Содержание
Духовная Помощь
Помимо всех женщин, которым доступ на Афон запрещен, многие православные христиане, особенно из России, Украины и Белоруссии сетуют на невозможность приехать по тем или иным причинам на Святую Гору, посетить богослужения и помолится перед чудотворными иконами в афонских монастырях. Поэтому мы получаем очень много писем с просьбами помолиться за них и их близких. Просят о разном: об исцелении, об избавлении от пристрастий, о даровании детей и любви. И наше монашеское братство, смирено молимся по каждому прошению, за сохранение мира и за спасение каждой души.
Мы хотим помочь как можно большему числу людей. Например, мы очень рады, что многие православные смогли прикоснуться к нашей святыне — Честному Поясу Пресвятой Богородицы, во время пребывания его в России в 2011 году. Наверняка, многие смогли убедиться в силе молитв перед этой святыней. Однако мир не стоит на месте. Нам бы хотелось установить постоянную связь и общение со всеми нуждающимися. И этот сайт был создан во Славу Божию и в помощь всем, кто нуждается в молитвенной поддержке. Через страницы сайта, мы хотим приблизить каждого к Афону и помочь найти здесь причал спасения для тех, кто хочет спастись.
Наше святогорское монашеское братство, приглашает вас присоединиться к нашей совместной с вами молитве — «Молитве по соглашению».
Традиция чтения Молитвы по соглашению в православии имеет давние корни. Она опирается на слова Спасителя из Евангелия от Матфея: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20) .
Суть молитвы заключается в том, что верующие люди договариваются молиться о чем-либо вместе: в одно и то же время они встают на молитву, хотя бы даже их разделяли тысячи километров. Для этого участниками молитвы по соглашению утверждается какое-то время, и каждый у себя ежедневно становится на молитву именно в условленное время суток. Если же у кого-то не получается каждый день молиться строго в определенное время, то можно добавить эту молитву к вечернему или утреннему правилу, ведь для Бога время не существует. Хотя, конечно же, желательно стараться молиться вместе в условленное время.
Святогорскими отцами дано благословение всем желающим присоединяться к чтению молитвы по соглашению ежедневно в 21:00 – по афинскому времени.
Молитвенная Помощь Афона
Наибольшим недугом нашего времени являются суетные помыслы, которые приносят одну душевную тяжесть. Исцелить от этого недуга может только Христос, подающий человеку душевную тишину, а вместе с ней — и вечность. Для этого достаточно человеку только покаяться и обратиться ко Христу.
Все мы, дорогие братья и сестры, нуждаемся в молитве. Каждая душа христианина жаждет в молитве излить свои нужды пред Небесным Отцом и получить от Него утешение, вразумление и помощь.
Если по какой-то причине, вам или вашим близким необходима молитвенная помощь и поддержка, то здесь вы сможете найти поддержку святогорской братии Афона и других православных христиан, присоединившись к нашей Молитве по Соглашению. Если вам необходима усиленная молитва, то вы можете заказать дополнительные требы: Молебен, Сорокоуст или Неусыпаемую Псалтирь. Также вы можете найти здесь Молитвослов, Акафистник и Священное Писание.
«Хочешь, чтобы твоя молитва стала сердечной и приятной Богу?
Сделай боль ближнего своей собственной болью. Одно–единственное сердечное воздыхание о ближнем принесет положительный результат.
Божественным извещением о том, что молитва приятна Богу,
является Божественное утешение, которое человек испытывает после молитвы»
(Старец Паисий Святогорец)
Желать спасения каждому человеку на земле, молиться не только за себя, родных и близких, но и о незнакомых нам людях и даже о врагах – Святое Евангелие называет это делом любви и вменяет в обязанность всякому христианину. Ведь любовь к ближнему — это заповедь Господня. И молитва за других – это высшее проявление любви, это духовная милостыня. Соразмерно жертве и молитве, которую человек приносит о себе и своем ближнем, он получит и помощь Божию.
Мир Вам!
Здесь вы можете оставить вашу молитвенную просьбу
и помолиться за других людей.
Благослови вас Господь!
