Содержание
Как научиться вниманию при молитве?
Аудио
— Читаю молитвы — в голову сразу начинают лезть ненужные мысли. Как бы я ни старалась, сосредоточиться не получается. Что делать?
— Это достаточно распространенная среди христиан ситуация. Апостол Петр пишет: «Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» [Пет. 5:8]. Работа врага не прекращается. А Симеон Новый Богослов говорит, что после падения наших праотцев сатана получил возможность колебать мыслительную природу души. Поэтому когда мы становимся на молитву, он начинает мешать нам. Только что ты был сосредоточен, а тут сразу появляется суета. Лукавый делает свою работу, а мы, с Божьей помощью, должны делать свою: постоянно возвращать ум к словам молитвословий. Надо неукоснительно читать утреннее и вечернее правила.
Старец Николай Гурьянов, известный подвижник нашего времени, считал, что есть минимум, от которого отступать нельзя: утренние и вечерние молитвы, молитвы перед едой и после нее. Все остальное — по силам, по благословению духовника: каноны, акафисты, Псалтирь.
В Патерике описывается такой случай: к Авве подошел ученик и признался, что сколько ни читает Священное Писание, забывает прочитанное. Авва попросил его принести два стоявших неподалеку пустых кувшина. Один из них он сказал оставить, а в другой каждый день вливать масло и выливать его. Ученик так и поступил. Придя к авве через несколько дней, он увидел, что кувшин, в который он вливал масло, а затем выливал, более чист, чем тот, в который не наливалось ничего. Дно незадействованного кувшина было покрыто слоем пыли.
Читая Священное Писание и молитвы, мы все равно очищаем и просвещаем душу. Даже если нам кажется, что мы ничего не запомнили. Поэтому молитесь и не унывайте, не сдавайтесь.
Как правильно молиться дома, какие молитвы слышит бог
В моменты отчаяния и житейских невзгод человек вспоминает о боге. Многие люди уверовали в помощь Иисуса, когда с мольбой обращались в нужде. Но всегда ли слышит нас Господь? Как правильно молиться, меня научила бабушка. Она рассказала, почему не все молитвы доходят до небес, и почему многие остаются без ответа. Я с вами поделюсь этим знаниями, которые окажут бесценную помощь в любой ситуации.
Важность молитвы
Никто из нас не застрахован от житейских бурь и невзгод, болезней и стихийных бедствий. Бабушка всегда мне говорила, что мы под богом ходим. Многие люди этого не понимают и проводят жизнь в полной беспечности, не соблюдая заповеди божьи. Но вот приходит беда, и человек не знает, откуда ждать помощь. А помощь всегда рядом, ведь Иисус Христос является спасителем каждого верующего в него.
Неуверенность в завтрашнем дне угнетает человеческое сердце. Вдруг я потеряю работу, вдруг со мой случится несчастье — от этих мыслей можно просто впасть в нескончаемую депрессию. Но выход есть, и он дан самим богом: искренняя молитва с верой в сердце. Иисус всегда выслушает, ни за что не осудит, поддержит в трудную минуту.
Многие люди обрели уверенность в жизни, благодаря вере и молитве.
Бабушка мне с детства говорила, что молитва — это не набор непонятных слов на старинном русском языке, а разговор с богом. Не обязательно читать древние молитвы, если сердце просит общения с создателем. Бог понимает все наши слова, он видит сердца и чувствует наши мысли. Искренность и правда — вот ключ к успеху в любой молитве. Даже если вы читаете трудный текст из Молитвослова, все равно в сердце должна присутствовать вера и любовь к богу.
Есть люди, которые ищут в молитвах корысть. Они думают так: я буду читать молитвы, а ты (бог) мне помогай за это. Они думают, что на них повалятся земные блага только за то, что соизволили взять в руки Молитвослов. Но богу не нужны одолжения, и он не будет вознаграждать за корыстные мотивы. Нужно быть честным и искренним, не пытаться обмануть создателя жизни. Вымолить почести, богатство и славу у бога нельзя.
Также невозможно угодить богу посещением святых мест или популярных у верующих храмов. Без веры в сердце посещение святынь ничего не даст. Искренне верующий человек и без святых мест будет услышан богом.
