Содержание
Православный Церковный календарь
Календарь на год ►
О календаре
Богослужения
Посты
Библейские чтения
Праздники
Календарь
венчаний
Дни особого поминовения усопших 2019
Дни поминовения новопреставленных
Подписка
Священномученик Ирине ́ й Лионский, епископ
День памяти
Житие
Житие священномученика Иринея Лионского
В опровержение этой ереси Валентина святитель Ириней развил православное учение о спасении. «Слово Божие, Иисус Христос, Господь наш, по неизреченной благости Своей сделался тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он. – учил святитель Ириней, – Иисус– Христос Сын Божий по превосходной любви к Своему созданию снизошел до рождения от Девы, через Себя Самого соединяя человека с Богом». Через Боговоплощение творение становится сообразным и сотелесным Сыну Божию. Спасение состоит в обожении человека.
В опровержение учения другого еретика, Маркиона, отрицавшего Божественность Ветхого Завета, святитель развил учение о Едином Источнике Ветхого и Нового Заветов: «Один и тот же Дух Божий, Который через пророков возвещал, каково имело быть пришествие Господа, – писал святитель. – Он же через апостолов проповедовал, что пришла полнота времен усыновления и приблизилось Царство Небесное».
Истинность церковного учения святитель Ириней обосновал преемственностью епископата, а также тем, что Церковь древнее всех еретиков. «Всякий, кто желает знать истину, должен обратиться к Церкви, потому что апостолы только ей одной сообщили Божественную Истину. Она есть дверь к жизни».
Благотворное влияние оказал святитель Ириней в споре о праздновании Пасхи. В Малоазийской Церкви сохранялась традиция праздновать Святую Пасху 14 нисана, независимо от того, в какой день это придется. Святой папа Виктор (190–202) властно требовал единообразия, и его резкие требования могли вызвать раскол. От имени галльских христиан святитель Ириней писал папе, что нельзя допускать раскол из–за традиций, прежде всего необходимо дорожить церковным миром.
В царствование императора Севера (193–211) святитель Ириней был усечен мечом за исповедание веры в 202 году.
Апостол евангелист Иоанн Богослов, святитель Поликарп Смирнский и святитель Ириней Лионский – вот три звена в неразрывной цепи благодатного преемства, которое идет от Самого Пастыреначальника Господа Иисуса Христа. В глубокой старости святитель Ириней писал своему другу Флорину: «Я был отроком, когда видел тебя (Флорина) у Поликарпа. Я помню, что тогда происходило, более, нежели что ныне происходит. И я теперь могу описать тебе места, где обыкновенно сидел и беседовал блаженный Поликарп. Могу описать образ жизни его, вид тела и наставления, которые говорил он народу. Близкое обращение, какое, как говорил он, имел с Иоанном и с прочими, видевшими Господа, и все, что вспомнил он о сих словах, что слышал от них о Господе. Я слушал это тогда, по милости Божией, с ревностью и писал не на бумаге, а на сердце» («Журнал Московской Патриархии», 1957, N 9, с. 53).
На русском языке издано:
1. Против ересей, 5 книг. – Отрывки из утраченных сочинений. Предисл. и перевод свящ. П. Н. Преображенского. М., 1868. То же. Изд. 2-е. СПб., 1900.
2. О Церкви. – «Христианское чтение», 1838, I, с. 130 слл.
3. О предании апостольском в Церкви. – Там же. 1838, II, с. 3 слл.
4. О том, что Христос и апостолы проповедовали Бога Отца, Создателя всего, и сообщили одно истинное учение. – Там же, 1838, II, с. 119 слл.
5. Ответы на возражения, заимствуемые из 2Кор.4:4. Мф.6:24 – Там же, 1838, с. 2б3 слл.
6. О том, что при исследовании Божественного Таинства никогда не должно уклоняться от правила истины и от верного понятия о Боге и что должно верить Священному Писанию и не углубляться в исследование того, что превосходит пределы нашего разума. – Там же, 1838, III, с. 3 слл.
