая книга из задуманных шести книг. Будут в последующих сборниках документов и саратовские находки. «В Новоузенск и Александров Гай съездили очень хорошо, узнали интересные вещи. Благодарю Вас за прием. С уважением, Сергей», – «телеграфировал» 31 марта по Интернету с дороги Сергей Юрьевич. Будем ждать его новых книг о нашем замечательном земляке Иване Алексеевиче Чурикове.
Обществу христиан-трезвенников Иоанна Чурикова исполнилось 124 года
«Как русский человек, я стремлюсь религиозно обновить и ОТРЕЗВИТЬ Русь. Во Мне, помимо Моего желания, проявлялась какая-то особая ревность и посылала Меня в слезах спасать погибающий народ» (Братец И.Чуриков)
Православному обществу христиан-трезвенников Иоанна Чурикова в 2018 году исполнилось 124 года. Сегодня – это старейшее общество трезвости в России среди церковных и светских организаций.
Основал его крестьянин Самарской губернии Иван Алексеевич Чуриков, который, повинуясь Божьему откровению, решился посвятить свою жизнь служению родному Отечеству на ниве народной трезвости.Унаследовав от благочестивых православных родителей любовь к Святому писанию и крепкую веру, Иван Алексеевич раздал свое имущество и отправился в Петербург подобно Евангельскому самаритянину служить израненным в пьянстве по слову Христа: «или и ты поступай так же»(Лк 10.37). С 20 ноября 1894 г. в мастерской башмачника на Лиговском проспекте начались регулярные беседы ,на которых страждущие духовно перерождались и исцелялись. Иван Алексеевич просил называть его «братом» по Евангелию Матфея (25,40), но очень скоро исцеленные стали называть его ласково «братец». Это имя стало нарицательным.
Братец Иоанн на протяжении нескольких лет сдавал экзамен — испытание твердости намерения послужить народу, в течение которых носил вериги, побывал в тюрьмах и сумасшедшем доме, терпел насмешки и побои. В 1900 г. он получает благословение митрополита Антония (Вадковского) на проповедь, «как говорит Евангелие нам всем: «если согрешит брат твой, то пойди уговори его, и если он послушает тебя, то приобрел ты брата твоего»(Мф.18,15; Иак.5.19-20)
В 1905 г. митрополит Антоний благословляет Братца Иоанна принимать народ по запискам. С этого времени Братец несет это послушание и совершает молитвенный подвиг за народ: на протяжении 25 лет каждый понедельник Братец Иоанн принимает от нескольких сотен до нескольких тысяч посетителей. Народ несет ему свои скорби и проблемы, получает утешительные или обличительные ответы и советы — как наладить свою христианскую жизнь.
В 1906 году Братец Иоанн встречается с Иоанном Кронштадским и получает его благословение. О.Иоанн при посещении трезвенников отозвался о Братце так: «он, как святой Прокопий, сам идет по чистому пути христовой веры, и вас тащит из порочной жизни. Желаю вам наслаждаться его беседами».
Исцеленные по молитвам Братца трезвенники образовали в Вырице целую колонию. Там же в 1918 году Братец Иоанн организовал трудовую сельскохозяйственную «Коммуну Б.И.Ч.», в которой исполнилось его желание воплотить в жизни, подобно Церкви апостольских времен, идеал христианского общежития.
И.А.Чуриков — один из самых известных людей Петербурга-Петрограда-Ленинграда своего времени: по приблизительным подсчетам у него на приемах побывало не менее 1,5 миллионов посетителей. В результате многолетней деятельности И.А.Чурикова (почти 35 лет) по отрезвлению народа исцелились от пьянства и других сопутствующих пороков по разным оценкам от 20 до 100 тысяч человек. Его ценный опыт нуждается в изучении и, без сомнения, будет востребован современными трезвенническими организациями.
Однако, несмотря на очевидные выдающиеся успехи на ниве народной трезвости, его деятельность не получила всеобщего одобрения, как и прежде бывало в истории добрых начинаний многих подвижников. До революции его деятельность вызывала неприязнь православных миссионеров, а после революции в 20-х годах — органов советской власти. С конца 20-х до начала 60-х годов трезвенники Братца Иоанна Чурикова преследовались за свои религиозные убеждения. Сотни человек были репрессированы, отбывали различные сроки тюремного заключения и ссылки от года до 25 лет, некоторые из них были расстреляны. Сам Братец Иоанн был арестован в 1929 году и скончался в Ярославском политизоляторе в 1933 г.
Долгие годы общество трезвости Братца Иоанна Чурикова существовало, как полуподпольная организация и зарегистрировалось только в 1989 г. В 1995 году группу трезвенников принял митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Эта встреча положила начало восстановлению доверия и взаимопонимания между духовенством епархии и трезвенниками, и приобщением последних к полнокровной церковной жизни.
По приглашению о.Владимира (Сорокина) с 2000 г. православное общество трезвости Б.И.Ч. проводит встречи в храме Новомученников и исповедников Российских. Слова Братца Иоанна: «если бы и отрубили мне голову, и тогда, я буду верить, что голова моя прикатится к матери моей, святой Церкви» оказались пророческими.
И.А.Чуриков оставил заметный след в истории России, его жизнь и деятельность породила огромный массив исторических документов, который до сих пор мало изучен и мало известен. Членами нашей общины осуществляется сбор материалов и научно-историческое исследование жизни и деятельности Братца Иоанна Чурикова.
Православное общество трезвости Братца Иоанна Чурикова хранит традиции, заложенные Братцем Иоанном более 124-х лет назад по использованию аскетических средств, освященных многовековым опытом Церкви: приобщению к слову Божию, «умудряющему во спасение»(2Т.3,15), «доброму подвигу» поста и молитве»друг за друга ,чтобы исцелиться» (Иак.5,16)
Видео (кликните для воспроизведения). |
Каждое воскресенье в 14:00 православные трезвенники Братца Иоанна Чурикова собираются для назидания словом Божиим и укрепления в вере в Доме притча при Соборе Феодоровской иконы Божьей Матери по адресу: Санкт-Петербург, Миргородская ул., 1-д лит. Б
«Христос воскресил Лазаря и сам воскрес. Он и нас воскресит Своею Кровию, то есть Своим учением, от разврата и пьянства. Иоанн Богослов был в духе в день воскресный, также и нам велел быть в духе Христовом в день воскресный. Он слышал громкий голос, как бы трубный. Да и мы, если пребудем в духе Христовом, также услышим трубный громкий голос, который по всей земле как гром гремит: «Христос воскрес!». По вере Он воскресит и нас, верующих в вечное Евангелие», — напутствовал своих последователей Братец Иоанн.
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.