Содержание
- 1 Богородичен в молитве
- 2 Каков замысел Божий о семье? Насколько мы близки к нему?
- 3 Приходите в храм, участвуйте в Богослужениях.
- 4 Узнайте больше об иконостасе Тихвинского храма.
- 5 К услугам читателей — более 1 500 книг библиотеки Тихвинского храма.
- 6 Расписание богослужений в Тихвинском храме на ближайший месяц.
- 7 Все ли мы знаем о молитве Господней, полученной от самого Христа?
- 8 Сокращенные обозначения молитв, принятые в молитвословах
- 9 Богородичен в молитве
- 10 Молитвенное обращение к Богородице
Богородичен в молитве
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.
Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.
Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.
Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.
Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их.
Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи.
Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века.
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.
Каков замысел Божий о семье? Насколько мы близки к нему?
Как должны распределяться права и обязанности в семье? Правильно ли мы относимся к нашим самым близким людям? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в этой статье.
Приходите в храм, участвуйте в Богослужениях.
Мы будем рады видеть Вас на службе в нашем храме. Всегда помните священные слова Евангелия: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Евангелие от Матфея, глава 18, стих 20).
Узнайте больше об иконостасе Тихвинского храма.
Предлагаем Вам ознакомиться с подробным описанием икон Тихвинского храма, а также узнать больше о значении иконостаса и пространстве храма из статьи нашего священника Антония Лакирева.
К услугам читателей — более 1 500 книг библиотеки Тихвинского храма.
Творения святых отцов, учебники, художественная и детская литература, многие редкие издания и духовные книги ждут своих читателей в библиотеке.
Расписание богослужений в Тихвинском храме на ближайший месяц.
Воспользуйтесь опубликованным на сайте расписанием, чтобы уточнить, когда в Тихвинском храме проводятся богослужения и спланировать свой визит заблаговременно.
Все ли мы знаем о молитве Господней, полученной от самого Христа?
Разъяснение и толкование Господней молитвы от митрополита Антония Сурожского и протопресвитера Александра Шмемана в этом разделе.
Воцерковление
- Первый раз в храме?
- Таинства
- Молитвы
- Значение молитвы
- Символ веры
- Молитва Господня
- Сокращения в молитвослове
- Утренние молитвы
- Вечерние молитвы
- Псалтирь
- Богослужение
- Читальный зал
- Полезные ссылки
- Миссионерство
- Календарь приходских и межприходских мероприятий
Расписание
08:30 — Часы. Исповедь.
09:00 — Божественная литургия
08:30 — Часы. Исповедь.
09:00 — Божественная литургия
Новости
- 5 сентября 2019
Ремонт папертей и дренаж. - 29 марта 2019
Анонс паломнической поездки в Новый Иерусалим - 28 марта 2019
Фото отчет паломнической поездки в Александровскую Слободу - 12 Января 2019
Выставка в поддержку строительства часовни cвященномученика Федора (Грудакова). - 9 Января 2019
Рождественский праздник!
Мысли великих
Как тело, преждевременно выйдя из материнской утробы, не может жить, так и душа, вышедшая из тела, не достигнув боговедения через добродетельную жизнь, не может спастись или жить в общении с Богом.
Объявления
- Помощь детям по английскому языку
- Помощь храму
- Помощь врача для вас
Сокращенные обозначения молитв, принятые в молитвословах
В молитвословах некоторые часто употребляемые молитвы и даже небольшие ряды молитв не приводятся каждый раз полностью, а обозначаются сокращенно. Такие сокращения — например, сокращение «Слава, и ныне:» — есть почти во всех молитвословах. Это не только экономит место, но и очень удобно для опытных чтецов и певцов. Однако начинающего молитвенника порой могут сбить с толку еще не знакомые ему сокращения. Поэтому мы приводим список наиболее употребительных сокращенных обозначений, которые могут встретиться в молитвословах.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Слава, и ныне:
или
Слава: И ныне:
Слава:
Только в случае, когда указаны в Псалтири после каждой из трех частей кафизмы
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа (Трижды)
Трисвятое по Отче наш
или
Трисвятое. Пресвятая Троице. Отче наш.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Приидите, поклонимся
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон) Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон) Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон).
