Как известно, северный буддизм «при распространении в Центральной Азии воспринимал и впоследствии трансформировал древние религии, культы и обряды, расширяя свой пантеон за счет ламаизированных местных духов и божеств». Военное божество так же не было исключением. В нем воплотились черты Дайчин-тэнгри, покровителя воинов, почитаемого еще шаманистами. Его имя носит гора, обожествляемая бурятами. Она почти всегда окутана облаками, и случается, что даже в ясную погоду там гремит гром. Г.Н. Потанин на основе многочисленных подобных примеров выводит культ Громовика, уходящий своими корнями в дошаманский период. Как бы живым воплощением Громовика был «сам камлающий шаман с его жезлом и жгутами-змеями на костюме , вызывающими дождь». Этот шаманский культ составной частью вошел в культ Чжамсарана, атрибутом которого было копье. Существо же на бронзовой накладке, по всей видимости, дух войны, не ставший еще ламаистским божеством, и поэтому имеющим змей — элементы Дайчин-тэнгри.
Источник: Ученые записки Благовещенского государственного педагогического университета. Гуманитарные науки / Благовещенский государственный педагогический университет; Отв. ред. Н. А. Шахова. — Благовещенск, 1999. Д.П. Болотин Религиозные воззрения этносов Верхнего Приамурья в XIV-XVII веках (по археологическим источникам)
У кого есть тексты молитв к Тенгри, пожалуйста, помещаем их в эту тему. Если молитва на тюркском языке — то вешаем оригинал и по возможности делаем перевод на русский язык, потому что есть и русскоязычные тенгрианцы.
Ут Анабыз, барча кайгыларыбыздан, бђла-казаларыбыздан,
Хђсрђтле-уйларыбыздан, яман чирлђрдђн,
Зђџђр нурлардан тђнебезне-књћелебезне арула!
Бљек Тђћрем! Атам минем! газиз углыћ сића ялвара!
Књк Тђћрем! Синећ кљчећ књђтећ, кљдрђтећ артсын!
Тљрек бљдњн! Ыру бљдњн! Уяныгыз, уяныгыз!
Кљн туды, яшел чирђм туды, яз килде!
Ий, Тђћрем! бозылдым оќњн, бозылды тормыш,
Тљрек иќегенећ кљне тљкљнде, тљрек йолалар,
Тљрек тњрђлђр кыерсытылды! Тљрек бљдњн,
Татар бљдњн бњлгенелеккђ тљшеп бара, юкка чыга.
Књренмђгђн, ишетелмђгђн яу килђ.
Олыг Тђћрем! Изге Кояш! Ата-баба иялђре!
Изге тау иясе, Казан су иясе, изге чишмђ иясе!
Кљч бирегез, кыюлык бирегез, зирђк акыл,
Тљпле белем бирегез. Безгђ ак юл књрсђтегез!
ТЕНГРИ
Лит.: Потапов Л. П., Древнетюркские черты почитания неба у саяно-алтайских народов, в кн.: Этнография народов Алтая и Западной Сибири, Новосиб.. 1978; Банзаров Д.. Черная вера, или Шаманство у монголов. Собр. соч., М., 1955, с. 54-62; Поппе Н. Н., Описание монгольских «шаманских» рукописей Института востоковедения, в кн.: Записки Института востоковедения АН СССР, т. 1, Л., 1932; Манжигеев И. А., Бурятские шаманисти-ческие и дошаманистические термины, М., 1978, с. 73-74; Roux J. P., Tangri. Eesai sur Ie cieldieu des peuples altaiques, «Revue de I»histoire dee religions». P., 1956, t. 149, № 1-2; t. 150, № 1-2; Tucci G., Helsslg W., Die Religionen Tibets und der Mongolei, Stuttg. [u. a.], 1970, S. 350-64; Vreeland Н. Н., Mongol community and kinship structure. New Haven. 1957, p. 267-268. С. Ю. Неклюдов
Дайчин-тенгри.
Дайчин-тенгри (тибет. Далха) со штандартом в руке, вооружённый луком. Гейдельберг. Картинная галерея.
Сульде-тенгри.
Сульде-тенгри. Шлем украшен флагами. Дубиной он разгоняет злых духов; в левой руке у него верёвка, которой он связывает врагов религии. Лейден. Музей этнографии.
