Чин крещения молитвы

Полное описание: Чин крещения молитвы - для наших любимых читателей.

Символ Веры

Обряд крещения

Таинство Крещения

В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Крещение (греч. ваптисис — погружение) есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Так как Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то это Таинство не повторяется.

Цель совершения Таинства

Плодом Крещения человека должно быть то, что он перестает жить для себя и начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом полноту жизни. Необходимым условием принятия этого великого Таинства взрослым человеком является твердая вера и покаяние во всех грехах, совершенных до Крещения. Этим Таинством крещаемый вводится в Церковь и становится ее членом. Человек, ставший христианином, должен решительно переродиться по слову Господа, сказавшего: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14; 15). И обещавшего таковым: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» (Ин. 15; 10).

История установления Таинства

Совершение Таинства Крещения

Место и время Крещения

Современная практика совершения Таинства Крещения такова, что, большей частью, оно производится в храме, в той его части, которая для этого предназначена — в баптистерии. В некоторых местах есть отдельные крещальные храмы. В последнее время стала возрождаться и практика древней Церкви, заключающаяся в том, что массовое Крещение совершали в естественных водоемах. Относительно времени Крещения значимым может служить замечание о необходимости совершать Таинство до Литургии, чтобы крещенный мог причаститься Святых Тайн. Но эта практика распространения почти не имеет. Большей частью Крещение совершается днем, а новокрещенный причащается либо на следующий день, либо в другое ближайшее время.

Крестные родители-восприемники

Порядок совершения (чинопоследование) Таинства Крещения

Наиболее верный путь для понимания духовного смысла каждого Таинства — это глубокое изучение его чинопоследования (чина), то есть последовательности священнодействий и молитв. Само Таинство через свой видимый образ (то есть священнодействия и молитвы) оказывает на души верующих возвышающее духовное воздействие, поскольку человеку, погруженному в чувственную жизнь, необходимы внешние знаки, чтобы сделаться способным к созерцанию предметов невидимых. Поэтому вся обрядовая композиция Таинств и православного богослужения в целом, пронизанная символизмом, должна восприниматься сознанием верующих как путь к богообщению.

Схема богослужения Таинства Крещения Молитвы и обряды, предшествующие Крещению Предшествуют Крещению следующие молитвы.
1. Молитвы в день рождения младенца («в первый день, по внегда родити жене отроча»).
2. Молитва на наречение имени в восьмой день («во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего»).
3. Молитвы 40-го дня («жене родильнице, по четыредесяти днех»).

Последование чина оглашения

1. Молитва оглашения («во еже сотворити оглашеннаго»).
2. Молитвы запрещения злых духов.
3. Отречение от сатаны.
4. Исповедание верности («сочетание») Христу.
5. Исповедание Символа веры.

Последование Святого Крещения

Перед Крещением кадят купель и зажигают свечи на ее восточной стороне. Начальный возглас священника такой же, как и на Литургии: «Благословено Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»
1. Освящение воды.
2. Освящение елея.
3. Крещение.
4. Облачение новокрещенного в белые одежды.

Обряды и молитвословия, предшествующие Крещению

Последование чина оглашения

Молитвы запрещения злых духов

Отречение от сатаны

Исповедание верности («сочетание») Христу

После того как крещаемый отрекся сатаны, священник поворачивает его к востоку: «Когда же ты отрицаешься сатаны, разрывая совершенно всякий с ним союз, и древнее согласие со адом, тогда отверзается тебе рай Божий, на востоке насажденный, откуда за преступление изгнан был наш праотец. Означая сие, обратился ты от запада к востоку, стране света» (св. Кирилл Иерусалимский). В этот момент руки крещаемого опущены, символизируя его согласие со Христом и послушание Ему. Затем крещаемый (или крестный младенца) трижды исповедует верность Христу. И глаголет (говорит) ему священник: «Сочетаваеши ли ся (сочетаешься ли) Христу?». И отвещает оглашенный или восприемник, глаголя: «Сочетаваюся». И затем — паки глаголет ему священник: «Сочетался ли еси Христу?». И отвещает: «Сочетахся». И паки глаголет: «И веруеши ли Ему?». И глаголет: «Верую Ему, яко Царю и Богу».
Это очень серьезное решение — потому что оно навсегда. Дальше — только вера и верность вне зависимости от каких бы то ни было обстоятельств, ибо, по словам Господа нашего Иисуса Христа, «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9; 62).

