Содержание
Иисусова молитва для мирян. Разъясняют пастыри
Содержимое
Есть мнение, что Иисусову молитву – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», – могут творить только монахи, а мирянам это духовное делание неполезно. Так ли это? Можно ли молиться Иисусовой молитвой мирянам? И как это делать с наибольшей духовной пользой? Что вообще значит для нас Иисусова молитва?
Иисусова молитва может и должна быть всегда с нами
– По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), занятие Иисусовой молитвой есть общехристианское делание. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17) – эти слова апостола Павла обращены ко всем христианам, без различия, монах ты или мирянин. Святитель Игнатий знал современников христиан из мирян, которые в делании Иисусовой молитвы достигали значительных успехов. Причина очевидна: в его время была живая духовная жизнь многих людей и возможность соприкоснуться с подлинным делателем молитвы Иисусовой, который мог научить сначала правильной, а потом и непрестанной молитве. Понятно, что духовными молитвенными центрами и школами были святые обители. Из них молитвенный опыт выходил и в мир, где его впитывали и совершенствовали лучшие из христиан.
Наше время стало другим, оно внесло в жизнь Церкви значительные особенности и изменения. Главная среди них – разрушенная традиция духовной жизни. Мы, современные христиане, в большинстве своем первопроходцы на пути духовном. Многие делания, главные из которых – жизнь по совету духовника, покаяние в грехах, несение креста, отсечение своей воли и, конечно, молитва – даются нам непросто, и ошибки здесь неизбежны. Но, как говорится, волков бояться – в лес не ходить.
Попробуем дать некоторые советы на тему Иисусовой молитвы не столько из личного опыта, которого почти ни у кого нет, сколько из духовных советов наших славных отцов и старцев.
Через молитву Иисусову мы со Христом везде
– Иисусова молитва дана всем – и монахам, и мирянам. Христианин – это тот, кто всегда со Христом, а этому и служит молитва Иисусова. Посредством молитвы Иисусовой мы со Христом бываем везде – и в метро, и на заснеженных улицах, в магазине и на работе, среди друзей и посреди врагов: молитва Иисусова есть златая связь со Спасителем. Она спасает от отчаяния, не дает нам упасть мыслями в пропасть мирской пустоты, но, как огонек лампады, призывает к духовному бодрствованию и предстоянию перед Господом.
Обыкновенно наш ум занят самыми беспорядочными мыслями, они скачут, сменяют друг друга, не дают нам покоя; в сердце – такие же хаотичные чувства. Если не занять ум и сердце молитвой, то в них будут рождаться мысли и чувства греховные. Молитва Иисусова – это лекарство для души, больной страстями.
В Древнем Патерике приводится такое сравнение. Когда котел подогревается огнем, то на него не сядет ни одна муха со своими бактериями. А когда котел остывает, то по нему бегают разные насекомые. Так и душа, согреваемая молитвой Богу, оказывается недоступной дурному воздействию демонов. Душа искушается, когда остывает, когда огонек молитвы угас. А когда вновь молится, искушения рассеиваются. Это каждый может проверить на собственном опыте: в минуту скорби, когда гнетут проблемы или сердце разрывается от недобрых помыслов, стоит начать молиться Господу, произносить молитву Иисусову – и накал помыслов схлынет.
Молитва Иисусова крайне нужна именно мирянам. Она спасительна во многих бытовых ситуациях. Если ты чувствуешь, что сейчас взорвешься, выйдешь из себя, если тебе хочется произнести какое-то скверное слово или возникли нечистые пожелания, остановись и начни в уме произносить неспешно молитву Иисусову. Произноси ее со вниманием, благоговением, покаянием, и увидишь, как накал страстей уходит, всё внутри успокаивается, становится на свое место.
Если сказать прямо, то страстный человек – это человек, который не молится. Без молитвы ты никогда не будешь с Богом. А если не будешь с Богом, то что у тебя будет в душе? Молитва Иисусова – это самая доступная, простая по словам, но глубокая по содержанию молитва, которую ты можешь иметь в любом месте и в любое время.
Еще святые отцы называли молитву Иисусову царицей добродетелей, потому что она привлекает все остальные добродетели. Терпение и смирение, воздержание и целомудрие, милосердие и любовь – всё это связано с молитвой Иисусовой. Потому что она приобщает Христу, молящийся перенимает образ Христов, воспринимает от Господа добродетели.
Есть, конечно, ряд ошибок, которые случаются с молящимися. Ни в коем случае нельзя произносить молитву Иисусову ради каких-то душевных восторгов или что-то представлять в воображении. Молитва Иисусова должна быть без образов, со вниманием к словам, наполнена благоговением и покаянным чувством. Такая молитва дисциплинирует ум и очищает сердце, душе становится легче, потому что уходят посторонние помыслы и хаотичные чувства.
