Содержание
- 1 Почему не могу читать молитвы
- 2 Молитва с побуждением, или Почему мы не хотим молиться?
- 3 «На вопрос: ответы православных священников христианам»
- 4 Как правильно читать молитвы дома
- 5 Что мешает молитве? Из бесед старца иеросхимонаха Сампсона (Сиверса) со своими духовными детьми
- 6 Почему молитвы могут не работать и как это исправить
- 7 Практические советы о молитве
- 8 Почему не могу читать молитвы
- 9 Почему ваши молитвы «не действуют»
Почему не могу читать молитвы
Здравствуйте, Батюшка! Я вчера отправила Вам вопрос, довольно сумбурно изложенный, относительно нехватки времени и боязни наступления дня, когда я скажу себе: сегодня не буду молиться. На самом же деле мне хотелось бы уточнить, что вопрос мой в следующем: когда наступает такое состояние, что не хочется молиться, и приходиться себя заставлять, то во время молитвы, конечно же, присутствуют разные посторонние мысли. И бывает, что чувствуешь себя настолько беспомощным в том, что не можешь их отогнать, не можешь молиться СЕРДЦЕМ, а не только устами. Батюшка, ведь такая молитва — это грех, я знаю. Но если все же так случается, что лучше: вовсе не молиться (если приходится себя заставлять), или молиться вот так. плавая в этих своих мелких посторонних мыслях, и лишь в некоторые моменты ловя себя на том, что ты как бы очнулся, что вник в те слова, которые произносят уста?
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
Мысль о том, что иногда молитва может быть человеку в грех, встречается уже в священных ветхозаветных книгах: «молитва его да будет в грех» (Пс.108:7) «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость» (Прит.28:9). Молитва бывает в грех тогда, когда человек совершает ее лицемерно или в состоянии озлобления. Она также может быть в осуждение, когда человек произносит ее с явным небрежением, ибо во время моления человек общается с Богом. Неумелая, рассеянная молитва, если она творится искренне, в вину нам не ставится. Когда ребенок еще не научился хорошо говорить, но очень хочет общаться с отцом, разве родитель будет им недоволен. Совершенная молитва – дело совершенных. Св. Иоанн Лествичник говорит: «непрестанно борись с парением твоих мыслей, и когда ум рассеялся, собирай его к себе; ибо от новоначальных послушников Бог не ищет молитвы без парения. Потому не скорби, будучи расхищаем мыслями. Благодушествуй и непрестанно воззывай ум ко вниманию; ибо никогда не быть расхищаему мыслями свойственно одному Ангелу» (Слово 4-е. 92).
Св. праведный Иоанн Кронштадтский, прежде чем обрел дар совершенной молитвы, горячо просил об этом Бога. И нам надо молиться об этом. Призывая помощь Бога, необходимо и свои прилагать старания. Слова Спасителя «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12) относятся и к молитвенной жизни. Чем больше человек упражняется в молитве, тем быстрей к нему придет навык в этом деле. Нужно удаляться от всего суетного, что возбуждает чувства и пленяет ум. Если человек посидел у телевизора и стал на молитву, то вряд ли будет совершать ее с вниманием. Сознание его наполнено только что полученной информацией. На молитву надо настроиться. Хорошо в течении нескольких минут собрать себя и приготовиться к общению с Богом. По мере духовного роста будет совершенствоваться и молитва.
Молитва с побуждением, или Почему мы не хотим молиться?
Почему так тяжело бывает приступить к молитве и выполнять постоянно одно и то же молитвенное правило? Почему поводом для нашего молитвенного устремления к Богу чаще становятся какие-то чрезвычайные происшествия? Ведь очень часто именно резкое изменение в плавном течении жизни подвигает нас к молитве и к размышлениям о том, почему это произошло и как мне дальше жить.
Искать ответ на вопрос: «Почему это произошло?» — необходимо только в молитве. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом… примирение с Богом… источник добродетелей… указание надежды, уничтожение печали… зеркало духовного возрастания». Но часто молитву в трудной ситуации люди воспринимают как заклинание, которое надо произнести, чтобы все стало хорошо. То есть так, как хотим мы.
Наверное, многим православным христианам приходилось отвечать на вопрос: «Мы заказывали сорокоуст, молебен, но лучше не стало. Почему Бог не помог?». И ответить на него сложно, ведь собеседник в принципе не очень понимает — что же такое молитва?