Святая Гора Афон — путь между Небом и землей
Афон (Святая Гора), крупнейшее в мире средоточие православного монашества, расположенное в Греции на полуострове Айон-Орос (Святая Гора, Афонский полуостров). Это сердце и душа Православия. Здесь особенно чувствуется присутствие Божие. На Святой Горе, пребывающей под покровительством Божией Матери и называющейся уделом Пресвятой Богородицы, уже более тысячи лет непрестанно возносятся к Богу молитвы иноков.
Святая Гора была названа Садом Богородицы согласно преданию, которое гласит, что Богоматерь путешествовала на корабле вместе с апостолом Иоанном из Палестины на Кипр, чтобы посетить Лазаря, воскрешённого Господом, и страшный шторм заставил их высадиться на Афонский полуостров, в том месте, где сейчас находится Иверский монастырь. Богородица была восхищена местной природой и попросила у Сына и Бога Своего благословить эту землю и защитить всех тех, кто на ней проживает. В ответ послышался голос с неба, говорящий: «Мать моя, всё то, что ты попросила и за что помолилась, будет так навсегда, если и они будут блюсти мои заповеди. Отныне место это будет твоим уделом, и садом твоим, и раем, и причалом спасения для тех, кто хочет спастись.»
Пророческие слова о Святой Горе сбылись с совершенной точностью. Афон находящийся под покровом и защитой Божьей Матери, стал исключительно иноческой страной, монашеской обителью, соединившей в себе двадцать монастырей. В общественном мнении он воспринимается как самостоятельный остров, куда можно приехать только с одной целью – молиться Богу. Так как главным плодом в саду Богородицы является сердечная молитва, множество паломников посещает Святую Гору, для того чтобы обучиться умению возделывать молитву. А наше смиренное монашеское братство Афона, с молитвою от всего сердца желает, чтобы каждая молитва — как семя проростало и приносило добрый плод на пользу и спасение душам.
Афонская Молитва по Соглашению
У вас нет возможности посетить Святую Гору Афон, но вы хотите получить молитвенную помощь святогорских братьев? Предлагаем вам присоединиться к молитве по соглашению с афонскими монахами.
«Истинно также говорю вам, что если двое из вас
согласятся на земле просить о всяком деле, то,
чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
ибо, где двое или трое собраны во имя Мое,
там Я посреди них.»
(Евангелие от Матфея — Глава 18:18-20)
В этих словах Иисуса Христа, по его бесконечной милости, Он дает людям прямое указание, что если им нужна помощь или они находятся в безвыходной ситуации, то есть выход — сердечная молитва Господу Богу.
По благословению святогорских отцов, приглашаем присоединиться к нашей соборной молитве по соглашению.
Молитва по соглашению – это соборное воззвание людей к Богу, согласившихся совместно молиться в определенное время. И несмотря на то, что молящихся могут разделять многие километры, эта молитва является невероятно сильной и действенной!
Молитву по соглашению наши монастырские братья читают ежедневно в 21:00 по афинскому времени. Для других стран, каждый желающий сам определит свое время для чтения, в зависимости от своего часового пояса проживания. Если у кого-то не получается прочесть молитву в указанное время, можно добавить её к вечернему правилу.
Продолжительность чтения молитвы – не ограничена. Это может быть день, месяц, сорок дней, или больше. Каждая просьба может быть индивидуальной. Господь Бог Сам знает, что нам нужно.
Текст молитвы по соглашению
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Ты сказал пречистыми устами Твоими: «Истинно говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни просили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Непреложны словеса Твои, Господи, милосердие Твое бесприкладно и человеколюбию Твоему нет конца. Сего ради молим Тебя: даруй мне, и всем тем, кто возносит сейчас с нами соборную молитву, имена Ты их Господи знаешь Сам, согласившимся просить Тебя о духовном братстве; о стяжании молитвенного духа; о сострадании, милосердии и прощении; о даровании мира и любви; и о всяком прошении, просьбы которых Ты, Господи, знаешь Сам. Услышь также и мою просьбу и помоги мне (проговорите просьбу своими словами). Молим Тебя об исполнении наших прошений. Но да будет не так, как мы хотим, но как Ты, Господи — да будет во веки воля Твоя. Аминь.
Пламя свечи символизируем Святой Дух, и конечно же нашу молитву. Когда вы зажигаете свечу, ваше внимание фокусируется на молитве и просьбе которую вы возносите. Зажигая Молитвенную свечу вы присоединяетесь к нашей совместной молитве.
