Содержание
- 1 Православный Церковный календарь
- 2 Преподобный Афана ́ сий Сяндемский , Вологодский
- 3 Жития русских святых
- 4 Русские святые
- 5 Молитва афанасию сяндемскому
- 6 Сяндемский Успенский женский монастырь
- 7 15 мая 2019 года в день обретения мощей св. прп. Афанасия Сяндемского
- 8 Преподобный Афанасий Сяндемский, Вологодский
- 9 АФАНАСИЙ СЯНДЕМСКИЙ
Православный Церковный календарь
Календарь на год ►
О календаре
Богослужения
Посты
Библейские чтения
Праздники
Календарь
венчаний
Дни особого поминовения усопших 2019
Дни поминовения новопреставленных
Подписка
Преподобный Афана ́ сий Сяндемский , Вологодский
Дни памяти
3 июня – Собор Карельских святых
28 июня (переходящая) – Соборы Вологодских и Санкт-Петербургских святых
Житие
Краткое житие преподобного Афанасия Сяндемского, Вологодского
Ученик преподобного Александра Свирского. Сподобился быть свидетелем благодатного посещения его учителя Пресвятой Девой Богородицей.
Преподобный Афанасий начал свои иноческие подвиги на Валааме, а затем в Свирском монастыре. После кончины своего наставника святой ушел для пустынножительства в дремучие леса Карелии, где на озере Сяндеме основал обитель. Вследствие клеветы на него местных жителей преподобный Афанасий переселился обратно в Свирский монастырь, где был избран игуменом, но в 1577 г. снова вернулся на озеро Сяндем.
Много потрудился преподобный и в духовном устройстве обители. Последние годы своей жизни святой провел в уединении на одном из островов озера. Скончался преподобный Афанасий в глубокой старости, и над могилой его была сооружена церковь во имя святителей Кирилла и Афанасия Александрийских, сгоревшая во время пожара в 1720 г. При постройке новой церкви были обретены нетленные мощи преподобного Афанасия.
Полное житие преподобного Афанасия Сяндемского, Вологодского
В конце XV столетия между многочисленными подвижниками древней Валаамской обители подвизался инок Афанасий – ученик и сомолитвенник пустынножителя Александра, работавшего Господу в тесной пещере одного из Валаамских островов. Душеспасительные советы и примеры высоких добродетелей Александра укрепляли Афанасия на трудном пути спасения. С течением же времени, по неисповедимым судьбам Божиим, наставник и ученик должны были разлучиться. Преподобный Александр удалился в леса Обонежской пятины на реку Свирь и семь лет провел там в строжайшем уединении, а потом приступил к устроению общежития, тогда и преподобный Афанасий переселился с Валаама опять под его руководство.
Смиренномудрие и послушание сделали Афанасия любимейшим учеником преподобного игумена, и он сподобился быть свидетелем благодатного посещения его учителя Пресвятой Девой Богородицей.
По преставлении преподобного Александра (1533 г.), преподобный Афанасий отошел на пустынножитие в дремучие леса Карелии и на холме перешейка двух небольших озер Сяндема и Рощинского поставил себе хижину. Некоторые из сподвижников преподобного Александра последовали за Афанасием в уединение, а к ним присоединилось еще несколько любителей пустынного жития. Таким образом было положено начало процветавшей впоследствии Сяндемской пустыни.
Сам преподобный Афанасий рассказывал о своем поселении в пустыни так. Жил он в Обонежской пятине, в Олонецком уезде, на Сяндеме озере, в пустыне на Софийской земле, в диком лесу от Олонца 20 верст, а от ближних деревень 10 верст; ту пустыню позволили ему строить олончане на богомолье о государе и на прибежище себе. По благословению архиепископа Пимена он поставил в пустыне часовню во имя Живоначальной Троицы да восемь келлий. И собралось к нему в пустыню десять братий; он распахал пашню. Но по зависти те олончане оболгали его перед архиепископом Пименом, будто он построил свою пустыньку насильственно, и выслали его из пустыньки. Пустынька осталась пустою.