Молитва Иисусова – это спасение для любого христианина, в какой бы ситуации он ни оказался.
Молитва Иисусова – ступеньки лестницы в Царствие Божие
– Об Иисусовой молитве для мирянина сказано очень много и святыми отцами, и современными опытными духовниками: она необходима. Но весь «секрет» ее заключается в том, что никакого секрета нет. И если мы сами себе эти «секреты» не придумываем, то сердечное и внимательное обращение к Господу в простоте и сокрушении, несомненно, будет содействовать нашему доброму прохождению пути христианской жизни. Здесь надо различать «делание умной молитвы» монахом под руководством опытного духовника (это отдельная тема, которой мы не будем сейчас касаться) и повторение молитвы мирянином во всякое время и во всякий час: вслух, если есть такая возможность, или про себя, если человек находится в общественном месте. Простота и сердечность, осознание своей немощи и всецелое предание себя в руки Божии – главное здесь, как и в любой молитве.
Но вот еще о чем, кажется, нужно сказать. Иногда даже эту простую молитву произносить очень сложно, и святитель Игнатий (Брянчанинов), например, определяет в этом случае «малую меру» необходимого, то есть внимание к произносимым словам в посильном приложении к ним своего сердца, пусть даже и с понуждением. Господь видит нашу тугу и борьбу и доброе произволение. Не может быть, чтобы всё время было легко, – это относится как к жизни вообще, так и к молитве. Иногда надо понудить себя, потрудиться, «пробиваясь» к Господу через собственную дебелость и уныние и смуту. И вот это делание уже всецело относится к сфере нашего доброго произволения, потому что никто у нас это стремление к Богу отнять не может, только бы оно (пусть даже и ослабевая в нас по временам) не прекращалось. И молитва Иисусова в этом случае – это те простейшие «узелки» на веревочной лестнице, по которой мы хоть и с трудом, но можем и должны постепенно взбираться горе, в Царствие Божие. А Господь, подавший нам эту «лестницу», разве не поможет, не поддержит, не укрепит? Конечно, поддержит, и наставит, и укрепит, только бы мы совершали свое восхождение с доверием и простотой, «не мечтая о себе ничего», но с усердием и постоянством.
Опасности «сердечной» (Иисусовой) молитвы — Святые отцы — мирянам
Опасности «сердечной» (Иисусовой) молитвы — Святые отцы — мирянам. Наставления Святых Отцов.
Молитва имеет три названия: устная, умная и умно-сердечная. Устная читается языком, когда находишься одна вслух, а при других молча. Умная молитва произносится одним умом. Умно-сердечная молитва соединенными умом и сердцем; и к этой молитве не стремись, она к твоей жизни не идет. Такая молитва требует уединения, и без уединения она не может быть, и уединение без молитвы тоже не может быть.
Для чего мы читаем молитву Иисусову? Чтобы, постоянно помня Господа и каясь в грехах, прийти в духовное умиротворение, внутреннее безмолвие и любовь к ближнему и правде тогда мы живем в Боге, Который есть любовь. Но есть люди, которые смотрят на эту молитву, как на некую магию, которая им доставит чтение мыслей, прозрение, дар чудотворений и исцелений и т. п. Такой подход к молитве крайне греховен. Так поступающие обольщаются бесами, которые дают им от себя некую власть, чтобы их совсем погубить, навеки.
Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958).
Хоть шепотом произноси молитву (Иисусову), а от умной многие повредились.
Держи больше устную молитву, тогда и избавишься от подобных движений; от устной молитвы никто не впадал в прелесть; а умную, сердечную молитву без наставления проходить опасно.
Устную молитву как бы кто ни проходил, не было примеров, чтобы впадал в прелесть вражескую. А умную и сердечную молитву проходящие неправильно нередко впадают в прелесть вражескую. И потому прежде всего должно держаться крепче устной молитвы, а потом умной. Со смирением, а затем уже, кому удобно и кому благоволит Господь, переходить к сердечной.
Касательно умной и сердечной молитвы, к которой ты так расположена, скажу, что враг наш душевный не восстает так ни против какой добродетели, как против молитвы, в особенности умной и сердечной, всеми способами подвизает человека на гнев и на немирствие против других.
Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).
http://predanie.ru/bez-avtora/dushevn…
http://predanie.ru
КАК НАУЧИТЬСЯ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЕ ЖИВУЩЕМУ В МИРУ (ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ)
ПЛОДЫ МОЛИТВЫ
О плодах Иисусовой молитвы хорошо написал свт. Феофан Затворник: ²О НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЕ⌡ Поучения святителя Феофана Затворник Составитель игумен Феофан (Крюков).