Молитвослов
Как правильно молиться дома? Для этого нужно купить Молитвослов в церковной лавке. Он должен стать настольной книгой верующего, желающего обрести божью помощь и благодать. Когда человек зажигает церковную свечу перед образами и возжигает ладан, он должен наполниться благоговением перед богом. Открывая Молитвослов, нужно избавиться от суетных мыслей и направить все свое внимание к богу. Через молитвенное слово вы вступаете с ним в контакт, начинаете вести беседу.
Какие молитвы содержатся в Молитвослове? В книге находятся молитвы, которые охватывают широкий круг жизненных сфер:
- помогают против враждующих;
- оберегают от опасностей и бед;
- исцеляют и защищают от болезней;
- защищают от лукавого и нечисти.
С помощью Молитвослова человек будет полностью огражден от превратностей судьбы, защищен от происков лукавого и атакующих врагов.
Можно ли молиться своими словами, и как молиться дома без Молитвослова? Если у вас нет Молитвослова, можно выучить наизусть Отче наш и читать ее в молитвенном обращении. Можно включить запись молитвы, где она произносится священником 40 раз подряд. Но самая лучшая молитва — это молитва сердца. Именно ее и слышит Господь.
Вера и молитва открывают небеса. Вера без молитвы бесполезна, как и молитва без веры.
Важно понимать, что Молитвослов — не собрание магических заговоров на все случаи жизни. Держать в руках Молитвослов еще не значит получить ответ на все просьбы. В церкви магией не занимаются, а очищают душу от скверны. Многие болезни происходят от нераскаянных грехов и недостойного поведения. Поэтому беря святую книгу в руки, помните о своей грешной природе и не требуйте от бога послушания вам.
Время для молитвы
Как правильно читать молитву дома, в какое время? Раньше наши предки каждое утро начинали с молитвы, просили благословения божьего на грядущий день. В современное время люди даже не думают подойти к образам и просто коротко попросить благословения у бога. Они вечно куда-то спешат и опаздывают, а утром так хочется подольше поваляться в постели. Но если вы хотите иметь защиту от неприятностей на целый день, найдите несколько минут для молитвы.
С чего начать молитвенное утро? Прежде всего, следует осенить себя крестом и сказать: «Боже, милостив буди мне грешному!». Затем следуют обязательные молитвы:
Следует ли читать весь свод утренних молитв из Молитвослова? Отцы церкви учат, что лучше прочитать две молитвы со вниманием. чем весь свод без должного почтения. Не нужно скороговоркой проговаривать святые тексты, это пустая трата времени.
Перед молитвой и после нее нужно осенить себя крестным знамением и поклониться в пояс.
Обязательной является и молитва на сон грядущим, так как защищает нас от соблазнов лукавого. Во сне человек полностью беззащитен и не может контролировать свои помыслы. Этим пользуется враг человечества и насылает непотребные сновидения либо кошмары. Защитная молитва перед сном избавит от атаки лукавого. Однако перед ночной молитвой следует проанализировать прошедший день:
- найти грехи и покаяться перед богом;
- отметить, были ли мысли о духовном в течение дня;
- простить недоброжелателей от души;
- поблагодарить бога за прожитый день.
Благодарность богу за всё — важное молитвенное правило. Мы живем и дышим, благодаря создателю жизни. Сколько людей в этом мире обездолены или покалечены, поэтому выразить благодарность за свое благополучие — непременное условие в молитвенном правиле. Однако благодаря бога, не следует забывать о его заповеди любви к ближнему. Если мы в сердце враждуем на кого-то, бог просто нас не услышит.
Вражда между людьми оставляет молитву без ответа.
Иисус учил, что приступать к молитве нужно после прощения ближним их прегрешений перед вами. Как вы прощаете другим их огрехи, так и вам простится. Но если вы враждуете в сердце своем на ближнего и негодуете, то бог не услышит вас и ваших молитвенных воззваний.
О чем можно просить в молитве?
Иисус Христос говорил нам искать прежде всего Царствия небесного и правды его. Если мы помышляем о земном, то отпадаем от духовного. Суетные просьбы о незначительных земных благах не будут приняты во внимание. Но если человек стремится к духовному и ищет духовной благодати, то бог восполнит и все его земные нужды.