Преподобный удалился в Свирский монастырь и избран был там в игумена. Вероятно, в это время он и получил сан священства, по крайней мере, в 1577 г. называется священноиноком. Долго ли управлял преподобный Афанасий обителью своего наставника, остается неизвестным, только в 1577 г. он называется уже бывшим игуменом Свирского монастыря и просит у Новгородского архиепископа Александра позволения на месте пустыни устроить монастырь с храмом во имя Живоначальной Троицы и отвести земли под пашню. Такое дозволение было дано; отведена монастырю и пашня по одной версте во все четыре стороны. Монастырь был освобожден от пошлин в пользу Новгородской Софийской казны. Преподобный служил примером братии в трудолюбии и терпении, и вся братия трудами рук своих добывали себе пропитание.
Основатель обители был и наставником нового братства. Для собственного же научения имел он частые духовные беседы с преподобным Адрианом Андрусовским, валаамским схимонахом, основавшим около того же времени иноческую обитель на берегу Ладожского озера. Подвижники жили верстах в 20-ти один от другого. Памятниками этого духовного общения остались кресты, водруженные угодниками Божиими на пути через все пространство, отделявшее их друг от друга. Предание говорит, что и на том месте, где теперь церковь во имя чудотворца Николая в селении Тулокса, преподобным Афанасием был поставлен крест и предсказано создание храма на служение Господу. Пророчество исполнилось, церковь святителя Николая, почти современная основателю Сяндемской пустыни, существует и поныне. При устье реки Сяндемки (текущей на девять верст из Сяндемского озера в речку Тулоксу) находятся на обоих ее берегах два каменных креста. По свидетельству предания, они сопутствовали преподобному Афанасию с Валаама и суть благословение тамошних старцев основателю Сяндемской пустыни. У окрестных жителей сохранились рассказы, что эти кресты чудесно приплыли за преподобным против речного течения со стороны Ладожского озера.
По древнему же сказанию, угодник Божий Афанасий последние годы святой жизни своей провел в уединении на одном из островов озера Сяндема, который называется и доселе Святым.
Преподобный Афанасий преставился в своей пустыни и погребен на одном из мысов Рощинского озера, где потом над могилой его сооружена церковь во имя святителя Кирилла и Афанасия, патриархов Александрийских.
Нашествие Литвы и шведов в начале XVII века истребило все письменные свидетельства о времени и трудах первоначальника пустыни. До этого несчастного события обитель процветала: храмы Божии удивляли своим благолепием, хозяйство изобиловало всеми угодьями. При нашествии врагов старцы, чтобы спасти некоторые церковные предметы и колокола, опустили все в озеро, на топком дне которого они навсегда и остались.
В начале XVIII столетия Божиим попущением Сяндемская пустынь сгорела дотла, и, как видно из надписи закладного креста, в 1720 году церковь святителей Кирилла и Афанасия выстроена вновь.
Местность Сяндема очень живописна. Обитель расположена почти в средоточии кругообразной поляны, имеющей в поперечнике до 400 сажень; окружность ее составляет густой хвойный лес, а два озера разливаются по северной и южной сторонам и заливами своими образуют множество восхитительных видов. На возвышенном перешейке этих озер стоит деревянный храм Успения Божией Матери, воздвигнутый попечителем Андрусовой пустыни валаамским игуменом Иннокентием.
В это время были обретены честные мощи преподобного Афанасия. После пожара при копании рва под фундамент нынешней церкви обрели святое тело его нетленным, причем даже четки и хартия с разрешительной молитвой в руках угодника Божия были совершенно целы. Несколько суток святые мощи оставались на земной поверхности и потом 2 мая погребены в прежней могиле. Над мощами внутри храма воздвигнута рака красного дерева с образом преподобного; у южных дверей есть также его икона во весь рост, а за левым клиросом изображено посещение Пресвятой Богородицы, которого преподобный Афанасий сподобился вместе с преподобным учителем своим.
Память святого преподобного Афанасия совершается местно 18/31 января и 2/15 мая.