То же. В кн.: Сочинения и переводы Евсевия, архиеп. Карталинского. Ч. 1. Переводы из творений святых отцев. СПб., 1858.
7. О том, что люди свободны и имеют способность избрания, и потому несправедливо, будто некоторые из них добры, а некоторые злы по природе. – Там же, 1838, III, с. 241. То же. В кн.: Сочинения и переводы Евсевия, архиеп. Карталинского. Ч. 1. Переводы из творений святых отцев. СПб.. 1858.
8. Доказательства апостольской проповеди. Пер. Н. Сагарды – «Христианское чтение», 1907.
Священномученик Ириней, епископ Лионский
Богоносный Ириней 1 , который промыслительно получил имя, созвучное слову «мир» 2 , дабы сделаться вестником Святого Духа, родился в Малой Азии около 140 года. В ранней юности в Смирне он слушал поучения престарелого епископа Поликарпа Смирнского, который излагал учение, полученное им от святого апостола Иоанна. Так Ириней научился в точности соблюдать апостольское предание, сохраняемое в Церкви.
«Именно в Церкви, – учил святитель Ириней Лионский, – Бог поместил апостолов, пророков и учителей и все остальные действия Святого Духа. От этого Духа, таким образом, устраняются все те, которые, отказываясь прибегнуть к Церкви, лишают себя самих жизни из-за своих ложных учений и порочных действий. Ведь там, где находится Церковь, пребывает также и Дух Божий, а там, где Дух Божий, – Церковь и вся благодать. А Дух и есть Истина» 3 .
Посетив Рим, он стал священником Лионской Церкви в Галлии, в эпоху гонения Марка Аврелия (ок. 177). Как на пресвитера 4 этой Церкви, на него была возложена обязанность доставить папе Елевферию в Рим дивное письмо от святых лионских мучеников христианам Асии и Фригии. В нем они описали свои славные подвиги, дабы опровергнуть доводы еретической секты монтанистов 5 . Мученичество есть действительно выдающееся свидетельство об истине, знак победы Духа над слабостью плоти и залог нашей надежды на воскресение.
Вернувшись в Лион, Ириней стал преемником святого Пофина (который незадолго перед этим принял мученичество) и встал во главе Лионской и Вьеннской Церквей. Епископ, восприняв по преемству от апостолов «неоспоримую благодать истины» для проповеди и толкования Евангелия, посвятил свою жизнь, в подражание мученикам, свидетельству об этой истине. «Необходимо любить исключительной любовью все то, что есть в Церкви, и крепко держаться предания об истине», – учил он 6 .
Он прикладывал неослабевающие усилия для обращения варварских народов, но его заботы распространялись также и на всю Церковь. Так, например, святитель Ириней от имени галльских епископов, главой которых он являлся, написал папе Виктору (189–198), дабы отговорить его от разрыва евхаристического общения с Церквами Малой Азии, которые праздновали Пасху 14 числа месяца нисана. Святой Ириней утверждал, что, поскольку этот древний обычай был передан нам предшественниками, которые, тем не менее, сохраняли мир между собой, постольку вовсе не обязательно принуждать всех к единообразию, «ведь разница в посте подтверждает согласие в вере» 7 .
Он особенно прославился борьбой против ересей, а именно против «лжеименного гносиса» 8 , который из Малой Азии распространился по всем большим городам империи и прельстил множество людей различными эзотерическими учениями. Борьба против гностиков позволила святителю обрисовать в общих чертах важнейшие положения христианского учения. Сначала он показал, что еретики тщетно ищут этот «гносис», то есть знание, в мифических нравоучениях и сложных построениях их извращенного разума. Оно есть высочайший дар благодати, который даруется Святым Духом христианину, являющемуся членом живого организма Церкви. Только в ней можно утолить жажду чистой водой, истекшей из пронзенного бока Христова, и получить в Церкви жизнь вечную. Истинными гностиками являются вовсе не те, которые отвергают и презирают телесное, чтобы поклоняться «непостижимому Богу» и Его «демиургу», но «духовные» люди, которые получили от Святого Духа залоги воскресения плоти и нетления.
