Проповедь ночная молитва

Полное описание: Проповедь ночная молитва - для наших любимых читателей.

Ночные труды и ночные молитвы

Чистота и порядок должны быть в каждом доме, а уж если это Дом Божий – храм, то тут и порядок должен быть особенным, и чистота – благолепной. Кто следит за всем этим? И возможно ли такое послушание, требующее от человека прагматичности и практичности, соединять с, казалось бы, совершенно иным по настрою – с клиросным пением? Оказывается, возможно. О трудах ризничего и монастырских хорах, уставе и ночных богослужениях – беседа с иеродиаконом Серафимом (Чернышуком), продолжающая серию материалов к 20-летию возрождения Сретенской обители.

– Отец Серафим, вы уже много лет несете послушание ризничего Сретенского монастыря. В чем оно заключается? Что входит в обязанности ризничего?

– Начать надо с того, что такое ризница. Ризницей в монастырях называется помещение, в котором хранится вся церковная утварь – ризы (отсюда и название), сосуды, иконы. Человек, приставленный к ризнице для того, чтобы следить за всей этой утварью, и называется ризничим. Сейчас ризничий занимается не только этим, но и вообще всем внешним обустройством храма. В обязанности ризничего у нас в обители входит уборка алтаря и подготовка к богослужению: принести просфоры, налить вино для литургии, приготовить облачения. На каждый праздник положено облачение своего цвета – соответственно, накануне праздника необходимо принести из ризницы облачение нужного цвета для всех священников, диаконов и пономарей.

Конечно, самое тяжелое время работы в ризнице – накануне праздников.

– Ризница была вашим первым послушанием в монастыре?

– Да. Хотя всё-таки сначала у меня, как и у всякого трудника, были послушания «на подхвате»: подмести двор, разгрузить книги на книжном складе, помочь в саду и т.д. Я пришел в монастырь в апреле 1997 года, а примерно в середине лета меня определили в ризницу.

– Расскажите, каким было послушание в ризнице в то время.

– Начальником тогда был иеродиакон Феофан. Он отличался скрупулезностью и требовательностью к своим подчиненным, особенно придирчиво проверял, как мы исполнили наше послушание.

Тогда мы с отцом Феофаном вдвоем работали в ризнице, нам помогал наш пономарь Тимофей – сейчас он священник. Первым моим «заданием» в ризнице было вывести воск из ковров. Сейчас для меня это не является чем-то серьезным, а тогда на чистку одного ковра ушло два дня. После этого отец Феофан больше не давал мне чистить ковры – счел меня неспособным к этому послушанию. Ковры были очень грязными, и я старался полностью их вычистить – хотя можно было просто вывести самые свежие пятна – и ковры бы казались чистыми.

Через некоторое время отец Феофан стал келарем, а на его место вступил отец Киприан. Тогда кроме меня помощником в ризнице стал послушник Давид, родом из Грузии (сейчас он иеромонах Нафанаил, служит в Грузии). Отец Киприан взялся за послушание даже еще более ревностно, чем отец Феофан. Тогда пол у нас в алтаре был выложен камнем-песчаником, а сверху лежали ковры, которые мы ежедневно пылесосили. Как-то отец Киприан решил отчистить до белизны весь пол под коврами. Мы начали работать – на шлифовку одного квадрата камня у нас уходило около двух часов.

Для нас стало обычным заканчивать послушание далеко за полночь. Послушание начиналось сразу по окончании Литургии – слава Богу, если мы не пономарили. Конечно, постоянно очень хотелось спать. Как сейчас помню: мы с Давидом пришли после Литургии, замертво упали на свои кровати и заснули. Проходит примерно полчаса, и в коридоре слышатся тяжелые шаги нашего начальника, отца Киприана. Он без стука зашел в нашу келью, молча встал посередине комнаты. Воцарилась тишина.

Отцу Киприану тогда недавно подарили скуфью с собольей опушкой. Худой, с острыми чертами лица, небольшой бородкой и в этой скуфье – он походил если не на Кощея Бессмертного, то по крайней мере на Ивана Грозного. Выждав какое-то время, отец Киприан достал свои карманные часы на цепочке. Мы лежим, каждый на своей кровати, повернувшись к стенке. Наш начальник, посмотрев на часы, обратился к нам: «Отцы! Я не понял. Уже десять часов. А почему вы еще здесь?» Первым не выдержал Давид. Недовольным голосом с характерным грузинским акцентом он ответил: «Ну хорошо, хорошо, не стой над душой, сейчас оденемся и идем».

Еще один случай вспоминается. Это было Великим постом, накануне какого-то праздника – то ли Лазаревой субботы, то ли Великого четверга. У нас в храме над входом, где сейчас балкон для клироса, реставрировали фрески. Там стояли леса. Реставратор уже закончил работу, и леса несколько дней не использовались. На это обратил внимание отец Тихон и повелел: чтобы к утру лесов не было! Мы тогда работали в ризнице втроем – отец Киприан, послушник Роман (теперь иеромонах Клеопа) и я. Где-то мы достали китайские пассатижи – больше ничего не было – и начали пытаться отвернуть крепко закрученные гайки на этих лесах. Ставили их профессиональные рабочие, а мы в первый раз имели дело с таким послушанием. В дополнение ко всему в течение всей ночи, пока мы работали, нас донимал своими вопросами сторож Александр. Он сидел за столом у входа и читал Псалтирь, но периодически приходил к нам и задавал отцу Киприану какой-нибудь жизненно важный духовный вопрос. Отец Киприан прекращал работать, тщательно обдумывал ответ, потом пространно отвечал.