Помимо молитвы по соглашению, в зависимости, от вашей личной потребы, также советуем после совместной молитвы прочесть следующие Молитвы и Акафисты.
Также вы можете отдельно заказать Молебен, Сорокоуст, которые мы поминаем на молебнах перед Пресвятой Владычицей нашей Богородицей, а также на проскомидии за Божественной Литургией. Если вам необходима усиленная молитва, то вы можете заказать Неусыпаемую Псалтирь, которую монахи монастыря читают днем и ночью в течении 40 дней.
Молитвослов Афонский
В этом издании мы собрали для вас, боголюбивые читатели, молитвенный нектар с лугов, полных прекрасных благоухающих цветов афонских молитвословий. Это молитвы афонских древних подвижников Никодима Святогорца и Нила Мироточивого и тех, кто жил ближе к нашему времени: преподобных Силуана Афонского, Паисия Святогорца и Иосифа Исихаста. В сборник также вошли молитвы из наставлений и писем русских подвижников Горы Афон. Во вторую часть Афонского молитвослова включены редкие каноны и акафисты в честь афонских святынь и молитвословия святым: преподобным старцам Силуану и Паисию Величковскому, святым Савве и Симеону Сербским, пение молебное о недужных великомученику и целителю Пантелеимону и другие.
КАНОНЫ И АКАФИСТЫ АФОНСКИМ СВЯТЫМ И ПРЕД АФОНСКИМИ СВЯТЫНЯМИ
Канон общий Спасу Христу и святым Симеону и Савве
Канон Пресвятой Богородице пред Ее иконой Акафистной Зографской Предвозвестительницей)
Канон благодарственный Пресвятой Богородице по избавлении от болезни
Канон Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Достойно есть», или «Милующая»
Канон Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Избавительница»
Канон Пресвятой Богородице пред Ее иконой Иверской
Канон Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Отрада», или «Утешение»
Канон Пресвятой Богородице пред Ее иконой «Скоропослушница»
Канон молебный ко Пресвятой Владычице Богородице пред Ее иконой «Троеручица»
Акафист Божественным Архангелам Михаилу и Гавриилу
Канон всем преподобным отцам, на Святой Афонской Горе просиявшим
Акафист святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому
Акафист преподобному Никодиму Святогорцу
Канон святому великомученику Пантелеймону, о недужных
Канон преподобному Паисию Величковскому
Акафист преподобному Силуану Афонскому
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГИМНОГРАФИЯ АФОНА
Канон Божественному и поклоняемому Пресвятому Духу Параклиту
Канон святым благоверным князьям Петру и Февронии
Акафист преподобному Симеону Новому Богослову
«Молитва открывает небо»: афонский старец рассказал о том, как нужно молиться, чтобы Господь услышал
Содержимое
Молитва является таинством живого общения с Богом и основой духовной жизни верующего человека. О том, чего Господь ждет от нашей молитвы и за что вознаграждает просящего, рассказал а фонский старец Гавриил Карейский.
В современном мире многие из нас уделяют молитве второстепенное значение, ставя на первое место мирские заботы. Афонский монах учит тому, что главное, чем должен быть обеспокоен верующий человек — это то, как угодить Богу.
«В миру люди имеют свой бизнес и каждый печется о своём деле. Или посмотрите на чиновника: он зарабатывает свою ежедневную плату и озабочен лишь тем, как бы угодить начальнику. Каждый достигает своей выгоды: нужное приобретает, а ненужное продает. А нужно, чтобы ум наш всегда был занят тем, как угодить Богу», — говорит Гавриил Карейский.
Именно Господь дает нам в жизни и радости, и испытания, и только от Него зависит результат любого нашего труда.
«Бог не измеряет наш конечный результат, потому что результат нашего делания всегда зависит от Господа. В нашем духовном делании Господь измеряет наши усердия. В молитвенном делании Бог ждет от нас количества молитвы. А качество, то есть ее результаты, зависят от него самого. И дает Господь всегда то, чего мы достойны», — рассказывает афонский монах.
Для того, чтобы пояснить, как Господь оценивает наши молитвы, афонский старец приводит пример из Евангелия.
