Содержание
- 1 Bookitut.ru
- 2 Молитва 10-я, ко Пресвятой Богородице
- 3 10 молитва ПреСвятой Богородице
- 4 10 молитва ПреСвятой Богородице
- 5 Молитва 10-я, ко Пресвятой Богородице
- 6 10 молитва ПреСвятой Богородице
- 7 Молитва 10-я, ко Пресвятой Богородице
- 8 Читать онлайн «Молитвослов на русском языке» автора Церковь Русская Православная — RuLit — Страница 4
- 9 Молитва десятая, ко Пресвятой Богородице
Bookitut.ru
Молитва 10-я, ко Пресвятой Богородице
Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене смиреннаго и окаяннаго раба Твоего уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего; и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен. И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свободи мя. Яко благословенна еси во от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.
Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя святого), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Спаси, Господи, и помилуй духовнаго отца моего (имя), родителей моих (имена), сродников, начальников, наставников, благодетелей (имена их).
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих (имена), сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Господи, помилуй. (трижды)
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй нас. Аминь.
10 молитва ПреСвятой Богородице
Молитва 10-я, ко Пресвятой Богородице
Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумение, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаянного моего сердца и от помраченнаго ума моего; и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен. И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свободи мя. Яко благословена еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.
Отжени – отгони. Смиреннаго – жалкого, низкого. Предприятий – здесь: замыслов (предприятие – то, что предшествует приятию мысли или действия, предварительное намерение).
+ «Отчего люди грешат?» — задавал иногда вопрос преподобный Амвросий Оптинский и сам же решал его: «Или оттого, что не знают, что нужно делать и чего избегать; или, если знают, то забывают, то ленятся, унывают… Это три исполина: уныние или леность, забвение и неведение, — от которых связан весь род человеческий нерешимыми узами. А за тем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей. Потому мы и молимся Царице Небесной: Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смирннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумение, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления».
Стоит также сравнить эти слова молитвы с одним из прошений молитвы Иоанна Златоуста (по числу часов дня и ночи, из молитв на сон грядущим): Господи, избави мя всякого неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия.
Смиреннаго и окаяннаго раба Твоего… Слова смиренный и окаянный часто встречаются в молитвах, поэтому стоит глубже вникнуть в их основные значения. Смиренный означает не только «наделенный смирением» — одной из важнейших христианских добродетелей (говорить о себе Богу: «Я смирен» — еще нелепее, чем говорить людям: «Я скромен», и в молитве мы не должны допустить и тени превозношения своим мнимым «смирением»!), — но вообще приниженный, низкий, жалкий (в пояснении к молитве 5-й указывалось на постоянное противопоставление в Священном Писании вышнего – горнего и смиренного – нижнего). Окаянный – несчастный, отверженный, исполненный муки.
Избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свободи мя. Этими словами молитвы мы просим Пресвятую Богородицу освободить нас от многочисленных злых (многих лютых) мыслей, как о прошлом (воспоминаний), так и о будущем (предприятий), а также от связанных с этим помыслами действ злых. Очень важна направленность этого прошения на хранение ума и сердца. Со вниманием стоя на молитве, мы неизбежно замечаем нашествие тех самых воспоминаний и предприятий, об избавлении от которых молим Пресвятую Богородицу; борьба за молитву (и за подлинно христианскую внутреннюю жизнь) – в значительной мере борьба именно с этими врагами, победить которых в одиночку, без помощи Божией благодати невозможно.
10 молитва ПреСвятой Богородице
К Тебе Пречистей Божией Матери аз окаянный припадая молюся: веси, Царице, яко безпрестани согрешаю и прогневляю Сына Твоего и Бога моего, и многажды аще каюся, лож пред Богом обретаюся, и каюся трепеща: не ужели Господь поразит мя, и по часе паки таяжде творю; ведущи сия, Владычице моя Госпоже Богородице, молю, да помилуеши, да укрепиши, и благая творити да подаси ми. Веси бо, Владычице моя Богородице, яко отнюд имам в ненависти злая моя дела, и всею мыслию люблю закон Бога моего; но не вем, Госпоже Пречистая, откуду яже ненавижду, та и люблю, а благая преступаю. Не попущай, Пречистая, воли моей совершатися, не угодна бо есть, но да будет воля Сына Твоего и Бога моего: да мя спасет, и вразумит, и подаст благодать Святаго Духа, да бых аз отселе престал сквернодейства, и прочее пожил бых в повелении Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и держава, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Перевод: К Тебе, Пречистой Божией Матери, припадая, я, несчастный, молюсь: Ты знаешь, Царица, как я беспрестанно согрешаю и прогневляю Сына Твоего и Бога моего. И хотя многократно каюсь, но лживым оказываюсь пред Богом, и вновь со страхом каюсь, и тотчас опять то же делаю: неужели Господь поразит меня? Зная об этом, Владычица моя Госпожа Богородица, молюсь, чтобы помиловала и укрепила и научила меня делать доброе. Ибо знаешь, Владычица моя, Богородица, что я совершенно гнушаюсь злыми моими делами и всем помышлением люблю закон Бога моего, но не знаю, Госпожа Пречистая, почему доброго не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Не допускай, Пречистая, исполняться моей злой воле, но пусть будет воля Сына Твоего и Бога моего, Который меня спасет, вразумит и подаст благодать Святаго Духа, чтобы я отныне перестал делать скверное, и остальное время пожил бы по заповедям Сына Твоего, Которому принадлежит всякая слава, честь и власть со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и дающим жизнь Его Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.