Да и сами мы порой забываем, что молитва — это не только словесное обращение к Богу за срочным разрешением наших проблем. Прежде всего, это тяжелый, кропотливый и долгосрочный труд. Преподобный Варсонофий Оптинский пишет: «Самое трудное — молитва. Всякая добродетель от упражнения обращается в навык, а молитва до самой смерти требует побуждения, следовательно, подвига. Молитва трудна, так как ей противится наш ветхий человек, но она трудна еще и потому, что враг со всей силою восстает на молящегося. Даже святые, уж кажется, должны бы только утешаться молитвой, но по временам она и для них трудна».
Молитвенное делание требует от нас не только стремления и времени, но прежде всего концентрации всех наших сил. Молитва за ближнего должна стать фактически тем трудом, который мы могли бы осуществить во благо ближнего. Иногда ради помощи близкому человеку мы должны как бы прожить часть его жизни, оставаясь при этом самим собой. Все наши силы, все наше устремление должно быть направлено на близкого человека.
Как часто мы в какой-то сложной ситуации заказываем молебен, ставим свечки, передаем записки в паломническую поездку, отправляем смс-сообщение с просьбой помолиться, а сами в храме молимся 10–15 минут. Но это, можно сказать, начало молитвенного труда, о котором говорят святые отцы. А дальше в нашей молитве должны проявляться побуждение, подвиг, труд. Недаром преподобный Силуан Афонский говорил: «Молиться за людей — это кровь проливать». А слова апостола Павла непрестанно молитесь (1 Фес. 5, 17) стали назиданием для всех христиан и образцом молитвословия для многих святых отцов, настойчиво рекомендовавших постоянную молитву. Например, Оптинские старцы советовали произносить Иисусову молитву как можно чаще, но не искать при этом каких-то особых приятных чувств, духовных утешений и наслаждений.
Ежедневно можно и нужно размышлять о том, что есть наша молитва, насколько в ней присутствует побуждение, подвиг и труд. Размышляя об этом, можно убедиться, что вместо побуждения нами может руководить привычка или просто боязнь не вычитать молитвенное правило; вместо подвига — искание легких условий для молитвы, а вместо глубокого осознанного труда — вычитывание слов молитвы.
Исполняя молитвенное правило, мы прежде всего должны обращать все свое внимание на ум. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Отечнике» приводит такой пример:
— Поведал некий ученик о своем отце: «Однажды мы совершали правило. Я читал псалмы и пропустил одно слово, не обратив на это внимания. Когда мы окончили службу, старец сказал мне: “Я, совершая мое служение, представляю себе, что передо мной горит огонь, потому ум мой не может уклониться направо или налево. Где же был твой ум, когда ты пропустил слово псалма? Разве ты не знаешь, что, молясь, ты стоишь перед Богом и говоришь Богу?”».
Может быть, от того, что молитва перестает быть для каждого отдельного человека настоящим трудом, она не приносит плода и остается «не услышанной». Мы совершенно забываем о том, сколько святые отцы посвящали времени и сил молитве. Почти 50 лет прожила в пустыне преподобная Мария Египетская, и молитва была ее единственным деланием. Преподобный Серафим Саровский 1000 дней и ночей провел в молитвенном стоянии на камне, сходя с него только для краткого отдыха и подкрепления скудной пищей. Святой праведный Иоанн Кронштадтский ежедневно служил Божественную литургию на протяжении 50 лет. Примеров самоотверженного молитвенного подвига можно привести много.
Когда молитва наполняется побуждением, подвигом и трудом, тогда она наполняется смыслом и силой. А обиды и непонимание (я молился, а меня не услышали) — это повод повнимательнее посмотреть на себя. Со всей строгостью к себе начать поиск ошибок и со вниманием следить за любым движением своего сердца. И когда в нашей молитве начнут появляться побуждение, подвиг, труд во всей полноте этих слов, тогда мы начнем хоть немного, но находить ответы на наши вопросы. И хотя бы в малой степени начнем видеть волю Божию в своей жизни и сможем понять, почему именно с нами произошло именно это событие.
«На вопрос: ответы православных священников христианам»
Здесь можно получить или найти ответы православных священников на вопросы, касающиеся ваших духовных поисков или получить духовную консультацию по бытовым, житейским вопросам.
Задать вопрос православному священнику очень просто:
В «Елицах» работает проект «Вопросы батюшке» https://dialog.elitsy.ru
Каждый православный христианин должен совершенствовать свои знания о православной вере.
Что делать, если не получается молиться?
Вопрос: «Что делать, если молитва «не идет», а именно вечернее и утреннее правило? Некоторые святые отцы пишут, все равно трудиться и читать, а некоторые отложить: «Ибо недостойная молитва – это еще больший грех, это оскорбление Господа» Вот, иногда, устаешь и думаешь: стоя — нет сил читать молитвенное правило, а сидя – не достойно как-то, стыдно. Так же и с помыслами, если лезут они: ну, как не побороть, откладывать ли правило до вдохновения или все же трудиться?»