Исповедание Символа веры

Символ веры содержит в сокращенном виде все православное вероучение, все христианские истины. И в древности, и теперь знание Символа веры — необходимое условие для того, чтобы прийти ко Крещению.
Символ веры разделяют на 12 членов. В первом члене говорится о Боге Отце, далее по седьмой включительно — о Боге Сыне, в восьмом — о Боге Духе Святом, в девятом — о Церкви, в десятом — о Крещении, в одиннадцатом — о воскресении мертвых, в двенадцатом — о вечной жизни. В древней Церкви существовало несколько кратких символов веры, но когда в IV веке появились ложные учения о Боге Сыне и о Боге Духе Святом, возникла необходимость их дополнить и уточнить. Современный Символ веры был составлен Отцами I Вселенского Собора, состоявшегося в 325 году в Никее (первые семь членов Символа) и II Вселенского Собора, проходившего в 381 году в Константинополе (остальные пять членов).

Cимвол веры:

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием
6. И восшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино Крещение во оставление грехов.
11. Чаю Воскресения мертвых
12. И жизни Будущаго Века. Аминь.»

Читайте так же:  Молитва о помиловании

По окончании чтения Символа веры священник говорит крещаемому: «И отвещает (говорит крещаемый): «Сочетáхся». И паки глаголет (священник повторяет): «И веруеши ли Ему?». И глаголет (говорит крещаемый): «Верую Ему, яко Царю и Богу».
Затем Символ веры читается еще два раза. После того как крещаемый прочтет Символ веры во второй раз, следуют те же вопросы и ответы. В третий же раз священник задает вопрос трижды и после ответа крещаемого «Сочетáхся» говорит следующее: «И поклонися Ему». После этих слов священника новокрещаемый, осеняя себя крестным знамением, поклоняется в сторону алтаря, говоря при этом: «Поклоняюся Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Для верующего человека это совершаемое им Богу поклонение необходимо для преодоления своей гордыни и утверждения подлинной свободы и достоинства во Христе.

Последование святого Крещения

Перед совершением Таинства Крещения священник облачается в белые одежды: епитрахиль, поручи и фелонь. Эти одежды иерея символизируют новую жизнь, принесенную на землю Господом Иисусом Христом. Совершается каждение купели и всех присутствующих во время совершения Таинства. Как уже упоминалось, чрезвычайно важна роль восприемника (крестного), который называется крестным отцом «по рождению от Святого Духа» и, таким образом, становится близким родственником (вторая степень родства) физическим родителям младенца. В его обязанности входит постоянно напоминать своему крестнику содержание данных Богу при Крещении обетов, истин христианской веры и образа жизни, который должен быть присущ христианину. Конечная цель восприемника — воспитать крестника в Православной вере, в духе и силе благочестия.

Вещество Таинства и освящение воды

Приготовительная молитва священника

Приготовительная молитва входит в состав чина освящения воды. По большому счету это молитва священника о себе. Молитва о том, чтобы быть достойным своей великой миссии. Подобие Христу в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4; 12) должно быть каждодневным, и особенно явным в часы богослужений. Церковь учит о том, что благодать, подаваемая в Таинстве Крещения, ни в коем случае не зависит от моральных качеств совершающего его священнослужителя.
Но всем нам Господь Иисус Христос сказал: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5; 48) и, конечно, в первую очередь это относится к священнослужителю, совершающему богослужение. Поэтому личное духовное состояние священника, не имея значения для действенности Таинства, очень важно для дела спасения как его самого, так и его духовных чад и всей паствы в целом.

Освящение елея

Крещение

После помазания крещаемого «елеем радования», священник крестит его в купели троекратным погружением в воду с произнесением крещальной молитвы. И егда помажется все тело, крещает его священник, права (то есть прямо) его держa и зряща (смотрящего) на восток, глаголя: «Крещается раб Божий (либо раба Божия, имярек) во имя Отца. » (погружает крещаемого в воду). И, возводя из воды, произносит: «Аминь». Погружая во второй раз, произносит: «И Сына. ». И, возводя из купели: «Аминь». Погружая в третий раз, произносит: «И Святаго Духа. ». И, возводя из купели: «Аминь». И далее: «Ныне и присно и во веки веков. Аминь». После того как крещенный выйдет из воды, он должен повернуться лицом к алтарю. В этот момент положено троекратное пение 31-го псалма, выражающее радость очищения от грехов и вхождения в Христову Церковь: «Блажени, ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть. ».

Облачение новокрещенного в белые одежды

Как в начале чина оглашения крещаемого освобождали от одежд, так после совершения Таинства Крещения нового члена Христовой Церкви облачают в белую одежду: крестильную рубашку соответствующего размера. Облачение крещенного в белую одежду, которую отцы Церкви называют «блистающей ризой, ризою царской, одеждой нетления», является знаком восстановления его истинной природы, утраченной всем человечеством грехопадением прародителей. И облачая его во одеяние, священник глаголет: «Облачается раб Божий (раба Божия, имярек) в ризу правды, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь». В этот момент поется тропарь: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, Многомилостиве Христе Боже наш».
После того как на крещенного надета белая одежда, на его шею, согласно древней традиции Русской Православной Церкви, надевается нательный крест. Священник может при этом произносить слова Спасителя: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и вóзмет крест свой и по Мне грядет» (Мк. 8; 34). Или другие слова: «Возлагается на раба Божия (рабу Божию, имярек) Крест — хранитель всей вселенной, Крест — сила царей и народов, Крест — утверждение верующих, Крест — слава Ангелов и поражение демонов».