Часто люди не знают, как молиться, чтобы бог услышал и помог. Они ищут земных благ, а о небесном не помышляют. Люди могут просить машину, удачу в лотерее или любовь какого-то человека. Но бог не внемлет подобным просьбам. Так же бог не внемлет грешникам, которые никогда не посещали исповеди. Если человеку не в чем исповедаться, значит, он закоренелый грешник.
После исповеди могут исполниться самые заветные желания.
Также нельзя вымолить у бога то, что причинит другим людям горе и беду. Бог никогда не ответит на подобные взывания, потому что он не нарушает свои законы. А закон нам дан один: да любите друг друга.
Каким иконам нужно молиться дома? У православного верующего должен быть домашний иконостас, но не у всех он есть. Поэтому для домашней молитвы можно приобрести в церкви иконы Спасителя и Богородицы. Этого будет для начала достаточно. Если у вас есть покровительствующий святой, нужно приобрести и его икону. Иконы должны стоять в чистом светлом месте комнаты.
Молитва по соглашению
Что это за молитва, и для чего она нужна? Это молитва в церкви? Чтение молитв по соглашению предполагает договор нескольких людей читать определенные молитвы в определенное время. Например, верующие соглашаются молиться за исцеление кого-либо или за успех в начинании. Они не обязательно должны собираться в одном помещении, и даже могут жить в разных городах — это не имеет значения. Важно определить цель молитвы и произносить ее в одно и то же время.
Вот текст молитвы соглашения святого Иоанна Кронштадтского:
По его свидетельству, данная молитва совершала чудеса. Люди получали исцеление от болезней, укреплялись духом в трудных условиях, обретали утраченную веру.
Сколько раз в день нужно читать совместное молитвенное прошение? Иоанн Кронштадтский с другими молитвенниками читали 4 раза в день вплоть до момента получения просимого.
Помните, что молитва не ритуальное действие, и не ожидайте мгновенного исполнения желаемого.
Однако для проведения молитвы по соглашению нужно получить благословение батюшки. Не забывайте об этом правиле.
Советы
Итак, приступая к молитве, важно помнить следующее:
- наденьте нательный крестик и платок (для женщин);
- перед началом молитвы нужно простить все прегрешения ближних против вас;
- приступать к чтению молитвы нужно в спокойном расположении духа, без суеты и спешки;
- нужно твердо верить, что бог слышит молитву верующего;
- перед чтением молитвы следует трижды осенить себя крестным знамением и поклониться в пояс;
- молитву нужно произносить перед образами;
- не просите о славе и богатстве, бог это не услышит;
- после прочтения молитв необходимо воздать благодарение и хвалу богу и осенить себя крестом.
Если у вас есть святая вода, нужно отпить несколько глоточков, чтобы освятить и свои внутренности.
Сколько раз нужно произнести молитвенную просьбу, чтобы получить ответ? Иногда на это уходит много времени, а иногда ответ поступает моментально. Всё зависит от воли бога и ваших усилий.
Если на ваши молитвенные воззвания нет ответа, значит, вы просите что-то вредное для себя. Всегда полагайтесь на Господа, ведь ему виднее, что является для вас полезным или вредным. Не впадайте в гнев или раздражение по поводу неисполненной просьбы, это уводит от веры и направляет на греховный путь. Возможно, через 10 лет вы поймете, почему бог так и не ответил на вашу мольбу, и поблагодарите его от всего сердца за это!
Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро «Карта дня»!
Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.
Как научиться вниманию при молитве?
Аудио
— Читаю молитвы — в голову сразу начинают лезть ненужные мысли. Как бы я ни старалась, сосредоточиться не получается. Что делать?
— Это достаточно распространенная среди христиан ситуация. Апостол Петр пишет: «Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» [Пет. 5:8]. Работа врага не прекращается. А Симеон Новый Богослов говорит, что после падения наших праотцев сатана получил возможность колебать мыслительную природу души. Поэтому когда мы становимся на молитву, он начинает мешать нам. Только что ты был сосредоточен, а тут сразу появляется суета. Лукавый делает свою работу, а мы, с Божьей помощью, должны делать свою: постоянно возвращать ум к словам молитвословий. Надо неукоснительно читать утреннее и вечернее правила.
