Церковное наказание в виде молитвы

Полное описание: Церковное наказание в виде молитвы - для наших любимых читателей.

Церковное наказание в виде поста, длительных молитв, 8 букв, 5 буква «И», сканворд

Слово из 8 букв, первая буква — «Е», вторая буква — «П», третья буква — «И», четвертая буква — «Т», пятая буква — «И», шестая буква — «М», седьмая буква — «Ь», восьмая буква — «Я», слово на букву «Е», последняя «Я». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

Отгадайте загадку:

Полностью это имя звучит Данута. Как оно звучит сокращенно? Показать ответ>>

Полосатая злодейка Съест любого малыша: Пескаря, плотву, уклейку, Не проглотит лишь ерша. Показать ответ>>

Полюбуйся, посмотри — Полюс северный внутри! Там сверкает снег и лёд, Там сама зима живёт. Показать ответ>>

Другие значения этого слова:

Случайная загадка:

На букву О она похожа, кругла собой. Может в паре постоять с циферкой любой. Не имеет ни начала, ни конца, Носит гордое название нуля.

Случайный анекдот:

Помимо двух настоящих извращений — хоккея на траве и балета на льду, существует и третье — диалап через ip-телефонию.

Знаете ли Вы?

На создание песни *Я морж* Джона Леннона вдохновили звуки полицейской сирены.

Сканворды, кроссворды, судоку, кейворды онлайн

Церковное наказание, состоящее в строгом посте, длительных молитвах, поклонах и т. п, 8 букв, сканворд

Слово из 8 букв, первая буква — «Е», вторая буква — «П», третья буква — «И», четвертая буква — «Т», пятая буква — «И», шестая буква — «М», седьмая буква — «Ь», восьмая буква — «Я», слово на букву «Е», последняя «Я». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

Отгадайте загадку:

Мордой сунули в газон? Показать ответ>>

Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, А с водой не знается. Показать ответ>>

Москва — 100, Ярославль — 1000, Архангельск — 500. О чём речь? Показать ответ>>

Другие значения этого слова:

Случайная загадка:

Без ног, а стоит, Огород сторожит, Рукавами машет — С ветром пляшет. Птицы боятся — На грядки не садятся.

Случайный анекдот:

Шваpтуется авианосец.
Впеpедсмотpящий докладывает капитану:
— До пиpса тpи яpда, сэp! Два яpда, сэp! Один яpд, сэp! Один яpд пиpса, сэp! Два яpда пиpса, сэp.

Знаете ли Вы?

Сжигание некоторых видов угля и отходов привело к увеличению в 3 р. концентрации паров ртути в атмосфере за последние 200 лет.

Сканворды, кроссворды, судоку, кейворды онлайн

Церковное наказание в виде поста, длительных молитв, 8 букв, сканворд

Слово из 8 букв, первая буква — «Е», вторая буква — «П», третья буква — «И», четвертая буква — «Т», пятая буква — «И», шестая буква — «М», седьмая буква — «Ь», восьмая буква — «Я», слово на букву «Е», последняя «Я». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

Отгадайте загадку:

Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из тёплых дней Май серёжки дарит ей. Показать ответ>>

Не забьешь так просто гол, На воротах стоит кол. И в бою с ним не сразиться, Это цифра. Показать ответ>>

Не зверь, а с ногами, Не птица, а с перьями, Не человек, а в одежде. Показать ответ>>

Другие значения этого слова:

Случайная загадка:

Чиста, да не вода, Клейка, да не смола, Бела, да не снег, Сладка, да не мёд, От рогатого берут И живулькам дают.

Случайный анекдот:

Hадпись на могильном камне: Пpощайте, 6 пpизнаков нездоpовых волос!

Знаете ли Вы?

Если 111.111.111 умножить на 111.111.111, то получится 12345678987654321.

Сканворды, кроссворды, судоку, кейворды онлайн

Церковное наказание в виде поста, длительных молитв

Последняя бука буква «я»

Ответ на вопрос «Церковное наказание в виде поста, длительных молитв «, 8 букв:
епитимья

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова епитимья

Накладываемое церковное наказание

Наказание по назначению духовника

Церковное наказание, налагаемое духовником (посты, длительные молитвы)

Наказание, накладываемое исповедником

Церковное наказание в виде поста

Наказание от игумена

Определение слова епитимья в словарях

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
епитимьи, р. мн. епитимий, ж. (греч. epitimia) (церк.). Церковное наказание (поклоны, пост, длительные молитвы и т. п.). Епитимью наложил на него старец за то, что вчера, в день постный, возжаждал и напился квасу. Л. Толстой.

Примеры употребления слова епитимья в литературе.

Решено было обращаться очень кротко с мориска-ми, доносившими на себя святому трибуналу, — согласно апостольским буллам и королевским декретам, примиряя их с Церковью посредством легкой епитимьи, не имевшей для них ничего позорящего.

Процесс Паскуала Переса, бельца, подвергнутого епитимье за то, что женился.

Теперь за это ветрогонка Отведает епитимьи: Наденет девка власяницу За эти подвиги свои.

Череп, лишенный волос — но не от епитимьи, а вследствие какой-то гноеточивой сыпи.