предыдущие статьи
последующие статьи
Видео
Молитва Тенгри [ВИДЕО]
Казахи — был Тенгри,стал Аллах) Бог защищает Казахскую Степь [ВИДЕО]
Гадание Мо («бичг сякх») – по благословению Окон-Тенгри
Опубликовал: Валерий Павлов 06 Февраль 2016. Опубликовано в Новости сайтов
Гадание Мо («бичг сякх») – по благословению
Как мероприятий, посвященных Цаган Сар, вечером предпраздничного дня (8 февраля, понедельник), с 18.00 до 23.00, зале Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» состоится начитывание молитвы восхваления богини покровительницы калмыцкого народа. день, среди многих молитв прозвучит связанных богиней, нам рассказал администратор хурула
«Издавна богиня является покровительницей калмыцкого народа, помощницей благих делах. ежегодно, дни Цаган Сар, читают разрозненные тексты восхвалений чтобы весны наша республика реализовала без препятствий главные весенние работы, сопутствовала людям благих говорит – И всех желающих вечером для накопления заслуг (буйн), устранения препятствий удачи как для себя, так своих родных Вместе Центрального хурула верующими начитывать благословенную мантру
отметил, что времен этнических монголов сохранялась традиционная связь почитали, делали подношения. Одной связанных традиций было гадание Мо «бичг сякх»). версия гадания традиционно опиралась именно
«Есть много вариантов традиционных гаданий, которые реализуются через разных бурханов. всего подобных гаданий опираются именно говорит – Человек, делающий реализацию через получает традиционно распространена версия гадания Мо «бичг сякх») – путем опоры (Пелден Лхамо).
Традиционно эта изображается восседающей изображению, то можно увидеть хвоста мула маленькие кубики напоминающие игральные зарики указывающими цифры. символизируют, что может наставлять людей путем гадания кубиках, давать им ответы вопросы. Как мне говорил мой учитель Геше Лхарамба Гончок Тямцо, обучение философии есть три разных способа реализации гадания Мо через
Три способа реализации гадания Мо через
I . Это самый лучший способ. Реализация для дозволения гадания случае требует четырех этапов. Первый этап – это полное посвящение (Лхамо Дженанг), которое желательно получить лам. Второй этап — это строгий ретрит (затворничество), посвященный затворничества нужно каждый день читать широкую сотхану вместе Ямантаки. Необходимо также начитать как минимум раз мантру Третий этап — осуществить обряд Чинсак (сожжение подношения), который проводится для того, чтобы очистить негатив ошибок, допущенных ретрита. Четвертый этап — получить устную передачу текста гадания Текст этот по сути своей самое главное Мо, так как является комментарием тех цифр, которые выпадают (комбинаций цифр может быть от 18). Текст трактует значение каждой комбинации. очень важно знать тибетский язык что там написано.
II . Это средний способ. случае реализация требует просто начитать раз мантру и, необходимо знание перевода текста комментариев гадания.
III . Это самый слабый способ. Просто начитать мантру непосредственно перед гаданием, но и случае обязательно надо знать текст гадания.
«Конечно, понятно, что способов реализации серьезным является только первый, двух нет уверенности расположения богини монаху, который совершает гадание. После выполнения всех четырех этапов первого способа реализации гадания Мо человек может официально приступать «бичг сякх». Также важно знать, что гадание Мо совершается только до дня. Если убедитесь монаха, образовании, знаниях Иначе рискуете быть обманутыми. Интересуйтесь, задавайте вопросы, знания побеждают сказал
Для тех, кто придет вечером начитывание молитвы восхваления богини ниже приводим текст мантры, посвященной
Мантра
Джо ракмо джо ракмо
джо джо ракмо тун джо кала рак ченмо
ракмо аджа та джа тун джо
рулу рулу хум джо хум
Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни»
Вечная молитва Тенгри
25 ноября 2014 г. в 18:07
Что за сокровище скрывает горное святилище древнего шамана?
