Молитву чтобы у человека проснулась совесть

Полное описание: Молитву чтобы у человека проснулась совесть - для наших любимых читателей.

Молитву чтобы у человека проснулась совесть

29 октября 2019, 21:55
почечная колика (1)
Екатерина, Украина

29 октября 2019, 21:07
о помощи сыну (1)
мама

29 октября 2019, 18:46
исцеление (2)
Людмила, Россия

29 октября 2019, 17:44
О вразумлении сына (3)
Елена, Москва

29 октября 2019, 17:05
о помощи сыну (3)
мама

29 октября 2019, 16:10
Спасение (3)
Андрей, Россия

29 октября 2019, 15:57
молитвы (4)
сестра

29 октября 2019, 15:43
Молитва за сына (3)
Георгий, Ростов-на-Дону

29 октября 2019, 10:30
спасение исцеление (6)
галина, молодечно

28 октября 2019, 17:06
Просьба (12)
Дмитрий

28 октября 2019, 16:29
Молитва за сына (9)
Георгий, Ростов

Webmoney
351483108113
Z 217817961633
R 603163189933

христианский молитвенный центр
молитва.ру — molitva.ru

Чтобы у человека проснулась совесть

Дата: 24 мая 2011, 20:06
От кого: Анна
Город, страна: Украина

Здравствуйте! Я пишу с такой проблемой:
мой муж долгое время работал под началом одного человека, причем хорошего знакомого. А этот человек каждый раз не доплачивал практически половину денег. Сначала мы только догадывались об этом — просто верить не хотелось. Но, не так давно, наши догадки подтвердились через третье лицо. Мой муж ушел от этого человека, он опять не заплатил, да еще и оболгал моего мужа, дескать, работал он плохо, работу «запарывал» постоянно. НО ведь это НЕ ПРАВДА! Обидно, что есть такие безпринцыпные люди.
Прошу помолиться, чтобы Боженька вразумил этого человека, чтобы он пришел и извинился перед супругом.
Заранее БЛАГОдарю!

Кол-во поддержавших эту молитву: 50

Администрация сайта публикует молитвенные просьбы практически «как есть», исправляя по возможности только орфографические ошибки (когда у нас есть время) или перепечатывая просьбы из «транслита» (латиницы) в русский алфавит. Во всем остальном, мы доверяем Богу в том, что Он слышит все молитвенные просьбы от нас, грешников, и не ставит препоны для нашей молитвы. Если вы, духовные братья и сестры, считаете, что какая-то молитвенная просьба неприемлема с христианской точки зрения, не осуждайте автора просьбы, но МОЛИТЕСЬ за него или нее, как Бог положит вам на сердце. Во всем да прославится Бог и да познают все Его любовь и спасение. Аминь.

Молитву чтобы у человека проснулась совесть

29 октября 2019, 21:55
почечная колика (1)
Екатерина, Украина

29 октября 2019, 21:07
о помощи сыну (1)
мама

29 октября 2019, 18:46
исцеление (2)
Людмила, Россия

29 октября 2019, 17:44
О вразумлении сына (3)
Елена, Москва

29 октября 2019, 17:05
о помощи сыну (3)
мама

29 октября 2019, 16:10
Спасение (3)
Андрей, Россия

29 октября 2019, 15:57
молитвы (4)
сестра

29 октября 2019, 15:43
Молитва за сына (3)
Георгий, Ростов-на-Дону

29 октября 2019, 10:30
спасение исцеление (6)
галина, молодечно

28 октября 2019, 17:06
Просьба (12)
Дмитрий

28 октября 2019, 16:29
Молитва за сына (9)
Георгий, Ростов

Webmoney
351483108113
Z 217817961633
R 603163189933

христианский молитвенный центр
молитва.ру — molitva.ru

чтоб у Олега проснулась совесть

Дата: 23 апреля 2011, 15:44
От кого: Не указано

Пусть у рБ. Олега проснется совесть , пусть он сам позвонит М. , а не «прячется», пусть вспомнит о том, что должен вернуть деньги. Пусть хотя бы поговорит, а не делает вид, что он ничего не должен возвращать. Вразуми его, Господи!

Кол-во поддержавших эту молитву: 22

Администрация сайта публикует молитвенные просьбы практически «как есть», исправляя по возможности только орфографические ошибки (когда у нас есть время) или перепечатывая просьбы из «транслита» (латиницы) в русский алфавит. Во всем остальном, мы доверяем Богу в том, что Он слышит все молитвенные просьбы от нас, грешников, и не ставит препоны для нашей молитвы. Если вы, духовные братья и сестры, считаете, что какая-то молитвенная просьба неприемлема с христианской точки зрения, не осуждайте автора просьбы, но МОЛИТЕСЬ за него или нее, как Бог положит вам на сердце. Во всем да прославится Бог и да познают все Его любовь и спасение. Аминь.

Молитву чтобы у человека проснулась совесть

29 октября 2019, 21:55
почечная колика (1)
Екатерина, Украина

29 октября 2019, 21:07
о помощи сыну (1)
мама

29 октября 2019, 18:46
исцеление (2)
Людмила, Россия

29 октября 2019, 17:44
О вразумлении сына (3)
Елена, Москва

29 октября 2019, 17:05
о помощи сыну (3)
мама

29 октября 2019, 16:10
Спасение (3)
Андрей, Россия

29 октября 2019, 15:57
молитвы (4)
сестра

29 октября 2019, 15:43
Молитва за сына (3)
Георгий, Ростов-на-Дону

29 октября 2019, 10:30
спасение исцеление (6)
галина, молодечно

28 октября 2019, 17:06
Просьба (12)
Дмитрий

28 октября 2019, 16:29
Молитва за сына (9)
Георгий, Ростов

Webmoney
351483108113
Z 217817961633
R 603163189933

христианский молитвенный центр
молитва.ру — molitva.ru

Очень мучает совесть.

