Псалом 39 молитва

Полное описание: Псалом 39 молитва - для наших любимых читателей.

Библия. Псалтирь

Псалом 39

1 Начальнику хора. Псалом Давида.

2 Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой;

3 извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои;

4 и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа.

5 Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи.

6 Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас — кто уподобится Тебе! — хотел бы я проповедовать и говорить, но они превышают число.

7 Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал.

8 Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне:

9 я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.

10 Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь.

11 Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим.

12 Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно,

13 ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня.

14 Благоволи, Господи, избавить меня; Господи! поспеши на помощь мне.

15 Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!

16 Да смятутся от посрамления своего говорящие мне: «хорошо! хорошо!»

17 Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: «велик Господь!»

18 Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты — помощь моя и избавитель мой, Боже мой! не замедли.

Псалом 39 молитва

Видео (кликните для воспроизведения).

Автоматический перевод этой страницы на основные языки народов мира:

На церковнославянском языке в русской орфографии.
Текст молитвенного стояния пред Господом.

Надежда на Господа приводит к спасению

Терпя потерпех Господа,
И внят ми,
И услыша молитву мою:
И возведе мя от рова страстей
И от брения тины,
И постави на камени нозе мои,
И исправи стопы моя:
И вложи во уста моя песнь нову,
Пение Богу нашему.
Узрят мнози и убоятся
И уповают на Господа.

Блажен муж,
Емуже есть имя Господне упование его,
И не призре в суеты
И неистовления ложная.

Многа сотворил еси Ты, Господи Боже мой,
Чудеса Твоя, и помышлением Твоим
Несть кто уподобится Тебе.
Возвестих и глаголах,
Умножишася паче числа.

Жертвы и приношения не восхотел еси,
Тело же свершил ми еси:
Всесожжений и о гресе не взыскал еси.

Тогда рех: се прииду.
В главизне книжне писано есть о мне:
Еже сотворити волю Твою,
Боже мой, восхотех,
И закон Твой посреде чрева моего.

Благовестих правду в церкви велицей,
Се устнам моим не возбраню:
Господи, Ты разумел еси.

Правду Твою не скрых в сердцы моем
Истину Твою и спасение Твое рех,
Не скрых милость Твою и истину Твою
От сонма многа.

Ты же, Господи, не удали
Щедрот Твоих от мене:
Милость Твоя и истина Твоя выну
Да заступите мя.

Яко одержаша мя злая,
Имже несть числа.
Постигоша мя беззакония моя,
И не возмогох зрети:
Умножишася паче влас главы моея,
И сердце мое остави мя.

Благоволи, Господи, избавити мя:
Господи, во еже помощи ми вонми.

Да постыдятся и посрамятся вкупе
Ищущии душу мою, изъяти ю:
Да возвратятся вспять,
И постыдятся хотящии ми злая.

Да приимут абие студ свой
Глаголющии ми: благоже, благоже.

Да возрадуются и возвеселятся о Тебе
Вси ищущии Тебе, Господи:
И да рекут выну,
Да возвеличится Господь,
Любящии спасение Твое.

Аз же нищ есмь и убог,
Господь попечется о мне:
Помощник мой и защититель мой еси Ты.
Боже мой, не закосни.

На русском языке.
Учебный текст для понимания незнакомых слов и выражений церковнославянского языка.

Надежда на Господа приводит к спасению

Твёрдо уповал я на Господа,
И Он приклонился ко мне
И услышал вопль мой;
Извлёк меня из страшного рва,
Из тинистого болота,
И поставил на камне ноги мои
И утвердил стопы мои;
И вложил в уста мои новую песнь —
Хвалу Богу нашему.
Увидят многие и убоятся
И будут уповать на Господа.

Блажен человек,
Который на Господа возлагает надежду свою
И не обращается к гордым
И к уклоняющимся ко лжи.