Тепсей — величественная двуглавая гора, расположенная на правом берегу Енисея в устье реки Туба. На протяжении тысячелетий она считалась священной. Древние народы оставили здесь многочисленные наскальные изображения и рунические надписи, в которых заключили самые сокровенные просьбы к ныне забытым божествам. Их многочисленные святилища устраивались в разных частях созданного природой каменного храма. Порою в самых укромных, труднодоступных его местах, дабы намеренно скрыть свои святыни от возможного любопытного взгляда иноплеменников. Сегодня попасть в некоторые из них может только специально подготовленный и экипированный скалолаз. Одно из таких загадочных святилищ — пожалуй, наиболее легендарное из известных — в 2014 году посетили археологи из России и Японии. Чего им это стоило и что в итоге удалось узнать, «Хакасии» рассказал участник научной экспедиции, кандидат исторических наук, руководитель сектора археологии Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории Юрий ЕСИН.
Когда любопытство сильнее страха
Подготовил Сергей АМЕЛИН
Высота Тепсея — 639 метров. Северо-восточный склон горы пологий. Крутые западный, южный и юго-восточный выходят к Тубе и Енисею, местами представляя собой практически отвесную каменную стену. Тепсей — известный археологический памятник, изучаемый уже более 160 лет. На его скальных выступах были обнаружены древние рисунки (петроглифы) — всего более 1,5 тысячи, включая древнетюркские надписи. Хронологически наскальные изображения Тепсея охватывают период от эпохи камня (V — IV тысячелетия до нашей эры) вплоть до этнографических рисунков хакасов XVIII — XIX веков. Недаром, видимо, по одной из версий название этой горы имеет значение «отмеченная».
До появления Красноярского водохранилища петроглифы занимали около шести километров енисейского склона горы и около семи километров со стороны правого берега реки Туба (от устья до села Листвягово Краснотуранского района Красноярского края). Надпойменная терраса была наполнена археологическими памятниками различных культур — от неолита до позднего Средневековья. По мнению авторитетного учёного Д.Г. Савинова, обилие и чрезвычайное разнообразие наскальных изображений позволяет предполагать существование здесь древнего сакрального центра Хакасско-Минусинской котловины.
ДайЧин тенгри молитва
Пользователи
Наша команда
Вход
Регистрация
Тенгрианство
Тенгрианство
Сообщение Крылатая_ » 07 июл 2011, 12:40
По мнению известного французского исследователя религий Жан-Поля Ру, тюрки, жившие на Алтае задолго до новой эры, поклонялись «человеку-небу», «человеку-солнцу» — Тенгри. Китайские историки отмечают появление у тюрков культа Тенгри самое позднее в V-III веках до новой эры. Наскальные рисунки с религиозными сюжетами полностью подтверждают сведения французского ученого и китайских хронографов.
Уважаемые форумчане, может быть кто-то знает ещё что-нибудь по этой темке?
Сообщение erector » 14 июл 2011, 01:49
Сообщение Semiramis » 14 июл 2011, 23:23
Сообщение Крылатая_ » 19 июл 2011, 19:49
Сообщение Siddhaa » 18 авг 2011, 11:59
Сообщение Ogin » 18 ноя 2011, 12:04
Еще не много о Тенгрианстве, Шаманизме и о Сердце Сибири.
Место, где встречаются шаманы, — остров Ольхон посреди Байкала . Это озеро называют «сердцем Сибири». По легенде, здесь в незапамятные времена бог неба Тенгри через своего старшего и самого сильного сына Хан Хутэ–баабая раскрыл тайны шаманизма людям . Тот избрал местом для жизни священный ольхонский мыс Бурхан , приручил трех беркутов, и они донесли мистические знания до людей. Сюда теперь приезжают шаманы, чтобы провести ритуалы, способные защитить мир от грядущей катастрофы . Ее первопричина — люди, которые перестали жить в гармонии с природой , нарушили экологию Земли, провозгласили себя царями на планете и прогневали богов (о том же говорят и ученые — мы писали намедни). Корреспондент «ВЕСТЕЙ» оказался единственным журналистом приглашенным на Ольхон, которому шаманы приоткрыли великую тайну… Дыхание бога Тенгри Если раньше шаманы из разных частей Земли никогда не собирались вместе , то сейчас общий язык находят мистики из Сибири, самых северных регионов России, Дальнего Востока, Средней Азии, горной Индии, жарких районов Центральной Африки, Америки: от долины Амазонки — до Аляски.