Дата: 10 января 2013, 12:30
От кого: Не указано

Мужа пытается увести другая женщина, он сразу сказал, что любит меня, что это случайность, что нужно время и пожить пока отдельно, что бы понять как дальше нам жить, а я залезла в его телефон и увидела видео, где они с разлучницей вместе гуляли. Было очень больно, невыносимо, и я обманула его, сказала, что она (разлучница) мне сама написала и рассказала об их с ним романе, после этого он ее возненавидел, а меня жалеет. А я каждый день плачу из-за того, что поступила так. Удержала его нечестным путем. Если расскажу ему, это точно разрушит нашу семью. Но и без него своей жизни не вижу.
Господи, прошу, прости меня за содеянное, очень каюсь, совесть мучает.
не знаю как выйти из этой ситуации.
Прошу, дай счастья той девушке, пусть у нее будет все хорошо.
И пусть у нас с мужем все наладится. Мы друг друга любим, это правда.
Не знаю что делать, дайте мне совет, прошу вас!

Кол-во поддержавших эту молитву: 28

Администрация сайта публикует молитвенные просьбы практически «как есть», исправляя по возможности только орфографические ошибки (когда у нас есть время) или перепечатывая просьбы из «транслита» (латиницы) в русский алфавит. Во всем остальном, мы доверяем Богу в том, что Он слышит все молитвенные просьбы от нас, грешников, и не ставит препоны для нашей молитвы. Если вы, духовные братья и сестры, считаете, что какая-то молитвенная просьба неприемлема с христианской точки зрения, не осуждайте автора просьбы, но МОЛИТЕСЬ за него или нее, как Бог положит вам на сердце. Во всем да прославится Бог и да познают все Его любовь и спасение. Аминь.

Как пробудить в человеке совесть?

Совесть — это как, например, музыкальный слух. Или она есть, или ее нет.

Поэтому пробуждать совесть в тех, у кого ее нет, бессмысленно.

С одной стороны, совестливым человеком легко манипулировать. И это слабое звено. Но, с другой, если все будут бессовестными, то жизнь превратится в дикие джунгли.

Если Вы видите в своем окружении бессовестного и наглого человека, и понимаете, что ему это нравится, то лучше отвернуться от него (если возможно). Пробуждение совести лишь отнимет у Вас энергию и время, а результат будет нулевой.

Читайте так же:  Добротолюбие о Иисусовой молитве

Может ли молитва облегчить Вашу совесть?

Кому-то совесть облегчить может и, если 100 000 кинуть кинутой жене с годовалым ребенком.

Относительно молитвы. Есть покаянные молитвы. Они тоже могут облегчить совесть.

Теперь перейдем от совести к душе и к Богу.

Душу очистить, а значить, избавить ее от мук и страданий может только Бог, если человек раскаивается в содеянном, просит у Бога прощения, и желательно, у того кому причинил зло. Также человеку нужно исправиться. Иначе молитвы окажутся звоном пустым и Бог может отвернуться от того человека и перестать ему помогать, так как Бог не на стороне беззакония, ибо Он дал Закон, то есть, на стороне закона.

Как мучает совесть? Что при этом происходит? Какие ощущения?

Совесть — существо опасное, в Подругах мало у кого значится.

Это вполне объяснимо, учитывая происхождение совести.

А происхождение у Нее ого-го, не то, что у нас с Вами.

«И сотворил Господь человека, и сотворил его по Образу и Подобию Своему.»

Очень часто у людей возникает естественный вопрос, где же этот Образ Божий? Где же это Подобие Божие в человеке. Что-то не видать, даже под микроскопом. И вполне закономерно спрашивают.

А вот у людей, живших 5 тысяч, 3 тысячи лет назад, даже 1 тысячу лет назад таких вопросов не возникало.

Очень хочется открыть эту страшную тайну, которую мне посчастливилось узнать, хотя ни до тех, ни до других я еще не дотянула.

Только сомневаюсь, что открытие тайны возникновения совести в людях, влекущее за собой необходимость действовать, кому-то может быть интересным.

Совесть, это то что Бог вкладывает в КАЖДОГО, это голос Божий в тебе.

Поэтому и называется он СО — ВЕСТЬ, сокращенно от: совместная с Богом весть, знание о тебе самом, о твоих поступках, о твоих мыслях.

СОВМЕСТНАЯ с БОГОМ. Поэтому совесть никогда тебе не солжет.

Но ее можно заглушить. Рецептов писать не буду, их у каждого — навалом.

Ведь Бог не неволит никого, у человека до последнего вздоха есть право выбора. Бог может подсказывать, тихонько шептать, встряхивать в ночи, но никогда не станет Вас принуждать.

Видео (кликните для воспроизведения).

А вот что все-таки Совесть — Образ или Подобие Божие в человеке, не напишу. Может, хоть один из БВшников заинтересуется святоотечественной антропологией (учением о человеке), и откроет это для себя сам.

Как очистить совесть?

В апостольском чтении пятой Недели Великого поста мы слышим такие слова: «…Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр. 9:14).