Много соделал Ты, Господи, Боже мой:
О чудесах и помышлениях Твоих о нас —
Кто уподобится Тебе! —
Хотел бы я проповедывать и говорить,
Но они превышают число.

Жертвы и приношения Ты не восхотел;
Ты открыл мне уши;
Всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал.

Тогда я сказал: вот, иду;
В свитке книжном написано о мне:
Только волю Твою исполнять,
Боже мой, пожелал,
И закон Твой у меня в сердце.

Я возвещал правду Твою в собрании великом;
Я не возбранял устам моим:
Ты, Господи, знаешь.

Правды Твоей не скрывал в сердце моём,
Возвещал верность Твою и спасение Твоё,
Не утаивал милости Твоей и истины Твоей
Пред собранием великим.

Не удерживай, Господи,
Щедрот Твоих от меня;
Милость Твоя и истина Твоя
Да охраняют меня непрестанно.

Ибо окружили меня
Беды неисчислимые;
Постигли меня беззакония мои,
Так что видеть не могу:
Их более, нежели волос на голове моей;
Сердце моё оставило меня.

Благоволи, Господи, избавить меня;
Господи! Поспеши на помощь мне.

Да постыдятся и посрамятся все,
Ищущие погибели душе моей!
Да будут обращены назад
И преданы посмеянию желающие мне зла!

Да смятутся от посрамления своего
Говорящие мне: «Хорошо! Хорошо!»

Читайте так же:  Молитва Преподобному нифонту кипрскому

Да радуются и веселятся Тобой
Все ищущие Тебя, Господи,
И любящие спасение Твоё
Да говорят непрестанно
«Велик Господь!»

Я же беден и нищ,
Но Господь печётся о мне.
Ты — помощь моя и избавитель мой,
Боже мой! Не замедли.

Понедельник ( по светскому стилю — в воскресенье вечером после малого повечерия ): Канон Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу .

Пятница: Канон, Акафист или молитвы Вашему святому покровителю, чьё имя Вы носите.

Воскресенье: первая (вечерняя) часть последования ко Святому Причащению. Вторая (утренняя) часть последования читается после 1-го часа.

Присутствие на Божественной Литургии в Воскресенье является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ и БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНЫМ правилом верующего православного человека, как и причастие Святых Христовых Таин. Исключение из данного ПРАВИЛА возможно только в силу тяжёлой или заразной болезни, а также в случае природного или социального катаклизма, когда в церковь невозможно добраться.

Примечание: в данном молитвенном правиле и прилагаемом православном календаре началом новых суток считается 18 часов.

Псалтирь, псалом 39 Псалтирь, пс 39

Начальнику хора. Псалом Давида. Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа.

Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи. Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас — кто уподобится Тебе! — хотел бы я проповедовать и говорить, но они превышают число.

Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал. Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне: я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.

Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь. Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим.

Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно, ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня. Благоволи, Господи, избавить меня; Господи! поспеши на помощь мне.

Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла! Да смятутся от посрамления своего говорящие мне: «хорошо! хорошо!»

Да радуются и веселятся Тобою все, ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: «велик Господь!» Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты — помощь моя и избавитель мой, Боже мой! не замедли.

Псалом 36

Псалом Давиду

Псалом Давида.

1 Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящим беззаконие.

1 Не соревнуйся с творящими зло и не завидуй делающим беззаконие,

2 Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут.

2 ибо они, как трава, скоро засохнут, и, как свежая зелень, скоро опадут.

3 Уповай на Господа и твори благостыню, и насели землю, и упасешися в богатстве ея.

3 Уповай на Господа и делай добро, и поселись на земле, и будешь пастись среди богатства её;

4 Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца Твоего.

4 насладись Господом, и Он даст тебе по прошениям сердца твоего.

5 Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит:

5 Открой пред Господом путь твой и уповай на Него, и Он сотворит,

6 и изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне.

6 и откроет, как свет, правду Твою и решение о Тебе – как полдень.