МОЛИТВА В ХРАМЕ ВО ВРЕМЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ
Надо приучать себя готовиться к исповеди и причастию с утра, вставая до рассвета. На подготовку уходит примерно полтора часа, да еще ходу до храма примерно минут сорок. Если у кого есть возможность, в храм надо ходить пешком, потому что во время движения вы молитесь. Если вы в это утро не причащаетесь и не исповедуетесь, то надо в любом случае вставать за час до выхода из дома, чтобы это время уделить молитве в тишине , пока все родственники спят и ничто вам не будет мешать и отвлекать. А придя в храм, умную молитву не оставляйте, продолжайте молиться. Во время Богослужения надо приучать себя к умному деланию и саму службу не опускать. Достигается это переходом на Мытареву молитву. Удивительно, но факт, данная молитва не мешает, а восполняет.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что молитва Иисусова . это добродетель, которая учит человека высшему виду смирения, ненадеянию на себя. Поэтому, с одной стороны, Иисусова молитва . это выражение ненадеяния на себя, с другой . именно она учит человека надеяться только на Единого Бога.
Чем опасна Иисусова молитва
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В сегодняшний день, возлюбленные о Господе братья и сестры, мы слышали Евангельское повествование о том, как Господь, выходя из Иерихона, исцелил двух слепых людей и одного немого от рождения. Когда Господь проходил мимо этих слепцов, они возопили к нему: «Помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!» (Мф, 20, 29-34). То есть сделали свою краткую мольбу ещё громче.
Эти мольбы от всей души и от всего сердца и есть прообраз делания молитвы Иисусовой. Когда человек познаёт, что у него есть безсмертная душа, что над ним есть Бог, тогда главную радость в жизни составляет соединение человека с Богом. А самое глубокое общение человека с Богом происходит от тех молитв, которые исходят из глубины души.
Епископ Феофан Затворник говорит, что поклоны, посещение богослужений, чтение молитв по молитвослову не является ещё самой молитвой, но есть только подготовка к молитве. Сердечные глубокие молитвы — это есть воздыхание из глубины сердца со вниманием, с полным сердечным чувством, потому что там, где нет внимания, там нет души молитвы. Многие из нас читают утренние и вечерние молитвы, каноны, акафисты, Псалтирь, но кто из нас может сказать, что за время этого чтения ум его был полностью погружен в слова молитвы, что он во всё продолжение молитвословия ни о чём другом, кроме молитвы, не думал, ни на что не отвлекался — это бывает крайне редко. А в основном у нас происходит всегдашняя борьба за чистоту мысли, я подрузамеваю тех людей, которые ведут внимательную жизнь и понимают, что там, где только произношение слов — там и молитвы никакой нет.
Как учит нас прп. Иоанн Лествичник, во время молитвы необходимо заключать ум в слова молитвы, а сердце пусть откликается чувством на то, что ты произносишь, т.е. во время молитвы, необходимо думать именно о том, что мы читаем. А ещё лучше, если молитва произносится наизусть, т.е. когда происходит наименьшее рассеяние внимания, — этому учит нас епископ Феофан.
Но зная нашу немощь Господь оставил нам краткие молитвы, которые способны сосредоточить наш ум. Всем нам (монахам и мирянам; людям учёным и неучёным; простым и мудрым) заповедано это всегдашнее пребывание с Богом, соединение с Ним через произношение устной молитвы Иисусовой: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного или грешную. Вот это в течение дня и должно стать содержанием нашего ума и нашей души.
Однажды спрашивает один человек: «Батюшка, вот в наших книгах об Иисусовой молитве написано о соединении ума и сердца, о соединении молитв с дыханием, описываются некоторые способы внешнего произношения молитвы Иисусовой. Как это исполнить? Хочу вам привести один маленький пример, который сделает доходчивым понятие о тех приёмах, которые описаны святыми отцами. Нам надо представить самих себя погибающими, по уши находящимися в болоте, и в это время мы видим проходящего человека и тогда мы уже не думаем, в какую форму облечь наше выражение о помощи. Можно себе представить, как мы будем орать: «Помогите! Помогите!»
Вот так ни о каком внешнем способе соединения ума с сердцем, с дыханием задумываться не надо, а необходимо задуматься только об одном: мы предстоим перед Живым Богом, Который видит, слышит, чувствует, понимает и знает глубины нашего сердца. Он знает, что мы люди грешные, что нам вверена вера, благодать, обетования, которые мы в своей жизни не всегда исполняем. Мы не помним слова Господа: «Не всякий, говорящий Мне: Господи, Господи!, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». (Мф, 7, 21). Вот это надо почаще приводить себе на ум, потому что это касается каждого из нас. И ещё нас, верных, касаются такие слова: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле Его, бит будет много; а который не знал и сделал достойное наказание, бит будет меньше.» (Лк, 12, 47). А мы знаем всё, что даровано Господом для нашего спасения и исцеления нашей безсмертной души. Так вот, человек должен в момент молитвы думать только об одном: о покаянном чувстве и, как погибающий человек, говорить: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного.