«В 21 главе от Иоанна рассказывается о том, как после Воскресения Господь явился ученикам. Апостол Петр обратился к ученикам: «Я иду ловить рыбу». Они отвечают: «И мы с тобой», и тотчас вошли в лодку и начали ловить. И в ту ночь не поймали ничего. А утром неожиданно явился им Господь на берегу, но ученики не узнали его. Христос спросил, есть ли у них какая-то пища, но ученики ответили: «Откуда? Мы не поймали ничего!». Тогда Господь велел им закинуть сети по правую сторону лодки. Только они закинули, и тут же не смогли вытащить сети от множества рыбы», — пересказывает отец Гавриил Святое Письмо.
История о рыбной ловле из Евангелия показывает, что Господь дает каждому по плодам его усердий. Старец Гавриил учит, ожидая от Бога результата, прикладывать все усилия к нашей молитве, потому что только она открывает перед нами двери Рая.
«Апостолы приложили усилия, а Бог дал им результат. Точно так же и мы прикладываем усилия в молитве и ждем результата от Бога. Только мы прикладываем усилия не к рыбной ловле, а к имени Божьему. Потому что имя Божие имеет освящающую силу. В имени Божьем почивает весь Бог всецело. Произноси Иисусову молитву непрестанно, и никогда не увидишь двери Рая закрытыми. Молитва открывает нам небо», — учит старец Гавриил.
Когда весь мир спит или грешит – на Афоне молятся
Содержимое
Литургия на Афоне совершается именно ночью. В это время молитва афонских монахов удерживает человечество от самого плохого, что может случиться, уверен епископ Климент (Вечеря).
Епископ Климент (Вечеря) на Афоне
– Владыко, сколько раз Вы были на Афоне?
– На Афоне я был уже 5-й раз, и все время он открывается по-особому. Святая Гора является своеобразной духовной реанимацией для тех людей, которые живут в суете современной цивилизации и в вихре всех сложностей современности. Афон – это место, где совершенно иная реальность, где все направлено на самую главную цель – достижение блаженной вечности и жизни с Богом. Поэтому, каждый раз ступая на землю Афона, есть надежда, что это паломничество станет особым Рубиконом и позволит по возвращении положить начало новой жизни, совершить новый этап в своем духовном развитии.
– Предыдущие разы получалось хоть на какое-то время сохранить это состояние?
– Сложно об этом судить, но есть такой термин «сохранить Афон». Под ним подразумевается необходимость после паломничества на Святую Гору как можно дольше сохранить в себе духовный покой и молитвенное настроение, которые приобретает каждый человек, пребывающий на Афоне. Молитвенное настроение можно снискать во время продолжительных богослужений в афонских монастырях, прибеседахс благодатными старцами, которые всегда говорят о необходимости молитвы и борьбы с грехом.
– В этот раз Вам удалось со старцами пообщаться?
– Эту поездку я посвятил подготовке к грядущему юбилею, празднованию 1000-летию древнерусского монашества на Святой Горе. Поэтому в первую очередь я посещал те места на Афоне, которые связаны с историей монахов, приехавших туда с Руси и с Украины: Русский Пантелеимонов монастырь, его скиты, скиты других славянских монастырей, приютившихнаших древних соотечественников. Пантелеимонов монастырь имеет неоценимое сокровище в лице старца-игумена, схиархимандрита Иеремии. Ему уже пошел 101-й год. Он является свидетельством того, что вера побеждает все немощи и слабую человеческую природу. Говорят, что ему даже больше, чем 101 год.
Несмотря на свой преклонный возраст, схиархимандрит каждый день посещает богослужения, вместе с братией приходит на все монастырские трапезы, мероприятия и раз в 2 недели вместе со своим помощником ездит на своей машине в Салоники, чтобы закупить нужное для монастыря. Вот когда смотришь на такого человека, то понимаешь, что любые немощи – когда мне плохо, когда нет настроения, когда я болею – не могут сравниться с тем подвигом, который более 100 лет несет схиархимандрит Иеремия.
Схиархимандрит Иеремия (Алехин) и Митрополит Онуфрий на Афоне в Пантелеимоновом монастыре
Видео (кликните для воспроизведения). |
– Что-то было сказано об Украине в этот раз, слова поддержки? Мы знаем, что на Афоне молятся о нас.