7 Повинися Господеви и умоли Его. Не ревнуй спеющему в пути своем, человеку, творящему законопреступление.

7 Покорись Господу и умоли Его, не соревнуйся с преуспевающим на пути своём, с человеком, творящим беззаконие!

8 Престани от гнева и остави ярость, не ревнуй еже лукавновати.

8 Удержись от гнева и оставь ярость, не ревнуй до того, чтобы делать зло,

9 Зане лукавнующии потребятся, терпящии же Господа, тии наследят землю.

9 ибо делающие зло истребятся, ожидающие же Господа, они унаследуют землю.

10 И еще мало, и не будет грешника, и взыщеши место eго, и не обрящеши.

10 И ещё немного, и не будет грешника, и поищешь места его и не найдёшь.

11 Кротцыи же наследят землю и насладятся о множестве мира.

11 А кроткие унаследуют землю и насладятся множеством мира.

12 Назирает грешный праведнаго и поскрежещет нань зубы своими.

12 Подстерегать будет грешник праведного и скрежетать на него зубами своими,

13 Господь же посмеется eму, зане прозирает, яко приидет день eго.

13 Господь же посмеётся над ним, ибо предвидит, что наступит день его.

14 Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем.

14 Меч извлекли грешники, натянули лук свой, чтобы низвергнуть нищего и бедного, пронзить правых сердцем.

15 Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся.

15 Меч их да войдёт в сердца их, и луки их да сокрушатся.

16 Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа.

16 Малое лучше для праведного, чем многое богатство грешных,

17 Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь.

17 ибо мышцы грешных сокрушатся, а праведных подкрепляет Господь.

18 Весть Господь пути непорочных, и достояние их в век будет.

18 Знает Господь пути непорочных, и наследие их вовек пребудет,

19 Не постыдятся во время лютое, и во днех глада насытятся, яко грешницы погибнут.

19 не постыдятся они во время злое и в дни голода будут насыщены. Потому что грешники погибнут,

20 Врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающе яко дым исчезоша.

20 враги же Господни сразу, как прославились они и возвысились, исчезли, как дым, исчезли.

Читайте так же:  Молитва курт воннегут

21 Заемлет грешный и не возвратит, праведный же щедрит и дает.

21 Занимает грешник – и не возвращает, а праведник сострадает и даёт,

Видео (кликните для воспроизведения).

22 Яко благословящии Его наследят землю, кленущии же Его потребятся.

22 ибо благословляющие его унаследуют землю, а проклинающие его истребятся.

23 От Господа стопы человеку исправляются, и пути eго восхощет зело.

23 От Господа шаги человека направляются, и пути Его возжелает он сильно,

24 Егда падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку eго.

24 когда будет падать, не разобьётся, ибо Господь поддерживает руку его.

25 Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семени eго просяща хлебы.

25 Я был молод, и вот, состарился и не видел ни праведника оставленным, ни семени его, просящим хлеба, –

26 Весь день милует и взаим дает праведный, и семя eго во благословение будет.

26 весь день милует и взаймы даёт праведный, и семя его в благословении будет.

27 Уклонися от зла и сотвори благо, и вселися в век века.

27 Уклонись от зла, и сделай добро, и живи во век века,

28 Яко Господь любит суд и не оставит преподобных Своих, во век сохранятся. Беззаконницы же изженутся, и семя нечестивых потребится.

28 ибо Господь любит суд, и не оставит святых Своих, они будут вовек под охраной. Беззаконные же будут изгнаны, и семя нечестивых истребится.

29 Праведницы же наследят землю и вселятся в век века на ней.

29 А праведные унаследуют землю и поселятся во век века на ней.

30 Уста праведнаго поучатся премудрости, и язык eго возглаголет суд.

30 Уста праведного изрекут премудрость, и язык его возвестит суд, –

31 Закон Бога eго в сердце eго, и не запнутся стопы eго.