Жития русских святых
Афанасий Сяндемский, преподобный
В конце XV столетия между многочисленными подвижниками древней Валаамской обители подвизался инок Афанасий – ученик и сомолитвенник пустынножителя Александра, работавшего Господу в тесной пещере одного из Валаамских островов. Душеспасительные советы и примеры высоких добродетелей Александра укрепляли Афанасия на трудном пути спасения. С течением же времени, по неисповедимым судьбам Божиим, наставник и ученик должны были разлучиться. Преподобный Александр удалился в леса Обонежской пятины на реку Свирь и семь лет провел там в строжайшем уединении, а потом приступил к устроению общежития, тогда и преподобный Афанасий переселился с Валаама опять под его руководство.
Смиренномудрие и послушание сделали Афанасия любимейшим учеником преподобного игумена, и он сподобился быть свидетелем благодатного посещения его учителя Пресвятой Девой Богородицей.
По преставлении преподобного Александра (1533 г.), преподобный Афанасий отошел на пустынножитие в дремучие леса Карелии и на холме перешейка двух небольших озер Сяндема и Рощинского поставил себе хижину. Некоторые из сподвижников преподобного Александра последовали за Афанасием в уединение, а к ним присоединилось еще несколько любителей пустынного жития. Таким образом было положено начало процветавшей впоследствии Сяндемской пустыни.
Сам преподобный Афанасий рассказывал о своем поселении в пустыни так. Жил он в Обонежской пятине, в Олонецком уезде, на Сяндеме озере, в пустыне на Софийской земле, в диком лесу от Олонца 20 верст, а от ближних деревень 10 верст; ту пустыню позволили ему строить олончане на богомолье о государе и на прибежище себе. По благословению архиепископа Пимена он поставил в пустыне часовню во имя Живоначальной Троицы да восемь келлий. И собралось к нему в пустыню десять братий; он распахал пашню.
Но по зависти те олончане оболгали его перед архиепископом Пименом, будто он построил свою пустыньку насильственно, и выслали его из пустыньки. Пустынька осталась пустою.
Преподобный удалился в Свирский монастырь и избран был там в игумена. Вероятно, в это время он и получил сан священства, по крайней мере, в 1577 г. называется священноиноком. Долго ли управлял преподобный Афанасий обителью своего наставника, остается неизвестным, только в 1577 г. он называется уже бывшим игуменом Свирского монастыря и просит у Новгородского архиепископа Александра позволения на месте пустыни устроить монастырь с храмом во имя Живоначальной Троицы и отвести земли под пашню. Такое дозволение было дано; отведена монастырю и пашня по одной версте во все четыре стороны. Монастырь был освобожден от пошлин в пользу Новгородской Софийской казны. Преподобный служил примером братии в трудолюбии и терпении, и вся братия трудами рук своих добывали себе пропитание.
Основатель обители был и наставником нового братства. Для собственного же научения имел он частые духовные беседы с преподобным Адрианом Андрусовским, валаамским схимонахом, основавшим около того же времени иноческую обитель на берегу Ладожского озера. Подвижники жили верстах в 20 один от другого. Памятниками этого духовного общения остались кресты, водруженные угодниками Божиими на пути через все пространство, отделявшее их друг от друга. Предание говорит, что и на том месте, где теперь церковь во имя чудотворца Николая в селении Тулокса, преподобным Афанасием был поставлен крест и предсказано создание храма на служение Господу. Пророчество исполнилось, церковь святителя Николая, почти современная основателю Сяндемской пустыни, существует и поныне. При устье реки Сяндемки (текущей на девять верст из Сяндемского озера в речку Тулоксу) находятся на обоих ее берегах два каменные креста. По свидетельству предания, они сопутствовали преподобному Афанасию с Валаама и суть благословение тамошних старцев основателю Сяндемской пустыни. У окрестных жителей сохранились рассказы, что эти кресты чудесно приплыли за преподобным против речного течения со стороны Ладожского озера.