– На Афоне в Пантелеимоновом монастыре проживает очень много выходцев из Украины. Это отец-игумен, приехавший на Афон из Свято-Успенского Одесского монастыря. Духовник этого монастыря – отец Макарий, родом из Черниговской области. Много и другой братии, которые прибыли из других регионов Украины. Все они искренне переживают о случившемся на земной родине. На каждом богослужении совершается особая молитва об Украине, об Украинской Православной Церкви, об украинском православном народе. Эта молитва возносится со слезами на глазах, с искренней верой, что только Господь и Покров Божией Матери могут принести украинской земле мир и прекращение всех тех нестроений, которые ее постигли.
В этом году я уже второй раз посещаю Афон и, когда слышу молитвы об Украине или сам произношу их во время ночного богослужения, искренне верю, что они не дают возможности скатиться в еще больший хаос и в политические противостояния, а способствуют укреплению надежды на мир и прекращению войны.
– Есть ли афонские пророчества о будущем Украины, мира?
– Я с осторожностью отношусь ко всем пророчествам и приезжаю на Афон для того, чтобы самому помолиться и попросить молитв у других. Верю, что молитва афонских старцев сотворит чудо. Если нас сегодня постигли огненные испытания, то в этом необходимо увидеть определенный Промысел Божий и надеяться на то, что нашими молитвами и нашим покаянием мы сможем вновь прийти в умиротворение и преодолеть все искушения.
– Любой человек, живущий на земле, в разных проявлениях ищет одно –любовь. Можно ли сказать, что на Афоне любовь ощущается и живет во всей своей полноте?
– Люди, которые отреклись от мира и уехали в свое время на Святую Гору, посвятили себя исполнению Божьих заповедей. Известно, что первая и наибольшая Заповедь говорит нам о любви к Богу и о любви к ближнему. Все устройство жизни на Афоне, организация быта монахов направлены на исполнение заповеди о любви к Богу и ближнему. Например, продолжительные богослужения, которые не только утомляют, но и впечатляют всех приезжающих на Афон, в первую очередь вдохновлены любовью к Богу. Они являются свидетельством того, что для афонских монахов молитва и общение с Богом – самое сладостное деланье. В то же время эти богослужения сопряжены с молитвой о мире всего мира, о святых Божьих Церквях, о народе не только Греции, но и тех стран, которые являются родиной монахов, прибывших на Святую Гору. Во время этой молитвы проявляется любовь афонских монахов к людям, находящимся за пределами Афона и, возможно, еще не познавшим истину, терзаемым от неведения истинного пути и жизни без Бога. Молитва афонских монахов простирается далеко и охватывает собой весь мир.
Афонские монахи молятся на протяжении всего дня, но Литургия совершается именно ночью, когда весь мир спит или грешит. В это время молитва афонских монахов удерживает человечество от самого плохого, что может случиться.
Скит Ксилургу. Фото: Сергей Шмель
– Очень часто паломники из Украины, России стремятся посетить как можно больше монастырей и скитов Афона и много времени уделяют экзотике греческих монастырей. Как и где Вы проводите время на Афоне?
Великая Лавра или Лавра Святого Афанасия
– Есть ли особые, что ли, сокровенные места на Афоне?
– Особым местом на Афоне является скит Пресвятой Богородицы, который называется Ксилургу. Его история, согласно недавно найденным документам, уже имеет более чем тысячелетний период. В следующем году будет особое празднование – 1000-летие славянского присутствия на Святой Горе. Переступая порог скита Ксилургу, я ощущал особый трепет, потому что именно туда почти 1000 лет назад, будучи еще совсем юным, приехал будущий подвижник преподобный Антоний Киево-Печерский. Скорее всего,именно там он принимал монашеский постриг, отрекался от мира и давал обеты, которые были для него ориентиром на всю последующую жизнь. Именно там преподобный Антоний постигал азы духовной жизни, затем их принес по благословению афонских старцев в Киев и всю Киевскую Русь. По его уставу и примеру были основаны первые монастыри на Руси. Скит Ксилургу назван в честь Успения Божией Матери. Преподобный Антоний, устраивая свой монастырь в Киеве, по примеру скита Ксилургу посвятил его Божией Матери.
Интересно, что сами афониты свидетельствуют о древности этого скита и в афонских монастырях есть определенная иерархия и субординация. Первая в этой субординации – Лавра святого Афанасия, монастырь Ватопед, монастырь Хиландар и другие монастыри. Всего 20.