31 закон Бога его в сердце его, и не преткнутся стопы его.

32 Сматряет грешный праведнаго и ищет еже умертвити eго.

32 Наблюдает грешный праведного и ищет умертвить его,

33 Господь же не оставит eго в руку eго, ниже осудит eго, егда судит eму.

33 но Господь не отдаст его в руки его и не осудит его, когда тот будет судим.

34 Потерпи Господа и сохрани путь Его, и вознесет тя, еже наследити землю, внегда потреблятися грешником узриши.

34 Положись на Господа и сохрани путь Его, и Он возвысит Тебя, чтобы тебе унаследовать землю; истребление грешников ты увидишь.

35 Видех нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры Ливанския.

35 Видел я нечестивого, превозносящегося и возвышающегося, как кедры ливанские;

36 И мимо идох, и се не бе, и взысках eго, и не обретеся место eго.

36 и мимо прошёл, и вот, нет его, и поискал его, и не нашлось места его.

37 Храни незлобие и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну.

37 Храни беззлобие и блюди правоту, ибо есть будущность человеку мирному,

38 Беззаконницы же потребятся вкупе: останцы же нечестивых потребятся.

38 а беззаконные истребятся вместе, остатки нечестивых истребятся.

39 Спасение же праведных от Господа, и Защититель их есть во время скорби.

39 Спасение же праведных – от Господа, и Он – защитник их во время скорби;

40 И поможет им Господь, и избавит их, и измет их от грешник, и спасет их, яко уповаша на Него.

40 и поможет им Господь, и избавит их, и освободит их от грешных, и спасёт их, ибо они уповали на Него.

Слава:

Слава:

Псалом Давида 39

Псалтирь содержит в себе тексты разного характера: пророческие, песни-плачи, прошения и рассуждения. Псалом 39 относится к псалмам рассуждениям, поскольку в нем Давид собрал отельные советы читателям, которые можно извлечь из прошедших им испытаний и искушений.

История написания

Конкретной информации о дате и обстоятельствах написания текста нет, но исходя из текста и толкуя отдельные стихи можно сделать вывод, что данный псалом был написан уже в конце жизни царя Давида.

Другие псалмы царя Давида:

В тексте упоминаются гонения царя Саула, но они приводятся скорее в качестве примера, т.е. автор говорит о них как о прошедших событиях. Ниже рассказывается и про восстание Авессалома, т.е. можно сделать вывод, что текст написан уже после этого.

Таким образом, можно сделать вывод, что псалом 39 написан как рассуждение и откровение, автор в нем рассуждает о милости Всевышнего, которая преследовала его всю жизни. Он старается научить будущее поколение полагаться только на Творца и не на кого другого.

Толкование псалма

По своему содержанию текст можно разделить на три основные части:

  • стихи 2–9: воспоминания о пережитых опасностях;
  • стихи 10–11: рассказ о многочисленных откровениях, которые царь оглашал перед всем народом;
  • стихи 12–18: прошение, возносимое к Творцу о сохранении жизни царя в дальнейшем.

Читайте также интересные статьи:

Более подробно можно рассмотреть толкование по каждой отдельной части:

Правила чтения

Псалом 39 входит в состав шестой кафизмы и читается на богослужениях в храме в начале недели на церковнославянском языке:

Для лучшего понимания его можно читать как молитву дома на русском языке:

1 Начальнику хора. Псалом Давида.

2 Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой;

3 извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои;

4 и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа.

5 Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи.

6 Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас — кто уподобится Тебе! — хотел бы я проповедовать и говорить, но они превышают число.

7 Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал.

8 Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне:

9 я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.

10 Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь.

Читайте так же:  И если я умру во сне молитва

11 Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим.

12 Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно,

13 ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня.

14 Благоволи, Господи, избавить меня; Господи! поспеши на помощь мне.

15 Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!

16 Да смятутся от посрамления своего говорящие мне: «хорошо! хорошо!»