Апостол Павел говорит о совести. При всяком упоминании о таком предмете, как совесть, самому честному человеку станет немного не по себе. Кто из нас не чувствует вины перед самым неподкупным судьей – совестью? Кто мог бы сказать так, как Павел однажды ответил фарисеям: «Я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня» (Деян. 23:1). Да и сам апостол в этой фразе наверняка не хотел сообщить о своей безгрешности. В данном случае он скорее подразумевал исполнение Моисеева закона, чем внутреннюю чистоту души.

«Грехопадения кто разумеет? От тайных моих очисти мя» (Пс. 18:13), – вопил Давид к Творцу, свидетельствуя этими словами глубочайшую зараженность человеческой души, а значит и некоторую нечистоту совести даже и у праведных людей. Кто может прожить жизнь, ни разу не согрешив? Чьи уста никогда не произнесли гнилого слова? Чьи глаза ни разу не посмотрели туда, куда нельзя было смотреть? Кто сохранил уши от сплетен и клеветы? В каком сердце не рождались помыслы злобы, мести, осуждения?

Все это «богатство» хранит наша совесть. Память забудет, а она запомнит. Ум скажет: ерунда, так все делают. А совесть ответит: дрянь ты, брат, перед Богом и перед людьми. Она как губка, которая после уборки грязной квартиры продолжает хранить смытую грязь в себе.

Как же можно очистить совесть? Например, по пытаться адекватно возмещать свои бывшие беззакония, заменяя прежние грехи соответствующими добродетелями. Блудил? Стань целомудренным. Пил? Полюби трезвость. Объедался? Облобызай пост. Воровал? Подай милостыню.

Однако далеко не всегда можно таким образом очистить свою совесть. Бывают необратимые поступки, и бывают неисправимые слова. Невозможно адекватно исправить, например, грех убийства – человека не вернешь. Не всегда получится вновь соединить разрушенную когда-то семью. Далеко не у всех людей, обиженных нами, мы сегодня можем попросить прощения. Река времени безвозвратно унесла не только бесчисленное множество наших преступлений, но и многих из тех, перед кем мы виноваты.

Поэтому такой способ очищения совести хорош, но действует не всегда. Изменчивость жизни и убийственность греха не дают ему быть универсальным.

Есть еще вариант «разобраться с совестью», очень популярный сегодня – визит к психологу. Представитель этой профессии в наше время все больше и больше занимается той функцией, которую раньше всегда выполнял священник – работой с человеческой душой. Да только современный психолог вряд ли скажет нам, что совесть – это Vox Dei, голос Божий в человеке. Скорее он объяснит, что она бывает авторитарная – навязанная воспитательными институтами, такими как Церковь, семья, традиция, и гуманитарная – независимая реакция личности, голос нашего «подлинного Я». И, конечно же, нас призовут слушаться гуманитарной совести, «быть собой», делать что нравится и «не заморачиваться».

Сегодня люди воспринимают совесть как проблему – она всем мешает, от нее буквально хотят избавиться. Психология иногда так и обозначает совесть: «сложная психологическая проблема». А проблема – это то, что нужно решать, устранять.

Но апостол Павел, очевидно, совсем по-другому смотрит на «проблему» совести. Он говорит о том, что ее невозможно обойти как досадное препятствие, но она действительно может быть очищена. И как совесть имеет не земное происхождение, а небесное, то и очищение это происходит не человеческими средствами, но божественными. «Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел», – говорит проповедник.

Не будем спрашивать, как это происходит, братья и сестры. Мы очень мало можем понимать таинственные процессы, происходящие в реальности духовной. Павел пишет, что именно там, в вышнем мире, Христос принес в жертву за нас Свою Кровь, войдя в небесную скинию. А здесь, на земле, что? А на земле мы принимаем Тело и Кровь Христовы во оставление грехов, а значит, и в очищение совести, потому что совесть нечиста именно из-за грехов.

В этом Таинстве мы получаем настолько сильное удостоверение очищения нашей совести, что нам уже не нужны другие доказательства. Думаю, что каждый из нас хоть один раз в жизни пережил чувство действительного, несомненного очищения совести после причащения Святых Христовых Тайн. Конечно, Причастие всегда имеет одну и ту же силу, как и Христос всегда имеет одну и ту же божественную силу. Но иногда Господь особым образом открывает нам величие этого Таинства, и мы всем сердцем чувствуем, как становимся другими: как исчезает бремя, лежащее на душе, просветляется ум, ослабляется или совсем пропадает та или иная страсть, совесть очищается. В такие минуты на каждое наше «Господи, помилуй» мы слышим ответ: «Прощаются тебе грехи твои. Иди с миром». В такие минуты хочется умереть, не в смысле «не жить», но разрешиться от тела и быть с Господом.

Читайте так же:  Молитва чтобы начальство уважало и любило

Такое очищение совести есть полное и совершенное, так как Христос совершенен. Но «по вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29). Верующий очищается настолько, насколько он сам этого хочет и насколько верует в это. Господь спасает человека не без человека.

Обратим внимание на окончание апостольской мысли. «Очистит совесть нашу от мертвых дел», – говорит он, – «для служения Богу живому и истинному». Христос очищает нашу совесть не для того, чтобы мы лежали на диване и говорили: я спасен; но для служения Богу! Очищенный сосуд должен наполниться благодатью, иначе может произойти беда. Евангелие предупреждает нас: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12:43–45).

Христос очищает нас, прощает, спасает, милует. Но все это для того, чтобы мы служили Ему «каждый тем даром, какой получил» (1 Пет. 4:10). Конечно же, всякий христианин так или иначе служит Богу постом, молитвой и трудом по исполнению заповедей. Но, кроме того, должно быть еще свое, индивидуальное служение. Или проповедь, или волонтерство, или какая-то особая милостыня, или благотворительность, или еще что-нибудь. Нужно найти свое призвание и служить в Церкви!

