Вяземский молитва Ангелу

Полное описание: Вяземский молитва Ангелу - для наших любимых читателей.

Петр Вяземский — Научи меня молиться: Стих

Научи меня молиться,
Добрый ангел, научи:
Уст твоих благоуханьем
Чувства черствые смягчи!

Да во глубь души проникнут
Солнца вечного лучи,
Да в груди моей забьются
Благодатных слез ключи!
Дай моей молитве крылья,
Дай полет мне в высоту,
Дай мне веры безусловной
Высоту и теплоту!

Неповинных, безответных
Дай младенцев чистоту
И высокую, святую
Нищих духом простоту!

Дай, стряхнув земные узы,
С прахом страннических ног,
Дай во мне угаснуть шуму
Битв житейских и тревог.

Да откроется Тобою
Мне молитвенный чертог,
Да в одну сольются думу
Смерть, бессмертие и Бог!

исследовательская работа Тема: «Молитва как духовное явление и как жанр русской классической поэзии. Стихотворная молитва П.А.Вяземского «Молитва Ангелу Хранителю.»

В связи с чем, мною была выдвинута гипотеза исследования о том, что духовная поэзия — неотъемлемая часть русской классической литературы, утверждающей высокие общечеловеческие нравственные идеалы, а жанр стихотворной молитвы отражает всю глубину личности автора, его внутреннюю работу над собой, призыв к читателю идти рядом с ним по этому тернистому, но благодатному пути.

Скачать:

Вложение Размер
issledovatelskaya_rabota.docx 34.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа с.Еруслан

Федоровского района Саратовской области

Тема: « Молитва как духовное явление и как жанр русской классической поэзии. Стихотворная молитва П.А.Вяземского«Молитва Ангелу — хранителю.»

Учитель начальных классов,

а) гипотеза; б) цели и задачи работы; в) используемые методы и приёмы.

2. Так что такое молитва. 4

3. Молитва как духовное явление и как жанр русской классической поэзии

4. Стихотворная молитва П.А.Вяземского……………………………………..5

7. Практическое применение работы…………………………………………..10

І. Введение
«Потребность говорить к Богу, открываться Всевышнему в том
или ином жизненном положении, душевном состоянии присуща едва ли
не всем русским поэтам. Среди их мирских речей нередко возникает
слово, восходящее, или воспаряющее, или рвущееся из души ввысь, к
Творцу».
В.А.Котельников

Гипотеза: Духовная поэзия — неотъемлемая часть русской классической литературы, утверждающей высокие общечеловеческие нравственные идеалы. Одним из самых любимых жанров русской духовной поэзии стала стихотворная молитва, выражающая общечеловеческие надежды на победу добра, правды, любви. Жанр стихотворной молитвы отражает всю глубину личности автора, его внутреннюю работу над собой, призыв к читателю идти рядом с ним по этому тернистому, но благодатному пути.

Выявить неразрывную связь русской классической поэзии с идеями христианской православной культуры, изучить особенности жанра стихотворной молитвы на материале русской поэзии XIX века

— Выявить различие молитвы как духовного явления и молитвы как поэтического жанра;

-Изучить историю создания стихотворения-молитвы, принадлежащих перуП.А.Вяземского.

В работе использованы следующие методы и приемы исследования: описательный, интерпретационный, сравнительно-сопоставительный методы, комплексный анализ, обобщение полученных данных.

Так что такое молитва? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. У каждого из нас, конечно, своё представление о том, что такое молитва:

а) для одних – это столь нужное общение с Богом, откровение, скрытое от посторонних глаз;

б) для других – пустая трата времени;

в) третьи считают молитву чем-то из области прошедших веков.

Я считаю, что молитва – это настолько сокровенное необходимое человеку общение с Богом, в котором человек может хоть на мгновение приблизиться к Возвышенному .

3.Молитва как духовное явление и как жанр русской классической поэзии.

Духовная поэзия – неотъемлемая часть великой русской литературы.Многие выдающиеся русские поэты –Вяземский, Ломоносов, Державин, Сумароков, Пушкин, Веневитинов, Языков, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, поэты XX века – обращались в своём творчестве к духовной тематике, часто к стихотворной молитве. Из истории литературы мы знаем, что русская поэзия начиналась как молитва, как духовное песнопение, как молитвенный подъём духа — вспомним XVII век, «духовные стихи» или «верши», то есть пересказ неканонических текстов. И дальнейшая светскость поэзии никогда не отменяла размышлений о смысле жизни и смерти, о вечности и Боге, о подвиге и грехе, о вине и покаянии. В дальнейшем эти два понятия молитва и молитва как поэтический жанр литературы — разделяются. Современная Библейская энциклопедия даёт следующее определение молитвы: «Молитва вообще есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу». Образцом для всех молитв или общей христианской молитвой несомненно должно назвать Молитву ГосподнюОтче наш и т. д. (Мф. VI, 9-13), которой Господь наш Иисус Христос научил апостолов и которую они передали всем верующим.