17 Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: «велик Господь!»

18 Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты — помощь моя и избавитель мой, Боже мой! не замедли.

А. П. Лопухин. Толковая Библия. Псалтирь

Псалом 39

Все содержание псалма может быть разделено на три части. В первой (2-9) Давид вспоминает об испытанных им опасностях, от которых его избавил Господь; во второй (10-11) говорит об откровении, бывшем ему от Бога, которое он огласил пред всем народом, и в третьей — (12-18) молит Бога об избавлении от вновь переживаемых им бедствий, причем указывает и на свою греховность пред Ним (13). Под первыми бедствиями, как уже прошедшими, нужно разуметь гонения от Саула, на что есть косвенное указание в 7 ст., а под переживаемыми бедствиями должно разуметь гонения от Авессалома. Весь псалом, таким образом, написан по поводу последних гонений.

1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой;
3 извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои;
4 и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа.

2-4. «Твердо уповал я на Господа», я, говорит Давид, много вытерпел, но эти страдания не ослабили моей веры в Него, я много перестрадал, но оставался преданным Господу и Господь услышал мой «вопль» о помощи: Он освободил меня от бедствий. «Страшный ров» — ров страдания, глубокие, сильные бедствия; «тинистое болото» — т. е., неустойчивая, колеблющаяся почва, встречающаяся в болотах, означает беспокойную и полную опасностей жизнь Давида. Господь вывел его из этого рва и тины, дал ему твердое и безопасное существование. Сообразно изменившемуся положению и песни Давида изменились: вместо прежних, молитвенно-просительных он стал слагать новые — благодарственно-хвалебные. Под этими бедствиями Давид разумеет гонения от Саула. Чудесная помощь, часто оказываемая Богом Давиду в это время, и его необыкновенная судьба, возведшая его на престол, настолько поразительны, что должны были во всех людях, знающих историю его жизни, вызвать благоговение пред Богом и веру только в Него, а не в свои силы.

5 Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи.

5. Поэтому блажен тот, для кого Господь — единственное упование и кто своего внимания не обращает «к гордым и к уклоняющимся ко лжи». Под последними разумеются нечестивые, обладающие, однако, ценными в глазах людей внешними средствами защиты, в виде ли богатства или своего высокого положения. Надежда на них, по Давиду, обманчива.

6 Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас — кто уподобится Тебе! — хотел бы я проповедовать и говорить, но они превышают число.

6. Господь свои милости проявляет над людьми во множестве чудесных дел. Он творит и творил их, как в жизни Давида, так и среди евреев в таком количестве, что их невозможно и пересчитать. Дела Божии человеческим разумом необъяснимы, они выше его ограниченного понимания, и никто из людей не в состоянии своей мыслью, своим разумом представить ту степень любви и количество милости, какую Он изливает на человека.

7 Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал.
8 Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне:
9 я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.

7-9. Также непонятно для человека, что Бог не требовал от Давида соблюдения обрядового Моисеева закона; Он не требовал от него ни жертвы (кровавой) и приношений (бескровных), ни всесожжений (мирных), ни жертвы о грехе, но в замен этого «открыл мне уши». Это указывает на обычай евреев прокалывать уши тому иудейскому рабу, который при окончании субботнего года изъявлял желание остаться у прежнего господина. Означенное выражение указывает на добровольное посвящение всего себя служению Богу, каковое посвящение выше обрядового жертвоприношения. У 70-ти: «уготовал мне тело» ( swma ), т. е. сделал мне тело, потребовал от Давида не служения Себе в обрядах закона, а служения всем своим телом, всем своим существом — мыслями, чувствами и поступками. Слово swma означает человека с душой и телом. Оба выражения — еврейское и греческое, — означают таким образом одно и тоже.