По древнему же сказанию, угодник Божий Афанасий последние годы святой жизни своей провел в уединении на одном из островов озера Сяндема, который называется и доселе Святым.
Преподобный Афанасий преставился в своей пустыни и погребен на одном из мысов Рощинского озера, где потом над могилой его сооружена церковь во имя святителя Кирилла и Афанасия, патриархов Александрийских.
Нашествие Литвы и шведов в начале XVII века истребило все письменных свидетельства о времени и трудах первоначальника пустыни. До этого несчастного события обитель процветала: храмы Божии удивляли своим благолепием, хозяйство изобиловало всеми угодьями. При нашествии врагов старцы, чтобы спасти некоторые церковные предметы и колокола, опустили все в озеро, на топком дне которого они навсегда и остались.
В начале XVIII столетия, Божиим попущением, Сяндемская пустынь сгорела дотла, и, как видно из надписи закладного креста, в 1720 году церковь святителей Кирилла и Афанасия выстроена вновь.
Местность Сяндема очень живописна. Обитель расположена почти в средоточии кругообразной поляны, имеющей в поперечнике до 400 сажень; окружность ее составляет густой хвойный лес, а два озера разливаются по северной и южной сторонам и заливами своими образуют множество восхитительных видов. На возвышенном перешейке этих озер стоит деревянным храм Успения Божией Матери, воздвигнутый попечителем Андрусовой пустыни валаамским игуменом Иннокентием.
В это время были обретены честные мощи преподобного Афанасия. После пожара при копании рва под фундамент нынешней церкви обрели святое тело его нетленным, причем даже четки и хартия с разрешительной молитвой в руках угодника Божия были совершенно целы. Несколько суток святые мощи оставались на земной поверхности и потом 2 мая погребены в прежней могиле. Над мощами внутри храма воздвигнута рака красного дерева с образом преподобного; у южных дверей есть также его икона во весь рост, а за левым клиросом изображено посещение Пресвятой Богородицы, которого преподобный Афанасий сподобился вместе с преподобным учителем своим.
Память святого преподобного Афанасия совершается местно 18/31 января и 2/15 мая.
Афанасий Наволоцкий, преподобный
Преподобный Афанасий Наволоцкий подвизался не позднее начала XVII века. Он пришел из Каргопольских пределов в Олонецкую землю, где основал монастырь в 78 верстах от возникшего позже Петрозаводска. Скончался святой близ Верхоледской Слободки, близ Шенкурска.
Русские святые
Память его празднуется 18 янв.
Прп. Афанасий Сяндемский полагал начало иноческого жития на Валааме под руководством прп. Александра Свирского (память его 30 авг.) и последовал за ним на берега реки Свири. Здесь он был свидетелем явления прп. Александру Пресвятой Богородицы. По кончине своего наставника прп. Афанасий удалился в непроходимые Карельские леса и поселился вблизи города Олонца на перешейке, соединяющем Сяндемское и Рощанское озера. Место это поражает своей красотой. За ним последовали некоторые из учеников прп. Александра, поставили часовню и вокруг нее восемь келий. Так было положено начало Сяндемскому Успенскому монастырю, существовавшему до наших дней.
Одно время неприятности от жителей города Олонца заставили преподобного на краткое время покинуть возникающую обитель. Он был рукоположен в иерейский сан и назначен настоятелем Александро-Свирского монастыря, но в том же году вернулся в свою обитель. Ей была дарована пахотная земля, и по уставу преподобного Афанасия братия должны были питаться трудами рук своих, в чем настоятель сам подавал пример.