Благаго Царя благая Мати, Пречистая и Благословенная Богородице Марие, милость Сына Твоего и Бога нашего излей на страстную мою душу и Твоими молитвами настави мя на деяния благая, да прочее время живота моего без порока прейду и Тобою рай да обрящу, Богородице Дево, едина Чистая и Благословенная.
Перевод: Милосердного Царя милосердная Матерь, Пречистая и Благословенная Богородица Мария, излей на мою страдающую душу милость Сына Твоего, Бога нашего, и направь меня Твоими молитвами на добрые дела, чтобы мне остальное время моей жизни прожить без греха и с Твоею помощью найти рай, Богородица Дева, Единая Чистая и Благословенная.
Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего; но моли за мя, грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.
Перевод: Ангел Христов, святой мой хранитель и покровитель души и тела моего, прости мне все, в чем я согрешил сегодня, и избавь меня от всякой хитрости идущего против меня врага, чтобы мне никаким грехом не прогневать Бога моего. Но молись за меня, грешного и недостойного раба, чтобы представить меня достойным благости и милости Святейшей Троицы и Матери Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.
Молитва 10-я, ко Пресвятой Богородице
ПОСЛЕДНИЕ ТЕМЫ ФОРУМА
Пресвята́я Влады́чице моя́ Богоро́дице, святы́ми Твои́ми и всеси́льными мольба́ми отжени́ от мене́, смире́ннаго и окая́ннаго раба́ Твоего́, уны́ние, забве́ние, неразу́мие, нераде́ние, и вся скве́рная, лука́вая и ху́льная помышле́ния от окая́ннаго моего́ се́рдца и от помраче́ннаго ума́ моего́; и погаси́ пла́мень страсте́й мои́х, я́ко нищ есмь и окая́нен. И изба́ви мя от мно́гих и лю́тых воспомина́ний и предприя́тий, и от всех действ злых свободи́ мя. Я́ко благослове́нна еси́ от всех родо́в, и сла́вится пречестно́е и́мя Твое́ во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Русская Православная Церковь
Николаевский Собор
Авторское право © 2012-2019.
Разработчик: Капитула Ян
10 молитва ПреСвятой Богородице
Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти, в вышних живый и на смиренныя призираяй, сердца же и утробы испытуяй и сокровенная человеков яве предведый, Безначальный и Присносущный Свете, у Него же несть пременение, или преложения осенение; Сам, Безсмертный Царю, приими моления наша, яже в настоящее время, на множество Твоих щедрот дерзающе, от скверных к Тебе устен творим, и остави нам прегрешения наша, яже делом, и словом, и мыслию, ведением или неведением согрешенная нами; и очисти ны от всякия скверны плоти и духа. И даруй нам бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающим пришествия светлаго и явленнаго дне Единороднаго Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, воньже со славою Судия всех приидет, комуждо отдати по делом его; да не падше и обленившеся, но бодрствующе и воздвижени в делание обрящемся готови, в радость и Божественный чертог славы Его совнидем, идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизреченную. Ты бо еси истинный Свет, просвещаяй и освящаяй всяческая, и Тя поет вся тварь во веки веков. Аминь.
Перевод: Господи Вседержитель, Боже сил бесплотных и всякой плоти, на высотах небесных живущий и озирающий долы земные, наблюдающий сердца и помыслы и ясно ведающий тайны человеческие, Безначальный и Вечный Свет, Который не имеет изменений в силе и не оставляет затененного места на Своем пути. Ты Сам, Бессмертный Царь, приими моления наши, которые мы в настоящее время, надеясь на обилие сострадания Твоего, приносим Тебе из нечистых уст; и прости нам прегрешения наши, совершенные нами делом, словом и мыслью, сознательно или несознательно, и очисти нас от всякой нечистоты плоти и духа. И дай нам с бодрствующим сердцем и трезвенною мыслью прожить всю ночь здешней земной жизни, в ожидании наступления светлого и славного дня второго пришествия Единородного Твоего Сына, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, когда общий Судия придет со славою воздать каждому по делам его. Да найдет Он нас не лежащими и сонными, но бодрствующими и поднявшимися среди исполнения заповедей Его, и готовыми войти с Ним в радость и Божественный чертог славы Его, где непрестанные голоса торжествующих и невыразимая радость видящих несказанную красоту лица Твоего. Ибо Ты истинный Свет, просвещающий и освящающий весь мир, и Тебя воспевает все творение в веки вечные. Аминь.