Сорок восемь человек были приговорены к епитимьям: двадцать два были иудействующие, двенадцать впавшие в магометанство, пятеро было лютеран, семь виновных в двоеженстве и два в богохульстве.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Церковное наказание верующих

Последняя бука буква «я»

Ответ на вопрос «Церковное наказание верующих «, 8 букв:
епитимья

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова епитимья

Наказание, наложенное игуменом

Церковное наказание в виде поста, длительных молитв

Наказание по назначению духовника

(греческое epitimion — наказание) духовно-исправительные меры, накладываемые священником или архиереем на исповедующегося

Наказание, накладываемое исповедником

Накладываемое церковное наказание

Определение слова епитимья в словарях

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
ЕПИТИМЬЯ (эпитимия) (от греч. epitimion — наказание) в христианстве — церковное наказание в виде поста, длительных молитв и т.п., налагается исповедующим священником.

Примеры употребления слова епитимья в литературе.

Решено было обращаться очень кротко с мориска-ми, доносившими на себя святому трибуналу, — согласно апостольским буллам и королевским декретам, примиряя их с Церковью посредством легкой епитимьи, не имевшей для них ничего позорящего.

Процесс Паскуала Переса, бельца, подвергнутого епитимье за то, что женился.

Теперь за это ветрогонка Отведает епитимьи: Наденет девка власяницу За эти подвиги свои.

Череп, лишенный волос — но не от епитимьи, а вследствие какой-то гноеточивой сыпи.

Сорок восемь человек были приговорены к епитимьям: двадцать два были иудействующие, двенадцать впавшие в магометанство, пятеро было лютеран, семь виновных в двоеженстве и два в богохульстве.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Читайте так же:  Молитва Иоанну и анне о рождении детей

Церковное наказание в виде поста

Последняя бука буква «я»

Ответ на вопрос «Церковное наказание в виде поста «, 8 букв:
епитимья

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова епитимья

Наказание по назначению духовника

Церковное наказание верующих

Наказание, наложенное игуменом

Церковное наказание, налагаемое духовником (посты, длительные молитвы)

Наказание, накладываемое исповедником

(греческое epitimion — наказание) духовно-исправительные меры, накладываемые священником или архиереем на исповедующегося

Церковное наказание в виде поста, длительных молитв

Определение слова епитимья в словарях

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
епитимьи, р. мн. епитимий, ж. (греч. epitimia) (церк.). Церковное наказание (поклоны, пост, длительные молитвы и т. п.). Епитимью наложил на него старец за то, что вчера, в день постный, возжаждал и напился квасу. Л. Толстой.

Примеры употребления слова епитимья в литературе.

Решено было обращаться очень кротко с мориска-ми, доносившими на себя святому трибуналу, — согласно апостольским буллам и королевским декретам, примиряя их с Церковью посредством легкой епитимьи, не имевшей для них ничего позорящего.

Видео (кликните для воспроизведения).

Процесс Паскуала Переса, бельца, подвергнутого епитимье за то, что женился.

Теперь за это ветрогонка Отведает епитимьи: Наденет девка власяницу За эти подвиги свои.

Череп, лишенный волос — но не от епитимьи, а вследствие какой-то гноеточивой сыпи.

Сорок восемь человек были приговорены к епитимьям: двадцать два были иудействующие, двенадцать впавшие в магометанство, пятеро было лютеран, семь виновных в двоеженстве и два в богохульстве.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Церковное право

Наказания для мирян

Преступление влечет за собой наказание. Особенность наказаний, применяемых духовными судами, будь то епископский суд или тайный суд духовника, заключается в том, что главная цель их не в возмездии и даже не в ограждении церковного народа от преступных деяний, а во врачевании болезненных состояний души самих грешников. Покаяние так и именуется в канонах – «врачевание» (Григ. Нисск. 3, Григ. Нисск. 8, Трулл. 102).

Наказания для мирян и духовных лиц в Церкви носят разный характер. Как пишет профессор А.С. Павлов, сущность церковных наказаний состоит в том, что преступник церковных канонов лишается всех или только некоторых прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении Церкви. Отсюда и общее название этих церковных наказаний; отлучение ( αφορισμοσ , excommunicatio). Оно может быть или полное состоящее в совершенном исключении преступника из числа членов Церкви ( αναϋεμα , excommunicatio major), или неполное, когда виновный лишается только некоторых прав и благ, находящихся в церковном распоряжении» 413 . Великим отлучением, анафемой, поражают только за самые тяжкие преступления: ересь, вероотступничество, святотатство. Великое отлучение заключается в совершенном исключении преступника из Церкви. Но и анафема все-таки не утрачивает характера врачевания, ибо она не является неотменяемой карой. Если анафематствованный грешник раскается в содеянных им преступлениях, то он не может быть жестокосердно отвергнут Церковью. Согласно 52-му Апостольскому правилу, «аще кто, епископ, или пресвитер, обращающагося от греха не приемлет, но отвергает: да будет извержен из священного чина. Опечаливает бо Христа рекшаго: «радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся» .

Комментируя это правило, Вальсамон пишет: «Нет греха, побеждающего человеколюбие Божие. Почему Господь и приемлет всех кающихся и обращающихся от зла к добру. Ибо для спасения грешников Он низшел с неба и сказал: «Не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние» ( Мф. 9:13 ). И так епископ, или пресвитер, не приемлющий обращающихся таким образом, но подобно Новату, гнушающийся ими, должен быть извержен, ибо противится воле Бога».