Таким временем, когда Бог не вменял во грех Давиду непринесения им жертв, было время бегства его от Саула в Секелаг (ср. Пс XV). На этот призыв Бога о служении Ему всем существом своим Давид отозвался с радостным чувством: «тогда я сказал: вот я иду». Об этом послушании «писано в свитке книжном», в свитке книги закона, которым эта послушание налагалось на человека Богом, как внешнее требование и повеление. Для Давида же это послушание являлось не только внешним требованием закона, но и внутренним влечением его духа, («я желаю исполнять волю Твою»); в своей деятельности и жизни он всегда руководится этим послушанием — «закон Твой у меня в сердце», он составляет неотъемлемое внутреннее достояние, которое не может оставаться не выраженным во вне.

Замена жертвоприношений по отношению к Давиду служением Богу мыслями и поступками указывала, что для Бога ценны не самые предметы приношения, а для человека благотворен не самый процесс совершения обряда, но то возвышенное, внутреннее настроение приносящего, которое должно вызываться пониманием смысла идейной стороны внешнего действия.

Читайте так же:  Кольцо с молитвой Отче наш крутящиеся

Этим фактом невменения Давиду во грех несоблюдения обрядовой стороны закона и замены последней другим видом служения Богу уже предуказывалось, что самый закон имеет не непреложное, вечное значение, но временное, которое должно быть заменено высшим, чем обряды, видом Богослужения. С пришествием Мессии это и совершилось: закон Моисеев потерял свое обязательное значение и заменился служением Богу «духом и истиною» (Ин IV:23). Как указание на отмену ветхозаветного закона это место выясняется и в посл. Ап. Павла к Евр (X:5-10).

В самом содержании псалма есть ясное указание на его мессианский смысл. В 8 ст. Давид говорит, что «в свитке книжном написано о мне». Если разуметь здесь только Давида, то ни в одном месте свящ. книг о нем нет такого пророчества. Между тем, еще в кн. Быт говорилось о Семени жены, настолько сильном и чистом, что Оно сотрет главу змия, уничтожит его власть над миром.

В последующих откровениях это Семя жены было обрисовано еще полнее: Он — пророк, подобный Моисею, великий Потомок Давида, Богочеловек. И только к последнему с буквальной точностью могут быть приложены слова, что он всегда носил закон «в сердце», всегда был верен Богу.

Личность Давида в данном случае была прообразовательной: его искреннее влечение к Богу, жажда посвящения себя на полное Ему служение и постоянное стремление к неуклонному следованию Его закону, все это нашло полное и точное осуществление в служении Мессии — Христа, семени Давида по плоти.

10 Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь.
11 Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим.

10-11. Под «правдой, милостью и истиной» здесь можно разуметь как прославление Давидом в самых песнях, имевших церковно-общественное употребление, Господа, за оказанные ему милости при несправедливых преследованиях врагов, так и то обетование, какое он получил от Бога о происхождении от него обетованного Потомка, т. е., Мессии.

12 Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно,
13 ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня.
14 Благоволи, Господи, избавить меня; Господи! поспеши на помощь мне.
15 Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!
16 Да смятутся от посрамления своего говорящие мне: «хорошо! хорошо!»
17 Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: «велик Господь!»
18 Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты — помощь моя и избавитель мой, Боже мой! не замедли.

12-18. Все остальное содержание псалма представляет молитву Давида о спасении его от опасностей, которые он переживал во время гонений от Авессалома. — «Милость Твоя и Истина Твоя да охраняют меня непрестанно». Как мы указывали выше, преследования Авессалома и сочувствие ему народа питались клеветой на Давида его врагов, а потому были им незаслуженны, они были, не «истинны». Бог — как носитель и защитник истины, является единственным защитником, к которому Давид смело может обращаться с молитвой, чтобы Он не допустил врагам топтать истину, торжествовать. — «Постигли меня беззакония. нежели волос на голове моей». — Давид здесь разумеет не количество разнообразных преступлений, совершенных им, так как тогда он не мог бы быть божественным избранником, притом, таких преступлений не знают и не указывают за ним исторические книги, но степень сознания им тяжести своего греха с Вирсавией (см. Пс XXXVII). Чем сильнее были бедствия Давида, безвыходнее казалось его положение, тем большее ликование вызывалось у его врагов (16 ст.). Поэтому Давид и молит Бога защитить его и не дать неправде врагов восторжествовать над правдой, и этой защитой наполнить радостью праведников, которые, как и Давид, увидят, что единственным источником спасения, «помощником и защитником» является Господь.