Главы из книги (в сокращении) «Справочник православного человека. Таинства Православной Церкви» (Даниловский благовестник, Москва, 2007)

Чин крещения молитвы

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ КРЕЩЕНИЯ
(ОГЛАШЕНИЯ, КРЕЩЕНИЯ, МИРОПОМАЗАНИЯ)

«Итак, идите, научите все народы,
крестя во имя Отца и Сына и Святаго
Духа, уча их соблюдать все, что Я
повелел вам, и се, Я с вами во все дни
до скончания века «. (Мф. 28,19-20)

В ветхозаветные времена обряд очищения, сопровождавшийся обязательным погружением или омыванием водой тела, был общеобязательным для каждого члена израильского общества. Вода использовалась в религиозной жизни богоизбранного народа для омывания приносимых жертв в Скинии, а так же и в других случаях предусмотренных законом Моисея.

П рообраз Крещения в воде существовал уже в ветхозаветные времена, в послемаккавейский период, в качестве особого церковного установления, символизировавшего собой не только физическое, но и нравственное очищение.

Н овозаветная Церковь, основанная Христом, пришедшим не нарушить закон, но исполнить, усвоила иудейский обряд очищения для вступающих в нее, но наполнила его новым благодатным содержанием.

В еликое таинство Крещения было установлено Самим Господом нашим Иисусом Христом, крестившимся в водах Иордана, лишившим силы зла абсолютной власти над человеком и освятившим водное естество на все последующие времена: “. поскольку бесовские силы, противоборствующие воле Божией таились в водах, господь сошел в воды Иорданские, чтобы сокрушить главы змиев и связать сильного” . [1]

В беседе с Никодимом, Господь открыл великую важность и необходимость Крещения как средства очищения от грехов и духовного возрождения: “Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал Тебе: должно вам родиться свыше”(Ин. 3, 5-7) .

Читайте так же:  Читать молитву Киприана от порчи колдовства

Т аинство Крещения символизирует духовное рождение человека и в нем подается особая благодать Божия, “. помогающая жить по-христиански и преуспевать в Духовной жизни” . [2]

В апостольские времена института оглашения как такового не существовало, единственным условием вступления в христианскую общину и принятия Крещения являлось исповедание Христа Сыном Божиим: “Апостол Филипп, посланный ангелом, окрестил евнуха царицы Кандакии (Деян. 8,38). Апостол Павел, после чудесного явления ангела в темнице, тотчас же крестил уверовавшего в Спасителя темничного стража и его семью (Деян. 16,38). Апостол Петр неотложно крестил сотника Корнилия и его домочадцев (Деян. 10,47)” . [3]

В харизматический период жизни Церкви Христовой фактически не существовало ни строго составленного символа веры, ни чинопоследования таинства Крещения. Епископ, возглавлявший небольшую общину верующих в воскресшего Христа, принимал язычников в Церковь, погружая их в воду во имя Святой Троицы.

С увеличением числа верующих и ростом общин, возникновением многочисленных ересей, в чинопоследовании таинства появляются элементы оглашения, покаяния с отречением от прежних заблуждений и грехов, публичное устное исповедание веры во Христа.

С о II-го века устанавливается строго определенный порядок в подготовке к Крещению. Готовящемуся приступить к таинству Крещения надлежало придти к епископу и засвидетельствовать перед ним, преемником апостольского служения, свое желание стать членом Церкви. Получив от поручителей сведения о нравственных качествах его души в семейной и общественной жизни и искренности его обращения ко Христу, епископ благословлял занести его имя в церковный “катастих” — книгу, содержащую список оглашенных и членов общины для молитвы и поминовения за богослужением.

К рещению предшествовали долгие месяцы оглашения, причем, готовящиеся к таинству составляли особый класс церковного общества. Им разрешалось присутствовать на богослужении, однако во время литургии, после чтения Евангелия и проповеди, они были обязаны покинуть храм.

В месте с испытанием оглашенным назначалось покаяние, поэтому чин оглашения часто совершали в дни Великого Поста, как особо предназначенные для молитвы и покаяния.[4] Желающие принять христианское Крещение проводили все время подготовки в посте и молитвах, ежедневно посещали богослужения и каялись в совершенных грехах. Огласительные беседы заканчивались на Страстной седмице.