Но древние каноны требуют от раскаявшегося, чтобы покаяние его было очевидным, не лицемерным, и всецелым. Малое отлучение связано было в Древней Церкви с публичным покаянием. В III веке в Церкви, особенно рано в Понтийском диоцезе, выработался постоянный порядок обратного принятия в церковное общение грешника, подобный тому, как постепенно, проходя через степень оглашенных, принимались в Церковь вновь уверовавшие.

Но в древней дисциплинарной практике сроки пребывания на разных степенях покаяния не имели безусловного и неизменного характера. Они могли сокращаться или, напротив, продлеваться в зависимости от состояния души кающегося. В 8 правиле Св. Григорий Нисский с замечательной глубиной и точностью формулирует это положение: «Во всяком же роде преступления, а прежде всего смотрети должно, каково расположение врачуемаго, и ко уврачеванию достаточным почитати не время, (ибо какое исцеление может быти от времени), но произволение того, который врачует себя покаянием».

На смертном одре все кающиеся допускаются до Причастия, но в древности, если они выздоравливали после Причащения Святых Тайн, возобновляли покаянное делание, начиная с той ступени, на которой застала их угрожавшая смертью болезнь.

Большая часть дисциплинарных правил, связанных с отлучением от Причастия на разные сроки, принадлежит Св. Василию Великому. Согласно его 73 правилу, произвольное отречение от христианской веры наказывается пожизненным лишением Святых Тайн, а отречение по страху мучений – отлучением на 8–9 лет (прав. 81). Вольное убийство влечет за собой, по 56 правилу Св. Отца, отлучение от Святых Тайн на 20 лет, невольное (нечаянное) – на 10 лет (прав. 57), убийство плода во чреве – на 10 лет (прав. 8), прелюбодеяние, равно как и блуд монаха, наказывается пятнадцатилетним (прав. 60), блуд мирянина – семилетним (прав. 59), мужеложство и скотоложство – пятнадцатилетним (прав. 7) и кровосмешение – двадцатилетним отлучением (прав. 67).

В конце IV века древняя практика покаяний подверглась существенным изменениям. Как писал профессор Н.С. Суворов, «публичное покаяние на Востоке вышло из употребления, и правила о долгосрочном публичном покаянии заменились в практике епитимийными правилами покаянных сборников, получивших позднее в Восточной Церкви широкое употребление с именем Иоанна Постника» 414 . Продолжительность покаяния сокращалась, но взамен того, от кающегося требовалось совершать предписываемые ему подвиги: усиленный пост (сухоядение), земные поклоны, благотворительство. Иногда кающихся отправляли в монастыри, где они должны были, помимо молитв, поста и поклонов, совершать и монастырские работы. Все это стало называться епитимией, хотя по первоначальному значению слова епитимия ( επιτιμιον ) (запрещение) – это отлучение от причастия.

Ныне, разумеется, все те законоположения синодальной эпохи, которые вытекали из сращения церковной и государственной власти, утратили силу. Что же касается применения суровых санкций, предписываемых в древних правилах, практически они служат чаще всего скорее обличению кающихся, чем как буквально исполняемые правовые нормы. Едва ли было бы проявлением пастырской мудрости подвергать человека мало церковного, но пришедшего, может быть, впервые, на покаяние отлучению на длительный срок по правилам Св. Отцов и Соборов. С другой стороны, однако, в некоторых случаях точное применение дисциплинарных канонов может послужить врачеванию души согрешившего.

Особый вид церковного наказания – это лишение церковного погребения за самоубийство, совершенное намеренно, в здравом уме, а не в безумном состоянии или в беспамятстве. В синодальную эпоху церковного погребения лишались, кроме того, все подвергнутые по суду смертной казни. А в допетровскую старину не отпевались и те, кто «купаючись и хвалясь и играя утонут или с качели убьются или на разбое или и на воровстве каком убиты будут» 417 .

Читайте так же:  Молитва перед освящением дома

Церковные наказания для лиц духовных

По токованию Вальсамона на 30 правило, канон этот в равной мере поражает пресвитеров, диаконов, иподиаконов и чтецов-симониатов. Внимательный взгляд на содержание 29 и 30 Апостольских правил, на особенность преступлений, караемых по этим канонам, убеждает в том, что, в сущности, в них нет противоречия с принципом «не отмстиши дважды за едино», повторенным в 25 Апостольском правиле. По сути дела, получение сана за деньги или чрез вмешательство мирских начальников – это незаконное похищение сана; поэтому одно только извержение из сана было бы не наказанием, а только констатацией, выявлением того, что преступник-симониат был поставлен беззаконно. Настоящее же наказание состоит в применении к нему за это преступление той кары, которая налагается на мирянина, каким он в сущности и должен был оставаться.

Итак, самое тяжкое наказание для духовного лица – извержение из сана ( καϋέιρεσις ). По святым канонам оно налагается за те преступления, за которые миряне подвергаются отлучению от Святых Тайн. По 73 правилу Василия Великого извергаются из сана уклонившиеся в ересь или отпадшие от христианской веры. Кроме того, священнослужитель извергается из сана не только за убийство, хотя бы и невольное или совершенное в состоянии самозащиты (66 Апостольское правило гласит: «Аще кто из клира в сваре кого ударит и единым ударением убиет, да будет извержен за предерзость свою»), но и за избиение, хотя бы и лица виновного. Этой каре подлежат священнослужители, нарушившие 7 заповедь (25 Апостольское правило; 3, 32, 51 и 70 правила Василия Великого). Извергаются из сана, разумеется, и лица, вступившие после хиротонии в брак. Отцы Трулльского собора в 6 правиле изрекли: «Понеже речено в Апостольских правилах, яко из производимых в клир безбрачных, токмо чтецы и певцы могут вступати в брак (26 Ап.), то и мы, соблюдая сие, определяем: да отныне ни иподиакон, ни диакон, ни пресвитер не имеет позволения, по совершении над ними рукоположения, вступати в брачное сожительство; аще же дерзнет сие учинити, да будет извержен».