По ст. 7-9 этот псалом прообразовательно-мессианского характера.

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Толкование на Псалмы

В конец, псалом Давиду. Т.е. псалом Давида, имеющий исполниться в последние или отдаленные времена. «Иные толковали, – говорит бл. Феод., – сей псалом о бл. Иеремии, а иные – о чудном Данииле; иные относили к пленникам Вавилонским. Но я думаю, что псалом написан о случившемся с Давидом, и притом образно; относится же и ко всему человеческому роду, от Бога и Спасителя нашего приявшему надежду воскресения. А к сему разумению приводит нас Бож. Павел, упомянув о некоторых словах из сего псалма в послании к Евреям». – Св. Афан: «Песнь сия (т.е. псал. 39) приносится от лица нового народа, изъятого из рва бедствия, а потом вводится и лице Христа, объясняющего благодарным способ домостроительства».

2. Терпя потерпех 265 Господа, т.е. сильно, постоянно ожидал помощи от Господа, и внят ми, – внял прошению моему, исполнил оное. С Евр.: «Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне, и услышал вопль мой».

3. И возведе мя от рова страстей 266 , т.е. страданий, бедствий. «Так, – говорит бл. Феод., – обыкновенно в Св. Писании называются самые великие опасности». И от брения 267 тины – от грязного, тинистого болота – т.е. «от грехов, в коих, как в тине, увязают уловленные ими» (Св. Афан.). – И постави на камени нозе мои, т.е. поставил на безопасном от падений месте; «не попустил мне колебаться и влаяться туда и сюда, но твердым соделал стояние мое» (бл. Феод.); «потому что я научился (т.е. от Господа) ходить путем угодным Богу, т.е. в деятельной жизни и в правых догматах». (Св. Афан.). С Евр.: «Извлек меня из страшного рва, из тинистого болота; и поставил на камне ноги мои, и утвердил стопы мои».

Читайте так же:  Молитвы и заговоры вернуть любимого

4. И вложи во уста моя песнь нову, т.е. прежде, когда я был обременен несчастиями, я пел плачевные песни, а теперь, по освобождении, Бог вложил в уста мои новую, хвалебную, радостную песнь; по бл. Феод. – песнь новозаветную, соответственную новым благодеяниям; по Афанасию – закон евангельский. Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа, т.е. видя великие благодеяния Твои ко мне, многие убоятся и на Тебя будут возлагать свою надежду. Или: когда увидят чудные дела Божии, совершенные Спасителем, многие убоятся Господа и уверуют в Него (Афан. и Феод.).

5. Блажен муж, ему же есть имя Господне упование его – т.е. блажен человек, коему упование есть имя Божие, Его величие и всемогущество, и не призре в суеты и неистовления 268 ложная – т.е. блажен тот, кто не обращает внимания на суету и на обманчивое безумие мира или – на безумные обманы. Под безумием одни разумеют идолопоклонство и другие языческие заблуждения (Злат., Амвр. и др.) и вообще безумную людскую суету, о коей было выше (бл. Феод.); св. Афан. – попечение о настоящей жизни и напрасные заботы. С Евр.: «Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою, и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи».

6. Многа сотворил еси Ты, Господи Боже мой, чудеса Твоя. Чудеса Твоя – совершенные во время домостроительства (Афан.), или в спасении человека. Помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе. По Твоим помыслам, идеям беспредельным и всесовершенным никто не может Тебе уподобиться. Возвестих и глаголах , умножишася паче числа, т.е. я говорил, проповедовал о делах Твоих, но они бесчисленны; невозможно исчислить всех их – умножились без числа.