Старец Николай Гурьянов, известный подвижник нашего времени, считал, что есть минимум, от которого отступать нельзя: утренние и вечерние молитвы, молитвы перед едой и после нее. Все остальное — по силам, по благословению духовника: каноны, акафисты, Псалтирь.
В Патерике описывается такой случай: к Авве подошел ученик и признался, что сколько ни читает Священное Писание, забывает прочитанное. Авва попросил его принести два стоявших неподалеку пустых кувшина. Один из них он сказал оставить, а в другой каждый день вливать масло и выливать его. Ученик так и поступил. Придя к авве через несколько дней, он увидел, что кувшин, в который он вливал масло, а затем выливал, более чист, чем тот, в который не наливалось ничего. Дно незадействованного кувшина было покрыто слоем пыли.
Читая Священное Писание и молитвы, мы все равно очищаем и просвещаем душу. Даже если нам кажется, что мы ничего не запомнили. Поэтому молитесь и не унывайте, не сдавайтесь.
Как научиться внимательной молитве?
— Существом Христианства является молитва, а молитва без внимания – это пустой звук. Из ваших лекций понятно, должно быть благоговение и покаяние, а что же такое внимание, как его концентрировать и как к этому вниманию можно приучить еще и детей?
— В отношении внимания все мы знаем, что это такое. Для приучения себя к вниманию самое эффективное средство для христианина – это попытаться «Господи, благослови, я прочитаю три молитвы Иисусовых про себя». Не получается. Одну прочитать – уже сбился. Молитва Иисусова краткая и является великолепной «тренировкой» внимания. Тот человек, который хочет приобрести его, должен стараться читать с вниманием. Только тот, кто будет стараться это делать, тот постепенно, далеко не сразу, будет приучать себя к вниманию и приобретать внимание.
Наш ум, к сожалению, настолько расслаблен, что человек только стал на молитву – уже улетел. Чем угодно будем заниматься и с каким вниманием смотреть по телевизору несчастный детектив, читать какую-то дрянь-книжку – не оторвешь. Как только молитва – все, показатель, какой в нас дух, каким духом мы одержимы. Поэтому надо просто приучать себя и не считать молитву без внимания за молитву, не надо себя обманывать. Прочитал молитву и рассеялся – повтори еще раз. Лучше меньше прочитать молитв, но с вниманием, чем много, но как попугай.
Молитва без внимания – это оскорбление Бога. Попробуйте прийти к высокому начальнику и начните ему балабанить что-нибудь – выгонит, это мы понимаем. А по отношению к Богу ведем себя поразительно. Поэтому надо тренироваться. Кстати, слово аскетик от askeo – «тренируюсь, упражняюсь», так что мы все должны заниматься аскетикой. Поэтому советуют отвести себе время по часам – пять, десять, пятнадцать минут, будильник заведите, чтобы не гнаться за количеством молитв, но прочитать их с вниманием, не спеша. Так можно будет приучить себя к внимательной молитве. А когда быстро читаем утренние или вечерние молитвы – поздравляем, вы себя очень здорово обманули. Как Пушкин писал: «Обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад».
Как преодолеть рассеянность на молитве?
Советы пастырей
Наверное, каждому знакомо такое состояние: начинаешь молиться и вдруг через какое-то время понимаешь, что слова молитвы не трогают сердце, произносятся механически, а мысли давно уже переключились на какие-то бытовые проблемы. Как сохранить сосредоточенность на молитве, как избежать рассеяния? Свои советы дают пастыри Русской Церкви.
Видео (кликните для воспроизведения). |
– Победивший пристрастие к предметам видимым и чувственным, воодушевленный благоговейной благодарностью ко Господу Милующему чужд подобной рассеянности.
Надо обратиться к опыту святых
– Самый простой способ – обратиться к опыту святых. Благо, их труды сейчас доступны: и аввы Дорофея, и святителя Феофана Затворника, и преподобного Амвросия Оптинского… Но это может и не решить проблемы. Поэтому люди идут более сложным путем: они читают святых, запоминают этот опыт и начинают серьезно анализировать себя, свою духовную жизнь и уже тогда под нее выстраивать шаги к совершенствованию. Святые – совершенно разные люди, с разными характерами и путями к Богу, поэтому их примеры необязательно подойдут всем и каждому. Но учитывать чужой опыт надо, чтобы сформировать свой собственный.