Как правильно читать молитвы дома
Сила молитв неоспорима. Однако и читать их надо так, чтобы они действовали. О чем нельзя и можно просить и обязательно ли читать только канонические молитвы — все эти вопросы часто возникают у верующих.
Слова очень сильно влияют на сознание человека. Тем более, если речь идет об обращении к Богу. Нередко говорят, что молитва может изменить Судьбу и жизнь, и это действительно так. Верующий человек стремится молиться, а значит, рано или поздно начинает задумываться над тем как это делать. Основные вопросы бывают следующие:
- что предпочесть: канонический текст молитвы или излагать просьбу своими словами?
- молиться нужно в одиночестве или вместе с семьей?
- лучше читать молитву вслух или про себя?
На самом деле, это — не настолько сложные вопросы. Многое зависит от ситуации и смысла вашей молитвы. Необходимо понимать, что для определенных случаев есть канонические молитвы, которые необходимо читать так, как они написаны в оригинале. К ним относятся, например, утренние молитвы и вечерние правила, а также молитвы перед приемом пищи. Их необходимо читать всем вместе и вслух. Конечно же, текст молитвы может произносить один человек, но все члены семьи будут присутствовать, проговаривая текст про себя и вместе произнесут в конце слово «аминь».
В христианстве есть очень сильные молитвы, с которыми обращаются к святым покровителям, Деве Марии и Богу. Они передавались веками и важны тем, что в них подобраны наиболее точные слова. Совершенно особенной является молитва «Отче наш». Ее текст обязательно нужно знать каждому верующему человеку. Эту молитву используют в очень многих жизненных ситуациях, потому что она оказывается самой сильной из всех молитв. Читая ее, вы всегда ставите себя под защиту Господа.
Как правильно читать каноническую молитву
Молитвы написаны церковным языком, а значит, иногда могут возникать затруднения с пониманием текста. Если вы не будете точно понимать того, что читаете, тоне утруждайте себя ее чтением: разве есть в этом смысл? Молитва — это осознанное обращение к Богу. Поэтому перед чтением канонической молитвы посмотрите либо ее перевод на современный язык или попросите священника пояснить текст молитвы.
Поскольку молятся перед иконами, заведите в доме красный уголок. Стоя перед ними вы будете как бы воссоздавать ощущение близкое к посещению церкви. Молиться перед иконами можно и во время личного обращения, и тогда, когда вы молитесь всей семьей. Молитвы могут произноситься по книжке, но вы скоро поймете, что намного удобнее читать наизусть. Их не обязательно заучивать специально: при постоянном чтении молитв текст сам будет запоминаться.
Одиночная молитва: о чем просить?
Помимо молитв, которые можно и нужно читать всей семьей, часто верующему человеку хочется пообщаться с Господом наедине, попросить о чем-то сокровенном. И это совершенно нормально. Ведь такое обращение может быть самым искренним, особенно если речь идет о раскаянии в чем-то. Поэтому молиться в одиночестве даже нужно.
Нередко под вопрос ставят просьбы о земных благах. Ведь для верующего человека намного важнее должен быть его внутренний мир, чем материальное благополучие. В целом, все верно, и духовное развитие ставится выше земных и проходящих удобств. Но с другой стороны, человек имеет потребности, которые необходимо удовлетворять: полезная еда, крепкий здоровый сон, теплый и уютный дом.
Молиться о достатке и благополучие — нормально. Но все-таки просьбы о спасении души должны быть в приоритете. Тем более, что земных благ вполне можно добиться самостоятельно, а Господа попросить о том, чтобы помог в сложных начинаниях. Также не забывайте молиться и о близких, прося для них здоровья и счастья.
Чтение молитв — очень личное дело. Порой к нему очень тяжело приучить детей. Если ребенок этому сопротивляется, то покажите ему пример. Не заставляйте его молиться, а пусть он увидит, как это делаете вы. В результате он сам станет за вами повторять.
Читать молитвы нужно не впопыхах, не по привычке, а именно с обращением к Богу, как бы чувствуя каждый раз облегчение и некоторое очищение в душе. Поэтому если в вашей семье есть атеист, не принуждайте. Уважайте друг друга и помните, что даже у ребенка есть выбор верить в Бога или нет. Осуждение здесь не приемлемо.