Мысли тысячами проходят в нашем сознании, они не дают нам возможности внимательно молиться.
В сегодняшней притче двое слепых обращаются ко Господу: Господи Иисусе, Сыне Давидов, помилуй нас! А люди заставляли их молчать, т.е. бесы не давали им обращаться с молитвой к Богу. И тогда, чтобы усилить молитву, они начали произносить её громче.
Чему же способствовала эта мольба от всей души, невзирая на те препятствия, которые оказывали люди под действием лукавых духов? — Она способствовала исцелению больных, потому что Господь спросил: «Чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи, чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! Вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним». (Лк, 18, 41-43). Вот это чудо исцеления ложится в основу веры и каждого из нас.
Как мы можем убедиться в том, что молитва наша услышана, что она будет исполнена? Иоанн Лествичник говорит: «Когда человек начинает молиться и проникается убеждённостью, что молитва его будет услышана, искренне верит в помощь Божию и убеждён в этом, а всякие другие мысли отсекает, то мера убеждённости в услышанности своей собственной молитвы дарует человеку исполнение этой молитвы». Порой, когда мы начинаем молиться, где-то в глубине души сами не верим, что это может быть сейчас или скоро, что это может быть именно так, как мы просим, мы не имеем такой веры. Вера — это дар Божий, который приходит после духовного труда. Отец больного отрока воскликнул со слезами: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» (Ин, 9, 24). Умом мы все этого жаждем, мы все хотим искренности веры, чтобы её глубина и чистота были присущи нашему сердцу и нашему уму, но, на деле наблюдая за духовными движениями своего сердца и ума, мы видим, что вера-то у нас колеблющаяся, вера наша хромает на два колена.
Так давайте задумаемся, от чего же умножается вера, откуда появляется её глубина и убеждённость. — Дело в том, что прежде всего, конечно, должно быть размышление. Епископ Феофан говорит: что Богомыслие это мысли человека о творении мира, о создании человека, о грехопадении, о пришествии в мир Спасителя, о том великом деле, какое Он сделал для нас, претерпев за каждого из нас и вместо нас крестную смерть; Его Преображение и Вознесение, жизнь будущего века и те блага, которые Господь сделал для нас. Надо вспоминать чудесные события, которые лично с каждым из нас; или о тех событиях и чудесах, которые происходили с нашими родными и близкими. Нужно приводить их себе на память как некий подогрев в нашей жизни для нашей слабеющей веры, чтобы мы ещё и ещё раз через размышление о помощи свыше, о сверхъестественных событиях в нашей бытийной жизни возвращались к Небу.
Также необходимо искать общения и дружбы с людьми благочестивыми, исполненными страха Божия и веры. Их пример волей-неволей рождает в нашем сердце желание быть похожими на них. Пророк Давид говорит: с преподобным преподобен будеши, а со строптивым развратишися; т.е. людей, далёких от веры, всячески надо удаляться. Надо упражняться в чтении Священного Писания, святых отцов, т.к. это способствует возрастанию нашей веры. И самое главное — искренняя сердечная молитва, особенно перед Причастием, или во время службы в храме Божием. От всей души надо молиться, чтобы Господь сделал нас настоящими, искренне верующими людьми, чтобы мы верили в Евангелие и в учение святой Церкви, и в то, что все события происходят от руки Божией, что Он всё видит и знает и, как любящий отец, исполнит наши прошения в то время, которое благоугодно Ему.
Будем от всей души молиться Господу, Пресвятой Владычице нашей Богородице, святым угодникам Божиим, которые прошли этим путём веры. Вспомним жизнь преподобного Марка Фраческого. Какая у него была вера! В его жизнеописании говорится, что Марк Фраческий подвизался в глубокой пустыне и жизнь его была исполнена невероятных подвигов. Когда к нему пришел Антоний Великий, преподобный спросил у него: «Скажи мне, как сейчас живут христиане, существуют ли гонения, которые были, когда я ушёл из мира?» Антоний Великий ответил: «Милостью Божией Церковь благоденствует, храмы распространяются по всей земле и вера христианская умножается. За это надо Бога благодарить». Тогда Марк Фраческий спрашивает: «А есть ли сейчас такие верующие люди, которые скажут горе сей: «двигнис»ь, по слову Евангельскому, и она двигнется?» И Антоний Великий увидел, что гора, которая находилась рядом, начала содрогаться. Тогда Марк Фраческий говорит: «Подожди, подожди, я тебе не говорил этого», — и гора остановилась. Для нас это кажется вещами невероятными. Но для святых, исполненных именно такой веры, всё было осуществимо. Вот нам надо иметь хотя бы тысячную долю этой веры и стремиться к укреплению её.