В литературоведении выделяется особый поэтический жанр — стихотворная молитва. В этом жанре важную роль играет «установка молящегося на духовное преображение или преображение окружающего мира в процессе богообщения». Стихотворная молитва позволяет художнику высказать то, что обычно относится к области несказанного»: внутренняя боль или радость лирического персонажа, обязательно просьба. Поэтическая молитва отличается от молитвы церковной.

4.Стихотворная молитва П.А.Вяземского

В нашей школе веду занятия музыкального кружка «… При подготовке к занятию услышала песню « Научи меня молиться» и предложила ребятам исполнить её. Они поддержали меня, и девочка Оля спросила об авторе. К своему стыду я не поинтересовалась им. Чтобы ответить на Олин вопрос посмотрела справочники. Это удивительно, но автором оказался Пётр Андреевич Вяземский.

Его духовный опыт, отраженный в художественном слове и охвативший весь золотой век нашей словесности, бесценен. Он одинаково успешно писал и на утонченном языке «духовных аристократов», и на языке простого народа, так что некоторые стихи его становились народными песнями.В дальнейшем Вяземский неоднократно напоминал и себе и читателям о том, что исповедуется своим творчеством. Он жил, страдал, заблуждался и побеждал вместе с Россией.В течение семи десятилетий поэт вел тяжкую, почти невыносимую и – странным образом – малоприметную для современников борьбу за духовное достоинство и само духовное бытие, как свое личное, так и общенародное.

Поэт пережил непостижимое, ужаснувшее его событие, о котором не поведал никому, кроме архимандрита (впоследствии епископа) Порфирия (Успенского), а тот передал услышанное в назидание потомству в своих воспоминаниях, основанных на дневниковых записях: «Когда я был еще архимандритом, меня в Александровской лавре посетил князь Петр Андреевич Вяземский и, между прочим, рассказал мне следующий необычный случай с ним: “Я в молодости своей не верил ни в Бога, ни в бытие души, ни в загробную жизнь и даже частенько насмехался над религией и над служителями ее. А теперь я верю и молюсь. Такой переворот к лучшему совершился во мне по следующему случаю.

Читайте так же:  Самая сильная молитва Господу

Однажды я ночью возвращался в свою квартиру на Невском проспекте, у Аничкова моста, и увидел яркий свет в окнах своего кабинета. Не зная, отчего он тут, вхожу в дом и спрашиваю своего слугу: «Кто в моем кабинете?» Слуга сказал мне: «Там нет никого», – и подал мне ключ от этой комнаты. Я отпер кабинет, вошел туда и увидел, что в глубине этой комнаты сидит задом ко мне какой-то человек и что-то пишет. Я подошел к нему и, из-за плеча его прочитав написанное, громко вскрикнул, схватился за грудь свою и упал без чувств; когда же очнулся, уже не увидел писавшего, а написанное им взял, скрыл и до сей поры таю, а перед смертью прикажу положить со мною в гроб и могилу эту тайну мою. Кажется, я видел себя самого пишущего. После этого видения я сделался верующим”».

Вяземский пишет «Молитвенные думы» – еще не молитву, а размышление о ее благости и притягательности. Это вопль русской души, целого народного слоя – высшего и образованного, сознающего свою оторванность от народной основы и жаждущего воссоединения. Эпиграф ставит главный вопрос (от лица обобщенно-личного светского сознания): «Пушкин сказал: “Мы все учились понемногу /
Чему-нибудь и как-нибудь”. Мы также могли бы сказать: “Все молимся мы понемногу / Кое-когда и кое-как”. ( Из частного разговора )».

Вяземский выступает в «Молитвенных думах» с проповедью Православия при одновременном покаянии в своем отступничестве:

Хотел бы до того дойти я, чтоб свободно
И тайно про себя, и явно всенародно
Пред каждой церковью, прохожих не стыдясь,
Сняв шляпу и крестом трикратноосенясь,
Оказывал и я приверженность к святыне,
Как делали отцы, как делают и ныне
В сердечной простоте смиренные сыны
Все боле с каждым днем нам чуждой старины.

Вряд ли кто из русских писателей перенес столько ударов судьбы. В 10-летнем возрасте Вяземский потерял мать (в 1802 году), а через пять лет – отца. В 1814 году он оплакивал умершего во младенчестве сына Андрея, в 1817-м – сына Дмитрия, в 1826-м – еще двух сыновей, Николая и Петра, и в том же году – смерть Н.М. Карамзина, своего опекуна и наставника; в 1835-м – гибель дочери Прасковьи, в 1840-м – дочери Надежды, в 1849 году – дочери Марии. Один только сын Павел (1820–1888) пережил своего отца. Поэт отвечает на испытание судьбы как христианин: он и его супруга Вера Федоровна решают поклониться святым местам. В июне 1849 года они выезжают в Константинополь к своему сыну, служившему там. Знаменательно, что их путь в Иерусалим прошел через священную для Православия столицу былой Византии – второй Рим, Константинополь. Лишь 7 апреля 1850 года они выехали из Константинополя в Палестину и 12 мая заказали на Голгофе обедню за упокой родных и друзей. Впечатления от святых мест отразились в стихотворениях 1850 года: «Палестина», «Иерусалим».Очевидно, именно подобные душевные муки привели поэта к созданию «Молитвы ангелу-хранителю» (1850):

Научи меня молиться,
Добрый ангел, научи.
Дай моей молитве крылья!
Дай полет мне в высоту!
Дай мне веры безусловной
Высоту и теплоту!
Неповинных, безответных
Дай младенцев чистоту
И высокую, святую
Нищих духом простоту!