В древней Церкви крещение совершалось не ежедневно, по мере потребности желающих принять таинство, как это практикуется сегодня, а лишь по большим праздникам, в особенности на Пасху. До сих пор пасхальное богослужение Православной Церкви включает в себя элементы древнего чина Крещения: ночной крестный ход вокруг храма когда-то был шествием новокрещенных, облаченных в белые одежды и держащих горящие свечи, в Церковь, где их встречало ликующее “Христос Воскресе” . [5]

В о II-III веках встречается упоминание о сочетании Христу, которое стало одним из центральных моментов таинства. Произносимые обеты требовали от крещаемых верности до конца жизни. Единение со Христом выражалось чтением Никео-Царьградского Символа Веры.

Ч ин оглашения особенно в Иерусалимской и Константинопольской Церквах совершался с большой торжественностью, и благодатные впечатления этих дней позволяли новокрещаемым сохранять произносимые ими обеты до конца жизни, подтверждая и исполняя их своими делами.

У же в IV-V веках утвердился обычай исповедовать веру приступающих ко Крещению “в словах точных и определенных, по установленной форме, при этом громко, во всеуслышание, с места возвышенного, в присутствии верующих” .[6] О таком обычае, существовавшем в Риме, говорит блаженный Августин.

В эпоху Константина Великого (IV в.) было принято крестить по преимуществу взрослых, так как придавалось большое значение сознательному принятию таинства. Некоторые, зная, что по учению Церкви в Крещении прощаются грехи, откладывали его до последних дней жизни: сам император Константин крестился перед смертью, впрочем, практика крещения младенцев является не менее древней — Апостолы крестили целые семейства, в которых, несомненно, должны были быть и дети (Деян. 10, 48).

С вятой Ириней Лионский (II в.) замечает: “Христос пришел спасти тех, кто через Него возрождаются от Бога: младенцев, отроков, юношей, старцев” . [7]

124 правило Карфагенского собора (IV в.) содержит анафему на отвергающих необходимость Крещения младенцев, которые хотя и не согрешили сами, нуждаются в освобождении от первородного греха.[8]

В древней Церкви, начиная с конца II-го века, существовали специально посвященные епископом люди — экзорцисты, читавшие заклинательные молитвы, в которых, по примеру святых Апостолов, именем Божиим запрещалось нечистым духам приближаться к новопросвещенному христианину: “И бесы нам повинуются о имене Твоем” (Лк. 10,7) . Чтение этих молитв и по сей день остается одним из важнейших моментов таинства.

Н аряду с молитвами запрещения Церковь требовала от человека отречения от сатаны и сознательного сочетания Христу, что выразилось в обряде совершения таинства. Святой Дионисий Ареопагит упоминает о дуновении и плюновении на диавола. “Древняя практика Церкви Русской, вполне согласная с практикой Церкви Греческой, была такова, чтобы на беса только дуть, но в XV веке наряду с прежней практикой появилась новая, по которой повелевалось на беса плевать. Не смотря на довольно позднее происхождение, обычай плевать на беса сделался в XVI веке преобладающим, а древний обычай при крещении на беса только дуть существовал как исключение” . [9]

О трицание от сатаны сопровождалось поднятием рук к небу и совершалось пятнадцать раз, в отличии от трех раз в современном чине. “Обычай предлагать раздельно вопросы об отрицании от сатаны и так же давать ответы на них может назваться древним обычаем Церкви Русской: указание на существование его мы находим в “Вопросах Кирика к епископу Новгородскому Нифонту” и затем в служебниках XIV и XV веков” .[10]

П риготовление к Крещению сопровождалось особыми церковными молитвами об оглашенных, сохранившихся до настоящего времени.

В XIV веке огласительные молитвы читались по десять раз каждая, но позднее в практику вошел обычай читать каждую из этих молитв по три раза, причем десять раз их произносили только при крещении старых евреев.

В XVI веке число огласительных молитв оставалось по составу тем же, но повсеместно их читали один раз.

О практике освящения воды для совершения таинства Крещения в Греческой Церкви упоминается уже со II-III веков: “Вода Крещения преисполняется таинственной силы. Она — могила ветхого человека, место его истления и место зачатия и образования нового, духовного организма” . [11]

После погружения в купель новопросвещаемый помазывался освященным елеем, упоминание об этом встречаются уже в первые века: “Постановления Апостольские (IV в.) говорят, что после того как пресвитер помажет елеем чело, грудь и спину оглашаемых, диаконы помазывают все тело готовящихся к Крещению мужчин, а диакониссы — женщин” . [12]

Читайте так же:  Молитва чтоб дали в долг

П осле помазывания священником установленных частей тела елеем диакон, согласно практике, существовавшей в XII-XIII веках, помазывал все тело крещаемого без произнесения возглашаемых в настоящее время слов. Поздние памятники XI-XII веков указывают на то, что вода Крещения осенялась крестным знамением, крещаемый мазался маслом, крещение совершалось через троекратное погружение в воду во имя Святой Троицы.