Иисусова молитва
Полный вариант этой молитвы звучит так: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную). Начинать молиться Иисусовой молитвой можно уже на первых ступенях церковной жизни.
Первое время следует проговаривать молитву вслух раз по двенадцать, не спеша, даже по слогам, вслушиваясь в ее звучание и вдумываясь в смысл. Для лучшего осознания можно делать паузу после каждой молитвы, как советует святитель Игнатий. Этим мы прокладываем в памяти и уме пути, по которым впоследствии молитва будет легко двигаться, как по накатанной колее. Потом, после ознакомительного периода, нужно увеличить число молитв до сорока, читая ее в обычном разговорном ритме, только не спеша.
Далее надо пробовать читать ее то вслух, то – про себя. Но как бы мы ее ни читали, внешне или внутренне, с ней неразрывно должны соединяться мысли: «Христос – мой Спаситель», «я – большой грешник», «сейчас Бог видит и слышит меня». Такую молитву, совершаемую собственным трудом и силами (в отличие от благодатной, которая действует с помощью Духа Святого), называют трудовой. Трудовая молитва должна быть безвидна.
Переходом к чтению про себя служит произнесение молитвы шепотом. Чтение про себя расширит наши возможности: мы сможем молиться Иисусовой молитвой не только в святом углу, но и при ходьбе, в транспорте и за всяким делом, которое не требует пристального внимания. Однако вначале ум наш не сможет удерживать ее подолгу. Как только мы вспомним о ней в течение дня, надо прочитать ее раз десять – двенадцать, пока ум не отвлечется на что-то другое. К таким упражнениям нужно возвращаться как можно чаще.
Про себя мы произносим молитву внутренним голосом. К нему надо относиться как к инструменту, которым предстоит пользоваться. Хотя этот инструмент для нас и не новый, но прежде мы пользовались им стихийно, а теперь надо научиться владеть им сознательно. Чтение вслух также остается в нашем арсенале для особых случаев: нашествия помыслов, страхований и попросту, когда есть желание помолиться вслух.
Внутренняя молитва произносится в том месте внутри нас, где находится наше внимание. Обычно у человека внимание находится в голове, особенно у людей умственного склада.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Надо научиться переносить внимание в область сердца, т. е. в среднюю часть груди, несколько слева. В первые годы занятий попытки удержать внимание в указанном месте сколько-нибудь длительное время обычно не имеют успеха – внимание выталкивается оттуда, как пробка, погруженная в воду. Но со временем, сначала короткими промежутками, молитва там начинает произноситься по-особенному, легко, почти без наших усилий. Надо заметить, как и где совершается эта молитва внутри нас (точнее сказать, наше внутреннее состояние во время такой молитвы). Не нужно удивляться, если мы обнаружим, что это происходит иначе, чем было с помощью собственных стараний и поисков.
Следующее важное замечание: чтобы Иисусова молитва удерживалась в нас продолжительное время, она должна быть ритмичной. Для обучения ритмичной молитве некоторые пользуются естественными ритмами тела: шагами, биением сердца. Приведем примеры упражнений.
1. Во время ходьбы на каждый шаг читается один слог Иисусовой молитвы.
2. Стоя на одном месте или сидя, найдя пальцами правой руки пульс на запястье левой, произносить молитву по слогам на каждый удар пульса. Долго держать руку на пульсе нет необходимости: надо уловить ритм и читать молитву приблизительно в этом ритме. Большая точность не нужна – молитва сама подстраивается под ритм сердца.
Эти упражнения – учебные режимы Иисусовой молитвы, на них можно отводить пятнадцать – двадцать минут в день, а большей частью читать молитву как обычно – по словам, без вспомогательных ритмов, то вслух, то про себя, направляя внимание на смысл молитвы: предстояние Иисусу Христу, сознание себя грешником, испрашивание помилования.
Распространенная ошибка новоначальных состоит в том, что они придают этим упражнениям преувеличенное значение и полагают в них главный смысл молитвы. Между тем, это лишь техника Иисусовой молитвы, причем относящаяся к ее начальным ступеням.
Для того чтобы безопасно и благоуспешно заниматься Иисусовой молитвой, необходимо, в первую очередь, соблюдать определенные нравственные условия.
Прежде всего, заметим, что стремление стяжать непрестанную молитву усилием воли и прежде ведомых одному Богу сроков невозможно и опасно. Так же ошибочно и опасно желание приобщиться к высшим духовным наслаждениям, достичь максимальных плодов молитвы за короткое время. В глазах Божиих наше духовное сластолюбие, спешка и нетерпение не являются уважительной причиной для того, чтобы поскорее дать нам эти сокровища. Преподобный Амвросий Оптинский называл это «скорохватством».