Дай стряхнуть земные узы
С прахом страннических ног,
Дай во мне угаснуть шуму
Битв житейских и тревог;
Да откроется тобою
Мне молитвенный чертог,
Да в одну сольются думу
Смерть, бессмертие и Бог!

Трепетные, живые интонации слышны в его просьбах, он просит об истинной вере, об очищении души — о святых, высоких помыслах: «Научи меня молиться…дай мне веры безусловной высоту и теплоту». Счастье для поэта – это «крылья молитвы», « высота и теплота веры». . В полном соответствии с православными представлениями высшей формой земной чистоты поэт считает «неповинных, безответных младенцев чистоту» и «высокую, святую нищих духом простоту». Монолог настолько искренен, так полон безграничной веры, что всё стихотворение как будто светится теплотой и любовью.Это пронзительно-щемящее и вместе с тем умиротворяющее звучание сродни подлинной молитве русского человека. Слова этого удивительного стихотворения, подобно молитве в церкви, льются из самого сердца поэта и звучат, как песнопение. В творчестве Вяземского «Молитва» стала стихотворением, обозначившим новый поворот во внутреннем, душевном и духовном, состоянии поэта. Она стала ответом тем, кто обвинял его в безверии.

Крайне тяжело поэт переносил гибель сподвижников на словесном поприще: А.С. Пушкина (1837), И.И. Дмитриева (1837), И.А. Крылова (1844), Е.А. Баратынского (1844), Н.М. Языкова (1846), В.А. Жуковского (1852), Н.В. Гоголя (1852), П.А. Плетнева (1865), Ф.И. Тютчева (1873), наконец, М.П. Погодина (1875). С годами творчество Вяземского все более превращалось в непрестанное поминовение усопших, что отражалось и в названиях стихотворений: «Поминки», «Все сверстники мои давно уж на покое…». Только о гибели детей он почти не пишет, потому что почти невозможно рассказывать,

Как в гроб родной с слезами опускаем
Мы часть себя, часть лучшую себя…

(На прощанье. 1855)

Отобранные и систематизированные материалы данной работы позволили утверждать, что духовная поэзия — неотъемлемая часть русской классической литературы, утверждающей высокие общечеловеческие нравственные идеалы. Один из самых любимых жанров русской духовной поэзии — стихотворная молитва, выражающая общечеловеческие надежды на торжество добра, правды, любви. Жанр стихотворной молитвы отражает всю глубину личности автора, его внутреннюю работу над собой. Стихотворная молитва формирует духовную сторону читателя , учит сопереживать, заставляет душу “трудиться”, “учит по-человечески страдать” (Я. Полонский).

Духовная лирика была, есть и будет всегда в малой или большой степени присутствовать в поэзии. Пока жива вера среди людей, будут живы и религиозные произведения. И каждый творец привнесёт в духовную поэзию нечто своё, новое, что позволит другим людям расширить своё мировоззрение, подняться вместе с автором к ангельским «горним» высотам и, может быть, стать немного лучше. Труден и тернист творческий путь таких поэтов.

Читайте так же:  Молитва перед операцией Ангел мой

Можно выделить две составляющих духовной поэзии: художественную и религиозную. Цель поэзии – при совершенстве формы становиться невольной молитвой, но молитвой, открытой для другого. Поэзия помещается между молитвой, устремленной к Богу, и диалогом с читателем. Русская духовная поэзия 19 века вся устремлена к читателю и играет немаловажную роль в его духовно-нравственном становлении. Чтение духовной поэзии – это не развлечение, не отдых, а напряжённый духовный труд, труд, требующий постоянных внутренних усилий. Поэт не льстит нашему самолюбию, не потакает слабостям, не щадит нашей грешной природы. Он зовёт читателя вперёд, он заставляет читателя разбираться в себе самом и отделять в своей душе семена от плевел, добро от зла, дух от плоти, высокое от низкого. Чтобы признать все эти нравственные ценности, надо очистить свою душу от сорняков, нужно основательно потрудиться. Но этот труд не пропадёт, он окупится сторицей, так как способствует становлению Человека, способного строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, правды, красоты.

7. Практическое применение работы

Эта работа может использоваться на уроках литературы, при подготовке учащихся к олимпиадам по литературе, на внеклассных занятиях и т.д.

Практическая реализация : использование материалов для уроков посвящённых русской поэзии, использование материалов для сценариев мероприятий о русской поэзии ,разработка исследовательских проектных работ для учащихся, участие учащихся в предметных олимпиадах и конкурсах.