Всех подробностей и собственных ощущений от обряда, призванного спасти мир, не передать. Вот лишь небольшая картинка.
Вечереет. Берег Ольхона. Байкал катит свои прозрачные воды на прибрежные камни . Шаманы стоят возле этих камней со специальными чашами, брызгая на камни каплями ритуального напитка тарасун («молочная водка»). Жгут веточки божественного растения чабрец, повязывают на священные пихты шелковые ленточки и обращаются к силам природы : просят прощения за людей, по вине которых гибнет все на планете , путаются времена года, не всходят урожаи, в лесах пропадают звери, а в воде — рыба, в итоге и сам человек умирает… Во время обряда от камней словно сыплются искры, а рядом в лучах заката кружатся тени…
ДайЧин тенгри молитва
Видео (кликните для воспроизведения).
Буддийская мифология связывает праздник «Цаган Сар» с именем буддийского божества Окон Тенгри. Легенда гласит, что почитаемая калмыцким народом богиня Окон Тенгри спасла мир от своего сына, родившегося от брака с царем чудовищ мангусов: младенец, превратившись в великана, со временем мог уничтожить весь человеческий род.
Согласно преданиям, в Цаган Сар богиня Окон -Тенгри спускается на землю, трижды облетая её, благословляет живых существ, в особенности тех, кто соблюдает нравственность, совершает добрые поступки, накапливает благие духовные заслуги.
У богини несколько имен: по-калмыцки Окон Тенгри — Небесная дева; на тибетском языке Палден Лхамо — Величественная богиня; на санскрите Шри Деви — Святая богиня.
Окон Тенгри считается гневной формой богини Сарасвати. Она является особой Защитницей Его Святейшества Далай-ламы, Лхассы, многих буддийских монастырей и калмыцкого народа. Это единственное божество женского рода среди восьми Защитников Дхармы. Окон Тенгри — божество Дхармапала, «Сякюсн», так как является охраняющим надмирским божеством, вышедшим за пределы сансарического существования. Считается, что богиня Окон Тенгри исцеляет от всех болезней, является хранительницей тайн жизни и смерти, хозяйкой времени, повелительницей демонов.
Богиня Окон Тенгри проявляется в гневном облике и изображается на танках как божество черно-синего цвета, восседающее на муле. Её красные волосы стоят дыбом, одной рукой она размахивает ваджрной дубиной, а в другой — держит чашу, сделанную из черепа и наполненную человеческими органами. Гирлянда свежих голов окружает тело богини, змеи поддерживают юбку из тигровой шкуры, пять черепов украшают её драгоценную корону. Лунный диск в центре волос и солнечный диск в её пупке — это подарок от бога Вишну, а другие украшения являются подарками от других богов.
Упряжь дикого мула из ядовитых змей. Спереди у мула свисает пара кубиков для гадания, которые Окон Тенгри использует для того, чтобы определить: хорошая или плохая судьба ждет человека, а также череп и черный мешок, заполненный болезнями. Из сострадания она проглатывает все земные болезни. После гадания на кубиках, чтобы определить кармическую ситуацию, Окон Тенгри вдыхает эти болезни, собирая их в свой мешок, или выпускает их из мешка, чтобы уничтожить врагов Дхармы.
Хотя богиня и проявляется в гневной форме для покорения омрачений (клеш), на самом деле она является бодхисатвой — существом, которое добровольно, в силу любви и сострадания, осталось в этом мире, чтобы помогать живым существам и защищать Учение.
В преддверии «Цаган Сар», а также в день праздника, проводятся молебны, посвященные покровительнице и защитнице Окон Тенгри, начитывается верующими коренная мантра богини, зажигаются лампадки, совершаются подношения на алтаре. Монахи в эти дни проводят ритуалы «Кангсо» — молитвенные обращения к защитникам Учения, «Лхамо Цетор» — подношение торма богине Окон Тенгри с просьбой устранить все препятствия, болезни и несчастья, увеличить продолжительность жизни и заслуги живых существ.
В дни Цаган Сар люди читают восхваление Окон Тенгри, призывая богиню одарить всех живых существ добрым своим благословением и охранять благополучие мира. Как сказано в тексте Еше Лодоя Римпоче: «Находясь за пределами Сансары, ты проявляешься в форме мирской, являешь гневный образ для покорения свирепых существ, ты являешь образ спокойный для мирных существ. Восхваляю тебя, о, божественная мать, спасающая Вселенную!».