Творите молитву Иисусову
Иисусова молитва, собирая ум, помогает сосредоточиться на самых простых словах
– Победить рассеянность на молитве почти невозможно. Это такое бесовское нападение. Редкие люди могут молиться без рассеянности. Борьба с рассеянностью неизбежна и постоянна. Одно из средств помощи в этой борьбе – неустанное (я имею в виду не постоянное, а неустанное) творение молитвы Иисусовой. По словам отца Иоанна (Крестьянкина), сто молитв в день – больше не надо. Но эти сто молитв обычно длятся почти час, да и не всегда удается эти сто молитв прочесть. Отец Иоанн (Крестьянкин) не требовал ни в коем случае быстрого и автоматического движения молитвы, нет! Он говорил: надо произносить медленно – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», – налагая на себя крестное знамение. И сделать паузу, поклониться, сделать паузу, выпрямиться, и потом читать следующую молитву.
Что дает Иисусова молитва? Она, собирая ум, помогает сосредоточиться на самых простых словах, которые ты знаешь так, что можешь вспомнить их и днем и ночью. Это такая «тренировка». И ежедневный опыт творения молитвы Иисусовой помогает побеждать рассеянность в молитве и литургической – церковной – и домашней: вечерней или утренней. А без творения молитвы Иисусовой почти невозможно не уйти в рассеянность мысли.
Если бы мы могли молиться без рассеяния, мир был бы совсем другой. Многим монахам на Афоне удается это, и в наших русских православных монастырях тоже удается. И дай Бог всем, кто хочет молиться, не рассеиваться при любой молитве, любое правило читая.
Когда меня спрашивают, почему 40 раз читают молитву «Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй…», я отвечаю так: «Вы, что, думаете, если я три раза прочитаю, я не отвлекусь? Отвлекусь! Да из этих 40 раз хотя бы десять молитву от всей души и не рассеянно произнести». Вот это и есть способ напрячь свои мысли и не отключаться, не отклоняться в сторону! Это очень важно, и замечательно, что это употребляется в православном богослужении. И надо не пугаться этого, а, наоборот, благодарить Бога, что есть люди, которые так устроили – 40 раз произнести «Господи, помилуй».
Найдите учителя, которого вы полюбите, и следуйте его советам
– Если бы я знал, как победить рассеянность на молитве! И если бы кто-то знал, как однозначно это сделать, ему бы вручили нашу православную «Нобелевскую премию» и он был бы самым главным святым за последние 2000 лет. Такого единого совета для всех нет. И надо бежать от тех людей, которые говорят, что знают всем подходящие рекомендации.
А совет можно дать такой: нужно постараться – в идеале – в жизни, но если в жизни не получается, то в книгах – найти такого учителя, которого вы полюбите и захотите слушаться, опыту которого вы доверяете, и делать то, что он говорит. Как в медицине: если человек доверяет врачу, то лечение чаще всего проходит успешно. А если он колеблется между пятью докторами разных школ и традиций, то хотя бы это были академики и профессора, ничего может не получиться.
По трезвому рассуждению, найдите того из подвижников благочестия, книги которого, о молитве в том числе, вызывают наибольший отклик в вашей душе, и его советам о преодолении рассеянности на молитве старайтесь больше всего и следовать.
Читайте молитвы, написанные по-церковнославянски
Не рекомендуется читать молитвы по памяти – лучше читать их «с листа» по Молитвослову
– Рассеянность на молитве преодолевается внимательным отношением к букве текста. Прежде всего, не рекомендуется читать молитвы по памяти. И очень важно читать молитвы, записанные все-таки славянскими буквами. Потому что славянская вязь требует от нас больше внимания и сосредоточения, чем газетные литеры. И когда мы имеем навык читать молитвы по-славянски, когда славянские буквы у нас перед глазами, это значит многое. Кстати, один старец мне говорил (еще в советские времена), что бесы очень боятся церковнославянского языка и совершенно не реагируют на русские молитвенные тексты. Например, если мы Псалтирь читаем по-русски. Я думаю, это не просто так было сказано: мы должны придавать сакральное значение церковнославянской традиции – не потому, что это традиция наших предков, хотя это тоже важно, но эта традиция восходит к равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию. А ведь равноапостольные братья, составляя кириллицу, взяли буквы, присутствующие в еврейском алфавите, в греческом и в латинском, исходя из того, что если на Голгофе надписи были сделаны на этих трех языках, то сами алфавиты были освящены.