Эффективность использования:позитивная динамика результатов обучения учащихся; устойчивый интерес к чтению художественной литературы; увеличение числа учащихся, участвующих в творческих коллективах и кружках, в школьных мероприятиях;

Вяземский молитва Ангелу

Научи меня молиться (Пётр Вяземский)

Научи меня молиться,
Добрый Ангел, научи!
Уст твоих благоуханьем
Чувства чёрствые смягчи!

Да во глубь души проникнут
Солнца вечного лучи,
Да в груди моей забьются
Благодатных слёз ключи!

Дай моей молитве крылья,
Дай полёт мне в высоту;
Дай мне веры безусловной
Высоту и теплоту!

Неповинных, безответных
Дай младенцев простоту
И высокую, святую
Нищих духом чистоту!

Дай стряхнуть земные узы
С прахом страннических ног,
Дай во мне угаснуть шуму
Битв житейских и тревог!

Да откроется тобою
Мне молитвенный чертог,
Да в одну сольются думу
Смерть, безсмертие и Бог.

Молись

Молись! Дает молитва крылья
Душе, прикованной к земле,
И высекает ключ обилья
В заросшей тернием скале.

Она — покров нам от бессилья.
Она — звезда в юдольной мгле.
На жертву чистого моленья —
Души нетленный фимиам,
Из недоступного селенья
Слетает светлый ангел к нам
С прохладной чашей утоленья
Палимым жаждою сердцам.

Молись, когда змеей холодной
Тоска в твою проникнет грудь;
Молись, когда в степи бесплодной
Мечтам твоим проложен путь
И сердцу, сироте безродной,
Приюта нет, где отдохнуть.

Молись, когда глухим потоком
Кипит в тебе страстей борьба;
Молись, когда пред мощным роком
Ты безоружна и слаба;
Молись, когда приветным оком
Тебя обрадует судьба.

Молись, молись! Души все силы
В молитву жаркую излей,
Когда твой ангел златокрылый,
Сорвав покров с твоих очей,
Укажет им на образ милый,
Уж снившийся душе твоей.

И в ясный день и под грозою,
Навстречу счастья иль беды,
И пронесется ль над тобою
Тень облака иль луч звезды.

Молись! Молитвою святою
В нас зреют тайные плоды.
Все зыбко в жизни сей проточной.
Все тленью дань должно принесть.

И радость быть должна непрочной,
И роза каждая отцвесть.
Что будет, — то в дали заочной,
И ненадежно то, что есть.

Одни молитвы не обманут
И тайну жизни изрекут,
И слезы, что с молитвой канут
В отверстый благостью сосуд,
Живыми перлами воспрянут
И душу блеском обовьют.

И ты, так радостно блистая
Зарей надежд и красоты,
В те дни, когда душа младая —
Святыня девственной мечты, —
Земным цветам земного рая
Не слишком доверяйся ты.

Но веруй с детской простотою
Тому, что нам не от земли,
Что для ума покрыто тьмою,
Но сердцу видимо вдали,
И к светлым таинствам мольбою
Свои надежды окрыли.

Молитва

Господи! избави меня от всякого неведения и забвения,
и малодушия, и окамененнаго нечувствия,
Господи! даждъ ми слезы, и память смертную, и умиление.

(Из молитвы святого Иоанна Златоустого)

Видео (кликните для воспроизведения).

Бывают дни, когда молиться так легко,
Что будто на душу молитвы сходят сами.
Иль Ангел, словно мать младенцу на ушко,
Нашептывает их с любовью и слезами.

В те дни нам жизнь ясней, и внутренним глазам
Доступней Промысла таинственная книга.
И чаще радость в нас, и крест не в бремя нам,
И благ тяжелый гнет возлюбленного ига.

Бывают дни, когда мрак на душе лежит:
Отяжелевшая и хладная, как камень.
Она не верует, не любит, не скорбит,
И не зажжется в ней молитвы тихий пламень.

Хранитель Ангел мой! не дай мне в эти дни
Пред смертью испытать последнее сомненье
И от души моей ты немощь отжени,
И хлад неведенья, и чувств окамененье.

Но теплых слез во мне источник обнови,
Когда остынет он в дремоте лени томной;
Дай умиленье мне молитвы и любви,
Дай память смертную, лампаду в вечер темный.

Стих Молитва Ангелу-Хранителю

Научи меня молиться,
Добрый ангел, научи!
Уст твоих благоуханьем
Чувства черствые смягчи!
Да во глубь души проникнут
Солнца вечного лучи,
Да в груди моей забьются
Благодатных слез ключи!
Дай моей молитве крылья,
Дай полет мне в высоту;
Дай мне веры безусловной
Высоту и теплоту!
Неповинных, безответных
Дай младенцев простоту
И высокою, святою
Нищих духом чистоту!
Дай стряхнуть земные узы
С прахом страннических ног,
Дай во мне угаснуть шуму
Битв житейских и тревог!
Да откроется тобою
Мне молитвенный чертог,
Да в одну сольются думу
Смерть, бессмертие и Бог.

Вяземский П.А. — Молитва ангелу-хранителю

Научи меня молиться,
Добрый ангел, научи:
Уст твоих благоуханьем
Чувства черствые смягчи!
Да во глубь души проникнут
Солнца вечного лучи,
Да в груди моей забьются
Благодатных слез ключи!