В двадцати верстах от его обители находится Ондрусовский монастырь прп. Адриана (память его 17 мая), друга прп. Афанасия, тоже выходца валаамского. Оба подвижника часто посещали друг друга. Вся местность эта изобилует воспоминаниями о них. Так, например, в деревне Тулоксе есть церковь святителя Николая, основание которой было предсказано прп. Афанасием. На берегу реки Сяндемки стоят два каменных креста, благословение ему валаамских старцев: по преданию, эти кресты приплыли за ним по воде против течения. Последние годы своей жизни прп. Афанасий провел в строжайшем уединении на Святом острове на Сяндемском озере. Погребен он на Рощанском озере, и на могиле его воздвигнута церковь во имя святителей Кирилла и Афанасия Александрийских. В XVIII в. монастырь погорел, причем погибли все письменные памятники его времени. При возобновлении обители были обретены нетленные мощи прп. Афанасия, с четками и разрешительной молитвой в руках, и были погребены вновь в той же могиле. В монастыре до наших дней хранились две иконы прп. Афанасия: одна изображала его во весь рост, другая – явление ему и прп. Александру Свирскому Пресвятой Богородицы.
• Места, где подвизался и преставился святой преподобный, находились в ведении Новгородской епархии. Ныне это Олонецкий р-н Карелии, Петрозаводская епархия.
• Успенский монастырь, основанный прп. Афанасием, расположен на холме между Сяндемским и Рощанским озерами, в 25 верстах от Олонца. В XVIII в. обитель была приписана к Свирепому монастырю, в XIX в. – к Андрусовскому (Ондрусовскому), что на берегу Ладожского озера (основан прп. Адрианом). С 1909 г. и до закрыmm в послереволюционные времена обитель была преобразована в женский монастырь с просветительско-миссионерскими целями.
Молитва афанасию сяндемскому
Видео (кликните для воспроизведения). |
В возрождающейся Сяндемской Успенской пустыни совершена первая Божественная литургия
	 В день тезоименитства преподобного Афанасия Сяндемского, 31 января, в возрождающейся Сяндемской Успенской пустыни, основанной святым подвижником в XVI века, была совершена первая Божественная литургия после почти 90-летнего перерыва.
Обитель расположена неподалеку от деревни Сяндеба Олонецкого района. В ее маленькой деревянной церкви при большом стечении народа Божественную литургию совершил игумен Важеозерского Спасо-Преображенского мужского монастыря Иларион (Кильганов), под духовным руководством которого восстанавливается древняя святыня Карелии.
Пока же на месте бывшего монастыря – чистое поле. Но уже монахинями и трудницами женского скита Важеозерской обители, многочисленными помощниками монастыря – из Олонца, Питкяранты, других мест – расчищена монастырская территория. Уже возведен на возвышенности у Сяндемского озера деревянный храм, на том же самом месте, где во второй половине XVI века первоначальник пустыни преподобный Афанасий Сяндемский построил вместе с братией первую церковь обители – Успенскую. Рядом возвышается трехметровый поклонный красивый резной крест, освященный летом 2009 года Архиепископом Петрозаводским и Карельским Мануилом.
Очень мало сведений сохранилось о буквально стертой с лица земли старинной обители и ее основателе. Многие письменные свидетельства о времени и трудах прп Афанасия Сяндемского были истреблены в начале XVII века, во время нашествия литовцев и шведов. До этого несчастного события, как сообщалось в дореволюционных материалах, обитель процветала: храмы Божии удивляли своим благолепием, хозяйство изобиловало всеми угодьями. При нашествии врагов старцы, чтобы спасти некоторые церковные предметы и колокола, все опустили в озеро, на топком дне которого они и остались навсегда.
Пострадала Сяндемская пустынь и в начале XVIII столетия. Божиим попущением монастырь сгорел дотла, о чем свидетельствовала надпись на закладном кресте, который тоже не сохранился. В том пожаре в монастыре погибли все оставшиеся письменные памятники времен преподобного. При возобновлении обители после того пожара были обретены нетленные мощи прп. Афанасия с четками и разрешительной молитвой в руках.