То, что вам помогает ваши молитвы вы всегда поймете и узнаете, потому что ваш ангел-хранитель всегда вам помогает. При помощи нашего бесплатного теста вы даже можете узнать как он это делает. Чаще посещайте церковь и не забывайте нажимать на кнопки и
Что мешает молитве? Из бесед старца иеросхимонаха Сампсона (Сиверса) со своими духовными детьми
А вот пришел конец, время давать отчет — и вот тяжко и больно, и страшно. По-моему, у всех это так! Одни занимаются отдыхом, другие занимаются квартирой, третьи занимаются каким-нибудь увлечением и теряют чувство «быть в себе». Вы заметьте, что когда мы молимся, мы не всегда молимся от всего своего сознания, хотя часто и от ума. Как преподобные молились; они молились от сердца, через ум, всем своим сознанием, всем своим присутствием. Как мы говорим обычно, «со всей серьезностью».
Как преподобный Серафим Саровский рассказывает. Как бы вне тела бывает: плачущим и рыдающим, а потом — торжествующим и ликующим, благодарящим. Одно за другим последует обязательно.
Вот это — самое сладкое, что есть на земле, вот это состояние христианское, оно как раз и есть причина радости на земле, единственной радости, и осмысленное бытие на земле.
Вы никогда не спрашивали себя: почему я сегодня не могу молиться, восстав от сна. Голова отдохнула, кости отдохнули, ничего не болит. А почему же не хочется молиться, почему трудно мне молиться, неужели матушка-лень во мне еще сидит после семи часов сна и больше. Конечно, надо искать причину в чем-то другом. Тут лень не при чем. Это значит укоризны совести от нечистого сердца. Значит, надо скорее сесть за стол, взять карандаш и бумажку и вспомнить, что же такое было, что я сказал плохого вчера, днем или вечером ли, что я подумал плохого? Или что мне хочется плохого? Что меня лишает способности и права молиться? Не забудете, да? Способности и права молиться, да?
Бывает так, что мы способны, но мы не имеем права. Мы кого-то не хотим простить, и не можем простить, и не пытаемся простить, да? Мы злопамятные, да?
А если мы знаем, что мы человека оби-дели или огорчили, и вспомнили и знаем, что, вероятно, он молиться не может, потому что он обижен, если он не спохватился и не нашел сил меня оправдать и извинить, значит, он не молится. Он помрачен, да?
Он сегодня не христианин. Его покинул Ангел-Хранитель. А виноват я.
— Ему кажется от своего себялюбия, от своей гордости, от своего большого «я» о себе.
— А как психологически ? Вот он уверен, что он людей любит.
— По делам, по делам нашего сердца, а не по делам акта. Покажи дела, а не настроение.
Начинать надо день непременно помолясь. От молитвенного делания появляется боговедение, богопознание. Богопознание невозможно приобрести книгами, чтением, а только молитвенным деланием, плачем и воплем, коротенькими маленькими молитвами.
А мы молимся в состоянии смущенности, мы чувствуем, что мы дерзко просим и молимся. Нам не хочется сказать: «Да будет воля Твоя во всем, во всем да будет воля Твоя». Это наше несмирение, наша непокорность. Когда мы с таким состоянием молимся, у нас бывает состояние нерадости, нетихости — это барометр молитвы. А барометр услышания — это мирность, тихость, тихая радость, да? А когда этой тихой радости нет — что-то такое было незаконно. Потому что даже печаль может быть законная, но без оттенка языческого отчаяния.
Мне очень тяжело оставлять некоторых здесь, которые, по-моему, не успели приготовить себя к вечному радованию! Я себя ежедневно к этому готовлю. Я гляжу на них и мне горько плачется, что я не смею показать себя этим людям, потому что вовремя они не проявили энергию, настойчивость, да? От веры. Себя перестроить, себя перебороть, себя переделать. Нежили себя, откладывали на потом, мол, успею.
Ну если этого не послушают, я не знаю На их месте я приложил бы последнюю меру — милостыню, милостыня выкупае: грехи, милостыня выпрашивает прощение грехов. Постарайтесь убедить таких людей, приучить их все продавать, все отдавать и искать самому, как бы отдать, но, конечно, не богатеям, а тем, кто нуждается. Это основная, первая задача — искать этих нуждающихся бедняков и тратить на них деньги.
Были такие юродивые угодники Божии, подвижники XVIII столетия: они свое имущество несли на толчок-базар, продавали, чтобы эти деньги отдать милостыней. Какие они были хитрые! все утро стоят на толчке, продают свои юбки, свои рубашки, свои разные имущества — фонари свои, там, керосиновые лампы. Самовар продает, чтобы заработать, скажем, 2,5 рубля и отдать это старухе какой-нибудь. Вот эти люди спасутся милостыней!