Правильный путь – не думать о сроках, а трудиться без спешки, изучая опыт отцов, пробуя так и эдак, рассматривая результаты, находя вкус в самом делании. А сроки и дарования – в руках Божиих. Непрестанная благодатная молитва отнюдь не есть результат наших трудов над техникой молитвы, а дар Божий благочестивому труднику. Жития древних и новых святых показывают, что преподобные получали духовные дарования после десятков лет подвижнической жизни, чаще всего уже в преклонном возрасте. О том же говорит и современный опыт. Поэтому мысль о духовном блицкриге нужно сразу выбросить из головы.
В описанной последовательности обучения Иисусовой молитве каждый шажок вперед занимает порой несколько лет. Желательно взять на этот труд благословение духовника и заниматься под его наблюдением. Первые годы (как правило, пятнадцать – двадцать лет) никаких особых состояний, видений, голосов во время молитвы возникать не должно. Тем, у кого духовника нет, нужно быть особенно осторожным и все подобные явления однозначно воспринимать как искушение.
Для удержания внимания на молитве и счета числа произносимых молитв обычно применяют четки. Выполнять большое число молитв со счетом опасно по причине живущего в нас тщеславия. Мирским людям можно посоветовать, стоя в святом углу или сидя на стуле, исполнять от двенадцати до двухсот молитв. А за всяким делом, а также и во время богослужения, молиться Иисусовой молитвой без счета.
Практически каждый, кто молится этой молитвой сидя, сталкивается с пограничным состоянием между сном и бодрствованием, когда тело расслабляется, появляется приятное состояние дремоты и молитва начинает перемежаться со сновидениями. Это состояние неблагодатное, и увлечение им служит препятствием к дальнейшему продвижению. Правильное состояние при трудовой молитве – ясность ума и бодрость тела. Поэтому начинающим рекомендуют молиться стоя, сопровождая молитву поклонами.
Относительно книги «Откровенные рассказы странника», чтением которой часто увлекаются искатели молитвы, нужно заметить, что она не может служить в этом деле учебным пособием, поскольку многие мысли и советы, содержащиеся в ней, вызывают сомнения. К примеру, исполнение пятисот молитв при неспешном произнесении занимает около часа. На совершение же указанных в книге восьми – двенадцати тысяч молитв в сутки будет затрачено от шестнадцати до двадцати четырех часов. Кроме того, и правильное понимание книги «Добротолюбие», которую странник постоянно читал в свободное время, недоступно для большинства не только начинающих, но и опытных христиан. Однако от чтения «Рассказов странника» может быть и польза, заключающаяся в возгревании желания заняться Иисусовой молитвой. Также многополезен содержащийся в книге совет читать ежедневно Евангелие.
Для успеха в занятиях Иисусовой молитвой необходимо, чтобы в душе был для нее прочный фундамент. Это знание Нового Завета, Священной истории, основ святоотеческого учения и православного катехизиса, воздержная жизнь, посильное исполнение евангельских заповедей, участие в Таинствах, совершение молитвенного правила, посещение храма. Такое основание поддерживает Иисусову молитву, делает ее осмысленной и питает ее. При отсутствии фундамента усиленные занятия одной техникой, с принятием возникающих при этом психофизических эффектов за благодатные состояния, ведут к прелести или, в лучшем случае, остаются бесплодными.
Заметим, что все вышесказанное относится к трудовой молитве. Святитель Феофан Затворник говорил о трудовой молитве: «Творение ее простое со вниманием в сердце или хождением в памяти Божией суть наш труд, и сам по себе имеет свой естественный, неблагодатный, плод. Плод сей есть: собрание мыслей, благоговение и страх Божий, память смертная, умирение помыслов и некоторая теплота сердечная. Все сие суть естественные плоды внутренней молитвы»[5]. Трудясь так, мы в конце концов подходим к пределу наших естественных человеческих возможностей. Следующая ступень в делании Иисусовой молитвы состоит в оживлении духовных чувств, что зависит уже не только от наших усилий, но и от Божией помощи. Такую молитву называют умно-сердечной.
Духовные чувства умерщвлены в человеке грехопадением, а воскрешаются благодатью Христовой. «Пока в нас только естественные плоды, до тех пор мы гроша не стоим, и по существу дела, и по Суду Божию. Цена нам, когда благодать придет. Ибо когда она придет, это и будет значить, что Бог воззрел на нас милостивым оком»[6], – писал святитель Феофан. Нам же с терпением и смирением нужно пребывать в трудовой молитве, ожидая действия благодати, даже если придется ждать до самой смерти. В воле Божией дать нам этот дар в земной жизни или не дать. Уместно вспомнить и о том, что дар благодатной молитвы дается немногим. Однако, ни в земной, ни в вечной жизни молитвенный труд наш не останется без награды.