Только из житийных текстов Валаамского и Александро-Свирского монастырей дошли до наших дней отрывочные сведения о древнем подвижнике. Доподлинно известно, что иноческое житие прп. Афанасия Сяндемского в конце XV века началось на Валааме под руководством прп. Александра Свирского. Сам, будучи еще в возрасте около 37 лет, преподобный Александр Свирский своими великим подвижничеством поражал даже строгих Валаамских старцев . Сначала он подвизался в общежитии, потом в безмолвии на острове, ныне именуемом Святым, на котором сейчас находится Александро-Свирский скит Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Здесь сохранилась пещера, вырытая руками святого. Говорят, что тело его стало таким твердым и жестким от трудов, что ему не мог бы повредить даже удар камнем. И рядом с преподобным отшельником какое-то время находился молодой инок, его духовный ученик – Афанасий, тоже принявший постриг на Валааме.
Через семь лет после ухода прп. Александра Свирского с Валаама на Рощинское озеро разнеслась молва о новом месте подвижничества неусыпного труженика. Будущий ученик прп. Александра Свирского молодой боярин Андрей Завалишин неожиданно, во время охоты, встретился с ним в безлюдной пустыне — лесных дебрях своей вотчины. В это убежище отшельника и направился инок Афанасий. И вскоре здесь был создан общежительный монастырь. Смиренномудрие и послушание сделали Афанасия любимейшим учеником преподобного игумена новой обители, и он сподобился быть свидетелем благодатного посещения его учителя Пресвятой Девой Богородицей.
В конце жизни (около 1530 года), повествует житие святого, прп. Александр задумал построить храм Покрова Пресвятой Богородицы. Однажды вечером, после совершения акафиста Богородице, преподобный сел отдохнуть в келии и вдруг сказал келейнику Афанасию: «Чадо, трезвись и бодрствуй, потому что в этот час будет чудное и ужасное посещение» . В предсении келий, куда поспешил старец, его осиял великий свет, распространившийся над всем монастырем, и преподобный увидел над основанием Покровской церкви сидящую на алтарном месте, как на престоле, Пречистую Богородицу с Младенцем, и множество Ангельских чинов, предстоящих Ей. Преподобный пал, не вынесши света, но Богородица ободрила его и благословила обитель. Это священное событие отражено и на житийной иконе XVI века, запечатлевшей прп. Афанасия, лежащего в глубоком поклоне на земле.
По кончине своего наставника в 1533 году прп. Афанасий, сам уже будучи в преклонных годах, удалился в непроходимые Карельские леса и поселился на перешейке, соединяющем Сяндемское и Рощанское озера. Место это поразило иноков своей красотой. За ним последовали некоторые из учеников прп. Александра, поставили часовню и вокруг нее восемь келий. Так было положено начало Сяндемскому Успенскому монастырю.
Одно время неприятности от местных жителей заставили преподобного на краткое время покинуть возникающую обитель. Он был рукоположен в иерейский сан и назначен настоятелем Александро-Свирского монастыря, но в том же году вернулся в свою обитель. Ей была дарована пахотная земля, и по уставу преподобного Афанасия братия должны были питаться трудами рук своих, в чем настоятель сам подавал пример.
В двадцати верстах от его обители находился Ондрусовский монастырь прп. Адриана, друга прп. Афанасия, тоже выходца валаамского. Оба подвижника часто посещали друг друга. Вся местность эта изобилует воспоминаниями о них. Так, например, в деревне Тулоксе стояла церковь святителя Николая, основание которой было предсказано прп. Афанасием. На берегу реки Сяндемки находились два каменных креста, благословение ему валаамских старцев: по преданию, эти кресты приплыли за ним по воде против течения.
Последние годы своей жизни прп. Афанасий провел в строжайшем уединении на Святом острове на Сяндемском озере, явивши дух смиренного покаяния и чистой любви. Почил преподобный в глубокой старости (возможно, в возрасте более ста лет). На его могиле была воздвигнута церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. На этом месте до сих пор под спудом хранятся мощи святого.
В начале XIX века обитель была восстановлена и приписана к Андрусовской. Затем некоторое время существовала самостоятельно, но процветания и благоустройства так и не достигла. По отчетам о состоянии пустыни видно, что здесь стояли 2 храма: деревянный — во имя Успения Божией Матери с папертью и колокольней и каменный — во имя Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, в котором нетленно почивали под спудом мощи прп. Афанасия, Сяндебского чудотворца.