Богородичен:
Пресвятая Богородице, Спаси нас
Троичен:
Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе
или
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу
Богородичен в молитве
Успение Пресвятой Богородицы. Икона Новгородской школы, 1-я пол. XIII в. |
Евангелист Иоанн повествует, что, когда распятый на кресте Иисус Христос увидел подле креста Свою Матерь и возлюбленного ученика Своего, то сказал Матери Своей: Жено! се, сын Твой! Затем, обратясь к Иоанну, сказал: Cе, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин. 19, 26—27). Усыновленный Божественным Учителем, Иоанн служил Божией Матери, как сын, до Ее кончины. Час Ее кончины предвозвещен был Ангелом. Тело Ее было погребено собравшимися отовсюду апостолами в гробнице Ее родителей, в Гефсиманском селении, близ Иерусалима. На третий день по кончине Ее, когда апостол Фома, не бывший при погребении, открыл Ее погребальную пещеру, то не нашел Ее тела. По общему верованию, Господь воскресил Ее и взял на небо прежде всеобщего воскресения.
В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Перевод: Богородица! Ты при рождении Христа сохранила девство и по смерти не оставила мира: Ты перешла к жизни, так как Ты – Мать Жизни, и Твоими молитвами избавляешь души наши от смерти.
В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную.
Перевод: Богородицу, неусыпную в молитвах и непреложно надежную Заступницу нашу, гроб и смерть не удержали; ибо Вселившийся в Ее вечнодевственную утробу переселил Ее к жизни как Матерь Жизни.
Молитвенное обращение к Богородице
Для православных христиан естественно обращаться в молитве к Пресвятой Богородице как к Матери Господа, но часто верующие решаются читать длинные акафисты и каноны, но не знают, что существует короткая молитва «Богородице Дево, радуйся». Если разобраться с её толкованием, то станет ясно, что она помогает во многих случаях жизни, как и сама Дева Мария, к которой может обращаться любой человек независимо от степени своей воцерковлённости.
Икона Владимирской Божьей матери
Пресвятая Богородица в православии
Мало кто из людей не слышал про Богородицу. Её место в церковной иерархии особое: она Матерь Господа — Иисуса Христа, который пришёл в мир спасти каждого человека. С самого её рождения была заметна её избранность и отличие от других людей. Она не хотела выходить замуж, а желала посвятить свою жизнь Богу, но он приготовил для неё особое служение — избрал Пресвятую Деву Матерью Спасителя человечества. Мария всю жизнь так и осталась Девой — зачатие Иисуса произошло чудесным образом, от Святого духа.
Иисус Христос в течение всей своей земной жизни относился к своей Матери с большим почтением, что передалось и всем верующим. В православии благодатная Богородица почитается выше ангелов и всех святых, люди верят, что она способна творить настоящие чудеса. Это подтверждается многочисленными случаями исцелений после молитв перед образами Девы Марии.
Она всю жизнь была рядом с Иисусом Христом, разделяя все его тяготы и страдания, поэтому Пречистая Матерь как никто понимает людские скорби.
Иверская икона Богоматери
Виды молитв Божьей Матери
Почитание Богородицы многогранно и всеобъемлюще, ярче всего оно выражено в большом количестве молитвословий, посвящённых ей, среди них:
- «Богородице Дево, радуйся»;
- молитвы перед различными иконами Пресвятой Матери;
- каноны Деве Марии, посвящённые определённым событиям из её жизни или читаемые перед теми или иными иконами;
- акафист Пресвятой Богородице — древнейший гимн, читаемый во время Великого Поста в храмах;
- акафисты, связанные с иконами Божией Матери, наиболее известные — Владимирская, Феодоровская, Тихвинская, Иверская, Всех скорбящих радосте, празднование которых отмечается в конкретные даты.