Среди скитов Афона тоже есть определенная субординация иерархия. Может, субординация здесь не так ярко выражена, как в монастырях, но для всех очевидный факт, что русский скит Ксилургу является самым древним скитом на Афоне. Само слово «Ксилургу» обозначает древо дел. Скорее всего, русские монахи, которые пребывали на Святую Гору, по своему обычаю и по своему умению строили храмы и келии не из камня, как это принято в Греции, а из дерева. Поэтому и название скита связано с древоделанием. В каждом монастыре на Афоне есть ксилургу, то есть столярная мастерская. Испокон веков на Афоне среди греческих монахов сохранилось в русской фонетике название этого скита «Богородица». Греки почему-то не могут произнести первый звук этого слова, и получается: «ВОгородица». Именно так среди греков называется скит Ксилургу, и это еще свидетельствует о том, что этот скит имеет очень древнюю историю, которая абсолютно неоспорима среди многочисленных афонских историй, бытующих на Святой Горе.
Если попросить таксиста отвезти вас в скит Ксилургу, он не поймет, о чем речь. Если скажете – к Богородице, то все знают.
Подобная история и со скитом Пантелеимонова монастыря, который находится практически у начала Афона. Греки называют его скитом Крумница. В этом скиту находится хозяйственная территория Пантелеимонова монастыря. Там издавна выращивают оливки, виноград, что позволяет монастырюразвиваться, обеспечивать себя, а издержки продавать. Русские монахи любезно называли этот скит кормилицей, потому что именно он давал продукты питания. Греки не могли произнести подряд так много гласных в этом слове и вместо «кормилица» стали называть скит «крумницей». Так он и оформлен в официальных документах.
Кто не слышал об афонской молитве?
Кто не слышал об афонской молитве? Это всего лишь несколько слов: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».
Криком души «Господи» мы славим Бога в Его величии, Царя Израиля, Создателя видимого и невидимого мира, перед Которым трепещут серафимы и херувимы.
Сладчайшим воззванием «Иисусе» мы свидетельствуем о том, что Христос, Спаситель наш, здесь. Мы благодарим Его за то, что Он даровал нам жизнь вечную. Третьим словом «Христе» мы признаем, что Христос есть Сын Божий и Сам – Бог. Ведь нас спас не человек и не один из ангелов, но истинный Бог, Иисус Христос.
Затем с сокровенной просьбой «Помилуй мя» мы поклоняемся Богу и просим Его, чтобы Он смилостивился над нами и ради спасения исполнил то, о чем мы Его просим, чего желаем, в чем нуждаются наши сердца. Какая глубина в слове «мя»! Ведь речь идет не только обо мне самом, но и о всех, получивших гражданство в Державе Христовой, в святой Церкви. Ибо все они составляют часть моего Тела.
И в конце, дабы наша молитва была более полной, мы прибавляем слово «грешного», исповедуя свою греховность, как это делали все святые и так сделались сыновьями света и дня. Мы видим, что молитва включает в себя славословие, благодарение, богословие, прошение и исповедание.
Что же мы можем сказать, возлюбленные мои, об умной молитве? В наши дни, слава Богу, многие говорят о ней и издают невероятное число книг на эту тему. Даже дети сейчас знают, что это такое. Все от мала до велика спасаются ей.
Это прекрасно и потому, что и восточные псевдорелигии, и лжемиссионеры выдают за Божественные свои молитвы, которые на самом деле душевные, лживые и бесовские. Мы же должны познать истинное сокровище – умную молитву, память об имени Божием.
Веками Церковь, с одной стороны, в молитве беседует с Богом, с другой – ею воодушевляет своих чад и их освещает. Умное делание охватывает весь мир и доходит до каждого человека.
Но прежде, чем продолжить, позвольте мне рассказать вам об одном монахе, с которым я был знаком. Ему пришлось пережить в монастыре духовный кризис. Лукавый враг воспламенил его ум. Силы зла хотели отвести его от Церкви и превратить в «искателя истины». Его душа бушевала, как пенящиеся волны, и жаждала избавления от затруднения. Иногда он вспоминал о молитве, но она выходила слабой, ибо он сам уже утерял веру в нее. Его непосредственное окружение не в состоянии было ему помочь. Насколько бессильным становится человек, когда сталкивается с трудностями! Кто из нас не переживал такие мрачные ночи, ужасные дни и трагические испытания!