Российское законодательство синодальной эпохи предполагало также извержение из сана священнослужителей за все те преступления, за которые миряне лишались всех прав состояния или даже только некоторых прав с заключением в крепость (ст. 22 Уложения о наказаниях).

Лишение сана определяется раз навсегда. Согласно 3 правилу Василия Великого, священный сан, раз снятый, не может быть возвращен. Извержение из высшей степени подразумевает лишение всех низших степеней, лишение священства вообще. Если бы извергнутый из сана, пренебрегая приговором церковного суда, дерзнул на совершение священнослужения, то он на основании 28 Апостольского правила за такое преступление подлежал бы анафеме: «Аще кто, епископ, или пресвитеры, или диакон, праведно за явныя вины изверженный, дерзнет коснутися служения, некогда ему порученнаго, таковый совсем да отсечется от Церкви».

В синодальную эпоху в России священнослужители, которых извергли из сана за канонические, а не за уголовные преступления, могли оставляться в духовном ведомстве на низших должностях: дьячками, пономарями, церковными сторожами. Если же их имена вычеркивались из списка духовного ведомства, то те, кто был родом из дворян или из почетных граждан, возвращались в свое прежнее состояние, остальные приписывались к мещанам или крестьянам и переходили в податное состояние. Исключенные из Духовного Ведомства в связи с извержением из сана теряли ордена, а также чины и звания, полученные до вступления в клир и во время служения Церкви. Им на 7 лет воспрещался въезд в столицы и вступление в государственную или общественную службу по выборам: бывшим диаконам на 12, а бывшим священникам на 20 лет. До середины XIX столетия извержение из сана связано было с острижением головы и бороды в Духовной Консистории и с заменой духовного платья армяком.

Вдовые лица из числа изверженных из сана могли быть пострижены в монахи, однако без права повторного рукоположения.

Католическая Церковь не знает такой меры наказания, как совершенное извержение из священства. Придавая таинству священства значение абсолютной неизгладимости, католическая доктрина и католическое церковное право знает только низложение и лишение своей степени клириком (depositio и degradatio). Но низложенный клирик, согласно католическим воззрениям, остается все-таки клириком.

Дисциплинарная практика знает и такое наказание для духовных лиц, как запрещение священнослужения. 8 правилом I Никейского Собора запрещено епископам, возвратившимся из новацианского раскола, совершать архиерейские священнодействия: рукоположения, освящения храмов, но им дозволено было совершать пресвитерские богослужения. По древним канонам, клирики, лишенные права священнодействия, сохраняли за собой право за Литургией приступать к Святым Тайнам вместе с духовенством раньше мирян. Согласно 1 и 2 правилам Анкирского Собора, 10 правилу св. Петра Александрийского, клирики, которые после отречения от Христа из-за мучений потом все-таки перед мучителями бесстрашно исповедовали Христову веру, лишались права священнодействовать, но сохраняли седалище и честь священнослужителей.

В дисциплинарной практике Русской Православной Церкви запрещение в священнослужении получило широкое распространение. По русским церковным законам запрещение в священнослужении могло быть связано с отречением от места и низведением священников и диаконов на должность причетников (на должность только, но без лишения сана), либо оно производилось без отрешения от места, но с возложением епитимии при монастыре или при своей приходской церкви на определенный срок. Длительность этого срока либо прямо указывалась, либо чаще не оговаривалась, и значит, епитимия продолжалась до конечного исправления осужденного. Согласно Уставу Духовных Консисторий, за венчание не достигших брачного совершеннолетия виновные священнослужители и причетники отсылались на покаяние в монастырь: пресвитеры – на половину того срока, которого недоставало до совершеннолетия повенчанных, а диаконы и причетники – на полсрока священника.

Допускалось также запрещение в священнослужении не как наказание, а для устранения соблазна. Согласно 14 правилу Сардикийского Собора, 28 и 147 канонам Карфагенского Собора, священнослужение возбранялось клирикам, подозреваемым в преступлениях, даже если виновность их не доказана. На этом основании в Уставе Духовных Консисторий сказано: «Духовному лицу, оговоренному в преступлении, запрещается священнослужение, смотря по обстоятельствам, какие помещаются в оговоре и открываются при следствии. Распоряжение об этом вверяется собственному усмотрению епархиального архиерея, обязанного пещись, чтобы обвиняемые в известных преступлениях против благоповедения не приступали к служению алтарю Господню, как скоро есть уже достаточная причина предусматривать, что они обвиняются справедливо» 418 .

За преступления, подлежавшие светскому уголовному суду, в синодальную эпоху по отношению к монахам применялось такое наказание, как лишение монашества. По отношению к священнослужителям-монахам извержение из сана тоже могло сопровождаться лишением монашества.