Нам трудно это сделать, потому что наше сознание, как и сознание всякого современного человека, потребительское. Мы так воспитаны. Мы приучены ежедневно приобретать и потреблять, приобретать и потреблять. Мы все время имеем дело с какими-то товарами: от еды и до карточек метро. Это сознание потребителя мы приносим и в Церковь. Приходим в храм, ставим свечи, пишем записки, и пребываем покойны – дескать, я свое отдал. И, конечно же, ждем чего-то взамен. А взамен мы получаем Тело и Кровь Бога, получаем очищение совести. В храме мы окунаемся в целый океан благодати, мы впитываем живую воду православных проповедей, мы оставляем землю и прикасаемся к вечности. Мы перерождаемся, исцеляемся.

И после всего этого мы вполне искренне можем сказать: ну, спасибо, я пошел. А ведь мы получаем все это богатство не для минутного наслаждения, а «для служения Богу живому и истинному»! Луч благодати, искра слова Божьего должны зажечь в нас пламя ревности о Господе и желание служить Ему «каждый тем даром, какой получил».

Но как определить, какой у меня дар? Как найти себя во всем многообразии человеческих служений? Важно по крайней мере оживить в себе саму эту мысль. Если мысль о служении Богу будет понята и принята, ум и сердце начнут творческий процесс, который непременно приведет человека к чему-либо. Только необходимо спрашивать себя каждый день: как я могу послужить Богу? И у Него спрашивать: Господи, как я могу послужить Тебе? И тогда ищущий найдет и стучащему обязательно отворят.

Все дары, вложенные в нас Творцом, должны раскрыться в Церкви, как раскрываются цветы весной, раскрыться для служения Богу и ближним. Именно для этого нам подаются очищение совести и духовное исцеление. Или наоборот – не подаются, из-за нашего упорного эгоизма и нежелания служить кому-либо, кроме себя.

Давайте сегодня постараемся соединить в уме две мысли из нынешнего Апостола. Христос дарует нашей совести очищение для того, чтобы мы нашли свое место в Церкви и служили Богу через ближнего или ближнему во Имя Божие. Это и есть Церковь – Царство Божие, которое начинается уже на земле; духовный союз обновленных людей, служащих Всевышнему и друг другу. Господь служит людям, а люди служат Господу – это ли не рай? И в этот рай, дорогие христиане, мы можем войти. Войти с очищенной совестью и твердой решимостью служить «Богу, живому и истинному», как и Он приходил на землю, чтобы «послужить и отдать душу Свою» (Мф. 20:28). В этом опыте очищения и самоотдачи да откроется для нас новая жизнь, которая и составляет христианство – Царство Божие на земле – Царство чистоты, любви и служения.

Страх и совесть

Мысли в Страстную седмицу

Закончился Великий пост. Наступила Страстная седмица. И хотелось бы поговорить о тех чувствах, которые возникают и спустя какое-то время — увы — гаснут в наших сердцах в эти дни ожидания Светлого Христова Воскресения.

Страх и совесть — вот, что мы явно чувствуем, осознаем и представляем в своей душе, вспоминая евангельское повествование о событиях последних земных дней Спасителя нашего Иисуса Христа.

Вспомним иссушение смоковницы, покрытой богатой листвой, но бесплодной, о которой Церковь вспоминает в Великий Понедельник. Смоковница служит образом лицемерных книжников и фарисеев, которые не принесли истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. И вот уже в нас проснулся страх и встрепенулась наша совесть. Как часто мы похожи на эту смоковницу! Мы «цветем» вроде бы православными всходами, но не можем принести плода. Постоянно и всюду крича о своей вере, на деле мы оказываемся лишь притворщиками, словно актерами, принявшими на себя облик православных христиан, внутри же отнюдь не старающимися усердно следовать заповедям Христа.

Для проявления в той или иной среде мы сами лукаво определяем нужную степень «православности». Мы договариваемся или, скорее, «уговариваем» совесть на то, чтобы она свыклась с нашей «вариативностью» православной жизни. Приходя в Церковь, принимаем серьезный и сосредоточенный вид и внешне пытаемся проявлять себя как смиренного и добродетельного человека. Но вот мы выходим из храма и оказываемся в кругу семьи. А здесь уже, «снизив планку», по-другому проявляем свою «православность». А вот и работа или отдых с друзьями: тут мы иной раз и вовсе скрываем свою внешнюю принадлежность к Православию. И так, договариваясь с совестью, будучи в разных местах «по-разному православнымы», мы всё более и более уподобляемся вышеупомянутой смоковнице. И вот, как молния среди ясного неба, звучит евангельский приговор смоковнице, . наш приговор.

В Великий Вторник Церковь вспоминает о тех, кто услышал голос Божий и, заблаговременно подготовив светильник своей души и совести, радостно пошел на пир Небесного Жениха. Притча о десяти девах вновь напоминает нам о том, что необходимо постоянно очищать свою совесть и душу, чтобы они светили добрыми делами и молитвой. Не «время от времени» быть христианином, но, осознавая свою греховность, бояться и страшиться одного – оказаться не подготовленным к нашей встречей с Богом. Ведь она может наступить внезапно и не должна стать для нас «пугающей неожиданностью».