Слово Божие, Которое создало мир, устроив его невидимым образом в форме креста, стало в установленное время видимым на Кресте, чтобы собрать в Своем Теле все человеческие существа, которые были рассеяны, и привести их тем самым к познанию Бога. Явившись не в Своей невыразимой славе, но как Человек, Он показал в Себе Самом восстановленный и снова направленный к подобию образ Божий. И Он нас вскормил «сосцами Своей плоти», чтобы, привыкнув есть и пить Слово Божие и укрепившись «хлебом бессмертия», мы приблизились к созерцанию Бога, Который доставляет нетление. «Невозможно жить без Жизни, а жизнь существует только при причастности к Богу, и эта причастность к Богу состоит в том, чтобы видеть Бога и наслаждаться Его кротостью… Ведь слава Божия – это живой человек, и жизнь человека – в лицезрении Бога» 13 .
Для Иринея, бывшего учеником тех, кто знал апостолов, знание (греч. – гносис) есть, таким образом, любовь и обожение человека в Лице Христа Спасителя. Учение святого Иринея выходит за рамки простого опровержения ложного знания. Удивительное по своей простоте и глубине, оно содержит в зачаточном виде все то, что отцы Церкви последующих веков развивали в своих богодухновенных трудах 14 .
После своего миротворческого ходатайства к папе Виктору Ириней продолжал трудиться над созиданием Церкви. По преданию, он принял мученическую кончину во время гонений Септимия Севера, около 202 года, но никаких подробностей о его смерти не сохранилось. Его тело было положено в крипте церкви святого Иоанна, впоследствии получившей имя самого святого Иринея, между могилами святых мучеников Епипода и Александра 15 . Частицы его мощей поныне хранятся в церквах города Лиона.
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря
5 сентября 2012 г.
Священномученик Ириней, епископ Лионский
Богоносный Ириней 1 , который промыслительно получил имя, созвучное слову «мир» 2 , дабы сделаться вестником Святого Духа, родился в Малой Азии около 140 года. В ранней юности в Смирне он слушал поучения престарелого епископа Поликарпа Смирнского, который излагал учение, полученное им от святого апостола Иоанна. Так Ириней научился в точности соблюдать апостольское предание, сохраняемое в Церкви.
«Именно в Церкви, – учил святитель Ириней Лионский, – Бог поместил апостолов, пророков и учителей и все остальные действия Святого Духа. От этого Духа, таким образом, устраняются все те, которые, отказываясь прибегнуть к Церкви, лишают себя самих жизни из-за своих ложных учений и порочных действий. Ведь там, где находится Церковь, пребывает также и Дух Божий, а там, где Дух Божий, – Церковь и вся благодать. А Дух и есть Истина» 3 .
Посетив Рим, он стал священником Лионской Церкви в Галлии, в эпоху гонения Марка Аврелия (ок. 177). Как на пресвитера 4 этой Церкви, на него была возложена обязанность доставить папе Елевферию в Рим дивное письмо от святых лионских мучеников христианам Асии и Фригии. В нем они описали свои славные подвиги, дабы опровергнуть доводы еретической секты монтанистов 5 . Мученичество есть действительно выдающееся свидетельство об истине, знак победы Духа над слабостью плоти и залог нашей надежды на воскресение.
Вернувшись в Лион, Ириней стал преемником святого Пофина (который незадолго перед этим принял мученичество) и встал во главе Лионской и Вьеннской Церквей. Епископ, восприняв по преемству от апостолов «неоспоримую благодать истины» для проповеди и толкования Евангелия, посвятил свою жизнь, в подражание мученикам, свидетельству об этой истине. «Необходимо любить исключительной любовью все то, что есть в Церкви, и крепко держаться предания об истине», – учил он 6 .