Хонгор ЭЛЬБИКОВ,
помощник шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче
Церен Басангов: Надо возвращаться в степь
100 всадников под знаменем «Дайчин Тенгри» отправятся к священным для калмыков местам – Богдо и Волге
8 июня под знаменем «Дайчин Тенгри» сто всадников отправятся в конный тур по Калмыкии и Астраханской области. Вспомнить прошлое предков, оседлав коня, отправится в дальнее путешествие по бескрайней степи, предложил Церен Басангов, более известный в соцсетях под ником «Церя Кюргн».
В 2010 году он впервые организовал конный поход на Богдо, куда отправился с друзьями. Тогда же в его сердце, как у истинного калмыка возникла, любовь к лошадям. И это неспроста. Ведь у калмыка и лошади – одна душа. Об этом писал в своих воспоминаниях «Далекое близкое» великий русский художник Илья Репин. В его родной слободе Чугуево на улице Калмыцкой жило немало калмыков-казаков, удивлявших местных бесстрашием в объездке лошадей-неуков.
Калмыку и его другу – коню посвятил такие строки поэт Ф. Глинки:
«Я видел, как коня степного На Сену пить водил калмык, И в Тюльери у часового Сиял, как дома, русский штык!».
Недолго раздумывая, вместе со звездой калмыцкого YouTubе Леонидом Очир-Горяевым, прославившегося исполнением песни «Мчится конь подо мной», организовали прогулки на лошадях по Элисте. Масштабно заняться туризмом, причем, именно конным, Церен решил два года назад, когда к нему обратилась группа московских туристов, пожелавшая в течение десяти дней путешествовать по Калмыкии на лошадях. Он быстро добыл несколько лошадей, разработал маршрут тура от Одинокого Тополя до села Джалыково. После небольшой подготовки они двинулись в путь. Гости были полны незабываемых впечатлений, их очаровали бескрайняя степь, близость человека к девственной природе, к животным и, конечно же, национальная культура и аутентичная кухня.
Первый успешный тур вдохновил Церена Басангова и его друга Дмитрия Санджиева на создание бизнеса – ООО «Контур Клуб», которое, можно сказать, круглогодично предлагает горожанам и гостям столицы совершать по округе конные прогулки. Помимо этого они обучают верховой езде, для членов клуба предлагается услуга по содержанию лошадей. Главная фишка клуба – все-таки конные походы и фестивали. По словам молодого предпринимателя, животные содержатся на их базе, за территорией Сити-Чесс. Есть среди них лошади полукровки, рысаки, полутяжи.
До начала похода остались считанные дни, тем не менее, записалось уже более 60-ти человек. Единственное условие для участников – все должны быть со своими лошадьми. Среди записавшихся в основном фермеры. Есть и дети, и женщины. Самому юному участнику десять лет, а старшему – 64 года. По словам Церена, возможно, в конном туре примет участие режиссер Элла Манжеева, а также приедет Серж Гравениц из династии Балзановых. Очень надеется, что даст согласие Наталья Лебедева – потомок Нимен-Делик Босхомджиевой (Тюмени).
«Сейчас всадники заняты подготовкой к туру. Некоторые делают свои родовые знамена, специально тренируют лошадей. Концепция нашего фестиваля такова, что мало собраться в одном месте, надо дойти к месту верхом на коне. Конечно, не у всех найдется столько свободного времени, поэтому кто-то привезет своих лошадей к 6 июля в Цаган Аман, чтобы уже оттуда совершить паломнический конный поход. Мы же начинаем фестиваль с агитационного тура по селам Калмыкии с 8 июня, чтобы к 15-му июня быть в поселке Салын Тугтун Сарпинского района, где в этот день пройдет конноспортивный праздник.