Заметим также, что углубленно заниматься Иисусовой молитвой нельзя тем, кто пребывает в смертных грехах, во вредных зависимостях, некрещеным, душевнобольным. Нельзя сочетать Иисусову молитву с оккультными практиками. Это может привести к умоповреждению и беснованию. Однако произнесение молитвы устно немногое число раз, с чувством покаяния, не повредит никому.
Иисусова молитва
Что может быть приятнее для Бога, чем искренний разговор с Ним Его творения? Молитва соединяет землю и Небо, если она проговаривается не разумом, а сердцем, всей душой.
Иисусова молитва — покаянное воззвание к Спасителю, наполненное признанием Божественности Христа и личной греховности, обладает огромной силой прощения и помилования. Всего несколько слов раскрывают сущность всего Евангелия, являясь оберегом христиан.
Сущность Иисусовой молитвы
Иисус Христос, севши одесную Отца, оставил человечеству драгоценный дар — воззвание грешника, которое способно не только изменить мышление христианина, но и возвратить Божью милость. Первым христианам не нужны были молитвенные тексты и заучивание их наизусть, их вел Дух Святой, через Которого говорил Спаситель.
При согрешении Адама и Евы было прервано близкое общение с Творцом, но Бог не оставляет Свое творение, Он дарует человечеству Иисусову молитву, которая встречается во многих местах Библии.
- В евангелии от Луки (Луки 18:9-14) мы читаем историю про мытаря, который склонился на коленях и молился: «Господи, помилуй меня грешного».
- В том же евангелии (Луки 17:13) читаем о прокаженных людях, которые были изгнаны из общества и ограничены в общении с кем либо. Они кричали, называя Иисуса Наставником, молили о великой милости — помиловании через очищение тела.
- Кричащему, призывающему ко Христу слепому, народ приказывал замолчать, но Вартимей понимал, что его последняя и единственная надежда обрести зрение — Иисус. (Марка 10:47)
- Хананеянка вообще не имела права подходить к иудею Иисусу, но она увидела в Нем Бога, и обратилась с просьбой о спасении дочери, но при этом вначале попросила о помиловании. (Матф. 15:22)
Как и 2000 лет тому назад Спаситель слышит и отвечает на воззвания, сказанные с искренностью и глубиной сердца. Господь не оставил нам другого способа, с помощью которого христиане могут связаться с Ним, как только при помощи сверхъестественной силы Духа Святого.
Скрытый смысл Иисусовой молитвы
Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй меня́ гре́шнаго (гре́шную).
Го́споди, Иису́се Христе́, поми́луй меня́.
Го́споди, Сы́не Бо́жий, поми́луй меня́.
Несколько слов и неосязаемая глубина соединены в послании к Иисусу. Христос сказал, что только через Него можно прийти к спасению. (Иоан.14:6).
- Называя Иисуса Сыном Божьим в молитвенном послании грешника, человек тем самым принимает силу Крови и Жертвы, оставленной на кресте.
- Господь дарует спасение, через милость Спасителя всем христиан открыта дорога к вечной жизни.
- Только человек, утвержденный в милости и прощении, может просить о помиловании, ибо Бог есть любовь. (1 Иоан. 4:8)
- Признание своих грехов означает глубокое раскаяние в них, осознание вечной жизни и существование ада, поэтому молящийся называет себя грешником и просит о помиловании.
Приверженцы исихазма относят Иисусову молитву к эзотерическому течению, при котором молитвенные слова, произносимые мысленно, называются умным деланием, тайной молитвой или трезвением ума. Поэтому не стоит путать святые слова с йогой и восточными практиками.
Условия, при которых молитва услышана Богом
По словам Исайи Отшельника, смирение является необходимым условием для того, чтобы Господь слышал молитвенные воззвания с земли. Только в искренней чистоте побуждений, без всякого самооправдания, человек, без страха, с глубочайшим доверием, отдает на суд Божий все свои прегрешения, понимая, что самостоятельно он ничего не может сделать для Творца.
Задача всего христианства — непрестанно стоять в покаянии, благодаря Создателя за великую милость быть прощенными через принятие жертвы Христа, Сына Божьего, Его Отец послал на смерть из-за любви к человеку, Своему созданию (Иоан. 3:16).
Падший и кающийся человек, с плачем изливающий перед Спасителем желания сердца, более приятен оку Богу, чем самоправедник, стоящий в храме часами.
Иоанн Кронштадтский неоднократно подчеркивал, что несколько слов с горячей верой, пусть даже напоминающих некий лепет, но сказанный из глубины сердца, приятен Богу.
Всего несколько слов, сказанных сердцем, наполняют душу особым блаженством, но часто бывает так, что обстоятельства накрывают так, что и сердце молчит, рвется от боли, и молитва не идет из уст.
Иисусова молитва, состоящая из нескольких слов, повторяемая до 1000 раз в день, постепенно наполняет душу спокойствием и уверенностью, что Спаситель рядом, Он выведет из проблемы.