О бычай совершать таинство Крещения через обливание, а не через погружение, появился весьма рано в Русской Церкви: уже на Владимирском Соборе (1274) было принято решение, запрещавшее крестить обливанием когобы-то ни было и указывавшее на западное происхождение традиции крестить обливанием.

В XIV веке великая ектения в чинопоследовании Крещения имела всего два прошения об освящении воды и два о самом крещаемом, что существенно отличается от ныне существующей практики.

П осле помазывания крещаемого освященным елеем, следовало само Таинство, причем если крестили младенцев, то в одну купель погружали сначала мальчиков, а если крестили взрослых, то мужчин и женщин крестили отдельно друг от друга. Подобная практика сохранилась и в настоящее время.

В XVI веке после Крещения, совершавшегося через погружение, следовало облачение новокрещенного в светлые одежды без произнесения каких бы то ни было слов священником и без пения стиха: “Ризу мне подаждь светлу” . За облачением следовала ектения и молитва сохранившиеся в современных требниках.

В XV веке на Руси появился обычай иметь двух восприемников, который активно обличал митрополит Фотий. Перед началом Крещения священнослужитель кадил воду и благославлял ее свечею трижды, что и сегодня сохраняется у старообрядцев. Следовавшая вслед за этим великая ектения бала короче современной.

Видео (кликните для воспроизведения).

В XVI веке перед началом Крещения священник также кадил купель, а затем трижды благославлял воду зажженной свечой и после этого произносил: “Благословенно Царство. ” , причем благословлять воду свечой он мог и во время великой ектении, которая была короче помещенной в современном требнике ектении, и при чтении молитвы “Да сокрушатся под знамением Креста Твоего. ” . В отличие от современного требника слова “Ты убо Человеколюбче Царю. ” произносились однажды, а не трижды. Оканчивалось Таинство троекратным погружением крещаемого в воду с произнесением сохранившихся до нашего времени слов: “Крещается раб Божий, (имя) во имя Отца — аминь (1-е погружение), и Сына — аминь (2-е), и Святаго Духа (3-е), и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь” .

Б огослужение Православной христианской Церкви четко отражало и отражает состояние мира, в котором она выполняет свое служение, заключающееся в благовествовании Евангелия Царства Небесного. Во времена жестоких гонений чинопоследования таинств приобрели особые черты, предохранявшие Церковь от проникновения в нее людей принявших Христианство лишь поверхностно и готовых вернуться в любой момент к прежнему языческому образу жизни.

В периоды спокойного существования Церковь Христова смогла четко сформулировать свое вероучение и привести к относительному единообразию чинопоследования богоустановленных таинств, порой сильно отличавшихся друг от друга в разных поместных Церквах.

Е реси привели к внесению в чинопоследование таинства Крещения четко сформулированного Символа Веры и формул публичного отречения от заблуждений.

Д альнейшее развитие чинопоследования таинства отражало, в первую очередь, взаимоотношения Церкви и окружающего ее общества. После реформы, проведенной патриархом Никоном (1605 — 1681), чинопоследование таинства Крещения практически не изменилось и сохраняется, по возможности, неизменно.

[1] Василиадис Н. Таинство смерти.Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1998. С.132.
[2] Святитель Феофан. Начертание христианского нравоучения. М., 1891. С.52.
[3] Г. нефедов. прот. Учебное пособие по литургике. Загорск. 1987. С.16.
[4] Дмитриевский А.А. Наука о православном богослужении.
[5] Александр Шмеман. проф.-прот. Водою и Духом. Опыт литургического исследования Крещения. 1974. С. 68.
[6] Исповедь блаж. Августина, еп. Иппонийского. М., 1914. С. 187.
[7] Святой Ириней еп. Лионский. Против ересей.
[8] Книга правил святых Апостолов, Соборов Вселенских и Поместных, и Святых Отец.
[9] Последование таинств в Церкви Русской в XVI столетии, по рукописям Новгородской-Софийской и Московской-Синодальной библиотек. Странник. 1880. С. 557.
[10] Там же. С.555
[11] Павел Флоренский. свящ. Из богословского наследия. Богословские Труды. М., 1977. № 17. С.204.
[12] Г. Нефедов. Цит. соч. С34.

КРАТКИЙ ЧИН СВЯТОГО КРЕЩЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЙ ИЗ ОПАСЕНИЯ СМЕРТИ МЛАДЕНЦА

КРАТКИЙ ЧИН СВЯТОГО КРЕЩЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЙ ИЗ ОПАСЕНИЯ СМЕРТИ МЛАДЕНЦА

Священник: Благословенно Царство:

Затем: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Ибо Твое есть Царство:

Господи, Боже Вседержитель, всего творения, как видимого, так и невидимого Создатель, сотворивший небо и землю, и море, и все что в них, собравший воды в одно собрание, заключивший бездну и запечатавший ее страшным и славным именем Твоим, возвысивший воды превыше небес! Ты утвердил землю на водах, Ты утвердил силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в водах; Ты страшен, и кто противостанет Тебе? Воззри, Господи, на это создание Твое, и на эту воду, и дай ей благодать избавления, благословение Иордана, соделай ее нетления источником, освящения даром, от грехов освобождающей, от недугов исцеляющей, демонам губительной, для враждебных сил недосягаемой, мощи Ангельской исполненной. Да бегут от нее злоумышляющие созданию Твоему: ибо я Твое имя, Господи, призвал дивное, и славное, и страшное для противников.