Очень хотелось спать. Чтобы было полегче, мы с отцом Клеопой что-нибудь пели. Когда мы приноровились, работа пошла легче. Закончили мы где-то в 4 утра – уже светало. Нам очень хотелось причаститься, мы пошли в алтарь читать Правило к Причастию. Совершили это с немалым трудом: то отец Клеопа читает – я засну, то я читаю – он заснет. Оставалось около часа до службы. Мы пошли немного отдохнуть – и проспали, проснулись уже часов в 9. Но отец Тихон отнесся к нам с пониманием и совсем не ругал.

– И долго ваше послушание продолжалось в таком ритме?

– Через некоторое время, когда я поступил в семинарию, меня перевели на другое послушание, а у отца Киприана стали работать наши студенты. Со временем он, конечно, стал помягче. Какое-то время, после хиротонии во диакона, я был секретарем у отца Тихона – около двух месяцев исполнял это послушание. Потом отца Киприана поставили начальником в просфорню и пошивочную, а ризница перешла ко мне. Долгое время мы работали вдвоем с отцом Севастианом, а сейчас начальник над ризницей отец Лука, мы трудимся с ним вместе.

– Вы также являетесь уставщиком Сретенской обители. Что это за послушание?

Читайте так же:  Молитва не иду тишком не спешу пешком

– Уставщик – это человек, который следит за правильным совершением богослужения – в соответствии с монастырским уставом. Послушание также очень важное – ведь богослужение является центральной частью жизни обители. А особенность нашего монастыря в том, что он еще и большой приход: большинство молящихся практически на всех службах – не монахи, а миряне. Поэтому мы не можем совершать все службы в точности по уставу – это будет совершенно невозможно для наших прихожан. Мы выработали такой средний устав, основанный в первую очередь на уставе богослужения в Псково-Печерском монастыре, который бы, с одной стороны, не очень утомлял молящихся, а с другой – не сокращал бы службу так сильно, как это подчас происходит на приходах. Пожалуй, для столичной обители это оптимально.

– Есть ли какие-то особенности в богослужебном уставе Сретенского монастыря, отличающие его от других обителей?

– Пожалуй, самая заметная особенность – это братские службы. Они совершаются у нас еженедельно, обычно в четверг – день Тайной вечери. На них, как правило, служит наместник, а вся братия молится и причащается. Накануне проходит братская исповедь. Такие службы очень объединяют братию, помогают в духовной жизни, не дают расслабляться.

Еще одна особенность – это ночные Литургии. Такие Литургии служатся в полночь по желанию братии – обычно два-три раза в неделю, в приделах нашего собора или в домовом храме братского корпуса. На них присутствует братия монастыря и студенты семинарии – человек 5–10, не больше. По сложившейся традиции все пришедшие на ночную Литургию причащаются, как это было в древней Церкви. Ночная молитва – древнее монашеское правило, совершение которого, конечно, приносит только пользу.

Великим постом один раз в неделю Литургия Преждеосвященных Даров у нас совершается вечером, как это положено по Уставу. Все, кто хочет приобщиться святых Христовых таин на этой службе, должны ничего не есть и не пить весь день. Несмотря на такую трудность, эти службы народ очень любит, причащается на них обычно около 100 человек.

– Сретенский монастырь славится своими хорами. Расскажите, пожалуйста, о них.

– Я собственно сюда и пришел из-за хора. Здесь уже в самом начале, в 1990-е годы, был один из лучших мужских хоров Москвы. Стоять здесь на службах было просто божественно.

Потом я узнал, что здесь есть что-то наподобие братского хора, где пели не только насельники, но и прихожане. Я попросился туда, меня взяли. Поначалу мы пели ночные службы – тогда отец Тихон служил их в 4 часа утра. Со временем стали петь и рядовые службы – до этого все будни пел женский хор. Иногда удивляются: почему в мужском монастыре поет женский хор? Это наши прихожанки, которые пришли в обитель еще в самом начале, в 1994 году, вместе с отцом Тихоном. Тогда братии не было вообще, петь было совершенно некому – и они с энтузиазмом взялись за это дело. А сейчас у нас уже есть возможность полностью обеспечить службы мужскими хорами – но не выгонять же их…

Постепенно наш клирос усиливался. Регент тогдашнего большого хора, Сергей Пельгук, предложил отцу Тихону петь всенощные на два хора. Какое-то время мы так и служили, было очень красиво.