В 1909 г. Афанасьево-Сяндебская пустынь была превращена в женскую. Перед ней ставились определенные задачи: она должна была непосредственно заняться духовным просвещением местного карельского населения, строительством храмов, организацией школ, созданием библиотек, медицинской помощью, сбором для нуждающихся приходов икон, богослужебной литературы, нот, борьбой с панфинской пропагандой.
Материальное положение обители было крайне стеснительным. Крупные пожертвования случались редко. Однако были денежные вклады от членов царской семьи: в 1909 г. от великого князя Михаила Александровича, в 1911 г. – от великой княгини Елизаветы Федоровны и великих князей Дмитрия и Константина.
При советской власти монастырская жизнь прервалась. Поскольку все монастыри Олонецкой епархии имели сельскохозяйственные угодья, на их базе началось создание совхозов, коммун и артелей. На первом этапе, в 1918 и начале 1919 года, монашествующие пытались самостоятельно объединяться в совхозы. К концу 1919 г. в Олонецком уезде существовало четыре совхоза: в Андрусовой, Сяндебской, Задне-Никифоровской пустынях. Монастырское имущество, а также владения обителей (земли, лесные угодья и озера) были национализированы. В 1918–1919 годах реорганизованными хозяйствами часто управляли бывшие настоятели или казначеи упраздненных обителей, должность которых теперь значилась как заведующий хозяйством.
Последняя настоятельница обители матушка Елисавета стала невольной свидетельницей организации в Сяндемской пустыни совхоза им. Ленина, ее и назначили поначалу управляющей совхоза. Церковь разорили, община не имела средств на охрану храмов, здание каменной церкви в 1939 г. передали Гушкальскому лесозаготовительному пункту, позднее храм переделали под красный уголок . В советские годы Сяндемская пустынь была забыта.
В 1941 году рядом с монастырем проходил оборонительный рубеж. Финны рвались к Свири, чтобы, соединившись с немцами в районе Тихвина, напасть на Ленинград. Положение было угрожающим. Чтобы спасти родной город стрелковые полки ленинградцев поспешили занять оборону на реке Сяндебка. С обеих сторон, вспоминали старожилы леспрохозовского поселка, слышались залпы артиллерии. Под перекрестный огонь попали здания монастыря и были разрушены до основания. После войны собранный кирпич местные жители использовали на свои домашние строительные нужды.
Чтобы стать наследницей прежней славы, вновь на Карельской земле возрождается старинная обитель преподобного Афанасия Сяндемского, прославившегося ангельской святостью. Недавно в храм будущей обители вернулась икона прп. Афанасия, изображающая его во весь рост. Возле нее вновь возносятся молитвы, и духовно веселится сердце тех, кто посетил обитель преподобного в день торжественного чествования его памяти.
Сяндемский Успенский женский монастырь
официальный сайт монастыря
15 мая 2019 года в день обретения мощей св. прп. Афанасия Сяндемского
15 мая 2019 года в Сяндемском Успенском женском монастыре состоялось Праздничное Богослужение, накануне было совершено всенощное бдение.
В этот день помолиться в Обители приехали паломники из г. Санкт-Петербурга, г. Петрозаводска, г. Питкяранты, г. Олонца и других городов.
Преподобне отче наш Афанасие, моли Бога о нас!
Святой преподобный Афанасий Сяндемский.
Известно, что родом он был олончанин. В юных годах пришел на о.Валаам под духовное руководство святого преподобного Александра Свирского. Несмотря на возраст, по своей иноческой жизни он вскоре стал не только любимым учеником, но и сомолитвенником своего учителя.
По преставлении своего учителя прп. Афанасий, будучи в преклонных годах, с несколькими учениками удалился из Свирского монастыря в непроходимые карельские леса и на холме перешейка двух озер Сяндема и Рощинского (вблизи г. Олонца) была основана Сяндемская пустынь.