Итак, наш монах не знал, что делать. Дневные прогулки не помогали ему, сумерки его душили. И вот однажды ночью он почувствовал, что задыхается. Встал открыть окно келии, чтобы вдохнуть свежего воздуха. Кругом была темнота – около трех часов ночи. И вдруг он увидел, как свет озарил все вокруг! Он нагнулся, чтобы посмотреть, откуда исходит свечение, но не смог отыскать источника. Обманчивый мрак сделался светом, засияло сердце монаха. Свет наполнил всю его келию! Он подумал, что, быть может, все дело в лампаде? Но как могла керосиновая лампадка сотворить такой вездесущий свет!
Верно сказал псалмопевец Давид, что имя Божие дает нам жизнь: «Имене Твоего ради, Господи, живиши мя» ( Пс. 142:11 ). По дивному слову святого Григория Синаита, молитва – это пламень радости, благоухающий свет, апостольское вещание, благовестие Господа, извещение сердца, познание Бога, Иисусово радование и веселие души, милость Божия, луч умного Солнца Христа, благодать Божия. «Молитва – это Бог, творящий все во всем».
Да, в течение веков Церковь молитвой, с одной стороны, беседовала с Богом, а с другой стороны, воодушевляла своих чад. Ее отголосок наполнял все творение, и ее действия содействовали возрождению мира.
Итак, что же мы можем сказать об этом чудесном даре Божией благодати? О молитве, столь чтимой на Святой Горе?
Давайте растолкуем смысл молитвы, взглянем на ее историю, посмотрим на некоторые ее духовные предпосылки и на то, что для нее необходимо.
1. В Ветхом Завете Бог требовал от иудеев, чтобы они освящали Его имя. У Исаии говорится, что «они свято будут чтить имя Мое» ( Ис. 29:23 ). То есть за 800 лет до Рождества Христова Бог через Своего пророка обещал: «Они будут славить Меня и считать единственно святым, взывая к Моему имени, перед которым невозможно устоять человеку». Это Божественное обращение есть молитва, освящение, слава и поклонение Богу.
Кроме того, в Ветхом Завете сказано, что именем Божиим мы хвалимся (см.: Сир. 50:22 ), Ему исповедуемся (см.: Сир. 4:30 ), Им освобождаемся (см.: Сир. 51:3 ), Им спасаемся (см.: Иоил. 2:32 ), в Нем радуемся (см.: Пс. 88:17 ). Ведь там, где имя Господа, там и Его присутствие.
В Новом Завете Господь просит, чтобы мы взывали к Богу во имени Христовом (см.: Ин. 15:16 ). Апостол Павел, как вы помните, говорит, что Бог дал Сыну Своему «имя, выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено» ( Флп. 2– 10 ). Бог хочет от нас непрестанной молитвы (см.: 1Фес. 5:17 ).Один из мужей апостольских Ерма, желая, чтобы в нашем сердце и уме пребывало имя Иисусово, говорит, что мы должны опоясать себя именем Христовым, облечься в него и никогда не снимать его с себя.
Святитель Василий Великий знал и говорил об умной молитве в тех же словах, в которых она дошла до наших дней. И говорил, что она является всеобщей молитвой Церкви. Святой Иоанн Златоуст советовал: «Взывайте ко Господу с утра до вечера словами: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Давайте вспомним некоторых подвижников из Отцов Церкви, которые основные свои творения посвятили молитве.
Всем известна троица святых: ангелам равный Иоанн Лествичник, Исаак Сирин и Симеон Новый Богослов. Они писали о молитве и для монахов, и для мирян. Можно вспомнить и других: святого Нила Синайского, рассудительнейших преподобных Варсонофия и Иоанна, дивного ДиадохаФотикийского.
Необходимо сказать и о Григории Синайском, который принес молитву с Синая и оживил ее на Святой Горе в XIV веке. Конечно, Иисусова молитва и раньше существовала на Афоне, но этот святой обошел всю Святую Гору, чтобы сделать ее ежедневным правилом. Разумеется, и до этого на Афоне поддерживалась непрестанная молитва благодаря первым монахам-отшельникам, ибо исихазм тогда воспринимали как наиболее совершенный путь духовной жизни.