Когда братии стало побольше, у нас появился чисто братский хор. Это было в конце 1997 – начале 1998 года. Мы нашли регента, ее звали Валентина. Она к нам весьма строго относилась, но сейчас мы ей очень благодарны: она создала основу нашего хора. Мы стали петь несколько служб в неделю, «отняв» их у женского хора, за что они на нас неслабо обиделись. Каждое воскресенье мы пели раннюю, причем отец Лука и отец Клеопа, которые тогда уже были диаконами, пели раннюю, а потом служили на поздней. Помню, я их будил, расталкивал к ранней службе, они с такой неохотой приходили…

Со временем, когда наша семинария разрослась, нас рукоположили, и постепенно братский хор превратился в семинарский, который сейчас и поет ранние Литургии и еще несколько служб в неделю.

– В монастыре есть еще и народный хор. Как вы оказались его руководителем?

– Народный хор был в нашем монастыре с самого начала. Когда я только пришел сюда, они уже пели две службы в неделю. Со временем, когда тогдашний регент был вынужден уехать из России, хор стал постепенно приходить в упадок. И тогда певчие этого хора просто пошли к отцу Тихону и попросили поставить меня их регентом. Отец Тихон не возражал – так я и начал возглавлять народный хор.

Ночная молитва

Новый год – это один из тех редких дней в году, когда масса народа не спит, совершая пьяную и обжорную пародию на всенощное бдение возле салата оливье, голубого (в разных смыслах) экрана и т.п. Это при том, что ночью не спать наш народ не привык. Сон – одно из немногих утешений бедняка. Сон бедняка, как говорит Соломон, сладок; и не важно, много или мало он съел. Богатый напротив, отягченный лишним съеденным и выпитым, ворочается на ложе своем до рассвета. Это тоже говорит Соломон. Нетрудно догадаться, что бедный народ наш в подавляющей массе своей на протяжении длинной истории спал крепко хотя бы потому, что, как говорил Портос, «кто спит, тот ест». То есть мало тратит сил и забывает о пустом желудке.

Но вот в Новый год мы не спим. Не привыкли. И возникает хорошая мысль. А именно: встретить Новый год молитвой в храме, ночью, не за изобильным столом, и не лицом в салате, и не в чужой квартире с вопросом утром «где я?» или «кто ты?». В храме встретить календарное начало нового года! Чем не красота и чем не благодать?

Часы на кремлевских курантах пробьют двенадцать раз, и раздастся по миру всякое «ура» на русском языке, и хлопнут открытыми пробками бутылки шампанского. Но именно в это время во многих храмах священники скажут: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа», – и начнутся литургии. И ничего лучше невозможно придумать.

Раньше это была редкая традиция. На все новое (хорошее оно или плохое – разницы мало) у нас смотрят пристально и с прищуром. С подозрением смотрят. Сами себе свой прищур объясняют тем, что «традицию хранят». Ну да ладно. Не мы судьи. Сегодня традиция служения литургии новогодней ночью мало-помалу распространилась, и уже трудно ругать священников за «невиданное новшество», ибо много их – служащих с 31-го на 1-е ночью. Людям нравится. Все трезвые и радостные. У всех больше реальных надежд на такое же реальное счастье в Новом году после молитвы и причастия, нежели после песен Коли Баскова. Кажется, дело понятное и решенное. Но…

Читайте так же:  Молитва как привлечь клиентов

Но традицию молиться по ночам можно постепенно распространять и за пределы власти Деда Мороза.

Вообще, христиане раньше молились по ночам больше, нежели при свете дня. Наш возглас всенощной «Слава Тебе, показавшему нам свет» напоминает именно об этих временах. Ночь, проведенная в молитве, для христиан такое же естественное явление, как ночь, проведенная за картами для любителя преферанса. И ведь заметьте: любителей преферанса (равно, как и любителей ночных дискотек, пьянок–гулянок и прочих ночных занятий) никто не ругает и не осуждает. Это их жизнь. А нам сказано не осуждать. Мы и не осуждаем. Зато сами своих ругаем временами за то, что не хотят сопеть носом и смотреть сны. Ругаем за то, что хотят ночью молиться. Странное дело и непонятное.

Ночные литургии опять выходят из вековой темноты и заявляют о своем праве на существование. Есть такая фраза: «Будущее Церкви – это ее прошлое». Все великое, что было явлено Церковью в прошлом, вновь должно явиться перед закатом истории. И аскетизм, и милосердие, и взаимопомощь, и евхаристическая ревность… И ночная молитва тоже. Люди будут чем дальше, тем больше по ночам пить, блудить, колоться, нюхать, воровать, драться, резаться, вешаться…. А Церковь, не смешиваясь с массовым беззаконием, должна будет усугубить молитву. В том числе ночью.

Ночные литургии опять выходят из вековой темноты и заявляют о своем праве на существование

Темп жизни таков, что, кроме воскресенья, особо и не помолишься за литургией. Работа, знаете ли. То да се. Но кто мешает раз в месяц или раз в две недели собраться в предписанное время в храме под полночь, помолиться, причаститься и разъехаться по домам? К двум ночи уже спать будете. Многие в это время только от телевизора и компьютера отрываются. А утром на работу, как положено. Кто мешает? Да никто, кроме личной лени и ложных страхов. Как бы чего не вышло.