9. Закон Твой посреде чрева 270 моего. «Выражение: посреде чрева моего взято, – говорит бл. Феод., – с человека к кому-либо благорасположенного, который любимого им как бы желает вмещать внутри себя». – Т.е. я так сильно люблю закон Твой, что он находится в моем сердце, как величайшее сокровище. С Евр.: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.

10. 11. Благовестих правду в церкви велицей. Свят. Афанасий сии и следующие слова относит к Спасителю; под правдою разумеет проповеданную Господом правду, которая выше закона и сени (т.е. оправдание верою), под истиною – евангельскую проповедь, под спасением – путь к Богом дарованному спасению, к благодати, приемлемой верою, под сонмом (ст. 11) – Церковь из Израильтян и язычников. Т.е. Я благовестил Твою правду в церкви вселенской; сего проповедания, как Ты ведаешь, Я не возбраню устнам моим, т.е. всегда буду проповедовать; не скрыл Я от людей Твоей правды 271 , возвестил Я об истине Твоей и спасении людей; милости и верности Твоих обетований не скрыл от великой Церкви верующих. Бл. Феодорит относит к Давиду, который «дает обещание в вселенской Церкви проповедовать (т.е. чрез псалмы свои) правду Божию, истинность пророчества, досточудное спасение и безмерное милосердие». Слова: от сонма многа Симмах перевел: «во множестве», а Акила и Феодотион – «в Церкви великой». С Евр. ст. 10 и 11: «Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: «Ты, Господи, знаешь. Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим».

12. Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от Мене и проч. По мнению бл. Феодорита, это говорит Церковь верующих, всегда имеющая нужду в милости Божией, «по причине всякого рода людских и демонских восстаний на нее». То же св. Афанасий. С Евр.: «Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно».

18. Яко одержаша мя злая и проч. Слова сии Св. Афанасий относит к бедствиям, постигшим Иудеев после того, как они не уверовали во Христа: бл. Феод. – к Церкви Божией, которая, «подвергшись треволнениям, воздвигнутым нечестивыми, не высокомудрствует, как подвизающаяся, но приписывает с нею совершающееся грехам и проступкам, и умоляет Спасителя даровать ей помощь, тем более, что в ней есть живущие беспечно и возлюбившие жизнь нерадивую». С Евр.: «Ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу; их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня».

14. От сего стиха до конца псалма содержится почти то же, что и во всем 69 псалме. Вонми 272 – в некоторых Греческих Псалтирях: поспеши, как и в Еврейском; но смысл один и тот же. Здесь и далее говорит, по Феодориту, Церковь или, по Иерониму, уверовавший Израиль, озлобляемый врагами. С Евр.: «Благоволи, Господи, избавь меня; Господи! поспеши на помощь мне».

15. С Евр.: «Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла».

16. Да примут абие студ свой глаголющии ми: благоже, благоже. Т.е. сами посрамятся те, которые с насмешкою говорят обо мне: хорошо, хорошо!

17. С Евр.: «Да радуются и веселятся Тобою все, ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: велик Господь»!

18. Аз же нищ есмь и убог. Это приличествует, говорит бл. Феодорит, преимущественно Давиду, который, имея пред очами спасение чрез Мессию и обилие благодати, себя называет нищим и убогим, и умоляет Господа не замедлять предсказанного спасения; по св. Афанасию, говорит это «Израиль, прежде исполненный дерзости, пришедши в раскаяние, именует себя нищим и убогим и уже соглашается в том, что и ему упование – Господь». С Евр.: «Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты помощь моя и избавитель мой; Боже мой, не замедли».

Потерпех υπεμεινα – υπομενω – стою, ожидаю, переношу, сношу и т. п.

Псалом 39 молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here