Римско-католическое церковное право разделяет все наказания на цензуры – или наказания врачующие – и виндикативные наказания (poenae vindicativae), целью которых считается возмездие преступнику за учиненное им преступление. Такое же разделение делается и по отношению к наказаниям, налагаемым на духовных лиц. Характер цензуры имеет так называемая суспензия (suspensio) – временное запрещение в пользовании теми или иными правами, впредь до исправления. При этом различаются suspensio generalis, которая простирается на все права наказанных, и suspensio specialis, которая затрагивает лишь некоторые из трех категорий прав клирика; т.е. или право священнодействия, или права, относящиеся к юрисдикции, должностные права, или права имущественные, связанные с получением доходов от церковного места. К виндикативным наказаниям относятся:

Читайте так же:  Молитву чтобы услышал Господь

деградация, снятие сана, деградированный преступник лишается всех прав и привилегий клирика, но при этом он все-таки, согласно католической доктрине об абсолютной неизгладимости священства, остается клириком;

низложение (depositio) – лишение должности вместе с правом впредь занимать какие-либо церковные должности, но с оставлением некоторых привилегий и прав клириков;

увольнение от должности, не без лишения права занять ту или иную должность в будущем;

перемещение с одного места на другое (translatio), наказание назначается в том случае, когда есть прямой повод для перевода.

Церковное наказание в виде молитв

Ответы:
1. Самосад. 2. Нимфа. 3. Егоров. 4. Пострел. 5. Гниль. 6. Бомбардир. 7. Течение. 8. Теоретик. 9. Ополе. 10. Папироса. 11. Сейнер. 12. Отзыв. 13. Расист. 14. Епитимья. 15. Приор. 16. Дранка. 17. Лассо. 18. Вязкость. 19. Костер. 20. Дилижанс. 21. Факт. 22. Пас. 23. Нардек. 24. Навар. 25. Мантия. 26. Припев. 27. Мошенник. 28. Китаянка. 29. Суппорт. 30. Москвич. 31. Делимое. 32. Возраст. 33. Повидло. 34. Иона. 35. Фильдекос. 36. Бундесвер. 37. Староста. 38. Евпатория. 39. Канитель. 40. Примесь. 41. Порядок. 42. Сукре. 43. Отклик. 44. Водоем. 45. Ставня. 46. Остановка. 47. Тип. 48. Рассрочка. 49. Раскопки. 50. Скрепка. 51. Юноша. 52. Выгон. 53. Иена.

Церковные наказания

Ни для кого не является секретом, что всякое преступление неизбежно влечет за собой наказание. Особенность наказание, которое применяет духовный будь то епископский суд или тайный суд духовника, заключается в том, что главная их цель заключается не в возмездии за содеянное и даже не в отмежевании церковного народа от преступных деяний отдельных элементов, а в лечении болезненности души самих грешников.

Церковные наказания для мирян и клириков, как и в светском праве, очень разнообразны. Сущность церковных наказаний состоит в том, что нарушитель церковных канонов лишается в первую очередь всех или некоторых прав и благ, которыми обладает исключительно церковь. Отсюда и общее название этих церковных взысканий — отстранение (excommunicato). Оно может быть либо полным, что заключается в исключении преступника из числа членов церкви (excommunication major), или неполное, когда виновный лишается только некоторых прав и благ, которыми обладает церковь.

Наказания для мирян

Великим отлучением (анафемой) наказывают только за тяжелые церковные преступления: ересь, вероотступничество, святотатство. Но и анафема все же не теряет свою цель — лечение души виновного, поскольку не является таким наказанием, которое имеет необратимый характер. Если предан анафеме грешник покается в своих преступлениях, он не может быть жорстокосерді ю отвергнут церковью как некий «хлам», «неисправимый субъект». За такие действия тогда уже несли наказание церковнослужители. На это прямо указывает 52-е Апостольское правило: «. аще кто, епископ, или пресвитер, обращающегося от греха не приемлет, но отвергает, да будет извержен из священного чина». Комментируя это правило Феодор Вальсамон отмечает, что нет в мире такого греха, который смог бы преодолеть человеколюбие

Бога. Поэтому Господь и принимает всех тех, кто искренне кается и возвращается от зла к добру.

Древние каноны требуют от того, кто покаялся, чтобы его покаяние было очевидным, искренним, не показным и лицемерным. Малое отлучение в древней церкви требовало публичного покаяния. Начиная с III ст., в церкви был уже выработан постоянный порядок и определенная процедура обратного принятия в церковное общение грешника. Она была в чем-то схожей с процедурой возврата к церкви отступников — за оглашения (научения вере).

Различные ступени и степени покаяния грешников отражены в 12-м Правиле святого Григория Неокесарійського. Там отмечалось, что существовало четыре ступени покаяния, которые последовательно проходил каждый злоумышленник. Те, кто находился на первой ступени, назывались плачущими. Они не допускались внутрь храма и, стоя вне церковными воротами, с плачем обвиняли себя в своих проступках и уговаривали верующих помолиться за них. Второй степень — слушающие. Это те, кто, стоя в притворе, слушали Священное Писание и проповедь, а затем, перед началом Таинства евхаристии, покидали храм вместе с оглашенними. Представители третьей степени назывались припадаючі к земле, или те, что стоят на коленях. Они могли стоять в храме и допускались до самого амвона. После выхода из церкви оглашенных и слушающих припадаючі падали на колени, и епископ читал над ними молитвы, возлагал на них руки, после чего они покидали храм. И, наконец, те, кто находился на четвертой ступени, назывались стоячими купно (группой). Они стояли отдельно от всех мирян, могли оставаться в храме до конца Божественной литургии, но не допускались к причастию и до принесения жертвенних даров в храм.