Он прикладывал неослабевающие усилия для обращения варварских народов, но его заботы распространялись также и на всю Церковь. Так, например, святитель Ириней от имени галльских епископов, главой которых он являлся, написал папе Виктору (189–198), дабы отговорить его от разрыва евхаристического общения с Церквами Малой Азии, которые праздновали Пасху 14 числа месяца нисана. Святой Ириней утверждал, что, поскольку этот древний обычай был передан нам предшественниками, которые, тем не менее, сохраняли мир между собой, постольку вовсе не обязательно принуждать всех к единообразию, «ведь разница в посте подтверждает согласие в вере» 7 .
Он особенно прославился борьбой против ересей, а именно против «лжеименного гносиса» 8 , который из Малой Азии распространился по всем большим городам империи и прельстил множество людей различными эзотерическими учениями. Борьба против гностиков позволила святителю обрисовать в общих чертах важнейшие положения христианского учения. Сначала он показал, что еретики тщетно ищут этот «гносис», то есть знание, в мифических нравоучениях и сложных построениях их извращенного разума. Оно есть высочайший дар благодати, который даруется Святым Духом христианину, являющемуся членом живого организма Церкви. Только в ней можно утолить жажду чистой водой, истекшей из пронзенного бока Христова, и получить в Церкви жизнь вечную. Истинными гностиками являются вовсе не те, которые отвергают и презирают телесное, чтобы поклоняться «непостижимому Богу» и Его «демиургу», но «духовные» люди, которые получили от Святого Духа залоги воскресения плоти и нетления.
Слово Божие, Которое создало мир, устроив его невидимым образом в форме креста, стало в установленное время видимым на Кресте, чтобы собрать в Своем Теле все человеческие существа, которые были рассеяны, и привести их тем самым к познанию Бога. Явившись не в Своей невыразимой славе, но как Человек, Он показал в Себе Самом восстановленный и снова направленный к подобию образ Божий. И Он нас вскормил «сосцами Своей плоти», чтобы, привыкнув есть и пить Слово Божие и укрепившись «хлебом бессмертия», мы приблизились к созерцанию Бога, Который доставляет нетление. «Невозможно жить без Жизни, а жизнь существует только при причастности к Богу, и эта причастность к Богу состоит в том, чтобы видеть Бога и наслаждаться Его кротостью… Ведь слава Божия – это живой человек, и жизнь человека – в лицезрении Бога» 13 .
Для Иринея, бывшего учеником тех, кто знал апостолов, знание (греч. – гносис) есть, таким образом, любовь и обожение человека в Лице Христа Спасителя. Учение святого Иринея выходит за рамки простого опровержения ложного знания. Удивительное по своей простоте и глубине, оно содержит в зачаточном виде все то, что отцы Церкви последующих веков развивали в своих богодухновенных трудах 14 .
После своего миротворческого ходатайства к папе Виктору Ириней продолжал трудиться над созиданием Церкви. По преданию, он принял мученическую кончину во время гонений Септимия Севера, около 202 года, но никаких подробностей о его смерти не сохранилось. Его тело было положено в крипте церкви святого Иоанна, впоследствии получившей имя самого святого Иринея, между могилами святых мучеников Епипода и Александра 15 . Частицы его мощей поныне хранятся в церквах города Лиона.
Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря
5 сентября 2012 г.
cвященномученик Ириней Лионский
cвященномученик Ириней Лионский († кон. II в.)
Путь к пастырству
О подробностях жизни и пастырского служения святого Иринея Лионского известно немного. Даже место и дата рождения этого великого святого скрыты от нас за завесой истории. Полагают, что родители Иринея были христианами.
С большой долей уверенности можно утверждать, что родился он во второй четверти II столетия. На основании ряда косвенных фактов это событие датируется приблизительно 130-м годом.
По дошедшим до нас воспоминаниям самого Иринея, в отрочестве он имел общение со святым Поликарпом Смирнским, другом выдающегося пастыря Церкви Игнатия Богоносца, учеником Евангелиста Иоанна Богослова. В круг знакомых Иринея входили и другие мужи, бывшие свидетелями апостольской проповеди, апостольских чудес.