И вот время как бы увеличивает и одновременно замедляет свой ход. Начиная с Великой Среды мы проходим вместе с Христом скорбный путь, на котором всё чаще встречаем соприкосновения страха и совести. Два предательства встают перед нашими глазами. Одно из них – апостола Петра — порождено животным страхом, страхом за свою жизнь. Однако как же отличается оно по своим последствиям от другого предательства, совершенного Иудой! Очень ярко об этих событиях пишет митрополит Антоний (Сурожский):

Читайте так же:  Денис Борисов молитва на ночь

«Петр отрекся от Христа; Иуда Его предал. Оба могли бы разделить ту же судьбу: либо оба спастись, либо оба погибнуть. Но Петр чудом сохранил уверенность, что Господь, Ведающий наши сердца, знает, что, несмотря на его отречение, на малодушие, на страх, на клятвы, у него сохранилась к Нему любовь – любовь, которая теперь раздирала его душу болью и стыдом, но любовь. Иуда предал Христа, и когда он увидел результат своего действия, то потерял всякую надежду; ему показалось, что Бог его уже простить не может, что Христос от него отвернется так, как он сам отвернулся от своего Спасителя; и он ушел».

Стоит обратить внимание на свою жизнь и внимательно посмотреть, нет ли в ней места отречению и предательству Христа. Несомненно, многие из нас считают, что никогда бы не поступили подобно Иуде. Но в обычной жизни мы часто нарушаем заповеди, грешим, далеко заходим в своих пороках. А совесть всё это время не молчит: она, подобно «навигатору духовной жизни», напоминает нам, что мы идем не по той дороге, которую следует избрать. Но мы стараемся «отключить» совесть. И однажды наступает такой момент, когда мы отчетливо понимаем, что совесть не умолкает и, более того, она — права. И вот перед нами, если мы особенно тяжко грешим, встают два пути: понадеяться на любовь Божию и, покаявшись, вернуться на путь спасения или же под действием лживого страха, внушенного нам дьяволом, уйти самовольно из жизни. Враг рода человеческого способен настолько исковеркать и вывернуть наизнанку нашу совесть, что уже и Бог будет представляться нам лишь как неумолимый и абсолютно немилосердный Судия, только и способный обречь нас на вечные страданья.

«Компромисс» — слово, которым мы часто оправдываем свои не вполне праведные поступки. Мы находим вроде бы для всех выгодную полуправду и, наплевав на совесть, возводим её в разряд «единственно возможного решения». Так поступил когда-то Пилат, когда, предав Христа на страдания и смерть, умыл при этом руки, словно засвидетельствовав этим свою непричастность к последствиям принятого им решения. Пилатом руководил страх — быть снятым с должности, страх пойти против толпы. «Мнение окружающих» пересилило свет совести в его душе. Это трусливое и постыдное «мнение окружающих» когда-то застило глаза царю Ироду и сподвигло его дать согласие на отсечение головы Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна.

Как часто мы становимся пленниками этой компромиссности? Мы предаем Христа и православную веру и при этом «умываем руки», а, точнее сказать, «заглушаем совесть». Мы поступаем так, когда ищем оправдания себе в каких-либо вроде бы «не особо тяжких» грехах или же перекладываем ответственность на других людей – неважно, подчиненных или начальствующих над нами. Но совесть не может замолчать совсем. Да и Господь любит нас, несмотря ни на что, всегда ожидая нашего покаяния. Порой Он вмешивается в естественный ход вещей, только чтобы мы избегли своего грехопадения. Вспомните незначительный, казалось бы, момент, описанный в Евангелии, когда к Пилату посылает людей его жена с просьбой: «не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф.27:19). Как часто Господь и нам через окружающих нам людей посылает такие «предупреждения», чтобы мы, заменив в своей душе низменный страх на страх Божий, не стали бы грешить и так отчаянно марать свою совесть.

И вспомним, наконец, проявления «страха Божия» у Креста, на котором был распят наш Спаситель. Слова благоразумного разбойника, обретшего веру в Бога и боящегося Его вдруг потерять. И вера воина Лонгина, стоявшего при кресте, выраженная им в словах: «Воистину — это Сын Божий». Впоследствии у Лонгина Сотника страх потерять обретенного Бога стал выше страха смерти, и он пострадал за Христа.

Заканчивается Страстная седмица, вот уже погребено Тело Спасителя. Рано утром спешат ко гробу, не страшась ничего и никого, жены-мироносицы. Страх окончательно побежден в их душах любовью к своему Учителю. Побежден совестью, которая говорит им, что они несмотря ни на что должны — пусть и в последний раз — проявить свою заботу, любовь и сострадание. И, конечно, их вера и любовь вознаграждаются. Так и мы способны и призваны побеждать в своей жизни низменные и приземленные страхи, тянущие нас к греху. Побеждать светом совести, источником которой является исполнение заповедей, данных нам Богом в Евангелии.

Очищение совести

Совесть есть внутренний мздовоздаятель за все дела и поступки человека. Своим происхождением она обязана не какому-либо тварному существу, но Самому Богу и является Его голосом, вопиющим внутри человека и удерживающим его от греховных действий. Она оценивает слова, дела и мысли человека, проникая во все сокровенные движения человеческого духа, имеет право или награждать за добро, или наказывать за зло. И притом этот страж Божий никогда не ослабляет своего контроля над человеком и всячески стремится дать надлежащее направление его нравственной деятельности. И в этом отношении она подобна слову Божию, которое содержит в себе непреложную истину и дает правильное направление всем хотящим богоугодно проводить свою жизнь. Так и совесть в своих определениях и наставлениях, по мысли святителя Тихона, бывает непогрешимой. И как слово Божие запрещает и считает недопустимыми для христианина нарушения нравственных норм, и даже угрожает за них судом и наказанием, точно так же поступает и богодарованная совесть.