И тотчас вливает елей в воду.

Также крестит младенца, произнося: Крещается раб Божий: и прочее.

И тотчас облачает его, и помазывает мvром, произнося: Печать дара:

И после этого обходит с ним купель, по уставу, с пением: Сколько вас во Христа ни крестилось:

И бывает отпуст.

Похожие главы из других книг

Глава 688: Хаджж, совершаемый детьми.

Глава 688: Хаджж, совершаемый детьми. 849 (1858). Сообщается, что ас-Са’иб бин Йазид, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Родители взяли меня с собой) для совершения хаджжа вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда мне было семь

Глава 689: Хаджж, совершаемый женщинами.

Глава 689: Хаджж, совершаемый женщинами. 850 (1863). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Вернувшись после совершения хаджжа, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил у Умм Синан аль-Ансарийи: “Что помешало тебе совершить

Молитва краткого порядка святого крещения

Молитва краткого порядка святого крещения совершаемого над умирающим младенцем.Священник: «Благословенно Царство…» «Трисвятое по «Отец наш…» (стр.3). «Господу помолимся».«Господи Боже Вседержитель, Создатель всего видимого и невидимого творения, сотворивший небо,

Последование святого Крещения

Последование святого Крещения Перед совершением Таинства Крещения священник облачается в белые одежды: епитрахиль, поручи и фелонь. Эти одежды иерея символизируют новую жизнь, принесенную на землю Господом Иисусом Христом. Совершается каждение купели и всех

Читайте так же:  Молитва по соглашению головин текст читать

ПОСЛЕДОВАНИЕ СВЯТОГО КРЕЩЕНИЯ

ПОСЛЕДОВАНИЕ СВЯТОГО КРЕЩЕНИЯ Войдя в храм, священник облачается в белые священные одежды. Зажигаются все свечи. Взяв кадило и подойдя к купели священник кадит вокруг нее и, отдав кадило, кланяется.Затем диакон возглашает: Благослови, владыка.Священник: Благословенно

Молитва о мертворожденных и умерших младенцах, не сподобившихся святого крещения

Молитва о мертворожденных и умерших младенцах, не сподобившихся святого крещения Помяни, Человеколюбче Господи, души отшедших раб Твоих – младенцев, кои во утробе православных их матерей умерли нечаянно от неведомых действий, или от трудного рождения, или от некоей

За умерших младенцев, не сподобившихся святого крещения

За умерших младенцев, не сподобившихся святого крещения 1. Мученику Уару; память 19 октября/1 ноября.В Православной церкви поминовение некрещеных не совершается, записки с их именами не подают на проскомидию или панихиду. Поэтому родственникам умерших некрещеными можно

13. Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. 14. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,

20. и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. 21. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. 22. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровен

20. и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. 21. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. 22. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но,

Обряд, совершаемый при нераскрытом убийстве

Обряд, совершаемый при нераскрытом убийстве Если тело убитого будет найдено в поле, в той стране, которую Господь, Бог ваш, дает вам во владение, и неизвестно, кто убил того человека, 2 старейшины ваши и судьи должны будут пойти и замерить расстояние от тела до городов той

25. Мысли в праздник Крещения Господня. Сокровенное действие благодати, получаемой нами в таинстве крещения

25. Мысли в праздник Крещения Господня. Сокровенное действие благодати, получаемой нами в таинстве крещения Хочу поделиться с Вами теми мыслями, какие приходили мне для Вас на Крещение Господне. Я положил было задать только Вам вопрос: как думаете Вы о своем крещении? Что

Слово седьмое. О бедствии христианина, беззаконно живущего после святого Крещения

Слово седьмое. О бедствии христианина, беззаконно живущего после святого Крещения С ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи. (2 Петр 2:22) Невозможно довольно описать и оплакать бедственное состояние

Последование Святого Крещения

Последование Святого Крещения Перед Крещением кадят купель и зажигают свечи на ее восточной стороне. Начальный возглас священника такой же, как и на Литургии: «Благословено Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков». Аминь.1. Освящение

ДНЕВНИКИ СВЯТОГО НИКОЛАЯ ЯПОНСКОГО ТОМ IV (с 1899 по 1904 годы) Краткий Миссийский дневник. Продолжение

Молитва об умерших младенцах, не сподобившихся почему-либо святого крещения, и мертворожденных