Молитва «Богородице Дево, радуйся»
В православии установлено несколько церковных праздников, посвящённых событиям из земной жизни Богородицы:
- Рождество Пресвятой Девы;
- Успение;
- Благовещение;
- Введение во храм.
Первым по хронологии является праздник Благовещения Пречистой Богородицы, отмечаемый ежегодно 7 апреля — за 9 месяцев до Рождества Христова. Суть Благовещения: Архангел Гавриил сообщил Деве Марии о том, что Она зачала Господа Иисуса Христа, который будет Спасителем людей. Прочитать об этом можно в Евангелии от Луки, это ангельское приветствие — Богородица Дево, радуйся — стало молитвой. Дословно эти слова на русском языке звучат следующим образом:
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
На латыни аналогичные слова называются Аве Мария. Обращение «Богородице, радуйся» встречается в акафистах Деве Марии и указывает на их радостный и воодушевляющий характер, способный вернуть к жизни отчаявшегося человека. Обращённая к Богородице Деве такая молитва свидетельствует о первостепенной важности этого события, явившегося благой вестью о спасении человеческого рода.
Значение слов в священном тексте
Священный текст имеет глубокий смысл. Каждое слово очень важно:
- Богородице Дево — указание на непорочность Марии, она была девственной до Благовещения и оставалась таковой после рождения Иисуса в течение всей своей жизни;
- радуйся — означает то, что Марии не следует смущаться, что она станет матерью, она принесёт радость всем людям;
- Благодатная Марие — означает, что на Ней Божья благодать, без которой невозможно было бы исполнить ту великую миссию, на которую избрал её Господь;
- Господь с Тобою — говорится о том, что всё совершается по воле Божией; Благословенна ты в Женах — Мария выделялась среди своих сверстниц набожностью и смирением, с которым она приняла новость о том, что станет Матерью Господа, этим она возвысилась среди других женщин;
- Благословен Плод Чрева Твоего — означает, что появление ребёнка, которым беременна Мария, благословлено Богом, эти слова были услышаны Богородицей впоследствии от матери пророка Иоанна Крестителя — праведной Елизаветы;
- яко Спаса родила еси душ наших — беременность Марии важна, потому что в результате на свет появился Господь Иисус, который пришёл в мир спасти душу каждого человека.
Семистрельная икона Богоматери
История появления
Эта молитва по сути своей является хвалебным гимном благодатной Богородице, который появился примерно в V в. Он прочно занял своё место в богослужебной практике:
- поминается на всенощном бдении (вечерняя служба);
- употребляется на литургии (утренняя служба).
Также это обращение к Божией Матери включается в текст утренних и вечерних молитв из молитвослова.
Когда и как читать
Святой Серафим Саровский при нехватке времени на полное молитвенное правило советовал читать:
- 3 раза молитву «Отче наш»;
- 3 раза «Богородице Дево, радуйся»;
- единожды «Символ веры».
Читать молитву Богородица Дева в виде молитвы можно в различных случаях, она обладает большой силой и помогает многим:
- когда одолевает тоска, в т. ч. без причины, рекомендуется 40 раз подряд проговорить текст молитвы;
- при непонятных жизненных ситуациях, когда непонятно, как правильно поступить;
- когда нападают грешные мысли;
- при серьёзных болезнях;
- для защиты дома от нечистых духов и злых людей;
- чтобы наладить отношения с родственниками;
- научиться проявлять милосердие по отношению к ближним;
- уменьшить гнев со стороны близких людей;
- приносит мир в семьи, улаживает конфликты;
- помогает понять волю Божию о себе;
- способствует замужеству одиноких девушек;
- выступает как эффективная молитва матери о детях;
- направляет на богоугодную жизнь;
- является благословением на путешествие;
- освящает приём пищи.
Обращение Богородица Дева в молитве помогает тем, кто читает её вдумчиво, с вниманием, задерживаясь на каждом слове, пропуская его через душу и сердце.
Перед началом чтения необходимо разобрать все церковнославянские слова, если их смысл трудно понять, то следует обратиться к толкованию. Читать молитву на современном русском языке лучше дома вслух в полной тишине перед образом Девы Марии. При необходимости можно проговаривать её про себя в дороге, когда на душе тяжело и тревожно.