Видео (кликните для воспроизведения). |
Святые отцы — это дети Благодати Святого Духа. А последствия этого действия благодати — когда сердце оправдывает. Оно любит, оно может говорить о нем хорошо и может о нем помолиться. Оно не помнит обиды и зла.
«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» — это единственное условие для услышания, для спасения. Ничем формальным Бога ведь не купишь! Закон Божий — это абсолютный закон! Вот почему нам бывает так больно и тяжело, когда мы встречаем нехристианские души, сердца, не имеющие намерения, даже желания, не только способности, простить. «А чего, — спрашиваешь, — чего ж ты не можешь простить?» — «Потому что меня не любят, и я не буду любить!»
Самое страшное именно не простить и не любить. И сердцем враждовать. Это три основных причины. Господь блудника, разбойника, вора, фарисея простит, но такой души Он не простит.
Почему молитвы могут не работать и как это исправить
Иногда нам кажется, что наши молитвы остаются неуслышанными. Такое действительно может быть, и на это можно посмотреть с точки зрения религии и биоэнергетики. Советы экспертов помогут вам решить эту проблему.
Многие задумываются лишь о тексте молитв, но не помнят о том, как правильно молиться. В духовных вопросах гораздо важнее желание, а не сам процесс. Если вы хотите связаться с Богом, достаточно лишь захотеть этого всей душой.
Мнение церкви о молитвах
Молитвы должны исходить от чистого сердца. Нельзя читать их абсолютно бездумно. Священнослужители говорят, что Бог слышит все, что мы говорим или думаем, но только слова, идущие от души, он воспринимает всерьез. За плохие мысли и слова он нас наказывает, а за молитвы награждает милостью своей.
Совсем не обязательно читать молитвы в таком виде, в каком мы привыкли их слышать. Христианин должен знать «Отче наш», но в остальном можно попросить у Господа любви или здоровья простыми словами, не заучивая огромные молитвы. Можно читать их с листка, можно выучить, но нельзя забывать, что важен их смысл. Они могут не работать, если человек читает их бездумно. Кажется, что человек делает нечто полезное, но если он не вдумывается в слова, они не имеют силы.
Кто-то считает, что для того, чтобы молитвы были услышаны, обязательно нужно ходить в церковь. Туда и вправду стоит ходить почаще, но никто не говорит о том, что там Бог лучше воспринимает любые ваши просьбы и прошения. Он милостив к нам, поэтому принимает молитвы в любом их виде, в любом месте, если на то есть причина и если ваши намерения чисты.
Самыми лучшими молитвами, по мнению церкви, считаются благодарственные. Дело в том, что люди почти все время чего-то просят у Бога, но мало кто Его по-настоящему от чистого сердца благодарит. Нужно благодарить его за пищу, которую Он дает, за здоровье, которое у нас есть, за то, что нас кто-то любит. Важно иногда смотреть на свою жизнь как бы со стороны, оценивая то, что есть, и благодаря за это Бога. Такие молитвы считаются очень важными.
Мнение специалистов по биоэнергетике
Оно никак не расходится с мнением церкви. Чтобы молитвы работали, необходимо вдумываться в каждое слово и верить в то, что это произойдет. Тут можно провести аналогию с аффирмациями, которые требуют не просто бездумного повторения, а веры в то, что вы говорите. Без этого ничего не получится.
Важно особое состояние вашего сознания в момент молитвы. Эксперты утверждают, что самое лучшее время для молитвы — утро, когда ваш мозг не загружен проблемами и неурядицами, мыслями о чем-то постороннем. Утренние молитвы самые лучшие, потому что на них сфокусироваться проще и быстрее всего. Вечерние молитвы более сложные, потому что за день накапливаются негативные эмоции, от которых сложнее абстрагироваться.
Очистить сознание для молитвы помогут простые медитации. Нужно начать с восстановления дыхания. Глубокие и медленные вдохи и выдохи в течение пары минут успокоят нервную систему. Это очень важно, когда вы пытаетесь сосредоточиться для чтения молитвы. Далее необходимо представить себе какое-то место, в котором вам находиться приятнее всего. Это могут быть горы, пустыня, река, море, лес. В тот момент, когда вы сможете абстрагироваться от посторонних мыслей и не думать о проблемах, нужно начинать молиться.
Читая молитвы о здравии, о прощении грехов, о работе, важно следовать своему сердцу. Совсем не обязательно заучивать длинные молитвы — достаточно знать, чего вы хотите, и верить в то, что Бог вас слышит. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и
Практические советы о молитве
Практические советы о том, как правильно молиться.