Молитва об умерших младенцах, не сподобившихся почему-либо святого крещения, и мертворожденных Помяни, Человеколюбче Господи, души отшедших раб Твоих – младенцев, кои во утробе православных их матерей умерли нечаянно от неведомых действий, или от труднаго рождения, или

Молитва после святого крещения или в годовщину принятия его

Молитва после святого крещения или в годовщину принятия его Избавление грехов, святым крещением рабу Твоему (рабе Твоей) даровавый, и жизнь паки рождения ему (ей) подавый, Сам Владыко Господи, просвещение лицаТвоего в сердце его (ея) озаряти выну благоволил: щит веры его

Чин крещения молитвы

Молитва оглашения («во еже сотворити оглашеннаго»)

Подготовка взрослых ко Крещению.

Взрослый человек, желающий креститься, должен иметь представление о важнейших составляющих Православной веры. Если крещаемый не ходил на огласительные беседы, то знания, которые там даются, он должен почерпнуть самостоятельно из православной литературы соответствующего содержания. Он должен знать основную часть догматического учения о Святой Троице, Воплощении Сына Божья, Его Крестной Жертве и Воскресении, о Церкви Христовой и Таинствах Крещения, Миропомазания и Причащения и другие совершенно необходимые сведения катехизического характера. Кроме того, необходимо знать наизусть Символ веры (который можно найти в любом молитвослове) и две важнейшие молитвы: Молитву Господню («Отче наш. «) и «Богородице Дево, радуйся. «. Взрослый человек должен, по возможности, приготовить себя к Таинству Крещения трехдневным (а лучше семидневным) постом, то есть отказом от употребления мясной, молочной пищи и яиц, спиртного, курения, грубых выражений, а также примирением с теми, с кем он в ссоре. Живущим в браке нужно на это время воздерживаться от супружеского общения.

Приготовление к совершению Таинства в храме сопровождается особыми молитвами, открывающими чин оглашения. Но перед чтением этих молитв священник совершает еще ряд действий:

«Разрешает (развязывает) священник пояс хотящаго просветитися (креститься), и совлачает (раздевает) и отрешает (освобождает от одежды) его, и поставляет его к востоку во единой ризе непрепоясана, непокровена, необувена, имущаго руце доле (вниз), и дует на лице его трижды, и знaменует чело его и перси трижды, и налагает руку на главу его. «.

Троекратное крестообразное дуновение на крещаемого символически напоминает о моменте творения: создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2; 7). Как при создании человека Бог вдунул в лице его дыхание жизни, так и при воссоздании его, священник трижды дует на лицо крещаемого. После этого священник трижды благословляет крещаемого и, возложив руку на его главу, начинает чтение молитв. Рука священнослужителя в этот момент символизирует руку Самого Господа Иисуса Христа, а то, что она лежит на главе — является символом защиты, прибежища и благословения.

Младенцы в момент начала Таинства Крещения должны быть в одних пеленках, которые священник раскрывает так, чтобы лицо и грудь младенца были свободны. Отроки (старше семи лет) и взрослые прикрывают свое тело на время чтения молитв и освящения воды принесенной с собой простыней. В самый момент совершения Крещения простыню нужно снять. Кроме того, из крестильни должны быть удалены все посторонние люди, не принимающие непосредственного участия в совершении Таинства Крещения.

Читайте так же:  Какие молитвы читать перед отчиткой

Новокрещенный человек станет в этот день полноправным членом Церкви Христовой и сможет приступить ко второму, важнейшему из Таинств — Причащению. Для этого ему необходимо прийти в храм натощак (не есть и не пить с 12 часов ночи предыдущего дня до тех пор, пока он не причастится).

Молитвы запрещения злых духов

По учению Церкви, основанному на библейских свидетельствах, пророческих откровениях и ее мистическом опыте, источник зла в мире не абстрактен, а совершенно определенно персонифицирован в падших духовных сущностях. Это активные демонические силы, присутствие и деятельность которых для большинства людей далеко не всегда ясны и осознаваемы. Тем не менее их деятельность, ознаменовавшаяся на заре человечества изгнанием прародителей из Рая, остается такой же разрушительной, как и прежде.

Человеку, желающему принять Крещение, нужно быть готовым к тому, что могут возникнуть состояния, не являющиеся для него естественными в обычное время: усилятся страстные привычки и греховные помыслы, появится равнодушие к происходящему, возникнет беспричинный гнев, надменность, тщеславные помыслы и другое. Все это — свидетельство усиленного воздействия на человека демонических сил.

Именно поэтому в чине оглашения есть три молитвы запрещения на злых духов: «Содержание сих запрещений следующее: первое — отревает (отталкивает) диавола и всякое его действие страшными для него Божественными именами и таинствами, изгоняя диавола, повелевает и демонам его бежать от человека и не творить ему напастей. Подобным же образом и второе запрещение изгоняет демонов Божественным Именем. Третье запрещение есть вместе и молитва, возносимая Богу, умоляющая всесовершенно изгнать лукавого духа от создания Божия и утвердить его в вере» (Св. Кирилл Иерусалимский. «Огласительное поучение»).