Грехи делом — когда это дело противно заповеди Божией. Например, если человек предается объедению, пьянству, лакомствам, то грешит против заповеди Божией «Не сотвори себе кумира и всякого подобия». Грехи словом — когда это слово противно воле Божией. Например, праздные разговоры, неприличные слова и песни — грехи словом. Грехи словом — клевета на ближнего, злословие, осуждение. Грехи мыслию — это пожелания, помышления, противные любви к ближнему, когда мы поступаем против заповеди Божией «Не пожелай ничего, что принадлежит ближнему Твоему». Эти грехи столь же тяжки, как грехи делом и словом. Грехи ведением — те, которые мы делаем, зная, что они запрещены законом Божиим, делаем их по страстям нашим по гордости, злобе, лености и т. д. и оправдываем себя ложными доводами. Грехи неведением происходят от немощи естества человеческого. Кто усмотрит погрешности свои? — говорит пророк Давид (Пс. 18, 13) и присовокупляет молитву: От тайных моих очисти меня , то есть от грехов, по немощи и неведению сделанных мною, которые мне или неизвестны, или которых не помню, или которые не считаю даже за грехи.
Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякаго искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.
Каждому христианину Бог при крещении дает Ангела хранителя, который невидимо охраняет человека от всякого зла. Поэтому мы и должны каждый день просить Ангела, чтобы он сохранил и помиловал нас.
Перевод: Святой Ангел, поставленный хранить мою бедную душу и несчастную жизнь, не оставь меня, грешного, и не отступи от меня за невоздержание мое; не дай возможности злому демону подчинить меня себе преобладанием этого смертного тела; возьми крепко несчастную и опустившуюся руку мою и выведи меня на путь спасения. О, святой Ангел Божий, хранитель и покровитель бедной моей души и тела, прости мне все, чем я оскорбил тебя во все дни моей жизни, и если я чем согрешил в прошедшую ночь, защити меня в настоящий день; и сохрани меня от всякого искушения вражеского, чтобы мне не прогневать Бога никаким грехом, и молись за меня Господу, чтобы Он утвердил меня в Своем страхе и сделал меня рабом, достойным Своей милости. Аминь.
Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего. И погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен. И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свободи мя. Яко благословена еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.
Перевод: Пресвятая Владычица моя Богородица, Своими святыми и всесильными молитвами отгони от меня, смиренного и несчастного раба Твоего, уныние, забвение, неразумение, нерадение, удали все скверные, лукавые и хульные помыслы из окаянного моего сердца и помраченного ума моего и погаси пламя моих страстей, ибо я убог и несчастен; избавь меня от многих пагубных воспоминаний и помыслов и освободи меня от всяких злодеяний, ибо Тебя благословляют все роды и Пречистое имя Твое славится в веки вечные. Аминь.
Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя) , яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.
Аз — я; прибегаю — обращаюсь с молитвой. Кроме молитвы Ангелу хранителю мы должны молиться и тому святому, именем которого мы названы, потому что он также молится всегда о нас Богу. Каждому христианину при святом крещении, дается святой в помощники и покровители святой Церковью. Он заботится о нас и сохраняет нас от всех бед и несчастий, которые встречаются нам на земле.
Перевод: Моли Бога о мне, святой (или святая) (имя), потому что я усердно к тебе прибегаю, к моему помощнику и молитвеннику о душе моей.
Молитва 10-я, ко Пресвятой Богородице
Пресвята=я Влады=чице моя= Богоро=дице, святы=ми Твои=ми и всеси=льными мольба=ми отжени= от мене=, смире=ннаго и окая=ннаго раба= Твоего=, уны=ние, забве=ние, неразу=мие, нераде=ние, и вся скве=рная, лука=вая и ху=льная помышле=ния от окая=ннаго моего= се=рдца и от помраче=ннаго ума= моего=; и погаси= пла=мень страсте=й мои=х, я=ко нищ есмь и окая=нен. И изба=ви мя от мно=гих и лю=тых воспомина=ний и предприя=тий, и от всех действ злых свободи= мя. Я=ко благослове=на еси= от всех родо=в, и сла=вится пречестно=е и=мя Твое= во ве=ки веко=в. Ами=нь.
Молитвенное призывание святого, имя которого носишь
Моли= Бо=га о мне, святы=й уго=дниче Бо=жий (имя), я=ко аз усе=рдно к тебе= прибега=ю, ско=рому помо=щнику и моли=твеннику о душе= мое=й.
Песнь Пресвятой Богородице
Богоро=дице Де=во, ра=дуйся, Благода=тная Мари=е, Госпо=дь с Тобо=ю; благослове=на Ты в жена=х и благослове=н плод чре=ва Твоего=, я=ко Спа=са родила= еси= душ на=ших.
Тропарь Кресту и молитва за отечество
Спаси=, Го=споди, лю=ди Твоя=, и благослови= достоя=ние Твое=, побе=ды на сопроти=вныя да=руя, и Твое= сохраня=я Кресто=м Твои=м жи=тельство.
Молитва о живых
Спаси=, Го=споди, и поми=луй рабо=в Твои=х: отца= моего= духо=внаго (имя), роди=телей мои=х (имена их), сро=дников (имена), нача=льников, наста=вников, благоде=телей (имена) и всех правосла=вных христиа=н (поклон). Изба=ви их от вся=кия ско=рби, гне=ва и ну=жды (поклон), от вся=кия боле=зни душе=вныя и теле=сныя (поклон). Прости= им вся=кое согреше=ние, во=льное и нево=льное (поклон) и душа=м на=шим поле=зная сотвори (поклон).