Очень важно возрождать благоговейное отношение к церковнославянскому тексту. Помню, когда католики Москвы переходили на русский язык и оставляли латынь, их московские костелы наполовину опустели. И пожилой московский католический священник тогда говорил, что в Польше такого нет: люди не хотят разговаривать с Богом на том же языке, на котором они говорят друг с другом на кухне. И не надо забывать, что во дни Иисуса Христа разговорным был язык арамейский, а языком молитвенным, сакральным был иврит – язык Библии. Разница между арамейским и собственно еврейским более значительна, чем между русским и славянским, однако Христос ни разу не поднял вопрос о том, что надо молиться на арамейском. И то, что Христос не поднимал такого вопроса, мне кажется, есть освящение сакральной традиции языка, подчеркивание важности этой традиции.
Сегодня есть группы, предлагающие перевести и молитвы, и богослужение на современный язык. Предложение спорное. Конечно, упрощать славянскую речь, делать ее более понятной, может быть, и нужно. Тут ничего плохого нет, этот процесс беспрерывно идет со времен еще царя Ивана Грозного. Но все же… Мы должны очень бережно относиться к языку, потому что как границы, созданные государством, мы должны оберегать, так точно и священный язык, и священную речь, ибо в понимании наших предков язык – это и есть народ, а народ – это и есть язык.
Рассеянность происходит от несмирения
– Рассеянность в молитве – это, конечно, проявление нашей немощи. Это следствие греха. Наш ум стал неустойчив, мысли скачут и сменяют одна другую, в них полный хаос, и молитва становится тесным путем и узкими вратами, через которые нашему уму с его метаниями из стороны в сторону трудно пройти. Что же делать?
Для того чтобы умом не парить, его следует заключать в слова молитвы. Это очень простой, но верный принцип, изложенный святыми отцами: сколько бы ум во время молитвы ни уклонялся в сторону, каждый раз возвращай его обратно. Какая бы ни приходила блестящая и умная мысль, во время молитвенного правила всё следует отвергать, ибо это отвлекает от самого главного – общения с Господом.
Еще замечено, что рассеянность происходит от несмирения. Это было открыто преподобному Силуану Афонскому, вопросившему Бога о причинах расхищения молитвы помыслами. «Гордые всегда так страдают от бесов», – сказано было ему. Гордая душа неспокойна, ее накрывают бурные волны эмоций и чувств, молитва такой души невнимательна. Когда же человек начинает смиряться, ему все легче и легче молиться, потому что из мирной души молитва идет сама собой.
Рассеянность провоцируют и слишком яркие впечатления от просмотра фильмов или погружения в интернет
Рассеянность способна происходить в наши дни и от слишком ярких впечатлений, полученных от просмотра фильмов или погружения в интернет. В душе сидят образы увиденного, они так просто не покинут ум и будут мешать внимательной молитве. И если ты сам заполнил свой внутренний мир непонятно какими картинками, то почему удивляешься, что они проявляют себя при молитве? Это значит, что надо заранее научиться подмечать, что способствует и что препятствует внимательной молитве.
Рассеянность бывает от разных причин. Иногда ты просто устал, переутомился и рад бы молиться с полным вниманием, а голова отключается. В таком случае желательно заранее рассчитывать свое время, каждый день выделять на молитву определенные часы или минуты, и к этому времени надо прийти хотя бы с каким-то остатком сил.
Как бы там ни было, не стоит унывать. Приходящие во время молитвы помыслы подобны сорнякам на огороде: их выпалываешь, а они опять появляются. Но если их не выпалывать, то они невероятно разрастутся и искоренить их будет труднее. А после выпалывания сорняки утрачивают былую силу. И со временем молитва становится внимательнее.