Совесть является также равноценной закону Божию, который указывает, как должен жить человек, чтобы достичь единения с Богом. Нарушая закон, человек лишается милости Божией и ввергает свою душу в мучительное состояние. Подобным образом и совесть как нравственная сила нашего духа возвещает нам внутренний нравственный закон, судит о сообразности или несообразности наших поступков закону Божию и в соответствии с этим награждает или осуждает. «Не слушает кто совесть, — пишет Задонский подвижник, — не слушает и закона Божия и Самого Бога… Раздражает совесть, раздражает и Самого Бога. И таковые христиане, которые против совести грешат, истинно Бога не почитают, но суть лицемеры: Бога бо без чистой совести почитать невозможно». Следует отметить и то, что совесть в своей истине и чистоте всегда пребывает неизменной и подкупить ее какими бы то ни было средствами со стороны грешника совершенно невозможно. Она всегда стоит на страже Божественного закона и тех, которые нарушают его, жестоко карает. И если закон внешний, богооткровенный, и закон внутренний — совесть за исполнение норм христианской жизни обещают вечное блаженство, то за злые дела они угрожают вечным мучением, т. е. оба этих закона будут свидетельствовать в вечности или в наше оправдание, или в осуждение.

И вот самым лучшим средством, успокаивающим совесть и умилостивляющим Бога, является истинное покаяние, которое примиряет человека с Богом и возвращает ему утраченное через грех блаженство. И если христианин не хочет своей жизнью оскорбить Бога и навести Его праведный гнев на свою душу, то он должен охранять свою совесть, оберегая ее от уязвления злыми делами и от нарушения «ее благоприятного мира».

Благодатными средствами очищения совести являются также молитва и рассудительность, помогающие человеку правильно осознать свое назначение и указывающие ему путь, ведущий к источникам вечной радости. Эти добродетели не только помогают совести в борьбе с грехом, но они отрезвляющим образом действуют на все душевные силы человека, возбуждая в нем ревностное стремление к богоугодной жизни.

Читайте так же:  Торсунов молитвы православные

Процессу очищения совести способствуют и прочие добродетели, и вообще весь строй богоугодной христианской жизни; ведь здесь от христианина требуется мобилизация всех его внутренних духовных сил. Только благодаря этому он сможет, при постоянной благодатной помощи свыше, достигнуть чистоты совести и соединиться с Источником жизни — Богом.

Источник: схиархимандрит Иоанн (Маслов). Святитель Tихон Задонский и его учение о спасении

Мать пробуждает совесть. Часть 2

Ни стыда ни совести

Совесть тесно связана с понятием стыда. Даже пословица существует: «Есть совесть – есть стыд, а стыда нет – и совести нет». Со стыдом сейчас из рук вон плохо. Достаточно выйти на улицу и поглядеть на щитовую рекламу, на женские наряды, включить телевизор, войти в интернет.

Стыдно бывает перед людьми, а совестно перед собой, ведь совесть – внутренний голос. Никто, кроме самого человека, его не слышит. «Совесть, – как указывает доктор психологических наук Т.А. Флоренская, – более глубокое и зрелое переживание, побуждающее к осознанию нравственного нарушения». Если голос совести звучит отчетливо, то внешних воздействий в виде поощрений и наказаний не требуется. Сейчас для многих родителей вопросы поощрения и наказания детей вышли на первый план именно потому, что в детях не развиты стыдливость и совестливость.

А как они могут быть развиты, если маме самой не стыдно?

Маленькая городская зарисовка: водитель автобуса, то ли с Кавказа, то ли из Средней Азии, видимо, недавно работает на маршруте и перепутал дорогу. Мужчины, человек десять, молчат, ожидая, когда шофер сам вырулит на нужную улицу. Проходит несколько минут. Симпатичная молоденькая мама не выдерживает и, обложив шофера громоздким матом, командует мужу: «Иди покажи этому козлу дорогу!» Полуторагодовалый сынишка взирает на эту сцену из прогулочной коляски и впитывает впечатления.

А вот обрывки разговоров мамочек на детской площадке:

– Я вчера так устала! Пришла домой и вырубилась.

– Тебе хорошо, у тебя характер такой – ты и в школе не парилась. А я даже в институте из-за оценки на экзамене всех готова была порвать!

– Чего ревешь?! (Это двухлетнему малышу.) Ты же мужик!

– Мой вчера нажрался – лыка не вязал…

– Да ладно! С кем не бывает! (Далее идут воспоминания молодости: как хорошо когда-то сами «погудели», кто сколько выпил и где валялся; все это рассказывается без малейшего стеснения, а наоборот, с большим удовольствием.)

И что характерно, с виду это совсем не оторвы, как было еще недавно, а вроде бы нормальные молодые женщины, что называется «из хорошей семьи», учились в «нормальных» школах (так сейчас говорят про лицеи или гимназии), получили или получают высшее образование. То есть, это не люди низкого пошиба, не полууголовные элементы, для которых всегда были характерны развязность и бесстыдная бравада своими безобразиями, а тот самый средний класс, который, по идее, служит оплотом стабильности общества. А значит, и оплотом культуры, ведь если общество утрачивает культуру, оно автоматически начинает деградировать, распадаться.