Место это поразило иноков своей красотой, находилось оно в те времена в ведении Новгородской епархии. По благословению Новгородского архиепископа Пимена, преподобный поставил часовню в честь Пресвятой Троицы и восемь келий, и собралось к нему в пустынь 10 братий.
Местные жители оклеветали прп. Афанасия перед архиепископом Пименом, и он был вынужден вернуться в Свирский монастырь, где был избран игуменом.
Долго ли управлял прп. Афанасий обителью своего наставника, остается неизвестным, только имеются данные, что в конце XVI века он называется уже бывшим игуменом Александро-Свирского монастыря и просит у Новгородского архиепископа Александра «позволения на месте Сяндемской пустыни устроить монастырь с храмом во имя Живоначальной Троицы и отвести монастырю земли под пашни». Такое благословение было дано и прп. Афанасий организовал Сяндемскую мужскую обитель, устав которой гласил, что братия должна была питаться трудами рук своих, в чем преподобный сам подавал пример.
Преподобный Афанасий преставился в своей обители в глубокой старости и был погребен на одном из мысов Рощинского озера. Над могилой была воздвигнута церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских.
Преподобный Афанасий Сяндемский, Вологодский
Преподобный Афанасий Сяндемский, Вологодский, был учеником преподобного Александра Свирского (+ 1533; память 30 августа). После кончины своего наставника он основал в лесах Карелии, недалеко от города Олонца, Успенскую пустынь, между озерами Сяндема и Рощинское. Клевета и нападки местных жителей вынудили преподобного Афанасия переселиться в Свирский монастырь, где его избрали игуменом. Вернувшись в Успенскую пустынь, преподобный скончался около 1550 года глубоким старцем и был погребен на одном из мысов Рощинского озера. Впоследствии над его могилой был построен храм во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, в который в 1720 году были положены нетленные мощи святого.
АФАНАСИЙ СЯНДЕМСКИЙ
С именем преподобного местное предание связывало 2 каменных креста, стоявших при впадении р. Сяндемки в р. Тулоксу: по рассказам, эти кресты приплыли вслед за преподобным против течения реки со стороны ладожского оз. По преданию, каменные кресты на дороге между Сяндемской и Андрусовской пустынями были поставлены преподобными Адрианом Ондрусовским и А. С., когда они посещали друг друга. Считалось, что ц. во имя свт. Николая в сел. Тулокса построена на том месте, где в свое время А. С. поставил крест и предсказал постройку храма.
Местное прославление А. С. предположительно совершилось после обретения его мощей. Канонизация преподобного подтверждена включением его имени в Соборы Карельских и Валаамских святых, празднования к-рым были установлены соответственно в 1974 и 1999 гг.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Иконография . Сохранились в основном изображения А. С. среди олонецких святых, но существовали и единоличные иконы. В Описи коллекции Олонецкого епархиального древлехранилища в Петрозаводске 1918 г. упоминается образ преподобного XIX в. «на холсте [паволоке] в рост, правая рука на груди, в левой четки и посох» (НАРК. Ф. 1046. Оп. 1. Ед. 1/2. Л. 29а. № 174). Подобное изображение А. С. в мантии и схиме имеется на литографии П. Ф. Бореля 1855 г. ( Адарюков, Обольянинов . С. 88). На иконе олонецких чудотворцев 2-й пол. XIX в. из ц. вмц. Екатерины в Петрозаводске А. С. изображен в рясе и схиме красного цвета, волосы длинными прядями спадают на плечи, борода окладистая (Опись имущества ц. вмц. Екатерины. 1988 г. № 174). Образ преподобного представлен на иконах «Собор святых, в земле Карельской просиявших» 1876 г. из Валаамского мон-ря (Музей православного искусства г. Куопио, Финляндия), кон. XIX — нач. XX в. из иконостаса семинарского храма во имя ап. Иоанна Богослова и преподобных отцов — просветителей карельских в г. Куопио. На иконе кон. XX в. из собора во имя блгв. кн. Александра Невского в Петрозаводске святой представлен в зеленой мантии, с поднятыми в молении руками.
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.