Не бойтесь возвращаться к тому месту правила, на котором отвлеклись
– Важно помнить: Бог не руководитель литературного кружка. То есть Он не будет рад, если мы утром и вечером станем рассказывать Ему стишок «Утренняя/вечерняя молитва». Он ждет от нас отношений, любви и открытости. Поэтому если в рамках молитвенных текстов мы теряемся, то нам необходимо не читать их подряд, а поступить иначе. Святитель Феофан Затворник рекомендовал в таких случаях молиться не по объему прочитанного (полное/неполное правило), а по времени, которое мы на молитву готовы отдать. Если мы имеем возможность 10 минут помолиться вечером, то можно взять Молитвослов и начать молиться максимально собранно. Если же отвлеклись, то возвращаться к началу фрагмента, где потеряли нить. Обычно нам сложно вернуться, так как наша лень нас удерживает от этого. Здесь же мы понимаем, что не начитываем объем, а стараемся хоть что-то Богу сказать. С течением дней и месяцев мы увидим, что 10 минут миновали, а мы хотим говорить дальше – вот это и будет результат!
Память о нашей смертности помогает быть внимательным в молитве
Надо понять, что слова молитв – это откровение Божие для тебя лично здесь и сейчас
– Побороть рассеянность на молитве можно только практикой молитвы. Надо постоянно молиться, постоянно собирать свое внимание, вчитываться в слова молитвы. По возможности, если есть время и условия, произносить молитвы гласно, устами. Если нет, то нет. Внимать, вникать, с сердечным вниманием относиться к словам молитвы и понимать, что эти слова – откровение Божие для тебя лично. Что это, как сказал святитель Андрей Критский, «яко помазание и питие, Слове, живоносная Твоя словеса». Что это слова от Духа Святаго, а не будто бы молитвы составили какие-то мудрые люди 1000 лет назад… Нет, это откровение тебе от Бога здесь и сейчас!
Говорится в молитвах на сон грядущим: «Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет?» – это вполне актуально может стать реальностью для всех нас. Москва не гарантирована от землетрясений. В XIV веке было землетрясение, в 1975 году… Еще более мы не гарантированы от ядерной войны, которая может накрыть нас всех. И каждый из нас не застрахован ни от инфаркта, ни от инсульта.
Еще один способ обрести внимание в молитве – понимание того, что твоя молитва вполне может быть последней. Недавно мне довелось ехать на маршрутке из города Жуковского. Это была совершенно исключительная езда: казалось, что маршрутка вот-вот перевернется или развалится на части. Все время пути я читал вечернее правило – вопрос о рассеянности ума не стоял. Тут работают рецепты Иисуса, сына Сирахова: «Помни последняя твоя и во веки не согрешишь» (Сир. 7: 39).
Как научиться вниманию на молитве
Как научиться правильно молиться?
Здравстуйте!
Уважаемый о.Олег,
слушая Ваши проповеди и читая святых отцов о молитве (на сайте http://www.ioann.ru/?part >Как быть? Дайте, пожалуйста, практический совет — как побороть маловерие, рассеянность, невнимание, холодность и т.п.
Спасибо.
Ответ отца Олега Моленко:
Научиться правильно молиться есть дело многотрудное. Кроме правильных теоретических познаний и руководства опытного наставника, нужно долго практиковать. Бог дает молитву молящемуся — говорят святые отцы.
То, что всегда мешают посторонние помыслы — есть последствия нашего общечеловеческого падения и лютая греховная болезнь!
Ради исцеления именно этой болезни пришел на землю Господь Иисус Христос и пострадал на кресте до смерти!
Когда новоначальные смущались непрестанным нашествием помыслов, преподобные отцы выводили их на гору и просили остановить ветер. По невозможности этого они объясняли, что так же невозможно остановить нашествие помыслов, ибо это не во власти человека. Во власти человека — смириться, признать эту лютую болезнь и вопиять к могущему спасти — Иисусу Христу, ибо Он Спаситель!
Бог вменяет человеку не пришествие греховных помыслов, а принятие и собеседование с ними. Принятие страстных помыслов или побеждение ими есть признак нахождения человека под адом! Если он умрет в таком состоянии, то его ждут вечные соразмерные мучения в аду. Он должен или принести соразмерное покаяние, или понести вечную соразмерную муку.