Молитва о усопших
Упоко=й, Го=споди, ду=ши усо=пших раб Твои=х: [роди=телей мои=х], сро=дников, благоде=телей (имена их), и всех правосла=вных христиа=н (поклон), и ели=ко в житии= сем я=ко челове=цы согреши=ша, Ты же, я=ко Человеколю=бец Бог, прости= их и поми=луй (поклон), ве=чныя му=ки изба=ви (поклон), Небе=сному Ца=рствию прича=стники учини= (поклон) и душа=м на=шим поле=зная сотвори= (поклон).
Если можешь, читай вместо кратких молитв о живых и усопших Помянник (см. в конце утренних молитв).
Окончание молитв
Досто=йно есть я=ко вои=стину блажи=ти Тя Богоро=дицу, Присноблаже=нную и Пренепоро=чную и Ма=терь Бо=га на=шего. Честне=йшую Херуви=м и сла=внейшую без сравне=ния Серафи=м, без истле=ния Бо=га Сло=ва ро=ждшую, су=щую Богоро=дицу Тя велича=ем (поклон).
[От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни Пасхального канона:
А=нгел вопия=ше Благода=тней: Чи=стая Де=во, ра=дуйся! И па=ки реку=: ра=дуйся! Твой Сын воскре=се тридне=вен от гро=ба и ме=ртвыя воздви=гнувый; лю=дие, весели=теся!
Свети=ся, свети=ся, но=вый Иерусали=ме, сла=ва бо Госпо=дня на тебе= возсия=. Лику=й ны=не и весели=ся, Сио=не. Ты же, Чи=стая, красу=йся, Богоро=дице, о воста=нии Рождества= Твоего
В двунадесятые праздники читается задостойник праздника (см. раздел “Тропари, кондаки и величания на праздники Господни, Богородичны, святых великих.]
Сла=ва, и ны=не: Го=споди, поми=луй. (Трижды)
Го=споди, Иису=се Христе=, Сы=не Бо=жий, моли=твами Пречи=стыя Твоея= Ма=тере, преподо=бных и богоно=сных оте=ц на=ших и всех святы=х поми=луй и спаси= нас, я=ко Благ и Человеколю=бец. Ами=нь.
Молитва оптинских старцев[2]
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя.
Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой.
Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.
Помянник
О живых
Помяни=, Го=споди Иису=се Христе=, Бо=же наш, ми=лости и щедро=ты Твоя= от ве=ка су=щия, и=хже ра=ди и вочелове=чился еси=, и распя=тие и смерть, спасе=ния ра=ди пра=во в Тя ве=рующих, претерпе=ти изво=лил еси=; и воскре=с из ме=ртвых, возне=слся еси= на Небеса= и седи=ши одесну=ю Бо=га Отца=, и призира=еши на смире=нныя мольбы= всем се=рдцем призыва=ющих Тя. Приклони= у=хо Твое=, и услы=ши смире=нное моле=ние мене=, непотре=бнаго раба= Твоего=, в воню= благоуха=ния духо=внаго, Тебе= за вся лю=ди Твоя= принося=щаго. И в пе=рвых помяни= Це=рковь Твою= Святу=ю, Собо=рную и Апо=стольскую, ю=же снабде=л еси= честно=ю Твое=ю Кро=вию, и утверди=, и укрепи=, и разшири=, умно=жи, умири=, и непребори=му а=довыми враты= во ве=ки сохрани=; раздира=ния Церкве=й утиши=, шата=ния язы=ческая угаси=, и ересе=й воста=ния ско=ро разори= и искорени=, и в ничто=же си=лою Свята=го Твоего= Ду=ха обрати. (Поклон.)
Спаси=, Го=споди, и поми=луй богохрани=мую страну= на=шу, вла=сти и во=инство ея=, огради= ми=ром их, и глаго=ли ми=рная и блага=я в сердца=х их о Це=ркви Твое=й Святе=й, и о всех лю=дех Твои=х, да и мы в тишине= их ти=хое и безмо=лвное житие= поживе=м во правове=рии, и во вся=ком благоче=стии и чистоте=. (Поклон.)
Спаси=, Го=споди, и поми=луй Вели=каго Господи=на и Отца= на=шего Святе=йшего Патриа=рха Алекси=я, и святе=йшия вселе=нския патриа=рхи, преосвяще=нныя митрополи=ты, архиепи=скопы и епи=скопы правосла=вныя, иере=и же и диа=коны, и весь при=чет церко=вный, я=же поста=вил еси= пасти= слове=сное Твое= ста=до, и моли=твами их поми=луй и спаси= мя гре=шнаго. (Поклон.)
Спаси=, Го=споди, и поми=луй отца= моего= духо=внаго (имя его), и святы=ми его= моли=твами прости= моя= согреше=ния. (Поклон.)