Державная икона Богоматери
Любая молитва — это общение с Богом, в данной ситуации — ещё с Богородицей, нельзя вести это общение дерзко и требовательно, просить о чём-либо следует терпеливо, со смирением ожидать просимого и спокойно принять тот факт, что не всё исполняется так, как мы хотим. Если человек молится не только за себя, а за родных и близких, то ему понадобится ещё больше душевных сил и стойкости, чтобы отражать возможные нападения тёмных сил.
Помимо чтения молитвы Богородице Дево, необходимо посещать храм (там тоже нужно читать эту молитву пред иконами Богоматери), участвовать в церковных таинствах, стараться не грешить, не ссориться с окружающими, ко всем проявлять снисхождение, как учит нас Пресвятая Богородица. Она исполняет прошения тех, кто старается очистить от зла своё сердце и искренне верит в силу молитвы.
Богородичное правило
В церковной практике популярностью пользуется Богородичное правило, состоящее из 10 молитвословий, обращённых к Пресвятой Деве. Оно входит в Устав монастыря в Дивеево, основанного преподобным Серафимом Саровским, монахини и паломники должны прочитывать молитву Богородица Дева, радуйся 150 раз, проходя по монастырской канавке.
Богородичное правило ввёл священномученик Серафим Звездинский, живший в первой половине XX в. В каждом из десятков поминается молитва Отче наш, читается Ангельское приветствие, рассказывается о каких-либо событиях, происходивших с Божией Матерью. На каждом десятке следует поминать своих живых и усопших родственников.
Молитва Богородице Дево имеет важнейшее значение в православии, она отражает смысл христианского учения о спасении человека.
Её ценность в том, что её текст близок каждому человеку, затрагивает многие струны его души, но без собственных усилий по изменению себя и своей жизни в лучшую сторону все молитвенные усилия будут напрасны.
Богородичное правило
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. (Читается ежедневно 150 раз).
Если по непривычке трудно будет одолевать ежедневно 150 раз, следует читать поначалу 50 раз. После каждого десятка надо читать по одному разу «Отче наш» и «Милосердия двери».
Видео (кликните для воспроизведения). |
Ниже приводится схема, в которую вкладывал свои молитвы Приснодеве Марии владыка Серафим (Звездинский). Исполняя Богородичное правило, он молился за весь мир и охватывал этим правилом всю жизнь Царицы Небесной. После каждого десятка читаются дополнительные молитвы, например те, которые указаны далее:
Первый десяток.
Вспоминаем Рождество Пресвятой Богородицы. Молимся о матерях, отцах и детях.
О, Пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани рабов Твоих (имена родителей и сродников), а умерших со святыми упокой в вечной славе Твоей.
Второй десяток.
Вспоминаем Введение во храм Пресвятой Девы Богородицы. Молимся о заблудших и отпавших от Церкви.
О, пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани и соедини (или присоедини) к Святой Православной Церкви заблудших и отпавших рабов Твоих (имена).
Третий десяток.
Вспоминаем Благовещение Пресвятой Богородицы. Молимся об утолении скорбей и утешении скорбящих.
О, Пресвятая Владычице Богородице, утоли наши скорби и пошли утешение скорбящим и болящим рабам Твоим (имена).
Четвертый десяток.
Вспоминаем Встречу Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветою. Молимся о соединении разлученных, у кого близкие или дети в разлуке или пропали без вести.
О, Пресвятая Владычице Богородице, соедини в разлуке находящихся рабов Твоих (имена).
Пятый десяток.
Вспоминаем Рождество Христово, молимся о возрождении душ, о новой жизни во Христе.
О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне, во Христа крестившемуся, во Христа облещися.
Шестой десяток.
Вспоминаем Сретение Господне, и пророченное святым Симеоном слово: «И Тебе Самой оружие пройдет душу». Молимся, чтобы Матерь Божия встретила душу в час кончины и сподобила при последнем издыхании причаститься Святых Таин и провела бы душу через страшные мытарства.