И еще небольшое объявление
Дорогие! Я хочу сказать, что всем благодарен за добрые слова, за терпимое отношение, за знаки любви, которые вы мне и моей семье иногда оказываете.
У меня же самого бывает очень мало времени на общение с вами. Кто-то грустно сидит на скамейке в храме, пока я занят, кто-то ждет моего ответа на письмо, на СМС-ку… Хочется всех обнять, ко всем прийти в гости, со всеми усесться за добрый стол и пообщаться… Но ловишь себя на мысли, что это невозможно. И как ни пытаюсь, не получается.
Последнее время я много думал: как отблагодарить вас? И мне пришла вот какая идея. Я с радостью возьму на себя послушание молиться за вас и ваших близких весь Великий пост. Как говорится, и мне полезно, и вам приятно
Итак, вы можете написать имена ваших близких (пожалуйста, только самых дорогих людей, потому что писем может быть много) и прислать мне по известному адресу: [email protected]
Я из этих имен составлю списки, которые распечатаю. Один список будет в храме, и я буду поминать его за каждым богослужением во время Великого по ста, другой список будет храниться дома, и я ежедневно буду поминать его на вечерней молитве.
Списки будут о здравии и о упокоении, поэтому прошу писать и ваших живых, и ваших усопших.
Несколько мыслей в дополнение к этой акции:
1. Имена принимаются в течение недели до 21 часа 26 февраля, то есть вечера Прощеного воскресенья. В 21 час я перестаю принимать записки и занимаюсь их распечатыванием и оформлением в свой синодик. Простите, пожалуйста, но потом мне подшиванием отдельных записок заниматься будет сложно.
2. Благодарить меня не надо! Мне было бы удобней, если бы вы написали просто записку с именами: о здравии и о упокоении.
3. Не пишите имена в комментарии к этой записи! Пишите их в почту, которую я дал чуть выше.
4. Свой список имен может прислать любой человек. Подписываться под письмом необязательно. Единственная просьба, чтобы это был верующий человек и его список имен не был насмешкой, издевательством, именами, взятыми, смеха ради, из головы. Нам часто приходится банить таких насмешников, которые пишут гадости на сайт. Если кто-то дерзнет так поступить, гнев Божий падет на головы кощунников.
А чтобы продолжить тему молитвы, я предложу вам интересную главу из книги «О молитве», вышедшей ровно 10 лет назад. Написана эта глава моей женой Елизаветой Пархоменко.
Скоро я размещу на сайте всю нашу книгу, а пока – глава…
Беседа о том, как научиться молиться правильно Некоторые практические советы
Один пожилой священник рассказывал о том, как когда-то в юности получил важный совет, которому успешно следовал всю свою жизнь. Он обратился к опытному священнику с просьбой дать совет, как правильно молиться. Молодой человек ожидал, что тот прочитает ему краткую лекцию о молитве, даст конкретные указания на этот счет. Священник же ответил несколькими словами, он сказал: «Просто разговаривай с Богом». И тот священник, которому был дан этот совет, говорил, что всю жизнь, начиная молиться, он вспоминал этот предельно простой совет, и всю жизнь это помогало ему и вдохновляло его на молитву. Этот предельно простой совет хорошо и нам тоже всегда помнить. Если каждая наша молитва будет беседой с Богом, пусть не сразу полноценной, но искренней, то, безусловно, мы сможем достичь в деле молитвы больших высот. Мы знаем примеры многих святых, которые, едва обратившись к Богу, уходили в безлюдные места и всю оставшуюся жизнь взывали к Господу. В минуты радости они благодарили и славили Творца, в минуты отчаяния взывали о помощи. Когда наваливалась усталость – просили сил и усердия, когда случались беды – умоляли подать терпения и смирения, во время бесовских нападений просили защиты. Так вся их жизнь проходила в постоянном общении с Господом, и они достигали высот святости.
Однако Предание Церкви хранит множество советов касательно молитвы. За две тысячи лет существования Церкви, множество святых прошли сложный и опасный путь молитвы. И нам незачем начинать с нуля. Гораздо разумнее будет прислушаться к голосу Церкви и идти по пути молитвы не на ощупь, путем проб и ошибок, которые могут стоить нам психического здоровья или даже гибели души, а по дороге, проторенной великим множеством святых. Наверное, особенно важен этот опыт для нас, людей, живущих в миру, нагруженных множеством обязанностей и не имеющих возможности день и ночь без устали взывать к Богу. Да и зачем пытаться найти тропу в глухом, опасном лесу, когда множество лучших проводников предлагает нам в помощь свой опыт, свои знания. Попытаемся привести здесь основные рекомендации, которые помогут нам успешно продвигаться в деле молитвы.