Спаси=, Го=споди, и поми=луй роди=тели моя= (имена их), бра=тию и сестры=, и сро=дники моя= по пло=ти, и вся бли=жния ро=да моего=, и дру=ги, и да=руй им ми=рная Твоя= и преми=рная блага=я. (Поклон.)
Спаси=, Го=споди, и поми=луй во святого=рских монастыре=х, и в росси=йских, и во ине=х ме=стех живу=щия и пребыва=ющия отцы= и бра=тию нашу, и сестры=, и моли=вами их поми=лу й и мене=, гре=шнаго. (Поклон.)
Спаси=, Го=споди, и поми=луй по мно=жеству щедро=т Твои=х вся священнои=ноки, и=ноки же и и=нокини, и вся в де=встве же и благогове=нии и по=стничестве живу=щия в монастыре=х, в пусты=нях, в пеще=рах, гора=х, столпе=х, затво=рех, разсе=линах ка=менных, острове=х же морски=х, и на вся=ком ме=сте влады=чествия Твоего= правове=рно живу=щия, и благоче=стно служа=щия Ти, и моля=щияся Тебе=: облегчи= им тяготу=, и уте=ши их скорбь, и к по=двигу от Тебе= си=лу и кре=пость им пода=ждь, и моли=твами их да=руй ми оставле=ние грехо=в . (Поклон.)
Спаси=, Го=споди, и поми=луй ста=рцы и ю=ныя, ни=щия и сироты= и вдови=цы, и су=щия в боле=зни и в печа=лех, беда=х же и ско=рбех, обстоя=ниих и плене=ниих, темни=цах же и заточе=ниих, изря=днее же в гоне=ниих, Тебе= ра=ди и ве=ры правосла=вныя, от язы=к безбо=жных, от отсту=пник и от еретико=в, су=щия рабы= Твоя=, и помяни= я=, посети=, укрепи=, уте=ши, и вско=ре си=лою Твое=ю осла=бу, свобо=ду и изба=ву им пода=ждь. (Поклон.)
Спаси=, Го=споди, и поми=луй благотворя=щия нам, ми=лующия и пита=ющия нас, да=вшия нам ми=лостыни, и запове=давшия нам недосто=йным моли=тися о них, и упокоева=ющия нас, и сотвори= ми=лость Твою= с ни=ми, да=руя им вся, я=же ко спасе=нию проше=ния, и ве=чных благ восприя=тие . (Поклон.)
Спаси=, Го=споди, и поми=луй по=сланныя в слу=жбу, путеше=ствующия, отцы= и бра=тию на=шу, и вся правосла=вныя христиа=ны . (Поклон.)
Спаси=, Го=споди, и поми=луй и=хже аз безу=мием мои=м соблазни=х, и от пути= спаси=тельнаго отврати=х, к дело=м злым и неподо=бным приведо=х; Боже=ственным Твои=м Про=мыслом к пути= спасе=ния па=ки возврати= . (Поклон.)
Спаси=, Го=споди, и поми=луй ненави=дящия и оби=дящия мя, и творя=щия ми напа=сти, и не оста=ви их поги=бнути мене= ра=ди, гре=шнаго . (Поклон.)
Отступи=вшия от правосла=вныя ве=ры и поги=бельными ересьми= ослепле=нныя, све=том Твоего= позна=ния просвети= и Святе=й Твое=й Апо=стольстей Собо=рней Це=ркви причти. Правове=рие же утверди=, и воздви=гни рог христиа=нский, и низпосли= на нас ми=лости Твоя= бога=тыя. (Поклон.)
О усопших
Видео (кликните для воспроизведения). |
Помяни=, Го=споди, от жития= сего= отше=дшия правове=рныя цари= и цари=цы, благове=рныя кня=зи и княги=ни, святе=йшия патриа=рхи, преосвяще=нныя митрополи=ты, архиепи=скопы и епи=скопы правосла=вныя, во иере=йстем же и в при=чте церко=внем, и мона=шестем чи=не Тебе= послужи=вшия, и в ве=чных Твои=х селе=ниих со святы=ми упоко=й. (Поклон.)
Помяни=, Го=споди, ду=ши усо=пших раб Твои=х, [роди=телей мои=х], (имена их), и всех сро=дников по пло=ти; и прости= их вся согреше=ния во=льная и нево=льная, да=руя им Ца=рствие и прича=стие ве=чных Твои=х благи=х и Твоея= безконе=чныя и блаже=нныя жи=зни наслажде=ние. (Поклон.)
Помяни=, Го=споди, и вся в наде=жди воскресе=ния и жи=зни ве=чныя усо=пшия, отцы= и бра=тию на=шу, и сестры=, и зде лежа=щия и повсю=ду, правосла=вныя христиа=ны, и со святы=ми Твои=ми, иде=же присеща=ет свет лица= Твоего=, всели=, и нас поми=луй, я=ко Благ и Человеколю=бец. Ами=нь. (Поклон.)
Пода=ждь, Го=споди, оставле=ние грехо=в всем пре=жде отше=дшим в ве=ре и наде=жди воскресе=ния, отце=м, бра=тиям и се=страм на=шим и сотвори= им ве=чную па=мять. (Трижды.)