Греческое имя, тесная связь со Смирнским епископом, хорошая осведомленность в вопросах греческой литературы, философии и поэзии, знакомство с методами диалектики, дают повод думать, что Ириней был по происхождению грек (впрочем, некоторые исследователи его жизни и творчества допускают, что он имел сирийские корни).
По всей вероятности, малой родиной Иринея является Смирна или одна из прилегающих к ней географических областей.
Духовная атмосфера, в которой воспитывался Ириней, влияла на его воспитание самым благотворным образом.
Смирнская Церковь, несмотря на свою нищету ( Откр.2:9 ), отличалась хорошей организацией. Проповедническая и миссионерская деятельность отличалась строгим соответствием духу Евангелия и апостольского Предания. Ревностное стремление святого Поликарпа Смирнского хранить и распространять веру в незапятнанности и чистоте со временем передалось и его ученику, Иринею.
Священническое служение в Галлии
На каком году своей жизни, при каких частных обстоятельствах Ириней оставил родные края и отправился в Галлию (территория нынешней Франции), история не сообщает. Вне сомнений известно одно: целью он ставил распространение проповеди и укрепление веры среди тамошнего населения. Считается, что на эту миссию его благословил сам Поликарп Смирнский. И это неудивительно. Ведь между Смирнскими и Галльскими христианами существовало давнее дружественное общение.
В то время главой Лионской Церкви был епископ Пофин. Ириней, рукоположенный во священника, ревностно нёс при нём бремя пастырского служения, был усердным борцом за чистоту веры, помощником правящему архиерею.
Время служения Иринея выпало на эпоху жесточайших преследований Церкви, то затухавших, то разгоравшихся с новой силой. Христиан грабили, карали за надуманные преступления, лишали имущества, избивали, пытали, насиловали, убивали. К этим внешним опасностям добавлялись и внутренние, связанные с распространением ересей и раскольничьих настроений.
Всё это требовало от священнослужителей особой любви, ревности и ответственности перед Богом и паствой. Лионские христиане, и меду ними епископ Пофин, видели в Иринее именно такого пресвитера.
В тот период большое влияние приобрела секта монтанистов. Последователи этой общины претендовали на первенство в обладании благодатными дарами. Когда сторонники Монтана добрались до Рима и начали сеять свои заблуждения среди Римских христиан, тамошний епископ Елевферий, хорошо сознавая опасность, объявил, что порывает с приверженцами этой ереси добрые религиозные отношения.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Лионские мученики, проявив к тем событиям самый живой интерес, направили Елевферию послание, а доставить его доверили пресвитеру Иринею, о чём в том же послании было сказано несколько строк. В этих строках мученики выразили Иринею полное доверие, назвав его братом и сообщником. Там же они указали, что если бы место пресвитера определялось исключительно праведностью, Ириней был бы первым среди них.
Послание сыграло положительную роль. Римский епископ учёл пожелания лионских верующих и даровал заблуждавшимся мир.
Епископское служение
После смерти девяностолетнего епископа Пофина, умершего в заточении в 177 или 178 году, святой Ириней, при поддержке народа, удостоился возведения на Лионскую епископскую кафедру.
Одной из текущих задач он поставил восстановление деятельности Лионской Церкви после недавнего гонения. Задача была не из лёгких: многие представители Церкви были замучены или убиты, а недовольство язычников всё ещё давало о себе знать.
Епископ Ириней не переставал делать всё от него зависящее для утверждения веры. Он много проповедовал сам и направлял священников проповедовать в отдаленные Галльские области, в частности, в Валенсию и Безансон.
Другим важным поприщем нового епископа стала борьба с гностицизмом. В этом отношении святой Ириней признан наиболее выдающимся деятелем своего времени.