На следующий день выдвинемся в п. Цаган Аман. Параллельно 20 июня из Элисты выйдет вторая группа в направлении к Цаган Аману через Яшкульский район. По пути следования мы будем заезжать во многие населенные пункты Целинного, Кетченеровского, Сарпинского, Малодербетовского, Октябрьского, Юстинского районов. Очень надеемся, что к нам присоединятся любители верховой езды, хранители традиций наших предков. А 6 июля, в день рождения Далай-Ламы XIV, мы стартуем из Цаган Амана к священной горе Богдо. Если, кто желает стать участником фестиваля, постарайтесь прибыть раньше, чтобы кони успели отдохнуть перед 8-дневным походом в 400 км. 13 июля мы возвращаемся в п. Цаган Аман, а 14 июля вместе с юстинцами и многочисленными гостями проведем праздник», — рассказывает гендиректор компании «Контур клуб» Церен Басангов. Знаменателен этот конный фестиваль «Дайчин Тенгри» тем, что планируется посещение сакральных для калмыков мест – горы Богдо и рек Волга и Ахтуба. И так же беспрецедентным количеством участников всадников – ста человек. Среди них будут также калмыцкие казаки, и ожидается, что к мероприятию присоединятся астраханские казаки.
Те, кто без опыта и кто не уверен в своих силах, могут отдохнуть, а потом на каком-то отрезке дороги присоединится. Путь не такой сложный, но все же с непривычки будет трудно. Питаться они будут в придорожных кафе, но и, возможно, что будут готовить барана как настоящие кочевники в степи. «Среди всадников одни фермера, они знают куда идут и как выживать в степи», — улыбаясь, говорит Церен.
В общей сложности участники тура пройдут 1200 км. Конный тур разделен на три этапа. Как говорилось ранее, всадники отправятся в путь 8 июня из Элисты. Далее их маршрут будет пролегать через Троицкое – Верхний Яшкуль – Найнтахн – Чагорта – Овата – Кегульта – Годжур – Ергенинский – Гашун-Бургуста – Кетченеры – Шин-Мер – Листа и 15 июня, пройдя 230 км, они прибудут в Салын-Тугтун.
На следующий день, 16 июня, продолжится второй этап конного тура протяженностью 300 км. До 30 июня они побывают в Кануково, Уманцево, Садовом, Кировском, Аршань-Зельмени, Шин, Ханате, Зургане, Цаган Нуре, Иджил, Северном, Баруне, Татале, Чомпоте и Цаган Амане. Затем они вернутся в Элисту и продолжат второй этап с другим маршрутом: Элиста – Улан-Эрге – Элвг – Чилгр – Улан Хееч – Эрдниевский – Юста – Татал – Чомпот – Цаган Аман.
Затем третий этап стартует с 6 по 13 июля. На этот раз участники с Цаган Амана путь будут держать в сторону священного для калмыков горы Богдо. По пути следования они посетят Михайловку, Сарай Бату, хошеутовский хурул, Бергин, Юста, Харба, Татал, Чомпот и вернутся в Цаган Аман.
О проведении нынешнего летнего конного тура Церен со своими сподвижниками решили в прошлом году, после их первого фестиваля. Даже знойная жара, судя по их спортивному настрою, нисколько не пугает энтузиастов.
«Вам кажется, что жарко, а люди живут в степи. Мы становимся нежнее, сидя под сплитом. Все уехали из степи, ее заполняют другие, приезжие. Надо возвращаться в степь», – напоследок, прощаясь со мной, смеясь, говорит Церен.
А может, тоже совершить небольшой подвиг – отправиться в поход. Степь зовет…
У кого есть тексты молитв к Тенгри, пожалуйста, помещаем их в эту тему. Если молитва на тюркском языке — то вешаем оригинал и по возможности делаем перевод на русский язык, потому что есть и русскоязычные тенгрианцы.
Ут Анабыз, барча кайгыларыбыздан, бђла-казаларыбыздан,
Хђсрђтле-уйларыбыздан, яман чирлђрдђн,
Зђџђр нурлардан тђнебезне-књћелебезне арула!
Бљек Тђћрем! Атам минем! газиз углыћ сића ялвара!
Књк Тђћрем! Синећ кљчећ књђтећ, кљдрђтећ артсын!
Тљрек бљдњн! Ыру бљдњн! Уяныгыз, уяныгыз!
Кљн туды, яшел чирђм туды, яз килде!
Ий, Тђћрем! бозылдым оќњн, бозылды тормыш,
Тљрек иќегенећ кљне тљкљнде, тљрек йолалар,
Тљрек тњрђлђр кыерсытылды! Тљрек бљдњн,
Татар бљдњн бњлгенелеккђ тљшеп бара, юкка чыга.