[1] Когда написано «Слава», «И ныне», надо читать полностью: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», «И ныне и присно и во веки веков. Аминь».
[2] При желании читается по окончании утренних молитв.
Читать онлайн «Молитвослов на русском языке» автора Церковь Русская Православная — RuLit — Страница 4
Пресвятая Владычица моя Богородица! Святыми Твоими и всесильными мольбами отгони от меня, смиренного и несчастного раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение, и все скверные, лукавые и хульные помышления от окаянного моего сердца и от помрачённого ума моего, ибо я убог и несчастен, и избавь меня от множества скверных воспоминаний и помыслов, и от всех дел злых освободи меня: ибо Тебя благословляют все народы, и славится Твоё пречистое имя во веки веков. Аминь.
Моли Бога о мне, святой служитель Божий (имя), ибо я усердно к тебе припадаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.
Богородица Дева, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобою! Благословенна Ты в жёнах и благословен плод чрева Твоего, ибо Спаса родила душ наших.
Спаси, Господи, людей Твоих и благослови достояние Твоё, победы на противящихся Тебе даруй, и Крестом Твоим охраняй народ Свой.
Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовного (имя), родителей моих (имена), сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан.
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Если можешь, читай вместо кратких молитв о живых и усопших следующий помянник:
Помяни, Господи Иисусе Христе, Боже наш, милости и щедроты, от века Тебе присущие, ради которых Ты и вочеловечился, и распятие и смерть, для спасения право верующих в Тебя, претерпеть благоволил; и воскрес из мёртвых, вознёсся на небеса и восседаешь справа от Бога Отца, и призираешь на смиренные мольбы всем сердцем призывающих Тебя; приклони ухо Твоё, и услышь смиренное моление меня, непотребного раба Твоего, как аромат благоухания духовного, Тебе за весь народ Твой приносящего. И во-первых помяни Церковь Твою Святую, Соборную и Апостольскую, Которую Ты приобрёл драгоценною Твоею Кровью, и утверди, и укрепи, и расширь, умножь, умиротвори, и непреоборимой вратами ада навеки сохрани; разделения Церквей прекрати, дерзость язычников обуздай, и ересей восстание скоро разрушь и искорени, и в ничто силою Святого Твоего Духа обрати. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй богохранимую страну нашу, власти и воинство её, дабы нам тихую и безмятежную жизнь проводить во всяком благочестии и чистоте. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй Великого Господина и Отца нашего Святейшего Патриарха (имя), преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов православных, также иереев и диаконов, и всех служителей церковных, которых Ты поставил пасти духовное Твоё стадо, и по молитвам их помилуй и спаси меня, грешного. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовного (имя его), и по святым его молитвам прости мои согрешения. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй родителей моих (имена их), братьев и сестёр, и родных мне по плоти, и всех близких роду моему, и друзей, и даруй им земные Твои и небесные блага. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй по множеству щедрот Твоих священноиноков, иноков же и инокинь, и всех в девстве же и благоговении и постничестве живущих в монастырях, в пустынях, в пещерах, горах, столпах, затворах, расселинах каменных, островах морских, и на всяком месте владычества Твоего правоверно живущих и благочестно служащих Тебе, и молящихся Тебе. Облегчи им тяготу, и утеши их скорбь, и к подвигу силу и крепость от Тебя им подай, и молитвами их даруй мне оставление грехов. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй старцев и юных, нищих и сирот, и вдов, и пребывающих в болезни и в печалях, в бедах и скорбях, тяжких обстоятельствах и плену, в темницах и заточении, особенно же рабов Твоих, ради Тебя и веры православной гонимых от язычников, безбожников, от отступников и от еретиков, и помяни их, посети, укрепи, утешь, и вскоре силою Твоею облегчение, свободу и избавление им подай. (Поклон)
Молитва десятая, ко Пресвятой Богородице
Благаго Царя благая Мати, Пречистая и Благословенная Богородице Марие, милость Сына Твоего и Бога нашего излей на страстную мою душу и Твоими молитвами настави мя на деяния благая, да прочее время живота моего без порока прейду и Тобою рай обрящу, Богородице Дево, едина Чистая и Благословенная. | Перевод: Милосердного Царя Милосердная Матерь, Пречистая и Благословенная Богородице Мария, милость Сына Твоего и Бога нашего излей на мою страдающую душу и Твоими молитвами направь меня на дела добрые, чтобы мне остальное время жизни моей прожить без греха, и с Твоею помощью достигнуть рая, Богородица Дева, единственная Чистая и Благословенная. |
Благаго Царя благая Мати – Милосердная (Милостивая) Матерь Милосердного (Милостивого) Царя.
Страстную – 1) подверженную страстям; 2) несчастную, страдающую; здесь совмещаются оба значения.
На деяния благая – на дела добрые.
Да прочее время живота моего – чтобы оставшееся время жизни моей.
Без порока прейду – я мог прожить (пройти) без порока.
Тобою – здесь: Твоею помощью, Твоим ходатайством, через Тебя.
Рай да обрящу – да обрету рай (достигну рая).