В общем гностические лжеучения представляли собой гремучую смесь извращенных христианских идей, языческих мифов, философских учений и частных фантазий. В силу этого все они отличались неясностью и запутанностью содержания. Связанная с этим малопонятность воззрений артикулировалась как таинственность. В некоторых сектах, для увеличения атмосферы таинственности или мистичности, практиковались ложные чудеса. Последователи каждой гностической секты считали, что именно их «вера» является совершенной. Это нередко влекло в их ряды религиозно безграмотных и тщеславных людей.
Вся эта обстановка тревожила и беспокоила Иринея Лионского. При каждом удобном случае он разъяснял своей пастве, в чём состоит опасность уклонения от веры Христовой и послушания Церкви, обнажал абсурдность гностических учений.
Ратуя за чистоту веры, он не ограничивался областью своей епархии. Так, он отправил послание священнику Флорину и указал ему на его еретические отступления, а когда тот отказался внять здравому наставлению, Ириней написал Римскому епископу, попросив отреагировать, принять неотложные меры воздействия и затушить еретический очаг.
За несколько лет своего пастырского служения он тщательно исследовал, описал и разоблачил целый ряд гностических направлений. Впоследствии его труды были собраны в единое произведение, ставшее достоянием Вселенской Церкви. Уровень ориентирования в области гностических идей, продемонстрированной Иринеем Лионским, до сих пор вызывает восторг. Ныне это произведение известно читателю по названию: Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей)
Участие в полемике о Пасхе
Помимо перечисленных дел святой Ириней отметился в памяти верующих и как сторонник урегулирования споров, связанных с днём празднования Пасхи.
Вопрос о времени празднования Пасхи поднимался ещё в 154 году. Тогда он стал предметом обсуждения между Поликарпом Смирнским и Римском епископом Аникитой. В результате этого обсуждения стороны остались при своих мнениях, однако это не привело их к конфликту.
Разность подходов обусловливалась тем, что малоазийские общины, ссылаясь на авторитет Иоанна Богослова и апостола Филиппа, руководствовались традицией праздновать Пасху 14 дня месяца Нисана (по лунному календарю), то есть в тот день годового цикла, в который Израиль совершал ветхозаветную Пасху (этот же день соотносился с днём смерти Христа на Кресте). Римская же Церковь, хотя и увязывала Пасху с 14 Нисана, однако отмечала её в не в любой день недели, а строго в воскресный.
При Иринее, приблизительно в 190 году, по этому поводу вспыхнул очередной спор: на этот раз между Римским епископом Виктором и Поликратом Ефесским. Ситуация привела к напряженности в отношениях между архиереями и грозила разрывом отношений между руководимыми ими Церквями. Вмешавшись, Ириней убедил Римского епископа примириться с Поликратом, и мир был восстановлен.
В 202 году Ириней Лионский принял мученическую смерть.
Творческое наследие
От святого Иринея до нас дошло всего несколько сочинений: Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей), Доказательство апостольской проповеди, О тираническом царстве антихриста. Между тем знания, преподанные в этих произведениях, трудно переоценить.
Прежде всего здесь представлено положительное изложение христианского вероучения. На страницах перечисленных работ Ириней касается таких важных разделов догматики как учение о Боге, об Искуплении, о творении мира, о грехопадении, о Церкви, о Таинствах, о Предании и др.
С другой стороны, он даёт стройную картину и чёткую характеристику наиболее опасных заблуждений своего времени. Каждое разоблачение сопровождается неопровержимыми аргументами и может служить актуальным пособием в борьбе за чистоту веры даже на сегодняшний день.
Православное Братство священномученика Ермогена
Производить и поставлять предметы религиозного назначения высокого качества по доступным ценам, чем способствовать духовному просвещению нашего народа и благосостоянию Русской Православной Церкви.
Быть экономически эффективной организацией мирян Русской Православной Церкви, проявляющей особую заботу о своих сотрудниках, их духовном и материальном благополучии, профессиональном и личностном росте, опирающейся в своей деятельности на христианские ценности и лучшие традиции русского предпринимательства.