В кратком ответе невозможно научить молитве и раскрыть все тонкости этого великого пожизненного делания. Я говорю об этом в проповедях, ставлю (и буду еще много выставлять) материалы в библиотеке сайта. Должно внимательно изучать эти сокровища и применять на практике.
Главное в молитве новоначального — это ВНИМАНИЕ! Внимание — это душа молитвы и первый благодатный дар Бога кающемуся человеку. Без внимания человек не может преуспеть ни в молитве, ни в духовной жизни. Вот почему в начале все сводится к битве за внимание. Здесь решается жизнь или смерть души!
Благодатное внимание (дар Божий) достигается понудительным вниманием. Понудительное внимание — это особого рода труд над собой во время молитвы или чтения писаний, когда человек заставляет и понуждает себя заключать ум в слова молитвы или читаемого. По началу должно делать это по слогам: Гос-по-ди. И прилагать усилие, чтобы при этом ни один посторонний помысел не вошел в ум.
Важно при этом помнить, что мы не просто учимся складывать слова по слогам, но предстоим перед великим Богом и молимся (по-детски, по слогам) Ему! Очень важно вырабатывать в себе это предстояние перед Богом в каждой своей молитве. Надо уверить себя, что Бог, как Вездесущий, находится здесь и внимательно смотрит на меня и мою молитву. Надо предстоять пред Ним и возносить молитву Ему так, как бы мы говорили присутствующему перед нами человеку.
Важно так же приучать себя стоять вниманием в области (на поверхности) сердца, примерно два пальца выше левого сосца. Именно в этом месте (а не в голове) должно сосредоточивать молитву, прислушиваясь к отклику или движению сердца (духа). У новоначального таким откликом или чувством должно быть ПОКАЯННОЕ чувство.
Внимание ума при покаянном чувстве сердца и есть правильная и богоугодная молитва новоначального и Богом принимаемое покаяние.
При том должно усердно испрашивать у Бога благодатного внимания и сокрушения (т.е. сильного покаянного чувства).
Такая практика Иисусовой молитвы с прошением внимания и сокрушения, при должном трезвении, которое заключается в том, что молящийся отвергает все без исключения помыслы, заключая ум в слова Иисусовой молитвы (ум как бы убегает в молитву и закрывается в ней), обязательно приведет к получению благодатного внимания и усилению сокрушения. А это и есть Богом требуемое покаяние. Пребывание в нем до смерти, при хранении правой веры, доставит спасение!
Итак, против рассеянности, кружения ума и невнимания действуем собиранием ума внутри себя, заключением его в слова Иисусовой молитвы, понуждением себя внимать этим словам, отвергая все прочие помыслы, предстоянием пред Богом, поставлением себя пред Ним с обращением молитвенных слов Ему, как здесь Находящемуся, хранением внимания в области сердца с прислушиванием к нему.
Придет внимание — придет и сокрушение, а за ними последует плач, который есть закрепленное чувство сокрушения (выводящий от нечувствия и холодности), страх Божий, благоговение, мир Божий в душе и тишина помыслов.
Но до этого блаженного состояния будет лютая брань от бесов и падшего естества, в основном в мысленной области.
Основное оружие здесь — отвергать все помыслы, заключая ум в слова молитвы именем Иисуса Христа! При насилии от помыслов, должно вставать и делать земные поклоны с молитвой ко Господу избавить от конкретных (блудных, горделивых, осудительных, хульных и т.д.) помыслов. После затишья опять садиться и понуждать к внимательной молитве.
Даже если человек отойдет в борьбе на этом пути — он будет спасен!
Если же Бог продлит его дни, то он может достичь жизни без мучительных помыслов и с непрекращающимся внутренним миром. Тогда только он осознает полностью, в каком безумии и мучении он пребывал, и в каком состоянии находятся прочие (не стяжавшие Божьего мира в себе покаянием) люди. Произойдет коренная духовная переоценка и перемена в самом человеке. Это и есть духовное возрождение. Дух Святый поселяется в человеке и руководит им изнутри.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Дай тебе Господи вступить в истинное покаяние, стяжать внимание и вкусить от благих плодов его!
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.