Молитва одиннадцатая, ко святому Ангелу хранителю
Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего; но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь. | Перевод: Ангел Христов, хранитель мой святой и покровитель души и тела моего, все мне прости, в чем я согрешил сегодня, и от всякой хитрости противодействующего мне врага избавь меня, чтобы никаким грехом не прогневать мне Бога моего. Но молись обо мне, грешном и недостойном рабе, да явишь меня достойным благости и милости Святейшей Троицы и Матери Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь. |
Покровителю – покровитель, охраняющий, оберегающий.
Вся, елика согреших – все, в чем я согрешил (елика – сколько).
Днешний – нынешний.
От всякаго лукавствия – от всей лжи, всех хитростей.
Противнаго ми – противостоящего, противодействующего мне.
Ни в коем же гресе – никаким грехом.
Но моли за мя – но молись обо мне.
Достойна мя покажеши – явишь меня достойным.
Кондак Богородице
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти; радуйся, Невесто Неневестная. | Перевод: Тебе, непобедимой Военачальнице, как избавившиеся от зла, благодарственную песнь воспеваем, рабы Твои, Богородица. Но Ты, как имеющая силу непобедимую, от всех бед нас освободи, да взываем к Тебе: радуйся, Невеста Вечнодевственная. |
Взбранной Воеводе – непобедимой Воеводе (взбранной – непобедимой в бранях – сражениях), Предводительнице, Военачальнице.
Победительная – победная (триумфальная) благодарственная песнь.
Яко избавльшеся от злых – так как избавились (буквально: как избавившиеся) от зла (бед).
Благодарственная – благодарственное (благодарственную песнь).
Восписуем Ти – воспеваем (буквально: пишем) Тебе.
Яко имущая державу – (Ты), как имеющая силу (могущество).
Свободи – освободи (спаси).
Да зовем Ти – да взываем к Тебе.
Неневестная –не вступившая в брак (буквальный перевод греческого слова).
Акафист Пресвятой Богородице, начинающийся этим кондаком, написан в VII веке в Константинополе. Это – первый (и прекраснейший) из акафистов, ставший образцом для всех последующих. Все 12 икосов акафиста заканчиваются многократными «перепевами» Архангельского приветствия Пресвятой Деве – «радуйся!», заключительное из которых – Радуйся, Невесто Неневестная! Мы величаем небесную чистоту Неискусобрачной Девы, неизреченно родившей Христа Бога нашего, и в Своей чистоте «Честнейшая Херувим» Невеста Неневестная предстает перед нами как величайшая воительница с силами зла – Взбранная Воевода, имущая державу непобедимую.
Радуйся, Невесто Неневестная! Если мы обратимся к греческому языку, на котором написан акафист, то увидим, что все эти три слова, с буквальной точностью переведенные на церковнославянский язык и вошедшие в наше религиозное сознание, должны были восприниматься греками несколько иначе, чем воспринимаем их мы.
Радуйся – приветствие Архангела Гавриила, донесенное до нас Евангелием, – и до Рождества Христова, и после него было на греческом языке обычным приветствием – тем же, что наше «здравствуй». В явлении Ангела, в его дивных и таинственных словах внутренний смысл приветствия, забываемый в обыденной жизни, конечно, обновился и засиял со всею силой; акафист Пресвятой Богородице (и всякий позднейший вдохновенно сочиненный акафист), весь пронизанный этими «радуйся!» и искрящийся радостью величания, также воскрешает дремлющее в обыденном языке значение греческого слова. Но в русском (и древнерусском) языке приветствовали друг друга не словом «радуйся», а словом «здравствуй» (в котором мы обычно забываем пожелание здоровья). «Радуйся» остается для нас словом всегда более насыщенным, особенным – осознанным словом о радости, неповторимым приветствием для Пречистой Девы Марии и святых Божиих.
Невесто Неневестная – прямой, буквальный перевод двух греческих слов. Церковнославянскому невеста соответствует греческое слово νύμφη «нимфа», которое означает не только девушку-невесту, но и новобрачную жену, и молодую женщину. Новый Завет (и греческий перевод Библии) придал этому слову огромную мистическую глубину: Невеста Агнца в Откровении Иоанна Богослова (Откр.19, 7; 21, 9; 22, 17) не только предназначена Ему, но и состоит с Ним в таинственном браке; это образ и Богоматери, и Церкви (в ней мы узнаем невесту Песни Песней и пророческих книг Писания). А греческое слово ανύμφευτος, переведенное славянским словом неневестная – это отрицательная форма от первого слова, означающая «не вступившая в брак»; это слово было вполне обычно для греческого языка. Для греческого, но не для славянского! Ведь в славянском невеста – это именно не-ведомая, непознанная (то есть как раз то, чему соответствует греческое неневестная) девушка, не вступившая в брак, хотя и предназначенная к нему; слово само несет в себе значение чистоты. Внутри славянского языка слово неневестная труднообъяснимо. Оно вносит новый оттенок смысла в выражение акафиста: Чистая Невеста, но – Неневестная, не обыкновенная, не сопоставимая ни с какой иной невестой.