О, Пресвятая Владычице Богородице, сподоби меня при последнем издыхании причаститься Святых Таин Христовых и Сама проведи душу чрез страшные мытарства.
Седьмой десяток.
Вспоминаем бегство в Египет Божией Матери с Богомладенцем, молимся, чтобы Царица Небесная помогла бы избежать искушений в этой жизни и избавила бы от напастей.
О, Пресвятая Владычице Богородице, не введи меня во искушение в сей жизни и избави меня от всяких напастей.
Восьмой десяток.
Вспоминаем исчезновение двенадцатилетнего отрока Иисуса в Иерусалиме и скорбь Божией Матери по поводу этого. Молимся, испрашивая у Богоматери постоянную Иисусову молитву.
О, Пресвятая Владычице Богородице, Пречистая Дево Марие, даруй мне непрестанную Иисусову молитву.
Девятый десяток.
Вспоминаем чудо в Кане Галилейской, когда Господь претворил воду в вино по слову Божией Матери: «Вина нет у них». Просим у Божией Матери помощи в делах и избавлении от нужды.
О, Пресвятая Владычице Богородице, помоги мне во всех делах и избави меня от всяких нужд и печали.
Десятый десяток.
Вспоминаем стояние Божией Матери у Креста Господня, когда скорбь, как оружие, пронзила Ее душу. Молимся Божией Матери о подкреплении душевных сил и об отгнании уныния.
О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Дево Марие, укрепи мои силы душевные и отжени от меня уныние.
Одиннадцатый десяток.
Вспоминаем Воскресение Христово и молитвенно просим Божию Матерь воскресить душу и подать новую бодрость к подвигу.
О, Пресвятая Владычице Богородице, воскреси душу мою и даруй мне постоянную готовность к подвигу.
Двенадцатый десяток.
Вспоминаем Вознесение Христово, при котором присутствовала Матерь Божия. Молимся и просим Царицу Небесную вознести душу от земных суетных забав и направить на стремление к горнему.
О, Пресвятая Владычице Богородице, избави меня от помышлений суетных и даруй мне ум и сердце, стремящееся ко спасению души.
Тринадцатый десяток.
Вспоминаем сионскую горницу и сошествие Святаго Духа на апостолов и Божию Матерь и молимся: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене».
О, Пресвятая Владычице Богородице, ниспосли и укрепи благодать Святаго Духа в сердце моем.
Четырнадцатый десяток.
Вспоминаем Успение Пресвятой Богородицы и просим мирной и безмятежной кончины.
О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне мирную и безмятежную кончину.
Пятнадцатый десяток.
Вспоминаем славу Божией Матери, которой увенчивается Она от Господа после переселения Её от земли на Небо, и молим Царицу Небесную не оставлять верных, сущих на земле, но защищать их от всякого зла, покрывая их Честным Своим Омофором.
О, Пресвятая Владычице Богородице, сохрани меня от всякаго зла и покрый меня Честным Твоим Омофором.
Сокращенные обозначения молитв, принятые в молитвословах
В молитвословах и богослужебных книгах некоторые часто употребляемые молитвы и даже небольшие ряды молитв не приводятся каждый раз полностью, а обозначаются сокращенно. Такие сокращения — например, сокращение «Слава, и ныне:» — есть почти во всех молитвословах. Это не только экономит место, но и очень удобно для опытных чтецов и певцов. Однако начинающего молитвенника порой могут сбить с толку еще не знакомые ему сокращения. Поэтому мы приводим для наших читателей список наиболее употребительных сокращенных обозначений, которые могут встретиться в молитвословах.
В богослужебных книгах сокращений подобного рода гораздо больше: они рассчитаны на твердое знание читающим весьма широкого круга молитв и песнопений. В церковнославянской традиции показателем такого сокращения служит двоеточие (:) — оно выполняет здесь роль, подобную роли многоточия (…) в современной русской письменности.
1.