Читайте так же:  Молитва о терпении и спокойствии

Дай моей молитве крылья,
Дай полет мне в высоту,
Дай мне веры безусловной
Высоту и теплоту!
Неповинных, безответных
Дай младенцев чистоту
И высокую, святую
Нищих духом простоту!

Дай, стряхнув земные узы
С прахом страннических ног,
Дай во мне угаснуть шуму
Битв житейских и тревог.
Да откроется Тобою
Мне молитвенный чертог,
Да в одну сольются думу
Смерть, бессмертие и Бог!

Петр Вяземский — Молитва Ангелу-Хранителю

Научи меня молиться,
Добрый ангел, научи!
Уст твоих благоуханьем
Чувства черствые смягчи!
Да во глубь души проникнут
Солнца вечного лучи,
Да в груди моей забьются
Благодатных слез ключи!
Дай моей молитве крылья,
Дай полет мне в высоту;
Дай мне веры безусловной
Высоту и теплоту!
Неповинных, безответных
Дай младенцев простоту
И высокою, святою
Нищих духом чистоту!
Дай стряхнуть земные узы
С прахом страннических ног,
Дай во мне угаснуть шуму
Битв житейских и тревог!
Да откроется тобою
Мне молитвенный чертог,
Да в одну сольются думу
Смерть, бессмертие и Бог.

Текст песни Пётр Вяземский — Молитва Ангелу Хранителю

Оригинальный текст и слова песни Молитва Ангелу Хранителю:

Детско-юношеский хор церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, г. Ганновер — Молитва ангелу хранителю — сл. Петр Вяземский, муз. свящ. Алексий Терещенко – исполняет Елена Юнгблют (2004)

Перевод на русский или английский язык текста песни — Молитва Ангелу Хранителю исполнителя Пётр Вяземский:

Children and youth choir of the Church of the Annunciation , Hanover — Guardian Angel Prayer — cl . Peter Vyazemsky muses. Fr . Alexei Tereshchenko — Elena takes Yungblyut (2004 )

Если нашли опечатку в тексте или переводе песни Молитва Ангелу Хранителю, просим сообщить об этом в комментариях.

Видеоклип Пётр Вяземский

Епископ Олег (Ведмеденко)

Украинский богослов, писатель, проповедник и миссионер. Родился и живет в Луцке (Украина). Епископ Волынский и Галицкий Украинской Независимой Апостольской Православной Церкви. Основатель и ведущий Библейской школы духовного совершенствования (www.vedmedenko.org ). Член Национального союза журналистов Украины (НСЖУ). Дипломант Премии им. Ивана Франко в области информационной деятельности за 2009 год.

Постоянные читатели

воскресенье, 24 мая 2015 г.

Петр Вяземский. «Молитва Ангелу Хранителю»

Научи меня молиться,
Добрый ангел, научи!
Уст твоих благоуханьем
Чувства черствые смягчи!

Да во глубь души проникнут
Солнца вечного лучи,
Да в груди моей забьются
Благодатных слез ключи!

Дай моей молитве крылья,
Дай полет мне в высоту;
Дай мне веры безусловной
Высоту и теплоту!

Неповинных, безответных
Дай младенцев простоту
И высокою, святою
Нищих духом чистоту!

Дай стряхнуть земные узы
С прахом страннических ног,
Дай во мне угаснуть шуму
Битв житейских и тревог!

Да откроется тобою
Мне молитвенный чертог,
Да в одну сольются думу
Смерть, бессмертие и Бог…

© Петр Вяземский. «Молитва Ангелу Хранителю»

Вяземский П. А. — Молитва Ангелу-хранителю

Научи меня молиться,
Добрый ангел, научи:
Уст твоих благоуханьем
Чувства черствые смягчи!
Да во глубь души проникнут
Солнца вечного лучи,
Да в груди моей забьются
Благодатных слез ключи!
Дай моей молитве крылья,
Дай полет мне в высоту,
Дай мне веры безусловной
Высоту и теплоту!
Неповинных, безответных
Дай младенцев чистоту
И высокую, святую
Нищих духом простоту!
Дай, стряхнув земные узы
С прахом страннических ног,
Дай во мне угаснуть шуму
Битв житейских и тревог.
Да откроется Тобою
Мне молитвенный чертог,
Да в одну сольются думу
Смерть, бессмертие и Бог!

Замок временем срыт и укутан, укрытВ нежный плед из зеленых побегов,Но развяжет язык молчаливый гранит -И холодное прошлое заговоритО походах, боях и победах. Время подвиги эти не стерло: Оторвать от него верхний пласт Или взять его крепче за горло И оно свои тайны отдаст. Упадут сто замков и спадут сто оков, И сойдут сто потов целой груды веков, И польются легенды из сотен стихов Про турниры, оса .