Как отмечает Григорий Неокесарийский, такие испытания должен пройти каждый грешник, а разрешение на переход от одной ступени покаяния к другому должен дать священник. Пройдя все ступени покаяния, человек принималась к церковной семьи.

В дисциплинарных правилах святого Василия Великого сохраняется разделение срока покаяния на четыре ступени. В зависимости от тяжести греха святой Василий определяет разные сроки пребывания на каждой ступени. В частности в 75-м Каноне, где говорится о кровозмішування, постановляются следующие сроки пребывания грешника на определенных ступенях: на первых трех — по три года, на четвертом — два года.

Но в древней дисциплинарной практике сроки пребывания на различных степенях покаяния не имели безусловного и незыблемого характера. Они могли сокращаться или, наоборот, продолжаться в зависимости от состояния души злоумышленника. На смертном одре все те, кто покаялся, допускались к причастию; но в давние времена, когда они после этого выздоравливали, покаяния с них не снималось, и они продолжали испытания, начиная с той степени, на котором остановились.

Уже упоминавшийся святой Василий Великий разработал значительную часть дисциплинарных правил, связанных с отлучением от причастия на разные сроки. Согласно его 73-му Правилу, добровольное отречение от христианской веры каралось пожизненным лишением евхаристии; отречение под угрозой мучений — отлучением на 8-9 лет. Умышленное убийство влекло за собой отлучение от Святых Тайн на 20 лет; неумышленное лишение жизни — на 10 лет. Прелюбодеяние, а также блуд монаха наказывался 15 годами лишения причастия, блуд мирянина — 7-летним сроком; содомский грех и скотоложство — 15 годами; а кровозмішування — 20 годами лишения Святых Таинств.

Убийство плода «во чреве» за 8-м Правилом святого Василия каралось 8-летним лишением причастия. Такое церковное наказание до определенной степени созвучно со светской нормой, которая, в частности, содержится в 22-й Новелле императора Юстиниана. Согласно с ней, если аборт был совершен женой без согласия мужа, это может стать основанием для развода.

Читайте так же:  Молитва Святой воде крещенской

В конце IV века. древняя практика покаяний подверглась существенным изменениям. Публичное покаяние в Восточной церкви выходило из обихода, а правила о долгосрочном публичном покаянии были заменены єпитимійними мерами. Продолжительность покаяния сокращалась, но вместо этого от виновного требовалось осуществить передписувані ему подвиги: усиленный пост, земные поклоны, благотворительность. Иногда человека отправляли в монастырь, где она должна была, помимо молитв, поста и поклонов, выполнять тяжелые монастырские работы. Все это стало называться єпитимією (гр. — «запрет»), хотя по первоначальному смыслу это слово означало отлучение от причастия.

Дисциплина церковных покаяний перешла к нам из Византии. В Киевской Руси и после нее, вплоть допетрівської эпохи полная власть в назначении церковных наказаний принадлежала архиереям, которые могли по собственному разумению и, опираясь на каноны, налагать епитимии и даже подвергать церковных преступников анафеме.

во времена Петра И в России и большей части Украины светская власть активно вмешивается в дела церкви, что не могло не отразиться на церковных наказаниях. «Духовный регламент» ввел более жесткую практику наложения наказаний, которые не соответствовали церковным канонам. Так, малое отлучение от церкви заключалось во временном лишении участия в церковной молитве, в запрещении входить в храм и причащаться. Епископ должен был через духовника или лично уговорить грешника принести публичное покаяние, а при отказе — без особого торжества и назидательности для паствы отлучить его от церкви. Малое отлучение обычно назначалось вместе с уголовным наказанием. Церковное покаяние осужденные проходили или в приходских церквах, или в монастырях.

Анафема как великое отлучение от церкви тоже подробно определялось «Духовным регламентом». «Чрез анафему человек делается подобно убиенному», — отмечается в документе. Этом наказанию подлежали упорные еретики, преступники (уголовные и политические), которые совершили деяния, за которые назначалась смертная казнь.

Согласно законодательству Петра И наказаны малым отлучением считались «ошельмованими», а подвергнуты анафеме — наказанными политической смертью. Позже гражданско-правовые последствия малого отлучения были значительно смягчены и связывались с лишением права быть поверенным по делам и свидетельствовать в суде. Длительные отлучения, предусмотренные канонами, почти не применялись.

На сегодня в православной церкви, разумеется, не применяются строгие санкции, которые прописаны в древних правилах. Они служат главным образом разоблачению злоумышленников и является предостережением другим. «Едва ли было бы явным пастырской мудрости, — отмечает в своей книге протоиерей Владислав Цыпин, — подвергать человека малоцерковного, но пришедшего, может быть, впервые на покаяние, отлучению на длительный срок по правилам святых отцов и соборов».

ЕПИТИМИЯ

Епитимия́ [греч. ἐπιτίμιον], церковное наказание (прещение), налагаемое на мирян. Аналогичным наказанием для клириков является извержение из сана. Главная цель Е. состоит не в возмездии верующим за преступные деяния или ограждении их от таковых (хотя и такая цель преследуется наложением Е.), а в исцелении болезненных состояний души грешников. В правилах св. отцов покаяние рассматривается как «врачевание» (Вас. Вел. 3; Григ. Нис. 8; Трул. 102). «Сущность церковных наказаний. состоит в том, что преступник церковных канонов лишается всех или только некоторых прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении церкви. Отсюда и общее название этих церковных наказаний: «отлучение» (ἀφορισμός, excommunicatio). Оно может быть или полное, состоящее в совершенном исключении преступника из числа членов церкви (ἀνάθεμα, excommunicatio major), или неполное, когда виновный лишается только некоторых прав и благ, находящихся в церковном распоряжении» ( Павлов. С. 296).