«Слава, и ныне: (либо: «Слава: И ныне:» ) — Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
«Слава:» — Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
«и ныне:» — И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Внимание! В Псалтири каждая из кафизм — двадцати частей, на которые разделена Псалтирь для чтения — делится на три части, после каждой из которых обычно написано: «Слава:» (эти части поэтому и называются «Славами»). В этом (и только этом) случае обозначение «Слава:» заменяет следующие молитвословия:
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
2.
«Аллилуиа» (Трижды) — Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
3.
«Трисвятое. По Отче наш» или «Трисвятое. Пресвятая Троице… Отче наш…» — читаются последовательно молитвы:
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
4.
Сокращение «Приидите, поклонимся…» следует читать:
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон).
5.
Вместо Богородичен обычно говорим: Пресвятая Богородице, спаси нас, а вместо Троичен : Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе, или Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Как правильно читать Богородичен
Формы почитания святых разнообразны, каждому нужно возносить определенные тексты. Молиться Пресвятой Богородице тоже нужно по-особенному, поэтому стоит сразу выяснить, что такое Богородичен в молитвослове и какие правила нужно соблюдать при его прочтении.
Божья Матерь в церковной иерархии
Для верующих людей очевидно высочайшее положение Богородицы в религиозной иерархии. Она идёт второй за Богом, выше ангелов и святых. Согласно православному учению Бог представлен в 3 лицах:
Дева Мария стала матерью Иисуса Христа после того, как на неё снизошла Божья благодать, произошло непорочное зачатие. Через 9 месяцев появился Христос, соединивший в себе черты Бога и человека.
Богородица всегда была рядом с ним, разделяя тяготы и лишения, видела страдания Христа на кресте, смерть и воскресение. Всё это сделало возможным для неё понимать потребности людей и помогать им.
После смерти Божией Матери началось её почитание, многие иконы мироточили, на сегодняшний день существует около 800 икон, перед которыми верующие молятся и получают просимое, чудесная помощь выражается и в многочисленных исцелениях. Количество текстов, содержащих обращение к Пречистой Богородице велико.
Виды молитв
Молиться перед образом Пресвятой Богородицы может любой человек, часто к её помощи прибегают:
- чтобы получить телесное исцеление;
- вымолить супруга/супругу, ребёнка;
- попросить помощи в воспитании детей;
- найти утешение в скорбях;
- разрешить сложные проблемы;
- обрести взаимопонимание с близкими;
- улучшить свою духовную жизнь;
- понять своё предназначение.
Все эти прошения выражаются в различных формах, выбирать ту или иную форму следует с учётом ряда обстоятельств. Наиболее распространённые формы:
- краткое молитвенное воздыхание;
- обращения в молитвословиях утром и на сон грядущий;
- молитва Богородица Дево, радуйся;
- правило к Богоматери — повторение вышеуказанной молитвы 150 раз;
- молебный или покаянный канон;
- акафисты, читаемые перед разными иконами Богоматери в храме и дома.
Молиться перед образами Девы Марии можно в домашней обстановке или в церкви, у каждого варианта имеются свои особенности. Существуют также особые песнопения — Богородичен, которые во многом универсальны.
На всех церковных службах слышны песнопения, посвящённые Божией Матери, потому что её роль в спасении человеческого рода огромна.
Песнопение Богородичен на богослужении
Богородичен можно услышать на богослужение, это особое песнопение, посвящённое Пресвятой Богородице. Оно может быть исполнено 3 разными способами:
- стихира — текст, напоминающий гимн, произносится вместе с псалмами из книги Псалтырь;
- тропарь — короткое песнопение, отражающее суть церковного праздника;
- седален — когда исполняют песнопение допускается сидеть.
Богородичны обычно употребляются по завершении стихиры, тропаря или седалена. Прочесть этот текст можно во всех богослужебных изданиях, кроме Евангелия. Услышать Богородичен можно на любой службе.
Также проводится разделение на 4 группы, когда их провозглашают:
- в Воскресенье и по праздникам — после стихир;
- в Воскресенье, а также по праздникам после отпустительных тропарей;
- в будние дни — после стихир;
- в будни — после отпустительных тропарей.