Святые подвижники настоятельно советуют нам молиться умом. На определенном этапе нашего духовного роста ум под действием благодати соединится с чувствами. Тогда чувства будут участвовать в молитве во всей полноте. Они займут положенное им, правильное место в человеческом естестве и будут под надзором духа восходить к Богу. Это будет молитва преображенными чувствами, и в ней не будет и тени того надрыва и напряжения, которые так свойственны нашей страстной душе.
Если чувства рождаются сами, мы, конечно, не должны их гнать совсем. Но должны внимательно следить, чтобы не возникало состояния эмоциональной напряженности. Для этого необходимо стараться, как уже говорилось, все чувства переживать умом. Эта рекомендация кому-то может показаться не вполне понятной. Но существуют и более конкретные указания, как избежать опасности оказаться во власти чувственной молитвы. Вот они.
Во-первых, не должно быть напряжено тело. Оно и не должно быть расслаблено, конечно. Нужно держать его в спокойном, собранном состоянии. И молитва не должна отражаться ни в теле, ни на лице. То есть, недопустимы никакие заламывания рук или страстное прижимание их к груди и т.п. То же касается состояния лица: мышцы не должны никак участвовать в молитве, лицо должно быть совершенно спокойно, а не напряжено.
Во-вторых, молимся ли мы вслух или про себя, надо стараться произносить слова ровно и спокойно, с минимальным интонационным выражением. Вспомним древнерусское богослужебное чтение на одной ноте и медленное, однообразное знаменное пение. Все это должно было помочь молящемуся войти в правильный, душевно трезвенный, строй молитвы.
И, наконец, важно следить, чтобы в нашем сознании во время молитвы не возникало никаких образов. Нельзя представлять себе Бога, святых, и вообще ничего. Это бывает особенно трудно выполнимо для одаренных в этой области людей, к примеру, художников. Однако образы, которые рождаются в нашем сознании, не отражают достоверно Божественную реальность, а чаще всего и искажают ее. Кроме того, они могут вызвать неправильный отклик в наших чувствах, которые очень трудно сохранять в состоянии относительного бесстрастия.
В молитве чрезвычайно важно быть в той же мере рассудительными и практичными, в какой и ревностными . Особенно актуально это правило для мирского человека. Суета и множество повседневных обязанностей так и жаждут погасить первоначальное рвение христианина, переключить его внимание с предметов вечных на временные и преходящие. Бесчисленные развлечения, которые предлагает мир, так и манят при первых же сложностях отказаться от молитвы и отдать им все свое свободное время. Не то у монахов, весь строй жизни которых помогает снова и снова приниматься за дело молитвы, если оно было на какое-то время оставлено. Мирскому же человеку при неудаче гораздо сложнее не забросить молитву совсем, поэтому ему особенно важна в деле молитвы рассудительность.
В жизни мы можем пустить на самотек второстепенные дела, выполнение которых не так уж обязательно для нас. Но если необходимо добиться результата, то придется постоянно трудиться, независимо от того, есть в данный момент настроение, или его нет. Так, если хозяйка хочет чтобы в ее квартире был порядок, она должна постоянно его поддерживать. Если же она будет заниматься уборкой только когда захочется, то лишь иногда в квартире будет чистота, обычно же грязь и беспорядок. И в целом пользы квартире от такой уборки по вдохновению будет мало.
Итак, чтобы наша молитва не осталась бесплодной, а навела порядок в душе, распланируем заранее день и выделим определенное врем я для молитвы. В православной аскетике установленный заранее распорядок молитвы называется молитвенным правилом. Молитвенное правило имели и исполняли даже великие подвижники. Потому что правило организует, не дает расслабиться и облениться, с одной стороны, с другой же, словами свт. Феофана Затворника, позволяет «ревность держать в своей мере».
Чтобы не отвлекаться и не поглядывать все время на часы, удобно завести на определенное время будильник. И в эти минуты постараться отключиться от всего постороннего и предельно внимательно произносить слова молитвы. Но об этом – в следующей беседе.
Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою.
Молитва вечерняя
Почему не могу читать молитвы
Написано превосходно! Мне только момент с акафистами несколько смущает, что ли. Почему именно акафисты нужно читать? Не каноны, например? Почему человек не может того или иного святого просить собственными, наболевшими словами? Мне кажется, что может. Для усиления молитвы можно добавить посильный.