Књренмђгђн, ишетелмђгђн яу килђ.
Олыг Тђћрем! Изге Кояш! Ата-баба иялђре!
Изге тау иясе, Казан су иясе, изге чишмђ иясе!
Кљч бирегез, кыюлык бирегез, зирђк акыл,
Тљпле белем бирегез. Безгђ ак юл књрсђтегез!
ДайЧин тенгри молитва
В Чилгире встретили участников конного фестиваля «Дайчин Тенгри»
Напомним, 17 октября на пятом километре трассы Элиста-Волгоград, около памятника тайши Джамбо Тундутова, состоится первый в республике конный фестиваль. Здесь пройдет торжественное открытие фестиваля, парад всадников, а также национальные игры: борьба, стрельба из лука, метание аркана, джигитовка, борьба на поясах верхом на лошадях. Завершится мероприятие праздничным концертом.
И в эти дни участники фестиваля идут из различных населенных пунктов республики и соседних регионов к месту проведения мероприятия. В поселке Чилгир участников конного перехода встречали местные жители. Гости посетили местную школу и музей. Представляем для читателей сайта РИА «Калмыкия» небольшой фоторепортаж со встречи.
tatarkam
Тенгрианство-прошлое и будущее татар-тюрков
Да будут благословенны духи предков моих, Да будет благословенна Земля, твердыня моя, И воды Денгиз, дарующие жизнь.
Благословенно Небо, Тенгри, создатель мой. Я избрал путь следовать Твоему велению, Дай мне сил соблюдать закон Твой, И хранить его всем сердцем.
Тенгри — меч мой, научающий руки мои битве, Щит мой, ограждающий от беззакония. Преклони небеса Твои и сойдти, коснись гор, Блесни молнией и рассей огненными стрелами врагов моих.
Избавь мой народ и спаси от руки сынов иноплемённых, несущих погибель. Счастлив народ, у которого есть Твой закон. Счастлив народ, у которого Небо есть Бог.
Тенгри и Ислам. Мой взгляд
Вообще, мыслей много. И написать хочется много. Но увы, если начну писать всё подряд — сомневаюсь что будет хоть какая-то логическая цепочка. 🙂
Итак, давайте посмотрим на наших двух пациентов — Ислам и Тенгрианство.
Второй пациент, под именем Тенгри к нам попал самым первым. Его будут рассматривать лучшие нейрохирурги страны, ибо он этого заслуживает. Очень сложная болезнь. Так что же там, внутри? Скальпель, пожалуйста.
Вот мы видим как на данный момент(21 век), сердце его бьется слабо, пульс низкий. Но ведь трудятся лучшие доктора! И так. Посмотрим историю болезни.
Тенгрианство, как религия, уже с онтологической стороной, появилась приблизительно в четвертом веке до нашей эры. Эта была религия древних тюрков, религия степи. Надо понимать, что в то время, люди жили в очень тесной связи с природой. Бесконечные кочевья, летние пастбища, которые дают много корма скоту, а которые те в свою очередь дают еду людям. Так что, природа в лице тюрков – была чуть ли не сакральной силой, которая помогала выживать в суровых условиях степи.
Если, все другие религии, а точнее верования(ведь в то время не было таких религий, как христианство или ислам) были основаны на страхе перед Богами, вечным преклонениям и мольбам о пощаде, то тенгрианство совсем наоборот. Тюрки Центральной Азии(истинные номады), были бесконечно благодарны природе, несмотря и на суровую иногда погоду, ведь в больше степени она приносит благо. Поэтому, тенгрианство прежде всего стоит понимать как религию благодарности.
Так как, кочевники, долго не задерживались на одном месте, а в дороге служил ориентиром только светлое, могучее небо( к сожалению тогда у них не было компасов, google maps ) они естественно придавали огромное значение ему. Тенгри, бог Неба был верховным божеством. Но так же, практически наравне с ним, почиталась и Умай, богиня плодродия и защиты домашнего очага, так же в некоторой интерпретации богиня Земли. Тенгри и Умай – два главых божества, которые существуют в гармонии и единства. Это два начала, но не противоположные друг другу, а совсем наоборот.