Но жизнь сама заставит нас молиться ночью. Сама внутренняя логика церковной истории заставит нас молиться и по ночам, и на чердаках, и в поле, и в трюме корабля, и в летней кухне (список я могу очень сильно продолжить). Так давайте привыкать, не дожидаясь гонений и молитвенно отодвигая их приближение. Ведь евхаристические собрания реально разрывают сети диавола. Молитва Церкви ослабляет тотальное лукавое действие на род человеческий. Только она и ослабляет. Стоит нам всем уменьшить лукавую жатву новогоднего пьянства, ссор, драк и разврата тем, что многие верные соберутся в эту ночь на молитву и Евхаристию. А там, глядишь, у нас и вкус к духовным трудам появится. Ибо, честно говоря, в некоторых из нас этого вкуса совсем не заметно.

12 аспектов о пятничной проповеди и молитве, которые должен знать каждый

2. Приостановление всякой деятельности во время пятничного намаза
В пятницу, с произнесением второго азана каждый мусульманин обязан, оставив всякую торговлю, работу и деятельность, направиться в мечеть. В ханафитском мазхабе это становится обязательным с произнесением первого азана.
Во времена Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) азан читался, когда он появлялся и начинал восходить на минбар. После этого Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) начинал свою проповедь. Когда же число мусульман стало огромным, по приказу халифа Усмана (радыйаллаху анху) азан стали произносить два раза. Однако, по мнению ханафитских ученых, следует оставить все дела и отправиться в мечеть, услышав первые слова призыва.

3. Получение разрешения для отлучки на пятничный намаз
Присутствие на пятничной проповеди и совершение пятничного намаза является повелением Всевышнего Аллаха, то есть обязанностью (фардом) для каждого совершеннолетнего и дееспособного мусульманина. Выполнение этого фарда является как правом, так и обязанностью каждого верующего. Поэтому, на какой бы работе ни находился верующий, он имеет полное право требовать разрешения для исполнения возложенной на него обязанности. Поэтому работодатель, имеющий в своем подчинении работников-мусульман, должен помнить о такой необходимости, как выделение им в пятницу необходимого времени, достаточного хотя бы для совершения пятничного намаза. Это является исполнением религиозного долга, а также способствует распространению и укреплению братских уз между верующими.

4. Достоинства дня джум’а и его порядок
Гусуль
День джум’а – это еженедельный обряд коллективного поклонения верующих, то есть их общественный день. Принять в этот день гусуль и отправиться в мечеть является великим достоинством. Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) и следующие по его стопам великие люди уммы считали пятничный гусуль благим деянием и всегда призывали к этому и других. Относительно него существует множество хадисов Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), вот некоторые из них:
«Пусть тот из вас, кто желает пойти на пятничный намаз, примет гусуль» (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, Насаи ат-Тадж том 1: 279).
«Правом Аллаха является спросить мусульманина, чтобы один раз в неделю он присутствовал на пятничной проповеди и был чист (принял гусуль)» (Таджрид пер. том 3: 49 № 488).
«Даже если вы не осквернены, вам следует принимать по пятницам гусуль и мыть голову» (Таджрид пер. том 3: 27 № 482).
«Принимать по пятницам гусуль является личным долгом каждого мусульманина» (Бухари, Муслим Рияд ас-Салихин пер. том 2: 442 № 1156).

5. Облачение в чистые одежды и умащение благовониями
Наша религия является религией чистоты. Мусульманин должен стараться всегда и везде быть чистым и еще большее внимание он должен уделять своей чистоте и опрятности по пятницам. Он также должен стараться одевать на пятничный намаз свою самую чистую и самую красивую одежду, так как облачение по пятницам в чистую одежду, умащение благовониями, укорачивание ногтей, волос и бороды является предпочтительным для дня джум’а. Приход на проповедь в грязной одежде и носках является грехом. Об этом Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил следующее:
«Каждый мусульманин с наступлением пятницы должен почистить зубы, принять гусуль, облачиться в чистую одежду и, если есть, умастить себя благовониями» (Таджрид пер. том 1: 33).
«Каждому из вас, помимо своей рабочей и повседневной одежды, следует иметь чистую одежду, предназначенную для пятничной проповеди» (Абу Дауд, Ибн Маджа том 1: 279).

6. Отправление на пятничный намаз заранее и пешком
После принятия гусуля, умащения благовониями и облачения в чистые одежды, не менее поощряемым действием в пятничный день является отправление в мечеть пешком. Об этом существует множество хадисов Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), вот некоторые из них:
«В пятничный день перед воротами каждой мечети встает ангел и начинает в порядке очереди записывать в книгу деяний имена тех, кто пришел в этот день в мечеть. Когда в мечети появляется имам и начинает свою проповедь, ангелы закрывают свои книги и отправляются слушать хутбу. Таким образом, те, кто пришел в мечеть в ранние часы, получают награду, равную верблюду. Пришедшие позже – награду, равную курице, еще позже – яйцу» (Абу Дауд, Ибн-и Маджа ат-Тадж том 1: 2).
«Тот, кто в ранние пятничные часы, приняв гусуль, отправится пешком в мечеть и, не проронив ни слова, прослушает пятничную проповедь и совершит намаз, получит за каждый сделанный им по пути в мечеть шаг награду, равную награде за год поста и молитв» (Абу Дауд, Тирмизи, Насаи ат-Тадж том 1: 280).