Другие славянские эпитеты Богородицы, соответствующие слову Неневестная, – Неискусобрачная, Неискусомужняя.
Взбранной Воеводе победительная. Эти слова почти все мы привыкли на слух воспринимать как единое целое, поэтому не чувствуем структуру фразы (достаточно простую): (кому?) Взбранной Воеводе (мы) восписуем (что?) победительная благодарственная, то есть победную благодарственную песнь, (почему?) яко избавльшеся от злых – так как избавились от бед.
Преславная Приснодево, Мати Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Тобою души наша. Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим. Богородице Дево, не презри мене грешнаго, требующа Твоея помощи и Твоего заступления, на Тя бо упова душа моя, и помилуй мя. | Перевод: Преславная Приснодева, Матерь Христа Бога, принеси нашу молитву Сыну Твоему и Богу нашему, да спасет Твоим заступничеством души наши. Всю надежду мою на Тебя возлагаю, Матерь Божия, сохрани меня под покровом Твоим. Богородица Дева, не презри меня, грешного, нуждающегося в Твоей помощи и в Твоем заступничестве, ибо на Тебя надеется душа моя, и помилуй меня. |
Приснодева – всегда Дева.
Тобою – здесь: через Тебя, Твоим заступничеством.
Под кровом – под покровом, защитой.
Не презри мене грешнаго – не пренебрегай (не гнушайся) мною, грешным.
Требующа Твоея помощи и Твоего заступления – нуждающегося в Твоей помощи и Твоей защите.
На Тя бо упова – ибо на Тебя уповает, надеется.
Молитвы «Преславная Приснодево. » и «Все упование мое. » – творения преподобного Иоанна Дамаскина.
Молитва святого Иоанникия
Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе. | Перевод: Упование мое – Отец, прибежище мое – Сын, покров мой – Дух Святой: Троица Святая, слава Тебе. |
Упование – надежда твердая, вера.
Прибежище – убежище, безопасное место.
Покров – защита, покровительство, сень.
Создатель этой молитвы, святой Иоанникий Великий, повторял ее после каждого стиха читаемых им на правиле псалмов, таким образом постоянно возводя ум к Пресвятой Троице.
Окончание молитв
Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Слава, и ныне: Господи, помилуй. (Трижды) Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь. | Перевод: Достойно есть поистине восхвалять Тебя, Богородицу, вечно блаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честью высшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, девственно Бога-Слово родившую, истинную Богородицу, Тебя прославляем. |
Достойно – следует, должно.
Яко воистинну – поистине, по справедливости (яко – как).
Блажити – восхвалять.
Присноблаженную – всегда блаженную (присно – всегда).
Пренепорочную – самую непорочную.
Честнейшую Херувим – достойную большей чести, чем Херувимы.
Славнейшую без сравнения Серафим – заслуживающую несравненно большего прославления, чем Серафимы.
Без истления – без нарушения чистоты.
Сущую – действительную.
Херувимы (по-древнееврейски это слово означает «излияние мудрости») и Серафимы («пламенеющие») – высшие Ангелы, ближайшие к Богу.
В этой молитве мы восхваляем Богородицу, как Мать Бога нашего, всегда блаженную и непорочную, и величаем Ее, говоря, что Она Своею честью (честнейшую) и славою (славнейшую) превосходит самых высших Ангелов: Серафимов и Херувимов, то есть Божия Матерь по своим совершенствам стоит выше всех – не только людей, но и святых Ангелов. Она без болезней, чудесным образом от Духа Святого родила Иисуса Христа, Который, став от Нее человеком, есть в то же время Сын Божий, сошедший с небес, а потому Она есть истинная Богородица.
Автором песни «Честнейшую Херувим…» считается преподобный Косма, епископ Маиумский, творец канонов. А первую часть – «Достойно есть…» по преданию воспел перед иконой Пресвятой Богородицы Ангел, явившийся в Х веке одному иноку на Афоне.
Слава, и ныне: Господи, помилуй. (Трижды)
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй нас. Аминь.
Мы видим, что после тех молитв, которые в разделе «Молитвы утренние» являются завершающими и помечены словами «Окончание молитв», в разделе «Молитвы на сон грядущим» (в большинстве молитвословов) следуют еще некоторые молитвословия, более прямо относящиеся к отходу ко сну (молитву святого Иоанна Дамаскина полагается читать, указывая на постель, при чтении молитвы «Да воскреснет Бог» осеняются знамением креста и ложе, и четыре стороны света). Одно из следствий этого: мы можем более гибко приспосабливать общее правило к собственным условиям жизни, к своему внутреннему состоянию. Так, для некоторых людей (или в некоторых обстоятельствах жизни) удобнее оказывается прочитать первую часть молитв на сон грядущим еще вечером, достаточно рано – возможно, до полного завершения всех дел, – а непосредственно перед сном, уже близ ложа своего, прочитать оставшиеся молитвы. Совместное чтение молитв на сон грядущим – например, в семье, – можно завершать именно на «Достойно есть. » и общем благословении, а молитвы начиная с молитвы святого Иоанна Дамаскина прочитывать каждому в своей комнате, у своего ложа.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.