Написано превосходно! Мне только момент с акафистами несколько смущает, что ли. Почему именно акафисты нужно читать? Не каноны, например? Почему человек не может того или иного святого просить собственными, наболевшими словами? Мне кажется, что может. Для усиления молитвы можно добавить посильный пост, попытаться побороться с вредными имеющимися привычками, чаще приходить на исповедь и причастие. Просить и просить, просить и просить, просить и просить. хоть до хрипоты, но просить и просить, неотступно, как в Евангелии просили Христа: слепой Вартимей, жена хананиянка, прокажённые и другие.
Почему ваши молитвы «не действуют»
Жаль, но я не могу сказать, что моя молитвенная жизнь – это образец искренности и ревностной веры.
Но, если уж быть честным до конца.
Молитва – это самая проблематичная область в моей жизни с Богом. Для меня настоящая проблема выделить время для молитвы. Мне трудно найти подходящее место для молитвы. У меня не получается молиться вдохновенно о серьёзных вещах с огромной верой. Я не могу проявлять постоянство в молитве и молюсь недостаточно усердно. Я даже иногда не молюсь, когда даю обещание помолиться о ком-то.
В моём случае дело не в том, что я не вполне доверяю силе Божьей, просто я всё время впадаю в искушение превратить мою христианскую жизнь в список дел с пустыми квадратиками рядом, где я ставлю галочки «сделано».
Недавно я понял, что моя самая большая проблема заключается в том, что я делаю всё по привычке, на «автомате».
Мне нравится время совместной молитвы в нашей церкви, потому что там я вспоминаю, что молиться нужно с верой и предвкушением ответа. Мы собираемся каждую неделю на час, и это воистину прекрасное время. Сразу видно, что все собравшиеся находятся в ожидании чудес. Потому что нет никакой другой видимой причины, чтобы люди сотнями приходили в одно место посреди рабочей недели, чтобы помолиться вместе. Мы все приходим туда для того, чтобы увидеть своими глазами, как будет действовать Бог.
Возможно, вы подумаете, что, если уж человек вкладывает столько усилий ради молитвы, то наверняка ожидает какого-то результата. Но уверяю, вполне возможно и ничего не ожидать.
В моём случае, дело не в том, что я не вполне доверяю силе Божьей; просто я всё время впадаю в искушение превратить мою христианскую жизнь в список дел с пустыми квадратиками рядом, где я ставлю галочки «сделано».
Молитва без ожидания ответа – это бессильная молитва.
Я превратил молитвы в религиозный обряд, вместо естественного следствия моих отношений с Богом. Вместо того, чтобы молиться с ожиданием ответа в сердце, я чаще всего произношу заученные избитые фразы. Я, как дисциплинированный ученик – делаю правильные движения, а радости не испытываю – просто считаю это своей обязанностью.
Молитва без предвкушения (ожидания ответа) – это бессильная молитва. И вот что я понял, глядя на полный зал молящихся – если я молюсь без предвкушения, то я молюсь без веры. А молитва без веры – это и не молитва вовсе, а пустая религия.
Молитва никогда не входила в список дел, и никогда не была пустозвоном. На самом деле, Иисус предупреждал насчёт такой бездушной пустой молитвы без веры в Матфея 6:7: «молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны».
«Бог либо даст нам то, о чём мы просим, либо то, о чём бы мы попросили, будь мы в курсе всех подробностей, как Он Сам»
— Тим Келлер.
Молитва – это просто разговор с Богом, в котором присутствует вера. Это действие с нашей стороны, когда мы в смирении приходим к могущему всё Богу со своими земными просьбами.
Я не думаю, что молитва должна состоять из каких-то специальных фраз или звучать как-то по-особенному, чтобы нас услышал Бог. Я не думаю, что надо непременно запираться где-нибудь в укромном месте или вставать на колени у изголовья. Я также не думаю, что Бога может впечатлить длинная молитва или разочарует короткая. Я думаю, что Он ждёт от нас честности и молитвы с верой, на какую мы только способны.
Мы можем всегда молиться с предвкушением ответа потому, что Бог всегда слышит и отвечает. Он не всегда отвечает «да», но Он всегда даёт нам лучшее, что нам нужно, не важно, понимаем мы это или нет. Тим Келлер говорит: «Бог либо даст нам то, о чём мы просим, либо то, о чём бы мы попросили, будь мы в курсе всех подробностей, как Он Сам».
Никогда не забывайте, что мы молимся Богу-Чудотворцу (Псалом 76:15). Богу, который воскрешает из мёртвых и исцеляет сломленных сердцем (Псалом 146:3). Богу, который делает слепых зрячими и даёт силу слабым (Исайя 40:29). Богу, который может сделать больше, чем мы можем представить или о чём можем просить (Ефес. 3:20).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Молитва обладает слишком большой силой, чтобы превращать её в религиозный обряд или рутину.
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.