Читайте так же:  Молитва от приворота жены

7. Предостережение о том,чтобы не создавать неудобства другим
Несмотря на то, что совершать намаз в первых рядах в нашей религии является весьма поощряемым действием, не всегда пришедшим в мечеть на пятничную проповедь позже других удается найти место в первых рядах, а зачастую и внутри мечети вообще, что заставляет их толкаться и беспокоить уже занявших места прихожан, принуждая их перемещаться со своих мест. Это неодобрительное и даже недозволенное нашей религией действие. Об этом в хадисах Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказано:
«Приходящие в мечеть на пятничную проповедь с опозданием и создающие для присутствующих всяческие неудобства прокладывают для себя ничто иное, как мост в ад» (Тирмизи ат-Тадж том 1: 289).
«Те, кто пытаются растолкать людей и найти для себя место, когда хатыйб, взойдя на минбар, начинает проповедь, схожи с теми, чьи внутренности разбросало от попадания в геенну огненную» (Ахмад, Табарани Таджрид пер. том 3: 68).

Сокровищница духовной мудрости

Молитва

Со слезами молись ночью, так, чтоб никто не ощутил, что ты молишься, — и обрящешь благодать (авва Евагрий, 89, 615).

Великое дело — среди глубокой ночи, когда спят все люди, звери и скот, когда господствует глубочайшая тишина, тебе одному бодрствовать и дерзновенно беседовать с общим всех Владыкою (свт. Иоанн Златоуст, 45, 758).

Сладок сон? Но нет ничего слаще молитвы (свт. Иоанн Златоуст, 45, 758).

. Научимся неотступно и постоянно прилежать к молитве, и днем и ночью, и особенно ночью, когда никто не смущает, когда ум спокоен, когда великая тишина и нет никакого волнения в доме, никто не препятствует нам заняться молитвою и не отвлекает от нее, когда возбужденная душа может обстоятельно высказать все Врачу душ (свт. Иоанн Златоуст, 47, 322).

Преклони колена, воздыхай, моли Господа твоего быть милостивым к тебе; Он особенно преклоняется (на милость) ночными молитвами, когда ты время отдохновения делаешь временем плача (свт. Иоанн Златоуст, 52, 248—249).

. Растения восстанавливают свои силы. во время ночи; тогда особенно и душа еще более их принимает в себя росу. Что днем накаляется солнцем, то освежается ночью. Ночные слезы лучше всякой росы нисходят и на пожелания и на всякое пламенное разжжение, и не попускают потерпеть ничего вредного. Если она не будет питаться этой росою, то будет сожигаться во время дня (свт. Иоанн Златоуст, 52, 250).

Поверь мне, не столько огонь истребляет ржавчину (металла), сколько ночная молитва — ржавчину грехов наших (свт. Иоанн Златоуст, 52, 250).

Всякая молитва, которую совершаем ночью, да будет в очах твоих досточестнее всех дневных деяний (прп. Исаак Сирин, 58, 173).

Если намерен ты предать душу свою на дело молитвы, очищающей ум, и на пребывание в бодрствовании ночью, чтобы приобрести светлый разум, то удаляйся от зрения мира. (прп. Исаак Сирин, 58, 284).

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Чарльз Сперджен: «Молитва» (Текстовые проповеди)

Молитва — надежное убежище для каждого христианина в любой ситуации, при любом стечении обстоятельств. Когда вы не можете воспользоваться вашим мечом, вооружитесь ревностной молитвой.

Ваш порох может намокнуть, тетива на луке ослабнуть, но оружие молитвы всегда находится в полном порядке.

Видео (кликните для воспроизведения).

Левиафан смеется при виде копья, но дрожит, слыша молитву. Меч и копье требуют заточки, но молитва никогда не ржавеет, и самым лучшим образом поражает врагов тогда, когда мы считаем ее бесполезной.

Молитва — открытая дверь, которую никто не может затворить. Бесы окружают вас со всех сторон, но путь на небо всегда свободен, и пока на нем нет препятствий, вы не попадете в руки неприятеля.

Нам не страшны осады, приступы и штурмы, пока небесные помощники могут спускаться к нам по лестнице Иакова, чтобы облегчить наше бремя в трудные времена.

Молитва всегда уместна: и при свете дня, и под покровом ночи мы должны дорожить ей. Молитва привлекает внимание небес и в тишине полночи, и в суете дня, и в жаркий полдень, и в вечерних сумерках.

В богатстве и бедности, в болезни и здравии, в покое и тревоге, в сомнениях и непреклонной вере ваш Бог завета услышит вашу молитву и ответит на нее со Своего святого престола.

Молитва никогда не бывает тщетной. Истинная молитва всегда обладает истинной силой. Вы не всегда получаете от Всевышнего то, что просите, но Он всегда дает вам то, что вам действительно нужно.