Говорить о Тенгрианстве можно бесконечно долго и интересно. Стоит сказать пару интересных фактов, если можно так их назвать, об Тенгрианстве:
1) Тенгрианство не нуждается в молельных домах(мечеть, церковь, синагога)
2) Не стоит понимать Тенгри или Умай как богов личностных. У них нет качеств, свойственных людям, это скорее некие абстрактные силы. Чем-то в этой степени он схож на тот же даосизм или буддизм.
3) Дух Предков. Аруах. Чуть не главный постулат. Номады, всегда чтили своих предков, верили, что они помогают им в жизненном пути.
С первым пациентом закончили.
Говорить об этом пациенте как о первом, минимум глупо, ибо это пациент, который жив и живее всех остальных. Но увы, у него тоже есть своя история болезни, как и других. Но мы с вами не будем рассматривать, как он болел где-то зарубежом, а посмотрим чем он заразился у нас, в Казахстане.
Что мы видим? Сердце бьется очень буйно, видно оно многих покорило! Пульс невероятно высок и с каждой минутой всё сильнее и сильнее.
Как данный пациент попал к нам?
Ислам проникает примерно в 7 веке нашей эры. Тогда еще, халиф арабов Хишам предложил тюргешскому кагану принять ислам, на что Сулук гордо ответил: «Нет!». Так как наверное понимал, что весь народ уже издревле следует своей собственной конфессии – тенгрианству. Арабы, упорные молодцы, с каждым годом всё больше и больше давят на правителей и народ, чтобы те приняли их религию. Но лишь спустя 5 веков(!!), только лишь тогда хан Золотой Орды Берке принимает ислам. Естественно, то, что существуя аж с 4 века до нашей эры, культ Тенгри, не могут сразу куда-то в одночасье исчезнуть, поэтому ислам пока «гулял» лишь в придворных кругах. Тогда как весь народ верил в Тенгри!
В 1300 годах, власть перешла к Узбек-хану, он объявляет ислам – государственной религией. Но народ, был просто взбешен! И действительно, как так? Следуя Тенгри всю свою жизнь, всю свою историю, тюрки должны были принять религию «каких-то» арабов? «Кто они такие вообще?», наверное именно так думали тогда народ Степи.
Но, увы, все те кто был против – были казнены. Столкновение Тенгри и Ислама было очень жестокое и жестокое. Потому что, резко изменить кочевую религию на оседлую – это трудно даже для самых слабых духом людей.
И с того времени и начался отсчет роста силы Ислама среди народов Казахстана. Еще затем, приняли Российское подданство, которые тоже пропагандировали ислам среди народов Центральной Азии, ибо им нужны были не шустрые и буйные на нрав кочевники, а оседлые и тихие мусульмане. Тогда еще прелюдно сжигали кобызы(. ), потому что это был музыкальный инструмент Степи и Номадов. Представляете, до чего дошло? А сейчас. эх, это отдельная тема.
Заканчивая мою мини-операцию, скажу от себя одно:
Больно смотреть на сегодняшний народ: который никак не может самоидентифицироваться, который путает и даже не желает понимать, что ведь религия изначально не Ислам! Ладно, хорошо, что было того не миновать, уже произошел процесс синкретизма тенгрианства и ислама, никуда от этого не денешься, но почему казашки должны носить хиджаб? Почему казахи должны соблюдать абсолютно все каноны и догматы Ислама? Почему сейчас так модно стало быть «истинным» мусульманином? Почему сейчас многие идут в ваххабизм? Ведь смесь Тенгри и Ислама – на лицо! Глупо не видеть очевидных фактов: когда читают молитву за столом или в честь умершего – до сих пор произносят имена Предков! Мы всегда говорим «Ойбай»,а ведь это идет от «О, Умай!», зов к богу Земли!
А что стоит празднование одного лишь Наурыза!
И призываю Вас, дорогие мои, не откинуть ислам словно надоедливую муху, вовсе нет! Просто призываю Вас мыслить более критично, ставить под сомнение «незыблимые истины»! Думать, изучать, читать!
И помните о свободе, о духе степи, о волке, о лошади, о предках, о прекрасной красоте казахской девушки! Это говорю Я, чистый научный атеист! Это лучше, чем экстремизм!