Я не люблю фатального исхода, От жизни никогда не устаю. Я не люблю любое время года, Когда веселых песен не пою. Я не люблю холодного цинизма, В восторженность не верю, и еще Когда чужой мои читает письма, Заглядывая мне через плечо. Я не люблю, когда наполовину Или когда прервали разговор. Я не люблю, когда стреляют в спину, Я также против выстрелов в упор. Я ненавижу сплетни в виде версий, Черв .

Удивительные путешествия на суше и на море, военные походы и веселые приключениябарона фон Мюнхаузена, о которых он обычно рассказывает за бутылкой в кругу своихдрузейВремя действия приключений, описанных в книге барона Мюнхаузена, — конец XVIII в.,в ходе сюжета главный герой оказывается в разных странах, где с ним происходят самыеневероятные истории. Все повествование состоит из трех частей: собс .

Дополнительный поиск Вяземский П. А. — Молитва Ангелу-хранителю

исследовательская работа Тема: «Молитва как духовное явление и как жанр русской классической поэзии. Стихотворная молитва П.А.Вяземского «Молитва Ангелу Хранителю.»

В связи с чем, мною была выдвинута гипотеза исследования о том, что духовная поэзия — неотъемлемая часть русской классической литературы, утверждающей высокие общечеловеческие нравственные идеалы, а жанр стихотворной молитвы отражает всю глубину личности автора, его внутреннюю работу над собой, призыв к читателю идти рядом с ним по этому тернистому, но благодатному пути.

Скачать:

Вложение Размер
issledovatelskaya_rabota.docx 34.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа с.Еруслан

Федоровского района Саратовской области

Тема: « Молитва как духовное явление и как жанр русской классической поэзии. Стихотворная молитва П.А.Вяземского«Молитва Ангелу — хранителю.»

Учитель начальных классов,

а) гипотеза; б) цели и задачи работы; в) используемые методы и приёмы.

2. Так что такое молитва. 4

3. Молитва как духовное явление и как жанр русской классической поэзии

4. Стихотворная молитва П.А.Вяземского……………………………………..5

7. Практическое применение работы…………………………………………..10

І. Введение
«Потребность говорить к Богу, открываться Всевышнему в том
или ином жизненном положении, душевном состоянии присуща едва ли
не всем русским поэтам. Среди их мирских речей нередко возникает
слово, восходящее, или воспаряющее, или рвущееся из души ввысь, к
Творцу».
В.А.Котельников

Читайте так же:  Сильная молитва перед работой

Гипотеза: Духовная поэзия — неотъемлемая часть русской классической литературы, утверждающей высокие общечеловеческие нравственные идеалы. Одним из самых любимых жанров русской духовной поэзии стала стихотворная молитва, выражающая общечеловеческие надежды на победу добра, правды, любви. Жанр стихотворной молитвы отражает всю глубину личности автора, его внутреннюю работу над собой, призыв к читателю идти рядом с ним по этому тернистому, но благодатному пути.

Выявить неразрывную связь русской классической поэзии с идеями христианской православной культуры, изучить особенности жанра стихотворной молитвы на материале русской поэзии XIX века

— Выявить различие молитвы как духовного явления и молитвы как поэтического жанра;

-Изучить историю создания стихотворения-молитвы, принадлежащих перуП.А.Вяземского.

В работе использованы следующие методы и приемы исследования: описательный, интерпретационный, сравнительно-сопоставительный методы, комплексный анализ, обобщение полученных данных.

Так что такое молитва? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. У каждого из нас, конечно, своё представление о том, что такое молитва:

а) для одних – это столь нужное общение с Богом, откровение, скрытое от посторонних глаз;

б) для других – пустая трата времени;

в) третьи считают молитву чем-то из области прошедших веков.

Я считаю, что молитва – это настолько сокровенное необходимое человеку общение с Богом, в котором человек может хоть на мгновение приблизиться к Возвышенному .

3.Молитва как духовное явление и как жанр русской классической поэзии.

Духовная поэзия – неотъемлемая часть великой русской литературы.Многие выдающиеся русские поэты –Вяземский, Ломоносов, Державин, Сумароков, Пушкин, Веневитинов, Языков, Лермонтов, Некрасов, Тютчев, поэты XX века – обращались в своём творчестве к духовной тематике, часто к стихотворной молитве. Из истории литературы мы знаем, что русская поэзия начиналась как молитва, как духовное песнопение, как молитвенный подъём духа — вспомним XVII век, «духовные стихи» или «верши», то есть пересказ неканонических текстов. И дальнейшая светскость поэзии никогда не отменяла размышлений о смысле жизни и смерти, о вечности и Боге, о подвиге и грехе, о вине и покаянии. В дальнейшем эти два понятия молитва и молитва как поэтический жанр литературы — разделяются. Современная Библейская энциклопедия даёт следующее определение молитвы: «Молитва вообще есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу». Образцом для всех молитв или общей христианской молитвой несомненно должно назвать Молитву ГосподнюОтче наш и т. д. (Мф. VI, 9-13), которой Господь наш Иисус Христос научил апостолов и которую они передали всем верующим.