Когда Бог не дает Своим детям по слову, Он дает им по духу.

Если вы просите черствую горбушку хлеба, станете ли вы роптать, если получите свежий каравай? Если вы жаждете исцеления плоти, станете ли вы протестовать, если Он через вашу физическую немощь исцелит немощь духовную? Разве не лучше получать благословения, неся свой крест, чем избавиться от него?

В этот вечер, друг мой, не прекращай молиться и просить, ибо Господь готов исполнить желания сердца твоего.

Ночная молитва в церкви «Голгофа»

Во второй части обсуждали вопрос: почему мы молимся о пробуждении? В чем проявляется наше сонное состояние? А оно проявляется в охлаждении отношений с Богом и братьями и сестрами, в формальном отношении к чтению Библии и молитве, расслабленности, лени, П Проповедь ночная молитва

Господи! Научи нас молиться публично!

Евангелист Лука повествует: «Он в одном месте молился, и перестал»… (11:1). Христос молился не только наедине, но и прилюдно. Он не стеснялся показать свою зависимость от Небесного Отца. Обычно Христос был краток в общественных молитвах. И в этой молитве Он не был пространен — «молился и перестал». Не сказано, что Господь молился и не мог окончить, как иногда случается у некоторых набожных христиан (когда, кажется, после продолжительного перечисления благодарностей и прошений они, приблизились к заветному «Аминь», вдруг пришедшая на ум новая нужда или благодарность отправляет их на второй или пятый круг). Когда Христос завершал Свою общественную молитву, ни у кого не вырывался вздох облегчения: наконец-то окончил! Слушателям хотелось бы слушать и слушать бесподобно глубокую и живую молитву.

Немало христиан стыдится молиться вслух. Особенно этим страдают мужчины. Одни стесняются своей неспособности складно выражать мысли, другие боятся показаться слабыми, прося что-либо у Бога (мол, настоящие мужчины все делают сами!), третьи вообще не испытывают к молитве каких-либо побуждений.

Читайте так же:  Заговоры и молитвы на оберег

Лучший способ победить этих великанов страха и безразличия – молиться. Своим примером Христос показал, что молитва – самое что ни на есть мужское занятие и в нем нужно преуспевать. Во времена земной жизни Иисуса Христа мужское лидерство обуславливалось не столько духом патриархальной культуры, в которой мужчины играли ведущую роль, сколько библейским духом. А согласно Библии мужчине — глава Христос, с Ним и должна работать у мужчин прямая и устойчивая связь.

Все мужчины, чем- либо прославившие Бога, были молитвенниками. Отец веры Авраам был человеком ходатайственной молитвы. Ему под стать оказался его сын Исаак, двадцать лет молившийся о жене, чтобы она стала матерью. Молитвенником был Иаков, сын Исаака, и его слова — «не отпущу, пока не благословишь меня» (Быт.32:26), стали молитвенным девизом многих верующих. Псалмы плача и хваления были написаны мужчинами -Моисеем, Давидом, Соломоном, Асафом, сыновьями Корея. В Новом Завете Павел повелевает мужчинам молиться в церкви, «воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тим.2:8).

Мужчина должен быть лидером не только в материальной сфере, но и в духовной. Материальная деятельность придает широту его натуре, молитва же дарует ей глубину. Если стихает мужская молитва, сохнет сердце мужчины, за ним увядает семья, увядает церковь. Мужчины! Пусть вашей тайной молитвой станут слова Давида: «Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою!» (Пс.50:17). А вашей явной молитвой пусть будет краткая молитва в церкви!

Когда тот ученик просил Христа научить молиться, он, несомненно, имел в виду и публичную молитву. Место публичной молитвы — это, прежде всего, ваш дом. Ваши домашние должны слышать вашу молитву. Молитесь с вашей женой и вашими детьми. Когда вы садитесь вкушать пищу, отправляетесь на работу, завершаете день — сопровождайте это публичной молитвой.

Также место публичной молитвы – дом молитвы, домашняя группа, больничная палата, общение верующих на лоне природы, тюремная камера. Ю.С. Грачев, автор книги «В Иродовой бездне», не отпускал без молитвы ни одного гостя. То же самое делал мой незабвенный друг Иван Адамович Тоги, написавший «Прощение освобождает». Когда я бывал у него в гостях, мы, как правило, завершали наше общение продолжительной, коленопреклоненной молитвой. Чем больше публичных молитвенников, тем богаче церковь!

Господи! Научи нас молиться, переживая общение с Тобою!

К небу возносится невообразимое число бестолковых молитв. Так было и во дни Христа: язычники молились бестолково, ибо рассматривали молитву как заклинание. Фарисеи молились бестолково, ибо надеялись быть услышанными за свою праведность.

Подобное происходит и в наши дни. Множество христиан молятся бестолково, потому что сомневаются в Божьих обетованиях и Божьем милосердии.

Спрашиваю как–то одну женщину:

— Вы верите, что Бог простил вам грехи?

— У меня их слишком много, захочет ли Бог простить?