Отречение от сатаны

После молитв запрещения священник обращает крещаемого к западу — символу тьмы и темных сил. В следующем за этим обряде крещаемый должен отвергнуться от прежних греховных привычек, отказаться от гордыни и самоутверждения, и, как говорит апостол Павел, отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях (Еф. 4; 22).

Крещаемый должен стоять с воздетыми горé (поднятыми вверх) руками, символизирующими его подчинение Христу. По словам Иоанна Златоуста, это подчинение «превращает рабство в свободу. возвращает с чужбины на родину, в Небесный Иерусалим. «.

Священник будет задавать ему вопросы, а он должен будет сознательно на них отвечать. Поэтому эти вопросы нужно знать и крестным (если крестят младенца), и крестнику.

«Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех aггел (демонов) его, и всего служения его, и всея гордыни его?»

И отвечает оглашенный или восприемник его, и глаголет: «Отрицаюся».

Вопросы и ответы на них повторяются трижды. При Крещении младенца ответы за него дает либо крестный отец, либо крестная мать, в зависимости от того, кого крестят: мальчика или девочку.

И далее — вопрошает священник крещаемого:

«Отреклся ли еси сатаны?»

И отвечает оглашенный или восприемник (крестный) его:

Таже глаголет священник:

«И дуни, и плюни на него».

После этого крещаемый встает под защиту Христа, взяв, по слову апостола Павла, щит веры. чтобы возмочь угасить все раскаленные стрелы лукавого (Еф. 6; 16).

Исповедание верности («сочетание») Христу

После того как крещаемый отрекся сатаны, священник поворачивает его к востоку: «Когда же ты отрицаешься сатаны, разрывая совершенно всякий с ним союз, и древнее согласие со адом, тогда отверзается тебе рай Божий, на востоке насажденный, откуда за преступление изгнан был наш праотец. Означая сие, обратился ты от запада к востоку, стране света» (св. Кирилл Иерусалимский). В этот момент руки крещаемого опущены, символизируя его согласие со Христом и послушание Ему.

Затем крещаемый (или крестный младенца) трижды исповедует верность Христу.

И глаголет (говорит) ему священник:

«Сочетаваеши ли ся (сочетаешься ли) Христу?»

И отвещает оглашенный или восприемник, глаголя:

И затем — паки (снова) глаголет ему священник:

«Сочетался ли еси Христу?»

И паки глаголет:

«И веруеши ли Ему?»

«Верую Ему, яко Царю и Богу».

Это очень серьезное решение — потому что оно навсегда. Дальше — только вера и верность вне зависимости от каких бы то ни было обстоятельств, ибо, по словам Господа нашего Иисуса Христа, никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9; 62).

Исповедание Символа веры

Символ веры содержит в сокращенном виде все православное вероучение, все христианские истины. И в древности, и теперь знание Символа веры — необходимое условие для того, чтобы прийти ко Крещению. Символ веры разделяют на 12 членов. В первом члене говорится о Боге Отце, далее по седьмой включительно — о Боге Сыне, в восьмом — о Боге Духе Святом, в девятом — о Церкви, в десятом — о Крещении, в одиннадцатом — о воскресении мертвых, в двенадцатом — о вечной жизни.

В древней Церкви существовало несколько кратких символов веры, но когда в IV веке появились ложные учения о Боге Сыне и о Боге Духе Святом, возникла необходимость их дополнить и уточнить. Современный Символ веры был составлен Отцами I Вселенского Собора, состоявшегося в 325 году в Никее (первые семь членов Символа) и II Вселенского Собора, проходившего в 381 году в Константинополе (остальные пять членов).

По окончании чтения Символа веры священник говорит крещаемому:

«Сочетался ли еси Христу?»

И отвещает (говорит крещаемый):

И паки глаголет (священник повторяет):

«И веруеши ли Ему?»

И глаголет (говорит крещаемый):

«Верую Ему, яко Царю и Богу».

Затем Символ веры читается еще два раза. После того как крещаемый прочтет Символ веры во второй раз, следуют те же вопросы и ответы. В третий же раз священник задает вопрос трижды и после ответа крещаемого «Сочетáхся» говорит следующее:

«И поклонися Ему».

После этих слов священника новокрещаемый, осеняя себя крестным знамением, поклоняется в сторону алтаря, говоря при этом:

«Поклоняюся Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней».

Видео (кликните для воспроизведения).

Для верующего человека это совершаемое им Богу поклонение необходимо для преодоления своей гордыни и утверждения подлинной свободы и достоинства во Христе.

Чин крещения молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here