В литературоведении выделяется особый поэтический жанр — стихотворная молитва. В этом жанре важную роль играет «установка молящегося на духовное преображение или преображение окружающего мира в процессе богообщения». Стихотворная молитва позволяет художнику высказать то, что обычно относится к области несказанного»: внутренняя боль или радость лирического персонажа, обязательно просьба. Поэтическая молитва отличается от молитвы церковной.

4.Стихотворная молитва П.А.Вяземского

В нашей школе веду занятия музыкального кружка «… При подготовке к занятию услышала песню « Научи меня молиться» и предложила ребятам исполнить её. Они поддержали меня, и девочка Оля спросила об авторе. К своему стыду я не поинтересовалась им. Чтобы ответить на Олин вопрос посмотрела справочники. Это удивительно, но автором оказался Пётр Андреевич Вяземский.

Его духовный опыт, отраженный в художественном слове и охвативший весь золотой век нашей словесности, бесценен. Он одинаково успешно писал и на утонченном языке «духовных аристократов», и на языке простого народа, так что некоторые стихи его становились народными песнями.В дальнейшем Вяземский неоднократно напоминал и себе и читателям о том, что исповедуется своим творчеством. Он жил, страдал, заблуждался и побеждал вместе с Россией.В течение семи десятилетий поэт вел тяжкую, почти невыносимую и – странным образом – малоприметную для современников борьбу за духовное достоинство и само духовное бытие, как свое личное, так и общенародное.

Поэт пережил непостижимое, ужаснувшее его событие, о котором не поведал никому, кроме архимандрита (впоследствии епископа) Порфирия (Успенского), а тот передал услышанное в назидание потомству в своих воспоминаниях, основанных на дневниковых записях: «Когда я был еще архимандритом, меня в Александровской лавре посетил князь Петр Андреевич Вяземский и, между прочим, рассказал мне следующий необычный случай с ним: “Я в молодости своей не верил ни в Бога, ни в бытие души, ни в загробную жизнь и даже частенько насмехался над религией и над служителями ее. А теперь я верю и молюсь. Такой переворот к лучшему совершился во мне по следующему случаю.

Однажды я ночью возвращался в свою квартиру на Невском проспекте, у Аничкова моста, и увидел яркий свет в окнах своего кабинета. Не зная, отчего он тут, вхожу в дом и спрашиваю своего слугу: «Кто в моем кабинете?» Слуга сказал мне: «Там нет никого», – и подал мне ключ от этой комнаты. Я отпер кабинет, вошел туда и увидел, что в глубине этой комнаты сидит задом ко мне какой-то человек и что-то пишет. Я подошел к нему и, из-за плеча его прочитав написанное, громко вскрикнул, схватился за грудь свою и упал без чувств; когда же очнулся, уже не увидел писавшего, а написанное им взял, скрыл и до сей поры таю, а перед смертью прикажу положить со мною в гроб и могилу эту тайну мою. Кажется, я видел себя самого пишущего. После этого видения я сделался верующим”».

Вяземский пишет «Молитвенные думы» – еще не молитву, а размышление о ее благости и притягательности. Это вопль русской души, целого народного слоя – высшего и образованного, сознающего свою оторванность от народной основы и жаждущего воссоединения. Эпиграф ставит главный вопрос (от лица обобщенно-личного светского сознания): «Пушкин сказал: “Мы все учились понемногу /
Чему-нибудь и как-нибудь”. Мы также могли бы сказать: “Все молимся мы понемногу / Кое-когда и кое-как”. ( Из частного разговора )».

Вяземский выступает в «Молитвенных думах» с проповедью Православия при одновременном покаянии в своем отступничестве:

Хотел бы до того дойти я, чтоб свободно
И тайно про себя, и явно всенародно
Пред каждой церковью, прохожих не стыдясь,
Сняв шляпу и крестом трикратноосенясь,
Оказывал и я приверженность к святыне,
Как делали отцы, как делают и ныне
В сердечной простоте смиренные сыны
Все боле с каждым днем нам чуждой старины.

Читайте так же:  Молитва о муже в пути

Вряд ли кто из русских писателей перенес столько ударов судьбы. В 10-летнем возрасте Вяземский потерял мать (в 1802 году), а через пять лет – отца. В 1814 году он оплакивал умершего во младенчестве сына Андрея, в 1817-м – сына Дмитрия, в 1826-м – еще двух сыновей, Николая и Петра, и в том же году – смерть Н.М. Карамзина, своего опекуна и наставника; в 1835-м – гибель дочери Прасковьи, в 1840-м – дочери Надежды, в 1849 году – дочери Марии. Один только сын Павел (1820–1888) пережил своего отца. Поэт отвечает на испытание судьбы как христианин: он и его супруга Вера Федоровна решают поклониться святым местам. В июне 1849 года они выезжают в Константинополь к своему сыну, служившему там. Знаменательно, что их путь в Иерусалим прошел через священную для Православия столицу былой Византии – второй Рим, Константинополь. Лишь 7 апреля 1850 года они выехали из Константинополя в Палестину и 12 мая заказали на Голгофе обедню за упокой родных и друзей. Впечатления от святых мест отразились в стихотворениях 1850 года: «Палестина», «Иерусалим».Очевидно, именно подобные душевные муки привели поэта к созданию «Молитвы ангелу-хранителю» (1850):

Научи меня молиться,
Добрый ангел, научи.
Дай моей молитве крылья!
Дай полет мне в высоту!
Дай мне веры безусловной
Высоту и теплоту!
Неповинных, безответных
Дай младенцев чистоту
И высокую, святую
Нищих духом простоту!