В среде организаций Русской Православной Церкви быть примером экономически эффективной церковной организации, развивающейся не за счет пожертвований и целевых поступлений, а за счет собственной предпринимательской деятельности.
В среде бизнес-организаций быть примером экономически эффективной организации, для которой следование нормам христианской предпринимательской этики не только не снижает, но и повышает ее эффективность и конкурентоспо.
Производить и поставлять предметы религиозного назначения высокого качества по доступным ценам, чем способствовать духовному просвещению нашего народа и благосостоянию Русской Православной Церкви.
Быть экономически эффективной организацией мирян Русской Православной Церкви, проявляющей особую заботу о своих сотрудниках, их духовном и материальном благополучии, профессиональном и личностном росте, опирающейся в своей деятельности на христианские ценности и лучшие традиции русского предпринимательства.
В среде организаций Русской Православной Церкви быть примером экономически эффективной церковной организации, развивающейся не за счет пожертвований и целевых поступлений, а за счет собственной предпринимательской деятельности.
В среде бизнес-организаций быть примером экономически эффективной организации, для которой следование нормам христианской предпринимательской этики не только не снижает, но и повышает ее эффективность и конкурентоспособность.
1. Честно относиться к клиентам, партнерам и сотрудникам;
2. Заботиться о высоком качестве производимой и реализуемой продукции;
3. Постоянно совершенствоваться, изучать опыт успешных организаций и учиться его применять;
4. Не использовать недопустимые с христианской точки зрения методы в конкурентной борьбе.
1. Прославление подвига священномученика Ермогена
2. Воспитание у сотрудников христианского отношения к труду
5 сентября – священномученик Ириней, епископ Лионский († 202)
Ириней Лионский
Первые века становления Христианской Церкви — время преодоления духовного смятения и формирования канонического учения. Большой вклад в этот процесс внёс святой Ириней Лионский. Огромное значение его деятельности на формирование христианской теологии признаётся и Католической и Православной Церковью.
Житие святого Иринея
О жизни святого Иринея Лионского сохранилось мало сведений. Он родился в Смирне во второй четверти II в. Мальчик из аристократической семьи получил разностороннее образование, в которое входили следующие дисциплины:
Помимо классического античного образования юноша воспринял от своего наставника Поликарпа Смирнского христианские идеи. Епископ Смирны являлся учеником апостола Иоанна Богослова.
Под влиянием учителя Ириней принял крещение и вступил на путь духовного служения. После этого Поликарп отправил молодого образованного священника в Галлию — римскую провинцию, где христианство только начало своё распространение.
Престарелый епископ Лугдуна (Лиона) Порфирий высоко оценил старания молодого священника на ниве проповеди христианства. В конце 70-х гг. лионское священство выбрало Иринея для поездки в Рим, целью которой была доставка писем проповедников и донесения о ереси монтанизма к Римскому епископу — папе Елевферию.
Пребывание в Риме спасло богослова от гонений и преследования, которым подверг галльских христиан император Марк Аврелий. Епископ Порфирий был брошен в тюрьму и после жестоких пыток казнён. Вернувшийся в 178 г. в Лион пресвитер был единодушно избран епископом Лиона.
Важно! Убежденный христианин и талантливый миссионер за короткое время обратил в истинную веру жителей древнего города. Большое внимание Ириней уделял изучению различных ересей, систематизации христианских догматов и разрешению внутренних противоречий между местными христианскими церквями.
Об обстоятельствах смерти второго лионского епископа не сохранились точные сведения. В житии святого, написанном через несколько сотен лет, сообщается, что в 202 г. во время христианских гонений, инициированных императором Септимием Севером, Ириней Лионский принял мученическую смерть.
На основании сведений о мученической кончине второй епископ Лионский почитается христианской церковью в лике священномученика.
Учение святого Иринея
Один из первых Отцов Церкви формулировка свои богословские идеи в процессе полемики с еретическими течениями. Основные взгляды святого Иринея можно сформулировать следующим образом:
- Иисус Христос, Святой Дух и Бог-Отец — единое неделимое целое.