Если заглянуть на интернет-форумы, то вообще волосы встанут дыбом. В каких выражениях и подробностях делятся сейчас женщины опытом рождения ребенка и оценивают роддома. Цитировать не буду, желающие могут ознакомиться со «срамными глаголами» сами. И что самое показательное, собеседниц они не шокируют! Девушки не видят в такой манере выражаться ничего постыдного. А если кто-то и видит, то предпочитает помалкивать. Наверное, чтобы не нарваться на хамство или не прослыть ханжой.

Некоторые актрисы, которых СМИ (да и они сами) называют православными, снимаются голыми. На вопрос, как относится к этому их ребенок, отвечают: «Нормально. Это работа». Еще больше женщин мечтает о карьере модели для дочек. Во всяком случае, соответствующие агентства не испытывают нехватки кадров. Одна такая мать упорно искала хорошего психолога, причем обязательно православного, поскольку (она это особо подчеркивала) дочь с детства в Церкви и не нужно, чтобы какой-нибудь светский специалист задурил ей голову. Что же волновало маму? Может быть, то, что дочь, которую она с 10 лет отдала в модельный бизнес, рекламирует бикини и даже фотографируется обнаженной, но с крыльями за спиной, изображая ангела? Отнюдь. Мама расстраивалась, что дочка выросла… закомплексованной, не уверена в себе и от этого находится в состоянии хронической депрессии.

Другая мама, интеллигентный человек, кандидат наук, зачем-то согласилась принять участие в телепередаче, где родственники (вместе с ней в студию пришли ее уже весьма пожилая мать и взрослая дочь) склочничают и предъявляют друг другу претензии за свою неудавшуюся жизнь. А потом выясняется, что все их беды проистекают от неумения модно одеться и создать привлекательный имидж.

– Зачем она туда пошла? – недоумевала моя подруга. – Зачем позорилась? Я же эту семью сто лет знаю. Нормальные люди, ничего похожего на то, что говорилось в передаче, про них не слышала. Что они там плели?! Как теперь людям будут в глаза смотреть?

А так и будут – спокойно и даже с гордостью. Их же никто не заставлял участвовать. Я даже допускаю, что на самом деле это был постановочный эпизод. Кто-то из знакомых, работающих на телевидении, предложил сняться в передаче, озвучить заранее заготовленный текст и получить в награду комплект модной одежды, которая якобы должна разрешить все жизненные и семейные трудности. И люди подумали: «А что такого? Ну, поучаствуем. Мы же не взаправду будем друг с другом ругаться».

А то, что в такой телесклоке в принципе участвовать стыдно, независимо от того, всамделишной там обливают друг друга грязью или нафантазированной сценаристом, уже ускользает от понимания. На фоне откровенного повседневного разврата это в порядке вещей.

Понятие греха облегчает воспитание

Между тем дети очень рано и без подробных объяснений понимают слово «грех». Меня всегда это поражало, ведь и слово не из сегодняшней жизни, и смысл его не такой уж простой. Сколько взрослых грешит «бесстыдно, беспробудно», а пойди докажи, что грешат. Сколько ни бейся – ничего не докажешь, если у человека «своя правда». Но детская душа, еще не замутненная страстями и пороками, проявляет куда большую мудрость и легко понимает то, что потом, во взрослом возрасте, может отказываться воспринимать.

Когда моя дочь была маленькой, слово «грех» в обиходной речи почти не употреблялось. Конечно, его все знали, но оно было непопулярно, попахивало «религиозным мракобесием», а значит, неблагонадежностью, которую тогда тоже называли иначе: про благонадежного человека принято было говорить, что он политически грамотен и морально устойчив.

Я не помню, из-за чего разгорелся сыр-бор, что именно натворили мои дети. Вряд ли нечто из ряда вон выходящее – они вообще-то были не хулиганистые. Но, тем не менее, провинность была, и – это я запомнила хорошо – мне никак не удавалось донести до них, что так себя вести нельзя. Восьмилетний сын доказывал свою правоту и кивал на товарищей: дескать, их за то же самое не ругают. Я приводила аргументы, но они казались ему неубедительными, он все больше входил в раж, спор грозил затянуться до ночи. Трехлетняя дочка в силу возраста в наших дебатах полноценно участвовать не могла, но внимательно наблюдала за их ходом и, судя по выражению лица, поддерживала брата. Я почувствовала себя в тупике. Можно было, конечно, наказать ребят и тем самым положить предел дискуссии. Но воздействовать силовыми методами, не добившись понимания, мне не хотелось, поскольку я не сомневалась, что в этом случае все повторится вновь. И тут я неожиданно для себя самой воскликнула:

Читайте так же:  Молитва от бородавок на убывающую

– Ну что тут долго доказывать?! Нельзя так себя вести! Понимаешь? Нельзя! Это грех.

И он так же неожиданно понял. И не только он, но и малышка. Причем даже быстрее брата. Я это сразу увидела по глазам. Секунду назад они смотрели исподлобья, не по-детски напряженно и набыченно, как бы отгораживаясь от меня и от моих слов. А упоминание о грехе, будто копьем, пробило незримую стену, и я сразу увидела, что детям стало стыдно. Не страшно, что мама сейчас разгневается, а именно стыдно. И мне не пришлось даже маленькой дочке объяснять значение незнакомого слова. Потому что в глубине души они изначально понимали мою правоту, но своеволие мешало это признать, им хотелось настоять на своем. А непривычно звучащее, но такое важное для души слово мгновенно расставило все по местам.