Дай стряхнуть земные узы
С прахом страннических ног,
Дай во мне угаснуть шуму
Битв житейских и тревог;
Да откроется тобою
Мне молитвенный чертог,
Да в одну сольются думу
Смерть, бессмертие и Бог!

Трепетные, живые интонации слышны в его просьбах, он просит об истинной вере, об очищении души — о святых, высоких помыслах: «Научи меня молиться…дай мне веры безусловной высоту и теплоту». Счастье для поэта – это «крылья молитвы», « высота и теплота веры». . В полном соответствии с православными представлениями высшей формой земной чистоты поэт считает «неповинных, безответных младенцев чистоту» и «высокую, святую нищих духом простоту». Монолог настолько искренен, так полон безграничной веры, что всё стихотворение как будто светится теплотой и любовью.Это пронзительно-щемящее и вместе с тем умиротворяющее звучание сродни подлинной молитве русского человека. Слова этого удивительного стихотворения, подобно молитве в церкви, льются из самого сердца поэта и звучат, как песнопение. В творчестве Вяземского «Молитва» стала стихотворением, обозначившим новый поворот во внутреннем, душевном и духовном, состоянии поэта. Она стала ответом тем, кто обвинял его в безверии.

Крайне тяжело поэт переносил гибель сподвижников на словесном поприще: А.С. Пушкина (1837), И.И. Дмитриева (1837), И.А. Крылова (1844), Е.А. Баратынского (1844), Н.М. Языкова (1846), В.А. Жуковского (1852), Н.В. Гоголя (1852), П.А. Плетнева (1865), Ф.И. Тютчева (1873), наконец, М.П. Погодина (1875). С годами творчество Вяземского все более превращалось в непрестанное поминовение усопших, что отражалось и в названиях стихотворений: «Поминки», «Все сверстники мои давно уж на покое…». Только о гибели детей он почти не пишет, потому что почти невозможно рассказывать,

Как в гроб родной с слезами опускаем
Мы часть себя, часть лучшую себя…

(На прощанье. 1855)

Отобранные и систематизированные материалы данной работы позволили утверждать, что духовная поэзия — неотъемлемая часть русской классической литературы, утверждающей высокие общечеловеческие нравственные идеалы. Один из самых любимых жанров русской духовной поэзии — стихотворная молитва, выражающая общечеловеческие надежды на торжество добра, правды, любви. Жанр стихотворной молитвы отражает всю глубину личности автора, его внутреннюю работу над собой. Стихотворная молитва формирует духовную сторону читателя , учит сопереживать, заставляет душу “трудиться”, “учит по-человечески страдать” (Я. Полонский).

Духовная лирика была, есть и будет всегда в малой или большой степени присутствовать в поэзии. Пока жива вера среди людей, будут живы и религиозные произведения. И каждый творец привнесёт в духовную поэзию нечто своё, новое, что позволит другим людям расширить своё мировоззрение, подняться вместе с автором к ангельским «горним» высотам и, может быть, стать немного лучше. Труден и тернист творческий путь таких поэтов.

Можно выделить две составляющих духовной поэзии: художественную и религиозную. Цель поэзии – при совершенстве формы становиться невольной молитвой, но молитвой, открытой для другого. Поэзия помещается между молитвой, устремленной к Богу, и диалогом с читателем. Русская духовная поэзия 19 века вся устремлена к читателю и играет немаловажную роль в его духовно-нравственном становлении. Чтение духовной поэзии – это не развлечение, не отдых, а напряжённый духовный труд, труд, требующий постоянных внутренних усилий. Поэт не льстит нашему самолюбию, не потакает слабостям, не щадит нашей грешной природы. Он зовёт читателя вперёд, он заставляет читателя разбираться в себе самом и отделять в своей душе семена от плевел, добро от зла, дух от плоти, высокое от низкого. Чтобы признать все эти нравственные ценности, надо очистить свою душу от сорняков, нужно основательно потрудиться. Но этот труд не пропадёт, он окупится сторицей, так как способствует становлению Человека, способного строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, правды, красоты.

7. Практическое применение работы

Эта работа может использоваться на уроках литературы, при подготовке учащихся к олимпиадам по литературе, на внеклассных занятиях и т.д.

Практическая реализация : использование материалов для уроков посвящённых русской поэзии, использование материалов для сценариев мероприятий о русской поэзии ,разработка исследовательских проектных работ для учащихся, участие учащихся в предметных олимпиадах и конкурсах.

Видео (кликните для воспроизведения).

Эффективность использования:позитивная динамика результатов обучения учащихся; устойчивый интерес к чтению художественной литературы; увеличение числа учащихся, участвующих в творческих коллективах и кружках, в школьных мероприятиях;

Вяземский молитва Ангелу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here