– А молитву «Отче наш» знаете?

– Кто же ее не знает! Каждый день ее произношу.

— А для кого же Спаситель поместил прошение: «оставь нам долги наши», если не для нас? Если бы Бог не хотел прощать, стал бы Он учить нас этой молитве?

Хуже всего (о, неуемная религиозная изобретательность!) когда молитву делают средством наказания. Так в сентябре 2009 года «Новая газета» опубликовала статью о Вале Перовой, послушнице, сбежавшей из Свято-Богословского монастыря. Корреспондент пишет:

«Вале скоро 17, но выглядит она как 13-летний подросток. Я спрашиваю, чем бы она хотела заниматься, когда окончит школу? Валя отвечает: «А я не знаю. Понимаете, я себя совершенно не знаю. Нам в монастыре говорили: «Вот вы думаете, что вы хорошие? А вы — твари и должны молиться о прощении…».

В монастыре жить было трудно, наказывали очень строго, почти ни за что. Посмотришь не так, воспитателю не понравится, может дать очень много поклонов земных, тысячу без отдыха делать, поставить на неустойчивый стул на всю ночь молиться. Спокойно могут лишить еды на день или на три дня. Бьют ремнем с пряжкой до синяков. А если в комнату зайдешь без Исуповой молитвы, то тысячу раз заставят открывать и закрывать дверь и при этом читать молитву. Ходим на службу каждый день, хочешь ты или не хочешь, все равно заставят идти. Стоять было очень тяжело, службы длинные по 4 часа, а стоять надо, не шелохнувшись. Из-за этого у многих девочек больные ноги и у меня тоже. Врач запретила стоять больше 30 минут, но мы все равно стояли.

Летом мы работали на поле, а поле большое — 4 гектара (это детское поле). Работало нас немного, 20 человек девочек. Работали с 6-ти утра до 8 вечера. Уставали очень сильно, нас постоянно подгоняли, а ночью поднимали в 12 часов, и мы полтора часа вместе всей группой молились, а кто засыпал стоя, тех выгоняли в коридор на всю ночь молиться. Мне и еще одной девочке, Веронике Суриной, все надоело, и мы решили сбежать с монастыря».

Как явствует из рассказа, молитва в монастыре из средства общения с Богом была превращена в средство наказания. Худшего применения молитве вряд ли можно найти: после такого «обучения» открывается прямая дорога в «Союз воинствующих безбожников»! Если бы воспитатели руководствовались Библией, они поступили бы по — другому!

Согласно Библии, молитва есть самая желанная на свете встреча — встреча человека с Богом. Именно ощущение встречи с Богом рождает умиление, а умиление производит молитвенные слова, согретые жаром сердечной любви.

Этой встречи с Богом постоянно искали пророки. Давид просил: «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной, чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя в святилище» (Пс.62:2,3).

Пророк Исайя взывал: «Душою моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра» (Ис.26:9).

Шотландский проповедник 18 века Роберт Макчейн был молодым человеком, однако, уровень его молитвенной жизни был необычайно высок. Его друг писал о нем: «…этот человек…вступил в тайные места пребывания святости Божьей, и поэтому в его словах «святой Отец» слово «Отец» включало в себя целый мир! Бог являлся Отцом этого человека. По тому, как произносилось это слово, вы могли увидеть и почувствовать, что этот человек – сын Бога. Но, кроме всего этого, какие звучали прошения! Как они были богаты, полны и духовны. Каждая фраза и слово были библейскими, а вся молитва, казалось, была новой главой из Библии…».

Пастор Макчейн был продвинут в молитве по той причине, что просил Господа научить его молиться и боролся за чистоту своего сердца. В 23 года он писал: «есть ли в моем сердце желание сделаться полностью святым? Нет ли там греха, который я хотел бы утаить? Господи, Ты знаешь все – Ты знаешь, что я ненавижу всякий грех и хочу стать похожим на Тебя!».

Читайте так же:  Молитва на мак от врагов

Господи! Научи нас молиться действенной молитвой!

Молитва Христа также мощно воздействовала на сердце человека, как и проповедь. Безымянный ученик был так впечатлен молитвой Иисуса, что взмолился о том, чтобы научиться молитве. Настоящая молитва никого не оставляет равнодушным и не бывает тщетной.

В течение первых четырех столетий христианская церковь была сильна молитвой. Ириней Лионский, крупнейший богослов второго века писал:

«Они [еретики] не могут воскресить мертвого, как воскрешали Господь и апостолы своей молитвою или как часто случалось, что когда среди братьев возникала нужда, то вся поместная Церковь пребывала в посте и усиленной молитве, и душа умершего возвращалась: человек был дарован по молитвам святых».

Когда христианская церковь стала государственной во временя Константина, этот огонь молитвы почти погас, сменившись формальным произношением молитвы священниками. Во времена духовных пробуждений огонь действенной молитвы вспыхивал вновь, вызывая неподдельный интерес людей.