- Мир — результат свободной деятельности Бога, который постоянно наблюдает за своим творением, направляя его к конечной цели.
- Человечество было создано не совершенным. Чтобы достичь богоподобия, ему следует идти по пути духовного созревания. Подобие Богу — конечная цель существования человека.
- Духовный рост возможен только в процессе страданий, испытываемых душой и телом. Поэтому мир наполнен страданиями.
- Послушание Иисуса Христа и Девы Марии противопоставляется непослушанию первой пары людей.
Святой Ириней Лионский — основоположник учения об апостольской преемственности. Он утверждал, что поместные епископы обладают истинным знанием, так как оно было передано им апостолами. Истинность знаний определяется единодушным согласием всех епископов. Богослов представил чёткую иерархию епископов.
Главным церковным иерархом является епископ Римский, так как его престол был основан апостолом Петром — первым среди равных. Следующими по значимости являются престолы, основанные непосредственно учениками Христа. Остальные местные кафедры являются ответвлениями основных христианских церквей.
Второй епископ Лионский первым из богословов разработал чёткое учение о роли Девы Марии в спасении рода человеческого. Ириней отмечает, что послушание и смирение Богородицы обусловило спасение всех людей. Мария, как мать «нового Адама» олицетворяет обновление человечества.
Сочинения
На сегодняшний день известны 3 монументальные богословских труда, написанных Иринеем Лионский.
-
Против ересей — сочинение, состоящее из 5-ти книг, в которых автор подробно описывает суть еретического учения гностицизма. Он подробно описывает идею гностиков, чтобы затем опровергнуть их с помощью цитат из Святого Писания. В этом труде излагаются основные идеи богослова, которые позднее легли в основу традиционного христианского учения.
Помимо крупных богословских трудов епископ Лионский вёл переписку с христианскими священнослужителями. В письмах к Папе Виктору Ириней убеждал наследника кафедры святого Петра в необходимости соблюдать единство Церкви, пренебрегая частными различиями местных традиций.
Интересно! Послание папе Виктору было написано в связи с конфликтом, разгоревшимся между римским епископом и главами христианских церквей в Малой Азии, которые настаивали на праве отмечать Пасху в 14 день месяца Нисан, независимо от привязки праздника к воскресному дню.
Почитание
Считается, что Ириней Лионский был погребён в Лионе. В ходе религиозных войн, проходивших во Франции в XVI-XVII вв., протестанты разорили погребение, и большая часть мощей была утеряна. Сегодня в базилике святого Иринея хранится сохранившаяся кисть святого богослова.
Ириней Лионский почитается и в католической, и в православной церкви. Датой поминовения богослова православными христианами является 5 сентября.
О чем молятся святому
Обращаться к христианским святым можно с любой просьбой и бедой. Но чаще всего просят о помощи в деле, которым при жизни занимался предстоятель. Святому Иринею молятся о помощи в следующих деяниях:
- борьбе с ересями;
- укреплении духа;
- преодолении искушений.
Молитву можно читать как своими словами, так и произносить специальный текст.
Центр Иринея Лионского
В 1993 г. с благословения главы Русской Православной Церкви Алексия II в российской столице был создан научный центр, занимающийся изучением и распространением информации о различных религиозных сектах и культах.
Основатель организации профессор А. Л. Дворкин утверждает, что лучший способ борьбы с распространением еретических учений — предоставление полной информации о них. Задачей центра является не спасение уже попавших в тоталитарные религиозные секты людей, а предупреждение их роста.
Интересно! Организация сотрудничает со множеством международных организаций, продолжающих дело святого Иринея Лионского. Сотрудниками организации являются как светские учёные, так и представители основных мировых религий.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Святой Ириней Лионский входит в число Отцов Церкви, заложивших основы христианского учения. В основе его идей лежат знания, полученные от людей, непосредственно общавшихся с любимыми учениками Спасителя. Поэтому его учение содержит истинное Слово Господа, которое запечатлелось в сердце каждого истинного христианина.
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.