Кто не слышал о таких святых, как славный Максим Кавсокаливит, великийГригорий Палама, удивительным образом связавший догматику и православное учение о практике молитвы, святые патриархи Каллист, Исидор и Филофей и многие другие – Феолипт Филадельфийский, Каллист и Игнатий Ксанфопулы, которые и в теории, и на практике жили, творили и писали о молитве.
Что выделить нам из написанного и пережитого святым Никодимом Святогорцем, этим новым тайноводителем людей и мира в молитву и святоотеческую мысль? Его книги «Руководство» и «Добротолюбие» стали классическими наставлениями в молитве для всего мира.
2. Давайте зайдем в один из монастырей и посмотрим, что значит молитва для монаха, чтобы понять, какое место она может занять в нашей собственной жизни.
Мы знаем, что монастырь – это непрерывное единение братии и всей Соборной Церкви. Не было бы необходимости в монастырях, если бы они на самом деле не являлись собором, совершаемым каждую ночь и каждый день и свидетельствующим о том, что Христос присущ во времени и месте. Именно поэтому центр монастырской жизни – это ежедневная служба, а особенно Божественная литургия. Богослужебные тексты напояют монаха и становятся его собственным переживанием.
Собираясь в храме, монахи знают, что они там не одни, а со всеми ангелами и святыми, славящими Господа и празднующими день святого или какой-нибудь праздник. Божественная Евхаристия и само богослужебное собрание им приносят чувство присутствия Господа и своего мистического общения с ним. Насколько невидим Бог, настолько истинно это мистическое общение и насыщение от Него.
Общение с Богом во время богослужения, будучи первостепенным, продолжается в келии и повсюду, где совершается молитва, которая не просто воззвание, но нечто большее.
Молитва – это еще и вкушение Христа, Агнца Божия, Который присущ в воспоминании, в воззвании Его Божественного, страшного и сладчайшего имени. Это и питие благодати, возносящей человека. Так мы принимаем всего Христа и становимся отблеском Его Божественных свойств, богами, Богом обоженными, просвещенными и тайнодействующими.
Монах во время этой умной «литургии», по словам Святых отцов, «воистину насыщается манной Небесной». Это есть исполнение, но «намного больше» той «манны», которую символически и прообразно дал Бог для выживания. Они назвали ее «манна» (см.: Исх. 16– 15 и 31), что значит «я не понимаю, что это». Такое неопределенное название указывает на символический характер этого хлеба. Так и мы можем сказать: «Как велика эта молитва, упоминание имени Иисусова, таинственное приобщение Ему в любой миг. Ее воздействие подобно упавшим с неба хлопьям манны, насытившим и обрадовавшим народ. Манна – тоже молитва Иисуса, наполняющая и питающая нас с небес».
Следовательно, главная предпосылка для умного делания – вера в то, что это не просто молитва, но истинное общение с Богом и купель обожения благодаря действию Божественных энергий, исходящих от непостижимого Господа, Который через них сходит к нам и объединяется с нами, грешниками. Имея Бога, мы имеем Отца и Сына через Святого Духа. Само воплотившееся Слово, Царь Небесный, Тот, Кто может на одном Своем мизинце удержать весь мир, спускается к нам и ходит внутри нас.
Как на Тивериадском море, когда удивились ученики множеству рыбы, сказал Петру Иоанн: «Это Господь» ( Ин. 21:7 ), так и мы, расставляя мрежи молитвы, могли бы повторить: «Вот Господь!» – с полной уверенностью, ибо в том, что Он здесь, нас убеждает Церковь. Вот Он! Сам Бог!
Но чтобы верующий в молитве излучал свечение от присутствия Божия, ему необходимо вести богоугодный образ жизни. Если он жаждет Бога, то пусть и живет подобающе! Пускай старается избегать человеческого брюзжания и тщедушия, укрепляться Божественной силой, соблюдать аскезу, и да станет сосудом, удобовмещающим Божественные дары. Пусть желает очищения от всякого прегрешения, словом истины осведомленный в том, что это возможно, своей деятельной волей и благоволением Божиим устремится к максимальному бесстрастию и сделается богоподобным.
Поделиться ссылкой на выделенное
Видео (кликните для воспроизведения). |
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Верующая с малых лет. С детства читаю молитвы и праздную православные праздники.
Данный портал создан мной с целью сохранить священные тексты. Они собирались со всех уголков сети и личных архивов.