Когда полковник царской армии Василий Александрович Пашков узнал, что его жена пригласила в дом благовестника лорда Редстока, он небрежно заметил: «Какая пошлость! И охота людям слушать бессмысленного болтуна!». Однако во время молитвы этого благословенного мужа Божьего Пашкову открылось его состояние пред Богом. «Был день в моей жизни, — писал позже В.А. Пашков в письме русскому послу в Париже,- когда я увидел себя осужденным пред престолом суда святого Бога, ненавидящего грех. Слово Его при действии Духа Святого достигло меня и пробудило мою совесть».

Этот человек впоследствии много сделал для развития евангельского движения в России, за что был изгнан из страны по указу императора. Однако дело Божие не встало: искренние молитвы верующих продолжали приводить людей к спасению.

Ныне существует опасность угашения пламени молитвы как в церкви, так и в наших домах через обольщения суетой или незаконными наслаждениями.

Один известный актер на время съемок фильма о священнослужителе воздерживался от алкоголя и никотина, потому что ему нужно было войти в роль. Некоторые христиане следуют этому методу, «освящая» себя перед воскресным днем или перед хлебопреломлением, а в остальные дни живут, как язычники. Как может пребывать дух молитвы в их сердцах?

Нам нужны мужчины и женщины, которые начали бы усердно просить: «Господи! Научи нас молиться действенной молитвой, чтобы слыша молитву Твоего Духа в нас и через нас, люди испытывали бы Твое целительное прикосновение!».

Господи! Научи нас молиться под Твоим руководством!

«…научи нас молиться…» (Лк. 11:1). Ученик не знал, как самостоятельно взойти на вершину молитвы и просил о руководстве в этом важном деле. Он сослался на опыт Иоанна Крестителя: «Если Иоанн научил своих учеников, почему бы Тебе не научить нас?» Мы могли бы перефразировать эту просьбу: «Господь! Столько людей ты сделал молитвенниками, неужели не можешь приобщить к ним и меня?»

Научить молиться под руководством Божьим – значит, молиться о побуждению и руководству Святого Духа, когда Он дает молитве вдохновение, тему, слова и сверхъестественное влияние, чтобы она несла наставление, утешение и обличение и молящемуся и слушающим его.

Когда в начале 20 годов И.С. Проханов выступил на православном съезде с воззванием от имени евангельских верующих, многие священники обратились к нему с просьбой переписать произнесенную им молитву, потому что она им очень понравилась. В ответ Иван Степанович развел руками: никак не могу помочь — молитва была дана Богом, а не выучена наизусть.

От молитв, дарованных Богом, не устанешь, ибо они пронзают сердце и вызывают желание молиться.

Все это ученик понял, слушая молящегося Христа. Его сердце зажглось желанием научиться молиться, и он сказал об этом Христу. Ответил ли Христос на это желание? Несомненно! Кажется, Он только и ждал этой просьбы и ныне миллиарды людей на всех континентах молятся по данному Христом образцу. Нельзя не согласиться с епископом Райлом: «И хотя мы не знаем, кто был тот ученик, весь мир будет помнить о том, что он сделал».

Благоговейно прочитаем эту молитву молитв!

«Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого». (Лук.11:2-5)

Возможно, ученики ожидали услышать от Иисуса Христа о каких-то неведанных ранее молитвенных методиках. Однако Он высказал идеи, которые были в некоторой степени уже им знакомы. Культурно-исторический комментарий Нового Завета сообщает: «Иудеи обычно обращались к Богу в молитве со словами: «Отец наш небесный», хотя изредка были и такие нежные обращения как «Авва» (папа; см. коммент. к Мк. 14:36). Одна из типичных еврейских молитв того времени (каддиш) начиналась словами: «Да прославится и святится Его… имя… да грядет Его царство».

Господь показал, что суть молитвы не сводится к определенной формуле. Этому нашлось бы, по крайней мере, три причины.

Прежде всего, формулы легко превращаются в магические заклинания, как у язычников. Вышеупомянутый комментарий сообщает: «Греки в своих молитвах перечисляли как можно больше титулов божества в надежде, что это привлечет его внимание. Молясь, язычники обычно напоминали о своих добрых делах и принесенных жертвах, пытаясь заставить божество исполнить обязательства, предусмотренные взаимным договором».

Далее, застывшие формулы не отражают сути отношений с Небесным Отцом, наполненных импровизацией, нежной любовью и непосредственной искренностью.

И, наконец, одна и та же молитвенная формула никак не охватит весь спектр человеческих переживаний. Разве вы станете читать молитву «Отче наш», отправляясь в церковь или на ответственную встречу, или у гроба любимого человека?

В своем поучении Христос оставил принципы, которые должны быть положены в основу молитвенной жизни. Это как в музыке: вы можете без знания музыкальной грамоты научиться играть «Собачий вальс» или «Чижик — пыжик». Но это не значит, что вы играете настоящую музыку. Настоящая музыка неизмеримо богаче. Ее можно сыграть, усвоив принципы музыкальной грамоты под руководством опытных педагогов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Молитва как главное дело жизни, как средство Божьего влияния на мир, как источник укрепления и утешения, тоже является результатом верного применения принципов, данных Иисусом Христом.

Проповедь ночная молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here