Пару лет назад школьная подруга вспомнила эту историю и сказала, что ее тогда поразила моя фраза: «Понятие греха облегчает воспитание». Она показалась ей странной и спорной. (Мы тогда вообще любили спорить «до хрипоты», это считалось признаком интеллигентного человека.) Но прошло время, и на примере собственных детей она убедилась, что да, действительно легче. Хотя в храм до сих пор не пришла…

Так что в деле нравственного воспитания положение у православных мам куда более выигрышное, чем у невоцерковленных женщин. На первый взгляд может показаться наоборот, ведь верующие люди часто идут вразрез с веяниями времени и треплют себе нервы из-за того, на что невоцерковленный человек в наши дни даже внимания не обратит. Но тишь да гладь, когда все в семье довольны, вовсе необязательно свидетельствует о том, что семейный корабль движется в верном направлении. Если им не управлять, то легко налететь на риф или сесть на мель. Да и затишье нередко бывает перед бурей.

Зато у православных матерей есть четкие и незыблемые опоры в этом «вечно меняющемся», как бесовское наваждение, мире. Христос всегда Один и Тот же. Часто бывает достаточно лишь подумать: а как бы Он велел нам поступить в той или иной ситуации? – и там, где только что был туман, сразу появится ясность.

И не «давления» на детей следует сейчас бояться, а того, что наши законодатели, выполняя требования Совета Европы по защите прав ребенка, запретят домашние наказания. А такой закон будет означать, что детей нельзя не только шлепать или ставить в угол, но и вызывать у них чувство вины, поскольку это насилие. То есть, апелляция к совести тоже окажется под запретом. И за разговоры про грех, подобные тем, которые я вела с сыном и дочкой, можно будет получить штраф, а то и схлопотать срок.

Что помогает пробудить совесть?

Но как же все-таки не превратить нравственное воспитание в дубину, от которой дети будут потом шарахаться в разные стороны? Ведь не секрет, что излишнее давление и излишнее морализаторство действительно могут вызвать протест. Маме, для того чтобы ее поучения не навязли в зубах, необходимо иметь с детьми не формальные и не напряженные, а по-настоящему родственные, теплые, доверительные отношения. Нужно знать душу своего ребенка, знать, чем он дышит. Нужно преграждать доступ в его душу всякой мерзопакости, потому что иначе она будет дышать смрадом и оскверняться. Нужно давать ребенку душеполезные знания и впечатления. А для этого необходимо время. Если мама видит детей урывками – утром, торопясь на работу и спешно собирая их в садик и школу, а вечером, впопыхах готовя ужин и торопясь затолкать в постель, чтобы «выкроить хоть часок для себя», дети с малолетства привыкают, что их жизнь течет в каком-то ином, внесемейном пространстве. И отдаляются, не успев приблизиться.

Очень важно действовать, как сейчас говорят, «на позитиве»: не лениться подмечать правильные, совестливые поступки ребенка и выражать по этому поводу свое одобрение и радость. Мы же гораздо чаще замечаем, когда что-то не так, и начинаем «песочить». А ведь ребенок быстрей и охотней воспримет ваши слова, когда они у него будут связаны с чем-то приятным, а не со слезами и обидой. Допустим, сын-первоклассник обычно шумит, не желая считаться с тем, что у его маленькой сестренки послеобеденный сон. Не надо взывать к его совести, если вы видите, что ваши воззвания не производят должного эффекта. Лучше накажите. И если назавтра, памятуя о том, как вчера он из-за своей вредности лишился чтения на ночь, сын поведет себя более или менее сносно, то не просто похвалите, а подчеркните его совестливое, благородное поведение. Не напоминайте о вчерашнем наказании, а скажите, что умные, взрослые люди – такие, как он, – понимают, что нарочно шуметь и будить малышей стыдно. А бывают такие глупые эгоисты, у которых совесть не просыпается ни к 10, ни даже к 15 годам! И что вы одного такого когда-то знали. Никто с ним не то что дружить, а никаких дел вообще иметь не хотел! Если выбрать такую тактику, то в скором времени уже не вы сыну, а он вам будет напоминать, что, когда Лиза спит, шуметь нельзя.

Кстати, о чтении на ночь. Во многих литературных произведениях, в том числе предназначенных для детей, тема совести, греха, покаяния звучит очень отчетливо и проникновенно. Иначе и быть не может, ибо фундамент у русской и европейской культуры христианский. «Звездный мальчик», «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», «Незнайка», «Приключения Буратино», «Два брата» Е. Шварца, тот же носовский рассказ «Огурцы», «Косточка» Л. Толстого, «Черная курица» А. Погорельского дают мамам прекрасную возможность донести до ребенка, как важно жить в ладу со своей совестью. Но надо не только читать, а и обсуждать прочитанное, вместе размышлять, задавать вопросы, не рассчитывая на то, что ребенок и без ваших объяснений все поймет правильно.

А какая богатейшая, поистине неисчерпаемая сокровищница положительных примеров открывается перед православными матерями! Сколько возвышенных, чудесных и в то же время невыдуманных историй, которые трогают не то что детские, а и многие взрослые, огрубевшие сердца! Надо только самим не лениться расширять свой кругозор, а то среди современных родителей есть тенденция не напрягаться, ожидая, пока «компетентные специалисты» предложат им готовый конечный продукт типа списка рекомендуемой литературы, фильмов и т.п.

Видео (кликните для воспроизведения).

Конечно, все это возможно только при серьезном отношении к вере. Но в детстве это ведь тоже во многом зависит от матери. И далеко не последнюю роль здесь играет именно пробуждение совести, потому что она не позволяет, узнав о Христе, игнорировать Того, Кто столько для нас сделал и так за нас пострадал.

Молитву чтобы у человека проснулась совесть
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here