Самое строгое церковное наказание — великое отлучение, или анафема,- предполагает исключение преступившего из церковного общения и налагается только за тяжкие преступления: ересь, вероотступничество (см. Апостасия), святотатство. Однако даже анафема не утрачивает характера врачевания, т. к. не является неотменяемой карой. Согласно Ап. 52, если анафематствованный грешник раскается в содеянных им преступлениях, то он не может быть отвергнут Церковью: «Аще кто, епископ или пресвитер, обращающагося от греха не приемлет, но отвергает: да будет извержен из священного чина. Опечаливает бо Христа рекшаго: радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся». Патриарх Феодор IV Вальсамон, разъясняя это правило, пишет, что нет такого греха, к-рый бы победил человеколюбие Божие. Господь приемлет кающихся и обращающихся от зла к добру. Ибо Он нисшел с неба, чтобы «призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9. 13).

Малое отлучение было связано в древней Церкви с публичным покаянием и налагалось исключительно епископом. Практика тайной исповеди и наложения Е. духовником в пресвитерском сане с тайным исполнением Е. распространилась в Церкви позже, не ранее сер. I тыс. Но уже в IV в. тайная Е. налагалась на жен, виновных в супружеской измене, ввиду того что при публичном покаянии жизнь таковых находилась бы под угрозой со стороны их обманутых мужей. Вас. Вел. 34 гласит: «Жен прелюбодействовавших и исповедавшихся в том, по благочестию, или каким бы то ни было образом обличившихся, отцы наши запретили явным творити, да не подадим причины к смерти обличенных: но повелели стояти с верными, без приобщения, доколе не исполнится время покаяния».

Большинство дисциплинарных правил, предполагающих Е. с разным сроком отлучения от причащения, принадлежит свт. Василию Великому. Отречение от христ. веры при угрозе мучений, согласно Вас. Вел. 81, наказывается отлучением на 8-9 лет, а произвольное отречение — пожизненным лишением Св. Таин (прав. 73). Убийство плода во чреве по прав. 8 св. отца влечет за собой 10-летнее отлучение от причащения. Тема абортов актуальна и в наст. время. В «Основах социальной концепции РПЦ», принятых Архиерейским юбилейным Собором 2000 г., говорится: «Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации. Верность библейскому и святоотеческому учению о святости и бесценности человеческой жизни от самых ее истоков несовместима с признанием «свободы выбора» женщины в распоряжении судьбой плода… Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта» (XII 2). Однако, «в случаях когда существует прямая угроза жизни матери», Церковь рекомендует не отлучать женщину от евхаристического общения, но это общение возможно при условии исполнения личного покаянного правила, которое определяет принимающий исповедь священник. Ответственность за грех убийства нерожденного ребенка несет и отец в случае его согласия на производство аборта (Там же).

Свт. Василий сохраняет разделение периода покаяния на 4 ступени и в зависимости от тяжести греха устанавливает разные сроки пребывания на каждой из них. Е. за грех кровосмешения свт. Василий в 75-м прав. определяет как отлучение от причащения и распределяет время покаяния следующим образом: «. три лета да плачет он, стоя у дверей молитвенных домов и прося входящих на молитву, дабы каждый с состраданием приносил о нем усердные молитвы ко Господу. После сего на другое трехлетие да будет допущен токмо до слушания писаний, по слушании же писаний и поучений, да изгоняется же из церкви, и да не удостоивается общения в молитве. Потом, аще со слезами будет просити оныя и припадати ко Господу, с сокрушением сердца и глубоким смирением, то дадутся ему иные три лета на припадание. в десятое лето да будет принят к молению с верными, без причащения: два лета стоя во время молитвы с верными, наконец, да удостоится приобщения святынь».

Читайте так же:  Молитва к ф остров

Древняя дисциплинарная практика, однако, не предполагала жесткой связи длительности пребывания на разных ступенях покаяния с видом совершенного греха, т. к. время покаяния ставилось в зависимость от состояния души верующего. Отношение Церкви к грешнику сформулировано в 8-м прав. свт. Григория Нисского: «Во всяком же роде преступления, прежде всего смотрети должно, каково расположение врачуемаго, и ко уврачеванию достаточным почитати не время (ибо какое исцеление может быти от времени), но произволение того, который врачует себя покаянием».

Кающиеся не допускались до причащения на протяжении всего срока Е. Исключение составляли умирающие (однако если состояние тяжелобольного улучшалось после принятия Св. Таин, то он возвращался на ту ступень покаяния, на к-рой его застал угрожавший смертью недуг).

В кон. IV в. практика покаяний в древней Церкви существенно изменилась: «. публичное покаяние на востоке вышло из употребления, и правила о долгосрочном публичном покаянии заменились. епитимийными правилами покаянных сборников, получивших позднее в восточной церкви широкое употребление с именем Иоанна Постника» ( Суворов. Право. С. 284). Сроки Е. сокращались, многолетнее покаяние и отлучение от причащения заменялись исполнением «подвигов»: усиленным постом (сухоядением), земными поклонами, раздачей милостыни нищим. Кроме того, кающиеся иногда отправлялись в мон-ри, где помимо молитв, поста и поклонов они совершали монастырские работы. Примерно с этого времени под термином «Е.» стали понимать не только отлучение от причащения, но также все прочие меры, применяемые для наказания и исправления грешника.