Обычно они находятся в финале стиха Слава Отцу и Сыну и Святому Духу Аминь, Богородичны делятся по гласам, их расположение — конец богослужебных книг (приложение).
Важной группой являются Богородичны догматики, их насчитывается 8 по числу гласов, в них в сжатой форме излагаются догматы — непреложные установления, касающиеся Пресвятой Богородицы.
Их наличие означает возвышение роли Пресвятой Девы в спасении человечества, она способна умолить Христа помиловать грешников. Основная мысль — Христос воплотился от девственной Марии через благодать Святого Духа.
На службах Богородичны догматики звучат очень красиво, их место в богослужении — после стихир На Господи, воззвании в ходе воскресной вечерни.
Ещё одна разновидность — Крестобогородичны, раскрывающие всю глубину страданий Богородицы, когда Господь находился на кресте, она всё пропустила через своё сердце. Время и место исполнения молитв:
- вечерня во вторник, четверг;
- утреня в среду, пятницу.
На этих службах происходит поклонение Кресту Господню, воспевается его величие и горе Божией Матери.
Догмы молитвословов
Многие верующие люди, которые только начинают внимательно читать молитвослов, часто натыкаются там на непонятные сокращения, которые разделяются запятой или двоеточием. Также эти сокращения присутствуют и в богослужебных книгах.
Сокращения
Цель их размещения — длинный текст занимает место, а сокращения помогают лучше приспособиться к воспроизведению их на службе чтецам и певчим. Наиболее распространённые сокращения, принятые в богословской практике нужно знать.
- Слава, и Ныне следует читать так:
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Помимо молитвословов, они находятся в каждой из 20 кафизм Псалтыри, разделяя кафизму на 3 части.
- Трисвятое — 3 следует проговорить:
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.
Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе.
- Когда написано Богородичен в молитвослове, то необходимо произносить:
Такое постоянное призывание Божией Матери позволяет всегда находиться под её защитой, даёт возможность убедиться, что роль её велика, она спасает людей, имеющих даже серьёзные грехи. В молитвослове малоопытных христиан сокращения могут ввести в заблуждение, но фразы следует проговаривать полностью.
Фразу «Пресвятая Богородица, спаси нас» необходимо читать не только во время правила, но и призывать Деву Марию на помощь кратким обращением всегда, когда тяжело, непонятно, как правильно поступать в запутанных ситуациях.
Каноны
Причастие — важнейшее таинство для православного христианина, при котором он непостижимым образом входит в общение с Христом, принимая внутрь себя его тело и кровь, которые даются на литургии в виде хлеба и вина.
Чтобы принять эти святыни достойно, верующему необходимо тщательно подготовиться. Помимо поста на протяжении 3 дней, когда запрещено есть животную пищу, необходимо пройти исповедь у священника в храме, где предполагается причастие.
В продолжение 3 дней следует читать каноны:
- покаянный ко Господу;
- молебный Божией Матери;
- Ангелу-Хранителю.
Также многие прочитывают покаянный канон ко Пресвятой Богородице. Оба канона направляют верующего к познанию духовной мудрости, раскрывают перед ним библейскую историю, события которой актуально звучат и сейчас. Канон строится по одинаковой схеме: 9 песен, первая и последняя посвящены Божией Матери.
Первая песнь молебного канона содержит признание своих грехов, наличие многочисленных страстей, болезней душевных и телесных, которые излечить способна только Богородица. Завершающая песнь молебного канона является просьбой к Деве Марии принести радость, просветить мрачную душу.
Покаянный канон содержит в себе больше покаянных воздыханий, осознание своей греховности, единственной надежды на помощь Богородицы. У грешников сильный страх, но и вера велика в милосердие Пресвятой Девы, она может умолить Господа о прощении всех грехов.
В первых песнях молебного и покаянного канонов имеется Богородичен — «Пресвятая Богородица, спаси нас». Обычно в молитвословах он написан полностью.
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.