Фарисейство и законничество — основные препятствия для достижения просимого у Господа, только осознав свою беспомощность и силу Творца, можно надеяться на помощь с Небес.
Бессмысленно читать Иисусову молитву 1000 раз в день, если человек не возненавидит свои грехи и не примет решение их оставить. Нельзя сегодня каяться, а завтра грешить.
Важно! Раскаяние в своих грехах — действие, во время которого нужно простить обижающего и попросить прощение у обиженного, перестать злословить и раскаяться от оккультных действий, благословлять врагов и помогать нуждающимся.
Всего несколько слов, и какая открывается глубина, если молиться искренне. А не играть в христианские игры. Господь смотрит на сердце, порой достаточно произвести: «Господи, помилуй», и полетело воззвание к Творцу, Он всегда даст нужный ответ.
Как правильно молиться Иисусовой молитвой
Весь секрет в том, что нет правил для общения со Спасителем. Можно найти правила молитвенного общения, наподобие того, что сядьте на низкий стульчик, склонитесь на колени, начните правильно дышать и так далее.
Молитвенное воззвание к Иисусу нельзя контролировать разумом, оно либо живет в человеке, либо нет.
Есть немало примеров, когда люди, попавшие в сложные жизненные ситуации, начинали произносить молитвенные слова по состоянию сердца, не зная, что это Иисусова молитва, и приходило нужное решение проблемы.
Российский подвижник священноинок Дорофей сказал, что простыми молитвенными словами можно молиться везде и всегда, главное, самому слышать то, что говоришь. Нельзя уповать только на себя, свое знание и понимание, главное, доверить ситуацию Духу Святому.
При постоянном произношении священных слов человека буквально накрывает покаянием, когда общение с Богом превращается в круглосуточную необходимость. Осознание своей греховности и слабая воля оставить свои грехи лежать в основе молитвы к Иисусу, цель которой — очиститься от всего грешного, примириться с людьми и Богом, чтобы пребывать в постоянном общении с Господом.
Часто можно слышать, что Иисусова молитва доступна только для духовенства, и обычные миряне ее читать не имеют права.
В ответах оптинских старцев имеется ответ на этот вопрос. Если молитва — это разговор с Богом, то не может быть никаких запретов на ее чтение, ибо в личном общении с Господом провозглашается вера в Спасителя, что и есть сущность всего христианства.
Простое произношение заученных молитвенных слов является заклинанием, а это грех, только в раскаянное сердце, признающее грехи и наполненное раскаянием, приходит милость и дарование спасения.
Святые об Иисусовой молитве
В начале четвертого века появились первые записанные славословия и благодарственные послания Господу. Первые послания были написаны святыми отцами, которые основывались на послании апостола Павла римлянам, где говорится о том, что никто не знает, как правильно молиться, но в поклонении ведет Дух Святой (Рим.8:26).
Автором современного текста священного воззвания, предположительно, является Григорий Синаит, отцы Церкви, такие как Иоанн Златоуст, Варлаам Калабрийский, Василий Великий и другие вели постоянные прения по поводу постановки слов Иисусовой молитвы.
Сторонники имяславия в лице Нила Сорского, Иосифа Волоцкого, Паисия Величковского, Тихона Задонского встали на защиту молитвы грешника.
Интересны размышления святителя Игнатия Брянчанинова, который говорит о том, что как страсти, так и добродетели взаимосвязаны. Так обида рождает непрощение, далее поднимается гордыня, желание мстить, накрывает злостью, вот и вырос ком грехов.
Так и с добродетелью, начиная с нескольких молитвенных слов, ты притягиваешь в себе такие вещи, как:
Спаситель даровал христианам Иисусову молитву для смирения своего «Я», чтобы каждый увидел выход в помощи Духа Святого.
Святой Симеон Новый Богослов записал трактование Иисусовой молитвы.
Он называет Сына и Слово Божье дверью спасения. (Иоан. 10:9), при этом Иисус является Дверью в Дом, прообраз Бога Отца, Христос — единственная Дорога и открытая Дверь, которая открывается особым Ключом — Духом Святым. Ручка — Матерь Божья, есть только с человеческой стороны, Дверь может и должен открыть сам человек.
Согласно учению святителя Игнатия Брянчанинова действие святых слов можно представить в виде ступеней, когда от устного произношения включается разум, зажигающий сердце и очищающий душу. Святитель пишет о том, что без глубокого вникания в каждое слово невозможно вступить в общение с Богом и пребывать под Его покровом.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Важно! Иисусова молитва лежит в начале христианской жизни, этими святыми словами человек молится в последние минуты своей земной жизни, надеясь на вечное пребывание в Небесах под покровом Бога, когда новопреставленная душа будет стоять перед Творцом, ожидая суда и произносить: «Помилуй меня, грешного».
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.