Дисциплину церковных покаяний Др. Русь переняла у Византии. В досинодальный период власть назначать церковные наказания полностью принадлежала епископам, к-рые налагали Е. на церковных преступников и даже подвергали их анафеме, опираясь на правила св. отцов и личный опыт. В то же время Е. налагались и пресвитерами на основании тайной исповеди грехов. Публичную Е. в Др. Руси грешники часто проходили в мон-ре под началом «доброго и кроткожительного старца» или старицы (в древнерус. памятниках такое исполнение Е. называется смирением). Находящихся под Е. направляли на «черные» работы; в случаях особо тяжких грехов их сажали на цепь, заковывали в кандалы. Публичное покаяние могло налагаться и на самых высокопоставленных особ. Известно, что царь Иоанн IV Васильевич после вступления в 4-й брак находился под публичной Е.

Порядок наложения Е. был установлен «Духовным регламентом», в соответствии с к-рым малое отлучение приравнивалось к ошельмованию (гражданскому позорящему наказанию), а анафема — к политической смерти. Малое отлучение, к-рое состояло во временном отлучении от церковного общения (запрещении входить в церковь, участвовать в храмовой молитве и причащаться Св. Таин), налагалось епархиальным архиереем за «великий и явный грех». По «Духовному регламенту» отлучение происходило лишь после неоднократных бесед с грешником и увещеваний его: епископ лично или через духовника предлагал преступнику принести публичное покаяние. В отличие от анафемы, к-рая произносилась «в церкви при народе», отлучение происходило «без. великих чрез протодиакона предвозвещений» — вина согрешившего записывалась «на малой хартийке» (Духовный регламент. Ч. 2: О Епископах. 16). В синодальную эпоху в соответствии с «Уложением о наказаниях» 1845 г. малое отлучение применялось самостоятельно или назначалось в дополнение к уголовному наказанию. Церковное покаяние осужденные проходили в приходских церквах либо в мон-рях.

В синодальный период длительные отлучения, предусмотренные канонами, практически перестали применяться, а гражданско-правовые последствия малого отлучения ограничились лишением права быть поверенным в делах и свидетельствовать присягой в суде. В «Духовном регламенте» и позднейшем церковном законодательстве почти не затрагивались Е., налагаемые духовником при тайной исповеди; указом Святейшего Синода от 28 февр. 1722 г. предписывалось проявлять мягкость в отношении кающихся грешников: «. исповедующего грехи свои, какие бы ни были, к причастию Святых Таин пропускать безотложно, ведая, что Бог истинно кающихся приемлет скоро». В 1734 г. вышел указ Святейшего Синода, согласно к-рому священник лишался права своей властью, без правящего архиерея, налагать Е. в виде отлучения от причащения.

В наст. время суровые санкции, назначаемые древними правилами, практически не применяются буквально. Однако у духовника остается право выбора между более мягким наказанием и строгими предписаниями правил св. отцов, к-рые могут послужить врачеванию души согрешившего.

В «Обращении к клиру и приходским советам города Москвы» Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II изложена позиция РПЦ по отношению к церковным наказаниям, т. е. к Е.: «Каноническое отлучение от Причастия на длительные сроки за так называемые смертные грехи не есть мера Божественного возмездия за грех, осуждения и кары, но мера исправления, врачевания… Отлучение от Причастия действенно и потому применимо только для глубоко церковных людей, а таких среди современных исповедников меньшинство. Для большинства же людей, мало или недостаточно церковных, гораздо полезнее будет такая епитимия, как более частое хождение в церковь, чтение Священного Писания, чтение молитвенного правила утром и вечером, социальное служение больным, обездоленным и несчастным, во искупление своих грехов» ( Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру и приходским советам города Москвы на Епархиальном собрании 21 декабря 1995 г. М., 1996. С. 17-18).

Ст. 6 о правилах наложения канонического прещения (наказания) «Положения о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата)», принятого Архиерейским Собором РПЦ 2008 г., указывает на необходимость учитывать причины совершения церковного правонарушения, образ жизни виновного и действовать в духе икономии в целях исправления либо в подобающих случаях — в духе акривии в целях покаяния виновного.

В соответствии с Уставом РПЦ, принятым в 2000 г., отлучение от Церкви налагается правящим архиереем или Патриархом и Свящ. Синодом только по представлению церковного суда, к-рый предварительно исследовал дело и вынес по нему решение (Устав РПЦ, 2000. VII 5). Архиерей принимает решение по делу о церковном правонарушении после рассмотрения дела епархиальным судом (Положение о церк. суде, 2008. Ст. 24; 25. 6); канонические прещения, наложенные архиереем, утверждаются Патриархом (Там же. Ст. 47. 4). Совершившие церковные правонарушения архиереи (за исключением Патриарха) и клирики, поставленные на должности по решению Патриарха и Свящ. Синода, подлежат общецерковному суду (Там же. Ст. 28. 1). Дела по догматическим и каноническим отступлениям Патриарха рассматриваются Архиерейским Собором в качестве церковного суда первой и последней инстанции (Там же. Ст. 31. 1).

Видео (кликните для воспроизведения).

Священник может налагать Е. только в виде поклонов, раздачи милостыни, особо усердных покаянных молитв.

Церковное наказание в виде молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here